Теория восприятия в психологии: Восприятие, его свойства и виды. Теории восприятия

Теории восприятия пространства

Восприятие формы и очертаний принято объяснять исходя из трех теорий: теории извлечения признаков, теории сравнения шаблонов и теории, основанной на структурных описаниях.

Согласно теории извлечения признаков, зрительный стимул можно представить состоящим из ряда признаков. Распознавание воспринимаемых объектов и их образов осуществляется как процесс опознавания признаков зрительного стимула, их сравнения с теми признаками, которые хранятся в долговременной памяти, и принятия решения о том, какой это образ.

Американский психолог Дж. Гибсон (1904-1979) полагал, что извлечение признаков играет главную роль, поскольку в процессе пространственного восприятия значение имеет не форма как таковая, а параметры вариации формы.

Теория шаблонов исходит из существования в долговременной памяти уменьшенной копии (шаблона) каждого знакомого нам объекта. Распознавание образа заключается в сличении зрительного стимула с наиболее адекватным ему шаблоном.

Центральное понятие последней из упомянутых выше теории — структурное описание. Структурное описание — это множество символических «высказываний» о конкретной конфигурации. Так, исходя из того что в английском языке 26 букв, И. Бидерман теорию покомпонентного распознавания сформулировал свою . Он ввел понятие геона (геометрического иона). Всего их, по его мнению, 36 (арка, клин, сфера, цилиндр, блок и т.д.). Например, составляющими геонами и чаши, и ведра являются цилиндр и арка. Но у ведра арка — верхняя часть конфигурации, а у чаши — часть боковой стороны.

Распознавание предмета происходит тогда, когда его геоны и их пространственные связи подвергаются сличению с образами долговременной памяти. В экспериментах Бидермана с сотрудниками объекты распознавались в 90 % случаев, даже если из 8-9 геонов на рисунках присутствовали 3-4. К ограничениям теории покомпонентного распознавания можно отнести то, что она не учитывает влияние контекстной информации и работает на достаточно высоком уровне абстракции: объясняет механизм распознавания общих понятий, например чашки вообще, а не конкретной чашки для кофе.

Как следует из приведенной выше информации, понятия «форма» и «очертания», как правило, используются в качестве синонимов. Однако Леонард Зусне утверждает, что форма — это общий термин, а очертания — более специфичный.

Воспринимаемый размер, или оцениваемая на глаз величина, также относится к области психологии зрительного восприятия пространства. В отечественной психологической науке в связи с этим принят специальный термин «глазомер», означающий способность сравнивать пространственные величины, направление и удаленность объектов от наблюдателя.

Особое внимание ученых привлекают следующие аспекты указанной проблемы:

  • константность величины, или тенденция воспринимаемого размера оставаться неизменным, несмотря на изменения ретинального изображения;
  • иллюзии величины, т. е. неадекватное восприятие размера объекта;
  • объяснение (познание) того, как воспринимается величина объекта.

С точки зрения классической теории восприятия размера, мы определяем величину объекта, исходя из предположения об инвариантности отношения «размер — расстояние» и принимая в расчет как размер ретинального изображения, так и воспринимаемое расстояние до объекта. При этом учитываем те же признаки, что и при восприятии глубины: монокулярные и бинокулярные.

Согласно теории относительного размера, предложенной И. Роком и Ш. Эбенхольцем, воспринимаемый размер объекта зависит от размеров других объектов. Иными словами, мы используем близлежащие объекты как своего рода систему координат, при помощи которой и оцениваем величину значимого в данный момент объекта.

По мнению Дж. Гибсона, видимый размер объекта зависит от числа заслоняемых или текстурных элементов: чем больше их число, тем больше видимый размер.

Как указывает М.У. Мэтлин, все теории хотя бы отчасти справедливы, и в настоящее время мы можем использовать их положения в качестве основы для исследований воспринимаемого размера в зрительной психологии восприятия пространства.

экологическая теория восприятия | это… Что такое экологическая теория восприятия?

        ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ — концепция восприятия, сформулированная известным амер. психологом Дж. Гибсоном в 70-ые гг. 20 в. Эта концепция, породившая в психологии восприятия движение «гибсонианцев», а затем «неогибсонианцев», в последние годы оказала серьезное воздействие на когнитивную науку в целом и стимулировала разработку теории динамических интеллектуальных систем и популярной сегодня в эпистемологии концепции «отелесненного познания» (embodied cognition).

