Тест незаконченные предложения: Методика «Незаконченные предложения» для детей и подростков . Читайте на портале Ya-roditel.ru

Содержание

Казахская ассоциация психологов


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

КОМИТЕТ ПО ОХРАНЕ ПРАВ ДЕТЕЙ

КАЗАХСКАЯ АССОЦИАЦИЯ ПСИХОЛОГОВ

С.М.Джакупов, А.Т.Изакова, Т.А.Абдрашитова, Я.Н.Оспанова
СоциОЛОГИЧЕСКОЕ исследование

проблемы СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА и еГО ПРОФИЛАКТИКА

Астана 2008

УДК 371


ББК 74.24

П 84
Рецензенты:

Исмаилов А.Ж. – член- корреспондент Казахской Академии Образования, кандидат психологических наук, профессор

Заркешев Э.Г. – доктор медицинских наук, профессор

Менлибекова Г.Ж. – доктор педагогических наук, профессор
П 84

Социoлогическое исследование проблемы СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА и еГО ПРОФИЛАКТИКА: Учеб.пособие для работников образования, учителей, школьных психологов и студентов вузов. С.М.Джакупов, А.Т.Изакова, Т.А.Абдрашитова, Я.Н.Оспанова — Астана: Издательство ТОО «Агроиздат», 2008.

– 104 с.
ISBN 978-601-7060-30-5

Данное издание является итогом реализации проекта по профилактике социального сиротства.

Учебное пособие состоит из трех частей. В первой части дано описание проблемы профилактики социального сиротства, ее анализ и результаты психолого-педагогических исследований особенностей развития детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях.

Во второй главе показан социально-психологический анализ проблемы социального сиротства, его причин и факторов.

В третьей главе представлена программа профилактики социального сиротства.
Финансовая поддержка данного проекта была осуществлена Комитетом по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан.

П
4306000000

00(05) — 08
Тираж – 700 экземпляров

ISBN 978 – 601 – 7060 -30 – 5 © Джакупов С.М., Изакова А.Т., Абдрашитова Т.А., Оспанова Я.Н., 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ

3

4

1.

1 Анализ проблемы сиротства и социального сиротства

4

1.2 Некоторые аспекты профилактики социального сиротства

7

1.3 Особенности развития детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях

9

1.4 Классификация неблагополучных семей

10

II. социально-психологическое исследование проблемы социального сиротства среди некоторых жителей городов Астаны и Алматы

13

2.1 Роль семьи в формировании личности ребенка

13

2.2 Исследование семей как одно из средств профилактики социального сиротства

14

2.3 Результаты исследования и их анализ

16

2.

4 Выводы

27

III. ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА

31

3.1 Описание программы профилактики социального сиротства

31

3.2 Семья и школа как основные сферы профилактики социального сиротства

33

38

3.4 Практическая психология и психотерапия как средство профилактики социального сиротства

40

3.5 Рекомендации по работе с детьми из неблагополучных семей с целью профилактики социального сиротства

45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

47

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

49

ПРИЛОЖЕНИЕ

51


ПРЕДИСЛОВИЕ

Трансформация общества сопровождается значительными изменениями социальных институтов.

Изменения коснулись и детей, оставшихся без попечения родителей.

С конца 80-х — начала 90-х годов XX века проблемы детей, оставшихся без попечения родителей, приобрели особую остроту в науке и социальной практике общества. В научный оборот введена категория «социального сиротства», разрабатываются теоретико-методологические основы исследования этого феномена детства, определяются новые подходы его изучения в изменяющихся условиях общества, выявляются различные факторы в связи с ростом социального неблагополучия семей.

Сущность социального сиротства проявляется в том, что у подавляющего большинства детей-сирот, проживающих в государственных детских домах и специализированных учреждениях, имеются родители, но они, как правило, лишены судом или добровольно отказались от исполнения своих родительских прав.

Количество данной категории детей неизменно растет, подростки ежегодно попадают на скамью подсудимых – эти, и многие другие факторы актуализируют проблему профилактики социального сиротства.

