Свойствами внимания являются: Свойства внимания — Психологос

Свойства внимания — Психологос

​​​​​​​Свойства внимания:

  • концентрация (ясность внимания)

Противоположностью концентрации внимания является рассеянность, то есть состояние, когда человек ни на чем не может сосредоточиться. Такое состояние возникает при сильном утомлении, при наличии слишком многих значимых раздражителей или, наоборот, тогда, когда ни один из раздражителей не является для человека значимым. Включение (иногда с помощью волевых усилий) в определенную деятельность, как правило, вызывает все больший интерес к ней и устраняет рассеянность. Часто рассеянностью называют такое углубление в работу, при котором внимание концентрируется на чем-то одном. Иногда подобная концентрация внимания необходима для наиболее успешного выполнения работы. Однако это может препятствовать коллективной деятельности, когда выполнение собственной работы связано с работой других.

  • объем (большой или малый круг внимания). Смотри Круги внимания

Объем внимания — количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности.

Объем внимания зависит от свойств самих воспринимаемых предметов, а также от задачи и характера деятельности воспринимающего их человека. Если объекты восприятия не связаны друг с другом, то количество воспринятых элементов обычно невелико: от 3 до 5, редко до 6. Если же отдельные элементы можно связать друг с другом, то количество различаемых элементов значительно возрастает. Слово может быть воспринято (в десятую долю секунды) даже в том случае, если в нем 12—14 букв. Важную особенность внимания составляет возможность его распределения между двумя или несколькими одновременно выполняемыми действиями. Распределение внимания возможно при некоторой автоматизации выполнения одной деятельности и известном знакомстве со второй.

  • Устойчивость (прыгает или стабильно)

Существенным качеством внимания является его устойчивость — длительное удерживание его на чем-либо подчиненном одной общей задаче. Объекты действия и сами действия могут при этом меняться, но общее направление деятельности должно оставаться постоянным. Условие устойчивости внимания — разнообразие получаемых впечатлений или выполняемых действий. Для того чтобы длительно удерживать внимание на чем-то одном, надо стремиться вскрывать в нем все новые и новые стороны, ставить по отношению к нему разные, хотя и подчиненные общей цели, действия. Состояние, противоположное устойчивости внимания, — отвлекаемость. Легко отвлекающими внимание являются посторонние эмоциональные, а также неожиданные раздражители. Когда мы стремимся на чем-то сосредоточиться, желательно, чтобы отвлекающих раздражителей не было. Такое, однако, далеко не всегда возможно, поэтому следует культивировать в себе способность работать и в трудных условиях, преодолевая отвлечение.

  • Переключаемость. Способность легко при необходимость переключиться с одного дела на другое.

От отвлекаемости внимания надо отличать переключение внимания как намеренный переход от одной деятельности к другой, подчиненной новой задаче. Быстрота и успешность переключения зависят от интенсивности внимания по отношению к предыдущей деятельности и от характера новой деятельности (от того, насколько она может привлечь внимание).

Частое переключение внимания нежелательно, так как требует затраты усилий, а постоянный переход от одной деятельности к другой может сильно затруднить ее исполнение. Но при наступлении утомления от выполняемой работы (особенно однообразной) переключение внимания является полезным, а во многих случаях и необходимым; оно иногда может заменить собой отдых.

  • Способность к параллельным процессам (умение делать несколько дел одновременно, распределяя внимание параллельно).
  • Направленность внимания

Основные направленности внимания: внутрь себя (у интроверта) либо внаружу (на себя, или на другого, или на дело) — у экстраверта. Привычка направлять внимание на себя более характерна для с душевными проблемами — и эти же проблемы провоцирует. Полезнее вырабатывать привычку «быть вовне», вниманием быть обращенным к делам, людям, жизни. У экстравертов также есть две важные направленности внимания — на себя или на другого, в зависимости чьи заботы вам важнее. У людей заботливых заботы другого важнее и интереснее своих, у людей эгоистичных, занятых собой — впереди заботы (и разговоры) о себе.

См.→

33. Основные свойства внимания и их личностная обусловленность.

Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

3. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно.

4. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

5. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

свойства внимания: объем, устойчивость, концентрация (сосредоточенность), распределение и переключение внимания.

Объем внимания. Число поступающих сигналов или протекающих ассоциаций, которые могут сохраняться в центре ясного сознания, приобретая для субъекта доминирующий характер, носит название объема внимания. Чем больше предметов или их элементов воспринимается в один момент, тем больше объем внимания и тем более эффективной будет выполняемая деятельность. Объем внимания является изменчивой величиной.

