Техники и приемы общения с собеседником: Приемы и техники взаимодействия с партнером в процессе общения

Приемы и техники взаимодействия с партнером в процессе общения

Понятие «техника и приёмы общения»

Определение 1

Общение – это процесс становления и развития контактов между живыми существами, который порождается между людьми в процессе совместной деятельности, включающий в себя обмен разнообразной информацией и взаимные попытки влиять друг на друга.

Психологической спецификой процесса общения является то, что оно представляет собой специфическую форму взаимодействия субъектов, осуществляемую в рамках совместно выполняемой деятельности. Процесс общения направлен на обмен между людьми информацией, чувствами, идеями, интересами, установками и т.д.

Общение является важной составляющей процесса взаимодействия между субъектами, в ходе которого могут быть обнаружены содействия или противодействия, согласия или противоречии, эмоциональное сопереживания или холодность.

Определение 2

Техника общения – это совокупность разнообразных способов преднастройки индивида на общение с другими индивидами, модель его поведения во время взаимодействия.

Определение 3

Приемы общения – это наиболее предпочитаемые индивидом средства общения, которые могут быть двух видов: вербальные и невербальные.

Для того, чтобы процесс взаимодействия между людьми был эффективным, первоначально необходимо определить цель общения, соотнести личностные интересы и на основании этого выбрать наиболее подходящие приемы и техники общения. После уже, непосредственно в процессе общения, следует контролировать его ход, в нужный момент и на нужной ноте его закончить, при этом оставить о себе благоприятное впечатление у собеседника. В этом случае, оппонент будет стремиться и далее продолжать общение. В случае же если человеку неприятно общение с другим человеком, то напротив, ход взаимодействия нужно выставить так, чтобы в дальнейшем у собеседника не возникало желания общаться. То есть, использовать такие приемы и техники, которые помогут в одно взаимодействие с оппонентов решить все вопросы и проблемы, и более не возвращаться к общению.

Подбор соответствующих техник и приемов взаимодействия осуществляется на каждом этапе общения. Так, начальный этап включает в себя приемы, направленные на установление контакта с оппонентом (мимика, жесты, поза, первоначальные фразы, несущие благоприятный посыл и т.д.). На следующем этапе человек использует техники и приемы, способствующие развитию общения, более полному обмену информацией, удержанию внимания оппонента и т.п. На заключительном этапе используются техники и приемы, которые направлены на завершение разговора, подведение его итогов, формирования у собеседника желания продолжать дальнейшее общение, либо напротив не продолжать.

Характеристика основных техник и приемов общения

С целью передачи разнообразной информации, люди используют средства коммуникации.

Определение 4

Средства коммуникации – это различные звуковые системы, которые принято подразделять на две основные группы: вербальные средства коммуникации (письменная и устная речь) и невербальные средства коммуникации (несколько видов знаков).

Определение 5

Невербальные средства общения – это средства, которые не предусматривают использование естественной языковой речи.

Процесс невербального общения осуществляется с использованием жестов, мимики и пантомимики, а также посредством телесных и сенсорных контактов.

Особенностью невербального общения является то, что оно чаще всего проявляется самопроизвольно и бессознательно. Именно поэтому при оценке собеседника используется не только то, что он говорит, но и его жесты, мимика, тембр и интонация голоса. Связано это с тем, что вербальные средства человек способен контролировать, в то время как невербальные практически не возможно. Поэтому они помогают точно определить искренность участников взаимодействия.

Основные средства невербального общения: жесты, поза, улыбка, мимика, взгляд и межличностное пространство.

Определение 6

Вербальные (речевые) средства общения – это средства, которые представлены непосредственно процессом говорения и процессом слушания.

Техники вербального общения: техника активного слушания собеседников, техника комплиментов.

Техника активного слушания представляет собой волевой акт, который включает в себя совокупность умственных процессов, представленных рядом приемов (нерефлексивное слушание, выяснение, перефразирование, резюмирование, отражение чувств, сопереживание и т. п.).

Высказывание собеседников (Я-высказывание) – это техника, предусматривающая разговор с оппонентом от первого лица.

Отличительной чертой техники «Я-высказывания» является то, что в процессе взаимодействия, практически все высказывания начинаются со слова «Я».