Каталог: sites -> default -> files -> upload -> files -> e-biblioteka
files -> 12 грудня 2014 р. ІV всеукраїнська науково-практична конференція “Андріївські читання”

files -> Методичні рекомендації для проведення виховних заходів в загальноосвітніх навчальних закладах
files -> Перечень вопросов, по которым участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) могут получить консультации
files -> Что такое агрессивность?
files -> А. Зайцев Научный редактор А. Реан Редакторы М. Шахтарина, И. Лунина, В. Попов Художник обложки В. Шимкевич Корректоры Л. Комарова, Г. Якушева Оригинал-макет
e-biblioteka -> Т. Н. Кемайкина психологические аспекты социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей методическое пособие
e-biblioteka -> Методическое пособие для психологов и педагогов Астана, 2008
files -> Решение заседания Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Республики Казахстан


Скачать 1. 79 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Диагностика в психосоматике


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

Диагностика в психосоматике // Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник. – М.: ЭКСМО; СПб.: Сова, 2003. – 928 с., ил. – С. 39-132.
Советы начинающим психологам

ДИАГНОСТИКА В ПСИХОСОМАТИКЕ

При постановке психосоматического диагноза в распоряжении психотерапевта имеются две основные методики — диагностическая беседа и психологическое тестирование.

Диагностическая беседа дает возможность собрать психосоматический анамнез, чтобы привести не осмысленные пациентом соматические симптомы в понятную смысловую связь с внешней и внутренней историей его жизни.

Первоочередная цель заключается в нахождении связей во времени между началом соматических проявлений и анамнестически достоверными, жизненно важными изменениями или же в констатации их отсутствия.

Если такие связи устанавливаются, то дальнейшая беседа должна прояснить, понимает ли сам пациент значимость для развития заболевания тех неприятностей, которые возникли у него в связи с конфликтами и кризами. Это предполагает знание личности пациента, условий его развития в детстве, конфликтов в процессе социализации, фиксации на них до последнего времени и уязвимости в отношении них с учетом ослабления актуальности прошлых переживаний.

При выборе комплекса тестовых методик для исследования психосоматических пациентов должны быть учтены следующие принципы:


  • относительная простота применяемых методик;

  • быстрота их проведения;

  • полнота изучения исследуемого явления;

  • взаимная дополняемость применяемых методик;

  • высокая суммарная валидность;

  • достаточная чувствительность к изменению наблюдаемого
    явления у здоровых и больных, а также к изменению показателей в течение лечения.

2.1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА

При соматическом заболевании диагностическая беседа направлена на определение в первую очередь нынешнего внешнего и внутреннего состояния пациента (Бройтигам и др., 1999). Что знает пациент о своем заболевании? Какое значение имеет оно для него сейчас и в его жизни в целом? Имеется ли у него свой взгляд, в соответствии с которым он сам, его родные, психотерапевты или кто-либо еще ответственны за это заболевание? Соответствует ли его знание о болезни, ее причинах и течении психотерапевтической оценке?

Чтобы знать, как действовать дальше, необходимо разобраться в особенностях личности пациента и истории его жизни, предшествовавшей болезни. Были ли у него в прошлом другие заболевания? Имеется ли неблагоприятная наследственность? Как он справлялся до сих пор с предыдущими заболеваниями и как справляется с нынешним? Имеются ли у него своя точка зрения на эти и сопоставимые с ними трудностями, свое мнение об особых ситуациях, которые отдалили его от семьи и профессии? Может ли он поделиться с другими своими мыслями, страхами и чувствами, надеждами и отчаянием, которые его охватывают, когда он остается один?

Чем более свободно и менее формально протекает беседа, чем больше пациент раскрывает себя психотерапевту, тем больше возможностей обнаружить «сценический» характер его поведения. Представляется ли пациент образцом типичной проблематики межличностных отношений, в которых и возникли его конфликт и вызванные им нарушения? Характерно ли для его проблем экспансивное или сдержанное поведение, полезна или бесполезна в этих условиях его встреча с психотерапевтом? Каковы осанка пациента, его манера разговаривать, как он относится к психотерапевту и к тому, что психотерапевт вмешивается в его интимную жизнь?

