43. Начало деятельности к. Юнга.
Отец с шести лет обучал его латыни. Юнг, поступает в гимназию, где изучает старинные книги, естественные науки, медицину. Поступает в университет, где решает специализироваться в психиатрии, по окончании написал диссертацию «О психологии и патологии оккультных явлений» (будучи взрослым, он придавал большое значение сновидениям и событиям своего детства). В 1900 году Юнг стажируется у Блейлера в университетской психиатрической клинике и выпускает книгу «Психология раннего слабоумия». Знакомство с Фрейдом. На первом международном конгрессе по психиатрии и неврологии в Амстердаме Юнг сделал доклад «Фрейдистская теория истерии». Основал Фрейдистское общество, организовал первый международный конгресс по психоанализу, президент Международной психоаналитической ассоциации. Опубликовал «Метаморфозы I» и «Метаморфозы II»- связь мифов и легенд с мышлением детей, связь между психологией сновидений и психологией мифов. Разрыв отношений с Фрейдом (не согласен с теорией Фрейда). Концепция «Коллективное бессознательное».
45. Типология характеров по к.Юнгу.
Первым разработал теорию, что каждый человек обладает психологическим типом. Убеждён, что существуют 2 класса психологических «функций»: первые, через которые мы получаем информацию, и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Было определено 8 психологических типов. Мы получаем мотивацию изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный).
1. Экстравертный ощущающий тип. Свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. В действительности такие люди отнюдь не очень разумны.
2. Интровертный ощущающий тип. Характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием.
3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Всегда находится в поисках за новыми возможностями. Охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. Чаще среди женщин, чем среди мужчин.
4. Интровертный интуитивный тип
6. Интровертный мыслительный тип. Данный тип мышления, как и параллельный ему экстравертный, находится под влиянием идей. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к миру. Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают.
7. Экстравертный чувствующий тип. Ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Чувству мешает мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется.
8. Интровертный чувствующий тип. В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом.
studfiles.net
Типология характеров по К.Юнгу.
Первым разработал теорию, что каждый человек обладает психологическим типом. Убеждён, что существуют 2 класса психологических «функций»: первые, через которые мы получаем информацию, и, вторые, на основании которых мы принимаем решения. Было определено 8 психологических типов. Мы получаем мотивацию изнутри себя (интровертный) или от внешних источников (экстравертный).
1. Экстравертный ощущающий тип. Свойственны импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность. В действительности такие люди отнюдь не очень разумны.
2. Интровертный ощущающий тип. Характерны фиксация интересов личности на явлениях собственного внутреннего мира, необщительность, замкнутость, склонность к самоанализу. Он может обратить на себя внимание своим спокойствием, своей пассивностью или разумным самообладанием.
3. Экстравертный интуитивный тип. У него тонкое чутье для всего, что зарождается и имеет будущее. Всегда находится в поисках за новыми возможностями. Охотно берется за такие профессии, где он может развить свои способности наиболее многосторонне. Чаще среди женщин, чем среди мужчин.
4. Интровертный интуитивный тип. Свойственны черты мистика-мечтателя и провидца, с одной стороны, фантазера и художника — с другой. Фантазер довольствуется созерцанием, которому он предоставляет оформлять себя, то есть детерминировать себя. Если он художник, то его искусство создает необыкновенные вещи, вещи не от мира сего, которые переливаются всеми цветами, вещи, которые являются прекрасными и возвышенными. Но если он не художник, то он часто оказывается непризнанным гением.
6. Интровертный мыслительный тип. Данный тип мышления, как и параллельный ему экстравертный, находится под влиянием идей. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении — не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. Если он даже и выпускает свои мысли в свет, то он не вводит их, как заботливая мать своих детей, а подкидывает их и, сердится, если они не прокладывают себе дорогу самостоятельно. Насколько ему ясна внутренняя структура его мыслей, настолько же ему неясно, куда и как они могут быть приспособлены к миру. Работа у него идет с трудом. Он или молчалив, или наталкивается на людей, которые его не понимают.
7. Экстравертный чувствующий тип. Ярко выраженные чувственные типы встречаются среди особ женского пола. Такого рода женщина живет, руководствуясь своим чувством. Чувству мешает мышление. Поэтому мышление у этого типа по возможности подавляется.
8. Интровертный чувствующий тип. В большинстве случаев они молчаливы, труднодоступны, непонятны, часто скрыты под детской или банальной маской, нередко также отличаются меланхолическим темпераментом.
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации (экстраверсия и интроверсия)
И психологические функции (мышление и чувства – рациональные функции, ощущения и интуиция — иррациональные). Отсюда Юнг вывел 8 типов личности, комбинируя ориентацию и функцию.
Подробнее!!!
Экстравертный тип. «Экстраверсия характеризуется интересом к внешнему миру и событиям, стремлением иметь друзей и знакомых, не очень тщательно их выбирая, тенденцией демонстрировать самого себя: вся его психическая жизнь разыгрывается снаружи, непосредственно, как реакция на окружающую среду. Самым ранним признаком экстраверсии у ребенка является его быстрое приспособление к окружающей среде, повышенный интерес к предметам, все неизвестное и рискованное его манит. Мысли, стереотипы поведения экстраверта реально определяются внешними объективными условиями, а внутренняя жизнь занимает второе место после внешней необходимости». Самая частая форма невроза у экстравертного типа — истерия — это постоянное стремление делать себя интересным и обращать внимание на себя, добиваясь своего любой ценой.