        Дж. Гибсон отказывается от двух традиционно принимавшихся предпосылок в исследовании восприятия. Это, во-первых, мнение о том, что существует не только процесс восприятия (обычно нами не осознаваемый), но и отдельно данный его результат, продукт, перцепт, образ воспринимаемой реальности. Во-вторых, тезис о том, что перцепт существует в мире сознания субъекта. Философский вопрос о том, как возможно это соотнесение, всегда был камнем преткновения для всех исследователей восприятия. Дж. Гибсон исходит из того, что восприятие — это не «идеальный предмет», перцепт, образ, существующий в субъективном мире воспринимающего, а активный процесс извлечения информации об окружающем мире. Этот процесс, в котором принимают участие все части тела субъекта, включает активные реальные действия по обследованию воспринимаемого окружения. Извлекаемая информация — в отличие от сенсорных сигналов, которые с точки зрения старых концепций восприятия порождают отдельные ощущения — соответствует особенностям самого реального мира. Ощущения, которые якобы вызываются отдельными стимулами и которые с точки зрения старой философии и психологии лежат в основе восприятия, не могут дать знания о мире (что и было признано в т.н. «законе специфических энергий органов чувств» И. Мюллера). Между тем восприятие, понятое как активный процесс извлечения информации, презентирует субъекту те качества внешнего мира, которые соотносимы с его потребностями и которые выражают разные возможности его деятельности в данной объективной ситуации.

Постулированные старой философией и психологией ощущения не могут развиваться, не могут возникать новые их виды. В то же время практика способствует тому, что извлекаемая в восприятии информация становится все более тонкой, совершенной и точной. Учиться воспринимать можно всю жизнь. Поэтому, с точки зрения Дж. Гибсона, восприятие существует не в сознании и даже не в голове (хотя без участия головы и сознания оно невозможно), а в циклическом процессе взаимодействия извлекающего перцептивную информацию субъекта и воспринимаемого им мира. В рамках своей концепции Дж. Гибсон уточняет характеристики воспринимаемого мира. С его точки зрения, важно учитывать, что воспринимающий субъект имеет дело не с пространством, временем, движением атомов и электронов, которыми занимается современная физика, а с экологическими характеристиками мира, соотнесенными с его потребностями. Поэтому Дж. Гибсон принципиально различает окружающий мир (воспринимаемый субъектом) и физический мир (с которым имеет дело современная физическая наука).

        Важные дополнения и, вместе с тем, поправки к концепции Дж. Гибсона сделаны У Найссером. Последний разделяет многие идеи первого, но одновременно считает важным обратить внимание на то, что извлечение информации из окружающего мира происходит по определенному плану. Этот план задается схемами субъекта (их можно рассматривать и в качестве когнитивных карт), которые иерархически увязаны друг с другом и отличаются друг от друга по степени общности. Так, например, есть схемы стола, комнаты, дома, улицы, но есть и схема воспринимаемого мира в целом. Большинство этих схем приобретается в опыте (поэтому восприятие, направляясь схемой, в то же время влияет на нее, модифицирует ее), но исходные схемы являются врожденными. У. Найссер, таким образом, делает попытку примирить основные идеи Дж. Гибсона с некоторыми идеями когнитивной психологии.

        В.А. Лекторский

        Лит.: Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.М., 1988; Найссер У. Познание и реальность. М., 1981; Clark A.

Embodiment and the Philosophy of Mind // Current Issues in Philos ophy of Mind. Cambridge, 1998.

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Теория прямого восприятия Гибсона: психология

Конструктивистская теория восприятия утверждает, что мы делаем предположения о том, что видим, не только на основе ощущений, которые мы получаем, но также на наших ожиданиях и прошлых знаниях. Обучение и прошлый опыт имеют решающее значение для формирования нашего восприятия мира.

Гибсон предложил альтернативную теорию: восприятие является врожденным, а не приобретенным. Люди эволюционировали, чтобы делать точные суждения, основанные исключительно на сенсорной информации, которую мы получаем. Гибсон заметил, что когда мы движемся, мы напрямую получаем обширную информацию о глубине и расстоянии, без каких-либо выводов о необходимых визуальных сигналах.