Различают два вида объема внимания – при одновременном или последовательном получении материала. В первом случае под объемом понимается максимальное количество объектов, которые можно удержать в поле ясного сознания за мгновение времени при одновременном его предъявлении. Во втором случае надо проявлять внимание к предметам, явлениям, поступающим последовательно с интервалом в 1–2 с.

Устойчивость внимания – Устойчивостьта длительность, с которой выделенные вниманием процессы могут сохранять свой доминирующий характер

. Устойчивость внимания зависит от целого ряда условий.

Свойство, противоположное устойчивости, называется отвлекаемостью. Отвлекаемостьэто непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становиться непроизвольным.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, из-за отсутствия интереса, или чувства ответственности за дело, которым занят в данный момент человек.

Сосредоточенность (концентрация) внимания – удержание внимания на одном объекте или иных действиях при отвлечении от всего остального. Показателем сосредоточенности, или концентрации внимания является его помехоустойчивость, которая определяется силой постороннего раздражителя, способного отвлечь субъекта от предмета деятельности.

Противоположностью сосредоточенности является рассеянность. Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени.

Встречается два вида рассеянности: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность – это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на какой-либо собственной мысли или внутреннем образе.

Хуже для адаптации человека к окружающему миру подлинная рассеянность. Человек, страдающий подлинной рассеянностью, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии.

Переключение вниманияпредставляет собой сознательный, намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Распределение внимания – намеренное включение в поле ясного видения нескольких предметов внимания и равнонаправленная работа с ними.

? Объем внимания на зрительном материале обычно изучается с помощью тахистоскопа. Он представляет собой окошечко, отделенное от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться, так что рассматриваемый объект появляется на очень короткий промежуток времени (10, 50 или 100 миллисекунд) число ясно воспринятых предметов и является показателем объема внимания.

Если предъявляемые фигуры достаточно просты и разбросаны по демонстрационному полю в беспорядке, объем внимания не превышает 5-7 одновременно ясно воспринимаемых объектов.

? Устойчивость внимания чаще всего исследуют с помощью нескольких разновидностей таблиц. Таблицы Бурдона представляют собой беспорядочное чередование отдельных букв. По требованию экспериментатора необходимо вычеркивать определенные буквы. Иногда вводится отвлекающий фактор: вместо бессмысленного набора букв предъявляется осмысленный интересный текст. Для детей и взрослых, не умеющих читать, предъявляются кольца Ландтольдта, выполненные в виде колец с разрывом. Таблицы Крепелина построены на цифровом материале.

? Переключение внимания изучается с помощью таблиц Шульте и ее модификаций (например, красно-черные таблицы Горбова).

Определить внимание. Объясните его свойства | Помощь с домашним заданием

CBSE, JEE, NEET, CUET

Банк вопросов, пробные тесты, экзаменационные работы

Решения NCERT, образцы документов, заметки, видео

Установите сейчас

Определение внимания. Объясните его свойства

  • Автор: Сонакши Сунеджа 2 года, 3 месяца назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 2 ответа

    Основной цвет как сатанд в теории молодого Гельмгольца

  • Автор: Наина Шарма 3 месяца, 1 неделя назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Обсуждать предмет и применение психологии в повседневной жизни

  • Автор: Ритика Киро 1 месяц, 2 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Как группа сверстников помогает детям в социализации?

  • Автор: Титли Нат 2 месяца, 3 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 3 ответа

    Практические примеры различных стилей обучения

  • Автор: Джия Сингх 5 месяцев, 2 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Что такое гипотеза

  • Автор: Ашу Сн 1 месяц назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 2 ответа

    Мне нужны вопросы для изучения каждой главы психологии

  • Автор: Бхавья Ратор 6 месяцев назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 0 ответов

    Объяснить роль генетических факторов в определении поведения

  • Автор: Титли Нат 2 месяца, 3 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Определение метода интерпретации исследования

  • Автор: Упиндерджит Каур 2 месяца, 3 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Дайте определение термину психология

  • Автор: Джеймс Хонгсай 6 месяцев, 2 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    Можно ли улучшить нашу личность после изучения психологии

  • Автор: Сания Фатьма 5 месяцев, 3 недели назад

    CBSE > Класс 11 > Психология

    • 1 ответ

    myCBSEguide

    Доверяют 1 крор+ студентов

    Установить сейчас

    Тестовый генератор

    Создавайте документы онлайн. Это бесплатно.

