Теории интеллекта в психологии: works.doklad.ru — Учебные материалы

Содержание

Теории интеллекта — итоги (ВВП)

Книга «Введение в психологию». Авторы — Р.Л. Аткинсон, Р.С. Аткинсон, Э.Е. Смит, Д.Дж. Бем, С. Нолен-Хоэксема. Под общей редакцией В.П. Зинченко. 15-е международное издание, Санкт-Петербург, Прайм-Еврознак, 2007.

Статья из главы 12. Индивидуальные различия

Рассмотренные в данном разделе четыре теории интеллекта различаются в нескольких отношениях.

Теория множественно​го интеллекта Гарднера​​ См.→ Гарднер пытается объяснить широкое разнообразие ролей взрослого человека, обнаруживаемых в различных культурах. Он считает, что такое разнообразие невозможно объяснить существованием базовой универсальной интеллектуальной способности, и предполагает, что существует по крайней мере семь различных проявлений интеллекта, присутствующих в тех или иных сочетаниях у каждого индивидуума. Согласно Гарднеру, интеллект представляет собой способность к решению задач или созданию продуктов, имеющих ценность в определенной культуре. В соответствии с данным взглядом полинезийский мореплаватель, обладающий развитыми навыками ориентации по звездам, фигурист, успешно выполняющий тройной «аксель», или харизматический лидер, увлекающий за собой толпы последователей, не менее «интеллектуальны», чем ученый, математик или инженер.

Теория интеллекта и когнитивного развития Андерсона См.→ Теория Андерсона пытается объяснить различные аспекты интеллекта — не только индивидуальные различия, но и рост когнитивных способностей в ходе индивидуального развития, а также существование специфических способностей, или универсальных способностей, не различающихся от одного индивидуума к другому, как, например, способность видеть объекты в трех измерениях. Для объяснения этих аспектов интеллекта Андерсон предполагает существование базового механизма переработки, эквивалентного общему интеллекту, или фактору д, у Спирмена, наряду со специфическики процессорами, ответственными за пропозициональное мышление, а также за визуальное и пространственное функционирование. Существование универсальных способностей обясняется с помощью понятия «модулей», функционирование которых определяется степенью созревания.

Триархическая теория Стернберга См.→ Триархическая теория Стернберга основывается на взгляде, согласно которому более ранние теории интеллекта являются не ошибочными, а лишь неполными. Эта теория состоит из трех субтеорий: компонентной субтеории, рассматривающей механизмы переработки информации; опытной (экспериенциальной) субтеории, принимающей во внимание индивидуальный опыт решения задач или нахождения в определенных ситуациях; контекстуальной субтеории, рассматривающей взаимоотношения между внешней средой и индивидуальным интеллектом.

Биоэкологическая теория Цеси См.→ Биоэкологическая теория Цеси является развитием теории Стернберга и исследует роль контекста на более глубоком уровне. Отвергая представление единой общей интеллектуальной способности к решению абстрактных задач, Цеси полагает, что основой интеллекта являются множественные когнитивные потенциалы. Эти потенциалы биологически обусловлены, однако степень их проявления определяется знаниями, накопленными индивидуумом в определенной области. Таким образом, согласно Цеси, знание служит одним из важнейших факторов интеллекта.

Несмотря на эти различия, все теории интеллекта имеют ряд общих черт. Все они пытаются принимать во внимание биологический базис интеллекта, будь то базовый механизм переработки или совокупность множественных интеллектуальных способностей, модулей или когнитивных потенциалов. Кроме того, в трех из этих теорий особо подчеркивается роль контекста, в котором функционирует индивидуум, т. е. средовые факторы, оказывающие влияние на интеллект. Таким образом, развитие теории интеллекта предполагает дальнейшее изучение сложных взаимодействий между биологическими и средовыми факторами, находящимися в центре современных психологических исследований.

Насколько точно тесты интеллекта отражают сообразительность?

Результаты тестов SAT и GRE — точные показатели интеллекта

​​Как вы можете узнать, что два вида измерения указывают на одно и то же? Вы подсчитываете статистический показатель, называемый корреляцией (которая изменяется от 0 до 1,0), и чем выше корреляция, тем больше похожи эти виды измерения. Тесты профпригодности, достижений, интеллекта и когнитивных способностей коррелируют друг с другом так высоко, что многие эксперты считают, что эти все тесты на самом деле одинаковы. См.→

Почему IQ, SAT u GRE не измеряют общий интеллект

Тысячи исследований «валидности» показывают, что тесты общего интеллекта прогнозируют широкий диапазон различных видов поведения хотя и не совершенно, но лучше, чем какой-либо другой известный нам способ. Оценки студентов первого курса предсказываются показателями IQ несколько лучше, чем оценками или характеристиками, полученными учащимися в средней школе. Оценки, получаемые учащимися на первом году обучения в аспирантуре, также лучше предсказываются показателями IQ, чем оценками и характеристиками, полученными в университете. Но точность предсказания на основе IQ (или SAT или GRE) ограниченна, и оценки многих кандидатов будут отличаться от ожидаемых. Создатели тестов утверждают, что даже ограниченная предсказуемость может помочь чиновникам, занимающимся зачислением в учебные заведения, принять более верное решение, чем без использования тестов (Hunt, 1995). См.→

ВВП. Глава 13. Личность

В этой главе мы рассмотрим три тео­ретических подхода к личности, которые доминировали в истории психологии личности на протяжении XX века: пси­хоаналитический, бихевиористский и феноменологический подходы. См.→

триархическая теория Стернберга — Моноклер

Рубрики : Переводы, Последние статьи, Психология

Become a Patron!

Что значит «быть умным»? Мыслить аналитически, видеть и предлагать нестандартные решения проблемы или выбирать наиболее практичные выходы из сложных ситуаций? Американский психолог, профессор психологии Оклахомского университета Роджер Стенберг на стороне тех, кто убежден, что IQ не может быть объективным показателем уровня интеллекта, так как последний представляет собой конгломерат аналитических, практических и творческих способностей. Мы перевели статью, в которой обозреватель Big Think Пол Ратнер коротко рассказал о триархической теории интеллекта Стернберга и о том, как наш успех зависит от умения использовать все эти три типа интеллекта, что нам дает способность находить и признавать свои слабые стороны и почему считаться «умным» в одной культуре не обязательно значит быть «умным» и в другой.

Как мы определяем чей-то интеллект? По способностям проходить тесты или делать вычисления? Профессор психологии Роберт Дж. Стернберг рассматривает интеллект не как узкое, монолитное качество, которое позволяет успешно играть в шахматы и получать высокие оценки, а как взаимосвязь между аналитическими, практическими и творческими аспектами ума. И называет это «теорией интеллекта».

Аналитический интеллект — это чистая сила мозга, с которой вы обрабатываете информацию. Он используется, когда вам нужно что-то проанализировать или решить проблему. Этот тип интеллекта измеряется тестами IQ, которые, по мнению Стернберга, абсолютно не подходят для определения общего уровня интеллекта, поскольку сфокусированы только на аналитических способностях мозга.

Творческий интеллект вступает в игру, когда людям необходимо мыслить креативно и эффективно приспосабливаться к новым ситуациям. Этот вид интеллекта отвечает за получение и обобщение информации. А также за способность использовать уже имеющиеся знания и навыки в новых или необычных условиях.

Практический интеллект предполагает умение справляться с повседневными задачами в реальном мире. Стернберг называет этот «street smart» — смекалкой, которая показывает, насколько хорошо человек приспособлен к внешней среде. Этот тип интеллекта направлен на адаптацию в окружающем мире или его изменение. Он пишет:

Разумное поведение включает в себя адаптацию к внешней среде, ее изменение или выбор лучшей.

Когда вы измеряете уровень этого типа интеллекта, вы учитываете не только умственные способности, но и такие факторы, как эмоции и отношения, которые также влияют на то, насколько успешно человек принимает решения. Лидер, умеющий понимать и мотивировать людей так же хорошо, как и делегировать ответственность правильным исполнителям, должен быть высоко оценен именно с точки зрения практического ума.

Важным аспектом практического интеллекта является умение учиться. Чтобы получить знания, недостаточно иметь опыт сам по себе — нужно еще уметь черпать из него ключевую информацию, которую можно адаптировать для других ситуаций.

Профессор Стернберг описывает умного человека как того, кто может найти правильный баланс между различными возможностями всех видов интеллекта при их использовании в решении проблем, с которыми сталкивается. Стернберг также считает возможным для человека развить у себя более чем один тип интеллекта. Многие люди используют все три вида на высоком уровне. Это часто может быть причиной их успеха в жизни.

Стернберг отмечает, что люди, которые достигают успеха, обычно «нашли то, что они действительно хорошо делают». И что сферы этого опыта могут варьироваться у разных людей. Также важно, по словам Стернберга, определить, что вы делаете не так хорошо, и найти ресурсы, чтобы компенсировать эти недостатки.

Вот как Стернберг объясняет свои взгляды на интеллект:

Я предпочитаю говорить об «интеллекте успеха». По той причине, чтобы сделать акцент именно на использовании интеллекта для достижения успеха в жизни. Поэтому я определяю ум как навык в достижении того, чего вы хотите добиться в жизни в вашем социокультурном контексте. Это означает, что у людей разные цели: для некоторых это получить отличные оценки в школе и преуспеть в тестах, а для других, может быть, стать очень хорошим баскетболистом, актрисой или музыкантом.

Важно также принимать свои слабые стороны и недостатки внешних условий, понимать, где их предел. Стернберг указывает, что быть «успешно умным означает знать, когда вы находитесь в неправильном месте в неправильное время — на неправильной работе, в неправильных отношениях или неправильном месте для жизни».

