Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь
Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.
Для hr-менеджеров, решивших стать внутренними тренерами, мы продолжаем публиковать методику проведения тренинга общения. Речь пойдет об этапах обучения, закрепления и обратной связи заказчику.
После активизации и проблематизации группа «разогрета», замотивирована и готова воспринимать новую информацию.
Этап обучения
В тренинге общения есть три учебных модуля:
- установление контакта,
- техники активного слушания,
- техники выражения чувств.
Обучение строится по схеме «информация – отработка – закрепление».
Сначала тренер рассказывает о контакте. Сюда входят следующие темы:
- контакт глазами;
- дистанция;
- невербальные характеристики общения (поза, жесты, мимика).
По окончании проводится ролевая игра на все группы навыков.
Установление контакта. Контакт
Перед практическими упражнениями ведущий делает информационное сообщение о значении контакта: «Цель любого общения – получить от собеседника какую-либо личную выгоду. Это может быть информация, согласие на покупку, что-то еще. Но мы не можем общаться, если человек к этому не готов. Поэтому будем учиться определять готовность собеседника к контакту».
После этого краткого сообщения тренер переходит к отработке.
Упражнение 1. Определение готовности к контакту
Ведущий говорит группе: «Давайте потренируемся определять готовность к общению. Один человек выходит за дверь. Когда он вернется, то должен будет внимательно посмотреть на группу и определить, кто из участников готов с ним общаться, а кто нет».
Доброволец выходит за дверь, а тренер предлагает одному человеку, по желанию, изображать готовность к общению, а всем остальным – демонстрировать неготовность. Кивать, говорить или еще как-то подсказывать – нельзя.
Когда участник угадает, тренер спрашивает: «По каким признакам вы определили готовность?» Участники обычно отвечают так: «Он смотрит в глаза, корпус тела развернут ко мне, руки не перекрещиваются и прочее». В упражнении предлагается поучаствовать следующему участнику, потом еще одному, как правило, до пяти человек.
Тренер акцентирует внимание группы на признаках. Это самая важная часть работы. Иногда ведущие записывают их на лист бумаги, чтобы они были перед глазами у участников группы. Обычно в конце упражнения накапливаются такие показатели контакта:
- взгляд в глаза, «теплый» взгляд;
- выражение лица доброжелательное, улыбка.
Далее ведущий переходит к информации о взгляде. Как правило, для людей не всегда очевидна роль зрительного контакта: «Качество контакта напрямую зависит от того, смотрим мы на собеседника или нет. Смотреть нужно в глаза, но не все время. Постоянный немигающий взгляд вызывает у человека напряжение, поэтому действовать нужно так. В течение 5–7 секунд смотрим в глаза собеседнику, затем на мгновение отводим взор и снова возвращаемся. Во время разговора смотреть нужно в лицо, и не задерживаться взглядом на фигуре, руках и ногах».
Отработку этой информации можно обеспечить следующим упражнением.
Упражнение 2. Контакт глазами
Тренер предлагает разбиться на пары, встать или сесть друг напротив друга: «Молча смотрите друг другу в глаза по этой методике. То есть 5–7 секунд смотрим, затем отводим взгляд и смотрим снова. Начали!»
Упражнение выполняется в течение трех минут, а затем ведущий предлагает вернуться в круг и поделиться ощущениями. Обычно участники говорят следующее:
- если смотреть по инструкции, то трудностей не возникает;
- трудно смотреть в глаза незнакомому человеку;
- когда возникает чувство неудобства, то хочется отодвинуться от собеседника подальше.
После упражнения ведущий рассказывает о дистанции. Это можно сделать следующим образом: «Чтобы собеседник почувствовал к нам расположение, надо правильно выбрать дистанцию. Когда мы общаемся со знакомым человеком – другом, приятелем, коллегой, – нам хочется быть к нему ближе, поэтому расстояние между нами сокращается. В общении с клиентом или руководителем мы бессознательно увеличиваем дистанцию. Зона официального общения составляет около одного метра. Таким образом, в деловом общении нам стоит ориентироваться на такое расстояние.
Люди воспринимают сокращение дистанции как агрессию. Поэтому если вы резко подходите, а тем более кладете руки на плечи, прикасаетесь, то будьте готовы к тому, что человек замкнется и откажется иметь с вами дело.
Но верно и обратное. Если вы отодвигаетесь, стоите очень далеко от человека, то это воспринимается собеседником как нежелание общаться. Учитывайте это при разговоре».
Упражнение для отработки можно использовать следующее.
Упражнение 3. Выбор оптимальной дистанции
Тренер дает инструкцию: «Давайте разобьемся на две подгруппы. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Первые номера, встаньте в шеренгу на середине комнаты и разойдитесь. Между вами должно быть столько пространства, чтобы махать руками, не касаясь друг друга. Вторые номера, встаньте напротив первых и медленно приближайтесь. Как только почувствуете, что эта дистанция оптимальна для контакта – остановитесь. Спросите партнера, устраивает ли его такое расстояние, если нет, то пусть скажет, что нужно сделать – отодвинуться или приблизиться».
Во время упражнения участники учатся выбирать дистанцию общения с учетом состояния собеседника. У них появляется чувствительность к небольшим изменениям мимики, жестам партнера. Участники обычно отмечают, что корректируют расстояния с учетом своих наблюдений: если партнер хмурится, перекрещивает руки или ноги – отодвигаются, когда улыбается и стоит в расслабленной позе, то придвигаются поближе.
После этого блока тренер должен рассказать участникам о значении невербальных компонентов общения: «В установлении контакта с собеседником люди обычно преувеличивают содержательную сторону общения. Если нам нужно чего-то добиться от собеседника, то мы его об этом просим. Но если он не готов к контакту, наше обращение остается без ответа.
