Психологическая структура волевого акта.
С чего же начинается волевое действие (рис. 1)? Конечно, с осознанного понимания того, чего индивид хочет и чего он должен добиться. При ясном осознании цели и мотива, ее вызывающего, стремление к цели принято называть желанием. Желание — осознанно, влечение — неосознанно (чего-то хочется, чего-то не хватает, но что именно – не понятно).
Принятие решения действовать
БОРЬБА МОТИВОВ
ВОЛЕВОЕ УСИЛИЕ
Внутреннее волевое
действие
Внешнее исполнение волевого действия
Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана, при этом отчетливо осознаются возможные пути и средства достижения цели. При формировании цели особую роль играет содержание цели, которая ставится, характер цели и ее значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть ею вызвано. Психическое состояние, характеризующееся столкновением нескольких желаний или нескольких побуждений к деятельности, называют борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя широкое мысленное обсуждение человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обсуждение того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является
Не отвергая значимости борьбы мотивов и внутренней работы сознания, сущностью воли считают исполнение принятого решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно
1. Первая ступень — постановка цели, т.е. ожидаемый и предполагаемый результат действия. При этом происходит «борьба» мотивов.
2. Вторая ступень — мысленное планирование с помощью каких средств добиться поставленной цели. При выборе средств также могут иметь место серьезная борьба и конфликт мотивов. Недопустимо исходить из принципа «цель оправдывает средства», т.е. для достижения цели все средства хороши.
3. Третьей ступенью является совершение действия. На этой ступени человек сталкивается с разнообразными внешними трудностями, которые препятствуют достижению цели.
План может быть детализирован в разной степени. Для его реализации необходимо сознательное волевое усилие – это состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительными затратами энергии. Этот заключительный этап волевого действия может в одних случаях проявляться во внешним действии, в других случаях заключаться в отказе от внешнего действия, такое проявление называют
В различных условиях волевые усилия будут различаться по интенсивности. Помимо ситуативных факторов существуют и относительно устойчивые факторы, определяющие интенсивность волевых усилий:
1. мировоззрение личности, проявляющееся в отношении к тем или иным явлениям окружающего мира;
2. моральная устойчивость, определяющая способность следовать по намеченному пути в соответствии с принятым решением;
3. уровень самоуправления и самоорганизации личности и др.
Воля человека характеризуется определенными
1. Сила воли — умение преодолевать значительные затруднения, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Чем серьезнее препятствие, которое вы преодолели на пути к поставленной цели, тем сильнее ваша воля. Проявлением силы воли являются выдержка и самообладание, которые выражаются в недопущении импульсивных и необдуманных действий, в умении владеть собой, а также воздерживаться от того, что хочется делать, но что представляется неразумным или неправильным.
2. Целеустремленность – сознательная и активная направленность личности на достижение определенного результата деятельности
3. Инициативность — способность действовать с целью реализации возникших идей. Для многих людей преодоление собственной инертности является наиболее трудным моментом волевого акта. Сделать первый осознанный шаг к реализации новой цели может только самостоятельный человек.
4. Самостоятельность — способность осознанно принимать решения и умение не поддаваться влиянию различных факторов, препятствующих достижению поставленной цели
5. Решительность — отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений. Для решительных людей характерен быстрый и энергичный переход от выбора необходимых действий к самим действиям.
От решительности как позитивного волевого качества необходимо отличать импульсивность, которая характеризуется торопливостью в принятии решений, необдуманностью поступков. Торопливость в принятии решения таким человеком, как правило, объясняется его нерешительностью, тем, что принятие решения для него является чрезвычайно сложным и мучительным процессом, поэтому он стремится скорее от него освободиться.
6. Последовательность. У последовательного человека все поступки вытекают из единого руководящего принципа, которому подчинено все второстепенное и побочное. Последовательность действий, в свою очередь, самым тесным образом связана с самоконтролем и самооценкой.
Вывод по первому вопросу:
Таким образом, воля — это сознательное регулирование своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной саморегуляции активности в трудных условиях жизнедеятельности.
УЧЕБНЫЙ ВОПРОС № 2
studfiles.net
10. Структура волевого акта.
Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.
Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?
Первоначальным моментом всякого волевого действия — его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.
Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.
Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.
Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.
После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.
Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.
11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.
Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».
Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.
Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
studfiles.net
Структура волевого акта. Психология воли. Волевые качества :: BusinessMan.ru
Одним из качеств, которое с детства пытаются выработать в человеке – это воля. Именно с ее помощью он может преодолевать трудности, принимать решения и вести нормальный образ жизни. Воля не является врожденным качеством, каждый человек вырабатывает ее в себе самостоятельно.
Понятие
Воля – это осознанный контроль человеком своих поступков, которые помогают решить ему внешние и внутренние проблемы. В психологии считается, что это качество – не изолированное свойство человеческой психики. Структура волевого акта прослеживается во многих поведенческих реакциях. Например, при сопротивлении соблазнам, когда человек движется к поставленной цели, отказывая себе в чем-то.
Именно волевое действие помогает ему прийти к результату, который он наметил сознательно. Для этого индивид совершает определённые поступки, сознательно напрягается умственно и физически, чтобы воплотить в реальность желаемое. Таким образом, можно смело говорить, что это качество крайне важно, именно оно позволяет осуществлять человеку любую деятельность.
Как возникла воля
Структура волевого акта совершенствовалась и вырабатывалась в процессах развития общества и истории. Она была необходима для трудовой деятельности. Самые разные волевые качества возникали, когда люди боролись за свое существование, прикладывали силы для выживания, сдерживали себя, чтобы стать частью общества. И чем важнее цели ставил перед собой человек, тем больше сил он прикладывал для ее реализации, тем быстрее совершенствовалась воля как качество психики. Только осознавая себя и свои действия, человек способен достичь желаемого результата.
Что дает воля
Волевое поведение обеспечивает выполнение нескольких функций организма, взаимосвязанных между собой. Оно побеждает, активизирует человека и тормозит его. Активизирующая функция позволяет осознанно принимать решения, принуждать себя к чему-то, чтобы получить желаемый результат. Вторая функция позволяет сдерживать свои желания, то есть не дает человеку проявлять активность в той сфере, которая помешает ему достигнуть поставленной цели.
Волевое действие
Охарактеризовать его можно наличием осознанных целей, а также трудностей и препятствий, так называемым напряжением, в момент их преодоления для получения результата. Структура волевого акта может быть простой и сложной.
Первая может иметь две фазы: человек ставит перед собой цель, не всегда ясно осознавая ее и побуждает себя к действию. Вторая фаза – это непосредственное осуществление самого действия, которое чаще всего знакомо и привычно индивиду. Он делает это в тот же момент, как поступил импульс. Отличием этого волевого акта является то, что нет борьбы мотивов, у человека не возникают внутренние противоречия, и он не борется сам с собой.
Сложный волевой акт
А вот для сложного волевого акта характерно наличие трех фаз. Первая называется подготовительной. Она включает в себя возникновение желания. Человека влечет к чему-то, он начинает этого хотеть, в связи с чем и возникает последующее побуждение к действию, направленному на получение желаемого. Вторая фаза, которую содержит структура волевого акта в психологии – борьба мотивов. Человек решает, а действительно ли ему это нужно, или можно это чем-то заменить. Стоит ли труд полученного результата. В этот момент человек должен сделать осознанный выбор. После этого у человека формируется чувство ответственности за свои действия. И только тогда он начинает планировать, просчитывать пути и средства, которые помогут ему достичь желаемого.
Основной фазой волевых актов считается выполнение принятых решений. При рассмотрении сложного волевого действия можно говорить о том, что оно включает в себя еще и преодоление трудностей объективного и субъективного характера. Внешние обстоятельства не зависят от человека, его волевые качества не могут повлиять на них. Это по сути любые затруднения, поступившие извне, например, сопротивление людей со стороны. А вот внутренние проблемы напрямую зависят от индивида. Учитывается его психическое и физическое состояние. Могут мешать его привычки, недостаток опыта или знаний.
Некое усилие просто необходимо, чтобы человек смог принять решение и исполнить его. Это психическое явление, определяющее специфику волевого акта, которое обеспечивает мобилизацию внутренних человеческих ресурсов и создает мотивацию на осуществление действий, способных привести к результату. Эти усилия напрямую зависят от мировоззрения человека, его моральных качеств, установок, самоорганизации и присутствия целей, которые значимы для общества.
