Свобода воли в психологии: Теоретический анализ свободы воли с позиции междисциплинарного подхода

Содержание

Теоретический анализ свободы воли с позиции междисциплинарного подхода

Аннотация. В статье рассматривается анализ свободы воли с позиции наук, смежных с философией, а именно с точки зрения психологии, теологии, этики. Данные науки наиболее близки к философии и понятии воли. Проведен подробный анализ понятия «свободы воли», анализируются противоречия свободы воли, исследуется вопрос свободы действий с точки зрения добра и зла. Рассмотрено понятие свободы воли с точки зрения различных философских направлений (немецкая и российская философия) и изучены возможности разрешения их противоречий.

Ключевые слова: воля, свобода воли, добро и зло, свобода действий, немецкая философия, наука.

В данной статье рассматривается феномен воли как объект междисциплинарного изучения. Воля – сложный феномен, который нельзя рассматривать только с одной стороны, а нужно рассматривать под разным углом. Философия – наука, которая стала первой рассматривать волю как самостоятельное явление.

Особенно хорошо воля изучена в трудах немецкого философа А. Шопенгауэра и отечественного мыслителя К.Д. Кавелина. К.Д. Кавелин говорил о том, что воля заключается в выборе добра и зла. По его мнению, воля состоит в убежденности человека в том, что он поступает, как нужно. Цель воли, по мнению, К.Д. Кавелина – обретение нравственных идеалов человеком, что помогает достичь определенного счастья в жизни. Конечно, нельзя избежать несчастий, однако человек должен всегда иметь план к достижению счастья и понимать, для чего и когда он будет счастлив.

К.Д. Кавелин считал, что добродетель и любовь – основной план достижения счастья. В связи с тем, что это совершенствует душу человека, можно сказать, что помощь другим людям – один из путей достижения счастья, а в то же время это формирует волю личности [6, с. 124].

По мнению А. Шопенгауэра, воля – основа мироздания, совокупность человеческих стремлений и желаний, которые заставляют человека действовать тем или иным образом. А. Шопенгауэр отвергает мотивацию, регуляцию к деятельности и другие понятия, которые используются в современной науке. В теории мыслителя воля не требует доказательств, достаточно знать то, что она существует. Главное – создание своей собственной жизни, основанной на свободе. Необходима цель жизни, которой нужно добиваться [9, с. 41].

Однако, Шопенгауэр противоречит сам себе, считая, что можно прервать эти страдания, отказавшись от всяких целей. Первый шаг – растворение личности в любви к людям и помощи слабым. А. Шопенгауэр считал, что цель помогает обрести смысл жизни, но в то же время разрушает ее, так как достигая одной цели, человек стремиться к достижению следующей.

Один из сложных вопросов, который рассматривает философия: существует ли свобода воли? Этот вопрос также требует междисциплинарного подхода, только так можно изучить этот вопрос всесторонне.

Основоположник теории свободы воли в российской психологии – А. Лазурский, который анализировал эту проблему с точки зрения мотивационно-потребностной сферы человека, подчеркивая развитие воли на основе инстинкта свободы.

С. Л. Рубинштейн описывал место понятия свободы воли в системе общей психологии и полагал, что всякий акт деятельности человека зарождает свободу воли.

Д. Н. Узнадзе рассматривал свободу воли в контексте трудовой деятельности и мотивационных потребностей человека. Он обуславливал свободу воли установками «Я Хочу», после формирования которой происходило действие человека.

Как мы видим, свободы воли в прямом смысле слова не существует, а психология рассматривает свободу воли как выбор действия в пределах разума и моральной нравственности.

А.Н. Леонтьев также полагает, что свобода воли – необходимый элемент сознания, а человек обладает свободой только в той степени, которую позволяют нормы и традиции, принятые обществом и ближайшим окружением, в котором он находиться. Сознание – основной элемент, который регулирует степень свободы. Это деятельностная теория личности, сторонниками которой были также А.Н. Леонтьева, Л.И. Божович, А.Г. Асмолов, А.В. Петровский и другие.

Свобода воли в зарубежной психологии воспринимается по-разному. Например, теория Зигмунда Фрейда отвергает всякую свободу воли из-за наличия инстинктов и агрессии у человека. В психоаналитических теориях К. Юнга анализируется ограниченность свободы воли в связи с коллективным бессознательным. Исследования поведенческих теорий личности показывают, что человек практически полностью лишен свободы воли, человек не осознает своего поведения, а использует социальные навыки, которые он выработал в раннем детстве.

