|
|
Развитие мальчиков и девочек.
Сходства и отличия.Попросите любого родителя, кому повезло воспитывать и сына, и дочку, назвать все отличия, которые были связаны с процессом развития детей, и этого родителя будет не остановить: «Мой сын был активный мальчик, а вот дочка могла просидеть целый день, уткнувшись в книгу», «Дочка всё с первого раза понимала, а сыну 10 раз приходилось повторять!», «Сына от конструктора невозможно было оторвать, а дочка больше любила мягкие игрушки».
На самом деле развитие мальчиков и девочек происходит по-разному. Ученые до сих пор изучают всевозможные гены, гормоны и химические элементы мозга, которые могут быть причиной этих различий.
Конечно, развитие конкретного ребенка не всегда четко следует всем выявленным закономерностям, но базовая информация о развитии мальчиков и девочек поможет ответить на некоторые родительские вопросы и осветить основные аспекты развития дочек и сыновей.
Физическое развитие
Начнем мы разбираться с самого очевидного – физических различий детей. Мальчики и девочки наделены разными телами, в которых с самого раннего возраста различается гормональный фон, от которого в свою очередь во многом зависят тончайшие настройки всего организма.
Как различается рост и вес малышей
Говоря о росте и весе детей, многие замечают, что приблизительно до младшего школьного возраста не заметно существенных различий между мальчиками и девочками. Бывают малыши покрупнее, бывают поменьше, но вот четко проследить зависимость о пола сложно. А вот в начальной школе различия становятся заметны.
Многие девушки вспоминают, что где-то ко второму или третьему классу школы стали выше всех мальчишек в классе. Это происходит потому, что девочки этого возраста начинают расти быстрее. Однако буквально через несколько лет мальчики догоняют и с легкостью перегоняют их.
Есть ли различия в строении и функционировании мозга?
Нейробиологи уже давно выяснили, что строение и функционирование мозга мужчин и женщин различается.
Другое различие связано с самим размером мозга: мужчины немного чаще женщин являются обладателями более крупного мозга, даже после поправки на общий размер тела.
Измерения электрической активности мозга также показывают, что он функционирует по-разному с самого момента рождения. К 3 месяцам у мальчиков и девочек различается активность мозга в ответ на звуки человеческой речи. Так как данные различия появляются уже в раннем возрасте, ученые предполагают, что в причина кроется в половых гормонах. Известно, что организм мальчиков начинает вырабатывать тестостерон еще до рождения. Именно этот гормон влияет на рост и развитие некоторых типов нейронов, что и обуславливает изменения в мозговой активности.
Ниже приведен список основных различий в активности мозга у женщин и мужчин:
Зона мозга |
Функция |
У кого выше активность |
Левое полушарие |
Вербальное мышление |
Женщины |
Правое полушарие |
Пространственное мышление |
Мужчины |
Ствол мозга, мозжечок |
Движение и координация |
Мужчины |
Кора головного мозга |
Принятие решений, самоконтроль, внимание |
Женщины |
Лимбическая система |
Регуляция эмоциональных реакций |
Женщины |
Теменная доля |
Переработка информации о пространстве |
Мужчины |
Мозолистое тело |
Межполушарное взаимодействие |
Женщины |
Миндалина |
Регуляция агрессии и страха, памяти, связанной с эмоциями |
Мужчины |
Височные доли |
Понимание и использование письменной и устной речи |
Женщины |
Базальные ганглии |
Торможение агрессивных реакций, участие в интеграции нервной деятельности |
Женщины |
Гиппокамп |
Долгосрочная память, эмоции |
Женщины |
Серое вещество |
Фокусировка на задаче |
Мужчины |
Белое вещество |
Многозадачность |
Женщины |
Затылочная доля |
Восприятие и переработка визуальных стимулов |
Мужчины |
Различия в развитии мальчиков и девочек во многом продиктованы различиями биологическими: гормональный фон играет роль в управлении темпами роста ребенка и активностью клеток мозга. Но не стоит забывать, что индивидуальные особенности детей и окружающая их среда вносят ещё больший вклад в развитие малышей.
Развитие умений и навыков
Как мы выяснили, в глубине различий мальчиков и девочек часто кроются биологические причины. Сложные цепочки причинно-следственных связей приводят нас к вполне видимым психологическим различиям детей.