Заключительная фаза, которую содержит структура волевого акта заключается в подведении итогов. В зависимости от того, достиг человек успеха или же, наоборот, он будет испытывать спектр эмоций. Среди них основные: досада, радость, спокойствие, стыд, раскаяние. Именно таким образом человек получает опыт, чтобы в следующий раз осуществить более сложный обдуманный поступок. Самым значимым волевым актом считается тот, который осуществляется мгновенно. Обычно человек способен проявить его только в особо сложных ситуациях, например, при катастрофе, во время аварии или на поле боевых действий.
Качества
Существуют волевые качества, позволяющие человеку добиваться желаемого. Среди самых основных следует выделить следующие:
- Сила воли, то есть степень усилия, которое может приложить человек для достижения цели.
- Настойчивость. Представляет собой длительную мобилизацию внутренних резервов для завершения задачи.
- Выдержка. Позволяет затормозить чувства и желания, способные помешать выполнять действия, необходимые для достижения результата.
- Энергичность.
Эти качества считаются базовыми, психология воли считает их основными для не очень сложных волевых решений. Со временем человек вырабатывает в себе и вторичные качества, необходимые для серьезного выбора. Это решительность, смелость, самообладание, уверенность в собственных силах. Они относятся не только к силе воле, но и к характеру человека. Есть также и третий тип волевых качеств: дисциплинированность, ответственность, обязанность, дисциплина и целеустремленность.
Заключение
Психология воли подразумевает собой то, что качества развиваются от первичных ко вторичным и так далее по мере обретение индивидуумом опыта и знаний. Всю сознательную жизнь, совершая те или иные поступки, человек развивает свою волю. Самым важным периодом развития воли являются детские годы. Именно в это время личность способна выработать и приучить себя к выполнению тех или иных действий. В детстве человеческая психика обретает самые важные компоненты волевого акта, поэтому так важно заниматься развитием этой черты.
businessman.ru
2) 2. Структура волевого акта
3) Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
4) К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
5) В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
6) Первая фаза — возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
7) Вторая фаза — обсуждение и борьба мотивов.
8) Третья фаза — принятие решения.
9) Четвертая фаза — исполнение решения.
10) Дадим краткую характеристику каждой из четырех фаз.
11) Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
12) Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
13) Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
14) Четвертая фаза — исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
2) Эмоциональная сфера психики: понятие и сущность.
• Основные аспекты и проблемы изучения эмоциональной сферы
• Определение и специфика эмоций
• Связь эмоциональной и когнитивной сфер
Основные аспекты и проблемы изучения эмоциональной сферы.
Как известно, психология — наука о том, как человек ориентируется в окружающем мире. Живя в этом мире, человек определенным образом относится к тому, что в нем происходит. Она пытается познать его, и не только его, но еще и свой внутренний психический мир. Путешествие в свой внутренний мир связано с эмоциями и чувствами человека.
Когда человек умеет разбираться в своем психическом мире, ей гораздо легче решать сложные жизненные проблемы, вступать в общение с другими людьми, получать от них помощь и внимание. Разобраться в себе — это прежде разобраться в собственных переживаниях.
Каждый человек имеет круг своих предпочтений, симпатий и антипатий: кто-то очень эмоционально чувствительный, умеет сопереживать, второй не обращает внимания на чувства и эмоциональное состояние другого человека, не считает это необходимым; кто умеет контролировать интенсивность проявлений своих эмоций и чувств, другой же в этом бессилен; некоторые могут испытывать огромную гамму переживаний, другому это недоступно.
Что же такое эмоциональная сфера психики? Традиционно рассматривают две сферы психики — когнитивную и эмоциональную и две главные функции — познавательную и регулятивную.
Познавая с помощью психических процессов свой мир, мир других, окружающий мир, человек реализует свое право на избирательность познания, его страстность. По словам С. Л. Рубинштейна, психические процессы в своей целостности — не только познавательные, но и «аффективные», эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и соответствующее отношение. Таким образом, эмоциональная сфера может рассматриваться как составная аффективной сферы.
В языке всех народов мира различаются ум, сердце и во-ля. Первый дает человеку жизнь ума, второе — жизнь чувств, третья — жизнь действия, или фактическое жизни (И. М. Сеченов).