Психология изучает свободу воли с точки зрения воздействия свободы воли на поведение и мыслительную деятельность человека. Психология считает, что свобода воли – это иллюзия, необходимая для регуляции деятельности человека. На самом деле свободы воли не существует, однако человек должен иметь представление о том, что он может поступать, как угодно, не нарушая моральных законов. Именно для этого созданы моральные законы теологией и юриспруденцией [10, с. 64].

Помимо этого, необходимо выделить понятие «свобода действий». Свобода воли и свобода действий – разные понятия. Что касается свободы воли, то она никогда не бывает абсолютной или незначительной, можно только принять или опровергнуть факт существования свободы воли. Говоря о свободе действия, то свобода действий имеет три степени — нулевую, малую и значительную, но эта степень не может быть абсолютной. Кроме этого, понятие «свободы действия» не нуждается в доказательстве, в отличие от свободы воли.

Исследования экспериментальной философии также подтверждают, что нет абсолютной свободы воли. Например, исследование В.Г. Келлера показывает, что свобода воли легко поддается внушению и если человек склонен к конформизму, то он склонен к меньшей вере в свободу воли.

На мой взгляд, вера самого человека в свободу воли оказывает большое значение на свободу воли. Если личность верит в свободу воли, то соответственно он может поступать согласно своим принципам и убеждениям.

В теологии воля рассматривается в свободе выбора добра и зла. Человек может либо исполнять моральные заповеди, либо нарушать их.

Если человек нарушает моральные законы, то это – слабость волевого духа.

Нравственность и моральные законы – наиважнейшая часть волевого свободы воли, иначе без моральных заповедей в мире был бы хаос.

Некоторые авторы считают, что свободу воли нельзя рассматривать в контексте воли, однако без рассмотрения понятия свободы воли невозможно понять значение самой воли. Если свобода воли отсутствует, то необходимо выделить другие механизмы воли.

Психология рассматривает волю с позиции волевого акта и регуляции человеческой деятельности. В данной статье будет важно рассмотреть понятие морали и моральной регуляции. Мораль необходимо изучить в контексте волевой регуляции личности.

Некоторые исследователи считают, что интересы морали противоречат интересам личности, однако это не совсем верная точка зрения. На мой взгляд, в интересах самой личности соблюдать моральные законы, которые практически повторяют юридические законы, чтобы избежать уголовного наказания и осуждения общественности.

Главная задача морали – создание механизмов самопожертвования, чтобы сделать выбор в пользу интересов общества. Конечно, это не свобода воли, однако это необходимая регуляция деятельности, без которой невозможно было бы жить в нашем мире [1 с. 3].

Существование морали невозможна без эмоций и чувств. Для морали важны следующие эмоции и чувства – чувство вины, нравственное чувство зла и добра, чувство совести, долга, ответственности и любви. Все это формирует нравственную основу личности, что помогает сделать выбор в пользу добра.

Значение морали для формирования воли заключается в понимании человеком предела свободы. Это необходимо для регуляции поведения человека и его взаимоотношений с окружающими.

В идеале, человек должен испытывать удовлетворение от самопожертвования и помощи другим людям. В этом случае он чувствует свободу воли действия и степень разумности совершаемых действий.

Понимание – важная составляющая свободы воли. Этот термин изучал К. Ясперс, изучая коммуникативный элемент понимания.

В. Дильтей рассматривал понимание как метод познания внутреннего мира человеком и окружающих его людей.

Понимание – способность осознать смысл чего-либо в процессе взаимодействия с окружающим миром.

Помимо этого, ответственность за свои поступки также обеспечивает правильное функционирование свободы воли. Понятие ответственности рассматривается в трудах Б.М. Теплова в единстве с интеллектом и свободы воли [10, с. 66].

Ответственность – высший уровень духовности человека, способствующий развитию понимания и интеллекта. Благодаря ответственности мы можем поступать так, как это требуют от нас законы и традиции общества, которые нас окружают.

Свобода воли существует не отдельно от воли. Свобода – это ее состояние. Здоровое состояние воли – способность брать ответственность за свою жизнь и свои поступки. Патологическое состояние воли – вседозволенность и выбор действий в пользу зла.

Поэтому ограничение свободы воли – правильная и разумная мера, принятая в психологии и философии. Ограничение свободы воли – функция, которую выполняет ответственность.

Таким образом, можно сделать вывод, что свобода воли – адекватный и самостоятельный выбор человека в пользу правильного поведения и добра. Необходимо больше исследований, направленных на изучение механизмов свободы воли и ее состояний.

