Травмы детства психология: Детские психологические травмы: виды, причины, симптомы, методы

Содержание

5 психологических травм из детства: как их исцелить?

23 956

Познать себяАнтистресс

Фото
Getty Images

Пользователи TikTok запустили тренд, в ходе которого они делятся друг с другом результатами теста «Какие раны мешают вам быть собой» с хэштегами #тестнатравму и #тестнамаски.

Мы уже рассказывали о теории пяти детских травм канадского психолога Лиз Бурбо. Но теории недостаточно — теперь перейдем к практике!

Ведь осознавая свои глубокие травмы, мы часто оказываемся в растерянности и не знаем, что делать. Наша первая реакция — желание как можно скорее от них избавиться. Но не стоит сразу поддаваться импульсу.

«Желание тут же избавиться от травм — это признак отвержения, а не принятия. Можно сравнить с тем, как человек стремится избавиться от лишнего веса: вместо принятия он отвергает себя. Мы уже знаем: если нам удается „избавиться“ от чего-то или от кого-то (если наше желание связано с неприятием), то это временно и ситуация повторится с еще большей силой — возможно, в другой форме, но все равно мы будем от этого страдать», — объясняет Лиз Бурбо.

Она утверждает, что наше эго — своевольное и капризное — создает защитные маски, реагируя на душевную рану. Эти маски призваны защитить нас от боли, причиненной травмой.

«Эго постоянно старается зафиксировать, „заморозить“ ход событий, отрицая изменения любыми возможными способами. Характерная его черта — страдание», — подчеркивает психолог. По мнению Бурбо, чтобы начать процесс исцеления от травм, в первую очередь важно осознать, как велико влияние эго в нашей жизни.

Обычно это происходит в четыре этапа.

1. Изначально ребенок воспринимает мир ясно и незамутненно, принимая все свои нужды и потребности. Он может просто быть собой.

2. Вскоре он осознает, что его естественное поведение часто вызывает недовольство окружающих взрослых. Он испытывает боль из-за того, что ему запрещают быть таким, какой он есть.

3. Боль часто вызывает протест, бунт и вспышки агрессии.

4. Чтобы облегчить страдания, ребенок меняет свою личность, подстраиваясь под требования окружающих.

Именно на последних двух этапах и возникают защитные маски. Нередко они повторяют маски наших родителей, и из-за этого формируются затаенные обиды на них. Подсознательно нам хочется иметь другие примеры для подражания.

«Самое важное для исцеления травм — принять их, перестать на них злиться и осознать, что наше эго создает эти маски из лучших побуждений — пытаясь защитить нас от боли», — подчеркивает Лиз Бурбо.

При этом процесс исцеления также проходит в четыре этапа, возвращая нам контакт с нашим истинным «я»:

1. Начинается все с осознания защитных масок, которые мы носим.

2. У нас возникает внутренний протест, мы отказываемся принимать на себя ответственность, начинаем винить других в наших страданиях.

3. Затем мы даем себе право прочувствовать всю глубину нашей боли и обиды на одного или обоих родителей. Вспоминая, как мы страдали в детстве, мы проникаемся сочувствием к нашему внутреннему ребенку. И чем большее сострадание мы ощутим, тем сильнее сможем измениться. Кроме того, мы начинаем более эмпатично относиться к страданиям наших родителей и прощаем их.

4. Мы, наконец, снова становимся самими собой. Мы чувствуем, что нам больше не нужно носить маски, чтобы защитить себя. Мы осознаем, что жизнь бесконечно разнообразна и любой новый опыт дает нам возможность чему-то научиться. Теперь мы способны по-настоящему любить себя.

Сняв защитную маску, мы обнаруживаем, что она скрывала многие наши сильные стороны. Для каждой маски они свои. И теперь они, наконец, смогут полноценно раскрыться.

