Тест Айзенка: о чем говорит ваш IQ?
Тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, пожалуй, единственный, про который слышали абсолютно все. Даже те, кто никогда не интересовался ни тестами, ни психологией. Интересоваться психологией все же стоит, чтобы как минимум понимать самого себя и собственные устремления. Для этого можно пройти нашу программу «Самопознание».
Всем остальным, чей интерес к тестам и психологии намного шире, предлагаем познакомиться с нашим сегодняшним материалом. Итак, наша тема – IQ тест Айзенка. Сразу скажем, что аббревиатура IQ расшифровывается, как intelligence quotient (т.е. коэффициент интеллекта), а начнем мы с небольшого исторического экскурса.
Исторический экскурс
Автором теста является немецко-британский психолог Ганс Юрген Айзенк (1916-1997). Психологией Ганс Айзенк увлекся отчасти вынужденно. Он успел поучиться в Берлинском университете на факультете философии, затем в Дижонском университете во Франции, куда эмигрировали из Германии родители. Там он изучал историю и литературу.
После, вскоре последовавшего переезда с родителями в Англию, он решил поучиться на физическом факультете, в чем ему отказали, посоветовав, раз уж ему так хочется, пробовать что-то новое, к примеру, психологию. В итоге Айзенк закончил факультет психологии и, как показало время, не прогадал.
Невзирая на эмиграцию, Айзенка всегда интересовало то, что происходило у него на родине. После окончания вуза с отличием он отправился на стажировку в Германию, где увлекся широко обсуждаемой на тот момент в обществе идеей создания сверхнации.
Его собственные физические данные, высокий рост и внешность «истинного арийца» сыграли ему на руку, и молодой ученый только успевал перемещаться между колледжами, где читал лекции, и дискуссионными клубами, где делился своими мыслями насчет будущего Германии.
Более всего молодого Айзенка интересовала роль мозга в селекции «сверхчеловека». Он наблюдал за научными экспериментами, посещал лаборатории и пытался сам для себя найти ответ на вопрос: чем отличается мозг «сверхчеловека» от мозга обычных людей? Влияет ли объем мозга на интеллектуальные способности? И как измерить эти интеллектуальные способности? Эти размышления стали предтечей его будущих научных изысканий.
Айзенк искал ответы на свои вопросы не только в науке, но и в астрологии. И даже составил и отправил Геббельсу и Гиммлеру их персональные гороскопы, в которых расписал, что звезды не слишком благоприятствуют выбранной ими стратегии действий. Айзенка сочли не вполне адекватным, и по окончании стажировки наилучшим вариантом для него оказалось вернуться в Англию.
На протяжении всей Второй мировой войны он работал психологом-экспериментатором в госпитале Mill Hill Emergency. Здесь проводилось множество инновационных исследований в области психологии и психиатрии [C. Hilton, 2018]. Фактически, госпиталь стал экспериментальной базой для многих ученых тех лет, в числе которых был и Ганс Айзенк.
Параллельно он читал лекции и писал статьи о перенаселении планеты, будущей борьбе за выживание, в которой победят сильнейшие, и эти сильнейшие, конечно же, будут представителями сверхнации. На лекции он регулярно приносил весы и термометры, утверждая, что когда-нибудь появится прибор, позволяющий измерить интеллект точно так, как сейчас можно измерить температуру воздуха или вес камня.
Переломным в исследованиях Айзенка стал момент, когда ему в руки попали работы французского психолога и психиатра Альфреда Бине (1857-1911). Айзенк не без удивления обнаружил, что в конце 19 – начале 20 века научную общественность волновали те же самые темы, что и его сейчас.
В 1899 году Альфред Бине получил от «Общества по изучению психологии ребенка» заказ на разработку простых доступных методов тестового характера для оценки интеллектуального потенциала детей. Основной целью этого задания являлся поиск вариантов обучения умственно отсталых детей, для чего их сначала нужно выявить согласно неким объективным параметрам и распределить по классам.
Проблема обрела актуальность в связи с тем, что во Франции с конца 19 века шла подготовка к введению всеобщего обязательного школьного образования, и встал вопрос, как обучать тех, кто не может учиться вместе со всеми. В начале 20 века во Франции было введено обязательное школьное образование, а для умственно отсталых детей созданы специальные школы.
Альфред Бине привлек к своим исследованиям психолога и руководителя «Педагогической лаборатории» Теодора Симона (1973-1961). Итогом совместной работы стало создание «Шкалы Бине-Симона» для оценки умственного развития детей. Вопросы теста были распределены по возрастным группам от 3 до 13 лет.
В каждую группу были включены вопросы, ответы на которые должен был знать ребенок соответствующего возраста. По количеству правильных ответов определялся уровень развития ребенка. Подробнее об исследовании можно почитать в книге «Определение уровня интеллекта у детей от 3 до 13 лет» [А. Бине, Т. Симон, 1905]. Всего же Альфред Бине лично и в соавторстве написал порядка двухсот книг.
На самом деле, речь шла о сравнении хронологического возраста ребенка с так называемым «умственным возрастом», под которым подразумевалась способность ответить правильно на все вопросы, подготовленные для того или иного возраста. Если ребенок не справлялся с вопросами для «своего» возраста, он считался отсталым, а его «умственный возраст» исчислялся в соответствии с теми возрастными тестами, на которые он мог ответить без ошибок.
