Типы взаимодействия в общении: 17. Общение как взаимодействие. Виды взаимодействия.

Типы взаимодействия

В психологии такое понятие как взаимодействие раскрывается, как действия людей, направленные друг на друга. Такие действия могут рассматриваться как совокупность некоторых поступков направленных на достижение своих целей, решение практических задач и реализацию ценностных ориентиров.

Основные типы взаимодействия людей

Выделяются различные типы взаимодействия в зависимости от вызвавшей его ситуации. Именно это и послужило поводом к возникновению их различных классификаций.

Наиболее распространённой является классификация, основанная на результативной направленности.

Типы взаимодействия в процессе общения

  1. Кооперация — это такое взаимодействие, при котором его участники достигают взаимного соглашения о том, как необходимо действовать для достижения общих целей и стараются не нарушать его, пока совпадают сферы их интересов.
  2. Конкуренция — это взаимодействие, которое характеризуется достижением своих личных или общественных целей и интересов в условиях противостояния интересов между людьми.

Типы межличностного взаимодействия зачастую определяют характер взаимоотношений между людьми. В основу деления на типы, можно положить намерения и действия людей, которые указывают на то, как каждый из участников взаимодействия понимает смысл происходящего. В таком случае выделяют ещё 3 типа.

Типы и виды взаимодействия

  1. Дополнительное. Такое взаимодействие, при котором партнеры спокойно и объективно относятся к позиции друг друга.
  2. Пересекающееся. Взаимодействие, во время которого участники, с одной стороны, демонстрируют нежелание понимать позицию и мнение других партнёров по взаимодействию. При этом с другой стороны активно проявляют свои собственные намерения по этому поводу.
  3. Скрытое взаимодействие. Такой тип включает в себя сразу два уровня: внешний, выраженный словестным образом, и скрытый, проявляющийся в помыслах человека. Оно предполагает либо очень хорошее знание участника взаимодействия, либо вашу восприимчивость к невербальным средствам общения. К ним можно отнести тон голоса, интонацию, мимику и жесты, в общем, всё то, что может придать разговору скрытый смысл.

Стили и типы взаимодействия их особенности

  1. Сотрудничество. Оно направленно на полное удовлетворение партнёрами по взаимодействию своих потребностей и стремлений. Здесь реализуется один из мотивов приведённых выше: кооперация, либо конкуренция.
  2. Противодействие. Такой стиль предполагает ориентацию на свои цели, без учета при этом каких- либо интересов другой участвующей стороны. Проявляется принцип индивидуализма.
  3. Компромисс. Реализуется в частичном достижении целей и интересов обеих сторон.
  4. Уступчивость. Предполагает принесение в жертву собственных интересов для достижения целей партнера или же отказ от мелких потребностей для достижения какой-либо более значимой цели.
  5. Избегание. Такой стиль представляет собой уход или избегание контакта. При этом возможна потеря собственных целей для исключения выигрыша.

Иногда деятельность и общение рассматриваются как две составляющие социального бытия общества. В других случаях общение обозначается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность и является её частью. Сама же деятельность представляется нам в виде условия и основания общения. Более того в психологии понятие «взаимодействие» «общение» находятся на том же уровне что и «личность» « деятельность» и являются основополагающими.

Типы взаимодействия в психологии играют огромную роль не только при межличностной коммуникации, но и в процессе развития человека и как следствие, общества в целом. Без общения человеческое общество не смогло бы полноценно функционировать, и мы бы никогда не достигли таких высот социально- экономического развития как сейчас.

 

Статьи по теме:

Коммуникативная компетенция

О многих людях сегодня мы можем услышать, что они не умеют общаться. И дело здесь не только в их поведении или неправильности речи. Чтобы эффективно общаться с окружающими, важно обладать целым набором разнообразных качеств. Именно их принято называть коммуникативной компетенцией. Давайте рассмотрим, что же это за качества.

Невербальная коммуникация

Всем нам известно, что между людьми существует два вида общения — вербальное и невербальное. В первом случае речь идет живом языковом взаимодействии. Во втором случае — о жестах и мимике. Как происходит невербальная коммуникация и можно ли ей научиться? Об этом мы расскажем далее.

