Свойства темперамента и их характеристика: понятие, свойства и основные типы темперамента

Типы темперамента и их психологическая характеристика

В соответствии с этим традиционная психофизиологическая оцен­ка темперамента изменяется и вместо двух параметров — актив­ности и чувствительности — включает уже четыре компонента: энергичность (выносливость), пластичность, скорость и эмоциональ­ность (чувствительность). Все эти компоненты темперамента, по мне­нию В. М. Русалова, биологически и генетически обусловлены. Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаются как основные характеристики функциональных систем, обеспечивающих интегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервной системы в целом.

Темперамент — это психобиологическая категория в том смысле слова, что его свойства не являются полностью ни врожденными, ни зависимыми от среды. Они, по выражению автора, представляют собой «системное обобщение» первоначально генетически заданных индивидуально-биологических свойств человека, которые, «включаясь в самые разные виды деятельности, постепенно трансформируются и образуют независимо от содержания самой деятельности обобщенную, качественно новую индивидуально устойчивую систему инвариантных свойств».

В соответствии с двумя основными видами человеческой деятельности — предметной деятельностью и общением — каждое из выделенных свойств темперамента должно рассматриваться отдельно, поскольку предполагается, что в деятельности и общении они проявляются по-разному.

Еще на одно обстоятельство, характеризующее связь темперамента со свойствами нервной системы, следует обратить внимание. Психологической характеристикой темперамента являются не сами по себе свойства нервной системы или их сочетание, а типичные особенности протекания психических процессов и поведения, которые данные свойства порождают.

Рассмотрим эти свойства применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. В числе соответствующих свойств можно включить активность, продуктивность, возбудимость, торможение и переключаемость.

Активная сторона восприятия, внимания, воображения, памяти и мышления характеризуется, соответственно, тем, насколько человек в состоянии сосредоточить, сконцентрировать свое внимание, воображение, память и мышление на определенном объекте или его аспекте. Темп проявляется в том, насколько быстро работают соответствующие психические процессы. Например, один человек запоминает, припоминает, рассматривает, представляет, думает над решением задачи быстрее, чем другой.

Продуктивность всех перечисленных познавательных процессов может быть оценена по их продуктам, по результатам, полученным в течение определенного отрезка времени. Продуктивность выше там, где за одно и то же время удается больше увидеть, услышать, запомнить, припомнить, представить, решить. Не следует смешивать продуктивность с работоспособностью. Человек, обладающий высокопродуктивными (в указанном смысле слова) познавательными процессами, вовсе не обязательно имеет повышенную работоспособность, т. е. умение в течение длительного времени поддерживать заданный темп работы.

Возбудимость, торможение и переключаемость характеризуют быстроту возникновения, прекращения или переключения того или иного познавательного процесса с одного объекта на другой, перехода от одного действия к другому. Например, одним людям требуется больше, чем другим, времени для того, чтобы включиться в умственную работу или переключиться с размышления над одной темой на другую. Одни люди быстрее запоминают информацию или припоминают ее, чем другие. Здесь также следует иметь в виду, что указанные различия не определяют способности людей.

Применительно к предметной деятельности активность означает силу и амплитуду связанных с ней движений. Они у активного человека инстинктивно более широки, чем у менее активного. Например, повышенная темпераментная активность в спорте порождает у спортсмена более широкие и сильные движения, включенные в различные упражнения, чем у того, у кого это свойство темперамента выражено слабо. Более активный человек имеет более размашистый почерк, буквы у него более высоки, а расстояние между ними более значительно, чем у менее активного индивида. Человеку с повышенной активностью труднее дается выполнение слабых, тонких,  небольших по амплитуде движений, в то время как человеку с пониженной активностью труднее бывает выполнять сильные и размашистые движения.

Темп работы в предметной деятельности определяется числом операций, действий, движений, выполняемых за единицу времени. Один человек предпочитает работать в быстром,  другой – в медленном темпе.

От активности и темпа работы зависит продуктивность действий,  связанных с движениями, если никаких дополнительных требований, кроме частоты и интенсивности, к соответствующим действиям не предъявляется.

В общении людей обсуждаемые свойства темперамента проявляются аналогичным образом, только в данном случае они касаются вербального и невербального взаимодействия человека с человеком. У индивида с повышенной активностью речь, мимика, жесты, пантомимика более ярко выражены, чем у человека с пониженной активностью. Более активные люди обладают, как правило, и более сильным голосом. Темп их речи, равно как и темп эмоционально экспрессивных движений, довольно высок.

Значительно различается стиль общения у сильно и слабо возбу­димых людей. Первые реагируют быстрее, легче входят в контакт, лучше адаптируются в общении, чем вторые. Тормозимые инди­виды легче прекращают общение, менее словоохотливы, чем те, чьи тормозные реакции замедленные. Эти последние нередко отличают­ся тем, что много говорят, не отпускают собеседника и создают впе­чатление надоедливости. Они с трудом переключаются в общении с одной темы на другую, с одного человека на другого. «Продуктив­ность» их общения, т. е. способность сообщить и воспринять инфор­мацию за единицу времени, также больше, чем у людей противопо­ложного типа — малоактивных и обладающих невысоким темпом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Типология темпераментов

2.1. Понятие о типе темперамента.

