Теория зигмунда фрейда кратко: Теория психоанализа Зигмунда Фрейда: кратко и понятно, идеи, методы, учения — Психолог Татьяна Хохлова

Содержание

Теория психоанализа Зигмунда Фрейда: кратко и понятно, идеи, методы, учения — Психолог Татьяна Хохлова

Исследованием психики занимаются великие ученые на протяжении не одного десятилетия, однако, далеко не на все вопросы до сих пор найдены ответы. Что скрыто в глубинах человеческого сознания?

Какую роль в формировании личности играют детские переживания? Почему люди постоянно совершают все те же промахи и ошибки? Почему мы со всей силой хотим удержать надоевшие отношения? Что за тайны хранят наши сны и откуда они берут своё начало?

На все подобные вопросы, касающиеся ментальной реальности, дает ответ направление психологии – психоанализ. Психоаналитическое направление было создано известным психологом, неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом.

История появления психоанализа

На старте своей карьеры З.Фрейд работал с известными учеными, внесшими свой вклад в науку – физиологом Э.Брюкке, гипнотерапевтом И. Брейером, неврологом Ж.Шарко и многими другими. Некоторые идеи своей теории зародились ещё на данном этапе и получили дальнейшее исследования в ученых трудах автора.

Исследователя интересовали вопросы, касающиеся некоторых симптомов истерии, проявляемых у пациентов, которые было невозможно интерпретировать только физиологическими проявлениями.

Например, у человека могла отсутствовать чувствительность определенного участка тела, хотя прилегающие области сохраняли чувствительность. Это доказывало тот факт, что некоторые процессы психики не подвергаются работе сознания и могут являться ответом нервной системы.

Ещё одно доказательство он нашел в работе с пациентами, подвергаемыми гипнозу, реакции которых имели неосознанный характер.

Было доказано, что в состоянии гипноза человек может подвергнуться внушению и после пробуждения его бессознательные стремления будут обращены к выполнению этого действия.

При попытке узнать, что мотивирует его на выполнение, индивид не способен найти поддающихся логике объяснений собственному поведению.

На основании этих данных З.Фрейд пришел к выводу, что психика может самостоятельно создать объяснение действий, даже при отсутствии в этом необходимости.

З.Фрейд сделал шокирующее для его современности открытие, что действиями и поведением человека могут управлять

причины скрытые от сознания. Автор ввел новые термины «подсознательное» и «бессознательное».

Его исследования положили начало развитию теории психоанализа – изучение движущих сил психики человека, выявление причин их влияния, последствий воздействия на жизнь индивида и состояние здоровья.

Ключевые теории психоанализа

Психоаналитическая теория основывается на утверждении З.Фрейда, что природа психики индивида должна быть последовательна и непрерывна. Для любой мысли, желания, поступка есть свои причины и основания, обусловленные сознательными и неосознанными намерениями.

Прошедшие события оказывают влияние на будущую жизнь. Даже при наличии стойкого убеждения человека в том, что эмоциональные переживания не основаны на чем-либо, обнаруживаются неявные связи между происходящими событиями.

Основываясь на этих утверждениях, З.Фрейд выделил области психики:

  • Сознание
  • Предсознание
  • Бессознательное

К сознанию З.Фрейд относит всё, что осознано индивидом все время, на протяжении всей жизни.

Область

предсознания содержат в себе элементы неосознанного, имеющие возможность перейти в сознание в любое время.

Область бессознательного содержит в себе недоступные сознанию инстинкты. К ним относятся умозаключения, переживания и эмоции, вытесненные из сознательного. По мнению человека, эти мысли не имеют права существовать, являются грязными и запретными.

Мысли спрятанные в области бессознательного не имеют временных границ. К примеру, детские воспоминания, ставшие осознанными, станут отличаться одинаковой интенсивностью, как и в момент их появления.

Ключевыми сими влияющими на психику человека, основываясь на идеях З.Фрейда, являются инстинкты. Под инстинктом понимается напряжение, дающее личности направление к своей цели.

Существуют главенствующие инстинкты:

  • Либидо, представляющее собой жизненную энергию;
  • Энергия агрессии, представляющая собой олицетворение смерти.

В психоаналитической теории акцент делается в основном на либидо, лежащее в основе природы сексуальности. Это живая энергия, основными характеристиками которой могут быть истолкованы различные психические расстройства, особенности поведения, мысли и эмоции индивида.

В психоанализе выделяют три структуры личности:

  • Оно – «Ид»
  • Я – «Эго»
  • Сверх – Я – «Супер-Эго»

К структуре Оно относятся наследственные инстинкты, которые были заложены изначально в индивиде. Они не поддаются влиянию законов логики. Основными характеристиками Оно являются хаотичность и неорганизованность. Оно влияет на остальные структуры личности в неограниченном воздействии.

Структура Я представляет собой ту часть личности, которая имеет тесную

связь с внешним миром и окружением человека. Эго основывается на Оно, начинает проявляться с момента осознания собственной личности в детстве. Эти две структуры взаимодействуют между собой, «Ид» подпитывает «Эго», а «Эго» придаёт ему защиту, будто оболочка.

