Типы причин социальных конфликтов: Виды социальных конфликтов — причины, понятия, формы

404 Cтраница не найдена

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет

    Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Автошкола МГТУ
    • Опрос в целях выявления мнения граждан о качестве условий оказания образовательных услуг
    • Имущественный комплекс МГТУ
    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
    • Система менеджмента качества университета
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Аккредитационно-симуляционный центр
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2023
      • Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — Прием 2023
      • Для поступающих на обучение по программам среднего профессионального образования (колледж)
      • Для поступающих на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг
        • Образец договора
        • Образовательный кредит
        • Оплата материнским (семейным) капиталом
        • Банковские реквизиты для оплаты обучения
        • Приказ об установлении стоимости обучения для 1 курса набора 2022-2023 учебного года
      • Для поступающих на обучение по программам ординатуры
      • Для поступающих на обучение по программам аспирантуры
      • Часто задаваемые вопросы (бакалавриат, специалитет, магистратура)
      • Видеоматериалы для постуающих
      • Экран приема-2023
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
      • День открытых дверей online
      • Университетские субботы
      • Дни открытых дверей на факультетах
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
        • Социально-экономический профиль
        • Медико-фармацевтический профиль
        • Инженерно-технологический профиль
        • Эколого-биологический профиль
        • Агротехнологический профиль
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Веб-консультации для абитуриентов и их родителей
      • Веб-консультации для абитуриентов
      • Родительский университет
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Вакансии
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
    • Студенческое пространство
      • Студенческое пространство
      • Запись на мероприятия
    • Отдел по социально-бытовой и воспитательной работе
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление послевузовского образования
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
      • Научная библиотека
    • Экспортный контроль
    • Локальный этический комитет
    • Конференции
      • Школа молодого врача
      • Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные аспекты геологии, геофизики и геоэкологии с использованием современных информационных технологий»
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
    • Наука и университеты
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
    • Факультет международного образования
      • Новости факультета
      • Информация о факультете
      • Международная деятельность
      • Кафедры
        • Кафедра русского языка как иностранного
        • Кафедра иностранных языков
      • Центр Международного образования
      • Центр обучения русскому языку иностранных граждан
        • Приказы и распоряжения
        • Курсы русского языка
        • Расписание
      • Академическая мобильность
      • Контактная информация
    • Контактная информация факультета международного образования
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Международное сотрудничество
    • Доступная среда
    • Организация питания в образовательной организации

типы и причины конфликтов :: BusinessMan.

ru

Социология определяет конфликт социальный как наивысшую форму противоречий в обществе. В обыденном сознании конфликт — это явление, которого следует избегать. Однако ученые обнаруживают в нем немало позитивных функций. Специфика и социальная роль конфликта являются предметом глубоких исследований и размышлений ученых.

Понятие

Конфликтология определяет конфликт социальный как наивысшую точку столкновения интересов между членами и группами общества. История социальных конфликтов корнями уходит в века. Уже первые общности людей отстаивали свои интересы в противостояниях друг с другом. Определяя сущность этого явления, мыслители по-разному подходят к его определению. Так, по мнению К. Маркса, социальным конфликтом является антагонизм классов, который неизбежно завершается революцией.

Льюис Козер, американский социолог, считает, что социальный конфликт — это взаимодействие оппонентов, которое протекает в форме борьбы за ценности, власть, ресурсы с помощью различных методов нанесения различного ущерба своему сопернику.

Немецкий социолог Ральф Дерендорф говорит, что социальный конфликт — это различные по степени интенсивности и проявленности столкновения между социальными группами, и классовая борьба — лишь один из его видов. Таким образом, понимание социального конфликта всегда включает представления о противоборстве за что-либо. Степень выраженности может быть различной, но в нем всегда есть противостояние.

