Таблица возрастная периодизация: Таблица «Возрастная периодизация»

Содержание

Таблица «Возрастная периодизация»

Возрастной этап

Признаки возрастного этапа

Социальная ситуация развития

Характеристика ведущей деятельности

Кризисные проявления

Основные новообразования

Характеристика познавательной, эмоциональной и мотивационной сфер развития

Особенности поведения и ведущие направленности жизнедеятельности.

Новорожденность (1-2 мес.)

Адаптация ребенка к новым, внеутробным условиям жизни.

Полная биологическая зависимость от матери.

Кризис новорожденности. Признаки: потеря в весе.

Комплекс оживления

Первые мгновений общения с матерью , заложение фундамента«симпатий и антипатий» .

Малое различие сна и бодрствования, преобладание торможения над возбуждением, спонтанная двигательная активность ,установление эмоциональной связи с матерью.

Младенческий возраст ( от 2-х месяцев до 1 года )

Психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Неразрывная связь ребенка со взрослым. Ситуация “МЫ”

Непосредственно-эмоциональное общение, или ситуативно-личностное общение со взрослым.

Аффективные вспышки, если взрослые не понимают или не хотят выполн. его желания.

Ходьба или попытки ходьбы и первые слова. Потребность в общении со взрослым. Диффренцированные ощущения и эмоциональные состояния. Восприятие объектов. Автономная речь.Начальные формы наглядно-действенного мышления. Кратковременная фиксация на объектах.(непроизвольное внимание)

Основывается на потребности общения со взрослыми. Процесс общения становится более эмоц. Предметно-познавательная деят. Манипуляция с предметами. Логика многозначна и ситуативна.

Действия с предметами.

Раннее детство ( 1-3 года)

Единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка ситуативно.

Сотрудничество со взрослым Ситуация “РЕБЕНОК — ПРЕДМЕТ — ВЗРОСЛЫЙ”. Познание мира окруж. Вещей.

Предметно-манипулятивная деятельность.

Негативизм – реакция не на содержание предложения взрослых, а на то, что оно идет от взрослых. Упрямство, строптивость, своеволие, симптом обесценивания.

Речь и наглядно-действенное мышление. Сознание «Я сам». Возникает игра с сюжетом.

«Аффективное восприятие объектов и ситуаций. Наглядно-действенное мышление. Формирование внутреннего плана действий. Узнавание и воспроизведение. Непроизвольное внимание. Эмоциональная завышенная самооценка.

Способность к передвижению. Способность ориентироваться в пространстве. Благодаря этому возможность изучит большее кол-во окруж. Вещей.

Дошкольный возраст

(3 – 7 лет)

Познание мира человеческих отношений. Творчество. Первоначальное становление личности.

Отделение ребенка от взрослого. Две системы социальных отношений: “ребенок — взрослый” и “ребенок — дети”. Имитация мира человеческих отношений.

Сюжетно-ролевая игра.

Поведение теряет детскую непосредственность. Манерничанье, паясничанье, кривляние. Появление оспаривания выполнять родительскую просьбу, отказ от привычных дел и обязанностей. Демонстративная «взрослость».

Потребность в общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Творчество.

Соподчинение мотивов. Самосознание. Правильная речь. Развитая непроизвольная память, начало развития произвольной памяти. Целенаправленное анализирующее восп. Наглядно-образное мышление, в конце преиода- переход к словестн. Мышл.

Игра.

Младший школьный возраст

(7 – 11 лет)

Начало школьной жизни, с преобретанием соответствующей позиции, мотивации, обязанностей.

Переход от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности. Социальный статус школьника.

Учебная деятельность.

«Я сам» в социальном смысле.Глубокий мотивационный кризис, когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позиции исчерпана (учебе превратилась в житейскую обязанность), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют. Снижение продуктивности и способности к учебной. Негативизм.

Произвольность. Внутренний план действия. Самоконтроль. Рефлексия. Чувство компетентности.

Внутренняя позиция школьника, учебная мотивация. Теоретическое мышление. Анализирующие восприятие. Произвольная смысловая память. Произвольное внимание. Адекватная самооценка. Обобщение переживаний, логика чувств и появл. Внутр. Жизни.

«Школьная жизнь». Учеба.

Подростковый возраст

(11 – 15 лет)

Переход от детства к взрослости. Половое созревание.

Стремление приобщиться к миру взрослых, ориентация поведения на нормы и ценности этого мира. Эмансипация от взрослых и группирование.

Интимно-личностное общение в процессе обучения и организационно-трудовой деятельности.

Становление человека как субъекта собственного развития.

Чувство «взрослости». (младший подростковый возраст)Самооценка. «Я-концепция»(старш. Подростк. Возраст).

Теоретическое рефлексивное мышление. Интеллектуализация восп. и памяти. Личностная рефлексия. Гипертрофированная потребность в общении со сверстниками.

Стремление подростка занять положение в группе сверстников.

Старший школьный возраст или ранняя юность (15 – 17 лет)

Переход к самостоятельной взрослой жизни. Стабилизация личности.

Первоначальный выбор жизненного пути.

Учебно-профессиональная деятельность.

Страх ошибок в выборе жизненного пути. Жизнь настоящим, смутное представление будущего. Ответственность за свой выбор перед собой и близкими. Философская интоксикация сознания, оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции.

