Талант это в психологии: ТАЛАНТ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ

Урок: Психология таланта. Курс: Психология личности. Факультет: Психология. Московский бизнес портал

Когда люди видят человека, который виртуозно исполняет произведения Баха или сам сочиняет уникальные симфонии, о нем говорят – «У него настоящий талант». Часто это воспринимается как некий дар, с которым нужно родиться и уже в 4 года сочинять шедевры. Или стать выдающимся спортсменом, художником, изобретателем.

На самом деле каждый может развить в себе тот или иной талант благодаря нейропластичности мозга.

Что такое способности

Музыкальные способности

Такие понятия как талант, гениальность, одаренность в психологии не используют абстрактно, а пытаются понять с точки зрения работы мозга. Потому что, например, музыкальный «дар» как таковой нельзя «найти» в голове человека. Нет такой структуры в мозге, которая есть у одаренного музыканта, но нет у обычных людей.

Да, установлено, что у музыкантов более синхронно работают правое и левое полушария головного мозга по сравнению с людьми, которые не играют на музыкальных инструментах (исследование 2015 года, опубликованное в журнале «PLOS One»).

Однако нейрофизиологические отличия наблюдались как у музыкантов с «абсолютным слухом», так и у обычных людей, которые просто профессионально занимаются музыкой.

Более того, оказалось, что изменения более выражены у тех, кто играет на инструментах с детства, чем у тех, кто сравнительно недавно освоил это занятие (исследование 2021 г. опубликованное в «Journal of Neuroscience»). То есть скорее занятия музыкой приводят к функциональному изменению мозга. Эти изменения – не признак наличия определенного «дара».

Поэтому талант, одаренность или гениальность в психологии принято рассматривать и изучать через совокупность определенных способностей человека и степень их развития.

Виды способностей

Способности могут быть актуальными – это значит, что человек уже применяет их в своей деятельности, или потенциальными – у него есть способности, но они не развиты или не применяются. Например, менеджер по продажам знает, что у него есть способности к рисованию, но он не пишет картины.

Даже когда-то актуальные способности можно утратить, если не развивать их и не применять на практике.

Стадии развития способностей или как формируется талант

В зависимости от того, насколько развиты те или иные способности, они могут иметь несколько уровней: задатки, одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Задатки

Это анатомо-физиологические особенности нервной системы и телесной конституции, на основе которых у человека есть та или иная предрасположенность к определенной деятельности.

Например, к задаткам относятся особенность развития слуховых анализаторов, которые позволяют лучше воспринимать звук, что важно для музыкантов. Интеллектуальные способности определяются характеристиками функциональной деятельности мозга: степенью возбудимости нервной системой, ее силой, лабильностью и пр.

Многие из задатков врожденные, но развиваются они под воздействием окружающей среды, которая может быть:

  • благоприятной для развития способностей – когда ребенку прививают любовь к знаниям, творчеству, трудолюбие и усидчивость, поощряют раскрытие его потенциала;
  • неблагоприятной для развития способностей – подавление, зависимость от оценки, сравнение ребенка с другими детьми и пр.

Неблагоприятная среда для развития

Задатки неспецифичны и не определяют, какую профессию выберет человек. Если он обладает хорошим слухом и чувством ритма, он может стать музыкантом, дирижером, музыкальным критиком, преподавателем музыки, а может стать менеджером, бизнесменом или спортсменом.

Одаренность

Это сочетание определенных задатков, которые повышают потенциальный успех в определенной деятельности. Потенциальный, потому что можно иметь музыкальную одаренность, но, если человек ни разу не брал в руки инструмент, потому что жил в семье математиков, он скорее всего не сможет проснуться и написать симфонию. Зато он сможет стать преподавателем математики.

К примеру: отец Н. Паганини часами заставлял его изучать гаммы и тренироваться, чтобы развить его одаренность, только тогда она «перешла» на следующий уровень – мастерство.

Мастерство

Это достижение человеком совершенства в какой-либо деятельности, то есть фактически полное развитие способностей, которые необходимы для успешного выполнения задачи. Это выражается в наличии необходимых умений и навыков, а также в способности применять их и находить способы решения проблемы в конкретной сфере, где человек является мастером.

Мастерство

Талант

Талант – это не только задатки, развитые до уровня одаренности и достигнутое мастерство в своем деле. Это еще и способность находить принципиально новое: новые решения проблемы, новые формы выражения.

Не существует «базового» набора способностей, которые необходимы для того, чтобы быть талантливым в определенной сфере. Например, считается, что для занятия творчеством нужно хорошее воображение и память. Но среди талантливых писателей были и те, кто с трудом запоминал какие-то вещи. Можно быть глухим, но при этом быть талантливым композитором.

Благодаря способности мозга компенсировать недостающие качества, человек может добиваться успеха. Например, у него может быть плохая память, но хорошо развитая сила воли, усидчивость, внимательность.

Гениальность

Это высшая форма таланта. Гением считается тот, чья деятельность внесла значительный вклад в эпоху, культуру, науку, искусство. При этом гениальность часто проявляется в каком-то одном направлении. Например, гениальный музыкант может быть бездарным математиком. А гениальный новатор в области технологий или бизнеса – плохим оратором или писателем.