К примеру, рассмотрим связь этих структур в сексуальной потребности: «Ид» способно к осуществлению удовлетворения сексуального желания с помощью прямого сексуального контакта, но «Эго» находит дополнительные способы реализации этой потребности и находит обстоятельства и время для её реализации.

«Эго» может перенаправить или сдержать инстинкты «Ид», обеспечивая физическое и душевное благополучие индивида, обеспечивая безопасность.

«Супер-Эго» берет свое начало из структуры «Эго», представляет собой хранилище моральных принципов. Это запреты, ограничения и внутренние законы, влияющие на человека.

Автор выделял функции «Супер-Эго»:

  • Совесть
  • Самонаблюдение
  • Формирования идеалов

Все эти структуры совместно направлены на достижение главной цели –

поддержание баланса стремлений к удовлетворению потребностей и опасностью неудовлетворения.

Энергия возникающая в Оно находит отражение в Я, с помощью Сверх – Я определяются границы Я. Очень часто требования окружающей средык которой необходимо приспособиться человеку и инстинкты Оно противоречивы, именно это является основой внутриличностных конфликтов.

Решение внутриличностных конфликтов

Психика человека пытается решить внутриличностные конфликты различными способами:

  • Сновидениями
  • Сублимацией
  • Компенсацией
  • Блокировкой защитных механизмов психики

Во снах проявляются отражения желаний, которые не получили реализации в реальности. Повторяющиеся сны указывают на неудовлетворение определенной нереализованной потребности, служащей препятствием свободы и развития человека.

Под сублимацией понимается перенаправление внутренней энергии на цели, поощряющиеся и одобряющиеся в социуме. Особенно часто этим целям соответствует творческая активность, социально значимые деяния, имеющая интеллектуальный характер.

Под сублимацией так же автор понимал форму успешной защиты

, благодаря воздействию этой энергии человечество создало цивилизацию.

Неудовлетворенные желания нередко вызывают состояние тревожности, это возможность организма нейтрализовать проблему с помощью прямого обращения к ней. Не находящая выхода энергия будет приобретать направленность на преодоление трудностей, уменьшения риска и компенсацию потребностей.

Под компенсацией понимается возмещение недостатков психики. К примеру, человек с недостатком способности, но с сильным желанием к достижению цели, может развить в себе навыки работоспособности и напористости.

В некоторых ситуациях напряжение может являться искаженным либо отвергнутым механизмами защиты. Защитная реакция на одну и ту же ситуацию в психике у каждого человека может быть различной.

К примеру, реакцией на неразделенные любовные чувства может быть подавление («Я не помню этих чувств»), отвержение («Чувств то и не было»), рационализация («Эти отношения являлись ошибкой»), изоляция («Эти чувства мне не нужны») и другие.

В своей теории З.Фрейд сделал величайшую попытку понимания и описания

человеческой психики, совершил сенсационные открытия в психоаналитическом направлении психологии. Основные понятия, введенные ученым, применяются в науке и в современном мире и являются основой многих теорий.

Психоанализ по Фрейду. Основные положения.

Психоанализ является одной из основных теорий, которая образовалась после того, как произошёл кризис научного познания в психологии.

Все знают Зигмунда Фрейда как отца данного течения. Однако сам Фрейд скромно отдавал славу первопроходца своему учителю и другу Йозефу Брейеру, который самостоятельно начал работу над случаем истерии с помощью принципов психоанализа. Зигмунд приобщился к исследованию этого случая позже, хоть и продолжил работу в русле психоанализа в дальнейшем.

Фрейдизм считается самой классической психоаналитической теорией среди классических психоаналитических теорий. Большинство современных концепций создавались на основных принципах фрейдистского психоанализа, либо формировались как противопоставление ему. Так, переосмыслением психоанализа занимались А. Адлер, К.Г. Юнг, Э. Фромм, К. Хорни, Ж. Лакан, а бихевиоризм прямо противоречил ему.

Определение

Сложно представить себе столь же влиятельную и самобытную психологическую теорию. Термином «психоанализ» обозначают саму теорию, совокупность инструментов исследования психики, а также методику лечения неврозов. Он основывается на понятии бессознательного, что часто провоцирует дискурс о псевдонаучности, но понятийный аппарат и некоторые конструкты, например, структура личности, нашли признание в научных и околонаучных кругах.

К основным методам работы в данной теории является метод свободных ассоциаций, который был разработан Фрейдом в качестве замены для неэффективного гипноза, а также анализ сновидений, который считается одним из немногих способов проследить динамику бессознательных процессов.

3 области психики

Но где находится это бессознательное и почему оно такое недоступное?

