Типы темперамента по юнгу: 35. К.Г. Юнг. Понятие темперамента. Установки и функции.

35. К.Г. Юнг. Понятие темперамента. Установки и функции.

Как и Фрейд, Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. Однако, в отличие от первого, Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал, который и объясняет присущее всему человечеству стремление к творческому самовыражению и физическому совершенству.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как половую энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти.

То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных – по мере того, как они возникают.

Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Юнг выделил также четыре психологических функции: мышление, чувство, ощущение и интуиция. Мышление и чувство являются рациональными функциями, ощущение и интуиция – иррациональными. Результатом комбинации двух видов личностных ориентаций и четырех психологических функций являются восемь различных типов личности (например, экстравертный мыслительный тип).

Эго-направленность

Наиболее известным вкладом Юнга в психологию считаются описанные им две основные направленности, или жизненные установки: экстраверсия и интроверсия . Согласно теории Юнга, обе ориентации сосуществуют в человеке одновременно, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. Экстраверт подвижен, разговорчив, быстро устанавливает отношения и привязанности, внешние факторы являются для него движущей силой. Интроверт, напротив, погружен во внутренний мир своих мыслей, чувств и опыта. Он созерцателен, сдержан, стремится к уединению, склонен удаляться от объектов, его интерес сосредоточен на себе самом. Согласно Юнгу, в изолированном виде экстравертной и интровертной установки не существует. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной. Результатом комбинации ведущей и вспомогательной эго-ориентаций являются личности, чьи модели поведения определенны и предсказуемы.

Психологические функции

Вскоре после того, как Юнг сформулировал концепцию экстраверсии и интроверсии, он пришел к выводу, что с помощью этой пары противоположных ориентаций невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру. Поэтому он расширил свою типологию, включив в нее психологические функции. Четыре основные функции, выделенные им: мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Мышление и чувство Юнг отнес к разряду

рациональных функций, поскольку они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. Мыслящий тип судит о ценности тех или иных вещей, используя логику и аргументы. Противоположная мышлению функция – чувство – информирует нас о реальности на языке положительных или отрицательных эмоций. Чувствующий тип фокусирует свое внимание на эмоциональной стороне жизненного опыта и судит о ценности вещей в категориях «плохой или хороший», «приятный или неприятный», «побуждает к чему-то или вызывает скуку». По Юнгу, когда мышление выступает в роли ведущей функции, личность ориентирована на построение рациональных суждений, цель которых – определить, является оцениваемый опыт истинным или ложным. А когда ведущей функцией является чувство, личность ориентирована на вынесение суждений о том, является ли этот опыт, прежде всего приятным или неприятным.

Вторую пару противоположных функций – ощущение и интуиция – Юнг назвал иррациональными, потому что они просто пассивно «схватывают», регистрируют события во внешнем (ощущение) или во внутреннем (интуиция) мире, не оценивая их и не объясняя их значение. Ощущение представляет собой непосредственное, безоценочное реалистическое восприятие внешнего мира. Ощущающий тип особенно проницателен в отношении вкуса, запаха и прочих ощущений из окружающего мира. Напротив,

интуиция характеризуется неосознанным восприятием текущего опыта. Интуитивный тип полагается на предчувствия и догадки, схватывая суть жизненных событий. Юнг утверждал, что, когда ведущей функцией является ощущение, человек постигает реальность на языке явлений, как если бы он фотографировал ее. С другой стороны, когда ведущей функцией является интуиция, человек реагирует на неосознанные образы, символы и скрытое значение переживаемого опыта.

Каждый человек наделен всеми четырьмя психологическими функциями. Однако как только одна личностная ориентация (экстраверсия или интроверсия) обычно является доминирующей, сознаваемой, точно также только одна функция из рациональной или иррациональной пары обычно преобладает и сознается. Другие функции погружены в бессознательное и играют вспомогательную роль в регуляции поведения человека. Любая функция может быть ведущей. Соответственно, наблюдаются мыслящий, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы индивидуумов. Согласно теории Юнга, цельная, или «индивидуированная» личность использует все противоположные функции.

