Гений и новатор. Почему Фрейда называют великим учёным | Психология жизни | Здоровье
«В Средние века сожгли бы меня, теперь жгут всего лишь мои книги», — эта цитата Зигмунда Фрейда очень точно описывает непростые отношения врача с учёным сообществом, которое всячески его критиковало. Однако сегодня открытия Фрейда, сделанные десятки лет тому назад, активно используются в психотерапии. АиФ.ru попросил психолога Анну Хныкину доступным языком рассказать о достижениях учёного, которые принесли ему мировую известность.
Психоаналитическая теория Фрейда
Данная теория — мать всех существующих на сегодняшний день психотерапий, это база. На её основе были построены гештальт-терапия, психодрама (а также все групповые методы психотерапии), транзактный анализ, когнитивная терапия, НЛП и др. Какой бы метод мы ни взяли, он основан на том, что в психике существуют бессознательные процессы, которые функционируют по своим законам. Любой вид психотерапии предполагает работу с бессознательным. Психологи поднимают из него не только неврозы, но и скрытые ресурсы — то, до чего люди сами не могут добраться. Самостоятельно каждый из нас может взаимодействовать именно с сознательной частью, что, по сути, пользы не приносит. В бессознательное Фрейд проникал с помощью гипноза, ассоциирования и трактовки снов — это его основные методы работы.
Конечно, ученый был абсолютным новатором в отрасли психиатрии, ему было очень тяжело, его критиковали, особенно пансексуалистическую часть теории Фрейда, которая говорит, что человеком правят влечения. Основное, самое подавляемое из которых, безусловно, — сексуальное. Есть такой приём в риторике: как только видите, что слушатели засыпают, скажите «секс». Аудитория сразу взбодрится, это факт. К сожалению, до сих пор большинство тех, кто поверхностно знаком с учениями Фрейда, ничего, кроме секса, в них больше не видят, а жаль!
Структурная модель психики человека
Фрейд первым описал, что в строении психики человека присутствует бессознательная часть. В ней содержится всё, что мы не осознаём, в т. ч. инстинкты, которые мы склонны сознательно подавлять. До этого момента наука развивала только сознание, всячески наполняла его: люди обучались, читали книги, решали задачи, считая, что чем умнее человек, тем лучше. Фрейд сказал о том, что сознание — это всего лишь часть нашей психики, которая на самом деле наполнена защитами от реальности. Настоящая суть человека — Оно.
Структурная модель Фрейда с годами всячески трансформировалась, но, по сути, никто так далеко и не ушёл от трёх составляющих. Она активно используется и сегодня под разными названиями, например всем известные Ребёнок – Взрослый – Родитель, где Ребёнок — это инстинктивная часть — Оно, Взрослый — Эго, а Родитель — супер-Эго.
Психосексуальные фазы развития человека
Открыв теорию влечений, Фрейд описал стадии развития личности, опираясь на физиологическое развитие ребёнка. В каждый из этих периодов ему свойствен определённый тип отношений с окружающим миром, в каждом из них стоят свои возрастные задачи, отражённые в психике.
На психоаналитической теории Фрейда базируется мощная теория, которая сегодня активно используется в работе — «Теория объектных отношений». Её суть: родившийся человек является субъектом, он всегда в контакте с неким объектом, и первым таким объектом является мать. На основе опыта общения конкретного субъекта можно в дальнейшем объяснить принципы функционирования психики и отношений человека с другими людьми. Грубо говоря, не полностью прожитые или зафиксированные травматические события на какой-то стадии, по Фрейду, в дальнейшем повторяются в жизни человека.
На практике, зная взаимоотношения ребёнка с матерью в младенчестве и раннем детстве, можно понять, какие проблемы в отношениях с другими людьми ожидают его в дальнейшей жизни. Имея это знание, можно дальше строить работу с пациентом.
Эдипов комплекс (у мальчиков) и комплекс Электры (у девочек)
Речь идёт о том, что ребёнок, изначально находясь в идеальных отношениях с мамой и папой, рано или поздно наталкивается на некое их отвержение и запреты. В возрасте около 4-х лет он буквально очаровывается родителем противоположного пола и оказывается в любовном треугольнике (отец, мать, ребёнок). Ему предстоит понять, что «став взрослым» он не может всецело рассчитывать на родительскую любовь, как прежде, в младенчестве. По сути дела, то, как он переживёт этот сложный момент, влияет на то, как будет складываться его последующая жизнь и любовные отношения во взрослом возрасте.
Например, маленький мальчик до 4 лет жил и любил свою маму, и до этого возраста он не задумывался о том, что на самом деле она ему всецело не принадлежит, у неё есть другой любимый человек — папа. Каждый ребёнок переживает это, но вытесняет свои переживания, не осознаёт этих чувств. Фрейд поднял сексуальный конфликт в данном вопросе, до него никому в голову не приходило, что между ребёнком и родителем так или иначе может быть некое эротическое влечение. Но смысл его открытий заключался в том, что секс — это не только соитие и желание его, это ещё и влечение, целая история внутренних переживаний. Конечно, это шокировало и до сих пор шокирует многих людей. В результате конфликта ребёнок впервые остаётся наедине с самим собой, и если он это понимает, то в дальнейшем ему будет гораздо проще переживать удары судьбы, а они будут возникать в любом случае.
Исходя из того, как пациент прожил стадию Эдипова комплекса, психоаналитик делает выводы о том, насколько он справляется со своим внутренним одиночеством.
Фрейд говорил: «Любовь к истине — это принятие реальности». А реальность никогда не бывает идеальной, она идёт своим чередом, никогда под тебя не подстраивается, и, по сути дела, сильная, здоровая психика — это способность к переживанию и смирению с тем, что происходит.
«Я верю в бородатых мужчин и длинноволосых женщин». 10 цитат доктора Фрейда
«Я верю в бородатых мужчин и длинноволосых женщин». 10 цитат доктора Фрейда
Защитные механизмы психики человека
Способы сознания, с помощью которых человек спасается и бережёт свою самооценку, — это наши «внутренние друзья», которые проживают как в сознательной, так и в бессознательной части психики. К защитным механизмам относится, к примеру, вытеснение — мы делаем вид, что того, что происходит, — нет. Есть ещё один способ защиты — это проекция — то, что человек в себе признать не может и не хочет (поскольку ему от этого больно, неприятно), но оно в нём есть и раздражает его, ему свойственно видеть в других людях. Это одна из ведущих защит, и она присутствует в нашей жизни постоянно. Такая защита, как рационализация, едва ли нуждается в представлении: когда мы начинаем рационализировать, мы бессознательно ищем приемлемые с разумной точки зрения оправдания для выбранных решений. Так, родитель, бьющий своего ребёнка, рационализирует агрессию тем, что делает это «для его блага». Ещё один способ справиться с суровой реальностью — регрессия, когда ты не можешь «переварить» существующие обстоятельства, кажешься себе маленьким ребёнком и в итоге просишь о помощи на стороне. Отрицание — будучи неспособным принять существующие факты, человек говорит: «Я не могу поверить! Это не так!». Часто это бывает в первые дни после смерти близкого: нам кажется, что он ещё где-то рядом, потом ещё долгое время может казаться, что он просто уехал.