Преимуществом данной техники является то, что высказывание, которое начинается со слова «Я», позволяет открыто сообщить собеседнику о своих чувствах и намерениях, при этом не задевать его личное, не обижать неверными предположениями о том, что он чувствует или чего желает в данный момент. Использование техники «Я-сообщений» позволяет собеседникам чувствовать себя в относительной безопасности, так как они не оценивают поступки и поведения друг друга, а напротив, открыто сообщают о своих чувствах, намерениях, переживаниях, планах и т.д.

Техника комплиментов – это техника, предполагающая использование в речи слов, которые содержат небольшое преувеличение достоинств собеседника.

Особенно эффективна данная техника в том случае, если собеседник владеет информацией о том, какие из достоинств человек желает видеть в себе и именно о них делать комплименты.

Особо необходимо отметить роль обратной связи в процессе общения.

Обратная связь – это механизм, который проявляется в том, что во время обмена информацией, между участниками общения, данная информация включает в себя не только исходное первоначальное содержание, но и несет некоторые сведения, которые собеседники анализируют и оценивают.

Обратная связь подразумевает наблюдение за партнером по общению и оценку его реакции, а также последующие изменения в соответствии с этим собственного поведения.

ТЕХНИКА И ПРИЕМЫ ОБЩЕНИЯ

Содержание и цели общения являются его относительно неизменными составляющими, зависящими от потребностей человека, не всегда поддающихся сознательному контролю. То же самое можно сказать и о наличных средствах общения. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшей степени, чем технике и приемам общения. Под средствами общения понимается то, каким образом человек реализует определенное содержание и цели общения. Зависят они от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когда мы говорим о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, мы прежде всего имеем в виду технику и средства общения.
Техника общения — это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения. Затем, уже в процессе общения, необходимо контролировать его ход и ре-

зультаты, уметь правильно завершить акт общения, оставив у партнера соответствующее, благоприятное или неблагоприятное, впечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или не возникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальном этапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, привлекающих внимание партнера действий, направленных на его преднастройку, на определенное восприятие сообщаемого (передаваемой информации).


Выражение лица должно соответствовать трем моментам: цели сообщения, желаемому результату общения и демонстрируемому отношению к партнеру. Занимаемая поза, как и выражение лица, также служит средством демонстрации определенного отношения или к партнеру по общению, или к содержанию того, что сообщается. Иногда субъект общения сознательно контролирует позу для того, чтобы облегчить или, напротив, затруднить акт общения. Например, разговор с собеседником лицом к лицу с близкого расстояния облегчает общение и обозначает доброжелательное отношение к нему, а разговор, глядя в сторону, стоя вполоборота или спиной и на значительном расстоянии от собеседника, обычно затрудняет общение и свидетельствует о недоброжелательном к нему отношении. Заметим, что поза и выражение лица могут контролироваться сознательно и складываться бессознательно и помимо воли и желания самого человека демонстрировать его отношение к содержанию разговора или собеседнику.
Выбор начальных слов и тона, инициирующих акт общения, также оказывает определенное впечатление на партнера. Например, официальный тон означает, что партнер по общению не настроен устанавливать дружеские личные взаимоотношения. Той же цели служит подчеркнутое обращение на «Вы» к знакомому человеку. Напротив, изначальное обращение на «ты» и переход к дружескому, неофициальному тону общения являются признаком доброжелательного отношения, готовности партнера пойти на установление неофициальных личных взаимоотношений. Примерно о том же свидетельствует присутствие или отсутствие на лице доброжелательной улыбки и в начальный момент общения.
Первые жесты, привлекающие внимание партнера по общению, равно как и выражение лица (мимика), часто являются

непроизвольными, поэтому общающиеся люди, для того чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, отводят в сторону глаза и прячут руки. В этих же ситуациях нередко возникают трудности в выборе первых слов, часто встречаются обмолвки, речевые ошибки, затруднения, о природе которых много и интересно говорил З.Фрейд1.

В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения.
Обратная связь включает сознательный контроль коммуникативных действий, наблюдение за партнером и оценку его реакций, последующее изменение в соответствии с этим собственного поведения. Обратная связь предполагает умение видеть себя со стороны и правильно судить о том, как партнер воспринимает себя в общении. Малоопытные собеседники чаще всего забывают об обратной связи и не умеют ее использовать.
Механизм обратной связи предполагает умение партнера соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова. В обратную связь также включены коррекции, которые вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей человека.

