Что такое трансперсональная психология и почему это обман
16 февраля 2021 Жизнь
Расширить сознание, покинуть бренное тело и воссоединиться с космосом… Речь не о древних шаманских ритуалах, а о современной псевдонаучной теории.
Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.
Что такое трансперсональная психология
Трансперсональная психология — направление в психологии, которое изучает изменённые состояния человеческой психики, такие, например, как духовный кризис, стресс и экстаз. Фактически эта область знаний пытается охватить такие аспекты, как жизнь и смерть, возможности человеческого сознания, связь со Вселенной и трансцендентные переживания.
Как видно из определения, предмет изучения этого направления чрезвычайно широк. Так, трансперсональных психологов интересуют:
- дородовые переживания;
- духовное развитие человека;
- природа интуиции и способности к творчеству;
- парапсихология;
- духовные и религиозные практики;
- воздействие психоделиков на человеческое сознание;
- дыхательные и медитативные методики, йога;
- переживания, связанные со смертью.
Трансперсональная психология пытается соединить западную психологию с восточными духовными практиками для изучения особенностей изменённого сознания. Приверженцы теории утверждают, что существуют общие для всего человечества духовные переживания и трансцендентные состояния вроде альтруизма, ощущения причастности к социуму, тяги к творчеству.
Трансперсональное направление заявляет об ограниченности нормального состояния и бросает вызов многим устоявшимся представлениям в классической психологии и психиатрии. Например, последователи этого учения находят связи между высказываниями мудрецов и безумцев и рассматривают молитву как элемент терапии кардиологических заболеваний.
Как считается в трансперсональной психологии, глубоко за пределами сознания хранятся те воспоминания и факты из жизни человека, которые он забыл, а то и вовсе не знал. Это роднит теорию с гипотезой вытесненных болезненных воспоминаний из концепции психоанализа. Среди прочего к подавленным воспоминаниям трансперсональные психологи относят якобы хранящиеся в подсознании сведения о рождении и событиях до него.
Узнайте больше о психоанализе и бессознательном 😶
- Бессознательное: что стоит знать о самой загадочной части разума
- Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
Цель трансперсональной психологии — помочь человеку избавиться от «мусора» вроде негативных переживаний и комплексов, освободиться от груза бессознательного и изменить жизнь к лучшему.
Как появилась и развивалась трансперсональная психология
Теория о широких возможностях изменённых состояний психики возникла в конце 60‑х годов XX века в США, выделившись из гуманистической психологии. В ту эпоху было очень популярно освоение восточных духовных практик, изучение психотропных веществ и других форм воздействия на сознание.
Наибольшее влияние на трансперсональную психологию оказали идеи швейцарского и американского психологов Карла Густава Юнга и Уильяма Джеймса, а также австрийского психоаналитика Отто Ранка.
У Юнга трансперсоналисты позаимствовали идею архетипов коллективного бессознательного. Кроме того, сам Карл Густав интересовался паранормальным и религиозным опытом и считал, что нельзя свести духовные переживания только к рациональному объяснению.
Другой предшественник трансперсональной психологии, вышеупомянутый Уильям Джеймс, написал книгу «Многообразие религиозного опыта», увидевшую свет в 1902 году. В ней автор приводил многочисленные примеры нетипичного духовного опыта — мистических видений, трансформаций личности после обращения в религию, практик аскетизма и самоуничижения — и призывал исследовать его воздействие на человека. Именно Джеймс ввёл термин «трансперсональный».
Отто Ранк, который, как и Юнг, был учеником Зигмунда Фрейда, первым высказал идею о том, что при рождении человек получает первую в своей жизни психическую травму.
Основателями же трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу и Эндрю Сьютич. К ним примкнул ряд других психологов, которые позднее стали развивать новое направление: Станислав Гроф, Джеймс Фейдимен, Майлс Вич и Соня Маргулис.
Маслоу стал родоначальником учения о самоактуализации личности — стремлении понять свои возможности и достичь их предела. С этой целью психолог изучал пиковые состояния психики вроде оргазма, внезапных озарений, экстаза, расширения сознания. Маслоу считал гуманистическую психологию переходным этапом на пути к трансперсональной, трансгуманистической, то есть расширяющей границы возможного.
В качестве другой важной вехи для развития трансперсонального направления стоит назвать разработку модели уровней познания Кена Уилбера, создателя интегральной психологии. По мнению Уилбера, разум человека существует на трёх уровнях: доличностном (бессознательном), личностном и надличностном (трансперсональном). Согласно этой модели, не разобравшись со своим бессознательным, не получится подняться на личностный уровень, а не проработав, в свою очередь, этот этап, невозможно достичь трансперсонального.
Наиболее же известной фигурой трансперсональной психологии считается чешско‑американский специалист Станислав Гроф. Он выдвинул гипотезу, что неврозы, психозы и большая часть других психических расстройств — это лишь личностные и духовные кризисы. То, что человек не может самостоятельно с ними справиться, — по мнению Грофа, не делает их болезнями.
Уже в 80‑х годах отдельные исследователи называли трансперсональную психологию маргинальной дисциплиной. Однако в 1996 году Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии, что стало знаком её ограниченного академического признания.
