Теория развития: Теории психического развития

Содержание

Теории психического развития

Расхождения во мнении среди теоретиков часто возникают из-за различного подхода к решению трёх спорных вопросов: о факторах, характере и природе объекта развития.

Какие факторы — природа или воспитание (наследственность или внешняя среда) играют определяющую роль в развитии? Как происходит процесс развития — непрерывно или скачкообразно! Является ли человек по своей природе организатором или остается механизмом!

Бихевиоризм и теории социального научения. В начале XX века американские психологи приступили к созданию науки «о человеческом поведении». Их интересовали внешние, поддающиеся наблюдению и измерению формы поведения безотносительно к их внутренним физиологическим механизмам. Бихевиоризм (от англ. «behaviour» — поведение) наука о поведении человека.

Поведенческие теории в работах Ивана Павлова (1849-1936) по условным рефлексам и исследованиях Джона Уотсона (1878-1958). Философской основой этих теорий является концепция английского философа Дж.

Локка, который сформулировал представление о сознании ребёнка при рождении как «чистой доске» и утверждал, что его поведение, мысли и чувства формируются под воздействием внешней среды.

Тип научения американского психолога Эдварда Торндайка, когда испытуемый неосознанно пробует разные варианты поведения — операнты (от английского «operate» действовать), из которых «отбирается» самый подходящий, наиболее адаптивный, получил название оперантного обусловливания.

Торндайк сформулировал основные законы научения:

  1. Закон повторения (упражнения). Чем чаще повторяется связь между стимулом и реакцией, тем быстрее она закрепляется и тем прочнее.
  2. Закон эффекта (подкрепления). Закрепляются те реакции, которые сопровождаются подкреплением (положительным или отрицательным).

Общая тенденция такова, что если действия привели к позитивному результату, успеху, то они будут закреплены и повторены.

Беррес Скиннер (1904-1990) настаивал на том, что научными методами можно познать поведение человека, поскольку оно детерминировано окружающей средой.

Он полагал, что главное — оперантное поведение, т.е. спонтанные действия, для которых не существует первоначального стимула поддающегося распознаванию. В .зависимости от последствий складывается определённая тенденция в отношении такого поведения в будущем (привычка читать книги). Подкрепление усиливает реакцию, увеличивает вероятность её появления.

Теоретик социального научения Альберт Бандура (1977) утверждает, что в повседневной жизни люди осознают последствия своих действий, действий окружающих и регулируют соответственно своё поведение. Свою теорию он назвал «социальной когнитивной теорией».

Социокультурный подход. У. Бронфенбреннер, Д. Кюн, Дж. Вулвилл обращают внимание на необходимость тщательного исследования особенностей повседневного поведения детей в реальных условиях жизни, начиная с ближайшего семейного окружения, включая социальный и исторический контекст.

Модель экологических систем У. Бронфенбреннера рассматривает развитие ребёнка как процессы влияния среды на индивидуума и самого индивидуума на переструктурирование среды.

Жизненная среда включает в себя микроуровень (семьи, детского сада), мезоуровень (связи между семьёй и школой и т.д.), экзоуровеиь (экономическая ситуация в стране, роль СМИ), макроуровень (традиции, законы).

В теории П. Балтеса привлекает внимание идея развития человека на протяжении жизни, где учитываются не только возрастные изменения, но и широкие культурные и исторические факторы.

П. Балтес выделяет три типа факторов:

  • нормативные возрастные факгоры — это происходящие в предсказуемом возрасте изменения: биологические (прорезывание зубов, половое созревание и т.д.) и социальные (поступление в школу, призыв на военную службу, выход на пенсию).
  • нормативные исторические факторы (война, эпидемии, смена режимов).
  • ненормативные факторы (болезнь, травма, развод и т.п.)

Психоаналитические теории развития. Психоанализ — направление в психологии, основанное на теориях 3игмундта Фрейда (1856-1939), придерживавшегося детерминистских взглядов на человеческую природу и считавшего, что личность мотивируется внутренними биологическими влечениями (Г.

Крайг).

Согласно теории З.Фрейда именно на период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности человека. Развитие личности он рассматривал как адаптацию индивида к внешнему социальному миру.

Три структурных компонента личности — «Оно», «Я» и «Сверх я» возникают неодновременно. «Оно» (Ид) — это ядро личности, энергетическая основа психического развития, имеет врождённый характер, находится в бессознательном и подчиняется принципу удовольствия. «Я» (Эго) — это рациональная и осознаваемая часть. Она возникает по мере биологического созревания (12-36 месяцев) и руководствуется принципом реальности. «Сверх я» (Супер эго) — формируется между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.

А. Фрейд (1895-1982) и М. Кляйн (1882-1960) были заложили основы детского психоанализа и создали собственные различные варианты детской психотерапии.

