Темперамент что такое: ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ И ЗАЧЕМ НАМ ЭТО ЗНАТЬ? — I-NURE

Содержание

ЧТО ТАКОЕ ТЕМПЕРАМЕНТ И ЗАЧЕМ НАМ ЭТО ЗНАТЬ? — I-NURE

Холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик – какие-то очень знакомые слова, но вот что они обозначают, не каждый может вспомнить. Это все обозначения разных типов темперамента, то есть основы нашего поведения. Так зачем же нам нужно знать и уметь определять эти типы? Что от этого изменится?

 

Ответ очень простой. Умение находить общий язык с разными людьми – это основа любого общения,  ведь не всегда нам удается заключать сделки, поддерживать разговор и получать желаемое от  разных людей. Именно знания о темпераментах помогают подобрать тот самый ключик при общении.

 

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ «ТЕМПЕРАМЕНТ» С НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ?

Темперамент — это четкая характеристика личности, определяющая ее активность в течение жизни и напрямую связанная с типом высшей нервной деятельности.

Темперамент очень часть путают с характером, но это разные понятия. Темперамент закладывается в нас еще до рождения в отличие от характера, который развивается в течение жизни.

Темперамент не меняется со временем, как может показаться на первый взгляд. Важно заметить, что в современном мире практически не осталось людей с чистыми типами, в каждой личности заложено несколько типов, а иногда могут прослеживаться все, просто с разной степенью проявления.

В своих учениях Гиппократ, который стал основателем и классификатором людей по темпераментам, обосновал свою теорию так: у каждого человека есть свой доминирующий «жизненный сок».  У холериков доминирует желчь (холе), которая не позволяет в полной мере контролировать эмоции. Сангвиниками управляет кровь (сангуа), которая придает им веселья и энергии. Меланхолики подвластны влиянию «черной желчи» (мелэне холе), которая внушает им страх, грусть и самобичевание. А Флегматиками управляет лимфа (флегма), которая действует как успокоительное. 

 


Давайте разберем каждый тип подробнее.
 

ХОЛЕРИКИ

Этому типу людей соответствуют  такие характеристики, как  импульсивность, вспыльчивость, легкая раздражимость, динамичность и драйвовость. Холерики очень часто занимают высокие и руководящие должности. Они активные, целеустремленные, уверенные в себе и рисковые. Этот тип ориентирован на решение проблем и общение с людьми, но их слабая сторона – это поддержание взаимоотношений и чрезмерная агрессия.

САНГВИНИКИ

Это оптимисты по жизни, которые идут с высоко поднятой головой и лучезарной улыбкой. Сангвиник – это человек возможностей или человек с перспективами. Общение с людьми – это их главная фишка, а еще болтливость и желание быть в центре внимания. У всех же есть такой друг, который рассказывает самые смешные истории и его невозможно переболтать? Так вот, это сангвиник. Они чувствительны, эмоциональны, всегда опаздывают и обладают повышенной интуицией.

ФЛЕГМАТИКИ

Медлительные, неторопливые, нечувствительные, спокойные, они стабильны во всем — в учебе, в работе, в отношениях и предпочтениях. Они действительно хорошие слушатели. Но они не сильны в общении с другими людьми. Флегматики неуютно чувствуют себя в больших компаниях, и новые знакомства – это всегда стресс, но среди своих друзей они чувствуют себя уверенно.

Они надежные и вдумчивые, «витать где-то в облаках» – это точно про них.
 

МЕЛАНХОЛИКИ

Это самые настоящие аналитики. Они всегда и за всеми наблюдают, делая выводы и запоминая. Меланхолики по своей сущности реалисты с большой степенью пессимизма. Грустные, печальные, замкнутые в себе, более обидчивые, чрезмерно впечатлительные. Самый главный недостаток – это неумение и боязнь общения с людьми, меланхоликам сложно дается этот аспект повседневной жизни, из-за чего они часто страдают. Меланхолики всегда упираются в факты и логику, ведь для них такие понятия как интуиция, случай и случайность – непостижимая ерунда.

КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ В ОБЩЕНИИ

Умея определить темперамент человека, с которым, например,  вам предстоит заключить сделку, дает большие преимущества. Ведь для каждого типа (точнее, для доминирующего типа среди остальных в темпераменте личности) существуют свои ключевые моменты в общении.

 

 

ДЛЯ ХАЛЕРИКОВ

К примеру, холерики терпеть не могут углубляться в детали, для них самое важное – это результат ваших или его действий.

Еще они очень любят все делать в спешке, и именно поэтому они часто срываются на тех, кто делает все медленно, или даже в нормальном темпе.

ДЛЯ САНГВИНИКОВ

Сангвиники любят болтать, и это как положительная черта, так и отрицательная. А еще из них выходят ужасные слушатели, поэтому главным советом будет —  по возможности опускать все детали и доносить до их ума главную информацию, желательно несколько раз подряд. Сангвиники никогда ничего не начинают вовремя, поэтому если вы хотите вовремя получить от них обратную связь, нужно о себе чаще напоминать.

ДЛЯ ФЛЕГМАТИКОВ

Для флегматиков характерно беспокоиться обо всем, что может случиться. Их сложно вытянуть на улицу даже на прогулку, ведь дома под одеялом им комфортнее, что уже говорить про поездки и путешествия. Инициативность – это точно не про них. Вы смело можете взять часть планирования их повседневной и домашней работы, и говорить им, что необходимо сделать.

ДЛЯ МЕЛАНХОЛИКОВ

Меланхолики очень ответственно относятся ко всему. И если вы хотите произвести на них впечатление, то нужно постараться и проработать детальный план действий — парочку графиков, несколько таблиц и хотя бы один запасной план. Фантазировать и загадывать что-то на будущее звучит для них как абсурд, поэтому при разговоре лучше всего опираться на факты.

На самом деле, это всего лишь несколько рекомендаций. Тема психологии общения с людьми очень обширна, но безумно интересна. Ведь находить точки соприкосновения даже с теми, кого мы не можем понять – это же практически суперспособность, которой может овладеть каждый.

 

Анна Соболь

Что такое темперамент? | Психология

Если обратиться к психологии, под темпераментом (от лат. temperamentum — надлежащее соотношение частей, соразмерность) понимают совокупность индивидуальных относительно устойчивых свойств психики человека, проявляющихся в его поведении и деятельности.

А если говорить немного проще, то это просто унаследованные человеком свойства нервной системы, влияющие на быстроту усвоения знаний и формирования навыков. Именно эти свойства определяют память, внимание, движения человека, но они определяют не то, что человек делает, а то, как он это делает.

История же возникновения учения о темпераментах имеет далёкие корни и относится аж к V веку до н.э.

Жил-был тогда такой знаменитый на сегодняшний день древнегреческий врач Гиппократ. Так он и выдвинул идею о том, что жизнедеятельность и здоровье человека зависят от четырёх основных соков организма: крови (sanguis), лимфы (phlegma), желчи (chole) и чёрной желчи (melanos chole).

Предполагаемый бюст Гиппократа
Фото: ru.wikipedia.org

А семь веков спустя древнеримский врач Гален (II век н.э.), опираясь на эти представления, сформулировал так называемую гуморальную теорию, согласно которой различное соотношение этих жидкостей не только влияет на здоровье, но и определяет психическое состояние, поведение человека.