Структура общения

Здороваясь и прощаясь, спрашивая о погоде или просто молча глядя на собеседника, мы даже не предполагаем, что наши действия давно поделены и ранжированы. У общения есть своя структура, которая существует уже не первый десяток лет. Из чего же состоит банальный, как казалось, обмен информацией? Это мы и решили выяснить.

Барьеры общения

В жизни каждого человека встречаются такие знакомые, с которыми никак не удается найти общий язык. И часто возникает ощущение, что при общении с такими людьми словно стоит стена. Подобные преграды принято называть барьерами общения. В чем их причина и как разрушить эти барьеры? Подробности читайте далее.

 

Типы взаимодействия при деловом общении

Беседа или передача сообщений по телефону являются самыми распространенными формами коммуникаций, их отличает непосредственный контакт и большое разнообразие способов общения, что позволяет без труда сочетать деловую (формальную) и личную (неформальную) части всякого сообщения.

 

    1. Письменное деловое общение

 

Письменные виды делового общения — это многочисленные служебные  документы: деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записка, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др.

По содержанию общение  может быть разделено на:

материальное — обмен предметами и продуктами деятельности;

когнитивное — обмен знаниями;

мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями;

деятельностное  — обмен действиями, операциями, умениями, навыками.

По средствам общения  возможно деление на такие четыре вида:

  1. Непосредственное — осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу: руки, голова, туловище, голосовые связки и т.д.;
  2. Опосредованное — связанное с использованием специальных средств и орудий;
  3. Прямое — предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения;
  4. Косвенное — осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди.

Сегодня рамки делового общения расширяются. Реклама, светское общение становятся неотъемлемой составляющей делового общения. Успех предприятия, дела сегодня во многом зависит от умения представить свои позиции в наиболее выгодном свете, заинтересовать потенциального партнера, создать благоприятное впечатление.

Поэтому, помимо читаемой монологической речи, в практику делового общения все активнее входит подготовленная, но нечитаемая монологическая речь (презентационная речь, торжественная речь, вступительное слово на различных встречах), поздравительные письма и другие этикетные тексты

[3; С. 197].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы взаимодействия при деловом общении

 

Общение — это сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Следовательно, мы можем рассматривать общение как восприятие, общение как коммуникацию и общение как взаимодействие.

Деловое общение включает в себя все многообразие функций общения: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Коммуникация — в узком смысле слова это обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция — их взаимодействие, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция — процесс взаимного восприятия и познания объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания [8; С. 57].

Коммуникативная  сторона  общения (или коммуникация в узком  смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами.

Во время общения  имеет место не просто движение информации, а взаимная передача закодированных сведений между двумя индивидами – субъектами общения. Следовательно, имеет место обмен информацией. Но люди при этом не просто обмениваются значениями, они стремятся при этом выработать общий смысл. А это возможно лишь в том случае, если информация не только принята, но и осмыслена.

В условиях человеческой коммуникации могут возникать коммуникативные барьеры. Они носят социальный или психологический характер.

Сама по себе исходящая  от коммуникатора информация может быть побудительной (приказ, совет, просьба – рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-либо действие) и констатирующей (сообщение – имеет место в различных образовательных системах).

Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом  закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление  средств коммуникации – на вербальные и невербальные, использующие разные знаковые системы.

Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).

Интерактивная функция  — это характеристика тех компонентов  общения, которые связаны с взаимодействием  людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Есть два типа взаимодействий – кооперация и конкуренция.

Кооперативное  взаимодействие означает координацию сил участников. Кооперация является необходимым элементом совместной деятельности, порождается самой ее природой. Одной из наиболее ярких форм конкуренции является конфликт.

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Все три стороны общения  тесно переплетаются между собой, органически дополняют друг друга и составляют процесс общения в целом

Употребление этих терминов условно, иногда в аналогичном смысле употребляют и другие: в общении  выделяют три функции — информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная.

