2. Основные типы социальных конфликтов
Любой социальный конфликт — это противоречие. И все те универсальные признаки, что характерны для противоречия, как такового, могут быть обнаружены и в социальном конфликте.
При всем своем разнообразии социальные конфликты могут быть сгруппированы в несколько основных, предельно крупных разрядов. Осуществить подобную типологизацию также помогает широкий, обобщенный взгляд на них как на противоречия.
Первый тип социальных противоречий включает все те формы взаимодействия, где стороны стремятся к тотальному отрицанию, к полной негации друг друга. Это антагонистическое взаимодействие. Социальные отношения, разворачивающиеся в их русле, оказывают преимущественно деструктивное воздействие на общественную систему, подрывают ее жизнеспособность, разрушают ее изнутри, обрекают на гибельный самораспад. Внешне они выглядят как ожесточенная непримиримая борьба социальных субъектов, индивидов и групп за свои интересы.
Другая разновидность социальных противоречий — это отношения, где стороны не нацелены на взаимоотрицание, а предпочитают равновесно- динамичные отношения, оформленные различными гласными и негласными, устными и письменными, традиционными и нововведенными договоренностями. Устанавливающиеся на их основе компромиссы позволяют обеим сторонам с выгодой для себя пользоваться преимуществами мирного сосуществования.
Противоречия такого рода именуются антагональными. Они выступают в качестве конструктивного, системообразующего фактора, формирующего, хотя по своей природе и противоречивые, но, по сути, целесообразные, функциональные, продуктивные связи между субъектами. Благодаря им, стабилизируется существование социальной системы, повышается мера упорядоченности ее структур и оптимизируется ее функциональность.
Третий тип социальных отношений-противоречий, агональные (от греч. aqon – состязание), характерен тем, что в нем стороны, оставаясь противоположностями, встают на путь обоюдных позитивных трансформаций, ведущих к глубокому, взаимопроникающему единению, а с ним и к все более возрастающей мере гармоничности того целого, к которому они принадлежат.
Подобно противоречиям, от которых они являются производными, социальные конфликты подразделяются на антагонистические, антагональные и агональные. В каждой общности, на протяжении любого из отрезков времени можно обнаружить в качестве действительности и возможности все три типа конфликтов. Социальные группы и периоды их существования различаются между собой лишь пропорциональным соотношением конфликтов разного типа.
Социальная реальность такова, что жизнедеятельность многих поколений людей в прошлом и их существование в настоящем протекали и продолжают протекать в условиях, где преобладают конфликты антагонистического типа в виде межгocyдapcтвенных, мeжнaциoнaльныx, peлигиозныx, гpaждaнских войн и открытых посягательств частных лиц друг на друга, сопровождающихся нарушением норм уголовного права и квалифицируемых законом как преступления.
Конфликты антагонистического типа предполагают в качестве исходной мотивационной предпосылки установку взаимодействующих субъектов на их неравенство-расовое, классовое, экономическое и т. д.
Выдающийся русский социолог П.А.Сорокин предложил в своей книге «Система социологии» типологизировать социальные конфликты антагонистического типа по четырем видам оснований.
1. Антагонизмы сознательные и бессознательные. К первым относятся отношения между осужденными преступниками и охраняющими их надзирателями, а также взаимодействия между насильниками и жертвами. Ко вторым — конфликты стремлений, которые объективно даны, но субъективно не осознаются сторонами, подобно тому, как это имеет место у животных между кошкой и мышью, волком и овцой.
2. Антагонизмы, вытекающие из сходства индивидов в каком-либо отношении (между двумя конкурентами на одно место, между двумя мужчинами, претендующими на одну женщину и т.п.).
3. Антагонизмы, следующие из различий индивидов в том или ином отношении: расовые, политические, классовые и др.
4. Антагонизмы, различающееся количеством участвующих в них лиц (между двумя лицами; между одним и многими, если это деспот и масса, хозяин и рабочие, политический оратор и враждебная толпа; между группами, если это племена, классы, государства).
Конфликты антагонального типа, в отличие от антагонистических, характеризуются отсутствием взаимной агрессивности и ожесточенности, готовностью сторон к конвенциям и компромиссам. В них еще продолжает сохраняться антитеза «мы — они», но она утрачивает резко выраженную оппозиционность и «черно-белую» контрастность антагонизма. Стороны выступают не как антагонисты-враги, но как готовые к диалогам конкуренты-соперники, уважающие права и свободы друг друга.
Антагональный принцип лежит в основании идеологии примирения, компромиссов, общественных договоров. Примирение — это еще не единство, но уже не антагонизм. Его следует считать реальным позитивным шагом на пути избежания опасности острых конфликтов, отчуждения и враждебности между социальными субъектами.
Антагональное равновесие своих и чужих прав и обязанностей сообщает общественному целому внутреннюю сбалансированность, делает его удобообитаемой социальной средой, где люди пользуются имеющимися правами и свободами с выгодами для себя и общества.
В социальных отношениях агонального типа, в отличие от антагональныx, взаимодействие имеет своей главной целью не односторонние прагматические интересы субъектов, а такие результаты, которые вели бы к последующему, все более глубокому единению сторон, а с ним и к возрастающей мере гармоничности того социального целого, к которому непосредственно принадлежат обе противоположности. Этим социальном целым может быть семья, группа, нация, государство и в конце концов человечество как единый субъект.
Принцип агона исключает насилие как способ разрешения конфликтных ситуаций. В условиях агонального взаимодействия противостоящие друг другу субъекты рассматривают возможное единство как абсолютную, безусловную ценность.