Наконец, в первой же диагностической беседе необходимо выявить, что пациент утаивает от психотерапевта, несмотря на обилие даваемой им информации. Психотерапевт, со своей стороны, может оценить легко обнаруживаемые или скрытые психосоматические связи, отметить выявленные им соотношения симптомов, оставить открытым вопрос о неизвестных пока обстоятельствах, которые, по его мнению, позволили бы обсудить с пациентом вопросы прогноза и возможностей лечения.

Первая беседа имеет решающее значение для дальнейшего формирования отношений психотерапевта и пациента.

Рекомендуется уже перед первой встречей сделать установку на диагностически-терапевтическое использование пациентом своих чувственных реакций. Важные указания на свой конфликт пациент часто дает тем, что использует в отношениях с психотерапевтом свою привычную систему переноса и защиты (Любан-Плоцца и др., 2000).

В течение первых минут пациенты обычно расслабляются. Они с удивлением замечают, что о проблемах оказывается возможным говорить; при этом можно затрагивать очень личные вопросы, не впадая в особое смущение.

Разговор с самого начала должен также преследовать терапевтические цели. Это пациент должен чувствовать, так как он часто хотел бы начать лечение с момента, когда он переступит порог кабинета.

Рекомендуется использовать даже едва уловимое структурирование процессов как метод исследования, позволяющий оценивать как потребности, так и свободу пациента, которые в его собственном представлении противоречат друг другу, но психотерапевту позволяют составить общую картину болезни.


  1. Вначале задают вопрос о жалобах, давших основание для
    обращения к психотерапевту: «Что привело вас сюда?» Часто при ответе на этот вопрос предварительно информированный пациент указывает конкретные симптомы или сообщает уже готовый диагноз: «стенокардия», «язва», «ревматизм». Эти жалобы обязывают расспросить пациента о содержании его предшествующих переживаний. Следует подвести пациента к тому, чтобы он рассказал о своем состоянии своими словами. При этом необходимо отмечать речевые обороты, которыми он пользуется при описании своих жалоб и картины своей болезни.

  2. Следующий вопрос позволяет уточнить время появления болезненных переживаний: «Когда вы это почувствовали впервые?» Устанавливаются и периоды последующих ухудшений и улучшений. Психотерапевт должен настойчиво расспрашивать пациента о времени начала болезненных переживаний вплоть до дня и часа. Анамнез жизни в рамках общеврачебной ситуации, когда психотерапевт получает как психические, так и соматические данные, включает и соматическое обследование.

3. Решающим для понимания внутренних конфликтов и внешних психосоциальных связей является вопрос о жизненной ситуации к моменту начала болезни: «Что произошло в вашей жизни, когда это случилось? Что в то время появилось нового в вашей жизни, кто появился в вашей жизни и кто ушел из нее?» Это вопрос о «провалах» -в судьбе, о ситуациях искушений и не удач, об изменениях в служебной деятельности, жилищных условиях. Пациент должен при этом вызывать у себя воспоминания в форме свободных ассоциаций. Поскольку о драматических событиях пациенты могут сообщать как о банальных переменах, которые всплывают в памяти и расцениваются как пустячные, на такие события следует обратить особое внимание. Если же невозможно установить связь между жизненными кризами и началом болезни (в том числе и при повторных беседах), то психосоматическую природу заболевания следует поставить под сомнение.

  1. При ретроспективном взгляде жизненные ситуации, вызывающие болезни, могут обнаруживаться в детстве, юности и зрелом возрасте. «Расскажите мне еще немного о себе, быть может, что-то из детства», «Расскажите немного о своих родителях» или «Каким вы были ребенком?», «Что было для вас важным событием в жизни?» При сборе анамнеза разговор ведется об отношениях с родителями, о развитии в детстве, о служебной карьере, о сексуальном развитии.