Причины конфликтов

Конфликт социальный — явление частое, и связан он может быть со многими причинами. Социум — это сфера перманентного столкновения интересов разных сторон, а многообразие этих интересов становится источником такого множества причин противостояний. Можно представить наиболее частые причины социальных конфликтов следующим образом:

— Интересы и убеждения. Мировоззрения, доминирующие ценности, людские предпочтения — все это может стать причиной социальных конфликтов. Столкновение взглядов, религиозных убеждений, производственных интересов способны спровоцировать противостояния разной силы. Мы видим, как сегодня межнациональная и религиозная разницы могут приводить к вооруженным отстаиваниям своих взглядов. Противоречия в нормах и ценностях способны вызывать у людей очень сильные эмоции. Психологические установки, стереотипы, укоренившееся мировоззрение — все это воспринимается человеком как часть его личности, поэтому посягательство на них вызывает агрессию и негатив. Конфликты интересов экономических, культурных, политических также могут стать причиной возникновения противостояния.

— Потребности. Способы удовлетворения потребностей групп одних людей могут вызывать сопротивление у других. Например, удовлетворение нужды в пище, крове и безопасности может угрожать потребности окружающих в том же самом. Так, миграция групп населения из разоренных войной территорий в благополучные страны рискует пошатнуть благополучие жителей этих мест. Все вышеуказанное ведет к возникновению социальных конфликтов.

— Дезорганизация общества. Социальное и экономическое неравенство, борьба идеологий, наличие безработицы, сиротства, острота политической борьбы, неравенство возможностей — все это очень часто становится источником социального напряжения, которое выливается в конфликты.

Теории социального конфликта

Суть и причины социальных конфликтов исследуются социологами, психологами, философами. В результате появляется несколько основных подходов к пониманию природы данного явления.

Социально-биологическая теория социального конфликта основывается на постулатах Ч. Дарвина об эволюции и понимает под конфликтом естественный механизм борьбы за выживание. Этой точки зрения придерживались Г. Спенсер, У. Самнер. Они считали, что конфликт неизбежен до тех пор, пока не будет достигнуто равновесие между интересами и потребностями всех людей, что, в принципе, утопично.

Психологический подход считает, что конфликтность — в природе человеческого поведения. Современное общество нарушает личные интересы индивидуума, и это приводит к конфликтности. Конфликт является инструментом отстаивания личностью прав на свои ожидания и на удовлетворение потребностей.

Марксистская теория исходит из материалистических воззрений и считает, что конфликт — это результат классового неравенства, и он обусловлен классовой борьбой. Когда будет найден баланс интересов между всеми членами общества, противостояния исчезнут. Причиной конфликта, по мнению К. Маркса, Г. Маркузе, Р. Михельса, является неравенство условий жизни и труда, а также наследственная передача привилегий и неравные стартовые возможности.

Диалектические теории, на сегодняшний день признаваемые самыми реалистичными и прогрессивными, исходят из того, что социальная система нестабильна, и эта изменчивость приводит к возникновению конфликтов. Исследователи Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг признают, что конфликт не только несет деструктивные последствия, но и является продуктивным механизмом развития общества. Они считают, что социальный конфликт вездесущ, он является результатом конкуренции, но его можно преодолевать. Вся история человечества, по мнению Р. Дарендорфа, это череда противостояний, из которых общество всегда выходит другим.

На сегодняшний день в социологии сосуществуют два основных подхода в изучении конфликта: первый исследует его структуру и виды, второй сосредоточен на поиске путей избегания противостояний и изучает сферу мира и согласия.

Виды

Многообразие причин возникновения конфликтов приводит к появлению большого количества классификаций этого явления. Традиционно исследователи выделяют такие основания для типологизации и типы социальных конфликтов:

  • По сферам протекания. Определение области развития описываемого явления позволяет выделить социально-психологический конфликт, социально-политический, социально-экономический и национально-этнический.
  • По длительности. В этом случае выделяются краткосрочные и длительные конфликты.
  • По периодичности: разовые и повторяющиеся.
  • По влиянию на развитие общества: прогрессивные и регрессивные.
  • По типу отношений. Выделяют конфликты между социальными группами — межгрупповой и внутригрупповой, между народами — межэтнический, между государствами — межгосударственный, между государственными коалициями — глобальный.
  • По интенсивности протекания. Выделяют острые, затяжные, скрытые или латентные конфликты.