Ганс Айзенк задумался, как эту систему можно адаптировать для взрослых. Итогом стал разработанный Айзенком тест коэффициента интеллекта. Свое видение ситуации он изложил в ряде работ. В частности, в издании Manual of the Eysenck Personality Inventory («Руководство по инвентаризации личности Айзенка» [Н. Eysenck, 1964]. А также в книге «Природа интеллекта. Битва за разум. Как формируются умственные способности» [Г. Айзенк, 2002].
Подробнее о сути IQ теста Айзенка мы сейчас поговорим подробнее. А те, кого заинтересовала научная биография ученого, могут прочитать весьма познавательную статью «Как умный Ганс дураков сосчитал» [М. Голованивская, Е. Вансович, 1999].
Тест Айзенка: что это такое?
Итак, вы уже поняли, что тест Айзенка предназначен для измерения уровня интеллекта в неких количественных показателях. Ввиду того, что само понятие «интеллект» является достаточно сложным и многогранным, в тест включены вопросы с использованием текстового, цифрового и визуального материала.
В классической вариации существует 8 вариантов теста: 5 сборных и 3 специальных (вербальный, вычислительный и пространственно-визуальный). К слову, желающие могут пройти тест Айзенка онлайн, причем любой из этих вариантов. Вопросы теста Айзенка расположены с нарастающим уровнем сложности и сформулированы так, чтобы на них могли ответить люди от 18 лет и старше с образованием не ниже среднего. На решение заданий теста отводится 30-40 минут.
Чтобы было понятно, о чем речь, приведем для примера несколько заданий из сборного теста Айзенка №1 из Интернета. Для наглядности мы подобрали разные типы заданий, так что последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:
После того, как человек пройдет тест Айзенка, ответы анализируются, и в зависимости от количества правильных вариантов присуждается количество баллов. Получить свой результат можно, либо указав электронную почту в предложенной по окончании теста форме обратной связи, либо (как по ссылке выше) сразу на странице.
Классический вариант предполагает максимум 160 баллов за ответы теста Айзенка. Изначально считалось, что средний уровень IQ составляет от 90 до 110 баллов, а показатель в 70 баллов можно интерпретировать, как умственную отсталость.
Это если говорить о «классике жанра». Понятно, что за прошедшие с момента изобретения теста десятилетия многое в этом мире изменилось, появились новые слова и понятия, коих не было в середине 20 века. Кроме того, мы помним, что Айзенк позиционируется, как немецко-британский психолог и, соответственно, его разработки нуждаются в адаптации при переводе на тот или другой язык.
И такие адаптированные варианты для разных языков мира существуют. Так называемый «Международный тест IQ» включает 40 вопросов и считается универсальным для определения способности человека к логическому и пространственному мышлению, умению обобщать и систематизировать информацию [iq-test-international, 2021].
Уточним, что «Международный тест IQ» предполагает работу с фигурами, линиями и анализ их расположения в пространстве либо же поиск закономерностей последовательности различных чисел, так что влияние нюансов перевода на любой язык тут минимально.
Обратите внимание, что на рисунках к тестовым заданиям варианты ответов обозначены латиницей, хотя само задание переведено на русский язык. Тут мы тоже выбрали для наглядности разные типы заданий, и последовательность заданий в тесте отличается от последовательности подобранных нами рисунков:
Еще обратите внимание, что там, где нужно вставить недостающую цифру, задание предлагает «выбрать недостающую фигуру». Таким образом, цифры называют фигурами, т.е. перевод изрядно «хромает» даже в таких, казалось бы, мелочах.
Говоря о современном положении дел в области тестирования интеллектуальных данных, следует затронуть еще один важный момент. Сейчас есть подтвержденные исследованиями данные, что за прошедшие десятилетия средний уровень IQ вырос и продолжает расти дальше [L. Winerman, 2013].
Поэтому сегодня более корректной считается интерпретация показателей в 100-120 баллов, как среднего уровня, а показателя ниже 80 баллов, как недостаточного. По-настоящему умными в этом контексте считаются люди, способные набрать больше 130 баллов. Результаты выше 150 баллов можно считать признаком гениальности.
Помимо классических и адаптированных тестов, сегодня можно встретить «осовремененные» варианты, предлагающие набрать до 200 баллов [treningmozga, 2021]. Причем предлагается не 8, а гораздо большее количество вариантов теста. Включены в этот «осовремененный» тест Айзенка вопросы наподобие «найдите лишнее слово», «вставьте недостающую цифру», «дополните картинку фигурой из числа предложенных».
Кстати, на сайте можно найти ответы к этому изрядно переформатированному тесту Айзенка и пройти его еще раз, изучив пояснения, если первоначальные результаты вас не удовлетворили [treningmozga, 2021]. Строго говоря, эти тесты на IQ уже и не являются тестами Айзенка, потому что сам Ганс Айзенк не разрабатывал именно эти версии. Однако все они построены на основе классического варианта, предложенного Айзенком, и направлены на измерение интеллектуального потенциала в количественны показателях.