Мировоззрение.

Профессиональное самоопределение.

Идеалы. Идентичность.

Дифференциация способностей. Ориентация на будущее. Нравственная устойчивость поведения. Формально-логическое, формально-операциональное мышление. Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями анализа, синтеза, теоретического обобщения и абстрагирования, аргументирования и доказательства. эмоциональная восприимчивость часто сочетается с категоричностью и прямолинейностью юношеских оценок окружающего.

Учебно-профессиональная деятельность.

Юнность (от 17 до 20-23 лет )

Первый период взрослой, самостоятельной жизни.

Выбор жизненного пути. Уход из родительского дома.

Учебная, служба в армии или поиск работы.

Окончательное самоопределение.

Реализация жизненных планов или поиск себя.

Три варианта направленности: учеба в ВУЗе, поиск работы или служба в армии.

Молодость ( от 20-23 до 30 лет)

Осуществление жизненных целей. Расцвет любви и дружбы.

Выбор спутника жизни и создание семьи. Овладение выбранной профессией.

Труд.

Представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, не удовлетворяют чел. Происходит переоценка ценностей, критический пересмотр своего Я.

Семейные отношения и чувство профессиональной компетентности. Рождение детей.

Осознание своих качеств, способностей, возможностей, знаний, интересов; целостная оценка себя как чувствующего и мыслящего существа. Развиваются теоретическое мышление, умение абстрагировать, делать обобщения. Происходят качественные изменения в познавательных возможностях. Реальный «Я» — образ.

Поиск партнера. Создание семьи, профессиональный рост. Человек более-менее прочно утверждается во взрослой жизни.

Зрелость ( от 30 до 60-70 лет)

Человек должен раскрыть свой потенциал, реализовать себя во всех сферах, исполнить жизненное предназначение.

Реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношений. Осознание ответственности за содержание своей жизни перед самим собой и перед другими людьми.

Труд. Творческий труд.

Проблема убывающих физических сил, привлекательности – жестокий удар по самооценке и Я-концепции. изменяются социальные ожидания. Пришло время оправдывать надежды общества и создать какой-то социально значимый продукт, материальный или духовный, иначе общество переносит свои ожидания на представителей более молодого поколения.

Продуктивность в профессиональном плане и в плане воспитания следующего поколения.

Совмещение процессов повышения, стабилизации и понижения функционального уровня отдельных функций и познавательных процессов. Обобщение на словесном материале. Способность самому ставить проблемы, достойные иногда усилий многих поколений Совершенствование профессиональной памяти.

Расцвет деятельности, передача опыта младшим поколениям.

Поздняя зрелость или старость ( после 60-70 лет)

Заключительный период жизни, включающий изменение позиции человека в обществе и играющий свою особую роль в системе жизненного цикла.

Смена общественной позиции, с выход на пенсию и удаление от активного участия в производительном труде. Отношения с родственниками. Стремление воспитывать, подготовить себе «достойную замену» на работе

Если пожилой человек стремится сохранить себя как личность, то в этом случае в качестве ведущей деятельности в старости можно рассматривать структуризацию и передачу опыта, наставничество молодых. Стремление «успеть» сделать то, что еще не успел

Встает ряд вопросов связанных со смертью. Отношение к ней зависит от направленности личности.( генодистическое –быстро заканчивают сущ, эгоистическое – интенсивное старение, доживание, духовно-нравственное – сохраняется содержание жизни.

Принятие своей жизни.

Жизненная мудрость.

Счастливая старость.

Интегрированность, цельность.

Снижение психического тонуса, силы и подвижности. Возрастает время реакции, замедляется обработка перцептивной информации и снижается скорость когнитивных процессов. Ведущим типом памяти становится логическая. Появляется выраженная озабоченность – не вполне осознаваемое состояние. Озабоченность собственным здоровьем, политическим и экономическим положением в стране, будущим детей и внуков – в целом все понемногу. Хроническая озабоченность помогает старым людям выработать тактику сбережения усилий и тем самым избежать фрустраций.

Другим характерным эмоциональным переживанием пожилых людей является возрастно-ситуативная депрессия при отсутствии жалоб на это состояние. Депрессия проявляется в ослаблении аффективного тонуса и живости.

На пороге старости человек решает для себя вопрос: пытаться ему сохранить старые и создавать новые социальные связи или перейти к жизни в кругу интересов близких и своих собственных проблем, перейти к жизни индивидуальной. Этот выбор определяет стратегию адаптации – сохранение себя как личности (поддержание и развитие социальных связей) или сохранение себя как индивида.

описание развития личности разного возраста

Периодизация Выготского, известного ученого и психолога XX столетия, и на сегодняшний день не утрачивает своей актуальности. Периодизация Выготского находится в основе огромного ряда исследований. Она дает ключ к пониманию того, как изменяется человеческая личность по мере прохождения разных этапов в жизни.