Э. Эриксон (1902-1994) признавал биологические и сексуальные основы возникновения мотивационных систем и личностных качеств, опираясь на структурную модель личности, разработанную 3. Фрейдом. Однако свою теорию развития личности он назвал психосоциальной, так как в центре её — рост компетентности человека во взаимодействии с социальным окружением. Эриксон считал, что личность вырастает из результатов разрешения социального конфликта, возникающего при взаимодействии в узловых точках развития.

Ключевым понятием теории Э. Эриксона является приобретение эго — идентичности, происходящее в различных культурах по-разному.

Этологическая теория. Этология — ветвь биологии, изучающая закономерности поведения животных, она возродила интерес к биологическим свойствам, общим для человека и животных.

Этологи видят много аналогий между тем, как ведут себя люди и животные. К. Лоренц (1952) обнаружил некоторое сходство между ранним формированием привязанности у гусят и формированием эмоциональной привязанности у младенцев. Теория привязанности Дж. Боулби основана на синтезе этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлениях о развитии.

Расстройства привязанности создают риск возникновения личностных проблем и психических заболеваний.

Социобиологи (ветвь этологии) считают, что сложные модели социального поведения генетически детерминированы. Этологи полагают, что сложные научения, такие, как освоение языка, обучение музыке происходят легче в сензитивные периоды, когда наиболее восприимчив человеческий мозг.

Когнитивные теории развития. Жан Пиаже (1896-1980), швейцарский психолог, рассматривал становление интеллекта как стержневую линию психического развития ребёнка, от которой зависят все другие психические процессы.

Жан Пиаже выделил особенности детского мышления:

  • Эгоцентризм — суждение ребёнка о мире исключительно со своей точки зрения, не учитывая чужого мнения.
  • Реализм — рассматривает предметы такими, какими даёт их непосредственное восприятие.
  • Анимизм — одушевление вещей.
  • Артификализм — всё существующее рассматривается как созданное человеком.

Интеллект, по мнению Ж. Пиаже, всегда стремится к установлению равновесия между ассимиляцией (процесс включения новой информации в уже существующие схемы) и аккомодацией (акт изменения схем применительно к новой ситуации), что образует основу интеллектуальной адаптации к внешней среде и позволяет выжить человеку как виду.

Жан Пиаже выделил стадии когнитивного развития. Согласно теории Пиаже ребёнок является «активным учёным», который взаимодействует с внешней средой и развивает всё более сложные стратегии мышления.

Сторонники информационного подхода к развитию (Siegler, 1986) находят аналогию модели человеческого мозга и компьютера.

Когнитивное развитие детей является «ученичеством», в ходе которого более знающие товарищи (родители, дети) направляют их на понимание мира и приобретение навыков (Дж. Брунер).

Культурно-историческая теория развития Льва Выготского. Львом Выготским (1896-1934) были разработаны основы культурно-исторической теории развития психики. Основные положения изложены в работах: «Проблема культурного развития ребёнка» (1928), «Орудие и знак в развитии ребёнка» (1930), «Мышление и речь» (1934) и др.

Механизм изменения психики ребёнка, который приводит к появлению высших психических функций, — это механизм интериоризации (вращивания) знаков как средств регуляции психической деятельности.

Социальная среда (по Выготскому) — это аккумулированный общечеловеческий опыт, материализованный в предметах материальной и духовной культуры.

Общим механизмом формирования высших психических функций Выготский считал подражание ребенка взрослому. Движущий фактор психического развития — обучение. Под условиями развития в культурно-историческом подходе понимаются морфофизиологические особенности мозга и мышления.

Гуманистическое направление связано с философией экзистенциализма, в центре внимания которой стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.

Психологи гуманистического направления придают одинаковое значение сознанию и бессознательному, считая их основными процессами душевной жизни человека.

Абрахам Маслоу (1908-1970) особое значение придавал присущей каждому человеку врождённой потребности в самоактуализации — полном развитии своего потенциала. В основе лежат физиологические потребности (пища, одежда), уровнем выше находятся потребность в безопасности (защищённость), потребность в принадлежности (общаться, любить и чувствовать себя любимым), потребность в уважении к себе (положительные реакции окружающих). Вершиной иерархии потребностей является готовность полностью реализовать свой потенциал.

Карл Роджерс (1902-1987) оказал большое влияние на педагогику и психотерапию. По его мнению, ядро характера человека составляют положительные, здоровые импульсы, которые начинают действовать с самого рождения. Роджерса интересовало то, как можно помочь людям реализовать свой внутренний потенциал. Он обнаружил, что максимальный личностный рост человека происходит при позитивном отношении к нему.

Эти теории оказали существенное влияние на консультирование, способствовали распространению методов воспитания, основанных на уважении к уникальности каждого ребёнка и направленных на гуманизацию межличностных отношений.