Две эго-ориентации и четыре психологических функции, взаимодействуя, образуют восемь различных типов личности. Например, экстравертный мыслительный тип

фокусируется на объективных имеющих практическое значение фактах окружающего мира. Он обычно производит впечатление холодного и догматического человека, живущего в соответствии с установленными правилами. Интровертный интуитивный тип, наоборот, сосредоточен на реальности собственного внутреннего мира. Этот тип обычно эксцентричен, держится в стороне от окружающих и индифферентен к ним.

Развитие личности

В отличие от Фрейда, придававшего особое значение ранним годам жизни как решающему этапу в формировании моделей поведения личности, Юнг рассматривал развитие личности как динамический процесс, как эволюцию на протяжении всей жизни. Он почти ничего не говорил о социализации в детстве и не разделял взглядов Фрейда относительно того, что определяющими для поведения человека являются только события прошлого (особенно психосексуальные конфликты). С точки зрения Юнга, человек постоянно приобретает новые умения, достигает новых целей и проявляет себя все более полно. Он придавал большое значение такой жизненной цели индивида, как

«обретение себя», являющейся результатом стремления различных компонентов личности к единству. Эта тема стремления к объединению, гармонии и цельности в дальнейшем повторилась в экзистенциальной и гуманистической теориях личности.

Согласно Юнгу, конечная жизненная цель – это полное проявление Себя, то есть становление единого, неповторимого и целостного индивида. Развитие каждого человека в этом направлении уникально, оно продолжается на протяжении всей жизни и включает в себя процесс, получивший название индивидуация. Говоря упрощенно, индивидуация – это динамичный и эволюционирующий процесс объединения, включения в состав целого многих противодействующих внутриличностных сил и тенденций. В своем конечном выражении индивидуация предполагает сознательное проявление человеком своей уникальной психической реальности, полное развитие и выражение всех элементов личности. Таким образом, архетип самости становится центром личности и уравновешивает многие противоположные качества, входящие в состав личности как единого главного целого. Благодаря этому высвобождается энергия, необходимая для продолжающегося личностного роста. Итог осуществления индивидуации, очень непросто достигаемый, Юнг называл

самоосуществлением. Он считал, что эта конечная стадия развития личности доступна только способным и высокообразованным людям, имеющим к тому же достаточный для этого досуг. Из-за этих ограничений самоосуществление недоступно подавляющему большинству людей.

Типология К. Юнга — Отрасли психологии

Карл Густав Юнг, швейцарский психолог и психиатр, родился 26 июля 1875 г. в Кесвиле, Швейцария. Сын протестантского священника и внук профессора Карла Густава Юнга-старшего. Окончил Базельскую гимназию и Базельский университет. Начинал свою медицинскую практику в Базеле и в Париже. В 1907-1912 гг. был ближайшим сотрудником 3. Фрейда. После разрыва с ним в 1920-х гг. участвует в ряде экспедиций в страны Африки. В 1933 г. избирается президентом Германского медицинского психотерапевтического общества. В 1934 г. основывает первое международное медицинское психотерапевтическое общество. В период Третьего рейха (до 1939 г.) издавал «Журнал психотерапии», восхвалявший Гитлера и нацистов. В эти годы он поддерживал идею физического уничтожения психических больных. Умер в 1961 г.


Карл Юнг (1992) тоже делил людей на типы, исходя из психологических различий между ними, которые, однако, он считал врожденными.

К. Юнг выделил два общих типа — экстравертированный и интровертирован-ный. Для экстравертов характерна направленность на объект, поэтому мнения других людей, общепринятые нормы, объективные обстоятельства определяют их поступки в значительно большей степени, чем их собственное, субъективное отношение к окружающей действительности. У интроверта субъективное всегда превалирует над объективным, и ценность субъекта всегда выше, чем объекта. Испытывая какую-нибудь эмоцию, интроверт обращает внимание не на события или людей, которые ее вызвали, а на свои переживания. Собственное мнение для него важнее, чем окружающая реальность или суждения других людей.