  2. В конечном счете создается картина личности пациента в целом. Если учесть его душевные переживания и поведение, то можно оценить значение симптоматики, ситуации заболевания и данных анамнеза. «Что это означает для вас? Как вы это пережили?» — такие вопросы приводят самого пациента к пониманию собственных способов реагирования.

Конечно, этот метод следует использовать гибко. Целевое направление от симптома к ситуации, анамнезу жизни и личности полезно в качестве основной линии беседы (рис. 1).

Диагностическая беседа имеет отчасти характер провокации. Психотерапевт оперирует подбадриванием, откровенными вопросами, которые наталкивают пациента на ответы, но не фиксируют на них внимание, давая лишь направления для размышления: «Расскажите мне об этом подробнее. Как это переживалось вами тогда? Мы еще совсем не говорили о сексуальности. Вы еще не сказали о своем браке». При этом следует отрешиться от представления, что пациент все о себе знает. Беседа должна во многом вести к созданию новых представлений даже из несовпадающих сообщений. Пациент должен быть открытым и критичным в. отношении своих воспоминаний, новых ассоциаций и взглядов, если они могут стать плодотворными. Наиболее важными оказываются те моменты беседы, когда пациент вдруг умолкает, как бы наткнувшись на внутреннюю преграду. Паузы в разговоре — это «ворота» для прорыва вытесненных до того воспоминаний, необузданных фантазий и, может быть, для наступающего озарения. Всегда следует помнить, что слишком структурированная, жестко поставленная тема, чрезмерное количество вопросов ограничивают свободу пациента. Ошибочно также воспринимать молчание пациента «аналитически» и путать ситуацию первого интервью с ситуацией психоаналитического сеанса.

Многократно указывалось, что психосоматические больные пытаются с помощью болезни удержаться в своего рода лабильном и болезненном равновесии. Соматический симптом служит им для того, чтобы снять груз неосознаваемых конфликтов за счет переноса части своей психической энергии в физическую сферу.

Требование разработать в ходе психотерапии другие и, как кажется, лучшие пути разрешения конфликтов мобилизует страх и усиливает защиту, которая нередко в форме рационализирования используется расхожей концепцией соматической медицины, когда, например, язвенный больной говорит: «Доктор, у меня не в порядке желудок, а не голова».

Пациента, который уже долгое время привязан к своим симптомам, трудно сразу убедить, что они могут быть связаны с трудностями эмоциональной природы. Гораздо чаще он хочет быть убежденным в том, что его страдание имеет органическую причину.

Такого рода сопротивление в особенности характерно для пациентов с функциональными болевыми синдромами. Их внутренняя неуверенность и лабильность, которая была удачно обозначена как «существование между» (Staehelin, 1963), заставляют их искать психотерапевта, который подтвердил бы наличие у них органического заболевания и освободил бы их от него. При этом они часто меняют психотерапевтов.

Неспособность многих психосоматических больных осознавать эмоциональные проблемы и соответствующая этому склонность к переоценке соматических проявлений часто являются

выражением страха перед стигматизацией. Ибо разделение на «приличные» (органические) и «неприличные» (психические) заболевания широко распространено не только среди пациентов. И психотерапевты иногда опасаются ясно обозначить в диагнозе психическую патологию.

К тому же эти клинические картины часто трудно распознать при психосоматических заболеваниях. В отличие от неврозов, где симптомы четко фиксированы в психической сфере, при психосоматических нарушениях, первично связанных с органными функциями, их связь с психическими процессами часто не вполне отчетлива для психотерапевта и пациента.

Субъективное отношение пациента к своей болезни есть существенный фактор начала, течения и исхода заболевания. Bleuler (1961) указал на то, что искаженное понимание болезни и неверная трактовка понятий могут иметь серьезнейшие последствия для здоровья.

Психотерапевт должен учитывать вербальные и невербальные выражения пациента, он должен видеть и слышать. Уже в начале беседы информативными могут быть следующие факты и особенности: отношение пациента к договоренности о консультации, ранний приход или опоздание на прием, сообщение избыточной информации персоналу, вступительные комментарии, приход в сопровождении членов семьи или без них, одежда, прическа, выражение лица, мимика, жестикуляция, характер рукопожатия, где и как усаживается пациент, звук его голоса и выбор слов, разговорчив ли пациент, молчалив, вздыхает, раздражителен, враждебен, бунтарствует или доступен.

