Техники арт терапии: «Ни стыда ни совести»: 4 техники арт-терапии, которые сделают жизнь лучше

Содержание

4 техники арт-терапии для самопознания

Что такое арт-терапия, как она корректирует психологическое состояние человека, помогает решать конфликтные вопросы, разбираться с негативными эмоциями? В этой статье мы поговорим о целях арт-терапии, принципах ее работы и техниках, которые можно использовать самостоятельно.

Правда ли, что терапия творчеством дает возможность побороть фобии, комплексы и депрессию, лучше понять себя и свои желания, увидеть новые пути решения старых проблем? Разберем 4 техники арт-терапии — рисунок своего аватара, жизненного пути, цели и произвольный рисунок. Какие вопросы нужно задавать себе в процессе рисования, какие детали подмечать?

Арт-терапия помогает понять, чего вы хотите, раскрывает внутренний потенциал и скрытые ресурсы психики. Попробуйте на себе!

Психологические проблемы решаются разными методами, один из них – арт-терапия. С помощью музыки, рисования, танцев, кино- или драматерапии можно убрать стресс, выйти из депрессии, вернуть вкус жизни. Творчество пробуждает в человеке позитивную энергию, корректирует психическое состояние, помогает сублимировать разрушительные эмоции. А еще оно благоприятно воздействует на бессознательное, дает возможность справиться с комплексами и неврозами, неважно, есть у человека способности к творчеству или нет.

Как работает арт-терапия?

Смысл техники в том, чтобы расслабиться, дать волю своему подсознанию, довериться внутренним ощущениям. Рисуя картины, вытачивая фигурки, танцуя под музыку, не нужно работать на результат, думать об оценках со стороны.

Цель арт-терапии – гармонизация внутреннего состояния, устранение психических блоков, переосмысление полученного опыта.

Рисуя проблему, которая беспокоит (травмирующее событие из прошлого) – человек выносит тревогу на бумагу, закрепляет ее в определенном образе и тем самым освобождается от страха. Болезненное нечто трансформируется во что-то осязаемое, а значит, менее пугающее, конфликт становится понятным. Рисование позволяет выразить себя, проговорить невысказанные мысли и подавленные чувства, увидеть суть происходящего под другим ракурсом. Кроме того, в процессе творчества мы напитываемся положительными эмоциями, активизируем творческий потенциал. Главное, соблюдать нерушимые принципы арт-терапии. Какие?

Принципы арт-терапии

Концентрация на процессе

Работайте не на результат, но ради удовольствия. Творчество не может быть некрасивым или неправильным, вы отражаете свои переживания, эмоции, внутренний мир. Это проекция вашего «я» на бумагу.

Отказ от рамок

Нет никаких правил того, что нужно рисовать, в какой технике. Делайте так, как умеете, как вам приятно. Не стесняйтесь, что ваше творчество не соответствует стандартам «качества», вы рисуете не на выставку, а для себя.

Рефлексия и самоанализ

В арт-терапии важно отслеживать свои чувства и мысли во время рисования (лепки, составления коллажей). О чем вы думаете, как результат характеризует вашу личность, цели и планы на будущее? Какие мысли приходят в голову? Не бойтесь задавать себе наводящие вопросы.

Техники арт-терапии для лучшего понимания себя

Арт-терапевтическая техника: «Рисуем свой аватар»

Нужно взять лист, цветные карандаши или акварельные краски, после чего нарисовать тот объект, с которым вы себя максимально ассоциируете. Это может быть одушевленное существо (цветок, животное, человек, инопланетянин), природная стихия, предмет гардероба. Или какая-то вещь, напоминающая вас — закрытый сейф, старая разваливающаяся машина, ключ, сахарная вата, чемодан без ручки. У каждого выйдет свой образ, который нужно нарисовать в деталях и подробностях. Если это цветок, какая у него форма, есть ли у него шипы, где он растет, что любит, чем пахнет, как долго цветет? Подумайте, почему вы остановились на этом образе, какие в нем сильные и слабые стороны, что вы в нем принимаете, а что хотели бы изменить. Эта техника позволит вам познакомиться с собой, найти собственный символ.

Техника: «Рисуем жизненный путь»

Представьте свою жизнь в виде дороги, какая она? Попробуйте изобразить увиденное на бумаге – взлеты и падения, пережитые аварии, моменты, когда вы выходили победителем. Детализируйте рисунок, где проходит дорога — это широкая автомагистраль в центре города, запутанная тропинка в лесу, узкая улочка между домами? Что растет вдоль вашей тропинки, какие люди по ней ходят, где вы сами находитесь на этом жизненном пути – в самом начале или подбираетесь к концу? Подумайте, нравится вам ваша дорога или хотелось бы свернуть, что мешают это сделать? Что означают деревья и здания вдоль дороги, хочется ли что-то дорисовать, чтобы сделать путешествие приятным, а может, убрать какие-то препятствия? Эта техника помогает проанализировать свой опыт, скрытые ресурсы, которые вы не замечаете.

Техника: «Рисуем цель»

Как часто вы думаете о том, куда идете, пересматриваете список целей на будущее? Вы вообще знаете свои мечты? Хорошо зарабатывать, иметь семью – не цель, а средство достижения. Смотрите глубже, для чего вам нужны деньги, похудеть на 40 кг, родить ребенка? Что стоит за этими образами, чего вы на самом деле хотите? Попробуйте ощутить цель физически, насколько она сложна или легка, какие препятствия стоят у вас на пути. Затем нарисуйте ее в деталях и себя рядом с ней, рисунок повесьте на видном месте как напоминание, куда вы идете.

Арт-терапевтическая техника: «Произвольный рисунок»

Если не хотите напрягаться, есть техника для ленивых – произвольное рисование. Все, что от вас нужно – включить медитативную музыку, закрыть глаза и закрашивать листок произвольными линиями, штрихами, кружочками, рисуя любые каракули и отсебятину. Не старайтесь, будьте расслабленными, слушайте интуицию. Когда закончите – изучите полученный «шедевр», найдите в хаосе линий цельные картинки и закрасьте их любым цветом. Это могут быть предметы быта, одежды, люди, животные. Подумайте, о чем они говорят, что для вас значат, с чем ассоциируются. Возможно, подсознание дает вам подсказку, если нет – хотя бы поднимите себе настроение.

Техники арт-терапии можно усложнять, используя пластилин, соленое тесто, кусочки ткани, картинки из журналов, бусинки и газеты. Необязательно рисовать – делайте коллажи, лепите скульптуры из глины, шейте картины из бисера. Важно, чтобы процесс доставлял удовольствие, помогал лучше понять себя, свое настроение и цели на будущее. Отпустите фантазию, не ставьте никаких рамок, слушайте себя и созидайте. Увидите, это работает!

виды работы со взрослыми, описание и техники

К настоящему времени в сфере психотерапии сформировалось множество направлений и школ. Все они ставят своей целью помощь человеку справиться со своими проблемами, но используют разные методы, приемы и техники. Одним из наиболее популярных направлений стала арт-терапия, которая использует благотворное влияние на психику человека искусства и творчества.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Что такое арт-терапия: два направления
    • 1.1 Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства
    • 1.2 Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества
  • 2 Арт-терапия для взрослых: как это работает
  • 3 Практика арт-терапии: принципы и техники
    • 3. 1 Принципы арт-терапии
    • 3.2 Техники арт-терапии
      • 3.2.1 Упражнение «Аватара»
      • 3.2.2 Упражнение «Образ цели»
      • 3.2.3 Упражнение «Жизнь как дорога»
      • 3.2.4 Упражнение «Произвольное рисование»

Что такое арт-терапия: два направления

В буквальном смысле слова арт-терапия – это лечение с помощью искусства или творчества. Причем в ряде случаев речь идет не только о коррекции психических состоянии, но и о лечении психосоматических заболеваний, например, сердечно-сосудистой системы, или реабилитации после инсульта и инфаркта.

Арт-терапия: лечебное действие восприятия искусства

О благотворном влиянии искусства на психику людей известно давно. Еще в эпоху античности существовало понятие «катарсис» — очищение души через сопереживание героям пьесы или книги. Катарсис помогает «переработать» собственные отрицательные эмоции и тем самым облегчить душевные страдания, сделать их более возвышенными и светлыми.

Воздействие на сознание, формирование определенного настроения – это вообще одна из важнейших целей искусства, и к ней стремятся все художники, музыканты, писатели и т. д. Чем более талантливо произведение, тем большей силой оно обладает.

В широком понимании арт-терапия включает в себя управление психическими процессами, связанными с восприятием произведений искусства. Это направление психотерапевтической практики активно изучалось в еще первой четверти XX века, в том числе З. Фрейдом, К. Юнгом и отечественным психологом Л. С. Выготским.

