Темпераменты детей и их характеристика: 【Типы темперамента у детей или как темперамент ребенка проявляется в раннем возрасте】

Содержание

Типы темперамента ребенка

Информация о материале
Советы психолога

Понятие темперамента

Темперамент – это совокупность индивидуальных особенностей человека, характеризующих эмоциональную и динамичную сторону его деятельности (умственную деятельность и поведение). Отдельные свойства и особенности темперамента могут благоприятствовать или противодействовать формированию личностных черт.

От темперамента человека зависят

  • Оценка и контроль деятельности.
  • Скорость возникновения психических процессов (скорость мышления, восприятия, длительность сосредоточения внимания).
  • Интенсивность психических процессов (активность воли, сила эмоций).
  • Темп, ритм и ускорение деятельности.
  • Дисциплинарные воздействия.
  • Направленность психической деятельности на определённые объекты (экстраверсия или интроверсия).

Темперамент составляет основу развития характера человека, оказывает влияние на способы общения и поведения человека.

Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Темперамент, проявляющийся в  общей психической активности, моторике, эмоциональности требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными. 

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование характера и поведение.
  • На поступки людей.

Психологическая характеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

  • Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
  • Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
  • Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
  • Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Темперамент и характер ребенка

Тип темперамента ребенка — Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.

Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость. 

Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и драки. 

Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам. 

Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая. 

Холерики хорошо засыпают и просыпаются.  

Особенности воспитания холерика

  • Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее  «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
  • Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
  • Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
  • У ребенка должны быть трудовые обязанности.
  • Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
  • Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
  • С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
  • Строго соблюдать режим дня.
  • Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь».
  • Разговаривайте с ребенком о его поведении.
  • Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
  • Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
  • Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

{module [57]} 

Тип темперамента ребенка — Сангвиник 

Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью,общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. 

Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая,  но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. 

Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.  

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми. 

Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника

  • Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
  • Контролируйте его действия и поступки.
  • Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
  • Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
  • Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
  • Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
  • Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
  • Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
  • По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
Родителям о детях:

ПОВЕДЕНИЕ: степень влияния воспитания и наследственности на проявление агрессивности у детей и взрослых людей.

Кризис трех лет: особенности протекания кризиса, советы родителям  по воспитанию ребенка.

Закаливание: солнце, воздух и вода для здоровья вашей семьи: советы и рекомендации 

Тип темперамента ребенка-Флегматик

Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью,усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.  

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упорны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. 

Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. 

Для флегматиков характерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для. 

Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними.   Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.

Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика

  • Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
  • Не торопите ребенка.
  • Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
  • Хвалите флегматика за скорые действия.
  • Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
  • Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
  • Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
  • Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
  • Уважайте его внутренний покой.
  • Обращайтесь к флегматику в случае необходимости. 

Тип темперамента ребенка — Меланхолик

Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы. 

Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться. 

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного. 

Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. 

Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим. 

 Особенности воспитания меланхолика

  • Придерживайтесь принципа постепенности.
  • Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
  • На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
  • Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его  регулировать свои движения, преодолевать трудности.
  • Взрослым детям помогать действиями и советом.
  • Развивайте общение ребенка.
  • Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
  • Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
  • Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
  • Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
  • Уважайте внутренний мир ребенка.

Видео — Типы темперамента детей — особенности воспитания,секреты межличностных и семейных взаимоотношений 

Родителям о ребёнке:

Оформление интерьера детской комнаты с учетом психологических, возрастных, поведенческих и эмоциональных особенностей ребенка. 

Недоношенные дети: особенности ухода за недоношенными детьми.

Поза при кормлении ребенка грудью: виды и особенности кормления детей в зависимости от выбранной позы.  


 


  • Назад
  • Вперед

Определяем темперамент ребенка и учитываем его при воспитании

Несложно заметить, как способны значительно различаться характеры детей-сверстников! Разные дети окружающие факты воспринимают по-разному. Обстоятельства оценивают своеобразно. И реагируют порой непредсказуемо. Самое удивительное, что наблюдать такое можно даже в одной семье среди братьев и сестер. Воспитание одинаковое, а результат разный. С древних времен люди пытались разгадать тайны чужого поведения и свели свое учение к наличию разных типов темперамента (индивидуально-своеобразных свойств психики). Первым о четырех типах темперамента заговорил Гиппократ, руководствуясь позицией врача. Основной была связь поведения и состояния организма человека. Позднее типы темперамента рассматривались исключительно с психологической точки зрения, знания постоянно пополнялись. Психологи рекомендуют учитывать темперамент ребенка, чтобы избежать ошибок в воспитании.

Для чего определяется темперамент детей

Представим картину: несколько малышей играют вместе. Игра стала слишком шумной, грозит обернуться ссорой. Взрослый делает детям замечание, просит успокоиться. Как реагируют ребята? Один немедленно предлагает начать новую игру. Он уже придумал сюжет, полностью готов переключиться. Второй перевозбужден, продолжает кричать, не слушая взрослых. Третий смутился, заметно расстроился случайным нарушением установленных правил. Четвертый молча собирает игрушки. Как видим, ребятки ведут себя по-разному в одной и той же ситуации.

Как говорят психологи, в основе характера каждого человека лежит темперамент — данные, заложенные природой: способность активно действовать, степень чувствительности, сила проявления эмоций. На основе этого в сочетании с результатом воспитания формируется личность.

Специалисты утверждают: каждому родителю надо знать темперамент ребенка, своего сына или дочки. Поняв особенности чада, близкие определят причины возникающих проблем в развитии, воспитании, общении. Например, одному постоянно нужны слова одобрения, другой — излишне резко выражает чувства, третий — замкнется и молчит. Анализируя поведение детей, легче сгладить неприятные и, наоборот, сформировать положительные черты характера.

Обратите внимание! Наибольшее взаимопонимание возникает между людьми со сходным темпераментом. Изучая особенности характера своего чада, полезно проанализировать собственные черты. Возможно, противоречия в общении между близкими вызваны разницей личностного склада.

Рассмотрим как правильно любящим родителям учитывать при воспитынии детей свойства их характера. Знании природных данных человека помогут им лучше понимать реакцию детей на то или иное событие. В конце статьи приведены тесты на определение темперамента ребенка, которые дадут более точную характеристику чаду и возможность скоректировать поведение ребенка, направив силы на развитие положительные качества характера.

Что надо знать о темпераменте

Психологи давно заявляют об отсутствии четко выраженных типов. Особенности личности редко вписываются в заданные параметры. Поэтому о темпераменте говорят, упоминая и тип характера. Предлагаем познакомитьтся с описанием типов темперамента так, как они рассматриваются в психологии. Тест на определение темперамента для взрослых можно найти на психологических сайтах.