  • Разделение возрастных периодов
    • Детство
  • Выготский о развитии
  • Деятельность и переживание
  • Выготский о периодах развития
    • Литический путь развития
  • Кризисы
    • Возрастная периодизация
    • Молодость
    • Кризис творческой активности
    • Кризис периодизации среднего возраста
    • Зрелость
    • Кризис подведения итогов
    • Старость

Психолога особенно интересовало детство. И это совершенно не случайно, так как именно в данное время начинают закладываться основы личности, происходят большие изменения, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь. Возрастная периодизация дает возможность понять, каких перемен в личности человека определенного возраста необходимо ожидать. Его исследования могут значительно помочь родителям, не понимающим, что с их детьми происходит.

Разделение возрастных периодов

Надо заметить, что психологический возраст конкретного ребенка и календарный возраст, который записан вначале в свидетельстве о рождении, а после в паспорте, не все время совпадают. Также необходимо отметить, что любой период имеет свои особенности развития личности, взаимоотношений с окружающими, психических функций. Помимо этого, у ребенка есть некоторые границы, которые все-таки могут смещаться. Таким образом, некоторые дети раньше вступают в определенный возрастной период, а некоторые – позже. Границы подросткового возраста, связанные с половым созреванием, особенно сильно расплывчаты.

Детство

Детство в себя включает все начальные возрастные периоды. Это огромная эпоха, которая, по сути, является подготовкой детей к началу взрослой жизни, к самостоятельному труду. Особенность находящихся в нем возрастных периодов определена уровнем социального, экономического и культурного развития общества, к которому ребенок принадлежит, где он воспитывается и обучается.

Когда заканчивается детство? Традиционно в психологии речь идет о времени с рождения человека до достижения им семилетнего возраста. Но, естественно, современное детство продолжается у ребенка и после того как он начинает ходить в школу. Конечно же, младший школьник еще является ребенком. Между прочим, многие психологи, определяют отдельно «затянувшееся детство» и подростковый период. Какого бы мнения психологи ни придерживались, необходимо констатировать факт того, что ребенка настоящая взрослость ожидает только к 16–17 годам.

Выготский о развитии

Возрастное развитие людей является довольно сложным процессом. Тем более это относится к детскому этапу. На любом из возрастных периодов личность человека меняется. Развитие по Выготскому – это, в первую очередь, появление нового. То есть, этапы развития, согласно Выготскому, отличаются конкретными возрастными новообразованиями, точнее такими качествами или свойствами, которых в готовом виде ранее не было. Но, как говорил сам ученый, новое «с неба не падает ». Оно появляется закономерно. Весь процесс предыдущего развития подготавливает к этому человека.

Источником развития является социальное общество. Любой шаг в детском развитии изменяет то, каким образом среда воздействует на ребенка. Она становится совершенно иной, если переходит из одного возрастного этапа в другой. Сам Выготский говорил о «социальной ситуации развития». Под данным термином психолог понимал специфическое для определенного возраста отношение между социальной средой и человеком. Ребенок начинает взаимодействовать с социальным обществом, которое его воспитывает и обучает. Данное взаимодействие начинает определять путь развития, который приводит к появлению возрастных новообразований.

Деятельность и переживание

Как ребенок взаимодействует со средой? Выготский выделил две единицы ситуации развития – это деятельность и переживание. Внешнюю активность и деятельность ребенка можно легко наблюдать. Однако существует и внутренний план, план переживаний. Отдельные дети одинаковую ситуацию в их семье по-разному воспринимают. Это относится даже к близнецам, то есть детей, которые находятся в одном возрасте. Таким образом, например, ссора между родителями незначительно отразится на развитии одного ребенка, при этом может вызвать и разные отклонения или невроз у другого. Помимо этого, переходя от одной возрастной группе к другой, один и тот же ребенок по-разному переживает определенную ситуацию в семье.

Выготский о периодах развития

Ученый определил такие два периода развития ребенка:

  • Первый период развития – критический. Этот период неожиданно появляется и бурно проходит.
  • Второй период – литический (спокойный).

В определенных возрастах, на самом деле, развитие отличается литическим, точней медленным прохождением. В течение продолжительного срока, который, как правило, охватывает несколько лет, в это время не происходит фундаментальных, резких сдвигов и изменений.

А те, которые могут отмечаться, не перестраивают полностью личность ребенка. Значительные изменения происходят только в результате продолжительного течения скрытого процесса.

Литический путь развития

Развитие в относительно устойчивые возрасты проходит чаще всего благодаря небольшим изменениям личности. Скапливаясь до определенного момента, они после проявляются скачкообразно в виде определенного возрастного новообразования. Основная часть детства занята именно этими периодами. Поскольку развитие внутри них проходит «подземным путем», изменения в личности отчетливо выражены во время ее сравнения в начале и конце конкретного промежутка времени. Учеными стабильные возрасты изучены гораздо полней, чем отличающиеся кризисами – еще одним периодом развития.

Кризисы

Этот период был определен эмпирическим способом и еще не приведен в систему. С внешней точки зрения эти периоды отличаются проявлением черт, устойчивым возрастам или противоположных стабильным. В течение довольно короткого времени в этих периодах сосредоточены резкие и капитальные изменения и переломы, сдвиги и смещения в личности. За короткое время ребенок полностью изменяется в основных чертах личности. В данный период развитие получает бурный, стремительный характер, в некоторых случаях катастрофический. Однако Выготский отмечает и позитивные сдвиги во время критического развития, а именно переход к новым поведенческим формам.