Интровертный тип. Отличительной чертой интроверсии является ориентация на внутренние личностные факторы, на внутренний мир. Все основывается на собственных решениях, собственных мыслях и чувствах, и это важнее для интроверта, чем другие люди и внешние обстоятельства. Такой человек предпочитает держаться в стороне от внешних событий, не любит скопления людей, общается по мере необходимости. Интроверсия так же нормальна, как и экстраверсия, хотя обе являются относительной нормой. Если экстраверт видит интроверта асоциальным, эгоистичным, неспособным адаптироваться к реальному миру, то интроверт осуждает экстраверта как пустого, лишенного внутренней глубины. Ранними признаками интроверсии у ребенка являются задумчивость, застенчивость, страх перед незнакомыми объектами, ребенок все стремится делать по-своему, обесценивает вещи и других людей.
Рассматривая вопрос о развитии личности, Юнг особо выделяет движение в направлении самореализации посредством уравновешивания и интегрирования различных элементов личности. Для описания происходящего на протяжении всей жизни процесса объединения всех аспектов личности вокруг самости он использовал термин «индивидуация». Процесс индивидуации позволяет самости стать центром личности, а это, в свою очередь, помогает человеку достичь самореализации (немногие достигают этого уровня).
Билет-8 Вопрос 2 (42)
Неофрейдизм и причины его возникновения.
Неофрейдизм – развитие соц-культ аспектов психоанализа. Представители: К. Хорни, Г. Стен Салливен, Э. Фромм. Они отвергают пансексуализм Фрейда, подчеркивают культ. и соц. обусловленность неврозов, рассм возможные пути выхода из них путем изменения отношения чел. к себе и др. людям.
К.Хорни пришла к выводу, что те яв., кот. Фрейд связывал с биологич., инстинктивными, а потому общечеловеч. проявлениями на самом деле хар-ны для определенной “культуры, эпохи, класса и пола”. Она так же в корне несогласна с фрейдовской теорией женской психологии. считает, что следует отказаться от структурного деления психики на “оно”, “я” и “сверх-я”и теорий, сформированных на их основе. Вместо фрейдовского либидо и агрессивных инст. стремлений она выдвигает “стремление к безопасности” и “стремление к удовлетворению”, кот. яв. отчасти врожденными, отчасти приобретенными, не уточняя, от какой части. В некоторых местах она называет эти стремления “эмоциональными”.
Э. Фромм разрабатывал проблему счастья человека, возможностей его достижения, дал анализ двух основных способов существования – обладания и бытия. Центральной проблемой является проблема идеала и реальности в конкретной жизни человека. По Фромму, человек осознает себя как особое существо, отделенное от природы и других людей, своего физич. тела и лиц другого пола., т. е. осознает свою совершенную отчужденность и одиночество, что составляет основную проблему человеч. существоваиня. В качестве единственного ответа на проблемы человеч. существования Фромм называет любовь, как “конечную и реальную потребность каждого человеческого существа”.
Гарри Стек(н)Салливен выработал свою собств.систему и терминолог. Тем не менее его концептуальная схема повторяет в общих чертах реформир.психоанализ Хорни и Фромма.
Вильгельм Райхпоставил поблему сексуальности в центр своего внимания и признал необходимость полного секс. раскрепощения чел-ка, выдвинув идею “секс. революции”. Это означало установление подлино человеч. (естественных) взаимоотношений в любви, труде и познании.
Неофрейдизм (от греч. пеоs — новый + фрейдизм) — одно из влиятельных направлений в современной психологии, представители которого так или иначе опираются на психоанализ 3. Фрейда.
Неофрейдизм возник в 20 — 30-е гг. подвергая критике пансексуализм и представления об организации психической жизни, представленные в ортодоксальном психоанализе.
На его становление повлияли идеи К. Юнга и особенно А. Адлера, подчеркивавшего роль воздействия социальных условий на целевую установку, формирование чувства общности, возникновение невротических расстройств. Неофрейдизм признает важное значение открытий антропологов о различиях в психологии людей, принадлежащих к разным культурам. Сохраняя положение об определяющей роли бессознательных процессов и тех путей, которые они находят для своего выражения, теоретики неофрейдизма пытаются преодолеть (или смягчить) биологизм Фрейда и делают акцент на значение социокультурных условий в возникновении неврозов, объяснении мотивационных сил и конфликтов личности. Современные неофрейдисты придерживаются в своих исследованиях социальной направленности, подчеркивая значение социальных условий, интерперсональных и семейных отношений в формировании личности человека. Крупнейшими представителями неофрейдизма являются американские психологи К. Хорни (1885 — 1952), Г. С. Салливен (1892 — 1949), Э. Фромм (1900—1980).
Неофрейдизм во всех своих вариантах остается теорией бессознательного, его сторонники продолжают рассматривать бессознательное как основу психической деятельности человека. Положение о социальной обусловленности психики строится на сведении отношений личности и общества к конфликтному типу.
В целом для неофрейдизма характерны такие представления о человеке, его психических расстройствах и терапии, в соответствии с которыми лечение означает устранение препятствий, мешающих жить в полную силу и реализовывать внутренний творческий потенциал. С точки зрения неофрейдистов, конечная цель аналитической терапии состоит в том, чтобы помочь человеку восстановить свою спонтанность, найти ценности в самом себе, «дать ему мужество быть самим собой» и возможность работать
«в направлении своей самореализации» (Хорни), помочь ему стать продуктивным, «заинтересованным в мире и откликающимся на его запросы» (Фромм). Идеи неофрейдизма получили поддержку у части психоаналитиков и оказали влияние на распространение гуманистических умонастроений в некоторых странах, особенно в США. Вместе с тем неофрейдистская модификация классического психоанализа была подвергнута критике теми, кто усмотрел в ней стирание различий между теорией и практикой психоанализа.