Итак, что важно знать о темпераменте:

Сангвинический

Люди такого типа жизнерадостны, общительны. Отличаются стабильно хорошим расположением духа, приятны в общении. Они легко заводят друзей, свободно начинают новое дело. Энергичны, активны.

Холерический

Холерики легко возбудимы. Их беспокойство не бывает легким. Люди с таким темпераментом не знают, что такое душевный покой. Они испытывают сильные эмоции, которые ярко выражаются. И любовь, и неприязнь холерика заметны всем.

Флегматический

Внутреннее равновесие флегматика трудно нарушить. Его настроение стабильно, эмоции выражаются очень слабо. Флегматики спокойно и уверенно выполняют начатую работу. Им чужды непонятная тревога, необъяснимое волнение. Чувства таких людей ровны и стабильны.

Меланхолический

Меланхолики склонны к сильным переживаниям. Самое обычное событие может рождать бурю волнения, горькие выводы. При этом меланхолики легко понимают чувства других людей, сопереживают им.

Сангвиническому и холерическому типам свойственна экстраверсия (ориентированность вовне, открытость миру). Для флегматического и меланхолического характерна интроверсия (интерес к внутреннему миру, закрытость).

Как темперамент влияет на воспитание

При развитии и воспитании дитя родителям, хотя они и не психологи, приходится решать множество психологических задач, чтобы вырастить полноценную личность. Взрослым надо научить малыша:

  • строить дружеские отношения;
  • отстаивать свою позицию;
  • выражать эмоции, не доставляя неудобств окружающим;
  • получать информацию, плодотворно работать с ней;
  • признавать авторитет, не позволяя подавлять себя;
  • добиваться успеха.

После рассмотрения типов темперамента становится ясно, что подход к деткам не может быть одинаковым. Взрослый должен осознавать, как малыш воспринимает складывающиеся жизненные ситуации. Важно представлять, какими психологическими особенностями ребенка они сопровождаются. Чтобы воспитание имело положительный результат, важно найти «волшебный ключик» к детскому внутреннему миру. Знание типа темперамента означает понимание сильных и слабых сторон своего чада. Например, психологи предупреждают:

  • Холерика бесполезно просто наказать за устроенную в магазине истерику, лучше отвлечь его более сильным стимулом, ведь он легко переключается.
  • Меланхолика не стоит ругать за беспричинно испорченное настроение, так как он очень чувствителен.
  • Медлительность флегматика – проявление его основательности, спокойствия, поэтому самое лучшее: сохраняете самообладание.
  • Из сангвиника энергия бьет ключом, так как он полон организаторских способностей, надо воспользоваться этим для их активного воплощения в семье, в школе.

Разгадать тайну характера означает понять многое:

  • как строить разговор и общение с детьми разного темперамента;
  • насколько важны слова поддержки и одобрения для определенного характера;
  • за что и как стоит ругать;
  • допустимы ли наказания и какие они могут быть.

Связь темперамента с характером

Хотя типов темперамента всего четыре, на их основе базируется широкая классификация типов характера. Характер соединяет то, что было дано изначально (темперамент) и стереотип поведения, принятый личностью в качестве нормы. Именно он влияет на поведение человека в определенной ситуации. Зная типы темперамента детей в семье, можно предположить, какой характер у каждого из них может выработаться.

Важно! Темперамент ребенка является основой от рождения. А вот от родителей и окружения детей, воспитания по типу темперамента зависит, какими станут внутренний мир, поведение взрослеющего человека.

Психологи на основе науки о темпераментах выделили основные типы характера, знание которых поможет в семейном воспитании.

Гипертимный

Основан на сангвиническом темпераменте с холерическими нотками. Дети-гипертимы открыты новому. Подвижны, инициативны, легко начинают игру. Учеба дается им легко, но они неусидчивы, требуют частой смены деятельности. Вспыльчивы, быстро «остывают». Общительны. Заводилы, лидеры. Легко заводят новых друзей, оставляя старых.

Замкнутый

Легко угадываются меланхолические черты. Дети избирательны в общении. Молчаливы, застенчивы. Избегают привлечения внимания. Ранимы, склонны драматизировать небольшие конфликты. В учебе могут наблюдаться проблемы: замкнутые дети редко вызываются отвечать, могут стесняться. Замкнутый малыш не умеет выстраивать отношения, начинать игру.

Напряженный

Одновременно прослеживаются черты флегматика и холерика. Дети сосредоточенны, упрямы, энергичны. Взявшись за какое-либо дело, они стремятся его завершить. В то же время ребята вспыльчивы, гнев долго накапливается и дает сильную вспышку. Отрицательной чертой является неспособность сочувствовать, сосредоточенность на собственных интересах. Такие дети склонны подчинять себе сверстников и даже обходиться с ними жестоко.

Тревожный

Характер наблюдается у меланхоликов. Дети чувствительны, ранимы. Отличаются легкой утомляемостью, имеют слабую нервную систему. Внимательны к окружающим, сопереживают им. Не избегают общения, но часто с трудом строят отношения, привязаны к родителям. Часто болеют.

Демонстративный

Тип характерен для сангвиников. Также присутствуют холерические черты. Дети не боятся привлекать внимание окружающих. Наоборот, всячески стремятся стать центром общества. Совсем малыши, они уже умеют манипулировать взрослыми. Часто такие ребята бывают избалованы. У них хорошая фантазия, побуждающая иногда искажать действительность. Сложности в учебе вызваны излишней подвижностью, неспособностью сосредоточиться.

Эмоционально-лабильный

Характер свойствен в большей степени меланхоликам. Дети, склонные к самопожертвованию. Они с ранних лет привыкли дарить другим любовь, тепло. Нередко этим пользуются, манипулируя. Душевное состояние прямо связано со степенью поддержки взрослыми. Школьные успехи напрямую зависят от настроя.

Неустойчивый

Характер способен «вырасти» из сангвинического темперамента при несерьезном отношении взрослых. Человек стремится только к легким удовольствиям. Он не желает ни учиться, ни работать. Это веселые, компанейские ребята, у них множество приятелей. Они нуждаются в постоянном контроле.

Обратите внимание! Этот тип характера требует повышенного внимания родителей. Отсутствие строгого контроля может привести к плачевным последствиям.

Конформный

Характер, свойственный флегматикам. Дети склонны придерживаться однажды заведенного порядка. Противятся новому. Послушны, редко выражают свое мнение. Не привыкли активно мыслить. Таким детям легко навязать определенную точку зрения, особенно просто это делается с помощью СМИ. Также конформные дети достаточно легко подпадают под влияние дурной компании.

