Типы темперамента и их характеристика кратко: Типы темперамента и их характеристика

Содержание

Темперамент и его теории

Определение 1

Понятие «темперамент», образованное от латинских слов «смесь», «соразмерность», означает врожденные особенности индивида, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости его реагирования, степени эмоциональной уравновешенности и, соответственно, возбудимости, а также особенности приспособления к окружающему миру.

Гуморальная теория темперамента

Самую первую теорию темперамента – гуморальную – предложил еще врач из Древней Греции Гиппократ. По его мнению, темперамент человека напрямую зависит от той жидкости (гумора), которая преобладает в организме конкретного человека. Согласно его теории типы темперамента распределились так:

  • Преобладающая жидкость кровь (сангвис) – сангвинический тип темперамента. Это энергичный, жизнерадостный, быстрый и общительный тип, который довольно легко переносит все возникающие в жизни трудности и неудачи.
  • Преобладающая жидкость желчь (холе) – холерический тип темперамента.
    Раздражительный, желчный, возбудимый, несдержанный, чрезвычайно подвижный, с быстрыми переменами настроения.
  • Преобладающая жидкость слизь (флегма) – флегматический тип темперамента. Спокойный, уравновешенный, медлительный тип, очень медленно и с большим трудом переключающийся между двумя видами деятельности, достаточно плохо приспосабливающийся к другим жизненным условиям.
  • Преобладающая жидкость черная желчь (мелэна холе) – меланхолический тип темперамента. В некоторой степени болезненно застенчивый, впечатлительный тип, предрасположенный к грусти, замкнутости, робости, довольно быстро утомляющийся, очень чувствительный к неприятностям.

Конституционная теория темперамента

Конституционная теория темперамента возникла в начале двадцатого столетия. Ее основная идея заключалась в нахождении связей между типом темперамента и врожденной конституцией (видом телосложения) индивида. Конституционные теории базировались на наглядно различимых признаках строения тела человека.

Самые известные модификации этой теории принадлежат психиатру и психологу из Германии Эрнсту Кречмеру и врачу и психологу из США Уильяму Шелдону.

Э. Кречмер выделил и описал такие типы конституции человека:

  • Астеник. Это индивид высокого роста, довольно хрупкого сложения, с плоской удлиненной грудной клеткой. Обладатель узких плеч, худых и удлиненных конечностей, узких кистей рук, дряблой кожи. Астеники наделены склонностью к раннему старению.
  • Пикник. Обладатель среднего или невысокого роста, с обилием жировой ткани, с внушительным животом, выпуклой грудной клеткой, круглой головой на короткой шее. Лицо широкое, черты лица некрупные.
  • Атлетик. Высокий либо средний рост, телосложение крепкое и пропорциональное, плечи широкие, мускулатура развитая, бедра узкие. Голова держится прямо, кости лица выпуклые.
  • Диспластик. Человек, обладающий неправильным телосложением, плохо сформировавшийся.

По мнению У. Шелдона, выделяется три базисных компонента телосложения согласно соотношению в организме человека некоторых видов тканей, получивших развитие из трех зародышевых слоев.

Он выделял такие типы:

  • Эндоморфный. При данном типе наиболее значительно развивается внутренний зародышевый слой – эндодерма, формирующий внутренние органы и жировую ткань. Это тип отличается круглой головой, большими размерами внутренних органов, округлой формой тела, мягкостью тканей, хорошо выраженными жировыми отложениями.
  • Мезоморфный. При данном типе наиболее значительно развивается средний зародышевый слой – мезодерма, формирующий скелет человека и мускулатуру. Этот тип отличается широкими плечами и грудной клеткой, мускулистыми верхними и нижними конечностями, небольшим количеством жировой ткани, мощной головой.
  • Эктоморфный. При данном типе наиболее значительное развитие получает внешний зародышевый слой – эктодерма, формирующий нервную систему человека и головной мозг. Учитывая, что при этом типе не слишком значительно развились внутренний и средний слои, и развитие мускулов, костей, жировой ткани незначительное. Этот тип отличается худобой, удлиненным лицом, тонкими удлиненными верхними и нижними конечностями, незначительной мускулатурой, отлично развитой нервной системой.

Выделяется по семь переходных градаций конституции от пикников (соответствует эндоморфам) до атлетов (соответствует мезоморфам) и от атлетов к астеникам (соответствует эктоморфам). Согласно Шелдону, яркие представители этих типов конституции характеризуются и соответствующими видами темперамента:

  • Эндоморф. Обладает круглой головой, внушительным животом, округлыми мягкими формами тела. Его осанка и все движения расслаблены, реакции замедлены. Терпим ко многому, в эмоциональном плане совершенно ровен, приветлив к окружающим. Ценит комфорт, стремится к похвале и одобрению со стороны окружающих людей. Предпочитает общественную жизнь, любит компании.
  • Мезоморф. Обладатель массивной головы, широкой грудной клетки и плеч, мускулистых верхних и нижних конечностей. Подтянут, всегда энергичен, громкоголосый. Очень решителен, иногда до агрессивности. Склонен к риску.
  • Эктоморф. Обладатель высокого лба, удлиненного лица, небольшого живота, не слишком развитых мышц. Движения скованные и сдержанные. Чувства проявлять не склонен, скрытный. Установление контактов вызывает очевидные затруднения.

Если применять классические названия темпераментов, то несложно заметить, что меланхолики чаще всего обладатели хрупкого астенического телосложения, холерики – в основном в переходных градациях от атлетов к астеникам, флегматики – от атлетов к пикникам (представляют собой уравновешенных, крупных «увальней»), сангвиники – чаще всего пикники.

Конституционная теория отображает по-настоящему существующие взаимосвязи между внешностью индивида и его личными психическими особенностями. Но, вместе с тем, она не дает возможности выявить основу, согласно которой группируются отдельные физические и психические свойства индивида в один либо другой тип темперамента.

Психофизиологическая теория темперамента

Самой широко распространенной в настоящее время считается психофизиологическая теория И.П. Павлова, которая связывает тип темперамента человека с типом его нервной системы.

Он выделяет основные четыре типа нервной системы:

  • Первый тип – сильный, подвижный, уравновешенный.
  • Второй тип – сильный возбудимый неуравновешенный.
  • Третий тип – сильный, инертный, уравновешенный.
  • Четвертый тип – слабый.

Определившись с основными типами нервной системы, Павлов сравнил их с традиционными типами темперамента, продемонстрировав значительную степень соответствия между ними. Это помогло ему сделать вывод о том, что именно конкретные свойства нервной системы являются определяющими для давно выделенных темпераментов. Согласно Павлову:

  • Сангвиник. Обладатель нервной системы первого типа. Человек, который с легкостью приспосабливается к смене условий собственной жизни. Его реакции имеют высокую скорость, но при этом обдуманны. Настроение уравновешенное, всегда жизнерадостное. В значительной степени общителен, подвижен, нередко меняет привязанности. Обладает широким кругом общения. При значительном интересе к делу высоко продуктивен, энергичен, в обратном случае скучен, вял, неинтересен. Обладает значительной сопротивляемостью к разнообразным жизненным трудностям.
  • Холерик. Обладатель нервной системы второго типа. Индивид, нервная система которого свидетельствует о значительном преобладании возбуждения над торможением. Энергичен, но имеет недостаток выдержки и самообладания. Вспыльчив, нетерпелив, несдержан. Увлекаясь чем-либо, полностью истощает собственные силы и интерес к начатому угасает. Неуравновешенность нервной системы приводит к цикличности в смене его бодрости и активности. Увлекаясь какой-либо деятельностью, он страстно, со значительно самоотдачей работает, но сил хватает на непродолжительное время, и когда они подходят к концу, он дорабатывается до того, что ему все невмоготу. Возникает состояние раздражения, плохое настроение, полный упадок сил и вялость, все начинает буквально валиться из рук. Поочередная смена положительных циклов подъема настроения с отрицательными циклами спада и даже депрессии приводит к нестабильности поведения и самочувствия, повышенной подверженности возникновению невротических срывов, конфликтных ситуаций с окружающими.
    Плохо приспособлен к деятельности, которая предполагает спокойный устойчивый темп, плавные движения.
  • Флегматик. Обладатель нервной системы третьего типа. Индивид, замедленно реагирующий на возможные раздражители, устойчивый, прекрасно сопротивляется сильным и долговременным раздражителям. Обладает уравновешенностью, стабильностью своего настроения и работоспособности. Спокойный, выдержанный, терпеливый. В интонациях и мимике абсолютно однообразен и невыразителен, сохраняет собственное спокойствие даже при возникновении значительных неприятностей, но изредка может дать волю чувствам.
  • Меланхолик. Обладатель нервной системы четвертого типа. Индивид, который плохо сопротивляется воздействию значительных стимулов. Нередко пассивен и даже заторможен. Характеризуется тревожностью, незначительной выносливостью. Теряется в незнакомой обстановке, среди незнакомых людей.

