Суть метода наблюдения: Сущность метода наблюдения и его примеры

Содержание

Применение на практике метода педагогических наблюдений

Педагогика – одно из сложнейших и востребованных направлений, которое осуществляет не только образовательную функцию, но и помогает воспитывать общество нравственно, культурно, эстетически и духовно. Далеко не каждый человек сумеет удержать внимание детей (независимо от возраста) и научить их чему-то новому, притом, что на одном занятии в среднем присутствует 25-40 человек!

Одним из уникальнейших педагогических методов позволяющих откорректировать тактику ведения урока, завлечь даже самого заядлого двоечника в учебный процесс, является метод педагогических наблюдений.

Что это такое?

Наблюдение – один из самых распространенных общенаучных методов, позволяющих собрать максимум полезной информации для практической части любого исследования. Суть данного способа заключается в том, что исследователь просто наблюдает за определенным объектом исследования, фиксируя все его действия и результаты, в дальнейшем сравнивая каждый шаг с конкретными нормами или «шкалой».

Что представляет из себя метод наблюдение?

В педагогической практике существует несколько видов наблюдений:

  • Структурированные и неструктурированные наблюдения.

Первый вид предполагает, что исследователь действует по определенному сценарию, «структуре». Неструктурированные исследования предполагают, что ученый собирает определенные сведения для конкретной темы, но сам процесс протекает естественно, без вмешательств и пр.

  • Включенные и невключенные наблюдения.

Включенное наблюдение означает, что сам исследователь также является участником эксперимента, наблюдения, входит в состав изучаемой группы. Невключенное наблюдение – автор эксперимента наблюдает за объектом со стороны, не принимая участия в нем как испытуемый.

  • Открытые и скрытые наблюдения.

Первые предполагают, что объект исследования знает о том, что за ним наблюдают, он является частью некоего эксперимента, научной работы. Скрытые же предполагают незаметное наблюдение за испытуемым.

  • Полевые и лабораторные наблюдения.

Первая разновидность относится к тем категориям, которые проводятся в естественных условиях. Автор научной работы просто наблюдает за происходящим процессом, действиями испытуемых, фиксирует их.

Лабораторные наблюдения же предполагают наличие конкретных факторов, условий, которые создает исследователь для получения данных. Здесь он оказывает прямое или косвенное воздействие на участников наблюдения, корректирует условия. Лабораторные наблюдения чаще всего проводят в специально оборудованных помещениях.

Разновидности наблюдений
  • Систематические и несистематические наблюдения.

Систематические исследования проводятся на регулярной основе. Они заранее планируются, чаще всего реализуются по определенному сценарию.

Несистематические исследования проводятся в свободной форме, нерегулярно. Исследователь предпочитает проводить их только по мере необходимости.

  • Кратко-, долговременные.

Здесь вид наблюдения зависит от времени, затрачиваемого на его проведение. Если исследователю достаточно от нескольких часов до 1-2 недель, то такой эксперимент является кратковременным. Если же для пополнения материалов и выполнения наблюдения необходимо длительное время, то оно откосится к долговременным.

  • Сплошные и выборочные.

Сплошной вариант предполагает, что исследователь будет фиксировать все действия и результаты испытуемой группы или индивида. Выборочные нацелены на выявление конкретных итогов.

  • Непосредственные и опосредованные.

Непосредственные наблюдения предполагают, что исследователь использует только имеющиеся у него знания и опыт, естественные чувства восприятия происходящего и интерпретирует их согласно собственным возможностям.

Опосредованные же основываются на привлечении специальной техники, экспертов и пр.

Этапы проведения наблюдения

Наблюдение – это своего рода небольшой эксперимент, в ходе которого автор научной или иной работы будет наблюдать за испытуемым. Здесь важно понимание алгоритма проведения:

Этап №1. Правильно определяем цель исследования и выбираем соответствующий объект.

Этап №2. Конкретизируем вид наблюдения: здесь целесообразно определить сроки проведения мероприятий, наличие плана, необходимость вмешательств, разрабатывается шкала оценки результатов и пр.

Этап №3. Проведение непосредственного наблюдения и моментальное фиксирование полученных результатов.

Этап №4. Обработка полученных в ходе наблюдения данных.