Теория развития взрослых и формы сознания

Нет карт, которые покажут наши взаимосвязи с высоты, нет GPS, которая поможет пересчитать маршрут, если вы сделали неправильный поворот в сорок лет. И нет расписанного пути, который покажет, куда двигаться дальше, и на какую гору взбираться, если вы хотите проявить себя лидером другим, более полезным способом. В своей новой книге Дженнифер Гарви Бергер и Кит Джонстон, партнеры-основатели международного консалтингового агентства по вопросам руководства, помогают читателю понять, как мы осмысляем окружающий мир, воспринимаем происходящее и пытаемся решать проблемы. Публикуем отрывок из книги, посвященный теории развития взрослого человека.

Дженнифер Гарви Бергер
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2021

Теории конструктивного развития

Первые теории развития взрослых часто были связаны с возрастом или фазой жизни человека. Они описывали разные стадии в зависимости от количества прожитых лет или ключевых задач, таких как выбор карьеры. Предполагалось, что на разных этапах видение мира, надежды и цели тоже различаются. Например, 30 лет — время заводить семью. В противоположность этому теории конструктивного развития сосредоточены на смыслообразовании конкретного человека независимо от возраста или жизненного этапа. Они изучают то, как человек создает свой мир на протяжении жизни, в отличие от теорий, основанных на том, что есть объективная реальность, которую мы познаем.

Речь идет о развитии, потому что конструирование мира изменяется с течением времени и становится все более сложным и многогранным

В противоположность концепциям, опирающимся на возраст и фазы, теории конструктивного развития не предполагают, что прожитые годы или жизненные этапы обязательно связаны с ростом. Таких концепций множество. Все ориентированы на рост и описывают похожие траектории. Хотя я учитывала множество таких концепций, в основном эта книга основана на теории развития взрослого человека Роберта Кигана. Большинство терминов, использованных для форм сознания, также позаимствованы у этого ученого.

Теории конструктивного развития обычно сосредоточиваются на определенных аспектах роста. Они рассматривают вопросы авторитета, ответственности, способности переносить сложность и неоднозначность. Проще всего понять эти теории исходя из способности к видению ситуации с разных точек зрения и из отношения к собственной ответственности. По мере развития мы можем лучше понимать и принимать в расчет точку зрения других. И одновременно все больше осознаем ответственность за свои эмоции и жизненные события. По мере развития само содержание наших идей не обязательно меняется.

Например, кто-то может сохранить убеждение, которое он вынес из магистерской программы по бизнесу. А именно что хороший руководитель поддерживает открытый диалог с непосредственными подчиненными. Но способ осознания этих идей, скорее всего, изменится. К примеру, понятие открытого диалога будет переоценено или расширено.

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Задумайтесь на минуту, чему книги о лидерстве нас учат. Одно из моих любимых изданий — «Лидерство без простых ответов» Рона Хейфетца. Автор предлагает руководителю «выйти на балкон» и посмотреть со стороны на танец в зале. Это полезный совет. Так лидер может отвлечься от деталей, чтобы увидеть всю картину. Но Хейфетц забыл сказать, что на самом деле «балконов» множество в соответствии с формами сознания. И согласно теориям развития с них открываются различные виды. Насколько вы сможете подняться над танцполом, зависит от текущей формы сознания. Меняется ли ракурс от того, как высоко вы поднимаетесь? Конечно. Обязательно ли меняются способность принимать решения и убеждения? Абсолютно нет. Более высокая позиция позволит увидеть большую картину, что в конечном счете изменит ваше мнение о конкретных вещах. Но новое видение может подтвердить или даже усилить убежденность в каком-нибудь человеке, теории или решении.

Главное — ваше представление о происходящем расширяется по мере того, как шире становится взгляд

И в этом отличие от простого наблюдения за танцующими с балкона. Поначалу вы считаете главным действием в клубе танец. И отдаляетесь от него, поднимаясь на балкон. Но по мере расширения сознания выясняете: то, что вы считали главным действием, всего лишь крошечная часть происходящего. Теперь клуб для вас гораздо больше, и в нем масса интересного. Теперь вы можете хорошо рассмотреть музыкантов, блюда, которые готовят к раздаче, и услышать разговор владельцев о том, что они опять хотят поднять цены на алкоголь. Потом получите представление о собственной реакции при взгляде вниз на танцпол. И будете способны подумать о том, какие люди и как на что-либо влияют и что можно с этим сделать.

Теории развития описывают способность людей приобретать новый взгляд. И определяют, как можно поспособствовать переходу от одного балкона к другому. Можно сказать, что это призма, через которую полезно смотреть на мир. Но у каждой теории есть ограничения. Теории конструктивного развития фокусируются на сложности и видении ситуации с разных точек зрения, но упускают многие другие аспекты, которые делают людей интересными и уникальными. К тому же эти концепции почти не затрагивают взаимодействие групп или систем. Хотя можно многое узнать о последних, исходя из смыслообразования индивидов. Эти теории не утверждают, что принятие перспективы наиболее важно для каждого: они пытаются понять и иногда измерить одну из граней человеческого опыта.

