Методы исследования в психологии: основные понятия и схемы
Психология — многогранная наука, которая изучает человеческую психику, ее проявления, изменения.
Задачи психологической науки:
- изучение, выявление психических явлений;
- определение механизмов психических явлений;
- помощь людям путем внедрения в их жизнь психологических учений;
- анализ развития психических явлений.
Главные принципы
Методология в психологии — наука об инструментах получения новых данных, которые могут применяться только при соблюдении ряда требований:
- Надежность — тесты должны обеспечивать надежные результаты. Качественные методы позволяют получить один и то же результат после многократного проведения теста.
- Валидность — тест должен быть адекватным.
- Объективность — метод должен объединять внутренние и внешние проявления психики.
Принципы проведения исследований:
- Основной принцип изучения психических явлений — детерминизм, который выдвинул Рубинштейн.
- Психика начинает формироваться, развиваться только во время человеческой деятельности.
- Для получения достоверной информации необходимо изучить психические феномены, которые участвуют в развитии человека.
При изучении применяется системно-структурный подход. Субъект нужно исследовать не как набор отдельных характеристик, а как целостное образование.
Классификация
С развитием науки появлялись новые способы исследований. Это потребовало создания классификации методик. Первое развернутое, многоплановое разделение ввел Ананьев Б.Г. Он выделил методики в отдельные группы, последовательность которых соответствует этапам проведения исследований:
- организационные;
- эмпирические;
- коррекционные;
- способы обработки, анализа полученных данных.
Каждая из групп включает несколько отдельных методов, которые тесно связаны между друг другом. Получаемая информация складывается в единую картину. Данные анализируются, полученные результаты становятся основой для создания новых теорий, учений.
Организационные
Группа организационных методов включает ряд практических способов исследования:
- Метод поперечных срезов. Набирается группа добровольцев, которые сравниваются по отдельным показателям.
- Сравнительно-генетический метод. Сравниваются психологические показатели разных видовых групп.
- Комплексная методология. Собираются ученые, представляющие разные науки. Они изучают субъект, чтобы получить интересующую информацию.
- Лонгитюдный метод — над одним испытуемым длительное время проводятся эксперименты.
Эмпирические
Группа эмпирических методов включает несколько практических техник:
- самонаблюдение, наблюдение;
- эксперименты — формирующие, естественные, лабораторные;
- психодиагностические — к ним относятся тесты, беседы, опросы, интервью, анкетирование;
- биографические;
- анализ результатов деятельности.
Наблюдение — самый старый способ получения информации о других людях. Чаще эта методика получения данных проводится без вмешательства в жизнь наблюдаемого. Виды наблюдения:
- лабораторное;
- полевое;
- включенное;
- опосредованное;
- невключенное;
- непосредственное;
- косвенное;
- прямое;
- выборочное;
- сплошное;
- несистематическое;
- систематическое.
Факторы, которые нужно учитывать при наблюдении за субъектом:
- Эмоциональное состояние наблюдателя. Если он испытывает какие-либо чувства, эмоции, данные будут искажаться.
- Наличие связи между наблюдателем и объектом.
- Физическое состояние наблюдателя.
Правила наблюдения:
- фиксация информации выполняется с помощью видеокамеры, фотоаппарата или ручки с блокнотом;
- наблюдатель не должен влиять на процесс исследования;
- нужно регистрировать только информацию, входящую в рамки проводимого наблюдения.
Наблюдать может разговаривать с наблюдаемым, если он не знает о наблюдении.
Самонаблюдение — способ наблюдения за собственными эмоциями, изменением состояния. Этот метод позволяет фиксировать возникающие реакции, но не объясняет причины их появления. Из-за этого он не может считаться самостоятельным в рамках познания проявлений психики.
Чтобы самонаблюдение было результативным, нужно выполнять определенные действия:
- записывать все данные в дневник или тетрадь;
- интересоваться у окружающих о своем поведении, чтобы сопоставлять полученные данные с собственными наблюдениями;
- повысить собственную самооценку, чтобы записи не были слишком драматичными;
- регулярно посещать психологические тренинги, которые направлены на личностное развитие.
Психологический эксперимент — практическая методика получения интересующей информации.
Для этого исследователи вмешиваются в жизнь испытуемого, могут воздействовать на него различными способами.
Виды экспериментов:
- Естественный — условия вокруг испытуемого не изменяются. Исследователи могут не сообщать о проводимом эксперименте, чтобы получить достоверные данные.
- Лабораторный — ученые создают определенные условия, чтобы воздействовать на подопытного. При этом используется лабораторное оборудование.
- Пилотажный — микро-эксперимент, который проводят перед основным. На основе полученных данных выстраиваются этапы проведения исследования.
- Психолого-педагогический — ученые назначают методики, с помощью которых испытуемые начинают учиться новому.
По уровню безопасности эксперименты могут быть скрытыми и явными. Иногда испытуемому рассказывают про исследование, но не называют причины его проведения.
