Сущность воображения в психологии: Сущность воображения

Сущность воображения

27.12.2014

Воображение остается до сих пор загадкой для исследователей. Оно представляет собой специфическое отражение действительности, заключающееся в создании новых образов и идей путем переработки уже имеющихся образов и понятий. Воображение — это способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживая его в сознании, и мысленно манипулировать им. Обладая богатым воображением, человек может представлять себя в разных исторических эпохах, в мечтах и фантазиях моделировать будущее. Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки результатов восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.


Структуру воображения как писхического феномена можно схематично представить в следующем виде (схема 17). Физиологической основой воображения является сложная аналитико-синтетическая деятельность мозга (процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза), в результате которой происходит образование новых систем временных связей на основе ранее сформированных.

Важную роль в активации процессов воображения играет слово, запускающее механизм наглядно-образного мышления, служащий основой построения образов. Чтобы создать нечто новое в воображении, нужно накопить практический опыт жизни и хранить все это в определенной системе в памяти. Чем больше у человека знаний, тем больше он имеет возможностей для создания разных комбинаций своих впечатлений. Таким образом, процесс воображения протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением.

От восприятия воображение отличается тем, что его образы могут не соответствовать реальности.

Ключевые слова: Воображение

Источник: Ефимова Н.С., Основы общей психологии

Материалы по теме

Преобразование представлений в воображении

Теплов Б.М., Психология

Формы воображения

Козубовский В. М. Общая психология: познавательные процессы. Мн., 2008.

Представление и воображение

Кравченко А.И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Характеристики воображения

Карпов А.В., Общая психология

Социологическое воображение: теория вопроса

Кравченко А. И. — Психология и педагогика (Высшее образование) — 2008

Развитие воображения в дошкольном возрасте

Урунтаева Г.А., Детская психология

Особенности развития воображения младших школьников

Гонина О.О., Психология младшего школьного возраста

Физиологическая основа воображения

Кураев Г.А., Пожарская Е.Н., Психология человека

13. Сущность воображения и его критерии. Психология представлений.

Воображение— психический процесс создания образов предмета или ситуации путем перестройки имеющихся представлений.Это часть сознания личности, один из познавательных процессов.

Воображение присуще только человеку. Оно порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта. В этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Оно преобразует то, что есть в памяти. Воображение тесно взаимосвязано и с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации. Важнейшее значение воображения — в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, ориентируя человека в процессе деятельности.

Виды воображения

В зависимости от степени активности и осознанности человеком создания им новых образов различают такие виды воображения, как: пассивное; активное.

Активное воображение, в свою очередь, делится на: воссоздающее; творческое.

А пассивное воображение- на: преднамеренное; непреднамеренное.

Такое деление отчасти относительно, ибо каждый из этих видов содержит элементы другого. Основная тенденция воображения- преобразование представлений памяти, обеспечивающее в конечном счете создание заведомо новой, ранее не возникавшей ситуации.

1)Активное воображение— создание новых образов с помощью волевых усилий. Оно представляет собой преднамеренное построение образов в связи с сознательно поставленной задачей в том или другом виде деятельности. К активному воображению относятся мечты и фантазии. Активное воображение, в свою очередь, подразделяется на творческое и воссоздающее (репродуктивное) воображение.

Воссоздающее воображение— воображение, которое развертывается на основе описания, рассказа, чертежа, схемы, символа или знака.

Творческое воображение- воображение, которое предполагает самостоятельное создание образа, вещи, признака, не имеющих аналогов, новых, реализуемых в оригинальных и ценных продуктах деятельности; неотъемлемая сторона технического, художественного и иного творчества. При этом различаются: новизна объективная; новизна субъективная.

2)Пассивное воображение— воображение, характеризующееся созданием образов, которые не воплощаются в жизнь и не осуществляются или вообще не могут быть осуществлены. Наиболее ярко оно выступает в сновидениях или в дремотном состоянии, когда представления возникают самопроизвольно, сменяются, соединяются и изменяются сами по себе, принимая иногда самые фантастические формы.

Преднамеренное воображение— воображение, создающее образы, связанные с волей, которая способствует их воплощению в жизнь.

Непреднамеренное воображение— воображение, наблюдаемое при ослаблении деятельности сознания, при его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне.

Формы воображения: мечта; фантазия; грезы; сновидения; галлюцинации.

 Мечта— создание образа желаемого будущего, необходимое условие преобразования действительности, побудительная причина, мотив деятельности, окончательное завершение которой оказалось отсроченным.

Фантазия— форма воображения, в которой изменяется облик действительности, отраженной в сознании. Для нее характерна транспозиция (перестановка) элементов реальности. Фантазия позволяет найти новую точку зрения на уже известные факты и потому обладает огромной художественной и научно-познавательной ценностью. Галлюцинация— форма воображения, в которой переживаются образы при отсутствии какой бы то ни было внешней стимуляции.

Образы воображения также различаются между собой по степени яркости и по соотношению образов с действительностью.В этой связи выделяют:

реалистическое воображение, которое отражает действительность, предвосхищает события;

фантастическое воображение, которое «отлетает» от действительности.

Синтез представлений в процессах воображения осуществляется в различных формах, которые выступают в качестве основных механизмов воображения:

агглютинация— соединение не соединяемых в реальности качеств, свойств, частей предметов;

гиперболизация, илиакцентирование, — увеличение или уменьшение предмета, изменение качеств его частей;

заострение— подчеркивание каких-либо признаков;

схематизация— сглаживание различий и умаление черт сходства между ними;

типизация — выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях и воплощение его в конкретном образе.

Ваше воображение: где серый становится разноцветным

4 минуты

Воображение тесно связано с важными психическими процессами, такими как творчество, речь и эмпатия.

Проверено и одобрено психологом Елена Санс .

Автор: babel

Последнее обновление: 21 декабря 2022 г.

Воображение — это фантастическая способность, которая переносит вас в другие миры и реальности. Часто ассоциируемое с детством или сумасшествием, это качество является одним из самых ценных, что есть у людей. Несмотря на то, что в течение многих лет им пренебрегали, в последнее время была обнаружена его неоспоримая роль в важных психических функциях.

Воображение возвышает вас, очеловечивает и делает более совершенным. Это помогает вам интерпретировать прошлое и заглядывать в будущее, находить инновационные решения и даже общаться. Без воображения ваш мир был бы узок и ограничен, вы бы воспринимали только осязаемое, и ваша сущность исчезла бы.

Интеллект и язык

Воображение тесно связано с интеллектом. На самом деле, без него мысль даже не существовала бы. Это потому, что каждое понятие, с которым вы имеете дело, является мысленным представлением образа, реальности. Думать — значит преобразовывать, интерпретировать и формировать то, что вас окружает, добавляя к этому смысл. Без воображения вы не смогли бы осмыслить мир так, как вы это делаете.

Ваше мышление основано на языке. Когда вы думаете, вы делаете это, используя слова, фразы и утверждения. Однако язык — это еще одна способность, опосредованная воображением. Благодаря этому вы можете связать звуки и символы с их соответствующими реальными представлениями. Например, при чтении вы вызываете в памяти содержание и придаете форму и реальность тому, чего на самом деле нет.

Когда вы общаетесь с кем-то, вы мысленно трансформируете его слова в осмысленные образы и идеи . Именно ваше воображение позволяет вам понять, что они вам говорят. Это также позволяет вам вербально запечатлеть свой собственный внутренний мир.

Роль воображения в эмпатии

Воображение позволяет не только понять, что вам говорят другие, но и пережить это . Эмпатия заключается в том, чтобы поставить себя на место другого человека, объяснить его эмоции и мотивы и представить, каково это быть на его месте.

Чтобы проявить эмпатию, вы должны выйти за пределы своих личных представлений и перейти к эмоциональной реальности другого человека. Без воображения вы были бы ограничены своей точкой зрения, и эмоциональная связь была бы невозможна.

Сны и воспоминания

Одним из самых интересных аспектов человеческого разума является то, что каждый раз, когда он вспоминает, он трансформируется. Ваш разум — не магнитофон, ваши воспоминания не совсем объективны, они пропитаны эмоциями и интерпретациями. Воспоминание — это пробуждение, воображение прошлого, и при этом вы интегрируете знания и эмоции, которыми обладаете в данный момент.

С другой стороны, сновидений являются одним из самых обширных проявлений воображения. Когда вы мечтаете, вы перемещаетесь в мир, который существует только в вашем воображении , хотя это и не сознательно управляемый процесс. Без воображения не существовало бы причудливого и захватывающего символического мира, который вы разворачиваете в своих снах.

Креативность и инновации

Важным элементом творчества является способность вообразить то, чего еще не существует, и воплотить это в жизнь с помощью оригинальных комбинаций. Творчество позволяет вам вводить новшества, мечтать о том, что уже существует, и воплощать это в реальность. Именно воображение заставляет общества двигаться вперед и развиваться . Действительно, как общество, лишенное воображения, мы застряли бы в известном, потому что не смогли бы визуализировать что-либо отличающееся и улучшенное.

Это правда, что некоторые люди от природы более изобретательны, чем другие. Тем не менее, у всех есть воображение. Тем не менее, это практика, которую необходимо развивать. Воображение и творчество помогают вам сделать ваше отношение более гибким, а также служат катарсисом . Вот почему вы должны работать над своей самой творческой стороной.

Связь между воображением и восприятием

Может показаться, что восприятие и воображение — понятия совершенно независимые и даже противоречащие друг другу. Однако было доказано, что на нейрофизиологическом уровне представление действия похоже на его выполнение . Например, если вы представляете, что поднимаете вес, активизируются те же области, как если бы вы это делали на самом деле. Следовательно, воображение — это еще один способ экспериментировать и испытывать.

Воображение, далеко не второстепенное и не относящееся к делу качество, тесно связано с важными психическими процессами. Вот почему важно сохранять и развивать свое воображение . На самом деле, это качество, способное заставить вас учиться у прошлого, понимать настоящее и создавать будущее.

Вас это может заинтересовать…

как и где это происходит в мозгу?

Кристиан Нордквист, 22 сентября 2013 г.

Задумывались ли вы, откуда берется воображение, что делает нас творческими, почему мы думаем научно или создаем искусство и изобретаем инструменты? Философы тысячи лет спорили о сущности воображения. Ученые Дартмутского колледжа считают, что их исследование приближает нас к ответу.

По словам ведущего исследователя Алекса Шлегеля, аспиранта кафедры психологии и наук о мозге, ответ лежит в

«умственном рабочем пространстве» человеческого мозга , широко распространенной нейронной сети, которая координирует деятельность нескольких областей мозга. и сознательно манипулирует символами, образами, идеями и теориями.

Исследование, опубликованное в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences , показывает, как люди способны интенсивно и быстро концентрироваться, чтобы решать сложные проблемы и придумывать новые идеи.

Шлегель сказал:

«Наши результаты приближают нас к пониманию того, как организация нашего мозга отличает нас от других видов и предоставляет нам такую ​​богатую внутреннюю площадку для свободного и творческого мышления.

Понимание этих различий даст нам представление о том, откуда берется человеческое творчество, и, возможно, позволит нам воссоздать те же самые творческие процессы в машинах».

Исследователи давно предполагают, что человеческое воображение существует благодаря широко распространенной нейронной сети в мозгу.

Однако четко продемонстрировать, что такое «ментальное рабочее пространство» существует, было чрезвычайно сложно с помощью доступных методов, которые позволяли исследовать активность мозга только изолированно.

Дартмутские ученые подошли к проблеме, задав вопрос: «Как мозг позволяет нам манипулировать мысленными образами?»

Авторы привели пример, когда людей просили представить себе шмеля с головой быка. Большинству из нас эта задача показалась бы легкой. Однако для того, чтобы образ появился перед нашим мысленным взором, человеческий мозг должен создать совершенно новый образ, казалось бы, из ниоткуда.

Пятнадцати добровольцам было предложено вызвать в воображении определенные визуальные образы, а затем мысленно объединить их в более сложные фигуры. Другим приходилось создавать в уме сложные образы, а затем мысленно разбирать их на отдельные части.

С помощью фМРТ (функциональной магнитно-резонансной томографии) команда смогла измерить активность мозга добровольцев. В чем разница между фМРТ и МРТ? — Проще говоря, МРТ исследует анатомическую структуру, а фМРТ — метаболическую функцию. Другими словами, МРТ смотрит на то, что там есть, а фМРТ говорит вам, что там происходит.

Шлегал и его коллеги ожидали, что зрительная кора — часть мозга, которая обрабатывает образы — будет активно участвовать в управлении мыслительными манипуляциями. Их исследование подтвердило это, но они также обнаружили, что несколько других областей вовлечены в манипулирование воображаемыми формами .

Поделиться на PinterestНесколько областей мозга демонстрируют разную активность в исследовании с использованием фМРТ
для измерения того, как люди манипулируют мысленными образами (Фото: Алекс Шлегель)

Исследование подтвердило то, что предполагало большинство ученых: «ментальное рабочее пространство» отвечает за большую часть человеческого сознательного опыта и за гибкие когнитивные способности, которые мы (люди) развили.

Команда добавила, что необходимы дальнейшие исследования, чтобы лучше понять, как функционируют эти нейронные сети.

Это исследование показывает, что, когда речь идет о сложном когнитивном поведении человека, нам нужно смотреть на то, как действует мозг в целом, а не на его отдельные части.

Наше воображение влияет на то, как мы воспринимаем окружающий мир, в гораздо большей степени, чем мы, возможно, осознаем, объяснили исследователи из Каролинского института в журнале Current Biology .

Мысли, возникающие «в нашей голове», могут изменить наше фактическое восприятие.

Добавить комментарий