Схема структуры общения: Схема структуры общения

Статья по психологии «Общение, его структура и функции».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат
по социальной психологии

на тему


«Общение, его структура и функции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. ..3

Основная часть……………………………………………………………………..5

1.1.Понятие процесса общения………………………………………………..…5

1.2.Структура процесса общения…………………………………………………5

1.3.Функции процесса общения………………………………………………….7

Заключение……………………………………………………………………….10

Список литературы ……………………………………………………………..12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

         Отношения человека – и общественные, и межличностные, раскрываются и реализуются в общении. Таким образом, корни общения – в самой материальной жизнедеятельности индивидов. Общение же и есть реализация всей системы отношений человека. «В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу» [3], т.е. включены в общение. В повседневных контактах между людьми зарождаются дружба и вражда, одиночество и привязанность, семья и команда. В общении человек приобретает свою индивидуальность, находит признание и подтверждает призвание. Общение играет огромную роль в жизни и деятельности общества. Уже сам процесс социализации человеческой личности, процесс становления отдельного человека как “общественного человека” (Маркс), невозможен без общения

.
Общение есть в то же время и необходимое условие любой деятельности человека, имеющей общественную природу, можно утверждать вслед за ленинградским исследователем В.Н. Панферовым, что “любая человеческая деятельность невозможна вне общения” [4]. Общение вынуждено совместной жизнедеятельностью людей, поэтому оно необходимо осуществляется при самых разнообразных межличностных отношениях, т.е. дано и в случае положительного, и в случае отрицательного отношения одного человека к другому.

У процесса общения есть свои цели — это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

В жизни человека общение не существует как обособленный процесс или самостоятельная форма активности. Оно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая не может ни возникнуть, ни осуществиться без интенсивного и разностороннего общения.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Кодирование информации — это способ передачи её от одного к другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием тела, руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это — язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей). По своей изобретательности в выборе средств и способов общения человек намного опередил все известные живые существа, обитающие на планете Земля.

Основная часть

         Общение — сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга.

         Субъектами общения являются живые существа, люди. Общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий её — реципиентом.

Структура общения.

         Получившая широкое признание аналитическая модель, в соответствии с которой структура любого акта общения включает перцептивную, коммуникативную и интерактивную стороны, направлена на конкретизацию предметной области межличностного общения в соответствии с функциональным разнообразием протекающих в его рамках процессов.

 

         Процесс общения включает в себя 3 аспекта:

·        коммуникативный — обмен информацией, использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные. Хороший коммуникатор – это человек, обладающий богатым репертуаром коммуникативных техник, используемых на разных уровнях общения.

·        интерактивный — организация взаимодействия людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт), т.е. обмен не только знаниями, идеями, но и действиями. Среди возможных позиций, которые занимают партнеры при организации и осуществлении общения, можно отметить «пристройку» к партнеру «свысока», «на равных», «снизу» либо отстраненную позицию. Ни одна из них не является однозначно хорошей или плохой. О продуктивности пристройки можно судить лишь в контексте конкретной ситуации. Так, «пристройка снизу», уместная в некоторых случаях (например, при необходимости извиниться перед партнером), может трансформироваться в неискреннюю угодливость; отстраненная позиция, невмешательство, может в крайнем своем выражении стать отчуждением. Умение человека использовать всю палитру возможных позиций в общении – один из возможных показателей психологической зрелости личности.

·        перцептивный — процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа для взаимопонимания. Перцептивные навыки проявляются в умениях определять контекст встречи, то есть прогнозировать поведение партёра; понимать настроение партнера по его вербальному и невербальному поведению; учитывать «психологические эффекты» восприятия при анализе коммуникативной ситуации.
     Выделяют 4 основных функции межличностной перцепции:

1) познание себя;

2) познание партнера по общению;

3) организация совместной деятельности;

4) установление эмоциональных отношений.


         Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество. Чтобы общение как взаимодействие происходило беспроблемно, оно должно состоять из следующих этапов:     

— Установка контакта (знакомство). Предполагает понимание другого человека, представление себя другому человеку.