Люди, которые приходят к психотерапевту, чаще всего беспокойны и напряжены, поскольку должны говорить о том, о чем вообще никогда раньше не говорили или рассказывали очень редко. Их ожидания различны. Отчасти они рассматривают психотерапевта как «мозгового хирурга», отчасти видят в нем мага и волшебника или заумного ученого. Во всех случаях пациентом предъявляются ожидания мудрости и компетентности психотерапевта.

Инициатива разговора должна быть предоставлена пациенту. При этом применима, например, техника «ассоциативного анамнеза», позволяющая пациенту постоянные колебания между обоими полюсами психической и соматической сфер. Сначала пациент дает информацию лишь о своих органических нарушениях, далее чаще замолкает в ожидании вопросов. Надо быть внимательным, чтобы не упустить момент, в который в дискуссию можно подбросить ключевое слово. Если повторить в этот момент одну из последних фраз пациента в форме вопроса, он, как правило, дает дополнительные сведения, значимые как для его эмоциональной жизни, так и относительно органического статуса. Так, он часто сам связывает свои соматические симптомы с эмоциями, окружением и межличностными отношениями. Во время пауз в разговоре, обозначаемых как эмоциональные узловые моменты, происходит исследование психотерапевта пациентом. Является ли психотерапевт человеком, который не только слушает, но и может хранить тайну? Взаимный анализ ситуации происходит еще до начала собственно разговора.

Пациент должен рассматриваться как субъект, а не как объект. Чем сильнее проявляется эмоциональность пациента в процессе заболевания, тем выше, как правило, и эмоциональная вовлеченность психотерапевта, обнаруживает ли он у себя повышенное сострадание или, наоборот, злится на пациента и находит его «несимпатичным». Он должен распознавать эти личные побуждения и контролировать их повышенным самовосприятием. Он должен всегда знать, что происходит между ним и пациентом. Он должен свободно думать и может иметь «сумасшедшие» мысли, но действовать обязан осторожно.

Психотерапевт, который может слушать, позволяет пациенту не только распространяться о своим симптомах, но и высказываться о своем отношении к миру, своих близких знакомых, своей скрытой агрессии и тайных желаниях.

Пациент должен чувствовать, что он может говорить, не боясь чьих-то суждений или осуждения. Он может позволить себе немножко агрессии без установки стены между вами, но должен хотеть довериться вам. Возможно, он впервые узнает о своих глубочайших ощущениях, если почувствует интерес психотерапевта и догадается о его цели — понять симптом как осмысленную с точки зрения пациента составную часть его жизни.

Чрезвычайно важным является способ формулирования вопроса психотерапевтом. Менее определенный вопрос дает больший простор для ассоциаций и поэтому является более предпочтительным. Слишком точный вопрос ограничивает возможности ответа и угрожает спонтанности разговора. Он может, однако, помочь пациенту, когда он споткнется о свою проблему, не отважится затронуть ее. Таким образом можно иногда получить ответ, который даст интересную информацию о неосознаваемых ассоциациях интервьюируемого. В особенности ценно, когда в ходе разговора происходит неожиданный для пациента поворот.

Часто пациенты страдают от психосоциальных конфликтов, которые могут быть решены не психотерапевтом, а лишь самим больным. Психотерапевт может, впрочем, предложить ценную помощь, выступая в роли понимающего партнера. В ходе терапевтической беседы часто чувствуется, как проблемы и конфликты теряют свою интенсивность и без прямых советов или рационального понимания, часто уже потому, что пациент их принимает.