Психодиагностические техники — тесты, беседы, анкеты, интервью. Виды тестов:
- на профориентацию — проводятся для выявления способностей субъекта;
- личности — применяются для изучения эмоций, характера, способностей;
- вербальные — изучение умений человека;
- интеллекта — проводятся для изучения развития интеллекта;
- достижений — оценка уровня знаний, навыков.
Биографический метод — способ, с помощью которого психолог проектирует жизненный путь субъекта. При этом личность изучается зависимо от индивидуального развития, истории. Основные данные получают на основе автобиографических методик.
Анализ продуктов деятельности — один из способов изучения личности. Чтобы провести анализ, получить результаты, собирается информация о жизни человека.
Эти практики относятся к методам исследования возрастной психологии.
Коррекционные
Чтобы помочь человеку справиться с психологическими отклонениями, наладить нормальную жизнь, применяют различные методы психокоррекции:
- Аутотренинг — такие тренировки разработал немецкий психотерапевт Шульц. Их задача заключается в том, чтобы увеличить нагрузки на нервную систему. Такие тренировки применяют при подготовке спортсменов перед серьезными соревнованиями.
- Групповой тренинг — такие тренинги предназначены для обучения знаниям, помогающим в общении с социумом.
- Способы психотерапевтического воздействия. К ним относится индивидуальная, групповая психотерапия. Ученый интерпретирует связь между состоянием субъекта, его жизненной ситуацией, чтобы подобрать курс реабилитации.
- Внушение — подопытному внушают информацию, позволяющую изменить состояние психики. Внушение помогает справиться с внутренними психологическими проблемами, которые мешают индивиду развиваться дальше.
Способы обработки данных
Полученная информация должна пройти анализ, чтобы ученые смогли сделать вывод. Методы обработки данных:
- количественный или статистический;
- качественный.
Обработка информации производится сразу после исследования. Полученные результаты вносятся в документы, которые становятся теоретической базой для новых экспериментов.
Преимущества и недостатки
Преимущества наблюдения:
- можно узнать много сведений, не вступая в контакт с наблюдаемым, — поступки, привычки, общение с окружающими, выполняемые действия;
- сохранение естественных условий;
- наблюдателю доступны средства для фиксации данных;
- не нужно посвящать человека в проводимое исследование, рассказывать о его целях.
Недостатки:
- требуется много времени, средств;
- результат будет зависеть от физического, морального состояния наблюдателя, наличия связей между ним и наблюдаемым;
- отсутствие контроля над ситуацией.
Преимущества эксперимента:
- высокая точность результатов;
- контроль переменных;
- наличие возможности проведения дополнительные исследования.
Недостатки:
- условия, создаваемые при эксперименте, не соответствуют реальности;
- испытуемый может нарочно препятствовать проведению исследования, что исказит полученные данные.
Для получения информации о психике, ее проявлениях, изменениях применяют разные методы исследований. Выбор методик зависит от того, что нужно узнать. После выполнения исследований, полученная информация обрабатывается, анализируется.
Полезное видео
Из видео Вы узнаете о самых интересных и безумных исследованиях психологии человека.
youtube.com/embed/dNe8MlvtUfc?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>1. Общая схема и этапы психологического исследования
Виды психологического исследования. В качестве основных можно выделить три вида психологического исследования: теоретическое, эмпирическое, прикладное. Термин «эмпирия» (эмпирика) происходит от греческого слова «empeiria» (опыт). Исходно он имел два основных значения: 1) человеческий опыт, восприятие внешнего мира посредством органов чувств; 2) наблюдение, осуществляемое в обычных естественных условиях, в отличие от эксперимента.
Термин «эксперимент» происходит от латинского слова «experimentum» (проба, опыт) и понимается как научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. В настоящее время во многих науках под эмпирией (эмпирикой) понимают любую совокупность научных фактов или данных, а не только данные, доставляемые чувственным опытом. Эмпирическим (эмпирической частью) называют такое исследование, целью которого является получение данных различными способами — методами наблюдения и самонаблюдения, лабораторного или естественного эксперимента.
Разделять исследования — на теоретические и эмпирические, можно лишь условно. Если в исследовании вынести на первый план процедурную сторону, то определить его как теоретическое или эмпирическое легче всего по критерию наличия или отсутствия такой его составной части, как сбор эмпирических данных во взаимодействии с объектом изучения. Если такое взаимодействие в ходе научно-исследовательской работы осуществлялось, то можно говорить об эмпирическом характере работы. Если же в исследовании выделять, прежде всего, продуктивную (результативную) сторону, то в большинстве случаев определить его как теоретическое или эмпирическое можно с еще большей условностью. В любом исследовании до сбора данных или отбора уже имеющихся данных психолог должен определить исследовательскую парадигму и теоретический базис своей работы. Этот этап работы является теоретическим.