Защитные механизмы необходимы, ничего плохого в них нет, как и в комплексах. Комплексы и защиты — не что иное, как составные части психики. Существуют такие псевдовиды психотерапии, которые призывают «снять маски» и в конечном итоге приводят к снятию защитных механизмов. Но здоровой психике защиты крайне необходимы, чтобы выживать. Их снятие приводит к тотальной беспомощности, а также к тому, что ты, по сути дела, вообще себя не ценишь, чувствуя слабым и неспособным ни на что.
Если понимать, какие защиты у человека ведущие, можно определить, к какому типу личности он относится. Не будем погружаться в типологию, но, например, к избеганию (проблемы) наиболее часто прибегают люди шизоидного типа.
Метод свободных ассоциаций
Является одним из способов проникновения в бессознательную часть психики. Собирается ассоциативный ряд на тему того, что тревожит пациента. Например, вас беспокоит чёрный ворон за окном (А), вы должны сказать психоаналитику, что всплывает в вашей памяти в связи с этим образом (В). Потом аналитик попросит вас найти ассоциацию (С) на возникшую ассоциацию (В) и так далее по цепочке, пока вы не выйдете к «ядру комплекса». Со временем этот метод претерпел множество изменений и сегодня используется во всех видах психотерапии. Часто его можно распознать под вопросом: «На что похоже то, о чём вы говорите?».
Техника толкования сновидений
Фрейд первым вынес сновидения в науку, до этого они считались какой-то нечистой силой. Он называл сны «королевской дорогой в бессознательное». Известный факт: людям, у которых плохая связь с бессознательным, сны не снятся, точнее, они их не помнят. А люди, хорошо и ясно помнящие свои сны, видящие их довольно часто, имеют хорошую связь с бессознательным. Через сон материал из бессознательной части просачивается в сознание. Описывая свой сон психотерапевту, пациент может получить ответы на многие вопросы.
Перенос и контрперенос
Феномен переноса, открытый Фрейдом, в своей сути означает следующее: все предыдущие переживания человека (в основе которых лежат переживания детства и отношения с матерью и отцом) переносятся на аналитика, а чувства и эмоции, которые проявляются в процессе анализа, представляют собой повторение чувств и эмоций прошлого опыта. В процессе психоанализа в отношении к аналитику у пациента повторяется и оживает любовь, ненависть, агрессия и фрустрация, которые он переживал, будучи ребёнком, по отношению к родителям. Интерпретация поведения и фантазий, которую даёт аналитик, показывает пациенту, что эти чувства возникли не сегодня и относятся не к аналитику, а повторяют его прошлые переживания.
Контрперенос — это параллельный процесс переноса у аналитика на пациента.
В обыденной жизни это проявляется точно так же: нам часто кажется, что мы знаем, как будет развиваться ситуация, что происходит или что должно произойти. А в огромном количестве случаев это просто наш прошлый опыт диктует нам ожидания.
в чем суть и особенности
О чем речь? Теория Фрейда до сих пор оказывает большое влияние на ответвления современной психологии. Прародитель психоанализа разобрал множество важных особенностей личности, а также раскрыл все могущество подсознания и бессознательного в человеке.
Зачем знать? Изучив подход Фрейда к анализу человека, можно понять, откуда берут своё начало сновидения и какая информация в них заложена; почему какие-то события из детства так влияют на нашу жизнь во взрослом возрасте; что заставляет людей совершать одни и те же ошибки и многое другое.
В статье мы расскажем:
- Психоанализ по теории Фрейда
- Как появилась теория Фрейда
- Базовые идеи теории Фрейда
- Влияние теории Фрейда на развитие психологии как науки
Психоанализ по теории Фрейда
Психоанализ – это и психологическая теория, и терапевтическое лечение психики, базирующееся на ней. Основа метода и термин принадлежат знаменитому австрийскому психиатру Зигмунду Фрейду и были разработаны им на стыке XIX и XX веков.
Психоанализ подразумевает наличие бессознательной области, которая может вызывать у человека определенные желания, мысли, чувства и даже воспоминания.
Часто термин «психоанализ» применяют к любой теории или методике, которые направлены на поиск глубинных причин психологических проблем путем исследования бессознательной области человеческой личности. В некоторых случаях в качестве синонима к «психоанализу» используют словосочетание «глубинная психология».
При этом нужно понимать, что психоаналитических теорий несколько и в них есть отличия.
Кроме того, психоанализ можно считать одним из способов познания собственной личности. Если регулярно посещать психолога и делиться с ним самым сокровенным, то интерпретации специалиста могут открыть для вас новые грани вашей личности.
В целом психоанализ считается одной из научно-философских концепций. Однако теория Фрейда предполагала, что он носит метапсихологический характер и однажды станет самостоятельной наукой наравне с психологией и философией. Пока ожидания психиатра не сбылись.
По многим положениям психоанализ был призван объединить расходящиеся в конце XIX в. направления психологии: философское и научное. В итоге он оформился как многоуровневый набор идей, пытающихся представить альтернативный взгляд на сущность человека.
Как появилась теория Фрейда
Родоначальник психоаналитической теории Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии, где и прожил большую часть жизни. Он получил ученую степень доктора в 1881 году, сдав на отлично все экзамены. После имел опыт работы хирургом и неврологом, но в 1883 году сменил направление деятельности на психиатрическое.
Особый интерес Фрейда вызвал опыт гипнотической терапии Йозефа Брейера, врача и физиолога из Австрии, который описал метод катартического лечения неврозов, открытый при исследовании Берты Паппенхем (Анна О. в психиатрических трудах). Метод гласит, что физические недомогания пациента без объективных причин могут объясняться психологическими травмами его прошлого. Их осознание помогает больному почувствовать себя лучше.
Так, внимание Фрейда перешло на изучение бессознательного. А в 1890-х годах он совместно с Йозефом Брейером стал исследовать влияние гипнотического внушения на пациентов с неврозом. Состояние некоторых больных улучшалось после того, как они осознавали причину недомоганий. Однако метод работал не со всеми.
