Крылатые выражения из комедии «Горе от ума»
«Горе от ума» Александра Грибоедова – самое уникальное произведение по количеству крылатых фраз. Многие стали жить отдельно. Люди, использующие их в речи, часто не догадываются, что цитируют классические строчки литературы.
Крылатые выражения из комедии «Горе от ума» можно часто услышать в речи, в каком значении их произносил герой текста. Что изменилось за эпохи?
Самые цитируемые выражения
«Счастливые часов не наблюдают». Фразу произносит Софья Павловна, объясняя горничной, как быстро проходят ночи рядом с любимым. Выражение не изменило своего толкования. Им характеризуют состояние людей, увлеченных друг другом. Для них время уходит на задний план, оставляя место только чувствам. Влюбленных переполняет восторг от общения, встреч и положительных эмоций. Следить за временем они не могут и не хотят.
«Ум с сердцем не в ладу». Фразу произносит Чацкий. Он объясняет ею свое состояние. Сердце влюбленного не слышит разум. Человек не способен анализировать происходящее вокруг, не замечает обмана и лживых поступков. Ослепленный чувствами, он не слышит в речи истины. Вводит себя в заблуждение, которое впоследствии становится роковой ошибкой. В современной жизни выражение находит место не только в эмоциональной сфере, описывающей чувства взаимной привязанности. Ум не помогает ослепленным своей удачей в бизнесе, в азартных играх.
«Герой не моего романа». Софья Павловна использовала фразу для объяснения того, что один из претендентов на ее руку не может быть ее возлюбленным. Сегодня выражение позволяет убрать из кавалеров тех, кто не может стать женихом по индивидуальному выбору и предпочтениям любого пола.
«Служить бы рад, прислуживаться тошно». В речи Чацкого слово служить имеет прямое значение. В современном мире выражение используется гораздо шире. Служить становится синонимом работать. Многим хочется найти такую профессию, в которой не придется выполнять указания верхних ступеней власти, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Большинству хочется, чтобы оценили их знания, умения и опыт.
«День за день, нынче, как вчера». Так описывает свою жизнь Алексей Молчалин. Так характеризуют жизнь и современники, если из нее уходят интересные события, остается одна повторяющаяся каждый день рутина. Состояние безысходности слышится за словами, тоска и уныние. Из такого состояния хочется вырваться как можно быстрее.
«Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь». Фраза вложена в уста горничной Лизы. Девушка понимает опасность и любви, и немилости. Хочется избежать излишней заботы, злобы и неприязни. Любое чувство со стороны власть имущих, начальства и руководителя чаще заканчивается отрицательно для работника. Именно поэтому хочется, чтобы яркие проявления с их стороны обошли стороной.
«Кому назначено-с, не миновать судьбы». Мудрые слова произносит Лиза. Вера в предназначение и в судьбу не пропала и у современников. Событие, которое происходит в жизни, чаще отрицательное, невозможное для объяснения, сводят к проявлению сил свыше. За все несет ответственность судьба.
«Кто беден, тот тебе не пара». Речь отца Софии четко разграничивала возможности дочери выбирать будущего мужа. Казалось бы, век деления на бедных и богатых прошел. Но на самом деле, статусное положение не просто осталось, но считается одной из основных причин разводов и несостоявшихся браков. Выражение продолжает жить, расширив свое значение. Любое социальное положение, разделяющее влюбленных, можно объяснить крылатым выражением.
«А судьи кто?». Слова Чацкого звучат и поныне. Осуждения людей, не имеющих на это право, встречается так часто, что выражение считается одним из самых популярных. Слово судьи не используется в прямом значении, оно характеризует любого человека, пытающегося преподнести свое мнение, часто ошибочное, как эталон.
Все выражения по персонажам
Цитаты Чацкого:
Я странен, а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож.
Чуть свет уж на ногах! и я у ваших ног.
Велите ж мне в огонь: пойду как на обед.
Числом поболее, ценою подешевле.
Вот наши строгие ценители и судьи!
Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
Певец зимой погоды летней.
На лбу написано: Театр и Маскерад.
Но если так: ум с сердцем не в ладу.
И вот за подвиги награда!
Прошедшего житья подлейшие черты.
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Блажен, кто верует, — тепло ему на свете!
А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
Судьба любви — играть ей в жмурки.
Цитаты Софьи:
А горе ждет из-за угла.
Счастливые часов не наблюдают.
Делить со всяким можно смех.
Мне всё равно, что за него, что в воду.
Подумаешь, как счастье своенравно!
Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
Герой не моего романа.
Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
Шел в комнату, попал в другую.
Цитаты Молчанина:
Ах! злые языки страшнее пистолета.
Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.
Свой талант у всех.
Противуречья есть, и многое не дельно.
Мы покровительство находим, где не метим.
День за день, нынче, как вчера.
Цитаты Рептилова:
Шумим, братец, шумим!
О Бейроне, ну о матерьях важных.
Не место объяснять теперь и недосуг.
Все отвергал: законы! совесть! веру!
А у меня к тебе влеченье, род недуга.
Цитаты Лизаньки:
Грех не беда, молва не хороша.
Зашла беседа ваша за ночь.
И золотой мешок, и метит в генералы.
И слышат, не хотят понять.
Кому назначено-с, не миновать судьбы.
Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь.
К лицу ль вам эти лица.
И кто влюблен — на все готов.
Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я любви до смерти трушу, А как не полюбить буфетчика Петрушу!
У девушек сон утренний так тонок.
Цитаты Анфисы Хлёстовой:
Всё врут календари.
Чай, пил не по летам.
На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!
Нет! триста! уж чужих имений мне не знать!
Цитаты Платона Михайловича:
У нас ругают. Везде, а всюду принимают.
Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи.
Крылатые фразы и афоризмы из комедии «Горе от ума», описывающие жизнь помещиков и их слуг во времена крепостного права, находят свое место в современном мире. Причем в большинстве случаев значение крылатых фраз стало шире.
Другие материалы по комедии «Горе от ума»:
Краткое содержание
Образ и характеристика Чацкого
Образ и характеристика Молчалина
Образ и характеристика Фамусова
Образ и характеристика Софьи
История создания комедии
Характеристика Молчалина, образ, описание в цитатах
Молчалин. Художник Н. Кузьмин |
В этой статье представлена характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума», образ, описание характера, личности, происхождения героя.