Огромное значение имеет не содержание, а невербальная сторона общения. К ней относятся: мимика, поза, жесты, голосовые характеристики (громкость и тембр голоса, паузы). Первая реакция собеседника на нас – это реакция на наше невербальное поведение. Если мы нахмурены, взгляд исподлобья, руки перекрещены, то партнер воспринимает наше поведение как агрессию. Никто не хочет идти навстречу злому человеку. И наоборот, если на лице улыбка, глаза открыты, поза непринужденная, то добиться расположения легко. Мы научимся обнаруживать нежелательные формы поведения и будем сознательно вести себя так, чтобы вызывать симпатию.
Мы уже видели из предыдущих упражнений, что в общении участвует не только речевой аппарат, но и все тело.
Упражнение 4. Позиции
Инструкция тренера: «Давайте сделаем следующее упражнение. Разбейтесь на пары и разойдитесь по помещению так, чтобы вам было удобно работать. Встаньте спиной друг к другу и начните разговор на любую тему. Побеседуйте о вчерашнем фильме или о том, как вы делали покупки в супермаркете. Время выполнения задания – 3 минуты1.
Теперь встаньте плечом к плечу в шеренгу и продолжайте разговаривать (также 3 минуты).
Встаньте друг напротив друга, продолжайте общаться (3 минуты).
Встаньте так, чтобы угол между вами был примерно 45 градусов и возобновите беседу (3 минуты)».
После обсуждения тренер говорит: «Поделитесь, пожалуйста, какие ощущения возникали по ходу упражнения, когда общаться было трудно, а когда наоборот – комфортно». Обычно участники говорят, что разговор «не шел» в положении спиной к спине, а наиболее удобной оказались позиции друг напротив друга, либо под углом в 45 градусов.
Тренер закрепляет информацию: «Для делового общения (на работе, с клиентами, партнерами) лучше всего подходит общение, когда собеседники стоят или сидят под углом в 45 градусов друг к другу. А когда собеседники уже хорошо знакомы, то можно общаться и лицом к лицу».
Большое значение имеют жесты и мимика. Инструктор обращает внимание на то, что во время разговора следует избегать:
- перекрещивания рук и ног;
- колющих, рубящих жестов;
- суетливых, ненужных движений;
- подносить руки к лицу.
Для собеседника все эти движения – лишняя информация, которая мешает составить о вас правильное впечатление. Движения рук и ног должны быть плавными, открытыми.
Для практики используют различные упражнения.
Упражнение 5. Немая сцена
Тренер предлагает участникам разбиться на пары или тройки. Каждая из подгрупп должна приготовить презентацию. Нужно изобразить сценку, не говоря ни слова. Возможны такие сюжеты: начальник отчитывает подчиненного, работник просит коллегу о помощи и т. д. Остальные участники должны угадать, что «изображено». Во время упражнения люди учатся пользоваться невербальными средствами общения, «считывать» информацию о состоянии человека по мимике, позе, жестам. Кроме «академического», познавательного эффекта, это действие помогает взбодриться.
Связанный материал
Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их
№ 02 / 2015
См. статью «Совершенствуем тренерские навыки: как конструировать ролевые игры и проводить их»
В качестве закрепляющих действий обычно проводят две-три ролевых игры, в зависимости от того, сколько длится тренинг. Сценарии строятся вокруг темы «Контакт». Чаще всего это просьбы: попросить занятого начальника поставить подпись, убедить знакомого, чтобы он подождал с оплатой денежного долга, и другие подобные ситуации. Тема контакта в коммуникативном тренинге центральная, поэтому желательно, чтобы в роли активных игроков поучаствовали все.
Сначала лучше обыграть ситуацию, далекую от профессиональной деятельности, а затем перейти к сценариям, близким к работе.
Упражнение 6. Ролевая игра
Тренер озвучивает инструкцию: «Вы журналист корпоративной газеты. У вас задание – срочно взять интервью у генерального директора. Но попасть к нему можно, если позволит секретарь. Побеседуйте с ней и убедите ее организовать эту встречу».
Инструкция секретарю: «Ваша задача пообщаться с журналистом, и если вам понравится его поведение, то вы можете разрешить ему войти в кабинет генерального директора. Если нет – откажите. Ориентируйтесь на свои ощущения».
Скрытый мотив в игре на контакт обычно не вводят. После того как несколько человек попробуют себя в роли просителей, тренер останавливает ролевую игру и начинает обсуждение. Сначала спрашивает «секретаря»:
1) какие действия «журналиста» вызывали желание пойти навстречу, а какие – нет?
2) с кем понравилось общаться больше всего?
Как правило, подыгрывающий игрок2 говорит о том, что просящим мешали излишняя напористость, суетливые жесты, размахивание руками, нетерпеливость.
Тренер спрашивает у наблюдателей: «Какие действия помогали “журналистам” установить контакт, а что мешало?» Важно следить, чтобы соблюдался баланс обратной связи. Отрицательные высказывания должны составлять 40–50%. Если активный игрок3 действовал неуспешно, то он может получить слишком большую порцию критики и решит, что не освоит техники общения. Поэтому, если отрицательных отзывов много, тренер должен спросить у наблюдателя: «Как надо было сделать?» То есть скорректировать ситуацию таким образом, чтобы были не критические высказывания, а рекомендации.
Техники активного слушания
Следующий учебный модуль посвящен техникам активного слушания. В самом начале тренер проводит упражнение, которое покажет, что участники не умеют слушать.
Упражнение 7. Испорченный телефон
Инструкция группе: «Пять человек выйдут за дверь и по очереди будут заходить в помещение. Я расскажу первому участнику задание, он передаст второму, второй третьему и так далее. Задача – передать сообщение как можно более точно от первого человека к последнему».
Первому участнику тренер говорит длинное сообщение, например: «Вам нужно отправить электронное сообщение Василию Васильевичу о том, что мы прекращаем сотрудничество с рекламным агентством “Креатив”, если Петр Петрович не позвонит вам в 11 часов и не скажет, что этого делать не нужно. Далее найдите информацию по поставщикам и сделайте отчет – кто из них в первом полугодии сделал самую большую разовую поставку. После этого свяжитесь по скайпу с нашим представителем в Барнауле и сообщите о результатах отчета. К обеду проследите за тем, чтобы все начальники отделов были готовы прийти на собрание к 16.00, когда Петр Петрович вернется в офис».