    Попроб.

    Пробные тесты CUET

    Более 75 000 вопросов для практики только в приложении myCBSEguide

    Установить сейчас

    Внимание: определение, типы и теории, психология

    Как следует из названия, внимание означает сосредоточение внимания на чем-либо или наблюдение за ним. Несмотря на простое название, реальный процесс далеко не прост. В психологических исследованиях выявлено множество факторов, влияющих на внимание. Знаете ли вы, что если у вас много мыслей, то вы с меньшей вероятностью сможете что-то уделить внимание, или если вы не прилагаете сознательных усилий для запоминания информации, вы, скорее всего, забудете ее?

    • Сначала мы рассмотрим определение внимания в психологии.
    • Затем в объяснении будет рассмотрено восприятие и внимание в когнитивной психологии.
    • Далее будут рассмотрены виды внимания в психологии.
    • После этого будут обсуждаться факторы, влияющие на внимание в психологии.
    • Наконец, будут представлены теории внимания в психологии.

    Внимание Определение: Психология

    Внимание — это целая область теории и исследований в области когнитивной психологии.

    Внимание — это когнитивный процесс, включающий наблюдение или осознание чего-либо; это не должно быть в вашем периферийном поле зрения.

    Например, когда мы пытаемся вспомнить воспоминания, мы должны обращать на них внимание, чтобы перенести их из хранилища долговременной в краткосрочную память. Теперь мы на самом деле не видим память, а вместо этого фокусируемся на ней.

    Мозг получает огромное количество информации; у него ограниченные ресурсы, поэтому он не может обрабатывать все, что мы видим. Здесь вступает в действие процесс внимания.

    Процесс внимания можно сравнить с аналогом фильтра. Во время процесса он фильтрует стимулы, которые мы определяем как важные, например. когда мы сосредотачиваемся на нем и игнорируем не относящиеся к делу стимулы.

    Восприятие и внимание в когнитивной психологии

    Восприятие и внимание находятся во взаимозависимых отношениях в отношении внимания к стимулам.

    Восприятие – это способность наблюдать и осознавать стимулы в окружающей среде, такие как объекты, люди или события. Восприятие не ограничивается тем, что мы видим; это также связано с другими нашими чувствами, т.е. то, что мы слышим, осязаем, обоняем и пробуем на вкус.

    Когнитивная психология приложила огромные усилия для объяснения связи между вниманием и восприятием.

    Исследования показали, что когда мы что-то воспринимаем, мы должны обратить на это внимание, и тогда мы можем сохранить эту информацию в долговременной памяти. И когда мы сосредотачиваемся на чем-то, мы можем воспринимать больше деталей.

    Это подчеркивает взаимозависимую связь между двумя когнитивными процессами.

    Исследования в области когнитивной психологии показали, что когда мы обращаем внимание на информацию, можно наблюдать различные вещи, например:

    • Во время концентрации внимания можно наблюдать активацию лобной доли (передней части мозга).
    • Тело может находиться в состоянии возбуждения. Общий адаптационный синдром Селеника гласит, что тело автоматически реагирует на стрессоры (возбуждение), заставляя людей концентрироваться или становиться сверхбдительными. Эти симптомы являются формами внимания.
    • Характеристики внимания могут различаться в зависимости от типа внимания.

    Характерной чертой устойчивого внимания является интенсивная концентрация. С другой стороны, избирательное внимание характеризуется способностью фиксироваться на чем-либо, игнорируя фоновый шум.

    Типы внимания в психологии

    Хотя внимание представляет собой единый когнитивный процесс, психологи обнаружили, что люди обращают внимание по-разному.

    Существуют следующие типы внимания:

    1. Сфокусированное внимание относится к сосредоточению внимания на одном стимуле.
    2. Избирательное внимание относится к обращению внимания на один стимул, даже если есть отвлекающие факторы.
    3. Постоянное внимание относится к концентрации внимания на стимуле в течение длительного периода времени.
    4. Распределенное внимание относится к вниманию, направленному более чем на один стимул одновременно.
    5. Перемежающееся внимание возникает, когда внимание переключается между различными стимулами.

    Таким образом, ваше внимание при подготовке к экзамену (устойчивое внимание) отличается от внимания, которое вы используете при просмотре игры в регби (распределенное внимание).