Уровни развития способностей

Как развить свои таланты или где искать гениальность

В обществе сложился стереотип, что все люди делятся на талантливых и посредственных. Талантливый должен в 4 года написать симфонию или обладать феноменальными спорностями в каком-то деле. Удел остальных – повседневная работа и «синицы в руках».

И из-за этого стереотипа страдают как условные «гении», так и условные «неудачники». Поскольку если ребенку с детства внушают, что он одарен, у него:

  • появляется страх ошибки;
  • формируется болезненный перфекционизм;
  • не развивается способность к адекватной критической оценке результатов своей деятельности;
  • нарушаются социальные связи (из-за мифа о том, что «гению все дозволено»).

Страдают также и те, кого называют «обычными», поскольку у них изначально есть навязанная обществом установка, что они не достигнут выдающихся результатов.

Можно ли «предсказать» успешность по таланту

В реальности многие «одаренные дети» растрачивают свой талант и не достигают ничего выдающегося, не остаются в истории. А дети, которых изначально считали бездарными, зачастую проявляют небывалые способности, совершают открытия и кардинально влияют на культуру, в которой живут (в том числе и даже после своей смерти).

Классический пример того, как окружающие недооценивают детей – А. Эйнштейн, которого не хотели принимать в школу, потому что считали тугодумом и даже подозревали у него задержку в развитии.

А. Эйнштейн

Позиция, что талант «либо есть, либо нет», с одной стороны, позволяет верить, что если не дано, то и не нужно пытаться. С другой, у людей остается надежда, что в какой-то период жизни они вдруг обнаружат одаренность в чем-то и сразу сотворят нечто гениальное, получат общественное признание.

Этот миф подкрепляется феноменом, который в психологии называется «Ошибка выжившего» – истории внезапного успеха затмевают истории о том, как много других людей добились своих целей путем труда и постоянного самосовершенствования.

Как «найти» свои таланты

Чтобы раскрыть свои таланты, нужно в первую очередь оценить задатки и способности, которые есть. Например, ответив себе на несколько вопросов:

  • в чем я лучше других?
  • что у меня получается легко и приносит удовольствие?
  • с какими проблемами окружающие чаще всего обращаются ко мне за помощью?
  • как бы близкие люди ответили на вопрос о моих способностях?
  • чем мне нравилось заниматься в детстве?
  • какие школьные предметы вызывали у меня интерес?

Важной составляющей, которая влияет на поиск своих талантов, является практика. Чем больше ребенок пробует свои силы в разных направлениях, чем чаще родители поощряют его инициативу, позволяют делать самостоятельный выбор, тем больше вероятность найти себя в деле или профессии.

Человек может обнаружить у себя несколько задатков. Их нужно проанализировать и найти сферу, в которой они будут «полезны» больше всего и в этом направлении начать получать практический опыт, здания, совершенствовать навыки, совершать ошибки и учиться на них.

Практика как поиск своего таланта

От задатков до таланта и гениальности человека отделяет много лет практики и труда. Мозг обладает таким свойством, как пластичность, поэтому любой навык можно развить до уровня таланта. Не обязательно быть музыкантом, чтобы обладать абсолютным слухом, потому что способность распознавать нюансы в звучании можно развить. При этом следует учитывать, что без задатков это может потребовать больше времени и усилий.

В чем проявляется талант

Часто таланты связывают с творческими или интеллектуальными способностями, но это стереотип. Существуют талантливые организаторы, визионеры, ораторы, вдохновители. Талант может проявляться в способности быть лидером или сплачивать команду, выдвигать инновационные идеи, находить выход из критических ситуаций, когда рабочая команда заходит в тупик, подбирать гениальных сотрудников и пр.

Многие из таких способностей позволяют добиться профессиональных и материальных успехов даже больше, чем музыкальные или математические способности. Например, в 2018 году было проведено интересное исследование, результаты которого были представлены ArtNet.

Благодаря ФМРТ головного мозга было установлено, что люди «творческих профессий», выполняя определенную деятельность за гарантированную плату испытывали меньше удовольствия от работы (измерялся уровень дофамина). А когда точно такую же работу они делали, зная, что за нее не заплатят, уровень дофамина был значительно выше, то есть они могли получать удовольствие от процесса.

Чтобы достигнуть мастерства в своем деле, важно понимать и развивать свои способности. В то же время, наличие таланта не гарантирует финансовый и социальный успех.

Талант и гениальность — сходство и различия

Талантом — называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность — высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н. Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А. Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках. Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.

Проблема одаренности в настоящее время рассматривается как психологическая, при этом не возникает сомнений в том, что понятия «одаренность», «гениальность», «талант» не принадлежат только психологическому категориальному аппарату. По сути, проблема одаренности есть частное проблемы индивидуальных различий, степени развития способностей индивидов. Именно в таком контексте рассматривают одаренность (гениальность, талант) многие философы. Необходимо отметить, что четкое разделение гениальности, одаренности и талантливости произошло много позже, чем даже выделение психологии в самостоятельную науку, — долгое время эти понятия считались синонимичными, а понятия «одаренность» вообще не существовало до определенного времени. В связи с тем, что исследование проблемы одаренности в философии охватывает значительный временной период, целесообразным представляется его разделить на два периода: досхоластический и постсхоластический.