Фрейд предложил карту психики, которая содержит три области:

Сознание – та часть психики, которая нам беспрепятственно доступна. На этом уровне мы совершаем выбор, оправдываем его, даже если он продиктован неосознаваемыми стремлениями, регулируем собственное поведение согласно общественным нормам. Сюда входит огромный пласт информации в разной форме, которую осознаёт человек в каждый конкретный момент. Согласно Фрейду, это самая доступная для изучения область психики, но самая бесполезная, так как мы никому так не врём, как сами себе.

Подсознательное или предсознательное – формально, это уже та информация, что не осознается нами, некоторая «серая зона», граница бессознательного. Тут хранится то, что скрыто от нас, но его можно извлечь при необходимости, не прибегая к особым техникам и уловкам.

В бессознательном хранится всё то, что никогда не было доступно сознанию, а именно самые низменные и животные инстинкты, которые были утилизированы по причине неактуальности, под давлением социальных норм. Тут обнаруживают себя вытесненные мысли, переживания и стремления. Тут они надежно упакованы и имеют мало шансов выйти на свет сознания, так как не прошли «цензуру» и были признаны опасным. К ним относятся травмирующие ситуации или события, что имеют интенсивную эмоциональную окраску. Таким образом протекает психологическая самозащита.

Защитные механизмы

Фрейд выделял целый ряд защитных механизмов, кроме вытеснения. Среди них можно выделить наиболее распространенные:

Реактивное образование

протекает в несколько этапов. На первой стадии острое переживание подавляется, а после перерастает в противоположное. Так, юноша, что сильно и неразделённо влюблён в девушку, после может её возненавидеть.

Проекция

как перенос своих нежелательных качеств на других. Так человек, который изменил и обманул, больше остальных будет переживать о верности партнёра и остерегаться лжи.

Замещение

как перенаправление своих переживаний на более доступный или безопасный объект. Так, обида и злость на начальника, скорее всего, выльется на домашних, нежели на самого начальника.

Рационализация

как попытка интеллектуально осмыслить и оправдать происходящее. Так, ложь «во благо» может от малодушия, а не от благородных стремлений.

Регрессия

как возврат к детским формам поведения. Мы плачем, узнав о смерти близкого человека, так как испытываем эмоциональную перегрузку и не способны с ней справится.

Отрицание

как попытка откреститься от события вообще или попытка придать ей совершенно иное значение.

Сублимация

как способ реализации сексуальной энергии через другие виды деятельности, например, йогу, рисование или же игру на музыкальном инструменте.

Личность в психоанализе

Позже, в 1923 году, Фрейд переосмыслил модель организации психики и создал на ее основе структуру личности. Он ввёл в неё 3 основных компонента: Оно (Id), Я (Ego) и Сверх-Я (SuperEgo).

СВЕРХ-Я

Ребенок рождается только с конструктом Оно (Id). Это аналог животного начала, которое живёт страстями и элементарными потребностями. Тут находятся два основных инстинкта: либидо или же созидательное начало, эротическая энергия, а также танатос – стремление к разрушению и смерти. Эту часть личности можно описать словом «Хочу».

Следом формируется Я (Ego), осознаваемая и контролируемая часть личности, которая управляет поведением и вечно мечется между стремлениями Оно (Id) и требованиями Сверх-Я (SuperEgo). Именно конструкт Я (Ego) является разрываемым противоположными тенденциями и обеспечивает их примирение. Я (Ego) соответствует слову «Могу».

В процессе общения и приобретения социального опыта формируется Сверх-Я (SuperEgo), что является некоторым цензором. Это мораль и общественные нормы, которые противопоставляются животному началу и отвечает слову «Надо».

Неуравновешенные метания Я (Ego) между «Хочу» и «Надо» приводят к невротизации личности. Это обуславливается травмирующим опытом, который, как считал Фрейд, родом из детства.

Эти положения составляют основу психоанализа и позволяют осмыслять самые разнородные психические состояния и ментальные проблемы.

Основные теории психоанализа Зигмунда Фрейда: краткое изложение

Зигмунд Фрейд и его основные теории

Давайте на секунду пообщаемся…. Что приходит на ум, когда вы думаете о консультировании, психологии или даже психиатрии? Для многих из нас эти слова часто связаны с идеями и работой одного человека… Зигмунд Фрейд . Образы узорчатых диванов, кубинских сигар, двусмысленных чернильных клякс, оговорок по Фрейду и склонности ко всему сексуальному захлестывают нас при одном упоминании имени этого печально известного персонажа.

Но если мы посмотрим дальше мазков популярной культуры, что мы на самом деле знаем об основных теориях Зигмунда Фрейда, и как эти теории связаны с современным психоанализом? В этой статье мы надеемся более подробно изучить некоторые основные идеи и работы самого великого человека и показать, насколько далеко продвинулась психотерапия с тех пор, как Фрейд изложил свои идеи в начале 1900-х годов.


Кем был Зигмунд Фрейд?