Идеи неофрейдизма, несмотря на некоторую ограниченность своих психологических концепций, имели огромное влияние на общественную жизнь, этику, культуру и впоследствии дали множества интересных ответвлений и концепций.
Билет-9 Вопрос 2 (43)
infopedia.su
Типология К. Юнга | PSYERA
Карл Юнг тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.
К. Юнг выделил два общих типа: — экстравертированный и — интровертированный.
Для экстравертов характерна направленность на объект поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности.
У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.
Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию.
В зависимости от развитости четырех основных психических функций — мышления, эмоции, ощущения и интуиции — К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов:
1. Экстравертированиый мыслительный тип. Субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.
2. Экстравертированиый эмоциональный тип. Склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.
3. Экстравертированиый сенсорный тип. Определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения, удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.
4. Экстравертированиый интуитивный тип. Обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый. При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.
5. Интровертированный мыслительный тип. Характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.
6. Интровертированный эмог\иональный тип. Выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.
7. Интровертированный сенсорный тип. В отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.
8. Интровертированный интуитивный тип. Порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы -мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.
Нельзя не обратить внимания на то, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается сторона отрицательных характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.
psyera.ru
Типы характера по Юнгу
Типы характера по Юнгу
Всемирно известный психолог и психиатр К. Юнг выявил у людей два типа характера, а именно экстраверт и интроверт. Каждый из них он подразделил еще на четыре: мыслительный, чувствующий, ощущающий и мыслительный. В связи с этим образовались восемь основных типов, среди которых различают в группе экстраверсии – экстравертированный мыслительный, экстравертированный чувствующий, экстравертированный ощущающий, экстравертированный интуитивный, в группе интроверсии – интровертированный мыслительный, интровертированный чувствующий, интровертированный ощущающий и интровертированный интуитивный.
Характеристика экстраверта: окружающая действительность является доминирующим фактором для человека данного типа. Он, как правило, любит находиться в центре внимания, стремится к обогащению новыми знакомствами, быстро идет на контакт с людьми. Не переносит одиночества, любит ходить в гости, встречи с друзьями, праздники. Негативной стороной экстраверта может выступать поспешность в принятии решений, переизбыток энергии, что зачастую сказывается на окружающих, а также болтливость. Однако отличительной особенностью является способность легко приспосабливаться к новым условиям.
Характеристика интроверта: главным для человека, такого типа является свой, неповторимый и индивидуальный внутренний мир. Часто интроверта характеризует молчаливость, задумчивость, порой отстраненность от окружающей действительности. Новые знакомства заводят тяжело, на контакт идут с трудом. Отличительной чертой является преобладание узкого круга в общении. Для данного типа характерна, порой, гордыня, эгоизм и самодовольство. Нередко присущ педантизм.
Таким образом, экстраверт и интроверт – это два противоположных мира человеческого характера, обладающих набором своих неповторимых черт и различий в целом. Дальнейшие подразделения носят более узкий характер. Как правило, они добавляют основные характеристики.
Экстраверт мыслительный – человек, ставящий мышление на первое место. Для него главное – принять решение. Зачастую такому типу свойственно оставлять в стороне семью и здоровье, следовать только идеалу. Человек данного типа, живет мыслями, которые, по его мнению, являются жизненной энергией.
Экстраверт чувственный – живет насущным днем. Реальность для него превыше всего. Стремится к получению различных впечатлений и удовлетворению своих интересов. Такому человеку зачастую присущ стиль, в компаниях он значимое лицо.
Экстраверт интуитивный – этот человек стремится к чему – то новому, умеет видеть наперед ход событий. Движение и поиск толкает его на новые начинания. Характерно тонкое чутье, помогающее в принятии правильного решения.
Интроверт мыслительный – внутренний мир является основным жизненным источником. Для такого человека характера скрытность и надменность. Идеи целиком захватывают его, что способствует отстранению об окружающей действительности.
Интроверт чувствующий – характерен в большей степени для женщин, так как они являются более тонкими натурами, нежели мужчины. Наружу не выставляют свои переживания, которые горят внутри и могут выплеснуться во внешнюю действительность. Интроверт ощущающий – живет настоящим, которое впитывает и оценивает внутри себя. Для него характерно стабильность в настроении, удерживание его на одном уровне, нейтральность. Интроверт интуитивный – своеобразный фантаст и мечтатель, не реализовавшийся гений или художник. Для такого человека характерны нестандартные идеи и различные причуды.
lawantimir.ru
Основные подходы к типологии индивидуальности. Строение тела и характер (э. Кречмер, у. Шелдон). Выделение общих психологических типов по к.Г. Юнгу.
План ответа
Подходы к типологии индивидуальности.
Подходы к выделению
Принципы построения
Строение тела и характер.
Типология Э. Кречмера
Типология У. Шелдона
Выделение общих психологических типов по К.Г. Юнгу
Ответ:
Подходы к типологии индивидуальности.