Двигательные навыки
В целом, можно сказать, что мальчики испытывают большую потребность в движении, чем девочки. Даже в рисунках мальчишек, если внимательно присмотреться, всё происходит в движении: летают ракеты, бегут супергерои, едут машины. Для многих может показаться странным, но часто мальчикам необходимо движение, чтобы сфокусироваться. Вспомните, как иногда мальчишки шагают по комнате, пытаясь выучить стихотворение. Современные исследования показывают, что фоновая активность мозга мальчика в покое сильно снижается, в то время как те же условия почти не влияют на мозг девочек. Из этого следует вывод: попытки снизить физическую активность для увеличения активности умственной лучше работают с девочками, а вот мозг мальчика такой сигнал скорее воспримет как указание на завершение работы.
Самым жестоким и неэффективным наказанием для мальчика является запрет на движение. Из уст родителей и учителей часто можно услышать: «Сиди, пока не найдешь ответ!», «Сегодня плохо себя ведешь, поэтому без прогулки!». Подобные наказания скорее усугубят проблему, чем поспособствуют ее решению.
Наоборот, если мы хотим, чтобы мальчик был максимально включен в процесс обучения, нам нужно включать физическую активность в его распорядок дня.
Преимущество системы Монтессори в том, что она всегда учитывает возможности свободного передвижения, а обстановка в детском клубе устроена так, что детям нет необходимости долго сидеть на одном месте. Малыши свободно перемещаются по классу, выбирают материалы и организуют свою деятельность.
Пространственное восприятие и способности к конструированию
Мы выяснили, что правое полушарие, отвечающее за пространственное восприятие и конструирование, более активно у мальчиков. Это значит, что в целом, мальчикам легче проследить траекторию движущегося объекта, легче представить объемную фигуру, у них хорошая координация руки и глаз.
Мальчики с удовольствием вовлекаются в занятия с конструкторами, любят строить из блоков, у них обычно не возникает проблем с составлением картинок из пазлов.
Следует отметить, что система Монтессори предлагает множество материала для обучения детей через задания на конструирование. С помощью блоков разных форм и размеров ребенок в наглядной форме знакомится с понятиями длины, высоты и ширины и других характеристик объектов.
Развитие речи
За речевые функции отвечает преимущественно левое полушарие. Как мы помним его активность выше у девочек, чем у мальчиков. Именно из-за этой особенности мальчики в среднем начинают говорить позже девочек. Речь мальчиков формируется к 4 годам – почти на год позже девочек. К тому же в среднем девочки имеют гораздо более обширный словарный запас, они легче усваивают новые грамматические конструкции и используют их в речи.
К тому же девочки более чувствительны к невербальным сигналам в речи: эмоциональная окраска, тон, выражение лица и жесты. Они легче связывают слова и чувства.
Занятия на развитие речи детей и знакомство с чтением в системе Монтессори учитывают эти моменты. Так, в обучении используются задачи и материалы, позволяющие задействовать тактильные, визуальные и двигательные каналы восприятия. Это дает возможность детям опираться на свои сильные стороны при встрече со сложностями.
Эмоциональное и коммуникативное развитие
Различия в эмоциональных проявлениях мальчиков и девочек тоже прослеживаются, но не так ярко выражены. Можно сказать, что девочки чаще могут описать суть и причины испытываемых эмоций, в то время как мальчикам гораздо чаще бывает сложно выразить своё состояние словами.
Агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, они чаще выбирают более опасные игры со сверстниками.
Несложно заметить также и специфику дружбы детей: девочки склонны к образованию более-менее устойчивых групп на основании взаимной симпатии, а мальчики чаще находят друзей по интересам, они в первую очередь становятся партнерами по играм и приключениям.
Обучение мальчиков и девочек
Зная о гендерных особенностях развития детей, нетрудно догадаться кому сложнее даётся обучение в школе. И дело здесь совсем не в том, что девочки лучше учатся. Просто их тенденции в развитии больше подходят под требования школы: девочки усидчивее, у них часто шире словарный запас, они хорошо понимают словесные инструкции.
Однако это совершенно не значит, что мальчики не могут хорошо учиться. Просто для обучения детей важно учитывать ряд их гендерных особенностей.
Что нужно помнить при организации обучения мальчиков и девочек?