Наибольший интерес для исследователей представляет изучение конфликтов, протекающих в различных сферах, так как каждая из них порождает особый тип противостояния.

Общественность и социально-политические конфликты

Политическая сфера нередко провоцирует социальные конфликты в обществе. Традиционно данные разновидности противостояний связаны с тем, что власть часто вмешивается в другие сферы жизни людей, властные структуры могут выступать в роли посредника между различными группировками с целью нивелирования конфликта.

Выделяют такие разновидности противостояний в политической сфере:

  • Между ветвями власти. Между противоборствующими группировками порой возникают конфликтные ситуации из-за борьбы за обладание властью.
  • Между институтами власти. Правительство, парламенты, сенат нередко вступают в противоречия между собой, это порой приводит к отставке высших лиц в правительстве или роспуску парламента, но чаще конфликты сглаживаются, чтобы потом возникнуть вновь.
  • Между партиями и политическими движениями. Борьба за избирателей, за возможность сформировать правительство всегда приводит к острой конкуренции между партиями.
  • Между звеньями исполнительной власти. Нередко возникает конфликт интересов между отдельными структурными подразделениями власти, что также провоцирует противостояние.

Общественность не всегда является участником таких конфликтов, чаще ей отводится лишь роль наблюдателя. Но в правовых государствах люди имеют возможность влиять на разрешение спорной ситуации.

Экономические конфликты

Сфера производства, предпринимательства и финансов — одна из самых конфликтных. Здесь конкуренция не только не скрывается, но даже культивируется, а это всегда прямой путь к противостояниям. Социально-экономические конфликты нередко протекают в области столкновения систем благосостояния и труда.

Неравномерное распределение доходов — всегда источник социального напряжения и в потенциале конфликта. Также экономические конфликты могут существовать по линии трудовых коллективов, профсоюзов и правительства. Представители трудящихся могут вступать в противостояние с правительством при несправедливом законодательстве. Так, в начале 20 века такие конфликты привели к повсеместному установлению 8-часового рабочего дня. Но чаще всего споры возникают между различными экономическими субъектами. Они могут защищать свое имущество, права на ведение бизнеса, на охват новых сегментов рынка. Столкновение имущественных и коммерческих интересов может вызывать конфликты, которые разрешаются в законном порядке или переводятся на межличностный уровень.

Функции

По своим последствиям конфликт социальный может быть деструктивным или конструктивным. Он способен принести пользу обществу или оказать на него разрушительное воздействие. К конструктивным функциям социального конфликта относят:

  • Функцию развития. Еще К. Маркс писал, что в результате конфликтов общество осуществляет эволюционное развитие.
  • Функцию разрядки. Конфликтная ситуация позволяет сторонам высказать свои претензии и сбросить напряжение, это помогает позже найти рациональные конструктивные решения проблемы.
  • Функцию установления равновесия. Конфликты способствуют достижению баланса между различными группами.
  • Аксиологическую функцию. Конфликты способствуют переоценке существующих и установлению новых норм и ценностей.
  • Интегративную функцию. В ходе конфликта группы людей могут выразить свои мнения, найти единомышленников и объединиться с ними.

К деструктивным функциям относят:

  • снижение сотрудничества между социальными общностями;
  • усиление враждебности в обществе;
  • неудовлетворенность населения жизнью;
  • эскалация враждебности, которая может приводить к открытым столкновениям.

Структура социального конфликта

Любой конфликт обязательно имеет две противоборствующие стороны, которые представляют разные интересы. Конфликты социальных групп традиционно имеют следующую структуру:

  • Участники. Это две и более социальные группы, каждая из которых имеет свои взгляды и интересы. Они могут быть прямыми и косвенными, в разной степени заинтересованными в исходе противостояния.
  • Предмет. Основной вопрос, который и вызывает спор.
  • Объект. У любого конфликта есть объект, которым может быть собственность, власть, ресурсы, духовные завоевания: нормы, идеи, ценности.
  • Среда. Обычно выделяют макро- и микросреду социального конфликта. Это весь контекст, в котором формируется и протекает противостояние, сюда относятся окружающие участников социальные группы и институты, стратегии и тактики их поведения, интересы и ожидания.