Стратегии взаимодействия: противодействие, сотрудничество, компромисс, избегание, уступчивость. Стили взаимодействия: ритуальный, манипулятивный, гуманистический. Типы взаимодействия: кооперация (сотрудничество) и конкуренция (конфликт). Формы взаимодействия: индивидуальная деятельность, совместно- последовательная деятельность, совместное взаимодействие [10; С. 77].

Основные признаки совместной деятельности (взаимодействия): общая  мотивация, единая цель, согласованность действий, индивидуальная деятельность и ее координация, управление индивидуальными действиями, пространственно-временное единство действий, конечный результат совместных действий.

Механизмы взаимовоздействия  в общении: заражение, убеждение, внушение, подражание. Способы взаимодействия: творческий, продуктивный, дружеский, дистанционный, подавляющий, популистский, заигрывающий, требовательный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, деловое общение — это межличностное общение с целью организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой, управленческой и т. д.

В этом определении подчеркивается цель делового общения — организация  плодотворного сотрудничества, а  также отмечается, что оно неразрывно связано с самыми различными сферами деятельности людей. Ведь постоянно приходится обсуждать вопросы, связанные с организациёй производства, с жизнью трудового коллектива, выполнением должностных и служебных обязанностей, заключением различного рода сделок, договоров, принятием решений, оформлением документов и т. д. Участники делового общения — это, как правило, официальные должностные лица, исполняющие свои служебные обязанности.

Мы рассмотрели также виды, этапы, принципы делового общения и типы взаимодействия при деловом общении.

Деловое общение занимает значительное место в жизни многих людей. Оно играет важную роль в различных  видах профессиональной деятельности, определяет их успех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бенданс, Т.В. Психология лидерства [Текст] / Т.В. Бенданс. – СПб.: Питер, 2009. — 448 с.
  2. Бороздина, Г.В. Психология делового общения [Текст] / Г.В. Бороздина.- М.: ИНФРА. — 2006.- 224 с.
  3. Кукушин, В.С.  Психология делового общения [Текст] / В.С.  Кукушин.- М.: ИКЦ «МарТ», 2003.- 368 с.
  4. Леонов, Н. И. Психология делового общения [Текст] / Н.И. Леонов. — М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2003. – 216 с.
  5. Леонтьев, А. А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 1999.- 365 с.
  6. Морозов, А.В. Управленческая психология [Текст] / А.В. Морозов.- М.: Академический Проект, 2006.- 288 с.
  7. Парыгин Б.Д. Анатомия общения [Текст] / Б.Д. Парыгин. – СПб.: Издательство Михайлова В., 1999. – 210 с.
  8. Психология и этика делового общения [Текст] / под ред. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 326 с.
  9. Столяренко, Л.Д. Психология и этика деловых отношений [Текст] / Л.Д. Столяренко.- Ростов н\Д.: «Феникс», 2003.- 512 с.
  10. Чеховских, М.М. Психология делового общения [Текст] / М.И. Чеховских.- М.: Новое знание, 2006.- 253 с.

 

 


Вот 7 типов общения, которые нам нравятся больше всего.

НБК | Getty Images

В жизни есть чем наслаждаться, кроме еды. Точно так же, как мы наслаждаемся бокалом вина или нашим любимым десертом, мы можем наслаждаться значимыми жизненными переживаниями.

Исследование, проведенное в 2018 году Аризонским университетом, демонстрирует, насколько мы наслаждаемся различными видами общения. Профессор по коммуникациям Мэгги Питтс опросила 65 взрослых, спрашивая их, получают ли они удовольствие от повседневного общения в жизни, и если да, то поделилась подробным примером того, что им доставило удовольствие.

«Наслаждение общением возникает, когда мы понимаем, что что-то радостное, важное или значимое происходит в социальном взаимодействии с другим человеком, и затем мы пытаемся удержать и возвысить этот опыт», — сказал Питтс в интервью Psych Central.