-
Мальчики лучше концентрируются на одном предмете, в то время как девочки хорошо справляются с параллельным решением нескольких задач,
-
Девочки хорошо воспринимают вербальные инструкции, мальчики лучше понимают визуальные образы,
-
Мальчики меньше нуждаются в контакте глаза в глаза, принуждение к визуальному контакту даже может вызывать речевые трудности,
-
Мальчики проявляют показывают себя лучше в выявлении закономерностей,
-
Девочки меньше отвлекаются на посторонние раздражители,
-
Мальчики по своей природе более напористые и склонны к соперничеству, легче идут на риск, хуже принимают запреты,
-
Девочки лучше понимают сложные инструкции, состоящие из нескольких шагов, лучше работают по образцу,
-
Мальчики лучше замечают детали,
-
Девочки способны к более быстрому переключению между задачами, мальчикам требуется время на включение в новую деятельность,
-
Девочки имеют несколько больший объем памяти и лучшую способность к запоминанию,
-
Мальчики предпочитают физические игры, в то время как девочкам часто нравятся игры в слова.
Важно также помнить, что биологические предпосылки хоть и направляют развитие ребенка, но не определяют его. Огромное влияние, возможно даже большее чем генетика, оказывает среда развития ребенка. Так, мальчишка с уже неплохо развитым пространственным мышлением скорее всего часто будет играть в любимый конструктор и лазить по деревьям, что в свою очередь будет ещё больше развивать его навыки ориентировки в пространстве. В то время как общительная и чуткая девочка предпочтет игру в дочки-матери или «семейку», тем самым ещё больше развивая свои вербальные и социальные навыки.
Биологические особенности – только первые ступеньки большого пути становления личности. Опыт, через который проходит ребенок, влияет на развитие и успешность ребенка даже больше, чем его врожденные данные. Именно поэтому так важно понимать, чем мы наполняем жизнь наших детей.
Выводы
Развитие мальчиков и девочек различается с самого первого дня жизни. Зависящий от пола гормональный фон влияет на огромное количество систем организма, в том числе и на мозг. Ученые установили, что в среднем активность мозга в некоторых зонах у мужчин и женщин различается. Это приводит к психологическим различиям: развитие мышления и речи, особенности памяти и восприятия. Так, мальчики обладают гораздо лучшим пространственным восприятием и мышлением, а девочки превосходят мальчиков в умении использовать и понимать речь.
Несмотря на научность этих данных никто не осмелится сказать, что закономерности применимы ко всем мальчикам и девочкам и не поддаются корректировке. Наоборот, во-первых, не все мальчики и девочки вписываются в данные характеристики. Во-вторых, организация среды и включение разнообразной активности в жизнь малыша – это несомненно гораздо более весомый фактор в развитии счастливого и разносторонне развитого ребенка.
Заключение
Учет психологических и физиологических особенностей мальчиков и девочек – неотъемлемая часть в планировании занятий с малышами. Все педагоги детских Монтессори клубов «Созвездие» имеют профильное образование и обладают ресурсами для построения занятий с учетом гендерных особенностей детей.
Так, например, мы следим за тем, чтобы все вербальные инструкции были короткими, четкими и конкретными и предпочитаем наглядные и интересные демонстрации долгим объяснениям. Такие занятия вовлекают в процесс обучения всех: у мальчиков нет шансов «заблудиться» в обилии слов, а девочки вовлечены в процессы, при которых развивается их пространственное восприятие и мышление. При этом сами задания развивают навыки, необходимые для успешного школьника: произвольное внимание, речь, вербальное мышление, память, а также коммуникативные навыки.
Будем рады знакомству с Вами в наших детских клубах!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Шутова Анастасия
В чем основные отличия? – Difference Camp
Сенсорные и перцептивные процессы имеют очень тесную связь и дополняют друг друга, но это определенно не одно и то же. Существуют дискретные, но важные характеристики, которые определяют разницу между ощущением и восприятием и помогают вам легче понять, что есть что.
Давайте посмотрим на оба процесса и посмотрим, что именно они влекут за собой и что отличает их друг от друга.
Ощущение
Ощущение — это первый шаг в сложном процессе, который позволяет нам осмыслить окружающий нас мир и все, с чем мы можем так или иначе взаимодействовать. В сенсорном процессе рецепторы тела обнаруживают внешние или внутренние раздражители и собирают соответствующую информацию, чтобы отправить ее в мозг. Этими раздражителями могут быть что угодно: шум дождя, температура на улице, телефонный звонок, аромат цветов, сладость шоколадного мороженого или боль в животе.
В то время как раздражители в нашем окружении бесчисленны, мы не можем обработать всю эту информацию, поэтому может стать сюрпризом, что большая часть мира вокруг нас никогда не замечается. Вы не чувствуете многочисленных микроскопических паразитов на своей коже, точно так же, как не чувствуете рентгеновские лучи, радиоволны или каждую приправу в еде.
В чем разница между заблуждением и заблуждением?