Тогда же Гален предложил первую классификацию видов темперамента человека. В зависимости от преобладания в организме той или иной жидкости, люди, согласно его теории, отличаются друг от друга силой, скоростью, темпом и ритмом движений, экспрессивностью выражения чувств. Отсюда и пошли названия, широко применяемые на сегодняшний день: сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический типы темперамента.

Позже на смену гуморальной пришла конституционная, или соматическая, теория, на основе которой немецкий врач-психиатр и психолог Э. Кречмер пытался связать различные типы темпераментов со строением тела человека, с соотношением его отдельных частей и тканей.

Однако современной науке уже известно, что и тип строения тела, и динамические свойства психики в значительной мере обусловлены воздействием гормонов, выделяемых железами внутренней секреции. Фото: Depositphotos

Обусловленность того или иного темперамента стали объяснять деятельностью центральной нервной системы, её возбудимостью и чувствительностью. В создании и развитии этой теории важную роль сыграли исследования свойств головного мозга, проведённые нашим знаменитым физиологом И. П. Павловым. Он теоретически обосновал и экспериментально подтвердил ведущую роль в динамических процессах центральной нервной системы.

Он выделил позднее дополненные другими исследователями свойства нервной системы, которые сегодня позволяют нам определять с большой точностью принадлежность отдельного человека к тому или иному типу темперамента.

Так, обладатели сангвинического темперамента обычно весьма деятельны и продуктивны в работе, особенно если она вызывает у них живой интерес. Сангвиники легко приспосабливаются к новым условиям, умеют легко вступать в контакты с людьми, однако испытывают затруднения при выполнении длительных и монотонных операций. Таким был наш великий поэт А. С. Пушкин, обладающий завидной работоспособностью и проявлявший интерес к самым разнообразным сторонам жизни.
Фото: Depositphotos

Люди-флегматики всегда спокойно реагируют на события, могут долго и упорно трудиться, не меняя вида деятельности и терпеливо перенося все трудности. Данные товарищи уже более сдержанны в общении с людьми, избирательны. Их манера речи и движения неторопливы. К ярким представителям флегматиков можно отнести Дарвина.

Фото: Depositphotos

Люди-холерики являются, наверное, обладателями самого сложного темперамента. Это личности неуравновешенные и даже вспыльчивые, с ними очень трудно общаться. Они настолько же необузданны в своих действиях, насколько резки в своих высказываниях. Холерики за словом в карман не лезут, да и ввязаться в драку для доказывания своей правоты могут с легкостью. Такими личностями были Петр Первый и Наполеон, они в трудные минуты были способны на проявление необычайной по силе энергичности. Наполеон I Бонапарт
Фото: Поль Деларош, ru.wikipedia.org

Люди-меланхолики эмоционально ранимы, они чаще других испытывают тревогу, страх, нередко переоценивая характер угрозы, и легче становятся жертвами правонарушений насильственного характера. Если с ними случается непредвиденная ситуация, они долго не могут найти выход из нее. А робости и стеснительности у меланхоликов вообще с избытком. Такие люди совершенно не могут за себя постоять и часто становятся жертвами насмешек и издевательства окружающих. Такая ярко выраженная чувствительность заметна в произведениях Шопена. Фридерик Шопен
Фото: Maria Wodzińska, ru.wikipedia.org

Зачем же нужно определять свой темперамент? Ответ прост: чтобы узнать, что ты за человек, какой масти, на что способен. И получить возможность осознать свои сильные и слабые стороны психики. А потом начать тренировать слабые качества и учиться чаще опираться на сильные!

Что такое темперамент – от чего зависит и на что влияет

Темперамент – что это?
Под этим термином понимают некий устойчивый перечень персональных свойств личности, которые имеют связь с динамическими аспектами жизни. Если объяснять простым языком, что такое темперамент, то здесь понимают способность людей давать разную реакцию на сторонние раздражители. Совокупность врожденных свойств психики зависит от силы, подвижности и уравновешенности нервной системы.

От чего зависит темперамент?
Уже упоминалось, что темперамент является врожденным, поэтому есть теория, что он обусловлен генетически, при этом веских доказательств этому не существует. В основе темперамента лежит тип нервной системы. Есть ряд факторов, которые могут на него влиять:

Климатические условия. Исследования показывают, что жители южных территорий обладают взрывным холерическим темпераментом, в сравнении с северянами.
Образ жизни. Менять темперамент нельзя, но на него можно влиять, например, негативные коррективы может внести недосып, вредные привычки, неправильное питание.
Возраст. В организме с возрастом происходят гормональные перестройки, что влияет на поведение человека. Например, снижение уровня тестостерона приводит к уменьшению энергичности.
Время года. Есть теория, что на темперамент влияет то, когда был рожден человек. Например, исследования показали, что у рожденных летом наблюдаются быстрые смены настроения, а те, кто родился весной являются более позитивными.
На что влияет темперамент?
Поскольку темперамент нам дается с рождение, то он оказывает свое влияние на развитие психики и становление характера. От него зависят многочисленные процессы, происходящие в мозге. Темперамент – это в психологии фактор, оказывающий влияние на:

эмоциональность;
качество памяти;
скорость принятия решений и совершения поступков;
силу реакции на внешние раздражители;
устойчивость настроения.

Описывая, что же такое темперамент, и на что он влияет, отметим, что указанные выше черты играют важную роль в самореализации, развитии личной жизни, карьеры и других аспектов жизни. Он оказывает влияние на то, как человек будет стремиться к развитию, будет ли его что-то мотивировать. При этом отметить, что люди с одинаковыми темпераментами в жизни оказываются совершенно разными.

Основные отличия темперамента от характера
Многие путают эти два понятия, поскольку у них есть много общего, но на самом деле они разные, и в этом легко убедиться.

Темперамент и характер отличны тем, что первый является врожденной особенностью и не меняется, а второй – является продуктом социализации.
Не существует способа, чтобы изменить темперамент, поскольку им можно только управлять, и то, после долгого обучения и разъяснения существующей информации.
Удивительно, но некоторые черты темперамента могут быть скрыты под проявлениями характера.
Свойства темперамента
У каждого вида темперамента есть свои свойства, проявляющиеся в большей или меньшей степени в зависимости от конкретных условий:

Сензитивность.

Имеется в виду минимальное внешнее раздражение, провоцирующее психическую реакцию. Кроме этого, происходит оценка ее скорости.


Реактивность.

Темперамент человека имеет свойство, определяющее силу и скорость реакции на неожиданный раздражитель (свет, громкий звук и так далее).


Активность.

Это свойство подразумевает, с какой скоростью человек способен влиять на обстоятельства и препятствия, не позволяющие достигнуть поставленной цели.


Пластичность.

Здесь имеется в виду скорость, с какой человек может приспособиться к возникшим изменениям окружающей среды. Если это способность хорошо развита, то говорят о пластичности, а если наоборот, то о ригидности.


Экстраверсия.

Под этим свойством понимают ориентацию индивидуума на внешний (настоящее) или внутренний (прошлое) мир.


Возбудимость эмоций.

Такое свойство определяет, с какой скоростью человек эмоционально реагирует на минимальный внешний раздражитель.


Темп реакции.

Имеется в виду скорость процессов и реакций психики, например, темп речи, быстрота ума и реакции.



https://womanadvice.ru/

Теории темперамента
На сегодняшний день представлено несколько теорий, объясняющих, что значит темперамент:

Гуморальная.

