Тест леонгарда-шмишека
Выявление акцентуаций характера
Опросник Шмишека – личностный опросник, который предназначен для диагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подхода к ее изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г.
Методика состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». Разработан также сокращенный вариант опросника. С помощью данной методики определяются следующие 10 типов акцентуации личности (по классификации К.Леонгарда):
Демонстративный тип.Характеризуется повышенной способностью к вытеснению.
Педантичный тип.Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний.
Застревающий тип.Характерна чрезмерная стойкость аффекта.
Возбудимый тип.Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.
Гипертимический тип.Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью.
Дистимический тип.Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни, заторможенность.
Тревожно-боязливый.Склонность к страхам, робость и пугливость.
Циклотимический тип.Смена гипертимических и дистимических фаз.
Аффективно-экзальтированный.Легкость перехода от состояния восторга к состоянию печали.Восторг и печаль – основные сопутствующие этому типу состояния.
Эмотивный тип.
Максимальный показатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представлены в виде «профиля личностной акцентуации».
Сушествует два варианта данной методики:
Взрослый вариант опросника Шмишека
Детский вариант опросника Шмишека
Оба варианта состоят из одинакового количества вопросов, имеют одинаковые типы акцентуаций личности и одинаковые методы обработки результатов. Различия состоят только в формулировке вопросов, описание опросника и определение доминирующих акцентуаций характера одинаково как для взрослых, так и для детей.
Теоретические основы
Теоретической основой опросника является концепция «акцентуированных личностей» К. Леонгарда. В соответствии с этой концепцией все черты личности могут быть разделены на основные и дополнительные. Основные черты — стержень личности, они определяют ее развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. При значительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. В случае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.
К. Леонгардом выделены 10 типов акцентуированных личностей, которые достаточно произвольно разделены на две группы: акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый) и акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно-боязливый, циклотимический, аффективно-экзальтированный, эмотивный).
Обработка результатов
Для удобства обработки результатов можно изготовить трафареты в соответствии с ключом, которые накладываются на бланк ответов, заполненный испытуемым. Затем осуществляется подсчет ответов, соответствующих ключу и умноженных согласно ему на 2, 3 или 6.
Ключ
1.Демонстративность/демонстративный тип:
«+»: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
«-»: 51.
Сумму ответов умножить на 2.
2.Застревание/застревающий тип:
«+»: 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81.
«-»: 12, 46, 59.
Сумму ответов умножить на 2.
3.Педантичность/педантичный тип:
«+»: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
«-»: 36.
Сумму ответов умножить на 2.
4.Возбудимость/возбудимый тип:
«+»: 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на 3.
5.Гипертимность/гипертимный тип:
«+»: 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77.
Сумму ответов умножить на 3.
6.Дистимность/дистимический тип:
«-»: 31, 53, 65.
Сумму ответов умножить на 3.
7.Тревожность/тревожно-боязливый тип:
«+»: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82.
«-»: 5.
Сумму ответов умножить на 3.
8.Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:
«+»: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6.
9.Эмотивность/эмотивный тип:
«+»: 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79.
«-»: 25.
10.Циклотимность/циклотимный тип:
«+»: 6, 18,28,40,50,62,72,84.
Сумму ответов умножить на 3.
Интерпретация результатов
Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования — 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.
Выделенные К. Леонгардом 10 типов акцентуированных личностей разделены на две группы:
Акцентуации характера:
демонстративный,
педантичный,
застревающий,
возбудимый.
Аакцентуации темперамента:
гипертимический,
дистимический,
тревожно-боязливый,
циклотимический,
аффективный,
эмотивный.
Профиль характера
Типы акцентуации
1. Демонстративный тип
Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит.
2. Застревающий тип
Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.
3. Педантичный тип
Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжестью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.
4. Возбудимый тип
Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.
5. Гипертимический тип
Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.
6. Дистимический тип
Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться,располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.
