Свойства речи в психологии: Вопрос 5. Свойства речи

Вопрос 5. Свойства речи

Содержательность – количество выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие действительности. Понятность речи – синтаксически правильное построение предложений, применение пауз, выделение слов с помощью логического ударения. Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью, может быть яркой, энергичной, вялой, бледной. Воздейственность речи – ее влияние на мысли, чувства и волю людей, на их убеждения и поведение; может быть поучение и наставление. Конструктивность, рефлексивность, выделение главного звена, организованность вербального процесса, достаточность в обмене информации, умелое сочетание вербального и невербального (мимики, жестов, поз тела).

Контрольные вопросы

  1. Дайте определение понятия «речь».

  2. Укажите отличия языка от речи.

  3. Охарактеризуйте физиологические основы речи.

  4. Каковы функции речи?

  5. Назовите виды и свойства речи.

Тема 10. Воображение

Вопрос 1. Понятие о воображении

Воображение (с греч. — фантазия) – это психический процесс создания новых образов на основе ранее воспринятых, путем переработки материала, полученного в предшествующем опыте. Воображение представляет собой отражение реальной действительности в новых непривычных сочетаниях и связях.

Воображение порождено трудовой деятельностью и развивается на ее основе. Воображение как своеобразная форма отражения действительности: 1) осуществляет мысленный отход за пределы непосредственно воспринимаемого; 2) способствует предвосхищению будущего; 3) «оживляет» то, что было ранее.

Психологический словарь: воображение – психический процесс, выражающийся: 1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта; 2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна; 3) в создании образов, соответствующих описанию объекта. Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым ориентируя человека в процессе деятельности.

В представлении ожидаемого результата с помощью воображения и состоит коренное отличие человеческого труда от инстинктивного поведения животных. Воображение входит в любой трудовой процесс, является необходимой стороной любой творческой деятельности.

Оно занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением, памятью. Специфика воображения состоит в переработке прошлого опыта, в этом отношении оно неразрывно связано с процессом памяти. Воображение включается в восприятие, влияет на создание образов воспринимаемых предметов. Оно обогащает новые образы, делает их более продуктивными. Самые тесные связи существуют между воображением и мышлением. Особенно это проявляется в проблемной ситуации, там, где необходимо найти новое решение в условиях неполной информации. Есть общее и отличное между мышлением и воображением. Оба процесса возникают в проблемной ситуации, мотивируются потребностью личности, основу их составляет опережающее отражение. Но опережающее отражение действительности, осуществляемое в процессе воображения, происходит в виде ярких представлений, в то время как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредованно познавать окружающее, здесь результат имеет форму суждения.

Это одно из самых загадочных психических явлений. Почти ничего не известно о механизме воображения, его анатомо-физиологической основе.

Физические характеристики и свойства речи

Физические характеристики и свойства речи

Характеристики речи необходимо представлять себя для диагностики нарушений речи на всех уровнях организации.

Основной психоакустической характеристикой речи является ее разборчивость, т.е. степень правильного восприятия звуков в словах и смысла речи.

Важнейшей акустической характеристикой речи является спектр звуков – частота основного тона, индивидуальные особенности

Обертоны – оттенки тембра (их наличие или отсутствие, монотонная речь, может быть диагностическим признаком при нарушении эмоциональной сферы).

Динамический диапазон – в среднем размах около 50 дБ, в норме громкость устной речи от 40 до 80 дБ (для сравнения громкость при крике достигает 100 дБ). Считается, что речь слышна, если она громче окружающего шума на 6 дБ.   Частота речи приблизительно 125 Гц, у детей частота составляет 400 Гц и снижается в основном в период полового созревания.

Выделяют  четыре основных свойства речи:

1. Понятийность речи означает умение говорящего использовать краткие, синтаксически правильно построенные предложения и умение следить за логикой изложения.

2. Выразительность речи определяется эмоциональностью изложения, ясностью и отчетливостью произношения, правильным акцентированием и правильной интонацией, использованием метафор, эпитетов.

Рекомендуемые материалы

3. Содержательность означает объем выраженных мыслей. С этой точки зрения речь может быть содержательной или поверхностной.

4. Воздейственность речи отражает степень воздействия речи на мысли, чувства, убеждения и волю других людей.