Коммуникативные способности — это умения и навыки общения с людьми, от которых зависит его успешность. Люди разного возраста, образования, культуры, разного уровня психологического развития, имеющие различный жизненный и профессиональный опыт, отличаются друг от друга по коммуникативным способностям. Образованные и культурные люди обладают более выраженными коммуникативными способностями, чем необразованные и малокультурные. Богатство и разнообразие жизненного опыта человека, как правило, положительно коррелирует с развитостью у него коммуникативных способно-
¦См.: Фрейд 3. Введение в психоанализ-. Лекции. — М., 1991. — С. 7—50

стей. Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в общении определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий.
Применяемые на практике техника и приемы общения имеют возрастные особенности.

Так, у детей они отличны от взрослых, а дошкольники общаются с окружающими взрослыми и сверстниками иначе, чем это делают старшие школьники. Приемы и техника общения пожилых людей, как правило, отличаются от общения молодых.
Дети более импульсивны и непосредственны в общении, в их технике преобладают невербальные средства. У детей слабо развита обратная связь, а само общение нередко имеет чрезмерно эмоциональный характер. С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь.
Профессиональность общения проявляется на этапе пред-настройки в выборе тона высказывания и в специфических реакциях на действия партнера по общению. Актерам свойствен игровой (в смысле актерской игры) стиль общения с окружающими, так как они привыкают к частому исполнению разных ролей и нередко сживаются с ними, как бы продолжая игру в реальных человеческих взаимоотношениях. Учителям и руководителям в силу сложившихся недемократических традиций в сфере делового и педагогического общения нередко бывает свойствен высокомерный, менторский тон.
У врачей, особенно у психотерапевтов, в общении с людьми обычно проявляется повышенное внимание и сочувствие.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕНИЯ
Общение живых существ в фило- и онтогенезе развивается. Это развитие охватывает все основные стороны процесса: содержание, цели и средства. Филогенетическое развитие общения связано с изменением его содержания и проявляется в следующих аспектах:
1. Обогащение содержания общения новой информацией, передаваемой от одного существа к другому. Сначала — это сведения о биологических, внутренних состояниях организ-

ма; затем — информация о жизненно значимых свойствах внешней среды. Вслед за этим в содержание общения входит информация когнитивного характера, выражающая собой объективные, не зависимые от наличных потребностей живого существа знания о мире, представленные в виде понятий. Последнее происходит уже на уровне человека, а первые два этапа эволюционное развитие общения проходит еще на уровне животных. Примерно этим же путем идет развитие общения в онтогенезе человека, достигая третьей ступени уже к дошкольному возрасту.


2. Обогащение целей связано с изменением и развитием потребностей общающихся организмов: чем разнообразнее и выше эти потребности, тем дифференцированнее и совершеннее целевой аспект общения.
Развитие средств общения в фило- и онтогенезе идет по нескольким направлениям. Во-первых, это выделение специальных органов, являющихся средством коммуникации, например рук. Во-вторых, развитие экспрессивных форм движений (жестов, мимики, пантомимики). В-третьих, изобретение и использование знаковых систем как средств кодирования и передачи информации. В-четвертых, развитие и совершенствование технических средств хранения, преобразования и передачи информации, используемой в общении людьми (печать, радио, телевидение, телефон, телефакс, магнитный, лазерный и другие способы технической записи и т.п.).
Развитие общения у животных естественным образом включено в биологический эволюционный процесс, в то время как изменение содержания, целей и средств человеческого общения имеет исторический характер.
Животные на ранних ступенях эволюции практически не общаются друг с другом, за исключением случаев продолжения рода. Стадный образ жизни, предполагающий внутривидовое общение, появляется у насекомых, рыб, развивается у птиц и млекопитающих, достигает совершенства у обезьян. Животные в стаде обмениваются друг с другом биологически значимой информацией, охраняют, поддерживают жизнь друг друга. Между ними, например в стаде обезьян, складываются довольно сложные, иерархически устроенные взаимоотношения: выделяется вожак, ему подчиняются остальные, наблюдается определенная иерархия статусов.
Вначале общение среди животных происходит на основе обмена биохимической информацией (вспомним, что у всех жи-