7. Тревожный тип
Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,
8. Экзальтированный тип
Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.
9. Эмотивный тип
Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.
10. Циклотимический тип
Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.
В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.
Стимульный материал
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия №24 города Ставрополя имени генерал-лейтенанта юстиции М. Г. Ядрова «Теоретические и практические основы профилактики социально-психологической дезадаптации современных школьников»
Разработано: педагогом-психологом высшей категории Бондаренко И.Ю. г. Ставрополь, 2015
В методическом пособии представлены особенности психического развития детей всех возрастов, современные представления о сущности понятия «дезадаптация», о девиантном и суицидальном поведении как основных форм проявления дезадаптации. Материалы, содержащиеся в пособии, адресованы работникам системы образования, прежде всего педагогам — психологам, а также социальным педагогам, классным руководителям. В пособии представлена программапсихологической профилактики дезадаптации школьников, в которую входят: разработки групповых занятий для учащихся, родительских собраний, лекций для педагогов, а также диагностический инструментарий для выявления ранних признаков дезадаптационных процессов у детей. Содержание
1.1. Проблемы социализации личности в современных условиях. 1. 2. Понятие, классификация, причины и основные проявления дезадаптации у детейи подростков. 1.3. Особенности психического развития личности школьников. 1.4. Классификация дезадаптированных детей и подростков.
2.1.Сущность понятия «девиантное поведение». 2.2. Причины девиантного поведения. 2.3. Классификация девиантного поведения. 2.4.Понятие суицидального поведения. Динамика его развития. Признаки и классификация. 2.5. Причины и мотивы суицидального поведения. 2.6. Факторы суицидального риска. 2.7. Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков. Каталог: uploads -> doc Скачать 9,51 Mb. Поделитесь с Вашими друзьями: |
Особенности формирования психосоматического здоровья мальчиков-подростков
Реферат
Плохое психическое и соматическое здоровье подростков является актуальной проблемой. Актуальны комплексные исследования закономерностей формирования здоровья детей в школьные годы. Цель статьи — изучить психологические особенности и функциональные параметры сердечно-сосудистой системы мальчиков-подростков. Обследовано 430 магаданских юношей в возрасте 13–17 лет. В исследовании психологических показателей с учетом алекситимических черт приняли участие 80 подростков. Уровни алекситимии определяли с использованием алекситимической шкалы Торонто (TAS-26). У 25 мальчиков диагностирован алекситимический тип личности; переходный тип диагностирован у 27 мальчиков; неалекситимический тип диагностирован у 28 мальчиков. Данные были проанализированы для алекситимичных и неалекситимичных подростков. Структуру тревожности определяли методом многомерной оценки детской тревожности, типы акцентуаций характера определяли с помощью опросника Леонгарда-Шмишека. Показатели кардиогемодинамики определяли в покое (сидя) методом объемной компрессионной осциллометрии на основе показателей центральной гемодинамики (Глобус, Белгород). Регистрировали прямые и расчетные параметры центральной и периферической гемодинамики: систолическое и диастолическое артериальное давление, частоту сердечных сокращений, типы саморегуляции кровообращения. В ходе исследования выявлены достоверные различия показателей тревожности у мальчиков-подростков с алекситимическими чертами. У них более выражены показатели тревожности, психофизиологических и психовегетативных реакций, дистимические и экзальтированные характеристики. Преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Сочетание тревожности и акцентуаций у подростков с алекситимией может повлиять на школьную адаптацию.
