Теория личности эрика берна – .

Содержание

Эго-состояния человека по Эрику Берну. Примеры

  1. Трансактный анализ Э. Берна
  2. Три эго-состояния
  3. Эго-состояние Я-Родитель
  4. Эго-состояние Я-Ребёнок
  5. Эго-состояние Я-Взрослый
  6. Примеры, когда баланс трех начал нарушен
  7. Расставляем акценты

«Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди»
книги американского психотерапевта Эрика Берна [1],
ставшие бестселлером и практическим руководством для нескольких поколений практикующих психологов.
Берн впервые сформулировал базовые принципы трансакционного или трансактного анализа, составляющие основу межличностных отношений.

Трансактный анализ Берна помогает понять причины наших проблем, возникающих и проявляющихся на уровне общения.
Основа трансакционного анализа – три эго-состояния (Я-состояния. Лат. ego — «я»),
взаимодействие которых определяет психологию поведения, качество нашей жизни, общения и здоровья.

Эрик Леннард Берн

Трансактный анализ

Эрик Берн анализировал общение, разбив его на «единицы общения» или «трансакции». Отсюда и название метода – трансактный анализ.

Теория даёт ответы на вопросы, определяющие качество нашего общения [2]:

  1. Что есть наши эго-состояния?
  2. Какие эго-состояния мы несём с собой в течение всей жизни?
  3. Как убрать «мусор» из нашей головы, на что определить внимание в общении?
  4. Как проявляют себя наши состояния в различных ситуациях и моделях поведения?
  5. Как «сбалансировать» наши эго-состояния так, чтобы они работали на созидание?

Предмет трансакционного анализа в психотерапии – изучение эго-состояний – целостных систем идей и чувств,
проявляющих себя в нашем общении через соответствующие модели поведения.
Используя «единицы взаимодействия» – трансакции, сложнейший язык человеческих взаимоотношений мы можем представить
на языке взаимодействий трех базовых эго-состояний.
Научиться понимать язык нашего эго может даже человек, далекий от психотерапевтической практики.
Говорить на этом языке – значит овладеть искусством общения в совершенстве.

Эго-состояния

Для многих из нас утро – это привычная последовательность действий: ванная – завтрак – поход на работу.
Каждое из них совершается без раздумий, «на автопилоте».
В такие моменты мы пребываем в состоянии контролирующего самого себя «Родителя».

В пути мы раскрепощаемся, беспричинно радуемся своему настроению, солнцу и пению птиц, свежести бодрящего воздуха и отличному утру,
– мы позволяем проявиться своему внутреннему «Ребёнку».

Вдруг, метро, на котором мы обычно добираемся до офиса – закрыто.
Мы вынуждены решать конкретную задачу – выбрать путь: доехать автобусами, поймать такси или поработать дома.
Мы переключаемся из состояния «родительского автопилота» на «ручное управление», передавая инициативу «Взрослому».

Всего за несколько минут, по дороге в офис, мы побывали в разных состояниях эго – наших «Я».

В каждый момент жизни наши чувства, мысли, слова, реакции и действия определяются одним из трех возможных
эго-состояний:

  • Я-Родитель
  • Я-Взрослый
  • Я-Ребёнок

Трансактный анализ Эрика Берна – это готовый набор инструментов для анализа состояний нашего Я.
Каждый из нас может научиться использовать их, не погружаясь в дебри бессознательного.

Внимательно понаблюдайте за мамой/папой минут 10. Заметите, как проявятся как минимум два эго-состояния.
Только что она поучала дочь с позиции «Родителя», через доли секунды отреагировала на замечание мужа с позиции «Ребёнка».
А спустя несколько минут, задумавшись, заговорила с ним как «Взрослый».

Смена эго-состояний может происходить и происходит быстро и часто,
а время от времени все состояния или же два из трех проявляются одновременно.

Я-Родитель

В состоянии «Я-Родитель» человек копирует родительские образы поведения или образы авторитетов.
Ощущает, мыслит, ведет беседу и реагирует на происходящее точно так же, как это делали родители в его детстве.

Согласно Берну, контролирующее состояние «Родителя» исполняет функцию совести
и воздействует на человека даже в те моменты, когда его внешнее поведение определяют состояния Взрослого или Ребёнка.
Зачастую, состояние «Родителя» используется в качестве модели при воспитании собственных детей.
Поэтому новоиспечённый родитель, как правило, ведёт себя так же как с ним вели себя его родители.
Если его ругали за разбитые тарелки, вскоре и он начнёт ругать своих детей.
Эта реакция у него будет автоматическая, ему нужно учиться останавливать себя и включать внутреннего Взрослого.

«Родитель» проявляет себя в нашей способности делать что-то автоматически, в общих фразах и в манерах.
Он любит констатировать: «Нельзя», «Необходимо», «Должен».

Что случается, если эго «Я-Родитель» с годами доминирует?

Человек, в состоянии которого жестко доминирует эго-родитель, легко впадает в другую крайность: пытается везде и всегда контролировать
ситуацию. В случае неудачи, корит и пилит себя по любой причине, во всём, что с ним происходит ищет и находит свою вину.