С другой стороны, любая теоретическая работа, пусть опосредованно, но опирается на определенный массив фактов, явно или неявно делит данные на более достоверные и менее достоверные, а своими принципами, подходом, выводами определяет направление поиска фактов и методов их получения. Учитывая общность теоретического и эмпирического исследования, рассмотрим схему этапов, которые обычно включает психологическое исследование.
Основные этапы психологического исследования. Наиболее часто психологическое исследование включает следующие шаги.
1) Изучение состояния проблемы. Постановка проблемы, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.
3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.
4) Сбор данных и фактуальное описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, фактуальное описание под новым углом зрения.
5) Обработка данных.
6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.
7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (своими силами и не только).
Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.
Прикладная психология — общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся: применить принципы, открытия и теории психологии на практике в различных областях (промышленность, маркетинг, опрос общественного мнения, спорт и т. д.) и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом. В первом подходе используется в основном то, что известно, в другом — стремятся к дополнительным знаниям и руководствуются целью практического применения.
Направления исследования — теоретическое, эмпирическое, прикладное — не являются взаимоисключающими. Более того, их сочетание (не всегда возможное) позволяет придти к более надежным выводам, способствует их принятию в более широких кругах ученых и практиков.
Методы исследования: определение, типы и примеры
Гипотезы — это утверждения о предсказании результатов, которые могут быть проверены или опровергнуты с помощью какого-либо исследования.
Все исследования имеют альтернативную гипотезу (одностороннюю или двустороннюю) и соответствующую нулевую гипотезу.
После проведения исследования и получения результатов психологи должны принять одну гипотезу и отвергнуть другую.
Таким образом, если будет обнаружено различие, Психолог примет альтернативную гипотезу и отвергнет нулевую. Обратное применяется, если различия не обнаружены.
Методы отбора проб
Выборка – это процесс отбора репрезентативной группы из исследуемой совокупности.
Выборка — это участники, которых вы выбираете из целевой группы (группы, которая вас интересует), чтобы делать обобщения.
Репрезентативная означает степень, в которой выборка отражает целевую совокупность исследователя и отражает ее характеристики.
Обобщаемость означает степень, в которой их результаты могут быть применены к большей совокупности, частью которой была их выборка.
- Волонтерская выборка — это когда участники выбирают себя через объявления в газетах, на досках объявлений или в Интернете.
- Выборка по возможности, также известная как выборка для удобства, использует людей, которые доступны на момент проведения исследования и готовы принять в нем участие. Он основан на удобстве.
- Случайная выборка — это когда каждый человек в целевой группе имеет равные шансы быть отобранным. Примером случайной выборки может быть выбор имен из шляпы.
- Систематическая выборка — это когда система используется для отбора участников. Выбор каждого N-го человека из всех возможных участников. N = количество людей в исследуемой совокупности / количество людей, необходимых для выборки.
- Стратифицированная выборка — это когда вы определяете подгруппы и выбираете участников пропорционально их встречаемости.
- Выборка методом снежного кома — это когда исследователи находят несколько участников, а затем просят их найти участников самостоятельно и так далее.
- Выборка по квоте — это когда исследователям будет предложено убедиться, что выборка соответствует определенным квотам, например, им может быть предложено найти 90 участников, 30 из которых являются безработными.
Переменные
Эксперименты всегда имеют независимую и зависимую переменную .
- Независимая переменная — это та, которой манипулирует экспериментатор (то, что меняется в зависимости от условий, в которые помещаются участники). Предполагается, что он оказывает прямое влияние на зависимую переменную.
- Зависимой переменной является измеряемый объект или результат эксперимента.
Операционализация переменных означает их измеримость/количественное определение. Мы должны использовать операционализацию, чтобы гарантировать, что переменные находятся в форме, которую можно легко протестировать.
Например, мы не можем измерить «счастье», но мы можем измерить, сколько раз человек улыбается в течение двух часов.
Операционализируя переменные, мы облегчаем другим людям возможность повторить наше исследование. Помните, это важно, потому что мы можем проверить, надежны ли наши выводы.
Посторонние переменные — это все переменные, которые не являются независимыми переменными, но могут повлиять на результаты эксперимента.
Это может быть естественная характеристика участника, такая как уровень интеллекта, пол или возраст, например, или это может быть ситуационная характеристика окружающей среды, такая как освещение или шум.
Характеристики спроса являются разновидностью посторонней переменной, которая возникает, если участники отрабатывают цели исследования, они могут начать вести себя определенным образом.
Например, в исследовании Милгрэма критики утверждали, что участники выяснили, что удары током были ненастоящими, и применяли их, поскольку думали, что это то, что от них требуется.
Посторонние переменные должны быть контролируемыми , чтобы они не влияли (искажали) результаты.
Случайное распределение участников по их условиям или использование схемы эксперимента с подобранными парами может помочь уменьшить количество переменных участников.
Ситуационные переменные контролируются с помощью стандартных процедур, обеспечивающих одинаковое обращение с каждым участником в данном состоянии
Экспериментальный проект
План эксперимента относится к тому, как участники распределяются по каждому условию независимой переменной, такой как контрольная или экспериментальная группа.