Можно составить и другой текст. Главное, чтобы он был достаточно сложным. Первый участник слушает, затем передает сообщение второму и так далее. Обычно до пятого доходит какая-нибудь одна фраза, часто искаженная, например: «Иван Петрович просил, чтобы ему выслали отчет к 16. 00». В конце тренер спрашивает последнего игрока: «Скажи, что ты должен сделать?»
Дальше тренер сообщает о том, что упражнение можно было выполнить успешно, если применить техники активного слушания.
Пассивное слушание, это когда мы молча слушаем, что говорит собеседник, и изредка стимулируем его – киваем, поддакиваем. Такой способ бесед хорош, когда надо успокоить человека, дать ему выговориться. Простое поддержание контакта несет психотерапевтический эффект. Но в ситуациях повседневного и делового общения нужно уметь не только воспринимать информацию, но и запоминать ее. Как это сделать? Использовать техники активного слушания. Их три: вопросы, перефразирование и пересказ. Обратите внимание, в предыдущем упражнении не запрещалось задавать вопросов по условиям игры, но, как правило, никто не переспрашивает и не просит повторить.
Какие бывают вопросы? Открытые и закрытые. Открытые: что, где, как, почему. Закрытые предполагают ответ «да» или «нет». Вопросы помогают «уложить» сообщение в логические блоки, уточняют высказывания.
Упражнение 8. Вопросы
Один человек говорит фразу и кидает мячик кому-нибудь из участников. Тот, кто поймал, задает вопрос на эту фразу, говорит свою и передает эстафету. Начинает ведущий: «Когда я ехал на работу, то видел правительственный кортеж». Кидает мячик любому участнику. Тот ловит, спрашивает: «Кто был в кортеже? – и произносит свое предложение: – В обед я пойду в кафе». Бросает мяч другому.
Перефразирование – это пересказ своими словами. Он помогает выделить суть сообщения. Например, собеседник говорит нам: «Мне надоело, что начальство не замечает моих усилий, я тружусь как папа Карло, а взамен не получаю ничего». Мы отвечаем: «Другими словами, ты устал от работы». Перефразирование может звучать и как вопрос.
Пересказ – это повторение речи собеседника. При этом используются вводные фразы, такие как «если я вас правильно понял, то…» или «то есть…», «итак…». Например, собеседник говорит: «Я хочу, чтобы вы подготовили годовой отчет по прибылям и убыткам в разрезе центров финансовой ответственности». Другой отвечает: «Итак, вы хотите, чтобы я подготовил годовой отчет по прибылям и убыткам в разрезе центров финансовой ответственности».
Упражнение 9. Перефразирование и пересказ
Тренер предлагает группе разбиться на пары. Один участник начинает рассказ на любую тему, другой должен слушать, используя техники перефразирования и пересказа. Через пять минут участники меняются ролями. Затем все возвращаются в круг и ведущий задает вопросы:
- Трудно ли было использовать техники пересказа и перефразирования?
Иногда участники говорят, что техника выглядит неестественно и вообще не нужна. Ведущий должен их успокоить, сказать, что естественность придет с практикой.
- Какие действия слушателя стимулировали Вас к повествованию? Что мешало?
Ответы на эти вопросы очень важны. Тренер должен заострить внимание на помогающих и мешающих действиях при слушании. Многие ведущие записывают ответы на флипчарте, делают небольшую памятку. Особенно это касается действий, которые мешают слушать. Можно даже написать: «не перебивай!» (если рассказчики говорят, что это их раздражало), «не учи!» (если рассказывать мешали советы) и т.д. Такую памятку вешают на видное место, чтобы участники воздерживались от неправильных действий.
В качестве закрепления темы используют ролевую игру. Сценарий должен быть такой, чтобы исход игры зависел от того, насколько хорошо участники используют техники активного слушания. Варианты:
- выслушать человека, чтобы снять с него нервное напряжение, успокоить;
- понять скрытую потребность человека, используя техники слушания;
- запомнить большой объем информации.
Упражнение 10. Ролевая игра
Тренер обращается к группе: «Люди не говорят о своих истинных мотивах. Они скрывают их во время разговора. Чтобы понять человека, надо использовать техники слушания, тогда он постепенно раскроется. Представьте такую ситуацию. Вас вызывают к начальнику. Вы приходите к нему в кабинет, и он начинает выражать свое недовольство. Вам нужно понять, какова истинная причина его поведения. Кто желает поучаствовать первым?»
В этой игре в роли активных игроков должны побывать 5–6 человек. Для изучения техник подыгрывающему («начальнику») обязательно дается скрытый мотив:
- до вас дошли слухи, что сотрудник собирается уволиться, напрямую вы спросить не хотите (получится так, что вы верите слухам), поэтому нервничаете;
- вышестоящий начальник сделал вам строгое замечание, возможно даже, вас лишат премии, вам неуютно, поэтому вы вызвали подчиненного, чтобы переключиться.
Можно использовать и другие скрытые мотивы. Тренер должен дать установку подыгрывающему, чтобы он раскрыл истинные причины своего поведения, если ему понравится, как его слушают. «Подчиненные» должны использовать пересказ, вопросы, перефразирование.
После ролевой игры ведущий опрашивает подыгрывающего, наблюдателей и активных игроков.
Техники выражения чувств
Этот учебный модуль целесообразно использовать для обучения сотрудников, часто бывающих в конфликтных ситуациях. Это, как правило, руководители, менеджеры по продажам, менеджеры по работе с клиентами, операторы колл-центров.