Ключевые слова: ПодросткиСалекситимияСердечно-сосудистая системаСевер
Введение
Исследования состояния здоровья детей и подростков свидетельствуют о наличии региональных особенностей, определяемых климатическими, экологическими и социальными факторами среды (Поварго и др. , 2014). Данные литературы подчеркивают рост нервно-психических расстройств у подростков за счет пограничных невротических и личностных расстройств (Агарков, Скороходова, Погорелова, 2011). В подростковом возрасте онтогенез особенно чувствителен к различным неблагоприятным факторам внешней среды, влияющим на сердечно-сосудистую систему (Панкова, Алчинова, Черепов, Карганов, 2008; Гречкина, 2016). Таким образом, проблемой является неудовлетворительное психическое и соматическое здоровье подростков, проявляющееся в психопатологических расстройствах и преморбидных отклонениях (Баранов, Намазова-Баранова, Альбицкий, Терлецкая, Антонова, 2014).
Комплексное изучение закономерностей формирования здоровья, изучение психофизиологического и морфофункционального развития детей является одним из приоритетных направлений исследований в области возрастной физиологии, здоровья детей и подростков (Мукатаева, 2010; Баранов и др., 2014). ).
Одним из психологических факторов риска психосоматических расстройств, расстройств поведения и зависимости является алекситимия, которая может проявляться в структуре личности здоровых людей (Baiardini, Abbà, & Ballauri 2011). Алекситимия связана с трудностями в различении эмоций и телесных ощущений, понимании чувств других людей (Сифнеос, 1973). Лица с алекситимией склонны к соматическим жалобам и психическим расстройствам (Taylor, Bagby, & Parker, 1997; De Gucht & Heiser, 2003; Arruda & Bigal, 2012; Li, Zhang, Guo, & Zhang, 2015). Алекситимия развивается у подростков мужского пола (Levant, Hall, & Williams, 2009) и характерна для мужчин среднего возраста с сердечно-сосудистой патологией (Kauhanen, Kaplan, & Cohen, 1996). Среди факторов, влияющих на развитие психосоматических патологий сердечно-сосудистой системы мужчин, активную роль играют алекситимия и тревожность (Винокур, Симаненков, 2002). Нарастание алекситимии способствует тому, что высокая тревожность имеет психосоматические проявления и является механизмом развития сердечно-сосудистых заболеваний (Винокур, Симаненков, 2002). Подростки с соматоформными расстройствами имеют более высокий уровень алекситимии и тревожности (Burba, Oswald, Grigaliunien, Neverauskiene, & Jankuviene, 2006). Для алекситимичных подростков характерны более выраженные показатели тревожности, социальной фрустрированности и психической ригидности (Бартош, Бартош, Мычко, 2018). Нарушение нервно-психической адаптации сказывается на развитии акцентуированных черт характера (Леонхард, 19 лет).97). Наряду с алекситимией у 50-80% мальчиков развиваются акцентуации характера. Акцентуации характера и алекситимия могут быть следствием наследственности или воспитания детей (Жилина, 2008; Baughman, Schermer, Veselka, Harris, & Vernon, 2013). Акцентуации могут служить фоном для развития пограничных психических расстройств и психосоматических заболеваний (Cloninger, Bayon, & Svrakic, 1998; Leonhard, 1997).
Сердечно-сосудистая система подростков особенно чувствительна к факторам окружающей среды, физическим и умственным нагрузкам (Кривощеков, Гребнева, 2000; Михайлова, Кимяева, 2013).
Рисунок 1: Рисунок 01. Структура тревожности у подростков с разным уровнем алекситимии Посмотреть полный размер >данные для мальчиков с алекситимическим типом серые; данные для неалекситимического типа белые
1. – общее беспокойство; 2.– тревожность в отношениях со сверстниками; 3.– тревожность при оценке других; 4.– тревожность в отношениях с учителями; 5.– тревожность в отношениях с родителями; 6. — тревога, связанная с успехами в обучении; 7. — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8.– тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9. — снижение психической активности, связанное с тревогой; 10. — повышенная вегетативная реактивность, связанная с тревогой.
