Термин социальный стереотип означает: СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП | это… Что такое СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП?

Содержание

Откуда к нам пришло слово Стереотип,и кто первым ввёл его в оборот ? ? — Обсуждай

Откуда к нам пришло слово Стереотип,и кто первым ввёл его в оборот ? ? — Обсуждай

Sony Erikoff

Откуда к нам пришло слово Стереотип,и кто первым ввёл его в оборот ? ? слово оборот стереотип

201

10

0

Ответы

М7

Митридат 7 Понтий

Понятие «стереотип» в общественно-политический западный дискурс вошло с лёгкой руки Уолтера Липпмана, которое он применил в описании своей оригинальной концепции общественного мнения в 1922 г.

Согласно Липпману, возможно вывести следующее определение: стереотип — это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации, интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте .

Система стереотипов представляет собой социальную реальность.

Определение Уолтера Липпмана обладает значительным познавательным потенциалом для социологов и социальных психологов, т.к. позволяет проводить различение между тем, что предстаёт и, что представляют. Так, в 1999 году на конгрессе Европейской ассоциации экспериментальной социальной психологии, проходившем в Оксфорде, из 33 симпозиумов 13 были сфокусированы на проблематике стереотипов, предубеждений и дискриминации. В своей книге “Общественное мнение” Липпман предвосхитил основные смыслы, которые в дальнейшем исследователи обнаружили в стереотипах, а само понятие прочно вошло в обыденный язык.

0

Sony Erikoff

Журналист ввёл в обиход,верно,но само слово от куда,и что означало?

1

Алла Луганская

Понятие «стереотип» впервые введено в оборот известным американским журналистом Уолтером Липпманом в 1922 г. в книге «Общественное мнение», где он определяет стереотип как упрощенное, заранее принятое представление, не вытекающее из собственного опыта человека.

0

Sony Erikoff

Это верно,но само слово,что означает,и от куда взято?

1

Галина Ясная

Слово «стереотип» происходит от греческих слов stereos твердый и typos-отпечаток. … Термин «социальный стереотип» был введен в научный оборот в 1922 году американским социологом Уолтером Липпманом.

0

Sony Erikoff

Он был журналист,а слово к грекам не относится,всё на много проще!

1

Галина Ясная

Это дает справочник. .

1

Sony Erikoff

Нужна Б.Э.там всё неоспоримо(Печатное издание)

1

Галина Ясная

Там тоже уже много чего устарело…..

1

Sony Erikoff

Что значит устарело по отношению историсескому факту XX,здесь может быть лишь дополнения.А вот информация с все Мирной помойки(интернет)нужно постоянно проаверять!!

1

Екатерина

монолитная печатная форма, копия с типографского набора или клише, используемая для печатных машин.

0

Sony Erikoff

Молодец!!А в оборот кто ввёл первым слово сие?

1

Екатерина

НУ МОЖЕТ КАКОЙ НИБУДЬ АМЕРИКАНСКИЙ СОЦИОЛОГ ИЛИ ПСИХОЛОГ ИЛИ ПРОКТОЛОГ))))))

1

Sony Erikoff

Уолтер Липпман-амер. журналист в 1922г.

1

Екатерина

какой хороший чувак

1

Sony Erikoff

Всех благ!!!Удачи

1

Екатерина

)

1

.предлагающий Соскам…!!!!

ЧЕЛОВЕК ШЁЛ В НАУШНИКАХ И СКАЗАЛИ ГЛЯНЬ ВОН В СТЕРЕО ИДЁТ ПЕРЕСПРОСИЛИ КТО ДА ВОН ТИП ПОШЁЛ)))

0

Sony Erikoff

Перепутать Стереотип с музыкальным термином-фантастика!!!

1

.предлагающий Соскам…!!!!

1

Sony Erikoff

С возрастом придёт понятие если угождать прекратишь.

В прочем если дамский угодник.то простительно!!!

1

.предлагающий Соскам…!!!!

если угождать прекратишь то понятия точно не будет тем более в дамском))

1

Sony Erikoff

Выздоравливай мальчик!!!

1

.предлагающий Соскам…!!!!

девушка выпишись с больницы и тогда давай советы и пожелания)

1

ВМ

Виталий Маздаков

Из физео.школы И.П.Павлова по моему

0

Sony Erikoff

Медицина и физиология далеки от этого

1

Юлия Подгорная

американский сациолог липпман

0

Sony Erikoff

Он ввёл в оборот,и он журналист.

Само слово от куда взялось?

1

Tb

Tbezrukova

а вы можно родумать знаите

0

Борис Афанасьев

сухомлинский

0

Sony Erikoff

Вовсе не он

1

II

Ivan Ivanov

google.com

0

Sony Erikoff

Учись

1

II

Ivan Ivanov

илиотизм же задавать вопросы по фвктам которые лкгко по-гуглить

1

Sony Erikoff

Приматам не понять!!!

1

II

Ivan Ivanov

во-во ты бл1ядь уже забанен

1

Социальные стереотипы

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

Введение_________________________________________________2

1. Социальные стереотипы _________________________________3

1.1 Стереотип и его функции ___________________________5

1.2 Основные свойства социальных стереотипов ___________6        

1.3 Борьба с негативными стереотипами __________________8                 

 2.  Предубеждение_________________________________________9

3. Дискриминация _______________________________________12                   

Заключение______________________________________________14

Список использованных источников_________________________16

 

 

Введение

Полноценная личность формируется  только в процессе социальной деятельности. Личность содержит в своем сознании определенный исторический комплекс навыков  и стандартов социального поведения. Историки называют этот «комплекс» исторической памятью. В социологии, так же как  и в социальной психологии, это  понятие определятся как «социальный  стереотип». Он формируются в ходе социализации и, обладая признаками устойчивости и иррациональности, выступает  в качестве побудительных мотивов  действия индивида.