— Ориентировка в ситуации общения, осмысление происходящего, выдержка  паузы.  
— Обсуждение интересующей проблемы.
— Решение проблемы.
— Завершение контакта (выход из него).

Функции общения.

         Общение – это сложный многоуровневый процесс выстраивания отношений между людьми. Общение непрерывно связано с обменом информацией, пониманием и восприятием между собеседниками. Значимость и потребность человека в общении является обязательным условием становления и развития личности.

         Функций общения в психологии много, они несут разные смысловые нагрузки, но цель всегда остается одна – взаимодействие с людьми.

         Если рассматривать общение в определенной системе отношений, то можно выделить следующие группы функций.

1. Психологические функции обусловливают развитие человека как индивида и личности. В условиях общения многие психические процессы протекают иначе, чем в условиях изолированной индивидуальной деятельности. Общение стимулирует развитие мыслительных процессов (когнитивная деятельность), волевых процессов (активность), эмоциональных процессов (эффективность).

2. Социальные функции детерминируют развитие общества как социальной системы и развитие групп как составных единиц этой системы. Интеграция общества возможна только при условии наличия общения во всех его видах, типах и формах.

3. Инструментальные функции определяют многочисленные связи между человеком и миром в самом широком смысле слова, между различными социальными группами.

         Основные функции общения:

1. Прагматическая – отражает его потребностно-мотивационные причины и реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности. При этом само общение очень часто выступает самой важной потребностью.

2. Функция формирования и развития – отражает способность общения оказывать воздействие на партнеров, развивая и совершенствуя их во всех отношениях. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, а также формируется как личность. В общем виде общение можно определить как универсальную реальность, в которой зарождаются, существуют и проявляются в течение всей жизни психические процессы, состояния и поведение человека.

3. Функция подтверждения – обеспечивает людям возможность познать, утвердить и подтвердить себя. Только в ходе общения с другими людьми мы понимаем, кто и что мы, ставим себе оценку, ищем поддержку и т.д.

4. Функция объединения-разъединения людей, с одной стороны, посредством установления между ними контактов, способствует передаче друг другу необходимых сведений и настраивает их на реализацию общих целей, намерений, задач, соединяя их тем самым в единое целое, а с другой стороны, она может способствовать дифференциации и изоляции личностей в результате общения.

5. Функция организации и поддержания межличностных отношений — служит интересам налаживания и сохранения достаточно устойчивых и продуктивных связей, контактов и взаимоотношений между людьми в интересах их совместной деятельности.

6. Внутриличностная функция общения – реализуется в общении человека с самим собой (через внутреннюю или внешнюю речь, построенную по типу диалога). Такое общение может рассматриваться как универсальный способ мышления человека. Это одна из самых важных фукций, поскольку посредством внутреннего диалога принимаются определенные решения, совершаются поступки, т.е. внутреннее общение является универсальным способом мышления человека.

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.

А.Н. Толстой

         Человек — социальное существо, его жизнь и развитие невозможно без общения и взаимодействия с людьми. Жизнь каждого нормального человека пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении — одна из самых важных человеческих потребностей. Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Если бы с рождения человек был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не стал бы цивилизованным, культурно и нравственно развитым гражданином, был бы до конца жизни обречен оставаться полуживотным, лишь внешне, анатомо-физиологически напоминающим человека. Об этом свидетельствуют многочисленные факты, описанные в литературе и показывающие, что, будучи лишенным общения с себе подобными, человеческий индивид, даже если он, как организм, вполне сохранен, тем не менее остается биологическим существом в своем психическом развитии. В общении люди проявляют, раскрывают для себя и других свои психологические качества. Но эти качества не только проявляются через общение, в нем они возникают и формируются. Общаясь с другими людьми, человек усваивает общечеловеческий опыт, исторически сложившиеся социальные нормы, ценности, знания и способы деятельности, формируется как личность и индивидуальность. То есть, общение выступает важнейшим фактором психического развития человека. В самом общем виде можно определить общение как универсальную реальность, в которой зарождаются и существуют в течение всей жизни психические процессы и поведение человека. Интенсивность общения, разнообразие его содержания, целей и средств являются важнейшими факторами, определяющими развитие человека. Таким образом, процесс общения служит развитию различных сторон психологии и поведения человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Андреева Г.М. Социальная психология. –  М. , 2000.