Позже Фрейд заметил, что такая терапия может приносить положительный эффект и без гипнотического транса. Он стал применять метод свободных ассоциаций: пациент должен был высказывать все, что приходит ему на ум, когда он слышит, к примеру, слово «мама».
Фрейд обнаружил, что наиболее часто травматичные переживания его пациентов были сопряжены с сексуальной сферой. Он сделал предположение, что так происходит из-за подавления либидо (полового инстинкта), что влечет за собой различные симптомы, которые выполняют защитную функцию психики.
При помощи ассоциативной методики Фрейд стал обращать внимание на значение снов, речевых оговорок и забывчивость. Он полагал, что травматичные переживания, полученные в детском возрасте, оказывают влияние на либидо и агрессивность человека в более поздние периоды жизни.
Теория Зигмунда Фрейда основывалась на том, что если человек осознает эти подавленные желания и эмоции, то его состояние улучшится. Поэтому ученый ставил цель: высвободить бессознательные переживания, то есть сделать их осознанными. Эту терапию называют «катарсисом».
Фрейд утверждал, что симптоматического лечения психологических проблем недостаточно – нужно устранять их причину.
Читайте также
«Амбиверт: характер, поведение, особенности общения»ПодробнееПсихологические сеансы Фрейда проходили следующим образом: больной занимал лежачее положение на кушетке, а сам он сидел позади, фиксируя свои наблюдения. Так и врач, и пациент могли чувствовать себя более свободно.
В некоторых случаях могло потребоваться от двух до пяти встреч в неделю на протяжении нескольких лет, чтобы получить положительный результат. Иногда подопечные Фрейда, по его свидетельствам, переживали старые эмоции настолько ярко, будто делали это впервые. Хотя психотерапия в данном случае предполагает обычный открытый и искренний диалог.
Базовые идеи теории Фрейда
Теория личности Фрейда основывается на том, что, как и в жизни, в психической сфере человека все происходит последовательно и взаимосвязано. Каждое желание, действие или даже мысль всегда на чем-то основаны, вне зависимости от того, отдает ли человек себе в этом отчет. Прошлое всегда оказывает влияние на будущее. Индивид попросту может не связывать события между собой, потому что их связь может быть скрыта от сознания.
Именно поэтому Фрейд говорил, что в психике существует три сферы: сознательная, подсознательная и бессознательная:
-
В сфере бессознательного остаются инстинкты, которые человек не осознает. Туда же вытесняются мысли, желания и переживания, которые сознание признало ненужными или плохими и поставило их под запрет. Все, что принадлежит этой области, не имеет «срока давности». То есть, если какие-то чувства, пережитые в детстве и вытесненные сознанием, вновь вернутся, то их сила будет такой, как будто человек ощущает их впервые.
-
Сфере предсознания принадлежит некоторая часть бессознательного, которая в любой момент может попасть в сознательное.
-
К сфере сознания принадлежит все, в чем человек отдает себе отчет ежемоментно.
При этом большее влияние на психику, по Фрейду, оказывают инстинкты – склонности, которые диктуют человеку его глубинные жизненные цели.
Читайте также
«Основные лидерские качества и способы их развития»ПодробнееСреди этих инстинктов Фрейд выделил два основных:
-
либидо, которое является жизненной энергией;
-
агрессивная энергия, являющаяся влечением к смерти, разрушению.
Сам ученый больше внимания уделял либидо, напрямую связанному с сексуальной энергией. Его характеристики (такие как возникновение, сила, направленность), по мнению Фрейда, способны объяснить любые психические отклонения и поведенческие мотивы, мысли и чувства человека.
Личность человека, по теории З. Фрейда, состоит из трех уровней:
Оно (ид), по большему счету, принадлежит сфере бессознательного. Это изначально заложенный генетический и инстинктивный опыт. Оно не подвластно логическому объяснению, это хаотичная и неуправляемая энергия, которая любыми способами стремится получить удовольствие. При этом ид сильно влияет на другие сферы личности.
Я (эго) – разумная часть психики, которая подвергает анализу все, что происходит вокруг. Эго начинает формироваться в детском возрасте, когда ребенок делает первые шаги в осознании себя как отдельного субъекта взаимоотношений. Эго питается идом и при этом как бы защищает его, служа определенным фильтром. Взаимодействие этих уровней легко проследить по сексуальной потребности: ид диктует желание, а эго решает, как и при каких обстоятельствах его удовлетворить. Я регулирует оно, обеспечивая физическую и психологическую целостность человека, его здоровье и безопасность.
Сверх-я (супер-эго) формируется у человека под влиянием социума, его моральных законов, требований и табу.
Супер-эго отвечает за такие личностные категории, как:
Все эти три уровня личности выполняют одну задачу – создание баланса между желанием получить удовольствие и возможными последствиями от неудовольствия.
Читайте также
«Теория психологических архетипов по Юнгу»ПодробнееТак, инстинкт, диктуемый идом, попадает в эго, а супер-эго «загоняет» его в рамки. Моральные и социальные запреты препятствуют удовлетворению желаний оно и проявлениям естественной агрессивности – так супер-эго контролирует поведение человека. Это приводит к различным проблемам психического характера.
Чтобы не наступил кризис, сознание человека прибегает к разным «хитростям»:
-
сновидения;
-
сублимация;
-
компенсация;
-
защитные механизмы.
Сновидения
Сновидения могут отражать стремления, которые не были достигнуты. Повторяющиеся навязчивые сны могут свидетельствовать о сильном желании человека достичь чего-либо или о том, что есть что-то, что мешает человеку жить и действовать так, как ему хочется, о неудовлетворенности его положением в какой-либо сфере.
Сублимация
Сублимация помогает направить энергию в русло, которое не будет подвергаться критике. Например, неудовлетворенные сексуальные желания реализуются в творчестве или другой социально значимой деятельности. Именно сублимированная энергия ведет к развитию разных сфер общества, являясь удачным защитным механизмом.
Компенсация
Нервное напряжение, возникающее от нереализованного устремления, можно снять путем прямого взаимодействия с проблемой. Например, человек, не добившийся результата, будет направлять энергию на достижение желаемого или на компенсацию того, что вызывает неудовлетворенность.
В физической сфере компенсаторный принцип включается у людей, которые, например, плохо видят: у них более развитый слух. Психическая сфера способна действовать так же. При отсутствии склонности к какому-либо делу индивид может прилагать максимум усилий, чтобы достичь успеха, проводя часы за тренировками или круглосуточно находясь в мастерской.