Возрастная периодизация

Выготскоий выделил следующую возрастную периодизацию:

  • Вначале происходит кризис новорожденности.
  • Затем отмечается младший возраст, который продолжается от 2 месяцев до одного года. В данный период происходят противоречия между максимальной социальностью детей и минимальными возможностями общения.
  • После в возрасте от одного до трех лет начинается раннее детство. В данный период деятельность, которую производит ребенок, является предметно-орудийной. У него появляются жесты, ходьба, речь.
  • Затем наступает кризис 3-х лет, после него начинается дошкольный возраст (3–7 лет). В данное время отмечается тенденция к эмансипации (отделению от взрослого), а также к не аффективной, а волевой поведенческой форме. Начинает появляться «Я сам». Кризис 3-х лет имеет положительное значение, которое выражается в том, что проявляются новые черты личности. Специалисты доказали, что когда в силу определенных причин данный кризис проходит вяло и невыразительно, то в последующем возрасте ребенок показывает огромную задержку в развитии аффективной и волевой черт личности.
  • После наступает кризис семи лет и новый этап – школьный возраст (7–11 лет). В данное время утрачивается детская непосредственность. Это случается в результате дифференциации внутренней и внешней жизни. Переживания ребенка получают смысл, появляется логика обобщения и чувств. Помимо этого, появляется самооценка. Относительно кризиса семи лет ученые отмечали, что в это время происходят значительные достижения: возрастает самостоятельность ребенка, меняется его отношение к остальным детям.
  • В 13 лет начинается следующий кризис. После следует пубертатный возраст (15–18 лет). В данный период начинает появляться чувство взрослости. Самосознание ребенка развивается, он ощущает собственную личность. Наблюдаемое снижение умственной продуктивности происходит из-за того, что установка меняется от наглядности к дедукции. Временное ухудшение работоспособности объясняется переходом на высший уровень интеллектуальной человеческой деятельности.

Выготский утверждает, что юность начинается в возрасте 19–25 лет. По общему смыслу и основным закономерностям юность является начальным периодом среди зрелого возраста. Выготский указал подробно возрастную периодизацию лишь детства, но и в последующем личность человека меняется. Психологи и ученые, которые продолжили исследования, определили такие периоды.

Молодость

Как правило, ученые определяют молодость, как возраст 20–30 лет. Но необходимо заметить, что возрастные границы довольно условны. В этом периоде основной деятельностью считается интимно-личностное общение с противоположным полом. Необходимо также заметить, что молодость – это время оптимизма. В данный период человек полон сил и жизненной энергии, желания добиваться своих целей. Молодость для самореализации считается наилучшим временем.

Кризис творческой активности

Этот период начинается на границе молодости и среднего возраста (30–45 лет). Причиной кризиса является увеличение мастерства, сопровождающегося нарастание рутины. Стабилизируются семейная и профессиональная жизнь. Начинается понимание того, что человек может гораздо больше. Именно в данный период люди часто разводятся, меняют профессию.

Кризис периодизации среднего возраста

Средний возраст является также довольно условным периодом. Нельзя однозначно отметить его границы, но, как правило, он устанавливается в диапазоне 30–45 лет. В это время отмечается повышенная работоспособность. Человек, приобретая жизненный опыт, становится хорошим специалистом и семьянином. Он начинает впервые задумываться серьезно о том, что после его смерти останется.

По окончании данного этапа жизни начинается кризис среднего возраста. Причиной этого кризиса является то, что человек находится на своем пике, и осознает, что для достижения прежних целей необходимо искать иные стратегии либо переоценить старые стремления. Во время данного кризиса появляются специфические проблемы (полная смена ценностей, социальное одиночество, дезадаптация), актуализируются экзистенциальные проблемы (потеря смысла, смерть, изоляция).

Зрелость

Время периодизации зрелости определяется возрастом 45–60 лет, однако ее границы тоже довольно подвижны. В этом периоде главной деятельностью является самореализация и творчество. Передается опыт, достигается профессиональное мастерство и положение в обществе. Человек начинает переосмысливать его цели молодости, избавляется от неоправданных иллюзий и надежд.

Кризис подведения итогов

После этапа зрелости начинается кризис подведения итогов. Причина этого кризиса является понижение социального статуса, утрата жизненного ритма, который сохранялся десятилетиями. В некоторых случаях это все приводит к значительному ухудшению физического и психического состояния.

Старость

Этот возраст определяется после 60 лет. В это время психологическое состояние человека отличается:

  • умиротворенностью;
  • созерцательностью;
  • склонностью к воспоминаниям;
  • просветлением мудрости;
  • витальной астенией.

Пожилые люди вырабатывают заботливую, однако при этом отстраненную позицию относительно внуков. Эриксон утверждал, что для этого периода характерен не очередной кризис, а интеграция, оценка всех прошлых этапов развития. Зачастую в старости приходит умиротворение, проистекающее из способности посмотреть на прожитую жизнь и смиренно сказать: «Я доволен». Людей, которые смогли это сделать, не пугает неизбежность смерти, поскольку они видят свое продолжение или в своих потомках, или в творческих достижениях.