Особенности воспитания детей с разным темпераментом

Как теперь понятно, каждый тип темперамента имеет положительную и отрицательную стороны. Для родителей понимание этого имеет неоценимую важность. Становится ясно, где требуется поддержка, где указание верного направления. Психологи дают советы родителям по воспитанию детей каждого типа и уточняют особенности воспитания.

Ребенок сангвиник

Положительные стороны: общительность, открытость, энергичность, разносторонние способности.

Отрицательные: непостоянство, поверхностность, стремление быть в центре внимания окружающих. Неспособность долго концентрироваться на задаче может стать причиной низкой успеваемости в школе. У сангвиников нередки проблемы с дисциплиной. Это они начинают шалить и баловаться во время урока.

Встает вопрос, как воспитывать ребенка сангвиника с такими качествами. Родителям воспитание ребенка сангвиника рекомендуется строить на таких правилах:

  • Поддерживать творческие и познавательные инициативы детей, не подавляя их.
  • Помогать с организацией времени. Поддерживать четкий режим дня.
  • Стараться сделать увлечения более стабильными, поддерживая к ним интерес.
  • Контролировать, но доброжелательно.
  • Хвалить только заслуженно.

Ребенок холерик

Положительные стороны: энергичность, целеустремленность, способность ярко выражать эмоции.

Отрицательные стороны: истеричность, подъемы и спады настроения, нетерпимость к критике.

Ребенок холерик способен хорошо учиться, он честолюбив и старается добиться хороших оценок. Проблемы возникают в отношениях со сверстниками и даже учителями. Такие ребята не всегда способны контролировать эмоции. Они могут проявлять неоправданную грубость, принимаемую за агрессию. Подобное поведение, конечно, нужно менять. Родителям нужно дать такие рекомендации в работе:

  • Вести себя уверенно.
  • Стараться не повышать голоса.
  • Если малыш перевозбужден, выслушивать его, успокаивая.
  • Избегать жесткой критики. Подчеркивать достоинства, при необходимости упоминая недостатки.

Ребенок флегматик

Положительные стороны: энергичность, постоянство, целеустремленность.

Отрицательные стороны: отсутствие гибкости, упрямство, низкая эмоциональность.

Ребенок флегматик способен демонстрировать неплохие результаты учебы. Если маленькие флегматики не ленятся, спокойное упорство помогает им решать достаточно сложные задачи. Воспитание ребенка флегматика требует прислушаться к таким рекомендациям:

  • Приучать к проявлениям заботы о близких. Давать соответствующие поручения, демонстрируя пример своим поведением.
  • Проявлять собственные чувства. Чаще говорить о своей любви.
  • Учить анализировать ситуацию, формировать собственное мнение.

Ребенок меланхолик

Положительные стороны ребенка меланхолика: способность к сопереживанию, эмоциональность, умение тепло проявлять чувства.

Отрицательные стороны: повышенная нервозность, склонность драматизировать события, неуверенность. Ребята с таким типом могут демонстрировать отличную успеваемость. Но успехи в учебе нестабильны: слишком многое зависит от настроения, связанного с чувством неуверенности в себе. Большое значение придается отношениям с одноклассниками.

Воспитание ребенка меланхолика предполагает, что малыша нужно:

  • Чаще хвалить, повышая самооценку.
  • Пресекать манипуляции сверстников.
  • Применять наказания только при острой необходимости.
  • Не предъявлять повышенных требований, избегать демонстрации разочарования.

Важно! Ни один тип темперамента не является «хорошим», ни один нельзя назвать плохим. Любой малыш способен принести родителям радость. Нужно лишь принять его особенности и помочь в сложных ситуациях.

Советы родителям

Любой характер имеет две стороны, причем, отрицательная – продолжение положительной. Например, мягкое, ласковое и послушное дитя отказывается участвовать в школьных соревнованиях, так как стесняется. Веселый, энергичный, развитый малыш приносит двойки из-за своей несобранности. Бурно выражающий свою радость дошкольник так же ярко проявляет гнев и разочарование.

Важно принять психологические особенности детей. Только тогда станет возможной помощь в учебе, построение гармоничных отношений. Психологи советуют родителям, как правильно осуществлять воспитание по типу темперамента. Чаще всего взрослыми обсуждается характеристика детей на основе критических замечаний и слов похвалы. Посмотрим, как будут реагировать ребята на воспитательные действия взрослых.

Критика взрослых

Ребенок холерик крайне плохо переносит критические замечания. Ответом может стать сильная обида со вспышкой гнева. У меланхоликов и флегматиков переживания скрыты, но они также могут быть болезненными. Все замечания нужно тщательно обдумывать, стараясь не заслонить ими достижения. Сангвиники, легко меняющие настроение, принимают критику легче. При демонстративном типе характера она порой необходима.

Похвала взрослых

Ребята меланхолического типа часто имеют низкую самооценку. Они излишне тревожны. Им крайне необходима эмоциональная поддержка, повышенная мотивация. Напротив, для сангвинического темперамента свойственна чрезмерная самоуверенность, желание быть центром внимания. Здесь похвалу нужно строго дозировать.

Организация и контроль

Для меланхоликов и флегматиков самоорганизация не представляет проблемы. Меланхолические дети слишком тревожны, чтобы осознанно нарушать правила. Ребенок флегматик склонен действовать по заведенному порядку. Сангвиники и холерики отличаются высоким уровнем энергии. Они способны забыть о важных делах, увлекшись интересной игрой или мультфильмом. Контроль необходим. Важно использовать его, не подавляя самостоятельности.

Специалисты напоминают, что темперамент детей дошкольного возраста является лишь базой. Нужно наблюдать за поведением ребят, анализировать и делать выводы. Затем, обратившись к рекомендациям психологов, учитывать особенности воспитания для каждого типа, например:

  1. Не допускать холодного, отстраненного отношения к детям, нуждающимся в проявлениях любви.
  2. Подбадривать, почаще хвалить неуверенных, стеснительных.
  3. Избегать жесткого контроля поведения активных, энергичных ребят.
  4. Исключить критику медлительности, низкой активности детей. Помогать проявлять себя. Пытаться заинтересовать творчеством, спортивными занятиями.
  5. Внимательно выслушивать нервных, вспыльчивых детей. Стараться понять причину взрыва.
  6. Отвечать на капризы и истерики ровным уверенным поведением.
  7. Следить за проявлением собственных эмоций. Не допускать сравнений с другими.
  8. Не требовать посещения кружков, секций, демонстрации достижений при явном сопротивлении.
  9. Стараться учитывать темперамент при подготовке ребенка к школе, чтобы получить положительные результаты при обучении.
  10. Организовать в семье правильное общение детей с разным темпераментом для сохранения здоровой семейной обстановки.
  11. Подобрать игры на темперамент для своего чада, чтобы в игре развивать положительные качества характера.