«Моя жизнь интересна только в том случае, если она связана с психоанализом ” Фрейд 1884

Зигмунд Фрейд (урожденный Сигизмунд Фрейд) был австрийским неврологом, родившимся 6 -го мая 1856 года в маленьком городке Фрайберг, Моравия (ныне Чехия). Хотя Фрейд родился в относительно бедной еврейской семье, первоначально он планировал изучать право в Венском университете, но позже передумал и выбрал медицину. По окончании учебы Фрейд начал работать в психиатрической клинике Венской больницы общего профиля. Однако психиатрия в то время не интересовалась психологическими компонентами психического здоровья, а просто рассматривала поведение в свете анатомических структур мозга.

Проведя четыре месяца за границей в парижской клинике Сальпетриер, Фрейд начал проявлять интерес к «истерии» и особенно к методам гипноза ведущего невролога Жана Мартена Шарко. По возвращении в Вену Фрейд оставил Венскую больницу общего профиля и открыл частную практику, специализирующуюся на «нервных и мозговых расстройствах». Там вместе со своим коллегой Йозефом Брейером Фрейд начал исследовать травматические истории жизни клиентов с истерией, что привело к мнению, что разговор был «катарсическим» способом высвобождения «сдерживаемых эмоций». Следовательно, вместе с Брейером Фрейд опубликовал «Исследования истерии» (1895 г.) и начал развивать первые идеи психоанализа.

Примерно в это же время Фрейд начал свой собственный самоанализ, в ходе которого он тщательно анализировал свои сны в свете бессознательных процессов, кульминацией которых стала его следующая крупная работа «Толкование сновидений» (1901) .К настоящему времени Фрейд также разработал свою терапевтическую технику свободных ассоциаций и больше не практиковал гипноз. Отсюда он перешел к исследованию влияния бессознательных мыслительных процессов на различные аспекты человеческого поведения и почувствовал, что среди этих сил наиболее мощными были сексуальные желания в детстве, которые подавлялись сознательным разумом. Хотя медицинский истеблишмент в целом не соглашался со многими из его теорий, в 1910 Фрейд вместе с группой учеников и последователей основал Международную психоаналитическую ассоциацию с Карлом Юнгом в качестве президента.

В 1923 году Фрейд опубликовал «Эго и Оно» , в котором пересматривал структурный состав разума, и в этот период продолжал лихорадочно работать над развитием своих идей. К 1938 году и приходу нацистов в Австрию Фрейд уехал в Лондон с женой и детьми. Все это время он страдал от рака челюсти и, перенеся 30 операций, умер в Лондоне 23 сентября.0026 rd сентябрь 1939 г.


Основные теории Фрейда

Психосексуальное развитие и Эдипов комплекс

Одной из наиболее известных теорий Фрейда была теория психосексуального развития. По сути, Фрейд постулировал, что в детстве мы проходим через серию стадий, сосредоточенных на эрогенных зонах. Успешное завершение этих стадий, утверждал Фрейд, ведет к развитию здоровой личности, но фиксация на любой стадии препятствует завершению и, следовательно, развитию нездоровой, зацикленной личности во взрослом возрасте. Хотя элементы этой теории все еще используются в наши дни психодинамическая/психоаналитическая терапия , со временем терапия была заменена более современной теорией.

  1. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев) : Ребенок сосредотачивается на оральных удовольствиях, таких как сосание. Трудности на этом этапе могут привести к оральной личности во взрослом возрасте, сосредоточенной на курении, употреблении алкоголя, кусании ногтей, и они могут быть пессимистичными, доверчивыми и чрезмерно зависимыми от других.
  2. Анальная стадия (от 18 месяцев до 3 лет): Основное внимание здесь уделяется устранению и удержанию фекалий и обучению контролировать это в соответствии с социальными нормами. Фиксация здесь может привести к перфекционизму, потребности контролировать или наоборот; грязный и неорганизованный.
  3. Фаллическая стадия (возраст от 3 до 6 лет): На фаллической стадии удовольствие ребенка перемещается к гениталиям, и Фрейд утверждал, что на этой стадии у мальчиков развивается бессознательное сексуальное влечение к своим матерям и страх, что из-за этого их отцы накажут. их путем кастрации. Это стало известно как Эдипов комплекс после трагедии Софокла. Фиксация на этой стадии может привести к путанице в отношении сексуальной идентичности или к сексуальным отклонениям.
  4. Латентная стадия (от 6 лет до полового созревания): Сексуальные побуждения на этой стадии остаются в значительной степени подавленными.
  5. Генитальная стадия (пубертатный период): Эта последняя стадия приводит к тому, что человек переключает свой интерес на представителей противоположного пола.


Ид, Эго, Суперэго и Защиты

В своих более поздних работах Фрейд предложил разделить человеческую психику на три части: Ид, Эго и Суперэго. Фрейд обсуждал эту модель в эссе 1920 года «По ту сторону принципа удовольствия» и развивал ее в «Эго и Оно» (1923).

Ид: Согласно Фрейду, Ид — это полностью бессознательная, импульсивная и требовательная часть психики, которая в детстве позволяет нам удовлетворять наши основные потребности. Эта часть психики действует на основе того, что Фрейд назвал принципом удовольствия, и все дело в удовлетворении всех наших потребностей и желаний без учета реальности. Ид ищет немедленного удовлетворения.