  • Мы собираемся изучить теорию прямого восприятия Гибсона.
  • Сначала мы установим теории восприятия в психологии.
  • Далее мы более подробно изучим теорию прямого восприятия Гибсона, выделив основные аспекты теории.
  • Затем мы исследуем влияние природы на восприятие наряду с восходящей теорией восприятия.
  • После этого мы рассмотрим примеры теории прямого восприятия Гибсона.
  • Наконец, мы дадим оценку прямой теории восприятия.

Рис. 1. Различные теории обсуждают то, как мы воспринимаем вещи, включая теорию прямого восприятия Гибсона.

Теории восприятия в психологии

В психологии существует два основных подхода к пониманию восприятия. Одна теория, прямая теория восприятия, предложенная Гибсоном (1966), постулирует, что то, что мы воспринимаем, является прямым представлением окружающего нас мира. Более того, информационная среда обеспечивает достаточно, чтобы непосредственно привести к восприятию.

Конструктивистская теория восприятия Грегори утверждает, что ощущение дает неоднозначную и неполную информацию об окружающей среде. Поэтому интерпретация необходима для создания мысленного образа нашего мира.

С конструктивистской точки зрения мы не воспринимаем мир напрямую. То, что мы воспринимаем, является нашей интерпретацией, на которую могут влиять наши прошлые переживания, убеждения, ожидания и эмоции.

Ощущение относится к обнаружению сенсорных данных нашими органами чувств. Например, наша слуховая система улавливает акустические волны и преобразует их в нервные импульсы. Согласно конструктивистам, восприятие — это сознательный опыт ощущения (например, слуховой опыт), который включает интерпретацию и вывод .

Теория прямого восприятия Гибсона

Теория Гибсона (1966) утверждала, что восприятие является прямым процессом . Прямые, то есть ощущения сами по себе достаточно для создания полного представления мира вокруг нас. Гибсон бросил вызов конструктивистской точке зрения; он предположил, что нет необходимости в интерпретации или выводах, поскольку сенсорных данных достаточно .

Вот обзор основных моментов теории восприятия Гибсона.

  • Восприятие – это прямой восходящий процесс. Восприятие не требует использования прошлых знаний или интерпретации сенсорных данных.
  • Сенсорные данные богаты, сложны и достаточны для точных суждений об окружающей среде.
  • Восприятие — врожденный процесс, являющийся результатом эволюции.

Сенсорные данные, как и визуальная информация, сложны и могут предоставить нам такую ​​информацию, как глубина, движение или расстояние.

Вывод означает делать выводы или догадки о том, что мы воспринимаем, на основе имеющихся у нас сенсорных данных. Конструктивистский подход предполагает, что восприятие основано на умозаключениях.

Влияние природы на восприятие

Прямое восприятие считалось врожденным, а не приобретенным. Вероятно, он возник как продукт эволюции. Прямое восприятие позволяет животным быстро и надежно реагировать на угрозы в окружающей среде и, следовательно, способствует их выживанию. Таким образом, у животных, у которых развилась способность быстро обрабатывать информацию из окружающей среды, было больше шансов выжить.

Восходящая теория восприятия

Теория Гибсона предполагает, что восприятие является восходящим процессом. Обработка снизу вверх управляется данными и полностью основана на сенсорной информации.

Сенсорная информация (свет) в окружающей среде попадает на сетчатку; он преобразуется в электрические импульсы и обрабатывается в зрительной коре как сознательный зрительный опыт.

Этот процесс является прямым, информация распространяется только в одном направлении, и прошлый опыт или интерпретации не требуются для вынесения точных суждений об окружающей среде.

Рис. 2 – Обработка снизу вверх.

Напротив, нисходящая теория восприятия (конструктивистский подход) утверждает, что наш прошлый опыт и ожидания сильно влияют на восприятие. Предыдущие знания используются, чтобы делать предположения и интерпретировать ощущения, которые мы испытываем.

Рис. 3 – Обработка сверху вниз.

Пример теории прямого восприятия Гибсона

Мы рассмотрим реальные примеры теории Гибсона, включая аффорданс и параллакс движения.

Affordance

Гибсон считается основателем экологической психологии . Экологическая психология предлагает изучать восприятие в естественной среде, а не в лаборатории, и что восприятие и действие неразрывно связаны. Окружающая среда напрямую направляет наше поведение, предлагая нам возможности действовать. Гибсон обозначил эти возможности как аффордансов .