В настоящее время в качестве вспомогательного средства в психотерапевтической практике используют, например, музыку для релаксации. Психологи рекомендуют посещение выставок художников и выступлений танцевальных коллективов для создания определенного эмоционального фона, снятия напряжения или, наоборот, пробуждения активности и жизненной силы.

Правильно подобранные произведения искусства способны создать определенное настроение, помочь в борьбе с депрессией, а также стать профилактикой психических и психосоматических заболеваний. Звуки, цвета, слова и ритмы воздействуют не только на сознание, но и на подсознание, вызывая из его глубин воспоминания и образы, которые могут оказывать очень сильное воздействие на сознание человека.

К сожалению, это направление арт-терапии сравнительно мало изучено, так как реакция каждого человека на то или иное произведение искусства очень индивидуальна. Поставленные Л. С. Выготским проблемы так и остались до конца нерешенными, поэтому арт-средства в психотерапии используются с осторожностью. Исключение составляет цветотерапия, которую можно рассматривать как отдельную область арт-терапии. Воздействие различных цветов на наше психическое и физиологическое состояние изучено хорошо и активно используется в психологической практике.

Гораздо большее развитие получило другое направление арт-терапии, которое опирается на практическую деятельность и непосредственную включенность человека в творческий процесс.

Арт-терапия: оздоравливающая сила творчества

Занятия разными видами творчества в целях психотерапии и просто для удовольствия становятся все более популярными. В книгах, посвященных арт-терапии, и на соответствующих сайтах перечисляется множество разнообразных видов художественного творчества, которые способны оказать благотворное влияние на психику. Среди них не только занятия музыкой, танцами, литературным творчеством и изобразительной деятельностью. Особое внимание уделяется декоративно-прикладному искусству, которое настолько разнообразно, что каждый может найти занятие по вкусу: керамика и вышивка, вязание и пэчворк, резьба по дереву и художественная ковка, валяние игрушек из шерсти и многое другое.

Занятие этими видами деятельности уже само по себе повышает настроение и самооценку человека, делает жизнь ярче, полнее и позволяет найти друзей и сообщников. Но арт-терапия – это все же психологическая практика, и она принесет больше пользы, если занятия будет проводить специально подготовленный человек – психолог, увлекающийся художественным творчеством, или художник, получивший психологическое образование.

Учитывая разнообразие видов творчества, которое используется в арт-терапии, нет возможности подробно рассказать о каждом из них. Поэтому я остановлюсь на самом распространенном из них – на изо-терапии, основным средством которой является рисунок.

Арт-терапия для взрослых: как это работает

Изобразительная деятельность – это древнейший вид искусства, который изобрел человек. Сейчас доказано, что рисовать люди научились раньше, чем овладели членораздельной речью. Этот вид творчества оперирует зрительными образами, которые играют важную роль в нашей психике. В этой форме хранится основная масса информации, причем не только на уровне сознания, но и на самом глубинном, подсознательном уровне. А изобразительная деятельность – это тот канал, через который мы можем установить связь с подсознанием.

Создавая образы на бумаге, мы активизируем разнообразные психические процессы, которые помогают справиться подчас с самыми серьезными проблемами и заболеваниями. Еще З. Фрейд считал, что любое художественное творчество выполняет компенсаторную функцию и помогает людям справиться со своими психическими проблемами: комплексами, фобиями, состоянием фрустрации, депрессией и т. д.

Известный российский психофизиолог академик Н. Н. Николаенко успешно использует занятия изобразительной деятельностью для восстановления больных после тяжелейших черепно-мозговых травм, а также в комплексном лечении людей, страдающих от неврозов, депрессий и шизофрении. Об этом можно прочитать в его книге «Психология творчества».

Занятия рисованием и живописью полезны всем людям, вне зависимости от того, считает человек себя способным к этому или нет. Отсутствие способностей к изобразительной деятельности – вообще спорный вопрос, но это тема другого разговора. А в арт-терапии главное – не способности, не умение, а желание. Ведь вы рисуете не на выставку, а для гармонизации собственного состояния, поэтому вопрос «красивости» или качества здесь вообще не ставится.

Как бы вы ни рисовали, ваше творчество все равно будет производить психотерапевтический эффект. Причем его благотворное воздействие на психику осуществляется сразу по нескольким каналам.

  • Создавая на листе бумаги образы, человек устанавливает контакт со своим подсознанием.
    Там нередко хранятся травмирующие воспоминания, которые оказывают на нас давление и создают неблагоприятную психологическую атмосферу. Вынося травмирующие или беспокоящие образы на бумагу, человек не только освобождается от их воздействия, но и переосмысливает их, трансформирует, делает более понятными и менее болезненными.
  • Занимаясь изобразительной деятельностью, человек переосмысливает свои проблемы через призму творчества. Это помогает ему найти выход из сложной ситуации или смириться с неизбежным.
  • Рисование – это творческий процесс, и сопутствующее ему вдохновение создает в коре головного мозга тонизирующий очаг возбуждения. Он служит источником позитивной энергии и положительных эмоций, помогает преодолеть апатию и депрессию.
  • Изобразительная деятельность – способ самопознания и самовыражения. Создание графических и цветовых композиций позволяет лучше понять свои желания, цели, осмыслить свои проблемы и увидеть пути их решения.
  • Изобразительная деятельность помогает человеку почувствовать вкус к жизни. По признанию многих людей, начавших рисовать в зрелом возрасте, они по-другому, более позитивно взглянули на мир, увидели многое, что не замечали раньше.
  • Рисование активизирует образное мышление и работу правого полушария, тем самым способствуя развитию творческого потенциала.

Все это в совокупности помогает человеку обрести гармонию, прийти к согласию с окружающим миром и с самим собой. Ведь нередко именно внутренние конфликты делают нашу жизнь невыносимой.

Особенностью арт-терапии является также ее универсальный характер – она не только помогает человеку справиться с проблемами и найти выход из самых разных сложных ситуаций, но еще и не имеет противопоказаний. Занятия искусством не могут вам навредить, даже если вы занимаетесь самостоятельно, без руководства опытного психотерапевта.

Практика арт-терапии: принципы и техники

Главные цели арт-терапии – раскрытие внутреннего мира человека и создание максимально благоприятных условий для гармонизации личности. Поэтому так важна активность самого человека, желание погрузиться в мир творчества, почувствовать, как раскрывается сознание под воздействием изобразительной деятельности, танца или музыки.

Принципы арт-терапии

В практике арт-терапии не имеют никакого смысла утверждения «у меня нет способностей», «руки корявые» или «я не знаю, как это делается». Для успеха психологического воздействия нужно изменить отношение к творческой деятельности и рассматривать ее не как «показательные выступления» для других, а как способ самореализации. Избавление от ненужных страхов и комплексов невозможно без соблюдения ряда принципов:

  • Не спрашивайте «как», а просто делайте. В первую очередь, важен процесс, который всегда приведет к какому-то результату. Этот результат не может быть плохим или неправильным, так как является отражением, зеркалом вашего внутреннего мира.
  • Не стесняйтесь. Нередко у людей вызывают смущение даже сами упражнения арт-терапии, не говоря уж о собственных «каракулях».
    Перешагните через этот психологический барьер, освободите свое творчество, сделайте его увлекательной игрой и наслаждайтесь каждым движением карандаша или кисти по бумаге.
  • Осмысливайте результаты. Размышление над продуктом своего творчества (рисунком, композицией, скульптурой) – это необходимый этап арт-терапии. То, что вы сделали — источник информации о вас, ваших проблемах и путях их преодоления. Именно во время размышлений над результатом творчества приходят в голову самые верные мысли и находятся нужные решения.

Эффект «инсайта», прозрения – очень важный момент в арт-терапии. Его не создаст ни один психолог, каким бы классным специалистом он ни был. Это задача самого участника. Именно вы постигаете свой внутренний мир и делаете выводы.

Техники арт-терапии

Конкретных техник и упражнений, которые используются в арт-терапии, великое множество. Здесь я приведу в качестве примера лишь несколько из них.

Упражнение «Аватара»

Цель этого упражнение – создание условий для самопознания. Оно очень важно, так как часто мы совершаем ошибки, потому что не понимаем себя, своих желаний, проблем, не знаем сильных и слабых сторон.

Одно из значений понятия «аватара» — воплощение души. Это некий объект, который в вашем сознании ассоциируется с вами или символизирует вас. Кто-то выбирает животное, кто-то птицу или растение, а кто-то и неодушевленный предмет.

Найдите в мире то, что максимально полно отражает ваш внутренний мир, и нарисуйте этот объект. Не стремитесь к максимальному сходству с реальностью. Это не нужно, ведь ваша душа и, например, веселый щенок или раскидистая ива, не идентичны. Пусть ваша «аватара» будет ни на что реальное непохожа и уникальна, как уникальна ваша душа. Возможно, рисунок будет схематичный или похож на героя мультфильма. Это неважно. Главное, постарайтесь, чтобы работа отражала ваше состояние. Не забывайте о деталях, каких-то нюансах, подробностях. Не торопитесь, ведь это ваша аватара.