Темперамент можно назвать внешним проявлением типа ВНД (типа высшей нервной деятельности) человека. В результате воспитания личности, а также самовоспитания данное внешнее проявление может значительно искажаться, меняться на другое, может произойти некая маскировка настоящего темперамента.

Замечание 1

Именно поэтому абсолютно «чистые» типы темперамента можно встретить нечасто, но, в то же время, преобладание одной или другой тенденции всегда проявляется в поведении индивида.

Не существует таких темпераментов, которые были бы идеально пригодны для абсолютно каждого вида деятельности. Люди с холерическим типом темперамента в большей мере пригодны для активной рискованной деятельности – они так называемые «воины». Сангвиники подходят для организаторской деятельности – они «политики». Меланхолики могут быть успешны в творческой деятельности, в областях науки и искусства – они «мыслители». И наконец, флегматики подходят для планомерной и плодотворной деятельности – они «созидатели». В некоторых видах деятельности человека и профессиях абсолютно противопоказаны конкретные свойства личности человека. К примеру, для деятельности летчика-истребителя противопоказаны инертность, медлительность, слабость нервной системы, то есть флегматики и меланхолики психологически не вполне подходят для этой профессии. 

Продуктивность деятельности человека напрямую связана с особенностями типа его темперамента. Так, значительная подвижность сангвиника способна принести дополнительный эффект, когда деятельность предполагает от него частого перехода от одних занятий к другим, оперативности при принятии конкретных решений, а однообразие и регламентированность рабочих процессов способны привести его к скорому утомлению. Флегматики и меланхолики, напротив, в условиях полной регламентированности монотонного труда способны проявить большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, нежели холерики и сангвиники.

Замечание 2

Темперамент определяет только динамические, а не содержательные характеристики поведения человека. На основе одного и того же темперамента может проявиться и действительно великая, и совершенно социально ничтожная личность.

И.П. Павлов показал и три «чисто человеческих вида» высшей нервной деятельности:

  • Мыслительный. У таких индивидов преобладает активность второй сигнальной системы левого полушария головного мозга. Они довольно рассудительны, склонны к подробному анализу жизненных явлений, отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Их чувства отличаются умеренностью, сдержанностью, наружу выходят, только профильтровавшись разумом. Индивиды данного типа, как правило, интересуются философией и математикой, их интересует научная работа.
  • Художественный. У таких индивидов преобладает активность первой сигнальной системы правого полушария головного мозга. Они обладают образным мышлением, на которое накладывает свой отпечаток значительная эмоциональность, яркость воображения, живость и непосредственность восприятия действительности. В сфере их интересов находятся различные виды искусства, театр, музыка, поэзия, писательская и художественная деятельность.
  • Средний. Таких индивидов большинство – до восьмидесяти процентов. У них практически в равной мере развиты рациональное и эмоциональное начала, что в полной мере зависит от конкретного воспитания, начиная с самого раннего детства, а также от жизненных обстоятельств.

Г. Айзенк продемонстрировал, что фундаментальными параметрами структуры темперамента выступаю факторы невротизма и показатели интроверсии-экстраверсии.

К.Г. Юнг разделил людей по типу личности на обращенных вовне экстравертов и обращенных внутрь себя интровертов. Экстраверты представляют собой общительный, оптимистичный, активный, подвижный тип с сильным типом ВНД, с сангвиническим либо холерическим темпераментом. Интроверты же, в свою очередь, необщительны, сдержанны, словно отделены ото всех. В своих поступках руководствуются зачастую исключительно собственными представлениями, серьезно подходят к принятию любого решения, строго контролируют собственные эмоции. Обладают флегматическим либо меланхолическим типом темперамента. Ведущее полушарие интровертов – левое, ведущее полушарие экстравертов – правое (иногда это проявляется даже внешне – как правило, их левый глаз развит сильнее).

Невротизм (также можно сказать нейротизм) представляет собой эмоционально-психическую неустойчивость, подверженность психотравмам. У людей с высоким невротизмом в виду повышенной впечатлительности и обидчивости, в том числе по мелочам, может появляться эмоциональный стресс. Они долгое время переживают конфликты, не могут взять себя в руки, нередко подавлены, раздражительны, тревожны, огорчены. 

Экстраверсия в совокупности с увеличенным невротизмом приводит к проявлению холерического типа темперамента; интроверсия – к меланхолическому. Полная противоположность невротизма – хорошая эмоциональная устойчивость, уравновешенность в сочетании с экстраверсией приводит к проявлению темперамента сангвиника; в сочетании с интроверсией – флегматика.

Замечание 3

Интересно, что благополучные семейные пары с устойчивыми и прекрасно совместимыми отношениями, как правило, обладают противоположными типами темперамента: возбудимый холерик и спокойный флегматик, печальный меланхолик и позитивный сангвиник – они словно дополняют друг друга, необходимы один другому. В дружеских отношениях нередко находятся люди одинаковых темпераментов, кроме холериков – они нередко ругаются ввиду своей несдержанности.

Типы темперамента

Примечания

  1. 123Rusalov, VM, Trofimova, IN. Structure of Temperament and Its Measurement. Toronto, Canada: Psychological Services Press.. — 2007.
  2. Kant, I. (1798) Anthropology from a pragmatic point of view (trans. Mary Gregor). The Hague: Martinus Nijhoff 1974 (Ak. VII)
  3. Heymans, G. (1929) Inleiding tot de speciale psychologie. Haarlem: De Erven F. Bohn.
  4. Eysenck, H. J. (1967) The biological basis of personality. Springfield, III.
  5. Маклаков А. Г. Общая психология. Учебник для вузов. — Москва, Санкт-Петербург: изд. Питер, 2005.
  6. 12Trofimova, IN. The interlocking between functional аспектах of activities and a neurochemical model of adult temperament. In: Arnold, M.C. (Ed.) Temperaments: Individual Differences, Social and Environmental Influences and Impact on Quality of Life. New York: Nova Science Publishers, Inc.. — 2021. — С. 77–147.
  7. Gray, J. A. (1991) Neurophysiology of temperament. In J.Strelau & A.Angleitner (Eds.), Explorations in temperament. New York: Plenum. 105—128.
  8. Теплов Б. М. , 1985.
  9. 12Русалов, ВМ. Биологические основы индивидуальных различий. Москва, Наука.. — 1979.
  10. Небылицын В. Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. Собрание сочинений в память В. Небылицина. Москва, Наука.. — 1976.
  11. Rusalov, VM. Motor and communicative аспектах of human temperament: a new questionnaire of the structure of temperament.. — 1989. — Т. 10. — С. 817–827.
  12. Rusalov, VM. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. Руководство. Москва, ИПРАН.. — 1997.
  13. Trofimova, IN. Questioning the «general arousal» models. — 2010. — Т. 4. — С. 1–8. — DOI:10.2174/1874230001004010001.
  14. Trofimova, IN. An investigation into differences between the structure of temperament and the structure of personality. — 2010. — Т. 123(4). — С. 467–480. — DOI:10.5406/amerjpsyc.123.4.0467.
  15. Trofimova, IN. The lability of behavior as a marker of comorbid depression and anxiety. Advances in Bioscience and Biotechnology. — 2010. — Т. 1(3). — С. 190–199. — DOI:10.4236/abb.2010.13027.
  16. Trofimova, IN, Sulis, W. Is temperament activity-specific? Validation of the Structure of Temperament Questionnaire – Compact (STQ-77). International Journal of Psychology and Psychological Therapy. — 2011. — Т. 11(3). — С. 389–400.
  17. Trofimova, IN. Exploration of the benefits of an activity-specific test of temperament.. — 2009. — Т. 105. — С. 643—658.
  18. Русалов, ВМ, Trofimova, IN. О представленности типов психической деятельности в различных моделях темперамента. Психологический журнал. — 2011. — Т. 32/3. — С. 74-84.

Дополнительная литература

  • Большая советская энциклопедия: В 30 т.  — М.: «Советская энциклопедия», —.
  • Chess., S. (1997). Temperament: Theory and Clinical Practice. Harvard Mental Health Letter, 14(5), 5-7.
  • Davidson, D. A. (2005). Psychosocial Issues Affecting Social Participation. In J. Case-Smith (Ed.), Occupational Therapy for Children (pp. 449—480). St. Louis: Elsevier Mosby.
  • Maziade, M. (1983). Le tempérament de l’enfant, les différences individuelles et les forces environnementales. Santé mentale au Québec, 8(2), 61-67.
  • Olson, L. J. (1999). Psychosocial Frame of Reference. In P. Kramer & J. Hinojosa (Eds.), Frames of Reference for Pediatric Occupational Therapy (pp. 323—375). Philadelphia: Lippincott Williams & Wilkins.
  • Zeanah, C. H., & Fox, N. A. (2004). Temperament and Attachment Disorders. Journal of Clinical Child & Adolescent Psychology, 33(1), 32-41.

