Сущность и структура социализации детей младшего школьного возраста в процессе инклюзивного образования
2020. — Т 8. — №5 — перейти к содержанию номера…
Постоянный адрес этой страницы — https://mir-nauki.com/75pdmn520.html
Полный текст статьи в формате PDF (объем файла: 278.4 Кбайт)
Ссылка для цитирования этой статьи:
Ибрагимова, Л. А. Сущность и структура социализации детей младшего школьного возраста в процессе инклюзивного образования / Л. А. Ибрагимова, Ю. М. Юсупова // Мир науки. Педагогика и психология. — 2020. — Т 8. — №5. — URL: https://mir-nauki.com/PDF/75PDMN520.pdf (дата обращения: 08.06.2023).
Сущность и структура социализации детей младшего школьного возраста в процессе инклюзивного образования
Ибрагимова Лилия Ахматьяновна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия
Профессор
Доктор педагогических наук
E-mail: laibra@yandex. ru
РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=329165
Юсупова Юлия Мухаматовна
ФГБОУ ВО «Нижневартовский государственный университет», Нижневартовск, Россия
Аспирант кафедры «Педагогики и педагогического и социального образования»
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлены результаты теоретического анализа, проводимого в рамках диссертационного исследования, и показали, что одной из задач образовательного процесса в школе является рассмотрение проблемы социализации младших школьников с особыми образовательными потребностями в инклюзии.
Раскрывается проблема определения социализации, анализируются сущность понятию социализация, и его структура в процессе инклюзивного обучения. В научной работе нашли отражение фундаментальные исследования по проблемам социализации в образовании Л.С. Выготского, А.В. Мудрик, А.Н. Леонтьева и других. Авторы также проанализировали научные работы по проблеме социализации среди молодых исследователей, таких как С.
Новая государственная политика периода становления гражданского общества в России, тенденции демократизации и гуманизации образования привели к смене парадигмы педагогической науки.
Признание уникальности и самоценности человеческой личности, переориентация образовательного процесса на самого ребенка, поиск новых толкований смыслов и результатов образования обусловили необходимость разработки новых педагогических стратегий, которые нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения. В существующих международных и федеральных нормативных документах инклюзия рассматривается в качестве одной из задач в развитие образования. Данный факт подкрепляется в таких документах как: Всеобщая Декларация прав человека (ООН, 1948), Декларация прав ребенка (ООН, 1959), Саламанкская декларация, а так же федеральные нормативные документы – законе «об образовании в Российской Федерации (от 29.
Ключевые слова: социализация; сущность социализации; структура социализации; технологическая структура социализации; инклюзивное образование
Скачать
Уважаемые читатели! Комментарии к статьям принимаются на русском и английском языках.Комментарии проходят премодерацию, и появляются на сайте после проверки редактором.
Комментарии, не имеющие отношения к тематике статьи, не публикуются.
Понятие, структура и содержание социализации личности.
Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.
Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.
Параметры социализации:
1)содержание процесса социализации:
а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;
б) формирование социальных установок и убеждений;
в) вхождение индивида в социальную среду;
г) приобщение индивида к системе социальных связей;
д) само актуализация «Я» личности;
е) усвоение индивидом социальных влияний;
ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения
и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и
взаимодействия с их членами;
умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:
а) сфера деятельности;
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
б) общения;
в) самосознания;
3) источники социализации:
а) передача культуры через социальные институты;
б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;
в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;
4) факторы социализации:
а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;
б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;фактор собственной социальной активности человека.
6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
Понятие, структура и содержание социализации личности.
От 250 руб
Контрольная работа
Понятие, структура и содержание социализации личности.
От 250 руб
Курсовая работа
Понятие, структура и содержание социализации личности.
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимостьЗаметки о социализации: введение, культура, структура, статус и конфликт
РЕКЛАМА:
Заметки о социализации: введение, культура, структура, статус и конфликт!
Введение в социализацию:
Социализация — это процесс социального роста посредством социального обучения. Индивид рождается в обществе; общество — это группа людей, которые зависят друг от друга в удовлетворении своих различных потребностей и которые также выработали определенные модели организации, которые позволяют им жить вместе и выживать как группа.