Что из вышеперечисленного относится к развитию на работе? Почти все. Рост профессионала в рабочей обстановке требует в большей или в меньшей степени реального развития. Прежде чем поддержать сотрудников, очень важно определить, как именно вы видите свою помощь. Не совершаете ли самую распространенную человеческую ошибку, предполагая, что другие видят мир так же, как и вы? Не планируете ли обучение, поддержку, систему поощрений и наказаний, которые будут работать только для кого-то вроде вас? Можете ли представить, как поддержать остальных сотрудников? Или даже одного конкретного человека, которого вы никогда не понимаете? Понимание различий в развитии взрослых людей позволяет нам вдумчивее подходить к разнообразию групп при создании программ или систем и точнее выявлять уникальность конкретного человека. Например, когда вы слушаете кого-либо так, как никогда раньше, и улавливаете нюансы, которые, возможно, прежде ускользали. […]

Storytel — международный сервис аудиокниг по подписке. В библиотеке Storytel собраны аудиокниги практически всех жанров, от классики и нон-фикшена до лекций, стендапов и подкастов. Это сервис, который решает проблему чтения. Он позволяет слушать аудиокниги всегда и везде: во время тренировки, готовки еды, дороги на работу и обратно, в самолете, перед сном и когда угодно еще. Storytel создает и записывает собственный уникальный контент — лекционные проекты, подкасты, аудиосериалы, а также сотрудничает с лучшими голосами страны.

Формы сознания и трансформация

С самых первых дней жизни каждый вовлечен в непрерывный процесс обучения и развития. Эти две движущие силы часто связаны, но не совпадают. Обучение означает приобретение новых навыков или знаний. Освоив PowerPoint, чтобы создавать слайд-шоу для клиентов, я чему-то научилась. Это новая информация в моей голове. Но выросла ли я? С точки зрения развития реальный рост требует качественного сдвига во взглядах или в образе мыслей, а не только новых знаний.

Взросление предполагает изменение формы понимания мира — трансформацию

В ходе обучения мы пополняем багаж знаний в рамках существующей формы сознания (ин-форм-ация). Но рост предполагает реальное изменение самого образа мыслей (транс-форм-ацию). Тогда каждый момент развития — это потенциально временная форма сознания, которая при правильной поддержке может расширяться. Во время роста один образ мыслей сменяется другим. Но следы менее зрелой формы сознания остаются, как годичные кольца на стволе дерева.

Постепенно растет наша способность видеть больше сложности в мире. В юности у нас очень простые методы понимания окружающего мира. Самые ранние формы сознания практически сводятся к различию между «родителями» и «неродителями». Мы растем и подмечаем все более тонкие градации. Одновременно подвергаем сомнению предположения, которые сделали ранее. Например, допускаем, что есть различия между теми, кого мы раньше считали «неродителями». Ученые на протяжении веков проводили различие между субъектом и объектом. Первого вы не можете видеть, потому что слиты с ним воедино. Второй для нас различим, и по поводу него можно принимать решения благодаря большей дистанции и взгляду со стороны. По мере того как понимание смещается от субъекта (скрытого) к объекту (видимому), наш взгляд на мир становится более сложным.

Сторонники теории конструктивного развития сказали бы, что мы взрослеем. Это может произойти, когда мы обнаруживаем выбор там, где когда-то видели только один вариант. Или находим множество перспектив там, где в былые времена смотрели на вещи только под одним углом. Каждый небольшой сдвиг от субъекта к объекту раздвигает наши границы. Но эти изменения, нарастая, в совокупности складываются в качественно другие способы восприятия окружающего мира и ведут к трансформации и созданию других форм сознания. Эти формы сознания в большинстве случаев сводятся к легко определимым и качественно различающимся способам осмысления окружающего мира взрослым человеком. Либо к промежуточным вариантам, когда присутствуют признаки как одного образа мыслей, так и другого.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

5 Теории развития ребенка

Эксперты в области медицины и науки десятилетиями удивлялись тому, как детей развиваются , а также наилучшему пути для здорового развития . Эта увлекательная область исследований продолжает вызывать множество вопросов:

  • Что влияет на развитие ребенка?
  • В каком возрасте развитие наиболее восприимчиво к внешним воздействиям?
  • Что можно сделать, чтобы максимизировать рост ребенка и свести к минимуму его вред?

Конечно, это лишь часть того, что интересует исследователей, когда они рассматривают процессы развития ребенка. Но поскольку существует так много факторов, влияющих на развитие ребенка, и так много вопросов о том, что влияет на развитие ребенка , на протяжении многих лет постулировалось множество различных теорий по этому вопросу. Генетические факторы и факторы окружающей среды могут способствовать здоровому развитию, а также вызывать задержки в развитии. Национальные институты провели большое количество исследований, которые могут помочь нам понять развитие ребенка  и факторы, способствующие этому в течение жизни ребенка .