По субъектному критерию выделяются следующие типы социальных конфликтов:
а) конфликты между индивидами, или межличностные;
б) конфликты между социальными группами, или групповые;
в) конфликты между классами — классовые;
г) конфликты между социальными системами.
Сферно-предметный критерий предполагает следующую типологию конфликтов:
— политические; — экономические;
— идеологические; — национальные;
— трудовые; — семейные и т.д.
В современных условиях каждая сфера общественной жизни порождает свои специфические виды социальных конфликтов. Как о наиболее опасных можно говорить о политически национально-этнических, экономических, культурных и др. видах конфликтов.
Политический конфликт — это конфликт по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета. Этот конфликт может носить скрытый или открытый характер.
Национально-этнические конфликты возникают на основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп. Данные конфликты чаще всего связаны со статутными или территориальными претензиями.
В России доминирующей компонентой таких конфликтов является идея суверенитета территории, народа или этнической группы. Первоначально этот конфликт носил характер борьбы за перераспределение власти между центральными органами государственной (законодательной и исполнительной) власти, центром и регионами. Значительную роль в этом конфликте играет проблема культурного самоопределения. В современной России национально-этнические конфликты возникают по поводу средств жизнеобеспечения, уровня заработанной платы, использования профессионального и интеллектуального потенциала, уровня цен на различные блага, по поводу реального доступа к этим благам и иным ресурсам.
Социально-экономические конфликты в современной России имеют объективную основу. Они стимулируются переходом страны на рыночные рельсы и связанной с этим борьбой за перераспределение собственности между различными социальными группами населения, структурной пepeстройкой экономики и скрытой или открытой безработицей.
Сущность социологии конфликта 📙 — Социология
- Что такое социология конфликта?
- Социальные конфликты, их сущность, предпосылки и функции
- Типы социальных конфликтов
Понятие социальный конфликт походит от латинского слова conflictus, что в дословном переводе означает «столкновение». Проблематика исследования социального конфликта уходит своими корнями в древние времена. Еще китайские философы VII-VI столетий связывали природу конфликта в обществе с борьбой противоположностей.
Под «социологией конфликта» подразумевается специальная, социологическая теория, в поле изучения которой лежат социальные конфликты.
Социологию конфликта невозможно представить без определения термина «конфликт», а также без понимания природы данного общественного явления.
Понятие «конфликт» в социологии означает столкновение противоположных целей, взглядов, позиций, социально взаимодействующих, субъектов.
Данное явление получило широкую распространенность. Внимание к социальному конфликту у общества всегда было обостренное.
Социальный конфликт является наивысшей стадией развития противоречий в отношениях, которые складываются между людьми, социальными группами, в обществе в целом. Социальный конфликт характеризуется столкновением диаметрально противоположных, разновекторных интересов, целей и позиций, которые занимают субъекты взаимодействия. Конфликты бывают явными и скрытыми. В основе любого конфликта лежит отсутствие согласия между двумя и более сторонами.
Наука, посвященная конфликтам, называется конфликтологией.
Причина возникновения социальных конфликтов кроется в противоборстве групп, индивидов, преследующих разные, социально значимые цели. Конфликты возникают из-за социального неравенства, религиозных различий, эгоистичности людей, несовершенства человеческой психики, из-за того, что в обществе не совпадают ценности индивидов.
Причиной социальных конфликтов также является неравенство в доходах. Определенные причины, поводы, условия провоцируют социальный конфликт. Между каким-то фактором, вызвавшим конфликт, и его результатом существует причинно-следственная связь.
Причина по времени предшествует следствию. Условия, представляющие собой те или иные явления, в состав следствия не входят. Они участвуют в нем опосредованно.
Под поводом подразумевается событие, фактор, предшествующее по времени следствию. Он включает причинно-следственную связь.
Нередко участники социального конфликта намереваются всячески укрыть его истинные причины, пытаясь за них выдать повод и условия возникшего конфликта. Для прогнозирования, предупреждения, предотвращения, разрешения социального конфликта, следует четко провести разграничение причин, условий, поводов.
Между причинами и социальным конфликтом связь может быть — необходимой и случайной. Социальные конфликты бывают реальными и формальными. Социальные конфликты могут выполнять, как положительные, так и негативные функции. Суть позитивных заключается в разрядке психологической напряженности, в отношениях сторон, являющихся противоборствующими.
Социальный конфликт способствует формированию необходимого социального равновесия, развитию общества. Происходит это благодаря тому, что вскрываются противоположные интересы, осуществляются необходимые преобразования.
Негативная функция конфликтов заключается в дестабилизации устоявшихся социальных систем, в разрушении группового единства, сложившихся ранее, социальных общностей. Социальные конфликты, набирающие большого размаха, могут, без своевременного урегулирования, проявления воли участников, привести к катастрофе, потерям, негативно отразиться на окружающей среде.
Субъективные причины социальных конфликтов кроются в определенном мировоззрении, в характере и ментальности людей, в их уровне интеллекта. Они проявляются в выражении конкретных чувств, эмоций, в интересах, идеях и убеждениях, психических побуждениях, влияющих на субъект и провоцирующих конфликт.
На человека оказывают большое влияние различные эмоции, например, зависть, страх, агрессивность, жажда мести. Под их воздействием субъект может действовать нерационально, непродуманно, нерасчетливо. Человека, как правило, толкает к социальному действию чувственный порыв, вызванный ненавистью, страхом или обидой, завистью или местью, гордостью и т.д. Именно он, зачастую, становится причиной социальной напряженности, приводит к социальному конфликту.