Фото
Getty Images

1. Маска бегства (рана отвержения)

●     Сильные личности, способны многое вынести

●     Талантливы, креативны, изобретательны, обладают богатой фантазией

●     Прекрасно умеют работать в одиночку

●     Эффективны, продумывают все до мельчайших деталей

●     В экстренной ситуации не теряются, способны действовать

●     Не испытывают большой потребности в общении. Могут быть счастливы и в одиночестве

2. Маска «наркомана» (рана отказа)

●     Знают, чего они хотят и способны этого добиваться. Упорны и не готовы сдаваться

●     Хорошие актеры. Умеют привлекать к себе внимание

●     Веселые, радостные, общительные личности — буквально излучают радость жизни

●     Искренне интересуются другими, сопереживают им, охотно помогают

●     При всей их общительности, иногда им надо побыть в одиночестве, чтобы «перезарядиться»

3. Маска «мазохиста» (рана унижения)

●     Понимают и уважают собственные потребности

●     Чувствуют границы других, не нарушают их свободу

●     Хорошо умеют быть посредниками, примирять людей. Способны посмотреть на ситуацию с другой точки зрения

●     Способны веселиться, получать удовольствие

●     От природы щедры, готовы помогать, артистичны

●     Хорошие организаторы. Знают свои способности

●     Чувственны, умеют наслаждаться любовными отношениями

●     Гордые личности, с развитым чувством собственного достоинства

4. Маска «надзирателя» (рана предательства)

●     Развитые лидерские способности

●     Своей силой умеют защищать окружающих и внушать им уверенность

●     Очень талантливы. Общительны, хорошие актерские способности

●     Прекрасно умеют выступать перед аудиторией

●     Хорошо выявляют таланты других людей и помогают им обрести уверенность в себе

●     Способны делегировать ответственность, помогая подчиненным развиваться

●     Быстро распознают эмоции других людей, умеют разрядить обстановку, рассмешить

●     Умеют быстро переключаться между разными задачами и справляться с несколькими делами одновременно

●     Способны быстро принимать решения. Умеют подбирать себе эффективную команду.

●     Верят в свою внутреннюю силу. При необходимости способны «отпустить ситуацию»

5. Жесткая маска (рана несправедливости)

●     Очень аккуратны. Могут выполнять работу, требующую ювелирной точности

●     Заботливы, старательны, внимательны к мелочам

●     Умеют просто и понятно объяснять, преподавать

●     Чувствительны, легко улавливают эмоции других

●     Хорошо умеют найти подходящего человека для конкретной задачи

●     Прекрасно подбирают нужные слова для каждой ситуации

●     Динамичны, полны энтузиазма

●     Не нуждаются в других, чтобы быть счастливыми

●     Не теряются в экстренных ситуациях, не пытаются сбежать, способны встречать трудности лицом к лицу

Текст:Николай Проценко

Новое на сайте

10 цитат Виктора Франкла, в которых можно найти точку опоры сегодня

Чек-лист токсичного пациента: проверьте себя

Как перестать соглашаться делать то, что не хочется: 5 способов научиться отказывать — советы психолога

«Из молодой и здоровой девушки превращаюсь в нервную развалину»

«Задумываюсь о разводе, но боюсь в очередной раз ошибиться»

Важен ли секс для счастливого брака?

И в печали, и в радости: вся правда о влюбленности — плюсы и минусы чувства

Как помириться с мужем после сильной ссоры: практические советы

Детские травмы — что это такое и как с ними работать

Еще с зарождения психоанализа детскому опыту отдавалась важнейшая роль в формировании личности.

И тогда же появилось понятие «детские травмы», которое потом транслировалось в другие направления психологии. К сожалению, сегодня это понятие стало немного размыто: к травмам могут причислять даже легкий подзатыльник или знаменитое родительское «пока не съешь, из-за стола не выйдешь». Разбираемся, что на самом деле является детской психологической травмой и как она влияет на взрослую жизнь.

Михаил Владимирович Иванов

Кандидат психологических наук, заведующий кафедрой детской и подростковой клинической психологии Московского института психоанализа; ведущий научный сотрудник отдела детской психиатрии ФГБНУ «Научный центр психического здоровья», медицинский психолог высшей квалификационной категории.

Что такое детская психологическая травма?

реакция на кризисное эмоционально и когнитивно сложное событие, которое может сопровождаться получением физического вреда (но это не обязательно), а также неизгладимыми впечатлениями.

У таких травм множество лиц и проявлений. Кто-то может назвать травмирующим опыт, когда мама забыла на кассе, но это субьективная оценка. Чаще к травмирующим событиям для ребенка можно отнести переживание утраты (смерти родственника, друга, питомца), развод родителей, взросление в дисфункциональной семье, домашнее насилие, физическое насилие, сексуализированное насилие, а также и эмоциональное насилие.

Эти события могли произойти как в семье ребенка, за ее пределами, в детском саду или школе, спортивной или творческой секции, общественном транспорте, на улице и даже освещены в средствах массовой информации. Ребенок может быть непосредственным участником травмирующих событий или выступать в роли свидетеля.