Принадлежит теория Гиппократу. Он считал, что темперамент зависит от жидкости (гумора), преобладающей в организме. Кровь – сангвиник, желчь – холерик, слизь – флегматик, черная желчь – меланхолик.


Конституционная.

Теория возникла в начале 20 ст. Ее суть заключается в наличии связи между темпераментом и врожденной конституцией тела. Психиатр Э. Кречмеру выделил такие типы конституции: астеник, пикник, атлетик и диспластик.


Психофизиологическая.

Распространенная в современном мире теория связывает тип темперамента с видом нервной системы.



https://womanadvice.ru/

Виды темперамента


Наука выдвинула и дала характеристику четырем типам темперамента:

Холерик (Х).

К ярким характеристикам этого типа можно отнести импульсивность, неуравновешенность, резкость. У холериков быстро меняется настроение, и наблюдаются эмоциональные вспышки. Такие люди могут работать с высокой интенсивностью, но непродолжительный промежуток времени, поскольку быстро теряют энергию.


Флегматик (Ф).

Такого человека называют неспешным и невозмутимым, он не любит и не умеет выражать свои эмоции. Многие считают его отрешенным. Темперамент флегматик дает человеку спокойствие и уравновешенность, а еще настойчивость и ответственность. В работе они эффективны и не теряют энтузиазм с течением времени.


Меланхолик (М).

К отличительным чертам можно отнести повышенную эмоциональность и слабую волю. Если у человека темперамент меланхолик, его легко выбить из колеи. Он является впечатлительным и ранимым.


Сангвиник (С).

У 4 типа темперамента веселый, жизнерадостный и горячий характер. Такой человек является общительным, он очень эмоционально воспринимает все происходящее, но при этом ему легко бороться с негативом и спокойно переживать неудачи. При общении с сангвиником можно отметить, его юмор, эмоциональность и ярко выраженную мимику.

Смешанные типы темперамента


Людей, которых можно с полной точностью отнести к конкретному типу темперамента, очень мало. Для большинства свойственен смешанный вид, в котором в большей или меньшей мере проявляются разные характеристики. Описывая, что такое смешанный темперамент человека, отметим, что один из четырех видов здесь будет доминировать.

Ф/С. Человек с таким типом умеет сопереживать и вдохновлять других.
М/Ф. Такие люди выбирают одно дело и стремятся делать все правильно.
С/Х/Ф. Притягательные личности, которые являются властными и предусмотрительными.
Х/С. Доминанты, которые любят все доводить до конца. Они отлично влияют на других, при этом проявляя заботу.
Х/С/М. Властные люди, которые склонны достигать поставленных целей.
Х/М. Сильные и способные ученики, но при этом они могут резко критиковать.
С/Ф. Люди, с таким типом могут оказывать влияние на окружающих, являются стабильными и любят угождать другим.
Ф/Х. Упорные, но неприметные лидеры, которые доводят начатое до конца, но не любят выступать на публике.
С/М. Такие люди могут вдохновлять, но при этом являются предусмотрительными и осторожными.
Ф/М. Стабильные и компетентные люди, которые склонны к размышлениям. Они долго взвешивают все «за» и «против».
М/С/Ф. Для таких людей важно делать все правильно и положительно влиять на других. Они добрые, чувствительные.
М/Ф/Х. В таких людях сочетается стабильность, властность и осторожность. Для них важно достигать поставленных целей.


Плюсы и минусы темпераментов


У каждого типа есть свои особенности, разные темпераменты имеют явные преимущества и недостатки. Плюсы меланхолика:

чувствительность;
требовательность к себе;
тактичность;
сдержанность;
понимание других.


Минусы меланхолика:

пессимизм;
недоверчивость;
повышенная эмоциональность;
негативность;
сложность к адаптации.

Плюсы сангвиника:

жизнерадостность;
быстрая обучаемость и адаптация;
преданность;
решительность;
общительность.


Минусы сангвиника:

переоценка своих сил;
сложность самообучения;
перепады настроения;
отсутствие усидчивости и аккуратности;
необдуманность решений.


Плюсы холерика:

активность;
прямолинейность;
находчивость;
эмоциональность;
решительность.


Минусы холерика:

торопливость;
агрессивность;
упрямство;
перепады настроения;
отсутствие терпения.


Плюсы флегматика:

спокойствие;
стрессоустойчивость;
настойчивость;
исполнительность;
сдержанность.
Минусы флегматика:

не эмоциональность;
упрямство;
невосприимчивость к критике;
отсутствие смекалки;
плохая реакция на раздражители.
Кто такой темпераментный человек?
Считается, что подобное словосочетание является некорректным использованием термина «темперамент», поскольку у каждого человека он свой и универсальной характеристики нет. В привычном понимании то, что такое темпераментный – это тот, у кого ярко выражены эмоции, они решительные и самолюбивы. Прямого отношения к теме статьи это определение не имеет.

Можно ли изменить темперамент?


Полностью изменить свой темперамент невозможно, поскольку это врожденная особенность, о чем уже говорилось ранее. При этом с течением времени многочисленные внешние факторы и собственный рост приводят к тому, что ряд отдельных характеристик поддается корректировке. Психофизиологические особенности личности поддаются изменению, что сказывается на манере поведения. Только это требует времени и усилий, а еще постоянного контроля. Объясняя, что же такое темперамент, и как его подкорректировать, стоит указать на такие шаги:

Не нужно стараться сразу изменить многое, лучше действовать поэтапно.
Работайте с явными особенностями характера.
Концентрируйтесь на чем-то положительном, а не отрицательном.


Совместимость темпераментов


При выборе партнера стоит учитывать, что разные типы темперамента имеют свои особенности, что отражается на совместимости:

М/М – полное взаимопонимание, комфортный союз;
М/Х – могут быть партнерами, но холерик – лидер;
М/С – хороший тандем, где люди дополняют друг друга;
М/Ф – спокойный союз, который нельзя назвать счастливым;
Х/Х – бурные отношения, в которых партнеры соперничают;
Х/С – деятельные отношения, в которых люди растут рядом друг с другом;
Х/Ф – хороший союз, где людям комфортно;
С/С – отношения могут быстро закончиться, если пропадет заинтересованность;
С/Ф – интересные отношения, в которых нет понимания, но партнеры оказывают помощь друг другу;
Ф/Ф – спокойный союз, где наблюдается взаимопонимание и пассивность.

#психология #стильжизни

Педагогам: Темперамент школьника как основа индивидуализации обучения :: Советы психолога педагогам :: Наша школа :: Школа Сотворчества

В настоящее время система образования все больше и больше стремится к индивидуализации подхода к ученикам.

Один из таких подходов предлагает рассматривать различных детей с точки зрения их темперамента.

Темперамент – совокупность  индивидуальных природных качеств человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности его психических процессов и поведения.

Т.е., темперамент определяет, в каком темпе, с какой скоростью человек думает, воспринимает информацию, вспоминает что-либо, а также насколько он подвижен, активен, быстро или медленно реагирует на что-либо и т.д. Темперамент имеет внешнее выражение и проявляется в деятельности, поведении и поступках человека.

Тип темперамента определяется свойствами нервной системы. Это природные, врожденные данные, которые определяют подвижность психических процессов человека, но не ее убеждения, интересы, ценности, способности или возможности.

