Суицид это что: Интернет-служба экстренной психологической помощи

Цени свою жизнь — ГБУЗ ЯНАО

Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. Они часто страдают психическими болезнями, эмоциональными нарушениями, особенно депрессией, и смотрят в будущее без надежды.

Почти все люди в то или иное время думают о суициде. Саморазрушение является одним из многих жизненных выборов, открытых для людей. Джост Мерло, автор книги «Суицид и массовый суицид», утверждает: «80% людей признают, что они «играли» идеями о суициде».

Каждую минуту кто-то предпринимает попытку преднамеренного самоубийства. Эти попытки 60 или 70 раз в день оканчиваются успешно.

Суицидальными людьми, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение.

Все самоубийства можно условно разделить на два класса — истинные и демонстративные (так называемый парасуицид или псевдосуицид). Как правило, парасуицид совершается в состоянии аффекта и является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя и свои проблемы внимание окружающих. Эти действия так же называют «демонстративная попытка суицида». В противовес парасуициду, истинный суицид – это, как правило, хорошо спланированное мероприятие, цель которого — любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей и т. д.

Некоторые люди, с одной стороны, не уверены в том, что хотят умереть, но при этом не убеждены и в том, что желают жить. Эта амбивалентность проявляется в так называемых «смертельных играх», к которым относится, например, русская рулетка. В таких «играх» исход зависит от внешних сил и решение принимается как бы за игроков. Игра со смертью, кроме того, имеет место во время

других рискованных соревнований, например, при автомобильных гонках или прыжках с парашютом.

Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми.

Как говорил знаменитый суицидолог Эдвин Шнейдман: «Суицидальный человек помещает свой психологический скелет в шкафу у оставшихся в живых близких».

Препятствием для совершения суицида могут являться антисуицидальные факторы личности, обесценивающие самоубийство как способ разрешения проблем и формирующие антисуицидальный барьер. Как правило, такими факторами являются нереализованные творческие планы, боязнь причинить душевную боль родным и близким, неуверенность в надёжности выбранного способа самоубийства, а также религиозные и социальные табу, связанные с проблемой смерти и самоубийства.

Мифы и реалии суицида

Близким, сталкивающемся с желаниями их родственника покончить с собой, важно уметь отделять некоторые ложные стереотипы, существующие в общественном сознании (и они сами может быть не в полной мере от них избавлены), от научных фактов. Уместно привести некоторые типичные мнения о суицидах, чтобы соотнести их с реальным положением вещей.

1. Когда люди говорят о совершении самоубийства, они только пытаются привлечь к себе внимание. Лучше всего игнорировать их. — Ложное суждение. Люди, которые говорят о самоубийстве или совершают суицидальную попытку, находятся в состоянии сильной эмоциональной боли и стараются поставить других людей в известность об этом. Никогда не игнорируйте угрозу совершения самоубийства или возможность обсудить намечаемый суицид.

2. Самоубийство случается без предупреждения. — Ложное суждение. Исследования свидетельствуют о том, что суицидальная личность дает много предупреждающих знаков и «ключей» к разгадке ее планов. Приблизительно 8 из 10 суицидальных личностей намекают окружающим о своих намерениях.

3. Склонность к самоубийству наследуется. — Ложное суждение. Склонность к самоубийству не передается генетически.

4. Самоубийство случается на всех уровнях общества и во всех социальных классах. — Истинное суждение. Известно, что суицид совершается людьми из всех социальных классов и уровней общества с аналогичной частотой.

5. Все суицидальные личности страдают от психических расстройств. — Ложное суждение. Не все люди, совершающие суицид, психически больны. Личности с суицидальной установкой чувствуют безнадежность и беспомощность, не видят выхода из эмоционально болезненного состояния. Это совсем не значит, что они страдают психическими расстройствами.

6. Разговор о самоубийстве может поощрить совершить суицид. — Ложное суждение. Разговор о самоубийстве не может быть причиной его совершения. Если не говорить на данную тему, то невозможно определить, является ли опасность суицида реальной. Беседа — часто первый шаг в предупреждении самоубийства.

7. Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, это не значит, что он всегда будет суицидальной личностью. — Истинное суждение. Суицидальный кризис обычно носит временный характер и не длится всю жизнь индивида. Если человек получает помощь во время и после суицидального кризиса, то он, вероятнее всего, сможет найти альтернативные пути. Такое осознание снижает вероятность суицидальных попыток в будущем.

8. Люди, которые покушаются на самоубийство, всегда полностью настроены на умирание. — Ложное суждение. Подавляющее большинство людей с суицидальными намерениями колеблются в выборе между жизнью и смертью. Они скорее стремятся избавиться от непереносимой эмоциональной боли, нежели действительно хотят умереть.

9. Мужчины убивают себя чаще, чем женщины. — Истинное суждение. Мужчины убивают себя приблизительно в 3 раза чаще, чем женщины, поскольку выбирают более действенные методы, оставляющие мало возможностей для спасения.

10. Мужчины пытаются покончить жизнь самоубийством чаще, чем женщины. — Ложное суждение. Женщины совершают суицидальные попытки приблизительно в 3 раза чаще, чем мужчины.

11. Большинство людей, которые умирают вследствие завершенного суицида, пытались совершить самоубийство ранее. — Истинное суждение. Совершение предварительных суицидальных попыток повышает риск завершенности последующего суицида, особенно если никто не помог самоубийце ранее. Большинство людей, покончивших с собой, были суицидально настроены и в прошлом.

12. Все действия во время суицидальной попытки являются импульсивными и свидетельствуют о малом предварительном планировании или об отсутствии такового. — Ложное суждение. Не все суициды импульсивны. Большинство суицидентов предварительно обдумывает свои планы, часто намекая о своих намерениях окружающим, прежде чем убить себя.

13. Многие суицидальные личности находятся в депрессивном состоянии. — Истинное суждение. Депрессия является среди людей с суицидальными идеями общераспространенным состоянием.

14. Не существует значимой связи между наркоманией, токсикоманией, алкоголизмом и суицидальным поведением. — Ложное суждение. Зависимость от алкоголя или наркотиков (токсических веществ) является фактором риска суицида. Люди, находящиеся в депрессивном состоянии, часто используют алкоголь и другие вещества, чтобы справиться с ситуацией. Это может приводить к усилению импульсивного аутоагрессивного поведения вследствие того, что все эти вещества искажают восприятие и значительно снижают критические функции мышления.