Тренер рассказывает, что «всем часто приходится попадать в конфликтные ситуации, общаться с агрессивными людьми. Бывает трудно подобрать слова, чтобы сказать о человеке то, что мы думаем. Представьте себе такую ситуацию. Ваш коллега заметил, что вы допустили ошибку, быстренько побежал к руководителю и сообщил ему об этом. Как бы вы назвали такого человека при встрече?»
Участники обычно отвечают эпитетами «стукач», «шестерка» и т.д.
Тренер продолжает: «В конфликте использование обвинений, эпитетов и навязывание своего мнения только раздувает конфронтацию. Собеседник обвиняет в ответ, вы эмоционально взвинчиваетесь и ситуация выходит из-под контроля. Есть две формы обратной связи: Я-форма и Ты-форма. Ты-форма это обвинительные высказывания: ты неправ, ты плохой, ты не умеешь. Я-форма сообщает собеседнику о наших чувствах. Здесь используются такие обороты: «когда ты ошибаешься, я готов взорваться», «когда ты обвинил меня в некомпетентности, мне стало обидно».
Можно применять самые разные формы практических занятий. Например, дать задание для самостоятельной работы.
Упражнение 11. Преобразование фраз
Тренер раздает участникам одинаковые листки, в которых есть таблички с подготовленными высказываниями Ты-формы:
Справа участники должны вписать ответы, преобразовав Ты-форму в Я-форму.
Для закрепления этого учебного модуля используются ролевые ситуации:
- дать обратную связь недисциплинированному сотруднику;
- погасить агрессию недовольного клиента и другое.
Упражнение 12. Ролевая игра
Тренер: «Ваш начальник – тиран и деспот. Он допустил по отношению к вам несправедливость. Используя техники выражения чувств, дайте ему понять, что он не прав».
Подыгрывающий («начальник») ведет себя реактивно, в соответствии со своим состоянием. Скрытого мотива в ролевой игре не вводится. По окончании проводится обсуждение.
Этап закрепления
Когда все учебные модули пройдены, тренер проводит итоговую ролевую игру. В ней должны участвовать наиболее успешные участники. Они продемонстрируют поведенческие эталоны, которые останутся в памяти. В конце тренинга не нужна проблематизация, обнажение индивидуальных недостатков и фрустрация участников. Сюжет итоговой ролевой игры должен позволять продемонстрировать все знания и навыки, полученные на тренинге.
Вот обычные сценарии:
- собеседование при приеме на работу;
- попросить руководителя поставить подпись в документе;
- уговорить клиента совершить сделку и пр.
Упражнение 13. Ролевая игра
Тренер говорит участникам: «У вас есть интересный проект для руководства (запуск новой производственной линии, выход на новые рынки), вы хотите предложить его директору, но предварительно вам надо заручиться поддержкой начальника отдела маркетинга. Нужно его убедить. Проблема в том, что в прошлом у вас был конфликт и теперь между вами натянутые отношения. Поговорите с коллегой и склоните его на свою сторону».
В этой ролевой игре участникам придется применить навыки контакта, слушания и выражения чувств. Скрытый мотив лучше не вводить, ситуация и так достаточно сложная. Кроме того, участники должны относительно легко выполнить задание, а значит усложнять не нужно.
По окончании проводится стандартное обсуждение, но обратная связь должна быть положительной. То есть обращать внимание надо только на правильные действия участников.
Упражнение 14. Чемодан
В самом конце тренинга каждый получает индивидуальную обратную связь от группы. Инструкция тренера: «Один участник выходит за дверь, а вся группа проводит обсуждение и записывает на листке бумаги, какие особенности этого человека помогают общаться, а какие мешают. Положительных и отрицательных признаков должно быть поровну. Нельзя писать о внешних недостатках, возрасте и других вещах, не имеющих отношения к навыкам общения. Листочек отдайте мне. Так мы соберем каждому “чемодан”, с которым он покинет тренинговую группу. После этого я раздам листки с обратной связью, все их прочитают, но обсуждать содержание мы не будем. Можете задать уточняющие вопросы».
Обычно в «помогающие» особенности записывают следующее: улыбка, доброжелательное выражение лица, умение слушать. К мешающим часто относят конфликтность, агрессивность. Тренер не принимает участия в обсуждении.
Обратная связь заказчику
На подготовительном этапе мы проводили диагностику навыков либо анализировали работу сотрудников, чтобы правильно построить программу.
Связанный материал
Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации
№ 09 / 2015
См. статью «Проводим тренинг общения: от подготовки до проблематизации»
В конце тренинга проводим тестирование либо наблюдаем за работой сотрудников и сравниваем результаты до и после тренинга. Эту информацию мы и представляем заказчику (директору, начальнику отдела, руководителю службы персонала).
Кроме того, руководители любят запросить обратную связь от бизнес-тренера. Обычно их интересует профессиональный потенциал сотрудников. Как сообщить эту информацию заказчику?
Первое. Не надо говорить о конкретных ролевых ситуациях, в которых сотрудник выступал в качестве активного игрока. Руководитель, будучи не включенным в тренинг, не всегда понимает, почему обыгрывалась именно эта ситуация, а не другая. Лучше рассказать о поведенческих особенностях: в ситуации конфликта ведет себя так-то, в беседе с клиентом может сделать следующее.
Второе. Сообщать нужно в терминах преимуществ и недостатков. Их должно быть поровну. Например: хорошо умеет слушать, располагает к себе собеседника, но при этом скован и неуверен.
Третье. Тренер должен понимать границы своей компетентности. Руководители по результатам тренинга иногда принимают управленческие решения, поэтому спрашивают, можно ли повысить сотрудника в должности или нет. Не стоит давать категорических ответов, лучше дать характеристику в виде положительных и отрицательных качеств. Тренер не знает всех компетенций, которые необходимы для более высокой должности, поэтому судить точно не может.
Связанный материал
Поведение тренера в группе: разбираем типовые ошибки
№ 07 / 2015
См. статью «Поведение тренера в группе: разбираем типовые ошибки»
Связанный материал
Учимся управлять групповой динамикой тренинга
№ 03 / 2015
См. статью «Учимся управлять групповой динамикой тренинга»
Связанный материал
Повышаем производительность труда
№ 11 / 2015
В следующем номере читайте статью «Повышаем производительность труда».