Если вас заинтересовала идея тестирования, можем предложить «15 лучших онлайн-тестов на IQ на русском языке» [Quasa, 2021]. В их числе как переведенные на русский язык варианты теста Айзенка, так и усовершенствованные и переработанные его последователями версии.
Заметим, что итог тестирования ни в коем случае не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат заметно ниже ожидаемого. Во-первых, нельзя сбрасывать со счетов нюансы адаптации перевода и доработки теста. Во-вторых, даже к классическому варианту теста Айзенка у психологов в разное время возникало немало вопросов.
Критика теста Айзенка
Первая и главная претензия к тестам Айзенка – это изрядная субъективность предложенной методики оценки. Так называемые «правильные» ответы формируются, исходя из усредненного типа мышления большинства, в то время как люди творческие могут найти различные ответы на тест Айзенка во многих заданиях, и все они будут правильными.
Дискуссии относительно выводов Айзенка начались еще при его жизни и продолжаются по сей день. Так, некоторые исследователи считают выводы Айзенка спорными и призывают пересмотреть и перепроверить их дополнительно. Иначе следование сомнительным постулатам будет подрывать авторитет психологии как науки [D. Marks, 2019].
Более того, ученые ищут и находят ошибки в тестовых заданиях и наглядно показывают, что во многих вопросах и так называемых «правильных ответах» наличествуют серьезные проблемы с логикой и математикой [В. Васильев, 2007]. Другими словами, человек с действительно хорошо развитой логикой ответит на часть заданий заведомо неправильно с точки зрения составителей теста и получит более низкие баллы, чем тот, кто не вникает глубоко в существо вопроса.
Кроме того, тесты не в полной мере учитывают разные типы мышления, и, по сути, в большей степени «заточены» под математический склад ума, нежели под творческое мышление. Даже при том, что, как мы только что выяснили, в тестах наблюдаются явные логические ошибки, математики справляются с тестом Айзенка, в целом, лучше, чем гуманитарии [Планета, 2015].
Чисто гипотетически можно возразить, что математики, в принципе, со многими задачами справляются лучше гуманитариев. Однако значит ли это, что писатель или композитор глупее физика или математика по умолчанию? Поставим вопрос чуть иначе: готовы ли вы вместо музыки слушать математические формулы, а вместо художественной литературы читать «на сон грядущий» учебник по квантовой механике? Или пусть физики и математики пишут музыку, стихи и картины, раз они такие умные?!
В среднестатистическом варианте, если математика попросить написать песню, а физика – сложить поэму, результат вряд ли обрадует массового слушателя и читателя. Конечно, есть универсалы, способные заниматься и точными науками, и писательством. Однако таких людей единицы.
Более того, в 2005 году мировые средства массовой информации обошла новость о том, как словенское телевидение вынуждено было закрыть свое новое шоу сразу после пилотного выпуска. Идея шоу состояла в том, чтобы показать зрителям, насколько глупы модели и участницы всевозможных конкурсов красоты.
Сложно сейчас сказать, зачем телевизионным продюсерам понадобилось такое шоу, но в ходе первых же съемок приглашенная финалистка конкурса «Мисс Словения-2002» и участница конкурса «Мисс Вселеная» Айрис Мулей продемонстрировала IQ на уровне 156 баллов из 160 возможных [NEWSru, 2005]. Это оказалось заметно больше, чем у физика-ядерщика, консультировавшего шоу-программу.
И, наконец, весьма сомнительным показателем интеллекта видится жесткая привязка теста ко времени на решение заданий. Общеизвестный факт, что Альберт Эйнштейн (1879-1955) думал много и достаточно медленно, а его мозг, извлеченный через 7 часов после смерти, весил всего 1230 граммов, хотя в среднем мозг мужчины его возраста весит 1400 граммов [kulturologia, 2018]. Однако в гениальности создателя теории относительности вряд ли кто-то сомневается.
Таким образом, критику теста Айзенка можно свести к ряду пунктов:
- Вариативность определений интеллекта и невозможность, в связи с этим, выделить некий единый стандарт оценки интеллектуальных способностей в принципе.
- Проверка не столько интеллекта, сколько способности мыслить стандартно, когда любые отклонения в ответах интерпретируются, как ошибочные.
- Сведение понятия «интеллект» к способности решать ограниченный набор типов задач.
- Логические ошибки в тестовых заданиях и ответах к ним.
- Предложение одного правильного ответа в условиях наличия множества верных ответов на вопрос.
- Неравномерность и нерепрезентативность оценки различных сторон интеллекта.
- Искажение результатов при повторном прохождении теста.
Так, даже с учетом наличия множества вариантов теста Айзенка и созданных на его базе прочих тестов IQ, на прохождение данного испытания можно натренироваться. Как мы заметили ранее, принцип построения всех этих тестов един. Следовательно, решая различные варианты классических и осовремененных тестов, можно уловить основные закономерности и раз за разом отвечать на вопросы все точнее и точнее.
Коль скоро к IQ тесту Айзенка столько претензий, чем же объясняется его неугасающая популярность и достаточно широкая сфера применения, начиная от самооценки уровня развития и заканчивая собеседованиями и прочими испытаниями для приема на работу? На самом деле, тому есть причины.