В информации, получаемой с речью можно выделить две составляющие: Лингвистическая – смысл, который содержит слово или понятие и экстралингвистическая – тембр, интонация, эмоциональная окраска. В этой части речевой информации можно получить представление, даже не видя говорящего человека, о его  половой принадлежности, возрасте, здоровье, эмоциональном состоянии. Эта сторона информации появляется только в устной речи, которая является средством непосредственного общения. По сравнению с устной речью, внутренняя речь не предназначена для общения. Это способ человеческого мышления, когда все явления окружающего мира закодированы в знаковую, языковую форму. Характерная особенность внутренней речи – ее отрывочность, бессвязность, сокращенность. При переводе во внешнюю, устную или письменную речь происходит не просто вокализация или написание, а переконструирование в синтаксически правильную, развернутую и понятную речь.

Коммуникативная функция речи реализуется в виде сообщения или побуждения к действию. С помощью сообщений мы получаем информацию не только при непосредственном контакте, но и из книг – связь с прошлым, прогнозирование будущего. По мнению психологов, информация, передаваемая словом, при устной речи занимает лишь 5 – 7% от общего объема, 38% сообщения приходится на долю интонационных компонентов речи, а 55% занимают невербальные коммуникативные сигналы (поза, жесты, мимика и др. )

Регулирующая функция речи отражает ее роль в мышлении. Человеку свойственно анализировать ситуацию, планировать деятельность исключительно путем внутреннего диалога. Для человека это сознательная форма психической деятельности в виде внутренней речи.

Программирующая функция речи проявляется в переведении внутренней речи в развернутую, правильную устную речь.

Структуры коры, с которыми связана речь.

Речевые функции полушарий.

В 1861 году французский врач и анатом Поль Брока описал мозг умершего старика, говорившего при жизни лишь слово: «Тан-тан-тан». На вскрытии в задней трети   нижней лобной извилины левого полушария Брока нашел размягчение — след   кровоизлияния. Через год в клинике умер другой больной с похожим нарушением   речи — и в том же месте обнаружили очаг поражения.   Так родился медицинский термин «центр Брока» и было впервые объяснено   назначение нескольких кубических сантиметров человеческого мозга, лежащих на   самой его поверхности. Но сколько значило это открытие для физиологии  философии, антропологии и многих других дисциплин!  

В целом, сегодня нет оснований сомневаться в наличии центров речи:

Моторный центр Брока находится в лобной области левого полушария (у всех правшей и у 70% левшей). Часто его называют речедвигательным центром. Этот центр обеспечивает организацию периферических процессов устной и письменной речи. Зона Брока – часть моторной коры левого полушария, которая управляет мышцами, принимающими участие в артикуляции, произнесении слова. С этим центром связана дополнительная моторная зона теменной коры, которая ответственна за грамматику, ритм речи, сборку фраз, эмоциональность речи. Непосредственная команда из зоны Брока включает и имеющуюся программу произнесения данного слова, и передает команду мышцам языка, губ, мимическим мышцам лица.

При поражении моторных центров у пациентов есть понимание устной и письменной речи, но нет возможности воспроизведения нормальной устной  речи. Такое состояние называется афазия Брока. Больные с афазией Брока осознают большую часть своих ошибок, они общаются с большим трудом и очень короткое время.

Сенсорный центр речи Вернике  находится в височной области в задней трети верхней височной извилины левого полушария. Этот центр является сенсорным центром речи, слухоречевой зоной. Центр обеспечивает способность к анализу и синтезу звуков речи. Сенсорные функции левого и правого полушарий отличаются. Левое полушарие распознает артикулированные звуки, в соответствии со своей функцией аналитического полушария. Правое – воспринимает и лучше распознает интонации, эмоциональную окраску речи, тембр голоса. При нарушении в центре Вернике возникает сенсорная афазия – словесная глухота. Человек утрачивает способность понимать речь, писать под диктовку при сохраненной способности говорить. Речь таких больных достаточно беглая, но  обычно бессмысленная, так как больные не замечают (слышат звуки, но не анализируют слова и сочетания слов) своих ошибок.

В височно-затылочной области расположена область, которая в правом полушарии выполняет функции узнавания целого предмета, а в левом – его называние. При повреждении в области левого полушария возникает амнестическая афазия: больные заменяют названия предметов «словами-паразитами» («эта штука») или иносказаниями («то, чем пишут» вместо слова карандаш).