Сегодня в этой области существует множество различных подходов, таких как психосинтез, трансперсональная терапия, самоанализ и другие. Однако в данный момент трансперсональную психологию не признаёт большая часть научного сообщества.
На чём основана трансперсональная психология
Трансперсональный (надличностный) опыт и изменённое сознание
Особую роль трансперсональные психологи отводят осмыслению религиозного и мистического опыта. Они считают, что он проявляется в изменённом состоянии сознания, когда подавленные переживания выходят на поверхность. Личные тревоги при этом могут всплывать в качестве культурных архетипов, сказочных мотивов, воспоминаний из «прошлых жизней».
Например, Станислав Гроф полагает, что избавиться от груза прошлого, хранящегося в бессознательном, можно, только заново «пережив» травмирующие события. Сделать это он предлагает с помощью созданной им техники холотропного дыхания.
Ощущение экстаза от интенсивных переживаний, чувство единства со Вселенной, духовное «путешествие» по иным мирам, проживание «прошлых жизней» — всё это состояния, которые интересуют трансперсоналистов. В их достижении представители направления видят возможности для избавления от негативных мыслей, стрессов и психических травм.
Расширение сознания
Трансперсональные психологи утверждают, что сознание человека безгранично, как космос, и связано с неким вселенским разумом; что существуют рассудок и душа, составляющие единое целое и определяющие личность человека.
Для изучения личности специалисты проводят психофизиологические эксперименты, воздействующие на органы чувств. Среди прочего был и приём психоделических препаратов. Подобные эксперименты проводили Станислав Гроф и его жена Кристина, а также Отто Ранк, пока используемые ими вещества не запретили.
В качестве других способов расширения сознания применяются:
- Резкая смена объекта концентрации внимания, когда человек фокусируется на своих ощущениях, затем переключается на какой‑либо предмет, чувства, испытанные в прошлом, или единство со Вселенной.
- Тяжёлые физические нагрузки (вплоть до чрезмерных) вкупе с ограничением потребления жидкости.
- Воздействие холода и жары, их чередование.
- Музыка.
- Длительное пребывание в одиночестве и/или в обездвиженном состоянии.
- Намеренное лишение сна.
- Воображение, визуализация.
- Медитации.
- Гипноз, самогипноз.
- Анализ снов.
- Творчество.
Дыхательные практики
Одни из самых известных практик расширения сознания — дыхательные, например холотропное дыхание и ребёфинг.
Холотропное дыхание Станислав Гроф изобрёл в качестве замены употреблению ЛСД, с целью получить инструмент, который якобы помогает устранить препятствия на пути к расширению сознания.
Гроф считает, что холотропное дыхание позволяет открыть своё бессознательное, «запустить» все органы чувств и выявить подавленные переживания, в том числе связанные с рождением и смертью. Всё это, по его мнению, помогает выйти за пределы времени и пространства, получить трансперсональный опыт.
Сама техника заключается в совершении частых глубоких вдохов. Благодаря этому якобы формируется энергия, показывающая человеку «путь». На нём трансперсоналист может получать неожиданные указания, которые нужно выполнять: издать звук, принять определённую позу и так далее. Пройдя по «пути», человек должен избавиться от негатива, расслабиться и успокоиться.
Ребёфинг (англ. rebirthing, «перерождение») же был разработан американцем Леонардом Орром в 1970‑х годах — чуть раньше холотропного дыхания и примерно с той же целью. Смысл практики изложен в самом её названии: в результате применения человек должен «переродиться».
По мнению Орра, с самого рождения людей преследуют события, травмирующие психику и причиняющие вред физическому здоровью. Само появление на свет — одно из них. Несмотря на то, что эти воспоминания и переживания о них скрыты в бессознательном, они, по словам Леонарда, негативно влияют на жизнь человека, проявляясь в комплексах и страхах. «Перерождение» же призвано их побороть.
Технику ребёфинга можно описать так. Сначала желательно лечь на спину, не скрещивая ноги, успокоиться, дышать как обычно, пока дыхание не станет ровным. Затем нужно сосредоточиться на своих ощущениях, почувствовать покалывание или боль. Так, согласно теории ребёфинга, проявляется одно из подавленных воспоминаний. Нужно постараться прочувствовать его, а затем подумать о негативном событии с юмором. Это якобы поможет испытать облегчение и наслаждение от того, что боль прошла.
Почему трансперсональная психология не признаётся научным сообществом
Это направление существует уже более 50 лет, но до сих пор нет веских доказательств теорий трансперсональных психологов. Их деятельность в большинстве случаев не основывается на экспериментах, а полученные данные субъективны и не несут никакой научной ценности.
Американская психологическая организация так и не признала трансперсональную психологию в качестве отдельной научной дисциплины. Её критикуют за мистицизм, паранаучность и авторитарную систему убеждения.
От трансперсональной психологии впоследствии открестился даже один из её основоположников Кен Уилбер, что не помешало трансперсоналистам изучать его идеи и в дальнейшем.
Несмотря на огромное количество публикаций и высокий академический статус многих трансперсональных психологов, это направление часто называют современной шаманской практикой.