Восприятие
Когда сенсорный рецептор улавливает раздражитель, он производит нервные импульсы, которые поступают в мозг, который, в свою очередь, переводит их в значимую информацию: звук, визуальный образ, прикосновение, запах, вкус или боль, например. Вот что такое восприятие: придание смысла информации, получаемой нашими сенсорными раздражителями.
Без ощущений восприятие не может существовать, так же как без восприятия мы бы не «понимали» свои ощущения, так как мозг не обрабатывал бы то, что мы чувствуем.
Рекомендуется для вас:
- Разница между проповедью и учением
- Разница между причиной и потому что
- Разница между случайностью и происшествием
- Дыхание Против. Дышите: в чем основные отличия?
Различия между ощущением и восприятием
Теперь эти два основных процесса стали для вас более понятными? Взгляните на таблицу ниже, чтобы увидеть все основные различия между восприятием и ощущением.
Ощущение | Восприятие |
900 44 |
|
|
|
|
|
Наша статья о разнице между ощущением и восприятием смогла прояснить для вас ситуацию? Подпишитесь на нашу рассылку, и мы будем присылать вам ответы на множество вопросов, о которых вы, возможно, даже не подозревали, а также другие интересные темы и последние новинки.
Разница между ощущением и восприятием — 1448 слов
Введение Ощущение и восприятие — взаимосвязанные процессы, которые развиваются на протяжении всей нашей жизни. Несмотря на тесную связь, ощущение и восприятие обладают различными качествами, которые их отличают. Я выбрал эту тему лично, чтобы дать людям возможность понять свое поведение по отношению к различным чувствам. В повседневной жизни люди испытывают ощущения, которые интерпретируются по-разному, и иногда они не понимают, как интерпретируется то, что представляют собой ощущения. Это также пережили слишком многие другие люди. Таким образом, эта тема хороша для того, чтобы помочь людям понять, как происходят эти два процесса, и лучше понять самих себя. В этой теме подробно обсуждается значение ощущения и восприятия, как эти два процесса связаны между собой. …показать больше содержания…
В этом эссе автор
- объясняет, что ощущение и восприятие — это взаимосвязанные процессы, которые развиваются на протяжении всей нашей жизни. они выбрали эту тему лично, чтобы люди могли понять свое поведение по отношению к различным чувствам.
- Ощущение определяется как процесс восприятия окружающей среды посредством звука, осязания, зрения, вкуса и запаха. каждая сенсорная система содержит уникальные сенсорные рецепторы, предназначенные для обнаружения определенных раздражителей окружающей среды.
- Объясняет, что ощущение и восприятие работают вместе, чтобы идентифицировать и придавать значение стимулам, связанным с полученной информацией.
- Анализирует, как тема объясняет разницу между ощущением и восприятием, которое представляет собой восходящую обработку, и что восприятие не может иметь смысла без ощущения.
- Объясняет, что восприятие — это критический процесс, который помогает нам рационализировать и осмыслить информацию, связанную с физическим раздражителем.
- Объясняет, что ощущение и восприятие — это два разных процесса, учитывая то, как они обрабатывают информацию. ощущение является важным разделом восходящей обработки, в то время как восприятие является частью нисходящей обработки
- Объясняет гештальт-психологам и теорию выводов на основе обучения Германа фон Гельмгольца, которая утверждает, что восприятие формируется на основе личного опыта и предположений, созданных в результате предыдущего обучения .
Ощущение и восприятие работают вместе, чтобы мы могли идентифицировать и придавать значение стимулам, связанным с полученной информацией. Без ощущений восприятие не может происходить, за исключением лиц, верящих в экстрасенсорное восприятие (ESP). Точно так же без восприятия наши чувства не будут интерпретироваться для нас, поскольку не будет мысленной обработки того, что мы ощущаем (Mather, 2016). Хотя каждое чувство работает для этого немного по-разному, психологи разработали принципы для описания всеобъемлющих способов, которыми тело взаимодействует с ощущениями и восприятием. Густав Фехнер, психолог девятнадцатого века, назвал изучение того, как внешние раздражители влияют на нас, психофизикой. Его интересовал момент, когда мы осознаем, что что-то чувствуем. На работе фоном может играть тихая музыка, и вы никогда не заметите ее, если не будете обращать на нее внимание; если вам было скучно и в комнате было тихо, вы могли услышать ту же громкость музыки, играющую, как только она …показать больше содержания…
Ощущение и восприятие — два разных процесса, учитывая то, как они обрабатывают информацию. Для процесса ощущения физический раздражитель вместе с его физическими свойствами регистрируется органами чувств.