Закончив, внимательно рассмотрите рисунок, полюбуйтесь, поразмышляйте над ним. Почему вы выбрали именно этот образ? Откуда появились эти детали, цвета, украшения? Что вам больше всего нравится в образе? А что не нравится? Чтобы вы хотели поменять?

Упражнение «Образ цели»

У вас есть какая-то цель? То, к чему вы стремитесь, что влечет вас? К сожалению, многие не имеют четких представлений о своих целях, и это мешает их движению вперед. Традиционное: «Хочу много денег», — это не цель, а средство достижения цели. А вот какой?

Нарисуйте вашу цель. Если сначала у вас возникли затруднения – не смущайтесь, просто рисуйте, черкайте, выводите каракули. И постепенно они сложатся в осмысленный рисунок. Зафиксируйте образ не только в сознании, но и на листе. Проработайте все детали, раскрасьте цветными карандашами, постарайтесь сделать объемным.

Теперь вы уже видите цель, более того, она стала для вас реальной, ведь вы уже воплотили ее в материале, вы можете ее увидеть и пощупать. Еще раз полюбуйтесь на рисунок, похвалите себя и спросите, что вам нужно для достижения цели? Осталось совсем немного до ее полной реализации.

Упражнение «Жизнь как дорога»

В своей жизни нам довелось пройти много дорог – асфальтированных и проселочных, лесных тропинок и садовых дорожек. А какой дорогой вы видите саму свою жизнь?

Нарисуйте дорогу вашей жизни. Подумайте, откуда она начинается, через какие места она проходит, какая она сейчас, что находится на ее обочинах. И вообще, какая она? Мощенная кирпичом или утоптанная множеством ног, широкая или узкая?

Не спешите, вспоминайте, что вам встречалось на этой дороге. Рытвины и ухабы, ровные гладкие участки, подъемы и спуски? Что вы изобразите на обочинах этой дороги?

Внимательно рассмотрите свой рисунок, подумайте над ним. Ответьте себе, довольны ли вы дорогой, по которой идете? Может, есть смысл свернуть? Или вам явно не хватает новых людей, или зеленых насаждений? Какой бы вы хотели видеть вашу будущую дорогу, ведь она еще очень долгая?

Упражнение «Произвольное рисование»

Возьмите лист бумаги и карандаш (ручку), расслабьтесь, сделайте глубокий вдох, закройте глаза и начинайте рисовать. Рисуйте произвольно, не стараясь создать какой-то осмысленный образ. Разрешите вашей руке свободно двигать карандашом по бумаге, оставляя на ней разнообразные штрихи, каракули, переплетения линий и зигзаги.

Затем откройте глаза и внимательно рассмотрите получившийся рисунок. Что вы на нем видите? Какие образы возникают в хаосе линий? Дорисуйте детали, чтобы завершить увиденную картинку, сделайте четче контуры, закрасьте какие-то места цветными карандашами. Пусть из хаоса линий родится ваше настроение, ваше будущее, ваши надежды и ваше вдохновение.

Занимаясь самостоятельно, старайтесь разнообразить техники. Можно использовать технику пэчворк, создавая композицию из кусочков ткани, вышивку, лепку из глины или композиции из шерсти.

Многим, например, нравится создавать коллаж. Вырезав из журналов, рекламных буклетов, газет картинки и буквы, наклейте их на лист бумаги. Только обязательно четко сформулируйте цель, что вы хотите изобразить: настроение, цель, будущее, решение проблемы или что-то другое. Получившаяся композиция сделает ваши смутные ожидания более понятными и подскажет ответ на сложные вопросы.

Такая техника избавляет от неловкости людей, убежденных, что они не умеют рисовать. Но помните: создавать рисунок самостоятельно значительно полезнее, так как подключаются механизмы идеомоторной связи между рукой и разными участками коры головного мозга.

15 Творческие занятия и техники

Терапия экспрессивными искусствами — это мультимодальное холистическое вмешательство в здоровье, которое мобилизует творческое самовыражение на службу исцеления как разума, так и тела.

Особенно хорошо подходит для клиентов, у которых нет возможности выразить свой внутренний мир с помощью одних только слов. Эти клиенты могут использовать многие формы творчества, чтобы выразить себя.

В этой статье мы обсудим экспрессивную арт-терапию, объяснив используемые вмешательства и разницу между экспрессивной арт-терапией и творческой арт-терапией. Вы познакомитесь с методами и идеями экспрессивной арт-терапии для ваших психотерапевтических и консультационных сессий, как с отдельными взрослыми, так и с группами.

В статье также будут представлены учебные программы и степени по терапии выразительными искусствами, а также представлен краткий обзор некоторых из лучших книг по этой теме.

Прежде чем продолжить, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения КПТ. Эти научно обоснованные упражнения предоставят вам подробное представление о позитивной когнитивно-поведенческой терапии и дадут инструменты для ее применения в терапии или коучинге.

Эта статья содержит:

  • Что такое терапия экспрессивными искусствами?
  • Терапия выразительными искусствами против терапии творческими искусствами
  • 12 техник и идей для ваших сеансов
  • 3 Мероприятия для взрослых и групп
  • Обучение терапии экспрессивными искусствами
  • 14 лучших курсов, программ и степеней
  • 3 лучшие книги о терапии экспрессивными искусствами
  • Полезные ресурсы PositivePsychology.
    com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Что такое терапия экспрессивными искусствами?

Терапия экспрессивными искусствами включает элементы всех форм творческого самовыражения в мультимодальную экспрессивную форму интегративной психотерапии (Knill et al., 2005).

Терапевты экспрессивного искусства более опытны в интерпретации творческого самовыражения, чем практикующие искусствоведы, обученные определенной форме терапии.

В терапии выразительными искусствами каждому клиенту предлагается использовать несколько форм творческого самовыражения для выражения своего внутреннего мира, включая рисование и живопись, фотографию, скульптуры с использованием различных материалов от глины до папье-маше, музыку, драму и ролевую игру. , поэзия, проза, танец и движение.

Терапия выразительными искусствами фокусируется на четырех основных терапевтических модальностях:

  • Выражение
  • Воображение
  • Активное участие
  • Связь между разумом и телом

Люди с древних времен использовали изобразительное искусство в качестве лечебного средства (Malchiodi, 2020). Экспрессивные арт-терапевты облегчают мультимодальное творческое выражение, иногда за один сеанс, обычно недирективно.

Другими словами, терапевт предоставляет материалы, оборудование и средства массовой информации, необходимые для облегчения творческого самовыражения клиента во время сеанса терапии.

Доктор Кэти Малькиоди — психолог и специалист по экспрессивным искусствам, которая объясняет четыре основные целительные практики при использовании выразительных искусств для работы с травмой: движение, звук, рассказывание историй через изображение и молчание с помощью созерцательных и саморегулирующихся практик.

Терапия экспрессивными искусствами и терапия творческими искусствами

Терапия экспрессивными искусствами включает мультимодальную интеграцию различных элементов арт-терапии в психотерапию и консультирование.

Терапия творческим искусством включает арт-терапию, танцевальную терапию, музыкальную терапию, драматическую терапию и письменную терапию. Арт-терапевты, как правило, являются экспертами-практиками в одной конкретной области, которые прошли обучение определенному типу арт-терапии (Stuckey & Nobel, 2010).

Например, художник, получивший диплом по изобразительному искусству, может пройти обучение по арт-терапии и стать арт-терапевтом, а профессиональный исполнитель может пройти обучение на танцевального или драматического терапевта.

Однако терапевты изобразительного искусства не являются экспертами в области искусства. Скорее, они умеют умело использовать изобразительное искусство в качестве интегративного вмешательства в психотерапию (Knill et al., 2005).

12 техник и идей для ваших сеансов

Охватывая такое широкое поле возможностей, мы оттачиваем 12 предложенных идей, с которых можно начать.

1. Рисование и живопись

Интуитивное рисование пастелью, мелками, акриловыми красками и акварелью может быть полезно для выражения эмоций, состояний настроения или динамики отношений, которые трудно выразить словами (Laws & Conway, 2019). ; Стаки и Нобель, 2010 г.; Тревизани и др., 2010).

Посмотрите видео под следующим пунктом, чтобы увидеть пример интуитивно понятного сеанса рисования.

2. Лепка

Лепка из глины во время сеанса может быть очень терапевтической, так как глина поддается формовке и повторной формовке. Глина может оказывать сильное воздействие, а лепка может использоваться для представления абстрактных внутренних состояний, представления о себе и других людях (Vaartio-Rajalin et al., 2020). Затем его можно растягивать, бить и сплющивать как средство выражения эмоций.