Однако некоторые теории детского развития более широко известны, приняты и используются для описания того, как дети учатся и растут, чем другие. Пять из этих теорий подробно рассматриваются ниже.

Связанный ресурс:  5 Великие выступления TED о развитии ребенка

Теория психосоциального развития Эриксона

Эрик Эриксон был важной фигурой в области психоаналитическое и психологическое развитие . Он также был известен тем, что придумал популярную фразу «кризис идентичности». Его работы по развитию детей изучались и рассматривались с 1959 года.

Центральное место в большей части его работ занимала его теория психосоциального развития (которая, в отличие от теории развития Фрейда, фокусируется на социальном развитии, а не на сексуальном развитии). Как стало известно, теория психосоциального развития Эриксона создала основу для организации человеческого роста на всех стадиях жизни в восемь отдельных стадий:0003

  • Этап 1: Доверие или недоверие
  • Стадия 2: Автономия против стыда и сомнения
  • Стадия 3: Инициатива против вины
  • Стадия 4: трудолюбие против неполноценности
  • Стадия 5: Идентичность и путаница ролей
  • Стадия 6: Близость против изоляции
  • Стадия 7: Генерация против стагнации
  • Стадия 8: Целостность против отчаяния

Ключом к результатам детских и последующих стадий являются принципы социального взаимодействия и опыта.

Каждая из этих стадий соответствует разным периодам развития человека . Например, Доверие против Недоверия совпадает с младенчеством, периодом, когда дети учатся кому и чему доверять, а кому и чему не доверять. Эриксон считал, что младенцы, о которых заботятся на этом этапе, научатся доверять другим и что это доверие перенесется в будущие отношения, обеспечивая здоровое развитие ребенка.

Но дети, потребности которых не удовлетворяются опекунами, могут испытывать недоверие и подозрительность в будущих отношениях.

Напротив, восьмая стадия психосоциальной теории развития Эриксона «Целостность против отчаяния» совпадает с последними годами жизни. В отличие от первой стадии, на которой люди учатся доверять или не доверять другим, эта стадия отмечена размышлениями о том, чего мы достигли в течение своей жизни. Если мы сможем с гордостью оглянуться назад на то, что прожили хорошую и достойную жизнь, у нас разовьется чувство честности. Однако, если ретроспектива наших достижений вызывает сожаление, мы можем прожить остаток наших дней, чувствуя себя неудовлетворенными, озлобленными и в отчаянии.

Теория Эриксона стала важным поворотным пунктом в нашем понимании человеческого развития . Некоторые теории утверждают, что взрослость и поздняя взрослость относительно бессмысленны с точки зрения развития, по крайней мере, по сравнению со всем, что меняется в течение младенчества, детства и раннего взросления .

Но Эриксон был непреклонен в том, что вех развития происходят на протяжении всей жизни. Его теория отражает это и принимается как более реалистичный взгляд на человеческое развитие , эмоциональный рост и социальные изменения .

Связанный ресурс:  10 великих книг для детских психологов

Теория привязанности Боулби

Джон Боулби был еще одним революционным психологом и теоретиком в вопросах развития. Он также разработал одну из самых ранних известных теорий развития ребенка, которая до сих пор широко используется и цитируется.

В «Теории привязанности» Боулби он утверждал, что большая часть детского развития основана на врожденной потребности детей формировать привязанности. Эти привязанности могут включать в себя любое количество людей, мест или вещей и в конечном итоге оказывают существенное влияние на модели развития, которые человек испытывает на протяжении всей своей жизни.

Боулби был психоаналитиком, как и Фрейд, и поэтому он придавал большое значение раннему детству и тому, как опыт в этот период жизни может определить, вырастет ли ребенок со значительными проблемами психического здоровья .

Его теория тесно связана с эволюционной психологией — он считал, что люди, как и любые другие животные, биологически предрасположены к формированию привязанностей к другим в качестве механизма выживания. Он считал, что у детей есть окно в два с половиной года (которое он назвал «критическим периодом») для формирования сильной привязанности к другим и пятилетнее окно, в течение которого дети «чувствительны» к формированию привязанностей.

Боулби полагал, что дети, у которых не формируются привязанности в критический или чувствительный период, скорее всего, вообще не будут формировать сильные привязанности. Более того, он утверждал, что младенцы, испытывающие постоянные перерывы в опыте привязанности к своим основным опекунам, потенциально будут иметь значительный эмоциональный, социальный и когнитивный дефицит во взрослом возрасте.

Другими словами, эта теория предполагает, что младенцы формируют рабочую модель понимания себя, других людей и мира в целом на основе отношений, которые у них складываются с тем, кто за ними ухаживает, будь то их мать, отец или кто-то еще. Его новаторская работа по развитию детей кажется более популярной, чем когда-либо.

