Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории
Психоаналитическая теория Фрейда предполагает, что поведение обусловливается психологическими силами, согласуясь с положением психического детерминизма. Бессознательные силы часто пересиливают сознательные, продуцируя симптомы неврозов, сновидения и ошибки в повседневной жизни. Сновидения могут интерпретироваться в процессе поиска их символических значений (латентное содержание). Бессознательное развивается, когда вытесняются неприемлемые мысли. Личность можно описать с точки зрения трех структур. Ид функционирует согласно первичному процессу и принципу удовольствия, находясь в бессознательном поиске немедленного удовлетворения биологических стимулов, и является источником психической энергии (либидо). Эго действует согласно вторичному процессу и принципу реальности; оно адаптируется к реальности, используя защитные механизмы, чтобы уладить внутрипсихический конфликт. Суперэго представляет ограничения общества и дает чувство вины и эго-идеал.
Личность развивается, проходя через пять стадий психосексуального развития. Основное формирование происходит в течение оральной, анальной и фаллической стадий, от рождения и до 5 лет. Латентная стадия представляет собой «затишье» перед финалом — генитальной стадией взросления. Фиксация, особенно на первых трех стадиях, препятствует развитию и может продуцировать симптомы, которые излечиваются при помощи психоанализа. Основной техникой психоанализа являются свободные ассоциации, позволяющие раскрыть бессознательный материал. К другим важным элементам лечения относятся толкование сновидений, катарсис и инсайт. Раскрытие памяти в терапии представляет собой спорную технику, использование которой может в результате привести к возникновению ложных воспоминаний.
Хотя многие психоаналитики разделяют убеждение Фрейда, что наблюдения за психоаналитическим лечением предоставляют достаточно свидетельств, подтверждающих теорию, другие все же в процессе изысканий предпринимают попытки эмпирической верификации исследования, но с разным успехом. Предлагались и альтернативные объяснения феноменов бессознательного, например когнитивное (вместо динамического) бессознательное.
Глоссарий
Основные понятия психоаналитической теории З. Фрейда
Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития, от 1 до 3 лет.
Анальный характер — тип личности, сформировавшийся в результате фиксации в возрасте от 1 до 3 лет, характеризующийся склонностью к порядку, скупости и упрямству.
Бессознательное — психические процессы, неосознаваемые человеком.
Боязнь кастрации — страх, мотивирующий развитие мальчиков от 3 до 5 лет.
Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт — Конфликт внутри личности между желаниями ид и ограничениями суперэго.
Вторичный процесс — сознательное психическое функционирование, при котором преобладает эго; характеризуется логическим мышлением.
Вытеснение — защитный механизм, при котором неприемлемые импульсы становятся бессознательными.
Генитальная стадия — зрелая стадия психосексуального развития.
Генитальный характер — здоровый тип личности.
Замещение — защитный механизм, при котором энергия переносится с одного объекта или вида деятельности на другой.
Защитные механизмы — стратегии эго, направленные на преодоление бессознательного конфликта.
Ид — наиболее примитивная структура личности, источник психической энергии.
Идентификация — защитный механизм, при котором человек «объединяется» с другой личностью или копирует ее.
Изоляция — защитный механизм, при котором вызывающий конфликт материал хранится несвязанным с другими мыслями.
Инсайт — осознанное узнавание своей мотивации и бессознательных конфликтов.
Интеллектуализация — защитный механизм, при котором человек сосредоточен на размышлении и избегает чувств.
Катарсис — терапевтический эффект, возникающий при раскрытии эмоций, когда ранее вытесненный материал выходит в сознание.
Катексис — направленность психической энергии на объект.
Конверсионная истерия — форма невроза, при которой психологический конфликт проявляется в физических симптомах (но без физических повреждений).
Конденсация — сочетание двух или более образов; характеристика первичного процесса (например, в сновидении).
Контртрансфер — реакция аналитика на пациента, искаженная нерешенными конфликтами.
Либидо — психическая энергия, проистекающая из сексуальности.
Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития, с рождения до года.