Смотрите:
— Краткое содержание комедии
— Все материалы по комедии «Горе от ума»
Характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума»
Полное имя героя — Алексей Степанович Молчалин:«…Алексей Степанович Молчалин…» (цитата из списка действующих лиц)Молчалин является взрослым мужчиной, уже не ребенком:
«Помилуйте, мы с вами не ребяты…» (Чацкий о себе и Молчалине, действие III явление 3)Он 3 года служит секретарем у господина Фамусова:
«…секретарь Фамусова…» (цитата из списка действующих лиц)
«При батюшке три года служит…» (действие III явление 1)Алексей Степанович Молчалин живет в доме Фамусова в своей комнате. Госпожа Хлёстова называет его комнату «чуланчиком»:
«…живущий у него в доме…» (цитата из списка действующих лиц)
«. ..Молчалин, вон чуланчик твой…» (Хлёстова о Молчалине, действие IV явление 8)
«Он в доме здесь живёт, великая напасть!» (София о Молчалине, действие I явление 4)Молчалин — «безродный» человек, то есть человек простого происхождения. Вероятно, он родился в семье мещан:
«Безродного пригрел и ввёл в моё семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари…» (Фамусов о Молчалине, действие I явление 4)Он является небогатым, «нищим» человеком, по словам Фамусова:
«Тот нищий…» (Фамусов о нем, действие I явление 10)Молчалин носит чин коллежского асессора (этот чин давал право на потомственное дворянство, согласно «Табели о рангах»). Таким образом он получил дворянство благодаря своей службе у Фамусова:
«Дал чин асессора и взял в секретари…» (Фамусов о нем, действие I явление 4)Фамусов «кормит и поит» Молчалина и продвигает его по службе:
«Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?. .» (Лиза о Фамусове, который кормит Молчалина, действие IV явление 12)
Благодаря Фамусову Молчалин перебрался из Твери в Москву:
«В Москву переведен через мое содейство;
Алексей Степанович Молчалин числится на службе в «Архивах» в Москве, куда его устроил Фамусов. На самом деле Молчалин только формально состоит в там на службе, получая за это чины, а в действительности он работает у Фамусова секретарем (Такие случаи имели место во времена Грибоедова.):И будь не я, коптел бы ты в Твери…» (Фамусов о нем, действие I явление 4)
«С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил.» (Молчалин о себе, действие III явление 3)
За свою недолгую службу в Москве Молчалин успел получить три награждения. Судя по всему, в этом ему помог Фамусов, а также его собственное умение всем угождать
«По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденья получил. ..» (Молчалин о себе, действие III явление 3)По словам Молчалина, у него есть два таланта — умеренность и аккуратность. Именно эти качества, как он считает, помогают ему продвигаться по службе и получать награды:
«Чацкий:
Взманили почести и знатность?
Молчалин:
Нет-с, свой талант у всех…
Чацкий:
У вас?
Молчалин:
Два-с:
Умеренность и аккуратность.» (действие III явление 3)Господин Молчалин кажется застенчивым и робким человеком, по мнению Софии, но это лишь роль, которую он умело играет, чтобы добиваться своего:
«Враг дерзости, – всегда застенчиво, несмело…» (София о Молчалине, действие I явление 5)
«Ни слова вольного, и так вся ночь проходит.Молчалин является неразговорчивым, «бессловесным» человеком. Его фамилия «Молчалин» подчеркивает эту отличительную черту. По словам Чацкого, Молчалин носит на себе «печать безмолвия»:..» (София о Молчалине, действие I явление 5)
«Еще ли не сломил безмолвия печати?… <…>
А впрочем, он дойдет до степеней известных,
Ведь нынче любят бессловесных…» (Чацкий о Молчалине, действие I явление 7)
«Вон он на цыпочках, и не богат словами…» (действие III явление 3)
Молчалин — очень услужливый человек. Он умеет угождать самым разным людям:
«Услужлив, скромненький…» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 3)
«Старушки все — народ сердитый;
Не худо, чтоб при них услужник знаменитый
Тут был, как громовой отвод.
Молчалин! — Кто другой так мирно всё уладит!
Там моську вовремя погладит,
Тут в пору карточку вотрёт…» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 13)
«…Молчалин за других себя забыть готов…» (София о Молчалине, действие I явление 5)
«Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…» (София о Молчалине, действие III явление 1)Главный жизненный принцип Молчалина заключается в том, чтобы угождать всем людям подряд, чтобы добиваться своего. По словам Молчалина, отец учил его угождать всем людям без исключения («без изъятья»):
«Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья…» (слова Молчалина, действие IV явление 12)Молчалин является двуличным, лицемерным человеком. В зависимости от обстоятельств он ведет себя по-разному. Так, с Софьей он ведет себя скромно и покладисто, а со служанкой Лизой — развязно и нагло:
«Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?. .» (Лиза — Молчалину, действие II явление 12)По мнению Чацкого, Молчалин — глупый, жалкий человек. Чацкий скептически относится к тому, что Молчалин мог поумнеть за последние три года, пока они не виделись:
«…Молчалин прежде был так глуп!..
Жалчайшее созданье!
Уж разве поумнел?..» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 1)
«А чем не муж? Ума в нем только мало…» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 3)
«Тот, кто на всех глупцов похож; Молчалин, например…» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 1)
По словам Софьи, Молчалин действительно не отличается выдающимся умом:
«Конечно, нет в нём этого ума,
По словам Чацкого, Молчалин является смирным, покорным человеком, который молчит, когда его ругают.Что гений для иных, а для иных чума…» (Софья о Молчалине, действие III явление 1)
«Молчит, когда его бранят!..» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 1)
«А он?.. смолчит и голову повесит.
Конечно, смирён, все такие не резвы…» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 1)
Молчалин старается не высказывать своего мнения и никого не критикует. По словам Софьи Фамусовой, Молчалин не критикует окружающих «и в кривь и вкось» в отличие от Чацкого:
«Не смею моего сужденья произнесть.» (Молчалин о себе, действие III явление 3)
«В мои лета не должно сметь
Своё суждение иметь.» (Молчалин о себе, действие III явление 3)
«Чужих и вкривь и вкось не рубит…» (София сравнивает Молчалина и Чацкого, действие III явление 3)По словам Софии, Молчалин является уступчивым, скромным и тихим мужчиной, который не совершал нехороших поступков. Однако влюбленная София необъективно относится к Молчалину и позже она это признаёт:
«Чудеснейшего свойства
Он наконец: уступчив, скромен, тих,
В лице ни тени беспокойства
И на душе проступков никаких,
Чужих и вкривь и вкось не рубит, —
Вот я за что его люблю.» (действие III явление 1)
Небогатый Молчалин старается найти себе покровителей, которые могли бы быть ему полезны. Он считает, что с его небольшими чинами и бедностью он должен зависеть от других, более влиятельным людей, как например, Фамусов:
«Так: частенько там
Молчалин встречается с Софьей Фамусовой, дочерью своего начальника не по любви, а «по должности», то есть он притворяется, что влюблен в Софью. При этом сама Софья искренне влюблена в Молчалина и не подозревает о его обмане:Мы покровительство находим, где не метим…» (Молчалин о себе, действие III явление 3)
«Молчалин:
Ведь надобно ж зависеть от других.