Преимущества IQ-теста Айзенка
Итак, каковы же преимущества интеллектуального теста Айзенка и всех его вариаций? В первую очередь, это простота тестирования. Можно пройти тест Айзенка онлайн, выбрав один или несколько его вариантов, и это займет в среднем 30-40 минут.
Если говорить о тестировании с целью проверки пригодности к той или иной работе, тест Айзенка имеет преимущество в том, что не требует специальной подготовки от организаторов тестирования. Так, если практически любой другой психологический тест включает в себя важный блок работ по интерпретации результатов, с чем может справиться только профессиональный психолог, здесь все операции выполнит компьютер и выдаст уже готовый результат.
И, наконец, при всех недостатках теста его результаты имеют пусть не прямую, но достаточно высокую корреляцию с эффективностью последующей трудовой деятельности. Другими словами, человек, набравший 120-130 баллов, точно не окажется тупым, а отказав в приеме на работу человеку, набравшему всего 60 баллов, компания точно ничего не потеряет.
В то же самое время, прямой линейной зависимости между количеством баллов и эффективностью по принципу «чем больше, тем лучше» пока что не обнаружено. Собственно, мы уже неоднократно останавливались на том, что интеллект – это понятие сложное и многогранное. И для многих профессий имеет значение не только академический интеллект в плане способности мыслить логически и анализироваться ситуацию.
Ничуть не менее важен интеллект эмоциональный в контексте способности строить отношения и договариваться. Именно эмоциональный интеллект лежит в основе большинства надпрофессиональных навыков, так называемых soft skills, необходимых для успешной карьеры.
Таким образом, тест Айзенка вряд ли может быть самодостаточным и безошибочным инструментом для оценки интеллектуального потенциала человека, однако его вполне можно использовать в комплексе с другими методами оценки личности, чтобы составить представление о способностях человека.
И повторим еще раз: никакой итог тестирования не является приговором вашему интеллекту, даже если ваш результат не слишком высок. Нюансы адаптации перевода и современных доработок теста плюс аутентичные недостатки теста могут дать самый неожиданный результат, который может свидетельствовать скорее о вашей вдумчивости и творческом подходе, нежели о каких-то там недостатках мышления.
В целом, значимость исследований Ганса Юргена Айзенка при всей их неоднозначности сложно переоценить. Об этом свидетельствует, как минимум, неугасающий интерес к его работам и несмолкающие дискуссии в научном мире. Согласитесь, не так много в этом мире научных работ, о которых слышали все или почти все. Собственно, мы с этого и начали – что тест Айзенка, он же тест коэффициента интеллекта IQ, является, пожалуй, единственным, про который слышали даже очень далекие от психологии люди.
Отметим, что тест на IQ – это далеко не единственная разработка ученого. Так, достаточно широкую популярность в свое время получил тест Айзенка на темперамент. Для желающих доступно прохождение теста Айзенка на темперамент онлайн. В психологии широко используется личностный опросник Айзенка (Еуsenck Personality Questionnaire, сокращенно EPQ), позволяющий выявить эмоциональную устойчивость человека и тип личности по шкале «интроверт-экстраверт». Кроме того, Айзенк является автором так называемой «трехфакторной теории личности» а также «трехфазной теории возникновения невроза». Но это уже темы для отдельных статей.
Мы же на этом пока остановимся и скажем, что если вы желаете получить объективное представление о своем потенциале, лучше подойти к этой теме комплексно и пройти нашу программу «Самопознание». Так вы действительно поймете свои сильные и слабые стороны узнаете, как усилить свои позиции в жизни, добиться своих целей, реализовать собственные планы и устремления.
Мы желаем вам не «зацикливаться» на тестах, потому что ни один тест не отображает реального многообразия человеческой личности, но научиться их проходить, потому что результат для «галочки» (отчета, собеседования, ЕГЭ) бывает достаточно важен на том или ином участке жизненного пути. Думается, на сегодня тестов и разговоров про них уже достаточно, поэтому в заключение предлагаем просто ответить на вопрос по теме статьи:
Ключевые слова:1Самопознание
Тест-опросник EPI Г.
Айзенка22.02.2012
Тест-опросник EPI Г. Айзенка — один из самых известных тестов диагностики темперамента, разработанный английским психологом Г. Айзенком. Сейчас в мире насчитывается уже несколько тысяч исследований, посвященных адаптации и использованию этого опросника.
ИНСТРУКЦИЯ. Вам предлагается 57 вопросов, касающихся Вашего поведения и чувств. При положительном ответе на вопрос («да») поставьте знак «+» в столбце «Ответ». При отрицательном ответе на вопрос («нет») поставьте знак «-» в столбце «Ответ». Работайте быстро, не затрачивая много времени на обдумывание, так как необходимо зафиксировать Вашу первую реакцию, а не результат долгих раздумий. Помните, что отвечать надо на каждый вопрос. Здесь не может быть хороших или плохих ответов. Это не испытание Ваших способностей, а лишь выяснение особенностей Вашего поведения.
№ Вопросы
- Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, смене обстановки?
- Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые вас понимают, могут ободрить и поддержать?
- Можно ли вас назвать беспечным, беззаботным человеком?
- Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений, сказать кому-то «нет»?
- Обдумываете ли вы свои шаги перед тем как начинаете действовать?
- Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если их выполнение вам невыгодно?
- Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?
- Обычно вы действуете и говорите быстро, не задумываясь?
- Бывает ли, что вы чувствуете себя несчастным человеком, хотя никакой серьезной причины для этого не имеется?
- Вы упорно, до конца отстаиваете свою точку зрения в споре?
- Появляется ли у вас чувство робости или смущения, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?
- Бывает ли, что, разозлившись, вы иногда выходите из себя?
- Часто ли вы действуете необдуманно, под влиянием ситуации?
- Вы, скорее, предпочтете провести свое свободное время, читая книгу или смотря телевизор, чем в общении с людьми?
- Легко ли вас задеть или обидеть?
- Любите ли вы часто бывать в компаниях?
- Возникают ли у вас мысли, которые вы хотели бы скрыть от других?
- Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит у вас в руках, а иногда вы чувствуете себя «обесточенным», вялым?
- Стараетесь ли вы ограничить круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?
- Часто ли вы мечтаете?
- Когда с вами говорят на повышенных тонах, отвечаете ли вы тем же?
- Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?
- Считаете ли вы все свои привычки хорошими и желательными?
- Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?
- Считаете ли вы себя чувствительным человеком?
- Считают ли вас окружающие бодрым и веселым человеком?
- Часто ли вы, сделав какое-нибудь важное дело, мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что могли бы сделать его лучше?
- В компании вы больше молчите?
- Вы иногда сплетничаете?
- Бывает ли, что вы не можете заснуть оттого, что в голову лезут разные мысли?
- Если вы хотите что-то узнать, то вы, скорее, будете искать эту информацию самостоятельно, чем спрашивать у людей?
- Бывает ли у вас сильное сердцебиение?
- Нравится ли вам работа, требующая постоянного внимания, сосредоточения?
- Бывает ли, что в экстремальной ситуации вас от волнения бросает в дрожь?
- Даже зная, что контроля не будет, вы всегда оплачиваете провоз багажа в транспорте и свой проезд?
- Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают, насмехаются друг над другом?
- Вы раздражительны?
- Нравится ли вам работа, которая требует быстрых действий?
- Вам часто не дают покоя мысли о тех неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все закончилось благополучно?
- Вы неторопливы и несколько медлительны?
- Вы когда-нибудь опаздывали на работу или на встречу с кем-либо?
- Часто ли вам снятся кошмары?
- Вы так любите поговорить, что никогда не упускаете случая побеседовать с новым человеком?
- Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?
- Почувствовали бы вы себя очень несчастным, если были бы на длительное время лишены широкого общения с людьми?
- Вы нервный человек?
- Есть ли среди ваших знакомых те, которые вам явно не нравятся?
- Вы уверенный в себе человек?
- Вы легко обижаетесь, если другие указывают на ваши ошибки в работе или личные недостатки?
- Вам трудно получить настоящее удовольствие от массовых (с большим количеством народа) мероприятий?
- Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?
- Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?
- Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?
- Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?
- Любите ли вы шутить над другими?
- Страдаете ли вы бессонницей?
Ключ к опроснику
Шкала «Достоверность»: 6+, 12-, 18-, 24+, 30-, 36+, 42-, 48-, 54-.
Шкала «Экстраверсия — интроверсия»: 1-, 3-, 5+, 8-, 10-, 13-, 15+, 17-, 20+, 22-, 25-, 27-, 29+, 32+, 34-, 37+, 39-, 41+, 44-, 46-, 49-, 51+, 53-, 56-.
Шкала «Стабильность — лабильность»: 2+, 4+, 7+, 9+, 11+, 14+, 16+, 19+, 21+, 23+, 26+, 28+, 31+, 33+, 35+, 38+, 40+, 43+, 45+, 47+, 50+, 52+, 55+, 57+.
За каждый ответ, совпадающий с ключом, проставьте себе 1 балл. Баллы по каждой шкале суммируйте.
Интерпретация результатов
Шкала «Достоверность». Чем ниже показатель по данной шкале, тем достовернее считаются полученные результаты. Если количество баллов превышает 6, то результаты следует считать недостоверными. В этом случае Вам необходимо выполнить данный тест еще раз и постараться быть более искренним.
Шкала «Экстраверсия — интроверсия». Результат от 11 до 14 баллов отражает непроявленность данного параметра у человека. Низкие оценки (от 1 до 10 баллов) соответствуют экстраверсии, а высокие (от 15 до 24) — интроверсии.
Шкала «Стабильность — лабильность». Если у Вас 10 и менее баллов, то Вы психически стабильны, устойчивы. Если 15 и более баллов — то Вы человек психически лабильный, эмоционально неустойчивый. Результат от 11 до 14 баллов говорит о непроявленности данного параметра.
Теперь с помощью «Круга Айзенка» определите тип своего темперамента. Для этого отложите полученные по шкале «Экстраверсия — интроверсия» баллы на горизонтальной оси «Круга Айзенка», а баллы, полученные по шкале «Стабильность — лабильность» — на вертикальной оси. Точка, построенная по этим координатам, укажет на тип темперамента. В верхней правой части «Круга Айзенка» разместятся меланхолики (лабильные интроверты), в правой нижней части — флегматики, в левой нижней — сангвиники и в левой верхней части — холерики.