Убеждения — это идейно-психологическое состояние индивида, основывающееся на определенном знании, которое субъект считает истинным, доказуемым, вызывающим положительные эмоции.
Социальный конфликт возникает тогда, когда сталкиваются разные убеждения людей, их противоположные взгляды и знания, касающиеся определенной проблемы, например, политической, экономической, производственной, религиозной, территориальной. Субъективные причины социальных конфликтов могут возникнуть из-за возникновения противоречий между интересами членов общества и их нормами поведения в социуме.
Социальный конфликт может быть вызван противоположными интересами разных субъектов, экономическими трудностями, национальным самоопределением, стремлением к лидерству и т.п.
Часто глубинной основой социального конфликта являются потребности социальных субъектов, например, в обеспечении безопасности, в высоком благосостоянии, в самоутверждении и отстаивании национальной принадлежности.
Потребности людей подразделяются на материальные, социальные, духовные. Причинами социальных конфликтов являются также уровень интеллекта человека, его социальный идеал. Именно недостаток интеллекта зачастую становится субъективной причиной социальных конфликтов.
К объективным причинам социального конфликта относятся такие, которые пребывают вне сознания и воли людей, социальных групп, организаций и институтов. К объективным причинам социальных конфликтов можно отнести дезинтеграцию, дезорганизацию общества, государственных и общественных институтов.
При дезорганизации невозможно удержать экономические, производственные, экологические, политические, идеологические процессы в пределах, привычных для социума. В качестве объективных причин социальных конфликтов выступают неравные возможности социальных субъектов в ряде сфер, таких как, экономическая и бытовая, национальная и политическая, религиозная и образовательная. Данное неравенство может касаться статусов, ресурсов, ценностей субъектов.
Важной объективной причиной социальных конфликтов является столкновение различных интересов, противоположность взглядов разных социальных субъектов. Можно с уверенностью утверждать, что объективные факторы являются побудителями субъективных причин, порождающих, в свою очередь, социальный конфликт.
Социальные конфликты, по количеству взаимодействующих участников, подразделяются на следующие типы:
- внутриличностные;
- межличностные;
- межгрупповые.
Данная классификация была предложена Ральфом Дарендорфом.
По направленности конфликтного взаимодействия различают горизонтальные и вертикальные конфликты. По источнику возникновения, конфликты подразделяются на объективно- и субъективно обусловленные, а по функциям — на созидательные и разрушительные, то есть интегративные и дезинтегративные. По продолжительности протекания, социальные конфликты подразделяются на кратковременные, затяжные, а по внутреннему содержанию — на рациональные и эмоциональные. Также социальные конфликты бывают мирными и вооруженными, экономическими и политическими, производственными и семейно-бытовыми, правовыми и экологическими, духовно-нравственными и идеологическими.
По форме различают внутренние и внешние социальные конфликты, по характеру своего развития — спонтанные и преднамеренные, по используемым средствам — насильственного и ненасильственного характера.
По объему выделяют глобальные и локальные, региональные, групповые и личные социальные конфликты, по влиянию на ход развития общества — прогрессивные и регрессивные, а по сферам общественной жизни — экономическо-производственные и политические, этнические и семейно-бытовые.
Внутренние конфликты в организации возникают между управляющим и подчиненными. Различают также конфликты адаптационные, конфликты на управленческом уровне и т.д.
Краткое изложение «Функции социального конфликта»
Краткое изложение
Краткое изложение, подготовленное сотрудниками Консорциума по исследованию конфликтов
Цитирование: Льюис Козер, Функции социального конфликта . New York: The Free Press, 1956.
Современные социологи сосредоточили внимание на одних аспектах социального поведения, игнорируя при этом другие, теоретически важные аспекты. Один из таких игнорируемых аспектов социологической теории, по мнению Козера, касается функций социального конфликта.
Чтобы разработать теорию социального конфликта, Козер исследует идеи, изложенные Георгом Зиммелем в его классической работе «Конфликт». Это эссе анализирует конфликт с точки зрения интерактивных процессов и изображает конфликт как «форму социализации». [Козер, с. 31] Ни одна группа не может быть полностью гармоничной, иначе в ней не будет процесса и структуры. Формирование группы является результатом как ассоциации, так и диссоциации, так что и конфликт, и сотрудничество выполняют социальную функцию. Определенная степень конфликта является существенным элементом в формировании группы.
Во второй главе Коузер обсуждает, как конфликт служит функции установления и поддержания групповой идентичности. Согласно Зиммелю, конфликт устанавливает границы между группами, усиливая групповое сознание и осознание своей обособленности от других групп. Взаимные антагонизмы между группами сохраняют социальные разделения и системы стратификации. Эти взаимные «отталкивания» одновременно устанавливают идентичность различных групп внутри системы, а также помогают поддерживать общую социальную систему. Например, конфликт между индийскими кастами одновременно устанавливает самобытность различных групп и обеспечивает стабильность общей социальной структуры. Различие между собственной группой и «чужими» устанавливается в конфликте и посредством конфликта. Сюда входят конфликты между классами, нациями, этническими группами и политическими партиями. В социальных структурах, где существует значительная мобильность, взаимная неприязнь между группами сопровождается влечением низших слоев к высшим. Такие структуры, как правило, предоставляют множество поводов для конфликтов.