- Самостоятельный дизайн (межгрупповой дизайн): каждый участник отбирается только в одну группу. При независимом дизайне наиболее распространенным способом определения того, какие участники входят в какую группу, является рандомизация.
- Схема подходящих участников : каждый участник отбирается только в одну группу, но участники двух групп подбираются по какому-либо релевантному фактору или факторам (например, способностям, полу, возрасту).
- Схема повторных измерений (внутри групп): каждый участник появляется в обеих группах, так что в каждой группе
абсолютно одинаковых участников. - Основная проблема с планом повторных измерений заключается в том, что вполне могут быть эффекты порядка. Их опыт во время эксперимента может по-разному изменить участников.
- Они могут работать лучше, когда появляются во второй группе, потому что они получили полезную информацию об эксперименте или о задаче. С другой стороны, во второй раз они могут работать хуже из-за усталости или скуки.
- Уравновешивание — это лучший способ предотвратить влияние эффектов порядка на результаты эксперимента, и включает в себя обеспечение равной вероятности того, что каждое условие будет использовано участниками в первую и вторую очередь
Если мы хотим сравнить две группы по заданной независимой переменной, важно убедиться, что эти две группы не различаются по какому-либо другому важному признаку.
Экспериментальные методы
Все экспериментальные методы включают IV (независимая переменная) и DV (зависимая переменная).
Лабораторные эксперименты проводятся в хорошо контролируемой среде, не обязательно в лаборатории, поэтому возможны точные и объективные измерения.Исследователь решает, где будет проводиться эксперимент, в какое время, с какими участниками и при каких обстоятельствах, используя стандартную процедуру.
Полевые эксперименты проводятся в повседневной (естественной) среде участников. Экспериментатор по-прежнему манипулирует капельницей, но в реальных условиях. Можно контролировать посторонние переменные, хотя такой контроль сложнее, чем в лабораторном эксперименте.Естественные эксперименты — это когда исследуется встречающийся в природе IV, который не подвергается преднамеренным манипуляциям, он все равно существует. Участники не распределяются случайным образом, и естественное событие может происходить очень редко.
Тематическое исследование
Тематическое исследование представляет собой углубленное исследование одного человека, группы, события или сообщества. Он использует информацию из ряда источников, например, от заинтересованного лица, а также от его семьи и друзей.
Можно использовать множество методов, таких как интервью, психологические тесты, наблюдения и эксперименты. Тематические исследования, как правило, носят лонгитюдный характер: другими словами, они следуют за человеком или группой в течение длительного периода времени.
Тематические исследования широко используются в психологии, и среди наиболее известных из них были проведенные Зигмундом Фрейдом. Он провел очень подробные исследования частной жизни своих пациентов, пытаясь понять и помочь им преодолеть свои болезни.
Тематические исследования предоставляют обширные качественные данные и имеют высокий уровень экологической достоверности. Однако трудно обобщать отдельные случаи, поскольку каждый из них имеет уникальные характеристики.
Корреляционные исследования
Корреляция означает ассоциацию; это мера степени, в которой две переменные связаны. Одна из переменных может рассматриваться как переменная-предиктор, а другая — как переменная результата.
Корреляционные исследования обычно включают получение двух разных показателей от группы участников, а затем оценку степени связи между показателями.
В каком-то смысле предикторную переменную можно рассматривать как предшествующую выходной переменной. Она называется переменной-предиктором, потому что она формирует основу для прогнозирования значения переменной результата
Отношения между переменными могут отображаться на графике или в виде числовой оценки, называемой коэффициентом корреляции.
- Если увеличение одной переменной имеет тенденцию ассоциироваться с увеличением другой, то это известно как положительная корреляция .
- Если увеличение одной переменной имеет тенденцию ассоциироваться с уменьшением другой, то это известно как отрицательная корреляция .
- Нулевая корреляция возникает при отсутствии связи между переменными.
Посмотрев на диаграмму разброса, если мы хотим убедиться, что между двумя переменными действительно существует значимая связь, можно провести статистический тест корреляции, такой как ро Спирмена.
Тест даст нам оценку, называемую коэффициент корреляции . Это значение находится в диапазоне от 0 до 1, и чем ближе к 1 оценка, тем сильнее взаимосвязь между переменными. Это значение может быть как положительным, т.е. 0,63 или минус -0,63.
Корреляция между переменными, однако, не означает автоматически, что изменение одной переменной является причиной изменения значений другой переменной. Корреляция показывает только наличие связи между переменными.
Корреляция не всегда доказывает причинно-следственную связь, поскольку может быть задействована третья переменная.
Методы интервью
Интервью обычно делятся на два типа: структурированные и неструктурированные.
В структурированном интервью ситуация интервью максимально стандартизирована. Структурированные интервью носят формальный характер, как и собеседования при приеме на работу.