Теория психосексуального развития Фрейда

Согласно Британской энциклопедии, Зигмунда Фрейда «по праву можно назвать самым влиятельным интеллектуальным законодателем своего времени». Создавая современную область психоанализа, Фрейд также внес много других значительных вкладов в науку, включая утверждение своей теории психосексуального развития, которая рассматривает этапы развития ребенка.

Теория психосексуального развития Фрейда была одной из самых важных психологических теорий 20-го века. Фрейд объяснил, что детский опыт , пережитый в разном возрасте в детстве , напрямую диктуют модели личности и поведения в более позднем взрослом возрасте. Он объяснил, что детские переживания тесно связаны со здоровым развитием детей. Согласно Фрейду, детское развитие проходит пять отдельных стадий:

  • Оральная стадия
  • Анальная сцена
  • Фаллическая сцена
  • Скрытая стадия
  • Генитальная стадия

Подобно теории Эриксона, описанной ранее, стадии Фрейда соответствуют конкретным стадиям развития в течение жизни. Например, оральная стадия соответствует младенчеству (от рождения до одного года) и определяется орально-фиксированным поведением ребенка. Младенцы исследуют мир ртом, в том числе кормят грудью или из бутылочки.

Согласно Фрейду, эти стадии развития ребенка сосредоточены вокруг сексуального развития. Таким образом, младенцы на оральной стадии получают большое удовольствие, когда берут в рот какие-то предметы — пальцы, игрушки и тому подобное. Это потому, что он считал, что либидо на этой стадии сосредоточено во рту.

Где развитие личности появляется, когда люди застревают на стадии. Таким образом, люди с оральной фиксацией во взрослом возрасте получают удовлетворение от оральной стимуляции посредством любого количества действий. Они могут быть заядлыми курильщиками, сосать пальцы или кусать ногти. Такое поведение часто проявляется, когда человек находится в состоянии стресса.

Если это не очевидно, фокус либидо перемещается в соответствии со стадией развития. Он движется ото рта к анусу, затем к фаллической стадии, когда дети начинают исследовать свои аутоэротические желания. За этим следует латентный период, в течение которого мало мотивации заниматься сексуальными мыслями или действиями. Теория Фрейда завершается генитальной стадией, которая, по его мнению, происходит от полового созревания до взрослой жизни, когда люди исследуют сексуальные действия с другими.

Еще один слой теории Фрейда — это развитие ид, эго и суперэго. Фрейд считал Ид инстинктивным и примитивным. Это то, с чем мы рождаемся, и механизм, контролирующий наши половые влечения. Ид часто нереалистичен и импульсивен.

Эго развивается в течение первых нескольких лет жизни и представляет реальность. По этой причине Ид и Эго часто расходятся во мнениях — Ид хочет того, чего хочет, и хочет этого сейчас, независимо от того, насколько это может быть реалистично или нереально. Таким образом, эго является посредником, который уравновешивает импульсы Ид и требования реального мира. Фрейд считал, что эго отвечает за принятие решений и разум.

Суперэго развивается на фаллической стадии и является источником морали. Наша мораль, согласно Фрейду, передается от родителей или других опекунов. Поскольку суперэго предназначено для контроля ид и эго, оно помогает подавлять желания ид, а также помогает эго распознавать моральные цели, а не постоянно стремиться к совершенству.

Точно так же суперэго можно рассматривать как нашу совесть. Это то, что заставляет нас чувствовать себя виноватыми, когда мы делаем что-то неправильно, и вознаграждает нас чувством гордости или радости, когда мы делаем что-то правильно. Работы и теории Фрейда о развитии ребенка уважаются и изучаются во всем мире.

Связанный ресурс:  10 вещей, которые нужно знать о психологии школы для детей

Теория социального обучения Бандуры

Теория социального обучения Альберта Бандуры сегодня широко используется во многих отраслях и профессиях. Эта теория утверждает, что в то время как обучение и развитие ребенка во многом происходит из непосредственного опыта, многое также происходит из моделирования и простых наблюдений за людьми вокруг вас.

Кроме того, Бандура утверждал, что моделирование, которое мы делаем для других, не ограничивается поведением, но также включает отношения и эмоциональные реакции в различных ситуациях. Таким образом, эта теория учитывает как когнитивные и факторы окружающей среды в определении того, как дети учатся и учатся вести себя.

Моделирование достаточно простой процесс. Дети отмечают, как ведут себя их родителей, и другие важные фигуры в их жизни, и дети кодируют эту информацию. Позже дети могут имитировать смоделированное поведение. Таким образом, если ребенок видит, как его родитель бьет домашнюю собаку за лай, ребенок может закодировать это поведение, думать, что это нормально бить других, когда они злятся, и демонстрировать подобное поведение в будущем.