Стадии протекания

В любом противостоянии обычно выделяют три стадии, не составляет исключение и развитие социальных конфликтов. Первая ступень — предконфликтная. Напряжение и накопление противоречий нарастают постепенно, обычно сначала возникают незначительные трения и разногласия, которые постепенно нагнетаются и обостряются. На этом этапе стороны взвешивают свои ресурсы, оценивают возможные последствия открытой конфронтации. Происходит аккумуляция сил, консолидация сторонников, выработка стратегии поведения. Данная стадия может длиться очень долго и протекать в приглушенном виде.

Вторая ступень — собственно конфликт. Обычно спусковым механизмом этого этапа является какое-то действие, после чего стороны переходят к открытому наступлению. Выделяют эмоциональное и рациональное ведение конфликта.

Третья ступень — разрешение конфликта. На этом этапе происходят события, которые должны закончиться завершением противостояния. Решение возможно лишь при изменении проблемной ситуации, иначе спор переходит в затяжную форму и погасить его становится все сложнее.

Методы разрешения конфликтов

Существует несколько методов, которые приводят к завершению противостояния и решению проблемы. Среди основных выделяют компромисс. В данном случае разрешение социальных конфликтов происходит через договоренности сторон и нахождение решения, которое устраивает всех. При этом каждый идет на определенные уступки и находится некое третье положение, с которым соглашаются конфликтующие.

Консенсус — еще один метод разрешения конфликта, который заключается в ведении переговоров и нахождении решения, удовлетворяющего обе стороны. Обычно он достигается по части вопросов, в то время как другие просто снимаются с повестки дня, поскольку стороны удовлетворены достигнутым.

Реставрация — метод решения, который предполагает возвращение на позиции, имевшиеся у сторон до вступления в конфликт.

Социальные аспекты изменения климата

Изменение климата тесно связано с глобальными моделями неравенства. Беднейшие и наиболее уязвимые люди несут основную тяжесть последствий изменения климата, но в наименьшей степени способствуют кризису. По мере того как последствия изменения климата нарастают, миллионы уязвимых людей сталкиваются с непропорциональными проблемами, связанными с экстремальными явлениями, последствиями для здоровья, безопасностью продовольствия, воды и средств к существованию, миграцией и вынужденным перемещением, утратой культурной самобытности и другими связанными с этим рисками.

Некоторые социальные группы особенно уязвимы к кризисам, например, домохозяйства, возглавляемые женщинами, дети, лица с ограниченными возможностями, коренные народы и этнические меньшинства, безземельные арендаторы, рабочие-мигранты, перемещенные лица, сексуальные и гендерные меньшинства, пожилые люди и другие социально маргинализированные группы. Коренные причины их уязвимости кроются в сочетании их географического положения; их финансовый, социально-экономический, культурный и гендерный статус; и их доступ к ресурсам, услугам, полномочиям по принятию решений и правосудию.

Бедные и маргинализированные группы призывают к более масштабным действиям по борьбе с изменением климата. Изменение климата — это больше, чем экологический кризис. Это социальный кризис, который заставляет нас решать проблемы неравенства на многих уровнях: между богатыми и бедными странами; между богатыми и бедными внутри стран; между мужчинами и женщинами и между поколениями. Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭИК) подчеркнула необходимость климатических решений, соответствующих принципам процедурной и распределительной справедливости для более эффективных результатов развития.

Меры по борьбе с изменением климата часто также оказывают непропорционально сильное воздействие на наиболее уязвимых людей. В отсутствие хорошо продуманной и инклюзивной политики усилия по борьбе с изменением климата могут иметь непредвиденные последствия для средств к существованию определенных групп, в том числе в результате увеличения финансового бремени для бедных домохозяйств. Например, политика, расширяющая общественный транспорт или взимание платы за выбросы углерода, может привести к повышению стоимости проезда в общественном транспорте, что может несоразмерно повлиять на более бедные домохозяйства. Аналогичным образом, если такие подходы, как ограничение лесохозяйственной деятельности определенным временем года, не будут разработаны в сотрудничестве с бенефициарами и затрагиваемыми общинами, это может негативно сказаться на коренных общинах, средства к существованию которых зависят от лесов круглый год. В дополнение к рассмотрению распределительных последствий обезуглероживания экономики также необходимо понимать и учитывать аспекты социальной интеграции, культурной и политической экономии, включая согласование типов необходимых переходов (экономических, социальных и т. д.) и определение возможностей для решения социальное неравенство в этих процессах.