Под типом темперамента принято понимать определенную совокупность психологических свойств, закономерно связанных между собой и общих у данной группы людей.

Степень проявления различных свойств темперамента у разных людей одного и того же типа темперамента может быть различна, но определенное соотношение этих свойств постоянно.

Взаимная связь свойств, характерная для каждого типа темперамента, проявляется также в том, что  качественная характеристика каждого отдельного свойства зависит от всех остальных свойств типа темперамента. Например, несдержанность, как известно, зависит от силы нервных процессов и их уравновешенности. Неуравновешенность, т.е. преобладание возбуждения над торможением возможна при различной выраженности силы нервной системы. Несдержанность человека, у которого сильное возбуждение преобладает над сильным не менее сильным торможением, — это страстная безудержность. Несдержанность человека, у которого слабое возбуждение преобладает над еще более слабым торможением, имеет характер истерической неуравновешенности.

          2.2. Свойства темперамента, определяющие психологическую характеристику типов темпераментов

Психологическая характеристика типов темпераментов определяется следующими основными его свойствами.

Сензитивность. Определяется тем, какова сила наименьших воздействий, необходимая для возникновения какой-либо психической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.

Реактивность. Определяется тем, какова степень непроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы (критическое замечание, обидное слово, угроза, резкий и неожиданный звук).

Активность.  Определяется тем, с какой степенью активности (энергичности) человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия при осуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость в достижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе и т.д.

Соотношение реактивности и активности. Определяется по тому, от чего в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних обстоятельств (от настроения, желания, случайных событий) или от целей, намерений, стремлений, убеждений человека.

Темп реакций. Определяют по скорости протекания различных психических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи, находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.

Пластичность и противоположное ей качество – ригидность. Об этом свойстве мы судим по тому, насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям (пластичность) или, наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное ей качество интроверсия. Определяют по тому,  от чего преимущественно зависят реакции и деятельность человека – от внешних впечатлений, возникающих в данный момент или от образов, представлений, мыслей, связанных с прошлым и будущим .

Эмоциональная возбудимость. Определяют по тому, насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакции и с какой скоростью она возникает.

          2.3. Типы темперамента

Учитывая все перечисленные свойства, Е.И.Рогов дает следующие  характеристики основных классических типов темперамента [8,с.388], которые по ходу рассмотрения будут сопоставляться с другими литературными источниками. 

Сангвиник. Человек с повышенной реактивностью, но при этом активность и реактивность у него уравновешены. Он живо, возбужденно откликается на все, что привлекает его внимание, обладает живой мимикой и выразительными движениями. По незначительному поводу он хохочет, а несущественный факт может его рассердить. По его лицу легко угадать его настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. Обладая повышенной активностью и будучи очень энергичным и работоспособным, он активно принимается за новое дело и может долго  работать не утомляясь. Способен быстро сосредоточиться, дисциплинирован, при желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, быстрое включение в новую работу. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений. Сангвиник легко сходится с новыми людьми, быстро привыкает к новым требованиям и обстановке. Без усилий не только переключается с одной работы на другую, но и переучивается, овладевая новыми навыками. Как правило, он в большей степени откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы и представления о прошлом и будущем, экстраверт.

Сангвинический темперамент деятельности по Немову, [6] характеризует челове­ка весьма веселого нрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником, балагуром. Он быстро воспламеня­ется, но столь же быстро остывает, теряет интерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало к себе, т.е. он – человек с сильной, уравновешенной, подвижной нервной системой, обладает быстрой скоростью реакции; подвижность его нервной системы обуславливает изменчивость чувств, привязанностей, интересов, взглядов. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легко и с удовольствием вступает в контакты с незнако­мыми людьми, является хорошим собеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти на помощь. Напряженная умственная или физическая работа его быстро утомляет.

Таким образом, Рогов и Немов, сходно характеризуя сангвиника в процессе общения, по-разному оценивают  его  работоспособность: первый считает, что сангвиник может работать долго, не утомляясь, второй  указывает на быструю утомляемость сангвиника и потерю им интереса к делу.

Это противоречие разрешает Крутецкий [2], указывающий на то, что при правильном воспитании сангвиника отличает высокоразвитое чувство коллективизма, отзывчивость, активное отношение к учебной работе, труду и общественной жизни. При неблагоприятных условиях, когда отсутствует систематическое, целенаправленное воспитание, у сангвиника могут проявляться легкомысленное, беззаботное и беспечное  отношение к делу, разбросанность, неумение и нежелание доводить дело до конца, несерьезное отношение к учению, труду, другим людям, переоценка себя и своих возможностей.

          Холерик. Как и сангвиник, холерик  отличается малой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью. Но у холерика реактивность явно преобладает над активностью, поэтому он необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он менее пластичен и более инертен, чем сангвиник. Отсюда — большая устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, возможны затруднения в переключении внимания, он скорее экстраверт.