Чацкий:
Зачем же надобно?
Молчалин:
В чинах мы небольших.» (действие III явление 3)
Сам же Молчалин влюблен в служанку Лизу. Он признается ей, что «любит Софью по должности», а на самом деле ему нравится Лиза. При этом «скромный» Молчалин ведет себя довольно развязно и дерзко с Лизой. Он бесцеремонно лезет к ней обниматься, но девушка дает ему отпор:«И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…» (Молчалин о себе, действие IV явление 12)
«Вот я за что его люблю…» (Софья о любви к Молчалину, действие II явление 1)
«Молчалин:
Какое личико твоё!
Как я тебя люблю!
Лиза:
А барышню?
Молчалин:
По должности, тебя… (Хочет её обнять. )
Лиза:
От скуки.
Прошу подальше руки!… <…>
Лиза:
Вы знаете, что я не льщусь на интересы;
Скажите лучше, почему
Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?» (Молчалин и Лиза, действие II явление 12)
Молчалин признается Лизе, что не видит в Софье ничего особенного. По его словам, он испытывает к Лизе гораздо более сильные чувства, чем к Софье:
«Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного.» (Молчалин о Софье, действие IV явление 12)
«Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе…» (Молчалин — Лизе о своих чувствах к ней, действие IV явление 12)
При этом служанка Лиза не отвечает Молчалину взаимностью, так как она, судя по всему, влюблена в буфетчика Петрушу:
«Ну! люди в здешней стороне!
Она к нему, а он ко мне,
А я. .. одна лишь я любви до смерти трушу. —
А как не полюбить буфетчика Петрушу!» (Лиза о себе, Софье, Молчалине и Петруше, действие II явление 14)
Служанка Лиза считает, что Молчалину должно быть совестно за свою двойную игру с ней и с Софьей:
«И вам не совестно?..» (Лиза — Молчалину, действие IV явление 12)В конце концов Софья случайно узнает о том, что Молчалин влюблен не в нее, а в Лизу. Софья тут же меняет свое мнение о возлюбленном и называет его поведение низким:
«Какие низости!..» (София о Молчалине, действие IV явление 12)
Софья приходит к выводу, что Молчалин — коварный, лживый, ужасный человек:
«Но кто бы думать мог, чтоб был он так коварен!» (Софья о Молчалине, действие IV явление 13)
«Не подличайте, встаньте,
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжёте. ..» (разочарованная Софья —Молчалину, действие IV явление 12)
«Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.» (София о Молчалине, действие IV явление 12)
Молчалин является подлым человеком, по мнению Чацкого. Александр Чацкий не понимает, как Софья могла полюбить Молчалина с «такой душой» (имеется в виду мелкая, подлая душа Молчалина):
«Подлец!..» (Чацкий о Молчалине, действие IV явление 12)
«С такими чувствами! с такой душою
Любим!..» (Чацкий о Молчалине, действие III явление 3)
По словам Лизы, Молчалин является холодным, черствым человеком, как камень или лёд:
«Вы, сударь, камень, сударь, лед…» (слова Лизы, действие IV явление 12)Молчалин — трусливый мужчина, который боится отвечать за свои поступки, по мнению Чацкого:
«За двери прячется, боится быть в ответе…» (Чацкий о Молчалине, действие IV явление 13)
Критика о Молчалине в «Горе от ума»
П. А. Вяземский о Молчалине:
«…Чацкий говорит о Молчалине, что он прежде был так глуп, что он жалчайшее созданье. Во-первых, во всей своей роли Молчалин ни одною глупостью не проговаривается. Напротив, он оказывается человеком довольно благоразумным; он слабохарактерен, это правда: обстоятельства наложили на него узы зависимости пред окружающей его средою. <…>
И в самом деле: много ли встречаешь в жизни этих героев независимости? И где же они? Молчалин принял себе за правило: умеренность и аккуратность. Опять спросим: что же тут глупого и смешного? Знаем, что этот стих вошел в пословицу и возбуждает общий смех в театре. Широкая русская натура, именно чуждая умеренности и аккуратности, сочувствует автору, который предает осмеянию эти два здоровые и в правильной жизни нужные качества.
Между тем Молчалин честный человек. Другой на месте его захотел бы воспользоваться вкусом Софии Павловны к музыке по ночам, чтобы вынудить согласие Фамусова на брак с дочерью его. ..» (П. А. Вяземский, статья «Заметки о комедии “Горе от ума”»)Н. И. Надеждин о Молчалине:
«…Роль Молчалина … Это курьезное лице, несмотря на свою безгласность, весьма важно и стоит изучения. Подобно как в Фамусове выражается тип крупных высокородий, Молчалиным представляется не менее любопытная физиономия мелких насекомых, выигрывающих себе высокоблагородие в старушечий бостон и пропалзывающих к крестам на четвереньках, играя со шпицами. …это домашнее животное, коего обыкновенные достоинства составляют: смазливое личико, сладкая речь, спина гибкая, лоб медный. <…>
Низость наших Молчалиных не есть лицемерие и притворство: это их природа. … у Молчалина нет вовсе сердца. Если он заигрывает с Лизой, но так, мимоходом, шутя, для занятия пустоты праздного времени…» (Н. И. Надеждин, «Литературная критика», 1972 г.)Е. Цимбаева о Молчалине:
«Молчалин родился в Твери, ничего не унаследовал от отца, зато показал себя «деловым» человеком, то есть, согласно терминологии тех лет, человеком, разбирающимся в тонком искусстве служебной переписки. .. Фамусов каким-то образом познакомился с отцом Молчалина (наверное, в эвакуации из Москвы…) и после войны, когда отстроился, взял молодого человека к себе. Но, конечно, не личным секретарём, как иногда изображают в спектаклях: личных секретарей имели лишь высшие сановники…
Молчалин состоит секретарём в департаменте Фамусова, при этом «числится по архивам», то есть служит ради чинов без жалованья, а работает у Фамусова: так разрешалось, если на месте реальной службы не было вакансий. <…> Правда, слишком далеко Молчалин не пройдёт. В России начала XIX века не всякий желающий мог подличаньем и искательством достичь высших постов.
Волочась за Лизой и встретив не столь уж резкий отпор, Молчалин пытается соблазнить её невесть где приобретёнными подарками… <…> Ни галантерейная лексика, ни сама идея соблазнения дорогими вещицами… не типичны для сколько-нибудь приличного и воспитанного человека. <…> Такой приступ выдаёт провинциала невысокого происхождения. <…>
До тех пор, пока живёт с Фамусовым, он считает своим долгом угождать ему и его домочадцам, вплоть до того, чтобы развлекать ночами его дочь, но не доводя эти свидания до той стадии, когда девица уже не сможет их скрыть и он обязан будет жениться.