2.     Куницына В.Н. Межличностное общение. –  М., 2000.

3.     Леонтьев А.А. Психология общения. –  М., 1974.

4.     Панферов В.Н. Психология общения//Вопросы философии. – М., 1971.

О ценности личного общения в мире гуманитарной коммуникации

Доклад прочитан на конференции «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты»  28 октября 2011 года в Киеве.

Досточтимейшие коллеги! Сегодня нет ни малейшей необходимости доказывать кардинальную роль феноменов информации и коммуникации в современном обществе. Сам выбор темы нашего форума — одно из многих свидетельств этой роли, и, как все мы знаем, современное общество определяется в своем типе, своей природе как «информационное» или «коммуникационное» общество, явившееся на смену индустриальному и постиндустриальному. Соответственно, коммуникация как акт и процесс передачи информации есть сегодня главнейший и ключевой социальный механизм, и механизм решительно безальтернативный. Больше того, как убедительно рассуждал Никлас Луман, коммуникацию следует считать первопринципом общества, она полагает общество и социальный порядок, она первичней нежели само общество.

Многие из самых влиятельных философов современности, начиная с Витгенштейна, такие как Хабермас, Апель и др., часто и с полным основанием именуются «философами коммуникации», в их трактовке реальность предстает как «коммуникативная реальность», а познание как таковое осуществляется лишь из перспективы участия в коммуникации. Таким образом, коммуникация — господствующая и всеохватывающая стихия, если угодно, сама материя социального существования; и разумеется, она обладает богатым многообразием форм, видов, технологий, которое, к тому же, постоянно расширяется и растет. В новейшее время в этом многообразии активнее всего развиваются и получают преобладание медийные и виртуальные формы и технологии коммуникации. За счет их бурного роста и всепроникающего внедрения, коммуникативная насыщенность социальной жизни, всего существования современного человека достигает предела.

Процесс интенсивного развития сферы коммуникации и повышения ее роли в жизни человека и общества принято рассматривать как несомненное достижение современной цивилизации, показатель ее прогресса и успеха. И действительно, его положительные стороны, открываемые им новые возможности бесспорны и очевидны. Однако существуют, тем не менее, и другие стороны, и более точным будет сказать, что данный процесс глубоко амбивалентен: приносимые им приобретения сочетаются с существенными утратами. Сегодня уже прочно замечено, что современный прогресс коммуникации одновременно представляет собою регресс общения. И наиболее значительный регресс и ущерб для общения несут с собой именно новейшие и самые прогрессивные коммуникативные технологии, медийные и виртуальные. Медийные коммуникации порождают симулякры — такие коммуницируемые содержания, что представляют собой знаки особого рода — означающие, за которыми нет никакого означаемого, но которые тем не менее воспринимаются и воздействуют, создавая у адресатов коммуникации мнимую и фальшивую картину реальности. При этом, размножение симулякров нарастает еще быстрее и сильнее нежели само развитие массмедиа, так что мир потребителей медийной коммуникации оказывается охвачен тотальным превращением его в мир симулякров. Помимо того, надо учесть и еще одно, хорошо известное: медийные коммуникации — это безличные формы коммуникации, в которых сообщения, получаемые человеком, в конечной сути своей выражают лишь свою медийность, медийную природу, — что и зафиксировал знаменитый афоризм Маклюэна: Media is the message. В ходе таких коммуникаций, как и в подлинном общении, человек изменяется, но только изменяется он к своему превращению в медийный конструкт, то есть не к углублению, а обмелению, редукции своей человечности, своей личностно- экзистенциальной стихии. Уместно тут вспомнить и давнее предостережение Марины Цветаевой: Брось, девушка! Родишь читателя газет! Что же касается виртуальных технологий коммуникации, таких как общение в Интернете и социальных сетях, то происходящая здесь виртуализация общения сегодня уже немало анализировалась и критиковалась. Этот род коммуникаций обнаруживает сходные качества. Хотя виртуальная коммуникация, вообще говоря, не является безличной, а представляет собой все же человеческое взаимообщение, способное развиваться и углубляться, однако, по самой природе виртуального, это общение всегда лишено каких-либо существенных предикатов актуального общения, оно принципиально не может достигать насыщенной полноты подлинного общения во всех его измерениях.