Cоциально-психологический тренинг уверенного поведения в межличностном общении
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ
Пояснительная записка
Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении.
Данный тренинг предполагает научить боязливых и скованных людей уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в межличностных отношениях. В ходе тренинга важно научить участников отличать уверенное поведение от агрессивного и неуверенного, а также сформировать автоматические навыки уверенности.
Упражнения и ролевые игры, входящие в тренинг, объединены в законченную последовательность действий, приводящих к результату-развитию чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях.
Тренинг предназначен для психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников, а также всех, кто стремится развить свою уверенность и коммуникативные навыки.
Планирование результатов обучения.
Развитие уверенного поведения личности: овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, изучение и овладение приемами уверенного межличностного взаимодействия.
Введение
Тренинг уверенного поведения в межличностных отношениях предполагает осознание своей ценности и развитие коммуникативной культуры личности.
Целью коммуникативного тренинга является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также с помощью процессов, происходящих в группе. Группа в тренинге используется для развития и отработки навыков межличностного общения ее участников. Участники могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают обратную связь. Руководители могут также играть активную роль в распространении информации, моделировании и обеспечении группы обратной связью.
Материалы к занятию: ручки, чистые листы, чемодан, мячик.
Участники тренинга сидят на стульях в кругу.
Примерное содержание занятия.
Итак, сегодня мы станем участниками психологического тренинга уверенного поведения в межличностном общении. Давайте повторим правила работы на тренинге.
Выработка правил работы в группе:
1. Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.
2. Общение по принципу «Здесь и сейчас». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.
3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.
4. Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.
5. Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.
6. Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».
7. Правило «стоп». Любой участник тренинга может отказаться от выполнения упражнения, не объясняя на то причины.
Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.
Психолог. Хорошо. Мы обсудили правила работы в группе. А теперь давайте перейдём к выполнению упражнения.
1.Упражнение «Три имени»
Психолог. Давайте каждый участник назовёт три варианта своего имени (как называют вас друзья, родственники, знакомые).
Пример. Татьяна, Танюша, Танечка.
Каждый участник должен назвать три варианта своего имени (например, как называют вас в семье, как называют близкие друзья, как бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня на тренинге — придумать тренинговое имя). После этого каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может, послужила причиной возникновения этого имени.
Психолог: какие трудности возникли при выполнении этого упражнения?
2. Упражнение «Знакомство».
Цели: снизить тревожность участников, вызванную попаданием в незнакомую среду. Помочь участникам лучше узнать друг друга, сократив дистанцию в общении. Способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.
Психолог. Давайте выполним упражнение на знакомство.
Задание: коллеги встают в ряд по росту. По команде психолога все перестраиваются в заданном порядке. Перестановка происходит по заданным параметрам:
— по первой букве имени, фамилии, отчества,
— по цвету волос,
-по месяцу рождения,
— по числу рождения.
Участники делятся впечатлениями от игры.
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься? Как чувствовали себя те, кто остался без группы, в гордом одиночестве, то есть было оно гордым или каким-то абсолютно иным»?
3. Упражнение «Девиз».
Психолог. Был в старину обычай изображать-изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, т. е. краткое изречение, выражающее руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы не будем рисовать герб, а над девизом давайте подумаем.
Каждый из членов группы должен сформулировать свой девиз, который отражает его жизненное кредо, отношение к миру в целом и к себе.
На формулировку девиза даётся 5 минут.
Затем вы по очереди зачитаете свои жизненные девизы и в случае необходимости дадите необходимые объяснения.
Главное в упражнение – идея и раскрепощённость самовыражения. Во время обсуждения все в праве задавать друг другу вопросы и комментировать свои девизы.
После обсуждения девизов можно предложить участникам сформулировать девиз группы, зафиксировав в нём принципы взаимоотношений и взаимодействия.
Формулировка девиза заставляет сконцентрироваться на главном-что я ценю в жизни, чем дорожу.
Психолог:
Примеры девизов: «Чтобы достичь цели, нужно, прежде всего, к ней идти»
«Все проще, чем кажется»
«Чтобы оценить дорогу, надо ее пройти»
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
4. Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся».
Цель – разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов.
Упражнение — 20 мин.
Психолог. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны страха» и найти такие вещи, которых вы боитесь, хотя многие люди этого не боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я боюсь чего-то, хотя многие этого не боятся». Задача каждого — найти в себе минимум 1 страх». «Бывают вещи, которых действительно стоит бояться, например, оголенных электрических проводов, диких хищных животных, автомобилей на большой скорости. Но бывают и страхи менее рациональные, например, страх критики, страх успеха, страх задать вопрос преподавателю. Можем ли мы среди названных страхов найти абсолютно рациональные или абсолютно нерациональные?»
Пример психолога: « Я боюсь перемен в жизни, хотя многие этого не боятся».
Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Да, действительно, это бывает страшно, этого стоит опасаться»
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
5.Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся».
Упражнение — 20 мин.
Психолог. «Ваша задача будет состоять в том, чтобы обнаружить в себе „зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Пожалуйста, попробуйте выстроить применительно к себе самим фразы по следующему шаблону: „Я не боюсь чего-то, хотя этого боятся и (или) не могут многие люди». Задача каждого — произнести хотя бы одну подобную фразу». «Возможно, кто-то из вас заметил, что он боится того, чего не боятся другие участники группы. Скажите, пожалуйста, им об этом».
Пример психолога: «Я не боюсь проводить тренинги, хотя этого боятся и не умеют многие люди».
«Я не боюсь критики, хотя ее боятся многие люди».
«Я не боюсь выступать публично, хотя этого боятся или не могут многие люди»
Тренер активно подкрепляет высказывания каждого участника невербально или фразами: «Прекрасно, замечательно, хорошо, здорово» и т. п.