Ведь жениться на Софье Молчалин никак не может и ни за что не захочет! Этот брак не принёс бы ему продвижения по служебной лестнице, напротив, оно затормозилось бы. Ему на всю жизнь пришлось бы остаться в Москве в незавидной архивной службе и мечтать лишь наследовать со временем должность Фамусова. <…>
Но сила Молчалина не в лицемерии, а… в искренности! Его потому и невозможно разоблачить, что разоблачать нечего: он ничтожен, но не хитрит, не интригует, он просто живёт по отцовским заветам повиновения младших высшим, что в его время считалось нормой и соблюдалось всеми, кроме самых решительных молодых людей. Он не лицемерит сознательно, за исключением ухаживания за Софьей: в этом — и только в этом! — он разоблачён автором. Грибоедов обличает в нём не ничтожность мелких проходимцев, но российскую государственную систему, которая охотнее выдвигает бесталанных прислужников, а не людей с умом и душой. <…>
Разорение Фамусова пока незаметно. <…> Но один человек знает положение дел, может быть, лучше самого Фамусова — Молчалин, который живёт в доме несколько лет, воочию наблюдает давку кредиторов в передней и, возможно, даже улаживает конфликты с ними. Неудивительно, что Молчалин не хочет жениться на Софье и не хочет её и себя компрометировать. Ни по службе, ни деньгами брак с нею не может принести ему никаких выгод. Софья мечтает о несбыточном: ей никогда не выйти замуж за Молчалина не только потому, что этого не захочет её отец, но и потому, что этого не захочет её избранник.» (Е. Цимбаева, статья «В чём смысл «Горя от ума»?» (Cемь не школьных сочинений), журнал «Наука и жизнь», №4, 2013)
Это была характеристика Молчалина в комедии «Горе от ума» Грибоедова, образ, описание характера, личности, происхождения героя, а также критика об образе Молчалина.
Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»
Талант есть везде, возможности нет. Мы все проигрываем из-за этого.
Мир нуждается в идеях и инновациях, чтобы двигаться вперед. Творческие и талантливые люди есть везде, но возможность развиваться ограничена лишь небольшим количеством обеспеченных детей. В результате мир проигрывает.
Автор: Max Roser
19 сентября 2019 г.
Процитируйте эту статьюСвободно используйте нашу работуМир нуждается в идеях и инновациях, чтобы добиться прогресса в решении многих проблем, с которыми мы сталкиваемся. Творческие и талантливые люди, способные внести свой вклад в это важное дело, есть повсюду, но возможность развиваться ограничена лишь небольшим числом состоятельных детей. Вследствие этого мы все — все население мира — упускаем возможности для творчества и инноваций, которые обогатили бы наш мир и помогли нам двигаться вперед.
Прогресс в борьбе с большими проблемами — в центре внимания нашей работы в «Нашем мире данных» — возможен благодаря новым идеям: человечество начало побеждать в войне с инфекционными заболеваниями, когда ученые начали понимать, что именно микроскопические патогены заражают и убивают нас. Микробная теория болезней была лишь первым шагом; на основе этого понимания другие последовали с большим количеством идей — множеством новых технологий, а также вмешательств в области общественного здравоохранения. Только когда мы поняли происхождение инфекционных заболеваний, мы осознали важность таких, казалось бы, очевидных идей, как снабжение домашних хозяйств чистой водой. 1
То же самое относится и к прогрессу в решении других проблем: идеи, породившие технологические инновации, сделали общество богаче, а прорывы в развитии сельскохозяйственных технологий сделали возможным, что в то время как население мира быстро увеличивалось, голод в то же время уменьшался.
Список инноваций, в которых мы нуждаемся, длинный: чистая и дешевая энергия, лучшие урожаи, меры по борьбе с болезнями, которые укорачивают и ухудшают нашу жизнь. Это и многое другое необходимо для достижения прогресса в решении серьезных проблем, с которыми мы сталкиваемся. Но хотя спрос на инновации велик, их предложение ограничено.
Те, у кого есть блестящие идеи, часто могут хорошо зарабатывать на них для себя. Но помимо их личной отдачи, большие идеи и открытия приносят пользу обществу в целом. Самые лучшие идеи — подумайте о пенициллине, синтетических удобрениях или вакцинах — приносят пользу каждому человеку на планете.
По обеим причинам — личная возможность и социальная выгода — мы должны убедиться, что все талантливые люди имеют возможность развивать новые идеи. Но это не так.
Потерянные новаторы Америки
«Кто становится изобретателем в Америке?» — так называется исследование Алекса Белла, Раджа Четти, Ксавьера Джаравела, Невианы Петковой и Джона Ван Ринена, опубликованное в 2019 году. Авторы изучили жизнь 1,2 миллиона изобретателей в США от рождения до совершеннолетия. 3
Авторы хотели ответить на вопрос: от чего зависит, вырастет ли ребенок изобретателем? Они изучали два аспекта: личные способности в юном возрасте и обстоятельства, в которых растет ребенок.
Чтобы изучить способности, они сопоставили подмножество своих данных об изобретателях с записями своих оценок по математике, когда они были третьеклассниками. 4 Чтобы изучить роль, которую играют обстоятельства, исследовательская группа сопоставила набор данных об изобретателях с данными налогового учета, что позволило им изучить социально-экономическую ситуацию, в которой они выросли.
Навыки имеют большое значение. Те, кто хорошо разбирался в математике в юном возрасте, с гораздо большей вероятностью станут изобретателями в более позднем возрасте.
Выводы о том, какое значение имеют обстоятельства, столь же очевидны. Становятся ли дети изобретателями позже в жизни, зависит от среды, в которой они выросли.
Важнейшие обстоятельства в значительной степени экономические: те, кто вырос в более богатых семьях, с гораздо большей вероятностью станут изобретателями в более позднем возрасте. Эти различия велики. Исследование иллюстрирует это, сравнивая учащихся из бедных и высокообеспеченных семей. Порог дохода высок: авторы выбрали порог, который отделяет нижние 80% американских семей от остальных. Из 5% студентов, набравших самые высокие баллы, у выходцев из семей с высоким доходом вероятность стать изобретателем была более чем в два раза выше, чем у учащихся с более низким доходом.
Исследование также показывает, что очень специфические обстоятельства играют дополнительную большую роль: благодаря очень большому набору данных, который включает информацию из самых разных регионов страны, исследователи показывают, что контакт с новаторами в детстве имеет большое значение. Дети, которые выросли в районе или, еще лучше, в семье, где много изобретателей, с большей вероятностью пойдут по их пути и сами станут новаторами. Дети ищут образцы для подражания, и когда они знакомятся с наукой и инновациями, некоторые из них идут по стопам своих кумиров.