Оно лишено обязательности и ответственности, которые несет встреча лицом к лицу, и человек в нем заведомо не может проявлять и реализовывать себя во всей своей цельности. Что особенно важно, в нем отсутствует фактор человеческого лица, которое и является откровением цельного человека. Хотя и способное заинтересовывать, задевать, зацеплять, оно всегда поверхностно, необязательно и частично; и поскольку оно не насыщает духовно-душевных потребностей человека, то человек, как правило, начинает испытывать фрустрацию. Чтобы преодолеть ее, он множит свои виртуальные контакты, увеличивает длительность виртуального общения — но это все бесплодно.

Резюмировать все эти черты новейших видов коммуникации можно наглядно- схематически. Сравнительно с обычным человеческим общением в эмпирической реальности, эти коммуникации выстраивают целое многообразие новых форм; и это многообразие можно представлять упорядоченным, как некую иерархию, нисходящую вниз, ко все более обездушенным, поверхностным и частичным формам. Это — иерархия по убыванию экзистенциально-личностной, духовно-душевной насыщенности общения. В конце такой иерархии будет, очевидно, чисто формализованное общение, какое осуществляется меж компьютерными системами и передается термином «общение протоколов». Итак, в новейших коммуникациях, медийных и виртуальных, человеку предлагается иерархия форм общения, нисходящая от полномерного личностного общения — к общению протоколов. С укреплением своего господства, эти новые виды коммуникаций несут кризис человеческого общения.

Но главная задача моего малого доклада — не воспроизвести лишний раз критику этих форм общения, сегодня звучащую достаточно часто, но указать, напомнить, что существуют и другие миры общения, где актуализуются совсем иные, противоположные потенции человека. Эти миры связаны с феноменом личного общения, каким оно осуществляется в духовной жизни. Их можно обнаружить во многих и разнообразных проявлениях и контекстах, но наиболее ярко и полно они представлены в духовной практике. Здесь мы их кратко и рассмотрим, на примере православного исихазма (которому будет посвящена открывающаяся сегодня конференция). Эта практика, зарождавшаяся в древнем монашеском отшельничестве, прежде рассматривалась, да нередко рассматривается и сегодня как пример крайней асоциальности, радикального выхода из общества и общения. Но в связи с нашей темой, я бы позволил себе сказать, пускай и несколько заостряя, что исихазм представляет собой не что иное как школу высших форм личного общения. Как в сфере современных коммуникаций мы нашли иерархию форм общения, нисходящую вниз, к предельно обедненному общению как общению протоколов, обмену битами информации — так в исихастской практике мы находим тоже иерархию форм общения, однако совсем других: иерархию все обогащающихся форм, восходящую вверх, к вершине, которую занимает абсолютная полнота общения, данная как общение онтологическое, совершенный обмен бытием, или взаимообращение бытия между совершенными Личностями-Ипостасями, что именуется перихорисис.

Опишем эту восходящую иерархию немного подробней. Исихастская практика уже и начинается с создания особой формы общения — общения в антропологической ячейке- диаде послушник — старец. Это — асимметричное общение, как и большинство форм восходящей иерархии: в них одна из сторон путем общения питает личностный рост другой. В диаде послушник — старец общение достигает такой глубины, что старцу делается открыт, прозрачен внутренний мир послушника, а послушник испытывает трансформацию своего мира, вступая на путь, ведущий к бытийному претворению.