Исходя из проведенного анализа можно сделать следующие выводы:

  • Свобода воли – это элемент регуляции поведения человека. Человек должен понимать, что он свободен в выборе действий в пределах разума, так как без свободы человек не чувствует себя независимой личностью.
  • Основные категории в исследовании свободы воли – мораль, ответственность, понимание, осознание добра и необходимости помощи другим.
  • Воля включает свободу воли, которая определяет регуляцию деятельности, волевой акт и понимание чувства ответственности.

Theoretical analysis of freedom of will from the position of the interdisciplinary approach

Vedeneeva O. E.
graduate student of the Moscow City University, Moscow

Annotation. The article considers the analysis of free will from the perspective of sciences related to philosophy, exactly, from the point of view of psychology, theology, and ethics. These Sciences are closest to philosophy and the concept of will. A detailed analysis of the concept of «free will» is carried out, the contradictions of free will are analyzed, the question of freedom of action from the point of view of good and evil is investigated. The concept of free will is considered from the point of view of various philosophical trends (German and Russian philosophy) and the possibilities of resolving their contradictions are studied.
Keywords: will, free will, good and evil, freedom of action, German philosophy, science


  1. Воеводин А.П. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. М.: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, 2019. № 2. С. 3-13.
  2. Келлер В.Г. Омский научный вестник. Серия: «Общество. История. Современность.». М.: Омский научный вестник, 2019. № 3. С. 106-111.
  3. Максимов Л.В. Этическая мысль. М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт философии Российской Академии Наук С. 2015, № 2. С. 5-19.
  4. Лабушева Т.М., Николаева М.В. Манускрипт №10 М.: Грамота, 2017. С. 101-103.
  5. Назаров В.Н. Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право М.: Федеральное государственное учреждение высшего образования «Белгородский государственный исследовательский университет» № 2. 2014 С.43-48.
  6. Назарова Ю.В., Вялов А.И. Манускрипт М.: Грамота, 2016 № 7 С. 122-124.
  7. Перов В.Ю., Новикова О.В. Манускрипт М.: Грамота , 2016. № 12. С. 146-149.
  8. Разеев Д.Н. «Вестник Томского государственного университета». М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет», 2019. № 439. С. 110-114
  9. Хамидуллина Р.Р., Бадретдинова С.А. Colloquium-journal. М.: Голопристанський міськрайонний центр зайнятості, 2020. № 1. С. 41-42
  10. Чиркова Т.И. Вестник Курганского государственного университета. М.: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курганский государственный университет», 2018. № 3. С. 64-73.
  1. Voevodin А.P. Scientific notes of the Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky. Philosophy. Political science. Culturology. M.: Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education «Crimean Federal University named after V.I. Vernadsky», 2019. № 2. Page 3-13.
  2. Keller V.G. Omsk Scientific Herald. Series: Society. History. Modernity. M.: Omsk Scientific Herald, 2019. № 3. Page 106-111.
  3. .Maksimov L.V. Ethical thought. M.: Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Philosophy of the Russian Academy of Sciences. 2015, № 2. Page 5-19.
  4. Labusheva T.M., Nikolaeva M.V. Manuscript № 10, M.: Gramota, 2017. Page 101-103.
  5. Nazarov V.N. Scientific reports of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Pravo M.: Federal State Institution of Higher Education «Belgorod State Research University» № 2. 2014. Page 43-48.
  6. Nazarova YU.V., Vyalov А.I. Manuskript M.: Gramota, 2016 № 7 Page 122-124.
  7. Perov V.YU., Novikova O.V. Manuscript M.: Gramota , 2016. № 12. Page 146-149.
  8. Razeev D. N. «Bulletin of Tomsk State University» M .: Federal State Budgetary Educational Higher Professional Education «National Research Tomsk State University», 2019. № 439. Page 110-114
  9. Hamidullina R.R., Badretdinova S.А. Colloquium-journal. M.: Golopristansk city district employment center, 2020. № 1. Page 41-42
  10. Chirkova T.I. Bulletin of Kurgan State University. M.: Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education «Kurgan State University», 2018. № 3. Page 64-73.

Воля и свобода воли в психологии

Автор статьи

Анна Якушенко – Клинический и семейный психолог

Сохранить статью:

Свобода воли является одной из ключевых ценностей в современном обществе. Люди хотят сами решать главные вопросы своей жизни и не чувствовать рамок и ограничений, наложенных извне. При этом не каждый способен объяснить, что такое свобода воли и зачем она ему нужна. Философы, психологи и теологи до сих пор не решили однозначно, доступна ли человеку свобода воли или это иллюзия. Рассмотрим основные мнения и выводы по этому вопросу.