Немалую роль играет периодичность травмирующих событий. Например, если какое-то событие происходит однократно (условно, родитель не сдержался, повысил голос или грубо высказался в адрес ребенка), то оно может и не спровоцировать травму. Но если родитель на постоянной основе использует крик, унижение и физическое наказание как инструменты воспитания, то это не может не сказаться на психике ребенка.

Психические расстройства в результате травматического события могут появиться в первые несколько суток или спустя месяц и более в виде различных психологических или телесных беспокойств.

Основными последствиями детских психологических травм являются эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушения формирования личности. Как у детей, так и у взрослых среди отдаленных последствий психотравмирующих событий являются депрессии, психосоматические расстройства, нарушения самооценки и различные психологические комплексы.

На возникновение посттравматического расстройства влияет множество факторов: возраст, индивидуально-психологические особенности, способствующие фиксации на травматическом событии, пролонгированность и субъективная значимость события, а также отсутствие возможности незамедлительного обращения за психологической помощью. Отягчающими факторами являются крайние формы жестокого обращения в детстве — физическое и сексуальное насилие.

Психотравмирующий опыт сугубо индивидуален — одни люди надламываются от незначительных жизненных потрясений, другие продолжают уверенно стоять на ногах, несмотря на опыт столкновения с кризисными событиями.

Вовремя не оказанная помощь может повлиять на качество последующей жизни во взрослом возрасте. Оказывать психологическую помощь лучше всего сразу после травмирующего события. Но, конечно, это не всегда возможно. Часто ребенок или подросток не может выразить масштаб травмы или рассказать о событии (например, о сексуализированном насилии со стороны значимого взрослого). Также рекомендуется оказывать помощь на этапе выявления дисгармоничных внутрисемейных или внесемейных межличностных отношений. В целом, главное понять, что разбираться с травмой никогда не поздно, но чем раньше — тем лучше.

Как работать с детской психологической травмой?

В первую очередь важно понимать, что работа с детской психологической травмой, независимо от возраста человека, происходит в кабинете психолога или психотерапевта. В зависимости от характера травмы и особенностей человека могут выбираться различные инструменты на усмотрение специалиста, учитывающие уникальность ситуации.

Оказание помощи детям, пережившим травмирующее событие, имеет свои особенности в связи с психологической незрелостью в силу возраста. Среди методов оказания психологической помощи детям:

  • арт-терапия

  • рисуночная терапия

  • игровая терапия

  • песочная терапия

  • сказкотерапия.

Также для работы с травмой используются нарративные методы, работа с метафорическими картами, проективными методиками. В целом, эти методы также применимы в работе со взрослыми, но в таком случае, в силу эмоциональной зрелости и большей осознанности, специалист имеет большую свободу в выборе методов и инструментов.

Большая роль отводится работе с семьей и родственниками, но, как правило, это возможно, когда сам родитель замечает изменения в поведении ребенка. Когда человек обращается за помощью в работе с детской психологической травмой в более зрелом возрасте, родственники также могут принимать участие, но чаще рассматривается модель внутрисемейных отношений с точки зрения опыта клиента и работа с жизненной перспективой.

Важно: Назначать и проводить тот или иной метод психологической помощи должен только специалист.

Это может минимизировать негативные эффекты и своевременно корректировать алгоритм оказания помощи, в том числе с привлечением медиков, а именно врачей психиатров и неврологов.

Александра Иваницкая

Теги

#психология

#саморазвитие

#эрудиция

Влияние детской травмы на психосоциальные особенности в китайской выборке молодых людей

1. Пехтель П., Пиццагалли Д.А. Влияние стресса в раннем возрасте на когнитивные и аффективные функции: комплексный обзор литературы о людях. Психофармакология (Берл) 2011; 214: 55–70. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

2. Gilbert R, Widom CS, Browne K, Fergusson D, Webb E, Janson S. Бремя и последствия жестокого обращения с детьми в странах с высоким уровнем дохода. Ланцет. 2009; 373: 68–81. [PubMed] [Академия Google]

3. Fang X, Fry DA, Ji K, Finkelhor D, Chen J, Lannen P, et al. Бремя жестокого обращения с детьми в Китае: систематический обзор. Всемирный орган здравоохранения Быка. 2015;93:176C–185C. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

4. Buckingham ET, Daniolos P. Продольные результаты для жертв жестокого обращения с детьми. Curr Psychiatry Rep. 2013; 15:342. [PubMed] [Google Scholar]