Также стоит отметить, что, по словам Стернберга, считаться «умным» в одной культуре не обязательно значит быть «умным» и в другой. Независимо от обстоятельств, вы просто должны найти лучшее место и деятельность для себя, чтобы максимально использовать свои способности.

Первоначально движимый отвращением к тестам в работе над более широкой моделью интеллектуальных способностей, Стернберг в итоге разработал свою собственную меру того, как человек использует интеллект.

Вы можете проверить эффективность авторского тестирования интеллектуальных способностей, а также подробнее познакомиться с исследованиями Роберта Дж. Стернберга в книге «За пределами IQ: триархическая теория интеллекта».


Читайте также по теме
— Парадоксы интеллекта: почему умные люди совершают глупости?
— Интеллект: темная история господства
— Эмоциональный интеллект: тёмная сторона

По материалам: The 3 Kinds of Intelligence You Need to Succeed in Life / Big Think
Обложка: кадр из телешоу «Виргинский» (1962 г.) / Wikimedia Commons

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Похожие статьи

Актуальна інформація — Портал сучасних педагогічних ресурсів


Щомісячні ДАЙДЖЕСТИ
       видавництва «Шкільний світ» для освітян та управлінців сфери освіти      

   
  • Видавничим домом «Слово» готується до виходу в світ у листопаді 2015 р. навчальний посібник «Вчитель початкової школи у соціокультурному вимірі суспільства» (авт. Є.О. Лодатко, Л.В.Кондрашова).
    У навчальному посібнику розглядаються теоретико-методологічні питання, пов’язані з підготовкою, діяльністю та професійною соціалізацією вчителя початкової школи в умовах соціокультурного та інформаційного розвитку суспільства.
    Адресується магістрантам педагогічних спеціальностей, науковцям, а також тих, кого цікавлять цільові та аксіологічні орієнтири підготовки вчителя.
    Замовлення приймаються за тел. (044) 462-48-63, (044) 463-64-06, а також на e-mail: [email protected], [email protected].
  • 16 червня 2015 р. в межах Всеукраїнського інтерактивного марафону 2015 «Відкриті педагогічні студії «Якісна освіта – це …» відбувся вебінар на тему «Інноваційні підходи проектування підручників з інформатики для початкової школи» під проводом спікерів – авторів підручника «Інформатика-4» – професора кафедри соціальної філософії та філософії освіти Національного педагогічного університету імені М. П. Драгоманова, кандидата педагогічних наук, старшого наукового співробітника Миколи Левшина і професора кафедри педагогіки вищої школи і освітнього менеджменту Черкаського національного університету імені Богдана Хмельницького, доктора педагогічних наук, професора Євгена Лодатка       Детальніше …
  • 05.02.2013 р. Міністерство освіти і науки України розіслало лист про  безкоштовне  підключення вищих навчальних закладів до мережі Інтернет за технологією Wi-Fi        Детальніше …
  • Газета «Освіта» (№ 1–2 (5540–5541) 2–9 січня 2013 р.) оприлюднила список «Кращі освітяни 2012 року», складений за результатами рейтингового голосування з приводу визначення найяскравіших постатей в українській освіті. Щиро вітаємо номінантів!      Детальніше …
  • Міністерство освіти і науки, молоді та спорту України сформувало план проведення наукових конференцій різного рівня на 2013 рік.     Скачати …
  • 24 вересня 2012 р. Донецьким обласним благодійним Фондом сприяння освітнім інтелектуальним інвестиціям для здійснення експертизи результатів наукових досліджень у галузі педагогіки і психології та надання науково-методичної підтримки авторам  створено науково-методичну раду, до складу якої увійшли авторитетні фахівці        Детальніше …
  • За інформацією Головного управління статистики Донецька область по насиченості науковими кадрами посідає 5 місце в Україні, поступаючись Києву, Харківській, Львівській і Дніпропетровській областям.      Детальніше
  • Як повідомляє ГОЛОС.UA, «за 15 років (з 1995 по 2010 рік) кількість практикуючих вчених в Донецькій області скоротилася в 2,5 рази … Оцінюючи інвестиційні перспективи регіону, експерти вказують, що в 2010 році в області залишилося 6510 вчених, тоді як у 1995-му в науці працювало 15838 фахівців …      Детальніше …
  • За даними газети «Дзеркало тижня» (№ 31 (759) 22–28 серпня 2009 р.), починаючи з 1991 року, за кордон на постійне місце проживання з України виїхали 675 докторів наук та понад 1100 кандидатів наук    Детальніше …

Девять типов интеллекта: узнай свой

1. Визуально-пространственный интеллект

Не каждый может создавать в своей голове 3D-модели, решая геометрическую задачу или рисуя объемное изображение. Такая способность характерна для людей с визуально-пространственным интеллектом.

Сильные стороны: создание визуальных и пространственных образов, легкое оперирование ими. 

Характеристики человека: 

  • любит читать, писать, рисовать;
  • быстро собирает пазлы;
  • хорошо интерпретирует картинки, графики и диаграммы;
  • запоминает карты и ориентируется на местности.
 Потенциальная карьера:
  • архитектор;
  • художник;
  • инженер.

2. Лингвистически-вербальный интеллект

Этот вид интеллекта относится к способности человека эффективно использовать слова, чтобы выразить то, что он имеет в виду.

Сильные стороны: эффективная работа с информацией, быстрое изучение языков и письма.

Характеристики человека:

  • хорошо запоминает письменную и устную информацию;
  • любит читать и может написать хороший текст;
  • произносит убедительные речи;
  • умеет хорошо объяснять;
  • часто использует юмор, рассказывая истории.
Потенциальная карьера:
  • писатель или журналист;
  • юрист;
  • учитель.
3. Логико-математический интеллект

Обычно наиболее очевидными показателями, используемыми при определении интеллекта, являются логические и математические способности. В концепции Гарднера — это один из типов интеллекта.

Сильные стороны: способность распознавать закономерности и анализировать информацию, концептуальное мышление и быстрое решение математических задач. 

Характеристики человека:

  • отличные навыки решения проблем;
  • мыслит абстрактно;
  • любит проводить научные эксперименты;
  • хорошо решает сложные вычисления.
Потенциальная карьера:
  • ученый;
  • математик;
  • программист;
  • инженер;
  • бухгалтер.

4. Телесно-кинестетический интеллект

Высокая координация сознания и тела присуща людям с телесно-кинестетическим интеллектом. 

Сильные стороны: высокая двигательная активность, четкая координация, ловкость, тактильная память. 

Характеристики человека:

  • хорошо танцует и любит спорт;
  • любит создавать вещи своими руками;
  • отличная физическая координация;
  • физическая выносливость.

Потенциальная карьера: 
  • танцовщик;
  • строитель;
  • скульптор;
  • актер.

5. Музыкальный интеллект


Если у человека есть талант разбирать музыкальные композиции на элементы и отслеживать все звучащие в ней инструменты, то он обладатель музыкального интеллекта. 

Сильные стороны: чувство ритма, слух и музыкальный талант.

Характеристики человека:

  • любит петь и играть на музыкальных инструментах;
  • легко угадывает музыкальные композиции;
  • хорошо запоминает песни и мелодии;
  • понимает музыкальную структуру, ритм и ноты.
Потенциальная карьера: 
  • музыкант;
  • композитор;
  • певец;
  • учитель музыки.

6. Межличностный интеллект

Эмоции тесно связаны с вашим интеллектом. Межличностный интеллект относится к способности ощущать чувства других людей, а также понимать мотивы их поведения.

Сильные стороны: эмпатия и взаимодействие с другими людьми.

Характеристики человека:

  • умеет оценивать эмоции, мотивы, желания и намерения окружающих;
  • хорошо коммуницирует;
  • имеет навык в невербальном общении;
  • видит ситуации с разных точек зрения;
  • создает позитивные отношения с другими;
  • способен разрешать конфликты.
Потенциальная карьера: 
  • психолог;
  • консультант;
  • коуч;
  • продажник;
  • политик.

7. Внутриличностный интеллект

Самосознание также является формой интеллекта. Если человек понимает себя, свои желания, знает, что чувствует и почему он это чувствует, то с уверенностью можно сказать, что он обладает внутриличностным интеллектом.

Сильные стороны: самоанализ и саморефлексия.

Характеристики человека:

  • хорошо понимает свои сильные и слабые стороны;
  • любит анализировать теории и идеи;
  • отличное самосознание;
  • четко определяет свое эмоциональное состояние.
Потенциальная карьера: 
  • философ;
  • писатель;
  • ученый.

8. Натуралистический интеллект

Способность «читать» и понимать природу и всех живых существ, населяющих ее, является главной характеристикой натуралистического интеллекта.

Сильные стороны: способность к изучению окружающей среды.

Характеристики человека:

  • интересуется такими предметами, как ботаника, биология и зоология;
  • хорошо разбивает информацию на категории;
  • может наслаждаться кемпингом, садоводством, походами и прогулками на свежем воздухе;
  • не любит изучать незнакомые темы, не имеющие отношения к природе.

Потенциальная карьера: 
  • биолог;
  • защитник природы;
  • садовник;
  • фермер.

9. Экзистенциальный интеллект

«Почему и зачем мы живем?», «что происходит с нами после смерти?» — типичные вопросы для человека с экзистенциальным интеллектом.
Сильные стороны: глубокая чувствительность и высокая способность решать фундаментальные вопросы в сочетании со страстью к поиску ответов на эти вопросы.