Возможности окружающей среды — это то, что она предлагает животному, что она дает или обеспечивает, во благо или во зло. — Гибсон (19).79)

Идея аффордансов заключается в том, что мы получаем информацию о том, как мы можем действовать в связи с этим, глядя на объекты. Согласно Гибсону, мы можем напрямую воспринимать аффордансы; нам не нужно никаких предварительных знаний, чтобы решить, как действовать.

Если мы видим стул, мы также воспринимаем возможности стула. Например, мы можем сидеть на стуле, стоять на нем или двигать его.

Параллакс движения

Параллакс движения — визуальный монокулярный индикатор глубины. Подумайте о том, как перемещаются объекты в поле вашего зрения, когда вы находитесь в движении. Когда мы движемся, кажется, что близкие объекты движутся быстрее по отношению к нам, тогда как далекие объекты кажутся движущимися медленнее.

Параллакс движения позволяет нам напрямую получать информацию о расстоянии до объектов вокруг нас на основе сенсорной информации, которую мы получаем.

Вы можете ощутить параллакс движения, если посмотрите за окно движущегося автомобиля или поезда. Вы можете заметить, что здания или деревья на расстоянии движутся значительно медленнее, чем деревья и объекты, находящиеся прямо у дороги.

Если вы посмотрите на объекты, находящиеся очень далеко (например, на луну), вам может показаться, что они не движутся.

Тот факт, что восприятие определяет наши действия, может быть использован для того, чтобы заставить людей снижать скорость во время вождения. Постепенно помещая линии, нарисованные на дорогах, все ближе и ближе друг к другу, можно заставить водителей думать, что они превышают скорость, что может привести к их замедлению.

Эти изменения дорожной разметки способствуют безопасному вождению, что является примером практического применения теории Гибсона.

Оценка прямой теории восприятия

Теория Гибсона (1966) обращается к некоторым ограничениям конструктивистского подхода, которые подрывали непосредственную роль сенсорных данных. Однако критики также указывают на несколько проблем с этим подходом.

Сильные стороны прямой теории восприятия

Сначала рассмотрим сильные стороны прямой теории восприятия.

  • Теория справедливо указывает, что большая часть восприятия является врожденной и не требует прошлого опыта. Например, младенцы интуитивно проявляют страх перед человеком при приближении к обрыву, даже если раньше они не падали с обрыва.
  • Сенсорные данные могут предоставить точную информацию о движении и глубине, например параллакс движения.
  • Восприятие также происходит относительно быстро; мы можем почти мгновенно реагировать на окружающую среду, что лучше объясняет прямая теория восприятия. Конструктивистский взгляд на восприятие требует дополнительной интерпретации информации, которая должна занимать больше времени, чем непосредственное восприятие.

Ограничения прямой теории восприятия

Теперь рассмотрим ограничения прямой теории восприятия.

  • Одним из недостатков теории Гибсона является то, что она не объясняет зрительных иллюзий, что показывает, что иногда сенсорной информации недостаточно для точного представления того, что мы воспринимаем.

Некоторые раздражители (например, искаженные изображения или звуки) не имеют для нас смысла. Тем не менее, после воздействия другого стимула, мы можем внезапно понять их смысл (например, оптическая иллюзия скрытой далматинской собаки).

Возможно, вы помните знаменитую иллюзию синего и белого платья, которая стала вирусной в 2015 году. Одни люди воспринимали одно и то же изображение платья как синее и черное, а другие как бело-золотое, а картинка оставалась прежней. Теория Гибсона не может этого объяснить.

Гибсон утверждал, что иллюзии искусственны и часто вырываются из контекста, из-за чего наше восприятие их неточное. Наше восприятие эволюционировало, чтобы понимать разнообразные сенсорные стимулы, встроенные в еще более богатый контекст. Естественные иллюзии ограничивают этот аргумент. Естественные иллюзии возникают в естественном мире, несмотря на богатый контекст, в который они встроены.

Примером природной иллюзии является иллюзия водопада. Понаблюдав некоторое время за водой, стекающей по водопаду, если мы переведем взгляд на скалы возле водопада, мы сможем ощутить, как они движутся вверх, в направлении, противоположном движению воды, за которым мы наблюдали.

  • Также непонятно, как работают аффордансы. Некоторые утверждают, что большинство аффордансов является результатом обучения, а не врожденных знаний.