Досхоластический период. 
1. Античная философия — это совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом и древнеримском рабовладельческом обществе с конца VII в.

до н.э. вплоть до VI в. н.э. Начиная с античности, мыслители не выделяли существенных различий между такими понятиями, как одаренность, гениальность, талантливость.

Досхоластический период относительно воззрений на гениальность, талантливость и одаренность можно разделить на два течения. Представители первого течения придерживаются идеи предопределенности развития человека, существования судьбы, рока, некой силы, которая детерминирует любые человеческие проявления. К таким философам относятся Платон, Посидоний, Сенека, Плотин. Отчасти подобные взгляды разделяет Демокрит. Одаренный или гениальный человек, по Платону, — человек, обладающий истинным знанием. Платон предполагает, что души различных людей различны не только по своим добродетелям и нравственным доблестям, но и по умственным и прочим способностям. Основным критерием проявления способностей и в то же время показателем наличия одаренности Платон считает вдохновение. Проявление одаренности Платон рассматривает на примере творчества.

Источником и причиной творчества служит одаренность — особый вид вдохновения, сообщаемый художнику высшими и по природе своей недоступными ни вызову, ни какому-либо сознательному воздействию божественными силами. Платон выделяет категорическое отрицание роли обучения в развитии одаренности. Он считает, что обучение способствует превращению деятельности в ремесло, мастерство.

Платон детерминирующей силой считал предыдущее воплощение человека. Если в предыдущем воплощении человек был одарен певческим талантом, то в следующем он может воплотиться или в птицу, или в певца.

Вышеописанные философы считали одаренность, гениальность, талантливость, мудрость таким явлением, которое зависит от божественного произвола.

На пересечении этой и следующей точек зрения находится Демокрит, считавший проявлением одаренности вдохновение, как и Платон. Второе направление досхоластического периода развития проблемы одаренности представлено работами таких философов, как Гераклит, Эпикур, Аристотель, Ибн Габирол.

Они придерживались идеи о свободе воли человека, в том числе и его свободе развивать свои способности до идеала. Идеалом для всех философов является мудрец, идеальный человек, максимально близко стоящий к божествам или даже сам становящийся божеством. Такой человек обладает абсолютным знанием и абсолютной волей.

Постсхоластический период. В середине века слово «гений», появившееся в античности, исчезает из употребления и заменяется выражениями «дар Божий», «люди одаренные Богом». То есть примерно в это время, собственно, и появилось понятие — одаренности. Этим понятием обозначаются врожденные, дарованные Богом способности, развивающиеся до высокого уровня.

 
Гением же с этого времени считается высшая степень творческой одаренности, которая проявляется как оригинальная способность понимания (интуиции), соединения различных элементов (фантазии, творческого формирования изображения).

Конт определяет гения как способность создавать то, к чему нет определённых правил, гений есть полная противоположность подражанию. Так как учиться есть нечто иное, как подражать, то и величайшая способность к изучению не может быть признана гениальностью.

  • Гениальность основывается на исключительном превосходстве высших, одному человеку присущих центров, функциями которых являются мысль и воля. Эти две способности возвышают человека над прочим животным миром, а высшее исключительное их развитие дает нам гения.
  • Вторую категорию занимают гении мышления: исследователи, экспериментаторы и изобретатели.
  • К третьей категории принадлежат гении чистой мысли, обладающие слабо развитой волей.
  • За этими категориями следуют эмоциональные гении, отличающиеся от обыкновенных людей только силою автоматических процессов, а вовсе не личной оригинальностью. Среди эмоциональных гениев первое место принадлежит поэтам, затем следуют художники, скульпторы, музыканты и т.д.

Талант же определяется как выдающиеся способности, необычайная одаренность в какой-либо области, присущая индивиду от рождения или под влиянием упражнений, развивающаяся до высокой степени, обеспечивающая человеку возможность наиболее успешно выполнять ту или иную деятельность. По сравнению с понятием гениальности, понятие таланты — менее глубокое.

Интерес к феномену гениальности вспыхнул в эпоху Возрождения вместе с интересом к проблеме творчества. Понятие «гений», по мнению В. Ланге, возникло приблизительно в конце XVII века. Гений всегда считался существом, наделенным сверхчеловеческими склонностями и возможностями. Не существует единого мнения по поводу определения одаренности. Понятие «талантливые дети» подразумевает только потенциальные возможности развития.

Талант определяется высокой степенью одаренности, представляет собой совокупность способностей, которые позволяют достичь высокого результата в деятельности, характеризующегося новизной, общественной и личностной значимостью. Определение гениальности можно найти у Ц. Ломброзо: «Особенности гениальности по сравнению с талантом в том, что она является чем-то бессознательным и появляется неожиданно».