Необходимо отметить, что вышеописанная возрастная характеристика периодизации возраста определяет только общие особенности развития, поскольку каждый человек уникален. У различных людей развитие и рост происходят по-разному. Потому нельзя точно установить границы определенного периода. Естественно, психологи это учитывают, когда говорят о таком определении, как возрастная периодизация.

Простое руководство по периодизации силовых тренировок

Дайте двум спортсменам одного вида спорта одно и то же задание. Один спортсмен может без проблем повторять это задание снова и снова. Другой может быть не в состоянии выполнить эту задачу даже один раз.

Концепция периодизации в легкой атлетике не нова, но ее использование имеет фундаментальное значение для всех, кто хочет систематически улучшать свои тренировки и использовать часто забываемую переменную индивидуализации.

Дайте двум спортсменам одного вида спорта одно и то же задание. Один спортсмен может без проблем повторять это задание снова и снова. Другой может быть не в состоянии выполнить эту задачу даже один раз.

Концепция периодизации в легкой атлетике не нова, но ее использование имеет фундаментальное значение для всех, кто хочет систематически улучшать свои тренировки и использовать часто забываемую переменную индивидуализации.

ПОДРОБНЕЕ: Понимание периодизации: руководство для тренеров и программистов

Что означает периодизация?

Периодизация определяется как «долгосрочное циклическое структурирование тренировок и тренировок для достижения максимальных результатов в связи с важными соревнованиями. 1

Проще говоря, это стратегия разработки программы, которая управляет запланированными, систематическими изменениями в специфике, интенсивности и объеме тренировок.

Целью периодизации является максимизация ваших результатов, а также снижение риска травм и устаревания протокола в долгосрочной перспективе.

Он также касается максимальной производительности на соревнованиях или соревнованиях. Периодизация, если она организована надлежащим образом, может многократно достигать пика спортсмена в течение соревновательного сезона (олимпийская тяжелая атлетика, пауэрлифтинг, легкая атлетика) или оптимизировать результаты спортсмена в течение всего соревновательного сезона, например, в футболе или баскетболе.

Думайте о периодизации как о континууме. Когда мы стремимся к конкретной тренировочной цели, такой как повышение способности к вертикальным прыжкам или увеличению силы приседаний с 1ПМ, не имеет значения, в какой фазе находится тренировка.0004 .

Скорее, мы должны сосредоточить нашу энергию на тренировочной стимуляции, применяемой во время выполнения этой задачи, и убедиться, что она включает большое количество повторений и объем без возможности другой стимуляции, которая нарушит происходящие адаптационные изменения.

«Цель периодизации — максимизировать ваши успехи, а также снизить риск травм и устаревания протокола в долгосрочной перспективе».

Разумно спланированный учебный год будет состоять из небольших блоков времени, каждый из которых имеет свои цели или приоритеты .

Этот тип общего расписания будет охватывать все аспекты программы спортсмена и может включать силовые тренировки, кондиционирование, плиометрику и специальные виды спорта.

Зачем нужна периодизация?

Существует множество доказанных преимуществ использования формы периодизации для запланированного прогресса:

  • Управление утомлением, снижение риска перетренированности за счет управления такими факторами, как нагрузка, интенсивность и восстановление
  • Циклическая структура обеспечивает максимальную как общую, так и специальную подготовку к спорту.
  • Возможность оптимизировать производительность за определенный период времени
  • Учет отдельных лиц, включая временные ограничения, возраст и статус обучения, а также факторы окружающей среды.

По мере продвижения вперед будет полезно понять базовую структуру цикла периодизации. См. простую разбивку на графике ниже:

Семантика вызывает проблемы в понимании периодизации . У вас могут быть два человека, кричащих друг на друга в разговоре о периодизации, где один сравнивает «блочную периодизацию» с какой-либо формой «линейной периодизации», а кто-то другой сравнивает «сопряженный метод» с «параллельной периодизацией».

Проблема с обоими этими примерами заключается в том, что линейный и блочный являются одним и тем же основополагающим понятием, как и в случае с сопряженным и параллельным.

Главной целью любого серьезного конкурента является понимание того, что нельзя сказать, что периодизация односторонняя

. Он имеет множество различных профилей и прогрессий.

СВЯЗАННЫЕ: Блочная периодизация против линейной периодизации: что лучше?

Традиционная модель: линейная периодизация

Традиционная модель в классическом смысле просто вносит изменения как в объем, так и в интенсивность в течение нескольких мезоциклов. Эта модель больше всего подходит для начинающих силовых спортсменов или общей подготовки спортсмена к спорту.

Эта модель обеспечивает одновременное развитие силы, дыхания и технических способностей.

Эта модель характеризуется более длительными периодами обучения, меньшей зависимостью от суперкомпенсации и акцентом на более общих тренировках, чем на конкретных. Модель излагает запланированное развитие следующим образом:

Затрагиваются следующие фазы: общая подготовительная фаза (GPP), специальная подготовительная фаза (SPP), соревновательная фаза (C) и переходная фаза (T).

Преимуществом использования этой формы периодизации является общее развитие множества качеств, важных для производительности, а также возможность больше сосредоточиться на общем тренировочном эффекте развития силы.

При этом традиционное моделирование оказалось неспособным обеспечить многопиковый подход к сезонным результатам или достаточные тренировочные стимулы, чтобы помочь прогрессу спортсменов среднего и высокого уровня .