Холерический темперамент деятельности по Немову, [8] характеризует вспыльчивого человека. О таком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такой индивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Его движения порывисты, но непродолжительны. Нервная система определяется преобладанием возбуждения над торможением; неуравновешенность его нервной системы предопределяет цикличность в смене его активности и бодрости.

Флегматик. Обладает высокой активностью, значительно преобладающей над малой реактивностью, малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить — когда вокруг громко смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно  у него бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, так же, как речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. При этом он энергичен и работоспособен. Отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Как правило, он трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления, интроверт.

Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Он выражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активной работе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но зато надолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу. У него сильная, уравновешенная, но инертная нервная система.

Свойства темперамента — основные, психологические, психические

Свойства темперамента – это субъективные психические свойства, обладающие устойчивостью и характеризующие динамическую деятельность психики и ее процессов, например, во время игры, учебы, работы и др. Индивидуальные или персональные особенности темперамента могут объясняться различным уровнем формирования свойств нервной системы. Темперамент как одно из  личностных свойств индивида обуславливается врожденными параметрами человека. Основные свойства человека, обуславливающие его как личность, имеют проявление не только в его задатках, но и обязательно в темпераменте.

Основные свойства темперамента

К основным свойствам темперамента относят такие субъективные характеристики индивида, которые обуславливают динамические критерии абсолютно всех подвидов его деятельности; дают характеристику особенностям протекания процессов в психике; обладают устойчивостью; на протяжении длительного времени сохраняются, выражаясь после рождения.

Свойства темперамента в психологии, по мнению большинства, имеют прямую зависимость от свойств нервной системы субъекта. Совмещение определенных свойств нервной системы и сами свойства обуславливают особенности течения процессов в психике, в свою очередь они предопределяют психологические категории темперамента.

Основные свойства темперамента, определяющие предметную деятельность индивида и его сферу общения — это переключаемость, активность, продуктивность, тормозимость, темп реакций, возбудимость. Если применять активность к познавательным процессам психики, то она характеризуется возможной степенью сосредоточенности внимания, памяти, воображения, мышления на конкретном объекте или его критерии.

Темп выражается в быстроте работы соответствующих психических процессов. Продуктивность в познавательных  процессах оценивается по их продуктам, результатам, которые получили в определенный промежуток времени. Продуктивность будет выше там, где за одинаковое время удается услышать, увидеть, запомнить, представить или решить больше.

Следует отграничивать продуктивность от работоспособности. Характеризуется работоспособность возможностью в течение определенного количества времени поддерживать одинаковый темп работы. Переключаемость, тормозимость и возбудимость обуславливают скорость образования и возникновения, переключение или прекращение того либо иного познавательного процесса психики с одного определенного предмета на другой или с одного вида действия на другой.

Если применять активность к предметной деятельности, то она означает амплитуду и силу связанных с ней движений. Темп в предметной деятельности обуславливается количеством производимых операций, движений за определенное количество времени. Именно от темпа и активности и зависит непосредственно продуктивность деятельности, связанной с движением, если не предъявлять других требований к соответственным действиям.

Если применять активность к общению, то такая характеристика темперамента проявляется в вербальных и невербальных коммуникациях. Например, субъект с высокой активностью будет обладать более ярко выраженной речью, мимикой и жестами, чем субъект с пониженной активностью. В общении легче и быстрее входят в контакт люди, обладающие возбудимым свойством темперамента. А люди, обладающие тормозимым свойством темперамента, намного легче и быстрее прекращают общение, менее разговорчивые, им тяжело переключаться с одной темы разговора на другую. Продуктивностью общения называют способность восприятия, и сообщения информации за определенное количество времени.

В зависимости от личностных особенностей свойства темперамента они характеризуются сензитивностью и реактивностью. Сензитивность обуславливается силой внешних влияний или воздействий, которая необходима для появления психической реакции индивида, и скоростью появления такой реакции. Реактивность характеризуется непроизвольностью реакций на внутренние либо внешние проявления одинаковой силой. Активность показывает насколько сильно, энергично индивид влияет на окружающий мир и преодолевает различные препятствия для достижения целей, например, целенаправленность или настойчивость. Именно соотношение активности и реактивности определяет зависимость деятельности субъекта от внутренних причин или от случайных внешних обстоятельств, от намерений, целей, убеждений.

Соотношение таких категорий как реактивность и активность определяет, от каких обстоятельств в большей степени зависит деятельность человека: от случайных внешних или внутренних факторов (настроение) или от целенаправленности, убеждений или намерений.

Пластичность показывает насколько гибко и легко человек может адаптироваться к внешним влияниям. Ригидность показывает инертность поведения субъекта.

Темп проявления реакций характеризуется скоростью протекания разнообразных психических процессов и реакций, например, динамика жестов, скорость мышления.

Интроверсия и экстраверсия показывают направленность человека в себя или во внешнюю среду. Данные параметры обуславливают, от чего именно зависит деятельность субъекта: от образов, мыслей, которые имеют связь с будущим или прошлым (интроверт), или от внешних впечатлений, которые возникают в настоящее время (экстраверт).