Как определить темперамент у детей дошкольного возраста

Мамы и папы способны самостоятельно определить характер чада. Достаточно проанализировать его поведение в разных ситуациях. Тест на определение темперамента для дошкольников поможет увидеть «контрольные точки» и внимательно их рассмотреть. Результаты покажут слабые стороны, дадут возможность исправить ошибки.

Обратите внимание! В природе нет «чистых» типов темперамента. Это подтверждают рассмотренные выше разновидности характеров. Поэтому поведение может включать разные проявления одновременно.

Тесты на определение типа детского темперамента

Темперамент детей дошкольного возраста можно определить в домашних условиях. Психологами составлено много диагностик, которые используются педагогами в процессе обучения, родителями во время наблюдений за детьми. Получить более качественные и быстрые результаты родителям помогут специальные тесты. Тестирование адресовано взрослому или предполагает ответы детей.

Вариант 1 (для родителей)

Выбирается верный вариант ответа. Придется вспомнить приведенные ситуации или попытаться их представить.

1. Нарушен строгий запрет. Какова реакция на проявление родителями недовольства?

  • А. Соглашается, что поступил плохо. Вскоре забывает об этом.
  • Б. Волнуясь, объясняет причины поступка. Старается оправдаться.
  • В. Молча выслушивает. Нехотя признает неправоту.
  • Г. Плачет, долго переживает случившееся.

2. Идет игра, требующая быстрых решений. Характерное поведение:

  • А. Действует ровно, уверенно, с хорошим настроем.
  • Б. Активен, стремится победить.
  • В. Обдумывает действия и спокойно выполняет.
  • Г. Волнуется, сомневается. Может отказаться играть.

3. У детей завязался спор. Каковы действия малыша?

  • А. Выслушивает других, но настаивает на своем.
  • Б. Волнуется, кричит, перебивая остальных.
  • В. Слушает других.
  • Г. Не решается высказать мнение.

4. Насколько быстро проявляется усталость?

  • А. Способен бегать целый день, как заводной. Утомляется к вечеру.
  • Б. Бывает очень активным, потом резко жалуется, что устал.
  • В. Отличается средней энергичностью, не слишком подвижен.
  • Г. Легко утомляется.

5. Какие эмоции проявляются, если предстоит войти в новый коллектив (класс, группу, команду)?

  • А. Настроен положительно, ждет интересного общения.
  • Б. Волнуется, возбужден.
  • В. Не проявляет беспокойства.
  • Г. Нервничает, хочет остаться дома.

6. Особенности речи:

  • А. Говорит живо, эмоционально, иногда слишком много.
  • Б. Часто повышает голос, плохо сдерживается.
  • В. Тщательно подбирает слова.
  • Г. Разговаривает тихо, позволяет себя перебивать.

7. Роль в детской компании:

  • А. Лидер, весельчак.
  • Б. Стремится к лидерству. Раздражается при неудаче.
  • В. Средние роли.
  • Г. Подчиняется большинству.

8. Как воспринимается одиночество?

  • А. Быстро начинает скучать.
  • Б. Легко находит интересное занятие.
  • В. Спокойно играет.
  • Г. Чувствует себя комфортно. Умеет интересно провести время.

9. Какие игры предпочитаются?

  • А. Подвижные, спортивные.
  • Б. Логические.
  • В. Несложные.
  • Г. Настольные игры без соревновательного момента.

Теперь подсчитайте количество ответов каждой категории. Каких больше всего? Результат интерпретируется так:

А – сангвиник. Подвижен, весел, открыт для общения. Всегда бодрое настроение. Неудачи переживает легко. Не терпит однообразной работы. Именно сангвиники запускают бумажные самолетики на уроках.

Б – холерик. Яркая, энергичная личность. Общителен, стремится быть лидером, не терпит критики. Легко раздражается, повышает голос.

В – флегматик. Спокоен, медлителен. Может казаться неэмоциональным, слабо выражает чувства. Спокойная ровная речь. Несколько замкнут.

Г – меланхолик. Тревожен, волнуется из-за пустяков. Легко плачет. Стеснителен, испытывает сложности в общении.

Вариант 2 (для детей)

Тест состоит из двух блоков. Результаты подсчитываются отдельно. Взрослый создает спокойную доверительную обстановку и помогает понять ситуации, если у дошкольника возникают вопросы.

Блок А (общительность)
  1. Пойти вечером в гости интереснее, чем быть дома?
  2. Играть с ребятами лучше, чем собирать конструктор?
  3. Игры на улице веселее, чем домашние?
  4. Тебе нравится в садике?
  5. Ты умеешь знакомиться с детьми?
  6. Бегать на улице интереснее, чем рисовать?

Каждый положительный ответ этого блока дает 1 балл. Сумма интерпретируется так:

1 балл – выраженная замкнутость, склонность к уединению. Возможно, стеснительность, неуверенность. Слабое проявление эмоций

2-3 балла – небольшая потребность общаться. Контакты в необходимой степени.

4-5 баллов – общительность, открытость. Готовность узнавать новое.

6 баллов – выраженная открытость для общения, уверенность. Подвижность, энергичность. Ярко проявляемые чувства.

Высокая степень общительности характерна для холерического и сангвинического типов. Низкая наблюдается у меланхоликов и флегматиков.

Блок Б (эмоциональная устойчивость)
  1. Если тебя ударят, можешь ударить в ответ?
  2. Страшно ли оставаться дома одному?
  3. Удобно рисовать, если за тобой наблюдают?
  4. Ты часто просыпаешься ночью?
  5. Тебя сильно обижают насмешки?
  6. Ты часто болеешь?

Положительный ответ также дает 1 балл. Интерпретация:

1 балл – эмоциональная устойчивость. Слабая зависимость от чужого мнения. Уверенность, спокойствие.

2-3 балла – средняя степень устойчивости. Обдуманное подчинение нормам поведения.

4-5 баллов – неустойчивость. Бурное проявление эмоций. Зависимость настроения от окружения.

6 баллов – сильная неустойчивость. Высокая степень тревожности, способность волноваться по пустякам.

Высокой степенью эмоциональной устойчивости характеризуются сангвиники и флегматики. Низкая выражена у холериков и меланхоликов.