Характеристики человека:

  •  ищет ответы на вопросы о смысле жизни;
  • склонен к постоянным рассуждениям;
  • любит дискуссии и споры;
  • изучает концепции и идеи других людей.
Потенциальная карьера: 
  • психоаналитик; 
  • религиозный деятель;
  • художник;
  • артист.

Страница не найдена – КАБАРДИНО-БАЛКАРСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР РАН

Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН по
современному анализу, информатике и физике

14 июля 2021 года, 10:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН.

Научный руководитель семинара – Псху А. В., директор ИПМА КБНЦ
РАН, д. ф.-м. н.

Тема доклада:

«Внутреннекраевые задачи со смещением для одного
смешанно-гиперболического уравнения второго порядка».
Докладчик: Балкизов Жираслан Анатольевич, ведущий научный сотрудник
отдела уравнений смешанного типа ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.

Секретарь семинара – Эфендиев Б. И., старший научный сотрудник отдела
дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.

 

Научно-исследовательский семинар ИПМА КБНЦ РАН по современному анализу, информатике и физике

7 июля 2021 года, 11:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН.

Научный руководитель семинара – Псху А. В., директор ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н.

Тема доклада: «Компьютерное проектирование потоковых сетей высокого ранга оптимальности».

Докладчик: Кудаев Валерий Черимович, заведующий отделом вычислительных методов ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.

Секретарь семинара – Эфендиев Б.И., старший научный сотрудник отдела дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н.

 

 

 

25 декабря в 12:00 в режиме он-лайн состоится заседание Совета по высшему образованию и науке при Главе КБР

 

ВНИМАНИЕ!

 

Семинар ИПМА КБНЦ РАН, посвященный 60-летию полета Ю. Гагарина в космос

 

Дата, время и место проведения семинара: 14 апреля 2021 г., среда,
15:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН
Повестка дня
1. Доклад на тему: «Современные проблемы астрономии и астрофизики».
Докладчик – заведующий отделом теоретической и математической физики
ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н. Рехвиашвили С. Ш.
2. Доклад на тему: «История развития отечественной космонавтики».
Докладчик – научный сотрудник отдела теоретической и математической
физики ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н. Мамчуев М.О.

 

 

по современному анализу, информатике и физике.

Научный руководитель семинара – и. о. директора ИПМА КБНЦ РАН, д. ф.-м. н. Псху А. В.

Секретарь семинара – старший научный сотрудник отдела дробного исчисления ИПМА КБНЦ РАН, к. ф.-м. н. Эфендиев Б. И.

Дата, время и место проведения семинара: 31 марта 2021 г., среда, 11:00 часов, конференц-зал ИПМА КБНЦ РАН

Анализ Возможности Построения Теории Интеллекта На Основе Аналитической Психологии К. Г. Юнга

Author

Abstract

Рассмотрены некоторые вопросы возможности построения теории интеллекта на основе аналитической психологии К.Г. Юнга. Показано, что психические функции, предложенные Юнгом, могут быть интерпретированы с применением хорошо формализуемых функций планирования, идентификации и передачи информации.Some problems of feasibility of construction of intelligence theory on the basis of K.G. Joung’s Analytical psychology are considered. The paper shows that mental functions offered by Young, can be interpreted with application of well formalizable functions of planning, identification, and information transfer.

Suggested Citation

  • Воробьев Георгий Георгиевич & Дмитренко Лариса Григорьевна, 2013. «Анализ Возможности Построения Теории Интеллекта На Основе Аналитической Психологии К. Г. Юнга,» Проблемы управления, CyberLeninka;Общество с ограниченной ответственностью «СенСиДат-Контрол», issue 4, pages 82-87.
  • Handle: RePEc:scn:009530:14419533

    Download full text from publisher

    Corrections

    All material on this site has been provided by the respective publishers and authors. You can help correct errors and omissions. When requesting a correction, please mention this item’s handle: RePEc:scn:009530:14419533. See general information about how to correct material in RePEc.

    For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: . General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .

    If you have authored this item and are not yet registered with RePEc, we encourage you to do it here. This allows to link your profile to this item. It also allows you to accept potential citations to this item that we are uncertain about.

    We have no bibliographic references for this item. You can help adding them by using this form .

    If you know of missing items citing this one, you can help us creating those links by adding the relevant references in the same way as above, for each refering item. If you are a registered author of this item, you may also want to check the «citations» tab in your RePEc Author Service profile, as there may be some citations waiting for confirmation.

    For technical questions regarding this item, or to correct its authors, title, abstract, bibliographic or download information, contact: CyberLeninka (email available below). General contact details of provider: http://cyberleninka.ru/ .

    Please note that corrections may take a couple of weeks to filter through the various RePEc services.

    Теории интеллекта Размышления о мышлении. Психология. Люди, концепции, эксперименты

    Теории интеллекта

    Размышления о мышлении

    Тема интеллекта – одна из самых противоречивых и неоднозначных в психологии. Ученые до сих пор не пришли к согласию даже относительно общего определения интеллекта. Одни считают, что это отдельная способность; другие убеждены, что это сочетание разных талантов, навыков и способностей. Впрочем, по большей части психологи согласны в том, что интеллект представляет собой способность мыслить логически и рационально, решать задачи, понимать социальные нормы, традиции и ценности, анализировать ситуации, учиться на своем опыте и преодолевать жизненные трудности. Но они до сих пор не могут решить, можно ли точно оценить интеллект. Для решения этой задачи ученые пытаются ответить на следующие вопросы:

    • Передается ли интеллект по наследству?

    • Влияют ли на интеллект внешние факторы?

    • Представляет ли интеллект наличие ряда навыков и способностей или какой-то одной конкретной способности?

    • Следует ли считать тесты IQ (тесты на коэффициент умственного развития) предвзятыми?

    • Можно ли с помощью этих тестов оценить интеллект?

    Сегодня существует множество теорий, объясняющих, что такое интеллект. Перечислим некоторые из них – наиболее значимые.

    Общий интеллект

    Британский психолог Чарльз Спирмен предложил двухфакторную теорию интеллекта, согласно которой в структуре интеллекта можно выделить два фактора: g-фактор, то есть общую, или генеральную, способность, и s-фактор, или специфический для конкретной умственной деятельности. Таким образом, по мнению ученого, существует некий общий интеллект, определяющий умственные способности человека в целом, или g-фактор; и его можно точно измерить посредством специального теста. Спирмен обнаружил, что люди, которые показывали хороший результат по одному когнитивному тесту, также успешно сдавали и другие тесты умственных способностей, а те, кто набирал мало баллов по одному тесту, не слишком преуспевали и при сдаче других. На основании этого психолог и сделал вывод, что интеллект представляет собой общую познавательную способность, которую можно измерить и выразить количественно.

    Первичные интеллектуальные способности

    По мнению психолога Луиса Тёрстоуна, существует семь «первичных интеллектуальных способностей», которые определяют интеллект человека: словесное понимание, речевая беглость, числовое, пространственное и индуктивное восприятие, скорость восприятия и ассоциативная память.

    Множественный интеллект

    Согласно теории множественного интеллекта, предложенной психологом Говардом Гарднером, оценить интеллект количественно невозможно. Ученый утверждал, что существует восемь разных типов интеллекта, базирующихся на относительно независимых способностях и навыках, и что одни из этих способностей могут быть развиты у индивидуума лучше, чем другие. Вначале он выделял семь независимых типов интеллекта: пространственный (способность воспринимать зрительную и пространственную информацию), вербальный (способность к речи), логико-математический (способность логически анализировать проблему, распознавать отношения между объектами и мыслить логически), телесно-кинестетический (способность двигаться и осуществлять физический контроль над собственным телом), музыкальный (способность воспринимать высоту, ритм и тембр звука и оперировать звуковыми паттернами), межличностный (способность понимать других людей и взаимодействовать с ними) и внутриличностный (умение осознавать свои собственные чувства, эмоции и мотивы). Впоследствии ученый включил в свою модель и натуралистический интеллект – способность человека жить в гармонии с природой, исследовать окружающую среду, учиться на примере других биологических видов.

    Триархическая теория интеллекта

    Согласно теории интеллекта психолога Роберта Стернберга, существует три разных фактора интеллекта: аналитический, или компонентный (способность решать задачи), творческий, или опытный (способность справляться с новыми ситуациями, используя прошлый опыт и имеющиеся навыки), и практический, или контекстуальный (способность адаптироваться к изменениям окружающей среды).

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Продолжение на ЛитРес

    Теорий интеллекта в психологии

    Хотя интеллект — один из самых обсуждаемых предметов в психологии, стандартного определения того, что именно составляет интеллект, не существует. Некоторые исследователи предположили, что интеллект — это единственная общая способность. Другие считают, что интеллект включает в себя ряд способностей, навыков и талантов.

    Веривелл / JR Bee

    Что такое интеллект?

    Интеллект был спорной темой на протяжении всей истории психологии.Несмотря на значительный интерес к этому предмету, все еще существуют значительные разногласия по поводу того, какие компоненты составляют интеллект. Помимо вопросов о том, как точно определить интеллект, сегодня продолжаются споры о том, возможны ли вообще точные измерения.

    В разные моменты новейшей истории исследователи предлагали несколько разных определений интеллекта. Хотя эти определения могут значительно отличаться от одного теоретика к другому, текущие концептуальные представления склонны предполагать, что интеллект — это способность:

    • Учитесь на опыте : Приобретение, сохранение и использование знаний является важным компонентом интеллекта.
    • Распознавать проблемы : Чтобы использовать знания, люди должны уметь определять возможные проблемы в окружающей среде, которые необходимо решать.
    • Решайте проблемы : Тогда люди должны уметь использовать то, чему они научились, чтобы придумать полезное решение проблемы, которую они заметили в окружающем мире.