В третьей главе Козер описывает некоторые положительные функции, выполняемые выражением враждебности в конфликте. Зиммель утверждает, что такое выражение поддерживает отношения в условиях стресса и тем самым предотвращает распад группы. Конфликт «очищает воздух» и позволяет свободно поведенчески выражать враждебные настроения. Это можно рассматривать как «теорию предохранительного клапана» конфликта, согласно которой конфликт служит выходом для враждебных действий, позволяющим поддерживать отношения между антагонистами. [п. 41]. Однако здесь Зиммель не различает конфликтное поведение и враждебные чувства. Хотя конфликт меняет условия отношений, простая враждебность не обязательно должна иметь такие последствия. Кроме того, враждебность иногда может быть направлена на «замещающие объекты», а не на основные источники противодействия. Наконец, Зиммель не замечает, что иные способы поведения, помимо конфликта, могут выполнять аналогичные функции по снятию напряжения. Короче говоря, функции «предохранительного клапана» могут выполнять и другие пути, помимо конфликта. Кроме того, в то время как конфликт изменяет условия социального взаимодействия, простое выражение враждебных чувств этого не меняет. Хотя выражается враждебность, отношения как таковые остаются неизменными. Давление на изменение системы для соответствия изменяющимся условиям снижается.
Далее Козер обсуждает разницу между «реалистичным» конфликтом и «нереалистичным» конфликтом. Конфликты, которые возникают из-за неудовлетворенности конкретными требованиями и преследуются как средство достижения, являются «реалистичными» конфликтами. С другой стороны, нереалистичные конфликты возникают из-за потребности одного из антагонистов снять напряжение. Здесь конфликт является самоцелью и не обязательно должен быть направлен на достижение конкретных результатов. Скорее, это в первую очередь реакция на фрустрацию, когда объект кажется подходящим для высвобождения агрессивности. Альтернативы средствам нет, хотя объект враждебности может легко измениться. С другой стороны, реалистический конфликт прекратится, если актер сможет найти альтернативные способы достижения своей цели. Потенциально доступны средства, отличные от конфликта. Это различие показывает, почему мы не должны полностью объяснять социальные явления конфликта с точки зрения снятия напряжения.
Враждебных импульсов недостаточно для объяснения социального конфликта, и не каждый конфликт сопровождается агрессивностью. Конфликт просто предполагает отношения и социальное взаимодействие. Тем не менее, реалистические конфликты часто сопровождаются искаженными чувствами. Существует различие между реальными причинами участия в конфликте, с одной стороны, и эмоциональными энергиями, задействованными во время конфликта, с другой. Часто не понимают, что конфликт может быть мотивирован этими двумя различными, но перемешанными факторами: реальными проблемами конфликта и эмоциональным вкладом сторон в конфликт. Основная функция посредника состоит в устранении нереалистичных элементов агрессивности, чтобы противники могли более реалистично рассматривать свои конкурирующие претензии.
В отношениях, в которые люди очень глубоко вовлечены, могут возникнуть как чувства влечения, так и чувства враждебности. Чем теснее отношения, тем больше аффективных вложений и тем больше потенциал для амбивалентности. Антагонизм является центральной частью близких социальных отношений и побочным продуктом сотрудничества и частого взаимодействия. Следовательно, можно сказать, что близкие социальные отношения содержат существенный элемент амбивалентности.
Далее Коузер предполагает, что чем ближе отношения, тем интенсивнее конфликт. Учитывая описанную выше амбивалентность, понятно, что конфликт может вызвать очень сильные чувства и привести к интенсивному конфликту. Кроме того, страх перед интенсивным конфликтом может привести к тому, что стороны будут подавлять свои враждебные чувства, накопление которых может еще больше усилить конфликт после его возникновения. Если в отношения вовлечены все личности и идентичности сторон, существует большая вероятность того, что в игру вступят нереалистичные, враждебные элементы. Например, люди, активно участвующие в определенных группах, обычно озабочены сохранением этой группы. Они, вероятно, отреагируют бурно, если кто-то, с кем они разделили заботы и обязанности групповой жизни, пожелает отделиться от группы. Такой ренегатизм угрожает единству группы и часто воспринимается близкой группой как символическая угроза ее идентичности. Возможны бурные реакции на неверность. Интенсивный конфликт и групповая лояльность, таким образом, являются двумя аспектами одного и того же отношения.
Чем чаще взаимодействие, тем больше поводов для враждебного взаимодействия. Однако частые конфликты не обязательно приводят к частым конфликтам. Это связано с тем, что близость отношений и сильная взаимная привязанность могут побудить стороны избегать конфликта. Как указывалось ранее, если конфликт действительно возникает, он, вероятно, будет интенсивным. Однако конфликт также может привести к восстановлению единства. Многое зависит от вопросов, затрагиваемых конфликтом, и от типа социальной структуры, в которой возникает конфликт. Следует различать конфликты по основным принципиальным вопросам и конфликты по менее важным вопросам. Поскольку конфликт разрешает напряженность между антагонистами, он может способствовать интеграции отношений. Однако конфликт имеет тенденцию выполнять эту положительную функцию только тогда, когда он касается интересов или ценностей, которые не противоречат основным предположениям, на которых основаны отношения. Слабо структурированные группы и открытые общества, которые способны избегать конфликтов из-за основных ценностей, будут, как правило, наиболее стабильными.
Отсутствие конфликта в отношениях не может служить показателем лежащей в их основе стабильности. На самом деле, стороны более склонны выражать свои враждебные чувства, если они чувствуют себя в безопасности и стабильны в отношениях. Они с большей вероятностью будут избегать проявления своих враждебных чувств, если боятся прекращения отношений. Тот факт, что отношения свободны от конфликта, не может означать, что они свободны от потенциально разрушительных элементов. На самом деле, если отношения сторон стабильны, между ними могут возникнуть конфликты. По этой причине возникновение конфликта может фактически свидетельствовать о прочности и стабильности отношений. Конфликт может служить уравновешивающим механизмом.