Несмотря на то, что был достигнут значительный прогресс в области науки и типов политики, необходимой для поддержки перехода к низкоуглеродному и устойчивому к изменению климата развитию, задача, стоящая перед многими странами, заключается в привлечении граждан, которые могут не понимать изменения климата, и в получении поддержки от тех, которые обеспокоены тем, что на них несправедливо повлияет климатическая политика. Крайне важно, чтобы люди принимали участие в выборе, который необходимо сделать – для этого требуется прозрачность, доступ к информации и вовлечение граждан в решение климатических рисков и зеленого роста для создания коалиций поддержки или общественных требований по снижению климатических воздействий и преодолению поведенческих и политические барьеры на пути декарбонизации, а также генерировать новые идеи и право собственности на решения.

Кроме того, сообщества привносят уникальные взгляды, навыки и обширные знания в решение задачи повышения устойчивости и решения проблемы изменения климата. Их следует привлекать в качестве партнеров по повышению устойчивости, а не рассматривать только как бенефициаров. Исследования и опыт показали, что лидеры сообществ могут устанавливать приоритеты, влиять на право собственности, а также разрабатывать и реализовывать инвестиционные программы, отвечающие потребностям их сообществ. В недавнем отчете МГЭИК признается ценность различных форм знаний, таких как научные знания, знания коренных народов и местных жителей, в повышении устойчивости к изменению климата. Инновации в архитектуре климатического финансирования могут связать сообщества и маргинализированные группы с политической, технической и финансовой помощью, в которой они нуждаются для эффективного воздействия на развитие с учетом местных условий.

Теории социальных конфликтов

Сотрудничество и консенсус необходимы для того, чтобы многие действующие лица в любом обществе объединились и выполнили задачу общества и обеспечили его непрерывность; тем не менее конфликт неизбежен, поскольку разные люди могут иметь разные интересы и убеждения. Рассмотрим следующий пример. Члены семьи должны работать вместе, чтобы обеспечить бесперебойную работу многих домашних хозяйств и удовлетворение потребностей семьи.

В то же время некоторые члены семьи могут чувствовать себя притесняемыми или эксплуатируемыми существующими порядками. Они могут полагать, что их мнение или мысли не ценятся, или что они должны идти на более экстраординарные жертвы, чем другие члены семьи, чтобы сохранить семью.

Типы теорий общественного договора

Ниже приведены основные типы теорий общественного договора −

Теории социальной структуры

В теориях социальной структуры особое внимание уделяется организации общества. Он считает, что организация общества или разделение внутри общества порождают причины и условия конфликта. Это может включать социально-экономические факторы и различия в расе, религии, этнической принадлежности, возрасте и поле. Помимо них, мировая система представляет собой структуру, в которой государства являются основными игроками. Ганс Моргентау, политический реалист, определял коренные интересы государства как основу его международной деятельности. С другой стороны, Йохан Галтунг твердо верил в национальное и государственное равенство.

Далее классифицируется как −

a. Теория структурного насилия

Конфликт присущ социальным структурам, согласно теории структурного насилия. Социальные структуры и институты являются коренными причинами структурного насилия. Йохан Галтунг выделил три типа насилия: прямое или открытое, косвенное или структурное и культурное. Прямое насилие — это реакция на структурное насилие, направленное на непосредственное причинение вреда другому человеку или группе.