Согласно положениям У. Липпмана социальные стереотипы представляют собой  основной мыслительный материал, на котором  строится массовое сознание. Стереотипизация  процесса мышления в психологическом  плане связана с установкой, формирующейся  в процессе предшествующей практики людей. Под установкой, составляющей психологическую почву стереотипа, подразумевают готовность воспринимать явление или предмет определенным образом, в определенном свете, исходя из предшествующего опыта восприятия.

Таким образом, стереотипы имеют  объективную природу и являются неотъемлемым свойством психики  человека делать обобщения. Действительно, если бы человек не обладал способностью стереотипизировать, обобщать, упрощать, схематизировать окружающую действительность, он не смог бы быстро ориентироваться  в непрерывно растущем потоке информации, которая к тому же постоянно усложняется  и все более дифференцируется. Эту возможность обеспечивает способность  головного мозга человека вырабатывать обобщенные представления о явлениях и фактах, формирующиеся на основе предыдущих знаний человека, а также  поступающей к нему новой информации. Стереотипы передают лишь суть события  или явления одним словом, предложением, рисунком, понятным всем или большинству.Социальные стереотипы как одна из наиболее интересных и небезразличных сфер в функционировании общества на протяжении веков изучалась  многими исследователями, такими как  У. Липпманом, Т. Шибутани, В.П. Трусов, Л.Х. Стрикленд, А.А. Бодалевым, В.А. Ядовым и  другими.

Теперь настало время  определиться с понятиями социальное предубеждение и социальная дискриминация. Дело в том, что все три понятия, часто употребляются как синонимы, как взаимозаменяемые термины, но это  неверно. Конечно, они связаны между  собой, но это три разных понятия. Социальный стереотип выступает основой, на которой вырастают предубеждения и дискриминация. Но сам по себе факт наличия у человека стереотипов не означает, что у него также имеются предубеждения, или что он предпринимает дискриминационные действия. Ведь стереотипы могут содержать в себе и негативные, и нейтральные, и позитивные компоненты. Следовательно, дело заключается в том, какие компоненты в стереотипе преобладают. В зависимости от этого мы будем иметь дело либо с позитивными, либо с негативными стереотипами.

  1. Социальные стереотипы.

В простом понимании «социальный  стереотип» (от греч. stereos — твердый, typos — отпечаток) — это устойчивое, категоричное и крайне упрощенное представление (мнение, суждение) о каком-либо явлении, явлении, группе, исторической личности, распространенное в данной социальной среде. [7, с. 524] Социальный стереотип  может быть позитивным, нейтральным  и негативным. Собственно негативный стереотип — это и есть предубеждение. Дискриминация же — это обусловленные  предубеждениями несправедливые действия в отношении членов определенных социальных групп. [12, с. 113]

Стереотипы — неотъемлемый элемент  обыденного сознания. Ни один человек  не в состоянии самостоятельно, творчески  реагировать на все встречающиеся  ему в жизни ситуации. Стереотип, аккумулирующий некий стандартизованный  коллективный опыт и внушенный индивиду в процессе обучения и общения  с другими, помогает ему ориентироваться  в жизни и определенным образом  направляет его поведение. Стереотип  акцентирует, усиливает определенные свойства объекта.

Впервые термин «социальный  стереотип» использовал американский журналист и политолог У.Липпман  в 1922 в книге Общественное мнение. Согласно Липпману, стереотипы это  упорядоченные, детерминированные  культурой «картинки мира» в  голове человека, которые, во-первых, экономят его усилия при восприятии сложных  социальных объектов и, во-вторых, защищают его ценности, позиции и права. Исторически так сложилось, что  подавляющее большинство исследований посвящено этническим стереотипам, т.е. упрощенным образам этнических общностей (этносов). Но разнообразие и  мобильность социальных общностей, к которым принадлежит и с  которыми сталкивается современный  человек, ставят перед ним задачу поиска границ между «своими» и многочисленными  «чужими». Поэтому термин «стереотип»  был распространен на анализ восприятия людьми представителей собственной  и другой политической, религиозной, культурной, сексуальной и т.п. ориентации, своей или иной профессии, своего или иного возраста, поколения, пола, экономического положения и т.д. [15] Липпман выделил четыре аспекта стереотипов: во-первых, стереотипы всегда проще, чем реальность — сложнейшие характеристики стереотипы «укладывают» в два-три предложения; во-вторых, люди приобретают стереотипы (от знакомых, средств массовой информации и пр.), а не формулируют их сами на основе личного опыта; в-третьих, все стереотипы ложны, в большей или меньшей степени, всегда они приписывают конкретному человеку черты, которыми он обязан обладать лишь из-за своей принадлежности к определенной группе; в-четвертых, стереотипы очень живучи, даже если люди убеждаются в том, что стереотип не соответствует действительности, они склонны не отказаться от него, а утверждать, что исключение лишь подтверждает правило.

Зачем нужны стереотипы? Стереотип позволяет обобщить информацию о внешнем мире, стереотип позволяет  подвести, механически подогнать  явление или факт под устойчивую общую формулу или образ, стереотип дает информацию в легкой и удобоваримой форме, так как запомнить очень много порой бывает трудно, так же он позволяет не производить специальных исследований по определённой тематике, зато подаёт материал, принимаемый в группе.