Оральный характер — тип личности, возникающий в результате фиксации на первой стадии психосексуального развития; характеризуется оптимизмом, пассивностью и зависимостью.
Отрицание — примитивный защитный механизм, при котором материал, продуцирующий конфликт, просто вытесняется.
Ошибка по Фрейду
Парапраксис — психологически мотивированная ошибка, обычно называемая «ошибка по Фрейду».
Первичный процесс — бессознательное психическое функционирование, в котором преобладает ид; характеризуется нелогичным символическим мышлением.
Предсознательное — психическое содержание, неосознаваемое человеком, но которое может легко выйти в сознание.
Принцип реальности — модель функционирования эго, при котором устанавливается соответствующий контакт с внешним миром.
Принцип удовольствия
Проективный тест — тест, представляющий неоднозначные стимулы, например кляксы или картинки, таким образом, что реакция человека, выполняющего тест, будет обусловлена бессознательным.
Проекция — защитный механизм, при котором собственный неприемлемый импульс неправильно приписывается другому.
Психоанализ — теория Фрейда и ее применение в терапии.
Рационализация — защитный механизм, при котором предлагаются различные сознательные объяснения, а не истинные мотивации бессознательного.
Реактивное образование
Свободные ассоциации — психоаналитическая техника, при которой пациент говорит все, что приходит в голову, позволяя раскрыться бессознательным связям.
Скрытое содержание — спрятанное бессознательное значение сновидения.
Сознание, познание — психические процессы, позволяющие человеку осознавать, познавать.
Сублимация — защитный механизм, при котором импульсы выражаются в социально приемлемой форме.
Суперэго — структура личности, «внутренний голос» ограничений общества и родителей.
Танатос — инстинкт смерти.
Трансфер — в терапии: перенос на терапевта чувств пациента, основанных па его ранних переживаниях.
Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития, от 3 до 5 лет. Фиксация — остановка нормального развития на определенной психосексуальной стадии.
Эго — наиболее зрелая структура личности; служит связующим звеном в интрапсихическом конфликте и средством совладания с внешним миром.
Эдипов комплекс — конфликт, переживаемый мальчиком в возрасте от 3 до 5 лет, включая сексуальную любовь к матери и агрессивное соперничество с отцом. Эрос — инстинкт жизни.
Явное содержание — лежащее на поверхности значение сновидения.
Психоанализ З. Фрейда кратко и доступно
Читайте также:Психоанализ Зигмунда Фрейда
Психоанализ и научные методы. Эксперименты Силвермана
Лечение в психоанализе. Техники психоаналитической терапии
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
Краткая биография Зигмунда Фрейда
Теория личности Фрейда – концепция, структура и типы личностей
Имя этого великого австрийского психиатра известно всем — Зигмунд Фрейд. Его труды повлияли на психологию, социологию, антропологию и даже на искусство. Вокруг них по сей день ведутся ожесточенные споры.
Фрейд несколько раз дорабатывал, менял свою теорию. По его мнению, человеческая личность – это продукт, который формируется в результате борьбы с внутренними конфликтами, с требованиями внешнего мира. По мнению психиатра, личность формируется на основе импульсов и стремления к удовольствию. Социальные факторы влияют на нее, помогая или мешая внутренней борьбе человека.
На основе теории личности Фрейда появилось новое направление психологии – психоанализ.
Основные идеи психоанализа
Психоаналитические методы основаны на основных концепциях теории Фрейда:
- состояние психики и поведение человека во многом зависят от сексуального влечения или либидо, на бессознательном уровне влияющем на личность;
- психологические расстройства и проблемы вызваны конфликтом между желаниями, которые диктуются бессознательным и сознанием;
- защитные механизмы человеческой психики не позволяют осознать установки и содержимое бессознательного.
Концепция личности Фрейда направлена на коррекцию психологических расстройств. Для этого необходимо осознание воспоминаний, которые причинили человеку травму. Такой подход ослабит конфликт между сознательным и бессознательным. Психоаналитик помогает пациенту погрузиться в бессознательное, понять, какие травмы вызвали противоречие. Психоаналитические методы направлены на работы с травмами. Она происходит поэтапно:
- сначала человек проживает травму, высвобождая ее из бессознательного;
- следующий шаг – это анализ травмы: здесь подключается сознательное;
- наконец, заключительная стадия – это принятие болезненного опыта.