Эмоциональная возбудимость показывает насколько слабое влияние необходимо для проявления эмоциональных реакций, и с какой скоростью она будет возникать. Эмоциональная возбудимость (чувствительность) обуславливается тем, насколько небольшое воздействие нужно для образования реакции и с какой быстротой она может возникнуть.

Свойства нервной системы и темперамент

Абсолютно неизменными свойства темперамента в психологии не являются. Они начинают проявляться не с рождения, не все сразу, а развиваются постепенно согласно конкретной последовательности, которая обуславливается и общими закономерностями формирования нервной деятельности, и специфическими особенностями определенного типа или вида нервной системы.

Причина персональных особенностей поведения индивида лежит в свойствах нервных процессов, таких как торможение и возбуждение, и в их различных сочетаниях. Павлов считал основополагающими три категории нервных процессов, которые предопределяют типологию нервной деятельности или системы. К ним причисляют: силу проявлений процессов, уравновешенность и подвижность проявлений. Сила – это показатель способности нервной системы выносить сильные раздражители. Уравновешенность показывает соотношение двух процессов – торможения и возбуждения. Подвижность является показателем скорости смены двух процессов – торможения и возбуждения.

Свойства нервных систем бывают частными или парциальными и общими. Первые показывают частные, персональные специальные особенности, вторые обуславливают характеристики темперамента индивида.

Физиологическим базисом темперамента является взаимодействие двух сигнальных систем с мозговой подкоркой, а не деятельность самой коры. Также выявлены дополнительные свойства системы. К ним относят: лабильность, динамичность, концентрированность. Лабильность характеризуется скоростью возникновения и непосредственно протеканием двух процессов – торможения и возбуждения. Динамичность характеризуется скоростью и легкостью выработки рефлексов. Концентрированность является показателем границ дифференцировки раздражителей. В ходе проведения многочисленных исследований было выявлено наличие взаимосвязи, характеризующейся значительной зависимостью свойств темперамента от главенствующих свойств психической деятельности. Также было выявлено, что свойства темперамента, которые основываются на типах нервных систем, являются более устойчивыми и постоянными в сравнении с другими особенностями психики индивидов.

Согласно И. П. Павлову персональные особенности поведения субъекта и динамика психической деятельности имеют зависимость от индивидуальных отличий в работе нервной системы. Психологами давно установлен факт, что отрицательными свойствами слабость нервных систем не является. Просто так устроен организм, что более сильные нервные системы успешнее справляются с определенными жизненными проблемами, а слабые – с другими. Преимуществом слабой нервной системы является ее высокая чувствительность. Для того чтобы изучить свойства нервных систем нужно их изучать, учитывая все особенности поведения и поступков людей в различных жизненных ситуациях.

Подводя итоги вышесказанному, следует сделать вывод, что существующий у субъекта в наличии комплекс персональных типологических характеристик его нервных структур в основном обуславливает темперамент, от которого в дальнейшем и зависит персональный стиль поведения, а также деятельности в целом. Любая характеристика нервной системы имеет определенный ряд проявлений, каждое из которых не оценивается однозначно либо полезным, либо вредным. В зависимости характера выполняемой деятельности или от ситуации и любое из таких проявлений может быть неблагоприятным и благоприятным.

Психологические свойства темперамента

Я. Стреляу вывел следующие психологические свойства темперамента основных его типов.