В пятой главе Коузер начинает обсуждать влияние конфликта с внешними группами на структуру своих групп. Во-первых, он считает, что конфликт с внешними группами способствует повышению внутренней сплоченности. Козер предполагает, что результат увеличения централизации также зависит от характера конфликта и типа группы. Централизация более вероятна в случаях военных конфликтов и в социальных структурах с выраженным разделением труда. Деспотизм вероятен там, где отсутствует групповая сплоченность. И централизация, и деспотизм зависят от структуры группы и общих ценностей до конфликта. Социальные системы, которым не хватает солидарности, скорее всего, распадутся перед лицом конфликта с внешними группами. В некоторых случаях группы могут фактически искать или изобретать врагов, пытаясь сохранить единство и внутреннюю сплоченность.
Группы, занятые постоянной борьбой с внешними группами, как правило, становятся нетерпимыми внутри и менее склонны терпеть даже ограниченное инакомыслие. Эти группы сохраняют и укрепляют свое единство перед лицом инакомыслия путем добровольного или принудительного ухода тех, кто угрожает групповой солидарности. В некоторых случаях они могут даже искать внутренних инакомыслящих, чтобы стать козлами отпущения. С другой стороны, группы, которые не предъявляют столь сильных требований к идентичности людей и не устанавливают жестких критериев для членства, с большей вероятностью будут большими и способными противостоять давлению извне. Они также имеют тенденцию быть более гибкими по структуре и более способны терпеть конфликты внутри группы.
В шестой главе Козер проводит различие между двумя типами конфликта: конфликтом, в котором цель является личной и субъективной, и конфликтом, в котором предмет спора имеет безличный, объективный аспект. Он отмечает заявление Зиммеля о том, что объективная борьба, выходящая за рамки личных проблем, скорее всего, будет более серьезной и радикальной. Это конфликты, в которых стороны понимают себя как представители коллективов или групп, борющихся не за себя, а за цели и идеалы группы. Устранение личных причин, как правило, делает конфликт более интенсивным. С другой стороны, когда стороны преследуют общую цель, объективация конфликта может служить объединяющим элементом.
Также бывают случаи, когда сам акт вступления в конфликт устанавливает отношения, которых раньше не было. После того, как отношения были установлены через конфликт, вероятно, последуют другие типы отношений. Конфликт часто оживляет существующие нормы и создает новые рамки правил и норм для соперников. Это связано с тем, что конфликт часто приводит к изменению и созданию законов, а также к росту новых институциональных структур для обеспечения соблюдения этих законов. Наличие антагонистического поведения заставляет людей осознать необходимость основных норм, регулирующих права и обязанности граждан. Возникающее в результате создание и модификация норм делает возможной перестройку отношений к изменившимся условиям. Однако это возможно только при наличии общей организационной структуры, облегчающей принятие общих правил и соответствие им. Кроме того, если стороны относительно сбалансированы по силе, объединенная партия предпочитает объединенную партию. Наличие у каждой группы централизованной внутренней структуры гарантирует, что после того, как они выработают какое-то решение, можно будет объявить и поддерживать мир. Не будет затяжных врагов, способных нарушить отношения. Наконец, конфликт является интегративным, поскольку он позволяет сторонам оценить свою относительную силу и, таким образом, служит уравновешивающим механизмом, помогающим консолидировать общества.
Конфликт также приводит к образованию коалиций и ассоциаций между ранее не связанными между собой сторонами. Если несколько сторон сталкиваются с общим противником, между ними, как правило, развиваются связи. Это может привести к формированию новых групп или к инструментальным объединениям перед лицом общей угрозы. Короче говоря, конфликты с одними вызывают ассоциации с другими. Однако объединение, которое происходит, когда коалиции формируются просто в целях обороны, не обязательно должно быть очень радикальным. Альянс может быть просто выражением стремления групп к самосохранению. Конечно, такие союзы могут восприниматься другими группами как угрожающие и недружественные. Это может привести к созданию новых ассоциаций и коалиций, вовлекая таким образом группы в новые социальные отношения.
В заключение, Козер предполагает, что конфликт имеет тенденцию быть дисфункциональным только для социальных структур, в которых отсутствует терпимость или институционализация конфликта. Высокоинтенсивные конфликты, грозящие «разорвать» общество, как правило, возникают только в жестких социальных структурах. Таким образом, социальным структурам угрожает не конфликт как таковой, а скорее жесткий характер этих структур.
12 примеров теории конфликтов в реальной жизни – StudiousGuy
Указатель статей (Нажмите, чтобы перейти)
Что такое теория конфликтов?
Теория конфликта — это социальная теория, сформулированная немецким философом, экономистом, журналистом и социологом Карлом Марксом. Эта теория обсуждает постоянное состояние конфликта в обществе, которое происходит из-за конкуренции за ограниченные ресурсы или средства, что в конечном итоге может привести к революции или войне. Эта теория утверждает, что люди или группы взаимодействуют на основе конфликта, а не консенсуса, и социальный порядок в обществе может поддерживаться только за счет власти и господства, а не за счет консенсуса и соответствия; те, кто богат и обладает властью, стараются сохранить свою власть любой ценой, и в основном путем подавления бессильных людей.