РЕКЛАМА:
Эти предписанные модели поведения и другие социально одобренные способы являются аспектами культуры. Таким образом, культуру можно определить как совокупность ценностей, ожиданий, верований, взглядов, обычаев и традиций, разделяемых членами группы или нации.
Первым агентом социализации ребенка является семья, за которой следует его членство в школе, религиозном учреждении, клубе и т. д. Каждая культурная группа имеет свои собственные способы решения универсальных проблем, таких как уход и обучение детей, кормление и приют члены группы и т. д., которые передаются последующим поколениям как культура этого общества.
Чтобы понять, как культура влияет на поведение, мы должны увидеть, как это влияет на процессы восприятия, мотивации, мышления и действия. Так, например, в обществе, где рыболовство играет важную роль, представители этого общества способны различать мельчайшие изменения в погоде и состоянии моря, которые в противном случае остались бы незамеченными большинством членов другого общества.
Мифы, обряды, религиозные церемонии, литература и живопись разных культур раскрывают их представления об их мире. Короче говоря, представления, понятия, убеждения, мотивы, ценности, привычки, обычаи и нормы являются продуктами обучения, а не наследования. Люди учатся вести себя в соответствии со своей культурой, потому что в культуре существует преемственность.
РЕКЛАМА:
Эта непрерывность помогает усилить склонность вести себя одобряемым образом и в то же время ослабить склонность вести себя неодобряемым образом. Большая часть этого обучения происходит в детстве. Поощрения и наказания формируют поведение маленького ребенка для приобретения привычек, типичных для данной культуры.
Заметки о культурных изменениях:
Хотя в культурах выработались определенные модели поведения, они не передаются из поколения в поколение, как волосяные пряди; вместо этого они постоянно меняются, иногда медленно, а иногда быстро. Причины культурных изменений многочисленны и сложны; они могут быть вызваны климатическими условиями, истощением природных ресурсов, технологическим прогрессом, наблюдаемым в наше время, и даже некоторыми идеологиями. Поскольку поведение индивида формируется культурой с момента его рождения, он по большей части не осознает тонкой силы культурных влияний на него.
Однако, когда он узнает об этих изменениях, он сталкивается с проблемой конфликта. Например, человек, воспитанный в ортодоксальном и традиционном образе жизни, может возмущаться современным мировоззрением нынешнего поколения и, следовательно, не может примириться с культурными изменениями.
Примечания к социальной структуре:
Как было сказано ранее, каждая культура имеет свои собственные модели поведения, поэтому каждая культура имеет свою собственную социальную структуру. Каждое общество взаимосвязано многими типами отношений. Социальные отношения можно в общих чертах разделить на три категории: (1) первичные социальные отношения, (2) отношения индивида к группе, (3) отношения между группами.
Во-первых, прямые отношения между людьми составляют основное взаимодействие в социальной жизни. Они первичны, потому что отношения между людьми являются самым ранним социальным опытом как в истории индивида, так и его группы. Они имеют первостепенное значение еще и потому, что именно ранние детско-родительские отношения во многом определяют взрослую личность.
Что касается второго типа отношений, то два процесса социального облегчения и социального торможения помогают определить отношение индивида к его группе. В повседневной жизни социальная фасилитация наблюдается в таких очевидных случаях, как люди больше едят и больше пьют в компании, чем в одиночестве.
Эксперименты показали, что работники выполняют больше работы вместе с другими, занятыми тем же видом работы, чем в одиночку. Точно так же те же эксперименты продемонстрировали процесс социального торможения.
РЕКЛАМА:
Таким образом, в то время как скорость и количество выступлений в совместной группе увеличиваются, качество исполнения часто снижается. Наконец, в отношении отношений между группами было показано, что они руководствуются двумя процессами, а именно группами социально-экономических интересов и группами социального участия.
Примечания о статусе и роли:
В обществе большая часть структурирования возникает из-за различий между людьми в товарах и услугах, которые они производят. Один человек может заниматься пошивом одежды, другой — обувью, а третий — контролем за производством на фабрике. В такой структуре мы обнаружим, что некоторые люди более важны для общества, чем другие. Другими словами, общество отводит людям определенные роли.