Если подобный сценарий преобладает годами и десятилетиями, он становится причиной психосоматических расстройств. В этом случае
состояние «Я-Родитель» проявляет себя как деструктивное и протекает с тяжелыми последствиями.
Пока родитель существует, сбежать от его контролирующего влияния на уровне закладываемых в детстве родительских программ-предписаний личность не сможет.
Единственный способ вырваться из оков – переписать устаревшие родительские программы.

Контролирующий и Заботливый Родитель

Заботливый Родитель – «живущий» в вас или в окружающих – это одно из самых счастливых состояний, которые может проявлять и испытывать человек.
Он способен помогать, прощая ваши обиды и несовершенства.
Он находит в этом удовольствие, поэтому такая помощь всегда окажется вовремя и воспринимается естественно, без напряжения.
Всё что требует взамен Заботливый Родитель – это чуточку внимания к своей персоне.

  • Я-Родитель
    Контролирующий

Контролирующий Родитель всегда и везде стремится «Вышибить клин клином».
Человек в этом состоянии будет снова и снова обращать внимание на ваши ошибки и слабости,
подчеркивать своё превосходство и наставлять на путь истинный по поводу и без повода.

Я-Ребёнок

В каждом из нас до седых волос продолжает жить ребёнок. Время от времени, он проявляет себя в зрелой жизни совершенно по-детски
– оперируя теми же чувствами, словами и мыслями, действуя, играя и реагируя так же, как в возрасте 2-6 лет.
В такие моменты мы проживаем жизнь в состоянии «Я-Ребёнок», вновь и вновь возвращаясь к своим детским переживаниям, но уже с позиции зрелой личности.
По сути, «Ребёнок» – это тот кусочек детства, который нам удается сохранить до глубокой старости.

Именно эту часть человеческой личности Эрик Берн считает наиболее ценной.
Пребывая в этом состоянии в любом возрасте мы позволяем себе счастье оставаться естественными – восторженными и милыми, радостными и печальными или упрямыми
и покладистыми – такими же, какими были в своём детстве. Спонтанность, интуицию, искру творчества – ярче всего проявляющиеся в
детском возрасте, мы переносим во взрослую жизнь и вновь проявляем в состоянии Ребёнка.

Что случается, если эго «Я-Ребёнок» с годами доминирует?

Жестко доминируя в зрелом возрасте, состояние Ребёнка может стать источником серьезных проблем. Потерпев даже мимолетную неудачу
человек в состоянии «Я-Ребёнок» тут же находит козла отпущения – несовершенный мир, неискренних друзей, тупое начальство, вечно
жалующуюся на жизнь семью или, за неимением более конкретных объектов, – карму и родовое проклятье. Следствие таких рассуждений
– обвинительный приговор, который он выносит людям, миру и самому себе, разочарование жизнью, пренебрежение возможностью
использовать полученный опыт для исключения подобных ошибок в будущем.

Как и в случае доминирования позиции «Я-Родитель», растянувшееся во времени постоянное пребывание в состоянии «Я-Ребёнок» и
накапливание отрицательных эмоций в виде обид и ожесточения – фундамент для серьезных психосоматических заболеваний.
Таких же последствий можно ждать, активно и систематически подавляя в себе «Ребёнка» из состояния «Я-Взрослый».

Свободный и адаптивный Ребёнок

В зависимости от той роли, которые сыграли родители в воспитании человека в его раннем детстве, его Ребёнок может сформироваться Свободным или Адаптивным.

Пока мы сохраняем в себе Свободного Ребёнка, мы способны не только воспринимать жизнь, но удивляться и искренне радоваться её проявлениям.
Мы способны забыть о возрасте, до слезинок хохотать над удачной доброй шуткой, испытывать детский восторг от ощущения единства с природой и её энергиями.
Мы готовы расплыться в широкой улыбке отыскав единомышленника, беспричинно любить окружающих, находить смысл во всем, что происходит с нами и вокруг нас.

Адаптивный Ребёнок – это постоянные сомнения и комплексы.
Его легко определить в окружении по «маске Жертвы» – постоянно озабоченному и тревожному выражению лица.
Обычно эта маска полностью соответствует его внутреннему состоянию – напряжения, боязни сделать лишний или неверный шаг, сомнения,
борьбы с самим собой по любому, даже самому незначительному поводу.
Жизнь для него – это движение по заранее определенной траектории, причем то, какой будет эта траектория чаще выбирает не он.

Я-Взрослый

В состоянии «Я-Взрослый» человек оценивает окружение и происходящее с ним объективно, способен просчитать вероятность и возможность
тех или иных событий исходя из накопленного опыта. Находясь в этом состоянии, человек живёт по принципу «Здесь и сейчас», обмениваясь
с миром чувственной и логической информацией подобно компьютеру – в режиме реального времени. В состоянии «Я-Взрослый» пребывает
пешеход, переходящий улицу, хирург, проводящий операцию, или ученый, делающий доклад. Главные слова у Взрослого: «Это
целесообразно», «Могу – не могу», «Давайте посчитаем», «Где польза?».