В основном это связано со «смешанным» или одновременным развитием двигательных способностей и навыков.

СВЯЗАННЫЕ: Линейная и нелинейная периодизация: что лучше?

Нетрадиционная модель: волнообразная

Нетрадиционная модель периодизации, называемая волнообразной, в последние годы набирает обороты.

Волнообразный дизайн основан на концепции общего адаптационного синдрома Ганса Сейле. Г.А.С. объясняет, как ваше тело восстанавливает баланс или гомеостаз при столкновении со стрессорами.

Благодаря волнообразной конструкции существует достаточное разнообразие факторов стресса, чтобы постоянно добиваться прогресса, не позволяя вашему телу полностью адаптироваться ко всем возникающим факторам стресса. Все это с учетом необходимого восстановления или восстановления.

В волнообразном дизайне стимул варьируется либо в недельной модели (WUP), либо в ежедневной волнообразной периодизации (DUP), где ежедневно вносятся изменения либо в объем, либо в интенсивность .

Исследования, подобные исследованию Rhea в 2002 году, показали, что это моделирование может быть более благоприятным для увеличения прироста силы, чем типичное линейное моделирование у хорошо тренированных спортсменов. 2

Это исследование также показало, что DUP может быть более полезным для элитных спортсменов, поскольку помогает им избежать ужасного эффекта плато, которое может произойти у хорошо тренированных лифтеров.

Моделирование DUP также показало благоприятное увеличение прироста силы и адаптации ЦНС без добавления мышечной массы, что может принести пользу спортсменам в группах, где важны весовые категории.

Необходимо провести дополнительные исследования в этой области. Один из моих наставников, доктор Зурдос, помогает руководить этой работой, проводя несколько исследований, находящихся в настоящее время на рассмотрении. 5

«Благодаря волнообразной конструкции существует достаточное разнообразие факторов стресса, чтобы постоянно прогрессировать, не позволяя вашему телу полностью адаптироваться ко всем возникающим факторам стресса».

Усовершенствованная модель: сопряженная последовательность/блочная периодизация

Наконец, нам нужно начать понимать модель сопряженной последовательности или модель, более известную как блочная периодизация . Эта передовая концептуальная модель была представлена ​​известным профессором силы Юрием Веркошанским.

Многие люди путают этот подход с системой Вестсайдской штанги или сопряженным методом, разработанным Луи Симмонсом.

Веркошанский неоднократно заявлял, что Луи брал разные понятия из разных систем и просто использовал термин , сопряженный с , для обозначения сочетания обучающих понятий или одновременного использования этих понятий.

Он не использовал саму исходную систему сопряженных последовательностей, разработанную Веркошаным. На то есть причина, но она лучше подходит для другой статьи.

Блочная периодизация, или сопряженная последовательность, изначально была разработана Веркошанским для спортсменов-олимпийцев, т. е. самых элитных спортсменов планеты .

Состоит из двухблочной конструкции, накопительной и реституционной. В накопительных блоках основное внимание направлено на поддержку двигательных способностей с одновременным развитием определенных силовых качеств, необходимых спортсмену с ограниченной объемной нагрузкой.

Блок реституции по существу противоположен . Они поддерживают у спортсмена силовые качества, одновременно направленные на развитие специфических технических двигательных качеств при ограниченной объемной нагрузке. Эти тренировочные нагрузки должны быть нацелены на разные способности (максимальная сила, взрывная сила, максимальная анаэробная мощность и т. д.).

«Блочная периодизация, или сопряженная последовательность, изначально была разработана Веркошанским для спортсменов-олимпийцев, т.е. самых элитных спортсменов планеты».

В основном в блоке накопления ищем одностороннее сосредоточенное нагружение прочностных качеств. Это одностороннее увеличение концентрации нагрузки позволит конкретным системам достичь более высокого уровня нагрузки.

Это, как мы уже знаем, необходимо для дальнейшей адаптации спортсменов высокого уровня. Пока вы сосредоточены на этом, вы также тренируетесь, чтобы сохранить двигательные способности, необходимые для вашего вида спорта.

В блоках реституции мы переворачиваем. Мы стремимся поддерживать силовые качества, развитые у спортсмена, одновременно улучшая технические двигательные качества, необходимые спортсмену в спорте.

Все вместе

Начните просто. Если вы регулярно тренируетесь менее двух лет, вы новичок в тренировочном возрасте.

Начните с традиционной модели и оцените прогресс и изменения в этой модели. Другими словами, исчерпайте свою способность постоянно вносить прогрессивные изменения в свою силу, не замечая снижения производительности или эффекта плато.

Базовым примером установки линейной периодизации являются популярные пять подходов по пять повторений в основных упражнениях, таких как приседания, жим лежа, становая тяга и толчок на грудь.

Добавляйте пять фунтов для движений верхней части тела или десять фунтов для движений нижней части тела на каждой тренировке постепенно до достижения плато. Сбросить и начать заново.

Если вы являетесь учеником среднего уровня, рассмотрите некоторую форму волнообразной модели периодизации и ее развития. Вы можете изменять интенсивность или объем тренировок еженедельно или ежедневно.