А ещё — связывают с движением нью‑эйджа (это религии «нового века», проще говоря секты). С помощью тренингов, клиник альтернативной медицины и продажи тематической литературы трансперсональные психологи финансируют свои организации.
Отдельно здесь стоит сказать о методиках ребёфинга и холотропного дыхания. Учащение сердцебиения, тремор мышц, усталость и боль, возникающие у людей во время таких практик, трансперсональные психологи считают следствием духовного освобождения. Однако учёные говорят, что это симптомы гипоксии, вызванной гипервентиляцией лёгких. Дело в том, что гипервентиляция может привести к сужению сосудов головного мозга из‑за уменьшения содержания углекислого газа в крови. Из‑за этого сокращается поступление кислорода в ткани мозга и наступает кислородное голодание.
Длительная гипоксия вызывает галлюцинации, обмороки, психические нарушения из‑за разрушения тканей мозга, которое может быть необратимым.
Гипервентиляция противопоказана беременным, больным эпилепсией, гипертонией, перенёсшим инсульт, страдающим сердечными недугами. Также это может вызывать ухудшение состояния у людей с психозами и паническими расстройствами.
Во время одного из сеансов ребёфинга погибла 10‑летняя Кэндис Ньюмейкер. Несмотря на то что ребёнок пострадал от рук «психотерапевтов», сильно изменивших методы ребёфинга (фактически Кэндис душили подушками), эту практику запретили в штатах Колорадо, Северная Каролина, Флорида, Калифорния, Юта и Нью‑Джерси.
Читайте также 👁️🗨️🧠🧐
- Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
- Что такое НЛП и работает ли оно
- Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
- Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
- Гид по направлениям йоги: экзотические стили, доступные для новичков
Что такое трансперсональная психология — Нож
Пять лет. Именно столько я лечила тревожное расстройство. За это время я успела посидеть в кресле гештальтиста, когнитивно-поведенческого терапевта, психиатра и даже ведической женщины.
Я выпила гору таблеток, научилась не отождествлять себя со своими мыслями, узнала, где в теле «живет» тревога, и вызубрила свои детские психотравмы наизусть.
Но несмотря на все эти успехи, до недавнего времени я жила с фоновым чувством беспокойства, которое усиливалось от незначительного стресса или слишком сильной радости. Поэтому когда мне предложили сходить к трансперсональному психотерапевту, который использует «иные» методы, я согласилась. Мне было нечего терять, и я устала загадывать на Новый год «спокойствие» — хотелось его наконец обрести.
У 40-летней Ольги был другой запрос. Несколько лет она страдала депрессией, причинами которой стали профессиональное выгорание и бесконечные переживания за сына. Каждый день она захлебывалась слезами, женщина практически не вставала с кровати. В какой-то момент ей в руки попал контакт специалиста, который был готов помочь в такой ситуации.
Так, с разницей в несколько месяцев мы с Ольгой оказались на приеме у психотерапевта Владислава Матреницкого, работающего в рамках трансперсонального подхода.
Новые рубежи человеческой природыВозросший интерес общества к восточным духовным практикам и доступность психоделических веществ сподвигли ученых 1960-х годов заняться изучением измененных состояний сознания.
Психоанализ, бихевиоризм и гуманистическая психология не могли полноценно описать опыт, который получали люди, принимавшие ЛСД и практиковавшие йогу и медитацию.
Поэтому появилась трансперсональная психология, адепты которой сконцентрировались на духовном мире человека и техниках трансформации, которые могут помочь ощутить свою целостность и единение с космосом.
В основу этого направления легли идеи психолога Уильяма Джеймса и психоаналитиков Карла Густава Юнга и Отто Ранка. Без Джеймса изучение духовного опыта вообще не началось бы: именно он стоял у истоков психологических исследований религиозности. У Юнга была позаимствована концепция архетипов, а у Ранка — понятие первой психической травмы, которую человек получает при рождении.
Абрахам Маслоу, автор модели иерархии человеческих потребностей («пирамида Маслоу»), был одним из пионеров трансперсонального подхода. Он первым заговорил о стремлении личности познать свои возможности и достичь их предела, а трансперсональную психологию считал «четвертой силой» американской психологии, которая будет исследовать «более далекие рубежи человеческой природы».
Смысл такой терапии заключается в том, чтобы с помощью различных методик добраться до глубинных слоев психики в обход рационализирующего ума. Считается, что именно там хранятся все ответы на вопросы, мучающие пациента, найдя которые — он исцелится.
Продышать психотравмыСамая известная фигура трансперсональной психологии — чешско‑американский психолог Станислав Гроф. По его мнению, психические расстройства человека — это личностные и духовные кризисы, а не болезни. И чтобы выйти из них, необходимо расширить сознание. Что, в свою очередь, поможет открыть бессознательное, обнаружить подавленные переживания, перепрожить их и тем самым избавиться от них.
До ужесточения политики в отношении психотропных веществ такой «вылет» за пределы пространства и времени осуществлялся с помощью ЛСД. После того как его запретили в США, Гроф и его жена в качестве альтернативы начали использовать разработанный ими метод холотропного дыхания.Этот метод основан на сочетании ритмической музыки (нью-эйдж и этно) и учащенного дыхания и реализуется только в присутствии ситтера, наставника, который помогает человеку входить в необходимое состояние и выходить из него.