    Интеллект включает в себя несколько различных умственных способностей, включая логику, рассуждение, решение проблем и планирование.Хотя тема интеллекта является одной из крупнейших и наиболее изученных, она также является одной из тем, вызывающих самые большие споры.

    Хотя психологи часто расходятся во мнениях относительно определения и причин интеллекта, исследования интеллекта играют значительную роль во многих областях. Эти области включают решения о том, сколько средств следует выделять на образовательные программы, использование тестирования для отбора кандидатов на работу и использование тестирования для выявления детей, нуждающихся в дополнительной академической помощи.

    Краткая история разведки

    Термин «коэффициент интеллекта» или IQ был впервые введен в употребление в начале 20 века немецким психологом Уильямом Стерном. Психолог Альфред Бине разработал самые первые тесты интеллекта, чтобы помочь французскому правительству выявлять школьников, которым требовалась дополнительная академическая помощь. Бине был первым, кто ввел понятие умственного возраста или набора способностей, которыми обладают дети определенного возраста.

    С тех пор тестирование интеллекта стало широко используемым инструментом, который привел к разработке многих других тестов на умения и способности.Тем не менее, это продолжает вызывать дискуссии и споры по поводу использования такого тестирования, культурных предубеждений, которые могут быть вовлечены, влияния на интеллект и даже самого способа, которым мы определяем интеллект.

    Теории интеллекта

    Различные исследователи предложили множество теорий, объясняющих природу интеллекта. Вот некоторые из основных теорий интеллекта, появившихся за последние 100 лет.

    Общая разведка

    Британский психолог Чарльз Спирман (1863–1945) описал концепцию, которую он назвал общим интеллектом или фактором g .После использования методики, известной как факторный анализ, для проверки некоторых тестов умственных способностей, Спирмен пришел к выводу, что результаты этих тестов были на удивление похожими.

    Люди, которые хорошо справились с одним когнитивным тестом, как правило, хорошо справлялись с другими тестами, в то время как те, кто показал плохие результаты по одному тесту, как правило, плохо получали результаты по другим. Он пришел к выводу, что интеллект — это общая когнитивная способность, которую можно измерить и выразить численно.

    Основные умственные способности

    Психолог Луи Л.Терстон (1887–1955) предложил иную теорию интеллекта. Вместо того чтобы рассматривать интеллект как одну общую способность, теория Терстона сосредоточилась на семи различных основных умственных способностях.

    • Ассоциативная память : Способность запоминать и вспоминать
    • Числовые способности : Способность решать арифметические задачи
    • Скорость восприятия : Способность видеть различия и сходства между объектами
    • Рассуждения : Способность найти правила
    • Пространственная визуализация : способность визуализировать отношения
    • словесное понимание : способность определять и понимать слова
    • беглость слов : способность быстро производить слова

    Теория множественного интеллекта

    Одна из недавних идей — теория множественного интеллекта Говарда Гарднера.Гарднер предположил, что традиционное представление об интеллекте, основанное на тестировании IQ, не полностью и точно отражает способности человека. Его теория предлагала восемь различных видов интеллекта, основанных на навыках и способностях, которые ценятся в разных культурах:

    • Телесно-кинестетический интеллект : Способность контролировать движения своего тела и умело обращаться с объектами
    • Межличностный интеллект : Способность обнаруживать и соответствующим образом реагировать на настроения, мотивации и желания других
    • Внутриличностный интеллект : способность осознавать себя и быть в гармонии с внутренними чувствами, ценностями, убеждениями и мыслительными процессами
    • Логико-математический интеллект : способность мыслить концептуально и абстрактно и способность различать логические или числовые модели
    • Музыкальный интеллект : Способность воспроизводить и оценивать ритм, высоту и тембр
    • Натуралистический интеллект : Способность распознавать и классифицировать животных, растения и другие объекты в природе
    • Вербально-лингвистический интеллект : Хорошо -развитые словесные навыки и чувствительность к звукам, значениям, и ритмы слов
    • Визуально-пространственный интеллект : Способность мыслить образами и картинками, точно и абстрактно визуализировать

    Триархическая теория интеллекта

    Психолог Роберт Штернберг определил интеллект как «умственную деятельность, направленную на целенаправленную адаптацию, выбор и формирование реальной среды, имеющей отношение к жизни человека.»

    Хотя он согласился с Гарднером в том, что интеллект намного шире, чем отдельная общая способность, он предположил, что некоторые типы интеллекта Гарднера лучше рассматривать как индивидуальные таланты. Штернберг предложил то, что он назвал «успешным интеллектом», который включает три различных фактора:

    • Аналитический интеллект : Ваша способность оценивать информацию и решать проблемы
    • Творческий интеллект : Ваша способность придумывать новые идеи
    • Практический интеллект : Ваша способность адаптироваться к изменяющейся среде

    Вопросы о тестировании интеллекта

    Чтобы получить более глубокое понимание интеллекта и тестов, разработанных для измерения этой концепции, важно понимать историю тестирования интеллекта, проведенных исследований и полученных результатов.

    Основные вопросы об интеллекте и тестировании IQ по-прежнему включают:

    • Пристрастны ли тесты интеллекта?
    • Является ли интеллект одной способностью или он включает в себя набор нескольких навыков и способностей?
    • Разумный интеллект передается по наследству или окружающая среда играет большую роль?
    • Что и предсказывают оценки интеллекта?

    Чтобы изучить эти вопросы, психологи провели значительное количество исследований природы, влияний и эффектов интеллекта.

    Слово от Verywell

    Хотя по поводу точной природы интеллекта ведутся серьезные споры, окончательной концептуализации не произошло. Сегодня психологи часто принимают во внимание множество теоретических точек зрения при обсуждении интеллекта и признают, что этот спор продолжается.

    Что такое общий интеллект (фактор G)?

    Общий интеллект, также известный как g фактор , относится к существованию широкой умственной способности, которая влияет на показатели когнитивных способностей.Другие термины, такие как интеллект, IQ, общие когнитивные способности и общие умственные способности, также используются взаимозаменяемо и означают то же, что и общий интеллект.

    Что такое общий интеллект (фактор G)?

    Общий интеллект можно определить как конструкцию, состоящую из различных когнитивных способностей. Эти способности позволяют людям приобретать знания и решать проблемы.

    Эта общая умственная способность лежит в основе определенных умственных способностей, связанных с такими областями, как пространственные, числовые, механические и вербальные способности.Идея состоит в том, что этот общий интеллект влияет на выполнение всех когнитивных задач.

    Как это работает

    Общий интеллект можно сравнить со атлетизмом. Человек может быть очень опытным бегуном, но это не обязательно означает, что он также будет отличным фигуристом.

    Однако, поскольку этот человек спортивен и в хорошей форме, он, вероятно, будет выполнять другие физические задачи намного лучше, чем человек, который менее скоординирован и более малоподвижен.

    Психолог Чарльз Спирмен помог разработать статистический метод, известный как факторный анализ, который позволяет исследователям использовать ряд различных тестовых заданий для измерения общих способностей. Например, исследователи могут обнаружить, что люди, получившие высокие оценки по вопросам, касающимся словарного запаса, также лучше справляются с вопросами, связанными с пониманием прочитанного.

    В 1904 году он предположил, что g-фактор отвечает за общую производительность тестов на умственные способности. Он отметил, что, хотя люди, безусловно, могли преуспевать и часто действительно преуспевали в определенных областях, люди, которые преуспели в одной области, как правило, преуспевали и в других областях.

    Все задания на тесты интеллекта, независимо от того, связаны ли они с вербальными или математическими способностями, находились под влиянием этого основного g-фактора.

    Компоненты общей разведки

    Считается, что есть несколько ключевых компонентов, которые составляют общий интеллект. это включает:

    • Гибкое мышление : Это включает в себя способность гибко мыслить и решать проблемы.
    • Знание : Это общее понимание человеком широкого круга тем, которое может быть приравнено к кристаллизованному интеллекту.
    • Количественное мышление : Сюда входит способность человека решать задачи, связанные с числами.
    • Визуально-пространственная обработка : Это относится к способностям человека интерпретировать и манипулировать визуальной информацией, например, составлять головоломки и копировать сложные формы.
    • Рабочая память : Это включает использование краткосрочной памяти, например, возможность повторять список элементов.

    Как это измеряется?

    Многие современные тесты интеллекта измеряют некоторые когнитивные факторы, которые, как считается, составляют общий интеллект.Такие тесты предполагают, что интеллект можно измерить и выразить одним числом, например, показателем IQ.

    Стэнфорд-Бине, один из самых популярных тестов интеллекта, нацелен на измерение g-фактора. В дополнение к общему баллу текущая версия теста также предлагает ряд составных баллов, а также баллы по субтестам в десяти различных областях.

    Что означают результаты тестов IQ?

    Хотя системы оценки различаются, средний балл для многих составляет 100, и следующие метки часто используются для разных диапазонов баллов:

    • 40 — 54 : Умеренно ослабленные или отсроченные
    • 55 — 69 : Легко нарушенные или отсроченные
    • 70 — 79 : Граница нарушена или задержана
    • 80 — 89 : Низкий средний интеллект
    • 90 — 109 : Средний
    • 110 — 119 : Высокий средний
    • 120 — 129 : Превосходный
    • 130 — 144 : Одаренные или очень продвинутые
    • 145 — 160 : Исключительно одаренные или высокоразвитые

    Удар

    Хотя концепция интеллекта все еще является предметом дискуссий в психологии, исследователи считают, что общий интеллект коррелирует с общим успехом в жизни.Некоторые из последствий, которые он может оказать на жизнь человека, включают такие области, как:

    Успеваемость

    Одним из наиболее очевидных эффектов общего интеллекта является академическая успеваемость. Хотя интеллект играет важную роль в учебе, было много споров о том, в какой степени он влияет на академическую успеваемость.