Понимание теории конфликта
Теория конфликта — одна из четырех основных теорий социологии, в которую входят функционализм, феминизм и символические взаимодействия. Теория конфликта обсуждает концепции неравного распределения ресурсов, социального неравенства и социально-экономических различий между классами, которые мы называем центральными постулатами. Эти центральные постулаты объясняют большинство социальных конфликтов, свидетелями которых являются люди. Различные типы социальных явлений, таких как бедность, войны, дискриминация, революции и насилие, могут быть объяснены с помощью теории конфликта. Карл Маркс и большинство философов считают, что социальные конфликты могут привести к развитию общества путем внесения изменений в ранее существовавшие непредвзятые политики или законы. Согласно Карлу Марксу, общественный конфликт возникает из-за конфликта между двумя основными классами, одним из которых является пролетариат (рабочий класс), а другим является буржуазия (владельцы компании или организации). Парадигмы конфликтов в обществе возникают, когда один класс доминирует над другим классом. Маркс заявил, что, поскольку буржуазия обладает большим богатством и властью, чем класс пролетариата, это может привести к эксплуатации пролетариата буржуазией. Буржуазия может создать структуру, которая способствует ее господству и не позволяет другим (пролетариатам) занять их позиции. Согласно теории конфликта, когда пролетариат поймет, что его эксплуатирует буржуазия, это приведет к социалистической революции. Конфликт может возникнуть в первую очередь из-за различия точек зрения обоих классов. У буржуазии есть власть и богатство, и она извлекает прибыль, господствуя над пролетариатом, поэтому она довольна своим нынешним положением; с другой стороны, пролетариат получает минимальную заработную плату даже после большого рабочего давления. Пролетариат может потребовать изменения своего нынешнего положения, т. е. повышения заработной платы и лучших возможностей, которые, по его мнению, могут быть получены за счет краха буржуазии. В конечном итоге пролетариат заставит буржуазию или элиту сломать свою структуру господства и установить политику, улучшающую условия жизни пролетариата. По Марксу, даже если положение пролетариата после революции улучшится, есть вероятность, что конфликт снова возникнет, но в обратном направлении. Тогда буржуазия может стать более жестокой и попытаться господствовать над другим классом посредством массовых революций.
Четыре допущения теории конфликта
Конкуренция, структурное неравенство, революция и война — четыре основных допущения теории конфликта. Кратко обсудим их.
1. Конкуренция
По мнению теоретиков конфликта, конкуренция является основной человеческой природой. Люди конкурируют друг с другом за различные ограниченные ресурсы. Этими ресурсами могут быть материальные вещи, такие как деньги и собственность, или нематериальные вещи, такие как власть, успех и социальный статус. Теория конфликта утверждает, что люди всегда соревнуются за обладание ограниченными ресурсами, а не соглашаются и сотрудничают. Конкуренция составляет основу всех социальных отношений, что приводит к конфликту путем создания групп, иерархий и классов в обществе.
2. Структурное неравенство
Теория конфликтов выделяет концепцию структурного неравенства. Эта теория основана на предположении, что в обществе существует структурное неравенство; некоторые группы или отдельные лица доминируют над другими группами или отдельными лицами из-за различий во власти. Те, у кого есть богатство и власть, пытаются сохранить их любыми средствами, и они могут отказаться внести какие-либо изменения в социальную структуру. Те, у кого есть богатство, могут накопить больше богатства, а те, кто беден, становятся еще беднее из-за эксплуатации элитным классом. Это приводит к большому разрыву в доходах между буржуазией и классом пролетариата. Это означает, что конкуренция за ресурсы приводит к структурному неравенству, такому как неравенство в профессии, доходах или правилах и положениях. В настоящее время часто можно увидеть, как крупные компании призывают правительство уступить налоги для поддержания структурного неравенства, потому что это позволяет владельцам бизнеса сохранить свое положение и не позволяет классу пролетариата достичь своего положения.
3. Революция
Теоретики конфликта предполагают, что существует вечный конфликт между обоими основными классами общества, т. е. классом пролетариата и классом буржуазии. Расширение этого постоянного конфликта приводит к революции. В истории имеется множество примеров, свидетельствующих о возникновении революции из-за постоянного конфликта в различных классах общества. Одним из таких примеров является революция, которая произошла в 1848 году по всей Европе в различных странах, включая Германию, Францию, Данию, Швецию, Швейцарию и Испанию, из-за экономического и политического кризиса. По Марксу, революция приводит к изменениям и развитию в обществе, причем социальные изменения не происходят постепенно, а часто происходят в результате резких крупных конфликтов.
4. Война
Крайняя конкуренция между двумя или более группами может привести к конфликту между правительствами стран. Эти конфликты могут привести к войне, которая может либо объединить вновь структурированное общество, либо привести к формированию различных иерархий. Согласно теории конфликта, война приводит к унификации и формированию новых правил и норм в обществе, или можно просто сказать, что она очищает общество, ломая старую социальную структуру, которая вызывала конфликты между различными классами. Рассмотрим пример Второй мировой войны, эта война принесла многочисленные изменения во всем мире. Несколько мирных программ или организаций, таких как Организация Объединенных Наций и Европейский союз, были созданы после Второй мировой войны. Из-за разрушений и кризисов, вызванных войной, в обществе происходят быстрые изменения. . Война обычно происходит, когда остается единственный способ решить проблемы между группами. Теоретики конфликта рассматривают войну как перезагрузку общества, потому что она приносит внезапные изменения в обществе. Однако это не совсем верно, так как война может привести к объединению, но только на короткий период, потому что конфликт в обществе еще может возникать в той или иной форме. В худшем случае война может даже привести к последствиям, которые никогда не восполнятся, или даже привести к гибели определенных групп или классов в обществе.