Как определить свой тип личности

Произвести определение типа личности достаточно просто. Для этого можно использовать разные методики и тесты. Кроме того, для экономии сил и времени можно их пройти в онлайн режиме. Основная цель таких опросников – понять, как именно человек будет реагировать на ту или иную ситуацию.

Для получения объективных результатов психологи рекомендуют давать быстрые и четкие ответы. Не нужно много думать над решением того или иного вопроса, необходимо действовать в зависимости от тех эмоций, которые возникают первыми

Стоит обратить внимание, что в таких тестах нет правильных или неправильных вопросов. Тут нельзя ответить хорошо или плохо

Меланхолики могут работать только в спокойной и привычной для них обстановке

Типы темперамента и их характеристика Видео — особенности межличностных взаимоотношений людей с различным типом темперамента

Дружба и любовь в зависимости от типа темперамента

Сангвиник – переживает симпатии легко, ярко и весело. Романы заводит легко, так же легко может расстаться с объектом любви. 

Холерик – дружит с немногими, командует своей второй половинкой, сильно привязывается, склонен к гневу и ревности, к разрыву из склонности.

Флегматик – не склонен к выражению ярких чувств, спокойное ровное отношение к партнеру, влюбчив, характеризуется спокойной привязанностью. От него практически невозможно услышать слов признания в любви, комплиментов. 

Меланхолик – предан партнеру, подчиняется ему, стыдится открывать свои чувства, часто однолюб. 

Нет плохих и хороших темпераментов. Свой темперамент можно и необходимо контролировать.  

Что такое темперамент

Темперамент — это совокупность генетически обусловленных психических качеств человека, которые зависят от особенностей высшей нервной деятельности. То есть это врожденное свойство психики, которое человек не может изменить. Однако личность способна успешно “замаскировать” или “сгладить” некоторые качества своего темперамента. Впрочем, в стрессовых ситуациях (включая эффект неожиданности) с большей вероятностью проявится именно врожденное качество, а не приобретенное.

Кстати, темперамент есть не только у людей, но и у некоторых животных. К ним относятся собаки, коты, обезьяны, лошади, дельфины и т. д. Человеческие и животные типы темперамента во многом похожи, но у людей они более сложные и глубокие.

4 основных типа темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Существует условно еще и пятый темперамент — амбиверт, к нему относят людей, у которых нет ярко выраженных качеств других темпераментов, то есть они всегда где-то посередине.

Но сейчас главный фокус — соотношение этих свойств в психике индивида. В природе нет людей с одним типом темперамента. В одном и том же человеке могут уживаться все 4 вида. Однако 1-2 из них будут доминантными. Что это значит?

К примеру, есть личность, которая на 50% — сангвиник, на 30% — меланхолик, на 15% — флегматик и на 5% — холерик. Это условный подсчет, так как точный процент установить невозможно. Очевидно, что доминантный тип — сангвиник, и в большинстве жизненных ситуаций человек будет вести себя согласно сангвиническому темпераменту. Однако в некоторых случаях может проявиться меланхолик, который временно и частично затмит доминантный тип. Флегматик и холерик тоже будут периодически появляться, но редко и кратковременно. Определить склонность к тому или иному темпераменту поможет наш тест.

Но нельзя точно сказать, в какой момент тот или иной психотип решает проявить активность. Есть сразу несколько предположений:

  • один тип темперамента сменяется другим, когда первый не справляется с ситуацией. Например, если жизни флегматика что-то угрожает, он может вдруг обнаружить в себе холерика;
  • смена активности происходит из-за сильного или продолжительного стресса. После предательства мужа холерическая женщина замыкается в себе и позволяет проявиться внутреннему меланхолику;
  • разные типы активизируются в разных сферах жизни. К примеру, в рабочих вопросах холерик, в отношениях — сангвиник.

Однако все эти свойства не возникают из ниоткуда. Если в индивиде изначально не заложен какой-то тип темперамента, он никогда не появится. Личность может делать вид, будто она холерик/сангвиник/флегматик/меланхолик, но никогда не станет им по-настоящему. То есть меланхолику будет страшно пробовать новое, как бы он не старался казаться храбрым. А флегматик продолжит выполнять рабочие поручения медленно, но вдумчиво, даже если дедлайн уже пришел и грозно смотрит на него.

Меланхолики

Спокойные внешне, но крайне беспокойные внутри люди, склонные к излишнему беспокойству и страхам. Легкоранимы, остро переживают все события, плохо сдерживают эти переживания. Как правило, медлительны и пассивны. Боязливы, тревожны и из-за этого обладают плохой концентрацией, нерешительны и быстро устают.

Меланхолики высокочувствительны и восприимчивы к раздражителям, могут легко впадать в сильные эмоционально тяжелые состояния и переживания. Чувства замедленные и неуравновешенные, внешне невыразительные, обычно сопровождаются не слишком активной мимикой.

Боятся новой обстановки, коллективов и остерегаются контактов, при этом тонко чувствуют людей и их отношение. Умеют отлично анализировать.

Люди этого типа любят одиночество, которое помогает им расслабиться и сконцентрироваться. В спокойной обстановке способны к прекрасной работе, особенно, если она связана с системой: построение графиков, таблиц и т.д.

Это хорошие преданные друзья и любовные партнеры. Правда, в обоих случаях подчиняются, поскольку не способны к лидерству.

Тип темперамента меланхолики

Как определить свой тип личности

Произвести определение типа личности достаточно просто. Для этого можно использовать разные методики и тесты. Кроме того, для экономии сил и времени можно их пройти в онлайн режиме. Основная цель таких опросников – понять, как именно человек будет реагировать на ту или иную ситуацию.

Для получения объективных результатов психологи рекомендуют давать быстрые и четкие ответы. Не нужно много думать над решением того или иного вопроса, необходимо действовать в зависимости от тех эмоций, которые возникают первыми

Стоит обратить внимание, что в таких тестах нет правильных или неправильных вопросов. Тут нельзя ответить хорошо или плохо

Меланхолики могут работать только в спокойной и привычной для них обстановке

Меланхолик

Меланхоличные люди — эмоционально чувствительные интроверты. Определяющей чертой меланхоличного типа является перфекционизм. Они идеалисты, которые хотят, чтобы все было определенным образом. Держат себя и других на нереально высоких стандартах и ​​огорчаются, когда эти стандарты не соблюдаются. Это приводит к тому, что они самоуничижительные, потому что сами не соответствуют своим собственным стандартам, и критикуют других, так как эти другие также не являются образцами их вымышленных стандартов.Можно сказать, что их суровое поведение имеет в своей основе внутреннюю борьбу между несовершенным миром и стремлением к совершенству. Меланхолики много читают, изучают разные науки, учатся понимать, знать детали каждой мелочи, потому что для них быть невежественным, значит отклоняться от совершенства. Они не хотят просто принимать вещи такими, какие они есть. Они любознательны и задают конкретные вопросы, чтобы прийти к более ясному пониманию. Это приводит многих из них к чрезмерным, невротическим расстройствам.

Они очень упрямы, стараются придерживаться своих тщательно продуманных взглядов и стандартов совершенства, и их нелегко переубедить. Они очень пессимистичны и предполагают худшее из-за этих нереальных стандартов.Меланхолики думают и планируют, прежде чем действовать и паникует, если какая-либо незапланированная ситуация застала их врасплох.

Им легче отвергать и ненавидеть, чем любить и принимать. Они часто жалуются, их можно назвать «нытиками». Они склонны спорить, потому что не могут просто позволить вещам быть, если они на их взгляд кажутся неправильными. Но спорят они, используя доказательства, логику и объяснения, а не утверждают господство. Они плохо реагируют на комплименты, часто «опровергая» их, говоря, что уже не так и хороши. Они будут винить себя за ошибки, потому что остро осознают свое собственное несовершенство.

Меланхоликов можно назвать идеалистами, которые рисуют в своем воображении фантазии и расстраиваются, когда что-то не соответствуют этим фантазиям.Из всех типов темперамента это люди наиболее замкнутые. Любят проводить много времени в одиночестве и чувствуют себя в своей собственной непринужденной обстановке прекрасно. Могут с удовольствием проводить время с другими, но это истощает их энергию, и им нужно время наедине, чтобы перезарядиться.

Они разборчивы в отношении людей, с которыми общаются

Люди, которые соответствуют их стандартам и разделяют их взгляды, могут рассчитывать на их внимание, а с остальными они не хотят говорить, если это только не жизненно важно. Они предпочитают иметь несколько близких друзей, нежели массу знакомых

Можно предположить, что они — эгоисты, потому что предпочитают оставаться наедине со своими мыслями, иметь свои собственные вещи, и не делиться временем или чем-либо в обществе с другими. Они, как правило, очень трепетно ​​относятся к вещам, которыми владеют, глубоко заботятся обо всем своем.

Меланхолики очень эмоциональны, капризны и ранимы. Они ценят красоту и умеют сопереживать людям. Их настроения можно сравнить с тонкими стеклянными скульптурами, построенными медленно, осознанно и аккуратно, но которые легко ломаются и трудно поддаются ремонту после разрушения.