Принцип свободы воли в философии

Проблема свободы воли — предмет давних дискуссий представителей различных направлений философии и психологии. Может ли человек действовать по своему желанию, или его поведение подчиняется внешним обстоятельствам? Различный взгляд на этот вопрос образовал две основные концепции:

  1. Детерминисты. Сторонники этой концепции убеждены, что человек не может обладать волей, так как вся его жизнь и события предопределены заранее.  
  2. Метафизические либертарианцы. Они считают свободу основным принципом жизни и мироздания.

ТОП 5 практик от практикующего психолога для помощи себе
и другим

Алина Степанчук

Психолог, психотерапевт в модальности
«Транзактный анализ»

Как часто наша жизнь кажется нам трудной, сложной, скучной, несправедливой? Ежедневно мы застреваем в бесконечном кругу финансовых трудностей, негативных эмоций, страха перед неудачами. Иногда нужен толчок, чтобы начать менять свою жизнь в лучшую сторону.

Мы с командой ED PRO подготовили подборку полезных техник, которые вы сможете применять для улучшения своей жизни или в работе с клиентами. И да, это бесплатно!

Идеалистическая теория свободы воли подразумевает, что человек должен нести ответственность за свои действия, так как является их первопричиной. Он сам делает выбор из множества вариантов, которые предоставляет жизнь. В этом и заключается свобода воли.

Современный философ Гален Стросон вообще обозначил бессмысленность  концепции свободы воли, так как она ведёт к бесконечному регрессу. По его теории, любые действия определяются тем, что человек собой представляет. А нести ответственность за это мы не можем, так как наше представление о себе определяется наследственностью и предшествующим опытом. То есть, все действия человека определяются генетическими компонентами, на которые он не может влиять, а значит не должен нести ответственности.

Проблема свободы воли в психологии

В психологии волей считается психическая функция, которая определяет возможность человека сознательно управлять своей психикой и действиями для достижения поставленных целей. 

Свобода воли — это возможность выбирать варианты решений, вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Психология опирается на идеалистическое понимание воли. Она обозначила 3 побудительные причины для волевых действий:

  • интеллектуальные процессы; 
  • эмоции;
  • сила воли.

В психологии понятие свободы воли неразрывно связано с личностным выбором. При этом факторы, которые оказывают на нас влияние, могут как дополнять друг друга, так и противоречить. К основным относятся:

  • внутренние убеждения;
  • опыт взаимодействия с другими людьми;
  • сиюминутные желания и настроения.

Онлайн-тест «Определи свой психотип»

Пройти тест

В любом случае человек не может быть абсолютно свободен. У него есть собственное представление о себе, которому он хочет соответствовать. Оно ограничивает его свободу выбора, но избавляет от разрушительных внутренних конфликтов, подчинения внешнему давлению, минутной прихоти. Если у человека нарушено ощущение себя и не сформирован образ «Я», то и потребность в свободе воли отсутствует. В таких случаях он воспринимает ее как бремя ответственности за последствия своих действий и старается всячески избегать ее.

Существуют ряд методик по диагностике эмоционально-волевой сферы личности, позволяющие выявить подобные нарушения. С ними работают психологи и психотерапевты, которые успешно помогают обозначить сложности в идентификации собственного Я и решить проблемы, связанные с этим. 

Если вы хотите лучше понять, чем отличается воля от свободы выбора, то рекомендуем прочитать статьи нашего блога «Психология». В них найдете подробную информацию по теориям и учениям различных школ психологии, каждая из которых уделяла внимание рассмотрению этого вопроса.

  • Гайд «5 способов для борьбы с тревогой»

    Скачать бесплатно

  • #мышление #поведение #психика

    Категории по теме:

    • Все статьи
    • Нутрициология
    • Коучинг
    • Сексология
    • Психология
    • Дизайн интерьеров
    • Эксперт. PRO

    Свобода воли (СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ) — iResearchNet

    Свобода воли — противоречивая идея в социальной психологии. Исследователи начали говорить об этом и изучать это, в том числе представления об этом обычных людей, но есть много социальных психологов, которые настаивают на том, что все такие убеждения ошибочны. Как область научных исследований социальная психология почти наверняка не в состоянии доказать, существует ли свобода воли. Но социальная психология может изучать, как люди делают выбор, когда они чувствуют себя свободными по сравнению с менее свободными, как инициируются и контролируются действия, как люди реагируют, когда их свободу лишают, и каковы последствия веры или неверия в свободу воли. .