 

Особенности, присущие только темпераменту:

— темперамент – врожденное качество; если какая-то черта (динамическая особенность), существующая у взрослого человека, присутствовала у него и в раннем детстве – она относится к свойствам темперамента;

 

Проявления отдельных темпераментов

 

Сангвиник

 

 

 

Устойчивый экстраверт.

Внешние проявления:

Жизнерадостный, энергичный и любознательный. У него живая мимика, выразительные движения. По лицу легко узнать его настроение, отношение к чему-либо. Настроение в основном хорошее. При желании может сдерживать проявления своих чувств и эмоций.

Быстрые движения. Речь громкая, быстрая, отчетливая, сопровождается выразительной мимикой и жестами.

Находчив, дисциплинирован. Легко откликается на все, что привлекает его внимание.

Общение:

Общительный и отзывчивый. Легко сходится с новыми людьми. Готов прийти на помощь.

 Сильные стороны:

Быстро привыкает к новым требованиям, обстановке, легко переучивается в случае необходимости. Быстро схватывает новое.

Спокойно переживает неудачи и критику. Легко адаптируется к новым ситуациям. Достижение сангвиником цели – быстрое, плавное, с обходом препятствий и учетом ситуации. Способен сохранять самообладание в неожиданной, сложной ситуации.

 Слабые стороны:

Быстро остывает, если начатое дело перестает интересовать; может не довести его до конца. Склонен переоценивать себя. Может быть несобранным, поспешным в решениях.

 Отношение к учебе:

Активно принимается за новое дело. Может работать долго и при этом не утомляться. Способен сохранять сосредоточенность. Плохо переносит однообразную, монотонную и бессмысленную, на его взгляд, работу. В этом случае начинает скучать, работать вяло и безразлично. Продолжает работать в силу хорошей способности себя контролировать. Без усилий переключается с одного вида деятельности на другой. При ответах склонен к импровизации, уходу от книжного текста.

Способы работы в уроке:

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения.

Важна возможность практического использования получаемых знаний.

Необходимо постоянно включать его  в активную деятельность, например, можно привлечь такого ребенка к исправлению ошибок в ответах одноклассников.

Хорошо подходит фронтальный опрос в быстром темпе. Возможна работа над исследовательскими проектами с практическим уклоном.

Нужно довольно частое повторение пройденного материала.

Важно систематически поощрять его усилия.

 

 

Холерик

 

 

Неустойчивый экстраверт

Внешние проявления:

Натура увлекающаяся и страстная. Быстрый, очень подвижный. Решительный и инициативный.

Движения резкие, быстрые. Такая же быстрая и страстная речь. Выразительная мимика. Склонность к резкой смене настроения. Тем не менее, преобладающее настроение – бодрое, боевое. Такие люди несдержанны, нетерпеливы и вспыльчивы. Необидчив и незлопамятен. Упрям. Часто отличаются чувством собственного превосходства над другими. Может быстро истощаться, но также быстро восстанавливает энергию.

Общение:

В общении с людьми Х. допускает резкость, раздражительность, эмоциональную несдержанность, что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей, и на этой почве он сам может создавать конфликтные ситуации. Излишняя прямолинейность, вспыльчивость, резкость, нетерпимость порой делают общение с холериками крайне тяжелым.

Сильные стороны:

Достаточно высокая устойчивость интересов и стремлений, большая настойчивость и упорство в достижении цели. Находчивость в споре. Легко адаптируется к новым условиям. Высокая инициативность, энергичность. Способность быстро действовать и принимать решения.

Слабые стороны:

Неусидчивость. Нетерпимость к чужим недостаткам. Вспыльчивость и агрессивность. Плохо переносит критику – встречает ее довольно агрессивно. Значительная переоценка себя, «все сделаю сам».

Отношение к деятельности:

Учится в силу внутренней потребности все знать. Неустанно стремится к новому. С увлечением и даже страстью берется за дело, выказывая при этом порывистость и быстроту движений, работает с подъемом, преодолевая трудности. Но у Х. запас энергии в процессе работы может быстро истощиться, и тогда наступает резкий спад деятельности: подъем и воодушевление исчезают, настроение резко падает.

Переучивается довольно быстро, но с некоторыми сложностями. Достижение цели – прямое, рывками, с полной отдачей сил. Отвлекаются только для того, чтобы разнообразить деятельность, ставшую скучной.

Критично подходит к объяснениям.

Способы работы в уроке:

Важна общественная значимость и престижность получаемых знаний. Быстро усваивают новую информацию. Легко перебирают большое количество вариантов решения поставленной задачи. Хорошо работают при проблемном изложении материала. Хорошо, если поставленная задача требует активного поиска нестандартного решения.

Как и сангвиники, легко включаются в интенсивный фронтальный опрос.

Возможно использование неожиданных вопросов; возможен опрос и по только что объясненной теме.

 

 

Флегматик

 

 

 

 

 

Устойчивый интроверт

Внешние проявления:

Невозмутимый, спокойный даже посреди общего веселья. Спокойный, хладнокровный, последовательный. Трудно рассмешить или опечалить. Настроение спокойное, ровное. Обладание спокойной, равномерной речью, без резко выраженных эмоций, жестикуляции и мимики. Строго придерживается выработанного распорядка. Его нелегко вывести из себя, задеть эмоционально.

Общение:

С новыми людьми сходится с трудом, довольно замкнутый. Осторожный.

Сильные стороны:

Энергичен, работоспособен, терпелив. Хорошая выдержка, самообладание. Основательность и постоянство. Умеет не растрачивать силы по пустякам. Незлобливость, проявление снисходительного отношения к колкостям в свой адрес. Аккуратность и порядок во всем.

Слабые стороны:

Малая чувствительность и эмоциональность. Ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке. Медленно перестраивает навыки и привычки. Приверженность давно усвоенным стереотипам.

Отношение к деятельности:

Медленно сосредотачивается на новой деятельности, но, сосредоточившись, уже не отвлекается. Доводит начатое до конца. Неутомимый труженик. Достижение цели – медленное, но упорное и верное. Трезвая оценка своих возможностей, а также возможностей других

Способы работы в уроке:

Важно дать флегматику подготовится к тому, что предстоит делать на уроке. Хорошо воспринимает не только практическую значимость изучаемого материала, но и теоретическую часть.

Его нельзя переключать с одной задачи на другую.

Там, где нужно быстро понять или запомнить – флегматик беспомощен.

Хорошо использовать наглядные материалы – схемы, таблицы.

Лучше использовать формы самостоятельной работы (письменные самостоятельные работы по индивидуальным карточкам), давать задания на длительный период времени. Индивидуальные проекты, в которых флегматик может самостоятельно организовывать свою деятельность.

Для усвоения материала необходима проработка его дома.

Устный опрос допустим, но вопросы должны быть известны ученику.

Мало восприимчив к порицанию и одобрению.

 

 

Меланхолик

 

 

 

 

 

Неустойчивый интроверт

Внешние проявления:

Высокая чувствительность. Незначительный повод может вызвать слезы. Мимика и жесты невыразительны, голос тихий, движения бедны. Обычно неуверен в себе, робок. Трудности заставляют опустить руки. Быстро истощается и потом медленно восстанавливает энергию. Настроение  неустойчивое, с преобладанием тоски.

Общение:

Необщителен. Застенчивый, робкий и нерешительный. Невольное приспособление к характеру собеседника.