Рисунок 2: Рисунок 02. Профиль акцентуации у мальчиков с разным уровнем алекситимии Посмотреть полный размер >1 — гипертимный, 2 — зацикленный, 3 — эмоциональный, 4 — педантичный, 5 — тревожный, 6 — циклотимный, 7 — демонстративный, 8 — возбудимый, 9 — отвлекающий, 10 — экзальтированный
Постановка проблемы
В северных условиях на организм подростков воздействуют большие психофизиологические нагрузки, связанные с учебой в школе и физическими нагрузками на занятиях по физической культуре и при спортивных тренировках и соревнованиях (Гречкина, 2016). Поэтому вопросы саморегуляции кровообращения и психологического здоровья северного подростка с разной степенью алекситимии являются актуальными.
Исследовательские вопросы
Целью статьи является изучение структуры тревожности и акцентуаций у мальчиков с разным уровнем алекситимии и преобладающими типами саморегуляции кровообращения с целью определения функциональных резервов растущего организма в условиях Севера.
Цель исследования
Цель статьи — изучить психологические особенности и функциональные параметры сердечно-сосудистой системы мальчиков-подростков.
Методы исследования
Обследовано430 подростков мужского пола в возрасте 13–17 лет (учащиеся трех магаданских школ). В исследовании психологических показателей с учетом алекситимических особенностей приняли участие 80 мальчиков. Для оценки алекситимии использовалась торонтская алекситимическая шкала (TAS-26), адаптированная Психоневрологическим институтом им. В.М. Бехтерев был использован. По шкале ТАС-26 у 25 мальчиков выявлен алекситимический тип личности (74 балла и выше); переходный тип (63–73 балла) выявлен у 27 человек; неалекситимический тип личности (62 балла и ниже) выявлен у 28 мальчиков. Полученные данные были проанализированы. Структуру тревожности определяли с помощью Многомерной оценки детской тревожности (МЕКА) (Ромицына, 2006), структура которой включает 10 шкал: 1 — общая тревожность; 2 — тревожность в отношениях со сверстниками; 3 — тревожность в отношениях с окружающим миром; 4 — тревожность в отношениях с учителями; 5 — тревожность в отношениях с родителями; 6 — тревога, связанная с учебой в школе; 7 — тревога, возникающая в ситуациях самовыражения; 8 — тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний; 9- снижение психической активности, связанное с тревогой; 10 – повышение вегетативной реактивности, связанное с тревогой. Общая оценка составила 0-10 баллов. Если параметр набрал 1-2 балла, качество не выражено, 4-5 баллов — ярко выражено. Для определения типов акцентуаций характера использовали характерологический опросник, разработанный Леонгардом и Шмишеком. Опросник содержит 88 вопросов по 10 шкалам и диагностирует типы акцентуаций. Если признак имеет 18 и более баллов, он акцентируется (Винокур, Симаненков, 2002). Показатели кардиогемодинамики определяли в покое (сидя) методом объемной компрессионной осциллометрии на основе показателей центральной гемодинамики (Глобус, Белгород). Регистрировали прямые и расчетные параметры центральной и периферической гемодинамики: систолическое и диастолическое артериальное давление (АД, мм рт. ст.), частоту сердечных сокращений (ЧСС, уд./мин), тип саморегуляции кровообращения (ТССК). Обследование проводилось в школе согласно Хельсинкской декларации, утвержденной Региональным комитетом по этике биомедицинских исследований (протокол № 3 от 4 декабря 2013 г.). Статистические данные обработаны в программах Microsoft Excel 2002 и Statista-6.0. Рассчитывали средние значения показателей (М) и их стандартные ошибки (±m). Статистическую значимость различий оценивали по критерию Стьюдента для независимых выборок при нормальном распределении. Уровень различий считался статистически значимым при p ≤ 0,05.