Значение эмоциональной сферы человеческой жизниотчетливо раскрыто М. Ланге:
«Порывы души есть не только важнейшими деятелями жизни каждого человека, а вообще выступают мощными силами природы среди тех, что мы знаем. Каждая страница в истории народов, равно как и в истории отдельного человека, свидетельствует о непреодолимой их силе, буря страстей стоила большего количества человеческих жертв и уничтожила больше стран, чем ураган, и потоки страстей смели больше городов, чем потоки воды » М. Ланге. психологические опыты, 1890).
В чем же заключается суть жизни чувств или жизнь сердца? Жизнь чувственной, страстной сферы каждой психики, жизнь эмоций, чувств? Какие проблемы здесь стоят?
Ставший традиционным тезис о нерозробленности психологии эмоций сравнению с интеллектуальными процессами и волей. Причина этого заключается главным образом в том, что эмоции — это специфическая характеристика психического, интимная его характеристика.
На сегодня психология эмоций остается отраслью психологии с неустоявшейся терминологией.
Дискуссионным является вопрос, какие признаки, характерные именно для эмоций, можно считать определяющими в наших знаниях об эмоциях. Согласно классическому подходу, категория эмоций должна иметь набор четких признаков, причем необходимых и достаточных. Речь идет о наборе органических или поведенческих реакций. Однако установить четкие границы этих признаков чрезвычайно трудно.
Прототипичный подход подчеркивает определение прототипа эмоции как категории, т.е. на определении типичной ее представителя, который имеет достаточное количество признаков, характерных для категории эмоций. Возьмем, например, как прототип радость. Другие виды эмоций различаются по степени типичности, в зависимости от того, сколько они имеют общих с прототипом признаков. Например, гордость имеет подобные радости органические и поведенческие изменения. Часто говорят: «глаза светятся радостью, гордостью «Однако где проходит грань между общими и индивидуальными признаками и какие признаки более, а какие менее типичны? Ответ на сегодня дать сложно.
Данный подход подчеркивает градуированную внутреннюю структуру категории эмоций с размытыми границами. Так, называя эмоцию, мы прежде всего ориентируемся на высоко-типичные примеры, которые, однако, не ограничивают поле этой категории. Количество признаков, их нюансов изменяется в онтогенезе (чем старше становится человек, тем больше этих признаков), а также в зависимости от специфики культуры в плане универсальности эмоций. Общие проблемы психологии эмоций имеют два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект касается вопроса о месте эмоций в структуре психического. Можно ли рассматривать эмоции, сводя их к явлениям низшего порядка, например, относительно мышления? Пожалуй, нет. Нельзя признать превосходство процессов интеллектуальных относительно процессов эмоциональных. Актуальны и сегодня слова Л. С Выготского относительно того, что отрыв интеллектуальной стороны нашего сознания от аффективной, волевой стороны представляет собой одну из коренных пороков всей традиционной психологии. Другая недостаток — это редукционизм, сведение эмоций к физиологическим процессам.
Различные психологические направления своеобразно подходят к проблеме эмоций, их места в структуре психического. Классический бихевиоризм считает, что можно вообще обойтись без понятия «эмоция», предпочитая понятию «активация» (возбуждение). По мнению бихевиористов, это понятие имеет большую объяснительную силу и дает возможность упорядочить терминологию, описывающую эмоциональную сферу.
Приведем некоторые другие точки зрения. Так, в русле изъятие эмоциональных явлений с психологической теории и экспериментальных исследований показателен подход к эмоциям как к организмического возбуждения. 3. Фрейд, основатель психоанализа, считал эмоции, или аффект единственной побудительной силой психической жизни на основе инстинктивных ощущений. Однако последователи Фрейда начали рассматривать аффект как интрапсихический фактор, пробуждает фантазии или желание индивида. Осознание человеком себя как личности, которая живет и активно взаимодействует с окружающим миром, предполагает желание, эмоции. Важность роли эмоций в поведении человека отмечал и известный зарубежный специалист по психологии обучения О. Мауэр:
«… Эмоции являются одним из ключевых, фактически незаменимых факторов в тех изменениях поведения или его результатов, что мы называем обучением «. Эмоции человека чрезвычайно важны для самого существования живого организма и вообще не заслуживают противопоставление» ума «(Зак . Изард, 2000).