Эго: Эго основано на принципе реальности. Он понимает, что Ид не всегда может иметь то, что хочет, потому что иногда это может вызвать у нас проблемы в будущем. Таким образом, Эго является привратником Ид, позволяя ему иногда иметь то, что оно хочет, но всегда следя за тем, чтобы учитывалась реальность ситуации.

Супер-Эго: К тому времени, когда мы достигаем 5-летнего возраста, Фрейд утверждал, что у нас развилась другая часть психики, называемая Супер-Эго. Это нравственная часть психики и независимо от ситуации всегда считает, что мы должны поступать нравственно. Некоторые концептуализируют эту часть как нашу совесть.

Таким образом, роль Эго состоит в том, чтобы найти баланс между требовательным Ид и самокритичным Супер-Эго. Фрейд утверждал, что у здоровых людей эго хорошо справляется с уравновешиванием потребностей этих двух частей психики, однако у тех, у кого одна из других частей доминирует, в личности развиваются индивидуальные трудности и проблемы. Балансирование между этими двумя аспектами психики иногда может быть трудным для Эго, поэтому оно использует множество различных инструментов, помогающих посредничать, известных как Защитные Механизмы. Некоторые примеры защитных механизмов:

  • Смещение : «т.е. спорить с партнером после ссоры с другом»
  • Проекция: «т.е. утверждение, что другой человек глуп, когда вы проигрываете спор»
  • Сублимация: «т.е. Стать боксером, чтобы бить других более социально приемлемым способом»
  • Отказ: «т.е. Отрицать, что у вашего мужа роман, и вести себя как обычно»
  • Репрессии : «т.е. Забыть о том, что произошло, потому что это слишком эмоционально болезненно»


Бессознательное

Концепция бессознательного была центральной во взглядах Фрейда на разум. Он считал, что большая часть того, что мы переживаем изо дня в день (эмоции, убеждения и импульсы), происходит в бессознательном и недоступна для просмотра в сознательном уме. В частности, он использовал концепцию вытеснения, чтобы продемонстрировать, что, хотя человек может не помнить, что с ним происходило что-то травмирующее, эта память заперта в бессознательном. Тем не менее важно то, что эти воспоминания остаются активными в бессознательном и могут вновь появляться в сознании при определенных обстоятельствах и могут вызывать проблемы для нас даже в бессознательном.

Наше сознание, однако, согласно Фрейду, составляет очень небольшую часть нашей личности, поскольку мы осознаем только небольшую верхушку айсберга того, что на самом деле происходит в нашем уме. Фрейд также добавил к нашей психике третий уровень, известный как предсознательный или подсознательный разум. Это та часть разума, которая, хотя мы и не всегда осознаем, что в ней находится, мы можем извлекать из нее информацию и воспоминания, если нас об этом попросят. Это один из наиболее важных вкладов Фрейда, который до сих пор широко используется в психотерапии.


Современный психоанализ

Хотя на первый взгляд основные теории Фрейда могут показаться немного странными (с течением времени они подверглись многочисленной критике), большая часть работ Фрейда остается центральной для некоторых из наших наиболее фундаментальных представлений о психологии и психологии. консультирование и психотерапия. Например, использование свободных ассоциаций, переноса и контрпереноса, анализа сновидений , защитных механизмов и бессознательного ума имеют огромное значение для современной психодинамической и психоаналитической практики.

Теории Фрейда радикально изменили то, как люди понимали разум еще в 1900-х годах, и его разработку «лечения разговором» нельзя недооценивать. Первоначальные исследования и клиническая практика Фрейда относятся к психологии и психиатрии, как Ньютон к физике. Хотя мы в некоторых отношениях отвергли некоторые из его теорий в свете новых данных, именно его идеи предоставили платформу другим психологам, философам, терапевтам и врачам для дальнейшего исследования.

Если вы нашли эту статью полезной и хотели бы узнать больше о других известных психологах того времени, мы рекомендуем вам прочитать наш путеводитель по известным мыслителям-психологам.

У вас есть вопросы об основных теориях Фрейда? Или у вас есть чем поделиться? Присоединяйтесь к беседе, комментируя ниже.

Теория Фрейда: определение и примеры​

Теория Фрейда: определение и примеры​

Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат
Отзыв Чики Дэвиса, магистра искусств, доктора философии.

Теория Фрейда столь же противоречива, сколь и фундаментальна для понимания истории психологии. В этой статье дается определение теории Фрейда и приводится множество примеров вклада Фрейда в эту область.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

Мое знакомство с Зигмундом Фрейдом произошло на уроке сравнительной литературы, где я прочитал один из самых известных случаев Фрейда с клиенткой. В то время у меня не было опыта психологии, и я нашел отношение Фрейда к своему клиенту сексистским и инфантильным. Хотя верно то, что Фрейд часто так поступал с женщинами — и это лишь одно из нескольких обоснованных критических замечаний, которые мы можем сделать в отношении теории Фрейда, — многие из его идей сохранились в области психологии, даже когда их трудно доказать. .