Находки
Исследование показало, что 31% подростков имели алекситимические черты. У 35% подростков не выявлено алекситимических черт, 34% подростков отнесены к переходным. Фигура 1 показывает, что общий профиль тревожности мальчиков с алекситимическими чертами значимо (p<0,05) превышает профиль сверстников, не имеющих алекситимических черт. Отличий нет только по шкале 8 - тревожность при проверке знаний. Пиковые проявления тревожности приходятся на шкалы 5 – тревожность в отношениях с родителями и 3 – тревожность в отношениях с окружающим миром. Повышенная тревожность в отношениях с родителями говорит о напряженности и неуверенности. Это может повлиять на социальную адаптацию и обучение. Такие подростки достаточно чувствительны к мнению других людей (Ромицына, 2006). У них более выражены психофизиологические и психовегетативные реакции в стрессовых ситуациях (по шкале 9).и 10) (р<0,05). Фигура 2 показаны показатели акцентуаций характера у подростков. Исследование показало, что у мальчиков с алекситимическими чертами более выражены (p<0,05) черты дистимического и экзальтированного типов. При этом среди алекситимичных мальчиков экзальтированный тип выражен у 48%. Они пессимистичны, глубоко реагируют на отдельные события, характеризуются резкими перепадами настроения (Leonhard, 1997). Выявлена положительная корреляция между показателем алекситимии и дистимическим (r = 0,31, p < 0,05) и экзальтированным (r = 0,22, p < 0,05) типами акцентуаций. У неалекситимичных мальчиков средний показатель гипертимной акцентуации был выше нормы. оно было более выраженным (р<0,05). Они более активны, общительны. Исследование показало, что только 78% всех подростков имели нормальные показатели артериального давления. У 11% подростков значения показателей артериального давления были близки к верхней границе нормы - «высокая норма», а у 11% регистрировалось повышение артериального давления - «гипертония». К 16-17 годам доля мальчиков с нормальными значениями показателей артериального давления снижается. У 16-летних юношей отмечается значительная доля мальчиков с «высокими» показателями артериального давления (до 13%) и увеличение доли лиц с «гипертонической болезнью» (22%). Анализ частоты сердечных сокращений показал, что 74% подростков имели значения, соответствующие возрастной границе. Тахикардия диагностирована у 16% школьников, брадикардия – у 10%. У 16-летних снижается доля лиц с тахикардией и увеличивается доля лиц с брадикардией. Одним из информативных показателей, отражающих фенотипические особенности организма, является тип саморегуляции кровообращения, позволяющий оценить уровень напряжения в регуляции сердечно-сосудистой системы. Изменение саморегуляции кровообращения свидетельствует о повышении функциональных резервов сосудистой системы для обеспечения длительной адаптации. Изменение саморегуляции кровообращения в сторону сердечного компонента свидетельствует об адаптации к кратковременному воздействию возмущающих факторов внешней среды. ТБСР отражает наиболее сбалансированную саморегуляцию системы кровообращения. Средневозрастные значения показателей ТССР свидетельствуют о том, что кардиальный ТССР характерен для 15-летних, тогда как сердечно-сосудистый ТССР характерен для подростков 16-17 лет. Однако преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о напряженности сердечно-сосудистой системы у магаданских подростков (Гречкина, 2016).
Заключение
Таким образом, исследование выявило достоверные различия показателей тревожности у мальчиков-подростков с алекситимическими чертами. У них более выражены показатели тревожности, психофизиологических и психовегетативных реакций. Среди них немало представителей дистимического и экзальтированного типов. Преобладающим типом саморегуляции кровообращения является сердечный, что свидетельствует о снижении резервных возможностей сердечно-сосудистой системы. Сочетание тревожности и акцентуации характера у подростков с алекситимией под влиянием климатических и психосоциальных факторов может снижать функциональные резервы растущего организма, влиять на школьную адаптацию и вызывать психосоматические расстройства. Необходимо определить уровни в структуре личности. Следует учитывать тип саморегуляции кровообращения и способность организма реагировать на физические и умственные нагрузки.