Наблюдение в педагогической практике

Педагог обязан найти подход к каждому ребенку, общий язык с ним. Порой сделать это очень трудно из-за сложного характера или особенностей в развитии учащегося. В этом случае метод наблюдения позволяет преподавателю определить сильные и слабые стороны ученика, выявить его любимые предметы и занятия, интересы, характер, и, опираясь на полученные данные, предпринять конкретные действия, которые позволят наладить с ним достойные отношения, привлечь внимание к учебе и повысить интерес к предметам.

Наблюдение как метод исследования в педагогической практике

Более того, наблюдая за учениками, педагог может увидеть и «личную составляющую» каждого из них: какими талантами располагает, какие сложности у них возникают в общении со сверстниками и т.д. Все это можно с легкостью проследить в поведении детей.

Также метод наблюдений поможет улучшить успеваемость даже самых заядлых двоечников, если грамотно организовать учебный процесс, правильно рассадить учеников, воздействовать на них с помощью психологических и педагогических приемов, родителей и пр.

Педагогическое наблюдение представляет собой уникальный процесс, включающий анализ и оценку организации учебы, а также воспитательной работы. Данный метод исследования позволяет не только следить за учащимися, но и оценить деятельность непосредственно педагога: все ли правильно он делает, грамотно ли планирует занятие, как общается и вовлекает детей, помогает им развиваться и пр.

Педагогическое наблюдение успешно применяется в рабочем процессе, а также при выполнении научно-исследовательских работ, для проверки различных гипотез и совершенствования педагогической деятельности.

Наблюдение и эксперимент как методы научного познания

Одними из методов научного познания являются наблюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод научного познания

Определение 1

Наблюдение  представляет собой целенаправленное фиксирование данных об исследуемом объекте в его естественной среде.

Фиксирование данных происходит на основе чувственных способностей человека- ощущении, восприятии и представлении. Результатом наблюдения является получение данных.

Выделяют следующие компоненты наблюдения:

  • наблюдатель;
  • объект исследования;
  • условия наблюдения;
  • средства наблюдения (измерительные инструменты).

Активность наблюдателя заключается в избирательности наблюдения в зависимости от целевой установки: что подвергается наблюдению, на чем первоочередно нужно акцентировать внимание и т.д.
Опытный наблюдатель не будет игнорировать  явления, которые не входят в его установку в качестве поставленных целей для наблюдения.

Такие явления фиксируются, т.к. они могут быть полезны для познания изучаемого объекта. Активность наблюдателя  тесно связана с теоретической обусловленностью содержания результатов наблюдения. В наблюдении важна не только чувственная сторона, но и рациональная способность, выраженная в теоретических установках.
Так же активность исследователя проявляется в отборе необходимых средств наблюдения. Наблюдение нацелено  на невнесение изменений в условия существования объекта. Активность наблюдателя проявляется в ограничении самого себя. 

Выделяют следующие виды наблюдения:

  • качественное;
  • количественное. 

Качественное наблюдение использовалось людьми еще до появления науки в  современное ее понимании. Количественное наблюдение стали использовать в Новое время – время становления научного знания. Количественные наблюдения связаны с математическими измерениями и измерительной техникой.

 

Эксперимент как метод научного познания

Определение 2 

Эксперимент представляет собой активное фиксирование данных об изучаемом объекте, который находится в специально созданных контролируемых условиях.

Выделяют следующие компоненты эксперимента: 

  • лаборатория (пространственно-временная область). Ее границы могут быть реальными и мысленными;
  • система, которая изучается исследователем;
  • протокол эксперимента;
  • реакции системы, которые  фиксируются с помощью необходимых приборов.

Существуют различные виды экспериментов.

Так, в зависимости от познавательных целей, средств и объектов познания выделяют:

  • исследовательский (поисковый) эксперимент;
  • проверочный (контрольный) эксперимент; 
  • воспроизводящий эксперимент; 
  • изолирующий эксперимент;
  • качественный и количественный эксперимент; 
  • физический, химический, биологический, социальный эксперимент.

Эксперимент может быть натуральный и умственный:

  •  Натуральный эксперимент предполагает целенаправленное вмешательство исследователя в естественный ход событий. 
  • Умственный эксперимент — это манипулирование не реальными объектами, а с информацией о них без вмешательства в ход событий.  