Как и всякое социально-психологическое  явление стереотип может привести к непродуманным последствиям. В 2002 году Колумбийский Университет (Columbia University) опубликовал результаты своего исследования о применении смертной казни в мире. Как оказалось, суды изначально пристрастны к определенным группам людей. Например, смертные приговоры  в Северной Америке и Европе чаще выносятся в тех регионах, где  выше процент чернокожего населения. Шанс чернокожего американца быть приговоренным  к исключительной мере наказания  выше, чем у белого, совершившего аналогичное преступление. Одной  из причин этого считаются расовые  стереотипы присяжных. Зато данный пример опровергает стереотип относительно того, что стереотипы формируются  только про несоприкасающиеся и  мало соприкасающиеся явления. Даже в таких случаях причин возникновения  подобных между собой стереотипов  или основ, на чём они базируются много. Грегори Тиллетт (Gregory Tillett), автор  исследования «Разрешая Конфликт. Практический подход» (Resolving Сonflict. A Practical Approach), отмечает, что предубеждение по отношению  к мигрантам и иммигрантам, как  правило, базируется на двух разных стереотипах. В период экономического спада население  воспринимает пришельцев как захватчиков, отбирающих у местных жителей  рабочие места. В период экономического подъема, местные жители обращают внимание, прежде всего, на обычаи мигрантов, которые  противоречат местным традициям. [16] Стереотипы также широко используются как метод пропаганды: стереотипы составляют основу мифов, на которых базируется любая идеология, стереотипы обладают внушающим действием, что также учитывается заказчиками и создателями программ психологического воздействия на массы. Для закрепления в сознании масс стереотипов пропаганда практикует многократное, настойчивое повторение одних и тех же слов, фраз, которые, в конце концов, становятся символами, большую роль здесь играет внушение стереотипных представлений без особых доказательств, логических построений, в ряде случаев только со ссылкой на «авторитет». [11] Также можно сказать, что современное обучение в школе накладывает отпечаток стереотипизации на некоторые явления. Н. Лебедева выделяет 4 основные характеристики стереотипов, влияющие на коммуникативное поведение: Стереотипизирование — результат когнитивного «отклонения», вызванного иллюзией связи между групповым членством и психологическими характеристиками. Стереотипы влияют на способ прохождения информации, ее отбора (например, о своей группе обычно запоминается наиболее благоприятная информация, а об чужой группе — наиболее неблагоприятная). Стереотипы вызывают ожидания определенного поведения от других, индивиды невольно пытаются подтвердить эти ожидания. Стереотипы рождают предсказания, склонные подтверждаться. [5, с. 189]

 

1.1 Стереотип и его функции.

Стереотипы – это характеристики, которые описывают членов социальных групп, приписываются им или ассоциируются  с ними. До сегодняшнего дня в  обыденном сознании и в средствах  массовой коммуникации о стереотипах  весьма распространено мнение как о  негативном явлении. Во многом это связано  с тем, что в мировой науке  чаще всего изучались негативные стереотипы подвергавшихся дискриминации  этнических меньшинств. Отсюда – отождествление стереотипов с предрассудками, а  процесса стереотипизации – с  «безнравственной формой познания». Однако необходимо проводить четкое различение между стереотипами как социальным явлением и стереотипизацией как  психологическим процессом. В социальной психологии последних десятилетий  стереотипизация стала рассматриваться  как рациональная форма познания, как частный случай более универсального процесса категоризации: создавая социальные категории, мы обращаем внимание на характеристики, благодаря которым люди, принадлежащие  к одной группе, воспринимаются похожими друг на друга и отличающимися  от других людей. Объективно необходимой  и полезной психологической функцией стереотипизации со времен Липпмана считалось упрощение и систематизация обильной и сложной информации, получаемой человеком из окружающей среды. Так, сторонники теории «сбережения ресурсов»  главную функцию стереотипизации  видят в обеспечении индивидов  максимумом информации при минимальном  интеллектуальном усилии. Иными словами, стереотипы в процессе социального  восприятия избавляют индивидов  от необходимости реагировать на сложный социальный мир, но являются низшей формой представлений о социальной реальности, которые используются только тогда, когда недостижимы высшие, более точные и индивидуализированные  представления. Однако восприятие человека как члена группы вовсе не означает искажения его «подлинной» индивидуальности, а сами стереотипы представляют собой  более полезные способы восприятия, чем думали ранее. Наш мир сложен для восприятия не только из-за количественной перенасыщенности информацией, но и  в результате ее качественной неопределенности. Выдающийся британский психолог Анри Тэшфел особо подчеркивал, что стереотипы способны защитить не только ценности индивида, но и социальную идентичность. Исходя из этого, в качестве основных социально-психологических функций  стереотипизации следует рассматривать: межгрупповую дифференциацию, или оценочное  сравнение, чаще всего в пользу своей  группы, и осуществляемое с ее помощью  поддержание позитивной социальной идентичности. Иными словами, предназначение стереотипов – наладить отношения  группы не с кем-то, а с собой, создав образ, позволяющий ей идентифицировать себя в водовороте истории. Вспомним классическое: «мы – не рабы, рабы – не мы». С этой точки зрения, «сверхзадача» социальных стереотипов  – обеспечить пусть символическую, но целостность социальной общности. Впрочем, встречаются и проявления предпочтения чужих групп. Низко статусные группы, например этнические меньшинства, могут соглашаться с относительно более низким их положением в обществе. В этих случаях они склонны развивать негативные автостереотипы (стереотипы своей группы) и позитивные гетеростереотипы (стереотипы чужой группы).[1]

Согласно Дуазу, стереотип  в своём становлении проходит 4 этапа: 1) индивидуальные психологические  особенности формирования представлений  человека о своей социальной среде. 2) представления, социальное образование, складывающиеся в ситуации межличностного взаимодействия. 3) коллективные представления — социальные образования, формирующиеся  в межгрупповом отношении. Социальный стереотип зарождается и функционирует  именно на этом уровне. 4) высший уровень — идеология, который складывается под  влиянием определенных исторических условий  данного общества. [13]

Тэшфел выделил две  социальные функции стереотипизации: а) объяснение существующих отношений  между группами, в том числе  поиск причин сложных и «обычно  печальных» социальных событий; б) оправдание существующих межгрупповых отношений, например действий, совершаемых или  планируемых по отношению к чужим  группам. Психологический механизм стереотипизации во все времена  использовался в различных реакционных  политических доктринах, санкционирующих  захват и угнетение народов, для  сохранения господства поработителей  путем насаждения негативных стереотипов  о побежденных и порабощенных. Иными словами, содержание стереотипов  определяется факторами социального, а не психологического порядка. И  именно враждебные, полные предрассудков  стереотипы, а не механизм стереотипизации  сам по себе – явление сугубо отрицательное, способствующее стабильности межгрупповых отношений, основанных на господстве и подчинении. С другой стороны, стереотипы часто выполняют  негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению. К  сложностям при налаживании взаимопонимания  между людьми могут привести не только негативные, но и вполне положительные  стереотипы.