Гений преимущественно творит на основе активности бессознательного, а талант — творит рационально, на основе продуманного плана.

Гений может быть отнесен преимущественно к креативам, а талант к интеллектуалам.

Психологическая «формула гения выглядит следующим образом: гений = (высокий интеллект + еще более высокая креативность) х активность психики.

В современной науке сформировались два основных подхода к объяснению феномена гения: эгалитарный и элитарный.

Сторонники первого считают, что в личности гения нет ничего такого, что не было бы присуще другим людям, но в нем все качества представлены как бы в превосходной степени: сверхумный, сверхнастойчивый, сверхнезависимый. Деятельность гения можно рассматривать как наиболее наглядную модель творческого процесса, сущность которого одинакова для всех.

Сторонники второго утверждают, что гений в корне отличается от других людей тем, что он обладает характеристиками, не свойственными другим, и тем, что это совершенно иная человеческая сущность, некое новое качество системы, следовательно, гений представляет собой редкое, исключительное явление.

Критериями гениальности научного открытия принято считать:

  • новизну и оригинальность;
  • значимость, ценность для общества;
  • совершенство исполнения.

Гениальное открытие в науке отличается тем, что с его помощью приращение знания происходит не постоянно, шаг за шагом, а скачком, и в этом смысле оно всегда опережает свое время.

Необходимые предпосылки становления гения Н.В. Гончаренко сводит к четырем факторам:

  • врожденная одаренность;
  • собственные усилия;
  • ближайшее окружение;
  • ситуация в обществе в целом.

Эти факторы практически не отличаются от условий, необходимых для становления любой творческой деятельности. Среди основных способностей и умений, которые необходимо развивать у одаренных детей, можно выделить:

  • интеллектуальные способности, дивергентное мышление, познавательные способности;
  • творческие способности: оригинальность мышления, богатое воображение, фантазия, развитая интуиция, готовность к риску;
  • самостоятельность в принятии решений, развитое самосознание;
  • реалистическая Я-концепция, терпимое отношение к критике;
  • чувство юмора, соревновательность, уверенность в своих силах и способностях, внутренняя мотивация.

Для того, чтобы одаренный ребенок развивался естественно и творчески, необходимо создавать специальные условия развития. Это и благоприятная, доброжелательная атмосфера, отказ от оценок и критики, поощрение высказывания оригинальных идей, обеспечение возможностей для упражнения и практики, предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

Проблема одаренности содержит в себе больше вопросов, чем ответов, поскольку известны примеры так называемой разрушительной одаренности, когда деятельность одаренных личностей направлена на разрушение, а не на создание.

Проблема одаренности и таланта тесно связана с проблемой развития креативности личности как общей универсальной способности к творчеству.

В современных исследованиях можно встретить и другие определения способностей. По мнению Ю. П. Гиппенрейтера, «способности определяются как индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению».

Вопрос о роли среды и врожденных задатков в процессе развития способностей в различных исследованиях психологов и педагогов решаются по-разному. До сих пор существуют крайне противоречивые точки зрения: от биологизаторских концепций, рассматривающих способности как биологические обусловленные свойства, до социологизаторских теорий, отрицающих полностью или частично существование биологических предпосылок способностей.

Изучая природу способностей, можно отметить, что в настоящее время имеются экспериментальные доказательства, позволяющие утверждать существование врожденных предпосылок, имеющих огромное значение в процессе развития способностей и формирования индивидуальных особенностей психики людей. Еще нет точных данных о том, в чем именно они состоят. Проявление и формирование задатков зависит от условий индивидуального развития.

Влияние врожденных предпосылок в ходе развития личности становится все более и более косвенным, а результаты его все более вариативными. На каждом новом уровне развития появляются дополнительные социальные и психические факторы, которые, взаимодействуя с теми или иными природными задатками, все более опосредствуют их влияние.

В процессе развития способностей происходит качественное преобразование самой личности ребенка на основе его собственной активной деятельности и его собственного активного отношения к среде.
 
Согласно С. Л. Рубинштейну:

«все специальные способности человека — это, в конце концов, различные проявления, сторон общей его способности… к обучению и труду».

Общими универсальными внутренними условиями осуществления являются, по Н. С. Лейтес, активность и самореализация. Возрастное отношение способностей характеризуется особенностями активности и саморегуляции.

Словом «способности» принято называть степень выраженности и своеобразие тех свойств психики, от которых зависит успешность деятельности. Свойства психики, которые зависят от природных предпосылок развития и могут найти применение в различных видах деятельности, включают в себя психические процессы (восприятие, память, мышление и соответствующие психофизические функции). Способности не могут быть просто заданы извне. Они обязательно предполагают внутренние условия развития, возрастные и собственно индивидуальные, которые имеют свои природные предпосылки. Поэтому способности всегда несут в себе следы индивидуальности. Любой человек неповторим с точки зрения наличия определенных психических свойств, обусловленных природными предпосылками (задатками).