Ссылки
- Агарков А. А., Скороходова Т. Ф., Погорелова Т. В. (2011). Факторы риска психических расстройств у подростков призывного и призывного возраста. Сибирский вестник психиатрии и наркологии, 4, 61–64.
- Арруда, Массачусетс, и Бигал, М.Э. (2012). Поведенческие и эмоциональные симптомы и первичные головные боли у детей: популяционное исследование. Кефалгия, 32, 1093–1100. DOI:
- Байардини И., Абба С. и Баллаури М. (2011). Алекситимия и хронические заболевания: современное состояние. итал. Мед. Лав. Эрг. Доп. А., Психология, 33(1), 47–52.
- Баранов А. А., Намазова-Баранова Л. С., Альбицкий В. Ю., Терлецкая Р. Н. и Антонова Е. В. (2014). Состояние и проблемы со здоровьем подростков в России. Проблемы социальной санитарной гигиены и истории болезни, 6, 10–14.
- Бартош, Т. П., Бартош, О. П., и Мычко, М. В. (2018). Психологические профили алекситимичных мальчиков-подростков Магадана. Психическое здоровье детей и подростков, 1, 65–71.
- Боуман, Х.М., Шермер, Дж.А., Веселка, Л., Харрис, Дж., и Вернон, П.А. (2013). Поведенческий генетический анализ черт эмоционального интеллекта и алекситимии: репликация. Твин Рез. Гум. Жене, 16 лет, 554–559.. DOI:
- Бурба, Б., Освальд, Р., Григалиуниен, В., Невераускене, С., и Янкувене, О. (2006). Контролируемое исследование алекситимии у подростков с персистирующим соматоформным болевым расстройством. Психиатрия, 51, 468–471. DOI:
- Клонингер, Ч.Р., Байон, К., и Свракич, Д.М. (1998). Измерение темперамента и характера при расстройствах настроения: модель фундаментальных состояний как типов личности. Журнал аффективных расстройств, 51 (1), 21–32. http://dx.doi.org/10.1016/S0165-0327(98)00153-0
- Де Гухт, В., и Хайзер, В. (2003). Алекситимия и соматизация: количественный обзор литературы. Дж. Психосома. Рез., 54, 425–434.
- Гречкина Л.И. (2016). Донозологическая характеристика показателей гемодинамики продемонстрирована у подростков мужского пола, родившихся в г. Магадане, имеющих разные типы саморегуляции кровообращения. Здоровье населения и среда жизни, 1(274), 22–26.
- Кауханен, Дж., Каплан, Г. А., и Коэн, Р. Д. (1996). Алекситимия и риск смерти у мужчин среднего возраста. Дж. Психосома. Рез, 41(6), 541–549.
- Кривощеков С.Г. и Гребнева Н.Н. (2000). Характерные морфологические особенности и функциональное состояние организма подростков в условиях адаптации к Северу. Физиология человека, 26(2), 93–98.
- Леонхард, К. (1997). Акцентированная личность. Ростов-на-Дону: Феникс.
- Левант, Р.Ф., Холл, Р.Дж., и Уильямс, Ч. М. (2009). Гендерные различия в алекситимии. Психология мужчин и мужественности, 10 (3), 190–203.
- Ли С., Чжан Б., Го Ю. и Чжан Дж. (2015). Связь между алекситимией, оцененной по шкале алекситимии Торонто из 20 пунктов, и депрессией: метаанализ. Психиатрия, 227, 1–9. DOI:
- Михайлова Л.А., Кимяева С.И. (2013). Показатели центральной гемодинамики у старшеклассников, имеющих повышенные тренировочные и двигательные нагрузки. Сибирское медицинское обозрение, 3, 55–58.
- Мукатаева, Дж. М. (2010). Морфофункциональные и психофизиологические особенности развития детей и подростков: монография. Павлодар.
- Панкова Н.Б., Алчинова И.Б., Черепов А.Б., Карганов М.Ю. (2008). Региональные особенности функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у подростков. Российский педиатрический журнал, 1, 37–42.