Сильные стороны:

Успешно справляется с жизненными задачами в привычной обстановке. Терпелив. Легко переносит одиночество. Глубокая эмоциональная чувствительно. Аккуратный вплоть до педантизма (нравится сам процесс наведения порядка). Тактичен, деликатен.

Слабые стороны:

Чрезмерная обидчивость, болезненная чувствительность. Неустойчивое внимание.  Внушаемый, мнительный. Не верит в собственные силы. Теряется в незнакомой обстановке.

Отношение к деятельности:

Работоспособность низкая, легко утомляется. С трудом переучивается. Все новое, необычное вызывает у М. состояние заторможенности. В работу «входит» медленно. Предпочитает работать шаг за шагом.

Способы работы в уроке:

Благоприятны ситуации, требующие последовательной, планомерной работу по четкому алгоритму.

Хорошо составляет планы в письменной форме. При ответах нуждается в наглядных опорах.

Лучший вариант опроса – письменный, а не устный, тогда меланхолик успевает сосредоточиться. Неожиданные вопросы вызывают волнение и растерянность.

В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония. Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность, волю. Отрицательную оценку следует использовать как можно осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик – самый чувствительный и ранимый тип, с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

 

 

Таким образом, если на уроке созданы условия, соответствующие темпераменту ученика, то у сангвиника они направляют его подвижность, активность и умение сосредоточиться – на учебную деятельность; холерику помогают преодолеть возбуждение, сконцентрировать внимание, осознать важность для него изучаемого вопроса; флегматику – переключить внимание на предстоящую деятельность и сосредоточиться на изучении темы; а у меланхолика порождают ситуацию успеха, отвлекают от негативных эмоций, тревожности, воспитывают уверенность в собственных силах.

 

 Темперамент – не приговор

Следует помнить, что деление людей на 4 вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных типов. «Чистые» темпераменты встречаются относительно редко.

                Различия по темпераменту – это различия не по уровню возможностей психики, а по своеобразию ее проявлений. Изменяется не качество выполнения деятельности, а способ осуществления.

При любом темпераменте можно сформировать у человека качества, которые несвойственны данному темпераменту. Психологические исследования педагогическая практика показывают, что проявления темперамента человека могут изменяться под влиянием условий жизни и воспитания.

Мы предложили вам один из подходов к индивидуализации обучения. Данная модель обучения позволяет ослабить стрессогенные факторы, положительно влияет на мотивацию обучения, на познавательный интерес, активность и обученность школьников.

Игнорирование же темпераментальных особенностей не просто делает успеваемость ниже возможной, но и вызывает психологический дискомфорт, а значит – ухудшает физическое и психологическое здоровье учащихся.

(по материалам Интернет-сайтов)

 

— регулируют динамику психической деятельности в целом и особенности отдельных психических процессов;

— однозначно обусловлены общим типом нервной системы;

— свойства темперамента не меняют своей величины и выраженности в течении длительного времени;

— свойства темперамента проявляются даже в таких условиях, которые для них мало благоприятны.

 

Традиционно темперамент определяется на основе 2 параметров:

1)      экстраверсии – интроверсии

2)      эмоциональной устойчивости – эмоциональной неустойчивости

 Экстраверты – люди, «обращенные вовне», они общительны, активны, подвижны, чувствуют себя комфортно среди людей, могут стремиться к лидерству (чаще всего — сангвиники или холерики).

 Интроверты — «обращенные внутрь», малообщительны, сдержаны, ориентируются на собственные представления, контролируют свои эмоции (чаще всего — флегматики или меланхолики).

 Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству и вообще бурным эмоциональным реакциям.

 Нейротизм (эмоциональная нестабильность) является результатом  к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности расстраиваться по любому поводу неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности

  При сочетании этих шкал мы получаем 4 типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик.

Что такое темперамент?

Человек рождается с некоторой генетической предрасположенностью, на основе которой способен формировать остальные личностные характеристики. К примеру, если человек не рождается с крыльями, то он не будет способен летать, как бы того ни хотел. Однако он может научиться различным манипуляциям, которые могут совершать руки. Также и с типом темперамента, который обладает определенными характеристиками и определением, влияющим на дальнейшее развитие человека. В его выявлении может помочь специальный тест.
Под типами темперамента понимаются особенности личности, которые обладают устойчивостью и характеризуются динамичностью проявления, а не их содержанием. Это вид деятельности высшей нервной системы, которая проявляется в эмоциональной сфере.
  В психологии выделяют 4 типа темперамента, которые четко разграничивают людей на те или иные реакции и поведенческие модели. Однако не забываем о том, что поступки и черты характера человеку подвластны, независимо от того, каким темпераментом он обладает. У каждого человека есть свой темперамент и характер. Многие путают данные понятия, думая, что это одно и то же. На самом деле это два разных показателя психической реакции человека. Один является наследственным и практически не меняемым, а второй – приобретенным и зависящим только от самого индивида.
Холерический тип – несдержанный, неуравновешенный, вспыльчивый, необузданный. Эмоциональные переживания у данной категории людей очень быстро протекают и ярко проявляются. Так, их легко вывести, поскольку они быстро вспыхивают, однако и так же легко эмоционально стихают. Холерик – человек очень страстный и эмоциональный. Он не может переживать эмоции неярко. Если он что-то испытывает, то очень глубоко и ярко. Причем он может испытывать одновременно противоречивые чувства. Однако эти переживания не являются длительными. Вскоре холерик быстро переключается на другие эмоции. Такому человеку претит монотонная работа. Вначале он загорается идеями и энтузиазмом. Однако со временем он остывает и начинает выполнять работу, не хотя, спустя рукава.   Холерическими характеристиками являются быстрота и сила, резкость и нетерпеливость. Мимика и жесты у такой личности выраженные, размашистые, активные. Подростки с таким типом темперамента бунтующие, часто непослушные, влезающие в драки, срывающие уроки и т. д. Они очень подвижные и активные, могут вовлечь других детей в авантюры.

Меланхолический тип – неуравновешенный, глубина переживаний с неявным и вялым их проявлением наружу. Такие люди ведут себя незаметно и медленно. Их движения отличаются сдержанностью, невыразительностью, однообразием, медленностью и бедностью. Меланхолик очень чувствительный и ранимый. Его голос тихий и невыразительный. Такой человек боится трудностей, поэтому перед совершением какого-либо действия долгое время обдумывает его необходимость и план реализации. Если действие не требует психического напряжения, тогда оно выполняется. Меланхолик обладает астеничным характером, когда эмоции очень глубокие и устойчивые, однообразные. Такой человек необщительный и замкнутый. Он практически всегда является грустным и вялым, поскольку болезненно реагирует на внешние раздражители. Меланхолик слабый, нерешительный, постоянно желающий все уладить и колеблющийся. Абсолютный меланхолик отличается пассивностью, незаинтересованностью делами и вялостью. Такой человек будто живет в своем мире, практически неприспособленный к жизни. Детей-меланхоликов часто обижают и дразнят, они не умеют бороться против несправедливости. Они трудно уживаются в коллективе, однако легко поддаются влиянию окружающих. Подростки-меланхолики плаксивые, робкие и стеснительные 