После выполнения этих двух упражнений часто можно обнаружить пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой. В этом случае можно использовать упражнение «Как же ты научился этого не бояться?»
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
6.Упражнение « Как же ты научился этого не бояться?».
Составляются пары, в которых один участник боится того, чего не боится другой. Нужно выяснить, как первый участник научился не бояться, что ему в этом помогло.
Затем идет обсуждение различных способов формирования смелости.
7.Упражнение «Чемодан».
Цель: Создать положительную обратную связь участникам тренинга по завершении работы.
Психолог: «Наша работа подходит к концу». Мы расстаемся. Но перед тем как завершить работу, мы соберем чемодан. Мы работали вместе, поэтому и собирать чемодан для каждого будем вместе. Содержимое чемодана будет особым. Так как мы занимались проблемой общения, туда мы «положим» то, что каждому из нас помогает в общении, и то, что мешает. Чемодан мы будем собирать в отсутствие человека, а когда мы закончим, то мы пригласим его и озвучим содержимое чемодана. Он должен его взять и унести с собой, не задавая вопросов.
Собирая чемодан, мы будем придерживаться некоторых правил:
1. В чемодан надо положить одинаковое количество помогающих и мешающих качеств.
2. Каждое качество будет укладываться в чемодан только с согласия всей группы. Если кто-нибудь из нас, хотя бы один, не согласен, то группа может попытаться его убедить в правильности своего решения, а если это не удастся сделать, качество в чемодан не кладется.
3. Положить в чемодан можно только те качества, которые проявились в ходе работы группы.
4. Положить в чемодан можно только те качества, которые поддаются коррекции.
5. Руководить сбором чемодана будет каждый из нас по очереди. Допустим, ты, Михаил, начнешь, а дальше продолжит Люба и так далее. Просьба не забывать те правила, о которых мы говорили».
Во время сбора чемодана тренер сидит за кругом. Для того чтобы сделать эту процедуру более доброжелательной, не вызывающей обиды участников, не следует разрешать вручать собранный чемодан в виде записи.
При планировании работы группы тренер должен учесть, что на сбор чемодана в таком варианте уходит много времени: в среднем по 20 минут на каждого участника группы.
Психолог: « Что понравилось в игре? Что огорчило? Что заставило задуматься?»
Спасибо!
Психолог: Давайте поблагодарим друг друга за успешную работу аплодисментами.
Список рекомендуемой литературы.
- Анн Л. Психологический тренинг с подростками. – Питер, 2006.
- Кипнис М. Тренинг коммуникации. – М.: Ось-89,2006.
- Таланов В. Л., Малкина – Пых И. Г. / Справочник практического психолога. – СПб.: Сова, М.: ЭКСМО, 2005.
- Ромек В.Г Тренинг уверенности в межличностных отношениях. – СПб.: Речь, 2005.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989.
- Леви В.Л. Искусство быть собой. Индивидуальная психотехника. — Луганск: Глобус, 2000.
- Смит М.Дж. Тренинг уверенности в себе. — СПб.: Речь, 2000.
- Немов Р.С. – Психологическое консультирование: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1999.
- Коломинский Я,Л, Психология взаимоотношений в малых группах. – Минск: Тетра Систем, 2000.
- Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. – М.: Академический проект, 1999.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб.: Питер, 2000.
- Беркли – Ален М. Забытое искусство слушать. – СПб.: Питер, 1997.
- Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. – СПб.: Речь, 2001.
Приложение к упражнению «Чемодан»
Таблица. Качества, помогающие и мешающие общению.
Помогающие Мешающие
Доброжелательность (желание добра, готовность содействовать благополучию других, благожелательность) | Недоброжелательность | Бесцеремонность (беззастенчивость и развязность, невежливость) |
Дружелюбие (расположенность к кому-нибудь, симпатия) | Недружелюбие | Прямолинейность (откровенность, прямота, лишённые гибкости) |
Приветливость (благожелательность, радушие, ласковость) | Неприветливость | Негибкость (неспособность изменить своё мнение и поведение, приспособиться к партнёру) |
Искренность (выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность) | Неискренность, лживость | Тщеславие (высокомерное стремление к славе, к почитанию) |
Эмпатичность (способность поставить себя на место собеседника, проникнуться его чувствами, понять их) | Неэмпатичность | Демонстративность (совершение действий, подчёркнуто выражающих протест, несогласие, неприязнь) |
Предупредительность (готовность оказать услугу и оказание её, внимательный, любезный) | Непредупредительность | Категоричность, безапелляционность(недопущение возражений) |
Общительность (склонность общаться) | Необщительность | Самоуверенность |
Вежливость (соблюдение правил приличия, воспитанность, учтивость) | Невежливость | Грубость, хамство (недостаточная культурность, неделикатность, нечуткость, нетонкость) |
Уважительность (почтительность, учёт и соблюдение интересов собеседника) | Неуважительность | Резкость (прямота и жёсткость, отсутствие мягкости, нелицеприятность) |
Тактичность (умение вести себя пристойно, уважая других, соблюдая чувства меры в поведении) | Бестактность | Вспыльчивость (склонность к горячности, лёгкая раздражительность) |
Умение говорить | Неумение говорить | Заносчивость (высокомерность, чванство,) |
Умение слушать | Неумение слушать | Агрессивность (стремление нанести вред, ущерб) |
Коммуникабельность (способность общаться) | Некоммуникабельность | Занудство (надоедливость, нудность – монотонность и надоедливость) |
Инициативность | Безинициативность | Наглость |
Непринуждённость (лёгкость, лишённость натянутости, свободность) | Трудность вступления в общение | Нескромность, хвастливость |
Открытость (доступность для общения; откровенность, отсутствие тайн) | Закрытость | Скрытность Уход от зрительного контакта |
Надёжность | Ненадёжность | Демонстрация превосходства |
Обязательность (верность своему слову) | Необязательность (моё слово – захотел – дал, захотел – взял обратно) | Авторитарность (требование беспрекословного подчинения) |
Опрятность | Неопрятность | Эгоизм |
Оптимистичность | Пессимистичность | |
Энергичность, активность | Вялость, пассивность | |
Чувство юмора | Отсутствие чувства юмора | |
Культурность | Некультурность | |
Ум | Неумность |
Деятельность по развитию коммуникативных навыков
Деятельность по развитию коммуникативных навыков
- Игры и развлечения
- /
- Просмотров: 1043387
На этой странице вы найдете ряд учебных мероприятий, посвященных конкретным ключевым моментам обучения навыкам общения. Не стесняйтесь использовать их в том виде, в котором они есть, для поддержки ваших навыков общения или адаптировать их в соответствии с вашими конкретными целями обучения.