5. Такидзава Р., Моган Б., Арсено Л. Последствия для здоровья взрослых в результате виктимизации издевательств в детстве: данные пятидесятилетней продольной когорты британского рождения. Am J Психиатрия. 2014; 171:777–784. [PubMed] [Академия Google]

6. Экинчи С., Кандемир Х. Детская травма в жизни пациентов с зависимостью от психоактивных веществ: взаимосвязь между депрессией, тревогой и самооценкой. Норд Дж. Психиатрия. 2015;69:249–253. [PubMed] [Google Scholar]

7. Аллен Б., Лаутербах Д. Личностные характеристики взрослых, переживших детскую травму. J Травматический стресс. 2007; 20: 587–595. [PubMed] [Google Scholar]

8. Рой А. Детская травма и невротизм во взрослом возрасте: возможное значение для развития распространенных психических расстройств и суицидального поведения. Психомед. 2002; 32: 1471–1474. [PubMed] [Академия Google]

9. Акбаба Туркоглу С., Эссизоглу А., Косгер Ф., Аксарай Г. Связь между дисфункциональными установками и детскими травмами у женщин с депрессией. Int J Soc психиатрия. 2015; 61: 796–801. [PubMed] [Google Scholar]

10. Sperry DM, Widom CS. Жестокое обращение с детьми и безнадзорность, социальная поддержка и психопатология во взрослом возрасте: проспективное исследование. Ребенок Абус Негл. 2013; 37: 415–425. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

11. Xie P, Wu K, Zheng Y, Guo Y, Yang Y, He J, et al. Распространенность детской травмы и взаимосвязь между детской травмой, суицидальными мыслями и социальной поддержкой у пациентов с депрессией, биполярным расстройством и шизофренией на юге Китая. J Аффективное расстройство. 2018; 228:41–48. [PubMed] [Академия Google]

12. Салазар А.М., Келлер Т.Е., Кортни М.Е. Понимание роли социальной поддержки в отношениях между жестоким обращением и депрессией у молодежи с опытом воспитания в приемных семьях. Жестокое обращение с детьми. 2011;16:102–113. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

13. Логан-Грин П., Грин С., Нуриус П.С., Лонги Д. Различный вклад неблагоприятного детского опыта и ресурсов устойчивости: когортный анализ физического и психического здоровья взрослых. Здравоохранение Soc Work. 2014;53:776–797. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

14. Ким С.С., Чан Х., Чанг Х.И., Пак Ю.С., Ли Д.В. Связь между невзгодами детства и симптомами депрессии во взрослом возрасте в Южной Корее: результаты национально репрезентативного лонгитюдного исследования. Открытый БМЖ. 2013; 3 пии: e002680. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

15. Takeuchi H, Hiroe T, Kanai T, Morinobu S, Kitamura T, Takahashi K, et al. Переживания разлучения родителей в детстве и депрессивная симптоматика при острой большой депрессии. Психиатрия Clin Neurosci. 2003; 57: 215–219.. [PubMed] [Google Scholar]

16. Li X, Wang Z, Hou Y, Wang Y, Liu J, Wang C. Влияние детской травмы на личность в выборке китайских подростков. Ребенок Абус Негл. 2014; 38: 788–796. [PubMed] [Google Scholar]

17. Чжао С., Чжан Дж. Связь между депрессией, суицидальными мыслями и психологическим напряжением у студентов колледжей: межнациональное исследование. Культура, медицина и психиатрия. 2018 [Epub перед печатью] [PubMed] [Google Scholar]

18. Бернштейн Д., Финк Л. Опросник детской травмы: ретроспективный самоотчет. Сан-Антонио, Техас: Психологическая корпорация; 1998. [Google Scholar]

19. Zhao X, Zhang Y, Li L, Zhou Y, Li H, Yang S. Надежность и валидность китайской версии Опросника детской травмы. Chin J Clin Rehabil. 2005; 9: 105–107. [Google Scholar]

20. Zung WW, Richards CB, Short MJ. Шкала самооценки депрессии в поликлинике. Дальнейшая проверка паспорта безопасности. Арх генерал психиатрия. 1965; 13: 508–515. [PubMed] [Google Scholar]

21. Zung WW. Инструмент рейтинга для тревожных расстройств. Психосоматика. 1971;12:371–379. [PubMed] [Google Scholar]

22. Liu X, Tang M, Chen K, Hu L, Wang A. Сравнение SDS и CES-D при оценке симптомов депрессии у студентов университетов. Chin Ment Health J. 1995; 9:19–20. [Google Scholar]