Модели личности по Фрейду
Для описания личностей австрийский психиатр разработал пять моделей, каждая из которых описывает определенный тип. Все модели взаимосвязаны, и позволяют понять основные принципы работы человеческой психики.
- Топографическая – по мнению Фрейда, человеческий ум напоминает айсберг. Его вершина, четко выделяющаяся над водой, связана с сознанием, чувствами, воспоминаниями. Средняя часть, которая визуализируется хуже, – это подсознание, воспоминания. Наконец, подводная (самая большая) часть – это бессознательное, где хранятся тревожные, травмирующие эмоции, воспоминания, мысли.
- Динамическая модель. Теория развития личности Фрейда утверждает: конфликт между защитными механизмами психики и поиском удовольствий порождает психическую динамику. Она позволяет адаптироваться в социуме, обеспечивает наше развитие.
- Экономическая модель основана на понятии драйва. Это энергия, которая побуждает человека действовать. Фрейд выделял Эрос (жизненный драйв: стремление к развитию отношений, самозащите) и Танатос (смертельный драйв, который проявляется в стремлении к разрушению).
- Генетическая модель. По Фрейду, в разном возрасте человек получает удовлетворение от различных эрогенных зон. По этой модели выделяют оральную (от рождения до полутора лет), анальную (до четырех лет), фаллическую (до семи лет), латентную (до 12 лет), генитальную (с 12 лет) стадии.
- Структурная модель – делит разум на три части: ИД (идентификатор, Оно), Эго (Я), Суперэго (Сверх-Я).
Фрейдистская структура личности
Один из наиболее значимых вкладов Фрейда – создание теории личности, за которую одни вознесли его до небес, а другие объявили шарлатаном. Изначально она выглядела так: психика каждого человека состоит из двух систем – сознательного и бессознательного. Две эти сферы постоянно находятся в состоянии конфронтации, и сил при этом больше на стороне бессознательного, а значит, оно и управляет нашей жизнью.
Впоследствии Фрейд пересмотрел свою теорию личности и усовершенствовал ее. В новом варианте структура получилась трехкомпонентной.
- Оно (или бессознательное) – это «багаж», сформированный десятками тысяч лет эволюции, который мы автоматически получаем при рождении. Включает он в себя примитивные инстинкты и потребности: еда, сон, размножение, безопасность и т. д.
- Я (эго) – образование, которое, с точки зрения Фрейда, человек тоже получает врожденно. Располагается эго между бессознательным и сознательным, частично распространяясь на обе эти области. Именно здесь протекают интеллектуальные процессы.
- Сверх-Я (сознательное) – это единственный компонент, который формируется в процессе жизни. Он представляет собой социальные насаждения: нормы морали и этики, ценности, понятия хорошего и плохого.
Лидирующую позицию в этой компании по-прежнему заняло подсознательное, в основе которого лежат два ключевых инстинкта: жизни (сексуальный) и смерти. Хуже того, даже два этих инстинкта находятся в состоянии борьбы и противоречия. Подсознание при этом от самого человека фактически никак не зависит, зато оказывает на его личность огромное влияние.
Зачем же мы в таком случае занимаемся самореализацией, творчеством? Все очень просто: сублимируем неудовлетворенную сексуальность. Аналогично сублимация происходит в любой области.
Что же в таком случае мешает нам встать на один уровень с прочими приматами? Вот как раз скатиться в окончательную дикость и мешает сверх-эго, давление социума. При этом бедное «эго» болтается между бессознательным и сверхсознательным, раздираемое противоречиями. Образно его можно представить в виде каната, который тянут с двух сторон. Сколько же, с точки зрения Фрейда, у человека шансов быть довольным и счастливым? Ответ неутешителен.