2.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ В ПСИХОСОМАТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Психологические тесты — это стандартизованные психодиагностические методы, предназначенные для изучения и оценки (как количественной, так и качественной) своеобразных свойств личности в ее переживаниях и поведении. Эти тесты, в принципе, не выходят за пределы того, что можно получить в диагностической беседе с пациентом. Значение психологических тестов заключается в том, что они составлены таким образом, что с их помощью можно получить объективную оценку состояния пациента, не зависимую от субъективных мнений исследователей. Это достигается путем высокой стандартизации в проведении и оценке теста. Многие психологические тестовые методы возникли на основе теории личности или обогащены ею.

Существует огромное количество психологических тестов, основанных на самоотчетности пациентов, а также проективные тесты, где различный материал используют в качестве стимуль-ного (тесты Люшера, Розенцвейга, Роршаха и т. д.). Интерпретация психодиагностических тестов иногда сложна и предполагает многовариантность трактовок. Полнота интерпретации зависит от квалификации психодиагноста.

Предлагаемые здесь методики не требуют сложного технического оснащения и длительной обработки результатов, просты и доступны.

Ответы на тесты с большим количеством вопросов удобно заносить в стандартный бланк с последующей обработкой результатов с помощью масок, на которых прорези соответствуют ответам, относящимся к определенной шкале. Широкое распространение получил компьютеризированный опрос с автоматической обработкой результатов тестирования.

Компьютеризированные и on-line версии многих психологических тестов доступны в Интернете на сайтах:

http://azpsy.chat.ru/tests.html

http://psy.agava.ru/prog02.shtml

http://www.psyworld.agava.ru/nauka_psydiagnos.html

http://www.psyserver.narod.ru/metodik.htm

http://wwwl.list.ru/catalog/

http://www.private.peterlink. ru/philo/blamet.html

http://www.eniostyle.ru/test/

http://tarassov.port5.com/psychology/tests/

http://www.infamed.com/psy/

http://psy.synnegoria.com/cgi-bin/

http://bodyandsoul.hl.ru/test/

http://www.fortunecity.com/millenium/scooby/454/Psytests/Tests/

Большинство личностных тестов имеет характер опросника — таковы тест-опросник Г. Айзенка (EPI) и методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела (16PF). Наибольшее распространение получил тест MMPI — миннесотский многомерный личностный перечень, который содержит 566 вопросов и пытается охватить клинически определяемые черты личности (ипохондрические, истерические, психопатические свойства, тенденции маскулинизации-феминизации, параноидные, психастенические, шизоидные и маниакальные черты, а также социальная инверсия), его сокращенный вариант — опросник Мини-мульт, содержащий 71 вопрос (Райгородский, 1999; Столяренко, 2000).

Для изучения оценки пациентами своего самочувствия, активности и настроения используют тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), построенный на принципах полярных профилей; для определения уровня тревожности как свойства психики и состояния пациентов — шкалу личностной и реактивной тревожности Спилбергера, адаптированную Ю. Л. Ханиным; для определения уровня нейротизма, а также показателей экстра- и интроверсии — личностный опросник Айзенка (Райгородский, 1999; Столяренко, 2000).

Для определения особенностей реагирования пациентов на заболевание рекомендуется личностный опросник Бехтеревского института — ЛОБИ (Личко, Иванов, 1980; Вассерман и др., 1990) в сочетании с опросником для изучения самооценки социальной значимости болезни (Михайлов и др., 2002).

Особое положение среди психологических тестов занимают проективные диагностические методы, например тест Роршаха, цель которого состоит в определении личностных конфликтов посредством свободных реакций пациентов на слабоструктурируемый тестовый материал.

В клинико-психологической и в психосоматической диагностике существуют опросники, которые построены скорее в прагматическом стиле, без непосредственного отношения к теории. Примером этого является Гиссенская анкета жалоб, которая состоит из вопросов, касающихся жалоб на общее самочувствие, боль, нарушение эмоциональности, а также истериформных жалоб, которые распространены в амбулаторной психотерапевтической практике. Все эти тесты стандартизованы на репрезентативной выборке населения и группах больных, так что с их помощью можно оценивать ответы отдельных пациентов.