Так почему же теория Фрейда по-прежнему так важна для понимания, даже если вы не заинтересованы в получении или предоставлении фрейдистского психоанализа (разновидности психотерапии, разработанной Фрейдом)? Я надеюсь, что благодаря введению и применению многих ключевых концепций Фрейда эта статья сможет пролить свет на живучесть теории Фрейда.

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии.​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повышайте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

Что такое теория Фрейда? (Определение)

Теория Фрейда состоит из многих частей, что затрудняет краткое определение того, что представляла собой теория Фрейда. Прежде всего, важно понять, что Фрейд получил образование врача, а именно невролога и психиатра, и руководствовался в своем мышлении философами и учеными, которые были до него. Теория Фрейда черпает вдохновение, в частности, из открытий Дарвина относительно адаптации и эволюции. Он рассматривал людей и как социальных животных, и как животных инстинктов, и Фрейд разработал свои теории из желания объяснить, как люди уравновешивают свою потребность в общении и принятии другими с их стремлением действовать в соответствии со своими инстинктивными желаниями (Freud, 19).36).
 
Фрейд считал, что с течением времени у людей растет их способность справляться как с инстинктивными, так и с социальными требованиями — подробнее об этом позже. В то же время он считал, что многие из наших инстинктивных побуждений были неприемлемы для нашего сознательного разума — они либо слишком часто приводили к неприятию со стороны других, либо слишком часто противоречили нашим представлениям о том, кто мы такие, — чтобы мы могли терпеть признание. их прямо. По этой причине он уделял большое внимание пониманию того, как мы справляемся со всеми этими бессознательными мыслями и чувствами, особенно когда они противоречат нашим сознательным убеждениям и желаниям.
 
В то время как идеи Фрейда о бессознательном проявлялись в его размышлениях о либидо, защитных механизмах, переносе и сновидениях, самое важное, с чего следует начать в понимании фрейдовской теории, — это понять три части нашей психики по Фрейду: Ид, Суперэго и Эго. (Фрейд, 1936):

  1. Ид. Фрейд считал Ид вместилищем бессознательного. Считалось, что все желания и пожелания, которые мы могли бы иметь, но не хотели бы сознательно признавать, находятся в Ид. Например, родитель может возмущаться и отчаянно хотеть быть свободным от своих детей, но поскольку такая мысль кажется этому родителю совершенно «неродительской», они не могут сознательно признать это для себя.
  2.  Суперэго. Если Ид — это вместилище всех наших врожденных желаний, то Суперэго — полная противоположность: это часть мозга, которая отслеживает все моральные и социальные ожидания от нас. Продолжая пример обиженного родителя, скажем, что суперэго — это часть мозга, которая напоминает родителю: «Вот что должен делать родитель и чего все ожидают от вас как от родителя». Это та часть мозга, которая выкрикивает свое неодобрение, когда родитель повышает голос в продуктовом магазине на своего требовательного, голодного ребенка.
  3. Эго. Между Ид и Суперэго застряло эго: это наше самоощущение стремится сбалансировать требования Суперэго и Ид. Чтобы закончить мой пример, эго может попытаться договориться между идентификатором родителя и суперэго (например, «Нельзя ненавидеть своих детей, но можно излить своему лучшему другу о том, как они раздражают»).
 
Я написал приведенные выше примеры так, как будто эго, ид и суперэго на самом деле являются отдельными частями мозга, которые могут общаться друг с другом, но у нас нет доказательств того, что наш мозг работает именно так, и я сомневаюсь, мы переживаем себя таким образом. Смысл изображения частей психики Фрейда таким образом состоит в том, чтобы прояснить, как Фрейд видел эти части связанными друг с другом и функционирующими в нашей жизни. Вы могли заметить, что тема, о которой я упоминал ранее, — напряжение между нашим бессознательным и сознанием — в значительной степени присутствует в отношениях между эго, ид и суперэго.

Почему важна теория Фрейда

Простой ответ на вопрос, почему теория Фрейда важна, состоит из двух частей: (1) она вдохновила область психотерапии, которая продолжает широко применяться и известна своей эффективностью; и (2) многие идеи Фрейда вошли в общественное сознание и продолжают влиять на психологов сегодня (Blatt, 1998). В более общем плане Фрейд был одним из первых, кто начал проводить длительную интенсивную терапию — иногда несколько сеансов в неделю с каждым клиентом, — и он был одним из первых, кто обратил большое внимание на то, что происходит в психотерапевтическом процессе. (Блатт, 19 лет98).
 