Во время практики у человека происходит гипервентиляция легких, он впадает в предобморочное состояние — возникает эйфория, звон в ушах, летают мушки перед глазами, появляются судороги, которые сторонники метода называют «зажимами», имеющими психологическую природу. Последователи Грофа считают, что таким образом на поверхность «выходят» психотравматические моменты жизни, которые и являются причиной дисгармонии.
«В холотропных состояниях мы имеем возможность переживать в ярких подробностях все стадии своего биологического рождения, воспоминания пренатальной жизни и даже информацию о зачатии, записанную на клеточном уровне. Трансперсональные переживания могут вывести нас к эпизодам из жизни близких и далеких предков, в сферу расового и коллективного бессознательного, а также обеспечить доступ к эпизодам, которые относятся к воспоминаниям о прошлых воплощениях…» — пишет Гроф.
Помимо холотропного дыхания, применяется ребефинг («перерождение») — техника осознанного дыхания, которую изобрел Леонард Орр. Он советует практиковать его всем без исключения, потому что верит, что ребефинг поможет преодолеть травму рождения, которая есть у каждого. Также в инструментарий трансперсоналистов входят телесно-ориентированные практики (йога, цигун), анализ снов, медитация, гипноз, рисование мандал, депривация сна, ограничение потребления воды, длительное обездвиживание, чрезмерные физические нагрузки и употребление ПАВ.
Трансперсональную психологию преподают в некоторых вузах (Институт трансперсональной психологии, Высшая школа Сэйбрука, российский Институт психотерапии и клинической психологии, Калифорнийский институт интегральных исследований, Университет Джона Ф. Кеннеди и др.). Ей посвящены конференции как в США, так и в других странах, книги и учебники, научные журналы.
Тем не менее это направление не признает как научное большинство психологических ассоциаций (кроме Британского психологического сообщества) и университетов. Главная причина — отсутствие убедительной базы исследований, доказывающих эффективность методов трансперсональной психологии. Профессиональное сообщество рекомендует людям с психологическими проблемами когнитивно-поведенческую терапию, механизмы которой хорошо изучены.
Читайте также
Всё зло — от дурных мыслей.
Также трансперсональную психологию критикуют за мистицизм, паранаучность, авторитарную систему убеждений и высокую вероятность того, что психотерапевт может превратиться в духовного гуру — а это грубое нарушение границ пациента, его автономии, это может его травмировать.
Холотропное дыхание и вовсе считают опасной для здоровья практикой. Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГУ Ольга Гордеева объясняет, что учащенное дыхание приводит к гипервентиляции легких, которая при определенных условиях может вызвать гипоксию мозга, то есть кислородное голодание — что, в свою очередь, может привести к значительным нарушениям физического и психологического здоровья человека.
Поэтому у холотропного дыхания есть ряд противопоказаний: сердечно-сосудистые заболевания, недавние физические травмы, глаукома, отслоение сетчатки, острые инфекционные болезни, тяжелая форма бронхиальной астмы, ранний послеоперационный период, беременность, эпилепсия, прием нейролептиков и антидепрессантов, истерическая психопатия и шизофрения.
Терапия в стиле фьюжнС другой стороны, в лабораториях по всему миру изучают многие методы, которые использует трансперсональная терапия, например медитацию и прием психоделических веществ. А именитый нейробиолог и специалист по посттравматическому стрессовому расстройству Бессел ван дер Колк рассматривает танцы, МДМА, осознанное дыхание, йогу, ритмичную игру на барабанах и боевые искусства в качестве техник преодоления психотравмы. Исследователь объясняет, почему нетрадиционные методы могут применяться при лечении того же ПТСР:
«Рациональный исполнительный мозг отлично помогает нам понять, откуда берутся наши чувства. Вместе с тем он не способен устранить эмоции, ощущения и мысли. Понимание того, почему человек чувствует себя определенным образом, не меняет того, как он себя чувствует».
Психотерапевт Амина Назаралиева говорит, что «серьезные люди в клинической практике не используют холотропное дыхание», однако техника гипервентиляции легких применяются в КПТ.
Специалист применяет в работе с клиентом, страдающим паническим расстройством, например, экспозицию, во время которой ему нужно часто и глубоко дышать. Это искусственно вызывает панику и показывает, что от нее нельзя умереть или сойти с ума, чего часто боятся люди при панических атаках.
«Эти эффекты очень похожи на, то что я переживала, когда практиковала холотропное дыхание. Только тогда, в пору моей юности, эта практика продавалась как средство исцеления от всех болезней, способ достичь невероятного духовного роста. Но в научной литературе не приводится доказательств этому», — рассказывает Назаралиева.
Перепрограммирование психикиПрочитав пару работ Грофа, я решаю попробовать «шаманскую психотерапию». Мне не страшно: в детстве я зачитывалась книгами Ошо и училась медитировать. Так что в ожидании своего нового терапевта в коридоре больницы я с интересом представляю, что со мной будет происходить в течение следующих двух часов.