В теменно-затылочной области расположен оптический центр речи, с его участием происходит узнавание написанного слова. При повреждении этого центра нарушается способность читать при полностью сохраненном зрении. В заднем отделе средней лобной извилины, вблизи моторной зоны расположен центр заученных движений руки, который функционирует совместно с центром письма. При повреждении этого центра наблюдается аграфия – теряется способность тонких движений, необходимых для письма.

 

Рисунок 21. Моторный и сенсорный центры речи левого полушария

Афазия, как результат поражения центров речи приводит к социальной изоляции больного. Окружающие не могут понять, что нарушение речи не связано с изменением структуры его личности, а обусловлено повреждением мозговых центров речи. В связи с этим больных с афазией нередко считают психически ненормальными. Это особенно характерно для сенсорной афазии. Такие больные страдают втройне: от афазии, от ложно истолкованной природы их заболевания и от неверно назначенного лечения.

Попробуем представить организацию работы коры при назывании увиденного предмета.

Увиденный предмет Þ Первичная зрительная кора  Þ Вторичная, ассоциативная зрительная кора (сличение – знакомо ли то, что увидели) Þ Зона Вернике – это часть слуховой коры левого полушария, которая распознает осмысленную речь. Если есть слуховой образ предмета, то информация поступает в зону Брока по дугообразному пучку Þ Организация моторной программы произнесения слова Þ Артикуляция.

Рисунок  22. Зоны коры,

необходимые для распознавания написанного слова

Ребенок рождается с набором морфологических структур, которые в более позднем возрасте (в течение первых 3 лет жизни) обеспечат формирование речи.

Прежде чем обсуждать развитие речи, обратим внимание на особенности развития коры головного мозга у человека и самых высших представителей млекопитающих – приматов. Соотношение ассоциативных зон и остальной коры у человека значительно отличаются от соотношения этих зон в мозге обезьян тем, что относительная доля ассоциативной коры у человека примерно в пять раз больше. Выделяют два периода мощного увеличения ассоциативных зон по отношению к остальному мозгу: 5-6 месяц эмбриогенеза и первые 6 месяцев постнатального онтогенеза. В развитии речи человека существуют критические периоды: это время, после которого образование связей, необходимых для формирования второй сигнальной системы, становится невозможным. История знает множество примеров, когда дети, выращенные в изоляции, или воспитанные животными (около 30 случаев), не смогли овладеть человеческой речью.  Этот критический период по  разным данным приходится на возраст  от 2 до 4 лет.

Развитие речи ребенка возможно только в процессе речевого общения. Однако психологи считают, что нельзя сводить общение с ребенком к типу «вещь – слово», речь должна формироваться в системе построения предложений любой сложности, характерных для родного языка. Овладение речью характеризуется и овладением словами, и системой построения предложений. Не следует заменять  живую беседу с ребенком жестами, мимикой, улыбками, при этом очень важно, чтобы речевое общение доставляло ребенку радость.

Развитие речи – это выработка условных рефлексов сначала первого, а затем и высших порядков. На схеме, представленной на рисунке 23, показано, что сначала формируется ассоциация между предметом – его зрительным образом и звуковым образом предмета, которым является слово. Эти звуковые образы сначала очень простые и для ребенка обозначают название совершенно конкретного предмета – именно этой куклы. По мере формирования большого числа простых связей: предмет – слово, такие связи возникают между словами и обозначают действия с предметами, это уже условные рефлексы высших порядков.

Рисунок 23. Установление речевых ассоциаций в коре больших полушарий в процессе формирования речи.

9.2 Стандартная модель речевого производства – психология языка

Производство речи делится на три широкие области: концептуализация, формулировка и артикуляция (Levelt, 1989). В , мы определяем, что сказать. Это иногда называют обработкой на уровне сообщений. Затем нам нужно сформулировать понятия в языковые формы. принимает концептуальные сущности в качестве входных данных и связывает их с соответствующими словами, связанными с ними, для построения синтаксической, морфологической и фонологической структуры. Эта структура фонетически кодируется и в результате получается речь.

Во время концептуализации мы развиваем намерение и выбираем соответствующую информацию из внутренней (память) или внешней (стимулы) среды для создания высказывания. Об этом уровне известно очень мало, так как он довербальный. Levelt (1989) разделил этот этап на микропланирование и макропланирование.

Под макропланированием понимается разбиение коммуникационной цели на подцели и связывание их с соответствующей информацией. Микропланирование придает этим фрагментам информации правильную форму и определяет направленность высказывания.