    Определение свободы воли

    Свобода воли — понятие, унаследованное от философии и даже теологии, поэтому ученые не могут дать ему желаемое определение. Эта проблема с определением способствовала разногласиям по этому поводу, потому что разные люди используют этот термин для обозначения разных вещей.

    Основная идея свободы воли заключается в том, что люди могут действовать по-разному. Противоположным убеждением является детерминизм, согласно которому каждое действие полностью обусловлено (детерминировано) предшествующими событиями.

    Подумайте о том, что вы недавно делали, даже, возможно, взяли эту запись, чтобы прочитать. Возможно ли, что вы могли бы сделать что-то по-другому? Или это был неизбежный результат действующих на вас сил и давления, включая как нынешнюю ситуацию, так и прошлый опыт и уроки? Возможно, вам показалось, что вы приняли решение прочитать это, но опять же, это чувство может быть иллюзией. Строгие детерминисты считают, что то, что вы прочитали это, было неизбежным и что вы действительно не могли сделать ничего другого. Напротив, если у вас есть свобода воли, вы вполне могли бы сделать что-то другое.

    Часть свободы воли, связанная с волей, представляет дополнительные проблемы для некоторых философов и психологов. Это подразумевает, что существует такая вещь, как воля, как часть человеческого разума, возможно, расположенная где-то в мозгу. Многие специалисты считают, что воля — это всего лишь метафора или удобный способ рассказать о психических процессах человека, а не что-то реальное. Таким образом, эти эксперты отвергают термин «свобода воли» и предпочитают говорить о свободе действий. Некоторые из них думают, что свобода реальна, а воля ненастоящая. Однако для большинства вопрос заключается в том, существует ли свобода на самом деле, и часть «воли» не является спорной частью.

    Противодействие свободе воли

    Социальные психологи, отвергающие идею свободы, имеют для этого несколько основных причин. Один из них — простое действие веры. Многие психологи считают, что как ученые они должны верить, что всему есть причина и что детерминизм — единственное подходящее предположение для научных исследований. Большинство согласны с тем, что детерминизм нельзя доказать, но они считают, что ученым необходимо предположить, что он верен. Некоторые считают свободу воли устаревшей религиозной идеей. Б. Ф. Скиннер, известный бихевиорист, написал книгу под названием «По ту сторону свободы и достоинства», в которой призвал людей отказаться от глупой (как он ее видел) веры в свободу выбора и признать, что все, что каждый делает, является продуктом подкрепления истории ( т. е. прежние награды и наказания за подобное поведение) и обучение, а также несколько врожденных биологических паттернов. Скиннер изучал поведение крыс и обнаружил, что поведение крыс можно объяснить несколькими общими принципами. Он считал, что человеческое поведение следует тем же принципам, возможно, несколько более сложным образом, но не менее определенным образом.

    В психологии есть несколько линий доказательств, которые ставят под сомнение веру людей в свободу воли. Безусловно, почти все они показывают, что человеческое поведение чем-то вызвано, в том числе видами поощрений и наказаний, которые изучал Скиннер. Сам факт причинности можно рассматривать как свидетельство против свободы воли. Что еще более драматично, работа Зигмунда Фрейда показала, что поведение людей часто направляется и формируется бессознательными процессами и силами, так что то, что они сознательно думают о своих действиях, может быть ошибочным. Например, Фрейд предположил, что человек, который критикует, осуждает и нападает на гомосексуалистов, может сознательно верить в то, что гомосексуальность — это плохо, но в глубине у него может быть бессознательное влечение к гомосексуализму, и поэтому он защищается от своих собственных гомосексуальных чувств (которые он не может принять). ), настаивая на том, что гомосексуальность — это зло.

    В целом недавние исследования показали, что многие бессознательные процессы сильно влияют на поведение. По большей части они не имеют сильного сходства с бессознательной динамикой, о которой писал Фрейд. Вместо темницы, в которую изгоняют социально неприемлемые мысли, новые теории изображают бессознательное скорее как вспомогательный персонал важного руководителя, выполняющий множество полезных действий за кулисами. Исследования показали, что на людей воздействуют многие стимулы, которые они никогда не осознают сознательно (например, реклама на подсознательном уровне — мигание изображения с такой скоростью, что человек не видит его сознательно, но бессознательно регистрирует и реагирует на него). В одном известном исследовании испытуемые должны были решать словесные головоломки, в которых они расшифровывали наборы слов, чтобы составить короткие предложения. Путем случайного задания некоторые участники решали предложения, которые вызывали идею старости, такие как слова «пенсия», «солнце» и «Флорида». Когда участники покидали эксперимент, исследователи тайно замеряли, с какой скоростью они шли к лифтам. Участники, которых «приучили» к старости, шли медленнее, чем другие участники. Такие причины не указывают на какую-либо свободную волю. Сознательное решение о том, как быстро идти, не подразумевало никакого преднамеренного решения идти медленно, но на их поведение влияли эти бессознательные процессы.