Типология личности по Фрейду
В психоанализе разделение на типы основано на фиксации сексуального влечения, удовлетворения на разных стадиях развития. Если на какой-либо стадии человек получает травмирующий опыт, разочаровывается или наоборот, связывает его с очень сильным, ярким удовлетворением, это влияет на тип характера. Фрейд выделял четыре варианта личности.
- Оральный – это восприимчивая личность, склонная к перееданию, алкоголизму, курению. Такие люди болтливы, в деструктивном проявлении личности – склонны к злословию, вербальному проявлению агрессии. Могут быть оптимистами, склонны к эйфории. Настроение у них переменчивое, могут быстро впасть в депрессию. Мышление ориентировано на удовлетворение желаний. Присуща жадность.
- Анальный. Основные функции ануса – выталкивание и удержание. В первом случае личность расточительная, неоправданно щедрая, склонная к уступкам. Такие люди, как правило, неопрятны. Во втором случае личность скупая, упрямая, педантично аккуратная.
- Фаллический тип личности характеризуется высокой активностью. Такие люди склонны к доминированию, могут проявлять садизм, могут быть неразборчивыми в связях.
- Генитальный – такие люди, с точки зрения Фрейда, обладают максимальным психическим здоровьем, устойчивой психикой. Они легко адаптируются и социализируются. Основной защитный механизм – сублимация.
С момента создания теории психоанализа прошел уже век, и теперь мы явственно видим ее слабые места и сомнительные идеи. Но она стала основой для дальнейшего изучения личности, и во многом именно ей мы обязаны современными представлениями о человеке и его внутреннем мире.
В Академии 5 призм можно пройти бесплатное обучение коучингу «Профессия коуч».
Поделиться:
Зигмунд Фрейд Учебное пособие: контекст
Зигмунд Фрейд родился в 1856 году, до появление телефонов, радиоприемников, автомобилей, самолетов и множества других материальных и культурных изменений, которые произошли момент его смерти в 1939 году. Фрейд увидел всю полноту Мировая война — война, разрушившая империю, столица которой была его дом более семидесяти лет — и начало следующего. Он начал свою карьеру амбициозным, но изолированным неврологом; к конец, он описал себя, не безошибочно, как кто-то который оказал столь же большое влияние на представление человечества о самом себе как у Коперника и Дарвина.
Наиболее очевидным влиянием Фрейда было изменение мышления общества о психических заболеваниях и занимались ими. До психоанализа, который Изобрел Фрейд, психические заболевания считались почти повсеместно «органический»; то есть считалось, что это произошло от какого-то ухудшения или заболевание головного мозга. Исследования по лечению психических заболеваний были в первую очередь озабочены — по крайней мере, теоретически — обнаружением точного какие изменения в мозгу привели к безумию. Многие болезни не проявляли явных признаков физических различий между здоровыми и больные мозги, но предполагалось, что это просто потому, что методов для нахождения различий еще не было достаточно.
Убежденность в том, что соматические заболевания головного мозга вызывают психическое заболевание означало, что психологические причины — виды, которые Фрейд настаивали на изучении — игнорировались. Это также означало, что люди провел резкую грань между «сумасшедшими» и «нормальными». Сумасшедшими считались люди с физическими заболеваниями мозга. В своем уме люди были без больных мозгов.
Фрейд изменил все это. Несмотря на его опыт в физикализме (ученый во время его пребывания в лаборатории Эрнста Брюке), его теории явно отвергал чисто органические объяснения своих предшественников. Один из самых больших влияний Фрейда в первые дни его работы неврологом был Жан-Мартен Шарко, известный французский психиатр. Шарко утверждал, что истерия имеет в основном органические причины и что она имел регулярный, понятный характер симптомов. Фрейд согласился с Шарко по последнему пункту, но он совершенно не согласен с бывший. По сути, Фрейд утверждал, что невротические люди работающее оборудование, но неисправное программное обеспечение. Раньше психиатры любили Шарко, напротив, утверждал, что проблемы полностью в оборудовании. По мере того, как психоанализ становился все более популярным, психология и психиатрия отвернулись от поисков органических причин и к поиску внутренних психических конфликтов и раннего детские травмы. Как следствие, грань между разумным и безумие было размыто: у каждого, по Фрейду, был эдипальный кризис, и каждый потенциально может стать психически больным.