В видео ниже терапевт по экспрессивным искусствам Натали Роджерс использует две техники, упомянутые во время сеанса терапии с одним и тем же клиентом.

3.

Маски

Изготовление масок из различных материалов, таких как папиросная бумага, глина или папье-маше, может быть мощным инструментом для выражения множества различных ролей, которые люди играют в различных отношениях и жизненных ситуациях (Jones, 1996). .

Также может выражать личные сильные стороны. В этой статье арт-терапевты Джоя Чилтон и Ребекка Уилкинсон описывают, как они используют изготовление масок, работая с людьми, выздоравливающими от зависимости.

4. Движение

Движение может быть мощной формой самовыражения, позволяющей соединиться с мудростью тела и его врожденной целительной способностью. Это может включать танец, но не обязательно.

Движение снимает стресс и может быть мощным инструментом саморегуляции (Jones, 1996). В видео ниже соматический психолог и танцевально-двигательный терапевт д-р Дженнифер Тантиа объясняет, как она использовала движение, чтобы трансформировать тревогу своего клиента в чувство свободы действий.

5. Письмо

Выразительное дневниковое письмо может сочетать слова, рисунки, наброски, коллажи или фотографии для представления эмоций, мыслей, событий, воспоминаний, устремлений, сильных сторон и других внутренних переживаний.

Журнал предоставляет клиенту безопасное место, где он может выразить свой подлинный голос и попрактиковаться в честном самовыражении (Knill & Atkins, 2020).

Это может помочь клиентам прояснить мысли и чувства и установить более глубокую связь со своими потребностями, стремлениями и целями. Эту деятельность также можно продолжать между сеансами в качестве дополнения к терапии, а затем обсуждать во время сеансов. В этой статье терапевт экспрессивного искусства Шелли Кламмер объясняет более широкие преимущества экспрессивного ведения дневника.

6. Поэзия

Написание стихов – это центральная техника терапии экспрессивным искусством, целью которой является мобилизация художественного языка, символизма и поэзии как источника творческого самовыражения. Клиентов можно поощрять писать выразительно, а также делиться стихами, написанными другими людьми, которые их тронули.

Видео ниже представляет собой трейлер к книге Марго Фукс Нилл и Салли Аткинс (2020) « Поэзия в выразительном искусстве: поддержка устойчивости посредством поэтического письма: поддержка устойчивости через поэтическое письмо » и представляет примеры поэзии, написанной в качестве терапии.

7. Ролевая игра

Все мы играем множество ролей в жизни – на работе, в социальных ситуациях и в отношениях.

Драматическая терапия — это безопасный метод изучения этих ролей без угрозы (Jones, 1996). Маски и куклы также можно использовать для изучения ролей и выражения сложных чувств вместо участия в активной ролевой игре, если клиенту неудобно выражать себя напрямую.

Это драматическое терапевтическое вмешательство позволяет клиентам изучить роли, которые им не нравятся, роли, которые они стремятся играть в будущем, и текущие роли, которые они хотели бы расширить. Ролевая игра может использоваться в вмешательствах, направленных на повышение самосознания, укрепление чувства идентичности и улучшение отношений.

8. Коллаж

Коллаж позволяет создавать эмоционально выразительные изображения с помощью вырезок, фотографий, красок и фломастеров. Ключ к этому упражнению — работать быстро и спонтанно, по возможности без внутренних словесных комментариев.

Упражнение по созданию экспрессивного коллажа от терапевта по выразительному искусству Шелли Кламмер, показанное в видео ниже, предназначено для повышения самооценки.

9. Автопортрет

Автопортрет с использованием различных материалов может быть очень катарсическим, и серия автопортретов может показать, как клиент видит, как он меняется со временем. Их можно сделать путем рисования, рисования, изготовления масок, скульптуры, фотографии или смешанной техники с использованием комбинации этих материалов.

10. Фотография

Фотография, используемая в терапевтическом контексте, часто называется фототерапией или терапевтической фотографией (Gibson, 2018).

Фототерапия помогает клиентам больше ценить свое окружение и то, что им нравится в повседневной жизни. Его также можно использовать для записи процесса заживления после травмы или утраты.

В приведенном ниже выступлении TED Как фотография спасла мне жизнь Брайс Эванс объясняет, как терапевтическая фотография помогла ему избавиться от депрессии и беспокойства.

11. Создание или раскрашивание мандалы

Создание или раскрашивание мандалы может быть чудесным медитативным упражнением для эмоционального выражения, сосредоточения и самоуспокоения.

Мандала происходит от санскритского слова, означающего «круг», и в восточных религиозных традициях мандалы часто используются в качестве вспомогательного средства для созерцания и медитации.

Чтобы составить мандалу с нуля, клиент должен нарисовать круг (возможно, обведя круглый объект или используя циркуль), а затем заполнить круг спонтанными узорами и цветами.

Кроме того, книжки-раскраски с мандалами, такие как 150 мандал: книжка-раскраска для взрослых со 150 красивыми мандалами в различных стилях для снятия стресса и расслабления , можно использовать для снятия стресса и в целях самоуспокоения (Koo et al., 2020) .

12. Кинопроизводство

Кинопроизводство — еще одна мощная выразительная форма искусства, которая теперь доступна большинству из нас, учитывая, что мы все можем снимать видео с помощью наших смартфонов и редактировать их с помощью различных недорогих или бесплатных онлайн-приложений для редактирования видео.

Этот видеотрейлер к книге Видео и кинопроизводство как психотерапия (Cohen et al., 2016) дает представление о том, как кинопроизводство используется в психотерапии ветеранов для лечения посттравматического стрессового расстройства.

Все вышеперечисленные техники используются в терапии выразительными искусствами в сочетании с личностно-ориентированным, психодинамическим, когнитивно-поведенческим и основанным на осознанности подходами для максимизации и интеграции психологического исцеления.

3 Мероприятия для взрослых и групп

Мы разделяем три действия, с которых можно начать.

1. Внимательное рисование для снятия стресса

Для этого занятия вам понадобятся карандаши, чернильные ручки, фломастеры, цветные карандаши, пастель, мелки, мелки, акриловые и/или водные краски и кисти. Это занятие может проводиться как индивидуально, так и в группе.

Упражнение включает в себя интуитивное рисование или раскрашивание абстрактных изображений вещей, которые вызывают у клиентов стресс в ответ на подсказку «давление». удерживая их в своих телах.

Это упражнение должно начинаться с краткого осознанного дыхательного упражнения, чтобы каждый участник мог расслабиться и зарегистрировать свой уровень стресса. Затем предложите им сделать отметки с помощью цветов, которые представляют их чувства, и зарисовать их проблемы.

В этом видеоролике Mindful Creative Muse, посвященном Всемирному дню психического здоровья, процесс более подробно объясняется.

2. Управляемое воображение с музыкой в ​​безопасное место

Это упражнение можно проводить индивидуально или в группе. Оно было разработано музыкальным терапевтом Паулой Хиггинс. Для этого занятия вам понадобится место, где клиенты могут сидеть или лежать, коврики для йоги или подушки, на которых они могут лежать, а также устройство, которое может воспроизводить музыку, используя видео ниже или ваш собственный источник.

Упражнение использует релаксацию, управляемые образы, музыку и осознанное дыхание, чтобы создать ощущение безопасности и стабильности. Это может быть особенно полезно для клиентов, которые скорбят, испытывают стресс или тревогу или выздоравливают от зависимости.

Вы можете скачать стенограмму, нажав на три точки справа под видео, а затем нажав «Открыть стенограмму». Вы можете скопировать и вставить стенограмму из текстового поля справа. Адаптируйте его для своего сеанса.

3. Внимательная фотография как фототерапия

Это занятие также подходит для отдельных лиц или групп и включает в себя замедление движения, внимательно рассматривая фотографии, чтобы снять стресс посредством оценивания. Рут Дейви, основатель и директор Look Again, сняла короткое видео, чтобы дать представление об осознанной фотографии и ее преимуществах.

Для этого задания каждому участнику потребуется доступ к какой-либо цифровой камере. Камеры мобильного телефона более чем достаточно. Доступ к природе в саду или парке также предпочтителен (Atkins & Snyder, 2017), поскольку на природе гораздо легче замедлить движение, чем в оживленной городской среде.

Участники получают пользу, расслабляясь, становясь более присутствующими, а также усиливая чувство творчества и потока.

Обучение терапии экспрессивными искусствами

Международная ассоциация терапии экспрессивными искусствами имеет доступный для поиска список учебных программ. Ниже приведены некоторые из лучших доступных курсов, от сертификатов до дипломов и степеней до доктора философии.