Дальнейший путь практики построен в ступенчатой парадигме, это — знаменитая исихастская Лествица, ступени которой восходят к соединению человека с Богом.

Восхождение совершается, прежде всего, посредством молитвы, то есть общения с Богом, и каждой из ступеней Лествицы соответствует определенная форма молитвенного Богообщения. Можно сказать поэтому, что общение составляет одно из имманентных измерений практики, и в этом измерении исихастская Лествица представляется как восходящая иерархия форм общения. Что это за формы? Природа их коренится в теснейшей связи общения и личности. По христианскому учению, понятие личности относится к Богу, личность как таковая есть Божественная Ипостась; и восхождение человека к соединению с Богом есть, тем самым, не что иное как его приобщение к Личности-Ипостаси, становление человека личностью.

Поэтому ступени восхождения — это ступени строительства личности человека, и строительство это совершается в общении и путем общения. Однако общение — не только способ строительства личности, но и более того, способ самого ее существования и бытия.

В православном богословии Божественное бытие передается формулой «личное бытие- общение», общение выступает здесь как дефиниция личности, причем очевидно, что в горизонте Божественного бытия реализуется не какая-либо из частных форм общения, присущих бытию эмпирическому, но общение совершенное, само общение как таковое в своей абсолютной полноте. Эта вершина всех форм общения, как сказано выше, носит название перихорисис, обход по кругу, и мыслится как совершенный взаимообмен бытием между Личностями-Ипостасями, вневременное обращение бытия, образующее Триединую Личность Бога. И формы общения, созидаемые на ступенях практики, постепенно углубляясь, вовлекая в себя всего цельного человека и переустраивая его, восходят к этой полноте онтологического, бытийного общения — хотя и не могут всецело ее достичь, оставаясь в эмпирическом бытии.

Эта беглая, упрощенная схема форм общения небесполезна для ориентации в реальности наших дней. Универсум общения представился нам в виде двух взаимно противоположных иерархий, которые обе имеют своим основанием обычные практики общения в обыденной жизни. Новые технологии коммуникаций, продвигающиеся к тотальному господству в мире, создают нисходящую иерархию все более обедненных, редуцированных форм общения, ведущих к его полной виртуализации и превращению в машинное «общение протоколов». Помимо обеднения общения, их господство несет и реальные риски, опасности и угрозы существованию человека. Эти опасности сегодня также общеизвестны: к примеру, глубокий, длительный уход в виртуальную реальность затрудняет отношения человека с актуальной реальностью, ухудшает его способность контроля и управления собой и окружающей ситуацией, повышает риски техногенных катастроф; развивающиеся постчеловеческие тренды строят проекты устранения человека, замены его неким «Постчеловеком» в виде киборга или генетического мутанта; и т. д. Напротив, в духовной практике, в восхождении к личному бытию-общению созидается восходящая иерархия форм, в которых общение достигает все большей глубины и насыщенности, так что в нем происходит обогащение личности, генерация более тонких, дифференцированных и высокоорганизованных структур личности и идентичности человека. Вершина этой иерархии, недостижимая в здешнем бытии, — онтологическое тождество общения, личности и бытия, что и есть личное бытие-общение, Триединая Божественная Личность. Ведущие же к вершине высшие формы общения в наиболее чистом виде культивируются в аскетической практике, но их можно также найти и в более широкой сфере, в мире религиозного опыта и близких, примыкающих к нему антропологических практик. Стоит, в частности, вспомнить, что особая развитость личного общения, его необычайная напряженность и глубина традиционно считались отличительным свойством русского менталитета, русской среды — свойством, что всегда поражало людей Запада. Поэтому в русской культуре, особенно, в русской классике и, в первую очередь, у Достоевского, можно почерпнуть многое о высших формах общения.