Психоанализ оказал огромное влияние на практику психиатрии, особенно в Соединенных Штатах, но сегодня это рассматривается большинством источников — медицинских, академических, правительственных, и другие – как почти совершенно неверные в своем понимании разум. Это суждение основано на решающем тесте психоанализа: или не очень помогает пациентам с поведенческими или психологическими проблемы. Все согласны с тем, что это не так. Психоанализ в своем многие разновидности, по-видимому, малоэффективны или совсем не эффективны при лечении психических расстройств. болезнь. Напротив, психофармакология и когнитивно-поведенческая терапия (терапия, которая просто пытается изменить то, что пациент думает и делает, а не анализирует причины поведения), хотя далеко от совершенства, похоже, помогает.
Если это правда — а у нас есть множество доказательств того, что это — почему Фрейд до сих пор так важен? Почему мы обычно говорим о нем как о великой фигуре западной мысли, а не как о странном и заблудшая фигура Европы рубежа веков?
Есть как минимум две причины. Первый чисто практический: психоанализ имеет огромное историческое значение. Психическое заболевание влияет большая часть населения прямо или косвенно так что любая лечебная схема, столь же широко принятая, как схема Фрейда, важна. к нашей истории в целом. Вторая, более важная причина заключается в том, что Фрейд дал людям новый способ мышления о том, почему они действуют как они это сделали. Он создал совершенно новый способ интерпретации поведения: теперь можно было утверждать, что у человека есть мотивы, желания и убеждения — все погребены в бессознательном, о котором они ничего не знали, но которое тем не менее напрямую контролировали и мотивировали их сознательную мысль и поведение. Эта гипотеза, вытекающая из теории Фрейда, но независимая от нее. психиатрическая работа, была действительно радикальной частью его системы мысли.
Основные психодинамические парадигмы: Основы
«Слова, конечно, самый сильный наркотик, используемый человечеством.» – Редьярд Киплинг
Стажеру или начинающему психотерапевту психодинамическая теория часто видится устрашающей, неясной парадигмой с собственным языком. Явная плотность психоаналитического письма часто пугает молодых терапевтов, которые в противном случае могли бы найти большую ценность в этом подходе.
Отто Ф. Кернберг, доктор медицинских наук, профессор психиатрии Медицинского колледжа Вейла Корнелла и пионер теории объектных отношений.
Источник: Lopezda/Wikimedia Commons, Public Domain
Действительно, то, что мы называем психодинамической или психоаналитической теорией (я использую эти термины взаимозаменяемо), на самом деле представляет собой группу различных теоретических парадигм, каждая из которых обладает собственной концептуальной основой, терминологией и методом. работы с пациентами. Теории, составляющие «психоанализ», столь же разнообразны, как и личности их основателей — Фрейда, Салливана, Винникотта, Кляйна, Кохута, Кернберга и других.
Этот пост кратко описывает три основные теории, из которых состоит современный психоанализ: эго-психология, теория объектных отношений и психология самости. Она написана в первую очередь для молодых терапевтов или студентов, проявляющих интерес к психоаналитическому подходу, но ни в коем случае не является всеобъемлющим очерком современного психоанализа. Область обширна и продолжает расширяться в новых захватывающих направлениях, таких как недавнее внимание к нейропсихоанализу.
Прежде чем перейти к основным теоретическим парадигмам, давайте сначала кратко опишем несколько идей, которые объединяют весь психоанализ и отличают его от других форм психотерапии.
Все психоаналитические теории основаны на вере в существование бессознательной части нашего разума, которая мотивирует поведение человека и в некоторых случаях вызывает эмоционально-психологические расстройства. Также центральное место в психоаналитическом подходе занимает вера в психический детерминизм , идея о том, что ментальные события, как и физические, нельзя логически отделить от событий, им предшествовавших. Таким образом, ничто в психической жизни человека не происходит «случайно». Третьим объединяющим фактором является центральность отношений между пациентом и терапевтом и понимание переноса.