Что случается, если человек предпочитает руководствоваться эго «Я-Взрослый»?

Состояние «Я-Взрослый» предполагает адекватную оценку действительности и своих поступков, принятие ответственности за каждый из
них. В позиции «Я-Взрослый» человек сохраняет возможность учиться на своих ошибках и использовать накопленный опыт для дальнейшего
развития. Он не распинает себя за допущенные промахи, а принимает ответственность и идёт дальше.

Вместо того, чтобы тащить за собой тяжкий эмоциональный хвост ошибок и поражений, он использует новый шанс и находит верный путь
для их исправления с минимальными энегозатратами. С другой стороны, находясь под постоянным контролем со стороны «Родителя» и
«Ребёнка», «Я-Взрослый» теряет способность принимать взвешенные решения. И тогда весь свой заработок за полгода «Взрослый»,
попавший под влияние «Ребёнка», потратит на пышное празднование Нового Года.

Примеры, когда баланс трех начал нарушен

Педант

Если поле «Взрослого» замусорено хламом предписаний «Родителя», а «Ребёнок» блокирован, без возможности повлиять на «Взрослого»
– перед нами классический педант, человек, лишенный умения и желания играть. Сухарь, напоминающий ходячую механическую схему.
И тогда хронический дефицит ярких положительных эмоций может спровоцировать взрыв аморального поведения, карать за которое вплоть
до психосоматических расстройств будет строгий внутренний «Родитель».

Бессовестный лицемер

Представим ситуацию, когда поле «Взрослого» утопает в неумеренных детских желаниях, а «Родитель» при этом блокирован, без
возможности их ограничить. Поступки такого человека в социуме определены целью: полностью удовлетворить потребности своего
«Ребёнка», в то время как «Родитель» пытается жестко контролировать окружение.

Мы имеем дело с лицемером – человеком, лишенным совести.
Получив власть, такой человек легко преображается в садиста, пытающегося удовлетворять потребности за счёт интересов своего окружения.
Со временем, конфликт на уровне социума проецируется на внутренний мир с трагическими последствиями для психического и физического здоровья.

Неуправляемый

Если поле «Взрослого» пребывает под постоянным контролем «Родителя», и при этом отягощено страхами «Ребёнка» – мы имеем дело с
человеком, лишенным возможности управления. Его позиция «Я понимаю, что поступаю неверно, но поделать ничего не могу».

В зависимости от того, какая составляющая эго берёт верх в данный момент, человек, не управляющий собой может проявлять себя то
святошей, то законченным развратником. Такой внутренний расклад – идеальная питательная среда для невроза и психоза.

Расставим акценты

Зрелой личностью можно назвать человека, в поведении которого доминирует позиция «Я-Взрослый». Если с годами позиции
«Я-Родитель» или «Я-Ребёнок» остаются доминантными, мироощущение и поведение человека в социуме перестают быть адекватными.
Личности, претендующей «на зрелость», следует сбалансировать все три исходных состояния и сознательно сместить акцент на позицию
«Я-Взрослый».

Вместе с тем, как считает Эрик, даже развив в себе конструктивную доминанту «Взрослый», и достигнув искусства
сдерживать свои эмоции, полностью и жестко изолировать в себе «Ребёнка» и «Родителя» не продуктивно. Время от времени они должны
проявляться хотя бы для того, чтобы в нашем «жизненном супе» всегда хватало соли, перца и здоровой самокритики.

Чтобы избежать стойких неврозов в будущем, «Взрослому» не стоит слишком часто и надолго передавать инициативу «Родителю» или
«Ребёнку». А чтобы навсегда забыть о таком печально известном продукте цивилизации, как неврозы, нам предстоит:

  • Восстановить нормальный баланс отношений между всеми тремя аспектами своего эго.
  • Избавиться от родительских программ.
  • Узнать и переписать сценарий своей жизни.

В той или иной форме мы принимаем участие в общении в роли Взрослых, Детей или Родителей, поскольку надеемся обрести желаемое.
Каждая трансакция, составленная из единичного стимула и единичной вербальной/невербальной реакции – не что иное, как единица
социального действия.

Зная, от имени какого из наших «Я» мы ведём беседу и на какую реакцию собеседника можем рассчитывать, мы можем влиять на конечный
результат и качество общения. А психологическая гибкость, состоящая в умении адекватно оценивать ситуацию и передавать управление
какой-либо одной стороне личности – залог нашего психического и физического здоровья.

Умение правильно использовать свои мысли, интонации, слова, выражения в повседневных диалогах – это величайшее искусство налаживать
обратную связь с собеседником, слушать и слышать то, что он хочет донести или, напротив, скрыть.
Овладеть этим редким умением, необходимым
в сбалансированной и счастливой жизни
поможет трансактный анализ Эрика Берна.

Наблюдайте за собой, учитесь различать свои «Я».

goal-life.com

Трансакционный анализ Берна и теория сценариев

    В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.

    Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач. Развивая идеи психоанализа, он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).
    В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.
    Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну, теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.

Теория сценариев.

    Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев» (4, гл. 3).

    Трёхлетние ребятишки одного из детских садов города Свердловска.
Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

    «Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
    «Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?… Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).

    Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
    «Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
    Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну.

    Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
    Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
    Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
    Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

    «Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
    При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария.

    Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).

    Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов Фрейда остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой… Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
    «К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада… В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен… Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

    В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
    «Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).

    Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

    Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
    Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».

    Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок.

    Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.
    Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.
    Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

    Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.
Источник: страничка журнала Esquire.

    Прежде чем менять отношения, нужно хорошо понять свою вторичную выгоду, а она есть всегда. Будет ли вам лучше, если вы её потеряете?
    Изменить отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, – значит защитить свою самооценку, личное пространство и собственные интересы от навязчивого вторжения Родителя или того, кто выступает в его роли.

Как изменить отношения?

    Чтобы изменить игру, необходимо полностью содержать себя и свой образ жизни и быть морально готовым к возможной потере отношений с близким человеком (крайний, самый худший вариант). Если таковой готовности нет, то отношения лучше не менять, а принять их как судьбу, как свой жизненный сценарий. Принять, согласиться с ними и перестать жаловаться.

    1. Защитить свою самооценку. Нельзя оправдываться и чувствовать себя виноватым за свои желания. Вы не обязаны вести себя так, как того хочется другому, и чувствовать за это вину, даже если он настойчиво даёт понять, что он на вас обиделся. Докажите другому человеку, что он перед вами виноват, и вы можете делать с ним, что «захотите». Нельзя в этом случае соглашаться с позицией виноватого.
    2. Защитить личное пространство. Под личным пространством понимается собственная территория, на которой комфортно. При необходимости надо отстоять право побыть одному на своей территории, даже если кому-то другому в это время очень хочется «общества».
    3. Защитить собственные интересы. При необходимости можно оградить себя от ответственности за положение или жизнь другого человека, какими бы безотлагательными и безвыходными он их для вас не представлял. Можно оставить другому право решать свои сложности в этот раз без вашего участия, если вы, конечно, не боитесь аналогичных ответных действий.

    Сложившиеся отношения: взрослый Ребёнок – Родитель сопровождаются конкретным поведением, которое с годами настолько глубоко закрепляется, что его можно отнести к устойчивым свойствам личности, к свойствам характера. Кардинально изменить их крайне трудно, но поменять отдельные правила – задача вполне посильная.

    Литература:
    1. Информационный ресурс по вопросам психологии: «Психология на русском языке».
    2. Э. Берн. Игры, в которые играют люди, 1964.
    3. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых, 1968.
    4. Э. Берн. Люди, которые играют в игры, 1972.
    5. А. М. Прихожан. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.

psy-nets.ru

Вклад Эрика Берна в психологию

Один из самых видных самобытных психологов 20-го века – Эрик Берн. Получив сначала традиционное медицинское образование, впоследствии он увлекся психиатрией и психоанализом. Сложные отношения с Психоаналитическим Институтом в Сан-Франциско повлияли на его самоопределение в научном мире. Возможно, не было бы никаких открытий и всей Трансактной Теории, если бы не унизительная пощечина от Института, трижды отказавшего в членстве Эрику Берну после обучения.

Путь и становление Эрика Берна как психолога

Американский ученый родился в Канаде в 1910 году и при рождении получил имя Леонард Бернстайн. Его отец был врачом, и это сказалось позднее на выборе профессии. Детские переживания совместных с отцом посещений больных, игр со сверстниками в больницу были усилены ранним уходом из жизни отца. Его смерть ярко запечатлелась в памяти сына.

Он стал доктором медицины и магистром хирургии. В середине 30-х он переехал в США, где окончил интернатуру, открыл психиатрическую практику, сменил имя на Эрик Берн. К 1941-му он уже основательно увлекся психоанализом. Во время Второй мировой войны работал военным психиатром при армии. Параллельно с этим он не переставал консультировать по хирургии.

После армии он обучался психоанализу у Эрика Эриксона. Но почти сразу ученый демонстрирует «инакомыслие». Многое в классической теории психоанализа ему представляется по-другому. Если психоаналитики стремятся дойти с пациентом до момента его рождения, чтобы проработать мельчайшие детали воспоминаний, оставивших яркий след в формировании личности, то Берн предполагал еще более глубокий анализ родителей, воспитывавших ребенка и давших свои установки, и предков – передавших свой опыт и мировоззрение.

Это одна из ключевых позиций Берна – осмысление (или его отсутствие) предыдущего опыта и переданного опыта из поколения в поколение. Поддержки он не встретил со стороны коллег и учителей. Более того, когда в 1956 году он подал заявку на членство в 3-й раз – и в 3-й раз ее отклонили. Это, с одной стороны, подействовало на него разрушительно, с другой – заставило обособиться и заняться самостоятельными исследованиями.