  • Трудно игнорировать случаи, когда мы не воспринимаем все непосредственно в нашем окружении. Особенно в оживленной среде мы можем сосредоточиться на более важных стимулах, выборочно игнорируя другие.

Слепота по невнимательности — это явление, которое возникает, когда мы не замечаем чего-то неожиданного в нашем поле зрения, потому что наше внимание было сосредоточено в другом месте. В одном эксперименте участникам было предложено посмотреть видео, на котором люди передают друг другу баскетбольный мяч, и сосредоточиться на подсчете количества передач мяча между людьми в белых, но не в черных рубашках.

Во время выполнения этого задания половина участников не заметила человека, одетого в костюм гориллы, который появился посреди экрана и ударил себя в грудь (Simons & Chabris, 1999).

Эффект коктейльной вечеринки относится к нашей способности отфильтровывать конкретную информацию от фонового шума. Когда мы находимся в шумной обстановке, например на вечеринке, мы все еще можем сосредоточиться на разговоре, который у нас может быть, и отключить шум, который нас окружает. Точно так же мы можем определить слова личной важности по громкому фоновому шуму, который возникает, когда мы случайно слышим, как наше имя произносится в разговоре, на который мы не обращали внимания.


Теория прямого восприятия Гибсона — основные выводы

  • Согласно Гибсону, восприятие — это прямой процесс, который не требует прошлых знаний или умозаключений. Сенсорные данные сами по себе богаты и достаточны, чтобы позволить нам делать точные суждения об окружающей среде.
  • Прямая теория восприятия утверждает, что восприятие является врожденным, а не приобретенным. Восприятие, вероятно, развилось, чтобы позволить животным быстро реагировать на окружающую среду.
  • Теория Гибсона предполагает, что восприятие — восходящий процесс. Обработка снизу вверх управляется данными и полностью основан на сенсорной информации. Информация распространяется только в одном направлении.
  • Возможности — это возможности действовать, которые предлагает окружающая среда. Их можно воспринимать непосредственно.
  • Параллакс движения — это монокулярный сигнал глубины, ощущаемый во время движения. Параллакс движения говорит нам о расстоянии объектов по отношению к нам.
  • Теория Гибсона справедливо указывает на то, что мы можем получить много информации и сделать точные суждения на основе сенсорных данных, особенно в естественной среде. Более того, восприятие часто бывает мгновенным, что подтверждает прямую теорию восприятия.
  • Теория Гибсона не объясняет зрительных иллюзий или избирательного восприятия. Также неясно, как именно работают аффордансы и требуют ли они предварительных знаний.

Что такое восприятие?

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Восприятие, по словам Иоланды Уильямс, профессора психологии; можно определить как наш способ распознавать и интерпретировать информацию, которую мы собрали с помощью наших органов чувств. Это также включает в себя то, как мы реагируем на определенную ситуацию с данной информацией (Уильямс). Психология изучает поведение и психические процессы (Милнс). Восприятие связано с психологией, потому что, как обсуждалось в примечаниях, психология — это изучение поведения и психических процессов, а восприятие — это то, как мы реагируем на ситуации. Другими словами, наше поведение по отношению к этой ситуации.

Другое слово, которое часто ассоциируется с восприятием, — ощущение. Однако они часто используются взаимозаменяемо; ощущение — это процесс переоценки информации из мира в мозг (AlleyDog). Мы используем наши чувства, чтобы обнаруживать и распознавать что-то, что затем позволяет нам обрабатывать информацию и обнаруживать эмоции и реагировать на ситуацию, которую мы видим, что является восприятием.

Существует два типа теорий восприятия : теория самовосприятия и теория когнитивного диссонанса. Существует множество теорий о различных субъектах восприятия. Существуют также расстройства, связанные с восприятием, даже если вы можете думать, что восприятие — это просто точка зрения человека.

Во-первых, теория самовосприятия , вдохновленная анализом Б. Ф. Скиннера, заключается в том, что люди начинают «узнавать» или лучше понимать свои собственные отношения, эмоции и другие личные состояния, в основном, делая выводы о них, наблюдая за собственным поведением и/ или ситуации, в которых происходит это поведение. Одним из примеров может быть человек, который описывает «бабочек в животе». Мы все идентифицировали это чувство для себя, для себя (Бем).