вотных особенно развит обонятельный мозг). Затем к ней подключается слуховая и зрительная информация. У антропоидов появляется язык жестов, мимики и пантомимики, напоминающий тот, который в невербальном общении используют люди. Еще около середины прошлого века Ч.Дарвин показал, что лицевые экспрессивные выразительные движения у человекообразных обезьян очень напоминают аналогичные эмоциональные выражения, встречающиеся у людей.
Человеческий ребенок обнаруживает способность к эмоциональному общению с людьми уже на третьем месяце жизни (комплекс оживления), а к годовалому возрасту его экспрессия становится настолько богатой, что позволяет довольно быстро усваивать вербальный язык общения, пользоваться звуковой речью.
Основные этапы, которые проходит онтогенетическое развитие общения у человека вплоть до поступления в школу, можно представить и описать следующим образом:
1. Возраст от рождения до 2—3 месяцев. Биологическое по содержанию, контактное общение, служащее средством удовлетворения органических потребностей ребенка. Основное средство общения — примитивная мимика и элементарная жестикуляция.
2. Возраст от 2—3 месяцев до 8—10 месяцев. Начальный этап познавательного общения, связанный с началом функционирования основных органов чувств и появлением потребности в новых впечатлениях.
3. Возраст от 8—10 месяцев примерно до 1,5 года. Возникновение координированного, вербально-невербального общения, обслуживающего когнитивные потребности. Переход к использованию языка как средства общения.
4. Возраст от 1,5 года до 3 лет. Появление делового и игрового общения, связанного с возникновением предметной деятельности и игры. Начальный этап разделения делового и личностного общения.
5. Возраст от 3 до 6—7 лет. Становление произвольности в выборе и использовании разнообразных естественных, данных от природы или благоприобретенных средств общения. Развитие сюжетно-ролевого общения, порождаемого включением в сюжетно-ролевые игры.
С поступлением в школу получает ускорение интеллектуальный и личностный рост ребенка. Углубляется и становится более разнообразным содержание общения, дифференцируются

его цели, совершенствуются средства. Происходит вербализация и интеллектуализация общения, четко различаются и относительно независимо друг от друга развиваются деловое и личностное общение.
По мере развития речи появляется возможность разнообразить содержание передаваемой и воспринимаемой в процессе общения информации, а при прогрессе научения — пользоваться различными средствами общения. В результате обогащается инструментальная сторона общения.
Дальнейшее развитие общения можно представить как постепенное накопление человеком культуры общения на основе рефлексии, обратной связи и саморегуляции. Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественностью целей и широким выбором средств общения.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Понятие и виды общения.
1. Определение общения, его содержания, целей и средств.
2. Отличие общения человека от общения животных.
3. Виды человеческого общения.
4. Общение и деятельность.
Т е м а 2. Роль общения в психическом развитии человека.
1. Необходимость общения для психического развития человека.
2. Роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека.
3. Общение и развитие человека как личности.
Т е м а 3. Техника и приемы общения.
1. Понятия техники и приемов общения.
2. Техника и приемы общения на разных его этапах.
3. Понятие и механизмы действии обратной связи в общении.
4. Возрастные и профессиональные особенности техники и приемов общения.
Т е м а 4. Развитие общения.
1. Филогенетические и онтогенетические аспекты общения.
2. Появление и роль невербального общения в становлении звуковой речи как основного средства человеческого общения.
3. Пути совершенствования общения людей по мере их интеллектуального и личностного развития.

Темы для рефератов
1. Виды общения у животных.
2. Виды общения у человека.
3. Роль общения в психологическом онтогенетическом развитии человека.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Сравнительный анализ общения у человека и животных.
2. Развитие общения у детей.
3. Содержание, цели и средства общения у людей, находящихся на разных уровнях интеллектуального и личностного развития.
ЛИТЕРАТУРА I
Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987. (Определение педагогического общения: 6—45. Самовоспитание педагогической общительности: 46—95. Стиль профессионально-педагогического общения, его технология: 96—138. Тренинг профессионально-педагогического общения: 139—154.)
Линден Ю. Обезьяны, человек и язык. — М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72— 78.)
Лисина МЛ. Проблемы онтогенеза общения. — М., 1986. (Понятие общения: 8—30.)
Общая психология. — М., 1986. (Общение: 127—156.)
II
Гуткина Н.И. Психологические проблемы общения учителя с подростком // Вопросы психологии. — 1984. — № 12. — С. 99-106.
Добрович АЛ5. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителя и родителей. — М., 1987. (Поведение человека в межличностном общении: 66—121. Психокоррекция общения: 164—204.)
Исследование речевого мышления в психолингвистике. — М., 1985. (Соотношение вербального и невербального в общении: 116-150. )
Лабунская В А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции невербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения

и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115—130.)
Менынутин В.П. Помощь молодой семье: Заметки психолога. — М., 1987. (Культура и искусство общения: 162—199.)
Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М., 1986. (Индивидуальный стиль общения: 181—195.)
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно-ориентированный социально-психологический тренинг: 45—194.)
Петровская Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30—37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. 147.)
Егидес А.П. Психологическая концепция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Роль общения в регуляции поведения животных: 76—111.)
Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. — М., 1989. (Экспрессивное поведение: 5—43. Понимание экспрессивного поведения: 43—60.)
Леонтьев А.Н. Педагогическое общение. — М., 1979.
Мелибруда Е.Я. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.
Развитие общения у дошкольников. — М., 1974. (Развитие общения у детей: 256—282.)