Теория трансактного анализа

Не отказываясь от важных постулатов психоаналитиков, Берн сосредотачивается на межличностных отношениях и том, как они влияют на жизнь человека.

В своих наиболее известных трудах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» он проводит параллели между человеческой потребностью в общении (сенсорных впечатлениях) и потребностью в пище. Не получая необходимых нутриентов и стимулов к развитию, физическое тело развивается с патологиями. То же происходит и с формированием личности.

Длительный сенсорный голод способен деструктивно влиять как на ребенка, так и на взрослого человека. Это приводит к психосоматике, происходят изменения в тканях организма. Этот голод толкает людей на совершение действия (акт), подчас имеющего иные мотивы и выгоды, нежели транслирует субъект. Он призывает окружающих к совместному совершению акта, но преследует свою скрытую цель.

Такое поведение Берн называет «игрой» в значении «неестественное». Игра в его понимании – это осуществление действа двумя и более лицами по заранее спрограммированному алгоритму. Он проводил клинические испытания, в которых рассматривал множество типовых сценариев подобных игр. Их все он последовательно описал и объяснил.

Автор считал, что большинство сценариев человек усваивает в детстве, получая определенные установки от родителей. И это бессознательно руководит им в течение всей жизни, задавая векторы успеха или неуспеха. Большинство людей не замечают подобного эффекта, так как сценарий управляет им в обход сознания. Впрочем, считает Берн, избавиться от любого негативного или позитивного сценария возможно путем осознания происходящего.

Следующим важнейшим моментом, ставшим знаковым в психологии, психотерапии и психиатрии, стал структурный анализ личности. Берн выделил 3 состояния психики человека в реальном времени. Это ощущение человеком себя в окружающем пространстве как ребенка (Я-Ребенок), родителя (Я-Родитель), взрослого (Я-Взрослый). Это не суб-личности, а именно состояние психики, которое характеризуется определенными чертами:

  • Я-Ребенок дает человеку ощущение радости жизни, он обращен к будущему, к познанию, но лишен ответственности;
  • Я-Родитель обращен в прошлое, анализирует прошлый негативный опыт и, стремясь предохранить от подобных переживаний дитя, выставляет запреты;
  • Я-Взрослый существует «здесь и сейчас», он спокойно наблюдает за тем, как ребенок (личность) приобретает опыт, ведь важнее не то, ЧТО и КАК прожил человек, а его интерпретация произошедшего.

Все 3 состояния для личности важны, слишком сильное преобладание одной фигуры способно внести дисбаланс в жизнь. Так же как и попытка уменьшить одну из них. Грамотный анализ себя самого (или с помощью психолога) поможет человеку понять, из каких состояний эго принималось то или иное решение, и как выбираться из тупиковых ситуаций.

Психология движется дальше. Уже сегодня многие ученые в этой области говорят о том, что чрезмерное обвинение родителей, заложивших неправильные установки в малосознательном возрасте, способствует усилению инфантильности личности. Стремление развивать в себе осознанность и ответственность позволит человеку действовать в соответствии только со своими интересами, учитывая интересы остальных и не ожидая от них, что они поставят чьи-то интересы выше своих.

Источники: Эрик Берн «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры».

Автор: Светлана Ломако

Редактор: Чекардина Елизавета Юрьевна


Купить книгу в Литрес Купить книгу на ОЗОН Купить книгу в Лабиринте

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

psychosearch.ru

46. Трансактный анализ Эрика Берна.

Трансактный
анализ (ТА) — направление психологии,
рассматривающее развитие личности и
общение как становление и взаимодействие
соподчиненных уровней организации
индивидуальной психики. Трансактный
анализ как психотерапевтический метод
был разработан в 50-х годах XX в. американским
психологом и психиатром Эриком Берном,
который опирался на представления З.
Фрейда о структуре личности. Берн
утверждал, что им осуществлена адаптация
психоанализа с целью его более широкого
и эффективного использования.  Берн
сосредоточил внимание на межличностных
отношениях, лежащих в основе типов
человеческих “трансакций”. Этих
состояний, по Э. Берну, существует три:
Родитель, Взрослый и Ребенок. В разных
ситуациях общения могут активизироваться
различные состояния Я и определять
собой конкретные структуры «трансакции».
Определенное место Берн отводит понятию
“игра”, используемому для обозначения
всех видов лицемерия, неискренности,
других негативных приемов, имеющих
место в отношениях между людьми.

В
каждый момент времени наше Я находится
в одном их трех состояний

—   
Родитель,

—    Взрослый,

—   
Дитя.

Виды
трансакций.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ
ТРАНСАКЦИИ

Основная
особенность дополнительных ТА в том,
что векторы общения параллельны и
никогда не пересекаются. Пока ТА
дополнительны — процесс коммуникации
между людьмибудет протекать гладко и неопределенно
долго. Это правило не зависит ни от
природы ТА, ни от их содержания.

Дополнительная
ТА имеет под собой совпадение ожиданий,
при этом Я-состояние, в которое обращаются,
является источником реакции.