Психологические тесты могут дополнить, но никак не заменить общую диагностику. В индивидуальной клинической диагностике они имеют вспомогательное значение. Роль тестов в психосоматических исследованиях возрастает, если они проводятся среди большого числа пациентов, так как здесь используются систематические и сопоставимые для всех пациентов данные.


2.2.1. Торонтская алекситимическая шкала

Алекситимия характеризуется четырьмя типичными признаками с разной степенью их выраженности в каждом отдельном случае (Бройтигам и др., 1999):



  1. Своеобразная ограниченность способности фантазировать. Пациент затрудняется или оказывается просто неспособным пользоваться символами, результатом чего является своеобразный тип мышления, который можно определить как «механический», «утилитарный», «конкретный». Речь идет о связанном с текущим моментом, ориентированном на конкретные реальные вещи мышлении, которое почти не затрагивает внутренние объекты, лишено колоритности, в разговоре утомляет собеседника и часто производит впечатление настоящей тупости. Оно организовано прагматически-технично и направлено на механическую функциональную сторону описываемого.

  2. Типичная неспособность выражать переживаемые чувства. Пациент не в состоянии связывать вербальные или, жестовые символы с чувствами. Чувства испытываются, если они вообще имеются, как нечто неструктурированное, во всяком случае не передаваемое словами. Они часто описываются через окружающих («Моя жена сказала», «Врач сказал»), либо вместо чувств описываются соматические ощущения.

  3. Примечательно, что психосоматические пациенты очень приспособлены к товарищеским отношениям, что даже определяется как «гипернормальность». Их связи с конкретным партнером характеризуются своеобразной «пустотой отношений». Поскольку они не в состоянии разбираться в психологических структурах, то остаются на уровне конкретно-предметного использования объектов.

4. Из задержки на симбиотическом уровне и связанного с этим недостатка дифференцировки субъект—объект вытекает неспособность к истинным отношениям с объектом и к процессу переноса. Происходит тотальное идентифицирование с объектом; психосоматический больной существует, так сказать, с помощью и благодаря наличию другого человека (его «ключевой фигуры»). Отсюда становится понятным, почему потеря (вымышленная или реальная) этой «ключевой фигуры» («потеря объекта») так часто обнаруживается как провоцирующая ситуация в начале (или при ухудшении) болезни.

Таким образом, алекситимия рассматривается как некая совокупность признаков, характеризующих психический склад индивидов, предрасполагающий их к специфически психосоматическим заболеваниям. В последние годы ее рассматривают как фактор риска развития многих заболеваний (Abramson et al, 1991; Dirks et al., 1981; Finn et al., 1987; Freyberger et al.,1985; Fukunishi et al., 1997; Greenberg, Dattore, 1983; Kauhanen et al., 1994; Numata et al., 1998).

Каталог: uploads
uploads -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
uploads -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
uploads -> Название кафедры
uploads -> Департамент образования и молодежной политики
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»


Скачать 1,47 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Rotter Incomplete Sentences Blank — бланк колледжа; Роттер, Дж. Б.; 1950


Из

Коллекция психологии колледжа Рэндольфа

Имя/Должность

Rotter Incomplete Sentences Blank — Форма колледжа

Об этом объекте

Бланк неполных предложений Роттера был проективным тестом, разработанным в попытке стандартизировать способность заканчивать предложения. Цель теста состояла в том, чтобы провести различие между приспособленными и неприспособленными людьми в популяции колледжа.
RISB содержит 40 предложений-подсказок («Мне нравится…» или «Мне не удалось…»). Боли были суммированы, что дало окончательную оценку неприспособленности.
Коэффициент межбалльной достоверности у авторов оказался равным 0,91 (для мужчин) и 0,96 (для женщин). По сравнению с классификациями (хорошо приспособленные, неадекватные) инструкторов коэффициенты достоверности варьировались от 0,50 до 0,62 для мужчин и женщин.

Производитель

Роттер, Дж.Б.

Роль создателя

Автор

Производитель

Рафферти, Дж.Э.

Роль создателя

Автор

Производитель

Психологическая корпорация

Роль создателя

Издатель

Дата изготовления

1950 г.