Открывается дверь. Из нее выглядывает Владислав Матреницкий, 50-летний стройный мужчина в очках и с широкой улыбкой, которая заставляет мгновенно довериться ее обладателю. Он проводит свои сеансы в маленьком помещении с зелеными стенами. В углу стоит помятое кожаное кресло, накрытое пледом с катышками. Мой взгляд примагничивается к необычным предметам, которые лежат на тумбочке: железная указка с деревянной рукояткой (кажется, такую использовали в «Битве экстрасенсов», чтобы найти духов), дисковый плеер и штука с электродами. Все эти вещи в скором времени я испытаю на себе.
Перед тем как рассказать свою историю, я расспрашиваю врача о том, как он пришел в трансперсональную психологию и что меня ждет. Оказывается, Матреницкого с ранних лет интересовали вопросы смерти, старения и здоровья. Поэтому он выучился на врача, несколько лет проработал участковым терапевтом и параллельно защитил диссертацию. Но ни традиционный подход к лечению людей, ни разглядывание клеток под микроскопом не приблизили его к ответам на интересующие вопросы. В итоге Матреницкий оставил медицинскую практику и занялся духовными поисками. Знания он черпал в книгах, на семинарах, у турецких шейхов и в степях Средней Азии; изучал буддизм, герметическую алхимию, звукотерапию, шаманское целительство.
«В итоге я понял, что буддисты правы: все проблемы от ума, и любую из них можно свести к вопросам „Кто я в этом мире?“ и „В чем смысл моего существования?“. Трансперсональная психология как раз работает с этой духовной составляющей и позволяет изжить личностные конфликты».В своей практике Матреницкий столкнулся с тем, что не всем пациентам с депрессией помогают антидепрессанты, а разговорная терапия лишь немного улучшает общее состояние, но не решает глубинных проблем. Поэтому он начал проводить с клиентами трансовые медитации, которые пробивают психологические защиты человека, позволяя ему оказаться на уровне подсознания и перепрограммировать психику. Кроме медитативных техник врач прибегает к гипнозу и транскраниальной магнитной стимуляции: она подавляет избыточную активность мозга, возникающую во время стресса.
Это не панацеяУ меня было три сессии с Матреницким, во время которых я попробовала все техники, которыми он владел. Каждый раз он помогал мне сформулировать запрос, с которым я хочу поработать в состоянии транса. Затем просил меня сосредоточиться на телесных ощущениях: сфокусироваться на том, как бьется сердце, как тело становится тяжелее по мере его расслабления. Дальше по его указанию я представляла, как выглядит моя тревога. Она была и красным шаром, и скалой, и облаком пыли. Думаю, эти картинки зависели от моего общего настроения. Оставшееся время врач молчал, лишь изредка задавал вопросы типа «Что ты видишь теперь?», «Что хочешь сделать?». А я описывала ему всё, что рисовало мое воображение.
Есть медитации, в процессе которых нужно представлять, как внутри тебя растет цветок или дерево. В трансовой медитации, которую я практиковала с психотерапевтом, я делала то же самое, но без намерения увидеть определенную картинку. Я давала волю фантазии и иногда «смотрела» фильм про свое детство, иногда — про настоящее, а бывало, видела, как летаю в космосе и с гневом бью планеты. Но я всегда сама управляла визуальным рядом. Видимо, именно это помогло мне убрать тревогу — в воображаемых мирах я могла всё, если была максимально расслаблена и сконцентрирована.
Тревожность исчезла через месяц. И я была в восторге! Представьте, если бы вы всю жизнь жили с закрытыми глазами, а потом их вам открыли — и вы впервые увидели, как цветет сакура. Примерно так я себя ощущала.
Другая пациента Матреницкого, Ольга, тоже перестала беспокоиться. На сессиях она долго не могла расслабиться — настолько была сильна ее привычка контролировать себя и всё вокруг. Поэтому дома она дополнительно училась медитировать. В итоге самый главный опыт, который Ольга приобрела за время терапии с врачом, — это отпускание контроля.
«Раньше я не могла спокойно сидеть и смотреть фильм: мне было необходимо параллельно делать что-то „полезное“. Я гиперопекала своих близких, впадала в истерику, если сын или мама не отвечали мне, когда я звонила. А после терапии я будто выдохнула, впервые в жизни расслабилась. У меня улучшились отношения с родными, я начала работать с удовольствием и научилась отдыхать», — описывает свое новое состояние Ольга.
Полгода в моей жизни вообще не существовало беспокойства. Но затем тревога вернулась, хотя интенсивность ее значительно снизилась. Если раньше она была похожа на назойливую муху, то сейчас — на уставшую.А справляться с ней мне помогали навыки, приобретенные на бессчетных сессиях когнитивно-поведенческой терапии.
Ольга тоже уверена, что одной трансперсональной терапии недостаточно: «Да, я откопала кучу глубинных проблем, получила другой жизненный опыт. Но мое поведение не изменилось. Чтобы освоить эти „ископаемые“ и интегрировать их в жизнь, мне приходится ходить к другому терапевту-гештальтисту».