ПЕРЕКРЕСТНЫЕ
ТРАНСАКЦИИ

возникают, когда на
определенный стимул следует неожиданная
реакция. Именно этот тип ТА доставляет
Наибольшие хлопоты в общении. При
перекрестной ТА векторы не параллельны
друг другу, а Я- состояние, в которое
обращаются, не является источником
реакции. Например, стимул рассчитан на
взаимоотношения Взрослый — Взрослый:
«Ты не видела, где мои запонки?».
Дополняющим здесь может быть признан
ответ: «Запонки лежат на столе».
Однако собеседник может вспылить: «Вечно
я у тебя во всем виноват!» (Детский
вариант) или «Ищи их там, куда сам
положил!» (Родительский вариант).
После пересекающейся ТА процесс
коммуникации временно прекращается.
Начинается позиционная борьба, которая
длится до тех пор, пока векторы будут
приведены в порядок. Для восстановления
контакта одному собеседнику или обоим
в паре необходимо изменить свое
Я-состояние.

СКРЫТЫЕ
ТРАНСАКЦИИ

являются более
сложными. Это связано с тем, что поведение
людей не всегда соответствует их
социальному положению. На социальном
уровне, например, начальник может быть
и маленьким мальчиком и покровительствующим
отцом. Скрытые ТА требуют одновременного
участия более, чем двух состояний, одно
из которых маскируется. Открытое
сообщение происходит на внешнем
социальном уровне, скрытое — на
психологическом уровне. Скрытые ТА —
это шифровка, секрет, по крайней мере,
для Я- состояния Взрослого. Соответственно,
результат такой ТА определяется на
психологическом, а не на социальном
уровне. Это можно рассмотреть на примере
торговой ситуации.

Продавец:
Эта модель лучше, но боюсь, что она вам
не по карману.

Покупательница: Вот
ее-то я и возьму.

Продавец на
уровне Взрослого констатирует два
факта: «Эта модель лучше» и «Она
вам не по карману». На социальном
уровне слова продавца кажутся обращенными
к Взрослому покупательницы, поэтому
она должна была бы ответить: «Вы,
безусловно, правы и в том, и в другом».
Однако скрытый, психологический вектор
был умело направлен опытным Взрослым
продавца к Дитя покупательницы. Ответ,
который дал Дитя, показывает правильность
анализа. Покупательница думает: «Несмотря
на финансовые последствия, я покажу
этому наглецу, что я ничуть не хуже
других его покупателей». Эта ТА
дополнительна на обоих уровнях, поскольку
продавец как бы принимает ответ
покупательницы за чистую монету, то
есть как ответ Взрослого, решившего
сделать покупку.

studfiles.net

Теория личности Э Берна Личность Личность



Теория личности Э. Берна



Личность… Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.



Биография Э. Берна Эрик Берн родился 10 мая 1910 в Монреале(Канада) в семье Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60 х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, — «Игры, в которые играют люди» . Основал Международную Э. БЕРН (1910 -1970)



структурный анализ выделение и анализ состояний Эго



Основные положения теории 1) У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Иначе говоря, «каждый носит в себе Родителя» . 2) Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния Я, то есть в каждом человеке есть Взрослый. 3) Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку» .



3 составляющие личности по Э. Берну (1)Эго-состояние Родителя q Родительское Я состоит из правил поведения, норм q позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях q «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. q Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.



3 составляющие личности по Э. Берну (2) Взрослое (Взрослый — В) состояние Я Ø воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информацию Ø принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность Ø способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.



3 составляющие личности по Э. Берну (3) Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я ü следует жизненному принципу чувств. ü Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. ü Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем.



По мнению Берна, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом.



Зрелая личность = полноценно функционирующий Взрослый В Д Р



Зигмунд Фрейд и Эрик Берн Зигмунд Фрейд Эрик Берн



Место трансакционного анализа в современной психологии q Семейные и супружеские проблемы q Лечение неврозов q Лечение личностных расстройств q Лечение психозов q Лечение пациентов с зависимостью от психоактивных веществ и, в частности, больных наркоманией



Заключение… достоинства Ø доступная терминология, которая позволяет работать с разными категориями людей. Ø Трансактный анализ легко сочетать с другими направлениями психологии. Ø ответственность за изменения несет пациент. Это дает возможность терапевту и пациенту определить, после достижения каких результатов можно завершить терапию. критика Ø упрощенность и схематиз Ø отсутствие разработанной методики практической работы Ø недостаточное количество эмпирических исследований



«Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая яблоки на своем пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доесть свое собственное яблоко и сказать: «Я доволен, остальное — вам, наслаждайтесь в мою честь». (Э. Берн)



Спасибо за внимание!

present5.com

Психологические типы личности по Э. Берну

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Тема: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ ПО Э. БЕРНУ

2010-2011

Содержание

Введение

1.1 Биография

1.2 Основные положения теории Э. Берна

1.3 Структурный анализ

1.4 Характеристика Я – состояний

1.5 Виды трансакций

1.6 Сценарий

Заключение

Список использованной литературы

Вопросами структурирования личности занимались такие ученые как: З. Фрейд, его ученик К.Г. Юнг, А. Маслоу. В данной работе остановимся на структуре личности, рассматриваемой Э. Берном.