И в зарубежной, и в отечественной психологии распространился подход, согласно которому эмоции создают первичную мотивационную систему человека. И вообще — именно с эмоции начинается поведение. Эмоции запускают познавательные процессы и управляют ими.
Теоретически не решенным остается вопрос о постоянстве присутствия эмоций в структуре психического. Или это эпизодический феномен, который не всегда имеется в психике, или эмоция всегда присутствует, всегда ощущается человеком, без нее нет действий и поступков?
Неоднозначным является и понимание того, в какой плоскости психического — сознательной или подсознательной — формируются эмоции. Классический психоанализ выводит их из бессознательного, нередко подчеркивая необходимость их контроля, подавления, поскольку они связаны с разрядкой сексуальной энергии.
Гуманистическая психология концентрирует внимание на естественной взаимодействия эмоций с другими подсистемами личности, свободном раскрытии переживаний, эмоционального потенциала личности. Представители данного направления ищут ответы на вопросы: Какова роль личности в создании эмоциональных переживаний? Есть ли эмоции простой реакцией на раздражители внешнего мира? Как актуальные эмоции связаны с эмоциональными чертами личности? Как связаны эмоции и волевая активность? Какое место эмоций в построении структуры личности?
Здесь мы выходим на серьезную проблему — связь эмоций с волевыми процессами, личностью в целом. Большинство теорий эмоций и теорий личности не связаны друг с другом. Авторы теорий личности могут даже не вспоминать о проблеме эмоций. Авторы теорий эмоций могут не соотносить свои концепции с данными теорий личности, теряя необходимую информацию о влиянии эмоций на поведение личности: ее деградацию или личностный рост. Если рассмотреть эмоцию как психическое явление, которое всегда существует в трех ипостасях — процесс, состояние, свойство, то каждый из подходов характеризуется более пристальным вниманием к какой из ипостасей Теоретические аспекты эмоциональной сферы тесно связаны с практическими. Речь идет, прежде всего, о роли психологии эмоций в воспитании личности и личностном росте. Проблемы развития интеллектуальных чувств удивления, любопытства, еще древние философы считали пусковыми для человеческого познания, очень важны в построении учебного процесса. Формирование же эстетических чувств дает человеку возможность найти красоту в мире, красоту в себе, без чего невозможна гармония в жизни человека, в семье, в обществе. Достаточно весом значение эмоциональных явлений в этиологии и синдромах различных психических заболеваний (психозов, неврозов). Целый ряд психосоматических расстройств связано с непониманием эмоциональных переживаний, природы и механизмов их возникновения. И психиатры часто должны решать вопрос: эмоции являются причиной психопатологии, нарушение мышления, установок вызывает изменение эмоций?
Еще один практический аспект психологии эмоций — влияние эмоций на деятельность. Какую роль выполняют эмоции в организации или дезорганизации эмоциональной поведения? Всегда негативные эмоции дезорганизуют деятельность, а положительные ее организуют? Эмпирические исследования свидетельствуют о высоком уровне самоорганизации при отрицательных эмоциях.
Чрезвычайно важной является проблема влияния эмоций на деятельность в экстремальных ситуациях. Какие механизмы — условно-рефлекторные или безусловно-рефлекторные — определяют эмоциональные переживания? Какова вероятность коррекции, регуляции этих переживаний?
По степени изученности эмоции, чувства занимают далеко не первые места среди других психологических понятий. Это связано со сложностью их анализа как чрезвычайно интимных образований. Развитие современной психологии, появление и укоренение гуманистического направления, онтологически ориентированных подходов, разработка основ духовной психологии позволяют все глубже постигать субъективные измерения эмоций и чувств человека, его эмоциональных свойств и состояний.
Основные понятия, которыми описываются эмоциональные явления: эмоциогенные ситуации, эмоциональные реакции, актуальные эмоции, устойчивые эмоции, переживания, эмоциональность. Эмоциогенных ситуации — это такие, которые могут вызвать у субъекта те или иные эмоциональные переживания, причем эмоциогенность ситуации определяется мерой значимости раздражителя, который вызывает определенную эмоцию. Эмоциональные реакции связаны с эмоциогенностью ситуации. Чем выше эмоциогенность ситуации, тем более похожи эмоциональные реакции (изменения в вегетативных системах, поведении, экспрессии) разных людей.