Предпосылкой внутренних условий развития способностей (по Н.С. Лейтес) остаются природные свойства человеческого мозга в сочетании с бесчисленными индивидуальными вариациями способностей. Природными (врожденными) способностями заданы только одни из внутренних условий развития, которые лишь во взаимодействии с другими условиями (социальной среды и самой деятельности) оказываются включенными в процессы формирования определенных способностей. Поэтому наиболее полное раскрытие потенциальных возможностей человека и наибольшая эффективность учебно-воспитательных воздействий предполагают учет внутренних предпосылок развития, обусловленных природными особенностями — индивидуальными и возрастными. Гуманистическая парадигма современной педагогики определяет тезис о том, что задатки способностей к творчеству присущи любому человеку, любому ребенку. Роль педагогов заключается в раскрытии этих способностей и создании условий для их успешного развития.

Talent Development — IResearchNet

Как талантливые дети становятся элитными взрослыми спортсменами? Многие молодые люди начинают путь к тому, чтобы стать профессиональными спортсменами, но лишь немногие достигают такого уровня результатов. Развитие таланта в различных областях достижений, таких как музыка, искусство, наука и спорт, является классической областью психологических исследований. За последние 20 лет или около того в литературе по спортивной психологии было опубликовано большое количество исследований в области развития талантов.

Развитие таланта отражает классический спор о природе и воспитании в том смысле, что существуют некоторые сильные генетические компоненты развития таланта (например, рост, состав тела), а также сильные аспекты окружающей среды (например, обучение, социальная поддержка). С этой точки зрения термин «талант» можно использовать для обозначения врожденных способностей, тогда как слово «развитие» относится к тому, как способности развиваются и совершенствуются. Учитывая, что ни экстремальный экологический, ни экстремальный генетический подходы никогда не могут быть окончательно подтверждены, многие исследователи выбирают золотую середину и вместо того, чтобы рассматривать развитие таланта как проблему природы и воспитания, рассматривают развитие таланта как взаимодействие генетических и экологических факторов.

Общепризнано, что спортсмены проходят через несколько стадий развития таланта, каждая из которых характеризуется отдельными видами деятельности и различными видами участия и поддержки со стороны родителей и тренеров. Здесь рассматриваются две важные модели. Хотя терминология этих разных моделей различается, общие принципы весьма схожи.

Этапы развития талантов Блума

В 1985 году психолог Бенджамин Блум опубликовал книгу, основанную на интервью со 120 талантливыми музыкантами, художниками, учеными и спортсменами (из них 21 олимпийский пловец и 18 теннисистов, вошедших в число лучших в мире). Топ 10). По мнению Блума, развитие талантов проходило в три этапа. Первый этап, этап инициации, характеризовался вовлечением детей в веселую и игровую деятельность. Они в значительной степени полагались на своих учителей или тренеров в плане руководства и поддержки, и в какой-то момент родители, учителя или тренеры заметили, что дети явно в чем-то талантливы. Родители играли ключевую роль, и они часто несли ответственность за стимулирование интереса своего ребенка к их личным сферам деятельности.

На этапе развития дети пристрастились к определенному виду деятельности. Их занятия стали более серьезными, а их учителя и тренеры стали более технически подготовленными, чем на предыдущем уровне. Тренеры проявляли большой личный интерес к их вундеркиндам и ожидали результатов благодаря дисциплине и тяжелой работе. Время практики значительно увеличилось, а соревнования стали использоваться как показатель прогресса. Важно отметить, что родители оказывали как моральную, так и финансовую поддержку и помогали ограничивать участие своего ребенка в отвлекающих мероприятиях, таких как оплачиваемая работа и общественные мероприятия с друзьями.

Стадия совершенства представляет собой время, когда исполнители становятся экспертами в выбранной ими деятельности, которая теперь имеет тенденцию доминировать в их жизни. Исполнители были готовы вкладывать время и усилия, необходимые для достижения поставленных целей. Ответственность за тренировки и соревнования перешла от тренеров к людям. В то же время от исполнителей требовалось, чтобы они были автономны и могли справляться с огромными требованиями своих тренеров. Родители играли меньшую роль, поскольку люди полностью поглощались своими действиями и брали на себя полную ответственность за них. Блум подчеркнул, что не по годам развитые дети нуждаются в долгосрочной приверженности и растущей страсти к своей области, если их талант должен развиваться в дальнейшей жизни.

Модель развития спортивного участия

Одна из самых известных моделей развития талантов в спорте была предложена канадским исследователем Жаном Коте на основе его исследования 1999 года элитных спортсменов-подростков и членов их семей. Подобно модели Блума, Коте предложил три этапа развития таланта, но использовал другую терминологию, которая отражала более явный акцент на спорте и участии семьи.