    Исследования показали, что существует сильная связь между общими умственными способностями и академической успеваемостью, но она не действует сама по себе.Некоторые исследования показывают, что от 51% до 75% достижений нельзя объяснить одним лишь g-фактором.

    Это означает, что, хотя общий интеллект действительно влияет на успеваемость детей в школе, другие факторы могут играть важную роль.

    Успешная работа

    Долгое время считалось, что показатели IQ связаны с успехом в карьере. Вот почему психологическое тестирование стало настолько распространенным при проверке перед приемом на работу и трудоустройстве. Однако многие задаются вопросом, действительно ли общие умственные способности важнее конкретных умственных способностей.

    Исследование 2020 года, опубликованное в журнале Journal of Applied Psychology , пришло к выводу, что как общий интеллект, так и конкретные умственные способности играют важную роль в определении успеха в карьере, включая доход и работу.

    Важность g-фактора для успеха работы возрастает по мере увеличения сложности работы. Для профессий с высокой степенью сложности более высокий общий интеллект становится большим преимуществом.

    Здоровье и долголетие

    В области когнитивной эпидемиологии изучаются связи между общим интеллектом и здоровьем.Так же, как здоровье может влиять на интеллект, интеллект человека может влиять на его здоровье. Исследования показали, что люди с высоким IQ имеют более низкий риск:

    • Ишемическая болезнь сердца
    • Гипертония
    • Ожирение
    • Инсульт
    • Некоторые виды рака

    Исследования показали, что люди с более высоким общим интеллектом, как правило, более здоровы и живут дольше, хотя причины этого не совсем ясны.

    Доход

    Исследования также показывают, что люди с более высокими показателями интеллекта также имеют тенденцию зарабатывать более высокие доходы. Однако важно отметить, что посредническую роль играют и другие факторы, включая образование, род занятий и социально-экономическое положение.

    Хотя g-фактор имеет ряд эффектов, другие переменные также важны. Такие факторы, как социально-экономический статус и эмоциональный интеллект, например, могут взаимодействовать с общим интеллектом и играть важную роль в определении успеха человека.

    Вызовы

    Представление о том, что интеллект можно измерить и суммировать одним числом в тесте IQ, было спорным даже во времена Спирмена. С тех пор IQ и тестирование интеллекта остаются предметами дискуссий. Несмотря на то, что фактор g имеет большое значение, это лишь один из способов мышления об интеллекте.

    Основные умственные способности Терстона

    Некоторые психологи, в том числе Л.Л. Терстон, оспаривали концепцию g-фактора. Вместо этого Терстон определил ряд из того, что он назвал первичными умственными способностями :

    • Ассоциативная память
    • Числовое средство
    • Скорость восприятия
    • Рассуждение
    • Пространственная визуализация
    • Вербальное понимание

    Он предположил, что все люди обладают этими умственными способностями, хотя и в разной степени.Люди могут быть низкими в одних областях и высокими в других.

    Множественный интеллект Гарднера

    Совсем недавно психологи, такие как Говард Гарднер, выступили против представления о том, что один общий интеллект может точно уловить все умственные способности человека. Вместо этого Гарднер предположил, что существует множественный интеллект.

    Каждый интеллект представляет способности в определенной области, такой как визуально-пространственный интеллект, вербально-лингвистический интеллект и логико-математический интеллект.

    Слово от Verywell

    Сегодняшние исследования указывают на основную умственную способность, которая способствует выполнению многих когнитивных задач. Считается, что показатели IQ, которые предназначены для измерения этого общего интеллекта, влияют на общий успех человека в жизни.

    Однако, хотя IQ может играть роль в академическом и жизненном успехе, другие факторы, такие как детский опыт, образовательный опыт, социально-экономический статус, мотивация, зрелость и личность, также играют решающую роль в определении общего успеха.

    типов психологических теорий

    Термин теория удивительно часто используется в повседневной речи. Это часто используется для обозначения догадок, догадок или предположений. Вы даже можете услышать, как люди отвергают определенную информацию, потому что это «всего лишь теория». Изучая психологию и другие научные темы, важно отметить, что теория в науке — это не то же самое, что использование этого термина в разговорной речи.

    Для обычного обывателя теория может быть верной, а может и нет.Но в области науки теория представляет концепцию или идею, которую можно проверить. Ученые могут проверить теорию с помощью эмпирических исследований и собрать доказательства, подтверждающие или опровергающие ее.

    В науке теория — это не просто предположение. Теория основана на гипотезе, подкрепленной доказательствами. Теория — это основанная на фактах структура для описания явления.

    Scientific American перечислил «теорию» как один из семи наиболее неправильно используемых научных терминов. Именно эти неправильные представления о значении термина заставляют людей отвергать такие темы, как эволюция и изменение климата, как «просто теории», несмотря на обилие подавляющих научное доказательство.

    Научная теория представляет объяснение некоторых аспектов человеческого поведения или мира природы, которое подтверждается многократными испытаниями и экспериментами. Это означает, что ученые собрали доказательства, подтверждающие теорию. Многие исследователи собрали доказательства, подтверждающие эту теорию.

    По мере добавления новых данных и исследований теория может быть уточнена, изменена или даже отклонена, если она не соответствует последним научным открытиям.Общая сила научной теории зависит от ее способности объяснять разнообразные явления.

    Цель теории психологии

    В психологии теории используются для создания модели для понимания человеческих мыслей, эмоций и поведения. На протяжении всей истории психологии предлагалось множество теорий для объяснения и предсказания различных аспектов человеческого поведения.

    Психологическая теория состоит из двух ключевых компонентов:

    1. Она должна описывать поведение.
    2. Он должен делать прогнозы относительно будущего поведения.

    Каждая теория помогла нам расширить наши знания о человеческом разуме и поведении. Некоторые теории, такие как классическая обусловленность, все еще хорошо приняты сегодня. Другие, такие как теории Фрейда, не так хорошо себя зарекомендовали и были в основном заменены новыми теориями, которые лучше объясняют человеческое развитие.

    Различные типы психологических теорий

    Существует множество теорий психологии, но большинство из них можно отнести к одному из четырех основных типов.

    Теории развития

    Теории развития создают основу для размышлений о человеческом росте, развитии и обучении. Если вы когда-нибудь задумывались о том, что движет человеческими мыслями и поведением, понимание этих теорий может дать полезную информацию о людях и обществе.

    Теории развития предоставляют набор руководящих принципов и концепций, которые описывают и объясняют человеческое развитие. Некоторые теории развития сосредотачиваются на формировании определенного качества, например теория нравственного развития Кольберга.Другие теории развития сосредоточены на росте, который происходит на протяжении всей жизни, например, теория психосоциального развития Эриксона.

    Великие теории

    Великие теории — это те всеобъемлющие идеи, которые часто предлагают такие крупные мыслители, как Зигмунд Фрейд, Эрик Эриксон и Жан Пиаже. Основные теории развития включают психоаналитическую теорию, теорию обучения и когнитивную теорию.

    Эти теории стремятся объяснить большую часть человеческого поведения, но часто считаются устаревшими и неполными перед лицом современных исследований.Психологи и исследователи часто используют великие теории в качестве основы для исследований, но также принимают во внимание более мелкие теории и недавние исследования.

    Мини-теории

    Мини-теории описывают небольшой, очень специфический аспект развития. Мини-теория может объяснить относительно узкое поведение, например, как формируется самооценка или социализация в раннем детстве. Эти теории часто основываются на идеях, установленных великими теориями, но они не стремятся описать и объяснить поведение и рост человека в целом.

    Новые теории

    Эмерджентные теории — это теории, которые были созданы относительно недавно и часто формируются путем систематического комбинирования различных мини-теорий. Эти теории основаны на исследованиях и идеях из разных дисциплин, но еще не так широки и далеко идущие, как великие теории. Социокультурная теория, предложенная Львом Выготским, является хорошим примером эмерджентной теории развития.

    Примеры психологических теорий

    Некоторые из самых известных теорий психологии сосредоточены на определенных областях психологии.Некоторые из них включают:

    Поведенческие теории

    Поведенческая психология, также известная как бихевиоризм, — это теория обучения, основанная на идее, что все формы поведения приобретаются посредством обусловливания. Поддерживаемые известными психологами, такими как Джон Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер, поведенческие теории доминировали в психологии в начале двадцатого века. Сегодня поведенческие методы все еще широко используются терапевтами, чтобы помочь клиентам осваивать новые навыки и модели поведения.

    Когнитивные теории

    Когнитивные теории психологии сосредоточены на внутренних состояниях, таких как мотивация, решение проблем, принятие решений, мышление и внимание. Такие теории стремятся объяснить различные психические процессы, в том числе то, как разум обрабатывает информацию.

    Гуманистические теории

    Теории гуманистической психологии начали набирать популярность в 1950-е годы. В то время как более ранние теории часто фокусировались на ненормальном поведении и психологических проблемах, гуманистические теории вместо этого подчеркивали основную добродетель людей.Среди крупнейших теоретиков гуманизма были Карл Роджерс и Авраам Маслоу.

    Теории личности

    Психология личности изучает модели мыслей, чувств и поведения, которые делают человека уникальным. Некоторые из самых известных теорий в психологии посвящены теме личности, включая теорию черт личности, теорию личности «большой пятерки» и теорию психосоциального развития Эриксона.