Ее исследование показало, что есть семь типов общения, которые люди любят больше всего:

  1. Эстетическое общение : Это когда мы находим время, чтобы оценить некоторые аспекты того, как сообщение представлено, будь то время, выбор слов или подача. . Примеры включают вдохновляющую речь или тревожное объявление.
  2. Присутствие на связи : Это происходит, когда мы так увлечены разговором с кем-то, что все остальное в мире, кажется, исчезает.
  3. Невербальная коммуникация : Общение, подчеркивающее невербальные сигналы, такие как улыбка, объятие или какая-либо другая физическая связь с человеком, может создать этот тип опыта.
  4. Признание и признание : Это может произойти, когда кто-то говорит с нами (или о) в дополняющей или благодарной манере, как если бы его чествовали на церемонии награждения.
  5. Общение в отношениях: Вы можете даже прочитать это как «общение в отношениях». По словам Питтса, этот тип взаимодействия включает в себя «интимные откровения», которые сближают людей. Одним из примеров является супружеская пара, разговаривающая во время разногласий.
  6. Внеочередное сообщение: Это может быть любой вид связи, связанный с памятным событием, например, свадьбой, рождением ребенка или другим торжественным событием.
  7. Неявно совместно используемая связь: Эта категория включает в себя широкий спектр негласного общения, и это может произойти, когда вы чувствуете волнение большой толпы или устанавливаете зрительный контакт с кем-то и инстинктивно понимаете, что вы оба испытываете одно и то же чувство.

Наслаждение полезно для вас

Помимо получения удовольствия, акт наслаждения общением побуждает нас полностью присутствовать, объясняет Питтс. Другими словами, это помогает нам замедлить наши сенсорные переживания и по-настоящему оценить момент.

Растущий объем исследований в области позитивной психологии показал, что удовольствие от общения может улучшить наше здоровье, отношения и общее счастье в жизни.

Исследование 2014 года, опубликованное в научном журнале «Старение и психическое здоровье», показало, что «у пожилых людей более высокая способность наслаждаться положительным опытом и более высокая устойчивость предсказывают большее счастье, меньше депрессии и большее удовлетворение жизнью».

И хотя смакование часто происходит в настоящий момент, мы также можем наслаждаться моментами через память или предвкушение.

«Вы можете путешествовать во времени, наслаждаясь», — говорит Питтс. «Я могу сидеть здесь сейчас и думать о чем-то, что произошло ранее сегодня, или вчера, или 25 лет назад, и когда я вспоминаю тот момент наслаждения, я физиологически испытываю наслаждение».

Растущее количество исследований показало, что сам акт наслаждения может улучшить наше здоровье, отношения и общее качество жизни.

Если вы думаете, что наслаждение очень похоже на концепцию внимательности, вы не ошибаетесь. Но независимо от того, как вы это называете, уделение времени тому, чтобы оценить приятный опыт, — это мощный способ повысить уровень счастья в жизни.

В наш век постоянных отвлекающих факторов это непростая задача, но, тем не менее, очень важная.

Вы, вероятно, уже наслаждаетесь повседневным общением (и даже не подозреваете об этом)

Если, например, на прошлой неделе у вас был обнадеживающий разговор с вашим начальником, и вы снова и снова прокручивали этот разговор в своей голове, потому что жаждете положительные чувства, которые он вызывает, это наслаждение общением.

Если вы еще не овладели искусством смакования, Питтс говорит, что первый шаг — быть внимательным и внимательным к повседневным разговорам. Затем сделайте все возможное, чтобы оставаться в присутствии и уменьшить отвлекающие факторы. (Немного помогает убрать телефон подальше.)

Вы можете даже усилить этот момент, сказав что-то вроде: «Мне очень нравится то, чем мы сейчас делимся». Поступая так, вы также вовлекаете другого человека в этот момент вместе с вами.

Том Попомаронис — эксперт по коммерции и гордый уроженец Балтимора. В настоящее время он является старшим директором по инновациям в компании Hawkins Group . Его работы были представлены в Forbes, Fast Company и The Washington Post. В 2014 году журнал Baltimore Business Journal назвал его «40 моложе 40».

Понравилась эта история? Подпишитесь на CNBC Make It на YouTube!

Не пропустите:

  • Чарли Мангер хвалит эту черту Уоррена Баффета — без нее «в жизни далеко не уедешь» 90 017
  • Ленивые люди

Компоненты социальной коммуникации 9, вероятно, будут умнее, успешнее и лучше.