Кроме сознательной установки оба типа имеют и бессознательную, которая по отношению к первой выполняет компенсаторную функцию и находится с ней в реципрокных (противоположных) отношениях: чем больше преувеличивается сознательная установка, тем примитивнее и инфантильнее становится бессознательная. У экстравертов при подавлении сознательной установки бессознательная оказывается интровертной (ориентированной на субъекта) и выражается в эгоцентрических устремлениях. У интровертов бессознательная установка акцентирует значение объекта, внешней ситуации. Чем сильнее выражена интро-вертная сознательная установка и, следовательно, чем более подавлена бессознательная экстравертная, тем больше тревоги и недоверия у интроверта вызывают новые и незнакомые объекты, тем страшнее ему становится общаться с окружающими. Идеалом для такого интроверта становится необитаемый остров, как пишет К. Юнг.

В зависимости от развитости четырех основных психических функций — мышления, эмоции, ощущения и интуиции, К. Юнг выделяет четыре типа экстравертов и четыре типа интровертов: экстравертированный мыслительный, экстра-вертированный эмоциональный, экстравертированный сенсорный, экстравертированный интуитивный, а также интровертированный мыслительный, интровер-тированный эмоциональный, интровертированный сенсорный и интровертированный интуитивный.

Экстравертированный мыслительный тип — субъекты, которые принимают важные решения рассудочно, создают схемы объективной реальности и непреложно руководствуются ими в своем поведении, требуя того же от окружающих. Если эти схемы («формулы», по К. Юнгу) возникают в результате глубокого понимания реальности, люди могут быть реформаторами и новаторами. Однако чем уже схема, тем больше шансов, что представитель этого типа превратится в брюзгу, а служение идеалу не остановит его ни перед какими нравственными законами: цель для него оправдывает средства. Люди такого типа эмоционально тупы: они редко сочувствуют другим и не ценят дружбы, им чужды эстетические переживания, и поэтому они не интересуются искусством.

Экстравертированный эмоциональный тип склонен к «правильной» эмоциональной оценке всего того, что его окружает. Подобные люди любят партнеров, отвечающих определенным критериям (например, занимающих определенное социальное положение). Они ходят в театр и испытывают там те эмоции, которые и следует там испытать. От их чувств всегда веет холодом, поэтому они воспринимаются как притворство.

Экстравертированный сенсорный тип определяет ценность объектов по силе ощущения: чем оно сильнее, тем больше ценность. Люди этого типа ищут наслаждения и удовольствия. Производят на окружающих впечатление радующихся жизни, эстетов, если ощущения не очень доминируют над остальными функциями. В противном случае они становятся неприятными для окружающих.

Экстравертированный интуитивный тип обладает необычайно развитым «нюхом» на все новое и необычное. Такой человек легко и бурно увлекается новым объектом, может заразить своим энтузиазмов и воодушевить других, но как только объект его привязанности исчерпывает свои возможности к развитию, он без сожаления забывает о нем и переключается на новый. При этом нравственные устои его никогда не беспокоят, поэтому окружающие считают его легкомысленным и даже авантюристом. К. Юнг пишет по поводу людей этого типа, что они «распространяют» вокруг себя полноту жизни, но живут не они, а другие.

Интровертировапиый мыслительный тип характеризуется мышлением, которое не воссоздает реальную действительность, а доводит ее неясный образ до понятной и четко сформулированной идеи. Из-за этого он склонен подстраивать факты под идею или вообще их игнорировать. Он создает теории ради теорий. В отличие от экстравертированного мыслительного типа стремится не к расширению знаний о мире, а к их углублению. Не считает нужным увлечь окружающих собственными идеями и завоевать их поддержку. При убежденности в правоте своих идей негодует на общество, отказывающееся их принимать. Он плохой учитель. Окружающими воспринимается как высокомерный и властный. Однако для тех, кто его знает близко, выглядит наивным и неприспособленным.