Сангвинический тип характеризуется быстротой, уравновешенностью и умеренной силой, однако слабостью интенсивности психических процессов. Сангвиник способен быстро переключаться с одной работы на другую. Его деятельность разнообразная, он не устает, быстро обучается и может долго над чем-то работать. Его эмоциональность быстро меняется, поэтому не является глубокой. Сангвиники проявляются выразительной и яркой мимикой, которая может сопровождаться активными движениями. Они жизнерадостны и подвижны. Таких людей очень легко отвлечь любыми внешними раздражителями, поскольку их глубина переживаний очень низкая. Они достаточно впечатлительные. Сангвиник способен быстро решать проблемы, особенно если они не являются слишком трудные и серьезные. Их решения нередко бывают поспешными. Они, как и холерики, быстро загораются различными идеями, однако потом быстро теряют интерес. Сангвиник относится к общительным и коммуникабельным людям. Однако отношения с ним достаточно поверхностные, поскольку он быстро переключается с одной эмоции на другую. Сегодня он любит, а завтра может не любить. Здесь есть свой плюс, поскольку сангвиник быстро забывает обиды, горести, неприятности (а также радости, приятные моменты, помощь). Сангвиник любит занимать лидирующие позиции, командовать и брать ответственность на себя, быть в центре внимания, находиться впереди.

Флегматический тип отличается вялостью, небольшой подвижностью, медлительностью. Такой человек обладает небогатой эмоциональной сферой, поэтому не способен быть энергичным и быстро переходить к совершению действий. Уравновешенность характера объясняется тем, что эмоции флегматика ровные и постоянные. Его называют размеренным, спокойным и невозмутимым. Для него нехарактерны аффективные проявления, расстройства, импульсивность, поскольку такого индивида практически невозможно вывести из себя. Жесты и мимика флегматика невыразительные и однообразные. Его речь неживая, медленная, сопровождающаяся жестами и выразительностью. Перед выполнением какого-либо действия флегматик долго и тщательно продумывает его будущее. Однако если он примет решение его совершить, тогда будет постепенно и целенаправленно его реализовывать. Такому человеку трудно перестраиваться с одной работы на другую, поэтому он предпочитает заниматься тем, что ему знакомо и привычно. Изменения и перемены возможны лишь тогда, когда флегматика о них предупредили, он заранее их смог обдумать и привыкнуть к ним. Когда флегматик мысленно привыкает, тогда и изменения происходят легко.

Не следует полагать, что человек относится лишь к определенному типу темперамента. Обычно каждый вмещает в себя характеристики нескольких типов, что называется смешанным типом. В нем выражен ярко один тип, а остальные три в той или иной степени дополняют первый.

Как определить тип темперамента другого человека? — Блог Викиум

То, к какому темпераменту мы относимся, во многом является определяющим фактором в сценариях нашего поведения. Холерик, Меланхолик, Сангвиник, Флегматик — о доминирующих 4-х типах темперамента говорил еще Гиппократ. По его утверждению эти особенности зависели от того, сколько воды содержится в человеке, однако психологи сумели найти другие факторы, определяющие тип.

Не стоит путать личность и темперамент человека. Под личностью психологи склонны понимать ряд составляющих, в то время, как темперамент является хоть и важным, но все же единственным составляющим фактором личности. Сам по себе темперамент не имеет ничего общего с типом личности, характером и пр.

Так что же такое темперамент?

Можно сказать, что темперамент представляет собой набор доминирующих черт, с которыми мы родились. Он может претерпевать определенные изменения в течение жизни человека, однако не может поменяться в корне. Темперамент зависит от ряда особенностей нервной системы, он управляет нашими реакциями. На темперамент влияет наш характер, но не наоборот.

Каждый темперамент имеет определенный набор черт, характерный и уникальный для каждого из четырех типов. Но каждая черта может быть выражена более интенсивно или быть практически незаметной.

В большинстве случаев поведение, которое связано с особенностями темперамента человека, можно предсказать. Впрочем, иногда бывают и исключения. Как правило, они связаны с ситуациями, когда человек пытается кого-то обмануть или переживает очень сильные эмоции.

Разберем каждый из типов темперамента.

Сангвиник

Это человек очень общительный, который любит находиться в обществе людей. Он наиболее легок в общении, энергичен. Такого человека можно назвать «душой компании». Как правило, сангвиники обладают чувством юмора и оптимистичным взглядом на жизнь. Если сангвиник находится в состоянии вынужденного бездействия — он начинает испытывать стресс. Как правило, такие люди успешны, однако могут испытывать сложности, связанные с дисциплиной,

Холерик

Наиболее сильный тип темперамента. Это — лидеры от рождения, способные на великие дела. Они редко прислушиваются к тому, что говорят окружающие люди. В то же время, у холериков есть подсознательное стремление постоянно держать под контролем все свое окружение. Если такой человек на что-то решится, то он пойдет до конца.

Холерики редко прислушиваются к советам окружающих. Они хотят обладать полным контролем над собой и окружающими. Они придерживаются мнения, что знают, что лучше и что является приемлемым поведением для остальных. Они придерживаются позиции «хочешь сделать хорошо — сделай это сам». В эмоциональном плане не отличаются отзывчивостью.

Флегматик

В нем сочетаются упрямство и медлительность. Как правило, такие люди имеют размеренный образ жизни и стремятся тратить на рутину как можно меньше энергии. Если перед ними стоит задача, которая требует точности и тщательного подхода — то они берутся за нее с удовольствием. У флегматика может родиться гениальная идея, однако если она потребует значительного вложения сил для реализации, такой человек может убрать ее в дальний ящик. У флегматиков отлично развита наблюдательность, они замечают даже самые мелкие ошибки. У них обостренное чувство справедливости. В плане эмоций флегматик спокоен, в меру беззаботен, не подвержен сильным чувствам.

Меланхолик

Очень чувствительная и очень эмоциональная натура. Порой эмоции меланхолика преобладают над разумом. Именно эмоции могут стать причиной невероятного подъема такого человека. Но могут стать и причиной тяжелой депрессии. В большинстве своем меланхолики — интроверты, которые общению в компании предпочитают одиночество. Они сконцентрированы сами на себе. Впрочем, если такой человек будет долго подавлять свои эмоции (например, гнев или обиду) — рано или поздно они вырвутся на свободу и дадут о себе знать. Меланхолик — хороший друг. Он хорошо чувствует других людей и может при необходимости оказывать поддержку. В работе предпочитает глубокий и вдумчивый подход.

Как научиться разбираться в людях и наладить общение с близкими и коллегами? Попробуйте курс «Эмоциональный интеллект», который не только научит этому, но и поможет прогнозировать поведение людей и понимать их скрытые эмоции. Сделайте свое общение по-настоящему эффективным и готовьтесь к успеху!

Урок по профориентации. Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Тест Айзенка для подростков.

Урок 2-3. Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Тест Айзенка для подростков.

Темперамент: история возникновения понятия «Темперамент»,типы темперамента в соответствии с учением Гиппократа, современные понятия о типах нервной системы и их соответствие типам темперамента, определение типа темперамента по тесту Айзенка (самодиагностика).

Темпера́мент (лат. temperamentum — «устойчивая смесь компонентов») — устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности. Темперамент составляет основу развития характера. С физиологической точки зрения он обусловлен типом высшей нервной деятельности человека и проявляется в поведении человека (характера), в степени его жизненной активности.

Теория темперамента по Гиппократу и Галену (гуморальная теория).