0001

Социальная коммуникация позволяет людям общаться или взаимодействовать с другими в социальной среде. Социальная коммуникация включает в себя социальное взаимодействие, социальное познание, прагматику и языковую обработку. Различия в социальных нормах существуют между культурами и внутри них. Анализ социальной коммуникации рассматривает нормы, которые имеют отношение к человеку в его коммуникативной среде (средах), в отличие от навязывания единого набора стандартных социальных норм.

Врачи-клиницисты проводят практику с учетом культурных особенностей, чтобы больше узнать о потребностях человека в общении. Культурная изменчивость уравновешивается универсальной целью, состоящей в том, чтобы социальное общение эффективно соответствовало целям или потребностям развития человека (Роуз-Краснор, 1997). Например, общение через различия во власти может различаться в зависимости от культуры, но коммуникатор по-прежнему либо эффективен, либо неэффективен в достижении цели своего общения. Дополнительную информацию см. на странице портала практики ASHA, посвященной расстройству социальной коммуникации.

Различные термины могут использоваться для описания социального общения в этом документе из-за меняющейся терминологии. Это особенно верно в отношении ссылок, написанных до 2013 года, когда Американская психиатрическая ассоциация классифицировала социальное (прагматическое) коммуникативное расстройство как расстройство. Несмотря на то, что используемая терминология может отличаться, информация может по-прежнему быть актуальной и учитываться.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие — это общение, которое происходит между как минимум двумя людьми. Правила социального взаимодействия могут значительно различаться в зависимости от культуры, сообщества и физического окружения. Возможны следующие варианты:    

  • по стилю речи и контексту
  • внутри и между культурными группами
  • в гендерных коммуникативных различиях
  • в языковом переводе (влияние одного языка на другой)
  • в властных отношениях (например, доминирование или почтение)
  • в правилах языковой вежливости
  • в невербальном общении (жесты, тон голоса, выражение лица, близость и положение тела)

Способности, необходимые для успешного социального взаимодействия, включают следующее:

  • надежная привязанность или настройка с чутким опекуном
  • понимание и регулирование эмоций (например, эффективное регулирование своего эмоционального состояния и поведения при одновременном сосредоточении внимания на существенных аспектах окружающей среды и вовлечении в социальное взаимодействие)
  • кодовое переключение
  • социальное мышление
  • социальная компетентность в отношениях со сверстниками
  • социальные задачи (например, доступ к группам сверстников, совместная игра)
  • разрешение конфликта

Социальное понимание

Социальное понимание включает приобретение социальных знаний о своих и чужих умственных действиях (социальное познание) и использование этих знаний для планирования, руководства и гибкого реагирования (исполнительная функция) на социальные взаимодействия в культурном или социальном контексте (Карпендейл и Льюис, 2006; Льюис и Карпендейл, 2014).

Ключевые способности, связанные с социальным познанием, включают следующее:

  • теория разума (ToM)
    • выявление и понимание психических состояний других (знание, забывчивость, припоминание, желания и намерения) и понимание того, что они могут отличаться от собственных
    • способность связывать эмоциональные состояния с собой и другими
    • способность принимать точку зрения другого и соответствующим образом изменять социальное поведение и использование языка
  • исполнительное функционирование (например, организация, планирование, внимание, решение проблем, самоконтроль, будущее и целенаправленное поведение)
  • неявная и явная память
    • семантическая, эпизодическая и автобиографическая память
  • совместное внимание (например, социальная ориентация, установление общего внимания, мониторинг эмоциональных состояний и рассмотрение намерений другого)
  • вывод
  • предположение

Обратите внимание, что ToM — сложная тема, и полное обсуждение ToM выходит за рамки этого документа. Дополнительную информацию см. в Westby and Robinson (2014).

Прагматика

Прагматика — это область социальной коммуникации, которая сосредоточена на целенаправленном использовании языка в социальных контекстах (Нельсон, 2010). Это набор правил, которым люди следуют при использовании языка в разговоре и других социальных условиях. Практика, учитывающая культурные особенности, стремится понять прагматические нормы, характерные для студента, клиента или пациента. Прагматика включает в себя как вербальное, так и невербальное общение.