1.2 Основные свойства социальных стереотипов.

Среди наиболее существенных свойств этнических стереотипов  выделяют их эмоционально-оценочный  характер. Эмоциональные аспекты  стереотипов понимаются как ряд  предпочтений, оценок и настроений. Эмоционально окрашенными являются и сами воспринимаемые характеристики. Даже описание черт уже несет в  себе оценку: явно или скрыто она  присутствует в стереотипах, необходимо только учитывать систему ценностей  группы, в которой они распространены. Например, в русской прессе 19 в. Н.А.Ерофеевым  обнаружено множество высказываний о присущих англичанам практицизме, деловой энергии, расчетливости, стремлении к прибыли. Но высказывания эти не только не содержат в себе одобрительной  оценки, но даже не нейтральны. Для русского общества того времени «практицизм» означал поглощенность низменными заботами в ущерб более высоким  идеальным ценностям. Другим важным свойством этнических стереотипов считается их устойчивость. Стабильность стереотипов не раз подтверждалась в эмпирических исследованиях. Стереотипы московских старшеклассников и студентов в конце 1980-х и середине 1990-х свидетельствуют: цивилизационный слом, произошедший в этот период в нашей стране, привел не к слому образа своей группы, а лишь к некоторой его трансформации. Но устойчивость стереотипов все-таки относительна: при изменении отношений между группами или при поступлении новой информации их содержание и даже направленность могут изменяться. Еще одно свойство социальных стереотипов – согласованность, или консенсус. Именно согласованность считал важнейшей характеристикой стереотипов А.Тэшфел. По его мнению, социальными стереотипами можно считать лишь представления, разделяемые достаточно большим числом индивидов в пределах социальных общностей. В последние десятилетия ряд авторов, считая согласованность стереотипов химерой и игрой воображения исследователей, отказались считать консенсус обязательной и необходимой характеристикой стереотипов. Утверждается, что критерий консенсуса стереотипов является излишним: так как стереотипы размещены в голове индивидов, они должны изучаться как индивидуальные убеждения. Впрочем, преобладает противоположная точка зрения, сторонники которой, признавая, что индивидуальные убеждения о социальных группах существуют, подчеркивают, что стереотипы и личные убеждения, хотя и могут частично совпадать, есть различные структуры, каждая из которых представляет собой часть знаний индивида о своей или чужой группах. Более того, если бы стереотипы не были согласованными, было бы очень мало смысла в их изучении. Опасность стереотипов, а значит, и основная причина их изучения, состоит в возможности сходных реакций в ответ на сходные стереотипы: если бы каждый индивид реагировал на членов унижаемой группы в соответствии со своими собственными убеждениями, негативный эффект стереотипов был бы значительно ослаблен. Еще одним сущностным свойством стереотипа со времен Липпмана считается их неточность. В дальнейшем стереотипы получали еще менее лестные характеристики и интерпретировались как «традиционная бессмыслица», «прямая дезинформация», «совокупность мифических представлений» и т. п. Ложность настолько прочно стала ассоциироваться с понятием «стереотип», что был даже предложен новый термин «социотип» для обозначения стандартного, но истинного знания о социальной группе. Начиная с 1950-х получила распространение гипотеза, согласно которой объем истинных знаний в стереотипах превышает объем ложных – так называемая гипотеза «зерна истины». Теперь уже не вызывает сомнений, что социальные стереотипы не сводятся к совокупности мифических представлений. Социальный стереотип есть образ социального объекта, а не просто мнение о нем. Он отражает, пусть и в искаженном или трансформированном виде, объективную реальность: свойства двух взаимодействующих групп и отношения между ними. То, что реальные межгрупповые отношения оказывают влияние на стереотипы, не требует особых доказательств. Именно от характера отношений – сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения – зависят содержание и степень благоприятности стереотипов. Социальные стереотипы отражают реальные особенности стереотипизируемой группы. При этом признаками истинности стереотипа предлагается считать, во-первых, единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью. Во-вторых, – совпадение в восприятии группы самой себя и ее восприятием другой группой. Видимо, есть «зерно истины» в стереотипе, что американцы конкурентны, патриотичны, независимы и эмоциональны, если эти качества считают «типично американскими» и они сами, и русские респонденты. Однако «критерий автостереотипа» достаточно слабо проверяет точность стереотипов, так как нет никакой уверенности в том, что люди свою группу воспринимают более точно, чем чужую. Свойства, приписываемые другим, косвенным образом отражают особенности группы, в которой распространены. Так как другие народы воспринимаются через сравнение с собственным, русские приписывают общительность и раскованность разным народам: американцам, которые далеко не всегда включают эти черты в автостереотип, и финнам, в автостереотип которых входят противоположные черты. Вполне вероятно, что русские особо выделяют эти качества у других народов из-за восприятия своих соотечественников как «зажатых» и недостаточно общительных.

Стереотипы: определение, примеры и последствия

Стереотипы: определение, примеры и последствия

Чарли Хантингтон, магистр искусств, доктор философии. Кандидат

Стереотипы — это наши предположения о людях, основанные на их принадлежности к определенным социальным группам. Стереотипы имеют далеко идущие последствия для нашего общества.​

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что мы зарабатываем на соответствующих покупках продуктов.