 

Общие рекомендации по общению с потенциальным самоубийцей

Не пренебрегайте суицидальными высказываниями — лучше перестраховаться, чем недооценить риск суицида. Беседу с потенциальным суицидентом целесообразно построить по следующему примерному плану:

1. Выразите свою заинтересованность личностью и судьбой собеседника, а если это уместно, то и любовь к нему.

2. Задавайте вопросы в прямой, искренней и спокойной манере; используйте технику активного слушания.

3. Выясните, насколько ясный образ будущего суицидального действия сформирован у собеседника:

— имеется ли у него суицидальный план;

— намечены ли время и место исполнения;

— были ли суицидальные мысли и попытки в прошлом;

— как он сам оценивает вероятность своего суицида.

Помните, что чем более обстоятельно разработан план, тем больше вероятность его реализации.

4. Попытайтесь выяснить причины и условия формирования суицидальных намерений. Не принуждайте собеседника говорить о них, если рассказ для него слишком болезнен.

5. Побудите его выразить свои чувства в связи с проблемной областью его отношений.

6. Спросите, приходилось ли ему рассказывать кому-либо о том, что он говорит сейчас. Этот вопрос поможет подтолкнуть собеседника к мысли, что, возможно, главная его проблема в социальной (само) изоляции.

7. Будьте готовы к тому, что вы будете вовлечены (возможно, на длительное время) в психотерапевтическую работу с вашим собеседником.

 

Основные задачи в общении с потенциальным самоубийцей

Безусловно, родственникам необходимо знать, как себя вести с потенциальным самоубийцей, но это не тот случай, когда можно заниматься «психологическим самолечением». Нужно немедленно обратиться помимо священника к опытному психиатру (психотерапевту).

Первое, что нужно определить — на какой стадии суицидальной активности находится человек. Период от возникновения пассивных суицидальных мыслей до реализации самоубийства сильно варьируется по длительности и зависит как от психологических особенностей человека, так и от наличия возможностей получения хотя бы минимальной поддержки со стороны ближайшего окружения.

Любое упоминание о самоубийстве, слова «надоело жить» и т.п. следует серьезно воспринимать как призыв о помощи. Он свидетельствует о том, что человек испытывает амбивалентные переживания и не хочет совершить роковой шаг. Задача родственников (консультанта) — сделать все возможное, чтобы помочь ему найти в себе силы справиться с аутодеструктивными тенденциями.

Далее предстоит понять, действительно ли существует риск суицида и каковы его критерии.

Суицидальный риск высок, если:

1) существует конкретный детализированный план;

2) в данный момент имеется все необходимое для его реализации;

3) выбранный способ самоубийства обладает высокой степенью летальности — чем более травматичен способ, тем серьезнее суицидальный риск, например падение с высоты, бросок под поезд или автомобиль, использование огнестрельного оружия и т. д.;

4) выполнена вся подготовительная работа (отданы долги, припасены похоронные принадлежности, написана предсмертная записка, где упоминается о формах страхования и (особенно!) отказе от имущества).

 

Чего делать не следует:

-не отвечайте на заявления о суицидальных намерениях (сколь бы нелепо, с вашей точки зрения, они не звучали) репликами типа: «Слышать не хочу о таких глупостях», «Стоит ли говорить о вещах, которых все равно не совершишь?» Такие ответы могут только заставить вашего собеседника пожалеть о том, что он воспользовался кризисной линией;

-не показывайте, что вы шокированы заявлениями обратившегося, даже если вы действительно испытали эмоциональное потрясение;

-не вступайте в дискуссию о допустимости самоубийства.

Сообщите только, что вы не хотите, чтобы собеседник уходил из жизни. Разговоры о том, что это не выход, это плохо, как будут страдать близкие, что ты должен быть ответственным человеком — это не должно быть главной аргументацией, если вообще об этом уместно говорить с некоторыми людьми и подростками.

В критическом состоянии для потенциальных самоубийц характерны боль и страдание, эмоциональное напряжение, тревога, фрустрация, самоизоляция. Разве выше указанные «аргументы» помогут снять страдания или снизить эмоциональное напряжение? Как уже упомянул во время критического состояния нарушается мыслительная деятельность, человек не может адекватно воспринять даже абсолютно правильные логические рассуждения. Подросток инфантилен, а ему говорят об ответственности? Ему говорят — другие будут страдать, разве от знания этого факта будет легче самоубийце? Некоторых это даже стимулирует, вот пострадайте еще больше, чем я. То есть указанная аргументация бесполезна.

Человеку нужно снизить страдания и боли, снять эмоциональное напряжение,  помочь исполнить  нереализованные  возможности, вывести сознание из узкого туннеля, дать ему широкий выбор действий во время кризиса, и конечно вывести из состояния самоизоляции.

Подготовил психолог психонаркологической службы

Пахомова С. А.

О суициде, стадиях и особенностях

Попытка самоубийства — это крик о помощи, вызванный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих. Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими.

 Склонность к суициду бывает обусловлена психологическими и эмоциональными особенностями подростка. Прежде всего, это подавленное настроение, страхи, плохие оценки в школе, неадекватная самооценка, недостаточная любовь к себе, что вызвано дефицитом любви со стороны родителей. Роль последней капли могут сыграть и школьные ситуации, ведь в школе ребенок проводит значительную часть своего времени. В таком конфликте могут участвовать и сверстники, и учителя. Если у подростков нет положительного отношения к себе, они не ценят в достаточной мере жизнь и готовы с ней расстаться.

Исследователи описывают три стадии приближения подростка к осуществлению суицидальных намерений:

На первом этапе самоубийство кажется лишь одним из возможных решений сложных проблем. Если ситуация приобретает критический характер, ребенок может решиться на самоубийство, которое кажется ему единственно возможным выходом.

На втором этапе ребенок активно занят продумыванием возможного самоубийства. Взвешиваются все «за» и «против».

На третьем этапе решение о самоубийстве уже принято. Ребенок продумывает конкретный план, прощается с жизнью и близкими людьми.

Часто бывает, что не только учителя, психологи, но и родители не подозревают о том, что ребенок, за которого они несут ответственность, находится на грани отчаяния.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, пытавшихся покончить с собой, почти всегда предупреждали о своем намерении: говорили, делали что-то такое, что служило намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе всего дела. Тот, кто говорит о суициде, совершает суицид. Из десяти покушающихся на свою жизнь подростков семь делились своими планами. Поэтому большинство подростков, которые говорят о суициде, не шутят.

Словесные предупреждения

Если подросток задумал совершить самоубийство, он может произносит фразы типа:

«Я решил покончить с собой!»