  • Сангвинический тип темперамента характеризуется высокой реактивностью наряду с уравновешенностью активности и реактивности. Человек с таким типом характера обладает подвижной мимикой и выразительностью движений, отличается живостью. Может хохотать по несущественному поводу и конфликтовать из-за незначительных фактов. По лицу сангвиника достаточно легко можно угадать его отношение к человеку или предмету, состояние, настроение. Так как порог чувствительности у сангвиников достаточно высок, он может не замечать слабых световых и звуковых раздражителей. Сангвинический человек обладает неутомимостью за счет высокой активности. Он дисциплинирован и может быстро сосредоточиваться. Сангвиник при наличие желания может сдержать проявление непроизвольных реакций или чувств.  Ему свойственны находчивость и гибкость ума, быстрые движения и темп речи. Однако наряду с этим он склонен к изменчивости настроений, чувств, стремлений и интересов. Человек-сангвиник очень легко сходится с абсолютно разными людьми, быстро и свободно адаптируется к новой обстановке или требованиям, склонен к быстрой переключаемости. Он больше реагирует на внешние образы, чем на представления о будущем или прошлом. Сангвиник является выраженным экстравертом.
  • Холерический тип темперамента человека отличается невысокой чувствительностью при высокой реактивности и активности. Однако у него все же реактивность доминирует над активностью, поэтому его нрав необуздан, часто бывает несдержанным, нетерпеливым и вспыльчивым. Холерик обладает большей инертностью и меньшей пластичностью, чем сангвиник. Поэтому он характеризуется большей устойчивостью стремлений, интересов, большей настойчивостью. У него бывают затруднения с переключаемостью внимания. Холерик ближе к экстраверту.
  • Флегматический тип темперамента характеризуется высокой активностью, которая значительно доминирует над небольшой реактивностью, эмоциональностью и чувствительностью. Если вы видите смеющуюся компанию и среди них одного не улыбающегося, то это будет флегматик. Его обычно тяжело опечалить или рассмешить. Даже при серьезных неприятностях он остается спокойным. Узнать флегматика можно по его невыразительным и замедленным движениям, мимике и речи. Флегматику тяжело переключать внимание и адаптироваться к новой обстановке, перестраивать привычки и навыки, наряду с этим он достаточно работоспособен и энергичен. Его отличительные черты – это терпеливость, самообладание и выдержка. Ему тяжело сходиться с новыми людьми, он очень слабо откликается на внешние образы и впечатления. Флегматик является интровертом. К его основным недостаткам относят малоподвижность и инертность. Характеризуется основательным постоянством личности.
  • Меланхолический тип темперамента отличается малой реактивностью и высокой чувствительностью. Большая инертность в соединении с повышенной чувствительностью ведет к тому, что буквально любой незначительный повод вызывает у него слезы. Меланхолик характеризуется чрезмерной обидчивостью и болезненной чувствительностью. Меланхолический человек обладает тихим голосом, скупостью, невыразительностью движений и мимики. Также характеризуется неуверенностью в себе, робостью, даже самые малейшие трудности могут заставить его опустить руки. Он не отличается энергичностью, настойчивостью. Меланхолик достаточно легко утомляем, и не обладает достаточной работоспособностью. Ему свойственна отвлекаемость и неустойчивость внимания, замедленность темпов психических процессов. Большинство людей с таким типом характера – интроверты. Они нерешительны, застенчивы, робки. Наряду с этим, в привычной для меланхолика обстановке, он может вполне успешно выполнять жизненные задачи.

Исследование свойств темперамента показало, что непосредственно тип темперамента у субъекта – это врожденная характеристика личности, а вот от каких собственно свойств врожденной организации зависит темперамент, до конца понять психологам не удалось.

Психические свойства темперамента личности

Сегодня в психологии, несмотря на то, что темперамент один из древнейших терминов, его четкого определения не существует. Поэтому в зависимости от теорий, диагностики свойств темперамента, различных исследований, психологи в разное время давали абсолютно разнообразные определения.

Если психика – это определенное свойство нервной системы, то индивидуальные (персональные) свойства личности, включающие в себя свойства темперамента, определены индивидуальными (персональными) свойствами нервной системы. О них можно судить только по субъективным особенностям нервной деятельности.

Согласно Павлову субъективные особенности разнообразных фазических (временных) условных рефлексов являются показателями определенных свойств нервной системы. Он охарактеризовал общую типологию нервной системы согласно определенным комбинациям этих свойств. Поэтому корреляция индивидуальных психических свойств с субъективными особенностями фазических (временных) рефлексов является одним из надежнейших отличительных примет свойств темперамента. Однако это не означает, что корреляция психических свойств с любыми другими субъективными особенностями нервной деятельности, не относится к психическим свойствам темперамента личности.

Сейчас обнаружена взаимосвязь субъективных психических свойств не только с фазическими условными рефлексами, но и с условными тоническими рефлексами. В таких особенностях также проявляются субъективные свойства нервной системы, и поэтому взаимодействующие с ними психические свойства личности также определяют свойства темперамента.

Так как, свойства любой системы зависят от всех свойств организма человека в целом, то логично предположить, что и свойства темперамента зависят от всех свойств человеческого организма. Однако такая зависимость имеет более опосредствованный, косвенный характер, а зависимость темперамента непосредственно от свойств нервной системы – прямая.

Одинаковые подвижные особенности деятельности психики зависят от воли и эмоций. Именно поэтому они в конечном итоге обуславливаются соотношением волевых и эмоциональных особенностей личности. Именно такое соотношение и лежит в основе характерных признаков понятия темперамент. Следовательно, можно сделать вывод, что субъективные особенности эмоционально-волевой сферы выражают свойства темперамента.

Вследствие того, что темперамент определяется общей типологией нервной системы, его психологическими признаками могут быть только субъективные особенности эмоционально-волевой области, которые отличаются устойчивостью, постоянством и сохраняются на протяжении продолжительной части жизни. Именно индивидуальные особенности, динамично протекающие в эмоциональных и волевых процессах с раннего детства и сохраняющиеся на протяжении длительного времени, относятся к психическим свойствам темперамента. Например, тревожные состояния, которые впервые выявлены в раннем детстве, могут сохраняться и в дальнейшей жизни, вплоть до взросления.

Основные свойства темперамента могут не только определять динамичность психической деятельности, но и определять динамичность отдельных процессов психики. Например, устойчивость и сила эмоций охарактеризовывают динамичность эмоциональных процессов, а экстраверсия и интроверсия определяют не только динамичность эмоциональных процессов, но и динамичность интеллектуальных процессов. Черты характера, мотивы и отношения, хоть и обуславливают динамичность деятельности психики в целом, однако определяют не динамичность свойств отдельных процессов психики, а поведение и поступки человека в зависимости от ситуации.