Защитные механизмы
Но бывают такие случаи, когда неудовлетворение посредством защитных механизмов отрицается или искажается, тогда может возникнуть гиперкомпенсация, регрессия, проецирование, изолирование, рационализация и прочие реакции на неудовлетворительную реальность.
К примеру, неудачные отношения женщина может подавлять («не помню такого»), отрицать («любви-то и не было»), рационализировать («я совершила ошибку»), изолировать («мне не надо никаких отношений»), проецировать, приписывая другим свои чувства («мужикам нужно лишь одно»), гиперкомпенсировать («меня устраивают отношения без обязательств») и т. п.
Влияние теории Фрейда на развитие психологии как науки
В течение всего прошлого века психиатры и психологи основывали свои исследования на идеях З. Фрейда. Больше всего внимания привлекали труды об уровнях сознания, механизмах защиты и периодах психологического развития.
До появления теории Фрейда сновидения не считались чем-то, что можно изучать и трактовать с точки зрения психики. Но его труд «Толкование сновидений» и разъяснение в нем значимости бессознательного привлекли внимание и к этому явлению.
Позже разработки психиатра использовала и его младшая дочь Анна, и Мелани Кляйн для создания детской психологии и психоанализа.
В немного измененном виде идеи Фрейда продолжил Карл Густав Юнг, считающий себя учеником знаменитого психолога. Он по-иному воспринимал суть либидо и бессознательного, мотивы мыслей и действий человека.
По Фрейду, либидо порождает только сексуальное влечение, тогда как Юнг считал, что оно намного шире и может быть источником и творческой, созидательной энергии.
Кроме того, Карл Юнг расширил представления о поведении человека, которое Фрейд обуславливал лишь прошлым. Юнг утверждал, что желаемое будущее также может оказывать влияние.
Читайте также
«Основные психологические особенности личности»ПодробнееНа основе работ последнего создано много современных концепций психологии. К примеру, именно Юнгу принадлежат термины «архетип личности» и «коллективное бессознательное».
В послевоенные годы прошлого века психоаналитическая теория Фрейда стала широко использоваться в искусстве. Так, она способствовала развитию экспрессионизма в Германии, на котором во многом основано появление хоррора, авангардизма, абстракционизма. Фрейдистские концепции во многом повлияли на работы именитых режиссеров (А. Хичкок, Ф. Феллини, М. Антониони, П. Пазолини), художников (М. Шагал, П. Пикассо, С. Дали) и писателей (Ф. Кафка, Дж. Джойс, Т. Манн, Г.Г. Маркес).
Роль психоанализа, разработанного З. Фрейдом, трудно переоценить. Он стал революцией для научной мысли того времени, своеобразным «коперниковским переворотом», открывшим простор для изучения поведения человека. Сейчас слово «психоанализ» прочно закрепилось в качестве термина, обозначающего и научную концепцию, и метод исследования, и терапию психических заболеваний.
Многие из положений З. Фрейда до сих пор подвергаются критике, но введенные им термины и основы описания структуры личности приняты в научном мире и используются на современном этапе не только психологами, но и педагогами, социологами, сексологами, этнографами, антропологами и прочими учеными.
Фрейд – Индивидуальное и семейное развитие, здоровье и благополучие
Перейти к содержимомуДжессика Трейлор; Лаура Оверстрит; и Диана Лэнг
- Описать теорию психосексуального развития Фрейда
Фрейд и психоанализ
Рисунок 1 . Зигмунд Фрейд.Мы начнем с Зигмунда Фрейда, одного из самых известных пионеров и первых основателей психологии, который был очень влиятельной фигурой в области развития. Его психодинамическая перспектива развития и психопатологии доминировала в области психиатрии до появления бихевиоризма в 1930-х годах и позже. Его предположения о том, что личность формируется в течение первых нескольких лет жизни и что способы взаимодействия родителей или других опекунов с детьми оказывают долгосрочное влияние на эмоциональное состояние детей, на протяжении многих лет направляли родителей, педагогов, клиницистов и политиков. . Мы только недавно начали осознавать, что опыт раннего детства не всегда приводит к определенным чертам личности или эмоциональным состояниям. Появляется все больше литературы, посвященной устойчивости детей, выросших в суровых условиях, но при этом развивающихся без травмирующих эмоциональных шрамов. [1] Фрейд стимулировал огромное количество исследований и породил множество идей. Согласие с теорией Фрейда в целом вряд ли необходимо для оценки вклада, который он внес в область развития. [2]
Фон
Зигмунд Фрейд (1856–1939) был венским врачом, получившим образование в области неврологии и приглашенным для работы с пациентами, страдающими истерией — состоянием, характеризующимся неконтролируемыми эмоциональными вспышками, страхами и тревогой, которое столетиями ставило врачей в тупик. Его также попросили поработать с женщинами, страдающими физическими симптомами и формами паралича, не вызванными органическими причинами. В то время многие люди считали, что некоторые люди генетически неполноценны и, следовательно, более подвержены психическим заболеваниям. Считалось, что женщины генетически неполноценны и, следовательно, подвержены таким заболеваниям, как истерия, которая ранее приписывалась отделенной матке, путешествующей по телу (слово «hyster» означает «матка» на греческом языке).
Однако после Первой мировой войны многие солдаты вернулись домой с проблемами, похожими на истерию. Это поставило под сомнение идею генетической неполноценности как причины психических заболеваний. Фрейд начал работать с истерическими пациентами и обнаружил, что, когда они начинали рассказывать о некоторых своих жизненных переживаниях, особенно о тех, которые имели место в раннем детстве, их симптомы исчезали. Это привело его к первому чисто психологическому объяснению физических проблем и психических заболеваний. Он предположил, что нашими действиями управляют бессознательные мотивы, желания, страхи и тревоги. Когда в наше сознание начинают проникать расстраивающие воспоминания или мысли, мы вырабатываем защитные механизмы, чтобы оградить себя от этих болезненных реальностей, называемые защитными механизмами. Фрейд считал, что многие психические заболевания являются результатом неспособности человека принять реальность.
Фрейд подчеркивал важность опыта раннего детства в формировании нашей личности и поведения. В нашем естественном состоянии мы биологические существа. Нами движут в первую очередь инстинкты. Однако в детстве мы начинаем становиться социальными существами, когда учимся управлять своими инстинктами и преобразовывать их в социально приемлемое поведение. Тип воспитания, который получает ребенок, оказывает очень сильное влияние на развитие личности ребенка. Мы будем исследовать эту идею дальше при обсуждении психосексуального развития, но сначала мы должны определить части «я» в модели Фрейда, или, другими словами, то, что составляет личность человека и делает нас теми, кто мы есть.