    Действие таких эффектов является одним из важных факторов, который заставляет экспертов усомниться в идее свободы воли. Несомненно, что во многих случаях, когда люди верят, что они свободно и сознательно решают, что им делать, в действительности на них влияют вещи, находящиеся вне их сознания.

    Даже когда люди думают, что они контролируют и инициируют поведение, они иногда ошибаются. Работа Дэниела Вегнера, кратко изложенная в его книге «Иллюзия сознательной воли», показала, что люди часто ошибаются в том, являются ли они причиной чего-либо. Он провел множество искусно спланированных экспериментов, в которых люди несут или не несут ответственности за какое-то событие, и все же они сознательно имеют о нем мнение, ошибочность которого может быть доказана. Вы когда-нибудь играли с доской для спиритических сеансов? Многим людям нравится думать, что движением указателя на доске для спиритических сеансов управляют призраки или духи, и что люди не осознают, что сами перемещают указатель, но на самом деле они сами его перемещают. Доски для спиритических сеансов — это одна из иллюзий свободы воли.

    Поддержка свободы воли

    Вопреки скептикам, некоторые исследователи считают, что люди действительно делают выбор и имеют некоторую степень свободы. Как уже отмечалось, детерминистская точка зрения об отсутствии свободы воли является бездоказательной и недоказуемой. Более того, это противоречит повседневному опыту (в котором люди чувствуют, что делают выбор, при котором возможен более чем один результат). Кроме того, психологические данные обычно не показывают 100% неизбежной причинно-следственной связи; скорее, большинство психологических исследований просто показывают разницу в шансах на тот или иной ответ. С этой точки зрения работа психологических причин заключается в том, чтобы просто немного изменить шансы, а не активировать реакцию, которая неизбежна. Это оставляет достаточно места для свободы воли, по крайней мере, в теории.

    Другая поддержка свободы воли исходит из недавних доказательств того, что сила воли — это больше, чем метафора. Самоконтроль и выбор занимают центральное место в большинстве дискуссий о свободе воли, и, похоже, они действительно расходуют некий психологический ресурс, который можно было бы назвать силой воли.

    Другая поддержка исходит из простого признания важности выбора и свободы в жизни человека. Если свобода — сплошная иллюзия, то почему было столько войн, революций и стремлений завоевать ее? Почему люди так борются за принятие решений? Почему люди так негативно реагируют, когда у них отнимают свободу?

    Распространенные убеждения

    Другой исследовательский подход заключается в изучении последствий веры в свободную волю, поскольку некоторые люди верят в нее больше, чем другие. Делрой Полхус разработал шкалу личностных качеств, которая сортирует людей в зависимости от того, верят ли они в свободу воли или нет. Можно дать этот опросник людям, оценить его, а затем привести людей в лабораторию, чтобы посмотреть, как они себя поведут. Люди, которые верят в свободу воли, могут действовать иначе, чем люди, которые отвергают эту идею.

    Другой подход — манипулировать этим убеждением. Кэтлин Вос и Джонатан Скулер разработали несколько процедур для увеличения или уменьшения веры в свободу воли, например, предлагая некоторым участникам прочитать эссе, в котором говорится, что наука якобы доказала, что свобода воли является ложной идеей и что мозговые процессы являются полной причиной и объяснением. для всего поведения. Они обнаружили, что эти убеждения имеют значение. Например, когда людям отказывают в вере в свободу воли, они становятся более склонными к обману и совершают другие антиобщественные поступки. Другая работа показала, что потеря веры в свободу воли делает людей более агрессивными и менее полезными для других. Очевидно, общая вера в свободную волю способствует развитию чувства личной ответственности и социальных обязательств, поэтому люди лучше относятся друг к другу в той мере, в какой они верят в свободную волю.

    На перекрестке

    Тема свободы воли вышла на передний план исследований в области социальной психологии из-за ее глубокого значения и связи с несколькими очень разными направлениями мысли и исследований. Кажется вероятным, что следующие 10 лет принесут важные новые достижения в том, как психологи понимают, как люди действуют и как они говорят об идее свободы воли.