Экспериментальное исследование свойств темперамента показало, что формальные критерии, например сенсорные пороги восприятия, быстрота формирования условного рефлекса, точность и быстрота выполнения, являются основными характеристиками, по которым экстраверты отличаются от интровертов.

Свойства темперамента и характера

В принципе темперамент не является определяющим фактором черт характера, однако между свойствами характера и темпераментом имеется определенная взаимосвязь: от темперамента зависит динамичность проявления особенностей характера. Например, коммуникативность у флегматика и сангвиника будет иметь разное проявление.

Некоторые определенные свойства темперамента способствую формированию черт характера, а другие, наоборот, противодействуют. В зависимости от темперамента необходимо использовать индивидуальный подход в воздействии на ребенка, чтобы сформировать у него необходимые свойства характера. Имеется и обратная взаимосвязь проявлений темперамента и характера: благодаря некоторым чертам характера индивид может сдерживать при определенных обстоятельствах нежелательные проявления темперамента.

Итак, характер взаимосвязан с темпераментом. Он также как и темперамент является практически неизменяемым и устойчивым проявлением психических свойств личности. Темперамент воздействует на конфигурацию проявления характера, усиливая или уменьшая определенные черты. Например, настойчивость у холерического типа темперамента проявляется в кипучей деятельности, у флегматика в сосредоточенности и обдумывании. Модель труда холерика заключается в энергичности, страстности, а флегматика в методичности и неторопливости. Но с другой стороны, темперамент тоже перестраивается под воздействием характера. Так, например, человек, обладающий сильным характером, может подавить некоторые негативные стороны темперамента и контролировать их проявление.

Характер человека очень проявляется в коммуникационном взаимодействии с людьми, а именно в манере поведения и способах реагирования на различные поступки или действия людей. Так например, манера самого общения может быть деликатной, грубой, тактичной, бесцеремонной, наглой, высокомерной, вежливой и т.д.  В отличие от темперамента, характер субъекта обуславливается не определенными свойствами нервных процессов, а воспитанием, культурой личности.

В состав личности входят такие основные черты характера, как расчетливость и рациональность или противоположные им свойства, определяющие поступки и поведение индивида при выборе направленности деятельности. Целеустремленность, настойчивость, последовательность и другие, а также альтернативные им, относятся к действиям, которые имеют направленность на достижение определенных целей.

В этих свойствах характер сближается и с темпераментом, и с волевой сферой человека. Интроверсия и экстраверсия – инструментальные черты, отвечающие за спокойствие и тревожность, переключаемость и ригидность, сдержанность и импульсивность. Собственно диагностика свойств темперамента и показывает очень тесную взаимосвязь темперамента с другими психическими свойствами личности, и прежде всего с чертами характера.

Характеристика свойств темперамента

К характерным свойствам темперамента относят отличительные персональные признаки субъекта, определяющие динамичность аспектов всех видов его деятельности, и показывают особенности течения процессов в психике. А также обладают более или менее устойчивостью характера и сохраняются в течение продолжительного времени. Они проявляются непосредственно после рождения.

Психофизиологическая оценка типов темперамента включает в себя четыре параметра: энергичность или выносливость, пластичность, эмоциональность или чувствительность и скорость. Данные компоненты обусловлены и биологически, и генетически. Темперамент имеет непосредственную зависимость от субъективных свойств нервной системы, которые представляют в качестве основных характеристик функциональных систем, снабжающих интегративную, синтетическую и аналитическую деятельности мозга и нервной системы в целом.

Следовательно, можно сделать вывод, что темперамент относится к психобиологической категории, т.е. свойства темперамента не могут быть стопроцентно врожденными, как и иметь стопроцентную зависимость от среды. Свойства темперамента изначально генетически заданы и относятся к индивидуально-биологическим свойствам личности, но в процессе включения в различные виды деятельности, постепенно преобразуются и формируют, независимую от содержания такой деятельности, обобщенную, новую, индивидуальную систему инвариантных качеств.

Свойства темперамента проявляются по-разному в зависимости от основных видов человеческой деятельности – общения и предметной деятельности.

Диагностика свойств темперамента показала, что темп, скорость, переключаемость, активность (энергичность), эмоциональность и уравновешенность характеризуют и определяют темперамент индивида. А наиболее типичные сочетания перечисленных свойств определяют типологию темперамента.

Темп – это периодичность и цикличность движений субъекта, совершаемых во время выполнения любой деятельности. Выражается в количестве произведенных движений за определенный отрезок времени, т.е. чем больше движений, тем значительнее темп.

Скорость характеризует быстроту выполнения движений или протекания процессов в психике индивида.

Переключаемость проявляется в переходе от одной деятельности к другой, от одного состояния к другому, переключаемости с одного процесса на абсолютно другой. Чем быстрее переход, тем значительнее выражена переключаемость.