Из этой картины можно извлечь и практические выводы. Сегодняшнее торжество нисходящей иерархии несет угрозы и риски для человека, несет антропологический кризис; и, как легко согласиться, эта антропологическая ситуация нуждается в оздоровлении, коррекции. Как подсказывает наша схема, средством такой коррекции может служить новое обращение к формам общения, принадлежащим к восходящей иерархии и потому укрепляющим и обогащающим личностные начала и структуры в человеке. В сегодняшней ситуации личное общение, сохраняющее всю возможную полномерность межчеловеческого общения, приобретает новое значение: оно выступает как антропологическая ценность и ресурс для борьбы с антропологическим кризисом. Но, вместе с тем, возврат к этим формам не должен иметь целью реставрацию, отказ от новейших форм и технологий коммуникации. Сегодня такой отказ уже попросту невозможен: при всех опасных сторонах этих технологий, они адекватны миру современной цивилизации и сплошь и рядом незаменимы. Поэтому нужной стратегией является скорее не вытеснение их, а именно определенная коррекция, которая достигалась бы их сочетанием с высшими формами, полноценными личностно, экзистенциально и духовно. Попытку такого сочетания можно видеть в формирующейся в наши дни постсекулярной парадигме, которая ставит целью выстраивание диалогического партнерства религиозного и секулярного сознания. В очередной раз в истории, спасительный путь для человека и общества оказывается в отыскании гармонического баланса старого и нового.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Что такое коммуникационная диаграмма?

Диаграммы связи UML, как и диаграммы последовательности — своего рода диаграммы взаимодействия, показывают, как взаимодействуют объекты. Диаграмма связи — это расширение диаграммы объектов, которое показывает объекты вместе с сообщениями, которые передаются от одного к другому. В дополнение к ассоциациям между объектами диаграмма связи показывает сообщения, которые объекты посылают друг другу.

Вы ищете бесплатный инструмент UML для более быстрого, простого и быстрого изучения UML? Visual Paradigm Community Edition — это программное обеспечение UML, которое поддерживает все типы диаграмм UML. Это удостоенный международных наград UML-моделлер, но при этом он прост в использовании, интуитивно понятен и совершенно бесплатен.

Скачать бесплатно

Назначение схемы связи

  • Передача сообщений модели между объектами или ролями, которые обеспечивают функциональные возможности вариантов использования и операций
  • Модели механизмов в рамках архитектурного проекта системы
  • Захват взаимодействий, которые показывают переданные сообщения между объектами и ролями в рамках сценария совместной работы
  • Моделирование альтернативных сценариев в рамках вариантов использования или операций, предполагающих совместную работу различных объектов и взаимодействие
  • Поддержка идентификации объектов (следовательно, классов) и их атрибутов (параметров сообщения) и операций (сообщений), которые участвуют в вариантах использования

Краткий обзор схемы связи

В примере нотации для коммуникационной диаграммы объекты (действующие лица в вариантах использования) представлены прямоугольниками. В примере (общая схема связи):

  • Объекты: Объект1, Объект2, Объект…, ОбъектN-1… и ОбъектN.
  • Сообщения, передаваемые между объектами, представлены помеченными стрелками, которые начинаются с объекта-отправителя (актора) и заканчиваются объектом-получателем.
  • Примеры сообщений, передаваемых между объектами, помечаются 1: сообщение1, 2: сообщение2, 3: сообщение3 и т. д., где числовой префикс имени сообщения указывает его порядок в последовательности.
  • Сначала Объект1 отправляет Объекту2 сообщение message1, Объект2, в свою очередь, отправляет ОбъектуN-1 сообщение message2, и так далее.
  • Сообщения, которые объекты отправляют сами себе, обозначаются как циклы (например, message message5).

Пример связи — бронирование отеля

  • Каждое сообщение на диаграмме связи имеет порядковый номер.
  • Сообщение верхнего уровня имеет номер 1.
  • Сообщения, отправленные во время одного и того же вызова, имеют один и тот же десятичный префикс, но суффиксы 1, 2 и т. д. в зависимости от того, когда они появляются.

Диаграмма связи и диаграмма последовательности

Диаграмма связи и диаграмма последовательности аналогичны. Они семантически эквивалентны, то есть представляют одну и ту же информацию, и вы можете превратить сообщение в диаграмму последовательности и наоборот. Основное различие между ними состоит в том, что на диаграмме связи элементы располагаются по пространству, а на диаграмме последовательности — по времени.