Получить помощь с вашим эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Теория когнитивного диссонанса состоит в том, что человек имеет две мысли, противоречащие друг другу. Например, человек, который думает, что есть сахар вредно для вас, но затем продолжает есть сахар, потому что считает, что отказ от сахара ничего не изменит, поэтому ничто не изменит текущее состояние здоровья человека.

Эти мысли противоречивы, почти лицемерны. По словам Леона Фестингера, наличие диссонанса вызывает у человека психологический дискомфорт, что затем позволяет ему пытаться оставаться постоянным в своих мыслях. Кроме того, в то время как человек хочет стать последовательным, он будет стараться избегать ситуаций, включающих этот предмет, вызывающий диссонанс (Фестингер).

Как и другие вещи в психологии, за восприятием стоит много научных исследований. Одна вещь связана со светом и нашими глазами. Когда вы смотрите в зеркало, свет отражается от вашего лица, затем от зеркала, а затем попадает в ваши глаза. Затем ваши глаза поглощают всю эту энергию и преобразуют ее в нейронные сообщения, которые ваш мозг обрабатывает и организует в то, что вы на самом деле видите. Как люди, мы видим только небольшую часть полного спектра электромагнитного излучения, который варьируется от гамма до радиоволн (Дженкинс, Ощущение и восприятие).

Наши глаза воспринимают то, что мы видим, исходя из длины и амплитуды волн. Длина волны и частота определяют их оттенок, например, короткие волны и высокие частоты пропускают голубоватые цвета, тогда как длинные волны и низкие частоты пропускают красноватые цвета. Амплитуда определяет интенсивность или яркость. Большие амплитуды — это яркие цвета, а малые амплитуды — тусклые цвета (Дженкинс, Ощущение и восприятие).

Пройдя через зрачок и роговицу, свет попадает на прозрачный диск за зрачком, называемый хрусталиком. Это фокусирует световые лучи в определенные изображения, которые проецируются на сетчатку. Сетчатка — это внутренняя поверхность глазного яблока, содержащая все рецепторные клетки, которые начинают воспринимать эту визуальную информацию. Достигнув ганглиозных клеток, хвосты аксонов образуют нитевидный зрительный нерв через таламус к зрительной коре головного мозга, расположенной в затылочной доле (Дженкинс, «Воспринимать значит верить»). Это позволяет нам видеть вещи в мире.

Примером нашего восприятия вещей, на которые мы смотрим, и того, как оно может различаться в зависимости от человека, может служить Платье. Платье, которое за одну ночь стало интернет-феноменом, потому что люди не могли договориться о том, какого оно цвета. Некоторые люди клялись, что видели белое платье с золотым кружевом, а другие видели синее платье с черным кружевом. Ученые изучили платье и пришли к выводу, что разное восприятие цвета связано с ожиданием того, что платье будет выглядеть одинаково при разном освещении, что объясняет постоянство цвета. Люди, которые видели платье бело-золотым, вероятно, видели, что платье освещено солнечным светом, из-за чего их мозг игнорировал более короткие и синие волны. Люди, которые видели платье сине-черным, видели его освещенным ложным светом; заставляя их мозг игнорировать более длинные и красные волны (Льюис).

Оливер Сакс, известный врач, профессор и автор необычных тематических исследований, считается выдающимся человеком благодаря своей работе; однако не может выполнить простую задачу, например, узнать себя в зеркале. У него форма прозопагнозии, неврологического расстройства, которое ухудшает способность человека воспринимать или распознавать лица. Это также известно как лицевая слепота. Он может воспринимать другую информацию, например собственный почерк или книгу на полке, но не в состоянии распознать близкого друга в толпе. Его веретенообразная извилина, которая, как считается, играет решающую роль в восприятии лица, работает со сбоями. Многие исследования показывают, что другие части мозга, такие как затылочная доля и миндалевидное тело, также играют ключевую роль в развитии этого расстройства (Jenkins, Sensation & Perception).