Подходы к выделению
Индивидуальность человека есть та совокупность психических особенностей, которая будучи взятой как целое, отличает его от другого (Петухов). Индивидуальность — совокупность психических качеств, способов поведения субъекта, которая отличает его от других. Она определенным образом организована.
По Петухову общие подходы к типологии индивидуальности определяются основными познавательными и практическими задачами ее изучения.
Выделение закономерностей сочетания индивидуальных черт конкретных людей имеет в научной психологии различные стратегии и результаты. С одной стороны, индивидуальностью человека можно считать именно совокупность, набор его психических свойств и качеств как отдельных элементов, составляющих в сумме определенный класс. Результатом классификации индивидуальностей будет собрание различных наборов индивидуальных черт, объединенных по законам статистики и наблюдаемых в эмпирии с той или иной частотой. С другой стороны, индивидуальность определяется как тип – целостная структура, внутри которой каждое конкретное свойство и качество человека получает закономерное объяснение. В результате построения типологии выделяются качественно своеобразные типы индивидуальностей, соотнесенные между собой и принципиально отличные друг от друга.
Способы выделения классов или типов индивидуальностей различаются также по характеру используемых критериев. Это могут быть эмпирические критерии, полученные при анализе и обобщении конкретных опытных данных. Как правило, эмпирическая классификация индуктивно, путем закономерного перехода от частных случаев к общим. Дедуктивный же способ построения типологии индивидуальностей – от общего к частному – предполагает теоретическое выделение ее основных принципиальных признаков, различений и затем – проверку и обоснование полученных типов на эмпирическом материале.
По другим основаниям выделяются два подхода: диагностико-коррекционный ( ед изучения черта, свойство, она появляется либо из-за влияния среды, либо самого организма, работают с ней диагностикой и коррекцией), конструктивно-психологический ( свойство появляется в своем развитии, в результате решения проблемы, источник его сама личность, работа психологическая помощь, консультирование).
Первый из них связан с поиском объективных основ тех или иных устойчивых сочетаний психических свойств и качеств конкретных людей. Такова собственно познавательная задача изучения индивидуальности. Как правило, попытки ее объяснения выходят здесь за пределы собственно психических свойств и направлены на установление их соответствия особенностям организма – аналитическим и физиологическим – данным природой. Наличие психотелесных соответствий, если только оно доказано статистически, получает свое практическое значение: знание о них может стать хорошей опорой успешных профессиональных и межличностных отношений.
Второй подход дифференциально-психологического исследования заключается в том, чтобы описать все возможные сочетания индивидуальных психических черт. Ведь знание о конкретных поведенческих реакциях человека в тех или иных социально-житейских ситуациях необходимо для правильной организации взаимодействия и общения между людьми. Признание своеобразия и уникальности каждой человеческой индивидуальности – характерная черта данного подхода. Конечно, оба эти подхода являются эмпирическими, основанными на непосредственном опыте, который и определяет выделение индивидуальных типов.
Третий подход отвечает задаче осознания, осмысление человеком собственной индивидуальности. Он является теоретическим и состоит в дедуктивном (от общего к частному) выделении принципов построения типологии индивидуальностей, отвлекаясь от обилия эмпирических деталей. По существу, этот подход может быть также назван философским, ведь здесь возникает вопрос о том, почему эмпирически определенные типы индивидуальности складываются именно так, а не иначе. Однако чистая теория едва ли имела бы смысл при отражении постоянно меняющейся психической жизни. Поэтому результаты третьего подхода – знания о принципиальных типах человеческой индивидуальности – обретают статус тех реальных средств, с помощью которых люди могут представлять себе свои психические особенности, типологические отличия от индивидуальности других людей.
studfiles.net
6.10.3. Классификация психологических типов по к. Юнгу
Новые экспериментальные доказательства связи телосложения с темпераментом были показаны в ряде работ, в которых указанная схема выделения типов телосложения была сильно модифицирована благодаря применению современных методов статистики (факторного анализа).
Швейцарский психиатр К. Юнг выделял психологические типы, различая людей по выраженности психических функций мышления, эмоциональности, ощущения и интуиции, а также направленности психики – интроверсии (движение энергии осуществляется по направлению к внутреннему миру) и экстраверсии (интерес направлен во внешний мир). В соответствии с этим можно выделить:
1. Мыслительный тип;
2. Эмоциональный тип;
3. Ощущающий (сенсорный) тип;
4. Интуитивный тип.
В зависимости от характера ведущей функции К. Юнг различал два класса типов: рациональные и иррациональные. К первым принадлежат мыслительный и эмоциональный типы; ко вторым – интуитивный и сенсорный. Помимо этого, наблюдая своих пациентов, К. Юнг пришел к выводу, что каждый из этих типов может иметь по две разновидности: мыслительный и эмоциональный типы могут иметь сенсорную или интуитивную ориентацию, а сенсорный и интуитивный – эмоциональную или мыслительную.
Учитывая все перечисленные особенности, К. Юнг выделяет 16 типов. Люди в каждой группе объединялись по признаку некой общности психических характеристик, что позволило отнести их к определенному, весьма характерному типу, обладающему устойчивым набором свойств. Способы их восприятия, реагирования, действия (в сходных условиях) должны быть примерно одинаковы.
Представители мыслительных типов действуют главным образом под руководством разума, логического расчёта, интеллектуально осмысленных мотивов. В отличие от них для чувствующих типов основным мотивом деятельности и восприятия являются чувства и эмоции. Общий признак этих двух типов – рациональность – «первенство разумного суждения».