Из двух типов диаграмм взаимодействия диаграммы последовательности используются гораздо чаще, чем диаграммы связи. Итак, зачем вам использовать диаграммы связи? Прежде всего, они очень полезны для визуализации отношений между объектами, взаимодействующими для выполнения конкретной задачи. Это трудно определить по диаграмме последовательности. Кроме того, коммуникационные диаграммы также могут помочь вам определить точность вашей статической модели (например, диаграммы классов).

Пример — диаграмма последовательности и коммуникация (элемент библиотеки просрочен)

Если вы откроете эту диаграмму последовательности в Visual Paradigm, вы сможете автоматически сгенерировать диаграмму связи, показанную на рисунке ниже:

Примечание : Если вы сравните две диаграммы, вы увидите, что они обе содержат объекты и сообщения. Также становится ясно, что намного проще определить порядок сообщений во времени, глядя на диаграмму последовательности, и легче увидеть отношения между объектами, глядя на диаграмму связи.

Элементы схемы связи

Объекты , участвующие в сотрудничестве, бывают двух видов: поставщик и клиент.

  • Объекты-поставщики — это объекты, которые предоставляют вызываемый метод и, следовательно, получают сообщение.
  • Объекты-клиенты вызывают методы объектов-поставщиков и, следовательно, отправляют сообщения.

Ссылки

  • Соединительные линии, проведенные между объектами на диаграмме связи, являются ссылками.
  • Эти ссылки отличают диаграммы связи от диаграмм последовательности. Они позволяют увидеть отношения между объектами.
  • Каждая ссылка представляет отношение между объектами и символизирует способность объектов отправлять сообщения друг другу.
  • Если объект отправляет сообщения самому себе, ссылка, несущая эти сообщения, представлена ​​в виде значка цикла. Этот цикл можно увидеть как в объекте пользовательского интерфейса, так и в объекте транзакции.

Сообщения на диаграммах связи показаны в виде стрелок, указывающих от объекта «Клиент» к объекту «Поставщик». Как правило, сообщения представляют клиент, вызывающий операцию над объектом-поставщиком. Их можно моделировать вместе с объектами следующим образом:

  • Значки сообщений имеют одно или несколько связанных с ними сообщений.
  • Сообщения состоят из текста сообщения с префиксом порядкового номера.
  • Этот порядковый номер указывает временной порядок сообщения.

Например, на схеме связи на рисунке ниже вы можете следить за порядковыми номерами, чтобы определить порядок сообщений между объектами:

Понимание нумерации сообщений в коммуникационной диаграмме

  • Первое сообщение на диаграмме связи всегда имеет номер 1, второе — 2 и так далее.
  • Можно указать, что сообщение вложено в родительское сообщение, добавив десятичную точку и цифры в порядке возрастания к порядковому номеру родительского сообщения.

Например:

В приведенном выше примере сообщение «CalAmtCanBorrow» является первым вложенным сообщением в «EnquireBorrower», и ему присваивается порядковый номер 1.1. Второе вложенное сообщение в разделе «EnquireBorrower» — «DisplayInvalidMsg», поэтому ему присвоен порядковый номер 1,2.

Пример — от диаграммы последовательности к коммуникационной диаграмме

Обратите внимание, что :

  • Фокус управления : также называется выполнение/активация . Он показан в виде высокого тонкого прямоугольника на линии жизни, которая представляет период , в течение которого элемент выполняет операцию .
  • Верх и низ прямоугольника соответствуют времени начала и завершения соответственно.
  • На коммуникационной диаграмме фокус управления указан явно и, таким образом, может быть представлен нумерацией вложенных сообщений.

Вы узнали, что такое коммуникационная диаграмма и как ее нарисовать. Пришло время нарисовать собственную коммуникационную диаграмму. Получите Visual Paradigm Community Edition, бесплатное программное обеспечение UML, и создайте свою собственную коммуникационную диаграмму с помощью бесплатного инструмента коммуникационных диаграмм. Он прост в использовании и интуитивно понятен.