    Ссылки:

    1. Baumeister, RF (2005). Культурное животное: человеческая природа, смысл и социальная жизнь (глава 6). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
    2. Вегнер, Д. М. (2002). Иллюзия сознательной воли. Кембридж: MIT Press.

    Свобода воли в психологии: примеры и убеждения

    Отказ от веры в свободу воли опасен для общества, поскольку связан со всеми видами антиобщественного поведения, считают психологи.

    Свобода воли в психологии означает способность выбирать между различными возможными вариантами действий.

    Скорее всего, вы верите, что у людей есть свобода воли, и я тоже.

    Мне кажется, что в один момент я хочу хлопьев, и вскоре они у меня есть.

    Далее, я хочу кататься на велосипеде, и скоро я это сделаю.

    Позже у меня чешется нос, и совсем скоро он чешется.

    Примеры сильного детерминизма

    Но, как говорят некоторые ученые и философы, это чувство свободы действий — иллюзия: вы были голодны и поэтому «хотели» хлопьев; вам было скучно и надоело находиться внутри, поэтому вы «решили» немного размяться; а что касается зуда в носу, то здесь тоже есть биологическая причина.

    С детерминистской точки зрения каждое из этих действий и их причины, а также их причины и их причины можно проследить вплоть до моего рождения, затем обратно через жизнь моих родителей, затем обратно, как часовой механизм, к началу Вселенной.

    Строгий детерминистский взгляд на то, что мы заперты в неизменной паутине причин и следствий, восходящей к Большому взрыву, многим отталкивает.

    Свобода воли означает принятие на себя ответственности

    И это вполне естественно, поскольку свободная воля составляет основу многих общественных структур.

    Система уголовного правосудия построена на идее, что люди могут выбирать, подчиняться закону или нет, поэтому те, кто не подчиняется, должны быть наказаны.

    Точно так же многие религиозные и/или философские системы мышления имеют в своей основе понятие свободы воли.

    Философ-экзистенциалист Жан-Поль Сартр подчеркивал связь между свободой и ответственностью.

    Он считал, что мы должны взять на себя ответственность за свой выбор, и что ответственность лежит в основе хорошо прожитой жизни.

    Преимущества веры в свободную волю

    Этот спор о свободе воли настолько интересен и запутан, что философы не могут от него удержаться; но психологи, с другой стороны, возможно, чувствуя, что спору не будет конца, не могут удержаться от того, чтобы свой ум отвлекался на более практические вопросы.

    Они больше сосредоточились на том, как вера в свободу воли может повлиять на наше поведение и, в более общем плане, может ли быть какая-то причина, по которой мы, кажется, предрасположены думать, что она у нас есть.

    Baumeister, Masicampo and DeWall (2009) предполагают, что вера в свободу воли может быть отчасти тем, что смазывает колеса общества, что побуждает нас относиться друг к другу с уважением.

    Они исследуют эту теорию с помощью трех психологических исследований, двух из которых посвящены помогающему поведению и одному – агрессии.

    Пример свободной воли и помогающего поведения

    В первом психологическом эксперименте Баумайстер и его коллеги хотели увидеть, как вера в свободную волю влияет на то, насколько люди готовы помогать другим.

    Чтобы манипулировать своей верой в свободу воли, участники читали утверждения, которые либо поддерживали свободу воли, либо поддерживали детерминизм, либо не имели отношения к дебатам.

    Отдельное психологическое исследование подтвердило, что этого действительно было достаточно, чтобы сместить мысли людей в сторону детерминизма или свободы воли.

    Затем участники прочитали сценарии, в которых изучалось помогающее поведение, например, спрашивая о даче денег бездомному.

    Их попросили оценить, какую помощь они могли бы оказать людям в этих сценариях.

    Результаты психологического исследования

    Результаты показали, что, как и предсказывали Баумейстер и его коллеги, люди, чьи мысли больше склонялись к свободе воли, с большей вероятностью могли быть полезными, чем те, чьи мысли были ориентированы на детерминизм.

    Таким образом, кажется, что люди действительно более полезны, когда они думают, что они свободны в выборе, по сравнению с тем, когда они считают, что их действия предопределены.

    Баумайстер и его коллеги утверждают, что вера в то, что поведение предопределено, побуждает людей вести себя автоматически, а автоматическое поведение часто эгоистично.

    Интересно, что не было замечено никакой разницы между состоянием свободной воли и нейтральным состоянием.