23. Gao J, Tao M. Надежность и достоверность китайской версии пересмотренной шкалы самооценки тревоги (SAS-CR) Chin J Nerv Ment Dis. 1994; 20: 301–305. [Google Scholar]

24. Вайсман А., Бек А. Разработка и проверка шкалы дисфункционального отношения: предварительное исследование. Ежегодное собрание Американской ассоциации исследований в области образования. Торонто, Онтарио, Канада; 1978. [Google Scholar]

25. Цай Л., Чжу С., Пэн С., Чжун М., Чжан С. Применение китайской версии шкалы дисфункционального отношения к выборке китайских подростков. Чин Дж. Клин Психол. 2010;18:161–164. [Google Scholar]

26. Айзенк Х. Манул из личностного опросника Айзенка. Лондон, Англия: Ходдер и Стоутон; 1975. [Google Scholar]

27. Qian M, Wu G, Zhu R, Zhang X. Личностный опросник Айзенка, переработанный, короткая шкала для китайского языка, EPQ-RSC. Acta Psychologica Sinica. 2000; 32: 317–323. [Академия Google]

28. Сяо С. Теоретические основы и применение рейтинговой шкалы социальной поддержки. Дж. Клин Психиатрия. 1994; 4: 98–100. [Google Scholar]

29. Liu J, Li F, Lian Y. Исследование надежности и валидности шкалы социальной поддержки. J Синьцзян Медицинский Университет. 2008; 31:1–3. [Google Scholar]

30. Shen L, Zhang Y, Liang W. Расследование жестокого обращения с детьми: опрос учеников младших классов в провинции Хэнань, Китай. Психиатрия Азиатско-Тихоокеанского региона. 2015;7:85–90. [PubMed] [Академия Google]

31. Чан К.Л. Сравнение отчетов родителей и детей о жестоком обращении с детьми в репрезентативной выборке домохозяйств в Гонконге. Джей Фам Виол. 2012; 27:11–21. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

32. Begle AM, Dumas JE, Hanson RF. Прогнозирование потенциала жестокого обращения с детьми: эмпирическое исследование двух теоретических основ. J Clin Child Adolesc Psychol. 2010; 39: 208–219. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

33. Tang CS. Телесные наказания и жестокое обращение с детьми: общественное исследование китайских родителей в Гонконге. Жестокое обращение с детьми Негл. 2006;30:893–907. [PubMed] [Google Scholar]

34. Чу Д.А., Уильямс Л.М., Харрис А.В., Брайант Р.А., Гатт Дж.М. Травма в раннем возрасте предсказывает уровни симптомов депрессии и тревоги у неклинических взрослых в сообществе, о которых сообщают сами люди: относительный вклад типов стрессоров в раннем возрасте и воздействия травмы во взрослом возрасте. J Psychiatr Res. 2013;47:23–32. [PubMed] [Google Scholar]

35. Лундквист Г., Сведин К.Г., Ханссон К. Сексуальное насилие в детстве. Женское здоровье в начале групповой терапии. Норд Дж. Психиатрия. 2004; 58: 25–32. [PubMed] [Академия Google]

36. Энгерт В., Ефанов С.И., Дедович К., Дагер А., Прюснер Дж.К. Повышенная реакция кортизола на пробуждение и дневная/вечерняя выработка кортизола у здоровых молодых людей с низким уровнем родительской заботы в раннем возрасте. Психофармакология. 2011;214:26126–26128. [PubMed] [Google Scholar]

37. Lindert J, von Ehrenstein OS, Grashow R, Gal G, Braehler E, Weisskopf MG. Сексуальное и физическое насилие в детстве связано с депрессией и тревогой на протяжении всей жизни: систематический обзор и метаанализ. Int J Общественное здравоохранение. 2014;59: 359–372. [PubMed] [Google Scholar]

38. Beck AT. Когнитивные модели депрессии. J Cogn Psychother. 1987; 1: 5–37. [Google Scholar]

39. Ханкин Б.Л., Оппенгеймер С., Дженнесс Дж., Баррокас А., Шаперо Б.Г., Голдбанд Дж. Причины развития когнитивной уязвимости к депрессии: обзор процессов, способствующих стабильности и изменениям во времени. J Clin Psychol. 2009;65:1327–1338. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

40. Hankin BL. Стабильность когнитивной уязвимости к депрессии: краткосрочное проспективное многоволновое исследование. J Abnorm Psychol. 2008; 117: 324–333. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