Они реагируют на вещи, которые им не нравятся, с горечью и слезами, а не с яростью.Меланхолики не агрессивны. Если они хотят отомстить другому человеку, скорее всего, заставят его чувствовать себя виноватым, чем оскорбят его прямо.

В современном обществе меланхолики часто стремятся к аналитическим ролям. Они могут быть прекрасными учеными, аналитиками, программистами, логиками и так далее. Они прекрасно могли бы справиться с ролью волшебника.

Возможно ли его изменить

Тип темперамента закладывается ребенку еще в утробе матери, с другой стороны, каждый человек, в зависимости от сложившейся ситуации, проявляет себя по-разному. Например, в экстремальных условиях даже самый яростный меланхолик на некоторое время может стать холериком.

В народе бытует мнение о том, что темперамент нельзя никак изменить. Оно ошибочное, так как ненадолго даже самый обычный человек может изменить темперамент, тренированные люди могут в принципе выбирать его себе. В процессе обучения и тренингов большинство людей легко сможет проработать для себя все виды темпераментов.

Эволюция гуморальной теории темперамента: от Гиппократа до Канта

Итак, лекарь с острова Кос стал родоначальником концепции об индивидуальной особенности личности. Усовершенствовать и дополнить учение предстояло его последователям. Первым адептом идеи стал самый знаменитый врач античности Клавдий Гален. Именно он разработал первую типологию темпераментов. Его взгляды изложены в знаменитом трактате «De temperamentum» (от латинского temperamentum – «соразмерность, правильная мера»). Так появилась теория темперамента по Гиппократу и Галену. Классификация темпераментов была названа впоследствии гуморальной.

Основанная на представлениях учителя об соотношениях жидкостей, или «красней», типология ученика сначала включала 13 типов темперамента. Описав каждый из видов индивидуальной характеристики, Гален, однако, не потрудился описать их психологическую специфику. В этом состоит индивидуальное различие в гуморальных теориях темперамента.

Со временем это упущение было наверстано. Особая заслуга в развитии концепции темперамента принадлежит немецкому философу-просветителю Иммануилу Канту. Наблюдая за людьми, мыслитель пришел к выводу, что сангвистические и меланхолические реакции порождаются чувствами личности, в то время как флегматические и холерические принадлежат исключительно сфере действий человека. Соответственно, согласно Канту, сангвиники и меланхолики обладают повышенной эмоциональностью, а холерики и флегматики – активностью. Философ дал точное определение четырем типам темперамента:

Сангвиник характеризуется весельем и беззаботностью.
Меланхолик зачастую мрачный и тревожный.
Холерик быстро вспыхивает и становится чрезвычайно активным на протяжении короткого времени.
Флегматик обладает хладнокровием и ленью.

Темперамент и характер

Часто понятие «темперамент» отождествляют с характером

. Но классификацию какого психолога вы бы ни рассматривали, это неверная точка зрения. Конечно, взаимосвязь характера и темперамента присутствует, но и эти понятия означают далеко не одно и о же. Так, темперамент дается человеку природой и на протяжении жизни если и изменяется, то незначительно, а характер формируется и трансформируется все время. У людей с одинаковым темпераментом может быть совершенно разный характер, что связано с воздействием социума, воспитанием, профессией, интересами, хобби. Да и представьте, как были бы похожи все люди, если у всех нас было только 4 типа характера с небольшими различиями.

Короткий тест на определение темперамента

Темперамент представляет собой группу черт или склонностей. Каждая из черт определяет отличительную манеру поведения, которая отличается от другой группы. Например, набор черт холерика отличается от набор черт сангвиника, и каждый из них демонстрирует разный тип поведения.

Каждая черта может быть выражена в разной степени. Например, человек может быть общительным в высокой степени, в средней степени или совсем не быть общительным.

Темперамент, таким образом, представляет естественные черты или склонности, с которыми человек родился. А уже то, насколько развиты будут эти естественные черты, зависит от мотивации человека.

Темперамент – это то, кем является человек большую часть времени. Он определяет то, как человек относится к другим людям и как реагирует на события.

Существует еще один быстрый способ определения темперамента. Он основан на древнегреческом учении о том, какая жидкость преобладает в теле человека.

А) теплые

Б) холодные

В) влажная

Г) сухая

АВ – сангвиник

АГ – холерик

БВ – флегматик

БГ – меланхолик

Флегматики

Эти люди спокойны как внутри, так и внешне, устойчивы в своих настроениях и стремлениях. Скупы на проявление чувств и эмоций. Отличаются неторопливостью, инертностью и медлительностью. И внешне выглядят всегда очень ровными, спокойными и невозмутимыми.

Любят одиночество, не всегда умеют общаться, причем даже с близкими людьми, но при этом очень неконфликтны.

У этого типа сильные нервные процессы и устойчивая психика, редко способны на необдуманные поступки или эмоциональные вспышки.

Внешне довольно невыразительны в мимике, жестах и чувствах. Долго все обдумывают прежде, чем принять какое-то решение. Однако, приняв его, скорее всего, уже не отступят. Почти всегда доводят все начатое до конца, хоть внешне и создают впечатление ленивых и безразличных людей.

Тип темперамента флегматики

По факту в реальной жизни довольно сложно встретить человека, у которого был бы ярко выражен какой-то один из типов темперамента.

Выяснить, какой именно, можно, пройдя специальные тесты на выявление темперамента, которые можно найти в интернете.

Еще информация о типах темперамента в видео:

Разница между темпераментом и характером

Темперамент — это уровень эмоциональной возбудимости человека, уровень присущей ему интенсивности, подвижности и жизненной активности. За это отвечает нервная система человека. Её чувствительность определяет скорость его реакции на происходящее вокруг, его память, скорость мышления и т. д.

Характер — это характеристики человека, выражающиеся в его связях с миром вокруг него. На характер могут влиять такие детали, как: национальность, социальное окружение, профессиональная деятельность, воспитание и образование.

Характер, как и темперамент, связан с психикой человека. Однако темперамент мы получаем при рождении, и он не меняется (его можно лишь сдерживать), а черты характера развиваются под воздействием внешних факторов. Характер складывается на основании темперамента. Характер мы можем оценить, а темперамент нет.

Типы темперамента в психологии

Знаменитый греческий врач Гиппократ (460-370 до н.э.) был пионером в изучении типов темперамента. Его исследование темперамента было широко исследовано и использовалось в качестве диагностического инструмента в психологии и психиатрии..

Эта классификация связана с древней концепцией юмора. Раньше юмор состоял из медицинского термина, определяющего жидкости, присутствующие в организме каждого человека. Считалось, что в соответствии с нашим темпераментом у нас была более или менее пропорция определенных жидкостей. .

Его знаменитая классификация разделена на 4 типа темпераментов, в которых все люди могут быть засажены, кроме людей с серьезной психопатологией.

Тем не менее, кажется более правильным сказать, что каждый человек имеет оценку каждого из этих четырех типов темперамента. Будут люди, которые имеют более высокие уровни одного темперамента, чем другие, и другие, что разница не так заметна.

С другой стороны, следует отметить, что темпераменты не имеют никакого отношения к интеллекту. Скорее они связаны с предпочтениями и эмоциональными реакциями.

В свою очередь, четыре типа темперамента делятся на две категории: экстраверты и интроверты. Это:

Типы экстравертных темпераментов

— Злой характер: его преобладающее настроение (жидкость) — желтая желчь. Они беспокойные, активные, возбудимые и импульсивные люди. Они, как правило, амбициозны и способны стать лидерами. Для них также характерно то, что они очень уверены в себе и неустанно преследуют свои цели..

С другой стороны, они не очень чувствительны к нуждам или чувствам других. Они могут стать доминирующими, контролирующими и агрессивными.

— Темперамент крови: Его самый распространенный юмор — кровь. Это очень общительные люди, которым нравится общество других. Они выделяются тем, чтобы быть разговорчивыми, веселыми, творческими, беззаботными и случайными.

Как и больные холерой, они очень активны и нервны. Хотя они более гибкие, оптимистичные и чувствительные к стимулам.

Они очень хорошо переносят риск и отвергают скуку, поэтому они склонны отказываться от рутины в поисках приключений и эмоций. Эти люди склонны искать удовольствия и новых ощущений.

Типы интровертного темперамента

— Флегматический темперамент: его преобладающая жидкость — мокрота. Эти люди очень спокойны и расслаблены. Они любят действовать без спешки и не спешат делать что-то. Они не любят изменений или непредвиденных событий и предпочитают следовать установленному порядку.

Кроме того, эти люди имеют близкие отношения. Они верны и ласковы, и они очень ценят компанию своих близких. Они всегда поддерживают гармонию и избегают конфликтов. Они чувствуют себя хорошо, помогая другим.