Например, используя упражнение приседания для гипертрофии в первой фазе волнообразного блока, вы можете сделать что-то подобное для объема:

  • Неделя 1: Приседания, 3 подхода по 12 повторений
  • Неделя 2: Приседания, 4 подхода по 8 повторений
  • Неделя 3: Приседания, 5 подходов по 6 повторений
  • Неделя 4: Приседания, 3 подхода по 5 повторений

Оттуда вы можете перейти в силовой блок, используя, например, 6/4/2. Затем, если у вас на горизонте было соревнование, вы можете перейти в силовой блок.

Если поблизости не будет соревнований, вы можете пройти еще один блок гипертрофии. Промыть и повторить. Просто убедитесь, что вы регулируете громкость по мере увеличения интенсивности . Эти две вещи имеют обратную зависимость.

СВЯЗАННЫЕ: 3 ключа к успешному выходу на пик в соревновании

Эта статья на самом деле не предназначена для спортсменов продвинутого уровня, поэтому на данном этапе нет необходимости излагать что-то, используя систему сопряженной последовательности.

Большинство стажеров попадают в первые две категории, которые я упомянул, и в этих категориях более чем достаточно поводов для беспокойства .

Применение периодизации на практике

Периодизация выдержала испытание временем благодаря тому простому факту, что существует так много прогрессий и способов структурировать тренировки, чтобы вы могли быть на высоте, когда это наиболее важно.

Неиспользование какой-либо формы периодизации для ваших тренировок может привести к перетренированности, невозможности надлежащего восстановления для прогресса и невозможности увидеть прогресс, которого вы заслуживаете за время, потраченное на тренировки.

Если вам интересно узнать больше о теории и концепциях периодизации, вы можете ознакомиться с работами Тюдора Бомпа, Владимира Иссурина, Юрия Верхошанского, Грегори Хаффа и А.С. Медведев.

Литература:

1. Верхошанский Ю. «Методика спортивной силовой тренировки». Комментарий к Магнушу. 2007

2. Rhea, MR, et al., «Сравнение линейных и ежедневных волнообразных периодических программ с равным объемом и интенсивностью для силы», Journal of Strength and Conditioning Research , 2002, 16(2), 250–255.

3. Пейнтер К. «Практическое сравнение между традиционной периодизацией и ежедневными тренировками с отягощениями среди легкоатлетов», Государственный университет Восточного Теннесси, 2009 г.

4. NSCA. «Профилирование спортсменов: выбор системы периодизации для максимизации индивидуальных результатов». Лекции конференции. 2012

5. Зурдос, М.С. «Оптимизация периодизации и разработка программы адаптации мышечной производительности», ISSN Optimal Human Performance, 2014.

6. Бэчл, Томас Р., Эрл, Роджер В. (2008). Основы силовых тренировок и физической подготовки. Небраска. Кинетика человека.

7. Иссурин В., «Блочная периодизация против традиционной теории тренировок: обзор», Журнал спортивной медицины и физической культуры , 2008, 48(1):65-75.

Фотографии предоставлены CrossFit Impulse.

Как «возраст движения» влияет на разработку программы

Любая приличная силовая и кондиционная программа должна быть индивидуализирована в соответствии с уникальными потребностями и целями тренирующегося. Разработка программ, которые конкретно учитывают «цели» наших клиентов, довольно проста, однако освоение того, как разрабатывать программы, которые также учитывают их «потребности», действительно может вывести вас на новый уровень в качестве личного тренера или силового тренера.

При разработке программ обучения мы часто начинаем индивидуализировать их в зависимости от возраста. Это отличное место для начала, но есть много ограничений, связанных с использованием только возраста. Я хочу рассмотреть, как мы разрабатываем программы с использованием «возраста», начав с обзора хронологического, биологического и тренировочного возраста.

Что еще более важно, я хотел ввести новый «возраст», который мы используем в Champion, под названием « возраст движения ». Это может быть самым важным, но в то же время и самым игнорируемым.

Хронологический и биологический возраст 9 лет0307

В самом начале спектра при обсуждении «возраста» вашего клиента находится их фактический хронологический возраст, который является их точным возрастом. Хотя это, вероятно, не так важно при обсуждении тренировочной программы двух человек в возрасте 34 и 38 лет, это гораздо более актуально при сравнении двух людей в возрасте 14 и 18 лет. , но гораздо важнее их биологический возраст. Анатомическая зрелость 14-летнего подростка сильно отличается от 18-летнего и становится переменной, которую необходимо учитывать при разработке вашей программы.

Выстройте 6 детей в возрасте 14 лет, и вы увидите разницу. Один выглядит на 10 лет, другой на 18, а остальные где-то посередине. Согласно данным, собранным в Википедии, половое созревание девочек наступает в возрасте от 10 до 16 лет, а у мальчиков — в возрасте от 11 до 17 лет. Это 6-летний диапазон!

Наше внимание к тем, у кого низкий хронологический возраст, отличается от того, что мы делаем со спортсменами старшей школы. В то время как сила и мощность, как правило, становятся более важными для старших стажеров, мы сосредотачиваемся на том, что мы называем азбукой движения с нашими молодыми стажерами, сосредотачиваясь на ловкости, равновесии и координации. Силовые тренировки включены, но результаты, очевидно, будут ограничены гормональными различиями и различиями в созревании скелета.