Некоторые из них предлагаются исключительно дистанционно, некоторые представляют собой гибридные курсы, сочетающие в себе компонент проживания с онлайн-обучением, а некоторые проводятся в кампусе. Большинство учебных программ в настоящее время базируются в Соединенных Штатах. Существует также один учебный центр в Европе и один в Гонконге, где постоянно появляются новые учебные заведения.

Загрузите 3 бесплатных инструментария Positive CBT Tools Pack (PDF)

Указав свое имя и адрес электронной почты ниже.

14 лучших курсов, программ и степеней

Лучшее место, с которого можно начать заниматься изобразительным искусством, — узнать о нем больше. Взгляните на следующую подборку курсов, разбросанных по всему миру.

1. Институт выразительного искусства Флориды

Следующие курсы варьируются от вводной онлайн-программы до серии курсов магистратуры в кампусе по терапии выразительными искусствами в сочетании с другими подходами, такими как коучинг, разрешение конфликтов и миростроительство.

  • Creative Wisdom – вводное онлайн-обучение изобразительному искусству
  • Сертификационная программа обучения интермодальным выразительным искусствам
  • Степени магистра гуманитарных наук в области экспрессивной арт-терапии; Коучинг и консультирование по изобразительному искусству; и «Трансформация конфликтов и миростроительство» (предлагается совместно с Европейской высшей школой, Швейцария).

2. Университет Лесли, Кембридж, Массачусетс, США

В Университете Лесли есть ряд курсов на территории кампуса, от программ бакалавриата до дипломов выпускников и докторской программы.

  • Бакалавр экспрессивной терапии
  • Сертификат о высшем образовании в области экспрессивной терапии
  • Сертификат о высшем образовании в области экспрессивной терапии для специалистов в области психического здоровья
  • Кандидат наук в области экспрессивной терапии – низкая резидентура

3. Аппалачский государственный университет, Бун, Северная Каролина, США

Аппалачский государственный университет предлагает получить степень бакалавра в кампусе с возможностью выбора специализации в терапии выразительными искусствами или сертификат выпускника в кампусе для практикующих специалистов.

  • Степень в области клинического консультирования по вопросам психического здоровья со специализацией в терапии экспрессивными искусствами
  • Сертификат о высшем образовании в области экспрессивной арт-терапии

4.

Европейская высшая школа (EGS), Саас-Фее, Швейцария

Перечисленные ниже курсы и другие программы в EGS являются единственными вариантами обучения терапии выразительными искусствами, доступными в настоящее время в Европе.

Они предлагают смешанные варианты обучения, которые включают жилой компонент в кампусе в Швейцарии с другими исследованиями, проводимыми в университете в вашей стране. Среди программ:

  • Непрерывное образование CAS Практика выразительного искусства
  • Сертификат о высшем образовании в области изобразительного искусства
  • Степени магистра в области терапии выразительными искусствами
  • Докторантура

5. Гонконгский университет, Центр поведенческого здоровья, Гонконг

Эта программа для получения степени магистра продолжительностью два года с полной занятостью или три года с частичной занятостью в Гонконгском университете является единственной доступной в Азии.

  • Мастер экспрессивной арт-терапии

3 Лучшие книги о терапии экспрессивными искусствами

Эти книги очень рекомендуются и созданы экспертами в этой области.

1.

Принципы и практика терапии выразительными искусствами: на пути к терапевтической эстетике – Паоло Дж. Нилл, Стивен К. Левин и Эллен Г. Левин

Эта книга начинается с описания философских основ терапии выразительными искусствами. в poiesis (создание путем создания) как противоядие от дуализма разума и тела и современного отчуждения как первопричины многих проблем с психическим здоровьем.

Эта книга действительно понравится практикующим психотерапевтам, которые хотят понять, как внедрить приемы выразительного искусства в свой существующий подход.

Найдите книгу на Amazon.


2.

Терапия выразительными искусствами на основе природы – Салли Аткинс и Мелия Снайдер

Эта книга также предназначена для практикующих терапевтов и специалистов, интересующихся изобразительным искусством и экотерапией.

В этой книге объясняется, как экологически безопасное творческое выражение может быть использовано для исцеления отношений между людьми и природой, которые могут усугубить и даже вызвать проблемы с психическим здоровьем с точки зрения экотерапии.

Найдите книгу на Amazon.


3.

Терапия травм и экспрессивных искусств: мозг, тело и воображение в процессе исцеления – Кэти А. Мальчиоди

Эта книга специально предназначена для терапевтов и специалистов, работающих с травмами.

Малькиоди объясняет нейробиологию травм и то, как экспрессивное искусство может перепрограммировать нервную систему посредством целостных актов творческого самовыражения, помогая обрабатывать травматические переживания, которые часто ускользают от слов.

Найдите книгу на Amazon.


Полезные ресурсы PositivePsychology.com

На сайте PositivePsychology.com есть бесплатные ресурсы, которые могут помочь вам внедрить в свою практику выразительное искусство.

Попробуйте наш рабочий лист «Журнал любви к себе», который содержит 10 подсказок для тех клиентов, которым необходимо развивать сострадание к себе.

В качестве альтернативы попробуйте наш рабочий лист Mapping Emotions, который использует визуализацию и цвет для улучшения понимания эмоций.

Наш набор инструментов для позитивной психологии© также содержит множество инструментов экспрессивной арт-терапии, в том числе «Переписывая повествование с юмором», инструмент для повышения эмоционального благополучия и устойчивости с помощью письменной терапии, позволяющей переформулировать повествование о неловком событии с юмором.

Также в набор инструментов входит Drawing Grief,  выразительный художественный инструмент, который призван помочь клиентам, пережившим утрату, исследовать свои мысли и чувства по поводу своей утраты с помощью рисования.

Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить их благополучие, ознакомьтесь с этой фирменной коллекцией из 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Сообщение на память

Некоторые доязыковые симптомы травмы, горя, зависимости и беспокойства могут быть недоступны для обычной языковой обработки. Новые нейронные пути могут быть построены с помощью творческого самовыражения, что является гораздо более действенным подходом, чем разговор.

Терапия экспрессивными искусствами — это вмешательство, которое может помочь исцелить тело и разум, уходящее корнями в древние ритуалы, музыку, песни, искусство, поэзию, танец и драму во всех культурах.

И хотя этот подход является относительно новым для западной психотерапии, его актуальность растет по мере того, как наше понимание функционирования мозга и нервной системы объясняет, почему терапия выразительными искусствами может быть столь эффективной.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Для получения дополнительной информации не забудьте бесплатно загрузить три наших позитивных упражнения CBT.

  • Аткинс, С., и Снайдер, М. (2017). Терапия изобразительного искусства на основе природы: объединение изобразительного искусства и экотерапии . Джессика Кингсли.
  • Коэн, Дж. Л., Джонсон, Дж. Л. , и Орр, П. (2016). Видео- и кинопроизводство как психотерапия: исследования и практика . Рутледж.
  • Гибсон, Н. (2018). Терапевтическая фотография: повышение самооценки, самоэффективности и устойчивости . Джессика Кингсли.
  • Джонс, П. (1996). Драма как терапия: Театр как жизнь . Рутледж.
  • Книл, М. Ф. и Аткинс, С. (2020). Поэзия в изобразительном искусстве: поддержка устойчивости посредством поэтического письма . Джессика Кингсли.
  • Книл, П.Дж., Левин, Э.Г., и Левин, С.К. (2005). Принципы и практика терапии выразительными искусствами: на пути к терапевтической эстетике . Джессика Кингсли.
  • Ку, М., Чен, Х. П., и Йе, Ю. К. (2020). Раскрашивание для снижения беспокойства и улучшения настроения у пожилых людей, проживающих в тайваньском обществе: рандомизированное контролируемое исследование. Доказательная дополнительная и альтернативная медицина, 2020 , 6964737.
  • Лоус, К. Р., и Конвей, В. (2019). Уменьшает ли дополнительная арт-терапия симптоматику шизофрении? Метаанализ. Всемирный журнал психиатрии , 9 (8),107–120.
  • Малькиоди, Калифорния (2020). Терапия травм и изобразительного искусства: мозг, тело и воображение в процессе заживления . Гилфорд Пресс.
  • Стаки, Х.Л. и Нобель, Дж. (2010). Связь между искусством, целительством и общественным здравоохранением: обзор современной литературы. Американский журнал общественного здравоохранения , 100 (2), 254–263.
  • Тревизани Ф., Касадио Р., Романьоли Ф., Заманьи М. П., Франческони К., Тромеллини А., Ди Миколи А., Фриджерио М., Фаринелли Г. и Бернарди М. (2010). Искусство в больнице: его влияние на чувства и эмоциональное состояние пациентов, поступивших в отделение внутренних болезней. Журнал альтернативной и дополнительной медицины , 16 (8), 853–859.
  • Ваартио-Раялин, Х., Сантамяки-Фишер, Р., Йокисало, П. , и Фагерстрём, Л. (2020). Художественное творчество и выразительная арт-терапия в области здравоохранения и ухода за взрослыми: предварительный обзор. International Journal of Nursing Science , 8 (1), 102–119.