— Меланхоличный темперамент: Это было связано с черной желчью. Они замкнутые и рефлексивные люди. Они независимы и обладают большой способностью думать о сложных и глубоких проблемах. Они могут легко находить творческие решения проблем.

Многие из них очень креативны и развивают важные задачи в искусстве, литературе, музыке и т. Д. У них отличная способность к самоанализу.

Они, как правило, видят самые негативные стороны и могут сильно беспокоиться о жестокости и трагедиях, которые происходят в мире. Это потому, что они очень чувствительные люди, которые могут легко почувствовать боль.

Эти люди менее общительны, спокойны, организованы, сдержанны и серьезны. Склонны страдать от тревоги и депрессии.

Типы темперамента по Павлову

Русский физиолог Иван Петрович Павлов (лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года) разделил людей на четыре вида по темпераменту на основе типов нервной системы.

Но это деление довольно условно, так как есть и переходные, и смешанные типы. Чистые темпераменты (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик) встречаются относительно редко.

Типы темперамента по Павлову

Он определил каждый тип в зависимости от того, как протекают нервные процессы в организме: по своей силе, уравновешенности и подвижности.

По своей силе, устойчивости нервных процессов могут быть слабые и сильные. Сильные типы делятся на уравновешенных и неуравновешенных (в зависимости от процессов коры головного мозга, коэффициент между возбуждениями и торможениями).

Уравновешенные уже делятся на подвижные и инертные (по скорости смены процесса возбуждения на торможение и обратно).

Таким образом:

  • слабый тип — меланхолик;
  • сильный, неуравновешенный — холерик;
  • сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
  • сильный, уравновешенный, инертный — флегматик.

Возможно ли его изменить

Тип темперамента закладывается ребенку еще в утробе матери, с другой стороны, каждый человек, в зависимости от сложившейся ситуации, проявляет себя по-разному. Например, в экстремальных условиях даже самый яростный меланхолик на некоторое время может стать холериком.

В народе бытует мнение о том, что темперамент нельзя никак изменить. Оно ошибочное, так как ненадолго даже самый обычный человек может изменить темперамент, тренированные люди могут в принципе выбирать его себе. В процессе обучения и тренингов большинство людей легко сможет проработать для себя все виды темпераментов.

Генетика поведения и темперамент ребенка

1. Goldsmith HH, Buss AH, Plomin R, et al. Круглый стол: Что такое темперамент? Четыре подхода. Детский Дев. 1987; 58: 505–529. [PubMed] [Google Scholar]

2. Plomin, R., Chipuer, H.M., & Neiderhiser, J.M. (1994). Поведенческие генетические доказательства важности раздельного окружения. В EM Hetherington, D. Reiss и R. Plomin (Eds.), Отдельные социальные миры братьев и сестер: важность раздельной среды для развития. Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

3. Plomin, R., DeFries, J.C. , McClearn, G.E., et al., (2001). Поведенческая генетика. (4 -е изд. ). Уорт Паблишинг, Нью-Йорк.

4. Томас А. и Чесс С. (1977). Темперамент и развитие. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Брунер/Мазель.

5. Роу Д.К., Пломин Р. Темперамент в раннем детстве. J Pers Ass. 1977; 41: 150–156. [PubMed] [Google Scholar]

6. Бейли, Н. (1969). Руководство по шкалам развития младенцев Бейли. Нью-Йорк: Психологическая корпорация.

7. Басс, А. Х., и Пломин, Р. (1984). Темперамент: рано развивающиеся черты личности Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

8. Matheny AP., Jr. Запись поведения младенцев Бейли: поведенческие компоненты и анализ близнецов. Детский Дев. 1980; 51: 1157–1167. [PubMed] [Google Scholar]

9. Matheny AP., Jr Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Bayley’s Infant Behavior Record. Детский Дев. 1983; 54: 356–360. [PubMed] [Академия Google]

10. Cyphers LH, Phillips K, Fulker DW, et al. Близнецовый темперамент при переходе от младенчества к раннему детству. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1990; 29: 392–397. [PubMed] [Google Scholar]

11. Голдсмит Х.Х., Басс К.А., Лемери К.С. Малыш и детский темперамент: расширенное содержание, более убедительные генетические данные, новые доказательства важности окружающей среды. Дев Психология. 1997; 33: 891–905. [PubMed] [Google Scholar]

12. Саудино, К. Дж., и Черный, С. С. (2001). Родительские оценки темперамента близнецов. В RN Emde & JK Hewitt (Eds.) Переход от младенчества к раннему детству: генетическое влияние и влияние окружающей среды в продольном исследовании близнецов Макартура (стр. 73–88). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

13. Стивенсон Дж., Филдинг Дж. Рейтинги темперамента в семьях молодых близнецов. Бр Дж Дев Психол. 1985; 3: 143–152. [Google Scholar]

14. Neale MC, Stevenson J. Систематическая ошибка Rater в шкалах темперамента EASI: исследование близнецов. J Per Soc Psychol. 1989; 56: 446–455. [PubMed] [Google Scholar]

15. Plomin R, Emde R, Braungart JM, et al. Генетические изменения и преемственность от 14 до 20 месяцев: продольное исследование близнецов Макартура. Детский Дев. 1993;64:1354–1376. [PubMed] [Google Scholar]

16. Plomin, R. & DeFries, JC (1985). Истоки индивидуальных различий в младенчестве: Проект усыновления в Колорадо Торонто: Academic Press.

17. Plomin, R., DeFries, J.C., & Fulker, D.W. (1988). Природа и воспитание в младенчестве и раннем детстве. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

18. Ганье, Дж. Р., Саудино, К. Дж. и Черный, С. С. (2003). Генетическое влияние на темперамент в раннем подростковом возрасте: мультиметодическая перспектива. В S. Petrill, R. Plomin, JC DeFries & JK Hewitt (Eds.). Переход к раннему подростковому возрасту: природа и воспитание (стр. 166–184). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

19. Plomin R, Coon H, Carey G, et al. Анализ усыновления родителей-потомков и братьев и сестер родительских оценок темперамента в младенчестве и раннем детстве. Дж Пер. 1991; 59: 705–732. [PubMed] [Google Scholar]

20. Schmitz, S. (1994). Личность и темперамент. В JC DeFries, R. Plomin, & D.W. Fulker (Eds.), Природа и воспитание в среднем детстве (стр. 120–140). Кембридж, Массачусетс: Блэквелл.

21. Саудино К.Дж., Макгуайр С., Рейсс Д. и соавт. Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер. J Per Soc Psychol. 1995; 68: 723–733. [PubMed] [Google Scholar]

22. Черный С.С., Фулкер Д.В., Корли Дж.С. и соавт. Преемственность и изменение детской застенчивости от 14 до 20 месяцев. Поведение Жене. 1994; 24: 365–380. [PubMed] [Google Scholar]

23. Matheny AP., Jr Продольное близнецовое исследование стабильности компонентов из журнала Bayley’s Infant Behavior Record. Детский Дев. 1983;54:356–360. [PubMed] [Google Scholar]

24. Robinson JL, Kagan J, Reznick JS, et al. Наследуемость заторможенного и расторможенного поведения: исследование близнецов. Дев Психология. 1992; 28:1030–1037. [Google Scholar]

25. Саудино, К. Дж., Черный, С. С. (2001a). Источники преемственности и изменения наблюдаемого темперамента. В Р. Н. Эмде и Дж. К. Хьюитт (ред.) Переход от младенчества к раннему детству: генетические и экологические влияния в продольном исследовании близнецов Макартура (стр. 89–110). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

26. Саудино К.Дж., Итон В.О. Младенческий темперамент и генетика: объективное близнецовое исследование уровня двигательной активности. Детский Дев. 1991;62:1167–1174. [PubMed] [Google Scholar]

27. Saudino KJ, Eaton WO. Преемственность и изменение объективно оцененного темперамента: продольное исследование уровня активности близнецов. Бр Дж Дев Психол. 1995; 13:81–95. [Google Scholar]

28. Эмде, Р. Н. и Хьюитт, Дж. К. (2001). Переход от младенчества к раннему детству: генетические и экологические влияния в продольном исследовании близнецов Макартура. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

29. Саудино К.Дж., Черный С.С., Пломин Р. Рейтинги темперамента родителей у близнецов: объяснение корреляций Atoo low@ DZ. Твин Рез. 2000;3:224–233. [PubMed] [Google Scholar]

30. Саудино, К. Дж., Томпсон, Л. А., и Ганье, Дж. Р. (июнь 2000 г.). Генетические влияния на уровень активности в подростковом возрасте: действуют ли одни и те же генетические эффекты на родительские оценки, самооценку и механические измерения? Документ, представленный на 30-м ежегодном собрании Ассоциации генетики поведения, Берлингтон, штат Вирджиния.