Устное общение

  • речевые акты (например, просьбы, ответы, комментарии, директивы, требования, обещания и другие коммуникативные функции)
  • коммуникативные намерения (коммуникативные акты)
  • речевых актов (Хофф, 2014)
    • перлокутивная — предполагаемая функция языка или высказывания
    • иллокутивная — языковая форма высказывания
    • локутивная речь — влияние высказывания на слушателя
  • просодия
  • Принципы разговора Грайса (Грайс, 1975)
    • Количество — вклад настолько информативен, насколько это необходимо для цели обмена.
    • Качество — Вклад является подлинным и основан на том, что кто-то считает правдой, или на адекватных доказательствах.
    • Отношение — Вклад имеет отношение к обсуждаемой теме.
    • Манера — вклад должен быть четким и понятным, упорядоченным и кратким.
  • дискурс
    • стиль – беседа, повествование, пояснение, процедурный
    • взаимодействие/транзакция
    • сплоченность/согласованность
    • отзывчивость/напористость
    • ведение темы/введение/отзывчивость/смена
    • социальная взаимность (например, инициирование и реагирование на заявки на взаимодействие, очередность)
    • поломка связи и ремонт
    • дейктических форм — слова, относящиеся ко времени, месту или лицу (например, «тот», «здесь»)
    • случайность — насколько или насколько хорошо высказывание связано или отражает содержание высказываний, предшествующих ему
    • смежность — перенос темы разговора от одного высказывания к другому
    • совместное конструирование смысла — когда два человека (например, родитель и ребенок) обсуждают общий опыт, таким образом создавая память вместе
    • знание событий
    • скриптов

Невербальная коммуникация

  • язык тела (поза и позиционирование)
  • жест
  • выражение лица
  • зрительный контакт
  • взгляд (переключение взгляда)
  • проксемика
  • дейктические жесты — жесты, связанные со временем, местом или человеком (например, указывание, дотягивание)
  • репрезентативные или символические жесты (например, махание руками «привет» и «пока»)
  • сложное поведение как общение

Языковая обработка

Языковая обработка — это область социальной коммуникации, которая касается внутреннего формирования языка (выразительного), а также понимания и интерпретации языка (рецептивного). Это перевод мыслей и чувств в средства выразительной коммуникации (т. е. устные, письменные, жестовые), а также понимание и интерпретация языка.

  • устное и письменное выражение и понимание
  • морфология (словоформы)
  • синтаксис (порядок слов)
  • семантика — общая и специализированная лексика (например, естествознание, математика, общественные науки)
  • фонологические навыки правописания и расшифровки чтения

Ресурсы ASHA

  • Нормы развития речи и языка
  • Контрольные показатели социальных коммуникаций

Каталожные номера

Карпендейл, Дж., и Льюис, К. (2006). Как у детей развивается социальное понимание. Издательство Блэквелл.

Грайс, HP (1975). Логика и разговор. В P. Cole & JL Morgan (Eds.), Syntax and Semantics, Vol. 3: Речь действует (стр. 41–58). Academic Press

Хофф, Э. (2014). Развитие языка (5-е изд.). Wadsworth Cengage Learning.

Льюис, К., и Карпендейл, Дж. (2014). Социальное познание. В PK Smith & CH Hart (Eds.), Справочник Wiley-Blackwell по социальному развитию детей (2-е изд., стр. 531–548). Уайли-Блэквелл.

Нельсон, Н. (2010). Нарушения речи и грамотности: от младенчества до подросткового возраста. Эллин и Бэкон.

Роуз-Краснор, Л. (1997). Природа социальной компетентности: Теоретический обзор. Социальное развитие, 6 (1), 111–135. https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.1997.tb00097.x

Вестби, К., и Робинсон, Л. (2014). Перспектива развития для продвижения теории разума. Topics in Language Disorders, 34 (4), 362–382. https://doi.org/10.1097/TLD.0000000000000035

Связанные исследования

Нельсон, К. (1978). Как дети представляют знание своего мира в языке и вне его: предварительный отчет. В R. S. Siegler (Ed.), Детское мышление: что развивается?  (стр. 255–273). Эрльбаум.

Тимлер, Г. Р., Олсванг, Л. Б.

Добавить комментарий