Хотя некоторые из идей Фрейда о том, как дети превращаются во взрослых, не считаются точными, его внимание к тому, как качество и характер воспитания сильно влияет на то, кем становятся дети, привлекло столь необходимое внимание к взаимодействию родителей и детей и послужило основой для работы многие психологи развития. Например, Фрейд полагал, что родители, которые наказывают, резко критикуют и чрезмерно контролируют своих детей, делают их депрессивными, отчасти за счет того, что прививают им чрезмерно критичное Супер-Эго (Freud, 19).36). Это утверждение было подтверждено многими психологическими исследованиями, проведенными со времен Фрейда (например, Blatt & Homann, 1992; Zuroff et al., 1994), которые показали, что самокритика, развивающаяся у детей при таком родительстве, впоследствии приводит ко многим негативным последствиям. в жизни.
 
Кроме того, хотя многие особенности различных психологических диагнозов со временем изменились, идеи Фрейда о том, как развивается личность, и о природе различных расстройств личности также были основополагающими для более поздней работы по этим темам (Blatt, 19).98).
 
Наконец, теория Фрейда остается важной, потому что она вошла в обиход — многие идеи Фрейда стали частью того, как мы описываем нашу повседневную жизнь. Например, Фрейд ввел идею словесных оговорок (оговорки по Фрейду) или моментов, когда мы оговариваемся таким образом, что раскрываются скрытые мысли или чувства (Фрейд, 1901) (например, говоря: «Не могу дождаться, когда ты уйдешь». », когда вы хотели сказать: «Ненавижу, когда ты уходишь»)

Примеры теории Фрейда

Другим примером устойчивой теории Фрейда являются защитные механизмы Фрейда (Freud, 1936). Проще говоря, Фрейд считал, что один из способов, которым эго может защитить себя от мыслей, чувств и событий, которые оно считает неприемлемыми, — это использовать различные психологические уловки или защитные механизмы, чтобы избавиться от этого неприемлемого. Для Фрейда особенно важным импульсом, против которого большинство людей использовало бы защитные механизмы, был сексуальный интерес к одному из родителей (обычно родителю другого пола). Поскольку такое желание является социальным табу, человек может использовать защитный механизм, такой как отрицание или проекция, чтобы избежать столкновения с ним.
 
Другим примером теории Фрейда в действии является его идея фиксации или застревания на проблемах, типичных для определенной стадии развития, даже когда человек продолжает стареть и должен «перерасти» фиксацию (Freud, 1936). Для Фрейда эти фиксации часто были связаны с частями тела — более подробную информацию см. В разделе ниже о сексуальном развитии в теории Фрейда.
 
Наконец, Фрейд использовал слово «либидо» для описания психической энергии внутри нас, которая управляется нашими врожденными, инстинктивными желаниями. Он видел, что наше либидо реализуется как через сексуальную активность, так и через исполнение желаний, например, во сне (Solms, 2000).

Фрейдистская теория психоанализа

Фрейдистский психоанализ поставил своей целью признание и интеграцию своих бессознательных желаний и потребностей, поскольку игнорирование этих бессознательных побуждений обычно приводило к болезненным последствиям и психологическим проблемам для его клиентов (Sarnoff, 1960). Например, считалось, что многие люди задействуют защитные механизмы, которые значительно усложняют их жизнь, но, исследуя бессознательные причины этих защитных механизмов, психоаналитик может помочь клиенту более эффективно реагировать на бессознательные побуждения.
 
Например, человек из группы меньшинств, столкнувшийся с расизмом или гомофобией, может отождествить себя со своими угнетателями (защитный механизм) и занять позицию этих людей, пытаясь нейтрализовать угрозу со стороны этих людей ( Сарнов, 1960). Психоаналитик может помочь своему клиенту осознать, как он бессознательно идентифицирует себя с убеждениями и установками более привилегированной группы и как это негативно влияет на его жизнь.
 
Еще одна линза, которую использовал психоанализ, состоит в том, чтобы рассматривать нашу жизнь как наполненную противоречивыми мотивами, которые все обусловлены либо желанием социальных связей и принятия, либо желанием удовлетворить побуждения своего либидо. Или это напряжение может быть результатом внешнего мотива (например, нежелания рассердить родителя) и внутреннего мотива (например, желания быть честным и признать проступок). Наша трудность в выборе того, как разрешить эти противоречивые мотивы, в сочетании с трудностью ожидания реализации одних мотивов, в то время как мы отдаем приоритет другим, считается, что психоанализ лежит в основе наших проблем с психическим здоровьем.

Фрейдистская теория личности

Фрейд считал, что наши личности определяются тем, как наши Ид, Эго и Супер-Эго взаимодействуют друг с другом (Freud, 1936). Например, человек с высокоразвитым и могущественным Супер-Эго может показаться перфекционистом, осуждающим или крайне самокритичным, в то время как человек со слабым Эго будет иметь много перепадов настроения и с большим трудом скажет вам, что он чувствует. я есть.
 
Фрейд рассматривал ранние годы ребенка как время, когда эго и суперэго обретают форму и начинают осуществлять контроль над ид. Он считал, что навязчивые идеи и другие трудности в развитии здорового эго и суперэго будут причиной психических расстройств во взрослом возрасте. Теперь мы можем обратить наше внимание на психосексуальные стадии развития в теории Фрейда, которые являются ключом к пониманию того, как в его глазах выглядят фиксации и проблемы с эго и суперэго.