    Теории социальной психологии

    Социальная психология направлена ​​на то, чтобы помочь нам понять и объяснить социальное поведение.Социальные теории обычно сосредоточены на конкретных социальных явлениях, включая групповое поведение, просоциальное поведение, социальное влияние, любовь и многое другое.

    Почему теории имеют значение

    На курсах психологии вы можете задаться вопросом, насколько необходимо изучать различные теории психологии, особенно те, которые считаются неточными или устаревшими. Однако все эти теории предоставляют ценную информацию об истории психологии, развитии мысли по определенной теме и более глубоком понимании текущих теорий.

    Понимая, как прогрессирует мышление, вы можете лучше понять не только то, где была психология, но и куда она могла бы развиваться в будущем.

    Изучение научных теорий может помочь вам лучше понять, что имеют в виду исследователи, когда они говорят о научных исследованиях. Это может улучшить ваше понимание того, как научные объяснения поведения и других явлений в мире природы формируются, исследуются и принимаются научным сообществом.

    В то время как споры по горячим темам продолжают бушевать, стоит изучать науку и теории, которые возникли в результате таких исследований, даже когда то, что часто раскрывается, может оказаться суровой или неудобной правдой.Как однажды объяснил Карл Саган: «Гораздо лучше постичь вселенную такой, какая она есть на самом деле, чем упорствовать в заблуждении, пусть даже удовлетворительном и обнадеживающем».

    Слово от Verywell

    Многое из того, что мы знаем о человеческом мышлении и поведении, появилось благодаря различным теориям психологии. Например, поведенческие теории продемонстрировали, как кондиционирование можно использовать для содействия обучению. Узнав больше об этих теориях, вы сможете глубже и глубже понять прошлое, настоящее и будущее психологии.

    Биография психолога Роберта Штернберга

    Роберт Джеффри Стернберг — американский психолог, известный своими теориями о любви, интеллекте и творчестве. Он родился в Нью-Джерси 9 декабря 1949 года. Интерес Штернберга к психологии проявился в раннем возрасте. Испытав тревогу перед экзаменом и плохо сдав экзамен, он понял, что тест не является точной мерой его реальных знаний и способностей.

    Когда он повторил тот же тест в другой комнате с группой младших школьников, он обнаружил, что чувствует себя более уверенно и в результате набрал гораздо более высокие баллы.В следующем году Штернберг разработал свой первый тест интеллекта, который он назвал Тестом умственных способностей Штернберга (STOMA).

    Его более поздний академический опыт также продемонстрировал, что стандартные тесты часто не позволяли измерить умственные способности. На самом деле он настолько плохо учился на вводном курсе психологии, что его профессор посоветовал ему выбрать другую специальность. Не обращая внимания на это, Штернберг окончил Йельский университет со степенью бакалавра психологии в 1972 году и получил докторскую степень.D. из Стэнфорда в 1975 году.

    Карьера

    Получив ученую степень, Штернберг вернулся в Йельский университет в качестве профессора психологии. Позже он стал деканом Школы искусств и наук Университета Тафтса. Он был профессором психологии в Государственном университете Оклахомы, а затем президентом и профессором психологии и образования в Университете Вайоминга. В настоящее время он является профессором человеческого развития в Колледже экологии человека Корнельского университета.

    Штернберг, пожалуй, наиболее известен своими исследованиями интеллекта, любви, когнитивных стилей и творческих способностей.Его триархическая теория интеллекта фокусируется на том, что он называет «успешным интеллектом», который состоит из трех элементов: аналитического интеллекта (или способности решать проблемы), творческого интеллекта (использование предшествующих знаний и навыков для работы с новыми ситуациями) и практического интеллект (способность адаптироваться к меняющемуся миру).

    «Успешно умные люди распознают свои сильные и слабые стороны, а затем выясняют, как извлечь из них выгоду и компенсировать или исправить свои слабости», — пишет Штернберг.«Успешно умные люди добиваются успеха отчасти потому, что они достигают функционального баланса между« триархией »способностей… Более того, все эти способности можно развивать».

    Штернберг также известен своими исследованиями любви. Его треугольная теория любви определяет приверженность, страсть и близость как три основных компонента любви. Когда эти три элемента сочетаются по-разному, они приводят к разным типам любви. Например, страстная любовь состоит из страсти и близости, в то время как сострадательная любовь представляет собой сочетание близости и приверженности.

    Вклад в психологию

    Штернберг был президентом Американской психологической ассоциации в 2003 году. Он получил множество наград, в том числе премию выдающегося ученого от Национальной ассоциации одаренных детей в 1985 году, премию Джеймса МакКина Кеттелла от Ассоциации психологических наук в 1999 году и премию Джеймса МакКина Кеттелла. EL Премия Торндайка за достижения в области педагогической психологии от APA в 2003 году.

    Он написал более 1800 статей, глав и книг.Ему также присуждено 13 почетных докторских степеней. Он был включен в список 100 лучших психологов 20 века и является членом Американской академии искусств и наук и Национальной академии образования.

    Помимо своих исследований, преподавания и работы в университете, Штернберг также является плодовитым писателем. Следующие избранные работы представляют собой лишь небольшую часть его работ:

    Штернберг, Р. Дж. (1985). Beyond IQ: Триархическая теория человеческого интеллекта. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Штернберг, Р. Дж. (1996). Успешная разведка . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. (Издание в мягкой обложке: Нью-Йорк: Даттон, 1997).

    Штернберг, Р. Дж., И Спир-Сверлинг, Л. (1996). Обучение мышлению . Вашингтон, округ Колумбия: Американская психологическая ассоциация.

    Штернберг, Р. Дж. (1997). Стили мышления . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Штернберг, Р.Дж. (1999). Теория успешного интеллекта. Обзор общей психологии , 3 (4), 292-316.

    Штернберг, Р. Дж., И Григоренко, Е. Л. (2000). Обучение успешному интеллекту . Арлингтон-Хайтс, Иллинойс: Skylight Training and Publishing Inc.

    Штернберг, Р. Дж. (2007). Синтез мудрости, интеллекта и творчества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Теория множественного интеллекта Гарднера

    Когда вы слышите слово «интеллект», вам сразу приходит на ум концепция тестирования интеллекта.Интеллект часто определяется как наш интеллектуальный потенциал; то, с чем мы родились, что можно измерить, и способность, которую трудно изменить.

    Однако в последние годы появились и другие взгляды на интеллект. Одной из таких концепций является теория множественного интеллекта, предложенная гарвардским психологом Говардом Гарднером.

    Иллюстрация JR Bee, Verywell

    Теория множественного интеллекта

    Эта теория предполагает, что традиционные психометрические взгляды на интеллект слишком ограничены.Гарднер впервые изложил свою теорию в своей книге 1983 года « рамок разума: теория множественного интеллекта », где он предположил, что у всех людей есть разные виды «интеллекта».

    Гарднер предположил, что существует восемь видов интеллекта, и предложил возможное добавление девятого, известного как «экзистенциалистский разум».

    Чтобы охватить весь спектр способностей и талантов, которыми обладают люди, Гарднер предполагает, что люди обладают не только интеллектуальными способностями, но и разными видами интеллекта, включая музыкальный, межличностный, пространственно-визуальный и лингвистический интеллект.

    Хотя человек может быть особенно сильным в определенной области, например, в музыкальном интеллекте, он или она, скорее всего, обладает рядом способностей. Например, человек может обладать вербальным, музыкальным и натуралистическим интеллектом.

    Критика

    Теория Гарднера подверглась критике как со стороны психологов, так и со стороны педагогов. Эти критики утверждают, что определение интеллекта, данное Гарднером, является слишком широким и что его восемь различных «интеллектов» просто представляют таланты, личностные качества и способности.Теория Гарднера также страдает от недостатка подтверждающих эмпирических исследований.

    Несмотря на это, теория множественного интеллекта пользуется большой популярностью у педагогов. Многие учителя используют множественный интеллект в своей философии преподавания и работают над внедрением теории Гарднера в класс.

    Узнав больше о множественном интеллекте, вы сможете лучше понять свои сильные стороны. Продолжайте читать, чтобы узнать больше об основных характеристиках каждого типа интеллекта, и если вы все еще не уверены, какой тип лучше всего описывает вас, этот тест поможет вам разобраться.

    Теория множественного интеллекта Гарднера

    1. Когнитивная психология
    2. Интеллект
    3. Множественный интеллект

    Мишель Маренус, опубликовано 9 июня 2020 г.


    Что такое теория множественного интеллекта?
    • Теория множественного интеллекта Говарда Гарднера предполагает, что люди не рождаются со всем интеллектом, которым они когда-либо будут обладать.
    • Эта теория бросила вызов традиционному представлению о том, что существует один единственный тип интеллекта, иногда известный как «g» для общего интеллекта, который фокусируется только на когнитивных способностях.
    • Чтобы расширить это понятие интеллекта, Гарднер ввел восемь различных типов интеллекта, состоящих из: лингвистического, логико-математического, пространственного, телесно-кинестетического, музыкального, межличностного, внутриличностного и натуралистического.
    • Гарднер отмечает, что лингвистические и логико-математические модели наиболее типичны и ценятся в школе и обществе.
    • Гарднер также предполагает, что могут быть и другие «кандидаты» интеллекта, такие как духовный интеллект, экзистенциальный интеллект и моральный интеллект, но не считает, что они соответствуют его первоначальным критериям включения.(Гарднер, 2011).

    Теория множественного интеллекта была впервые предложена Говардом Гарднером в его книге 1983 года «Фреймы разума», где он расширяет определение интеллекта и выделяет несколько различных типов интеллектуальных компетенций.