Бандура построил свою теорию на основе классического и оперантного обусловливания. Например, если ребенок демонстрирует поведение, которое он закодировал из модели, и это поведение встречает вознаграждение, ребенок с большей вероятностью будет демонстрировать такое поведение в будущем. Воспитатель, который хлопает в ладоши и разговаривает с младенцем, который начинает ползать, подкрепляет это поведение положительными наградами.

С другой стороны, если поведение ребенка приводит к последствиям (например, родитель кричит на него за то, что он ударил собаку), он с меньшей вероятностью продолжит это поведение, потому что за него последовало наказание .

В чем Бандура отошел от строгих бихевиористских подходов, так это в своей позиции, согласно которой окружающая среда является лишь одним из факторов, определяющих то, как мы учимся и ведем себя. Вместо этого Бандура утверждал, что наши внутренние мотивы и даже наше текущее психическое состояние во многом связаны с нашей способностью учиться и тем, как мы себя ведем.

Связанный ресурс:  5 Подкасты по психологии развития

Теория когнитивного развития Пиаже

Теория когнитивного развития Пиаже утверждает, что дети просто думают иначе, чем взрослые. Хотя некоторым это может показаться очевидным, это была революционная теория, которая впоследствии послужила основой для нескольких других теорий. Теория Пиаже о развитие ребенка  связанное с их вехами развития стало одной из ведущих теорий в мире.

По сути, эта теория разделила детскую жизнь на четыре отдельные категории или стадии, каждая из которых несет в себе свои важные качества и уязвимые места:

  • Сенсомоторная стадия: от рождения до двух лет
  • Предоперационная стадия: от 2 до 7 лет
  • Стадия эксплуатации бетона: от 7 до 11 лет
  • Стадия формальной эксплуатации: от 12 лет и старше

Согласно Пиаже, каждая из этих стадий отмечена определенной целью развития . Постоянство объекта (способность понимать, что объект, находящийся вне поля зрения, все еще существует) является целью сенсомоторной стадии. Между тем, целью предоперационной стадии является символическое мышление, или способность мыслить с помощью символов и образов.

Третий этап – конкретно-операциональный – цель – развитие у детей логического мышления. Это характеризуется способностью решать проблемы более по-взрослому, логично. Однако дети на этом этапе все еще могут бороться с абстрактным мышлением и могут решать только задачи, имеющие конкретное значение.

Способность к абстрактному мышлению начинает развиваться только на этапе формальной эксплуатации. Точно так же Пиаже считал, что формальная операционная стадия знаменует собой начало способности использовать логику для проверки гипотез.

Какая теория развития ребенка верна?

Все эти теории развития ребенка очень отличаются друг от друга и используют разные способы объяснения того, как мы учимся, ведем себя и развиваемся. Дети начинают жизнь с генетических факторов , которые могут повлиять на их когнитивное развитие и эмоциональное развитие . Независимо от того, являются ли их опекуны теми, кто передал эти гены, их роль опекунов может иметь большее значение, чем они когда-либо могли себе представить. Когда дети начинают видеть, слышать, понимать и взаимодействовать, они также реагируют на эмоциональных факторов окружающих их. Хотя все эти теории основаны на вехах развития , основных областей из раннее детство и факторы, с которыми мы все, вероятно, связаны, у всех нас может быть разная система убеждений.

И хотя может возникнуть соблазн спросить, какая из них верна, это не тот вопрос, на который можно ответить — у каждой теории есть множество полезных приложений для изучения человеческого поведения . Одна теория может лучше подходить к конкретной ситуации, чем другая. Несколько теорий могут использоваться одновременно, чтобы объяснить, как развиваются детей.0006 тоже.

Изучение развития ребенка является чрезвычайно важным, которое помогает нам понять более широкий процесс человеческого развития . Как и в любой другой научной дисциплине, подобные теории являются одними из важнейших столпов психологии и изучения детского развития.

Связанный ресурс:  5 различий между клинической психологией и психологией развития

Шон Джексон

B.A. Образование в области социальных наук | Университет Вайоминга

М.С. Консультации | Университет Вайоминга

Бакалавр наук Информационные технологии | University of Massachusetts

1.1: Теория развития — Социальные науки LibreTexts

  1. Последнее обновление
  2. Сохранить как PDF
  • Идентификатор страницы
    129776
  • Обзор развития

    В этом разделе для одних будет представлена ​​информация о человеческом развитии, а для других — обзор основ человеческого развития. Развитие человека делится на 3 основные области: физическое, когнитивное и аффективное. Вместе эти области направлены на развитие ребенка в целом.

    • Физическо-моторное развитие – включает в себя развитие крупной и мелкой моторики, а также перцептивной моторики.
    • Когнитивное или интеллектуальное развитие — это включает в себя наши мысли и то, как наш мозг обрабатывает информацию, а также то, как мы используем язык, чтобы мы могли общаться друг с другом.
    • Аффективное развитие — сюда входят наши эмоции, социальные взаимодействия, личность, творчество, духовность и отношения, которые у нас есть с собой и другими.