Активность (энергичность) проявляется в количестве заложенной энергии в действие, совершаемое индивидом, и в количестве затраченной энергии на выполнение любой деятельности.

Эмоциональный фон или эмоциональность выражается в силе и разнообразии протекания типичных переживаний субъекта.

Уравновешенность определяется соотношением процессов торможения и возбуждения, как в поведении или деятельности субъекта, так и в самой нервной системе человека. Уравновешенным называют такого человека, у которого эти два процесса являются приблизительно одинаковыми по длительности и силе проявления.

А у неуравновешенного человека наоборот эти два процесса отличаются по силе и длительности их проявлений. Возбуждение при этом понимается как переход из состояния покоя в состояние активности, торможение наоборот — переход из возбужденного состояния в состояние пассивности.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Шэрон Селби консультирует детей, подростков и семьи

Вас беспокоит тревога вашего ребенка или подростка? Получите помощь с моей бесплатной электронной книгой и поясняющим видео, чтобы открыть для себя 8 РАСПРОСТРАНЕННЫХ ОШИБОК, КОТОРЫХ СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ, КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ТРЕБУЕТСЯ.

Доступ к этому ресурсу

Перейти к содержимому

Похоже, в этом месте ничего не найдено. Может, попробовать поискать?

Искать:

Архивы

Попробуйте поискать в месячных архивах. 🙂

АрхивВыбрать Месяц Май 2023 Январь 2023 Декабрь 2022 Июль 2022 Июнь 2022 Март 2022 Декабрь 2021 Октябрь 2021 Август 2021 Июль 2021 Апрель 2021 Март 2021 Декабрь 2020 Ноябрь 2020 Сентябрь 2020 Август 2020 Июль 2020 Июнь 20 20 мая 2020 г.
апрель 2020 г. март 2020 г. февраль 2020 г. январь 2020 г. Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 август 2017 г. июль 2017 г. июнь 2017 г. май 2017 г. апрель 2017 г. март 2017 г. февраль 2017 г. январь 2017 г. декабрь 2016 г. ноябрь 2016 г. октябрь 2016 г. сентябрь 2016 г. август 2016 г. июль 2016 г. 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 г. Июнь 2015 г. Май 2015 г. Апрель 2015 г. Март 2015 г. Февраль 2015 г. Январь 2015 г. Декабрь 2014 г. Ноябрь 2014 г. Октябрь 2014 г. Сентябрь 2014 г. Август 2014 г. Июль 2014 г. 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 г.
август 2011 г. июль 2011 г. июнь 2011 г. май 2011 г. апрель 2011

Спасибо, Шэрон. Вы даже не представляете, насколько хороши ваши статьи по электронной почте и постоянная поддержка. Я очень ценю тебя и твою мудрость.

— Джен

Наш 11-летний сын посещал группу Шэрон по управлению тревогой. Групповые занятия помогли ему понять, как работает его мозг, и развить позитивный внутренний диалог, который помог моему сыну справиться с новой школой и повысить его чувствительность в социальных ситуациях. Мы наблюдали удивительные перемены в нашем сыне: советы Шэрон, ее проницательность и способность наладить с ним контакт стали ключом к его успеху.

— Дебра

Колледж Алкуин обратился к Шэрон Селби с докладом на тему воспитания устойчивости у наших детей. Мы хотели, чтобы наши родители лучше понимали, как поддержать своих детей, когда они переходят к самостоятельному обучению. Шэрон обладает обширными знаниями, которые она переводит в практические методы, на которые родители могут положиться, чтобы помочь своим детям справиться с присущими им проблемами детства.

Она рассказывает, как создать среду, облегчающую связь между вами и вашим ребенком, а также возможности развить навыки, необходимые для самостоятельного регулирования эмоций и решения проблем. Я очень рекомендую Шэрон Селби любой организации, которая надеется добиться лучшего понимания в областях саморегуляции, психологической устойчивости и детской тревожности. Ее презентация — это информативный, конкретный час, который повлияет на то, как вы смотрите на реалии современного детства, и на инструменты, которые вы можете использовать, чтобы уменьшить их негативное влияние.

— Дарси Райли, бывший директор младшей школы колледжа Алкуин

Предыдущий Следующий

Черты темперамента – Центр семьи и обучения

Опубликовано Центром семьи и обучения 1 002 Как бы вы описали личность вашего ребенка? Он застенчив и упрям? Она гиперактивна и весела?

Эти характеристики называются чертами темперамента.

Черты темперамента — это наши врожденные эмоциональные различия в сочетании с нашим жизненным опытом. Они помогают формировать нашу личность и влияют на то, как мы реагируем на различные ситуации, как относимся к другим людям и изучаем новую информацию.

Понимание этих характеристик помогает нам определить стиль обучения учащегося. Это важный фактор в том, как мы индивидуализируем наш образовательный коучинг, чтобы удовлетворить потребности наших студентов.

Черты темперамента разделены на девять различных категорий. В каждой категории мы попадаем в континуум в зависимости от нашего поведения. Низкие или высокие тенденции не всегда являются проблемой, но за ними следует внимательно следить. Выявление черт темперамента вашего ребенка и их влияния на поведение может помочь вам справиться с потенциальными проблемами дома.