Выборка лет (возраст 6–13 лет) характеризовались тем, что родители предоставляли своим детям возможность заниматься спортом, уделяя особое внимание веселью, а не интенсивным тренировкам. Как правило, все дети в семье участвовали в различных внеклассных мероприятиях, но в какой-то момент родители признали, что у конкретного ребенка есть дар к спорту. В течение лет специализации года (возраст 13–15 лет) спортсмены постепенно сокращали свое участие во внеклассных мероприятиях и сосредоточивались на одном или двух спортивных мероприятиях. Веселье и удовольствие оставались центральными элементами спортивного опыта, но развитие, характерное для спорта, стало важной характеристикой спортивного участия участников. Родители подчеркивали школьные и спортивные достижения, брали на себя финансовые и временные обязательства перед своим ребенком-спортсменом и развивали личный интерес к участию ребенка в спорте, в то время как другие братья и сестры выступали в качестве образцов для подражания в отношении трудовой этики. 9Инвестиции 0015 лет (возраст 15 лет и старше) отразили возросшую приверженность спортсмена к одному виду спорта, а родители проявили еще больший интерес к этому виду спорта. Игровая деятельность сменилась огромным количеством практики. В этот момент родители помогали спортсмену бороться с неудачами, такими как травма, усталость или давление, и демонстрировали различное поведение по отношению к каждому из своих детей, что иногда вызывало у младших братьев и сестер горечь по поводу достижений старшего брата или сестры. Коте также предположил, что этот процесс развития таланта характеризовался переходом от преднамеренной игры к преднамеренная практика (обсуждается ниже).

Котэ расширил свое первоначальное исследование в более поздней работе и создал текущую модель развития участия в спорте. В рамках этой модели предлагаются три траектории (пути) развития в спорте. Первая траектория, рекреационное участие через выборку, отражает процесс, посредством которого дети занимаются различными видами спорта в годы выборки. Участвуя в различных игровых играх, дети получают строительные блоки для последующего участия в развлекательных (а не элитных) видах спорта. Вторая траектория, элитная производительность за счет выборки, отражает классические три этапа (выборка, специализация, инвестиции) оригинального исследования. В третьей траектории, элитных результатов за счет специализации, спортсменов пропускают годы выборки и вкладывают значительные средства в практику и соревновательную деятельность по конкретному виду спорта в детстве (т. е. они специализируются в спорте в раннем возрасте). В то время как некоторые могут достичь элитного уровня в спорте благодаря ранней специализации, это опасный путь, и ранние специалисты часто получают травмы от чрезмерных нагрузок, теряют удовольствие от спорта и с большей вероятностью бросают спорт, в котором они специализировались.

Преднамеренная практика

Альтернативный подход к развитию талантов был предложен К. Андерсом Эрикссоном, Ральфом Крампе и Клеменсом Теш-Рёмером. Первоначальная работа была основана на данных, полученных из дневников повседневной деятельности талантливых музыкантов, и с тех пор была воспроизведена и дополнена исследователями спортивной психологии. Эрикссон предположил, что концепция преднамеренной практики имеет решающее значение для достижения элитного уровня производительности. Преднамеренные практические действия строго структурированы, требуют больших усилий, не приносят немедленного вознаграждения и специально предназначены для повышения производительности.

Эксперты сообщили о более высоком уровне преднамеренной практики, чем любители, в ряде областей. Это исследование в конечном итоге привело к так называемому правилу 10 000 часов, согласно которому достижение элитного уровня производительности связано с накоплением 10 000 часов целенаправленной практики в течение примерно 10 лет. Это не означает, что 10 000 часов преднамеренной практики производят элитных спортсменов, а скорее дает приблизительное количество часов тренировок, в течение которых участвовали элитные спортсмены.

Ограничения, которые мешают исполнителям достигать оптимальных уровней преднамеренной практики, связаны с ресурсами, мотивацией, и усилиями. Ограничения ресурсов, включая время и доступ к тренерам и тренировочные помещения, должны быть согласованы людьми, стремящимися к совершенству. Поскольку преднамеренная практика не приводит к немедленному социальному или денежному вознаграждению, люди должны преодолевать мотивационные ограничения. На самом деле, люди, которые занимаются осознанной практикой, отчасти мотивированы верой в то, что осознанная практика в конечном итоге приводит к повышению производительности. Наконец, преднамеренная практика требует умственных и физических усилий, поэтому люди должны преодолевать ограничения усилий.

Эрикссон предположил, что преднамеренная практика не доставляет удовольствия по своей сути, но спортсмены сообщают, что наиболее важные и отработанные действия, которыми они занимаются, доставляют большое удовольствие. Совсем недавно Котэ выдвинул более конкретную спортивную точку зрения, которая улучшила наше понимание преднамеренной тренировки. То есть, как предположил Коте, дети участвуют в преднамеренных игровых действий. Преднамеренные игровые действия в спорте предназначены для получения максимального удовольствия и представляют собой занятия с гибкими правилами, которые устанавливаются и контролируются детьми. Во время преднамеренной игры дети меньше озабочены результатами или повышением производительности, а скорее сосредоточены на удовольствии. Следовательно, в годы выборки дети, скорее всего, должны много заниматься преднамеренной игрой и мало — преднамеренной практикой. На самом деле траектория ранней специализации часто связана с большим количеством преднамеренной практики и небольшим количеством преднамеренной игры, и это может объяснить травмы от чрезмерного использования, отсутствие удовольствия и отсев, связанные с ранней специализацией. Спортивные психологи должны поощрять сосредоточение внимания на выборке различных видов спорта в детстве с упором на преднамеренную игру. Повышение уровня преднамеренной практики происходит с более поздней специализацией и инвестициями в спорт.