После окончания колледжа я год жил в Египте. Это было первое место, где я когда-либо был, где я не был человеком по умолчанию — белым и говорящим по-английски. Впервые меня воспринимали как стереотипного американца. Это означало, что люди на улице предполагали, что я люблю американский фаст-фуд, знаю все самые популярные песни и живу в Калифорнии или Нью-Йорке.0012

Это был мой главный опыт стереотипного восприятия, и, учитывая все обстоятельства, это было довольно безобидно. Я имею честь не поддаваться стереотипам, которые ставят под угрозу мою карьеру или благополучие, как многие люди. Но это дало мне немного почувствовать, каково это, когда тебя судят люди еще до того, как мы начали взаимодействовать. (И в какой-то степени я думаю, что, как мужчина в преимущественно женских профессиях — психологии и консультировании — я продолжаю время от времени сталкиваться со стереотипными интерпретациями.) Давайте посмотрим, что показали нам научные исследования в отношении стереотипов, в том числе серьезные последствия для нашего общества.​

​Прежде чем читать дальше, если вы терапевт, коуч или предприниматель в области велнеса, обязательно скачайте нашу бесплатную электронную книгу Wellness Business Growth, чтобы получить советы экспертов и бесплатные ресурсы, которые помогут вам развивать свой бизнес в геометрической прогрессии. ​​​​​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы


узнать, как экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе  Предоставьте высокоэффективный контент 

Что такое стереотипы? (Определение)​ Стереотипы — это быстрые суждения, которые мы делаем о других людях на основе одной-единственной характеристики, которой они обладают (Bodenhausen et al., 1994). Они отражают ассоциации, которые у нас есть между этой конкретной характеристикой и другими чертами личности, которые, как мы думаем, может иметь человек. Стереотипы — это упрощенные суждения, которые мы делаем вместо того, чтобы рассматривать другого человека как уникальную личность, о которой мы не можем делать никаких предположений.

Стереотипы — это форма социальной категоризации. У нас есть естественная и автоматическая тенденция пытаться классифицировать людей по группам (Fiske, 1998). Эта тенденция исчезла бы, если бы она не была хоть сколько-нибудь эффективной, и действительно, предположения, которые мы делаем о других людях на основе отдельных черт, не всегда вредны. Однако формирование стереотипов не является полностью автоматическим; мы можем и должны распознавать, когда делаем такие предположения, а также ситуации, которые делают нас более склонными к стереотипам (Фиске, 19 лет).98).

Это связано с тем, что формирование стереотипов предполагает веру в то, что члены определенной группы всегда ведут себя определенным образом или обладают определенной чертой в результате принадлежности к этой группе. Например, о евреях иногда говорят, что они жадные и политически либеральные (Беринский и Мендельберг, 2005). Первый стереотип стал гораздо менее приемлемым для озвучивания, в то время как второй может считаться некоторыми людьми более разумным предположением. Однако ни один из стереотипов не является справедливым предположением о каком-либо конкретном еврее.​

Вопреки стереотипам​

Противоположностью стереотипизации является воздержание от каких-либо предположений или суждений о людях, основанных исключительно на их социальной идентичности или категориях, которым они соответствуют. Это означает не делать поспешных выводов о том, кем является человек, исходя из его расы или этнической принадлежности, пола, национальности, языка, на котором он говорит, работы, которую он выполняет, и так далее.

Взаимодействовать с другими людьми, не впадая в стереотипы о них, было бы очень сложно! Категоризация и создание ассоциаций — настолько естественные функции нашего мозга, что эти вещи происходят регулярно и автоматически. Что мне кажется более важным, так это то, что мы не действуем в соответствии с этими стереотипными мыслями, и когда мы говорим или делаем что-то, основанное на стереотипном мышлении, мы берем на себя ответственность за это» 9. 0012

Причины стереотипов

Это фундаментальная человеческая потребность понимать, где мы находимся по отношению к другим людям (Брюэр, 1999). Это может означать необходимость знать, принадлежим мы к какой-то группе или нет, или пришел ли другой человек с миром или представляет собой угрозу. Независимо от социальной мотивации, мы делаем эти суждения менее чем за секунду (Ito & Urland, 2003) и действуем соответственно. Эта способность читать других людей может сделать нас невероятно гибкими и эффективными социальными операторами — представьте себе прирожденного политика, такого как Барак Обама, работающего с толпой, — но она также заставляет нас думать и вести себя предвзято.

Мы можем использовать теорию межгруппового развития (Bigler & Liben, 2006), чтобы объяснить, как мы приходим к стереотипным представлениям о других людях. Эта теория предполагает, что, поскольку мы такие хорошие категоризаторы и поскольку это так важно для эффективного функционирования в мире, мы с раннего возраста учимся искать различия между людьми. Со временем мы замечаем закономерности в этих различиях и начинаем классифицировать людей по группам.​

Пример гендерных стереотипов

Возьмем пример пола. Дети с раннего возраста замечают, что одни люди более склонны что-то делать, чем другие. Поскольку многие аспекты нашей культуры организованы вокруг гендерной бинарности, дети естественным образом замечают, что мальчики и мужчины делают чаще, а что девочки и женщины. Хотя этот процесс социальной категоризации имеет бесчисленные практические преимущества (Bigler & Liben, 2006), он также может привести к множеству ошибок в суждениях, от предположения, что молодая девушка не будет заинтересована в участии в научной ярмарке, до воздержания от предложения эмоциональную поддержку мужчины, когда он явно расстроен.​

Примеры стереотипов

Как отмечалось выше, стереотипы обычно вращаются вокруг нашей основной социальной идентичности или категорий. Существует множество примеров гендерных стереотипов, таких как убеждение, что мужчины не эмоциональны или могут выражать только гнев, в то время как женщины чрезмерно эмоциональны. Вероятно, также легко приходят на ум расовые и этнические стереотипы, такие как ассоциации чернокожих с преступностью или американцев азиатского происхождения с почтительностью или одаренными учеными.