Проводя тестирование, нужно помнить о его главной цели – узнать особенности личности. Ежедневное общение с детьми не всегда означает понимание их характера. Возможно, результаты тестов помогут сделать необходимые выводы.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Понимание темперамента вашего ребенка — Центр природы и науки озера Эри

Некоторые дети «легкие». Они предсказуемы, спокойны и положительно относятся к новому опыту. Другие дети могут быть более трудными, неспособными с легкостью управлять своими эмоциональными переживаниями и выражениями. Когда личность ребенка не совсем соответствует или не совпадает с личностью других членов семьи, это может быть проблемой.

Легкость, с которой ребенок приспосабливается к своему окружению, сильно зависит от темперамента – приспособляемости и эмоционального стиля. По большей части темперамент является врожденным качеством ребенка. Оно несколько модифицируется (особенно в первые годы жизни) опытом и взаимодействием с другими людьми, окружающей средой и здоровьем ребенка.

К тому времени, когда ребенок достигает школьного возраста, его темперамент уже хорошо определен и очевиден для тех, кто его знает. Это не то, что может сильно измениться в будущем. Эти врожденные характеристики не имеют ничего общего с вашими собственными родительскими навыками. Тем не менее, поведенческая адаптация ребенка школьного возраста во многом зависит от взаимодействия между его темпераментом и вашим, а также от того, как другие реагируют на него — насколько комфортно он вписывается в свое окружение и с окружающими его людьми.

Характеристики темперамента

Зная характеристики темперамента, вы сможете лучше понять своего ребенка, оценить его уникальность и справиться с проблемами несоответствия, которые могут привести к непониманию и конфликтам. Есть по крайней мере девять основных характеристик, которые составляют темперамент.

  1. Уровень активности : уровень физической активности, движения, беспокойства или беспокойного поведения, который ребенок демонстрирует в повседневной деятельности (и который также может влиять на сон).
  2. Ритмичность или регулярность : наличие или отсутствие регулярного характера основных физических функций, таких как аппетит, сон и деятельность кишечника.
  3. Приближение и отстранение : то, как ребенок первоначально реагирует на новый стимул (быстрый и резкий или медленный и нерешительный), будь то люди, ситуации, места, продукты питания, изменения в рутине или другие переходы.
  4. Адаптивность : степень легкости или трудности, с которой ребенок приспосабливается к изменениям или новой ситуации, и насколько хорошо ребенок может изменить свою реакцию.
  5. Интенсивность : уровень энергии, с которой ребенок реагирует на ситуацию, положительную или отрицательную.
  6. Настроение : настроение, положительное или отрицательное, или степень приятности или неприязни в словах и поведении ребенка.
  7. Объем внимания : способность концентрироваться или оставаться на задаче, с отвлечением или без.
  8. Отвлекаемость : легкость, с которой ребенок может быть отвлечен от задачи внешними (обычно визуальными или слуховыми) раздражителями.
  9. Сенсорный порог : количество стимуляции, необходимое для реакции ребенка. Некоторые дети реагируют на малейшую стимуляцию, а другим требуется интенсивное воздействие.

Как темперамент влияет на детей и их родителей

У каждого ребенка свой тип девяти темпераментов характеристики. Многие, но не все дети, как правило, попадают в одну из трех широкие и несколько расплывчатые категории: легкий, медленно разминающийся или застенчивый, или трудно или вызывающе. Эти ярлыки являются полезным сокращением, но ни один из них не предлагает полное представление о ребенке.

Мягкий ребенок

Легкомысленный ребенок легко реагирует на окружающий мир. Настроение у них позитивное, интенсивность от умеренной до умеренной. Они легко адаптируются к новым школам и людям. Когда они сталкиваются с фрустрирующей ситуацией, они обычно делают это с относительно небольшим беспокойством. Их родители, вероятно, описывают их как «радость быть рядом». Около 40 процентов детей попадают в эту категорию.

Медленно согревающийся

Другой профиль темперамента может выявить несколько медленно согревающегося или застенчивого ребенка, у которого настроение умеренное, обычно, но не всегда отрицательное. Они медленно адаптируются к незнакомому окружению и людям, нерешительны и застенчивы, когда заводят новых друзей, и склонны отстраняться при встрече с новыми людьми и обстоятельствами. Столкнувшись с новой ситуацией, они с большей вероятностью будут иметь проблемы с тревогой, физическими симптомами или разлукой. Однако со временем они станут более терпимо относиться к новым людям и ситуациям, как только познакомятся с ними поближе.

Энергичный темперамент

Сложный ребенок склонен реагировать на мир негативно и бурно. В младенчестве он или она могли быть отнесены к категории суетливых младенцев. В детстве они, возможно, были склонны к истерикам или им было трудно угодить. Иногда они все еще могут быть взрывными, упрямыми и настойчивыми и могут плохо приспосабливаться к новым ситуациям. У некоторых детей с трудным темпераментом могут возникнуть проблемы с адаптацией в школе, а их учителя могут жаловаться на проблемы в классе или на игровой площадке. У детей с трудным темпераментом обычно больше проблем с поведением, и они создают большую нагрузку на мать и семью.

Ситуационные факторы

Важно отличать трудный темперамент от других проблем. Например, повторяющиеся или хронические заболевания, эмоциональные и физические стрессы могут вызывать поведенческие трудности, которые на самом деле вовсе не связаны с темпераментом.

Выдержка из : Уход за ребенком школьного возраста: от 5 до 12 лет
© Американская академия педиатрии, 2004 г. 0078 Воспитание энергичного ребенка: A Руководство для родителей, чей ребенок более интенсивный, чувствительный, восприимчивый, Настойчивый и энергичный . Не откладывай название — эта жизнерадостная книга была признана одной из 20 лучших книг для родителей! Автор Мария Курчинка помогает родителям понимать работу семейной динамики, предлагая позитивные поведенческие стратегии дополнять все темпераменты.