Ощущающие типы ориентируются на реальные события и действия. Они обращают большее внимание на объективные факты, хорошо приспосабливаются к действительным событиям. Интуитивные типы обладают неким «шестым» чувством. Они в объектах и явлениях подчас видят некий скрытый для других типов смысл, идею; они склонны к предсказанию будущих событий; живут больше будущим и прошлым, чем настоящим. Общим качеством этой группы типов, особенно экстравертов, является иррациональность: опора не на суждения разума, а на «абсолютную силу восприятия».
Каждая из психических функций может действовать либо интровертированным, либо экстравертированным образом. У человека с интровертированной установкой интерес, психическая активность направлены во внутренний мир, а восприятие внешнего мира преломляется через внутренние модели. Интроверт, по сути, консервативен, предпочитает привычную домашнюю обстановку, близкие отношения только с ограниченным числом людей. Интроверт характеризуется тем, что ориентируется на свою оценку, определяемую его принципами, на своё мнение о предмете или явлении, а не на внешний объект. Поступки его не зависят напрямую от внешних воздействий: они определяются в первую очередь его собственной внутренней установкой. Внешне интроверсия, пишет К. Юнг, «в норме характеризуется колеблющейся, рефлексивной, застенчивой, стремящейся к уединению натурой, которая сохраняет себя для самой себя, склонна удаляться от объектов и всегда пребывать в несколько оборонительной позиции».
У людей с экстравертированной установкой интерес направлен во внешний мир, внешняя реальность изначально оказывается более важной и воспринимается непосредственно, она – источник помощи или объект внимания. Вся психическая энергия экстраверта направлена на объекты, поэтому одно из самых его ярких свойств – во всём себя растрачивать и как бы распространяться. Они чаще производят впечатление активных, деятельных, иногда экспансивных людей. При этом внешний мир оказывает на поступки экстраверта более сильное воздействие, чем на интроверта. Это, например, может выражаться в том, что требования конкретной общественной среды очень часто оказываются для экстраверта важнее, чем общечеловеческие нормы. Каковы бы ни были эти требования, экстраверт может следовать им с одинаковым психологическим комфортом.
В Советском Союзе типология К. Юнга получила известность и развитие благодаря работам Аушры Аугустинавичюте (1982), как бы заново открывшей идеи швейцарского психиатра. В типологии А. Аугустинавичюте, которая возникла на базе типологии К. Юнга и является её современным восточноевропейским вариантом, названия некоторых психических функций изменены: ощущение – на сенсорику, мышление – на логику, а чувство – на этику. Без изменений остались интуиция, экстраверсия и интроверсия. А. Аугустинавичюте использовала ещё одну шкалу – рациональность- иррациональность. К рациональному полюсу этой шкалы были отнесены функции логики и этики, а к иррациональному полюсу – функции сенсорики и интуиции. С иррациональными функциями связывают целостное восприятие и обработку информации, синтетический стиль мышления. В противоположность этому с рациональными функциями связано дискретное, поэлементное восприятие и обработка информации, аналитический стиль мышления.
У любого психологического типа присутствуют все функции, однако развиты они не одинаково. Неизбежно та или иная функция оказывается более выраженной и компетентной, – К. Юнг назвал её ведущей, доминирующей, в то время как остальные остаются подчинёнными, а одна из функций оказывается наиболее подавляемой, наименее развитой. Ведущая и подчинённая функции относятся к разным полюсам одной психологической шкалы. Например, если ведущая функция – логика, то подчинённая – этика; если ведущая – сенсорика, то подчинённая – интуиция, и наоборот. Соответственно, если человек по ведущей функции логик, то этика у него развита слабо. Если он сенсорик, то интуитивный путь познания для него не выражен.
В типологии А. Аугустинавичюте существуют 4 шкалы психических функций: рациональность-иррациональность, логика-этика, интуиция-сенсорика, экстраверсия-интроверсия. В различных сочетаниях они образуют 16 типов: (2·2·2·2=16).
В восточноевропейском варианте принято структуру того или иного психологического типа записывать в виде формулы, состоящей из буквенных обозначений ведущих психических функций. Например, этико-сенсорный интроверт (ЭСИ) имеет сильную Этику и Сенсорику. Он Интроверт. Является типом рациональным (на первом месте этика – рациональная функция).
А. Аугустинавичюте назвала модифицированную типологию «соционикой», так как считала, что каждый из типов выполняет в обществе определённую социальную роль. Выяснение этой роли могло бы, по её мнению, способствовать достижению социальной гармонии и прогрессу общества. Достичь этого можно было бы, в частности, за счёт осознанного формирования отношений между различными типами. Несомненным вкладом А. Аугустинавичюте в развитие учения К. Юнга стало построение теории межтиповых отношений. Согласно этой теории, существуют объективные отношения между разными психологическими типами, которые вне зависимости от ситуации рано или поздно трансформируются в межличностные. Эта концепция принципиально важна, поскольку позволяет прогнозировать развитие межличностных отношений в семье и в любых коллективах.
Имеющиеся в настоящее время работы позволяют расценить модифицированную типологию Юнга как одну из самых эффективных при решении самых различных проблем изучения человека и его отношений в коллективе.
studfiles.net
Методика определения типа характера по К.Юнгу — Студопедия.Нет
Характер определяется совокупностью устойчивых личностных особенностей, проявляющихся в коммуникации и в деятельности, этим самым придает человеку специфический стиль в общении.