Интровертированный эмоциональный тип выглядит внешне спокойным, даже индифферентным. Его эмоции часто незаметны для окружающих, хотя внутри у него может все кипеть. Подобная эмоциональная сдержанность воспринимается окружающими негативно как проявление холодности.

Интровертированный сенсорный тип в отличие от экстравертированного сенсорного ориентируется не на объекты, вызывающие интенсивные ощущения, а на интенсивность ощущений, вызванных объектами. Поэтому как только ощущение возникает, объект для него теряет ценность. Представители данного типа непонятны окружающим и непривлекательны для них.

Интровертированный интуитивный тип порождает, по К. Юнгу, фантастов и художников, а при отклонении от нормы — мистиков. Продукты их творчества для окружающих непонятны.

Нельзя не обратить внимания, что при описании этих типов у К. Юнга явно просматривается крен в сторону отрицательных их характеристик. Это связано с тем, что источником создания данной типологии был клинический опыт ее автора.

Типы личности Карла Юнга. Типология

Типы личности Карла Юнга, Фиона Росс

Структура

Типизация личности предполагает классификационную структуру, в рамках которой один тип человека можно сравнивать и противопоставлять другому. Основа типологии Юнга имеет конфигурацию мандалы, квадратный круг, разделенный на четыре части с крестом, расходящимся к центру или от него, несущий обещание баланса, союза и связи противоположностей. Для Юнга мандала была выражением психики и символом самореализации и индивидуации. Эта конфигурация создает схему единого и централизованного психологического поля, в котором действует человек.

Исторические влияния

Юнг продолжил длительное историческое развитие применения классификационной структуры к человеческой личности и темпераменту. Некоторые из его признанных влияний были:

восточных астрологов, которые классифицировали людей согласно зодиакальным знакам, управляющим элементами земли, воздуха, огня и воды. Эта система изображалась в виде круга с центром, крестом и противоположностями.

Гиппократ, установивший в Древней Греции веру в то, что баланс жидкостей организма, рассматриваемый как две пары противоположностей, кровь и слизь, желчь и желчь, определяет характер.

Философы-гностики признали три типа, соответствующие трем психологическим функциям Юнга: мышление, чувство (которое считалось низшим) и ощущение.

Христианство, напротив, отстаивало принципы любви и веры, но держало знание (мышление) на расстоянии.

Немецкий поэт и философ восемнадцатого века Шиллер писал о ядре (например, поэзии), которое можно разделить на свои противоположности. Например, поэзию можно разделить на наивную поэзию, в которой преобладают ощущения, в которой поэт втягивается в объект, и сентиментальную поэзию, которая носит интуитивный характер и характеризуется размышлениями поэта о внутреннем впечатлении от объекта. Юнг видел сходство между наивностью и экстраверсией, а также между сентиментальностью и интроверсией.

Юнг опирался на работы философа Ницше и психолога Уильяма Джеймса, постулируя противоположные поведенческие типы интроверсии и экстраверсии. Ницше различал аполлонический импульс, интроспективный, создающий внутреннее видение, состояние, сравнимое со сновидением, и дионисийский импульс безудержного инстинкта, схваченного варварской природой. Джеймс характеризовал два темперамента: рационалиста, который верит в абстрактные и вечные принципы, и фактического эмпирика. Он составил таблицы пар противоположных качеств, характеризующих два типа. Не соглашаясь с характеристиками Джеймса, Юнг также верил в пары противоположных качеств.

Тип установки

Юнг понимал теорию как выражение типа личности теоретика. Он видел отражение экстраверсии Фрейда в его преимущественно центробежной теории, подчеркивающей стремление к получению удовольствия от объекта в сочетании с вытеснением неприемлемых тенденций желания. Это контрастировало с центростремительной или интровертной теорией Адлера с ее центральной концепцией превосходства эго, превосходства субъекта.

Юнг хотел создать психологию, одинаково справедливую для обоих типов. В 1913 он опубликовал «Вклад в изучение психологических типов», который закрепил его отделение от Фрейда и представил его первые идеи о различных типах сознания. В этой статье Юнг утверждал, что существуют два противоположных движения либидо; Экстраверсия, проявляющая интерес к внешнему миру, и интроверсия, подразумевающая обесценивание предметного мира. Они представляли собой два привычных ориентационных отношения к миру; внешнее движение интереса к объекту или движение от объекта к собственным психологическим процессам субъекта. Экстравертная психопатология была связана с защитой от депрессии, тогда как интроверсия характеризовалась защитой от эмоциональной изоляции.

Психологические функции

Юнг концептуализировал сознание как саморегулирующуюся структуру, присутствующую при рождении, сосредоточенную в эго, которое выражает свою способность ориентировать психику посредством различных установок и функций. Четыре функции были представлены как две пары противоположностей: Мышление и Чувство, Интуиция и Ощущение, причем доминирующий способ функционирования человека можно было локализовать где-то в каждом континууме. Функции обладали компенсаторной способностью, а бессознательная функция была призвана уравновесить нездоровое одностороннее сознательное функционирование. Недоразвитое отношение или функция были аспектом тени и, следовательно, очень мощными.

Сознание рассматривалось Юнгом как продукт как рациональных, так и иррациональных процессов встречи с реальностью и ее оценки. Ощущение и интуиция являются иррациональными функциями в том смысле, что они являются способами восприятия и сбора данных. Мышление (объективное) и Чувство (субъективное) — это рациональные функции: это способы обработки информации и принятия решений. Ощущение говорит нам, что вещь есть, Мышление говорит нам, что это за вещь, а Чувство говорит нам, сколько она для нас стоит. Интуиция — это доверие предчувствиям. Для Юнга психологическое расстройство отражало психический дисбаланс, при этом невроз чрезмерно подчеркивал характерные черты личности. Одной из главных задач первой половины жизни было научиться эффективно выражать свою доминирующую функцию и отношение.

Юнг выделил восемь основных типов личности:

Далее следует краткое описание каждого типа.

  • Экстравертное мышление
    Принципиальный, идеалистический, объективный, рациональный.
  • Интровертное мышление
    Под влиянием идей, независимый, часто боящийся близости.
  • Экстравертное чувство
    Адаптивное, хорошо относящееся к внешнему.
  • Интровертное чувство
    Сочувствующий, доставляет удовольствие другим, может быть зависимым, сдержанным.
  • Экстравертная сенсация
    Реалистичный, конкретный, приятный и дружелюбный.
  • Интровертное ощущение
    Спокойный и пассивный, сдержанный, контролируемый и контролирующий.
  • Экстравертная интуиция
    Предприимчивый, общительный, может быть безответственным.
  • Интровертная интуиция
    Мистик, мечтатель и художник. Может быть навязчивым.

Юнг классифицировал себя как мыслителя-интроверта, а интуиция была его следующей сильнейшей функцией.

Постъюнгианские разработки и возможности

Возникает вопрос, могут ли психологические типы быть связаны с другими типологиями. Связь с типом телосложения, или сомотипом, была сделана Кречмером в книге «Тело и характер», опубликованной в 1921 году, одновременно с «Психологическими типами» Юнга. Аррадж исследовал возможность интегрированной типологии, включающей физические и биохимические типы. Это может сформировать ценную связь с восприимчивостью к конкретным заболеваниям. (Аррадж, 1986).

Beebe (2006) углубил теорию Юнга, связав отношения-функции с архетипами и архетипическими комплексами. Мальберг (1987) расширил юнгианскую теорию, связав четыре функции с концепцией морфического резонанса, выдвинутой биохимиком Рупертом Шелдрейком, чья теория представляет собой теорию формирующей каузальности, посредством которой формы предшествующих систем влияют на морфогенез последующих подобных систем. Мальберг связал интровертное чувство с чувствительностью к морфическому резонансу, а экстравертное чувство со способностью передавать морфический резонанс.