31. Schmitz S, Saudino KJ, Plomin R, et al. Генетические и экологические влияния на темперамент в среднем детстве: анализ оценок учителей и тестировщиков. Детский Дев. 1996; 67: 409–422. [PubMed] [Google Scholar]

32. Braungart JM, Plomin R, DeFries JC, et al. Генетическое влияние на темперамент младенцев, оцененных тестерами, по оценке Bayley’s Infant Behavior Record: неусыновленные и приемные братья и сестры и близнецы. Дев Психология. 1992; 28:40–47. [Google Scholar]

33. Saudino KJ, McGuire S, Reiss D, et al. Родительские оценки темпераментов EAS у близнецов, полных братьев и сестер, сводных братьев и сестер и сводных братьев и сестер. J Per Soc Psychol. 1995;68:723–733. [PubMed] [Google Scholar]

34. Goldsmith HH, Hewitt EC. Достоверность родительского отчета о темпераменте: различия и необходимые исследования. Младенец Поведение Дев. 2002; 26:108–111. [Google Scholar]

35. Хван Дж., Ротбарт М.К. Поведенческие генетические исследования темперамента младенцев: результаты варьируются в зависимости от инструментов родительского отчета. Младенец Поведение Дев. 2002; 2: 112–114. [Google Scholar]

36. Пломин Р. Трудная концепция темперамента: ответ Томасу, Чессу и Корну. Ежеквартальное издание Меррилл Палмер. 1982;28:25–33. [Google Scholar]

37. Саудино К. Дж., Верц А., Ганье Дж. Р. и др. (в прессе). Ночь и день: так ли уж разные по темпераменту братья и сестры, как говорят родители? J Per Soc Psychol. [бесплатная статья PMC] [PubMed]

38. Саудино К.Дж., Пломин Р., ДеФрис Дж.К. Оцененный тестером темперамент в возрасте 14, 20 и 24 месяцев: изменение окружающей среды и генетическая преемственность. Бр Дж Дев Психол. 1996; 14: 129–144. [Google Scholar]

39. Эрикссон Г.С., Перссон Г. Взаимосвязь между образом жизни семьи и темпераментом детей по оценке родителей недоношенных детей. J Детское здравоохранение. 2003;7:89–100. [PubMed] [Google Scholar]

40. Леве Л.Д., Скарамелла Л.В., Фагот Б.И. Младенческий темперамент, удовольствие от воспитания детей и семейное счастье в приемных семьях. Журнал психического здоровья младенцев. 2001; 22: 545–558. [Google Scholar]

41. Cohen DJ, Dibble E, Grawe JM. Представления отцов и матерей о личности ребенка. Арх генерал психиатрия. 1977; 34: 480–487. [PubMed] [Google Scholar]

42. Голдсмит, Х. Х., и Кампос, Дж. Дж. (1986). Фундаментальные вопросы изучения раннего темперамента: Денверское исследование темперамента близнецов. В М. Э. Лэмб, А. Л. Браун и Б. Рогофф (ред.) Достижения в области психологии развития (Том 4, стр. 231–283). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

43. Ювелир Х.Х., Готтесман II. Происхождение различий в поведенческом стиле: продольное исследование темперамента у молодых близнецов. Детский Дев. 1981; 52: 91–103. [PubMed] [Google Scholar]

44. Goldsmith HH, Lemery KS, Buss KA, et al. Генетический анализ основных аспектов детского темперамента. Дев Психология. 1999; 35: 972–985. [PubMed] [Google Scholar]

45. Литтон, Х. (1980). Взаимодействие родителей и детей: процесс социализации, наблюдаемый в семьях близнецов и одиночек. Нью-Йорк: Пленум Пресс.

46. Пломин Р., Фош Т.Т. Близнецовое исследование объективно оцененной личности в детстве. J Per Soc Psychol. 1980; 39: 680–688. [Google Scholar]

47. Plomin R, Nesselroade JR. Поведенческая генетика и изменение личности. Дж Пер. 1990; 58: 191–220. [PubMed] [Google Scholar]

48. Маккартни К. , Харрис М.Дж., Берньери Ф. Взросление и разлука: метаанализ исследований близнецов, посвященный развитию. Психологический бык. 1990; 107: 226–237. [PubMed] [Академия Google]

49. Ризе МЛ. Неонатальный темперамент у монозиготных и дизиготных пар близнецов. Детский Дев. 1990;61:1230–1237. [PubMed] [Google Scholar]

50. Matheny AP. Детское поведенческое торможение с возрастом и в разных ситуациях: генетическое сходство черт во время изменений. Дж Пер. 1989; 57: 215–235. [PubMed] [Google Scholar]

51. Wohlwill, JF (1973). Исследование поведенческого развития Нью-Йорк: Academic Press.

52. Матени А.П., мл. Исследование развития темперамента близнецов. Акта Жене Мед Гемеллол. 1987;36:135–143. [PubMed] [Google Scholar]

53. Wilson, R. S. & Matheny, A. P., Jr. (1986). Исследование генетики поведения детского темперамента: исследование близнецов в Луисвилле. В Р. Пломин и Дж. Данн (редакторы), Изучение темперамента: изменения, преемственность и проблемы, (стр. 81–97). Хиллсдейл, Нью-Джерси: Эрлбаум.

54. Пломин Р. Многофакторный анализ и поведенческая генетика развития: изменение развития, а также преемственность. Поведение Жене. 1986; 16: 25–43. [PubMed] [Академия Google]

55. Саудино К.Дж., Пломин Р., ДеФрис Дж.К. Оцененный тестером темперамент в возрасте 14, 20 и 24 месяцев: изменение окружающей среды и генетическая преемственность. Бр Дж Дев Психол. 1996; 14: 129–144. [Google Scholar]

56. McGue M, Bacon S, Lykken DT. Стабильность личности и изменение в раннем взрослом возрасте: поведенческий генетический анализ. Дев Психология. 1993; 29: 96–109. [Google Scholar]

57. Раттер М. Темперамент, личность и расстройство личности. Бр Дж. Психиатрия. 1987; 150:443–458. [PubMed] [Академия Google]

58. Кэмпбелл С.Б. Проблемы поведения у детей дошкольного возраста: обзор последних исследований. J Детская психология. 1995; 36: 113–149. [PubMed] [Google Scholar]

59. Lavigne JV, Gibbons RD, Christoffel KK, et al. Распространенность и корреляты психических расстройств среди детей дошкольного возраста. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1996; 35: 204–214. [PubMed] [Google Scholar]

60. Фэган Дж. Взаимодействие между полом ребенка и темпераментом в прогнозировании поведенческих проблем детей дошкольного возраста в детском саду. Разработка и уход за детьми раннего возраста. 1990;59:1–9. [Google Scholar]

61. Герин Д.В., Готфрид А.В., Томас К.В. Сложный темперамент и проблемы с поведением: лонгитюдное исследование от 1,5 до 12 лет. Int J Behav Dev. 1997; 21:71–90. [Google Scholar]

62. Lengua LJ, West SG, Sandler IN. Темперамент как предиктор симптоматики у детей: решение проблемы контаминации мер. Детский Дев. 1988; 69: 164–181. [PubMed] [Google Scholar]

63. Rubin KH, Burgess KB, Dwyer KM, et al. Прогнозирование экстернализирующего поведения дошкольников на основе темперамента малыша, конфликтов и материнского негатива. Дев Психология. 2003;39: 164–176. [PubMed] [Google Scholar]

64. Фагот Б.И., О’Брайен М. Уровень активности у детей раннего возраста: межвозрастная стабильность, ситуационное влияние, корреляция с темпераментом и восприятие проблемного поведения. Ежеквартальное издание Меррилл Палмер. 1994; 40: 378–398. [Google Scholar]

65. Мехрегани Д.В. Взаимосвязь нарушений темперамента и поведения в дошкольной клинической выборке. Детская психиатрия Хум Дев. 1991; 22: 129–136. [PubMed] [Google Scholar]

66. Teglasi H, MacMahon BH. Темперамент и общие проблемы поведения детей. J Appl Dev Psychol. 1990;11:331–349. [Google Scholar]

67. Голдсмит Х.Х., Лемери К.С. Связь темпераментной боязливости и симптомов тревоги: поведенчески-генетическая перспектива. Биол психиатрия. 2000;48:1199–1209. [PubMed] [Google Scholar]

68. Schmitz S, Fulker DW, Plomin R, et al. Темперамент и проблемное поведение в раннем детстве. Int J Behav Dev. 1999; 23: 333–355. [Google Scholar]

69. Лемери К.С., Эссекс М.Дж., Смидер Н.А. Выявление связи между темпераментом и симптомами поведенческих проблем путем устранения путаницы в измерениях: экспертные оценки и факторный анализ. Детский Дев. 2002; 73: 867–882. [PubMed] [Академия Google]

70. Edelbrock C, Rende R, Plomin R, et al. Двойное исследование компетентности и проблемного поведения в детстве и раннем подростковом возрасте. J Детская психологическая психиатрия. 1995; 36: 775–785. [PubMed] [Google Scholar]

71. Leve LD, Winebarger AA, Fagot BI, et al. Экологические и генетические различия в наблюдаемом и сообщенном неадекватном поведении детей. Детский Дев. 1998; 69: 1286–1298. [PubMed] [Google Scholar]

72. Саудино, К. Дж., Рональд, А., и Пломин, Р. (в печати). Этиология проблем с поведением у 7-летних близнецов: существенное генетическое влияние и незначительное общее влияние окружающей среды на оценки родителей и оценки одними и разными учителями. J Ненормальный детский психол. [PubMed]

73. Ван ден Оорд Э., Ферхулст ФК, Бумсма Д.И. Генетическое исследование материнских и отцовских рейтингов проблемного поведения у трехлетних близнецов. J Abnorm Psychol. 1996; 105: 349–357. [PubMed] [Google Scholar]

74. van der Valk JC, Verhulst FC, Neale MC, et al. Продольный генетический анализ проблемного поведения у биологически родственных и неродственных приемных детей. Поведение Жене. 1998; 28: 365–380. [PubMed] [Google Scholar]

75. Schmitz, S. & Saudino, KJ ​​(2003). Связь между темпераментом и проблемами поведения у детей. В S. Petrill, R. Plomin, JC DeFries & JK Hewitt (Eds.). Переход к раннему подростковому возрасту: природа и воспитание (стр. 185–198). Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.