В некоторых обществах, например в Индии, где общество основано на кастах, социальная структура довольно жесткая, тогда как в других обществах, где преобладает классовая система, она очень гибкая. В сложившемся обществе люди классифицируются в соответствии с различиями, важными для удовлетворения потребностей общества.
Таким образом, общество присваивает каждому человеку то, что социологи называют статусом: возрастной статус, статус пола, статус занятости, социальный статус и т. д. Каждый статус представляет собой положение, отражающее различия между людьми в отношении обмена товарами и услугами для удовлетворения потребности общества.
Разные люди могут занимать определенный статус в разное время, и их статусы могут время от времени меняться. У каждого статуса есть своя роль. Это модель поведения, которую человек должен демонстрировать в соответствии с определенным статусом. Например, мальчики и девочки в очень раннем возрасте узнают, что от них ожидают разного поведения.
Отец как глава семьи играет роль, соответствующую его статусу. Точно так же работодатель, учитель и мать играют разные роли.
Различие между статусом и ролью заключается в следующем:
Первое относится к положению в социальной структуре, а второе — к поведению, соответствующему этому положению. В современном обществе, имеющем сложную социальную структуру, человек одновременно занимает множество статусов и, следовательно, выполняет множество ролей.
Так, например, человек является главой семьи, учителем, работником, членом церкви и т. д. Таким образом, он оказывается во множестве статусов и множественных ролях. Статус и роль являются важными и основными понятиями в понимании социальной структуры.
Заметки о конфликте ролей:
Изменения в статусе приводят человека к конфликту ролей, и это часто происходит в таком сложном обществе, как наше. Он обнаруживает, что роль, которой он научился в одном статусе, больше не подходит для нового статуса. Он становится неуверенным в том, какую роль играть, и когда он вынужден решить, он вовлечен в мотивационный конфликт.
Последствием этого конфликта может быть разочарование, тревога, враждебность и неспособность приспособиться. Многие проблемы подростков возникают из-за того, что им трудно приспособиться к изменяющимся моделям поведения, то есть к ролям, ожидаемым от них по мере их перехода из детства во взрослую жизнь.
Конфликт ролей становится очень важной проблемой в жизни некоторых людей. Так, например, в нашей стране, несмотря на гарантированное конституцией равноправие, график-каста испытывает острые проблемы с конфликтом ролей. Неравенство, беззакония и сегрегация в жилье, образовании, храмах, бизнесе и других доступных услугах провоцируют представителей кастового расписания на конфликты. Их надежды на повышение общественного признания, их стремление к восходящей мобильности в результате образования, превосходящего образование их родителей, похоже, не реализуются в действительности.
Заметки о социальных классах:
В каждом обществе статусы расположены по шкале престижа. Другими словами, люди считают одни статусы более благоприятными, чем другие, и соответственно им даются богатство, власть, уважение и почести. Исследования показали, что люди ранжируют разные профессии в зависимости от социального статуса.
Профессии, такие как врач, банкир или бизнес-менеджер, имеют очень высокий рейтинг, в то время как клерк или продавец имеют промежуточный ранг, а неквалифицированные фабричные рабочие имеют очень низкий рейтинг. В нашем обществе шкала престижа становится основой кастовой системы. Каждый человек принадлежит к одной из этих четырех, и на его принадлежность к определенной касте указывает его речь, одежда или какой-либо другой символ. Далее, каждая каста ограничена определенными занятиями и, следовательно, определенными видами социального поведения.
В западном обществе, где шкала престижа является основой социальных классов, формализация классов не так жестка. Существует большая классовая мобильность в том смысле, что человек низшего класса имеет все возможности подняться в статусе и, таким образом, подняться по шкале престижа.
Социально-классовая система часто поддерживает культурные, экономические и социальные барьеры, препятствующие участию в общественной жизни, и, таким образом, подавляющее большинство детей низших классов лишено возможности изучать какую-либо культуру, кроме культуры своей собственной группы.
Социальная классовая система влияет на опыт человека, например, на то, как он проводит свободное время, какие вещи считает важными, какую работу он попытается получить и как он будет воспринимать других так же, как и сам.