Темперамент в младенчестве и поведенческие и эмоциональные проблемы в возрасте 5,5 лет: когорта матери и ребенка EDEN

1. Ротбарт М.К., Бейтс Дж.Е. Темперамент В: Дэймон В., Лернер Р., Айзенберг Н., редакторы. Справочник по детской психологии: Том 3 Социальное, эмоциональное и личностное развитие. 6-е изд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Wiley; 2006. с. 99–166. [Google Scholar]

2. Дерауф С., Лагасс Л., Смит Л., Ньюман Э., Шах Р., Арриа А. и др. Младенческий темперамент и среда высокого риска связаны с проблемами поведения и языка у малышей. Джей Дев Бехав Педиатр. 2011;32(2):125–35. 10.1097/ДБФ.0b013e31820839d7 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

3. Остин М.П., ​​Хадзи-Павлович Д., Лидер Л., Сент-К., Паркер Г. Материнская тревожность, депрессия и жизненный стресс во время беременности: взаимосвязь с темпераментом младенца. Ранний Хам Дев. 2005;81(2):183–90. 10.1016/j.earlhumdev.2004.07.001 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

4. Shiner RL, Buss KA, McClowry SG, Putnam SP, Saudino KJ, Zentner M. Что такое темперамент сейчас? Оценка прогресса в исследованиях темперамента к двадцать пятой годовщине Goldsmith et al. Ребенок Дев Перс. 2012;6(4):436–44. [Академия Google]

5. De Pauw SSW, Mervielde I. Темперамент, личность и психопатология развития: обзор, основанный на концептуальных измерениях, лежащих в основе черт детства. Детская психиатрия Хум Дев. 2010;41(3):313–29. 10.1007/s10578-009-0171-8 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

6. Ханингтон Л., Рамчандани П., Штейн А. Родительская депрессия и темперамент ребенка: оценка влияния ребенка на родителя в продольном популяционном исследовании. Inf Behav Dev. 2010;33(1):88–95. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

7. Шахматы С., Томас А. Темперамент и его функциональное значение В: Гринспен С.И., Поллок Г.Х., редакторы. Жизненный путь: Том 2 Раннее детство. Мэдисон, Коннектикут: Издательство международных университетов; 1989. с. 163–227. [Google Scholar]

8. Чен С., Ян Ф., Фу Р. Культура и темперамент В: Зентнер М., Шайнер Р.Л., редакторы. Справочник по темпераменту Нью-Йорк: Гилфорд; 2012. с. 462–78. [Google Scholar]

9. Beekman C, Neiderhiser JM, Buss KA, Loken E, Moore GA, Leve LD, et al. Развитие ранних профилей темперамента: характеристика, преемственность и этиология. Детский Дев. 2015;86(6):1794–811. 10.1111/cdev.12417 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

10. Nigg JT. Темперамент и психопатология развития. J Детская психологическая психиатрия. 2006;47(3–4):395–422. 10.1111/j.1469-7610.2006.01612.x [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

11. Реттью Д. К., Макки Л. Темперамент и его роль в психопатологии развития. Харв Рев Психиатрия. 2005;13(1):14–27. 10.1080/10673220590923146 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

12. Прайор М., Смарт Д., Сансон А., Оберклайд Ф. Продольные предикторы поведенческой адаптации у детей предподросткового возраста. Aust NZJ Психиатрия. 2001;35(3):297–307. [PubMed] [Google Scholar]

13. Мантимаа М., Пуура К., Луома И., Латва Р., Салмелин Р.К., Тамминен Т. Прогнозирование проблем интернализации и экстернализации в пять лет с учетом детских и родительских факторов в младенчестве и дошкольном возрасте. Детская психиатрия Хум Дев. 2012;43(2):153–70. 10.1007/s10578-011-0255-0 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

14. Боулд Х., Арая Р., Пирсон Р.М., Стапински Л., Карнеги Р., Джойнсон К. Связь между ранним темпераментом и депрессией в 18 лет. Подавить тревогу. 2014;31(9):729–36. 10.1002/дата.22294 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

15. Брудер-Костелло Б. , Уорнер В., Талати А., Номура Ю., Брудер Г., Вайсман М. Темперамент у потомства с высоким и низким риском депрессии. Психиатрия рез. 2007;153(2):145–51. 10.1016/j.psychres.2007.02.013 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

16. Приор М., Смарт Д., Сансон А., Оберклайд Ф. Приводит ли застенчиво-заторможенный темперамент в детстве к проблемам тревожности в подростковом возрасте? J Am Acad Child Adolesc Psychiatry2000;39(4):461–8. [PubMed] [Google Scholar]

17. Фольбрехт М., Голдсмит Х. Ранние темпераментные и семейные предикторы застенчивости и тревожности. Дев Психология. 2010;46(5):1192–205. 10.1037/а0020616 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

18. Мэтисен К.С., Прайор М. Влияние факторов темперамента и функционирования семьи на процессы устойчивости от младенчества до школьного возраста. Eur J Dev Psychol. 2006;3(4):357–87. [Академия Google]

19. Бассинг Р., Гэри Ф.А., Мейсон Д.М., Леон К.Е., Синха К., Гарван К. В. Детский темперамент, СДВГ и напряжение опекунов: изучение взаимосвязей в эпидемиологической выборке. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2003;42(2):184–92. 10.1097/00004583-200302000-00012 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

20. Janson H, Mathiesen KS. Профили темперамента от младенчества до среднего детства: развитие и связи с проблемами поведения. Дев Психология. 2008;44(5):1314–28. 10.1037/а0012713 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

21. Саудино К.Дж. Генетика поведения и детский темперамент. J Dev Behav Ped. 2005;26(3):214–23. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

22. Lemery-Chalfant K, Kao K, Swann G, Goldsmith HH. Детский темперамент: пассивная корреляция генов и среды, взаимодействие генов и среды и скрытая важность семейной среды. Дев психопат. 2013;25(1):51–63. 10.1017/S0954579412000892 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

23. Уиттл С., Аллен Н.Б., Лубман Д.И., Юсел М. Нейробиологическая основа темперамента: к лучшему пониманию психопатологии. Neurosci Biobehav Rev. 2006;30(4):511–25. 10.1016/ж.неубиорев.2005.090,003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

24. Sayal K, Heron J, Maughan B, Rowe R, Ramchandani P. Детский темперамент и психическое расстройство у детей: продольное исследование. Здоровье по уходу за детьми Dev. 2014;40(2):292–7. 10.1111/сч.12054 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

25. Lewis AJ, Olsson CA. Стресс в раннем возрасте и стиль детского темперамента как предикторы детского беспокойства и депрессивных симптомов: результаты лонгитюдного исследования австралийских детей. Деп Рес Лечить. 2011;2011:296026. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

26. Belsky J, Bakermans-Kranenberg MJ, van IJzendoorn MH. К лучшему и к худшему: Различная восприимчивость к воздействиям окружающей среды. Curr Dir Psychol Sci. 2007; 16:300–4. [Google Scholar]

27. Чен Н., Дитер-Декард К., Белл М.А. Роль темперамента при взаимодействии семейной среды в детской дезадаптации. J Abnorm Child Psychol. 2014;42(8):1251–62. 10.1007/с10802-014-9872-у [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