Инструкция
На каждый вопрос имеется 2 варианта ответа, необходимо выбрать ответ, который подходит вам больше, и поставить букву, обозначающую этот ответ.
1. Что вы предпочитаете:
а) немного близких друзей;
б) большую товарищескую компанию.
2. Какие книги вы предпочитаете читать:
а) с занимательным сюжетом;
б) с раскрытием переживаний героев.
3. Что вы скорее можете допустить в разговоре:
а) опоздание;
б) ошибки.
4. Если вы совершаете дурной поступок, то:
а) остро переживаете;
б) острых переживаний нет.
5. Как вы сходитесь с людьми:
а) быстро, легко;
б) медленно, осторожно.
6. Считаете ли вы себя обидчивым:
а) да;
б) нет.
7. Склонны ли вы хохотать, смеяться от души:
а) да;
б) нет.
8. Считаете ли вы себя:
а) молчаливым;
б) разговорчивым.
9. Откровенны ли вы или скрытны:
а) откровенен;
б) скрытен.
10. Любите ли вы заниматься анализом своих переживаний:
а) да;
б) нет.
11. Находясь в обществе, вы предпочитаете:
а) говорить;
б) слушать.
12. Часто ли вы переживаете недовольство собой:
а) да;
б) нет.
13. Любите ли вы что-нибудь организовывать:
а) да;
б) нет.
14. Хотелось бы вам вести интимный дневник:
а) да;
б) нет.
15. Быстро ли вы переходите от решения к исполнению:
а) да;
б) нет.
16. Легко ли вы меняется ваше настроение:
а) да;
б) нет.
17. Любите ли вы убеждать других, навязывать свои взгляды:
а) да;
б) нет.
18. Ваши движения:
а) быстры;
б) замедленны.
19. Вы сильно беспокоитесь о возможных неприятностях:
а) часто;
б) редко.
20. В затруднительных случаях:
а) спешите обратиться за помощью к другим;
б) не любите обращаться.
Обработка результатов
Показатели экстраверсии: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6б, 7а, 8б, 9а, 10б, 11а, 12б, 13а, 14б, 15а, 16а, 17а, 18а, 19б, 20а.
Количество ответов подсчитать и умножить на 5.
Баллы:
0–35 – интроверсия;
36–65 – амбоверсия;
66–100 – экстраверсия.
Экстраверты легки в общении, у них высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, любят быть в центре внимания, легко завязывают контакты, импульсивны, открыты, контактны, среди контактов могут быть и полезные; судят о людях по внешности, не заглядывают внутрь; холерики, сангвиники.
Интроверты направлены на мир собственных переживаний, малоконтактны, молчаливы, с трудом заводят новые знакомства, не любят рисковать, переживают разрыв старых связей, нет вариантов проигрыша и выигрыша, высокий уровень тревожности и ригидности; флегматики, меланхолики.
Амбоверты: личности, в которых присутствуют слабовыраженные черты обоих типов.
Так же для диагностики типа характера широко применяются тесты-опросники.
Характерологический опросник К.Леонгарда.
1. Является ли ваше настроение в общем веселым и беззаботным?
2. Восприимчивы ли вы к обидам?
3. Случалось ли вам иногда быстро заплакать?
4. Всегда ли вы считаете себя правым в том деле, которое делаете, и вы не успокоитесь, пока не убедитесь в этом?
5. Считаете ли вы себя более смелым, чем в детском возрасте?
6. Может ли ваше настроение меняться от глубокой радости до глубокой печали?
7. Находитесь ли вы в компании в центре внимания?
8. Бывают ли у вас дни, когда вы без достаточных оснований находитесь в угрюмом и раздражительном настроении и ни с кем не хотите разговаривать?
9. Серьезный ли вы человек?
10. Можете ли вы сильно воодушевиться?
11. Предприимчивы ли вы?
12. Быстро ли забываете, если кто-то вас обидит?
13. Мягкосердечный ли вы человек?
14. Пытаетесь ли вы проверить после того, как опустили письмо в ящик, не
осталось ли оно висеть в прорези?
15. Всегда ли вы стараетесь быть добросовестным в работе?
16. Испытывали ли вы в детстве страх перед грозой или собаками?
17. Считаете ли вы других людей недостаточно требовательными друг к
другу?
18. Сильно ли зависит ваше настроение от жизненных событий и
переживаний?
19. Всегда ли вы прямодушны со своими знакомыми?
20. Часто ли ваше настроение бывает подавленным?
21. Был ли у вас раньше истерический припадок или истощение нервной
системы?
22. Склонны ли вы к состояниям внутреннего беспокойства или страстного
стремления?
23. Трудно ли вам длительное время просидеть на стуле?
24. Боретесь ли вы за свои интересы, если кто-то поступает с вами
несправедливо?
25. Смогли бы вы убить человека?
26. Сильно ли вам мешает косо висящая гардина или неровно настланная скатерть, настолько, что вам хочется устранить эти недостатки?
27. Испытывали ли вы в детстве страх, когда оставались одни дома?
28. Часто ли у вас без причины меняется настроение?
29. Всегда ли вы старательно вы относитесь к своей деятельности?
30. Быстро ли вы можете разгневаться?
31. Можете ли вы быть бесшабашно веселым?
32. Можете ли вы иногда целиком проникнуться чувством радости?
33. Подходите ли вы для проведения увеселительных мероприятий?
34. Высказываете ли вы обычно людям свое откровенное мнение по тому или
иному вопросу?
35. Влияет ли на вас вид крови?
36. Охотно ли вы занимаетесь деятельностью, связанной с большой
ответственностью?
37. Склонны ли вы вступиться за человека, с которым поступили
несправедливо?
38. Трудно ли вам входить в темный подвал?
39. Выполняете ли вы кропотливую черную работу так же медленно и
тщательно, как и любимое дело?
40. Являетесь ли вы общительным человеком?
41. Охотно ли вы декламировали стихи в школе?
42. Убегали ли вы ребенком из дома?
43. Тяжело ли вы воспринимаете жизнь?
44. Бывали ли у вас конфликты и неприятности, которые так изматывали
нервы, что вы не выходили на работу?
45. Можно ли сказать, что вы при неудачах не теряете чувство юмора?
46. Сделаете ли вы первым шаг к примирению, если кто-то вас оскорбит?
47. Любите ли вы животных?
48. Уйдете ли вы из дома или с работы, если у вас там что-то не в порядке?
49. Мучают ли вас неопределенные мысли, что с вами или с вашими
родственниками случится какое-нибудь несчастье?
50. Считаете ли вы, что настроение зависит от погоды?
51. Затрудняет ли вас выступать на сцене перед большим количеством
народа?
52. Можете ли вы выйти из себя и дать волю рукам, если вас кто-то
умышленно грубо рассердит?
53. Много ли вы общаетесь?
54. Если вы будете чем-либо разочарованы, придете ли вы в отчаяние? 55.Нравится ли Вам работа организаторского характера?
56. Упорно ли вы стремитесь к своей цели, даже если на пути встречается
много препятствий?
57. Может ли вас так захватить кинофильм, что слезы выступят на глазах?
58.Трудно ли вам будет заснуть, если вы целый день размышляли над своим
будущим или какой-нибудь проблемой?
59. Приходилось ли вам в школьные годы пользоваться подсказками или
с писывать у товарищей домашнее задание?
60. Трудно ли вам пойти ночью на кладбище?
61. Следите ли вы с большим вниманием, чтобы каждая вещь в доме лежала
на своем месте?
62. Приходилось ли вам лечь спать в хорошем настроении, а проснуться — в
удрученном и несколько часов оставаться в нем?
63. Можете ли вы с легкостью приспособиться к новой ситуации?
64. Есть ли у вас предрасположенность к головной боли?
65. Часто ли вы смеетесь?
66. Можете ли вы быть приветливыми с людьми, не открывая своего
истинного отношения к ним?
67. Можно ли вас назвать оживленным и бойким человеком?
68. Сильно ли вы страдаете из-за несправедливости?
69. Можно ли вас назвать страстным любителем природы?
70. Есть ли у вас привычка проверять перед сном или перед тем, как уйти,
выключен ли газ и свет, закрыта ли дверь?
71. Пугливы ли вы?
72. Бывает ли, что вы чувствуете себя на седьмом небе, хотя объективных
причин для этого нет?
73. Охотно ли вы участвовали в юности в кружках художественной самодеятельности, в
театральном кружке?
74. Тянет ли вас иногда смотреть вдаль?
75. Смотрите ли вы на будущее пессимистически?
76. Может ли ваше настроение измениться от высочайшей радости до глубокой тоски за короткий период времени?
77. Легко ли поднимается ваше настроение в дружеской компании?
78.Переносите ли вы злость длительное время?
79. Сильно ли вы переживаете, если горе случилось у другого человека?
80. Была ли у вас в школе привычка переписывать лист в тетради, если вы
поставили на него кляксу?
81. Можно ли сказать, что вы больше недоверчивы и осторожны, нежели
доверчивы?
82. Часто ли вы видите страшные сны?
83. Возникала ли у вас мысль против воли броситься из окна под
приближающийся поезд?
84. Становитесь ли вы радостным в веселом окружении?
85. Легко ли вы можете отвлечься от обременительных вопросов и не думать
о них?
86. Трудно ли вам сдержать себя, если вы разозлились?
87. Предпочитаете ли вы молчать (да), или вы словоохотливы (нет)?
88. Могли бы вы, если пришлось бы участвовать в театральном представлении, с полным проникновением и перевоплощением войти в роль и забыть о себе?
КЛЮЧ:
1. Демонстративный тип:
+: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.
-:51.
Сумму ответов умножить на 2.
2. Застревающий тип:
+:2, 15,24,34,37,56,68,78,81.
-: 12,46,59.
Сумму ответов умножить на 2,
3. Педантичный тип:
+: 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.
-:36.
Сумму ответов умножить на 2.
4.Возбудимый тип:
+:8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.
Сумму ответов умножить на 3.
5. Гипертимный тип:
+: 1, 11,23,33,45,55,67,77.
Сумму ответов умножить на 3.
6. Дистимический тип:
+:9, 21,43, 75, 87.
Сумму ответов умножить на 3.
6. Тревожный тип:
+: 16,27,38,49,60,71,82.
-:5.
Сумму ответов умножить на 3.
6. Экзальтированный тип:
+: 10, 32, 54, 76.
Сумму ответов умножить на 6
9. Циклотимичный тип:
+6, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84
Сумму ответов умножить на 3.
10. Эмотивный тип:
+ 3, 13, 35, 57, 69, 79
— 25
Количество совпадающих с ключом ответов умножается на соответствующий данному типу акцентуации коэффициент (k). Если полученный результат превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации.