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Десять лучших советов по… эффективной межкультурной коммуникации

На современном многообразном рабочем месте вопросы коммуникации могут стать еще более сложными. Каждая культура имеет свой собственный набор неявных предположений и тенденций, когда дело доходит до общения лицом к лицу, и попытка эффективно донести свою точку зрения иногда может быть трудной. Даже при отсутствии языкового барьера межкультурная коммуникация может быть сложной задачей. Вот наши десять лучших советов по эффективной межкультурной коммуникации:

1. Поддерживайте этикет  

Во многих культурах существует особый этикет в отношении того, как они общаются. Перед встречей изучите целевую культуру или, если позволяет время, проведите кросс-культурный тренинг. Например, во многих культурах ожидается определенная степень формальности в начале общения между людьми. В каждой культуре есть свой особый способ обозначения этой формальности: «герр» и «фрау» в Германии, перестановка фамилий и имен в Китае, использование «сан» в Японии для мужчин и женщин и т. д. Помните об этих знаках знакомства. и не переходите сразу к терминам имени, пока вы не получите сигнал от другого человека сделать это.

2. Избегайте сленга

Даже самый образованный человек, не являющийся носителем английского языка, не будет иметь всестороннего понимания английского сленга, идиом и поговорок. Они могут понять отдельные слова, которые вы сказали, но не контекст или смысл. В результате вы можете сбить их с толку или, в худшем случае, обидеть.

3. Говорите медленно

Даже если английский является распространенным языком в межкультурной ситуации, не рекомендуется говорить с обычной скоростью разговора. Поможет изменение темпа, четкая речь и правильное произношение слов. Разбейте свои предложения на короткие, определяемые части и дайте слушателю время, чтобы перевести и переварить ваши слова, когда вы говорите. Но не тормозите слишком сильно, поскольку это может показаться снисходительным. Если человек, с которым вы разговариваете, говорит слишком быстро или из-за его акцента вам трудно его понять, не бойтесь вежливо попросить его тоже говорить помедленнее.

4. Будьте проще

В межкультурном разговоре нет необходимости усложнять жизнь вам обоим, используя громкие слова. Просто будь проще. Двухсложные слова гораздо легче понять, чем трехсложные, а односложные слова лучше, чем двухсложные. Говорите «Пожалуйста, сделайте это быстро», а не «Пожалуйста, сделайте это эффективно».

5. Практикуйте активное слушание

Активное слушание — очень эффективная стратегия улучшения межкультурной коммуникации. Переформулируйте или резюмируйте то, что сказал другой человек, чтобы убедиться, что вы правильно его поняли, и задавайте частые вопросы. Это помогает наладить взаимопонимание и гарантирует, что важная информация не будет упущена или понята неправильно.

6. Говорите по очереди

Сделайте беседу более свободной, говоря по очереди. Сделайте вывод, а затем выслушайте ответ другого человека. В частности, когда люди говорят на английском как на втором языке, лучше говорить с ними короткими репликами, а не произносить длинный монолог, который им может быть трудно понять.

7. Записывайте

Если вы не уверены, правильно ли вас понял другой человек, запишите это, чтобы убедиться. Это может быть особенно полезно при обсуждении больших цифр. Например, в Великобритании мы пишем миллиард как 1 000 000 000, а в США — как 1 000 000 000 000.

8. Избегайте закрытых вопросов

Не формулируйте вопрос, требующий ответа «да» или «нет». Во многих культурах трудно или стыдно ответить отрицательно, поэтому вы всегда получите «да», даже если на самом деле ответ «нет». Вместо этого задавайте открытые вопросы, которые требуют информации в качестве ответа.