Так же выделяют контролируемый и неконтролируемый эксперимент.

Контролируемый эксперимент — это попытка получить сравнительно чистый эффект влияния экспериментальных факторов. Для этого тщательно изучают и выравнивают другие условия, которые могут возникнуть и исказить влияние экспериментального фактора. Выравнивание происходит по всем объектам, которые принимают участие в эксперименте. Для этого выделяют факторы, которые могут влиять на ожидаемые последствия, предусматривается предварительный анализ проблемы при разработке программы исследования.  Неконтролируемый эксперимент широко применяется на практике для оценки эффективности исследования по принципу: «проведем и посмотрим, что получилось».

Эксперимент в качестве самостоятельного метода научного познания сложился примерно в 17 веке, что означало становление науки в эпоху Нового времени. Экспериментальный метод распространился в таких науках, как биология, химия, физиология. В 19 веке эксперимент стал использоваться в психологии (В.

Вундт), позднее —  в социологии.

Преимущества эксперимента перед наблюдением

Эксперимент имеет следующие преимуществами перед наблюдением:

  1. Явления, которые изучаются, воспроизводятся по желанию исследователя.
  2. Эксперимент позволяет выявить характеристики изучаемых явлений, которые нельзя заметить в естественных условиях. 
  3. Варьирование условий предоставляет возможности  изолировать изучаемый объект  от усложняющих обстоятельств и приблизиться к его изучению в «чистом виде» с соблюдением принципа ceteris paribus (при прочих равных условиях).
  4. В эксперименте больше возможностей использования различных приборов и техник, автоматизации и компьютеризации.

В научном исследовании эксперименту отводится особая роль:

  • Во-первых, он является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим этапами и уровнями научного исследования.  Эксперимент опосредован теоретическим исследованием и его результатами, т.к. он основывается на теоретическом знании. Эксперимент ставит своей целью проверку научной гипотезы.  Так же в эксперименте используется различные познавательные средства, что приближает его к эмпирическому уровню познания. Результаты эксперимента – это установленные факты и эмпирические зависимости.
  • Во-вторых, эксперимент относится к  познавательной  и практической деятельности одновременно. Цель эксперимента — приращение знания, но так же он связан и с преобразованием окружающей действительности.

Автор: Валерия Дедова

Преподаватель философии

Метод наблюдения, его сущность и реализация

Метод наблюдения

Метод наблюдения является наиболее часто используемым методом, особенно в исследованиях, связанных с науками о поведении. Таким образом все мы наблюдаем за окружающими нас вещами, но такое наблюдение не является клиническим наблюдением. Наблюдение становится научным инструментом и подходом к сбору данных для исследователя, когда оно служит сформулированной исследовательской функции, методично подготавливается и фиксируется и проходит проверку и контроль на достоверность и надежность. При наблюдении информация ищется методом собственного непосредственного наблюдения исследователя без запроса респондента (Мейсон 84).

Не используйте плагиат. Получите индивидуальное эссе на тему

«Метод наблюдения, его сущность и реализация»

НОВИНКА! интеллектуальное сопоставление с писателем

Зачем выбирать наблюдение

Наблюдение может позволить ученым понять гораздо больше о том, что происходит в сложных сценариях реального мира, чем они могут узнать, просто задавая вопросы тем, кто их испытывает, и глядя только на то, что происходит. о них говорится в опросах и интервью. Это может быть связано с тем, что интервьюируемые и участники опроса в некоторых случаях неохотно делятся тем, что они знают, возможно, чувствуя, что это было бы неуместно или бестактно, или потому, что некоторые вещи они считают неважными или неважными.

Тем не менее, более вероятно, что они не могут предоставить подробности о конкретных событиях или действиях, если их спросить напрямую, поскольку они происходят настолько рутинно или кажутся такими обычными и обыденными, что они едва ли о них помнят.

Несмотря на коннотации этого термина, наблюдение — это гораздо больше, чем просто взгляд. Конечно, взгляд лежит в основе любого наблюдения, но лучшие исследователи-наблюдатели владеют техникой сосредоточенного и систематического наблюдения.