41. Хендерсон Д., Харгривз И., Грегори С., Уильямс Дж.М. Автобиографическая память и эмоции в неклинической выборке женщин с сообщениями о сексуальном насилии в детстве и без них. Br J Clin Psychol. 2002;41:129–141. [PubMed] [Google Scholar]

42. Lysaker PH, Meyer PS, Evans JD, Clements CA, Marks KA. Детская сексуальная травма и психосоциальное функционирование у взрослых с шизофренией. Психиатр Серв. 2001; 52: 1485–1488. [PubMed] [Google Scholar]

43. Аллен Дж. Г., Койн Л., Хантун Дж. Травма повсеместно повышает краткосрочные симптомы Инвентарные профили у женщин, находящихся в стационаре. Психолог Репутация 1998;83:499–513. [PubMed] [Google Scholar]

44. Магнус К., Динер Э., Фуджита Ф., Павот В. Экстраверсия и невротизм как предикторы объективных жизненных событий: лонгитюдный анализ. J Pers Soc Psychol. 1993; 65: 1046–1053. [PubMed] [Google Scholar]

45. Talbot NL, Duberstein PR, King DA, Cox C, Giles DE. Черты личности женщин, перенесших сексуальное насилие в детстве. Компр Психиатрия. 2000;41:130–136. [PubMed] [Google Scholar]

46. Vlasveld MC, van der Feltz-Cornelis CM, Anema JR, et al. Связь между личностными характеристиками и невыходами на работу: перекрестное исследование среди работников с депрессивными и тревожными расстройствами и без них. J оккупировать реабилитацию. 2013;23:309–317. [PubMed] [Google Scholar]

47. Вранчану А.М., Хобфолл С.Е., Джонсон Р.Дж. Многотипное жестокое обращение с детьми и связанные с ним симптомы депрессии и посттравматического стрессового расстройства: роль социальной поддержки и стресса. Ребенок Абус Негл. 2007; 31:71–84. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

48. Tough H, Siegrist J, Fekete C. Социальные отношения, психическое здоровье и благополучие при физической инвалидности: систематический обзор. Общественное здравоохранение BMC. 2017;17:414. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]

49. Poudel-Tandukar K, Nanri A, Mizoue T, Matsushita Y, Takahashi Y, Noda M, et al. Социальная поддержка и суицид у японских мужчин и женщин — проспективное исследование, проведенное Японским центром общественного здравоохранения (JPHC). J Psychiatr Res. 2011;45:1545–1550. [PubMed] [Google Scholar]

50. Песчич К.Д., Ненадович М.М., Ясович-Гасич М., Трайкович Г., Костич М., Ристич-Димитриевич Р. Влияние психосоциальных факторов на возникновение депрессии и суицидальный риск у пациентов с шизофрения. Психиатр Дануб. 2014;26:226–230. [PubMed] [Академия Google]

Детская травма: как травма влияет на психическое здоровье

Как бы родители ни старались оградить своих детей от всевозможных пугающих, опасных или опасных для жизни событий, реальность такова, что это все еще может произойти. Даже когда детям не угрожает физическая опасность, они все равно могут бороться с психическими и эмоциональными травмами, которые иногда остаются с ними на всю жизнь. Например, дети, пережившие пандемию COVID-19, могут получить травму из-за того, что их выгнали из школы, разлучили с друзьями или членами семьи и они беспокоятся о возможности заражения вирусом.

Детская травма встречается чаще, чем многие думают. Фактически, по оценкам Управления по борьбе со злоупотреблением психоактивными веществами и психическим здоровьем (SAMHSA), две трети всех детей сообщают о каком-либо травмирующем происшествии к 16 годам. Эти события могут привести к сложным проблемам с психическим здоровьем, но, к счастью, варианты лечения доступны для всех. помочь пациентам всех возрастов справиться с затяжными последствиями детской

травмы.

Что такое детская травма?

Национальная сеть детского травматического стресса (NCTSN) определяет травмирующее событие как любое пугающее, опасное или насильственное событие, которое представляет угрозу для физической безопасности, благополучия или физической неприкосновенности ребенка. Иногда травматические события могут быть непосредственно связаны с ребенком. В других случаях в мероприятии участвуют родитель, опекун или другой опекун. Угрозы физической безопасности любимого человека могут быть такими же травмирующими, как и прямые угрозы ребенку.