Слепая очередь
Завяжите глаза всей группе, убедитесь, что вокруг достаточно места, чтобы избежать случайных травм. Подробнее о Занятии вслепую
Соревнование по поеданию зефира
Разделите группу на команды по два человека, дайте каждой команде по две повязки на глаза и убедитесь, что у всех завязаны глаза. Дайте одному человеку в каждой команде ложку вместе с 10 зефирами. Подробнее о соревновании по поеданию зефира
Назовите меня
Обобщения и предрассудки мешают хорошему общению на рабочем месте, в этом упражнении к участникам будут относиться в соответствии со случайным тегом, который они будут носить на лбу. Подробнее об упражнении 9 Label Me0005
Действие «но»
Когда вы говорите слово «но» после того, как сказали кому-то что-то приятное, на самом деле вы говорите ему: «Все, что я сказал до «но», было ложью, а вот и правда». ». Например: «Девушка красивая, но высокая». Вы говорите, что девушка красивая, но слишком высокая. Подробнее об упражнении «но»
Общение Оригами
Это быстрое и простое задание показывает, как одни и те же инструкции по-разному интерпретируются разными людьми, и подчеркивает важность четкого общения. Подробнее о коммуникативном оригами-упражнении
Игра в угадайку
Это простое упражнение — интересный способ представить и показать разницу между закрытыми и открытыми вопросами. Подробнее об игре в угадайку
Угадай эмоцию
Это веселая соревновательная игра, цель которой — помочь участникам лучше понять свои чувства и эмоции. Участники делятся на команды и разыгрывают эмоции, такие как отвращение, привязанность, страх, беспокойство, смущение, гнев, решимость и т. д. Подробнее о угадай эмоцию
Сила языка тела
Язык тела говорит громче любых слов, которые вы когда-либо могли произнести. Говорите ли вы людям, что любите их, злитесь на них или не заботитесь о них, движения вашего тела выдают ваши мысли, настроение и отношения. Как сознательно, так и подсознательно ваше тело сообщает другим, что на самом деле происходит с вами. Это отличное быстрое и веселое занятие, которое показывает, насколько сильно язык тела влияет на общение с другими людьми. Подробнее об этом тренинге
Упражнение «Выполняй все инструкции»
Это быстрое веселое задание с небольшой хитростью, чтобы увидеть, сколько участников будут активно слушать и следовать одной единственной инструкции, которую вы им дадите «Сначала прочитайте все инструкции», и сколько поспешат и начните выполнять каждую инструкцию одну за другой. Подробнее об этом учебном занятии
Практическое упражнение по навыкам эффективной обратной связи
Обзор эффективной и неэффективной обратной связи и хорошее упражнение для отработки эффективной обратной связи. Подробнее об этом тренинге
Игра «Имя»
Попросите каждого участника подумать об известном человеке и тайно написать его на почтовой записке. Прикрепите пост к голове своего партнера. Забавное упражнение, которое показывает, как важно задавать правильные вопросы. Подробнее об этом учебном занятии
Square Talk
Это сложное упражнение, в котором все участники завязывают глаза и получают инструкции от инструктора, которым необходимо строго следовать. Упражнение позволяет участникам осознать важность эффективного общения и понять важные аспекты общения. Подробнее об этом тренинге
Комната 101
Целью этого упражнения является отработка ваших навыков влияния и убеждения в соревновательных веселых дебатах с упором на коммуникативные навыки, такие как выбор позитивного языка, увлеченность и энтузиазм в отношении своего дела, демонстрация «преимуществ» другим и т. д. . Подробнее об этом учебном занятии
Общение друг с другом
Классическое упражнение по развитию навыков общения, в котором подчеркивается важность задавания вопросов для эффективного общения. Подробнее об этом учебном занятии
Бумажные фигуры
Простое упражнение, которое вы можете легко включить в любое мероприятие по обучению навыкам общения, чтобы показать важность двустороннего общения. Узнайте больше об этом учебном занятии
Тест памяти
Это может быть отличным упражнением для навыков презентации или обучения тренерских классов. Скажите участникам, что вы прочитаете им список слов, чтобы проверить их память. Участники должны будут внимательно слушать и не могут записывать слова, которые вы будете произносить. Подробнее об этом тренинге
Знаете ли вы, что мы только что добавили БЕСПЛАТНУЮ игру для повторения в каждый из наших пакетов полного курса обучения?
Это добавит массу удовольствия и завершит тренировочный класс на высокой ноте!
Вся игра сделана в Power Point и поставляется с вопросами и ответами по вашему пакету обучения , чтобы вы могли легко просмотреть содержание обучения, улучшить запоминание и убедиться, что ваши участники обучения вовлечены до самого конца. Просто разделите свой класс на команды, которые соревнуются за победу в финальном соревновании, отвечая на вопросы и набирая очки в серии веселых раундов.
Это еще не все!
Как и наши пакеты учебных материалов, игра полностью настраивается, поэтому вы можете легко использовать ее с другими обучающими темами, которые вы преподаете. Просто измените вопросы/ответы, изображения и т. д., сохраните как новый файл и создайте любое количество других обзорных игр и всегда заканчивайте каждый урок, который вы преподаете, на высокой ноте. Посмотрите это короткое видео:
Бесплатные ресурсы
Бесплатные обучающие статьи
Бесплатные инструменты для самооценки
Бесплатные игры и занятия
Бесплатные советы для тренеров
Получить все доступные программы
и сохранить. ..!!