28. Else-Quest NM, Hyde JS, Goldsmith HH, Van Hulle CA. Гендерные различия в темпераменте: метаанализ. Психологический бык. 2006;132(1):33–72. 10.1037/0033-2909.132.1.33 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

29. Питцер М., Эссер Г., Шмидт М.Х., Лаухт М. Темпераментные предикторы экстернализации проблем у мальчиков и девочек: лонгитюдное исследование в группе высокого риска в возрасте от 3 месяцев до 15 лет. Eur Arch Psychiatry Clin Neurosci. 2009;259(8):445–58. 10.1007/s00406-009-0009-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

30. Gjone H, Stevenson J. Продольное исследование проблем темперамента и поведения у близнецов: общие генетические или экологические влияния? J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 1997;36(10):1448–56. 10.1097/00004583-199710000-00028 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

31. Борнштейн М.Х., Путник Д.Л., Гартштейн М.А., Хан С. С., Аустад Н., О’Коннор Д.Л. Младенческий темперамент: стабильность по возрасту, полу, порядку рождения, сроку службы и социально-экономическому статусу. Детский Дев. 2015;86(3):844–63. 10.1111/cdev.12367 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

32. Сенце М., Ормель Дж., Веенстра Р., Ферхулст ФК, Олдехинкель А.Дж. Детский темперамент смягчает влияние разлучения родителей на психическое здоровье подростков: исследование The Trails. Джей Фам Психол. 2011;25(1):97–106. 10.1037/а0022446 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

33. Франкель Л.А., Умемура Т., Якобвиц Д., Хазен Н. Супружеский конфликт и реакция родителей на негативные эмоции младенцев: отношения с эмоциональной регуляцией малыша. Inf Behav Dev. 2015;40:73–83. [PubMed] [Академия Google]

34. Шигето А., Мангельсдорф С.К., Браун Г.Л. Роль сплоченности семьи, приспособления к браку и темперамента ребенка в прогнозировании поведения ребенка с матерями и отцами. J Soc Pers Relat. 2013;31(2):200–20. [Google Scholar]

35. Jansen PW, Raat H, Mackenbach JP, Jaddoe VWV, Hofman A, Verhulst FC, et al. Социально-экономическое неравенство в темпераменте младенцев Исследование поколения R. Soc Psychiatry Psychiatr Epidemiol. 2009;44(2):87–95. 10.1007/с00127-008-0416-з [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

36. Melchior M, Chastang JF, de Lauzon B, Galéra C, Saurel-Cubizolles MJ, Larroque B, et al. Материнская депрессия, социально-экономическое положение и темперамент в раннем детстве: когорта матери и ребенка EDEN. J Аффективное расстройство. 2012;137(1–3):165–9. 10.1016/j.jad.2011.09.018 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

37. Schermerhorn AC, Bates JE, Goodnight JA, Lansford JE, Dodge KA, Pettit GS. Темперамент смягчает связь между подверженностью стрессу и экстернализацией проблем у детей. Детский Дев. 2013;84(5):1579–93. 10.1111/cdev.12076 [PMC бесплатная статья] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

38. Флури Э. Влияние темперамента на воспитание детей и детскую психопатологию: социально-экономическое неблагополучие в качестве модератора. Детская психиатрия Хум Дев. 2008;39(4):369–79. 10.1007/s10578-007-0094-1 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

39. Джесси А., Мангельсдорф С.К., Шигето А., Вонг М.С. Темперамент как модератор влияния родительских депрессивных симптомов на проблемы поведения ребенка. Соц Дев. 2012;21(3):610–27. [Академия Google]

40. Гартштейн М.А., Бейтман А.Е. Ранние проявления детской депрессии: влияние детского темперамента и родительских депрессивных симптомов. Инф Детский Дев. 2008;17(3):223–48. [Google Scholar]

41. Heude B, Forhan A, Slama R, Douhaud L, Bedel S, Saurel-Cubizolles MJ, et al. Профиль когорты: Когорта матери и ребенка EDEN по пренатальным и ранним постнатальным детерминантам здоровья и развития ребенка. Int J Эпид. 2016;45(2):353–63. [PubMed] [Google Scholar]

42. Басс А.Х., Пломин Р. Темперамент: раннее развивающиеся черты личности. Хиллсдейл: Эрлбаум; 1984. [Google Scholar]

43. Гартштейн М.А., Ротбарт М.К. Изучение темперамента младенцев с помощью пересмотренного вопросника поведения младенцев. Inf Behav Dev. 2003;26(1):64–86. [Google Scholar]

44. Боулд Х., Джойнсон С., Стерн Дж., Арая Р. Исследование эмоциональной активности, общительности, темперамента: факторный анализ и временная стабильность в лонгитюдной когорте. Перс. Индивид. Диф. 2013;54(5):628–33. [Google Scholar]

45. Gasman L, Purper-Ouakil D, Michel G, Mouren-Simeoni MC, Bouvard M, Perez-Diaz F, et al. Кросс-культурная оценка детского темперамента. Подтверждающий факторный анализ французского опросника эмоциональной активности и общительности (EAS). Европейская детская подростковая психиатрия. 2002;11(3):101–7. [PubMed] [Академия Google]

46. Гудман Р. Психометрические свойства опросника сильных сторон и трудностей. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2001;40(11):1337–45. 10.1097/00004583-200111000-00015 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

47. Goodman R, Ford T, Simmons H, Gatward R, Meltzer H. Использование опросника сильных сторон и трудностей (SDQ) для скрининга детских психических расстройств в выборке сообщества. Int Rev психиатрия. 2003;15(1–2):166–72. 10.1080/0954026021000046128 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

48. Спилбергер КД, Горсуч Р.Л., Лушен П.Р., Вагг П.Р., Джейкобс А.Г. Руководство по опроснику состояния и тревожности (форма Y). Пало-Альто: Consulting Psychologists Press, Inc.; 1983. [Google Scholar]

49. Айкен Л.С., Вест С.Г. Множественная регрессия: тестирование и интерпретация взаимодействий. Ньюбери-Парк, Калифорния: Sage Publications; 1991. [Google Scholar]

50. Bauer DJ, Curran PJ. Зондирование взаимодействий в фиксированной и многоуровневой регрессии: логические и графические методы. Многовариантное поведение Res. 2005; 40: 373–400. [PubMed] [Академия Google]

51. Хейс А.Ф. Введение в посредничество, модерацию и условный анализ процессов: подход, основанный на регрессии. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс; 2013. [Google Scholar]