Эти переживания могут вызвать сильные физические и эмоциональные реакции, которые могут сохраняться еще долго после того, как событие пройдет. У некоторых детей развивается детский травматический стресс: висцеральная реакция на детскую травму, которая может влиять на их повседневную жизнь и эмоциональное благополучие в течение многих лет или даже десятилетий после инициирующего события.

Типы детской травмы

Ребенок может пережить ряд потенциально травмирующих событий, включая следующие:

  • Насилие (сексуальное, физическое, психологическое)
  • Опасные для жизни несчастные случаи или болезни
  • Насилие в школе или обществе
  • Запугивание
  • Насилие в семье (свидетель или переживший)
  • Национальные бедствия
  • Террористические акты
  • Кризисы общественного здравоохранения, такие как COVID-19
  • Потеря любимого человека, особенно внезапная или насильственная по своему характеру
  • Беженство или опыт войны
  • Пренебрежение

Признаки детской травмы

Родители, учителя и медицинские работники должны быть внимательны к признакам и симптомам детской травмы. Эти признаки могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка.

Признаки детской травмы у детей дошкольного возраста
  • Страх разлуки с родителями или опекунами
  • Кошмары
  • Неправильное питание и внезапная потеря веса
  • Постоянные крики или крики
Признаки детской травмы у младших школьников
  • Чувство вины и стыда
  • Страх или тревога
  • Проблемы со сном
  • Проблемы с концентрацией внимания
Признаки детской травмы у детей среднего и старшего школьного возраста
  • Депрессия
  • Чувство отчуждения
  • Расстройства пищевого поведения
  • Самоповреждающее поведение

Дополнительные ресурсы по типам и признакам детских травм

Для получения дополнительной информации о детских травмах, их триггерах и признаках рассмотрите следующие ресурсы:

  • Национальная сеть детского травматического стресса, Типы травм. Изучите некоторые конкретные типы и триггеры детской травмы.
  • Институт детского разума, Признаки травм у детей. Узнайте больше о том, как распознать, когда ребенок пережил что-то травмирующее.
  • com, Часто задаваемые вопросы о детских травмах. Получите ответы на некоторые из наиболее распространенных вопросов о травмах, которые переживают дети.
  • Центр раннего обучения и знаний Head Start, Признаки и симптомы детской травмы. Внимательно изучите распространенные признаки травмы.

Как детская травма влияет на психическое здоровье и самочувствие

Каждый травмирующий опыт уникален, поэтому детская травма по-разному влияет на своих жертв. При этом травматические переживания часто могут иметь последствия для ребенка, которые сохраняются в подростковом и взрослом возрасте.

Развитие посттравматического стрессового расстройства

Большинство детей в какой-то момент подвергаются травмирующему событию, и хотя эти инциденты обычно приводят, по крайней мере, к кратковременному дистрессу, некоторые дети возвращаются к нормальному функционированию в течение короткого времени. Однако в самых крайних случаях травмирующее событие может привести к посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР). По данным Национального центра посттравматического стресса, до 15% девочек и 6% мальчиков заболевают посттравматическим стрессом после травматического события.

ПТСР — это состояние психического здоровья, которое может по-разному влиять на детей. Некоторые дети обнаруживают, что прокручивают в уме травматический инцидент, снимая стресс и агонию. Другие воспроизводят травматический инцидент в своей игре. Тем не менее, другие избегают любого человека или ситуации, которые могут напомнить им об их травме. Некоторые дети могут также полагать, что они пропустили предупреждающие знаки о травмирующем происшествии, и поэтому становятся сверхбдительными до одержимости.

Дети с посттравматическим стрессовым расстройством могут испытывать ряд симптомов, включая следующие:

  • Гнев и повышенная агрессия
  • Беспокойство
  • Депрессия
  • Недоверие к другим
  • Страх
  • Отчуждение
  • Низкая самооценка
  • Самоповреждающее поведение

Другие последствия детской травмы

Даже дети, у которых нет признаков посттравматического стрессового расстройства, могут бороться с различными поведенческими проблемами после травмирующего события. Некоторые примеры:

  • Гнев
  • Трудности с фокусировкой или концентрацией внимания
  • Изменения в пищевых привычках
  • Новые страхи или фобии
  • Повышенная одержимость безопасностью
  • Повышенное внимание к смерти и умиранию
  • Бессонница и прерывистый сон
  • Потеря интереса к обычным увлечениям и занятиям

При отсутствии лечения детская травма может иметь последствия, которые сохранятся и во взрослой жизни.