9. Будьте осторожны с юмором

Многие культуры очень серьезно относятся к бизнесу и верят в то, что нужно вести себя профессионально и всегда следовать протоколу. Следовательно, они не ценят использование юмора и шуток в деловом контексте. Если вы решите использовать юмор, убедитесь, что его поймут и оценят в другой культуре, а не оскорбят. Имейте в виду, что британский сарказм обычно имеет негативный эффект за границей.

10. Поддерживайте

Эффективная межкультурная коммуникация заключается в том, чтобы все стороны чувствовали себя комфортно. В любом разговоре с человеком, для которого английский язык не является родным, относитесь к нему с уважением, делайте все возможное, чтобы общаться четко и подбадривать его, когда он отвечает. Это поможет укрепить их уверенность и доверие к вам.

Поделиться этим постом

Размещено в

  • Десять лучших советов

cHRysos HR Solutions — это обучающая и консультационная компания в области управления персоналом, базирующаяся в Донкастере, предоставляющая аккредитованные CIPD квалификации, стажировки, обучение и услуги в области управления персоналом для малых и средних предприятий по всей стране. Для получения дополнительной информации о том, как cHRysos HR может помочь вам или вашим командам успешно повысить квалификацию, свяжитесь с нами по адресу [email protected] org.uk или позвоните по телефону 03300 562443.

12 проверенных способов улучшить ваше устное общение

Устное общение — это средство передачи информации посредством языка. Вербальное общение — это не просто способность говорить; это умение передавать и получать как устные, так и письменные сообщения.

Здесь упор делается не на смысл вашего сообщения, а на его форму и изобретательность.

Несмотря на то, что профессор Меграбян установил ошибочное утверждение, согласно которому общение состоит только из 7% вербальных и 93% невербальных понятий, успешный и уважающий себя человек не может обойтись без устного общения.

Правильная речь чрезвычайно важна для построения карьеры в современном мире.

В этом посте я хочу поделиться несколькими простыми, но эффективными лайфхаками, как улучшить навыки устной речи. Они помогут сделать речь более грамотной, осмысленной, выразительной, а также правильной с точки зрения стилистики и грамматики.

  1. Делайте мысленные заметки
  2. Используйте зеркало для тренировки речи
  3. Читайте художественную литературу
  4. Слушайте аудиокниги
  5. Избавьтесь от слов-паразитов
  6. Смотреть публичные выступления
  7. Пользоваться разнообразными словарями
  8. Говорить уверенно
  9. Стать активным слушателем
  10. Играть в словесные настольные игры

1.

Делайте мысленные заметки

Заранее подготовить и обдумать свое выступление — всегда хорошая идея. Попробуйте записать тезис своего выступления, чтобы структурировать его и выделить основные вопросы.

Если вы планируете выступить перед аудиторией, составьте план выступления на бумаге. По каждому пункту рекомендую прописать основные тезисы.

Чтобы упростить задачу, вы можете использовать приложения для создания заметок со стилусом, чтобы записывать важную информацию при подготовке или просто запоминать слова.

2.

Используйте зеркало для тренировки речи

Один из лучших способов улучшить устную речь — просто проводить несколько минут в день, стоя перед зеркалом и разговаривая. Выберите тему, установите таймер на 2-3 минуты и просто говорите.

Суть этого упражнения в том, чтобы наблюдать, как двигаются ваши губы, лицо и тело, когда вы говорите. Вам может показаться, что вы разговариваете с кем-то, поэтому представьте, что вы разговариваете со своим коллегой по работе.

Говорите 2-3 минуты. Не останавливайтесь! Если вы заикаетесь, попробуйте перефразировать мысль. Вы всегда можете найти слово, которое вы забыли. Таким образом, вы точно поймете, с какими словами или предложениями у вас возникают трудности.

3. Читать художественную литературу

Делайте это не только для того, чтобы насладиться сюжетом и эмоциями, но и для того, чтобы улучшить свои разговорные навыки. Важно читать книги, написанные витиеватым литературным языком, обращая внимание на грамматические конструкции, новые слова, эпитеты и метафоры, используемые для описания.

Тщательный анализ текста и его дальнейший пересказ помогут лучше понять и запомнить литературные приемы, более естественно использовать их в спонтанной речи, развить разговорные навыки, расширить словарный запас.

Учитывая количество метафор, эпитетов и выдающихся грамматических конструкций, я бы посоветовал прочитать такие книги, как «Слепой убийца» Маргарет Этвуд, «Облачный атлас» Дэвида Митчелла и «Тень ветра» Карлоса Руиса. Зафон.