Реальные примеры теории конфликтов
1. Конфликт на рабочем месте
Теория организационного конфликта является подвидом теории социальных конфликтов, которая связана с конфликтами, возникающими на рабочем месте. Эта теория помогает работникам и работодателям понять причину дисбаланса власти и инакомыслия на рабочем месте. Ниже приведены примеры некоторых фундаментальных частей этой теории.
Межличностные конфликты
Межличностные конфликты возникают, когда двум людям трудно понять точку зрения друг друга, поэтому они не могут эффективно работать вместе. Это может быть связано с различиями в характерах двух людей. Независимо от того, существует дисбаланс ресурсов или нет, межличностный конфликт может возникнуть на любом уровне в организации, фактически он обычно возникает из-за разногласий между двумя сторонами по поводу использования общих ресурсов.
Конфликт зрелости
Конфликт зрелости возникает между человеком (работником) и лицом, обладающим властью или властью (работодателем). Когда сотрудник понимает, что организация или компания не предоставили ему/ей достаточных ресурсов, таких как хорошие возможности и новые задачи для развития навыков или личностного роста, это приводит к конфликту зрелости.
Идеологический конфликт
Люди склонны делиться своими личными мнениями или убеждениями с коллегами по работе, что может привести к идеологическому конфликту, если убеждения или ценности двух людей различаются. Это может повлиять на производительность труда лиц, вовлеченных в этот конфликт. По этой причине организации делают упор на ограничение разговоров, связанных с религиозными убеждениями и политическими точками зрения между сотрудниками на рабочем месте.
Межгрупповой конфликт
Межгрупповой конфликт — это социальный конфликт внутри группы, когда две или более групп борются за достижение определенной цели. Подобно межличностному конфликту, межгрупповой конфликт также может возникать независимо от того, есть дисбаланс во власти или нет. Группы, сталкивающиеся с межличностным конфликтом, как правило, по-разному подходят к использованию имеющихся ресурсов для достижения поставленной цели на рабочем месте.
Конфликт ролей
Когда цели двух членов или отделов в организации прямо противоречат друг другу, это приводит к конфликту ролей. Давайте разберемся на примере, клиент недоволен тем, что продукты, которые он купил у вашей компании, неисправны, и он хочет вернуть деньги за то же самое. В этой ситуации представитель службы поддержки клиентов может согласиться на возмещение, поскольку это сделает клиента счастливым и укрепит его доверие к компании. Вопреки этому, менеджер отдела продаж может отказать в возмещении и попросить его купить новый товар, потому что товар не был на гарантии. Следовательно, разница в целях двух отделов, т. е. отдела обслуживания клиентов и отдела продаж, приводит к конфликту ролей.
2. Теория конфликтов и капитализм
При капитализме каждый человек пытается максимизировать свое богатство и власть любыми средствами. Карл Маркс утверждает, что капитализм основан на предпосылке, что богатство может быть порождено богатством, и тот, у кого больше богатства, может легко накопить еще больше богатства, это означает, что люди, рожденные в бедных семьях, уже отстают от людей, которые родились в богатых семьях. Богатые семьи передают свое богатство своим будущим поколениям, которые дополнительно инвестируют это богатство, чтобы получить больше богатства, и это приводит к увеличению разрыва или неравенства в богатстве между богатыми и бедными людьми. Маркс утверждал, что это приведет к конфликту между теми, кто владеет богатством, и теми, у кого его нет, и люди с небольшим богатством в конечном итоге устанут работать на тех, кто обладает огромным богатством, что приведет к конфликту.
3. Конфликт в системе образования
Многие частные школы используют разные методы обучения и предоставляют больше возможностей для общего роста учащихся, чем большинство государственных школ. Учащиеся, принадлежащие к высокому социально-экономическому положению, могут легко позволить себе поступить в передовые школы, которые способствуют их карьере. С другой стороны, учащиеся, принадлежащие к низкому социально-экономическому положению, не могут позволить себе поступить в эти школы, и в конечном итоге они поступают в школы, которые взимают минимальную плату за вход и обычно следуют обычному и базовому стилю обучения. Эта разница в социально-экономическом статусе увеличивает разрыв между богатыми и бедными учащимися в получении качественного образования. Студентам, принадлежащим к семьям рабочего класса, обычно приходится сталкиваться с несколькими семейными проблемами во время учебы. Это показывает, что учащиеся, принадлежащие к финансово сильным семьям, достигают лучших возможностей, в то время как студенты, принадлежащие к финансово слабому классу, не достигают этих возможностей, что приводит к конфликту в системе образования.
4. Захвати Уолл-Стрит
Под призывом «Захвати Уолл-стрит» подразумевается двухмесячная акция протеста, которая прошла в 2011 году после мирового финансового кризиса на Уолл-Стрит, Нью-Йорк. Лозунг этого протеста был
Мы — 99 процентов». Считается, что богатство 1 процента населения, состоящего из самых богатых людей, почти равно чистому богатству беднейших 9 человек.9 процентов населения. Этот протест также вызывает озабоченность тем, что доходы 1% самых богатых за последние несколько лет быстро выросли, в то время как доходы 99% беднейших слоев населения увеличились на несколько процентов. Это приводит к конфликту между буржуазией и пролетариатом, потому что буржуазия эксплуатирует пролетариат для получения все большей и большей прибыли. Этот протест был также распространен в других областях, поскольку он требовал улучшения рабочего класса и уравновешивания неравенства в богатстве.