На самом деле наблюдение включает в себя целый ряд навыков, из которых наблюдение — лишь один из них. Другие включают в себя слушание, участие, содействие, преследование, вопросы, общение, взаимодействие, обмен, воздержание, отступление, переговоры, определение времени, запись, описание и так далее. Если вы планируете проводить наблюдательные исследования, вы должны быть готовы к некоторым или всем этим видам деятельности, иногда одновременно, что может быть в лучшем случае сложным, а в худшем — утомительным (Wilkinson 117).

Прежде чем приступить к наблюдениям, самое первое, что нужно сделать, это решить, подходит ли вам этот исследовательский инструмент; подходит ли ваш подход
к исследованиям и к проблеме, проблеме или вопросу, который вас интересует, для методов исследования с наблюдением.

Когда использовать наблюдение в вашем исследовании

  1. Когда то, как люди ведут себя и взаимодействуют друг с другом в социальной среде, важно для вашего исследования.
  2. Когда вы заинтересованы в изучении социальных сетей и того, что в них происходит.
  3. Когда лучший способ изучить то, что вы хотите узнать, – испытать это на себе.
  4. Когда контекст событий, которые вы исследуете, важен. В качестве полезного дополнения к другим исследовательским инструментам.
  5. Когда необходим гибкий подход к исследованиям (Wilkinson117).

Преимущества и недостатки

Сбор данных о том, где и когда происходит событие или действие.

Не зависит от желания или способности людей предоставить информацию. Позволяет вам напрямую видеть, что люди делают, а не полагаться на то, что люди говорят, что они делали. Этот метод особенно подходит для исследований, в которых участвуют испытуемые (т. е. респонденты), которые по той или иной причине не способны вербально описать свои чувства (Cothari 96).

Каковы недостатки наблюдения

Подвержен предвзятости наблюдателя.
Подвержены «эффекту боярышника», т. е. люди обычно работают лучше, когда знают, что за ними наблюдают, хотя косвенное наблюдение может уменьшить эту проблему. Может быть дорогим и трудоемким по сравнению с другими методами сбора данных. Не увеличивает ваше понимание того, почему люди ведут себя так, а не иначе.

Типы наблюдения

Открытое и скрытое

Наблюдения могут быть открытыми (все знают, что за ними наблюдают) и скрытыми (никто не знает, что за ними наблюдают, а наблюдатель скрыт). Преимущество скрытого наблюдения заключается в том, что люди с большей вероятностью будут вести себя естественно, если не будут знать, что за ними наблюдают. Однако, как правило, вам придется проводить открытое наблюдение из-за этических проблем, связанных с сокрытием вашего наблюдения.

Прямое и косвенное

Наблюдения также могут быть прямыми или косвенными. Прямое наблюдение — это когда вы наблюдаете за взаимодействиями, процессами или поведением по мере их возникновения; например, наблюдение за учителем, преподающим урок по письменному учебному плану, чтобы определить, насколько точно он преподает его. Косвенные наблюдения — это когда вы наблюдаете за результатами взаимодействий, процессов или поведения; например, измерение количества отходов тарелок, оставленных учащимися в школьной столовой, чтобы определить, приемлема ли для них новая еда.

Структурированное или неструктурированное

В случае, если наблюдение характеризуется точным определением наблюдаемых единиц, стилем записи наблюдаемой информации, стандартизированными условиями наблюдения и выбором соответствующих данных наблюдения, тогда наблюдение называется структурированным наблюдением. Но когда наблюдение должно происходить без предварительного обдумывания этих характеристик, это называется неструктурированным наблюдением. Структурированное наблюдение считается уместным в описательных исследованиях, тогда как в поисковых исследованиях процедура наблюдения, скорее всего, будет относительно неструктурированной (Cothari 9).6).

Участник против неучастника

Мы часто говорим о типах наблюдения с участием и без участия в контексте исследований, особенно социальных наук. Это различие зависит от того, разделяет или не разделяет наблюдатель жизнь группы, за которой он наблюдает. Если наблюдатель наблюдает, становясь более или менее членом группы, за которой он наблюдает, чтобы он мог испытать то, что испытывают члены группы, такое наблюдение называется включенным наблюдением. Но когда наблюдатель наблюдает как отстраненный эмиссар без какой-либо попытки с его стороны пережить через участие то, что чувствуют другие, наблюдение такого типа часто называют наблюдением без участия. (Когда наблюдатель наблюдает таким образом, что его присутствие может быть неизвестно людям, за которыми он наблюдает, такое наблюдение называется скрытым наблюдением.)

Есть несколько достоинств наблюдения с участием участников: (i) Исследователь может записывать естественное поведение группы. (ii) Исследователь может даже собрать информацию, которую было бы нелегко получить, если бы он наблюдал незаинтересованным образом. (iii) Исследователь может даже проверить истинность заявлений, сделанных информантами в контексте вопросника или списка. Но есть и определенные недостатки этого типа наблюдения, а именно: наблюдатель может потерять объективность в той мере, в какой он участвует эмоционально; проблема наблюдения-контроля не решена; и это может сузить диапазон опыта исследователя (Cothari 96).

Контролируемое и неконтролируемое

Иногда мы говорим о контролируемом и неконтролируемом наблюдении. Если наблюдение происходит в естественных условиях, оно может быть названо неконтролируемым наблюдением, но когда наблюдение осуществляется в соответствии с определенными заранее подготовленными планами, включающими экспериментальную процедуру, то оно называется контролируемым наблюдением. При неконтролируемом наблюдении не предпринимается никаких попыток использовать точные инструменты. Основная цель этого типа наблюдения — получить спонтанную картину жизни и людей. Он имеет тенденцию обеспечивать естественность и законченность поведения, оставляя достаточно времени для наблюдения за ним. Но при контролируемом наблюдении мы используем механические (или прецизионные) инструменты для обеспечения точности и стандартизации.

Такое наблюдение имеет тенденцию предоставлять формализованные данные, на основе которых можно с некоторой степенью уверенности строить обобщения. Основной ловушкой неконтролируемого наблюдения является субъективная интерпретация. Существует также опасность ощущения, что мы знаем о наблюдаемых явлениях больше, чем на самом деле. Как правило, контролируемое наблюдение имеет место в различных экспериментах, которые проводятся в лаборатории или в контролируемых условиях, тогда как неконтролируемое наблюдение прибегают в случае поисковых исследований (Котари 9). 7).

Процитированные работы

  1. Мейсон, Дженнифер. Качественное исследование. Лондон: публикации SAGE, 2002.
  2. .
  3. Cothari, CR Методология исследования: методы и приемы. Нью-Дели: Международные издательства New Age, 2004.
  4. .
  5. Уилкинсон, Дэвид и Питер Бирмингем. Использование инструментов исследования: руководство для исследователей. Лондон: Рутледж Фалмер, 2003.
  6. .

Рекс Уэйд

Помните! Это всего лишь образец.

Вы можете получить индивидуальную статью от одного из наших опытных авторов.

Помощь студентам с 2015 года

Использовать этнографические методы и включенное наблюдение

Что такое этнографические методы?

Этнографические методы — это исследовательский подход, при котором вы смотрите на людей в их культурной среде с целью создания повествовательного описания этой конкретной культуры на теоретическом фоне. В рамках этого вы увидите:

  • Сделанные дела, а также использованные слова
  • Как они взаимодействуют друг с другом и со своей социальной и культурной средой
  • Что не  сказано столько же, сколько сказано
  • Язык и символы, ритуалы и общие значения, населяющие их мир

Организационная этнография

Этнография изучает культуру, поэтому организационная этнография изучает культуру организаций.

Организационная культура существует в сознании людей, составляющих эту организацию, в то время как организационная этнография занимается условиями, в которых происходят социальные отношения между акторами, преследующими определенные цели.

Эта культура развивается с течением времени, включает в себя доминирующие культуры и субкультуры и подчиняется собственным правилам, обрядам, мифам и символам.

История этнографических методов

Этнография берет свое начало в социальной антропологии и, в частности, в работе Малиновского, чей основополагающий текст Аргонавты западной части Тихого океана  описывает его опыт долгого проживания среди жителей южно-тихоокеанских островов и дает советы антрополог должен провести по крайней мере год в полевых условиях, выучить язык и жить как один из населения, которое он или она изучает.

Социология перешла к нему в 1930-е годы, когда чикагская школа изучала «девиантные субкультуры» в городах Америки во времена Великой депрессии.