Теория Личности/Я
Рисунок 2 . Согласно модели психики Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — реалистическая часть, которая является посредником между желаниями ид и суперэго. (Источник изображения, OpenStax Psychology, CC BY 4. 0)Во взрослом возрасте наша личность или я состоит из трех основных частей: id , эго , и суперэго (рис. 2). Ид, основная, первичная часть личности, является частью самости, с которой мы рождаемся. Он состоит из биологически обусловленного «я» и включает в себя наши инстинкты и побуждения. Это часть нас, которая хочет немедленного удовлетворения. В более позднем возрасте он становится домом для наших самых сокровенных, часто неприемлемых желаний, таких как секс и агрессия. Он действует в соответствии с принципом удовольствия, что означает, что критерием для определения того, хорошо это или плохо, является то, хорошо это или плохо. Младенец — это все id.
Далее эго начинает развиваться в течение первых трех лет жизни ребенка. Последний компонент личности, который должен развиться, суперэго , , начинает проявляться примерно в возрасте пяти лет, когда ребенок все больше и больше взаимодействует с другими, изучая социальные правила, определяющие правильное и неправильное. Суперэго действует как наша совесть; это наш моральный компас, который говорит нам, как мы должны себя вести. Он стремится к совершенству и оценивает наше поведение, вызывая чувство гордости или — когда мы не в идеале — чувство вины.
В отличие от инстинктивного Ид и суперэго, основанного на правилах, эго является рациональной частью нашей личности. Это то, что Фрейд считал самостью, и это часть нашей личности, которую видят другие. Его работа состоит в том, чтобы сбалансировать требования ид и суперэго в контексте реальности; таким образом, он действует на основе того, что Фрейд называл «принципом реальности». Эго помогает Ид реалистично удовлетворять свои желания.
Ид и Суперэго находятся в постоянном конфликте, потому что Ид хочет мгновенного удовлетворения, независимо от последствий, но Суперэго говорит нам, что мы должны вести себя социально приемлемым образом. Таким образом, работа эго заключается в том, чтобы найти золотую середину. Это помогает удовлетворить желания Ид рациональным способом, который не приведет нас к чувству вины. Согласно Фрейду, человек с сильным эго, способным уравновесить потребности Ид и Супер-Эго, обладает здоровой личностью. Фрейд утверждал, что дисбаланс в системе может привести к0012 невроз (склонность испытывать негативные эмоции), тревожные расстройства или нездоровое поведение. Например, человек, над которым доминирует его Ид, может быть самовлюбленным и импульсивным. Человек с доминирующим Супер-Эго может находиться под контролем чувства вины и отказывать себе даже в социально приемлемых удовольствиях; и наоборот, если суперэго слабое или отсутствует, человек может стать психопатом. Чрезмерно доминирующее супер-эго можно увидеть у чрезмерно контролируемого человека, чье рациональное понимание реальности настолько сильно, что он не осознает своих эмоциональных потребностей, или у невротика, который чрезмерно обороняется (чрезмерно использует защитные механизмы эго).
Попробуйте
Теория психосексуального развития
Фрейд считал, что личность развивается в раннем детстве и что детские переживания формируют нашу личность, а также наше поведение во взрослом возрасте. Он утверждал, что в детстве мы развиваемся через ряд стадий. Каждый из нас должен пройти через эти этапы детства, и если у нас не будет надлежащего воспитания и воспитания на каком-то этапе, мы застрянем или зафиксируемся на этом этапе даже во взрослом возрасте.
На каждой психосексуальной стадии развития стремления ребенка к удовольствию, исходящие из Ид, фокусируются на другой области тела, называемой эрогенной зоной. Стадии: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная (табл. 1).
Примерно в течение первого года жизни младенец находится на оральной стадии психосексуального развития. Младенец удовлетворяет потребности прежде всего за счет орального удовлетворения. Ребенок хочет сосать или жевать любой предмет, который приближается ко рту. Младенцы исследуют мир через рот и также находят утешение и стимуляцию. Психологически младенец полностью Ид. Младенец ищет немедленного удовлетворения своих потребностей, таких как комфорт, тепло, еда и стимуляция. Если опекун последовательно удовлетворяет оральные потребности, ребенок отойдет от этой стадии и продвинется дальше. Однако, если опекун непоследователен или небрежен, человек может застрять на оральной стадии. Во взрослом возрасте человек может чувствовать себя плохо, если он не участвует в какой-либо оральной деятельности, такой как еда, питье, курение, кусание ногтей или навязчивые разговоры. Эти действия приносят утешение и безопасность, когда человек чувствует себя неуверенно, боится или ему скучно.
Во время анальной стадии , которая совпадает с детским возрастом и приучением к горшку, ребенка учат, что некоторые позывы необходимо сдерживать, а некоторые действия откладывать. Существуют правила, касающиеся определенных функций, а также того, когда и где они должны выполняться. Ребенок учится самоконтролю. Эго развивается. Если опекун очень внимательно относится к приучению к горшку (стоит над ребенком, ожидая малейшего признака того, что ребенку, возможно, нужно пойти на горшок, и сразу же подхватывает ребенка и сажает его, например, на горшок), ребенок может взрослеть, боясь потерять контроль. Он может зациклиться на этой стадии или «анально цепляться» — бояться отпустить ситуацию. Такой человек может быть чрезвычайно опрятным и чистым, организованным, надежным и контролирующим других. Если воспитатель пренебрегает обучением ребенка контролировать побуждения, он может вырасти «анальным экспульсивным» или взрослым, который будет неряшливым, безответственным и неорганизованным.
Фаллическая стадия происходит в дошкольном возрасте (3-5 лет), когда перед ребенком стоит новая биологическая задача. Ребенок будет испытывать Эдипов комплекс, который относится к бессознательному сексуальному желанию ребенка к родителю противоположного пола и ненависти к родителю того же пола. Например, мальчики, испытывающие Эдипов комплекс, бессознательно захотят заменить отца в качестве компаньона своей матери, но затем осознают, что отец гораздо сильнее. Какое-то время мальчик опасается, что, если он будет преследовать свою мать, отец может его кастрировать (кастрационная тревога). Таким образом, вместо того, чтобы рисковать потерять свой пенис, он отказывается от своей привязанности к матери и вместо этого учится становиться больше похожим на своего отца, подражая его действиям и манерам, тем самым изучая роль мужчин в своем обществе. Из этого опыта мальчик учится чувству мужественности. Он также узнает, что, по мнению общества, он должен делать, и испытывает чувство вины, если не подчиняется. Так развивается суперэго. Если он не решит эту проблему успешно, он может стать «фаллическим самцом» или мужчиной, который постоянно пытается доказать свою мужественность (в чем он неуверен), соблазняя женщин и избивая мужчин.