Скачать бесплатно

Учебное пособие по диаграммам связи | Lucidchart

Зачем использовать диаграмму UML?

Я хочу больше узнать о диаграммах вариантов использования, потому что они для меня новые.

Я хочу создать собственную диаграмму вариантов использования в Lucidchart.

Я хочу создать диаграмму вариантов использования из шаблона Lucidchart.


Диаграммы связи, ранее известные как диаграммы взаимодействия, почти идентичны диаграммам последовательности в UML, но они больше сосредоточены на отношениях объектов — как они связываются и соединяются через сообщения в последовательности, а не на взаимодействиях. Используя наш инструмент для создания диаграмм UML, обратитесь к этому руководству, чтобы узнать обо всем, что вам нужно знать при планировании и создании диаграммы связи в UML.

3 минуты чтения

Вы хотите создать собственную диаграмму UML? Попробуйте Люсидчарт. Это быстро, просто и совершенно бесплатно.

Создание диаграммы UML

Что такое диаграмма связи?

Диаграмма связи предлагает ту же информацию, что и диаграмма последовательности, но в то время как диаграмма последовательности делает упор на время и порядок событий, диаграмма связи делает упор на сообщения, которыми обмениваются объекты в приложении. Диаграммы последовательности могут не дать «общей картины».

Здесь на помощь приходят диаграммы связи, которые предлагают более широкий взгляд на процесс. Вы можете нарисовать свою собственную коммуникационную диаграмму, используя наше бесплатное программное обеспечение UML.

Основные компоненты диаграммы связи

Диаграммы связи обладают теми же преимуществами, что и диаграммы последовательности, но позволяют лучше понять, как компоненты взаимодействуют друг с другом, а не только подчеркивают последовательность событий. Они могут быть полезным справочником для предприятий, организаций и инженеров, которым необходимо визуализировать и понимать физические коммуникации в рамках программы. Попробуйте нарисовать диаграмму последовательности:

  • Моделируйте логику сложной процедуры, функции или операции.
  • Определите, как команды отправляются и принимаются между объектами или компонентами процесса.
  • Визуализируйте последствия конкретных взаимодействий между различными компонентами процесса.
  • Спланируйте и изучите подробные функциональные возможности существующего или будущего сценария.

С Lucidchart можно быстро и легко строить диаграммы. Начните бесплатную пробную версию сегодня, чтобы начать создавать и сотрудничать.

Создание диаграммы UML

Символы и обозначения диаграмм связи

Символы и обозначения, используемые в диаграммах связи, аналогичны обозначениям диаграмм последовательности.

  • Прямоугольники представляют собой объекты, составляющие приложение.
  • Линии между экземплярами класса представляют отношения между различными частями приложения.
  • Стрелки представляют сообщения, которые передаются между объектами.
  • Нумерация позволяет узнать, в каком порядке отправляются сообщения и сколько сообщений требуется для завершения процесса.

Пример диаграммы связи

В приведенном ниже примере диаграмма связи поясняет процесс добавления события в календарь. Даже в таких простых примерах, как этот, вы заметите, что точные команды и запросы распределяются между различными этапами процесса. Числа в каждой строке представляют порядок и параметры, в которых они активируются. Мы знаем, что некоторые действия происходят одновременно из-за использования букв.

Как сделать схему связи

Несмотря на то, что в Lucidchart у нас есть множество шаблонов UML на выбор, вы можете легко создать диаграмму связи в UML с нуля. Просто выполните следующие действия:

  1. Откройте пустой документ или начните с шаблона.
  2. Включить библиотеку форм UML. Нажмите «Фигуры» в верхнем левом углу редактора, и когда вы окажетесь в Диспетчере библиотек фигур, выберите «UML» и нажмите «Сохранить». Поскольку фигуры на диаграмме связи такие же, как и на диаграмме последовательности, убедитесь, что у вас включены фигуры диаграммы последовательности UML.
  3. Выберите нужный символ и перетащите его из панели инструментов на холст.

Добавить комментарий