Существует фиксированный, заранее определенный набор вопросов, которые задаются каждому участнику в одинаковом порядке и одинаковым образом. Ответы записываются в анкету, а порядок и формулировка вопросов, а иногда и диапазон альтернативных ответов задаются исследователем.
Интервьюер остается в рамках своей роли и поддерживает социальную дистанцию от интервьюируемого.
Неструктурированные интервью носят неформальный характер, как случайные беседы. Им обычно предшествует общий разговор, и исследователь намеренно использует неформальный подход, пытаясь разрушить социальные барьеры.
Заданных вопросов нет, и участнику разрешено поднимать любые темы, которые он/она считает актуальными, и задавать их по-своему. Вопросы ставятся в связи с ответами участников на тему
В ходе такого рода опроса, скорее всего, будет собрано много качественных данных.
Неструктурированные интервью наиболее полезны в качественных исследованиях, предназначенных для анализа отношений и ценностей. Хотя они редко обеспечивают надежную основу для обобщений, их главное преимущество заключается в том, что они позволяют исследователю исследовать субъективную точку зрения социальных акторов.
Метод анкетирования
Анкетирование можно рассматривать как своего рода письменное интервью. Они могут проводиться лицом к лицу, по телефону или по почте.
Задаваемые вопросы могут быть открытыми, что обеспечивает гибкость ответов респондента, или они могут быть более строго структурированными, требующими кратких ответов или выбора ответов из предложенных вариантов.
Выбор вопросов важен из-за необходимости избегать предвзятости или двусмысленности в вопросах, «ведущих» респондента или вызывающих оскорбление.
Почтовый вопросник, по-видимому, дает возможность обойти проблему предвзятости интервью, сократив личное участие исследователя.
Другие его практические преимущества заключаются в том, что он дешевле, чем личные интервью, и может использоваться для относительно быстрого контакта с большим количеством респондентов, разбросанных по большой территории.
Наблюдения
- Скрытое наблюдение — исследователь не сообщает участникам, что за ними наблюдают, пока исследование не будет завершено. Могут быть этические проблемы или обман и согласие с этим конкретным методом наблюдения.
- Открытое наблюдение — это когда исследователь сообщает участникам, что за ними наблюдают и для чего за ними наблюдают.
- Контролируемый : поведение наблюдается в контролируемых лабораторных условиях (например, исследование куклы Бандуры Бобо).
- Натуральный : Здесь записывается спонтанное поведение в естественной обстановке.
- Участник : Здесь у наблюдателя есть прямой контакт с группой людей, за которыми он наблюдает. Исследователь становится членом группы, которую он исследует.
- Неучастник (он же «муха на стене»): Исследователь не имеет прямого контакта с людьми, за которыми наблюдают. Наблюдение за поведением участников с расстояния
Пилотное исследование
Пилотное исследование – это небольшое предварительное исследование, проводимое для оценки осуществимости ключевых этапов будущего полномасштабного проекта.
Пилотное исследование — это первоначальный прогон процедур, которые будут использоваться в расследовании; он включает в себя выбор нескольких человек и опробование на них исследования. Можно сэкономить время, а в некоторых случаях и деньги, выявив любые недостатки в процедурах, разработанных исследователем.
Пилотное исследование может помочь исследователю выявить любые неясности (например, необычные вещи) или путаницу в информации, предоставленной участникам, или проблемы с разработанным заданием.
Иногда задание слишком сложное, и исследователь может получить эффект пола, потому что ни один из участников вообще не может набрать баллы или выполнить задание — все показатели низкие. Противоположным эффектом является эффект потолка, когда задача настолько проста, что все получают практически максимальные оценки или лучшие результаты и «упираются в потолок».
Дизайн исследования
В поперечном исследовании исследователь сравнивает несколько сегментов населения одновременно
Иногда мы хотим увидеть, как люди меняются с течением времени, например, в исследованиях человеческого развития и
продолжительности жизни. Лонгитюдное исследование — это исследовательский план, при котором сбор данных осуществляется неоднократно в течение длительного периода времени.
В когортных исследованиях участники должны иметь общие факторы или характеристики, такие как возраст, демографические данные или род занятий. Когортное исследование — это тип лонгитюдного исследования, в котором исследователи отслеживают и наблюдают за выбранной группой населения в течение длительного периода времени.
Триангуляция означает использование более чем одного метода исследования для повышения достоверности исследования.
Надежность
Надежность – это мера согласованности, если определенное измерение повторяется и получается один и тот же результат, то оно считается надежным.
Надежность повторного тестирования – Оценка одного и того же человека в двух разных случаях, которая показывает, в какой степени тест дает одинаковые ответы.
Надежность между наблюдателями – степень согласия между двумя или более наблюдателями.
Мета-анализ
Мета-анализ — это систематический обзор, который включает в себя определение цели и последующий поиск исследований, направленных на аналогичные цели/гипотезы.