Среда и материалы

1 руководство по эксплуатации

Могу ли я использовать этот объект?

 Права

Статус прав неизвестен

Коллекция психологии колледжа Рэндольфа

Включите теги, такие как названия мест, людей, даты, события и цвета. Используйте запятые для разделения нескольких тегов. например Пабло Пикассо, Мадрид, красное, 1930-е гг.

Отказ от ответственности за содержимое eHive

Владелец учетной записи eHive несет ответственность за содержание этой страницы. Это включает в себя получение разрешений, разрешений или прав на публикацию любого контента или изображений на eHive. Свяжитесь с владельцем учетной записи по поводу разрешений на использование авторских прав (включая заказ копий контента) или проблем с публикацией информации или изображений на eHive. Для получения дополнительной информации см. нашу страницу заявлений об авторских правах.

Тест неполных предложений как метод изучения личности.

  • DOI:10.1037/H0059479
  • Идентификатор корпуса: 31317864
 @article{Rotter1947TheIS,
  title={Тест неполных предложений как метод изучения личности.},
  автор = {Джулиан Б. Роттер и Бен Виллерман},
  journal={Журнал консалтинговой психологии},
  год = {1947},
  объем={11 1},
  страницы={
          43-8
        }
} 
  • Дж. Роттер, Б. Виллерман
  • Опубликовано 1947
  • Психология, медицина
  • Журнал психологии консультирования

Просмотр в PubMed

doi.org

Гармоничное развитие личности школьника в современной системе образования

Статья посвящена поиску для механизмов успеха формирование как основа гармоничного развития личности школьника в современной системе образования. The…

Методы проецирования слов и построения фигур

Социальное обучение и клиническая психология

  • Дж. Роттер
  • Психология

  • 2017

Читательская личность: оценка черт «большой тройки» с помощью предложения Метод завершения

  • С. Джой
  • Психология

  • 2017

Участники и процедура Четыре последовательных выборки студентов (N = 231) завершили RISB и другие измерения. Рейтинговые шкалы были получены эмпирическим путем и перекрестно проверены по шкале Айзенка…

Пограничное функционирование и жизненная травма: структурный подход последовательный дизайн. Он включал в себя предварительное исследование с участием 206 человек, столкнувшихся с отчуждением и маргинализацией, за которым последовало подтверждающее…

Ассоциации между пустыми неполными предложениями Роттера и показателями личности и психопатологии

  • Алекс Торстрик, В. Макдермут, Арлин Гокберк, Т. Бивона, Кейт Э. Уолтон
  • Психология

    Журнал оценки личности

  • 2015

Прирост достоверности RISB был скромным, но объяснять разницу в удовлетворенности жизнью и симптомами расстройства личности помимо извлеченной меры общего психологического дистресса.

Опыт детей в отношениях между братьями и сестрами после развода родителей: подход на основе тематического исследования

  • Жаклин Э. Буш
  • Психология

  • 2014

Obésite, regulation émotionnelle, estime de soi. Сравнительные и структурные исследования в методологии количественного и качественного интегрирования

  • Л. Шильц, А. Бритек-Матера
  • Психология

  • 2013
90 115 Когда рушатся основы жизни… Комплексное клиническое и экспериментальное исследование с беженцами и просители убежища
  • L. Schiltz, J. Schiltz
  • Психология

  • 2013

Резюме Цель Результаты последних исследований в области клинической психологии, психологии здоровья и нейробиологии подчеркивают взаимосвязь между диссоциативными состояниями, сложными посттравматическими синдромами и пограничный…

Учебные привычки и отношение студентов-первокурсников: значение для программ академического вмешательства

  • Луиза Б. Акино
  • Образование

  • 2011

Основная цель данного исследования заключалась в изучении благоприятных и неблагоприятных учебных привычек и отношения к учебе студентов-первокурсников и определении их значения в формулировании академических…

Предварительный отчет о тесте на эмоциональное понимание.

  • Тендлер А.
  • Психология

  • 1930

Исследования личности методом завершения предложений.

Добавить комментарий