В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры — в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.

Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. Молодой конторский служащий будет говорить одним тоном со своим начальником, другим тоном с женой, когда она просит его вынести мусор по возвращении со службы, и опять-таки другим тоном со своим трехлетним сыном, пролившим сливовый сок на его только что выглаженный костюм перед его уходом на службу. При этих различных переживаниях меняется не только тон его голоса: меняется выражение его лица, чувства, поступки и мысли.

Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом
. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией
. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое — трансакционную реакцию.

Говорят, что три состояния Я составляют структуру личности, а диагноз состояний Я называется структурным анализом. В этом состоит обычно начальный этап транзакционного анализа. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Я каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствуют шесть лиц, каждое из которых может внезапно проявиться. На основе данной структуры Э. Берн разрабатывает один из терапевтических подходов, который мы рассмотрим в своей работе.

Транзакционный анализ
имеет корни в психоанализе. Своими методами, однако, он существенно отличается от последнего. Его основоположник, Э. Берн (Berne, 1961), обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка,
которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия («трансакции») с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям, мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым людям, мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.

Цель этого терапевтического подхода состоит в том, чтобы человек лучше осознал свое поведение и в результате перестал бы играть неосознаваемую роль родителя или ребенка. Взаимодействуя с небольшой группой людей, человек в виде негласного договора с самим собой «соглашается» и «обязуется» в будущем вести себя более сознательно и реалистично.

Транзакционный анализ выявляет то обстоятельство, что в своих взаимоотношениях (трансакциях) с другими мы по большей части исполняем определенные неосознаваемые роли.

Для подробного рассмотрения вопроса о психологических типах личности, выделенных Э. Берном в своей работе уточним некоторые понятия, используемые автором:

Взрослый (по отношению к состоянию Я) —
состояние психики, заинтересованное в объективном нахождении информации и оценках внешней действительности, а также телесных и психических процессов.

Игра —
последовательность транзакций между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох) и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш).

Ребенок (
по отношению к состоянию Я) — состояние психики, воспроизводящее мысли, чувства и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве (до шести лет).

Родитель
(по отношению к состоянию Я) — по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях — карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Состояние Я —
упорядоченная система чувств, мыслей и реакций, связанная с соответствующей упорядоченной системой способов поведения. Есть три вида состояний Я: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Транзакция — с
тимул со стороны одного лица и связанная с ним реакция другого.

Транзакционный анализ — с
истема изучения, понимания, предсказания и изменения человеческого поведения посредством анализа транзакций индивида с окружающими, который выявляет его состояния Я, т.е. актуальность подробного изучения данного вопроса состоит в том, что зная возможные Я — состояния, процесс общения с окружающими можно сделать приятным каждой стороне и конструктивно подойти к решению возникающих вопросов.

1. Психологические типы личности по Э. Берну

Э. БЕРН (1910-1970)

Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей.

Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде.

Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений будущего психотерапевта имела возможность наблюдать за работой отца — широко практикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводил работу врача, тщательно инсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумывать разнообразные способы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они согласились на роль пациентов. К этому детскому опыту, безусловно, восходят взгляды Берна на психотерапию и ряд его теоретических концепций.

В 1919г. умер отец Эрика, что было для него, как отмечают все биографы, сильнейшей травмой. Теперь забота о семье — Эрике и его сестре — легла на плечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторским трудом. Но это было и воодушевляющим примером. К одиннадцатилетнему возрасту относятся первые литературные опусы самого Эрика, и с той поры он продолжает писать всю жизнь. Его перу принадлежат не только научные труды, но и научно-популярные и детские книжки.

Работавшие с Берном и продолжившие его дело ученики объясняют многие особенности его трудов тем, что в них отражены его «сценарные директивы» (по терминологии самого Берна), полученные от родителей — строгого и самоотверженного отца-врача и матери — профессионального литератора; эти основные директивы его жизненного сценария — литературное творчество и помощь людям.

В 1935 г. Эрик заканчивает медицинский факультет Университета Макгилла, который в свое время закончил и его отец. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и эмигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в ТА, заложив основу так называемого культурного анализа.

В США Берн начал свою карьеру практикующего психиатра, одновременно продолжая обучение, специализируясь в области психоанализа. В 1941 г. он вступил в Армейский Медицинский Корпус в качестве психиатра. Армейский опыт Берна дал мощный толчок его развитию как психотерапевта, отточив природную наблюдательность и интуицию. От армейского психиатра требовалось за минимальное время принять решение о годности человека для действующей армии. С опорой на постулаты ортодоксального психоанализа сделать это было крайне затруднительно. Это подтолкнуло Берна к критическому переосмыслению многих теоретических принципов, казавшихся ранее незыблемыми. К бытности Берна в Армейском Медицинском Корпусе относится также первый и весьма успешный опыт групповой терапии.