Это делается путем просмотра различных баз данных, после чего принимаются решения о включении/исключении исследований.
Сильные стороны: Повышает достоверность выводов, поскольку они основаны на более широком диапазоне.
Слабые стороны: Дизайн исследований в исследованиях может различаться, поэтому они не могут быть по-настоящему сопоставимы.
Рецензирование
Исследователь представляет статью в журнал. Выбор журнала может определяться его аудиторией или престижем.
Журнал выбирает двух или более подходящих экспертов (психологов, работающих в аналогичной области) для бесплатного рецензирования статьи. Рецензенты оценивают: использованные методы и схемы, оригинальность результатов, обоснованность исходных результатов исследования и его содержание, структуру и язык.
Отклик рецензента определяет, будет ли статья принята. Статья может быть: принята как есть, принята с исправлениями, возвращена автору на доработку и повторное представление или отклонена без возможности представления.
Редактор принимает окончательное решение о том, принять или отклонить исследовательский отчет, на основании комментариев/рекомендаций рецензентов.
Рецензирование важно, потому что оно предотвращает попадание ошибочных данных в общественное достояние, обеспечивает способ проверки достоверности результатов и качества методологии и используется для оценки исследовательского рейтинга факультетов университета.
Экспертная проверка может быть идеальным решением, но на практике возникает множество проблем. Например, это замедляет публикацию и может помешать публикации необычной новой работы. Некоторые рецензенты могут использовать это как возможность помешать конкурирующим исследователям публиковать свои работы.
Некоторые люди сомневаются в том, что рецензирование действительно может предотвратить публикацию мошеннических исследований.
Появление Интернета означает, что многие исследования и академические комментарии публикуются без официальных рецензий, чем раньше, хотя в Интернете развиваются системы, где каждый действительно имеет возможность высказать свое мнение и контролировать качество исследований.
Типы данных
- Количественные данные — числовые данные, т.е. время реакции или количество ошибок. Он представляет, сколько или как долго, сколько есть чего-то. Подсчет поведенческих категорий и закрытых вопросов в анкете собирает количественные данные.
- Качественные данные — практически любой тип информации, которую можно наблюдать и записывать, которая не является числовой по своей природе и может быть в форме письменного или устного сообщения. Открытые вопросы в анкетах и отчеты обсервационных исследований собирают качественные данные.
- Первичные данные — это данные из первых рук, собранные для целей расследования.
- Вторичные данные — это информация, которая была собрана кем-то, кроме лица, проводящего исследование, например, взято из журналов, книг или статей.
Валидность
Валидность означает, насколько хорошо исследование фактически измеряет то, что оно излагает, или насколько хорошо оно отражает реальность, которую, как утверждается, представляет.
Достоверность заключается в том, является ли наблюдаемый эффект подлинным и представляет ли он то, что на самом деле существует в мире.
- Параллельная валидность — это степень, в которой психологическая мера соотносится с существующей аналогичной мерой и дает близкие результаты. Например, новый тест интеллекта по сравнению с установленным тестом.
- Лицевая валидность : измеряет ли тест то, что он должен измерять «на первый взгляд». Это делается путем «на глаз» измерения или передачи его эксперту для проверки.
- Экологическая достоверность y – это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены на другие условия/реальную жизнь.
- Временная валидность — это степень, в которой результаты исследования могут быть обобщены на другие исторические периоды.
Особенности науки
- Парадигма — Набор общих предположений и согласованных методов в рамках научной дисциплины.
- Сдвиг парадигмы – Результат научной революции: существенное изменение доминирующей объединяющей теории в научной дисциплине.
- Объективность — Когда все источники личной предвзятости сведены к минимуму, чтобы не искажать и не влиять на исследовательский процесс.
- Эмпирический метод – Научные подходы, основанные на сборе данных путем прямого наблюдения и опыта.
- Воспроизводимость — Степень, в которой научные процедуры и результаты могут быть повторены другими исследователями.
- Фальсифицируемость – Принцип, согласно которому теория не может считаться научной, если она не допускает возможности оказаться ложной.
Статистическое тестирование
Значимым результатом является результат, при котором существует низкая вероятность того, что случайные факторы были ответственны за любое наблюдаемое различие, корреляцию или связь в тестируемых переменных.
Если наш тест значим, мы можем отклонить нашу нулевую гипотезу и принять нашу альтернативную гипотезу.
Если наш тест незначим, мы можем принять нашу нулевую гипотезу и отклонить нашу альтернативную гипотезу. Нулевая гипотеза — это утверждение об отсутствии эффекта.
В психологии мы используем p < 0,05 (поскольку он устанавливает баланс между совершением ошибок I и II рода), но p < 0,01 используется в тестах, которые могут причинить вред, например, введение нового наркотика.
Ошибка I рода — это когда нулевая гипотеза отвергается, когда ее следовало принять (происходит при использовании мягкого уровня значимости, ошибка оптимизма).