Ключевые слова: Тесты
Источник: Ишков А.Д., Учебная деятельность студента
Материалы по теме |
---|
Классификация тестов в управлении персоналом Добреньков В. И., Методы социологического исследования |
Проективные методики или «объективные тесты»? Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2006. — 351 с: ил |
Тест-опросник Леонгарда-Шмишека Петруня О.Э., Юридическая психология |
Шкала в психологии. Виды шкал и их характеристика Экспериментальная психология: Курс лекций. Авторы-составители О.В. Боголюбова, Е.В. Дьяченко… |
Современные психологические тесты онлайн – возможность протестировать себя прямо сейчас … |
Самостоятельный тест уровня интеллекта … |
Тестовое ЕГЭ по математике в онлайн-режиме: оптимизация подготовки выпускника .. . |
Возникновение тестирования … |
Теория личности Айзенка: тест, преступление
Вопрос о том, почему человек может совершить преступление, является спорным. В то время как некоторые ненавидят идею участия в преступной деятельности, другим, похоже, все равно. В обществе существует довольно четкое разделение между теми, кто ведет преступную жизнь, и теми, кто старается держаться от нее подальше. Теория личности Айзенка означала, что он был одним из первых психологов, которые исследовали, почему это может иметь место, связав личность и преступное поведение.
- Сначала мы рассмотрим объяснение теории личности Айзенка.
- Затем мы рассмотрим теорию личности и преступления Айзенка.
- Далее мы кратко рассмотрим криминальный тест личности Айзенка.
- После этого мы обсудим биологическую теорию личности Айзенка.
- Наконец, преимущества теории личности Айзенка будут упомянуты в оценке его теории.
Теория личности Айзенка Объяснение
Теория личности Айзенка находится на полпути между биологическими и психологическими теориями объяснения преступлений. Хотя его теорию личности преступника можно было бы классифицировать как психологическую, он утверждает, что все типы личности имеют биологическую основу.
Вот несколько ключевых терминов, которые помогут вам при чтении этой статьи:
Психологические объяснения смещают акцент с биологических причин преступлений на социальные и психологические влияния.
Они могут включать дисфункциональную среду обучения, влияние семьи, когнитивные факторы и личность. Кроме того, человека с преступной личностью нелегко обучить, он холоден и бесчувственен и, вероятно, будет вести себя оскорбительно.
Преступная личность относится к характеру человека с высокими показателями экстраверсии (E), невротизма (N) и психотизма (P), ключевых компонентов теории личности Айзенка.
Рис. 1. Преступная личность по шкале Айзенка включает высокие оценки экстраверсии (E), невротизма (N) и психотизма (P).
Теория личности и преступности Айзенка
В 1964 году Айзенк предложил разделить личность на два основных измерения. Эти измерения приняли форму шкалы и включали интроверсию/ экстраверсию (Э) и стабильность/ невротизм (N) .
Попадание человека в эту шкалу определяет его тип личности. Другими словами, человек может больше склоняться к интровертному типу личности по шкале между интроверсией и экстраверсией, и наоборот.
В 1970-х он добавил третье измерение: психотизм (П). Эти три компонента были установлены как «суперчерты».
Экстраверсия
Согласно Айзенку, экстраверсия частично связана с определенными системами мозга, в частности, с восходящей ретикулярной активирующей системой (ARAS) . Эта система передается по наследству, и экстраверты обычно имеют менее чувствительный ARAS (биологический аспект личности).
Экстраверты общительны; они жаждут волнения и быстро устают. Они, как правило, беззаботны, оптимистичны и склонны к импульсивному риску.
Экстраверты ищут больше стимуляции, чтобы достичь более высокого уровня стимуляции, который их удовлетворяет. Основным аспектом этого является импульсивность экстравертов. Это отсутствие обусловленности их совести и стремление искать сильно стимулирующие ситуации могут привести к преступному поведению.
Интроверсия
Согласно Айзенку, интроверсия обусловлена высокочувствительным ARAS. Окружение, изобилующее ощущениями и стимуляцией, как правило, избегается теми, кто замкнут в себе, тише и сдержаннее. Поскольку АРАС очень чувствительна, ее легко возбудить; таким образом, эти среды имеют тенденцию быть подавляющими.
Интроверты находятся на другом конце шкалы. Они склонны быть тихими и сдержанными, предпочитая избегать хаотических или энергичных сценариев. Они менее импульсивны и, как правило, более надежны и спокойны.
Нейротизм
Айзенк особенно полагал, что невротизм связан с лимбической системой в мозге и с тем, насколько легко она перегружается. Те, у кого лимбическая система перегружена стрессовыми ситуациями, склонны больше склоняться в сторону невротизма по шкале невротизма.
Когда эмоционально устойчивый человек сталкивается со стрессовой ситуацией, он может реагировать более разумно.
Нейротизм: Те, кто находится на более высоком уровне невротизма, более беспокойны и беспокойны, а те, кто находится на более низком уровне, более спокойны и надежны, возможно, из-за состояния симпатической нервной системы.