Перечень типов Майерс-Бриггс был разработан для практического использования типологии Юнга вне аналитического процесса. Комбинация двух установок и четырех функций с добавлением восприятия и суждения, которые считались неявными в работе Юнга, дает шестнадцать различных типов. Результаты бумажно-карандашного вопросника дают четыре буквы, указывающие на динамическую взаимосвязь между установками и функциями для любого отдельного человека. Инвентаризация стала самым распространенным коммерческим применением теории Юнга.

—————————-

Ссылки

Arraj, J. (1986). «Забытый мост Юнга». Журнал аналитической психологии, 31 (2), стр. 173-180.

Биби, Дж. (2006). «Психологические типы», гл. 6 в Справочнике по юнгианской психологии, изд. Пападопулос, Р.К., Лондон: Routledge.

Юнг, К.Г. (1971). «Общее описание типов», в «Психологических типах», Собрание сочинений, том. 6, гл. X, Лондон: Рутледж и Кеган Пол.

Хиллман, Дж. (1971). «Чувствующая функция», часть 2 лекций по типологии Юнга, Вудсток, Коннектикут: весенние публикации.

Малберг, А. (1987). «Доказательства коллективной памяти: проверка теории Шелдрейка». Журнал аналитической психологии, 32 (1), стр. 23-34.

Майерс, К.Д. и Кирби, Л.К. (1994). Введение в тип: динамика и развитие, Оксфорд: Oxford Psychologists Press.

Квенк, Н.Л. (1996). В хватке: наша скрытая личность, Пало-Альто, Калифорния: Consulting Psychologists Press.

Фон Франц, М.-Л. (1971). «Низшая функция», часть 1 лекций по типологии Юнга, Вудсток, Коннектикут: весенние публикации.

INTP, INFJ, INTJ или INFP?

Доктор А.Дж. Дрент

Мало кто сомневается, что Карл Юнг был одновременно интровертом и сильной интуицией. В конце концов, он тратил большую часть своего времени на изучение внутренностей собственной психики — толкование снов, расшифровку архетипов и выявление типологических функций. Как я уже писал в другом месте, мне кажется любопытным, что несколько разных типов личности пытались объявить Юнга своим: INFP, INTJ, INFJ, INTP и им подобные. Кажется, что когда один из великих умов находит отклик внутри нас, мы предполагаем, что он или она принадлежат к тому же типу личности, что и мы. Возможно, именно поэтому Юнг так популярен во всем спектре личностей, поскольку его работы раскрывают уровень правды и нейтральности, который превосходит наши типологические различия.

Мы также должны признать, что Юнг обладал превосходным интеллектом, что, несомненно, способствовало нюансам, сложности и глубине этой работы. По моему опыту, таких гениев труднее типизировать из-за их способности мыслить на разных уровнях и носить разные интеллектуальные шляпы.

Поскольку уже почти достигнут консенсус в отношении того, что Юнг был интуитивным интровертом, нам остается задача расшифровки его предпочтений в отношении мышления-чувствования и суждения-восприятия. Мы могли бы также пойти другим путем, взглянув на Юнга целостно, чтобы определить степень соответствия каждому из различных типов. Хотя я думаю, что любой из этих путей является допустимым, я сосредоточусь в первую очередь на последнем методе просто потому, что он кажется более подходящим в данном случае.

Был ли Юнг INFP?

Из четырех типов INFP кажется Юнгу наименее вероятным типом. Способный видеть общую картину и в определенной степени ценить холизм, Юнг был слишком аналитичен, систематичен и внимателен к деталям, чтобы квалифицироваться как INFP.

Был ли Юнг INTP?

Тот факт, что INFP является наименее вероятным типом Юнга, не сулит ничего хорошего для INTP. Хотя Юнг, казалось, был очень беспристрастен и легко адаптировался в своих произведениях, его работа кажется более совместимой с работой судящего, чем воспринимающего. Поскольку INTP часто мыслят правым полушарием, их часто привлекают монистические (качество TP) и целостные (качество NP) объяснения. Их больше интересует синтез (единое целое), чем анализ (части), поиск связей между разрозненными элементами и объединение их под единым теоретическим зонтиком.