    Факторы, влияющие на внимание в психологии

    Тип доступного внимания зависит от определенных факторов. Факторами, влияющими на внимание в психологии, являются наличие отвлекающих факторов, таких как фоновый шум.

    Наша способность концентрировать внимание может различаться в зависимости от контекста этих отвлекающих факторов и стимулов, на которые мы обращаем внимание. Если что-то особенно важно для вас (например, если у вас хорошая память или личный интерес), вы можете быть более склонны обращать на это внимание, и это может повлиять на вашу способность концентрировать внимание.

    Это также верно, если у вас мало интереса или нет личного отношения к теме. В этом случае вам, возможно, придется приложить больше усилий, чтобы уделить внимание теме (произвольное внимание), особенно если стимул требует активного участия, как при чтении.

    Другие формы удержания внимания могут быть более непроизвольными. Ваше внимание может быть привлечено, если что-то особенно бросается в глаза или вызывает стресс (например, если вы находитесь в опасной ситуации).

    Примеры различных форм внимания: непринужденное, непроизвольное, сфокусированное, пространственное и т. д.

    Рис. 1. Изображение школьника, занимающегося сосредоточенным вниманием.

    Теории внимания в психологии

    Основными теориями, способствующими нашим знаниям о внимании в психологии, являются слуховое избирательное внимание и зрительное невнимание. Слуховое внимание было исследовано и теоретизировано Черри и Морреем в 1959 . Теория зрительного невнимания была исследована Simon and Chabris (1999) .

    Слуховое избирательное внимание

    Черри разработал теорию слухового избирательного внимания в 1959 году. В этом исследовании Черри (1959) использовал исследовательские методы дихотического затенения. Черри предложил «эффект вечеринки с коктейлем», чтобы объяснить, как может измениться избирательное внимание.

    Эта теория объясняет пример слухового внимания в контексте вечеринки.

    Когда кто-то разговаривает со своими друзьями, он обращает внимание на этот разговор. Однако, если они вдруг услышат, как их зовут с противоположной стороны комнаты. Внимание человека будет сосредоточено на человеке, который назвал его имя, а не на разговоре.

    Избирательное слуховое внимание — это способность сосредотачиваться на звуковом стимуле, который интересует человека, игнорируя при этом другие.

    Следуя этим результатам, Морей (1959) провел три эксперимента, чтобы подтвердить выводы Черри. Он попытался сделать это с помощью эмпирических методов. Его исследование также предоставило доказательства того, как работает эффект коктейльной вечеринки.

    Например, Морей обнаружил, что участники лучше слышали «отклоненное» сообщение, когда они слышали аффективные сигналы, а не неаффективные. Это открытие предполагает, что люди могут переключать свое внимание, и это может происходить даже тогда, когда они зациклены на стимуле, потому что услышали что-то связанное с ним.

    Зрительное невнимание

    Похоже, мы обращаем внимание на визуальные стимулы иначе, чем на слуховую информацию. Саймон и Чабрис (1999) отметили это при исследовании преднамеренной слепоты.

    Слепота по невнимательности означает, что человек не замечает очевидного стимула. Согласно этой теории, мы пропускаем информацию, потому что люди заняты другими раздражителями.

    Зрительная невнимательность, как и слуховое внимание, возникает, когда человек не видит что-то очевидное.

    В ходе исследования участников просили сосредоточиться на задаче. Исследователи сказали участникам, что они будут проверены после того, как видео закончится, чтобы убедиться, что они зациклились на задаче.

    Целью исследования было выяснить, восприняли ли участники неожиданное событие. Неожиданным событием стала женщина с зонтиком или женщина в костюме гориллы.

    Исследование показало, что люди чаще замечают вещи:

    • Когда они сосредоточены на простой задаче, а не на сложной.
    • Хорошо видны стимулы, на которые они не обращают внимания.
    • Когда стимулы имеют сходные с ними физические характеристики.

    Подобно открытиям Черри и Морей, невнимательность можно преодолеть, если стимулы, на которые они не обращают внимания, связаны с человеком.

    Внимание – основные выводы

    • Под вниманием в психологии понимается когнитивный процесс, который включает в себя наблюдение или осознание чего-либо.
    • Некоторыми примерами типов внимания в психологии являются сфокусированное, избирательное, устойчивое, разделенное и чередующееся внимание.

    Добавить комментарий