    Это говорит о том, что большинство людей уже верят в бесплатность и не нуждаются в дополнительном поощрении.

    «Хроническое неверие» в свободу воли

    Конечно, каждый из нас отличается степенью нашей веры в свободу воли, и это вполне может повлиять на то, насколько большую помощь мы готовы предложить другим.

    Во втором психологическом исследовании, проведенном Баумайстером и его коллегами, изучались индивидуальные различия в поисках связи между верой в свободу воли и помогающим поведением.

    В соответствии с предыдущим экспериментом они обнаружили, что люди с «хроническим неверием» в свободу воли менее склонны помогать другим.

    Пример свободы воли и агрессии

    Последний психологический эксперимент перевернул вопрос: вместо изучения просоциального поведения они рассматривали антисоциальное поведение.

    Если неверие в свободу воли делает людей менее полезными, возможно, это также делает их более склонными к агрессивному поведению.

    Как и прежде, мысли участников экспериментально смещались в сторону свободы воли или детерминизма, а затем измерялись их агрессивные тенденции.

    Вместо того, чтобы люди избивали друг друга в лаборатории, они выбрали более косвенное выражение агрессии: добавление острого соуса к чужой еде.

    Участников познакомили с исследованием о предпочтениях в еде, которое, после некоторых сложных маневров, заставили их думать, что оно не имеет ничего общего с предыдущими заявлениями о свободе воли или детерминизме, которые они читали.

    Затем им сказали приготовить тарелку с едой, чтобы кто-нибудь еще попробовал.

    Одним из ингредиентов, которые они могли выбрать, был острый соус сальса.

    Результаты психологического исследования

    Экспериментаторов интересовало, влияет ли вера в свободу воли на количество соуса, которое участники кладут на тарелку.

    Когда участники ушли, экспериментаторы замерили, сколько острого соуса они положили на тарелку.

    Те, кто был настроен на более детерминированное мышление, приправляли еду в среднем в два раза больше, чем те, кто был настроен на мышление в терминах свободы воли.

    Похоже, это не имело никакого отношения к большей щедрости, поскольку они не добавляли в тарелку другие неострые продукты, такие как сыр.

    Верующие в свободную волю меньше обманывают

    Эти эксперименты не первые, в которых исследуется, как вера в свободную волю (или иное) влияет на наше поведение.

    В исследовании Vohs and Schooler (2008) также было обнаружено, что вера в свободу воли оказывает положительное влияние на поведение людей.

    В этом эксперименте участники, чье неверие в свободу воли поощрялось, чаще списывали на тесте.

    Эти исследования указывают на положительное влияние свободы воли на различные виды поведения, которые большинство людей сочли бы полезными.

    Действительно, кажется, что большинство из нас уже твердо верит в свободу воли, и поэтому мы уже получаем пользу.

    На практике опасность заключается в том, что наши мысли принимают более детерминистический оборот, и мы движемся к большей агрессии и обману и отказываемся от помогающего поведения.

    Компатибилизм: примирение детерминизма со свободой воли

    Это оставляет нам серьезную проблему.

    Если мы думаем о мире с научной точки зрения, мы должны признать, что одно действительно ведет к другому; причина, по которой я «решаю» есть хлопья, заключается в том, что я голоден, так что в некотором смысле детерминист прав.

    Но неверие в свободу воли не только отвратительно, но и опасно для общества.

    Если у нас нет свободы воли, возникает извращенный вид анархизма, который, кажется, побуждает нас действовать так, как мы выбираем.

    Ведь если у нас нет свободы воли, то мы ни в чем не виноваты.

    Некоторые философы пытались разрешить этот конфликт, указывая на то, что детерминизм и свободная воля не обязательно несовместимы.

    Мы могли бы поступить иначе

    Используя обыденные представления о свободе воли, философы выдвинули точку зрения, которая пытается объединить их (см. когнитивную перспективу в книге философа разума Дэниела Деннета «Свобода развивается»).

    Классические компатибилисты утверждают, что у нас есть свобода воли, если у нас есть сила и способность делать то, что мы хотим.

    Например, я хочу пойти и купить пинту молока для хлопьев, и магазин открыт, и я могу туда добраться, и у меня есть деньги.

    Для компатибилиста у меня есть свобода воли, если я могу выбрать идти или не идти.

    Тот факт, что я действительно иду (главным образом потому, что я голоден и хочу съесть хлопья), не обязательно означает, что у меня не было выбора, чтобы не пойти.

    Добавить комментарий