Навыки и обстоятельства имеют значение. Трагично, когда у детей есть способности, но им отказано в обстоятельствах, которые помогли бы им реализовать свой потенциал. Авторы придумали для этих детей термин «потерянные Эйнштейны».
Исследователи также изучили, почему гораздо меньше девочек, чем мальчиков, становятся изобретателями. Различия в навыках в юном возрасте не являются объяснением: результаты тестов мальчиков и девочек, согласно исследованию, были очень схожими. 5 Вместо этого исследователи обнаружили, что талантливые девочки с гораздо меньшей вероятностью стали новаторами, чем не менее талантливые мальчики, и показали, что эти гендерные различия можно объяснить знакомством с образцами для подражания. Те девочки, которые знакомятся с женщинами-изобретателями, с большей вероятностью вырастут и сами станут изобретателями. Отсутствие образцов для подражания у старшего поколения приводит к отсутствию образцов для подражания у молодого поколения. Гендерный разрыв среди новаторов по-прежнему велик. Только 18% изобретателей США родились в 19 лет.80 женщин. Продолжая метафору авторов: даже чаще, чем «Потерянные Эйнштейны», встречаются «Потерянные Марии Кюри».
Неблагополучие некоторых детей дорого обходится всем нам. В целом, по оценкам исследователей, если бы дети с высокими способностями из неблагополучных групп получали те же преимущества, что и наиболее обеспеченные группы, в США было бы в четыре раза больше изобретателей, чем сегодня.
И мы теряем не только изобретателей: мы теряем учителей, художников, писателей, политических лидеров, ученых, художников, мыслителей, музыкантов и многих других способов, которыми талантливая молодежь может обогатить мир всех нас, когда они оказываются в благоприятной среде.
Потерянные Кюри и Эйнштейны в истории
Изучение изобретателей не только проливает свет на потерю изобретателей в современном мире, но также помогает понять историю инноваций. Мир, безусловно, видел много исключительно талантливых людей за нашу долгую историю, но на протяжении тысячелетий они росли в нищете, голоде, слабом здоровье и с ограниченным доступом к образованию. Очень немногие умные дети в нашей долгой истории жили в обстоятельствах, которые позволяли им реализовать свой потенциал. Потерянные Марии Кюри и Эйнштейны не редкость; их было много тысяч на протяжении всей истории человечества.
В разное время некоторым посчастливилось жить в лучших условиях и развить идеи, которые изменили обстоятельства и культуру их общества. Некоторым из множества исключительных людей в истории посчастливилось родиться в прошлых цивилизациях Древней Греции, Китая, Рима или долины Инда, и они смогли разработать художественные, научные или технологические инновации, оставившие прочное наследие. Но для подавляющего большинства ежедневная борьба в крайне бедных странах до начала роста была тяжелой. Личностное развитие было нелегким делом во времена, когда большинство людей должны были работать в сельском хозяйстве, чтобы производить достаточно еды, многие были больны и недоедали, многие жили как рабы, и даже самые элементарные образовательные навыки, такие как чтение и письмо, были привилегией очень богатых.
Но два столетия назад ручеек новаторов превратился в поток, когда впервые в истории стали улучшаться условия жизни значительной части населения во всех регионах мира. Промышленная революция сначала изменила Северо-Западную Европу, где улучшилось здоровье и увеличились доходы. Вскоре последовали Северная Америка и Океания. В начале 20-го века ожидаемая продолжительность жизни в этих регионах увеличилась до 45–55 лет, в то время как в остальном мире ожидаемая продолжительность жизни оставалась между 23 и 30 годами. Только в более благополучных регионах средний взрослый человек имел какое-то формальное образование.
Именно это улучшение условий жизни масс стало ключом к дальнейшему экономическому росту и улучшению условий жизни. Это положило начало благотворному кругу между идеями, ведущими к лучшим условиям жизни, и лучшими условиями жизни, дающими возможность лучшим идеям. Научная революция привела в действие промышленную революцию, а индустриализация, в свою очередь, улучшила условия жизни и позволила большему количеству людей внести свой вклад в науку и инновации.
Возникшее глобальное неравенство условий жизни находит свое отражение в крупных нововведениях того времени. Пенициллин, синтетические удобрения и вакцины в значительной степени разрабатывались в тех местах, где дети росли в лучших условиях. Подавляющее большинство лауреатов Нобелевской премии в первой половине 20 века были выходцами из богатейших регионов планеты – Европы и Северной Америки. 6
Как ребенку из неблагополучной семьи в США очень трудно стать изобретателем, так же было и с миллиардами детей, которые на протяжении всей истории росли в плохих условиях жизни. Дети с большим потенциалом в конечном итоге жили в бедности, работали фермерами и изо всех сил пытались прокормить свои семьи и себя.
Быть великим художником, ученым или изобретателем, конечно, не единственный способ жить полноценной жизнью и приносить пользу обществу, но это трагедия, когда дети, обладающие способностями, не могут реализовать свой потенциал. Трагедия для них самих, но также и для всех нас, кто упустил свою работу, которая могла бы обогатить нашу жизнь, дать нам лучшее понимание нашего мира и приблизить нас к решению проблем, которые мы все разделяем.
Жизнь — это гораздо больше, чем решение проблем, и мы упускаем не только инновации, но и искусство, писательство, исследования, музыку — всю широту человеческого творчества, которая расцветает, когда талант и самоотверженность встречаются вместе с благоприятными обстоятельствами. Наши потери невообразимы.
Стив Джобс в Центральной Африке: потеря Эйнштейнов в глобальном масштабе
Наверное, трудно представить, как могла бы выглядеть жизнь талантливого ребенка, если бы он или она не родился в бедной английской деревне в средние века. Но то же самое верно для различных мест в нашем мире сегодня. В этом контексте было бы легче представить, какое значение имеют условия жизни.
Какие были бы шансы у Стива Джобса, если бы он родился в Центральноафриканской Республике? А что было бы возможно для Тейлор Свифт, если бы она выросла в Папуа-Новой Гвинее, а не в Пенсильвании и Нэшвилле? И наоборот: кем могли бы стать самые бедные дети в мире, если бы у них были обстоятельства Стива Джобса или Тейлор Свифт?
Как бы выглядел наш мир, если бы у всех талантливых детей был хороший шанс стать новаторами и художниками, а не расти голодными, с плохим здоровьем и плохим образованием?