Примечание : Согласно исследованию Statista, почти 90% выпускников в Мексике заявили, что вербальное общение играет большую роль в их карьере. Это еще раз подчеркивает, что ваши навыки устного общения могут повысить моральный дух и продуктивность, а также способствовать командной работе.

4. Слушайте аудиокниги

На мой взгляд, этот пункт можно совместить с предыдущим, но чтение печатных и прослушивание аудиокниг существенно отличается. Слушая книги, можно не только научиться более грамотно говорить и пополнить словарный запас, но и обратить внимание на интонацию, паузы, логическое ударение, тембр, темп.

Профессионально записанные аудиокниги могут стать настоящей сокровищницей полезной информации для тех, кто хочет перестать говорить монотонно и невыразительно. Ведь производимый эффект зависит не только от того, ЧТО сказано, но и от того, КАК это произнесено.

Интонация может передавать настроение, чувства и мысли. Не верите? Попробуйте произнести одно слово с разной интонацией и почувствуйте разницу.

5. Избавьтесь от слов-заполнителей

Слова-заполнители очень распространены, и их трудно искоренить. Они портят устную речь и иногда вместо того, чтобы вникать в суть, акцентируешь внимание на «нравится», «ну», «так», «поверьте».

Наконец, начинаешь даже воспринимать их как литературные слова, присущие речи образованного человека. На самом деле жаль, что собеседник будет ассоциировать вас с запоминанием этих лишних слов.

Слова-паразиты живут в спонтанной речи не как отдельные единицы, а как «заменители». Их используют, когда сложно подобрать правильное выражение и нужно сразу заполнить паузу.

Они закрывают «пробелы» в рассказе, но очень мешают слушателям. Чтобы найти и удалить слова-паразиты в своей речи, вы можете записать свой голос и прослушать его.

Однако размышления о том, как улучшить навыки речевого общения на практике, следует начать с продумывания системы наказаний, когда за каждое произнесенное « как », « ну », « так », « поверь мне » и т. д. вам нужно будет сделать что-то полезное (выучить новое слово или сделать 5 приседаний).

Совет от профи: После избавления от слов-паразитов нужно постоянно тренироваться, придумывая разнообразные задания. Выберите объект и постарайтесь дать ему максимально информативное и связное описание в течение 5 минут. Придумайте тему и изложите свои мысли, используя правильно построенные грамматические конструкции, метафоры и эпитеты.

6. Работать над переводом пассивной лексики в активную

Стараться пополнять свою спонтанную речь не только общеупотребительными словами/фразами, но и редко употребляемыми. Поиск в памяти терминов, синонимов и эпитетов.

Однако убедитесь, что вы не вводите собеседника в заблуждение и не хвастаетесь своим образованием. Он заключается в том, чтобы научиться говорить четко и связно, используя богатый словарный запас для уточнения формулировок, более емкой передачи смысла, избегая недоразумений.

Вот такой вот парадокс — расширять словарный запас и вводить в свою речь новые выражения, пытаясь ее упростить.

7. Обратите внимание на свой язык тела

Хотя язык тела является невербальным методом общения, он оказывает огромное влияние на то, как вы передаете информацию. Заинтересовать аудиторию слушать вас несложно — расслабьтесь, держите руки не скрещенными, а тело расслабленным.

Другими лучшими способами улучшить устное общение с помощью языка тела являются установление зрительного контакта и поддержание хорошей осанки. Чтобы привлечь внимание аудитории к нужным моментам, старайтесь использовать жесты и мимику.

Однако не переусердствуйте, так как излишние жесты могут выглядеть комично и наигранно, а значит, будут отвлекать слушателей от вашего сообщения.

Проблемы со связью на работе?

«50 надежных способов улучшить общение в команде
»

Получить электронную книгу

8. Смотреть публичные выступления

На пути к совершенствованию навыков устного общения также полезно обращаться к лекциям других людей. как фильмы и спектакли, и наблюдайте за использованием невербальных способов общения.

Смотреть фильмы с выключенным звуком — хорошее упражнение, когда нужно без слов понять представленную историю и чувства персонажа.

Раньше я смотрел TED Talks , созданный спикерами профессионального уровня. Эти видео — отличный способ отточить свои навыки, а с субтитрами на более чем 100 языках они доступны всем. Таким образом, вы сможете не только выучить новые слова, но и увидеть, как удержать аудиторию и чувствовать себя уверенно во время выступления.