Актуальные эмоции (ситуативные) воплощают активно-избирательное отношение субъекта к отраженного, т.е. актуальную эмоциональную реакцию в определенных ситуациях. Устойчивые эмоции представляют устойчивую склонность к переживанию эмоций определенной модальности, то есть эмоциональность. Актуальная эмоция реализуется в актуальных эмоциональных переживаниях и состояниях, которые осознаются как изменения в самом субъекте. Эмоциональность как проявление устойчивых переживаний является исходным уровнем реагирования на эмоциогенную ситуацию; это устойчивая характеристика личности, индивидуальная свойство
Формы переживания чувств
Общепринятым является выделение следующих форм переживания чувств: чувственный тон, эмоциональное состояние, настроение, страсть, стресс, аффект.
Чувственный тон – эмоциональная окраска ощущения, восприятия, мышления, речи и т.п. В некоторых случаях эмоциональная окраска восприятия оказывается врожденной. Например, некоторые запахи, боль отличаются ясно выраженным неприятным чувственным тоном. Но в большинстве своем чувственный тон социален, т.е. является следствием прошлого опыта (приятный собеседник, нежная листва и т.п.).
Эмоциональное состояние – непосредственное переживание какого-либо чувства, например наслаждение от хорошей музыки. Эти состояния могут быть стеническими или астеническими, полезными или отрицательно влияющими на человека.
Настроение – общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного промежутка времени психические процессы и поведение человека. Настроение в ервую очередь зависит от мировоззрения человека, его социальной деятельности и направленности в целом, однако оно может быть связано и с состоянием здоровья, временем года, погодой, окружающими условиями и т.п.
Страсть – стойкое и длительное проявление эмоций, являющихся доминирующим мотивом деятельности. Страсть может быть положительной или отрицательной. Положительной можно назвать страсть к учебе, профессиональному совершенствованию, обеспечивающую расцвет, развитие личности. Страстность в работе – важное эмоциональное качество учителя. Отрицательные страсти – алкоголь, наркотики, деньги, вещи. При наличии такого рода страстей человек теряет моральный облик, становится рабом своих вожделений.
Стресс – психическое состояние, вызванное экстремальными для данной личности условиями. Стресс имеет ряд проявлений: физиологические (изменение пульса, окраска кожных покровов, потоотделение, напряжение мышц) и психические (изменение эмоционально-моторной и эмоционально-сенсорной устойчивости, внимания, памяти, мышления, появление импульсивных действий и т.п.). В настоящее время общество проявляет повышенный интерес к стрессовым состояниям людей. Это определяется широким распространением профессий, связанных с высокой психической напряженностью.
Аффект – стремительно и бурно протекающая эмоция взрывного свойства, относительно кратковременная. Аффект имеет ярко выраженные внешние признаки: повышенную двигательную активность или, наоборот, атрофию движений («остолбенел» от радости). Аффект охватывает человека вследствие ослабления контроля сознания над протеканием эмоций (гнев, ярость, страх и т.п.).
studfiles.net
39. Волевой акт и его структура.
Волевой акт – сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.
Этапы волевого действия (волевого акта):
возникновение побуждение и постановка цели
борьба мотивов – этап, связанный с принятием решения
принятие решения – фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения
исполнение – реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта
Основные признаки волевого акта: а) приложение усилий для выполнения волевого акта; б) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта; в) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения; г) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.
40. Задатки и способности.
Способности – индивидуально психологическое свойство личности определяющие успешность и быстроту освоения знаний, умений и навыков в определенной области деятельности, но к знаниям, умениям и навыкам не сводимые.
Задатки – анатомо-физиологические, биологически обоснованные предпосылки развития способностей.
Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).
Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.
Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.
Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:
— Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.
— Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова — способ.
— Функциональный механизм (процессуальный) — качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.
Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.
У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой — у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.
Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.
studfiles.net
10. Структура волевого акта.
Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.
Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?
Первоначальным моментом всякого волевого действия — его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.
Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.
Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.
Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.
После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.
Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.