Наверняка всем нам не хватает многих самых талантливых людей в мире. Исследование, проведенное в США, показало, что дети, не принадлежащие к 20% самых богатых американских семей, имеют гораздо меньше шансов стать новаторами. Неравенство доходов в мире настолько велико, что американцы, которые беднее, чем 90% других американцев, богаче, чем более 70% населения мира. 7
Дело в том, что большинство детей в Америке живут хуже, чем дети, не только с экономической точки зрения. Дети школьного возраста могут рассчитывать на 16,5 лет обучения в США, но в среднем только на 5 лет в бедных странах. А оценки из последних мировых данных показывают, что 60 миллионов детей младшего школьного возраста вообще не посещают школу, а те, кто ходит в школу в бедных странах, тоже учатся гораздо меньше. Ребенку, выросшему в бедном месте, чрезвычайно трудно получить уровень образования, который средний человек получает в благополучных местах.
Приведенное исследование показывает, что дело не только в доходах и доступе к образованию. Если эффект образца для подражания, подчеркнутый в исследовании США, существует повсеместно, то плохие условия жизни усугубляются тем фактом, что большинство детей в большинстве мест подвергается воздействию очень небольшого числа образцов для подражания в исследованиях и инновациях.
На карте показано глобальное распределение исследований и разработок, представленное здесь как доля людей, занятых в исследованиях и разработках. Горячими точками являются шесть стран, в которых более 6000 человек на миллион жителей работают в области исследований и разработок: Южная Корея, Сингапур, Израиль и три скандинавские страны (Швеция, Финляндия и Дания). 6000 на миллион означает, что 1 из 167 человек занимается исследованиями и разработками. Даже в самых благополучных странах очень немногие сосредотачиваются на инновациях.
Как следует из приведенного выше исторического обсуждения, существует сильная корреляция между экономическим развитием и исследованиями и разработками. В некоторых бедных странах исследованиями и разработками занимаются менее 30 человек на миллион.
То, что верно для США и что было верно на протяжении всей истории, верно и для современного мира: наука, исследования и разработки могут процветать там, где большая часть населения относительно обеспечена.
Если бы во всех странах мира была такая же концентрация исследователей, как и в богатых странах, то в мире было бы примерно в три раза больше исследователей; если бы весь мир имел концентрацию шести ведущих стран, то он был бы более чем в пять раз выше. 8
Обстоятельства для этих исследователей также сильно различаются. Расходы на НИОКР варьируются от 4,25% ВВП в Израиле и Южной Корее до менее 0,1% во многих бедных странах.
Дать шанс каждой Мари и Альберту
Поиск решений больших проблем всегда был трудным. И есть свидетельства того, что становится все труднее: Майкл Нильсен и Патрик Коллисон (здесь), а также Скотт Александер недавно утверждали, что, хотя мир, безусловно, выделяет гораздо большие ресурсы — как людей, так и финансирование — на науку, исследования и разработки, темпы прогресса в физике, медицине и других важных областях остаются в лучшем случае постоянными на протяжении последнего столетия. 9
Самый ограниченный ресурс в мире — это не нефть, железо или уголь, а потенциал человеческого разума.
У нас нет средств для лечения широкого круга заболеваний; нам нужно декарбонизировать мировую экономику; мы должны преобразовать нашу продовольственную систему в систему, которая накормит весь мир, сократив при этом ее воздействие на окружающую среду, от которой мы зависим; если у кого-то есть идеи по решению этих проблем, все могут извлечь из них выгоду одновременно. Кто-то, живущий в Европе или Америке, выиграет, если кто-то в Индии или Африке станет лучше и изобретет это лекарство, технологию производства более чистой энергии или эти новые культуры.
Спрос на новые идеи, которые принесут пользу всем нам, огромен, но поскольку возможности ограничены, предложение новых идей ограничено.
Талант и способности есть везде, а возможностей нет.
В мире насчитывается 2 миллиарда детей в возрасте до 15 лет. Сосредоточение наших усилий на улучшении условий, в которых растет молодое поколение, является большой проблемой, но также и фантастической возможностью. Все, кто сегодня находится у власти, скоро уйдут, и поколение, которое подрастает сейчас, возьмет на себя инициативу. Все пройдут через систему образования, которую мы предлагаем им сегодня; смогут ли они реализовать свой потенциал, зависит от обстоятельств в плане здоровья, крова, еды, процветания, свободы и образования, которые мы можем им обеспечить.
Улучшение условий жизни является нашим моральным долгом, но помимо этого это также способ увеличить предложение столь необходимого творчества и инноваций. Это означает, что у всех нас есть эгоистичная причина делать все возможное для поддержки глобального развития. Лучшее образование и улучшение условий, в которых растут дети, могут позволить им реализовать свой потенциал. Исторически мы видели, как улучшение обстоятельств может привести к инновациям, которые возвращаются к улучшению условий жизни.
Эти петли положительной обратной связи изменили множество мест по всему миру и необходимы для решения серьезных проблем, с которыми мы все сталкиваемся. Вот почему так важно сохранить позитивные тенденции последних десятилетий, чтобы больше детей выживало, больше детей росло без крайней нищеты, а больше детей получали лучшее образование, чем когда-либо прежде. Если я с оптимизмом смотрю в будущее мира и прогресс в решении мировых проблем, то это из-за этого.
Чем можно заняться
Как я утверждал в статье, я считаю, что главная причина, по которой мы должны быть заинтересованы в улучшении условий жизни во всем мире, носит моральный характер: мы должны делать все возможное, чтобы позволить каждому жить без бедности, без голода и без преждевременной смерти.
— Givewell.org изучает, где ваше пожертвование может иметь наибольшее значение для решения крупных мировых проблем.
– 80000hours.org поможет вам выбрать карьеру, в которой вы сможете оказать наибольшее положительное влияние на достижение прогресса в решении самых серьезных мировых проблем.
Эта статья в виде видеоролика KurzGesagt:
Помимо морального аргумента, есть еще и эгоистичный аргумент: поскольку мы все извлекаем выгоду из чужих идей, мы все должны быть заинтересованы в том, чтобы дать всем возможность жить хорошей жизнью. В прошлом году я работал с отличной командой Kurz Gesagt над этим видео, которое основано на идеях этой статьи.
Эгоистичный аргумент в пользу того, чтобы сделать мир лучше – Эгоистический альтруизм
Наше видео с KurzGesagt
Примечания
См. Стивен Берлин Джонсон – Карта-призрак: история самой ужасающей эпидемии в Лондоне и как она изменила науку, города и современный мир. Запись о книге в Википедии.
Алекс Белл, Радж Четти, Ксавьер Джаравель, Невиана Петкова и Джон Ван Ринен (2019) – Кто становится изобретателем в Америке? Важность воздействия инноваций. В The Quarterly Journal of Economics, том 134, выпуск 2, май 2019 г., страницы 647–713, https://doi.org/10.1093/qje/qjy028 Алекс Белл публикует исследование на своем веб-сайте: http://alexbell.net/inventordata.html
«Изобретатели» в этом исследовании определяются как все лица, имеющие патенты или заявки.