76. Gjone H, Stevenson J. Продольное исследование проблем темперамента и поведения у близнецов: общие генетические или экологические влияния? J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1997; 36: 1448–1456. [PubMed] [Google Scholar]

77. Plomin R, Owen MJ, McGuffin P. Генетическая основа сложного человеческого поведения. Наука. 1994; 264:1733–1739. [PubMed] [Академия Google]

78. Пломин Р. и Саудино К. Дж. (1994). Количественная генетика и молекулярная генетика. В JE Bates & TD Wachs (Eds.), Темперамент: индивидуальные различия на стыке биологии и поведения (стр. 143–171). Вашингтон, округ Колумбия: Книги APA.

79. Ашерсон П., Карран С. Подходы к картированию генов при сложных расстройствах и их применение в детской психиатрии и психологии. Бр Дж. Психиатрия. 2001; 179: 122–128. [PubMed] [Google Scholar]

80. Mill J, Curran S, Kent L, et al. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и ген рецептора допамина D4: доказательства связи, но отсутствие связи в образце из Великобритании. Мол Психиатрия. 2001; 6: 440–444. [PubMed] [Академия Google]

81. Кэмпбелл С.Б., Бро А.М. Материнские оценки уровня активности и симптоматического поведения в неклинической выборке детей младшего возраста. J Pediatr Psychol. 1983; 8: 73–82. [PubMed] [Google Scholar]

82. Кляйн Х.А. Групповой уход за детьми раннего возраста: прогнозирование приспособления к индивидуальному темпераменту. Дж. Генетическая психология. 1980; 137: 125–131. [Google Scholar]

83. O=Donnell JP, Van Tuinan M. Поведенческие проблемы детей дошкольного возраста: размеры и врожденные корреляты. J Abnorm Child Psychol. 1979;7:61–75. [PubMed] [Google Scholar]

84. Schaughency EC, Fagot BI. Прогноз адаптации в возрасте 7 лет по уровню активности в возрасте 5 лет. J Abnorm Child Psychol. 1993; 21: 29–50. [PubMed] [Google Scholar]

85. Hall SJ, Halperin JM, Schwartz ST, et al. Поведенческие и исполнительные функции у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и нарушениями чтения. J Расстройство внимания. 1997; 1: 235–247. [Google Scholar]

86. Гальперин Дж. М., Ньюкорн Дж. Х., Матье К. Дискриминантная достоверность синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. J Am Acad Child Adoles Psychiatry. 1993;32:1038–1043. [PubMed] [Google Scholar]

87. Matier-Sharma K, Perachio N, Newcorn JH, et al. Дифференциальный диагноз СДВГ: полезны ли объективные измерения внимания, импульсивности и уровня активности? Детская нейропсихология. 1995; 1: 118–127. [Google Scholar]

88. McIntosh DE, Cole-Love AS. Сравнение профилей детей с СДВГ и детей без СДВГ в Батарее оценки темперамента детей. J Психообразовательная оценка. 1996; 14: 362–372. [Академия Google]

89. Рейф А., Леш К. К молекулярной архитектуре личности. Поведение мозга Res. 2003; 139:1–20. [PubMed] [Google Scholar]

90. Benjamin J, Li L, Patterson C, et al. Популяционная и семейная связь между геном дофаминового рецептора D4 и показателями поиска новизны. Нат Жене. 1996; 12:81–84. [PubMed] [Google Scholar]

91. Ebstein RP, Novick O, Umansky R, et al. Полиморфизм экзона III дофаминового рецептора D4 (D4DR), связанный с человеческим личностным свойством поиска новизны. Нат Жене. 1996;12:78–80. [PubMed] [Google Scholar]

92. Lesch KP, Bengel D, Heils A, et al. Ассоциация признаков, связанных с тревогой, с полиморфизмом в регуляторной области гена транспортера серотонина. Наука. 1996; 274:1527–1531. [PubMed] [Google Scholar]

93. Flory JD, Manuck SB, Ferrell RE, et al. Нейротизм не связан с полиморфизмом переносчика серотонина (5-HTTLPR). Мол Психиатрия. 1999; 4: 93–96. [PubMed] [Google Scholar]

94. Jonsson EG, Nothen MM, Gustavsson JP, et al. Отсутствие доказательств аллельной связи между личностными чертами и полиморфизмами гена дофаминового рецептора D4. Am J Психиатрия. 1997;154:697–699. [PubMed] [Google Scholar]

95. Pogue-Geile M, Ferrell R, Deka R, et al. Черты личности человека, стремящиеся к новизне, и полиморфизмы рецепторов допамина D4: исследование близнецов и генетической ассоциации. Am J Med Genet. 1998; 81: 44–48. [PubMed] [Google Scholar]

96. Auerbach J, Geller V, Lezer S, et al. Полиморфизмы рецептора дофамина D4 (D4DR) и промотора переносчика серотонина (5-HTTLPR) в определении темперамента у 2-месячных младенцев. Мол Психиатрия. 1999;4:369–373. [PubMed] [Google Scholar]

97. Ebstein RP, Levine J, Geller V, et al. Рецептор допамина D4 и промотор переносчика серотонина в определении неонатального темперамента. Мол Психиатрия. 1998; 3: 238–246. [PubMed] [Google Scholar]

98. Auerbach JG, Benjamin J, Faroy M. DRD4, связанный с вниманием младенцев и обработкой информации: связь развития с СДВГ? Психиатр Жене. 2001; 11:31–35. [PubMed] [Google Scholar]

99. Auerbach JG, Faroy M, Ebstein R. Связь гена рецептора дофамина D4 (DRD4) и промоторного гена переносчика серотонина (5-HTTLPR) с темпераментом у 12-месячных младенцы. J Детская психологическая психиатрия. 2001; 42: 777–783. [PubMed] [Академия Google]

100. Лакатос К., Немода З., Биркас Э. Ассоциация полиморфизмов промотора гена дофаминового рецептора D4 и транспортера серотонина с реакцией младенцев на новизну. Мол Психиатрия. 2003; 8: 90–97. [PubMed] [Google Scholar]

101. Шмидт Л.А., Фокс Н.А., Рубин К.Х. Молекулярная генетика застенчивости и агрессии у дошкольников. Пер. и инд. разн. 2002; 33: 227–238. [Google Scholar]

102. De Luca A, Rizzardi M, Torrente I, et al. Полиморфизм рецептора дофамина D4 (DRD4) и черта адаптивности в младенчестве: продольное исследование новорожденных в возрасте от 1 до 5 месяцев. Нейрогенец. 2001;3:79–82. [PubMed] [Google Scholar]

103. Петрилл С.А., Дитер-Декард К. Ориентация на задачу, родительская теплота и СЭС составляют значительную долю общих средовых различий в общих когнитивных способностях в раннем детстве: данные исследования близнецов. Dev Sci. 2004; 7: 25–32. [PubMed] [Google Scholar]

104. Лемери К.С., Голдсмит Х.Х. Генетические и экологические влияния на дошкольное сотрудничество братьев и сестер и конфликты: ассоциации с трудным темпераментом и стилем воспитания. Обзор брака и семьи. 2002; 33:77–799. [Google Scholar]

105. Пайк А., Ацаба-Пориа Н. Имеют ли родственные и дружеские отношения одно и то же происхождение темперамента? Двойное исследование. J Детская психология и психиатрия. 2003; 44: 598–611. [PubMed] [Google Scholar]

106. Philips K, Matheny AP. Доказательства генетического влияния как на межситуационные, так и на ситуационно-специфические компоненты поведения. J Per Soc Psychol. 1997; 73: 129–138. [PubMed] [Google Scholar]

107. Саудино К.Дж., Пломин Р. Когнитивные и темпераментные посредники генетического вклада в домашнюю среду в младенчестве. Меррилл-Палмер Ежеквартально. 1997;43:1–23. [Google Scholar]

Четыре темперамента в вальдорфском образовании

«Всему свое время». Каждое время года приносит с собой уникальные отличия, замечательные аспекты и особые проблемы, точно так же, как наши дети приносят в наш мир!