Другие факторы, связанные с развитием талантов

Хотя сценические модели и преднамеренная игра или практическая деятельность являются наиболее важными аспектами исследований развития талантов в спортивной психологии, несколько других факторов вовлечены в достижение высоких уровней производительности. Три таких фактора рассматриваются ниже.

Относительный возрастной эффект

Относительный возрастной эффект относится ко времени года рождения человека с учетом возрастного порога для участия в конкретном виде спорта. Например, если предельным возрастом для спорта является 1 января 2002 года (т. е. чтобы играть в команде, ребенок должен родиться до 1 января), ребенок, родившийся 31 декабря 2001 года, будет иметь право на участие в этой команде. , но то же самое произошло бы и с ребенком, родившимся 2 января 2001 года. Спортсмен, родившийся в январе, почти на целый год старше спортсмена, родившегося в декабре, и имеет преимущества дополнительного роста, развития и практики. Поскольку размер, скорость и координация (ценные атрибуты во многих видах спорта) тесно связаны с возрастом, игроки относительно старшего возраста часто демонстрируют более высокие уровни производительности и выбираются в элитные команды раньше, чем относительно молодые игроки. Относительный возрастной эффект, как правило, является надежным показателем для спорта элитных возрастных групп в подростковом возрасте. То есть в командах элитных возрастных групп часто бывает больше спортсменов, рожденных раньше в возрастном годе, чем тех, кто родился позже. Влияние относительного возраста со временем ослабевает и менее актуально в видах спорта, не имеющих строгих возрастных границ.

Влияние места рождения

Местоположение места рождения спортсмена может повлиять на вероятность занятия профессиональным спортом. Исследования с участием спортсменов мужского и женского пола из нескольких видов спорта (включая гольф, бейсбол, баскетбол и хоккей) показали, что спортсмены, которые родились и выросли в небольших городах, с большей вероятностью станут элитными спортсменами. Малонаселенные районы могут создавать условия, более благоприятные для развития навыков, чем большие города, потому что в небольших муниципалитетах у детей меньше возможностей для участия в различных видах деятельности, и они могут иметь довольно широкую поддержку для определенных видов спорта; хоккейная площадка в маленьком городке — единственный доступный вариант, и этот вид спорта широко поддерживается в сообществе. Сравнительный анализ показал, что контекстуальные факторы, связанные с местом рождения, в большей степени способствуют достижению элитного уровня спортивных результатов, чем влияние относительного возраста.

Соотношение 2D:4D

Соотношение второй цифры (указательный палец) на руке и четвертой цифры (безымянный) известно как 2D:4D. Указательный палец меньшего размера, чем безымянный (т. е. низкое соотношение 2D:4D) ассоциируется с высокими достижениями в спорте. Одно исследование с участием профессиональных футболистов показало более низкие отношения 2D:4D, чем в контрольной группе (выборка мужчин из общей популяции). Кроме того, в выборке профессиональных игроков те, кто играл в первых командах (а не в резерве), и те, кто играл на международном уровне, имели более низкие отношения 2D:4D, чем их коллеги, которые не достигли этих вершин профессионального футбола. Хотя причины, по которым эффекты 2D:4D наблюдались у элитных спортсменов, в значительной степени не доказаны, вполне возможно, что фетальный и взрослый тестостерон может играть важную роль в развитии и поддержании способностей, связанных с физической конкурентоспособностью (и, следовательно, достижением высоких результатов в спорте). . Эти результаты отражают идею о том, что развитие таланта представляет собой комбинацию генетических факторов и факторов окружающей среды.

Ссылки:

  1. Блум, Б.С. (1985). Развитие талантов у молодежи. Нью-Йорк: Баллантайн.
  2. Кобли, С., Бейкер, Дж., Уотти, Н., и Маккенна, Дж. (2009). Ежегодная возрастная группа и развитие спортсменов: метааналитический обзор относительных возрастных эффектов в спорте. Спортивная медицина, 39, 235–256.
  3. Коте, Дж. (1999). Влияние семьи на развитие талантов в спорте. Спортивный психолог, 13, 395–417.
  4. Коте, Дж., Макдональд, Д.Дж., Бейкер, Дж., и Абернети, Б. (2006). Когда «где» важнее, чем «когда»: место и дата рождения влияют на достижение спортивного мастерства. Журнал спортивных наук, 24, 1065–1073.
  5. Ericsson, K.A., Krampe, R.T., & Tesch-Römer, C. (1993). Роль преднамеренной практики в приобретении экспертной производительности. Психологический обзор 100, 363–406.
  6. Мэннинг, Дж. Т., и Тейлор, Р. П. (2001). Соотношение второй и четвертой цифр и мужские способности в спорте: значение для полового отбора у людей. Эволюция и поведение человека, 22, 61–69.
См. также:
  • Спортивная психология
  • Молодежь и спорт

The Talent Bias — Association for Psychological Science — APS

Годы выступления в качестве пианистки пробудили любопытство психолога Чиа-Юнг Цай к восприятию «природного таланта» и других факторов, которые могут влиять на то, как мы оцениваем других.