Ошибка II рода — это когда нулевая гипотеза принимается, когда ее следовало отвергнуть (происходит при использовании строгого уровня значимости, ошибка пессимизма).
Этические вопросы
- Информированное согласие — это когда участники могут принять обоснованное решение о том, принимать ли участие. Это заставляет их угадывать цели исследования и менять свое поведение.
- Чтобы справиться с этим, мы можем получить предполагаемое согласие или попросить их официально подтвердить свое согласие на участие, но это может сделать недействительной цель исследования, и не гарантируется, что участники поймут.
- Обман следует использовать только в том случае, если он одобрен комитетом по этике, поскольку он предполагает намеренное введение в заблуждение или сокрытие информации. Участники должны быть полностью проанализированы после исследования, но подведение итогов не может повернуть время вспять.
- Все участники должны быть проинформированы в начале, что они имеют право отозвать , если они когда-либо почувствуют себя огорченными или неудобными.
- Это вызывает предвзятость, так как те, кто остался, послушны, а некоторые могут не отказаться, потому что им дали стимулы или они чувствуют, что портят исследование. Исследователи могут предложить право на отзыв данных после участия.
- Все участники должны иметь защиту от вреда . Исследователь должен избегать рисков, превышающих те, с которыми он сталкивается в повседневной жизни, и он должен прекратить исследование, если подозревается какой-либо вред. Однако вред может быть неочевидным во время исследования.
- Конфиденциальность касается передачи личной информации. Исследователи не должны записывать никаких имен, а должны использовать числа или вымышленные имена, хотя это может оказаться невозможным, поскольку иногда можно установить, кем были исследователи.
Методы исследования в психологии: тип и пример
Психология — очень обширная тема не только с точки зрения того, что исследуется, но и с точки зрения того, как ее можно исследовать. Методы исследования в психологии составляют основу дисциплины; без них мы не можем гарантировать, что исследуемые темы соответствуют стандартизированному научному протоколу, но мы вернемся к этому позже.
- Мы начнем с изучения научного метода гипотез.
- Затем мы углубимся в типы методов исследования в психологии.
- После этого мы рассмотрим научный процесс в психологии.
- Далее мы будем сравнивать методы исследования в психологии.
- Наконец, мы определим методы исследования на примерах психологии.
Гипотеза Научный метод
Прежде чем мы перейдем к различным методам исследования, используемым в психологии, давайте рассмотрим цели и задачи исследования.
Цель исследователя в психологии состоит в том, чтобы поддержать или опровергнуть существующие теории или предложить новые посредством эмпирических исследований.
Эмпиризм в исследованиях относится к проверке и измерению того, что можно наблюдать с помощью наших пяти органов чувств.
В научных исследованиях для проверки теории она должна быть сначала организована и записана в виде операциональной гипотезы.
Операционная гипотеза — это прогностическое утверждение, в котором перечислены исследуемые переменные, способ их измерения и ожидаемый результат исследования.
Давайте рассмотрим пример хорошей операциональной гипотезы.
Клиенты с диагнозом большое депрессивное расстройство, получающие когнитивно-поведенческую терапию, с большей вероятностью будут иметь более низкие баллы по шкале депрессивной инвентаризации Бека, чем пациенты с диагнозом большое депрессивное расстройство, которые не получают лечения своих симптомов.
Исследования по предоставлению поддержки или опровержению гипотез/теорий – вот где вступают в действие методы исследования в психологии.
Типы методов исследования в психологии
Что касается методов исследования в психологии, их можно разделить на две категории; качественный и количественный.
Качественное исследование — это когда данные, полученные с использованием метода исследования, не являются числовыми, а количественное исследование — когда данные являются числовыми.
Эти две категории различаются не только тем, как собираются данные, но и тем, как они анализируются. Например, качественные исследования обычно используют статистический анализ, тогда как качественные исследования обычно используют контентный или тематический анализ.
Тематический анализ сохраняет качество данных, а контент-анализ преобразует их в количественные данные.
Рис. 1. Количественные данные могут быть представлены различными способами, такими как таблицы, графики и диаграммы.
Научный процесс: психология
Исследования в области психологии должны следовать стандартизированному протоколу, чтобы гарантировать, что исследование является научным. По сути, исследование должно сформировать гипотезу на основе существующих теорий, проверить их эмпирически и сделать вывод, поддерживают они или опровергают гипотезу. Если теория опровергнута, то следует адаптировать исследование и повторить описанные выше шаги.
Но почему исследования должны быть научными? Психология проверяет важные вещи, например. эффективность вмешательств; если исследователь приходит к выводу, что это эффективно, когда это не так, это может привести к серьезным последствиям.
Количественные и качественные исследования различаются тем, что делает исследования эффективными. Например, количественные исследования должны быть эмпирическими, надежными, объективными и обоснованными. Напротив, качественные исследования подчеркивают важность переносимости, достоверности и подтверждаемости.