После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику, одновременно сам консультируется у выдаю

mirznanii.com

Эрик Берн, основатель трансактного анализа.

Эрик Берн

 

Эрик Берн был психологом 20-ого столетия, который развил и популяризировал теорию транзакционного анализа.

Личная жизнь

Эрик Берн (Эрик Леннард Бернштейн) родился 10 мая 1910, в Монреале, Канада в семье  писательницы и врача. Его отец заразился туберкулезом и скончался, когда он был молод, и Берн и его сестра были воспитаны его матерью. Берн изучил медицину в университете Макгилла и получил его степень в 1931г. он вошел в резиденцию в Йельском университете, где  изучил психиатрию и психоанализ.

Берн стал американским гражданином в 1939 и позже изменил своё имя от Бернстайна на Берн, хотя он часто использовал псевдонимы для своих профессиональных статей. Берн немного служил в армии во время Второй мировой войны, и после выпуска, он возвратился к своим исследованиям.

Берн был женат три раза, каждый раз, заканчивал  разводом. У него было четыре ребенка — от первых двух браков. Он умер в 1970 от сердечного приступа.

Профессиональная жизнь

Одним из учителей Берна был Эрик Эриксон, и они сотрудничали в течение двух лет. В 1950 Берн открыл позицию в Mt. Сионская Больница как помощник Псичиэтрист. Берн работал в нескольких больницах всюду по области Сан-Франциско и продолжал его исследование психоанализа, практикуя как врач группы.

Его взгляды начали входить в противоречие с традиционными психоаналитическими теориями, и расстояние между Берном и психоаналитическим сообществом увеличилось, когда ему отказали о вступлении в Сан-Франциске в Психоаналитический Инстит в 1956. Берн начал исследовать интуицию и в конечном счете создал теорию транзакционного анализа (TA).

Вклад в психологию
Самый известный вклад Берна в психологию — его развитие транзакционного анализа. Элементы объединений TA психоанализа и познавательные теории человеческого поведения, и это предлагает обе теории индивидуальности и личного роста.

Согласно транзакционной аналитической теории Берна, люди могут существовать в трех эго-состоянмях: Взрослый, Родитель и Ребенок. Человек, функционирующий во взрослой роли — здоровые взаимодействия, на которые в большой степени не влияют эмоции и багаж от детства. Люди, действующие в роли ребенка — archaeopsyche — принимают образцы поведения, подобные их поведению детства, часто в попытке решить конфликты детства. Например, человек мог бы дуться на невнимание со стороны родителей. Люди, которые исполняют родительскую роль — или exteropsyche — подражают реакциям своих родителей. В рамках теории TA каждое межабонентское взаимодействие — сделка, в которой человек может исполнять одну из этих трех ролей. Конфликты имеют тенденцию возникать, когда человек действует как Ребенок или Родитель, а не как Взрослый.

Берн именовал взаимодействия как игры; он издал книгу, Люди которые играют в игры, которая обрисовала в общих чертах общие игры для людей в которые они играют в их межличностных взаимодействиях.В определённый момент во всех играх есть момент переключения. Например, человек, играющий детскую роль, мог бы начать вести себя как родитель. У игр есть предсказуемый финал. Супружеские  пары так же много играют в разные игры очень часто финал игр это конфликт. Берн дал общим играм творческие и незабываемые имена такой как, “Попался Сукин сын” и “Да, Но…. ” Берн  назвал победителей игр  «белыми» а  проигравших в играх «черными», ссылаясь на игру шахмат.

Транзакционный анализ используется во многих сферах, включая образование, деловое, личное, и организационное. В образовательных моделях транзакционный анализ, как показывали, улучшил чувство собственного достоинства, студенческое побуждение, вовлечение родителей и понимание поведения руководства, сотрудников и студентов морально, и образовательной культуры. В организационном урегулировании транзакционный анализ разработан, чтобы помочь создать и развить функциональные поведения и отношения и преобразовать дисфункциональные действия как средство для того, чтобы основать связную и производительную окружающую среду.

Берн также развил понятие рэкета, чтобы относиться к человеку, который выражает “разрешенный чувства”, а не фактические чувства. Эти разрешенные чувства часто — образцы поведения, которые были развиты в детстве. Цель рэкета не состоит в том, чтобы обычно решать проблему или честно выражать эмоции. Вместо этого люди участвуют в этом поведении, чтобы управлять окружающей средой и другими людьми, следуя за знакомым подлинником. Люди, занятые рэкетным поведением, позволяют себе чувствовать разрешенные чувства «рэкет» и оправдывать их поведения и эмоции, делая так.

Наследство

Берн подчеркнул, что здоровые взаимодействия вовлекают оценку, что “я в порядке,ты в порядке” вместо того, чтобы обесценить или себя или другого человека во взаимодействии. Томас Харрис далее развил эту теорию. Теории Берна также влияли на автора популярного романа нового века, Пророчества Селестайн. Знаки в этой книге часто следуют за подлинниками и участвуют в играх, напоминающих о теориях Берна.

 

 

psichov.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о