Юнг был одновременно глубоко аналитическим и плюралистическим в своем мышлении. Хотя он изучал восточные религии, он, по-видимому, сохранял более заметную степень разграничения между человеческим и божественным, чем это типично для монистических взглядов, таких как буддизм. Юнг также сформулировал плюралистическую психологию, состоящую из многочисленных психологических архетипов и символов, своего рода внутреннее платоновское царство. Он видел в этих символах глубокое значение и неотъемлемую часть человеческой духовности. INTP, напротив, более склонны подчеркивать единство разума и тела, как это обычно описывается в буддийской метафизике. Еще одним аргументом против того, чтобы считать Юнга INTP, является его телосложение. Юнг обладал довольно крупным и внушительным физическим телосложением, отличным от характерного эктоморфного типа телосложения, обычно встречающегося среди INTP.

Юнг был INTJ или INFJ?

Теперь мы подошли к последнему и самому сложному пункту нашего обсуждения, пытаясь понять, был ли Юнг мыслителем или чувствующим. Хотя менее опытные исследователи типизации личности могут быстро назвать его мыслителем, все не так просто. Хотя Юнг продемонстрировал большие способности к анализу, как функции мышления, так и функции суждения могут влиять на степень аналитического мышления; Типы FP являются наименее аналитическими, а типы TJ — наиболее аналитическими. Пол также может играть роль, причем мужчины в среднем демонстрируют более выраженные аналитические и «систематические» наклонности, чем женщины (см. «Сущностное различие» Барона-Коэна). Поэтому ясно, что мы не можем исключить мнение о том, что Юнг мог предпочесть чувство, просто основанное на его силе аргументации и анализа.

Хотя это трудно доказать однозначно, я утверждаю, что Юнг на самом деле был INFJ, а не INTJ. Наиболее убедительной причиной этого, на мой взгляд, является неизбежное влечение Юнга к религии и духовности. Хотя Юнг был знаком с научной мыслью, он постоянно повторял свою веру в то, что попытки чистой объективности, гиперрациональности и сциентизма оставили человечество в довольно разочарованном и мрачном состоянии. Поэтому вместо того, чтобы поддержать научное повествование о спасении, Юнг обратился к религии и психологии. Он чувствовал, что главной проблемой его клиентов-психиатров было отсутствие цели и смысла жизни. Для подавляющего большинства людей Юнг считал, что религиозное решение необходимо для восстановления их психологического здоровья и жизненной силы.

Хотя было бы несправедливо предполагать, что INTJ не религиозны и не интересуются духовными вопросами, для Юнга это были вопросы первостепенной важности. Если бы Юнг был человеком с сильным мышлением, вполне вероятно, что его проницательный интеллект привел бы его к изучению математики, естественных наук или философии. Вместо этого он решил посвятить большую часть своих усилий гуманистическим и религиозным темам, которые чаще всего затрагиваются чувственными типами. Даже беглое изучение демографических характеристик карьеры показывает, что религиозные призвания представляют заметный и частый интерес для INFJ, в то время как для INTJ они занимают более низкое место в списке приоритетов. Также стоит отметить регулярное использование Юнгом «арт-терапии» как лично, так и со своими клиентами, что, безусловно, соответствует статусу INFJ.

В заключение, я думаю, что INFJ имеют величайшее право считать Юнга своим. Хотя его чувственное предпочтение, вероятно, было гораздо менее выраженным, чем его интуиция, его работа представляет собой прекрасное воплощение глубоко одаренного и широко влиятельного INFJ.

Узнайте больше о типологии Юнга в наших книгах:

Мой истинный тип: определение вашего типа личности, предпочтений и функций

16 типов личности: профили, теория и развитие типов

Похожие сообщения:

Эннеаграмма 4, 5 или 9? Выводы из анализа профилей личности типа

Юнга: INFJ | ИНФП | ИНТЖ | INTP

Где подходит Юнг? Психология, духовность и личность

1.

Добавить комментарий