Фрейдистская теория сексуальности

90–220 Фрейд (1905) считал, что личность, развившаяся как индивидуум, проходит пять психосексуальных (и очень гетеронормативных, подкрепляющих гендерную бинарность) стадий развития. На каждой стадии он видел, что наше либидо зациклено на определенных частях тела.

  1. Оральный этап. Будучи младенцами, мы общаемся с миром через рот. Фрейд считал, что проблемы развития в этот период жизни оставят людей с оральной фиксацией в более поздние годы, например, они будут грызть ногти во взрослом возрасте.
  2. Анальная стадия. Примерно в возрасте от одного до трех лет мы больше сосредотачиваемся на удовольствии от предательства и начинаем видеть себя отличными от других людей. Фрейд рассматривал приучение к горшку как центральный конфликт этой стадии.
  3. Фаллическая стадия. Фрейд считал, что в возрасте от трех до шести лет дети начинают осознавать свои гениталии и, соответственно, свой пол. Это приведет к тому, что у них начнут развиваться антагонистические чувства по отношению к людям своего пола и влечение к людям другого пола. Обнаружение самоудовлетворения также было характерно для этой стадии.
  4. Стадия задержки. С семи лет до полового созревания Фрейд считал, что сексуальная энергия в основном подавляется или перенаправляется на другие виды деятельности, такие как школьная работа и спорт.
  5. Генитальная стадия. Начиная с периода полового созревания, Фрейд считал, что сексуальная энергия концентрируется на экспериментах как с собственными гениталиями, так и с гениталиями других людей. Он считал это исследование — пока оно было гетеросексуальным — нормальным и здоровым на данном этапе.​

Теория Фрейда и бессознательное

Для описания того, как теория бессознательного Фрейда и как она связана с рядом других тем этой статьи, рекомендую посмотреть следующее видео:

Видео: Зигмунд Фрейд: Подсознание

Фрейдистская теория сновидений

Фрейд (1961) считал, что сны демонстрируют наши бессознательные побуждения — они являются воротами к пониманию того, чего хочет наше либидо. Фрейд очень интересовался интерпретацией снов своих клиентов, чтобы определить побуждения, которые они подавляли или превращали в другие мысли и образы. Это было одно из мест, где теорию Фрейда труднее всего доказать — нет науки, подтверждающей его методы толкования сновидений как точные или полезные, и действительно, его интерпретации были именно таковыми — интерпретациями, основанными на его собственных теориях (Solms, 2000). ).

Статьи, связанные с теорией Фрейда

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Работа с тенью: определение, примеры и подсказки
  • Защитные механизмы: определение, примеры и типы​
  • Подсознание: определение, мысли и поведение​​​​​​​​​​

Книги, связанные с теорией Фрейда

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать.

  • Фрейд и душа человека: важная интерпретация теории Фрейда
  • Психология и теория Фрейда: введение
  • Учебник по психологии Фрейда

Заключительные мысли о теории Фрейда

Эта статья едва затрагивает поверхность понимания теории Фрейда, но я надеюсь, что она может послужить полезной отправной точкой, если вы новичок в его работах. Вы всегда можете узнать больше из авторитетных источников в Интернете, собственных работ Фрейда и работ многих людей, которых он прямо наставлял или косвенно вдохновлял.

Не забудьте скачать нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


расширить свой оздоровительный бизнес в геометрической прогрессии!

Каталожные номера

  • Блатт, С.Дж. (1998). Вклад психоанализа в понимание и лечение депрессии. Журнал Американской психоаналитической ассоциации, 46(3), 723-752.
  • Блатт, С.Дж., и Хоманн, Э. (1992). Взаимодействие родителей и детей в этиологии зависимой и самокритичной депрессии. Обзор клинической психологии, 12 (1), 47–9.1.
  • Фрейд, С. (1901). Психопатология повседневности. Лондон: Пингвин.
  • Фрейд, С. (1905). Три эссе по теории сексуальности. Standard Edition 7: 123-246.
  • Фрейд, А. (1936). Эго и механизмы защиты. Нью-Йорк: Издательство международных университетов.
  • Фрейд, С. (1961). Толкование снов. В J. Strachey (Ed. and Trans.), Стандартное издание полного собрания сочинений Зигмунда Фрейда по психологии (тома 4–5). Лондон: Хогарт Пресс. (Оригинальная работа опубликована 1900)
  • Сарнофф, И. (1960). Психоаналитическая теория и социальные установки. Общественное мнение Ежеквартально, 24 (2), 251-279.
  • Солмс, М. (2000). Теория сновидений Фрейда сегодня. Психолог, 13(12), 618-619.
  • Зурофф, Д.К., Кестнер, Р., и Пауэрс, Т.А. (1994). Самокритика в возрасте 12 лет: лонгитюдное исследование приспособления. Когнитивная терапия и исследования, 18, 367-385.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи: