Типы мировоззрения и их характеристика: Мировоззрение — что это такое? Определение, особенности, принципы

Философия как мировоззрение. Понятие, структура, исторические типы мировоззрения.

Мировоззрение — это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов — знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т.д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2. Ценностно-нормативный компонент. Ценность — это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются абсолютные ценности, зафиксированные в общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент. Для того чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент. Мировоззрение — это в том числе и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует определенный тип поведения. На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных. Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно не зависимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых действий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны. Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Они становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолевать житейские трудности.

Философия зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки, с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия- это теоретически сформулированное мировоззрение. Философия — это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Философия — это теоретический уровень мировоззрения. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер.

Конспект по философии

1. Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения; 2. 2. Исторические типы мировоззрения мифология, религия и философия. — Экзаменационные вопросы #1101632 — Философия

Ответы на вопросы для подготовки к экзамену 3
1. Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения.
2. Исторические типы мировоззрения мифология, религия и философия.
3. Объект и предмет философии.
4. Основной вопрос философии: онтологический и гносеологический аспекты.
5. Основные функции философии.
6. Милетская школа. Философия Гераклита.
7. Элейская школа. Значение апорий Зенона.
8. Философия Демокрита
9. Философское учение софистов. Философия Сократа
10. Философия Платона
11. Философия Аристотеля
12. Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки
13. Средневековая западноевропейская философия (патристика, схоластика)
14. Основные черты мировоззрения эпохи Возрождения
15. Философское учение Николая Кузанского
16. Философское значение космологического учения Джордано Бруно

17. Философия Ф. Бекона
18. Философия Р. Декарта
19. Французская просветительская философия XVIII века, основные черты
20. Философская система Д. Локка
21. Философия Джорджа Беркли
22. Особенности философии Д. Юма
23. Философия И. Канта
24. Философия И.Г. Фихте и Шеллинга
25. Философия Гегеля. Система и метод Гегеля
26. Философия Л. Фейербаха
27. Особенности немецкой классической философии (общая характеристика)
28. Основное содержание философии марксизма
29. Формирование и развитие русской философии (XII-XVII) вв
30. Русская философия XVIII- первой половины XIX в. Философия «всеединства» В.С. Соловьева
31. Особенности современной западной философии (общая характеристика)
32. Позитивизм
33. Экзистенциализм
34. Феноменология
35. «Бытие» как философская категория
36. Философский анализ категории « материи»
37. Основные атрибуты материи: движение, пространство, время
38. Суть диалектики. Диалектика и метафизика
39. Законы диалектики
40. Общая характеристика детерминизма
41. Специфика философского познания
42. Объект и субъект познания и их диалектика
43. Объективная истина и ее форма
44. Истина, заблуждение, дезинформация, ложь
45. Особенности и роль чувственного познания и его основные формы
46. Значение и формы рационального познания
47. Единство чувственного и рационального познания. Сенсуализм и рационализм
48. Происхождение сознания, его структура и социальная сущность
49. Самосознание
50. Сознательное и бессознательное
51. Научное познание и его специфика
52. Объект и предмет социальной философии. Основные функции социальной философии
53. Понятие общественно-экономической формации и его методологическое значение
54. Цивилизационный анализ истории
55. Природа и общество. Проблема экологии
56. Природа и сущность человека
57. Проблемы человека в истории философии
58. Понятие культуры: ее структура и функции
59. Понятие цивилизации
60. Проблема смысла человеческой жизни
61. Сущность современных глобальных проблем
62. Религия и свобода совести
Список использованной литературы 61

1. Абульханова К.А. Социальное мышление личности. Современная психология: состояние и перспективы исследований. Ч. 3. Социальные представления и мышление личности. М., 2002. с. 88-103.
2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. — М., Проспект, 2001.
3. Введение в философию /Под ред. И.Т. Фролова — М., 2001 — Ч. 2. Гл. VII.
4. Гегель, Г.В.Ф. Условия философствования [Текст] / Г.В.Ф. Гегель // Хрестоматия по философии: учеб. пособие. — М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров. 2001.

5. Губин, В.Д. Основы философии: учеб. пособие / В.Д. Губин. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003.
6. Кедров Б. М. Беседы о диалектике / Б. М. Кедров. – М., 2005.
7. Кохановский В.П. Философия. — М., 2003.
8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 2005.
9. Лосев А. Ф. Страсть к диалектике / А. Ф. Лосев. – М., 2000.
10. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для вузов. — М.: Гардарика, 2008.
11. Философский энциклопедический словарь. – М., 1993.
12. Франк С.Л. Смысл жизни. // Духовные основы общества. — М.: Республика, 2002.

Тема:Раскрыть вопросы:
1. Мировоззрение, его структура и содержание. Уровни мировоззрения;
2. 2. Исторические типы мировоззрения мифология, религия и философия.
Артикул:1101632
Дата написания:14.11.2012
Тип работы:Экзаменационные вопросы
Предмет:Философия
Оригинальность:Антиплагиат.
ВУЗ — 60%
Количество страниц:62

Мировоззрение: Понимание концепции

Мировоззрение — это термин, заимствованный у прусского философа 18-го века Иммануила Канта и выражающий идею о том, как люди находят смысл в том, что происходит вокруг них. Описывая наше мировосприятие, он писал:

«Если человеческий разум способен тем не менее даже без противоречия мыслить данное бесконечное, то он должен иметь в себе сверхчувственную силу, чья идея ноумена не может быть созерцаемым, но все же может рассматриваться как субстрат, лежащий в основе того, что является простым явлением, а именно, нашей интуиции мира» [Weltanschauung]. (1790 [1987]:225)

Начиная с Канта, многие нашли этот термин полезным для описания точки зрения, которая дает людям смысл и понимание явлений, происходящих в их конкретных культурах или обществах. Например, Дэвид Ногл утверждал, что мировоззрение строится на том, как люди рассуждают, интерпретируют и знают. Таким образом, он объясняет реальность, с которой сталкивается человек. Он заявил, что мировоззрение «лучше всего понимать как семиотический феномен, особенно как систему нарративных знаков, которая устанавливает мощную структуру, в рамках которой люди думают (рассуждают), интерпретируют (герменевтика) и познают (эпистемология)» (Naugle, 2002: хикс). Такие нарративные знаки характерны для трех основных черт мировоззрения. Таким образом, мировоззрение создается степенью, в которой культура, система убеждений (будь то религиозная или нерелигиозная) и этническая/расовая принадлежность взаимодействуют друг с другом, чтобы объяснить восприятие реальности (см. рис. 1).

Культура, этническая принадлежность и религия — важные черты, влияющие на то, как люди осмысливают события в своем мире. Каждая особенность затрагивает вопросы конечного значения, а также личной и социальной идентичности. Они глубоко укоренены в личности и обеспечивают основу предположений, которые коллективно поддерживаются и управляют социальными отношениями, тем самым обеспечивая сплоченность и мир между группами людей. Другими словами, где мировоззрение разделяется, там и люди, которые живут в мире друг с другом. Таким образом, я предполагаю, что культура, этническая принадлежность и религия сливаются воедино, образуя основу, на основе которой люди понимают явления, происходящие вокруг них. Каждый в той или иной степени способствует тому, как мы воспринимаем реальность. Когда существуют конкурирующие мировоззрения, соперничающие за известность, взаимопонимание необходимо для поддержания мира.

Культура и этническая принадлежность

Согласно Клиффорду Гирцу и многим другим, культура — это «исторически переданный образец значений, воплощенных в символах, система унаследованных концепций, выраженных в символических формах, с помощью которых люди сообщают, увековечивают и развивают свои знания и отношение к жизни» (Гирц, 1973:89). Эти культурные паттерны или системы символов представляют собой паутину социальных и психологических процессов, придающих жизни смысл. Гирц утверждал, что эти культурные модели определяют, кем станут люди. Он отмечал: «Человек становится индивидуальным, и мы становимся индивидуальными под руководством культурных паттернов, исторически созданных систем значений, с помощью которых мы придаем форму, порядок, смысл и направление нашей жизни» (Гирц, 19).73:52).

Фредрик Барт утверждал, что культура является результатом организации этнической группы, а не ее первичной характеристикой. Поэтому неадекватно думать о классификации людей как членов этнических групп в соответствии с определенными характеристиками культуры. Он предположил, что между этнической принадлежностью и культурой нет однозначной корреляции (Barth, 1969: 12-14). Однако Барт заявил, что некоторые культурные особенности сохраняют этнические границы. Этническая группа имеет «непрерывное организационное существование с границами», что отличает группу как разнообразную.

Жорж де Восс определил этническую группу как «самоощущаемое включение тех, кто разделяет набор традиций, не разделяемый другими людьми, с которыми они контактируют» (De Voss, 1995:18). Как правило, эти традиции характеризуют общие религиозные убеждения, язык, общее происхождение и определенная степень исторической преемственности. Согласно Де Воссу, этническая идентичность — это субъективный социальный процесс, основанный на реальном или преднамеренном создании прошлого для оправдания социальной принадлежности (1995:17).

В то время как достигается культура, приписывается этническая принадлежность. По мере того, как этническая группа реорганизуется и создает новые социальные реалии, культура меняется, оставляя нетронутой идентичность группы. Культурные характеристики могут быть разделены через этнические границы. Однако этническая принадлежность больше касается отношений между людьми, которые разделяют общую идентичность, как наследственную, так и культурную, а не структурированных моделей общества. Таким образом, этнические группы имеют общую историческую память, культурные особенности, которые служат ограничениями идентичности, и часто территориальные границы, которые укрепляют «нас» и «их».

Религия и верования

Помимо культуры и этничности значительную роль в формировании мировоззрения играют религия и верования. Эмиль Дюркгейм определял религию как систему верований и практик, связанных со священным, объединяющим сообщество (1994:44). Определение религии, данное Гирцем, пожалуй, более поучительно.

Религия – это (1) система символов, которые действуют для (2) создания сильных, всепроникающих и длительных настроений и мотивов у людей посредством (3) формулирования представлений об общем порядке существования и (4) одежды эти концепции с такой аурой фактичности, что (5) настроения и мотивы кажутся исключительно реалистичными. (Geertz, 1973:90) 

Несмотря на всеобъемлющий характер, понимание Гирца относительно сложно. Стив Брюс определял религию просто как состоящую из «верований, действий и институтов, которые предполагают существование сверхъестественных сущностей, обладающих способностями к действию, или безличных сил или процессов, обладающих моральной целью» (Bruce 1996:7). Все три определения — Дюркгейм, Гирц, Брюс — способствуют пониманию религии как системы верований и ритуалов, посредством которых индивиды, сконцентрированные в группах единомышленников, относятся к духовным существам.

Религия связана с культурой и этнической принадлежностью, потому что она связана с тем, как люди относятся к окружающему миру и, в частности, к невидимому духовному миру. Это помогает людям найти смысл и решения для своих слабостей и неудач, поскольку обеспечивает основу, в которой человек может интерпретировать мир. При этом это дает практикующим уверенность в понимании вопросов о том, почему вещи такие, какие они есть. Религия — это аспект мировоззрения, который имеет дело с духовной сферой и ее проявлениями в человеческом мире.

В обществах, где отсутствует религия, идеологические верования заменяют сверхъестественное другими догмами, которые столь же сильны в формировании и влиянии на мировоззрение. Хотя некоторые могут говорить о постмодернистском, марксистском, научно-материалистическом, политическом и даже христианском мировоззрении, они вполне правильно понимаются как идеологии, которые однозначно выражены у разных людей в разных культурах. Таким образом, идеологии, независимо от того, светские они или нет, составляют компонент мировоззрения человека. Другими словами, независимо от того, во что человек верит или как он ведет себя в обществе, к которому он принадлежит, у каждого есть какая-то форма мировоззрения. То есть мы часто можем идентифицировать различные мировоззрения, несмотря на то, что может существовать общая идеология.

Таким образом, на пересечении религии (или убеждений), этнической принадлежности (или расы) и культуры мы находим мировоззрение. Говоря кратко, мировоззрение – это то, как люди (раса/этническая принадлежность) в обществе (культуре) объясняют (верования) явления, происходящие вокруг них (мировоззрение).

Дополнительная литература

Барт, Фредрик. 1969. «Введение», в этнических группах и границах , изд. Фредрик Барт (Бостон: Little, Brown and Company, 1969), 12–14.

Брюс, Стив. 1996.  Религия в современном мире: от соборов к культам . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.

де Восс, Джордж А. 1995. «Этнический плюрализм: конфликт и примирение», в Этническая идентичность: создание, конфликт и примирение , изд. Лола Романуччи-Росс и Джордж А. де Восс. Уолнат-Крик, Калифорния: AltaMira.

Дюркгейм, Эмиль. 1912.  Элементарные формы религиозной жизни , пер. Карен Э. Филдс, 1995. Нью-Йорк: Free Press.

Гирц, Клиффорд. 1973. Интерпретация культуры (Нью-Йорк: Basic Books.

Кант, Иммануил. 1790. Критика суждения , перевод Вернера С. Плюхара, 1987. Индианаполис: Hackett.

Naugle, Дэвид, 2002. Мировоззрение: история концепции Гранд-Рапидс: Эрдманс

Узнайте больше о вере и культуре

Узнайте больше

Происхождение и мировоззрение

Происхождение и мировоззрение


Обзор:

Как взгляд человека на происхождение влияет на его мировоззрение? (Мировоззрение – это система убеждений человека. )   В В свою очередь, как мировоззрение человека влияет на его представление о происхождении?
В качестве отправной точки для этого исследования необходимо предоставить обзор мировоззрений. Для простоты я буду смешивать все мировоззрения на три основные категории:
Натурализм
и Трансцендентализм и Теизм . Хотя не все системы верований однозначно попадут в эти три категории, я чувствую эти категории обеспечивают контекст для решения основных вопросов связанный с интерфейсом между происхождением и мировоззрением.

3 категории мировоззрений

Натурализм
Это мировоззрение придерживается мнения, что материальная вселенная есть сумма всей реальности. Что можно изучить через научное исследование (эксперимент и рациональные модели) — это реальность. Объяснения всех наблюдаемых явлений сводятся к взаимодействию частицы силами. Есть степень законности, но из-за квантовой механики существует неотъемлемая неопределенность и случайность во Вселенной.
Наше существование как разумных существ обусловлено совместным действием физических законов и случайных взаимодействия. Любые эфемерные характеристики, воспринимаемые разумные существа (такие как любовь, надежда, сочувствие и т. д.) являются результатом биохимических взаимодействий с адаптивным преимуществом. Концепция чего-либо Бог не имеет никакой физической реальности и, в конечном счете, не влияет на физическую вселенную.

Мировоззрения, подпадающие под эту категорию натурализма, — это атеизм, гуманизм и экзистенциализм. Материализм — еще один термин, который относится к этой категории. Когда апостол Павел был в Афинах (Деяния 17), к нему обращались эпикурейцы и стоики. Эпикурейцы придерживались натуралистического мировоззрения.

Трансцендентализм
Это мировоззрение придерживается точки зрения, что существует духовное природа ко всей реальности. Есть два мира: материальный мир и духовный мир. Материальный мир преходящ и в конце концов прекратиться.
Однако духовный мир вечен и обеспечивает жизненную силу, которая наводит порядок на физическом вселенная. Наше существование как разумных существ является частью космического план, и как только мы освободимся от этого физического тела, мы воссоединимся с универсальной жизненной силой. Бог есть эта универсальная жизненная сила что дает порядок Вселенной. Мы часть универсального жизненной силы и, следовательно, также являются частью бога.

Мировоззрения, подпадающие под эту категорию, — это пантеизм, анимизм и политеизм. В речи апостола Павла в Ареопаге в Афины он обратился к стоикам с утверждением, что «ваши собственные поэты сказали, ибо мы и его семя» (Деяния 17:28, KJV). заявление, чтобы указать, что мы не должны ожидать, что Бог будет представлен идолом. Изучив обращение Павла, становится ясно, что он учил мировоззрение существенно отличается от трансцендентализма стоики.

Теизм
Это мировоззрение придерживается точки зрения, что существует трансцендентный Бог, создатель вселенной. К трансцендентным, я имею в виду, что Бог не является частью творения и что Он находится за пределами того, что мы можем понять. Физические законы были установленные Им, но они не относятся к Нему. Человек — это сотворенное существо и имеет как материальную, так и нематериальную часть. мужской душа вечна, и он подотчетен своему создателю.

Мировоззрения, подпадающие под эту категорию, — это деизм, финитизм и традиционный теизм. Различие между различными формами теизм заключается в том, как Бог работает в своем творении. Если Бог реализует свой план исключительно через вторичную причинность (законность вселенной), Ему нет нужды действовать в чудесном способ. Какие события считаются чудесными, например Всемирный потоп и пересечение Красного моря, можно объяснить уникальным совпадение естественных физических эффектов. Если Бог работает по своему плану через первичную причинность (чудесное вмешательство) возникает необходимость для него, чтобы заменить физические законы Вселенной в разы на протяжении всей истории.

Добавить комментарий