В общем, ваш исследования исследуют наши решения и предубеждения в отношении талантов. Что у тебя есть заинтересованы в этом направлении исследований?

Много лет я выступала как классическая пианистка. Были ли представления для концертов, конкурсов или прослушиваний, публика был ключевым. Меня увлекла роль оценщика – и, более того, как правило, факторы, влияющие на профессиональный отбор и оценку процессы.

Мне повезло, что в академической среде я опытный, широкий спектр фонов и обучения приветствовались. Хотя несколько потоки моих исследований изначально были мотивированы моим музыкальным опытом, многие из моих наблюдений применимы и к другим областям. Как академик в школе менеджмента, эти дискуссии о производительности, суждения, экспертиза и общение остаются весьма актуальными, и я рад быть в состоянии предложить другую точку зрения.

Какие скрытые факторы, которые, как вы обнаружили, влияют на нашу оценку людей и информация?

Одно направление исследований было мотивировано тем, что профессиональные музыканты часто стараются преуменьшить свои долгие часы практики, чтобы усилить представление о том, что у них есть природный талант. Во многих консерваториях вы найдете музыкантов, загораживающих окна репетиционных комнат одеждой, газетами и даже мебелью, чтобы люди не могли заглянуть внутрь и увидеть, кто так старается освоить сложное произведение. Казалось, что музыканты интуитивно понимают, что легкость вундеркиндов может улучшить их репутацию и достижения. Я решил проверить это эмпирически как социолог.

Я обнаружил, что то, как мы достигаем наших достижений, действительно влияет на то, как нас оценивают. Например, когда людям представляют кандидатов имеющих равные достижения, они часто оценивают «естественно одаренного» кандидата как превосходит трудолюбивого «борца». Это верно даже тогда, когда биографические данные кандидатов информация и образец производительности идентичны. И все же люди предпочитают «естественный.» Мы с большей готовностью нанимаем этого человека и с большей готовностью инвестируем в и слушать его или ее идеи.

Когда людям представляют кандидатов с равными достижениями, они часто оценивают «естественно одаренного» кандидата как превосходящего трудолюбивого «стремящегося».

chia-jung tsay

Это противоречит тому, что мы говорим, что верим в то, что мы придаем большое значение тяжелой работе и усилиям. Обычно мы восхищаемся архетипом самодельного человека и видим в их усилиях способ поддержать меритократическое общество.

Что вы считаете ваши самые противоречивые выводы о том, как мы воспринимаем талант и способность?

На собственном опыте участия в музыкальных конкурсах я понял, что тип процесса оценки — требовали ли мы участия в соревнованиях отправлять звуковые или видеозаписи — может привести к очень разным результатам для одни и те же кандидаты. Мне было любопытно проверить, почему.

Большинство людей считают, что звук играет центральную роль в оценке музыкальное исполнение. У меня были участники исследования, которые либо слушали, либо смотрели немые видео отрывков живых классических конкурсов. Интересно, только те те, кто смотрел немые видео, смогли определить настоящих победителей. Это было верно как для новичков классической музыки, так и для экспертов. Кажется, оригинал судьи соревнований переоценивали визуальную информацию при оценке представления. Хотите верьте, хотите нет, но лучший способ определить победителей музыки соревнования могут быть выключи звук.

Как ученый, я был рад найти эти противоречивые результаты о силе визуальных эффектов. Как классический музыкант, я был несколько смущен. Эти выводы имеют значение для любого типа профессиональное суждение — любое решение или область, в которой визуальные эффекты присутствуют, но другая информация может считаться более информативной.

Как еще карьера классического пианиста повлияла на вашу научную деятельность?

Помимо мотивации моего исследовательского интереса к решениям о талантах, моя страсть к музыке сосредоточила мое внимание на изучении явлений, которые я нахожу интересными или странными, изначально в музыкальном исполнении. Я связываю зависимые переменные, которые имеют значение для предметной области, такие как результаты соревнований и другие решения судей. Как социолог, я эмпирически проверяю возможные взаимосвязи и объяснения, вовлекая в разговор практиков, а затем расширяю свои исследования в других условиях, чтобы проверить их обобщаемость.

Чиа-Юнг Цай исполняет отрывок из Totentanz Листа.

С точки зрения моего отношения к аудитории и творчеству процесс, я счел полезным переводить то, с чем я был знаком на музыку и то, что я нашел в академических кругах. Например, было бы довольно обычным запланируйте несколько полных прогонов и генеральных репетиций за месяц до концерт; Я подходил к переговорам аналогичным образом и предполагал, что многие другие ученые также запланировали несколько репетиций своих выступлений. позже я узнал это было далеко от нормы. Тем не менее, я все еще вижу много общего между две области.

Добавить комментарий