— «Надоело». «Сколько можно! Сыт по горло!»

— «Лучше умереть!»

— «Пожил — и хватит!»

— «Ненавижу свою жизнь!»

— «Ненавижу всех и все!»

— «Единственный выход — умереть!»

— «Больше не могу!»

— «Больше ты меня не увидишь!»

— «Ты веришь в переселение душ? Когда-нибудь, может, я и вернусь в этот мир!»

— «Если мы больше не увидимся, спасибо за все!»

— «Выхожу из игры. Надоело!»

Суицид можно предотвратить

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что, если подрост¬ку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени — от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.

Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде

Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на суицидальные темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе. На самом же деле разговор с подростком о суициде вовсе не провоцирует его суицид совершить. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя.

Если кто-то, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, значит он давно уже о нем думает. Более того, готовность поддержать эту тему даст ему возможность выговориться, — суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидоопасными.

Суицид — это не просто способ обратить на себя внимание

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток добивается, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны.

Суицид — следствие не одной неприятности, а многих.

Всем известно выражение: «Последняя капля, которая переполнила чашу терпения». Причины, ведущие к суициду, подобны капающим в чашу терпения каплям. Каждая капля — ничто, двум каплям, десяти каплям ни за что не заполнить чашу доверху. А если капель этих не десять и даже не сто, а много тысяч. В какой-то момент чаша терпения будет переполнена.

Обычно люди не совершают самоубийство из-за одной какой-то неприятности. Большей частью они пытаются уйти из жизни не из-за одной неудачи, а из-за серии неудач.

Самоубийство может совершить каждый

Предотвращать суицид было бы проще всего, если бы его совершали только определенные подростки. К сожалению, тип «суицидоопасного подростка» установить невозможно.

Подростки из богатых семей подвержены суицидальным настроениям ничуть не меньше, чем подростки из семей нуждающихся. Суицид совершают не только те подростки, которые плохо учатся и ни с кем не ладят, но и молодые люди, у которых нет проблем ни в школе, ни дома.

Что бы ни говорил подросток о желании умереть, на самом деле смерти он не хочет. Он хочет помощи. Какие бы продуманные суицидальные планы он ни вынашивал, на самом деле умирать он не хочет. Он хочет, чтобы кто-то сказал, что жить не так уж и плохо. И этим «кем-то» можешь стать ты.

Как распознать признаки суицида?

Внимание следует обращать на тех друзей и знакомых, которые вдруг начинают странно, непривычно вести себя. Большинство суицидентов словно бы выставляют перед собой «предупреждающие знаки». Знаки эти — их крик о по-мощи.

• угрожает покончить с собой, говорит о суициде.

• демонстрирует неожиданные смены настроения (Главные слова «изменилось» и «почему-то вдруг»; существенно в данном случае не то, что он ведет себя не так, как следует, а то, что он ведет себя не так, как раньше.)

• стремление к уединению. (Суицидальные подростки часто бывают погружены в себя, сторонятся окружающих)

• недавно перенес тяжелую утрату;

• раздает любимые вещи;

• приводит дела в порядок;

• становится агрессивен, бунтует, не желает никого слушать;

• живет на грани риска, совершенно не бережет себя;

• утратил самоуважение (Они считают себя никчемными, ненужными и нелюбимыми, им кажется, что они аутсайдеры и не¬удачники, что у них ничего не получается и что никто их не любит)

Кто из подростков входит в группу риска?

Кто подвергается риску? Хотя определить, какой тип людей больше расположен к самоубийству невозможно, мы знаем, что есть подростки, подверженные риску совершить самоубийство из-за специфических ситуаций, в которых они оказались, и специфических проблем, которые перед ними стоят. Вот, кто находится в зоне повышенного суицидального риска:

• депрессивные подростки;

• подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками;

• подростки, которые либо совершали суицидальную попытку, либо были свидетелями того, как совершил суицид кто-то из членов семьи;

• одаренные подростки;

• подростки с плохой успеваемостью в школе;

• беременные девочки;

• подростки, жертвы насилия.

Взятая в отдельности, сама по себе, каждая из этих ситуаций или проблем вовсе не означает, что подросток, с ней столкнувшийся, обязательно окажется в зоне повышенного суицидального риска. Однако такого рода проблемы, безусловно, осложнят ему жизнь. У молодого человека, находящегося под прессом хотя бы одной из этих ситуаций или проблем, может не оказаться эмоциональных, умственных или физических сил противостоять дополнительным неприятностям. И тогда суицид может стать для него единственным приемлемым выходом.

Факторы риска, защитные факторы и предупреждающие знаки

Хотя не существует какой-либо одной причины самоубийства, существуют факторы риска и предупредительные признаки, которые могут повысить вероятность попытки самоубийства. Изучение их может спасти жизнь.

На этой странице

  • Что приводит к самоубийству?
  • Факторы риска
  • Защитные факторы
  • Предупреждающие знаки
  • Что делать, если вы обеспокоены

Подпишитесь на уведомления по электронной почте

Получайте обновления от Американского фонда предотвращения самоубийств

Что приводит к самоубийству?

Нет единственной причины для самоубийства. Самоубийство чаще всего происходит, когда факторы стресса и проблемы со здоровьем объединяются, создавая ощущение безнадежности и отчаяния. Депрессия является наиболее распространенным состоянием, связанным с суицидом, и ее часто не диагностируют или не лечат. Такие состояния, как депрессия, тревога и проблемы с психоактивными веществами, особенно если их не решить, повышают риск самоубийства. Тем не менее важно отметить, что большинство людей, которые активно управляют своим психическим состоянием, продолжают участвовать в жизни.

Факторы риска

Факторы риска — это характеристики или условия, повышающие вероятность того, что человек попытается покончить с собой.

Здоровье

  • Психические расстройства
    • Депрессия
    • Проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ
    • Биполярное расстройство
    • Шизофрения
    • Черты личности, такие как агрессия, перепады настроения и плохие отношения
    • Нарушение поведения
    • Тревожные расстройства
  • Серьезные физические состояния, включая боль
  • Черепно-мозговая травма

Окружающая среда

  • Доступ к смертоносным средствам, включая огнестрельное оружие и наркотики
  • Длительный стресс, например, домогательства, издевательства, проблемы в отношениях или безработица
  • Стрессовые жизненные события, такие как отказ, развод, финансовый кризис, другие жизненные перемены или потеря
  • Воздействие на самоубийство другого человека или на графические или сенсационные описания самоубийства

Исторические

  • Предыдущие попытки самоубийства
  • Семейный анамнез самоубийств
  • Жестокое обращение, пренебрежение или травма в детстве

Защитные факторы

  • Доступ к психиатрической помощи и активная профилактика психического здоровья
  • Чувство связи с семьей и поддержкой сообщества
  • Навыки решения проблем и преодоления трудностей
  • Ограниченный доступ к смертоносным средствам
  • Культурные и религиозные убеждения, которые поощряют общение и поиск помощи, препятствуют суицидальному поведению или создают сильную целеустремленность или чувство собственного достоинства

При подозрении на то, что человек склонен к суициду, следует обращать внимание на изменение поведения или наличие совершенно нового поведения.