Исследователи также принимают во внимание результаты тестов по английскому языку, но поясняют (в сноске 5), что «хотя результаты тестов по английскому языку позволяют безоговорочно предсказать склонность к изобретательству, они не обладают предсказательной силой, зависящей от результатов тестов по математике».
В исследовании сообщается, что только 2,4% разницы в уровне инноваций между мужчинами и женщинами можно объяснить «чрезвычайно похожими» результатами тестов по математике в 3-м классе.
Юрген Шмидхубер – Эволюция акций национальных Нобелевских премий в 20 веке. http://people.idsia.ch/~juergen/nobelshare.pdf
Это скорректировано с учетом различий в ценах между странами и относится к данным за 2011 год, основанным на данных Бранко Милановича, которые можно изучить на очень полезном веб-сайте Бориса Якубчика, доход-неравенство. Верхний 1%? http://www.lse.ac.uk/International-Inequalities/Assets/Documents/Working-Papers/Working-Paper-8-Who-are-the-Global-Top-1.pdf
У нас нет полных данных о количестве людей, занятых в НИОКР во всем мире, но на основе имеющихся данных ЮНЕСКО оценивает глобальный показатель в 1277 исследователей на миллион человек в мире в 2010 году. Среднее значение в странах с высоким уровнем дохода в 2,9 раза выше (3734/1277). выше (7000/1277) Вот все данные.
Глобальное количество людей, занятых в НИОКР: Население мира в 2010 году составляло 6,9 человек.22 947 261.
Это означает, что 1277,44 * (6 922 947 261/1 000 000) = 8 843 650 человек работают исследователями.
См. также: Николас Блум, Чарльз И. Джонс, Джон Ван Ринен, Майкл Уэбб, «Сложнее ли найти идеи?» (2018). https://web.stanford.edu/~chadj/IdeaPF.pdf Нильсен и Коллисон собирают статьи по вопросу о научной отдаче здесь: https://scientificreturns.org/0005
Процитировать эту работу
Наши статьи и визуализации данных основаны на работе многих разных людей и организаций. При цитировании этой тематической страницы также указывайте лежащие в ее основе источники данных. Эта тематическая страница может быть процитирована как:
Макс Розер (2019) - «Таланты есть везде, возможности нет. Из-за этого мы все проигрываем». Опубликовано на сайте OurWorldInData.org. Получено с: 'https://ourworldindata. org/talent-is-everywhere-opportunity-is-not' [онлайн-ресурс]
Цитата BibTeX
@article{owid-талант-есть-везде-возможность-нет, автор = {Макс Розер}, title = {Таланты есть везде, возможности нет. Из-за этого мы все проигрываем.}, журнал = {Наш мир в данных}, год = {2019}, примечание = {https://ourworldindata.org/talent-is-everywhere-opportunity-is-not} }
Свободное повторное использование этой работы
Все визуализации, данные и код, созданные «Нашим миром в данных», находятся в полностью открытом доступе по лицензии Creative Commons BY. У вас есть разрешение использовать, распространять и воспроизводить их на любом носителе при условии указания источника и авторов.
Данные, созданные третьими сторонами и предоставленные «Нашим миром в данных», подпадают под действие условий лицензии от первоначальных сторонних авторов. Мы всегда будем указывать исходный источник данных в нашей документации, поэтому вам всегда следует проверять лицензию любых таких сторонних данных перед использованием и распространением.
Все наши диаграммы могут быть встроены в любой сайт.
Большой вопрос о талантах. У всех ли есть «таланты»?
http://i.huffpost.com/gen/2129290/images/o-TALENT-facebook.jpg Рико ван ЛевенРико ван Левен
🌱 Климат и устойчивость | Лидерство и талант | Культура и изменение поведения | Данные и инновации | Менеджер проектов @ ITsPeople
Опубликовано 18 июля 2016 г.
+ Подписаться
Я видел и читал много статей о талантах, это почти ошеломляет. Это заставило меня задуматься, а действительно ли у всех есть талант? Как тренер по баскетболу, исследователь поведения и путешественник, я бы сказал да. Это зависит от того, как вы смотрите и определяете талант. Я считаю, что талант — это то, что вам нравится делать и в чем вы, естественно, хороши. Что-то, что движет вами; вы чувствуете определенную жажду дальнейшего развития. Даже в случае неудач у вас все еще есть мужество и целеустремленность, чтобы вернуться и попробовать еще раз только потому, что вы любите игру и стремитесь получить желаемый результат. Эта мотивация исходит от вас, потому что это ваш выбор, ваш результат, ваша игра. Вы даже меняете уровень сложности, чтобы бросить себе вызов; вы пытаетесь сделать это быстрее, усложнить, быть более творческим. Просто потому, что ты любишь это. Это какая-то бесконечная игра. И это стремление у всех разное. Это может быть даже «быть лучшим родителем, каким я когда-либо мог быть».
Талант — это нечто большее, чем то, что я только что написал. Мне как тренеру иногда трудно «угодить» всем своим игрокам, потому что «талант» (или сила) может быть разным. Например, один из моих игроков любит бросать трехочковые, и у него это хорошо получается. В этом его сила и талант. Я оцениваю его мастерство как талант к трехочковым, и это его талант, поскольку он дает ему энергию; он посвятил себя улучшению своей техники стрельбы. Однако, на мой взгляд, он также хорош в своих лейапах, и я часто прошу его делать это чаще во время игры. Однако есть одна загвоздка; ему это не нравится. По его словам, у него это плохо получается (может быть неуверенность, пока не уверен). Итак, здесь я определяю талант, сравнивая своего игрока с другими игроками, где на самом деле это сила. Я бы также сказал, что в целом у него есть талант к баскетболу, потому что он продолжает «прокачиваться» с невероятной скоростью. Он мог бы, если бы у него была необходимая помощь, мотивация и финансы, стать великим игроком позже в своей жизни. Впрочем, это мои предположения о нем. Из-за его личной мотивации можно сказать, что он не талантливый баскетболист, поскольку он не настолько мотивирован, чтобы развивать все свои навыки. Однако по сравнению с членами своей команды он талантливый игрок. И все же даже среди тех, кто любит играть в баскетбол, есть большая разница между людьми, которые собираются стать звездами, и людьми, которые могут обладать невероятным талантом, но не станут лучшими игроками.