При структурном насилии институты, системы и структуры либо дискриминируют людей, либо отрицают или лишают их основных человеческих потребностей, таких как выживание, благополучие, безопасность, уважение, свобода, идентичность, религия и так далее. Например, культурное насилие используется через идеологию, религию, язык, искусство и образование для оправдания и узаконивания открытого и институционального насилия. Отдельным лицам, группам и сообществам угрожает структурное насилие, которое мешает им полностью раскрыть свой потенциал и реализовать свои цели.

Может проявляться как подавление, эксплуатация и отчуждение. Система может эксплуатировать людей экономически, подавлять их политически или изолировать их культурно. Примеры структурного насилия включают рабство и колониализм. Ганди верил в развитие новых социальных структур, лишенных структурного насилия. Следовательно, его подход к разрешению конфликтов был направлен на защиту личности, преднамеренно нападая на структуру.

б. Теория человеческих потребностей

Джон Бертон выдвинул гипотезу человеческих потребностей. Согласно этому понятию, у людей есть определенные основные или универсальные человеческие потребности. Когда эти ожидания не реализуются или не оправдываются, это может привести к конфликту. Процесс разрешения конфликта должен быть направлен на удовлетворение основных человеческих потребностей людей или групп, вовлеченных в конфликт. Человеческие потребности рассматриваются как потребности или потребности, которые необходимы человеку для жизни, продолжения и воспроизводства жизни. Эти требования должны удовлетворяться внутри социальной среды, а не вне ее. Эти основные потребности человека являются материальными, культурными и социальными. Пища, кров, здравоохранение и работа являются материальными потребностями.

Религия и язык являются культурными требованиями, а уважение, достоинство, безопасность и защищенность — социальными потребностями. Основные потребности человека могут остаться прежними. Тем не менее, до сих пор не достигнуто соглашение о количестве и видах таких потребностей. Джон Бертон определил девять желаний: постоянство в ответе, стимуляция, безопасность, признание, справедливость распределения, видимость логики, смысл, контроль и ролевая защита. Однако некоторые из них были добавлены в список требований. В 1943, Абрахам Маслоу разработал пирамиду требований, которая иерархически выражала потребности. Пирамида Маслоу начинается с физиологических потребностей, переходит к потребностям в безопасности, затем к потребностям в принадлежности, затем к потребностям в уважении и, наконец, к потребностям в самоактуализации.

Ганди, как и многие другие, видел в конфликте результат институционального отрицания человеческих потребностей. Развитие новых структур требуется для удовлетворения потребностей человека. Это потребовало бы стратегии борьбы, отвечающей трем условиям: разрушение институтов, отрицающих потребности, развитие структур, удовлетворяющих потребности, и уважение потребностей конкурирующих сторон во время борьбы. Сатьяграха, подход Ганди к урегулированию конфликтов, был попыткой выполнить все три условия. Ганди считал самореализацию самой важной потребностью, но подчеркивал, что ее удовлетворение зависит от удовлетворения других желаний.

в. Теория ресурсов

Конфликт возникает, когда одна сторона желает получить ресурс, которым обладает другая сторона, или когда две или более стороны желают одного и того же ресурса. Когда ресурсов мало или они ограничены, люди борются за них. Ресурсы могут быть как материальными, так и нематериальными. Они могут принимать различные формы, такие как земля или территория, деньги, уголь, нефть, вода и т. д. Макс Вебер описывал ресурсы как принадлежащие к одной из трех категорий: богатство, власть или престиж. Богатство — это материальный ресурс, который включает в себя деньги, землю и т. д. Власть — это ресурс для тех, кто владеет им и контролирует его, и может решать, как его распределять. Престиж определяется как уважение или репутация и основывается на рейтинге от самого уважаемого до наименее уважаемого.

д. Теория относительной депривации

Теория относительной депривации основана на депривации, которая относится к разрыву между тем, что человек ожидает и получает. Люди чувствуют себя обделенными, когда получают гораздо меньше, чем они ожидали или им было обещано. Это может привести к тому, что люди станут агрессивными и вступят в конфронтацию с другими. Голод и нищета связаны с абсолютной депривацией. Тед Роберт Гурр объяснил этнические конфликты, используя концепцию относительной депривации.