Хотя система социальных классов кажется необходимой для поддержания социальной структуры, она не так уж далека от врожденных дефектов, которые являются реальными препятствиями на пути прогресса на пути низших классов или каст.
Социальные классы различаются не только по статусу, но и по отношению к своим представителям. Эта разница в установках отчетливо проявляется в обучении и воспитании ребенка, в практике его воспитания. Родители из среднего класса, как правило, более строгие, чем родители из высшего класса. Родители из рабочего класса чаще применяют физические наказания к своим детям, чем родители из среднего класса. Люди высшего класса чаще стремятся к бизнесу и профессиональной профессии, чем люди низшего класса.
Наконец, исследования показали, что дети из семей высшего и среднего класса, как правило, имеют более высокий уровень мотивации достижения, чем дети из семей низшего класса. Из этих различий между разными социальными классами становится ясно, что взгляды и характеры представителей разных классов различаются. Они отличаются престижем, привлекательностью для окружающих, свободой слова, установками и убеждениями, методами воспитания детей, образовательными целями и даже определенными мотивами.
Главная ›› Эссе ›› Психология ›› Социализация ›› Эссе о социализации
Социальная структура и социализация компетентности
- DOI:10.17763/HAER.36.3.00415586K1121763 9012 2
- ID корпуса: 145613262
@article {Inkeles1966SocialSA, title={Социальная структура и социализация компетентности}, автор={Алекс Инкелес}, Journal={Harvard Educational Review}, год = {1966}, объем = {36}, страницы = {265-283} }
- А. Инкелес
- Опубликовано 1 сентября 1966 г.
- Социология
- Harvard Educational Review
Автор исследует мнение о том, что исследования должны учитывать «требования» социальной структуры к обучению компетентности, отмечая, что те аспекты социализации, которые непосредственно связаны с будущими ролями были забыты.
Просмотр через Publisher
Социальная стратификация и социализация компетентности
- Дж. Огбу
- 1979
Психология
В этой статье компетентность рассматривается как связь между социализацией и ролевым репертуаром взрослых. Традиционный подход к изучению социализации когнитивных, мотивационных и социальных навыков, или…
Образовательная реформа и социальные изменения
- Х. Левин
- 1974
Образование
Большинство современных обществ рассматривают систему образования как мощный инструмент социальных изменений. Однако в этой статье утверждается, что школы всегда будут использоваться для воспроизводства общества, а не для…
Личное и социальное образование: перспектива и практика.
- C. Murray
- 2001
Психология
Статья, основанная на опыте автора, работающего в качестве сертифицированного психолога-консультанта в школах Манчестерской зоны действий.
Расширение прав и возможностей граждан: перспектива развития.
- C. Kieffer
- 1983
Образование
Профилактика в социальных службах
Последние разработки в теории и исследованиях социализации
- Дж. Клаузен
- 1968
Социология
Понятие «социализация», а также совокупность исследований и теорий, подпадающих под это название, кажется почти бесконечно расширяемой. возможно. Первоначально нанятый социологом Э. А. Россом для…
Экологические стратегии профилактики в развитии сельских сообществ
- Портер Р.
- 2005
Психология
Журнал первичной профилактики
Теоретические вопросы и социальные индикаторы: метод социальных процессов
- W. Mcintosh, Gerald E. Klonglan, L.D. Wilcox
- 1977
Экономика, социология
Благосостояние включает различные уровни: индивидуальный, институционально-распределительный и общественный. Эти уровни взаимосвязаны. Социальные показатели благополучия должны быть теоретически обоснованы, чтобы…
«Компетентность» и ее оценка в ситуации профессиональной подготовки
- Б. Холл
- 1974
Бизнес
Инкелес (1966: 265) указал, что понятия «социализация» и «компетентность» тесно связаны в том смысле, что цель социализации, как правило, состоит в том, чтобы произвести компетентных…
Ассимиляция чернокожих в организацию
- Д. Домм, Дж. Стаффорд
- 1972
Бизнес
Различный опыт закоренелых черных и белых менеджеров и то, как эти различия связаны с интеграцией закоренелых черных в организация составляет основу для этой статьи.