Я утверждаю, что еще одним принципом, который связывает весь психоанализ и отличает его от других видов терапии, является сохранение психоаналитиком автономии пациента 9. 0021 (см. Руффало, 2019). Теперь, когда мы обсудили некоторые объединяющие факторы, давайте перейдем к основным психодинамическим парадигмам.
Эго-психология
Эго-психология — это то, что большинство студентов бакалавриата узнают о психоанализе на вводных курсах по психологии. Это классическая теория, заслужившая почет и престиж психоанализа, особенно в Соединенных Штатах. Она достигла своего апогея в 1950-х и 1960-х годах, когда ее поддержали психоаналитические гиганты, такие как Хайнц Хартманн и Чарльз Бреннер (см. Brenner, 19).55, классическое введение в структуру эго-психологии, написанное в период ее расцвета).
В психологии эго разум состоит из противоборствующих сторон — сексуальных и агрессивных влечений — и реакций на эти влечения, исходящих от совести, или суперэго. Эго пытается решать и находить компромиссы между влечениями, ищущими выражения, совестью и требованиями реальности. Чтобы справиться с этим конфликтом, разум использует защитных механизмов, таких как вытеснение, вытеснение и сублимация, чтобы смягчить тревогу и справиться с этими якобы конфликтующими внутренними потребностями. Когда защитные механизмы становятся неадекватными или используются определенные патологические защитные механизмы, возникают психические симптомы.
Эго-психология также делает акцент на психосексуальном развитии. Предсказуемое проявление сексуальных и агрессивных импульсов в детстве представляет собой проблемы развития, которые необходимо решить и решить, чтобы избежать долгосрочного психологического вреда.
Теория объектных отношений
Второй основной психоаналитической структурой является теория объектных отношений, разработанная в основном между 1930-ми и 1950-ми годами и ставшая заметной в американском психоанализе в последующие десятилетия. Теория объектных отношений рассматривает человеческие отношения и огромное удовлетворение и разочарование, которые они приносят, как имеющие центральное значение в человеческой психологии. Движение объектных отношений поддерживалось исследованиями в области 9Теория привязанности 0020 в 1950-х годах такими авторами, как Гарри Харлоу и Джон Боулби.
В то время как эго-психолог уделяет особое внимание инстинктивным побуждениям к сексу и войне, психолог объектных отношений делает упор на потребность в близости и отношениях. Слово «объект» — это, к сожалению, холодно звучащий термин для того, что на самом деле является теплой и хорошо организованной теорией психотерапии, сосредоточенной на раннем опыте пациента с родителями и опекунами и на том, как эти отношения интернализируются и воспроизводятся на протяжении всей жизни.
Также центральное место в подходе объектных отношений занимает развитие устойчивого представления о себе. Когда эта веха развития не достигается, возникает психопатология, как продемонстрировал Кернберг в своей новаторской работе по нарциссическим и пограничным расстройствам личности.
Мой друг, Уильям С. Мейер, L.C.S.W., адъюнкт-профессор психиатрии, акушерства и гинекологии в Университете Дьюка, прекрасно описывает суть психотерапии с точки зрения объектных отношений, когда пишет: «Идеальное лечение для людей, которые потерпели неудачу. человеческими отношениями — это прочные человеческие отношения, которые не терпят неудачу» (Мейер, 19 лет).93).
Психология самости
Первоначально разработанная как ответвление теории объектных отношений психиатром Хайнцем Кохутом в Чикаго, психология самости представляет собой новейшую из трех основных психодинамических парадигм. Я-психология названа так из-за признания того, что страдания некоторых пациентов коренятся в проблемах с регулированием самооценки и поддержанием твердого, связного чувства себя.
Кохут определил новый термин, самообъект, , как идеальные отношения между родителем и ребенком, в которых существует оптимальная сочувствие и проверка. Для Кохута нарциссизм развивается, когда не хватает функции самообъекта. Таким образом, большая часть литературы по психоаналитической самопсихологии сосредоточена на проблеме нарциссизма, состояния, когда-то считавшемся в значительной степени не поддающимся традиционному психоанализу.