Совет от профессионалов: Чтобы отработать мимику и жесты, я рекомендую тренироваться перед зеркалом. Еще лучше записать свое выступление на видео, а затем проанализировать его. Обычно мы не можем видеть, как нас воспринимают другие, поэтому будет полезно посмотреть на себя их глазами.

9. Пользуйтесь разнообразными словарями

Не забывайте про толковые и орфографические словари. Нет ничего постыдного в том, чтобы обратиться к ним, чтобы найти хорошее слово или убедиться, что оно произносится правильно. В настоящее время все они адаптированы для мобильных устройств, что позволяет найти слово всего за пару нажатий.

Как улучшить навыки вербального общения с помощью различных словарей? Сделайте изучение одной крылатой фразы своим утренним ритуалом и старайтесь правильно использовать ее в течение дня. Это в значительной степени способствует развитию спонтанной речи.

Не менее полезны календари с новыми словами, словари эпитетов и метафор, синонимов и антонимов. Старайтесь не просто учить новые слова, но и использовать их как можно чаще.

Регулярные занятия сделают вас уверенным и интересным оратором, а вашу речь более грамотной и интересной. Вы заметите, как легко вам станет выступать перед аудиторией, а контроль над своей речью войдет в привычку.

10. Говорите уверенно

Ни один из методов не сработает без вашей уверенности в себе. Если вы не верите в то, что говорите, слушатели это чувствуют и тоже не верят. Ваши слушатели должны доверять вам и интересоваться тем, на чем вы останавливаетесь.

Чтобы продемонстрировать свою уверенность, есть множество трюков. Они касаются вашего восприятия себя, интонации и т. д.

Наиболее универсальным является подготовка плана вашего будущего выступления. Оно может быть как письменным, так и мысленным, как вам больше нравится. Не обязательно составлять целый сценарий выступления – достаточно определить основные тезисы.

С помощью таких заметок вы определите направление своего взаимодействия с аудиторией и ключевые моменты разговора.

11. Станьте активным слушателем

Быть хорошим слушателем так же важно, как и хорошим оратором. Слушание – неотъемлемая часть вербального общения. Для начала запомните пять шагов активного слушания:

  • Принять
  • Понять
  • Запомнить
  • Оценить
  • Ответить

Соблюдая эти простые правила, вы покажете собеседнику, что вы искренни и заинтересованы в том, что он говорит. Обобщая все сказанное и задавая уточняющие вопросы, вы расположите собеседника к себе и быстрее достигнете точки соприкосновения.

12. Играть в словесные настольные игры

Советую обратить внимание на те игры, которые развивают память и пополняют словарный запас. Есть « Палач », « Scrabble », « Chalkboard Acronym » и т. д., позволяющие вам удовлетворить свои желания и потребности.

В ходе игры каждый участник может выучить много новых слов и их значение, вспомнить что-то из пассивной лексики, проявить сообразительность и сообразительность.

Скачав игру на свой смартфон, вы сможете отлично провести время в ожидании или в дороге. Если игра делается для команды, привлекайте друзей или даже незнакомцев, чтобы познакомиться с новыми людьми и потренироваться в общении.

Бонус: полезные советы и упражнения для улучшения артикуляции/диктовки

Для улучшения вербальной коммуникации и особенно спонтанной речи можно попробовать различные лайфхаки:

  • Читать вслух и с выражением для тренировки хорошей речи, правильной интонацию, отрепетировать мимику и жесты.
  • Не бойтесь привлекать опытных преподавателей и посещать тренинги по ораторскому искусству – специалист может дать дельный совет и исправить ошибки.
  • Почаще практикуйте спонтанную речь – даже если она будет сложной и страшной, без практики ничего не получится. Поначалу может быть не все очень радужно, но голос, речевой аппарат, дикция будут развиваться постепенно.
  • Часто пойте, чтобы улучшить свой голос и развить гибкость интонации.
  • Знакомьтесь с интересными людьми с четкой речью, обсуждайте новые спектакли и книги, слушайте их, общайтесь с ними.

Заключение

Умение ярко и грамотно говорить — вот что отличает хорошего от лучшего. Научившись улучшать свои навыки устного общения и добиваясь в этом успехов, вы увидите, как изменится ваша личная и профессиональная жизнь.

Постоянно оттачивая свои навыки говорения и слушания, вы откроете новые двери. Хорошие разговорные навыки положительно повлияют на ваши отношения с командой, начальством и клиентами.

Добавить комментарий