На фаллической стадии девочки переживают аналогичный конфликт — комплекс Электры. Комплекс Электры, хотя его часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен современником Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963). Маленькая девочка испытывает комплекс Электры, в котором у нее появляется влечение к отцу, но она понимает, что не может конкурировать со своей матерью, поэтому отказывается от этой привязанности и учится становиться больше похожей на свою мать. Однако это не без некоторого сожаления. Фрейд считал, что девушка чувствует себя неполноценной, потому что у нее нет пениса (испытывает «зависть к пенису»). Но она должна смириться с тем фактом, что она женщина, и ей просто нужно узнать свою подчиненную роль в обществе как женщины. Однако, если она не разрешит этот конфликт успешно, она может иметь слабое чувство женственности и вырасти «кастрирующей самкой», пытающейся конкурировать с мужчинами на работе или в других сферах жизни. Формирование Супер-Эго происходит во время растворения комплекса Эдипа и Электры.
В среднем детстве (6-11 лет) ребенок вступает в латентную стадию, фокусируя свое внимание не на семье, а на дружбе. Биологические влечения временно затихают (латентно), и ребенок может направить внимание на более широкий мир друзей. Если ребенок сможет завести друзей, он обретет чувство уверенности. В противном случае ребенок может продолжать быть одиночкой или сторониться других даже во взрослом возрасте.
Заключительная стадия психосексуального развития называется 9-й.0012 генитальная стадия . С подросткового возраста на протяжении всей взрослой жизни человек озабочен сексом и размножением. У подростка повышается уровень гормонов, половое влечение и влечение к голоду становятся очень сильными. В идеале подросток будет полагаться на свое эго, чтобы помочь логически мыслить в этих побуждениях, не предпринимая действий, которые могут нанести ущерб. Подросток может научиться перенаправлять свои сексуальные побуждения на более безопасное занятие, например, на бег. Успокоение ид с помощью суперэго может привести к чувству чрезмерной застенчивости и вины из-за этих побуждений. Будем надеяться, что на этом этапе укрепляется эго, и подросток использует разум для управления побуждениями.
Теория психосексуального развития Фрейда весьма противоречива. Чтобы понять истоки теории, полезно ознакомиться с политическим, социальным и культурным влиянием эпохи Фрейда в Вене на рубеже 20-го века. В ту эпоху атмосфера сексуального подавления в сочетании с ограниченным пониманием и образованием человеческой сексуальности сильно повлияла на точку зрения Фрейда. Учитывая, что секс был табуированной темой, Фрейд предположил, что негативные эмоциональные состояния (неврозы) возникают в результате подавления бессознательных сексуальных и агрессивных побуждений. Для Фрейда его собственные воспоминания и интерпретации переживаний и сновидений пациентов были достаточным доказательством того, что психосексуальные стадии были универсальными событиями в раннем детстве.
Попробуйте
Защитные механизмы
Фрейд считал, что чувство тревоги возникает из-за неспособности Эго опосредовать конфликт между Ид и Супер-Эго. Когда это происходит, Фрейд считал, что эго стремится восстановить равновесие с помощью различных защитных мер, известных как защитных механизмов . Когда определенные события, чувства или стремления вызывают тревогу, человек хочет уменьшить эту тревогу. Для этого подсознание человека использует механизмы защиты эго, бессознательное защитное поведение, направленное на уменьшение беспокойства. Эго, обычно сознательное, прибегает к бессознательным усилиям, чтобы защитить эго от подавления тревогой. Когда мы используем защитные механизмы, мы не осознаем, что используем их. Кроме того, они действуют различными способами, которые искажают действительность. Согласно Фрейду, все мы используем защитные механизмы эго.
Рисунок 3 . Защитные механизмы — это бессознательные защитные действия, направленные на уменьшение беспокойства. (Источник изображения: OpenStax Psychology, CC BY 4.0)Появляются защитные механизмы, помогающие человеку искажать реальность, чтобы правда была менее болезненной. Защитные механизмы могут включать:
- Отрицание: непринятие правды или ложь самому себе. Например, такие мысли, как «со мной этого не случится», или «ты не уйдешь», или «у меня нет проблем с алкоголем».
- Перемещение: вынос разочарований на более безопасную цель. Человек, который злится на начальника, может вымещать свое раздражение на других, когда едет домой, или на супруге по прибытии.
- Проекция: защитный механизм, при котором человек приписывает свои неприемлемые мысли другим. Например, если кто-то напуган, они обвиняют кого-то другого в том, что он боится.
- R национализация: защитный механизм, предложенный Анной Фрейд (дочерью Фрейда, которая продолжила путь своего отца в психоанализе). Рационализация включает когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы часто делаем это на достаточно сознательном уровне, когда придумываем себе оправдания.
- Формирование реакции: защитный механизм, при котором человек внешне сопротивляется тому, чего он внутренне желает, но считает неприемлемым. Примером этого может быть кто-то, кто не любит или боится людей другой расы, которые ведут себя слишком хорошо по отношению к людям этой расы.
- Регрессия: возвращение в то время, когда мир казался более безопасным местом, возможно, возвращение к поведению из детства.
- Вытеснение: вытолкнуть из сознания болезненные мысли (иными словами, подумать о чем-то другом).
- Сублимация: преобразование неприемлемых побуждений в более социально приемлемое поведение. Например, подросток, испытывающий сильное сексуальное влечение, использует физические упражнения, чтобы перенаправить эти влечения в более социально приемлемое поведение.
В этом видео рассказывается больше о каждом из защитных механизмов.
Вы можете просмотреть стенограмму «ПСИХОТЕРАПИЯ — Анна Фрейд» здесь (откроется в новом окне).
Попробуйте
Оценка психодинамической точки зрения
Зародившись в работах Зигмунда Фрейда, психодинамическая точка зрения делает упор на бессознательные психологические процессы (например, желания и страхи, о которых мы не до конца осознаем) и утверждает, что детские переживания имеют решающее значение для формирования взрослой личности. Читая теории Фрейда, важно помнить, что он был врачом, а не психологом. В то время, когда он получил образование, не было такого понятия, как степень в области психологии, что может помочь нам понять некоторые споры по поводу его теорий сегодня. Тем не менее, Фрейд был первым, кто систематически изучал и теоретизировал работу бессознательного в той манере, которую мы связываем с современной психологией. Психодинамическая точка зрения претерпела значительные изменения со времен Фрейда, охватив все теории психологии, рассматривающие человеческое функционирование на основе взаимодействия сознательных и бессознательных побуждений и сил внутри человека, а также между различными структурами личности (ид, эго, суперэго). .