Последствия стереотипов​

Стереотипы имеют целый ряд последствий. Хотя некоторые из них могут быть относительно безобидными, многие из них чрезвычайно вредны. Даже простое ожидание стереотипов со стороны других людей может повлиять на их спортивные и академические успехи, принятие финансовых решений и эффективность на работе (Spencer et al., 2016b). В качестве хорошего примера того, как придерживание стереотипов может привести к негативным последствиям, нам не нужно смотреть дальше примера расовых стереотипов, влияющих на принятие решений среди полицейских, что привело к множеству ненужных смертей и высокому уровню политических и социальных потрясений (Spencer et al. др., 2016а).

Стереотипы также влияют на наши рабочие места, приводя к неравному отношению к сотрудникам, когда речь идет об отзывах о работе, продвижении по службе и приеме на работу (Operario & Fiske, 2001). Было предпринято много усилий для борьбы со стереотипами в профессиональной среде, потому что рабочие места — это системы, в которых лидеры могут оказывать более сильное влияние на культуру компании, и некоторые меры действительно помогают уменьшить влияние стереотипов на результаты на рабочем месте.​

Теория стереотипов

Многое из того, что психологи думают о стереотипах, сводится к следующему: иногда это эффективный и высокоэффективный способ мышления, поэтому мы продолжаем им пользоваться (Wegener et al., 2006). Наш мозг всегда старается быть максимально эффективным и, кажется, готов пожертвовать точностью ради эффективности. Другими словами, мы создаем стереотипы, потому что нам часто сойдет с рук мгновенное суждение о людях и ситуациях.

Исследования в области социальной психологии говорят нам, что стереотипы — это поведение, которое укоренено в нашем социальном контексте в той же мере, что и в нашем мозгу (Amodio, 2014). Когда нам приходится принимать решения в условиях дефицита времени или когда мы попадаем в особенно опасные ситуации, мы с большей вероятностью создаем стереотипы о других людях. Наше мышление становится еще более автоматическим и менее рефлексивным, когда активизируются более старые, более ориентированные на выживание части нашего мозга (Amodio, 2014).

Теория предполагает, что в такие моменты мы используем наши предубеждения о данной группе, чтобы быстро оценить человека, с которым взаимодействуем, и принять меры. Кажется, что просто нет времени, чтобы более вдумчиво оценить человека или ситуацию, и у нас, кажется, есть веские основания полагать, что предубеждения реальны или эффективны. В самом деле, преодолеть этот автоматический и в основном бессознательный когнитивный паттерн довольно сложно (Amodio, 2014). И на самом деле многие люди верят в стереотипы не только бессознательно, но и сознательно (Wegener et al., 2006)9.0009

Стереотип Угроза

Угроза стереотипа — это опыт осознания того, что человек может быть стереотипным в определенной ситуации, — опыт, который может легко заставить человека расстроиться или изменить свое поведение (Spencer et al. , 2016a). Например, чернокожий человек может столкнуться с угрозой стереотипа, когда он хочет выразить недовольство ситуацией, но боится, что его будут воспринимать как «сердитого чернокожего». Хорошо изученный эффект угрозы стереотипов проявляется в успеваемости. Когда детям напоминают об их расовой, этнической или гендерной идентичности и о том, как это связано с более низкой успеваемостью, они, как правило, хуже сдают тесты (Steele & Aronson, 19).95).​

Стереотипы и предвзятость

Стереотипы можно рассматривать как своего рода предубеждение, возникающее в результате наблюдения за людьми в их различных социальных ролях (Eagly & Wood, 2012). Например, мы видим больше женщин, чем мужчин, в роли опекунов, будь то родитель, учитель начальной школы или медсестра. Со временем мы начинаем ассоциировать характеристики и поведение человека в этой роли, такие как забота, воспитание и приспособление, с социальной категорией женщин. Другими словами, мы разработали предвзятый способ интерпретации женщин: мы предполагаем, что характеристики, которые мы наблюдали у предыдущих женщин, будут справедливы и для следующей женщины, которую мы встретим. 0012

Стереотипы и предрассудки

Стереотипы — это форма предубеждения или осуждения кого-то до того, как вы его узнаете. Некоторые психологи отмечают, что это предубеждение состоит из двух основных компонентов: теплоты и компетентности (Fiske et al., 2002). Это означает, что наши стереотипы обычно состоят из ожидания того, что кто-то будет обладать высокой или низкой теплотой или компетентностью. Например, стереотипы о чернокожих мужчинах часто включают в себя их высокую спортивную компетентность, но также и агрессивность (другими словами, низкую теплоту)9.0012

Стереотипы гендерных ролей

Многие исследования посвящены гендерным стереотипам (Ellemers, 2018). Женщины воспринимаются как более эмоциональные и более эмоционально выразительные, чем мужчины (Plant et al., 2000). С другой стороны, мужчины воспринимаются как более сексуальные, чем женщины. Хотя многие гендерные стереотипы отражают лишь очень небольшую фактическую разницу между мужчинами и женщинами при измерении на больших выборках, они продолжают оказывать очень сильное влияние на то, как мы живем и как относимся друг к другу (Ellemers, 2018).

Стереотипы в кино

Стереотипы увековечены персонажами, которых мы видим в фильмах. Фильмы Диснея являются особенно хорошим примером этого, потому что они неоднократно демонстрируют стереотип «что красиво, то хорошо». Многочисленные исследования показали, что «хорошие» персонажи в фильмах Диснея изображаются более привлекательными и имеют более счастливый конец (Bazzini et al., 2010; Smith et al., 1999). Такое изображение имеет значение: в одном исследовании после просмотра диснеевского фильма дети указали, что им больше интересно играть с более привлекательными сверстниками, чем с менее привлекательными сверстниками (Bazzini et al., 2010). Другое исследование показало очень похожий эффект у взрослых после просмотра других популярных фильмов (Smith et al., 19).99).

Стереотипы в рекламе

Стереотипы тоже везде в рекламе. Ученые эффективно проследили долгую историю использования расистских или гендерных стереотипов, чтобы попытаться продать товары (Boulton, 2016), что может быть связано с тем, что сам рекламный мир — это в основном белая и мужская индустрия. Только недавно рекламодатели начали намеренно использовать представления различных гендерных ролей и нестереотипные изображения цветных людей для продажи своей продукции (Grau & Zotos, 2016).