Состав делится на и . При лексикализации мы выбираем соответствующие словоформы, а при синтаксическом планировании объединяем их в предложение. Говоря о словоформах, мы должны учитывать идею . Это основная абстрактная понятийная форма, которая является основой для других производных. Например, break можно считать леммой, которая является основой для других форм, таких как

break , breaks , break , break и 9.0007 взлом . При поиске леммы использовалась концептуальная структура для поиска леммы, которая делает синтаксические свойства доступными для кодирования (Kempen & Hoenkamp, ​​1987). Это может указывать такие параметры, как число, время и род. Во время кодирования словоформ информация, связанная с леммами, используется для доступа к морфемам и фонемам, связанным со словом. Предполагается, что эти два уровня обработки, поиск леммы и кодирование словоформы, существуют из-за речевых ошибок, когда слова обмениваются в пределах одних и тех же синтаксических категорий. Например, существительные меняются местами с существительными, а глаголы с глаголами из разных фраз. Бирвиш (1970), Garrett (1975, 1980) и Nooteboom (1967) приводят несколько примеров:

  • «… Я оставил свой портфель в сигаре »
  • «Мы хотим обучить свой язык двигать кошку »
  •  «Мы совершенно забыли добавить список в крышу »
  • «Как пожнешь , Роджер, так и посеешь »

Здесь мы видим, что не только обмен словами происходит внутри синтаксических категорий, но и служебные слова, связанные с обменом, добавляются после обмена (например, «его» перед «языком» и «то» перед «кошкой»). . В отличие от целых слов (которые обмениваются в разных фразах), обмен сегментами обычно происходит внутри одной и той же фразы и не ссылается на синтаксические категории.

Гаррет (1988) приводит пример в «она настоящая r ack p at» вместо «она настоящая вьючная крыса». В таких ошибках сегменты, участвующие в ошибке, часто имеют фонетическое сходство или занимают одно и то же место в слоге (Dell, 1984). Это говорит о том, что эти сегменты должны работать в рамках некоторой структуры, такой как структура слога. Чтобы выразить это в более широком смысле, предполагается, что обмен словами происходит во время поиска леммы, а обмен сегментами происходит во время кодирования словоформы.

Объединив эти основные элементы, Мейер (2000) представил «Стандартную модель кодирования словесных форм» (см. рис. 9.2) как сумму ранее предложенных моделей воспроизведения речи (Dell, 1986; Levelt et al., 1999; Shattuck- Huffnagel, 1979, 1983; Fromkin, 1971, 1973; Garrett, 1975, 1980). Модель не является полной сама по себе, а представляет собой способ понимания различных уровней, принимаемых большинством психолингвистических моделей.

Модель представляет уровни для морфем, сегментов и фонетических представлений.

Рисунок 9.2 Стандартная модель производства речи [описание изображения]

Мы уже видели (в главе 3), что морфемы являются наименьшими единицами значения. Слово может состоять из одной или нескольких морфем. Речевые ошибки, связанные с морфемами, влияют на уровень леммы или уровень словоформы (Dell, 1986), например:

.
  • «сколько пирогов нужно, чтобы сделать яблоко ?» (Гаррет, 1988)
  • «Таким образом, яблока имеют меньше
    деревьев
    » (Garrett, 2001)
  • «Я бы услышал одно, если бы я знал это» (Гарретт, 1980)
  • «… ломтик ly тонкий ed» (Stemberger, 1985)

В первом мы видим, что морфема, указывающая на множественное число, осталась на месте, в то время как морфемы, обозначающие «яблоко» и «пирог», поменялись местами. Это видно и в последнем примере. Это говорит о том, что обмен произошел после того, как были установлены параметры для числа, указывающие на то, что леммы могут переключаться независимо от их морфологических и фонологических представлений (которые происходят дальше в процессе производства речи).