  • Согласно Psychology Today , травматический опыт «может проникнуть глубоко в тело, способствуя хроническому заболеванию». Данные опроса 2019 года показали сильную корреляцию между нерешенной травмой и риском развития рака.
  • Детская травма, связанная с сексуальным насилием, может привести к длительной сексуальной дисфункции, включая более высокую вероятность сексуально рискованного поведения.
  • Травма также может привести к длительным когнитивным трудностям и академическим проблемам. Дети, перенесшие травму, «могут демонстрировать дефицит в языковом развитии и навыках абстрактного мышления», — говорится в сообщении NCTSN. «Многие дети, пережившие сложную травму, испытывают трудности в обучении, которые могут потребовать поддержки в академической среде».

Дополнительные ресурсы о влиянии детской травмы на психическое здоровье

Чтобы узнать больше о связи между детской травмой и психическим здоровьем и благополучием, рассмотрите следующие ресурсы:

  • Harvard Health Publishing, Прошлые травмы могут преследовать ваше здоровье в будущем. Узнайте больше о продолжающихся последствиях травмы.
  • Psychology Today , «4 способа воздействия детских травм на взрослых». Узнайте больше о том, как травма сохраняется во взрослой жизни.
  • Verywell Mind, «Лечение последствий детской травмы». Узнайте, как травма может повлиять на детей на протяжении всей их жизни.
  • Справочное бюро народонаселения, «Детская травма имеет пожизненные последствия для женщин». Подумайте, как женщины, в частности, могут быть затронуты травматическим опытом.

Стратегии преодоления детской травмы

Несмотря на то, что последствия детской травмы могут быть длительными, тем, кто пережил травму, доступно несколько стратегий, которые позволяют им справиться со своей травмой, оправиться от нее и жить здоровой жизнью. Специалисты в области психического здоровья, в том числе практикующие психиатрические медсестры, могут работать со своими пациентами, чтобы определить наилучшие стратегии восстановления.

Консультации

Один из способов справиться с детской травмой — поговорить с консультантом или терапевтом. Те, кто пережил травму, часто усваивают вину и чувство вины, что может привести к низкой самооценке. Консультант может помочь пациентам более разумно распределять вину, развить набор навыков, необходимых для самосострадания, и научиться другим навыкам, позволяющим справляться с тяжелыми или сложными эмоциями.

Когнитивно-поведенческая терапия

После травматического эпизода у детей иногда развиваются негативные поведенческие или эмоциональные реакции как способ справиться с травмой. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это основанный на фактических данных подход к избавлению от этих негативных реакций, обучению мозга справляться с травмами, стрессом и горем более здоровым и продуктивным способом.

Медитация

Медитация осознанности может быть не лучшим решением для всех, но в некоторых случаях она может дать возможность улучшить осознание настоящего момента, а не постоянно зацикливаться на прошлом. Кроме того, медитация осознанности может усилить сострадание к себе, а также улучшить способность человека к саморегуляции (то есть способность контролировать свои эмоции).

Лекарства

В некоторых случаях практикующая психиатрическая медсестра или другой медицинский работник могут порекомендовать лекарства, помогающие справиться с некоторыми последствиями детской травмы. Противотревожные препараты и антидепрессанты могут быть эффективными вариантами, в зависимости от конкретных симптомов пациента.

Дополнительные ресурсы по стратегиям восстановления после детской травмы

Чтобы узнать больше о лучших способах справиться с детской травмой, ознакомьтесь со следующими ресурсами:

  • Национальная сеть детского травматического стресса, вмешательства. Получите дополнительную информацию о клинических вмешательствах при проблемах со здоровьем, связанных с травмой.
  • Бостонская детская больница, Лечение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) у детей. Узнайте, как медицинские работники лечат посттравматическое стрессовое расстройство у детей.
  • Verywell Mind, «Когнитивно-поведенческая терапия для детей, ориентированная на травму». Узнайте о преимуществах когнитивно-поведенческой терапии, ориентированной на травму (TF-CBT), для лечения посттравматического стрессового расстройства у детей.

Ресурсы по детской травме

Для детей и родителей детей, которые пережили травматические события, следующие ресурсы могут предоставить информацию, поддержку и клинические решения:

  • , горячая линия посттравматического стресса. Узнайте больше о преимуществах звонка на горячую линию посттравматического стресса и получите непосредственную помощь от специалистов в области психического здоровья.

Добавить комментарий