52. Clauss JA, Avery SN, Blackford JU. Природа индивидуальных различий в заторможенном темпераменте и риске психического заболевания: обзор и метаанализ. Прог Нейробиол. 2015;127–128:23–45. 10.1016/ж.пневробио.2015.03.001 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

53. Clauss JA, Blackford JU. Заторможенность поведения и риск развития социального тревожного расстройства: метааналитическое исследование. J Am Acad Детская подростковая психиатрия. 2012;51(10):1066–75 e1. 10.1016/j.jaac.2012.08.002 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

54. Кареволд Э., Ройсамб Э., Истром Э., Матисен К.С. Предикторы и пути от младенчества до симптомов тревоги и депрессии в раннем подростковом возрасте. Дев Психология. 2009;45(4):1051–60. 10.1037/а0016123 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

55. Nolvi S, Karlsson L, Bridgett DJ, Korja R, Huizink AC, Kataja EL, et al. Материнский пренатальный стресс и эмоциональная реактивность младенцев через шесть месяцев после родов. J Аффективное расстройство. 2016; 199: 163–70. 10.1016/j.jad.2016.04.020 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

56. Оберклайд Ф., Сансон А., Педлоу Р., Прайор М. Прогнозирование проблем поведения дошкольников по темпераменту и другим переменным в младенчестве. Педиатрия. 1993;91(1):113–20. [PubMed] [Google Scholar]

57. Крик Н.Р., Зан-Вакслер К. Развитие психопатологии у женщин и мужчин: текущий прогресс и будущие проблемы. Дев психопат. 2003;15(3):719–42. [PubMed] [Google Scholar]

58. Ганье Дж. Р., Миллер М., Голдсмит Х. Ранние, но скромные, гендерные различия в основных аспектах детского темперамента. Перс. Индивид. Диф. 2013;55(2):95–100. 10.1016/j.paid.2013.02.006 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

59. Блэр К.А., Денхэм С.А., Кочанофф А., Уиппл Б. Играть круто: темперамент, регулирование эмоций и социальное поведение у дошкольников. J School Pscyhol. 2004;42(6):419–43. [Google Scholar]

60. Бландон А.Ю., Калкинс С.Д., Кин С.П. Прогнозирование эмоциональной и социальной компетентности в раннем детстве в зависимости от риска для малышей и поведения матери. Дев психопат. 2010;22(1):119–32. 10.1017/S0954579409990307 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

61. Slagt M, Dubas JS, Dekovic M, van Aken MA. Различия в чувствительности к воспитанию детей в зависимости от темперамента ребенка: метаанализ. Психологический бык. 2016;142(10):1068–110. 10.1037/bul0000061 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

62. Paulussen-Hoogeboom MC, Stams GJ, Hermanns JM, Peetsma TT. Негативная эмоциональность ребенка и воспитание детей от младенчества до дошкольного возраста: метааналитический обзор. Дев Психология. 2007;43(2):438–53. 10.1037/0012-1649.43.2.438 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

63. ван ден Аккер А.Л., Декович М., Принзи П., Ашер Дж.Дж. Профили темперамента малышей: устойчивость и отношение к негативному и позитивному воспитанию. J Abnorm Child Psychol. 2010;38(4):485–95. 10.1007/s10802-009-9379-0 [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

64. Гудман С.Х., Роуз М.Х., Коннелл А. М., Бульон М.Р., Холл К.М., Хейворд Д. Материнская депрессия и детская психопатология: метааналитический обзор. Clin Child Fam Psychol Rev. 2011; 14 (1): 1–27. 10.1007/s10567-010-0080-1 [PubMed] [CrossRef] [Академия Google]

65. Залевски М., Томпсон С.Ф., Ленгуа Л.Дж. Воспитание как модератор влияния материнских депрессивных симптомов на предподростковую адаптацию. J Clin Child Adolesc Psychol. 2015: 1–10. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

66. Дикс Т., Ян Н. Депрессивные симптомы матери и негативная эмоциональность младенцев в прогнозировании адаптации ребенка в возрасте 3 лет: проверка гипотез материнской реактивности и детской уязвимости. Дев психопат. 2014;26(1):111–24. 10.1017/S0954579413000898 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

67. Gaillard A, Le Strat Y, Mandelbrot L, Keita H, Dubertret C. Предикторы послеродовой депрессии: проспективное исследование 264 женщин, наблюдаемых во время беременности и после родов. Психиатрия рез. 2014;215(2):341–6. 10.1016/j.psychres.2013.10.003 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

68. O’Hara MW, McCabe JE. Послеродовая депрессия: текущее состояние и дальнейшие направления. Энн Рев Клин Psychol. 2013;9(1):379–407. [PubMed] [Академия Google]

69. Мюллер Дж. М., Фернисс Т. Коррекция искажений в оценках психопатологии у детей дошкольного возраста, испытываемых матерями, страдающими дистрессом. Психиатрия рез. 2013;210(1):294–301. 10.1016/j.psychres.2013.03.025 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

70. Edhborg M, Seimyr L, Lundh W, Widström AM. Суетливый ребенок — трудное отцовство? Сравнение семей с «депрессивной» матерью и матерью без депрессии через 2 месяца после родов. J Reprod Infant Pscyhol. 2000;18(3):225–38. [Академия Google]

71. Lewis KJS, Mars B, Lewis G, Rice F, Sellers R, Thapar AK, et al. Родители знают лучше? Симптомы депрессии, о которых сообщают родители, и симптомы депрессии, о которых сообщает ребенок, как предикторы будущего расстройства настроения у ребенка в выборке с высоким риском. J Аффективное расстройство. 2012;141(2):233–6. [PubMed] [Google Scholar]

72. Диркс М.А., Де Лос Рейес А., Бриггс-Гоуэн М., Целла Д., Вакшлаг Л.С. Ежегодный обзор исследований: не стирая контекстуальную изменчивость в поведении детей — теория и полезность при выборе и использовании методов и информаторов в психопатологии развития. J Детская психологическая психиатрия. 2012;53(5):558–74. 10.1111/j.1469-7610.2012.02537.х [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

73. Farrell M, Howes S, Bebbington P, Brugha T, Jenkins R, Lewis G, et al. Никотин, алкогольная и наркотическая зависимость и сопутствующие психиатрические заболевания — результаты национального обследования домохозяйств. Int Rev психиатрия. 2003; 15 (1–2): 50–6. 10.1080/0954026021000045949 [PubMed] [CrossRef] [Google Scholar]

74. Dennis CL, Dowswell T. Психосоциальные и психологические вмешательства для предотвращения послеродовой депрессии. Кокрановская база данных систематических обзоров.

Добавить комментарий