Владислав Матреницкий говорит, что его подход не панацея. А Амина Назаралиева заключает, что начинать разбираться с ментальной проблемой нужно с методов, эффективность и безопасность которых научно доказана.
Transpersonal Psychology: Principles and Applications
Transpersonal Psychology: Principles and Applications- Conditions
- Featured
- Addictions
- Anxiety Disorder
- ADHD
- Bipolar Disorder
- Depression
- PTSD
- Schizophrenia
- Articles
- Расстройство адаптации
- Агорафобия
- Пограничное расстройство личности
- Детский СДВГ
- Dissociative Identity Disorder
- Narcissistic Personality Disorder
- Narcolepsy
- Oppositional Defiant Disorder
- Panic Attack
- Postpartum Depression
- Schizoaffective Disorder
- Seasonal Affective Disorder
- Sex Addiction
- Specific Phobias
- Teenage Depression
- Травма
- Featured
- Откройте для себя
- Темы о здоровье
- Психическое здоровье чернокожих
- Greife
- Эмоциональное здоровье
- Секс и отношения
- Траума
- Понимание терапии
- Рабочее психическое здоровье
- Оригинальный сериал
- моя жизнь с OCD
- CARNIVERS Chronicles
- Empath и все вышеперечисленное
- Parent Central
- Mindful Moment
- Новости и события
- Новости психического здоровья
- COVID-19
- Живая ратуша: психическое здоровье в фокусе
- Подкасты
- Внутри психического здоровья
- Внутри шизофрения
- Внутри биполярного
- Темы о здоровье
- Quizzes
- Лечение и поддержка
- Найти поддержку
- Профилактика самоубийств
- лекарства и лекарства
- Найдите терапевт
Медически рассмотрено на Karin Тартаковский М.С. — Обновлено 20 сентября 2022 г.
Трансперсональная психология фокусируется на связи между разумом и телом, смешивая традиционные концепции, такие как бихевиоризм и гуманизм, с философией, осознанностью и мистицизмом.
Иногда называемая духовной психологией из-за сочетания духовных и научных концепций, теория трансперсональной психологии утверждает, что человеческая психология — это гораздо больше, чем поведение.
Трансперсональная психология предполагает, что ваши нынешние убеждения, жизненные цели, интересы, ценности и окружающая среда играют важную роль в вашем психическом и физическом благополучии.
Трансперсональная теория привела к практике трансперсональной психотерапии, интервенционному подходу, который объединяет традиционные методы терапии с целостными практиками, такими как медитация, ведение дневника и музыкальная терапия.
Теория, представленная в 1960-х годах, трансперсональная психология развилась из гуманизма, концепции, впервые предложенной Абрахамом Маслоу.
Гуманистическая психология предполагает, что при оценке психического здоровья следует учитывать все аспекты личности, а не только наблюдаемое поведение.
Маслоу и его коллеги позже пошли дальше гуманизма, изучив все, что могло повлиять на связь между разумом и телом, особенно духовность и чувства в настоящем.
Этот процесс привел к трансперсональной психологии и основанию в 1978 году Международной трансперсональной ассоциации (ITA). «Существует сильное внимание к связи между разумом и телом, духовному превосходству, личным ценностям и цели».
ITA определяет три фундаментальных понятия в термине «надличностное»:
- связь с более широким смыслом существования
- осознание того, что священно
- стремление обрести большее чувство бытия
Другие основополагающие элементы трансперсональной психологии включают:
Отсутствие жесткой структуры в терапии
Поскольку трансперсональная психология направлена на рассмотрение человека в целом, она не фокусируется на конкретных инструментах или методах.
«Трансперсональная психотерапия коренится в идеологии и базовом смирении, которое действует за кулисами», — говорит Джеффри Самбер, лицензированный психотерапевт из Чикаго. «Речь идет не столько о конкретном инструменте или методологии, сколько о намерении, которое мотивирует вмешательство».
Отношения — это основа
Самбер объясняет, что трансперсональная психология пытается понять, как работает ваш разум, изучая его через ваши отношения с семьей, друзьями и даже с терапевтами.
Терапевт в этом контексте не рассматривается как «эксперт».
«Единственное место для опыта — это способность терапевтов отражать им правду клиента, используя как можно меньше собственного багажа терапевта», — говорит Самбер.
Таким образом, психотерапевт выступает в роли вашего посредника, помогая вам раскрыть ваши истины в процессе открытия.
Нет осуждения других
Взгляд на терапевта и клиента как на равных в трансперсональной психологии означает, что нет места для суждений об опыте других.
Самбер объясняет, что «и клиент, и терапевт имеют свои собственные переживания, и ни один из них не является правильным или неправильным, правильным или неправильным, здоровым или нездоровым».
«Трансперсональная терапия направлена на повышение самоощущения и улучшение общего качества жизни посредством духовности и самопонимания», — говорит Шоу.
Она отмечает, что это терапия, часто используемая для решения проблем, связанных с самооценкой и жизненной целью, таких как:
- тревога
- депрессия
- Низкая самооценка
- Стушение идентичности
- Связь с отношениями
- Духовный или экзистенциальный вопрос
- Травма
- ПТСР
- ГРИФ
теории и эффективности терапии сложно.