Это особенно важно, если новое или измененное поведение связано с болезненным событием, потерей или изменением. Большинство людей, которые лишают себя жизни, демонстрируют один или несколько предупредительных знаков либо через то, что они говорят, либо через то, что они делают.

Говорить

Если человек говорит о:

  • Самоубийстве
  • Чувство безнадежности
  • Нет смысла жить
  • Быть обузой для других
  • Чувствую себя в ловушке
  • Невыносимая боль

Поведение

Поведение, которое может сигнализировать о риске, особенно если оно связано с болезненным событием, потерей или изменением:

  • Повышенное употребление алкоголя или наркотиков
  • Поиск способа покончить с собой, например, поиск в Интернете методов
  • Выход из деятельности
  • Изоляция от семьи и друзей
  • Спим слишком много или слишком мало
  • Посещение или звонок людям, чтобы попрощаться
  • Раздача ценных вещей
  • Агрессия
  • Усталость

Настроение

Люди, которые думают о самоубийстве, часто демонстрируют одно или несколько из следующих настроений:

  • Депрессия
  • Беспокойство
  • Потеря интереса
  • Раздражительность
  • Унижение/Стыд
  • Волнение/Гнев
  • Облегчение/Внезапное улучшение

Что делать, если вы обеспокоены

Если вы беспокоитесь о ком-то в своей жизни, узнайте больше о том, как вы можете получить помощь и откройте для себя инструменты, которые вы можете использовать сегодня, чтобы провести #RealConvo о психическом здоровье.

Связь имеет значение

Найти главу

Самоубийство и молодежь: факторы риска

Введение

Самоубийство определяется как фатальное самоповреждающее действие с некоторыми признаками намерения умереть (1). Ежегодно в мире более 800 000 человек умирают в результате самоубийства. По оценкам, к 2020 году в результате самоубийств погибнет около 1,5 миллиона человек. Уровень смертности от самоубийств в 2015 году составлял 10,7 на 100 000 человек, что означает примерно одну смерть каждые 20 с. Самоубийства составляют 1,4% всех смертей и являются 15-й ведущей причиной смерти в мире (2, 3). В результате самоубийств умирает гораздо больше мужчин, чем женщин. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 4 к 1 (Европа и Америка) до 1,5 к 1 (Восточное Средиземноморье и Западная часть Тихого океана) и является самым высоким в более богатых странах (4). Эти данные о самоубийствах, вероятно, все еще занижены по сравнению с реальными случаями. Регистрация суицида — сложный процесс, часто с участием судебных органов. Смерть в результате самоубийства может быть не распознана или ошибочно классифицирована как несчастный случай или другая причина смерти. Иногда самоубийство не признается или не сообщается из-за его деликатного характера и табу, которое все еще окружает его (5). Суицидальные попытки, то есть суицидальное поведение без летального исхода, происходят гораздо чаще и, по оценкам, примерно в 10–20 раз чаще, чем само самоубийство. По оценкам, глобальная годовая распространенность попыток самоубийства, о которых сами сообщают, составляет примерно 3 случая на 1000 взрослых. Около 2,5% населения совершают хотя бы одну попытку самоубийства в течение жизни (6, 7).

Уровень самоубийств существенно различается в зависимости от региона. Около 80% всех самоубийств происходит в странах с низким и средним уровнем дохода (8). Показатели смертности от самоубийств варьируются от 15,6 на 100 000 жителей в Юго-Восточной Азии до 5,6 на 100 000 жителей в регионе Восточного Средиземноморья. В Европе средний уровень смертности от самоубийств составляет 14,1 на 100 000 человек, что намного выше среднемирового показателя в 10,7 на 100 000 человек. Между европейскими странами существует большая разница: примерно от 3,3 на 100 000 человек в Азербайджане до десятикратной этой цифры, 32,7 на 100 000 человек, в Литве. В целом, страны Восточной и Центральной Европы имеют самый высокий уровень смертности от самоубийств, страны Западной и Северной Европы расположены примерно в среднем по Европе, а средиземноморские страны имеют самые низкие показатели (3).

Самоубийства затрагивают все возрастные группы населения, но во всем мире их число явно возрастает с возрастом. Практически во всех регионах мира самые высокие показатели наблюдаются среди самых пожилых людей в возрасте 80+ (60,1 на 100 000 мужчин и 27,8 на 100 000 женщин), 70–79 лет (42,2 и 18,7 соответственно) и 60–69 лет (28,2). и 12,4 соответственно). У лиц более молодого возраста эти показатели значительно ниже: 15,3 и 11,2 на 100 000 мужчин и женщин в возрасте 15–29 лет и 0,9 и 1,0 на 100 000 населения в возрастной категории 5–14 лет. В Европе наблюдается та же тенденция: показатели снижаются с 53,2 и 14,0 на 100 000 мужчин и женщин в возрасте 80+ до 19 лет соответственно.0,9 и 4,2 на 100 000 для возрастной категории 15–29 лет и 1,0 и 0,4 для возрастной категории 5–14 лет (9). Несмотря на более низкие показатели самоубийств среди более молодых возрастных групп, самоубийство является второй ведущей причиной смерти среди людей в возрасте 15–29 лет во всем мире (8). Также в Европе, где уровень самоубийств среди молодежи имеет тенденцию к снижению, самоубийство занимает второе место среди наиболее частых причин смерти в возрастной группе 10–19 лет. Это даже самая частая причина смерти среди женщин в возрасте 15–19 лет (6,15 на 100 000). Смертность от самоубийств составляет около одной пятой всех смертей среди европейских подростков старшего возраста и молодых людей вместе взятых (15–29 лет).лет), что составляет около 24 000 смертей каждый год (10, 11). Для сравнения, самоубийство не входит даже в первую десятку наиболее частых причин смерти в старших возрастных группах. Эти факты, а также вывод о том, что в целом эти цифры не имеют тенденции к явному и неуклонному снижению за последние десятилетия, вызывают растущую обеспокоенность ученых и политиков. Среди населения в целом растет также осведомленность об огромных негативных последствиях суицидальных наклонностей среди молодежи не только из-за прямой гибели многих молодых людей, но и из-за разрушительных психосоциальных и неблагоприятных социально-экономических последствий в широком масштабе. С точки зрения общественного психического здоровья самоубийство среди молодежи является одной из основных проблем, требующих решения с помощью эффективных профилактических мер. Поэтому важно получить как можно больше информации о факторах риска, способствующих суицидальному поведению у молодежи. Далее в этом мини-обзоре дается краткий обзор наиболее важных факторов риска, установленных научными исследованиями в этой области.

Факторы риска самоубийств среди молодежи

Определение молодежи с точки зрения строгих возрастных рамок довольно условно и варьируется в зависимости от страны и времени (12). Самоубийства в возрасте до 5 лет трудно найти. Большая часть литературы (включая этот мини-обзор) о самоубийствах среди молодежи относится к детям школьного возраста (7–12 лет) и подросткам (13–20 лет). Эти молодые люди по своей природе уязвимы для проблем с психическим здоровьем, особенно в подростковом возрасте (13). Этот период жизни характеризуется движением, изменениями и переходами из одного состояния в другое одновременно в нескольких сферах. Молодые люди должны принимать решения о важных конкретных направлениях жизни, например, школа, жизненная ситуация, группа сверстников и т. д. Они также должны решать новые задачи, связанные с формированием собственной идентичности, развитием самооценки, приобретением большей независимости и ответственности, формированием новые интимные отношения и т. д. Тем временем они сами подвержены текущим изменяющимся психологическим и физическим процессам. А кроме того, они часто сталкиваются с завышенными ожиданиями, порой завышенными, со стороны значимых родственников и сверстников. Такие ситуации неизбежно провоцируют определенную степень беспомощности, незащищенности, стресса и чувства потери контроля (14). Чтобы решить эти проблемы и успешно справиться с этими эмоциями, молодые люди должны иметь доступ к важным вспомогательным ресурсам, таким как стабильная жизненная ситуация, близкие дружеские отношения, структурная структура и экономические ресурсы. Факторы риска можно рассматривать как факторы, которые подрывают эту поддержку или препятствуют доступу к этим ресурсам, в то время как защитные факторы укрепляют и защищают эти ресурсы или служат буфером против факторов риска.

В последние десятилетия было проведено несколько популяционных психологических аутопсий самоубийств, включающих интервью с ключевыми информантами и изучение записей, а также последующие исследования людей, которые пытались покончить с собой, раскрывая важную информацию о факторах риска. за молодежное самоубийство (15). Все согласны с тем, что самоубийству могут способствовать многочисленные факторы и что в конечном счете каждое самоубийство вызвано уникальным, динамичным и сложным взаимодействием генетических, биологических, психологических и социальных факторов (16). Тем не менее, можно выделить различные типы факторов, которые явно связаны с повышенным риском суицида среди молодежи, поэтому это очень актуально для профилактики.

Психические расстройства

Большинство исследований сходятся во мнении, что самоубийство тесно связано с психическими расстройствами (17, 18). Около 90% людей, совершивших самоубийство, страдают как минимум одним психическим расстройством (19). Установлено, что психические расстройства составляют от 47 до 74% риска самоубийства. Аффективное расстройство является расстройством, наиболее часто встречающимся в этом контексте. Критерии депрессии обнаруживались в 50–65% суицидальных случаев, чаще у женщин, чем у мужчин. Злоупотребление психоактивными веществами и, в частности, злоупотребление алкоголем также тесно связано с риском самоубийства, особенно у подростков старшего возраста и мужчин. Среди 30–40% людей, которые умирают в результате самоубийства, были расстройства личности, такие как пограничное или антисоциальное расстройство личности. Самоубийство часто является причиной смерти молодых людей с расстройствами пищевого поведения, в частности с нервной анорексией, а также у людей, страдающих шизофренией, хотя на шизофрению как таковую приходится очень небольшое количество всех самоубийств среди молодежи (17, 20). Наконец, также была обнаружена связь между суицидом и тревожными расстройствами, но трудно оценить влияние расстройств настроения и злоупотребления психоактивными веществами, которые также часто присутствуют в этих случаях. В целом коморбидность психических расстройств существенно увеличивает суицидальный риск. Особенно важна здесь высокая распространенность коморбидности между аффективными расстройствами и расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами.

Предыдущие попытки самоубийства

Многие исследования обнаруживают сильную связь между предыдущими попытками самоубийства или членовредительством в анамнезе и самоубийством (21). Около 25–33 % всех случаев суицида предшествовали предшествующей суицидальной попытке, явление, более распространенное среди мальчиков, чем среди девочек. Исследования показали, что у мальчиков с предыдущей попыткой самоубийства риск самоубийства в 30 раз выше, чем у мальчиков, которые не пытались покончить жизнь самоубийством. У девочек с предыдущими суицидальными попытками суицидальный риск увеличивается в три раза. В проспективных исследованиях установлено, что от 1 до 6 % лиц, пытающихся покончить с собой, умирают от самоубийства в течение первого года. Выявлено, что риск суицида связан в основном с актом самоубийства как таковым и в меньшей степени со степенью суицидального намерения этого акта.

Характеристики личности

Самоубийство связано с импульсивностью (22). Хотя мы знаем, что суицидальный процесс может длиться недели, месяцы и даже годы, фатальный переход от суицидальных мыслей и суицидальных попыток к действительно завершенному суициду часто происходит внезапно, неожиданно и импульсивно, особенно у подростков. Трудности в управлении различными, часто сильными и смешанными эмоциями и колебаниями настроения, сопровождающими столкновение с новыми и постоянно меняющимися проблемами в различных областях, являются еще одним фактором риска суицида среди молодежи, вероятно, частично под влиянием бионеврологических факторов. Также было обнаружено, что у молодых людей, покончивших с собой, навыки решения проблем хуже, чем у их сверстников. Их поведение характеризовалось довольно пассивным отношением, ожиданием того, что кто-то другой решит за них проблему, как простых проблем, так и более сложных межличностных проблем. Некоторые исследователи указывают в этом контексте на дефекты памяти, с небольшим количеством подробных воспоминаний об эффективных решениях в прошлом (22). Другие связывают это с негибким процессом мышления, часто встречающимся у этих молодых людей. При таком способе мышления, также называемом «дихотомическим мышлением», люди воспринимают события и выражают свои переживания как полностью «черные» или «белые», полностью хорошие или совершенно плохие, с небольшим пространством для нюансов и градаций. Это также объясняет их самооценку. Эта неспособность решать проблемы и регулировать настроение часто приводит к неуверенности, низкой самоэффективности и самооценке, но также может привести к гневу и агрессивному поведению, эмоциональному кризису и суицидальному кризису, особенно в сочетании с перфекционистскими личностями (16, 23).

Семейные факторы

Одним из наиболее важных источников поддержки в решении многих проблем молодежи является семейный контекст, в котором молодые люди живут или выросли. В многочисленных исследованиях несколько факторов риска, касающихся структуры семьи и процессов, были связаны с суицидальным поведением (24). Подсчитано, что в 50% случаев самоубийств среди молодежи виноваты семейные факторы. Одним из важных факторов является наличие в анамнезе психических расстройств у самих непосредственных членов семьи, особенно депрессии и злоупотребления психоактивными веществами (25). Неясно, влияют ли эти расстройства непосредственно на суицидальное поведение ребенка или, скорее, косвенно, через психические расстройства, вызванные у ребенка в результате этого семейного контекста. Исследователи также обнаружили повышенное присутствие суицидального поведения среди членов семей молодых людей, совершивших самоубийство (17). Было много дискуссий о механизмах, стоящих за этим открытием. Конечно, у ребенка может быть своего рода имитация поведения, но исследования усыновления показали большую согласованность суицидального поведения с биологическими родственниками, чем с приемными родственниками, что указывает скорее на генетическое объяснение (26). Последнее также согласуется с тем, что иногда суицидальное поведение родителей имело место в прошлом, без ведома ребенка. Вероятно, генетика и подражание играют роль (27). Плохая коммуникация внутри семьи также обнаруживается во многих случаях самоубийств не только с ребенком или по поводу детских проблем, но и вообще между членами семьи. Большое влияние оказывают прямые конфликты с родителями, но также и отсутствие общения и пренебрежение потребностями в общении (25, 28). Кроме того, домашнее насилие часто встречается в предыстории случаев самоубийства среди молодых людей, причем не только конкретно в отношении ребенка, но и в большей степени как способ решения проблем между членами семьи. Развод родителей как таковой лишь слабо связан с самоубийством вовлеченных детей, и эта связь, вероятно, смешивается с практическими, финансовыми и социально-экономическими последствиями проживания в семье с одним родителем или факторами родственного происхождения, связанными с разводом (29).).

Особые жизненные события-характеристики

Факторы риска, непосредственно связанные с конкретными важными жизненными событиями, конечно, могут быть самыми разнообразными, но установлено, что некоторые типы стрессоров чаще связаны с суицидом среди молодежи, чем другие. В контексте решения новых задач, формирования собственной идентичности и обретения уверенности в себе большинство молодых людей придают большое значение членству в группах сверстников, развитию новых близких отношений, установлению уверенности и безопасности. Поэтому неудивительно, что межличностные потери, такие как разрыв отношений, смерть друзей и неприятие сверстников, могут оказывать большое влияние на молодежь и обнаруживаются в одной пятой случаев самоубийств среди молодежи (30). Другие важные факторы стресса, связанные с суицидом, связаны с важными областями школы и семьи (31). Школьные проблемы и академический стресс были обнаружены в 14% случаев суицида. Подростки, которые «заблудились», не посещают школу и не работают, подвержены значительно большему риску самоубийства из-за отсутствия структуры и предсказуемости. Часто самоубийство происходит после периода отсутствия в школе, особенно у молодых людей в возрасте до 15 лет. Острые конфликты с родителями предшествуют 40% случаев самоубийства (23, 32). Другими конкретными стрессовыми событиями, связанными с суицидом, были запугивание, кибербуллинг, психологическое и физическое/сексуальное насилие и дисциплинарные проблемы, например, с полицией, которые чаще встречаются в случаях самоубийств с расстройствами, связанными со злоупотреблением психоактивными веществами (33, 34).

Заражение-имитация

Молодые люди более внушаемы и, следовательно, более склонны к заражению поведением других, чем пожилые люди (19). Некоторые исследователи предлагают использовать термин «имитация», а не «заражение». Заражение предполагает своего рода инфекционное заболевание, исключающее способность «зараженных» людей действовать и принимать решения самостоятельно. Подражание относится к обучению путем моделирования, приобретению новых моделей поведения посредством наблюдения за поведением модели. Имитация суицидального поведения подростками может быть вызвана на макроуровне (например, сообщениями в СМИ), но также может быть вызвана непосредственным контактом в их жизненной среде (например, в группах сверстников, друзьях, школьной среде). Исследования показывают, что имитационные эффекты могут зависеть от ряда факторов (35). Во-первых, важны характеристики модели. В целом эффект имитации сильнее, когда между молодым человеком и моделью есть сходство (например, по возрасту, полу, настроению или фоновой ситуации), когда между ними существует сильная связь или когда моделью является кто-то другой. ими восхищаются (например, знаменитости). Во-вторых, важно, подкрепляется ли и в какой степени поведение модели. Чем в большей степени такое поведение поощряется, рассматривается как позитивное, понятное, иногда даже достойное восхищения и смелое, тем больше вероятность того, что молодые люди будут его подражать. В-третьих, важна частота и способ представления поведения модели, например, размер и количество заголовков, количество повторений, реальная история или вымысел. Исследования показали зависимость доза-эффект. Иногда это имитирующее поведение может принимать большие размеры, известные как суицидальные кластеры, которые представляют собой цепочку реальных самоубийств, обычно среди подростков, в дискретной области и периоде времени (36).

Наличие средств

Люди, думающие о самоубийстве, обычно неоднозначно относятся к этому решению. Переход от суицидальных мыслей к реальному самоубийству часто происходит импульсивно как реакция на острые психосоциальные стрессоры, особенно у молодых людей. Наличие средств совершения самоубийства может иметь решающее значение для этого перехода в этот момент и в этой конкретной ситуации, а выбранный метод может также определять летальность действия. Иногда это даже связано с национальными образцами методов самоубийства. В соответствии с этим дети обычно совершают самоубийство, повесившись, прыгнув с высоты или врезавшись в проезжую часть, и отравившись рецептурными лекарствами, которые они накопили. Подростки используют более разнообразные методы: помимо повешения и отравления, юноши особенно применяют огнестрельное оружие. Некоторые исследования показали, что ограничение физической доступности средств совершения самоубийства может иметь важное значение в стратегиях профилактики (2, 37). Когнитивная доступность также может играть важную роль в суициде среди молодежи, особенно в суицидальном процессе, ведущем к самоубийству, например, сенсационные сообщения в СМИ или подробная информация в Интернете о средствах и методах совершения самоубийства (38–40).