Хотя модели воспроизведения речи различаются по своей организации и хранению сегментов, мы предполагаем, что эти сегменты должны извлекаться на каком-то уровне производства речи. От 60 до 90% всех речевых ошибок связаны с сегментами (Boomer & Laver, 1968; Fromkin, 1971; Nooteboom, 1969; Shattuck-Hufnagel, 1983). Однако от 10 до 30% всех речевых ошибок также связаны с последовательностями сегментов (Stemberger, 1983; Shattuck-Hufnagel, 1983). Эксперименты по времени реакции также использовались для обоснования этого уровня. Рулоффс (1999) попросил участников выучить набор пар слов, после чего первое слово в паре было представлено в качестве подсказки для произнесения второго слова. Эти тестовые блоки были представлены как однородными, так и разнородными фонологическими формами. В однородных блоках были общие начала или сегменты различались только по звонкости. В разнородных блоках начальные сегменты контрастны по звонкости и месту артикуляции. Он обнаружил, что в однородных блоках были эффекты прайминга, когда цели имели общий начальный сегмент, но не когда были общими все функции, кроме одной, что позволяет предположить, что на каком-то уровне представлены целые фонологические сегменты, а не отличительные признаки.

Сегментальный уровень, который мы только что обсуждали, основан на фонемах. Стандартное понимание речи состоит в том, что должен существовать фонетический уровень, который представляет актуальную артикулированную речь, а не сохраненные представления звука. Мы уже обсуждали это в главе 2 и продолжим здесь. Например, в английском языке есть две реализации глухих смычных. Одна форма без наддува / p /, / k / и / t /, а другая — с придыханием [ph], [kh] и [th]. Это видно по словам pit [phɪt] и lip [lɪp], где остановки в начале слога, как правило, с придыханием. Произношение pit как *[pɪt] не меняет смысла, но для носителя языка звучит странно. Это показывает, что /p/ имеет одно фонематическое значение, но два фонетических значения: [p] и [ph]. Это можно понимать как переход от абстрактного уровня к конкретному уровню, развивающемуся по мере производства речи. Познакомившись с основными уровнями речеобразования, мы можем теперь перейти к рассмотрению того, как они реализуются в реальных моделях речеобразования.

Описания изображений

Рисунок 9.2 Стандартная модель производства речи

Стандартная модель кодирования словоформ, описанная Мейером (2000), иллюстрирующая пять уровней суммирования концептуализации, леммы, морфем, фонем и фонетических уровней на примере слова «тигр». Сверху вниз уровни:

  • Семантический уровень: концептуализация «тигра» с образом тигра.
  • Уровень леммы: выберите лемму слова «тигр».
  • Уровень морфемы: морфологическая кодировка слова тигр, т, и, г, е, р.
  • Уровень фонемы: фонологическое кодирование каждой морфемы в слове «тигр».
  • Фонетический кевел: слоговая форма фонем в слове «тигр».

[Вернуться к месту в тексте (рис. 9.2)]

Атрибуция СМИ

  • Рисунок 9.2. Стандартная модель производства речи автора Динеша Раму, распространяется по лицензии CC BY 4.0.

Социальные маркеры в языке и речи

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/psychology/display/10.1093/acrefore/9780190236557.001.0001/acrefore-9780190236557-e-300;jsessionid=CC513A63B7E10AD C58B28036ADC020C4

    Ссылка не скопирована. Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Содержание артикула

Показать сводные данные

  • https://doi.org/10.1093/acrefore/9780190236557.013.300
  • Опубликовано онлайн: 23 мая 2019 г.

Резюме

90 002 Социальные маркеры в языке и речи — это сигналы, передаваемые вербальными и невербальными средствами. которые служат для отождествления индивидуумов с группами, к которым они принадлежат. Социальные маркеры могут быть лингвистическими, паралингвистическими или экстралингвистическими по форме и могут варьироваться от преднамеренных и целенаправленных (например, выбор языка или акцентуация диалекта) до непреднамеренных и неконтролируемых (например, вокальные особенности, которые отмечают возраст или пол). Они помогают обеспечить контекст для социальной организации. Экстралингвистические сигналы — это те, которые могут быть переданы через жесты и внешний вид (например, цвет кожи). Однако социальные маркеры в язык и речь сосредоточены на паралингвистических (т. е. голосовых сигналах, таких как высота и тон) и лингвистических сигналах (т. е. выборе языка, языковом стиле, акценте, диалекте, переключении кодов и многоязычии), которые обозначают социальные категории. Соответствующие социальные категории, которые выделяются с помощью языковых и речевых маркеров, включают возраст, пол и пол, социальный класс, этническую принадлежность и многие другие. Ученые из разных дисциплин психологии, социальной психологии, лингвистики и коммуникации подошли к изучению социальных маркеров с разных точек зрения, что привело к теоретическим (например, теории коммуникативной адаптации, этнолингвистической теории жизнеспособности, лингвистическим техника и этнография общения) достижений.

Добавить комментарий