100 Идеи и подсказки по арт-терапии

Альтернатива медицинским новостям и статьям в блогах

Творите с закрытыми глазами

10. Рисуйте свободно. Освободитесь от собственного суждения, рисуя в темноте или с закрытыми глазами; рисуйте формы, узоры или что-то еще, что вам кажется правильным.

  • Цель: С помощью этого упражнения вы сможете творить и выражать себя без суждений и самокритики.

11. Рисуй так, как чувствуешь. Закройте глаза и прислушайтесь к своему дыханию и своему телу. Используя инструменты для рисования, нарисуйте и раскрасьте свои физические ощущения, чтобы создать эмоциональный и физический автопортрет.

  • Цель:  Цель этого упражнения – дать вам представление о том, как вы видите свое физическое и эмоциональное состояние.

12. Цветочная гимнастика. С закрытыми глазами подумайте о цветке, который вы любите или хотели бы увидеть. Подумайте о своем цветке с точки зрения зрения, запаха и осязания. Нарисуйте то, что вы представляете.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам преодолеть стресс, одновременно тренируя воображение.

13. Упражнение с воображаемой планетой. С закрытыми глазами нарисуйте планету, которая, по вашему мнению, должна быть в космосе, включая детали поверхности, которые вы видите в своем воображении.

  • Цель:  Цель этого упражнения — помочь снять стресс, развивая воображение и мелкую моторику.

Линии, символы и фигуры

14. Нарисуйте узор в виде зиктангла. Зентангл — это незапланированное и абстрактное искусство, созданное с помощью различных узоров и символов, часто созданных путем рисования границ, соединения точек линиями и затенения открытых областей, обычно выполненных в черно-белом цвете.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам избавиться от стресса.

15. Нарисуйте символ мандалы. Эти геометрические символы, которые можно нарисовать традиционным песком или линиями на бумаге от центральной точки, помогают в медитации.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам расслабить разум и тело и уменьшить усталость.

16. Рисуйте с помощью символов и форм. Используя линии, формы и цвета, создавайте изображения, которые выражают ваши чувства, думая о том, почему вы использовали линии, формы и цвета.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам понять свои чувства.

17. Создавайте рисунки, используя только линии. Эту простую форму искусства можно использовать для выражения эмоций, которые вы испытываете.

  • Цель: это терапевтическое занятие даст вам наглядное представление о ваших чувствах и эмоциональном состоянии.

Разное

18. Рисовать своими руками. Запачкайте руки и хорошо проведите время, рисуя пальцами, нанося краску, создавая фигуры и капли и все, что приходит на ум.

  • Цель:  Разрешить себе веселиться и быть грязным. Отпустите свои запреты на некоторое время.

19. Рисуйте только своим телом. Почувствуйте свободу и силу, рисуя своим телом в качестве инструмента для рисования. Используйте пальцы рук, ног, волосы и другие части для создания форм и теней и окрашивания холста.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам изучить возможности и красоту своего тела.

20. Рисуйте, набрасывайте или рисуйте стресс. Выбирайте цвета и другие художественные инструменты, которые представляют ваш стресс, рисуйте и рисуйте эти факторы стресса с помощью линий, цветов и вашего творчества.

  • Цель:  Это упражнение помогает снять стресс, позволяя вам раскрыть свои творческие способности.

21. Неотправленная открытка. Выразите свои чувства тому, на кого вы, возможно, все еще злитесь, придумав и написав письмо или открытку, которые вы не планируете отправлять, со словами, изображениями и цветами, которые выражают ваши чувства.

  • Цель:  Цель этого упражнения — дать выход негативным эмоциям, которые вы, возможно, держите.


22. Создать изобретение. С вашими любимыми художественными инструментами создайте изобретение, которое сделает вас счастливее. Не ограничивайтесь реальностью. Создайте то, что сделает вас счастливым каждый раз, когда вы его используете.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам лучше создавать собственное счастье и выражать свои творческие способности.

23. Делайте недолговечные произведения искусства. Используя песок, мел, бумагу или воду, вы можете создать произведение искусства, которое можно легко разрушить после того, как вы его создали.

  • Цель:  Отпустить нелегко; эта терапевтическая деятельность поможет вам признать, что некоторые вещи временны, и научиться отпускать эти вещи.

24. От болезни к искусству. Если у вас серьезная, потенциально опасная для жизни болезнь, используйте свои художественные навыки, чтобы превратить ее во что-то прекрасное, представляя свои эмоции с помощью форм и цветов; возможно, даже представить себе жизнь без болезни.

  • Цель:  Целью этого упражнения является работа с депрессией, тревогой и другими эмоциями, связанными с серьезной медицинской проблемой.

25. Создавайте рисунки на основе понравившейся цитаты или стихотворения. Цитаты и стихи способны изменить наше настроение. Используйте слова, чтобы создать визуально вдохновляющее произведение искусства, например, нарисуйте изображение, которое вызывают слова, или поделитесь цветами, которые вы думаете.

  • Цель:  В этом упражнении значение и красота слов сочетаются с вашим искусством, чтобы создать визуальное напоминание о влиянии слов на вашу жизнь.

26. Моя жизнь похожа на…  Заполните пропуск: «Моя жизнь похожа на ____» и нарисуйте изображение своей жизни сегодня, например, реку, гору, пустыню и т. д.

  • Цель: С помощью этого упражнения вы создадите визуальное представление своих эмоций — своего взгляда на жизнь, — которое сможете сравнить с реальностью.

27. Слепите из гипса скульптуру из своей руки. После того, как он высохнет, вы можете написать все хорошее, что ваша рука делает для вас, прямо на пластыре.

  • Цель:  Цель этого упражнения – подумать о том, что делает вас счастливым, и выразить за это благодарность.

28. Используйте камень в качестве следующего холста. Вы можете использовать это упражнение, чтобы нарисовать вещи, которые придают вам сил, или трудности, которые вы хотите преодолеть на камне.

  • Цель: Камни должны быть твердыми и устойчивыми. Это упражнение предназначено для того, чтобы дать вам силы для достижения и преодоления трудностей.

29. Пишите на листьях. Создайте дерево благодарности, написав, за что вы благодарны, на найденных листьях. Затем повесьте листья на ветки или приклейте их к баннеру.

  • Цель:  Цель этого упражнения — напомнить вам обо всех хороших вещах и людях в вашей жизни, за которые вы благодарны.

30. Просто создайте. Позвольте себе быть свободным и делайте искусство таким, каким хотите, не осуждая себя. Рисуй, раскрашивай, лепи — что хочешь и как хочешь — не заботясь ни о каких «правилах».

  • Цель:  Позволив себе свободу творчества, вы станете более спокойным и расслабленным.

31. Создавайте рисунки неведущей рукой. Дайте себе благодать и шанс попробовать что-то новое и открыть для себя новые способы творчества.

  • Цель: это упражнение поможет вам «разучиться» тому, что вы знаете о стиле, контроле и дисциплине, и вновь обрести свободу, которую вы чувствовали в детстве.

32. Смешайте цвета. На листе бумаги нарисуйте ручкой несколько кругов. Раскрасьте каждый круг другим цветом. Как только краски высохнут, нанесите разные цвета на каждый круг, чтобы увидеть, как будет выглядеть новый цвет.

  • Цель:  Целью этого упражнения является преодоление эмоционального напряжения и развитие воображения.

33. Создайте свой собственный бланк разрешения. У всех нас есть личные черты, но иногда мы рассматриваем эти черты как недостатки. Создайте физическое разрешение, которое вы дадите себе в будущем, чтобы вместо того, чтобы чувствовать себя побежденным из-за какой-то черты характера, вы могли дать себе разрешение свести к минимуму чувство поражения.

  • Цель: с помощью этого упражнения свести к минимуму чувство поражения или даже ненависть к себе.


Рисование

34. Нарисуй что-нибудь большое. Подвигайтесь и нарисуйте что-то очень большое. Вы даже можете выйти на улицу и использовать мел на тротуаре, чтобы ваше тело двигалось.

  • Цель: диапазон движений, необходимый для создания большого рисунка, помогает снять стресс.

35. Рисование каракулей. Вы можете превратить каракули во что-то красивое благодаря своему творчеству. Составляйте линии, добавляйте цвета и создавайте набросанный шедевр.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам раскрыть свой творческий потенциал и расслабиться.

36. Цвет в рисунке. Воспользуйтесь книжкой-раскраской или создайте собственные рисунки и контуры для раскрашивания.