Те, кто больше склонен к невротизму, как правило, действуют более нестабильно и быстро реагируют на стресс; у них более эмоциональный драйв, что приводит к более антиобщественному поведению. При воздействии стимулов, которые можно считать стрессовыми, невротики эмоционально реагируют, становясь более тревожными, чем обычно, быстро беспокоясь и проявляя высокий уровень раздражительности.
Психоз
Эта черта связана с высоким уровнем тестостерона. Когда уровень тестостерона высок, вполне вероятно, что уровень психотизма также будет высоким.
Психозизм: высокий балл по психотизму означает отсутствие эмпатии. Эти люди обычно жестоки, одиночки и даже могут быть агрессивными и беспокойными.
Отсутствие эмпатии может привести к антиобщественному поведению, что может привести к преступному поведению.
Что такое личность преступника?
Преступный тип личности — невротик и экстраверт (сочетание всех вышеперечисленных характеристик). Они также имеют высокие баллы по психотизму (т. е. холодные, бесчувственные и склонные к агрессии).
Айзенк считал, что невротизм является хорошим индикатором делинквентного поведения у пожилых людей, а экстраверсия — хорошим индикатором делинквентного поведения у молодых людей. В целом, психотизм является хорошим индикатором/предиктором преступного поведения.
Тест личности преступника Айзенка
Айзенк придумал свой Опросник/опросник личности Айзенка (EPI/EPQ), который измеряет личности и распределяет людей по измерениям E и N. Позже он добавил еще одну шкалу для измерения психотизма (P).
В оригинале было 57 вариантов вопросов, требующих ответов «да» или «нет». В настоящее время существуют короткие версии анкеты (с 48 вопросами) и длинные версии анкеты (100 вопросов).
Пример вопроса: Вы беззаботны? или Нравится ли вам выходить в свет?
Как упоминалось ранее, высокий балл по невротизму, экстраверсии и психотизму — это то, что Айзенк считал типом личности преступника.
Различные версии теста личности преступника Айзенка также доступны в Интернете, все они требуют одинаковых ответов для определения типа личности, который включает ответ по шкале Лайкерта от 1 до 5.
Примеры ответов включают Я очень энергичен, и Я спокоен среди других .
Биологическая теория личности Айзенка
Айзенк утверждает, что все черты нашей личности исходят из нервной системы. Таким образом, личности (включая преступников) имеют врожденную биологическую основу, отдавая должное теориям Айзенка, поскольку одна из самых больших битв в психологии заключалась в том, чтобы утвердиться как заслуживающая доверия наука.
Если личности имеют биологическую основу, они могут быть научно и эмпирически исследовано .
Рис. 2. — Айзенк предположил, что наша генетика влияет на нашу личность.
Айзенк предположил генетическую предрасположенность людей, определяющую их тип личности. То, как эти гены проявляются, также зависит от окружающей среды, отсюда психологическая и биологическая основа его теории.
Эта теория ставит под сомнение множество вопросов, в первую очередь спор о том, виновен ли преступник в своем поведении.
Когда мы предполагаем, что наша биологическая структура является причиной наших решений и действий, мы снимаем с нее определенную долю ответственности. Теория Айзенка также ставит под вопрос, этично ли преследовать кого-то, если он беспомощен, но подчиняется или становится жертвой своих биологических влечений.
Преступник может утверждать, что это не его вина, что он совершил преступление в суде, поскольку его гены являются причиной его поведения.
Преимущества теории личности Айзенка
Нам необходимо оценить различные аспекты теории личности Айзенка, оценить надежность и обоснованность теории.
Преимущества теории личности Айзенка
Одним из основных преимуществ теории личности Айзенка является то, что она использует комбинированный подход к объяснению личности и преступности с учетом как психологических, так и биологических факторов. Как мы упоминали выше, это может быть научно проверено.
Рассмотрим исследование Сибил Айзенк и Ганса Айзенка (1977).
- Они сравнили 2070 мужчин-заключенных с высокими показателями EPI с 2442 мужчинами из контрольной группы, разделенными на подгруппы в возрасте от 16 до 69 лет.
- Проанализировав результаты, они обнаружили, что у преступников во всех возрастных группах показатели психотизма, экстраверсии и невротизма выше, чем у контрольной группы.
Однако , David Farrington et al. (1982) проанализировали это и обнаружили, что, хотя преступники набрали высокие баллы по P , не было свидетельств высоких оценок для E и N . Также очень мало свидетельств различий в показателях ЭЭГ (которые измеряют корковое возбуждение) между экстравертами и интровертами, что заставляет нас усомниться в психологической основе теории Айзенка.
Слабые стороны
Верим ли мы в единый тип преступника? Было много сомнений по этому поводу; например, в 1993, Терри Моффит придумал несколько типов правонарушителей в зависимости от их первого преступления и того, как долго они продолжали совершать преступления. Теория Айзенка также недостаточно детализирована.
В 1990 году Дигман предложил свою пятифакторную модель, которая предполагает пять измерений. Он предполагал открытость, добросовестность и покладистость, а также экстраверсию и невротизм ( ОКЕАН ).
Согласно Дигману, люди лежат по шкале между двумя концами измерений для каждого фактора личности. Итак, кто-то может быть очень приятным и открытым, но иметь низкий невротизм.