11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.
Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».
Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.
Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
studfiles.net
10. Структура волевого акта.
Волевой акт всегда связан с приложением усилий, принятием решений и их реализацией.
Для волевого акта характерно наличие продуманного плана осуществления каких-либо действий.
Волевой акт характеризует усиленное внимание к действию и отсутствие непосредствен-ного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его выполнения (имеется в виду эмоционального, а не морального удовольствия).
Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли, изучение волевых действий ведет к правильному пониманию воли в целом и успешному решению задач ее воспитания.
Что же представляет собой волевое, то есть произвольное, преднамеренное действие, входящее в состав управляемой человеческой деятельности (или каковы основные фазы волевого процесса)?
Первоначальным моментом всякого волевого действия — его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.
Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса — стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.
Это обусловлено тем, что цели бывают различные и ставятся они в различных условиях. Сознательная постановка целей связана с конкретным учетом условий, средств и других возможностей их достижения. Если же цель возникает без учета таких возможностей или вопреки им, то она будет не вполне осознанной, недосягаемой и, значит, нереальной, нежизненной, чем-то вроде смутного влечения.
Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.
После постановки цели и определения средств ее достижения наступает следующий момент волевого действия — третья фаза волевого процесса — принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.
Этот момент волевого действия объясняется тем, что постановка цели и определение средств ее достижения человеку даются далеко не всегда просто и легко. Особенно сложно это делать в нестандартной ситуации, в экстремальной обстановке.
Далее следует заключительная — четвертая фаза волевого процесса — исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.
11. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
В психологии личность изучается разными отраслями психологической науки. Это обусловлено многоплановостью проявлений личности, что требует разноуровневого психологического анализа.
Б.Г.Ананьев так резюмирует изучение проблемы личности в психологии. «Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование психических свойств и отношений личности (общая психология личности), индивидуальных особенностей и различий между людьми (дифференциальная психология), межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях (социальная психология), субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности (все области прикладной психологии)».
Индивид – носитель биологического в человеке. Человек как индивид представляет собой совокупность природных, генетически обусловленных свойств, развитие которых осуществляется в ходе онтогенеза, результатом чего становится биологическая зрелость человека. Таким образом, в понятии индивид выражена родовая принадлежность человека, т.е. любой человек — это индивид. Но, появляясь на свет как индивид, человек приобретает особое социальное качество, он становится личностью.
Личность – это человек как носитель сознания. Чем активнее деятельность человека, тем отчётливее, ярче будут проявляться особенности (черты) его личности. Совокупность особенностей качеств личности, образующих её неповторимый облик, принято называть индивидуальность личности. Совершенно очевидно, что личностью человек не рождается, поскольку ему ещё предстоит развивать своё сознание, и личностью человек может перестать быть (хотя как индивид и будет продолжать жить, сохраняя некоторые психические процессы, свойственные человеку) при тяжёлых психических заболеваниях.
Являясь по своей природе социальным образованием, личность, тем не менее, несёт на себе отпечаток биологической организации человека. Природные особенности человека – это важные предпосылки, необходимые условия психического развития, но сами по себе они не определяют ни характера, ни способностей человека, ни его интересов, идеалов, убеждений. Мозг как биологическое образование является предпосылкой проявлений личности, но все проявления её – продукт общественного бытия человека.
Индивидуальность личности складывается из особенностей различных черт личности, причём влияние социального и биологического в них далеко не одинаково. Имеются качества личности, в развитии которых роль биологического, врождённого велика (например, темперамент), но имеются качества (мышление, память, воображение и т.д.), в развитии которых доминирующую роль начинают играть особенности обучения. Ещё более возрастает роль обучения в развитии знаний, навыков, умений. Определённую группу составляют качества направленности личности (интересы, идеалы, убеждения, мировоззрение и т.д.), в формировании которых роль биологического ничтожна, зато роль социального опыта, и в особенности воспитания, исключительно велика.
Психология учитывает, что личность не только объект общественных отношений, не только испытывает социальные воздействия, но преломляет, преобразует их, поскольку постепенно личность начинает выступать как совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия общества. Таким образом, личность не только объект и продукт общественных отношений, но и активный субъект деятельности, общения, сознания, самосознания.
studfiles.net