Сравнение методов исследования: психология
Существуют различные подходы, используемые в психологических исследованиях по двум основным категориям. Давайте обсудим пять стандартных методов исследования, используемых в психологии. Это экспериментальные методы, методы наблюдения, методы самоотчета, корреляционные исследования и тематические исследования.
Методы исследования в психологии: экспериментальные методы
Эксперименты дают представление о причинно-следственной связи, демонстрируя результат, возникающий при манипулировании определенной переменной.
Экспериментальные исследования — это количественные исследования.
В психологии в основном используются четыре типа экспериментов:
- Лабораторные эксперименты.
- Полевые эксперименты.
- Естественные эксперименты.
- Квазиэксперименты.
У каждого типа экспериментов есть свои сильные и слабые стороны.
Тип эксперимента зависит от того, как участники распределены по экспериментальным условиям и от того, является ли независимая переменная естественной или искусственной.
Методы исследования в психологии: методы наблюдения
Методы наблюдения используются, когда исследователь наблюдает за тем, как люди ведут себя и действуют, чтобы больше узнать об их идеях, опыте, действиях и убеждениях.
Наблюдения в первую очередь классифицируются как качественные . Однако они также могут быть количественными или обоими (смешанными методами) .
Двумя основными методами наблюдения являются:
Наблюдения также могут быть открытое и скрытое (относится к тому, знает ли участник, что за ним наблюдают), натуралистическое и контролируемое .
Методы исследования в психологии: методы самоотчета
Корреляционные исследования — это неэкспериментальный количественный метод исследования. Он используется для измерения силы и направления двух сопутствующих переменных.
Корреляции можно разделить на слабые, умеренные или сильные, а также на отрицательные, нулевые или положительные корреляции.
Положительные корреляции — это когда одна переменная увеличивается, а другая тоже увеличивается.
Продажи зонтов увеличиваются по мере увеличения дождливой погоды.
Отрицательные корреляции возникают, когда одна переменная увеличивается, а другая уменьшается.
Продажа горячих напитков увеличивается по мере снижения температуры.
И нет корреляции это когда нет связи между копеременными.
Методы исследования в психологии: тематические исследования
Тематические исследования относятся к качественной методологии исследования. Тематические исследования подробно изучают людей, группы, сообщества или события. Они часто используют мультиметодологический подход, который включает интервью с участниками и наблюдения.
В тематическом исследовании в области психологии обычно собираются важные и влиятельные биографические моменты из прошлого пациента и характерные детали его повседневной жизни, которые могут способствовать развитию определенного поведения или мышления.
Известный психологический пример H.M. Из его тематического исследования; мы узнали о влиянии повреждения гиппокампа на память.
Методы исследования в психологии: Примеры других методов исследования
Некоторые другие стандартные методы исследования в психологии:
- Кросс-культурное исследование сравнивает результаты стран, которые исследовали схожие концепции, для выявления культурных сходств и различий.
- Метаанализ систематически объединяет результаты нескольких исследований в один результат и обычно используется для определения направления установленных исследований в конкретной области. Например, метаанализ может показать, предлагают ли текущие исследования эффективное вмешательство.
- Лонгитюдное исследование – это исследование, проводимое в течение длительного периода, т.е. исследовать долгосрочные последствия чего-либо.
- Поперечное исследование — это когда исследователи собирают данные от многих людей в течение установленного периода времени. Метод исследования обычно используется для измерения распространенности заболеваний.
Примеры методов исследования в психологии
Давайте рассмотрим примеры пяти стандартных методов исследования в психологии, которые можно использовать для проверки гипотез.
Метод исследования | Гипотезы |
Экспериментальные методы | Люди с большим депрессивным расстройством, получающие когнитивно-поведенческую терапию, будут иметь более низкие баллы по шкале депрессии Бека, чем люди с большим депрессивным расстройством, которые не получали вмешательства. |
Методы наблюдения | Жертвы издевательств реже играют и взаимодействуют с другими на школьной площадке. |
Методы самоотчета | Люди, которые сообщают о высшем образовании, с большей вероятностью сообщают о более высоких доходах. |
Корреляционные исследования | Существует связь между количеством времени, затрачиваемого на упражнения, и мышечной массой. |
Примеры из практики | Центавры чаще всего происходят из стран синей зоны. |
Методы исследования в психологии. Ключевые выводы
- Научный метод предполагает, что перед использованием методов исследования в психологии необходимо сформулировать операциональную гипотезу.
- Некоторыми типами методов исследования в психологии являются экспериментальные методы, методы наблюдения и самоотчета, а также корреляционные и тематические исследования.
- При сравнении методов исследования: психология, методы исследования можно разделить на две категории; качественный и количественный.
- Некоторые методы исследования в психологии используют экспериментальные методы для определения того, будут ли люди с большим депрессивным расстройством, получающие когнитивно-поведенческую терапию, иметь более низкие баллы по шкале депрессии Бека, чем люди с большим депрессивным расстройством, которые не получали никакого вмешательства.