Культурные различия
Когда Курт Бартол и Говард Холанчок изучили шесть групп (сгруппированных на основе криминального прошлого) латиноамериканских и афроамериканских заключенных в 1979 в Нью-Йорке они обнаружили, что все шесть групп были менее экстравертированы, чем контрольная группа.
Они предположили, что это произошло из-за культурных различий между этой группой и группой Айзенка, что ставит под сомнение обобщаемость личности преступника.
Теория Айзенка, по-видимому, применима только к культуре, в которой он определил результаты, и они не выходят за ее пределы.
Можем ли мы измерить личность?
Личность представляет собой сложную область изучения, и шкала дает бесконечное количество баллов, которые трудно измерить и свести к основным типам личности. Можем ли мы с уверенностью сказать, что существует большая пятерка типов личности, когда человек может иметь высокие баллы в одном аспекте и низкие в другом, и эти баллы могут даже очень незначительно отличаться друг от друга?
Подумай об этом; Есть 8×1067 способов перетасовать колоду из 52 карт. Итак, способов перетасовать и составить комбинацию из колоды карт больше, чем атомов на земле. Хотя это не обязательно одно и то же, не можем ли мы утверждать, что многие комбинации разных типов личности могут страдать от одной и той же комбинации проблем?
Как мы можем количественно определить и объединить эти типы личности в несколько конкретных параметров для назначения людей?
Возможно, в этих группах невозможно уменьшить индивидуальность, как предлагает Айзенк, даже если применить шкалу (которая, по общему признанию, добавляет степень маневренности). Кроме того, Mischel (1988) утверждал, что личность может зависеть от контекста. Человек может меняться и реагировать/вести себя по-разному в зависимости от ситуации, в которой он оказался, поэтому эти параметры личности, которые пытались установить психологи, не являются стабильными сущностями.
Недостаток надежности и чрезмерное упрощение
Теория личности Айзенка опирается в первую очередь на показатели самооценки, которые подвержены предвзятости социальной желательности, недостатку честности и самоанализа, а также недостатку самосознания. Таким образом, теории не хватает надежности. У нее также есть проблемы с параметрами, по которым мы классифицируем преступников, поскольку другие теории подразумевают, что у личности есть больше факторов (пятифакторная модель).
Рис. 3. Показатели самооценки могут быть подвержены предвзятости в отношении социальной желательности, т. е. лгать, чтобы казаться лучше.
Теория личности Айзенка. Ключевые выводы
- Теория Айзенка использует как биологический, так и психологический подход к объяснению личности и преступления.
- Теория Айзенка рассматривает три аспекта личности: экстраверсию (Э), невротизм (Н) и психотизм (П). Позже к ним добавился психотизм. Эти размеры приняли форму шкалы.
- Криминальный тип личности — невротический и экстравертный. Они также имеют высокие баллы по психотизму (т. е. холодны, неэмоциональны и склонны к агрессии).
- Теорию Айзенка можно подвергнуть критике за то, что она недостаточно детализирована в оценке личностных качеств и неточно измеряется из-за опоры на показатели самооценки, что приводит к отсутствию надежности (полагание на меры самооценки).
- Однако, поскольку он рассматривает несколько подходов (биологический и психологический), он пользуется особым влиянием в научном сообществе.
[PDF] Корреляты профилировщика личности Айзенка
ПОКАЗАНЫ 1-10 ИЗ 28 ССЫЛОК
СОРТИРОВАТЬ ПОРелевантностьНаиболее влиятельные документыНедавность
Основные черты системы P-E-N Айзенка: трех- и пятифакторные решения.
Корреляция шкал E PP с фасетными шкалами NEO-PI-R предоставила предварительные данные, подтверждающие конвергентную и дискриминантную валидность шкал ПКП, но факторный анализ варимакс и целевой валидимакс показал, что некоторые оценки ПКП были неправильно классифицированы и что шкала ПКП может быть лучше понимается с точки зрения 5-факторной модели, чем предполагаемые 3-факторные модели.
Структура профилировщика личности Айзенка.
Исследование возможных трех- и пятифакторных решений для Профилировщика личности Айзенка обнаружило мало доказательств в пользу того, что одно решение предпочтительнее другого, но более короткая версия ПОП, казалось, отдавала предпочтение трехфакторному решению.
Личность, стиль обучения и производительность труда
- A. Furnham, C. Jackson, T. Miller
Психология
- 1999
Объяснение совпадения личности и стиля обучения
- К. Джексон, М. Лоути-Джонс
Психология
- 1996
Переосмысление индикатора типов Майерс-Бриггс с точки зрения пятифакторной модели личности.
Данные предполагают, что теория Юнга либо неверна, либо неадекватно операционализирована MBTI и не может обеспечить прочную основу для ее интерпретации, но корреляционный анализ показал, что четыре индекса MBTI действительно измеряют аспекты четырех из пяти основных параметров нормальной личности.
Личность и стиль обучения: исследование трех инструментов
- A. Furnham
Психология
- 1992
Экспертизация взаимосвязи между индикатором типа Myers-Briggs и индивидуальностью Neo Inventory
- D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D. D.