Так что это все еще немного сбивает с толку, все дело в таланте. Есть еще один важный момент, касающийся сильных сторон или таланта, который я хотел бы обсудить, прежде чем перейти к более подробному рассмотрению. Важно отметить, что сила, которую кто-то развивал годами (часто по наблюдениям других), на самом деле может быть ограничивающим паттерном внутри человека. Это может быть навык, развившийся из-за того, что он или она боится что-то сделать, что означает, что «сила» может на самом деле причинять человеку боль. То же самое и в работе. Например, если я вижу кого-то, кто может создавать потрясающие презентации в PowerPoint, и я считаю, что это его или ее талант, возможно, у этого человека это хорошо получается, потому что он или она «прячется» и довольно боится общаться с другими. В последнем случае так называемый талант ограничивает и, таким образом, это не талант, а скорее сила, наработанная годами для самозащиты. Поэтому я хотел бы провести различие между ограниченной энергией, забирающей силу (часто замечаемой другими и часто используемой для защиты себя), от слаборазвитых сильных сторон и существующих сил, которые дают энергию, поскольку они являются частью спектра таланта. Недостаточно развитые сильные стороны часто представляют собой то, что вы боитесь делать, но бессознательно делаете это хорошо, хотя это не всегда так, за исключением тех случаев, когда кто-то посвятил себя овладению навыком. В любом случае, давайте посмотрим на преимущества использования подхода, основанного на силе. Отныне подход, основанный на сильных сторонах, относится к врожденным сильным сторонам, т.е. талантам; поведение, которое дает вам энергию и в котором вы хороши.
Использование перспективы силы приносит пользу как человеку, так и команде, организации и даже обществу в целом в долгосрочной перспективе. Например, недавнее исследование Ван Вуркома, Эрлеманса и Баккера, которые изучали влияние работы над сильными сторонами на вовлеченность сотрудников, показывает, что существует положительная связь между людьми, которые используют свои сильные стороны, уровнем их вовлеченности в работу и проактивным поведением. Существует также положительная и значительная корреляция между еженедельным использованием силы, самоэффективностью, вовлеченностью в работу и активным поведением на индивидуальном уровне. Это означает, что и работники, и организации могут извлечь выгоду из использования сильных сторон работников. Как бы выглядел мир, если бы каждый работал от своей силы? Чтобы создать мир, в котором каждый работает, используя свои сильные стороны, люди должны осознать свои сильные стороны. Так как же найти свои сильные стороны?
Давайте начнем с вопросов:
- Что вы очень любили делать, когда были ребенком? Есть ли что-то, чем вы занимались в детстве и чем занимаетесь до сих пор? Или есть что-то, с чем можно было играть целую вечность? Если есть возможность, спросите у родителей. Это тоже может помочь.
- Какие действия «вводят вас в зону»? Каких мероприятий вы действительно ждете? Что вы любите делать в настоящее время? Может быть что угодно, от работы до отдыха. Тогда подумайте, почему так. Почему ты так хорош в этом? И почему эти занятия делают вас таким счастливым? И почему так?
- Какие вещи вы можете/могли бы узнать в мгновение ока?
- Самый лучший комплимент, который вы когда-либо слышали?
- Что вызывает у вас настоящий энтузиазм, когда вы говорите об этом? О чем можно говорить целую вечность?
- Визуализируйте будущее, в котором вы достигли всех своих жизненных целей; все, что вы когда-либо хотели сделать, стать и иметь, принадлежит вам. Как выглядит ваша жизнь в этот момент? Каковы ваши самые сильные активы? Каковы ваши самые сильные черты характера и как вы их используете? Это даст вам хорошее представление о ваших сильных и, возможно, слаборазвитых сильных сторонах.
Теперь вы записали эти ответы. Пришло время для следующего шага. Спросите свою семью, друзей, коллег, что они считают в вас такого хорошего, в чем ваши сильные стороны. Обязательно просите только о своих сильных сторонах! Опять же, запишите это. Вы также можете спросить людей через Facebook, Linked-In или по электронной почте. Теперь, когда вы получили эти ответы, сравните их и перечислите в следующем порядке:
- Сильные стороны : настоящие сильные стороны, они дают вам энергию; вы можете считать это талантами на личном уровне.
- Недостаточно развитые сильные стороны: навыков, которые у вас есть, но вы забыли, что вам все еще нравится их делать, навыки, которых вы до сих пор не знаете и узнаете, только если будете делать что-то новое, навыки, которые скрыты в вещах, которые вам нравились делать, когда вы были ребенком (в моем случае нарезка овощей и умение нарезать все это; в детстве я любил играть с этой пластиковой кухней).
- Сильные стороны, полученные в ходе истории: сильных сторон, которые у вас есть, но вы не хотите их использовать.
- Недостатки: навыков, в которых другие хороши, а вы нет.
Глядя на то, что вы можете сделать, что идет правильно/хорошо, вы получите гораздо больше энергии (я напишу об этом больше в моих будущих постах). Посмотрите, можете ли вы «создать свою работу» по своему вкусу, в соответствии со своими сильными сторонами, и посмотрите, сможете ли вы найти кого-то, у кого есть сильные стороны, которые являются вашими слабостями. Теперь это командная работа. Я также настоятельно рекомендую искать и развивать свои слаборазвитые сильные стороны. Часто это то, чего вы боитесь (больше всего) и, таким образом, действительно гордитесь тем, что делаете. В моем случае, укрепление социальной уверенности. Я получаю удовольствие от того, что я искренний. Вот почему я изучаю философию, психологию и межличностное общение, и почему я очарован физическим, умственным, эмоциональным, отношениями, работой, финансовым и общественным благополучием.
И если вы до сих пор не знаете, я настоятельно рекомендую пройти Тест на силу Гэллапа или Тест на черту характера VIA. Обратите внимание, что это черты характера, а не сильные стороны! Черты могут меняться со временем.
Ссылки
- Bohlmeijer, E. & Hulsbergen, M. (2013). Это jouw leven. Амстердам: Uitgeverij Boom
- Борхэм, И. (2016, 8 июня). Связь сильных сторон с вовлеченностью сотрудников. Получено с: http://iandboreham.com/linking-strengths-to-employee-engagement
- Хенневельт, Э. (2015, 15 ноября). Waarom het ontwikkelen ван je талант belangrijker, дан het ontwikkelen ван je zwakke kanten. Получено с: https://www.linkedin.com/pulse/waarom-het-ontwikkelen-van-je-talent-belangrijker-dan-hennevelt?trk=hp-feed-article-title-like
- Марианна ван Вурком, Видо Эрлеманс и Арнольд Б. Баккер (2016 г.), Использование сильных сторон и вовлеченность в работу: еженедельное дневниковое исследование, Европейский журнал труда и организационной психологии, 25:3, 384–39.7, DOI: 10.1080/1359432X.2015.1089862
Как убраться в своей комнате — от немотивированного к мотивированному подходу, ориентированному на решение.