Природа часто отражает темпераменты и личности, которые мы видим в наших семьях. Эта связь между временами года, природными элементами и темпераментом является фундаментальной частью вальдорфского образования, называемого четырьмя темпераментами. По словам Рудольфа Штайнера, знание того, как четыре темперамента управляют личностью наших детей, делает возможным «все многообразие, красоту и полноту жизни».

Возможно, у вас есть ребенок, который постоянно находится в движении или предпочитает тихие домашние дела. Возможно, у вашего ребенка случаются сильные вспышки гнева, когда он увлечен чем-то или загорается при любой возможности общения. Эти врожденные черты личности соотносятся с четырьмя темпераментами, а также с четырьмя элементами и четырьмя временами года. И хотя на наших детей влияет множество различных факторов, понимание их внутреннего темперамента помогает нам управлять их ростом.

Существует множество различных личностных опросников и теорий, но четыре темперамента существуют с тех пор, как древние греки использовали их для лечения болезней, что делает их одной из древнейших систем типов личности. Рудольф Штайнер использовал эту теорию как один из способов работать с детьми и понимать их. Он преподавал эту философию своим учителям, которые, в свою очередь, использовали ее, чтобы помочь спланировать рассадку, планы уроков, рассказывание историй и другие компоненты своего классного сообщества.

Учителя Вальдорфа знают, что темперамент каждого ребенка меняется со временем и что в конечном итоге дети будут воплощать все четыре темперамента более сбалансированным образом по мере взросления. По словам вальдорфской учительницы Мимы Джорджевич, «мы не держим детей твердо в одном темпераменте. Даже если они показывают некоторое доминирование, мы знаем, что это, вероятно, изменится, когда им исполнится девять лет и старше, это тенденции, они на самом деле не определяют нас».

Однако использование этого указателя темпераментов дает представление о том, как ваши дети воспринимают и взаимодействуют с братьями и сестрами, сверстниками, новыми идеями и проблемами. Не говоря уже о том, что это увлекательный способ взглянуть на индивидуальные характеристики окружающих нас людей.

Коротко о четырех темпераментах

Невероятным ресурсом для понимания этих темпераментов является книга Хельмута Эллера под названием Четыре темперамента: рекомендации для учителей . Эллер объясняет, что люди могут иметь более одного преобладающего темперамента и даже до трех. Поэтому, когда вы читаете эти описания, используйте их как руководство к тем областям, в которых у вашего ребенка могут быть какие-то дополнительные склонности, и подумайте также о том, к каким категориям вы относитесь как их родитель. Я знаю по себе, что важно бросить себе вызов, чтобы достичь разных темпераментов, поскольку я подвергаю своих детей занятиям, которые не всегда находятся в зоне комфорта моего собственного темперамента! Помните, что не все дети четко попадают в каждую категорию, а их личности сложны и уникальны.

После краткого объяснения каждого из основных темпераментов, есть несколько простых советов по работе с этим темпераментом в вашем доме. Удивительный производитель игрушек Grimm’s Spiel & Holz разработал прекрасный набор деревянных кубиков под названием Набор строительных блоков «Четыре темперамента» . Этот набор разделен на четыре части, каждая из которых представляет один из темпераментов, создавая потрясающее визуальное представление. Это прекрасный способ познакомить детей с четырьмя темпераментами и позволить им изучить некоторые основополагающие идеи, лежащие в их основе, посредством построения и игры. Он поставляется с большой бумагой, чтобы показать, где расположены блоки, что также делает его отличной головоломкой. Существуют также наборы вложенных и складываемых блоков, которые дополняют каждую темперацию, они также связаны ниже.

Здесь можно купить все деревянные игрушки братьев Гримм.

Сангвинический темперамент

Этот темперамент связан с сезоном весны и стихией воздуха. Подобно бабочке, порхающей над каждым цветком, этот темперамент часто бывает беззаботным, счастливым и общительным. Эллер описывает этот темперамент как «легкий и веселый, спонтанный и уверенный в себе». Ребенок-сангвиник открыт новым возможностям и дружбе и стремится охватить все волнения и радости окружающего мира.

Работа с сангвиником в домашних условиях:

Детей-сангвиников больше всего вдохновляет любовь к родителям и учителям. Их энтузиазм обилен, но они также могут быть склонны к отвлечению внимания. Из-за этого Штайнер рекомендовал помочь людям с сангвиническим темпераментом сосредоточиться, поддерживая их в одном особом интересе и поощряя их придерживаться его, даже когда они отвлекаются в других областях. Эллер рекомендует каждый день внимательно рассматривать интересующие его объекты и отмечать каждую деталь, которую ребенок замечает, чтобы помочь сангвиническим темпераментным детям развить концентрацию.

Деревянный радужный туннель Grimm’s Spiel & Holz

Холерический темперамент

Этот темперамент связан с сезоном лета и стихией огня. Страстные, вспыльчивые и наполненные сильной волей, дети-холерики обладают огромной силой и энергией. Они экстравертны и решительны, и, как пишет Эллер, «ребенок-холерик ведет вперед, постоянно стремится вперед и энергично преследует свою цель. Как только оно достигнуто, она немедленно ищет новое. Целеустремленность и целеустремленность идут рука об руку». Иногда эта целеустремленность и целеустремленность могут превратиться в разочарование, когда дела идут не так, как планировалось или не соответствовало их конкретному идеалу.

Работа с холериком в домашних условиях:

Дети-холерики должны видеть, что взрослые вокруг них спокойны, собраны и осведомлены даже перед лицом вспыльчивого темперамента этого темперамента. Штайнер считал, что дети-холерики лучше всего могут взаимодействовать со взрослыми в своей жизни через уважение, и сказал, что «для ребенка-холерика нужно быть полностью достойным уважения и уважения в высшем смысле этого слова». Штайнер рекомендует, чтобы у детей с холерическим темпераментом было много проблем, над которыми нужно было работать, много упражнений, и они были свидетелями талантов и навыков окружающих их взрослых.

Элементы Grimm’s Spiel & Holz Гнездовые блоки — Огонь

Меланхолический темперамент

Этот темперамент связан с сезоном осени и стихией земли. Сострадательные, с богатой внутренней жизнью, дети-меланхолики часто бывают осторожны и глубоко чувствительны. Эллер пишет, что этот темперамент «гораздо лучше чувствует себя в своем внутреннем мире — в своих мыслях, эмоциях и даже снах. Он любит внутренний и внешний мир и покой, ведет себя чутко и тактично». Этот темперамент также является очень сильным наблюдателем, способным сопереживать другим.

Работа с меланхоличным темпераментом дома:

Помощь детям-меланхоликам смотреть вовне полезно для этого темперамента, и Штайнер рекомендует им сосредоточиться на потребностях других, чтобы отвлечь их интенсивный самоанализ. Важно дать им утешение и сочувствие, так же как и связать их борьбу с подобными историями из вашего собственного опыта, когда вы чувствовали боль. Задавать им сложные вопросы и каждый день выделять время для обсуждения тем, которые пробуждают их любопытство и страсть, — два способа помочь этому темпераменту справиться со своими сильными чувствами.

Гнездовые блоки Grimm’s Spiel & Holz Element: Земля

Флегматический темперамент

Флегматический темперамент связан с сезоном зимы и стихией воды. Как теплое одеяло и чашка горячего чая в холодный день, этот темперамент умеет наслаждаться комфортом. Хотя этот темперамент похож на меланхолика по своему внутреннему направлению, он имеет тенденцию быть более удовлетворенным и заинтересованным в уюте. Эллер пишет, что эти дети «открывают для себя окружающий мир с чувством благополучия в своем собственном неторопливом, неторопливом темпе. Ничто не может их расшевелить». Этот темперамент любит ритм и размеренность и обладает огромным терпением, выносливостью и спокойствием.

Домашняя работа с флегматичными темпераментами:

Флегматические темпераменты, по словам Рудольфа Штайнера, лучше всего проявляют себя, когда связаны с другими детьми с большим разнообразием интересов, что побуждает их становиться более активными и вовлеченными в мир. вокруг них. Предоставление флегматичным вспыльчивым детям большого количества игр и вопросов также поможет им оставаться на связи. Этим детям часто требуется немного больше времени, чтобы собраться утром, и им нужен стабильный дом с множеством успокаивающих процедур.

Конструкторы Grimm’s Spiel & Holz: Волны на воде 

В целом, эти темпераменты обогащают нашу жизнь, поскольку каждый элемент, время года и личность привносят в наш мир необходимое разнообразие и глубину.

Добавить комментарий