    Все три области развития имеют решающее значение для того, как мы поддерживаем ребенка в целом. Например, если нас больше заботит когнитивное функционирование ребенка, мы можем пренебречь его аффективным развитием. Мы знаем, что когда ребенок хорошо относится к себе и своим способностям, он часто может пойти на необходимый риск, чтобы узнать что-то новое. Точно так же, если ребенок может использовать свое тело для обучения, этот опыт помогает возвысить его до мозга. Ниже представлено изображение ребенка, который учится ходить. При выполнении этой задачи затрагиваются все области развития. Кроме того, как общество, мы ценим независимость, и лица, осуществляющие уход, работают над тем, чтобы облегчить приобретение этих навыков.

    Рисунок \(\PageIndex{1}\): Ходьба способствует когнитивному, физическому и социально-эмоциональному развитию. (CC BY-NC-SA 2.0; Шон Драйлингер через WordPress)
    Цитируемый

    «Если этого нет в теле, то не может быть и в мозгу».

    — Bev Bos

    Теория определяется как «предположение или система идей, предназначенная для объяснения чего-либо, особенно основанная на общих принципах, независимых от того, что должно быть объяснено, набор принципов, на которых основывается практика деятельность основана».

    Теории, которые мы выбрали для включения в этот текст, формируют основополагающие «принципы», которыми мы руководствуемся при принятии решений в отношении детей, находящихся под нашей опекой, а также дают нам представление о том, как лучше всего поддерживать детей, когда они учатся, растут , и развиваться. Теории, которые были выбраны, были предложены учеными и теоретиками, широко изучавшими развитие человека. Каждый, со своей уникальной гипотезой, намеревался изучить и объяснить развитие путем сбора данных посредством наблюдений/экспериментов. Теоретики, которых мы выбрали, стремились ответить на актуальные вопросы о том, как мы развиваемся и становимся теми, кто мы есть. Некоторые пытались объяснить, почему мы делаем то, что делаем, а другие изучали, когда мы должны достичь определенных навыков. Вот несколько вопросов, которые рассматривали теоретики развития:

    • Является ли развитие результатом взросления или опыта? Это часто описывается как дебаты о природе и воспитании . Теоретики, которые на стороне природы, предполагают, что развитие связано с врожденной генетикой или наследственностью. Считается, что как только мы зачаты, мы наделены определенными предрасположенностями и характеристиками, которые определяют наш рост и развитие. Теоретики, которые поддерживают воспитание, утверждают, что именно физический и временной опыт или окружающая среда формируют и влияют на наше развитие. Считается, что наше окружение — наш социально-экономический статус, район, в котором мы растем, и школы, которые мы посещаем, наряду с ценностями наших родителей и религиозным воспитанием — влияют на наш рост и развитие. Многие эксперты считают, что это уже не дискуссия «либо природа, либо воспитание», а скорее вопрос степени; что больше влияет на развитие?
    • Развивается ли человек постепенно или претерпевает определенные изменения в определенные временные рамки? Это считается непрерывным или прерывистым обсуждением. С одной стороны, некоторые теоретики предполагают, что рост и развитие непрерывны; это медленный и постепенный переход, который происходит со временем, как желудь, вырастающий в гигантский дуб. Хотя, с другой стороны, есть теоретики, которые считают рост и развитие прерывистыми; что предполагает, что мы становимся совершенно разными организмами, переходя от одной стадии развития к другой, подобно тому, как гусеница превращается в бабочку.
    • Формируется ли поведение индивидуальными внутренними процессами или ролью общества в формировании поведения?
    Критическое размышление

    Социализация — это средство, с помощью которого человеческие младенцы начинают приобретать навыки, необходимые для того, чтобы действовать в качестве функционирующих членов своего общества.

    -Какие навыки вы приобрели, чтобы стать успешным взрослым? Кто и что способствовало тому, чтобы вы вписались в общество?

    Как указывалось ранее, теории не только помогают объяснить ключевые компоненты человеческого развития, но и дают практикам ценную информацию, которую можно использовать для поддержки обучения, роста и развития ребенка. В этот раз мы хотели бы отметить, что, хотя теории основаны на выдающихся научных открытиях, необходимо подчеркнуть следующее:

    • Ни одна теория не объясняет исключительно все о развитии ребенка.
    • Теории призваны помочь нам делать обоснованные предположения о развитии детей
    • Каждая теория фокусируется на различных аспектах человеческого развития
    • Теории часто строятся на предыдущих теоретических концепциях и могут стремиться расширить идеалы или исследовать новые грани.
    • Теории могут не применяться ко всему разнообразному опыту

        Добавить комментарий