Социально-экономические теории

Карл Маркс считал, что экономические организационные структуры закладывают основу для классовой борьбы. В результате экономическая система является корнем конфликта. Теория классового конфликта Маркса утверждает, что социальные институты и структуры отражают материальную реальность общества. На протяжении всей истории экономическая структура определяла все остальные области жизни, включая политику. Капиталисты контролируют и имеют власть над социальными структурами и средствами производства или экономической структурой. Подобная система всегда будет эксплуатировать рабочий класс, что приведет к классовой войне.

Неомарксисты, такие как Антонио Грамши, уделяют мало внимания экономическим структурам. Грамши разработал теорию идеологической гегемонии. Он считал, что капиталисты контролируют не только средства производства, но и множество других вещей, таких как ценности, взгляды, убеждения, идеи, взгляды, культурные нормы, законы и правила. Правящий класс использует идеологию для объяснения своих целей. Когда массы бросают вызов идеологической гегемонии правящего класса, возникает конфликт.

Несколько дополнительных мыслителей утверждают, что причины конфликтов находятся в социально-экономических разделениях общества. Социальный конфликт и социальная трансформация были связаны Максом Вебером. Согласно Ральфу Дарендорфу, конфликт является основной движущей силой социальных изменений. Он подчеркнул как политические, так и экономические факторы. Критические теоретики, такие как Макс Хоркхаймер, подчеркивали культурные последствия нынешнего классового неравенства.

Теории социальных процессов

Конфликт и разрешение конфликтов рассматриваются как процессы в теориях социальных процессов. Адам Смит был одним из первых, кто написал о социальных процессах. Смит был экономистом и философом. Он уделял особое внимание ткани социальных связей. По его словам, эти сети отношений могут породить концепции, которые можно применять для разрешения конфликтов. Он считал, что если бы рынкам было позволено нормально работать, они могли бы стать прекрасным средством решения человеческих проблем. Многие теоретики двадцатого века интересовались теориями социальных процессов.

Парк и Берджесс определили конфликт как форму конкуренции. Конфликт выполнял превосходную функцию для Зиммеля и Козера, поскольку он был вплетен в социальные институты и способствовал установлению порядка путем переговоров. Он предложил, чтобы человеческие институты развивались посредством переговорного процесса. Следовательно, переговоры были жизненно важной деятельностью в формировании и продолжающемся восстановлении общества. Конфликт и его разрешение являются продуктами поля сил в теории поля. Теоретики поля, такие как Курт Левин и Мортон Дойч, отражают это в своих работах. Левин считал, что поведение является результатом столкновения полей сил. Это повлияло на поведение людей, которые были вовлечены. Дойч исследовал концепции конкуренции и сотрудничества, чтобы определить условия, при которых сотрудничество может развиваться из конкуренции. По его словам, общение имело решающее значение для сотрудничества.

Конфликт рассматривается как система отношений в теории систем. Он пытается выяснить, как взаимодействуют различные компоненты социальной системы, а именно социальные институты. Элементы социальных систем могут функционировать, но могут и давать сбои. Они не находятся в полной гармонии, когда они неисправны. Здесь в игру вступает концепция конфликта и разрешения. Теории социального взаимодействия пытались применить рыночные идеи к нерыночным обменам, таким как неформальные контакты и групповые модели. Джордж К.Хоманс исследовал взаимодействия с точки зрения выгод и издержек. Люди стремятся поддерживать хорошее поведение. Перспективы конфликта Кеннета Э. Боулдинга были в первую очередь основаны на экономических моделях. В отличие от экономики, которая в первую очередь имеет дело с позитивным обменом, он понимал, что конфликт может включать враждебный обмен — скорее плохой, чем хороший.

Заключение

Конфликт — неизбежный аспект человеческого существования. Это может происходить на уровне межличностного конфликта, а также внутри или между группами, цивилизациями и нациями. Это может варьироваться от двух человек, которые не разговаривают друг с другом или ведут интенсивные дебаты, до насилия и агрессивности между группами и даже организованной войны. Идеи социальных наук классифицируются на основе их понимания конфликта и согласия.

Добавить комментарий