Теория Фрейда подверглась резкой критике по нескольким причинам. Во-первых, это очень трудно проверить с научной точки зрения. Как воспитание в младенчестве может быть прослежено до личности во взрослой жизни? Существуют ли другие переменные, которые могли бы лучше объяснить развитие? Поскольку трудно доказать ошибочность психодинамических теорий, оценка этих теорий в целом затруднена, поскольку мы не можем делать определенные прогнозы о поведении данного человека, используя теории. Эта теория также считается сексистской, поскольку предполагает, что женщины, которые не принимают подчиненное положение в обществе, имеют психологические недостатки. Фрейд сосредоточился на темной стороне человеческой природы и предположил, что многое из того, что определяет наши действия, нам неизвестно. Другие критикуют психодинамический подход за то, что он слишком детерминистский, относящийся к идее о том, что все события, включая человеческое действие, в конечном счете определяются причинами, рассматриваемыми как внешние по отношению к воле, тем самым оставляя мало места для идеи свободы воли. [3]
Работа Фрейда оказала огромное влияние, и ее влияние выходит далеко за пределы психологии (несколько лет назад журнал Time назвал Фрейда одним из самых важных мыслителей 20-го века). Работа Фрейда была не только влиятельной, но и довольно противоречивой. Как вы можете себе представить, когда в 1900 году Фрейд предположил, что многое в нашем поведении определяется психологическими силами, о которых мы в основном не подозреваем, — что мы буквально не знаем, что происходит в нашем собственном уме, — люди были (мягко говоря, ) недоволен. [4] Когда в 1905 году он предположил, что мы, люди, испытываем сильные сексуальные чувства с самого раннего возраста и что некоторые из этих сексуальных чувств направлены на наших родителей, люди были более чем недовольны — они были возмущены. [5] Немногие теории в психологии вызвали такую бурную реакцию со стороны других специалистов и представителей общественности.
Так зачем же мы изучаем Фрейда? Как упоминалось выше, несмотря на критику, предположения Фрейда о важности переживаний раннего детства в формировании нашего психологического «я» нашли свое применение в практике детского развития, образования и воспитания. Теория Фрейда имеет эвристическую ценность, поскольку обеспечивает основу для разработки и модификации последующих теорий развития. Многие более поздние теории, особенно бихевиоризм и гуманизм, бросали вызов взглядам Фрейда. Несмотря на разногласия, ни один компетентный психолог или изучающий психологию не может игнорировать психодинамическую теорию. Это просто слишком важно для психологической науки и практики и продолжает играть важную роль в самых разных дисциплинах внутри и вне психологии (например, в психологии развития, социальной психологии, социологии и неврологии). [6] [7] [8]
- анальная стадия : стадия развития, когда дети учатся контролировать импульсы; совпадает с детством и посещением туалета
- защитные механизмы : психологические стратегии, которые бессознательно используются для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств
- эго : часть личности, которая помогает сбалансировать ид и суперэго, удовлетворяя желания ид рациональным способом
- генитальная стадия : конечная стадия психосексуального развития, когда у индивидуума появляются сексуальные интересы; начинается в подростковом возрасте и продолжается на протяжении всей взрослой жизни
- id : часть личности, которая управляется биологически, включает в себя наши инстинкты и влечения и хочет немедленного удовлетворения
- латентная стадия : четвертая стадия психосексуального развития, охватывающая среднее детство, во время которой сексуальное развитие и сексуальные импульсы находятся в состоянии покоя
- невроз : склонность испытывать негативные эмоции
- оральная стадия : первая стадия психосексуального развития, когда потребности младенцев удовлетворяются главным образом посредством орального удовлетворения
- фаллическая стадия : третья стадия психосексуального развития, охватывающая возраст от 3 до 6 лет, когда либидо (желание) маленького ребенка концентрируется на его гениталиях как эрогенной зоне
- психодинамическая перспектива : точка зрения, согласно которой поведение мотивируется внутренними силами, воспоминаниями и конфликтами, которые обычно находятся за пределами осознания и контроля людей
- психосексуальные стадии : оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная стадии по Фрейду
- суперэго : часть личности, которая действует как наша совесть, говорящая нам, как мы должны себя вести
- О’Грэйди, Д. , и Мец, Дж. Р. (1987). Жизнеспособность у детей с высоким риском психических расстройств. Журнал детской психологии, 12 (1), 3–23. https://doi.org/10.1093/jpepsy/12.1.3 ↵
- Эта глава была адаптирована из книги Lumen Learning’s Lifespan Development, , частично созданный Джессикой Трейлор для Lumen Learning, доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. Части текста Lumen были адаптированы из книги Лауры Оверстрит Lifespan Psychology , Wikipedia, New World Encyclopedia и Lumen Learning. ↵
- МакАдамс, Д.П., Ким, Т.-К., и Обин, Д. (ред.). (2003). Генеративное общество: Забота о будущих поколениях . Американская психологическая ассоциация ↵
- Фрейд, С. (1953а). Толкование снов. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда (тома 4-5). Лондон, Англия: Хогарт. (Оригинальная работа опубликована в 1900 г.) ↵
- Фрейд, С. (1953b). Три эссе по теории сексуальности. В J. Strachey (Ed. & Trans.), Стандартное издание полного собрания психологических сочинений Зигмунда Фрейда (том 7, стр. 125–245). Лондон, Англия: Хогарт. (Оригинальная работа опубликована 1905) ↵
- Борнштейн, Р. Ф. (2005). Возвращение психоанализа к господствующей психологии: проблемы и возможности. Психоаналитическая психология, 22 , 323-340. ↵
- Борнштейн, РФ (2006). Фрейдистская конструкция потеряна и восстановлена: психодинамика патологии личности. Психоаналитическая психология, 23 , 339-353. ↵
- Солмс, М., и Тернбулл, О. Х. (2011). Что такое нейропсихоанализ? Нейропсихоанализ, 13 , 133–145. ↵
Лицензия
Психодинамическая теория: Фрейд Джессики Трейлор; Лаура Оверстрит; и Дайана Лэнг находится под лицензией Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License, если не указано иное.