    Гарднер разработал серию из восьми критериев включения, оценивая интеллект каждого «кандидата», который был основан на множестве научных дисциплин.

    Он пишет, что у всех нас может быть такой интеллект, но наш профиль этого интеллекта может отличаться индивидуально в зависимости от генетика или опыт.

    Гарднер определяет интеллект как «биопсихологический потенциал для обработки информации, который может быть активирован в культурной среде для решения проблем или создания продуктов, представляющих ценность в культуре» (Gardner, 2000, стр.28).

    1 Лингвистический интеллект

    («умное слово»)

    Лингвистический интеллект — часть теории множественного интеллекта Говарда Гарднера, которая касается чувствительности к устной и письменной речи, способности изучать языки и способности использовать язык для выполнения определенные цели.

    Люди с лингвистическим интеллектом, такие как Уильям Шекспир и Опра Уинфри, обладают способностью анализировать информацию и создавать продукты с использованием устной и письменной речи, такие как речи, книги и памятки.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью своего лингвистического интеллекта:

    Юрист

    Спикер / ведущий

    Автор

    Журналист

    Куратор

    2

    умный »)

    Логико-математический интеллект относится к способности логически анализировать проблемы, выполнять математические операции и исследовать проблемы с научной точки зрения.

    Люди с логико-математическим интеллектом, такие как Альберт Эйнштейн и Билл Гейтс, обладают способностью составлять уравнения и доказательства, производить вычисления и решать абстрактные задачи.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью своего логико-математического интеллекта:

    Математик

    Бухгалтер

    Статист

    Ученый

    Компьютерный аналитик

    3

    Пространственный интеллект обладает способностью распознавать и манипулировать узорами широкого пространства (которые используются, например, штурманами и пилотами), а также узорами более ограниченных областей, таких как те, которые важны для скульпторов, хирургов, шахмат. игроки, художники-графики или архитекторы.

    Люди с пространственным интеллектом, такие как Фрэнк Ллойд Райт и Амелия Эрхарт, обладают способностью распознавать крупномасштабные и мелкозернистые пространственные изображения и манипулировать ими.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью своего пространственного интеллекта:

    Пилот

    Хирург

    Архитектор

    Художник-график

    Декоратор интерьеров

    4 Intelligence smart 905 )

    Телесный кинестетический интеллект — это способность использовать все свое тело или части тела (например, руку или рот) для решения проблем или создания продуктов.

    Люди с телесно-кинестетическим интеллектом, такие как Майкл Джордан и Симона Байлз, обладают способностью использовать собственное тело для создания продуктов, выполнения навыков или решения проблем посредством единения разума и тела.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью своего телесно-кинестетического интеллекта:

    Танцовщица

    Спортсмен

    Хирург

    Механик

    Карпентер

    905 Музыкальный психотерапевт

    умный »)

    Музыкальный интеллект — это умение исполнять, сочинять и понимать музыкальные образцы.

    Люди с музыкальным интеллектом, такие как Бетховен и Эд Ширан, обладают способностью распознавать и создавать музыкальную высоту, ритм, тембр и тон.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью своего музыкального интеллекта:

    Певец

    Композитор

    DJ

    Музыкант

    6 Межличностный интеллект

    («умные люди») способность понимать намерения, мотивацию и желания других людей и, следовательно, эффективно работать с другими.

    Люди с межличностным интеллектом, такие как Махатма Ганди и Мать Тереза, обладают способностью распознавать и понимать настроения, желания, мотивации и намерения других людей.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью вашего межличностного интеллекта:

    Учитель

    Психолог

    Менеджер

    Продавцы

    Связи с общественностью

    7 Интеллектуальный

    5

    Внутриличностный интеллект — это способность понимать себя, иметь эффективную рабочую модель самого себя, включая собственные желания, страхи и способности, и эффективно использовать такую ​​информацию для регулирования своей собственной жизни.

    Люди с внутриличностным интеллектом, такие как Аристотель и Майя Анджелоу, обладают способностью распознавать и понимать свои собственные настроения, желания, мотивации и намерения.

    Этот тип интеллекта может помочь человеку понять, какие жизненные цели важны и как их достичь.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью вашего внутриличностного интеллекта:

    Терапевт

    Психолог

    Советник

    Предприниматель

    Духовенство

    Натуралистический интеллект включает в себя опыт распознавания и классификации многочисленных видов — флоры и фауны — его или ее окружающей среды.

    Люди с натуралистическим интеллектом, такие как Чарльз Дарвин и Джейн Годдалл, обладают способностью определять и различать различные типы растений, животных и погодных образований, встречающихся в мире природы.

    Возможный выбор карьеры

    Карьера, в которой вы могли бы доминировать с помощью своего естественного интеллекта:

    Ботаник

    Биолог

    Астроном

    Метеоролог

    Геолог

    Критическая теория

    0004 Критическая теория имеет сопротивление множественному интеллекту. приходят от когнитивных психологов и психометристов.Когнитивные психологи, такие как Уотерхаус (2006), утверждали, что нет никаких эмпирических доказательств валидности теории множественного интеллекта.

    Психометры или психологи, участвующие в тестировании, утверждают, что тесты интеллекта поддерживают концепцию единого общего интеллекта, «g», а не восьми отдельных компетенций (Gottfredson, 2004). Другие исследователи утверждают, что интеллект Гарднера занимает второе или третье место после фактора «g» (Visser, Ashton, & Vernon, 2006).

    Некоторые ответы на эту критику включают то, что теория множественного интеллекта не оспаривает существование фактора «g»; он предлагает, чтобы он был равен вместе с другими разумными существами. Многие критики игнорируют критерии включения, установленные Гарднером.

    Эти критерии убедительно подтверждаются эмпирическими данными в психологии, биологии, неврологии и других. Гарднер признает, что традиционные психологи были верны, критикуя отсутствие операционных определений интеллекта, то есть, чтобы выяснить, как измерить и проверить различные компетенции (Davis et al., 2011).

    Гарднер был удивлен, обнаружив, что теория множественного интеллекта наиболее широко используется в образовательных контекстах. Он разработал эту теорию, чтобы бросить вызов академическим психологам, и поэтому не представил много образовательных предложений. По этой причине учителя и педагоги могли брать теорию и применять ее по своему усмотрению.

    По мере того, как теория набирала популярность в этой области, Гарднер утверждал, что практики должны определять наилучшее применение теории в классах.Он часто отказывался от возможности помочь в разработке учебной программы, которая использует теорию множественного интеллекта, предпочитая только предоставлять обратную связь (Gardner, 2011).

    Большая часть критики исходит от тех, кто не работает в классе, например, журналистов и ученых. Педагоги обычно не привязаны к одному и тому же стандарту доказательств и меньше озабочены абстрактными несоответствиями, что дало им свободу применять его со своими учениками и позволить результатам говорить сами за себя (Armstrong, 2019).


    Значение для обучения

    Наиболее важные выводы теории множественного интеллекта для образования можно подытожить через индивидуализацию и плюрализацию. Индивидуация утверждает, что, поскольку каждый человек отличается от другого, нет логической причины одинаково учить и оценивать студентов.

    Индивидуальное обучение обычно предназначалось для богатых и тех, кто мог позволить себе нанять репетиторов для удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся.

    Технологии теперь позволили большему количеству людей получить доступ к различным учениям и оценкам в зависимости от их потребностей. Множественное число, идея о том, что темы и навыки следует преподавать более чем одним способом, активирует множественный интеллект человека.

    Представление разнообразных занятий и подходов к обучению помогает охватить всех учащихся и побуждает их думать о предметах с разных точек зрения, углубляя их знания по этой теме (Gardner, 2011b).

    Распространенное заблуждение относительно теории множественного интеллекта состоит в том, что она является синонимом стилей обучения. Гарднер утверждает, что стили обучения относятся к тому, как человек наиболее комфортно подходит к ряду задач и материалов.

    Теория множественного интеллекта гласит, что каждый обладает всеми восемью видами интеллекта с разной степенью владения, а стиль обучения человека не связан с областями, в которых он наиболее умен.

    Например, человек с лингвистическим интеллектом не обязательно лучше всего учится через письмо и чтение.Классификация учащихся только по их стилю обучения или интеллекту может ограничить их потенциал в обучении.

    Исследования показывают, что учащиеся более вовлечены и лучше учатся, когда им дают различные способы продемонстрировать свои знания и навыки, что также помогает учителям более точно оценивать обучение учащихся (Дарлинг-Хаммонд, 2010).

    Об авторе

    Мишель Маренус — научный сотрудник лаборатории экологических подходов к социальному и эмоциональному обучению (EASEL) при Гарвардской высшей школе образования.В 2019 году она получила степень магистра в Гарварде по специальности «Человеческое развитие и психология», и она будет поступать в докторантуру в Мичиганском университете.

    Как ссылаться на эту статью:

    Marenus, M. (2020, 09 июня). Теория множественного интеллекта Гарднера . Просто психология. https://www.simplypsychology.org/multiple-intelligences.html

    APA Style References

    Armstrong, T. (2009). Множественный интеллект в классе .Ascd.

    Дарлинг-Хаммонд, Л. (2010). Показатели производительности: системы оценивания, поддерживающие высококачественное обучение. Совет руководителей государственных школ .

    Edutopia. (2013, 8 марта). Множественный интеллект: что говорят исследования? https://www.edutopia.org/multiple-intelligences-research

    Гарднер, Х. Э. (2000). Новый взгляд на интеллект: множественный интеллект в 21 веке . Hachette UK.

    Гарднер, Х. (2011a). Мировоззрение: теория множественного интеллекта .Hachette Uk.