Стереотипы пожилых людей

Стереотипы пожилых людей сосредоточены на идее о том, что пожилые люди теряют свои когнитивные способности, например, становятся более забывчивыми (Hummert et al., 1994). Хотя эти стереотипы могут иногда защищать пожилых людей от давления, побуждающего заниматься трудной для них деятельностью (Snyder & Miene, 1994), они также часто дегуманизируют пожилых людей и приводят к несправедливому обращению.

Статьи, связанные со стереотипами

Хотите узнать больше? Ознакомьтесь со следующими статьями:

  • Самоисполняющееся пророчество: определение, примеры и теории
  • Позитивное подкрепление: определение, теория и примеры
  • Подсознание: определение, мысли и поведение​

Книги, связанные со стереотипами

Если вы хотите узнать больше, вот несколько книг, которые могут вас заинтересовать. 0136
  • Кто я? I Am Me!: Книга, посвященная гендерному равенству, гендерным стереотипам, принятию и разнообразию
  • Справочник SAGE о предрассудках, стереотипах и дискриминации
  • Заключительные мысли о стереотипах​

    Как я надеюсь, я ясно объяснил, стереотипы — очень естественная человеческая склонность, которая, к сожалению, имеет множество негативных последствий. Когда мы становимся объектами стереотипов, я надеюсь, мы можем признать, что это не является личным и часто происходит бессознательно. В то же время я надеюсь, что мы все также можем взять на себя ответственность за те моменты, когда мы скатываемся к стереотипному мышлению.

    Чтобы получить очень человеческое описание того, что значит быть человеком в мире стереотипов, я рекомендую посмотреть следующий TED Talk:​

    Видео: Стереотипы​

    Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


    Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

    Ссылки

    • Амодио, Д. М. (2014). Неврология предубеждений и стереотипов. Nature Reviews Neuroscience, 15 (10), 670–682.
    • Баззини Д., Куртин Л., Джослин С., Риган С. и Марц Д. (2010). Отражают ли анимационные персонажи Диснея и продвигают ли они стереотип о красоте и доброте? Журнал прикладной социальной психологии, 40 (10), 2687–2709.
    • Беринский, А. Дж., и Мендельберг, Т. (2005). Косвенное влияние дискредитированных стереотипов на суждения еврейских лидеров. Американский журнал политических наук, 49 (4), 845–864.
    • Биглер, Р. С., и Либен, Л. С. (2006). Межгрупповая теория развития социальных стереотипов и предубеждений. Успехи в развитии и поведении детей, 34 , 39–89.
    • Боденхаузен, Г.В., Шеппард, Л.А., и Крамер, Г.П. (1994). Отрицательный аффект и социальное суждение: дифференциальное воздействие гнева и печали. Европейский журнал социальной психологии, 24 (1), 45–62.
    • Боултон, К. (2016). Черные личности в рекламе: расовое неравенство, переключение кода и угроза стереотипов. Howard Journal of Communications, 27 (2), 130–144.
    • Брюэр, М. Б. (1999). Психология предрассудков: внутригрупповая любовь и чужая ненависть? Журнал социальных вопросов, 55 (3), 429–444.
    • Игли, А. Х., и Вуд, В. (2012). Теория социальных ролей. В PAM Van Lange, AW Kruglanski и ET Higgins (Eds.), Справочник по теориям социальной психологии (стр. 458–476). Sage Publications Ltd.
    • Эллемерс, Н. (2018). Гендерные стереотипы. Ежегодный обзор психологии, 69 , 275–298.
    • Фиске, С. Т. (1998). Стереотипы, предрассудки и дискриминация. В DT Gilbert, ST Fiske и G. Lindzey (Eds.), Справочник по социальной психологии (стр. 357–411). Макгроу-Хилл.
    • Фиске С.Т., Кадди А.Дж., Глик П. и Сюй Дж. (2002). Модель (часто смешанного) стереотипного содержания: компетентность и теплота соответственно вытекают из воспринимаемого статуса и конкуренции. Журнал личности и социальной психологии, 82 (6), 878–902.
    • Грау, С.Л., и Зотос, Ю.К. (2016). Гендерные стереотипы в рекламе: обзор текущих исследований. Международный журнал рекламы, 35 (5), 761–770.
    • Hummert, M.L., Garstka, T.A., Shaner, J.L., & Strahm, S. (1994). Стереотипы пожилых людей, которых придерживаются молодые, люди среднего и пожилого возраста. Журналы геронтологии, 49 (5), 240–249.
    • Ито, Т.А., и Урланд, Г.Р. (2003). Раса и пол в мозгу: электрокорковые меры внимания к расе и полу людей, поддающихся множественной классификации. Журнал личности и социальной психологии, 85 (4), 616–626.
    • Операрио, Д., и Фиске, С.Т. (2001). Причины и последствия стереотипов в организациях. В M. London (Ed.), Как люди оценивают других в организациях (стр. 45–62). Издательство Лоуренса Эрлбаума Ассошиэйтс.
    • Плант, Э.А., Хайд, Дж.С., Кельтнер, Д., и Дивайн, П.Г. (2000). Гендерные стереотипы эмоций. Psychology of Women Quarterly, 24 (1), 81–92.
    • Смит С. М., Макинтош В.Д. и Бадзини Д.Г. (1999). Красиво ли хорошо в Голливуде? Исследование стереотипа красоты и добра в кино. Фундаментальная и прикладная социальная психология, 21 (1), 69–80.
    • Снайдер, М., и Миене, П.К. (1994). Стереотипы пожилых людей: функциональный подход. Британский журнал социальной психологии, 33 (1), 63–82.
    • Спенсер, К.Б., Шарбонно, А.К., и Глейзер, Дж. (2016a). Неявная предвзятость и контроль. Компас социальной психологии и психологии личности, 10 (1), 50–63.
    • Спенсер, С.Дж., Логель, К., и Дэвис, П.Г. (2016b). Стереотипная угроза. Ежегодный обзор психологии, 67 , 415–437.
    • Стил, К.М., и Аронсон, Дж. (1995). Угроза стереотипов и интеллектуальные тесты афроамериканцев. Журнал личности и социальной психологии, 69 (5), 797–811.
    • Вегенер, Д. Т., Кларк, Дж. К., и Петти, Р. Э. (2006). Не все стереотипы созданы равными: различные последствия вдумчивых и непродуманных стереотипов. Журнал личности и социальной психологии, 90 (1), 42–59.

    Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

    Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

    Ключевые статьи:

    • Счастье​
    • Благополучие
    • Эмоции
    • Управление стрессом
    • Уверенность в себе
    • Самостоятельный автомобиль e
    • Manifestation
    • ​Все статьи…
    Пакеты контента :

    • Пропуск All-Access
    • Пакеты контента PLR
    • Курсы PLR​

    Фундаментальная концепция преподавания социологии

    23.07.2012

     

    Стереотип — это преувеличенное или искаженное обобщение о целой категории людей, не признающее индивидуальные различия. Стереотипы составляют основу для предубеждений и дискриминации. Как правило, в них участвуют члены одной группы, которые отказывают в доступе к возможностям и вознаграждениям, доступным для этой группы. Это фундаментальное понятие на вводных занятиях по социологии и важный способ побудить учащихся бороться с неравенством и дискриминацией.

    Однако при обсуждении стереотипов в классе учащиеся могут неохотно обсуждать собственные стереотипы. Видеоролики могут быть очень эффективным способом воздействия на распространенные стереотипы, при этом учащиеся не чувствуют себя выделенными. Например, рассмотрим список стереотипов (как положительных, так и отрицательных), выявленных персонажем Джорджа Клуни в фильме «Мне бы в небо»:

    Стереотипы от Марка Янхена на Vimeo.

    В этом ролике Клуни выдает несколько стереотипов о людях в аэропорту (включая азиатов, людей с младенцами и пожилых людей). Когда его коллега по фильму (Анна Кендрик) отвечает: «Это расизм», Клуни отвечает: «Я как моя мать. У меня стереотипы. Так быстрее». Этот короткий ролик демонстрирует стереотипы, которые используются для упрощения и контроля суждений о повседневных ситуациях. Средства массовой информации наполнены всевозможными стереотипами, такими как искаженное изображение людей из рабочего класса, расистские карикатуры, работа матери и мусульмане. Но каковы последствия стереотипов?

    Используя известную цитату, известную как теорема Томаса, мы можем начать понимать потенциально вредное воздействие стереотипов: «если [люди] определяют ситуации как реальные, они реальны по своим последствиям». Другими словами, когда люди принимают стереотипы за истину, они, скорее всего, будут действовать в соответствии с этими убеждениями, и эти субъективные убеждения могут привести к объективным результатам. Например, подумайте о некоторых распространенных стереотипах феминизма:

    . Когда мужчины (и женщины) принимают такие стереотипные взгляды на феминизм и неправильное представление о гендерном неравенстве, они с меньшей вероятностью будут поддерживать законы и политику, способствующие гендерному равенству. Они реже считают себя феминистками и присоединяются к борьбе. Соответственно, эти искаженные представления о женщинах и феминистках могут воспроизводить объективную реальность гендерного неравенства. Люди определяют эти ситуации как реальные, и поэтому последствия реальны.

    Но как мы можем помочь учащимся преодолеть стереотипы? Одна техника принадлежит нашему другу Майклу Миллеру. Он прокомментировал Black Folk Don’t, веб-сайт, анализирующий стереотипы о чернокожих. Например, рассмотрите этот ролик о стереотипах о том, что чернокожие не дают чаевых:

    Чернокожие не делают: Совет от NBPC на Vimeo.

    Хотя клип предлагает только анекдотические взгляды, Майкл предположил, что он может служить «стимулятором исследований», предлагая студентам найти данные или исследования, которые подтвердят или опровергнут стереотипные утверждения. Оценивая стереотипные утверждения с помощью данных, учащиеся не только приходят к опровержению стереотипов, усиливающих социальное неравенство; они также могут развивать необходимые исследовательские навыки, навыки критического мышления и ценить исследования, основанные на данных.

    Второй способ бросить вызов стереотипам — через комедию. В то время как некоторые комики укрепляют стереотипы, хорошие комики обладают прекрасной способностью обезоруживать зрителей, играя на их стереотипах. Рассмотрим это видео от In Living Color:

    В этом комедийном скетче «Эй, мон» рассказывается о самой трудолюбивой ямайской семье и самой трудолюбивой корейской семье в их борьбе за то, чтобы превзойти друг друга. Скетч подчеркивает и высмеивает образцовый стереотип меньшинства, который часто применяется к американцам из Вест-Индии и американцам азиатского происхождения. Это также высмеивает то, как каждая группа стереотипно относится к речи и одежде. Зрителей можно побудить задуматься о том, почему клип смешной и как он опирается на наши стереотипы и в то же время бросает им вызов.

    В качестве других примеров комиков, которые нападают на стереотипы, рассмотрим примеры эйджизма в шоу Бетти Уайт «От своих рокеров», стендап-выступлении о мексиканских стереотипах и в этом клипе Daily Show о языке кода и новом расизме.

    Наконец, зрителей можно побудить поразмыслить над стереотипами, услышав от самих стереотипных субъектов. Например, Sociological Images поделился видео, в котором 4 африканца обсуждают стереотипы о них в голливудских фильмах:

    Молодые африканцы в этом видео (как ни странно, видео не относится к их родным странам, а объединяет их как «африканских мужчин») обсуждают, как голливудские фильмы изображают их злыми людьми с автоматами, говорящими остроты и т.

    Добавить комментарий