  • Цель:  Цель этого простого упражнения — помочь расслабить разум и тело.

37. Рисуй в любимом месте. Путешествие открывает разум для новых идей. Выберите свое любимое место и отправляйтесь туда, чтобы нарисовать то, что вы хотите нарисовать.

  • Цель: это упражнение выводит вас из вашей обычной среды в другую, но знакомую обстановку, раскрывая творческие способности и создавая позитивное настроение.

38. Вытянуть наружу. Буквально вынесите свое искусство на улицу. Приближение к природе может дать волю вашему творчеству и расслабить вас.

  • Цель:  Прогулка на свежем воздухе доставляет удовольствие и расслабляет, а также способствует установлению связи с природой.

39. Нарисуй свои страхи. Станьте ближе к своим страхам, сделав то, что вас пугает, более реальным и понятным с помощью рисунка.

  • Цель:  Цель этого упражнения – выявить свои страхи и поработать над тем, чтобы противостоять им.

40. Нарисуй любимое воспоминание детства. Найдите несколько минут и вспомните свое детство, вспомнив особенно приятные моменты. Используя ваши любимые художественные принадлежности, нарисуйте визуальное представление вашего любимого воспоминания детства.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь снять стресс и усталость.

41. Нарисуйте гору и долину. Гора представляет ваши самые счастливые времена, а долина представляет ваши самые печальные времена. Вы можете добавить определенные события в произведение искусства.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам найти баланс между хорошими и плохими периодами жизни.

42. Создавайте уникальные рисунки для самых дорогих вам людей. Выразите свою благодарность, создав что-то для любимого человека.

  • Цель:  Цель этого упражнения — выявить самое важное в вашей жизни — ваших близких — и выразить им благодарность.

43. Набросайте изображение своего тела. На холсте или бумаге нарисуйте, как вы видите свое тело, чтобы решить проблемы с образом тела.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам узнать, как восприятие вашего тела соотносится с реальностью.

44. Нарисуйте свое зеркальное отражение. Что отражается в зеркале, когда вы смотрите на него? Что-то стоит на пути вашего отражения? Изобразите, что может стоять между вами и вашим отражением.

  • Цель: узнать, как то, что вы видите в зеркале, соотносится с тем, кто вы есть на самом деле, и что нужно изменить, чтобы отражение стало четче.

45. Нарисуй свое имя. На большом листе бумаги нарисуйте свое имя как можно больше, чтобы занять как можно больше места.

  • Цель:  Целью этого упражнения является изучение вашей личности и содействие принятию себя.

46. Нарисуйте портрет себя в прошлом и настоящем. Разделите лист бумаги посередине, нарисовав линию. Нарисуйте себя таким, каким вы всегда видели себя, с линией, разделяющей ваше лицо посередине. Теперь выберите одну сторону для себя в прошлом и одну сторону для себя в настоящем, чтобы представить изменение, которое вы сделали из прошлого в настоящее.

  • Цель:  Это упражнение помогает проиллюстрировать, насколько сильно может измениться «я» со временем.

47. Используйте предметы, которые что-то для вас значат, в качестве вдохновения для автопортрета. Вместо того, чтобы рисовать себя так, как вы выглядите, рисуйте себя, рисуя различные типы объектов, которые что-то для вас значат.

  • Цель: это упражнение дает возможность поразмышлять о том, кто вы и как вы себя видите, исследуя, почему вы выбрали те или иные объекты.

48. Создайте портрет себя в будущем. Создайте визуальное представление — рисунок или картину — того, каким вы хотите видеть себя в будущем.

  • Цель: узнать о себе, своих целях и о том, как вы можете стать тем, кем хотите стать в будущем.

49. Нарисуйте, как, по вашему мнению, вас видят другие. Используйте это, чтобы сравнить с автопортретом того, как вы себя видите.

  • Цель:  Цель этого упражнения — познать себя и изучить свои отношения с другими.

50. Нарисуй себя сильным воином. Что для вас воин? Возьмите карандаш или кисть и нарисуйте себя сильным воином.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам начать думать о себе как о сильном и способном человеке.

51. Нарисуй себя супергероем. Решите, кем вы будете в качестве супергероя и какими будут ваши сверхспособности, и нарисуйте, как это будет выглядеть.

  • Цель:  Этот проект поможет вам увидеть себя в более ярком свете.

52. Нарисуйте человека, который изменил вашу жизнь к лучшему или к худшему. Нарисуйте человека, который так или иначе повлиял на вашу жизнь.

  • Цель:  Целью этого упражнения является признание людей, которые повлияли на вашу жизнь.

53. Создайте серию своих портретов с течением времени. Рисуя автопортреты себя с течением времени, вы создаете визуальное представление о том, как вы изменились.

  • Цель: С помощью этих рисунков вы сможете увидеть, как вы выросли и изменились в своей жизни.

54. Нарисуйте себя в виде своего тотемного животного или растения. Используйте свое творчество, чтобы нарисовать себя, если бы вы могли быть животным или растением.

  • Цель: это упражнение поможет вам понять свою самоидентификацию.

55. Нарисуй свои любимые черты характера. Отпразднуйте себя, нарисовав все свои хорошие черты характера, какими вы их видите.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам расслабиться и снять стресс и усталость, создавая при этом более позитивное представление о себе.

56. Нарисуйте все хорошее, что есть в вашей жизни. Подумайте обо всех вещах в вашей жизни, которые так или иначе помогли вам, и нарисуйте их.

  • Цель:  Признание положительных элементов жизни вызовет счастье и позволит выразить благодарность.

57. Рисуйте свои идеи. Рисуйте вещи и людей, которые вас вдохновляют. Дайте им цвета и формы, которые представляют ваши чувства к ним.

  • Цель:  Упражнение поможет вам осознать, что у вас есть, и стать счастливым.

58. Создайте рисунок своей мечты. Ведите дневник сновидений, а затем используйте свои описания, чтобы нарисовать то, что вам снится.

  • Цель:  Вы можете узнать о себе из своих снов и воспользоваться своим вдохновением.

59. Упражнение «Сон бабочки и кошмар». Нарисуйте силуэт бабочки. Заполните его одним крылом, изображающим сон, и другим крылом, изображающим кошмар.

  • Цель:  Цель этого упражнения — изучить свои страхи и открыть свои внутренние ресурсы.

60. Делайте один рисунок в день. Нарисуйте свои эмоции, то, что вы чувствуете, что вы делаете или что вы хотите сделать.

  • Цель: это упражнение дает вам возможность отдохнуть от напряженного дня, чтобы поразмышлять и проявить творческий подход.

61. Нарисуй монстров вместо своих настоящих страхов. Подумайте о чем-то, что вас пугает, и используйте свои инструменты, чтобы придать этому форму, цвет и вид.

  • Цель:  Создание собственного изображения монстра на основе вашего страха лишит его силы.

62. Спонтанное рисование. Нарисуйте иллюстрацию своего представления о сказке или элемент из любимой сказки.

  • Цель:  Цель этого упражнения – привлечь ваше внимание к вашим реальным переживаниям.

63. Каракули без цели. Сами или с другом нарисуйте случайные каракули и передайте свой карандаш своему другу.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам глубже погрузиться в свой мир и задуматься.

64. Соедините свои рисунки. Начните с одного каракуля и создайте другие каракули из этого каракуля.

  • Цель:  Откройте для себя новые возможности и наслаждайтесь тем, как один рисунок превращается в нечто волшебное благодаря вашим усилиям.

Живопись

65. Используйте успокаивающие цвета. Создавайте произведения искусства, используя успокаивающие цвета.

  • Цель:  Целью этого упражнения является успокоение ума и тела и улучшение самочувствия.

66. Рисовать под музыку. Музыка раскрывает и высвобождает эмоции. Включите музыку, которая вам нравится, и выразите свои чувства с помощью кисти.

  • Цель: С помощью искусства и музыки вы можете начать снимать эмоциональное напряжение, а также расслабляться.

67. Нарисуй идеальный день. Нарисуйте свой идеальный идеальный день и посмотрите, сколько из него вы можете воплотить в реальность сегодня.

  • Цель: это упражнение поможет вам подумать о возможностях и о том, как вы можете сделать так, чтобы в вашей жизни произошли позитивные события.

68. Нарисуйте убыток. Рисование потери, будь то потерянный любимый человек или потеря другого типа, может помочь вам вспомнить и восстановиться.

  • Цель: память и выздоровление идут рука об руку. Это упражнение поможет вам научиться выражать горе и негативные эмоции.

69. Покрась свое безопасное место. Используя искусство и свою память, создайте место, в котором вы будете чувствовать себя в безопасности.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам обрести безопасность в страшном мире.