Поделиться этой книгой
Поделиться в Твиттере
Топ-5 психологических теорий Зигмунда Фрейда
Эта статья была впервые опубликована 6 мая 2022 года. со ссылкой на Зигмунда Фрейда.
Спустя более 80 лет после его смерти теории Фрейда о человеческом бессознательном и о том, как оно влияет на наше поведение, продолжают проникать в западную культуру. Новаторские психологические теории Фрейда, представленные миру на рубеже 20-го века, изменили наши представления о человеческом разуме. Его теории повлияли не только на психологическую теорию, но и на то, как мы ведем себя в повседневной жизни, в семейной жизни и на работе.
Психоаналитическая теория Фрейда
Такие термины, как анализ сновидений, свободные ассоциации, Эдипов комплекс, оговорка по Фрейду и всегда присутствующее эго, а также ид и суперэго, вплетены во многое из того, что мы делаем, думаем и говорим.
1. Анализ сновидений
В современном обществе мы часто говорим о своих снах. Если вы погуглите «цитаты о мечтах», то, кажется, их бесконечный запас. От шутки автора бестселлеров Эрмы Бомбек: «Требуется много мужества, чтобы показать свои мечты кому-то другому» до слов американского рэпера и актера Тупака Шакура: «Реальность неверна. Мечты реальны». Но именно Фрейд раскрывает, что такое сон — альтернативная реальность, которую мы переживаем, когда спим.
«Толкование сновидений — это царская дорога к познанию бессознательной деятельности ума», — пишет Фрейд.
Теории Фрейда о сновидениях и его книга «Толкование сновидений» были революционными. До его публикации в 1899 году ученые считали сны «бессмысленными». Фрейд считал, что сны были «замаскированным исполнением подавленных детских желаний».
В то время как популярная культура восприняла теории Фрейда и прикладные значения — например, когда снится, что вы летите, означает, что вы подсознательно думаете об амбициях, — Фрейд никогда не писал словаря снов. На самом деле он уклонялся от такой конкретики. Он настаивал на том, что, хотя сны символичны, они специфичны для человека и не могут быть определены в целом для всего общества.
2. Свободные ассоциации
Теории сновидений Фрейда напрямую связаны с его теорией свободных ассоциаций. Основываясь на теории о том, что сны и их значения индивидуальны, Фрейд позволял своим пациентам самим интерпретировать сны, вместо того, чтобы высказывать им свое собственное мнение. Он назвал свой процесс свободной ассоциацией. С каждой новой особенностью сновидения во время сеанса психоанализа Фрейд предлагал своим пациентам расслабиться и, используя современный термин, выплюнуть то, что, по их мнению, означало. Пациенты выбрасывали идеи по мере их поступления, какими бы тривиальными они ни были.
3. Оговорка по Фрейду
Одной из самых популярных фраз из теорий Фрейда является оговорка по Фрейду. Он считал, что «оговорка» — когда мы говорим то, что не собираемся говорить, — показывает, о чем мы думаем, подсознательно. Фрейд представил свою теорию оговорки по Фрейду в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни» и предположил, что эти словесные (а иногда и письменные) ошибки коренятся в «бессознательных побуждениях» и «невыраженных желаниях». Кроме того, Фрейд считал, что неспособность что-то вспомнить — например, чей-то адрес или имя — связана с нашей потребностью или желанием подавить это. Современной науке еще предстоит объяснить, почему случаются оговорки по Фрейду.
4. Эдипов комплекс, зависть к пенису и зависть к матке
Эксперты считают Эдипов комплекс, психосексуальную теорию, самой спорной теорией Фрейда. По Фрейду, это бессознательное желание, которое начинается на фаллической стадии развития, в возрасте от трех до шести лет. Ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола и ревнует к своему родителю того же пола.
Популярная культура использует комплекс Эдипа в качестве общего термина для обозначения фазы как для мальчиков, так и для девочек. Но Фрейд постулировал, что мальчики испытывают Эдипов комплекс, а девочки — комплекс Электры. Это когда девочка бессознательно сексуально привязывается к отцу и враждебно относится к матери.
Фрейд считал, что Эдипов комплекс был «центральным явлением сексуального периода раннего детства», но нет никаких научных доказательств, подтверждающих его теорию.
«Зависть к пенису» выросла из теории эдипова комплекса Фрейда, и Фрейд опубликовал ее в 1908 году. Фрейд считал, что осознание женщиной того, что у нее нет пениса, приводит к сильной зависти, лежащей в основе женского поведения.
«Фрейд утверждал, что единственный способ, которым они могли преодолеть эту зависть к пенису, — это завести собственного ребенка — даже до предположения, что они хотели ребенка мужского пола в своих усилиях получить пенис», — пишет British Psychological Общество. Психоаналитик Карен Хорни, современница Фрейда, чьи теории привели к движению феминистской психологии, считала зависть к пенису чисто символической.
Хорни предположил, что зависть к пенису вызвана не столько завистью к самому фаллосу, сколько статусом женщины в обществе и «стремлением к социальному престижу и положению, которые испытывают мужчины. Таким образом, женщины чувствовали себя неполноценными из-за свободы и социального статуса, которых им не хватало из-за их пола, а не из-за буквального отсутствия у них фаллоса», — пишет Британское психологическое общество.
Далее Хорни вводит термин «зависть к матке» и объясняет, что на мужчин негативно влияет их неспособность иметь детей и они завидуют «биологическим функциям женского пола», включая грудное вскармливание и беременность.
5. Эго, Ид и Суперэго
Некоторые считают человеческую психику самой устойчивой психоаналитической теорией карьеры Фрейда. Фрейд опубликовал свою теорию личности в 1923 году, в которой выдвигается гипотеза о том, что человеческая психика делится на три части — Эго, Ид и Суперэго. И все они развиваются на разных этапах нашей жизни. Важно отметить, что Фрейд считал, что это не физические объекты в нашем мозгу, а скорее «системы».
В то время как слово «эго» используется в популярной культуре гораздо чаще, чем «ид» и «супер-эго», эти три понятия связаны между собой. Согласно Фрейду, Ид — самая примитивная часть человеческой психики. Именно здесь основаны наши сексуальные и агрессивные влечения. Супер-эго — это наш моральный компас, а эго — судья, если хотите, между притяжениями Ид и Супер-Эго.
Психологические теории Фрейда остаются в нашем подсознании и сознании
В следующий раз, когда вы проснетесь от странного сна, который вы можете подробно рассказать своему лучшему другу, он ответит: «О, змеи? Этот сон полностью о зависти к пенису».