Ранние этнографы подвергались критике за их беспристрастную позицию, особенно антропологи-феминистки, но недавние адаптации метода используют его в исследовании действия, когда изучаемая популяция сама вовлекается в запрос информации и значения.

Параметры исследования

Этнографические методы бывают качественными, индуктивными, исследовательскими и лонгитюдными. Они обеспечивают объемное, богатое описание на относительно небольшой площади.

Как исследователь, лучше всего, если вы проводите сбор данных на итеративной основе, взяв на себя «рефлексивную» роль — другими словами, наблюдая, размышляя, создавая теорию, а затем возвращаясь в поле и тестируя это.

Этот процесс проверки необходим из-за неизбежного элемента субъективности в методе исследования, где вы, исследователь, являетесь инструментом.

Существует ряд практических соображений по поводу этнографических методов, таких как:

  • Время.  Выполнение исследований требует много времени. Если вы хотите сделать этнографию одним из подходов к написанию диссертации, будет ли у вас достаточно времени до даты завершения? Если это часть крупного исследовательского проекта, будет ли проект нести расходы?
  • Место.  Вы должны убедиться, что вы можете заручиться поддержкой организации, за которой хотите наблюдать, и решить, хотите ли вы изучить всю организацию, одну ее часть или срез.

Методы сбора данных и триангуляция

В большинстве этнографических исследований широко используется включенное наблюдение, обычно триангулируемое с помощью интервью и/или обычных «неформальных» бесед.

Триангуляция особенно важна, так как один метод сам по себе обычно не надежен.

Вы также можете получить много информации из других источников, таких как:

  • Письменные документы , напр. электронные письма, программные документы, протоколы собраний, организационные схемы, отчеты, процедурные руководства, «официальные» корпоративные материалы, такие как интранет, брошюры, пресс-релизы, реклама, веб-страницы, годовой отчет.
  • Корпоративные мероприятия  например, ежегодная конференция персонала, рождественская вечеринка и т. д.
  • Брендинг  – логотип и способ его применения, слоган и т. д. Брендинг — это особенно активное использование символизма.
  • Расположение объекта , застроенная среда, дизайн и т. д.

Другим используемым методом является дневник, который участники должны заполнять (вы также будете заполнять дневник в рамках вашего включенного наблюдения.

Это может быть либо набор категорий, как в структурированном наблюдении, либо от участника может потребоваться вести запись своего опыта (например, своей реакции на учебный курс) или того, что он делает.

Что такое включенное наблюдение?

Включенное наблюдение является одним из основных методов сбора этнографических данных.

Суть включенного наблюдения заключается в том, что вы, как исследователь, наблюдаете за предметом исследования, либо участвуя непосредственно в действии, как член изучаемой совокупности, либо как «чистый» наблюдатель, и в этом случае вы не участвовать в акции, но все же присутствовать на месте происшествия, например, наблюдая за рабочими на заводе или участниками дискуссии в зале заседаний.

В любом случае вы наблюдаете, отмечаете, записываете, описываете, анализируете и интерпретируете людей и их взаимодействия, а также связанные с ними события с целью получения систематического отчета о поведении и системах идей данного сообщества, организации или учреждения.

Зачем использовать включенное наблюдение?

Как и другие этнографические методы, включенное наблюдение во многом основано на классических методах, использовавшихся в ранней антропологии Малиновским и другими, когда они изучали определенные группы населения, часто в течение многих лет, делая подробные записи.

Включенное наблюдение обычно носит индуктивный характер и проводится как часть исследовательского этапа с целью формирования гипотез на основе данных. Это часто связано с методом обоснованной теории  , в соответствии с которым исследователи возвращаются к исследовательской территории с более глубокими знаниями.

Сила включенного наблюдения заключается в его способности описать глубину (подробное описание) и помочь понять поведение человека.

Исследовательские роли

Существует континуум в методах наблюдения между скрытым и явным наблюдателем, а также наблюдателем, полностью участвующим в деятельности, и тем, кто является просто «мухой на стене».

Со всеми этими подходами возникают проблемы, но в идеале необходимо обеспечить получение максимального количества информации при одновременном сохранении максимальной дистанции для обеспечения объективности исследователя.

Какая роль будет принята, зависит от предмета исследования, например:

  • Полный участник.  Очевидные этические соображения связаны с тем, чтобы быть частью группы и не раскрывать свою роль исследователя, который впоследствии напишет исследовательское исследование, но в некоторых обстоятельствах раскрытие вашей роли может нанести ущерб исследованию, особенно если предмет касается чего-то деликатного, например, употребление алкоголя или наркотиков.
  • Полный наблюдатель.  Это может быть уместно в ситуации, когда субъект является относительно крупным, например, наблюдение за людьми в торговом центре или в супермаркете, или когда раскрытие роли может разрушить динамику поведения небольшой группы, например, наблюдение поведение групп покупателей.
  • Наблюдатель как участник.  Недостаток здесь в том, что, хотя вы каким-то образом участвуете в деятельности, вы теряете эмоциональную вовлеченность, но преимущество в том, что вы можете сосредоточиться на своей роли исследователя. Его можно было бы использовать, если бы вы, например, наблюдали за людьми на обучающем курсе или пользовались электронными учебными программами, когда было очень важно понять реакции и мыслительные процессы участников, а не то, что они делают.
  • Участник в качестве наблюдателя.  Преимущество участия в том, что вы становитесь полноправной частью группы и можете непосредственно испытать то, что испытывают ваши субъекты. Это особенно полезно, когда, например, вам нужно понять методы работы или рабочие роли.

Существуют и другие возможные роли наблюдателя:

  • В качестве координатора  и агента изменений , когда вы участвуете не просто как участник, но как человек, который стремится помочь субъектам изменить некоторые аспекты их мира, например. в исследовании действия.
  • Как  рассказчик , описывающий то, чему вы стали свидетелем, с позиции авторитета.

Структурированное наблюдение

Структурированное наблюдение отличается от включенного наблюдения тем, что оно является более отстраненным, более систематическим, а наблюдаемое часто имеет более механический характер. Это также количественный, а не качественный метод, связанный с количественной оценкой поведения, а не с получением подробного описания.

Преимущества и недостатки

Включенное наблюдение не лишено противников и имеет ряд преимуществ и недостатков:

Преимущества

  • Оно может предоставить очень богатые данные и особенно хорошо раскрывает аспекты человеческого поведения.
  • Он не опирается на слова самих актеров, поэтому не зависит от способности людей к вербализации и предоставляет источник, отличный от их собственных показаний.
  • Вопросы времени и объективности исследователя могут быть решены путем осторожного использования выборки, при которой наблюдение ограничивается определенными местами и временем.
  • Все исследовательские методы имеют встроенные проблемы предвзятости: например, эффект интервьюера и сложность формулирования тщательных вопросов для обследования.

Недостатки

  • Поскольку исследователь является инструментом, могут возникнуть трудности с поддержанием необходимой объективности.
  • Хорошее включенное наблюдение требует много времени.
  • Это требует близости и вторжения в частную жизнь, что может нарушить как исследовательский процесс, так и саму организацию. С другой стороны, сокрытие своей личности сомнительно с этической точки зрения, поскольку оно связано с обманом.
  • Предвзятость наблюдателя: собственные взгляды и личные убеждения наблюдателя могут влиять на наблюдения.

Тем не менее, лучший способ использовать наблюдение за участниками полезным и ответственным образом — это триангулировать его с другими подходами.

Приложения к исследованиям в области управления

Совместное наблюдение основано на социальных науках, особенно на социальной антропологии, и на предпосылке, что вы идете и изучаете другую, часто отдаленную культуру.

Привлекательность исследований в области управления заключается в том, что они позволяют глубоко изучить культуру организации. Однако во многих случаях просто нецелесообразно погружаться в работу месяцами: цена будет слишком велика, организация может не захотеть, и на самом деле нельзя жить с рабочими. По этой причине 9Часто используется временная выборка 0011 , когда тщательно выбираются моменты времени, в которые происходит наблюдение.

Использование в исследованиях рынка

Совместное наблюдение особенно полезно в исследованиях рынка. Это естественный метод, поскольку оба связаны с человеческим поведением. Это может быть хорошим методом, когда:

  • Изучаемый предмет легко наблюдать и он появляется на публике
  • Касается социального процесса или массовой деятельности, например, удаления бытовых отходов
  • Процессы подсознательны, например, при изучении музыки в магазине
  • Было бы нежелательно или легко для потребителей взаимодействовать с исследователем, например, с очень маленькими детьми.

Сбор данных

Наблюдения должны регистрироваться, насколько это возможно, в день полевых работ в форме дневника и должны включать следующее:

  1. Первичные наблюдения  в том числе:
    • Дата
    • Время суток
    • Местоположение
    • Актеры присутствуют
    • Последовательность событий и любые прерывания.
  2. Второстепенные наблюдения  в форме любых заявлений других о том, что вы наблюдали.
  3. Экспериментальные данные  как относящиеся к вашему собственному состоянию ума, эмоциям и любым размышлениям.
  4. Косвенные и справочные данные  об организации, ключевых ролях и т. д.

Анализ, теоретизирование и написание

Анализ неструктурированных данных

Анализ этнографических данных отличается тем, что процесс исследования является индуктивным и итеративным.

В отличие от четко линейной траектории некоторых других исследований, когда вы конструируете инструмент для доказательства теории и не анализируете, пока не соберете все данные, в этнографическом исследовании сбор и анализ данных могут происходить одновременно, тогда как теории формируются на на основе некоторых данных, а затем проверены и уточнены по дополнительным данным. Этот процесс известен как аналитическая индукция .

Когда вы начнете собирать данные, вы очень скоро обнаружите, что получаете много. Это время, чтобы начать первоначальный анализ. Когда вы начнете процесс кодирования, начните искать группы, основанные на частоте и шаблонах данных и в данных. Совершенствуя структуру кодирования , тщательно проверяйте свои предположения. В конце концов, вы достигнете точки, когда будете относительно уверены в своей структуре кодирования и сможете начать использовать ее как способ организации ваших данных.

Существует ряд программных пакетов  — например, NVivo, QSR NUD.IST и The Ethnograph , которые могут помочь в этом, или вы можете предпочесть использовать обычный офисный пакет, такой как Word или Excel. Некоторые программные пакеты также предлагают средства моделирования.

Какой бы метод вы ни использовали, на этом этапе начнут появляться шаблоны, из которых вы сможете построить теорию.

Анализ структурированных данных

Анализ структурированных данных наблюдений отличается тем, что график кодирования устанавливается до начала сбора данных. В этом случае вы либо:

  • создайте свои собственные заголовки, которые должны соответствовать вашим исследовательским вопросам
  • следовать существующему стандартному графику кодирования
  • используйте комбинацию этих подходов, изменяя существующее расписание и, возможно, добавляя некоторые из своих собственных заголовков.

Достоверность

Тот факт, что данные зависят от конкретной ситуации и их нелегко воспроизвести, вместе с возможностью предвзятости наблюдателя представляют угрозу достоверности при неструктурированном наблюдении.

С этими угрозами можно справиться следующим образом:

  • Проверка наблюдений и их интерпретаций с участием участников в форме триангуляции.
  • Проверка структуры кодирования, которая может быть выполнена исследователем, сверяющим с возникающей теорией, и другими исследователями, кодирующими данные, чтобы увидеть, придут ли они к аналогичным структурам кодирования.
  • «Проницательность» — способность абстрагироваться от данных общих принципов, что может пролить свет на другие подобные ситуации.

Построение теории

Обзор литературы обычно делается в начале исследовательского процесса. А вот с этнографическими исследованиями часто следует (хоть какой-то) сбор и анализ данных — потому что это связано с построением теории.

В этнографических исследованиях исследователя часто сравнивают с журналистом, изучающим историю и ищущим многообещающие направления расследования. По мере сбора данных и появления закономерностей могут появиться интересные направления исследований, на которых можно строить теории.

Цель теории не предсказывать, а объяснять, искать контекстуальные структуры и обеспечивать контекст для событий, разговоров и описаний. Вы обеспечиваете объяснительную основу для явлений, которые вы наблюдали.

Как указано выше, после того как вы сформулировали теорию, вам необходимо проверить ее на данных и проверить данные на самих себе – насколько она верна?

Теория также должна находиться в соответствующей литературе и иметь свой собственный теоретический контекст.

Добавить комментарий