5. Движение «Я тоже»
Движение «Я тоже» зародилось в 2006 году, но стало популярным в 2017 году после обвинений в насилии и сексуальных домогательствах против американского кинопродюсера Харви Вайнштейна. Согласно отчету New York Times, многие женщины, в том числе некоторые известные голливудские личности, такие как Эшли Джадд, Ума Турман и Дженнифер Лоуренс, подали иски о сексуальном насилии против Харви Вайнштейна. Движение «Я тоже» призывает женщин выступать против любых видов насилия и сексуальных домогательств. Движение «Я тоже» быстро росло после того, как стало ясно, что большое количество женщин-актрис подвергались домогательствам со стороны Вайнштейна, что побуждает других женщин открыто говорить о сексуальном насилии на рабочем месте. Это движение подчеркивает разрыв во власти между кинопродюсерами и актрисами. Некоторые продюсеры-мужчины используют свою власть в киноиндустрии, чтобы эксплуатировать некоторых актрис, прося у них сексуальных услуг в обмен на отличные роли в определенных фильмах. Некоторые актрисы даже соглашаются с этим из-за высокой конкуренции в киноиндустрии, а тем, кто отказывается подчиняться, часто вместо денег за молчание дают роли.
6. Движение Black Lives Matter
Конфликт между разными расами наблюдается практически во всех странах. «Движение Black Lives Matter» также является еще одним примером социальных конфликтов, которые происходят из-за многолетней дискриминации чернокожих в западных странах. Жизни черных имеют значение — это акция протеста против насилия и несправедливости в отношении чернокожих. Дело Розы Парк 1956 года — один из популярных примеров, отражающих конфликт между расовыми группами. В данном случае полиция арестовала Розу Парк только за то, что она отказалась уступить место в автобусе белому человеку. Этот арест вызвал гнев чернокожего сообщества, что привело к нескольким движениям за гражданские права и бойкоту автобуса Монтгомери. Этот случай в точности соответствует предположениям теории конфликта, поскольку на протяжении нескольких лет между полицией и сообществом чернокожих существует вечный конфликт. Черное сообщество считает полицию расистами, которые точно так же подавляют права чернокожих, буржуазия господствует над пролетариатом.
7. Система уголовного правосудия
Часто можно увидеть, что люди, которые сильны в финансовом отношении или обладают властью, легко спасаются от преступлений, которые они совершают, и они обычно получают меньше наказаний, чем люди с низким социально-экономическим статусом. совершение того же преступления. Следовательно, система уголовного правосудия также является ярким примером теории социального конфликта.
8. Закон о препозиции 8
В 2008 году в Калифорнии был принят закон о препозиции 8. Этот закон запрещал однополые браки. Этот закон привлек внимание всех средств массовой информации и международных властей, поскольку он был направлен против прав геев. Сторонники однополых браков протестовали на массовом уровне и бойкотировали многие предприятия. Это вынудило Верховный суд Калифорнии отменить предложение. Позже в 2015 году Верховный суд США легализовал однополые браки.
9. Вторая мировая война
Одной из главных причин Второй мировой войны являются большие экономические потери, понесенные Германией после Первой мировой войны. от большого экономического кризиса. Финансовое давление после Первой мировой войны привело к формированию диктатур в разных странах, например, Сталина в России, Гитлера в Германии и Муссолини в Италии. Конфликт возникает, когда страны борются из-за жадности получить больше ресурсов, а по убеждениям диктаторов, ресурс можно получить путем вторжения в другие страны. Это приводит к расширению Германии и, в конечном итоге, ко Второй мировой войне.
10. Кубинский ракетный кризис
Говорят, что в 1962 году, во время Карибского кризиса, Советский Союз и США были на грани ядерной войны. Лидер Советского Союза Никита Хрущев установил ракету средней дальности в районе Кубы. Согласно сообщениям, Соединенные Штаты тогда планировали отказаться от внедрения ядерных ракет из-за риска, который может создать ядерная война. Согласно Бартосу и Веру, 2002 г., обе страны, то есть Советский Союз и Соединенные Штаты, находились в состоянии конфликта из-за совершенно разных точек зрения, Советский Союз хотел увеличить свое ядерное оружие, в то время как Соединенные Штаты хотели снизить производство ядерного оружия.
11. Конфликтная теория половой стратификации
Исследование, проведенное Коллинзом в 1971 году, пыталось объяснить, что система половой стратификации, созданная благодаря Фрейду и Веберу, несет ответственность за дискриминацию женщин на рабочем месте. На протяжении многих лет видно, что женщины реже занимают более высокие должности в компаниях или организациях. Подумайте об именах генеральных директоров и менеджеров всех крупных ТНК, вам может быть трудно найти имена женщин, занимающих эти должности. Согласно статистическому отчету за 1971, только 18 процентов профессоров в университетах составляли женщины, а доля женщин среди юристов и судей составляла 3,3 процента. только процентов. По словам Коллинза, этот дисбаланс на рабочем месте может быть связан с тем, что женщины меньше внимания уделяют своей профессиональной работе из-за их личных обязанностей, таких как воспитание детей и управление семьей. Женщины находятся внизу в системе половой стратификации, что приводит к социальным конфликтам.
12. Конфликт и индивидуализм
Социальный конфликт часто наблюдается в обществах, поощряющих индивидуализм. Большинство западных стран склонны поощрять людей формулировать свои собственные ценности и убеждения, а не следовать убеждениям и ценностям большинства.