Является ли трансперсональная психология лженаукой?
Псевдонаука — это процесс объяснения, который может иметь смысл, но не подкреплен научными исследованиями или методами.
На сегодняшний день исследования трансперсональной терапии ограничены, при этом некоторые подходы поддерживаются наукой, а другие считаются основанными на опыте.
Исследование, проведенное в 2021 году с участием 10 онкологических больных, показало, что это эффективный вариант вмешательства при:
- тревоге
- посттравматическом стрессовом расстройстве (ПТСР) Масштабное исследование с участием пациентов с раком молочной железы показало, что трансперсональная терапия эффективна в уменьшении симптомов депрессии.
«Учитывая духовные элементы трансперсональной терапии, терапевтов, обученных трансперсональной терапии, можно найти в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, духовных центрах, университетах и частной практике», — говорит Шоу.
Она объясняет, что они используют множество методов, включая:
- медитацию
- управляемые образы
- техники релаксации
- техники снижения стресса
- интерпретацию сновидений
- гипнотерапию
- эмпирический процесс (такой как искусство, музыка и ведение дневника)
Трансперсональные терапевты могут процветать во многих областях в качестве школьных консультантов, школьных помощников, сотрудников исправительных учреждений, менеджеров приютов, консультантов артистов и лайф-коучей, и это лишь некоторые из них.
Трансперсональная психология — это концепция, сочетающая традиционные психологические концепции с духовностью и настоящим индивидуальным опытом.
Хотя трудно определить ее эффективность из-за разнообразия используемых методологий, трансперсональная терапия может быть вариантом, если вы ищете цель в жизни, чувствуете себя потерянным или хотите исследовать свое чувство идентичности.
Музыкальная терапия, медитация и гипноз могут быть частью трансперсональной терапии, как и традиционные поведенческие подходы.
Последний медицинский осмотр 20 сентября 2022 г.
5 источников свернуты
- Friedman H. (2014). Поиск смысла через трансперсональные подходы в клинической психологии: оценки и психотерапия.
mean.ca/web/wp-content/uploads/2019/10/201-13-399-2-10-20171212.pdf - Фурианалистьявати Э. (2022). Эффективность трансперсональной терапии (визуализация, утверждение, освобождение) для уменьшения депрессии у женщин с раком молочной железы.
researchgate.net/profile/Endang-Fourianalistyawati/publication/319525161_The_Effectivity_of_Transpersonal_Therapy_Visualization_Affirmation_And_Release_to_Reduce_Depression_in_Women_With_Breast_Cancer/data/59b0cd02aca2728472cce42b/Endang-Fourianalistyawati-Writing-Sample-additional.pdf - Mallamace M, et al. (2021). Влияние трансперсональной групповой психотерапии на депрессию, тревогу и посттравматическое расстройство у онкологических больных.
cab.unime.it/mus/5706/ - Шоу К. (2022). Личное интервью.
- Номер Дж. (2011). Личное интервью.
Обратная связь:
С медицинской точки зрения Карин Гепп, Psyd — Hope Gillette и Margarita Tartakovsky, MS — обновлен 20 сентября 2022
. Следующая
333 - 9
. Помощь?
Медицинское заключение Николь Вашингтон, DO, MPH
Психотерапия означает лечение психического здоровья. Вот как это работает, чего ожидать от первого сеанса и для чего он нужен, среди прочего…
ПОДРОБНЕЕ
Какие существуют виды психотерапии?
Медицинский осмотр Николь Вашингтон, DO, MPH
Возможно, вы готовы найти психотерапевта, но не знаете, какой тип психотерапии работает. Вот что нужно знать о различных подходах и методах.
ПОДРОБНЕЕ
Что такое экзистенциальный кризис и как его преодолеть?
Медицинское заключение Карин Гепп, PsyD
Вас переполняют мысли и чувства о смысле жизни? Это может быть экзистенциальный кризис. Вот общие признаки и что делать…
Использование Таро в психотерапии
Десятилетиями в области психологии применялись тесты, использующие неоднозначные визуальные образы для выявления скрытых
ПОДРОБНЕЕ
902 Speaking To You Angels 902 Ваш ангел пытается поговорить с вами? Вот 7 шокирующих способов, которыми ваш ангел может пытаться общаться с вами каждый день. Ты слушаешь?
ПОДРОБНЕЕ
Духовность и молитва снимают стресс
Последнее, о чем я думаю, когда меня утомляют сроки работы и сложные домашние задания с t
ПОДРОБНЕЕ
Трансперсональная психология | Psychology Today
Если бы мне пришлось называть себя ярлыком, я бы назвал себя «трансперсональным психологом». У меня, безусловно, есть тесные связи с другими областями, такими как позитивная и гуманистическая психология, но именно в надличностном я чувствую себя как дома.
Трансперсональная психология — одна из малоизвестных областей психологии. Это началось в конце 1960-х годов как попытка установить «четвертую силу» в психологии, следуя психодинамическому, бихевиористскому и гуманистическому подходам.
В значительной степени это был продукт гуманистической психологии — фактически, один из самых известных гуманистических психологов, Абрахам Маслоу, был пионером трансперсонального подхода.