    Гарднер, Х. (2011b). Теория множественного интеллекта: как психология, как образование, как социальные науки. Речь в Университете Хосе Селы 29 октября 2011 г.

    Готтфредсон, Л.С. (2004). Школы и данный фактор. The Wilson Quarterly (1976-), 28, (3), 35-45. Виссер, Б.А., Эштон, М.С., и Вернон, П.А. (2006). Beyond g: проверка теории множественного интеллекта. Intelligence, 34 (5), 487-502. Уотерхаус, Л. (2006).Недостаточные доказательства теории множественного интеллекта, эффекта Моцарта и эмоционального интеллекта. Педагог-психолог, 41 (4), 247-255.
    сообщить об этом объявлении

    теорий интеллекта | Продолжительность развития

    Психологи давно обсуждают, как лучше всего концептуализировать и измерить интеллект (Sternberg, 2003). Эти вопросы включают в себя количество типов интеллекта, роль природы по сравнению с воспитанием в интеллекте, то, как интеллект представлен в мозгу, и значение групповых различий в интеллекте.

    Рисунок 5.8 Альфред Бине

    Общий (g) и специальный (-ые) интеллект: С 1904 по 1905 год французский психолог Альфред Бине (1857–1914) и его коллега Теодор Симон (1872–1961) начали работать от имени французского правительства над разработкой меры это позволит выявить детей, которые не смогут успешно пройти обычную школьную программу. Цель заключалась в том, чтобы помочь учителям лучше обучать этих учеников (Aiken, 1994). Бине и Саймон разработали то, что большинство психологов сегодня считают первым тестом на интеллект, который состоял из большого количества вопросов, включая способность называть предметы, определять слова, рисовать картинки, составлять предложения, сравнивать предметы и строить предложения.

    Бине и Саймон (Binet, Simon, & Town, 1915; Siegler, 1992) полагали, что все вопросы, которые они задавали детям, оценивали основные способности понимать, рассуждать и выносить суждения. Оказалось, что корреляция между этими различными типами мер на самом деле была положительной; То есть студенты, которые правильно ответили на один элемент, с большей вероятностью ответили правильно и на другие вопросы, хотя сами вопросы были очень разными.

    На основе этих результатов психолог Чарльз Спирман (1863–1945) выдвинул гипотезу о том, что должна существовать единственная основополагающая конструкция, которую измеряют все эти элементы.Он назвал конструктом, который объединяет различные способности и навыки, измеренные в тестах на интеллект,

    .

    Общий коэффициент разведки (g). Практически все психологи теперь считают, что существует обобщенный фактор интеллекта, «g», который относится к абстрактному мышлению и включает способности приобретать знания, абстрактно рассуждать, адаптироваться к новым ситуациям и извлекать пользу из обучения и опыта ( Готтфредсон, 1997; Штернберг, 2003).Люди с более высоким общим интеллектом учатся быстрее.

    Вскоре после того, как Бине и Саймон представили свой тест, американский психолог Льюис Терман из Стэнфордского университета (1877–1956) разработал американскую версию теста Бине, которая стала известна как тест интеллекта Стэнфорд-Бине . Стэнфорд-Бине — это мера общего интеллекта, состоящая из широкого спектра задач, включая словарный запас, память на картинки, наименование знакомых объектов, повторение предложений и выполнение команд.

    Несмотря на то, что психологи в целом согласны с тем, что «g» существует, существуют также свидетельства того, что Specific Intelligence «s», — мера конкретных навыков в узких областях . Один эмпирический результат в поддержку идеи «s» исходит из самих тестов интеллекта. Хотя вопросы разных типов действительно коррелируют друг с другом, некоторые вопросы коррелируют друг с другом сильнее, чем другие; они образуют скопления или скопления разумов.

    Триархическая теория: Одним из сторонников идеи множественного интеллекта является психолог Роберт Штернберг.Штернберг предложил триархическую теорию интеллекта (из трех частей) , которая предполагает, что человек могут проявлять более или менее аналитический интеллект, творческий интеллект и практический интеллект . Штернберг (1985, 2003) утверждал, что традиционные тесты интеллекта оценивают Аналитический интеллект , решение академических задач и выполнение вычислений, , но что они обычно не оценивают Творческий интеллект , способность адаптироваться к новым ситуациям и создавать новые идеи. и / или Practical Intelligence , способность демонстрировать здравый смысл и уличный ум.

    Как предложил Штернберг, исследование показало, что креативность не очень сильно коррелирует с аналитическим интеллектом (Furnham & Bachtiar, 2008), и исключительно творческие ученые, художники, математики и инженеры не имеют более высоких показателей интеллекта, чем их менее творческие коллеги (Simonton, 2000). Кроме того, области мозга, связанные с Конвергентное мышление, , мышления, направленное на поиск правильного ответа на данную проблему , отличаются от тех, которые связаны с Дивергентное мышление, , способностью генерировать множество различных идей или решений одной проблемы (Тарасова, Вольф, & Разумникова, 2010).С другой стороны, для творчества часто требуются некоторые из основных способностей, измеряемых «g», в том числе способности учиться на собственном опыте, запоминать информацию и мыслить абстрактно (Bink & Marsh, 2000). Ericsson (1998), Weisberg (2006), Hennessey and Amabile (2010) и Simonton (1992) изучали творческих людей и идентифицировали по крайней мере пять компонентов, которые могут быть важны для творчества, как указано в таблице 5.3.

    Таблица 5.3 Важные компоненты для творчества

    Компонент

    Описание

    Экспертиза

    Творческие люди изучили и узнали тему

    Образное мышление

    Творческие люди видят проблемы по-новому

    Принятие риска

    Творческие люди берут на себя новые, но потенциально рискованные подходы

    Собственный интерес

    Творческие люди берутся за проекты не на деньги, а на проценты

    Работа в творческой среде

    Самые творческие люди получают поддержку, помощь и вызовы со стороны других людей, работающих над аналогичными проектами

    Последний аспект триархической модели, практический интеллект, относится в первую очередь к интеллекту, который нельзя получить с помощью книг или формального обучения.Практический интеллект представляет собой тип «уличного ума» или «здравого смысла», который усвоен на жизненном опыте. Несмотря на то, что был разработан ряд тестов для измерения практического интеллекта (Sternberg, Wagner, & Okagaki, 1993; Wagner & Sternberg, 1985), исследования не нашли достаточных доказательств того, что практический интеллект отличается от «g» или что он позволяет прогнозировать его. Успех в выполнении каких-либо конкретных задач (Gottfredson, 2003). Практический интеллект может включать, по крайней мере частично, определенные способности, которые помогают людям хорошо выполнять определенную работу, и эти способности не всегда могут быть сильно коррелированы с общим интеллектом (Sternberg et al., 1993).

    Теория множественного интеллекта: Еще одним сторонником идеи конкретных типов интеллекта, а не одного общего интеллекта, является психолог Говард Гарднер (1983, 1999). Гарднер утверждал, что для разных людей было бы эволюционно функционально иметь разные таланты и навыки, и предположил, что существует восемь видов интеллекта, которые можно отличить друг от друга. Потенциальный девятый интеллект; то есть экзистенциальное по-прежнему нуждается в эмпирической поддержке.Гарднер исследовал интеллект, сосредоточив внимание на детях, которые были талантливы в одной или нескольких областях, и на взрослых, которые страдали от инсульта, который поставил под угрозу одни способности, но не другие. Гарднер также отметил, что некоторые доказательства множественного интеллекта исходят от способностей аутичных ученых, , человек, которые в целом имеют низкие результаты по тестам интеллекта, но, тем не менее, могут обладать исключительными навыками в определенной области , такой как математика, музыка, искусство или в умении приводить статистические данные по данному виду спорта (Treffert & Wallace, 2004).Помимо повреждения мозга и существования ученых, Гарднер идентифицировал эти 8 видов интеллекта на основе других критериев, включая набор истории развития и психометрические данные. В Таблице 5.4 приведен список восьми специфических интеллектов Гарднера.

    Таблица 5.4 Восемь специфических интеллектов Говарда Гарднера

    Разведка

    Описание

    Лингвистический

    Умение хорошо говорить и писать

    Логико-математический

    Умение использовать логические и математические навыки для решения задач

    Пространственный

    Способность мыслить и рассуждать об объектах в трех измерениях

    Музыкальный

    Возможность исполнять музыку и наслаждаться ею

    Кинестетик (тело)

    Способность двигать телом при занятиях спортом, танцами или другими физическими упражнениями

    Межличностное общение

    Способность понимать других и эффективно взаимодействовать с ними

    Внутриличностное

    Способность познать себя

    Натуралистический

    Способность распознавать, идентифицировать и понимать животных, растения и других живых существ

    Источник: по материалам Gardner, H.(1999). Интеллект рефрейминг: Множественный интеллект для 21-й век . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: основные книги.

    Идея множественного интеллекта оказала влияние на сферу образования, и учителя использовали эти идеи, чтобы попытаться учить разных учеников по-разному. Например, чтобы преподавать математические задачи ученикам с особенно хорошим кинестетическим интеллектом, учитель может побуждать учеников двигать телом или руками в соответствии с числами.С другой стороны, некоторые утверждали, что эти «интеллекты» иногда больше похожи на «способности» или «таланты», чем на настоящий интеллект. Нет однозначного вывода о том, сколько существует разума. Являются ли чувство юмора, артистические способности, драматические способности и т. Д. Также отдельными интеллектами? Более того, и это еще раз демонстрирует основную силу единого интеллекта, множество различных интеллектов на самом деле коррелированы и, таким образом, частично представляют собой «g» (Brody, 2003).

    Добавить комментарий