Ведет свое начало от древнегреческого врача Гиппократа (460—377 до н. э.). Гиппократ объяснял особенности темпераментов людей различной пропорцией жидких веществ в организме, а именно: крови, желчи и лимфы. Отсюда и произошел как сам термин «темперамент» (от латинского темпера — пропорция), так и названия отдельных темпераментов:

-сангвиник — человек полнокровный,

-холерик — желчный,

-флегматик страдает избытком лимфы,

-у меланхолика преобладает в организме черная желчь.

В новое время гуморальная теория объясняет особенности темпераментов химизмом крови, а также наличием в крови гормонов, выделяемых железами внутренней секреции.

Гиппократ предположил, а Гален объяснил темперамент более детально как особенности поведения, преобладание в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов):

  • Преобладание лимфы (др.-греч. φλέγμα, флегма, «мокрота») делает человека спокойным и медлительным — флегматиком.

  • Преобладание жёлтой жёлчи (др.-греч. χολή, холе, «жёлчь, яд») делает человека истеричным и хамовитым, «горячим» — холериком.

  • Преобладание крови (лат. sanguis , сангвиссангуа, «кровь») делает человека подвижным и весёлым — сангвиником.

  • Преобладание чёрной жёлчи (др.-греч. μέλαινα χολή, мелэна холе, «чёрная жёлчь») делает человека грустным и боязливым —меланхоликом.

Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу.

Холерик — быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.

Флегматик — неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.

Сангвиник — живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

Меланхолик — склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышенно впечатлителен, эмоционально раним.

Теория темперамента Кречмера и Шелдона.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеник — худой человек среднего или высокого (за счет длинных ног) роста с узкими плечами, тонкими руками и кистями, длинной и узкой грудной клеткой, лишенным жира животом. Соответствующий тип характера — шизотим.

Пикник. Пикники – люди среднего роста и с плотной фигурой, их глубокая грудная клетка переходит в массивный, склонный к ожирению живот. Соответствующий тип характера — циклотим.

Атлетик. Атлетик — средний или высокий рост, широкие плечи, статная грудная клетка, упругий живот. Соответствующий тип характера — иксотим, «вязкий характер».

Кречмер и Шелдон

Теория характера Э.Кречмера и типы темпераментов по У.Г.Шелдону очень похожи. Эндоморф — аналог Пикника, Эктоморф — аналог Астеника, Мезоморф — аналог Атлетика.

Неврологическая теория темперамента И.П. Павлова.

Наиболее обоснованной является выдвинутая И. П. Павловым неврологическая теория темпераментов, выводящая особенности темперамента из физиологических свойств нервной системы человека.

И.П.Павлов определяет темперамент как самую общую характеристику нервной системы отдельного человека: «темперамент, есть… основная характеристика нервной системы, придающая определенный облик всей деятельности каждого индивидуума». По учению И.П.Павлова, физиологической основой темпераментов являются устойчивые функциональные особенности нервной системы, позволяющие выделить несколько характерных типов нервной системы.

Типы нервной системы. Каждый тип нервной системы представляет собой характерную совокупность трех основных свойств нервных процессов — силы, уравновешенности и подвижности.

Сила тормозного и раздражительного процессов характеризуется работоспособностью клеток коры головного мозга, их функциональной способностью выдерживать воздействия раздражителей разной степени интенсивности.

Уравновешенность нервных процессов представляет собой известную степень соответствия между силой раздражительного и тормозного процессов в коре головного мозга.

Подвижность нервных процессов характеризуется способностью нервных клеток более или менее быстро переходить от возбуждения к торможению и наоборот.

Соответственно этим особенностям нервных процессов И. П. Павлов различает следующие типы нервной системы:

По силе раздражительного и тормозного процессов могут быть выделены сильныи и слабый типы нервной системы.

Животное с сильным типом нервной системы адекватно реагирует на внешние раздражения: интенсивные раздражители вызывают в коре его головного мозга сильные процессы возбуждения и торможения, неинтенсивные раздражители вызывают соответственно слабые реакции. У животного с слабым типом нервной системы все происхождит наоборот.

По уравновешенности нервных процессов могут быть выделены уравновешенный и неуравновешенный типы нервной системы. В первом случае наблюдается соответствие между силой возбудительного и тормозного процессов в коре головного мозга. Сильное возбуждение уравновешивается такой же силой торможения в других отделах мозга. При неуравновешенном типе нервной системы это соответствие нарушается: возбуждение по силе может преобладать над процессами торможения и наоборот.

По подвижности нервных процессов могут быть выделены подвижный и малоподвижный типы нервной системы. Первый характеризуется способностью нервных клеток коры быстро переходить от состояния возбуждения к состоянию торможения и наоборот. Малоподвижный тип характеризуется замедленной сменой этих процессов, их «застойностью».

Эти особенности нервной системы выступают не изолированно, а всегда в органической связи друг с другом. Действительный тип нервной системы характеризуется одновременно особенностями и силы, и уравновешенности, и подвижности нервных процессов. Это позволило И.П.Павлову установить следующие четыре основных типа нервной системы: живой, безудержный, инертный и слабый, которым он дает следующую характеристику.

Живой тип характеризуется наличием сильной нервной системы, отличающейся вместе с тем хорошей уравновешенностью возбудительного и тормозного процессов и их подвижностью, выражающейся в быстрой смене этих процессов.

Безудержный тип, отличаясь наличием сильной нервной системы, характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов, а именно: преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Спокойный тип характеризуется наличием сильной нервной системы, уравновешенностью процессов возбуждения и торможения, но вместе с тем их малой подвижностью: процессы возбуждения и торможения у этого типа нервной системы медленно и с трудом сменяют друг друга.

Слабый тип характеризуется наличием слабой нервной системы, малой работоспособностью нервных клеток, их быстрой истощаемостыо. Этот тип нервной системы отличается слабым течением процессов возбуждения и торможения неадекватно силе получаемых раздражителей, а в отдельных случаях даже срывом в работе нервных центров, появлением при воздействии сильных раздражителей «запредельного торможения» вместо нормального возбудительного процесса.

Установленные И.П.Павловым основные типы нервной системы позволяют объяснить многие особенности темпераментов. Сам И.П.Павлов считал, что сангвинический темперамент стоит в связи с наличием у данного человека «живого» (сильного, уравновешенного и подвижного) типа нервной системы; холерический темперамент бывает у людей, отличающихся «безудержным» (сильным, но неуравновешенным) типом нервной системы; флегматик характеризуется инертным, а меланхолик — слабым типом нервной системы.

Урок 3. Практика. Темперамент. Что такое темперамент. Типы темперамента. Тест Айзенка для подростков.

Опросник Айзенка (подростковый)

В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и другие).

Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться: при выявлении особенностей личности подростка, формировании классных коллективов, в профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек — человек»), в педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик — учитель», «ученик — класс».