Заключение

Суицид среди молодежи представляет собой серьезную проблему общественного психического здоровья. Молодые люди и особенно подростки по своей природе являются уязвимой группой для проблем с психическим здоровьем. Хотя самоубийства у детей относительно редки, их распространенность значительно возрастает в подростковом возрасте. И хотя показатели самоубийств среди молодежи в Европейском регионе немного снижаются, они по-прежнему считаются ведущей причиной смерти среди молодежи во всем мире и, как таковые, являются причиной значительного числа преждевременных смертей и огромного количества бессмысленных страданий и социальных проблем. потеря. Каждое самоубийство является результатом сложного динамического и уникального взаимодействия многочисленных способствующих факторов, и индивидуальные попытки предсказать и предотвратить самоубийство, как правило, терпят неудачу. С другой стороны, наши знания о факторах риска существенно расширяются. Психические расстройства, предшествующие суицидальные попытки, специфические личностные характеристики, генетическая нагрузка и семейные процессы в сочетании с провоцирующими психосоциальными стрессорами, воздействие вдохновляющих моделей и наличие средств совершения самоубийства являются ключевыми факторами риска суицида среди молодежи. Единственный путь вперед — максимально уменьшить эти факторы риска и усилить защитные факторы, предоставив комплексные и многосекторальные (первичные, вторичные и третичные) профилактические инициативы. Ключевые стратегии профилактики могут быть ориентированы на население (например, укрепление психического здоровья, просвещение, повышение осведомленности посредством кампаний по психологической устойчивости, тщательное освещение в СМИ, ограниченный доступ к средствам совершения самоубийства), а также на подгруппы высокого риска (например, программы, обучение привратников в различных областях, обеспечение кризисных горячих линий и онлайн-помощь, выявление и обучение неблагополучных семей) или даже сосредоточение внимания на людях, идентифицированных как склонные к суициду (например, улучшение лечения психического здоровья, последующее наблюдение после попыток самоубийства и стратегии преодоления стресса). и горе) (41). Для увеличения числа успешных попыток борьбы с самоубийствами среди молодежи в будущем дальнейшее раскрытие сложного процесса самоубийства должно сопровождаться постоянными и значительными усилиями по научному обоснованию и (пере)оценке текущих и новых планов стратегии предотвращения, и это в значительной степени вопрос политики. приоритеты и обязательства.

Вклад авторов

Автор подтверждает, что является единственным автором этой работы и одобрил ее публикацию.

Заявление о конфликте интересов

Автор заявляет, что исследование проводилось в отсутствие каких-либо коммерческих или финансовых отношений, которые могли бы быть истолкованы как потенциальный конфликт интересов.

Ссылки

1. Турецки Г., Брент Д. Суицид и суицидальное поведение. Ланцет (2016) 387:1227–39. doi: 10.1016/S0140-6736(15)00234-2

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

2. ВОЗ Предотвращение самоубийств: глобальный императив. Женева: Всемирная организация здравоохранения (2014 г.). Доступно на сайте: http://www.who.int/mental_health/suicide-prevention/world_report_2014/en/

3. WHO Global Health Observatory . Женева: Всемирная организация здравоохранения (2017 г.). Доступно на сайте: http://www.who.int/gho

4. Хоутон К., Ван Херинген К. Самоубийство. Ланцет (2009) 373:1372–81. doi: 10.1016/S0140-6736(09)60372-X

Полный текст CrossRef | Google Scholar

5. Де Лео Д. Можем ли мы полагаться на данные о морали самоубийств? Кризис (2015) 36:1–3. doi: 10.1027/0227-5910/a000315

Полный текст CrossRef | Google Scholar

6. Борхес Г., Нок М.К., Харо Абад Дж.М., Хванг И., Сэмпсон Н.А., Алонсо Дж. и др. Двенадцатимесячная распространенность и факторы риска суицидальных попыток по данным Всемирных обследований психического здоровья Всемирной организации здравоохранения. J Clin Psychiatry (2010) 71:1617–28. doi: 10.4088/JCP.08m04967blu

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

7. Нок М.К., Борхес Г., Бромет Э.Дж., Алонсо Дж., Ангермейер М., Ботре А. и др. Межнациональная распространенность и факторы риска суицидальных мыслей, планов и попыток.

BrJ Psychiatry (2008) 192:98–105. doi: 10.1192/bjp.bp.107.040113

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

8. Психическое здоровье ВОЗ. Женева: Всемирная организация здравоохранения (2018 г.). Доступно в Интернете по адресу: http://www.who.int/mental_health/en/9.0003

9. Верник П. Самоубийство в мире. Int J Environ Res Public Health (2012) 9:760–71. doi: 10.3390/ijerph

60

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

10. Глобальная обсерватория здравоохранения ВОЗ.

Здоровье подростков . Женева: Всемирная организация здравоохранения (2017 г.). Доступно в Интернете по адресу: http://apps.who.int/gho/data/view.wrapper.MortAdov?lang=en

11. Евростат. Объяснение статистики. Быть молодым в Европе сегодня. Европейский союз (2017 г.). Доступно в Интернете по адресу: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Being_young_in_Europe_today_-_health#Main_tables

12. Ферлонг А. Молодежные исследования: введение. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж (2013).

Google Scholar

13. Орбах И. Профилактика самоубийств у подростков. В: King R, Apter A, редакторы. Самоубийство у детей и подростков. Кембридж: Издательство Кембриджского университета (2006), стр. 1–40.

Реферат PubMed | Google Scholar

14. Patton GC, Sawyer SM, Santelli JS, Ross DA, Afifi R, Allen NB, et al. Наше будущее: комиссия Lancet по вопросам здоровья и благополучия подростков. Ланцет (2016) 387:2423–78. doi: 10.1016/S0140-6736(16)00579-1

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

15. Хоутон К., Эпплби Л., Платт С., Фостер Т., Купер Дж., Мальмберг А. и др. Подход психологической аутопсии к изучению самоубийств: обзор методологических вопросов.

J Affect Disord (1998) 50: 269–76.

Реферат PubMed | Google Scholar

16. Ван Херинген К. Суицидальный процесс и родственные понятия. В: ван Херинген К. редактор. Понимание суицидального поведения . Чичестер: John Wiley & Sons Ltd. (2001). стр. 136–59.