Другим расстройством, связанным с восприятием, является стойкое галлюциногенное расстройство восприятия. Согласно DSM 5, это психическое расстройство, которое сильно отличается от палинопсии, которая является медицинским расстройством. Палинопсия заставляет людей видеть повторяющиеся изображения даже после того, как стимул ушел. При постоянном восприятии галлюциногена человек видит более интенсивные отвлекающие факторы или помехи, чем человек с нормальным зрением. Это нормально смотреть на что-то яркое и видеть световые частицы, называемые плавающими помутнениями. Человек с галлюциногеном испытывает более высокие частоты, и это мешает его повседневной жизни. Примером человека с этим расстройством может быть то, что ему может быть трудно назвать цвета или определить разницу между ними. Еще одна проблема, с которой они могут столкнуться, заключается в том, что во время чтения слова и буквы могут перемещаться по странице (Джозеф).

На восприятие часто влияют или даже искажают наши ожидания, опыт, настроение и иногда культурные нормы. Здесь в дело вступает разум, а не только мозг. Мы даже можем обмануть самих себя из-за наших ожиданий. Наши глаза играют роль в восприятии информации нашим мозгом, но на самом деле наш разум обладает наибольшей силой. Наш набор восприятия — это психологические факторы, которые определяют, как мы воспринимаем окружающую среду. Например, на наше восприятие может влиять наше настроение. Люди часто говорят, что холм круче, когда слушаешь депрессивную музыку и идешь в одиночестве, однако он будет казаться менее крутым, если ты слушаешь поп-музыку или веселую мелодию и гуляешь с другом (Дженкинс, Воспринимать значит верить).

Отношение фигуры к фону — это организация поля зрения на объекты, которые выделяются из своего окружения. Например, очень распространенное черно-белое изображение то ли вазы, то ли двух лиц. Это может быть белая ваза на черном фоне или два лица на белом фоне. Если вы будете смотреть достаточно долго, ваше восприятие будет переключаться между ними, в результате чего фигура и фон также будут меняться. Иногда ваза — это фигура, а черный — фон, тогда как лица — это фигура, а белый — фон. Другой пример, если вы находитесь в толпе людей и пытаетесь слушать определенного человека через всю комнату. Вы слышите только то, что говорит этот человек, что делает человека фигурой. В то время как все вокруг вас, кто говорит, — это земля (Дженкинс, «Воспринимать — это верить»). Другой частью восприятия является близость. Это пример того, что нам нравится группировать близлежащие вещи вместе. Вместо того, чтобы видеть кучу случайных людей на вечеринке, мы склонны мысленно связывать людей, стоящих рядом друг с другом. Например, спортсмены в одном месте, правительственная команда в другом и т. д. (Дженкинс, Воспринимать значит верить).

Что-то еще важное для восприятия — восприятие глубины. Это способность видеть объекты в трех измерениях, хотя изображения, попадающие на сетчатку, двумерны. Восприятие глубины также помогает нам воспринимать расстояние и полную форму объектов. Мы используем бинокулярные сигналы, несоответствие сетчатки, которое зависит от использования двух глаз. Несоответствие сетчатки используется для восприятия глубины. Например, если вы держите указательные пальцы перед лицом и продолжаете смотреть за их пределы, у вас теперь четыре пальца вместо двух. Монокулярные сигналы, такие как интерпозиция и линейная перспектива, доступны только для любого глаза. Это помогает нам определить масштаб и расстояние до объекта, такие как относительная высота и размер, линейная перспектива, градиент текстуры и интерпозиция (Дженкинс, «Восприятие — это вера»).

Восприятие движения используется для определения скорости и направления движущегося объекта. Ваш мозг воспринимает движение в основном на основе представления о том, что уменьшающиеся объекты удаляются или отступают, а увеличивающиеся объекты идут четвертыми или приближаются. Однако ваш мозг легко может быть введен в заблуждение, когда дело доходит до движения. Например, кажется, что большие объекты движутся медленнее, чем маленькие, движущиеся с той же скоростью. Кроме того, организуя вещи по форме, глубине и движению, наше восприятие мира требует последовательности, что возвращает нас к теории когнитивного диссонанса. Перцептивное постоянство — это то, что позволяет нам постоянно распознавать объект независимо от его расстояния, угла зрения или движения. Даже если он может менять цвет, размер и форму в зависимости от условий. Например, мы все знаем, как выглядит чихуахуа, поэтому, если мы видим зеленую чихуахуа, мы все равно знаем, что это чихуахуа. Человек с противоречивыми убеждениями может попытаться сказать, что это не чихуахуа, потому что у него другой окрас, хотя он по-прежнему явно похож на чихуахуа (Дженкинс, «Воспринимать значит верить»).

Добавить комментарий