Инструкция. «Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно, то знак «–». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

 

Текст опросника

1. Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
2. Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать или утешить?
3. Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?
4. Бывает ли так, что ты раздражен чем-нибудь, сердит, злишься?
5. Часто ли у тебя меняется настроение?
6. Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7. Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли? 
8. Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
9. Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?
10. Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11. Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12. Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?
13. Верно ли, что многое раздражает тебя?
14. Нравится ли тебе такая работа, где надо делать все быстро?
15. Ты переживаешь из–за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16. Тебе можно доверить любую тайну?
17. Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18. Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
19. Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем-нибудь?
20. Ты когда-нибудь говорил неправду?
21. Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22. Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
23. Ты часто чувствуешь себя усталым без всякой причины?
24. Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25. Ты обычно весел и всем доволен?
26. Обидчив ли ты?
27. Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?
28. Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29. У тебя бывают головокружения?
30. Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31. Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень надоело?
32. Любишь ли ты иногда похвастаться?
33. Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34. Волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
35. Ты обычно быстро принимаешь решения?
36. Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37. Тебе часто снятся страшные сны?
38. Можешь ли ты забыть обо всем и повеселиться в обществе друзей?
39. Тебя легко огорчить?
40. Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
41. Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на обдумывание?
42. Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
43. Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44. Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45. Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем-нибудь просят?
46. Ты любишь часто ходить в гости?
47. Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48. Был ли ты когда-нибудь груб с родителями?
49. Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
50. Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51. Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
52. Тебе обычно бывает трудно уснуть из–за разных мыслей?
53. Бываешь ли ты обычно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54. Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55. Ты стесняешься заговорить первым с незнакомыми людьми?
56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-нибудь исправить?
57. Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58. Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59. Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
60. Тебе часто приходится волноваться из–за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?

Ключ
1. Экстраверсия — интроверсия:
«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«нет» («–») 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм:
«да» («+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.
3. Показатель лжи:
«да» («+») 8, 16, 24, 28, 44.
«нет» («–») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.
Интерпретация результатов

  1. Оценочная таблица для шкалы «Экстраверсия-интроверсия»

Интроверсия

Экстраверсия

значительная

умеренная

умеренная

значительная

1–7

8–11

12–18

19–24

2. Оценочная таблица для шкалы нейротизма


Эмоциональная устойчивость

Эмоциональная неустойчивость

высокая

средняя

высокая

очень высокая

до 10

11–14

15–18

19–24

По шкале лжи показатель в 4-5 баллов рассматривается как критический, более 5 баллов — результаты теста рассматриваются как недостоверные.

1) Экстраверсия — интроверсия. Типичного экстраверта характеризует общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться.
Типичный интроверт — это спокойный застенчивый, интроективный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует и обдумывает свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его нелегко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2) Нейротизм — эмоциональная устойчивость. Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм по некоторым данным связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость — черта, характеризующая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Эмоциональная устойчивость характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроений (лабильности), чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях развивается невроз.

Слабая НС. Лучше переносит состояние конвейера. Он может работать 3,5-4 часа безе перерыва, работает без ошибок. Перерыв должен длиться 20-25-30 минут.

Сильная НС. Хуже справляется с конвейерной работой. Так как он наращивает темп на результат, а результата нет. Без ошибок работает 2-2,5 часа. Перерыв должен длиться 10 минут, ему достаточно, чтобы восстановиться.

Монотония-раздражение одного и того же участка коры ГМ.

Павлов: можно говорить, что какие-то типы темперамента могут работать вдвоём, а какие-то нет.

3 группы:

  1. Взаимодействие продуктивное

  2. Могут хорошо взаимодействовать, могут плохо, в зависимости от условий

  3. Всегда плохо работают вместе

  1. Самая успешная пара:

а) сангвиник-флегматик (максимальная продуктивность). Флегматик очень точный, конкретный. Сангвиник активный, готов много работать.

Б) 2 сангвиника. Работают весело и беззаботно, большой объём работы, но иногда страдает точность.

В) 2 флегматика. Делят обязанности на части и каждый выполняет свою. Они работают автономно. Объём работы средний.

Г)2 меланхолика. 2 премудрых писаря, работают по принципу: «ты меня уважаешь».

  1. Промежуточная группа.

А) Холерик-меланхолик. Успешно работают, если холерик внимательно относиться к меланхолику. Если холерик его пытался подогнать, то тот болезненно относился.

Б) меланхолик-флегматик. Меланхолик неуверенный в себе, он боится ответственности. Если флегматик будет с ним работать вместе, то они будут работать хорошо.

  1. Неуспешная группа.

А) пара 2х холериков. Начинаются сдвиги, скандалы.

Б) холерик-флегматик. Холерик начинает подгонять флегматика. Ему кажется, что флегматик тормозит намеренно. Флегматик физиологически не может быстрее.

В) холерик-сангвиник. Начинается соревнование кто лучше в паре. Опосредованный конфликт.

Г) сангвиник-меланхолик. У них разные подходы к деятельности. Меланхолику нужна поддержка. Сангвинику кажется, что он нытик.

Девять черт темперамента: Уровень активности

Понимание уровня активности вашего ребенка может помочь вам понять его и поддержать его.

Темперамент

Темперамент — это черты личности, которые определяют, как человек реагирует на окружающий мир. Они тихие или шумные? Спокойный или настороженный? Черты темперамента — это в основном врожденные черты, с которыми мы родились, хотя на них могут влиять семья, культура или опыт человека.Стиль темперамента человека играет роль в том, как он ведет себя и как взаимодействует с другими людьми и в своем мире.

Существует девять различных черт темперамента, и в этой статье мы исследуем черту уровня активности.

Уровень активности

Уровень активности означает, насколько физически активен человек. Некоторые люди чувствуют необходимость постоянно вставать, двигаться и в движении, тогда как другие люди с большей вероятностью будут двигаться медленнее и заниматься более тихой и спокойной деятельностью.

Высокая активность

Дети с высоким уровнем активности могут быстро переключаться с одного занятия на другое. Вы можете думать об их поведении как о хулиганском, а можете расценивать их как оскорбительные или шумные. Во время медленных или тихих занятий высокоактивным детям может быть трудно сидеть на месте и, скорее всего, они будут нервничать.

Низкая активность

Дети с более низким уровнем активности, естественно, будут выбирать более тихие и спокойные занятия.Они с большей вероятностью смогут сидеть спокойно во время тихих занятий, и у них не будет достаточно энергии, которую можно сжечь во время повседневной деятельности.

Уровень воспитания и активности

Убедитесь, что у вашего очень активного ребенка есть много возможностей двигаться и бегать. У них много энергии, которую нужно сжечь, поэтому постарайтесь сделать перерыв в тихих или более медленных занятиях, например, в поездке на автомобиле, и дайте им возможность получить всплеск высокой активности, например, в быстрой игре в метки. на остановке отдыха.Если у вашего ребенка более низкий уровень активности, убедитесь, что у него есть много возможностей для тихих или более медленных занятий, таких как блоки, чтение или настольные игры.

Если ваш распорядок дня и ваши ожидания изменяются в зависимости от уровня активности вашего ребенка, это может предотвратить конфликты и стресс, а также позволить ребенку удовлетворять свои потребности, используя его сильные стороны и опираясь на его природный темперамент.

Подробнее о детях и темпераменте читайте в других статьях этой серии:

Для получения дополнительных статей о развитии ребенка, успехах в учебе, воспитании детей и развитии жизненных навыков посетите веб-сайт расширения Michigan State University Extension.

Чтобы узнать о положительном влиянии программ повышения квалификации МГУ на детей и семьи, прочитайте наш Отчет о воздействии за 2016 год. Дополнительные отчеты о воздействии, освещающие еще больше способов, которыми Michigan 4-H и MSU Extension оказали положительное влияние на отдельных лиц и сообщества в 2016 году, можно загрузить с веб-сайта Michigan 4-H.

Вы нашли эту статью полезной?