Но я призываю вас не преуменьшать значение этого этапа спортивного развития. Развитие основ двигательных навыков важно, и, к сожалению, это поколение детей не получает такого же развития, как прошлые поколения. Фактически, наши молодые спортсмены в Champion видят одни из самых больших изменений в атлетизме. Эти программы имеют эффект.

Вот мои 2-х и 6-ти летние дети работают над своим атлетизмом!

Таким образом, очевидно, что хронологический возраст имеет ограниченную полезность, и гораздо лучше начать с биологического возраста. Однако хронологический возраст не учитывает опыт стажера.

Возраст обучения

Поскольку хронологический возраст становится менее важным для более старших стажеров, следующей переменной, которую следует учитывать, является их опыт обучения. Представьте разницу между двумя людьми:

  • Стажер 1 – 28 лет – Хочет сбросить 10 фунтов – В детстве не занимался легкой атлетикой, никогда не участвовал в программе силовой и физической подготовки, в настоящее время работает за столом.
  • Стажер 2 — 28 лет — хочет сбросить 10 фунтов — был спортивным ребенком, занимался несколькими видами спорта в старшей школе и клубными видами спорта для развлечения в колледже, тренировался в спортивном центре в старшей школе, не тренировался последовательно в 10 годы.
  • Стажер 3 — 28 лет — хочет сбросить 10 фунтов — был спортивным ребенком, занимался несколькими видами спорта в старшей школе и клубными видами спорта для развлечения в колледже, тренировался в спортивном центре в старшей школе, постоянно тренировался в колледже и продолжал с колледжа.

У нас есть люди в возрасте 28 лет, которые хотят сбросить 10 фунтов. Тот же возраст, та же цель. Они все начинают с одной и той же программы? Конечно, нет.

Возраст обучения зависит от опыта стажера. Тренировались ли они раньше по силе? Знают ли они, как правильно выполнять упражнения? Знают ли они, как намеренно применять силу (подробнее об этом в следующем посте…)?

Помните, что успех ваших программ зависит от того, как организм приспосабливается к приложенному стрессу. Вы можете сделать что угодно со Стажером 1, чтобы стимулировать достаточный стресс, чтобы внести изменения, и это хорошо, потому что им есть чему поучиться! С другой стороны, Стажер 3 прекрасно понимает, как тренироваться, и годами подвергал свое тело различным стрессам. Чтобы добиться прогресса в этом тренирующемся, вам, вероятно, понадобится более сложная схема периодизации, чтобы создать другой стимул для их тела.

Ранее я уже обсуждал эти концепции в своей статье «Помогает ли периодизация программы повысить силу» и более подробно на вебинаре внутреннего круга по периодизации силовых тренировок и реабилитации.

У тренировочного возраста есть один ОГРОМНЫЙ недостаток. То, что вы тренируетесь несколько лет, не означает, что вы понимаете, как тренироваться, или даже что вы знаете правильную технику!

Не думайте, что если кто-то последовательно тренируется в течение многих лет, значит, он тренируется правильно!

Это обычное явление у людей, которые занимались силовыми тренировками в прошлом и только начинают формальную программу или впервые начинают работать с личным тренером или тренером по силовой подготовке.

Движение Возраст

Последний возраст, который мы учитываем при разработке силовых и кондиционных программ, является одним из самых важных, но им часто пренебрегают. У нас может быть продвинутый стажер по хронологическому возрасту, биологическому возрасту и тренировочному возрасту, однако могут ли они хорошо двигаться? В Champion мы начали использовать терминологию « Движение, возраст », чтобы обсудить чью-то способность двигаться.

Нам даже не нужно делать это слишком сложным — они могут поворачиваться, приседать, делать выпады, шагать, вращаться, толкать и тянуть?

Мы просто определяем способность «двигаться» как использование надлежащей формы в полном диапазоне движения. Затем это становится шкалой:

  • Могут ли они двигаться с помощью?
  • Могут ли они передвигаться без посторонней помощи?
  • Могут ли они двигаться без посторонней помощи с грузом?
  • Могут ли они двигаться без посторонней помощи с грузом и скоростью?

Когда дело доходит до разработки программы, «возраст движения» всегда превосходит возраст тренировок. [Нажмите здесь, чтобы твитнуть]

Удивительно, как ухудшились наши навыки передвижения. Сколько ваших школьных спортсменов могут дотронуться до пальцев ног? Разве это не удивительно?!?

Чтобы перейти от новичка к среднему и продвинутому стажеру в нашей системе разработки программ Champion, вам необходимо продемонстрировать взросление вашего хронологического, биологического, тренировочного и двигательного возраста.

Что касается спортивной терапии Champion, мы работаем со многими спортсменами, которые хотят оптимизировать себя и получить максимальную отдачу от своего тела. Удивительно, как много «продвинутых» спортсменов, которых мы видим, имеют плохие двигательные навыки. Они плохо поворачиваются, или приседают далеко за нейтраль, или даже не могут балансировать в положении полуна коленях!

Это может привести к дисбалансу, асимметрии и схемам компенсации, которые могут снизить производительность, привести к чрезмерному использованию тканей и, в конечном итоге, к поломке.

Добавить комментарий