- Поварго, Э. А., Зулькарнаева, А. Т., Зулкарнаев, Т. Р., Овсянникова, Л. Б., Агафонов, А. И., и Ахметшина, Р. А. (2014). Региональные особенности физического развития уфимских школьников. Гигиена и санитария, 4, 72–74.
- Ромицына Е.Е. (2006). Многомерная оценка детской тревожности. Образовательное учебное пособие. Санкт-Петербург: Реч.
- Сифнеос, ЧП (1973). Преобладание «алекситимических» характеристик у психосоматических больных. Психотерапия и психосоматика, 22, 255–262.
- Тейлор, Г. Дж., Бэгби, Р. М., и Паркер, Дж. Д. (1997). Нарушения регуляции аффекта: алекситимия при соматических и психических заболеваниях. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
- Винокур В.А., Симаненков В.И. (2002). Психосоматические механизмы участия алекситимии в развитии заболеваний сердечно-сосудистой системы. Журнал экспериментальной и клинической психологии, 1, 56–60.
- Жилина Е. В. (2008). Генотипические и средовые детерминанты акцентуации характера. Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцен, 26(60), 369–377.
Информация об авторских правах
Эта работа находится под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
Об этой статье
экстрасенсорный тест на эмпата — Google Такой
AlleBilderVideosShoppingMapsNewsBüchersuchoptionen
Вы интуитивный эмпат? — SurveyMonkey
www.surveymonkey.com › empath_quiz_2
Прохождение теста занимает всего 11 минут, и в конце вы получите свой балл с интерпретациями, а также многочисленные ресурсы, которые помогут вам жить каждый день . ..
Интуитивный тест на эмпатию: какой вы одаренный тип? — Одиночка волк
lonerwolf.com › Начиная путешествие
19.07.2022 · Всего существует около 9 типов эмпатов. Пройдите этот интуитивный тест на эмпатию, чтобы узнать, каким даром вы обладаете. Этот тест абсолютно бесплатный!
Я психический эмпат? ФКР336 | Вы можете пройти тест на экстрасенсорные способности.
drlesleyphillips.com › Блог
09.10.2018 · Это откроет эмпатам и другим типам личности экстрасенсорные способности, которые могут пробуждаться в вас. Затем, если будет установлено, что вы делаете …
Пройдите тест на интуитивную эмпатию (узнайте свой балл)
liveboldandbloom.com › самосознание › интуитивн… эта почта. Пройдите тест и оцените себя в зависимости от вашего балла.
7 тестов на интуитивную эмпатию для лучшего понимания себя
www.happierhuman.com › тесты на интуитивную эмпатию
30.12.2022 · Тест на интуитивную эмпатию содержит 25 вопросов, в основном ситуативных. Вам нужно будет поразмышлять над собой и ответить, исходя из того, насколько вы …
Тест на эмпатию: вы эмпат? I Psych Central
psychcentral.com › викторины › тест на эмпатию
09.06.2022 · Вы эмпат? Вы можете узнать это, пройдя наш бесплатный онлайн-тест, который измеряет уровень вашей эмпатии.
Вы эмпат? Пройдите тест на эмпатию из 20 вопросов
drjudithorloff.com › Тесты
Пройдите этот тест на эмпатию. Эмпат щедрый, духовно настроенный, интуитивный и хороший слушатель, но также может поглощать стресс людей и …
Я эмпат? Пройди этот тест на определение черт характера, чтобы узнать
www.buzzfeed.com › whitneyjefferson › are-you-an…
05.07.2019 · Вы обладаете магнетизмом, и люди легко притягиваются к вам · Вы чувствуете, как ваш друзья сначала чувствуют, прежде чем рассказать вам · У вас действительно хорошая интуиция …
Только настоящие эмпаты могут пройти этот тест на образность личности: ВИКТОРИНА
www.