Качество настроения: Каждый человек проявляет разные эмоции, но в целом мы склонны быть положительными или отрицательными.

Отрицательное <———————————> Положительное

Дети с более негативным настроением склонны к пессимизму, и им может быть труднее быть принятым другими. Им нужно научиться планировать и решать проблемы, чтобы справляться со сложными ситуациями. Те, кто обычно в хорошем настроении, могут легко вписаться в любую среду. Однако, поскольку они могут сдерживать негативные чувства, мы учим их соответствующим способам самовыражения.

Уровень активности: Указывает, сколько человек двигается и нуждается в кинестетической стимуляции для мыслительного процесса.

Низкая энергия <————————————> Высокая энергия

Менее активные дети могут хорошо адаптироваться к структуре, но могут рассматриваться как немотивированные. Мы помогаем нашим ученикам придерживаться задания и выполнять его вовремя. Дети с высоким уровнем энергии более активны и суетливы. Мы включаем физическую активность в их сеансы, поскольку кинестетические движения улучшают их способность учиться и сохранять информацию.

Регулярность: Регулярность относится к нашему внутреннему ритму и тому, насколько легко мы впадаем в повседневную рутину и привычки.

Низкая предсказуемость <————————————> Высокая предсказуемость

Дети с низкой предсказуемостью с трудом следуют рутине. Их внутренние часы не чувствуют крайний срок, пока они почти не достигли его. Создание распорядка дня и вознаграждение за успехи хорошо работают для них. Дети с высокой предсказуемостью легко вписываются в рутину, но испытывают трудности, когда она меняется. Во время занятий по образовательному коучингу они узнают, как справляться с вариациями и развивать гибкость.

Подход-Отход: Наша общая реакция, когда мы сталкиваемся с новой ситуацией.

Уходит <————————————> Подходит

Более нерешительные дети будут отстраняться и наблюдать, прежде чем вступать в новую ситуацию. Они получают пользу от мягкого поощрения, чтобы завести новых друзей и попробовать новые виды деятельности. Те, кто приближается к новому опыту, как правило, любопытны, но мы должны научить их проявлять разумную осторожность и не делать импульсивных выводов.

Адаптивность: После первоначальной реакции на новую ситуацию (которая представляет собой приближение-отстранение) адаптивность относится к количеству времени, которое требуется человеку, чтобы приспособиться и принять изменения.

Медленно адаптируются <————————————> Легко адаптируются

Более ригидные дети могут счесть новые ситуации стрессовыми и трудными. Им выгодно заблаговременное предупреждение о переходах и изменениях. Дети, которые легко адаптируются, могут ладить с другими, и они преуспевают в структурированной среде. Однако мы должны ввести независимое принятие решений, чтобы гарантировать, что они не перенимают негативное поведение со стороны сверстников.

Интенсивность: Интенсивность относится к количеству энергии, которую человек вкладывает в реакцию, а не к интенсивности испытываемых эмоций.

Менее отзывчивый <———————————> Более отзывчивый

Дети, которые менее отзывчивы, все же чувствуют эмоции, но не так открыты в своих реакциях. Их потребности могут быть упущены из виду, поэтому они должны научиться защищать себя. Интенсивных детей легко читать, потому что они сильно реагируют на все, но они извлекают пользу из обучения стратегиям эмоционального контроля.

Чувствительность: Это относится к сенсорной системе человека и тому, как человек реагирует на стимулы в окружающей среде. Это также относится к эмоциональной чувствительности.

Менее чувствительный <———————————> Более чувствительный

Менее чувствительные дети могут быть более терпимы к шумам или изменениям в окружающей среде. Им может понадобиться помощь в понимании внешних сигналов, например, когда следует обращать внимание на важные звуки или визуальные эффекты. Высокочувствительные люди хорошо осведомлены об окружающей среде и могут отвлекаться на зудящую одежду или громкие звуки. Они также могут быть удивительно чувствительны к чувствам других людей и строить близкие отношения.

Отвлекаемость: Это относится к склонности человека отвлекаться либо на внешние помехи, либо на внутренний диалог.

Низкая отвлекаемость <———————————> Высокая отвлекаемость

Дети с низкой отвлекаемостью могут концентрироваться, несмотря на шум или другие помехи, но должны быть осторожны, чтобы не слишком сильно отвлекаться и не замечать важные сигналы. Мы могли бы ввести напоминание, например таймер, чтобы перейти к следующей задаче или действию. Сильно отвлекаемые учащиеся замечают все, что происходит вокруг них, и могут отвлекаться на собственные мысли или мечты. Им помогают краткие инструкции и словесные или визуальные подсказки , чтобы вернуться к задаче.

Настойчивость: Настойчивость — это способность выполнять задачу до тех пор, пока она не будет завершена, независимо от прерывания или разочарования.

Низкая настойчивость <————————————> Высокая настойчивость

Учащиеся с низкой настойчивостью сдаются, когда задача становится трудной или когда их прерывают.

Добавить комментарий