1. Гипертимный тип. Для него характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логики мышления (частые отклонения в ходе разговора от первоначальной темы общения), нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношения к своим обязанностям. Наиболее часто встречающиеся отрицательные черты характера данного типа людей следующие: легкомыслие, склонность к аморальным поступкам, повышенная раздражительность, прожектерство. Вместе с тем, людям этого типа свойственны следующие положительные черты характера: энергичность, инициативность, оптимизм.
2. Дистимный тип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохим настроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома, вести замкнутый образ жизни, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Наряду с этим высоко ценит дружбу, серьезен, справедлив и добросовестен.
3. Циклотимный тип. Отличается частой, периодической сменой настроения, манеры общения с людьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периоды плохого настроения бывают замкнутыми и злыми.
4. Возбудимый тип. Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем в конфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной. Часто бывает раздражительным, угрюмым, необщительным. В нормальном состоянии обладает рядом положительных черт характера: добросовестность, аккуратность, любит животных и маленьких детей.
5. Застревающий тип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. В конфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив, подозрителен и мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомерные требования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью, стремлением к хорошим результатам в работе.
6. Педантичный тип. Ведет себя как бюрократ, предъявляя людям много чисто формальных требований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Его привлекательные черты характера: добросовестность, аккуратность, надежность и ответственность в делах.
7. Тревожный тип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохого настроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах в основном в пассивной роли. Нередко имеет следующие положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность, добросовестность, исполнительность. Такие люди вследствие своей незащищенности нередко являются мишенями для шуток, «козлами отпущения».
8. Эмотивный тип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный круг общения. Однако людей, с которыми близко общается, такой человек понимает с полуслова. Редко вступает в конфликты с окружающими, обиды носит в себе. Положительные черты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.
9. Демонстративный тип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует конфликты, но при этом сам активно защищается, если на него нападают. Характеризуется легкостью в установлении контактов, стремлением к лидерству, жаждой власти и похвалы. Нередко эгоистичен, лицемерен, хвастлив, отлынивает от работы. Обладает также следующими положительными чертами характера: обходительность, способность увлекать других людей, артистичность, неординарность поступков и мышления.
10. Экзальтированный тип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью и влюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в споры с людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям и панике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляет сострадание к людям, обладает искренними чувствами.
3. Определение характера человека по подписи.
1. Размер подписи:
а) размашистая — глобальное системное мышление;
б) компактная — конкретное мышление.
2. Длина подписи:
а) длинная — способность глубоко вникать в суть проблем; усидчивость, излишняя придирчивость и занудство;
б) короткая — способность быстро схватывать суть событий. Неспособность к монотонной работе.
3. Тип подписи:
а) округлая — мягкость, доброта, уравновешенность;
б) угловатая — нетерпимость, раздражительность, резкость, независимость, честолюбие, упрямство.
4. Расстояние между буквами:
а) значительное — щедрость, транжирство;
б) «плотная» подпись — экономность, скупость (особенно, если буквы мелкие).
5. Присутствие в подписи различных элементов:
а) круг — зацикленность на проблемах и идеях;
б) петельки — осторожность, упрямство;
в) рисунки — творческое мышление;
г) комбинирование элементов — стремление оптимизировать свою деятельность.
6. Наклон подписи:
а) влево — своенравность, ярко выраженный индивидуализм;
б) вправо — сбалансированность характера, способность к пониманию;
в) прямой наклон — сдержанность, прямолинейность, ум;
г) разнотипный наклон — скрытность, неискренность;
д) «лежащие» буквы — наличие серьезных психологических проблем.
7. Направление заключительного штриха:
а) вверх – оптимизм;
б) вниз — склонность к пессимизму;
в) прямо — сбалансированный характер;
8. Длина «хвоста» подписи:
Чем длиннее «хвост», тем более человек нетерпим к чужому мнению. Это также признак осмотрительности и осторожности. Чем «хвост» короче, тем человек беспечнее.
9. Подчеркивание подписи:
а) снизу — самолюбие, обидчивость, зависимость от мнения окружающих;
б) сверху — гордость, тщеславие;
в) перечеркнутая подпись — самокритичность, недовольство собой, сомнение.
10. Признаки симметрии:
а) симметричная — надежность;
б) асимметричная — неустойчивый характер, перепады настроения.
в) скачкообразная — эмоциональность, неуравновешенность
11. Сложность и простота:
а) простая — человек живет по принципу «нет проблем»;
б) «нагруженная» — часто склонен «делать из мухи слона»;
в) оригинальная — большой творческий потенциал.
12. Разборчивость:
Чем более понятна подпись, тем более открыт человек.
13. Нажим:
а) чрезмерный – агрессивность;
б) слабый – скрытность;
в) сильный – уверенность.
Используемая литература:
1.Общая психология: Курс лекций для первой ступени 0-28 педагогического образования/ Сост. Е.И. Рогов.-М.: Владос,1995
2. https://psymod.ru/tipy-lyudey/103-character-cheloveka-svoystva-vidy.html
3.http://kak-bog.ru/svoystva-haraktera
4. https://psychologyc.ru/opredeleniye-tipa-haraktera-po-yungu/
5. https://psychologyc.ru/oprosnik-leongarda/
6. https://fishki.net/1974003-grafologi-kriminalisty-i-psihologi-mogut-opredelit-psihotip-cheloveka-po-pocherku.html
studopedia.net