70. Нарисуйте свой духовный опыт. Нарисуйте или нарисуйте эмоции, которые вы испытывали, когда у вас был духовный опыт.

  • Цель:  Цель этого упражнения – проанализировать и развить свой духовный опыт.

71. Счастливые моменты. Нарисуйте положительные воспоминания или моменты в форме абстрактного искусства.

  • Цель:  Это упражнение задействует ваш творческий потенциал и создаст позитивное ощущение жизни.

72. Нарисуй свои чувства. Сосредоточьтесь на своих чувствах и эмоциях и нарисуйте, что и как вы чувствуете.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам определить и лучше понять свои эмоции.

73. Нарисуйте генеалогическое древо. Подумайте о тех членах семьи, которые поддержали вас и придали вам сил, и нарисуйте их изображение.

  • Цель:  Используйте этот проект, чтобы почтить память людей, которым вы благодарны и которые поддерживают вас.

74. Используйте акварель, чтобы выразить свое телесное состояние. Решите, как вы себя чувствуете в данный день или в данный момент. Нарисуйте контур своего тела на холсте или листе бумаги и используйте акварель, чтобы продемонстрировать, как вы себя чувствуете, физически и эмоционально.

  • Цель:  Целью этого упражнения является анализ ваших физических и эмоциональных ощущений при входе в состояние расслабления.

75. Упражнение с мокрой краской. Поддерживайте поток своих мыслей и творчества, рисуя на уже мокром холсте.

  • Цель:  Это упражнение поможет вам развить воображение и снять эмоциональное напряжение.

76. Выдувание краски. После добавления краски на бумагу с большим количеством воды, используйте тонкую трубку, чтобы дуть на картину, чтобы создать различные цветовые пятна и смешать цвета.

  • Цель: это упражнение улучшает координацию и помогает снять стресс.

77. Раскрась разные настроения. Нарисуйте различные настроения (печаль, радость, депрессия), которые вы можете испытывать в данный момент.

  • Цель:  Этот проект поможет вам развить эмпатию.

Крафт

78. Сделайте свою собственную мягкую игрушку. Используя различные материалы, вы можете создать мягкую игрушку, которая утешит вас или что-то для вас значит.

  • Цель:  Цель этого упражнения – исследовать свое счастье и обрести комфорт.

79. Слепить снежинки из бумаги. На каждой снежинке напишите, за что вы благодарны или что делает вас уникальным.

  • Цель:  Цель этого упражнения — отметить вас и признать, за что вы благодарны.

80. Создайте уверенную маску. Вместо того, чтобы делать маску, чтобы спрятаться, сделайте маску, которая выражает то, что вы чувствуете, и придает вам силы. Покройте маску символами, которые заставляют вас чувствовать себя сильным.

  • Цель:  Эта маска может помочь вам в целом или перед трудными ситуациями.

81. Сделать художественный журнал. Вместо того, чтобы писать, используйте другой тип ведения дневника — свое произведение искусства — чтобы рассказать историю и представить свои эмоции по мере того, как события, как положительные, так и отрицательные, происходят в вашей жизни.

  • Цель:  Цель этого упражнения — помочь справиться со своими эмоциями.

82. Управляйте своей мечтой. На листе бумаги на левой половине листа нарисуйте счастливый сон, а на правой – кошмар. Сложите его в бумажный самолетик и отпустите.

  • Цель:  Цель этого упражнения – распознать травму или стресс в своей жизни, чтобы преодолеть их и в конечном итоге достичь внутреннего покоя, выпустив бумажный самолетик.


83. Создайте объект «Новогоднее разрешение». Вместо того, чтобы записывать новогоднее обещание, создайте объект, который визуально представляет обещание, которое вы дали себе.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам установить видимую цель, которая будет вдохновлять вас на прогресс.

84. Создайте свою собственную эмблему. Эмблемы могут быть не только у супергероев. Создайте знак, который символизирует, кто вы есть как личность.

  • Цель: Эмблемы помогают информировать об интересах и стремлениях.

85. Украсить сувенир. Используйте сувенир как память и украсьте его абстрактными или конкретными изображениями особых дней из вашего прошлого.

  • Цель:  Положительные воспоминания об этих особых днях помогут в не очень хорошие дни.

86. Сделайте намерение палкой или предметом. Создайте или найдите физический объект (например, палку), который может служить символом силы или комфорта, и украсьте его ниткой, перьями, блестками, бусинами и т. д.

  • Цель:  Этот физический объект может служить напоминанием о силы и предлагает душевное спокойствие, когда вы вспоминаете его создание.

87. Сделать ловца снов. Создайте ловец снов, который вы можете носить с собой, чтобы он помогал вам видеть хорошие сны во время сна.

  • Цель:  Цель этого упражнения — создать время мира и хороших снов.

88. Создать трафарет. Используйте картон или различные другие материалы, чтобы создать свой собственный трафарет для более индивидуального рисунка.

  • Цель:  Этот проект фокусирует ваше творческое мышление на инструментах, необходимых для создания произведений искусства.

89. Прощать и творить. Украсьте коробку для человека, которого хотите простить. Напишите имя человека на листе бумаги и вложите его в коробку. Украсьте коробку красивыми изображениями и словами, которые представляют то, что вы надеетесь почувствовать, простив их.

  • Цель:  Цель этого упражнения – приблизить вас к желаемому внутреннему состоянию прощения.

Архитектурный стиль

90. Составьте карту визуального представления вашего мозга. Нарисуйте то, как вы представляете свои эмоции, мысли и свой мозг, чтобы лучше понять, как работает ваш мозг.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам лучше понять, как работает ваш мозг.

91. Создайте арт-инсталляцию безопасного пространства. Вместо того, чтобы физически строить для себя безопасное пространство, нарисуйте свою наиболее реалистичную версию безопасного пространства, в которое вы хотели бы попасть, наполненное значимыми, вызывающими ностальгию объектами.

  • Цель:  В этом упражнении создается визуальное «место», где хорошие чувства проникают в ваш разум и тело.

92. Дизайн дома. Создайте свою версию, какой бы возмутительной она ни была, того, что для вас значит дом.

  • Цель: это упражнение создает для вас теплое и безопасное место для воображения.

93. Составьте карту людей, которые есть в вашей жизни. Нарисуйте себя в центре, а затем наметьте все связи, которые вы можете придумать в своей жизни, и насколько они вам близки.

  • Цель: С визуальным представлением близких вам людей вы не будете чувствовать себя таким одиноким.

Коллаж

94. Создайте коллаж из своего стресса. Используя журналы, газеты или старые книги, создайте коллаж из различных изображений, чтобы представить свои беспокойства и факторы стресса.

  • Цель:  Цель этого упражнения — дать выражение стрессовым факторам и помочь вам начать расслабляться.

95. Создайте цветной коллаж. Используйте один цвет, чтобы выразить эмоции, которые вы испытываете, и создавайте искусство, находя изображения с этим цветом, пишите этим цветом и рисуйте этим цветом, а затем создавайте коллажи с этими предметами.

  • Цель:  Цель этого упражнения – помочь вам разобраться в своем текущем эмоциональном состоянии.

96. Рисуйте, рисуйте или коллажируйте то, за что вы благодарны. Задокументируйте вещи и людей, за которых вы благодарны, в виде коллажа, используя смешанную технику.

  • Цель:  Этот проект поможет вам почувствовать себя счастливым и благодарным за хороших людей и вещи в вашей жизни.

97. Вырежьте и вставьте рисунок, чтобы сделать коллаж. Разрежьте нарисованную вами картину и используйте кусочки, чтобы превратить ее в коллаж — новое произведение искусства.

  • Цель:  Цель этого упражнения – показать, насколько тесно могут быть связаны созидание и разрушение.

98. Коллаж стихотворение. Вырежьте случайные слова из старых книг, газет или журналов, чтобы создать собственное стихотворение.

  • Цель:  Этот проект задействует ваше творчество и вдохновение, чтобы использовать найденные слова для написания чего-то нового.

99. Разорванное упражнение по рисованию. Разорвите рисунок, который вы сделали, и используйте кусочки, чтобы создать новое произведение искусства.

  • Цель:  Цель этого упражнения – открыть новые уровни творчества.

100. Автопортрет со словесным коллажем. Нарисовать автопортрет. Вырежьте слова из старых книг, журналов, газет и т. д., которые представляют вас, и наклейте их вокруг своего автопортрета.

  • Цель: это упражнение в самопознании для позитивного мышления и благополучия.

Занятия арт-терапией служат цели, выходящей за рамки декоративно-прикладного искусства. Эти действия задействуют ваш разум, тело и дух таким образом, что вы можете передавать свои мысли и эмоции с помощью визуальных и символических методов, а не только словами, укрепляя чувство собственного достоинства и самосознание.

Добавить комментарий