Google Scholar

17. Бридж Дж. А., Гольдштейн Т. Р., Брент Д. А. Подростковый суицид и суицидальное поведение. J Детская психологическая психиатрия (2006) 47:372–94. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01615.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

18. Пелконен М., Марттунен М. Детский и подростковый суицид: эпидемиология, факторы риска и подходы к профилактике.

Pediatr Drugs (2003) 5:243–65. doi: 10.2165/00128072-200305040-00004

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

19. Гулд М.С. Самоубийство и СМИ. Энн Н.Ю. Академ. наук. (2001) 932:200–21. обсуждение 21–4. doi: 10.1111/j.1749-6632. 2001.tb05807.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

20. Палмер Б.А., Панкрац В.С., Боствик Дж.М. Пожизненный риск самоубийства при шизофрении — повторное рассмотрение.

Arch Gen Психиатрия (2005) 62:247–53. doi: 10.1001/archpsyc.62.3.247

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

21. Cooper J, Kapur N, Webb R, Lawlor M, Guthrie E, Mackway-Jones K, et al. Самоубийство после преднамеренного членовредительства: 4-летнее когортное исследование. Am J Psychiatry (2005) 162: 297–303. doi: 10.1176/appi.ajp.162.2.297

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

22. Аптер А., Вассерман Д. Попытка самоубийства подростка. В: King R, Apter A, редакторы. Самоубийство у детей и подростков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (2006). стр. 63–85.

Google Scholar

23. Гулд М., Шаффер Д., Гринберг Т. Эпидемиология самоубийств среди молодежи. В: King R, Apter A, редакторы. Самоубийство у детей и подростков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (2006). стр. 1–40.

Google Scholar

24. Брент Д., Манн Дж. Семейные факторы суицидального поведения подростков. В: King R, Apter A, редакторы. Самоубийство у детей и подростков . Кембридж: Издательство Кембриджского университета (2006). стр. 86–117.

Google Scholar

25. Portzky G, Audenaert K, van Heeringen K. Самоубийство среди подростков. Психологическая аутопсия психиатрических, психосоциальных и личностных факторов риска. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. (2005) 40:922–30. doi: 10.1007/s00127-005-0977-x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

26. Бонди Б., Бюттнер А., Зилл П. Генетика самоубийств. Mol Psychiatry (2006) 11:336–51. doi: 10.1038/sj.mp.4001803

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

27. Агербо Э. , Нордентофт М., Мортенсен П.Б. Семейные, психиатрические и социально-экономические факторы риска самоубийства у молодых людей: вложенное исследование случай-контроль. BMJ (2002) 325:74–77. doi: 10.1136/bmj.325.7355.74

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

28. Гулд М., Фишер П., Паридес М., Флори М., Шаффер Д. Психосоциальные факторы риска завершенного суицида у детей и подростков. Arch General Psychiatry (1996) 53:1155–62.

Реферат PubMed | Google Scholar

29. Im Y, Oh WO, Suk M. Факторы риска суицидальных мыслей среди подростков: пятилетний анализ национальных данных. Арх психиатр Нурс . (2017) 31: 282–6. doi: 10.1016/j.apnu.2017.01.001

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

30. Spirito A, Esposito-Smythers C. Попытка самоубийства в подростковом возрасте. Ann Rev Clin Psychol (2006) 2: 237–66. doi: 10.1146/annurev.clinpsy.2.022305.095323

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

31. Амитай М., Аптер А. Социальные аспекты суицидального поведения и профилактика в раннем возрасте: обзор. Общественное здравоохранение Int J Environ Res. (2012) 9:985–94. doi: 10.3390/ijerph85

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

32. Сооле Р., Кыльвес К., Де Лео Д. Суицид у детей: систематический обзор. Arch Suicide Res. (2015) 19: 285–304. дои: 10.1080/13811118.2014.996694

Реферат PubMed | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

33. Ченг А., Чен Т., Чен С., Дженкинс Р. Психосоциальные и психиатрические факторы риска самоубийства. BrJ Psychiatry (2000) 177:360–5. doi: 10.1192/bjp.177.4.360

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

34. Klomek AB, Sourander A, Niemela S, Kumpulainen K, Piha J, Tamminen T, et al. Агрессивное поведение в детстве как риск суицидальных попыток и завершенных суицидов: популяционное когортное исследование. J Am Acad Детская подростковая психиатрия (2009) 48:254–61. doi: 10.1097/CHI.0b013e318196b91f

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

35. Пиркис Дж., Мок К., Робинсон Дж., Нордентофт М. Влияние СМИ на суицидальные мысли и поведение. В: O’Connor RC, Perkis J, редакторы. Международный справочник по предотвращению самоубийств, 2-е изд. , Чичестер: John Wiley & Sons (2016). стр. 745–58.

36. О’Коннор Р., Пиркис Дж. Группы самоубийств. В: O’Connor RC, Perkis J, редакторы. Международный справочник по предотвращению самоубийств, 2-е изд. Чичестер: John Wiley & Sons (2016). стр. 758–74.

Google Scholar

37. Yip PSF, Caine E, Yousuf S, Chang SS, Wu KC, Chen YY. Ограничение средств для предотвращения суицида. Ланцет (2012) 379:2393–9. doi: 10.1016/S0140-6736(12)60521-2

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

38. Флорентин Дж. Б., Крейн К. Предотвращение самоубийств путем ограничения доступа к методам: обзор теории и практики. Социально-медицинские науки . (2010) 70:1626–32. doi: 10.1016/j.socscimed.2010.01.029

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

39. Биддл Л., Донован Дж., Хоутон К., Капур Н., Ганнелл Д. Самоубийство и Интернет. BMJ (2008) 336:800–2. doi: 10.1136/bmj.39525.442674.A

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

40. Данлоп С.М., Мор Э., Ромер Д. Откуда молодежь узнает о самоубийствах в Интернете и какое влияние это оказывает на суицидальные мысли? J Детская психологическая психиатрия (2011) 52:1073–80. doi: 10.1111/j.1469-7610.2011.02416.x

PubMed Abstract | Полный текст перекрестной ссылки | Google Scholar

41. Калеар А.Л., Кристенсен Х., Фриман А., Фентон К., Басби Грант Дж., ван Спийкер Б. и др. Систематический обзор вмешательств по предотвращению психосоциальных самоубийств среди молодежи. Европейская детская подростковая психиатрия (2016) 25:467–82.

Добавить комментарий