Трансперсональная психология находилась под сильным влиянием «человеческого потенциала» и контркультурных движений 19-го века.60-х годов, и волну психоэкспериментов, которые она сопровождала, с помощью психоделических веществ, медитации и других практик, изменяющих сознание.
Вы могли бы рассматривать трансперсональную психологию как попытку понять различные состояния сознания и различные взгляды на реальность, которые были выявлены в ходе этого эксперимента.
Это одна из причин, почему трансперсональная психология так сильно привлекает меня, потому что один из ее центральных принципов состоит в том, что то, что мы считаем «нормальным» состоянием бытия, в некотором роде ограничено. Он признает, что существуют более широкие и более интенсивные состояния осознания, которые мы можем испытывать при определенных обстоятельствах. (Я называю это «опытом пробуждения».) свобода от беспокойства и иррациональных негативных моделей мышления, оптимистичный взгляд, сильное чувство идентичности — ни в коем случае не являются конечной точкой нашего развития. Существуют потенциально более высокие функциональные состояния, в которых наше восприятие становится более интенсивным, мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое чувство перспективы, живем более аутентично и так далее.
У меня было много переживаний этих состояний, и я исследовал многие их случаи у других людей. Моя книга «Пробуждение ото сна » — это исследование опыта временного пробуждения, а моя книга «Из тьмы » — это исследование людей, которые претерпели постоянный переход в более функциональное «бодрствующее» состояние после периодов сильных потрясений.
Думаю, важно смотреть на эти состояния с психологической точки зрения, а не через призму восточных духовных традиций. Я обнаружил, что подавляющее большинство этих состояний происходит вне контекста этих традиций. Они не часто возникают у людей, когда они медитируют или занимаются йогой, или у людей, которые называют себя буддистами или духовными искателями. Чаще всего они возникают в разгар повседневной жизни, когда люди гуляют по сельской местности, бегают или плавают, смотрят художественные представления или находятся в состоянии стресса и психологических потрясений. Большинство людей, у которых я брал интервью для своей книги «Из тьмы» не имел ни опыта, ни даже интереса к духовным традициям или практикам.
Поэтому вместо того, чтобы исследовать духовные традиции или спорить о том, существует ли такая вещь, как «вечная философия» — то есть общее мистическое ядро, лежащее в основе всех различных духовных традиций, — я считаю, что трансперсональным психологам гораздо полезнее смотреть вовне. эти традиции, в опыте пробуждения, который многие люди испытывают в совершенно светском контексте.
Другие психологические подходы затрагивают эти состояния, но склонны отрицать их достоверность. Например, во фрейдистской психологии «опыт пробуждения» трактуется как форма регрессии, назад к состоянию единства и благополучия, которые мы переживали в утробе матери или в раннем детстве. Психиатры и нейропсихологи склонны рассматривать их как своего рода аберрацию, вызванную необычным неврологическим функционированием.
Трансперсональная психология отличается тем, что рассматривает эти состояния не как аберрационные, а как откровения, не как субнормальные, а сверхнормальные, как проблеск более яркой реальности, чем иллюзорной. Он считает, что они приносят важные сведения о нашей истинной природе и самой реальности, а также дают представление о нашем потенциале как человеческих существ.
Хотя трансперсональная психология долгое время находилась на периферии, ее значение может возрастать. Есть много важных современных тенденций в психологии и науке в целом, которые тесно связаны с трансперсональной теорией.
Внимательность, безусловно, очень тесно связана с трансперсональной психологией, как и современный интерес к сознанию, а также недавнее возобновление исследований терапевтических свойств психоактивных веществ. Есть много областей позитивной психологии, которые также пересекаются с проблемами трансперсональной психологии, например, изучение альтруизма, благополучия и состояний потока. Некоторое время назад от ТП было легко отказаться как от слишком теоретического и «ненаучного», но в последние годы все больше внимания уделяется исследованиям, как качественным, так и количественным. В результате трансперсональная психология становится все более популярной.
Хотя трансперсональная психология была сформулирована как подход в 1960-х годах, ее корни уходят еще дальше — к великому психологу-новатору Уильяму Джеймсу, который изложил принципы многих психологических подходов. Более ста лет назад Джеймс выразил важное понимание и вдохновение трансперсональной психологии в следующем отрывке: на самом киноэкране лежат потенциальные формы совершенно иного сознания. Мы можем прожить жизнь, не подозревая об их существовании; но приложи нужный раздражитель, и на ощупь они там во всей своей полноте, определенные типы психики, которые, вероятно, где-то имеют свою область приложения и приспособления. Никакое описание вселенной в ее тотальности не может быть окончательным, если эти другие формы сознания полностью игнорируются.
Конечно, никакое описание человеческой психологии не может быть полным, если оно игнорирует эти состояния или объясняет их отклонениями. Важность трансперсональной психологии заключается в ее признании того, что мы не все, чем могли бы быть, что мир, каким мы его воспринимаем, не обязательно представляет мир таким, какой он есть, и что наши проблески более обширного и высокофункционального состояния не должны быть временными — они могут стать нашим постоянным состоянием.