Цена: 4499,95 $ 2995,95 $
Отличное соотношение цены и качества
Подробнее Пакет Presenter-Trainer Package®Train The Trainer
Презентация с эффектом
Цена: 359,95 долларов США 299,95 долларов США
СОХРАНИТЬ 59,95 долларов США
Подробнее Retail Excellence Series® 3 полных курса обучения
Пакеты в 1
Навыки розничных продаж
Планирование и прогнозирование розничных продаж
90 156 Passionate Retail Experts
Цена: 539,855 долл. США 349,95 долл. США
Платите за 2, получаете 1 Бесплатно
Подробнее Серия Excellence® 3 полных учебных курса
Пакеты в 1
Управление продажами
Профессиональные навыки продаж
Планирование территории продаж и маршрутизация
Цена: $539. 855 349,95 $
Плати за 2, получи 1 бесплатно
Подробнее Колл-центр Excellence Series® 4 Полное учебное ПО
Packages in 1
Работа с раздражительными и трудными абонентами
Управление вызовами
Найдите способ сказать ДА!
Успешное взыскание задолженности по телефону
Цена: $719,95 $449,95
Оплатите 2 программы и получите 2 программы бесплатно
Подробнее Communication Excellence Series® 4 полных курса обучения
Пакеты в 1
Ясное и эффективное общение
Ведение переговоров ради результатов
Разрешение конфликтов
Воздействие
Цена: $719,95 $449,95
Оплатите 2 программы и получите 2 программы бесплатно
Подробнее Customer Service Excellence Series® 5 полных учебных материалов
пакетов в 1
Видение, энергия и страсть к служению
Пути к совершенству в обслуживании
Найдите способ сказать ДА!
Увлеченные эксперты по розничной торговле
Настраиваем других на успех
Цена: $899. 75 599,95 $
Плати за 3, получи 2 бесплатно
ПодробнееМгновенная загрузка
учебных пакетов
Навыки помощника по административным вопросам
Эта двухдневная учебная программа содержит методы для улучшения наиболее важных базовых навыков делового письма, а также вербальной и невербальной коммуникации в целом в дополнение к правильному управлению временем и общим методам организации офиса, которые поможет помощникам по административным вопросам, секретарям и офис-менеджерам выполнять свои повседневные задачи более уверенно и профессионально.
Цена: 199,95 $ 179,95 $
Подробнее
Тайм-менеджмент
Кто бы вы ни были, у всех нас есть 168 часов в неделю. Ваша способность наилучшим образом использовать эти 168 часов в конечном итоге определит ваш успех. Используя самопознание, практические занятия и инновационные концепции в рамках этой высокоэнергетической программы обучения, участники узнают, как лучше контролировать свое время и свою жизнь в целом.
Цена: 199,95 долл. США 179,95 долл. США
Подробнее
Создание высокоэффективных команд
Увлекательная однодневная программа обучения, включающая множество увлекательных занятий и игр, посвященных ключевым характеристикам высокоэффективных команд.
Цена: 199,95 $ 179,95 $
Подробнее
Все, что вам нужно
, чтобы провести отличную тренировку!
В комплекты наших учебных материалов входит все, что вам нужно, чтобы предоставить
профессиональное решение для ускоренного обучения с
Высокая ударопрочность
Полка слайдов Power Point
Высокоэффективная профессиональная колода слайдов Power Point, созданная профессионалами для вовлечения обучаемых всех уровней, предназначена для поддержки иммерсивного обучения.
Учащийся
Рабочая тетрадь
Подробная справочная рабочая тетрадь, которую вы можете раздать участникам своего класса в качестве быстрого справочника в будущем.
Тренажер
Руководство
С пошаговыми четкими инструкциями с советами и предложениями о том, что сказать и как представить каждый слайд.
Занятие
/Листы упражнений
Различные учебные материалы и вспомогательные документы, которые помогут вам объяснить и подвести итоги различных упражнений, занятий и игр.
Дополнительные
Сопроводительные документы
Чтобы убедиться, что у вас есть все необходимое для проведения полной и профессиональной программы обучения, дополнительные сопроводительные документы прилагаются к каждому полному пакету материалов курса. От форм оценки обучения до 5 различных шаблонов сертификатов, которые вы можете отредактировать и раздать своим участникам по окончании обучения.
Вспомогательные материалы
и Формы
Специальные формы, предназначенные для расширения и усиления обучения, которые участники могут использовать на работе, чтобы помочь им применять новые изученные концепции (Выберите пакеты учебных материалов)
Получите все наши обучающие пакеты
и сэкономьте!
Сэкономьте более 1500 долларов США и получите каждую полную программу менее чем за 99 долларов США и 6 мини-курсов бесплатно
10 Тренинг по общению | EdApp: Мобильная LMS
Опубликовано
28 февраля 2023 г.
Автор
Габриэль Ривера
В современном мире навыки эффективного общения важны как никогда. Это необходимо для выражения идей, построения отношений и достижения целей. Хотя не все рождаются с отличными коммуникативными навыками, хорошая новость заключается в том, что им можно научиться. В этой статье мы рассмотрим десять упражнений по обучению общению, которые помогут вашим командам улучшить свои коммуникативные навыки.
Упражнение №1 по обучению общению — групповые обсуждения
Групповые обсуждения — это упражнение по обучению общению, которое побуждает людей выражать свои мысли и мнения по заданной теме, слушая других. Эта деятельность помогает людям развивать критическое мышление, принятие решений и навыки убеждения. Групповые обсуждения может вести модератор, который следит за тем, чтобы у каждого была возможность высказаться, и побуждает участников реагировать на идеи друг друга.
Функция «Обсуждения» в EdApp — отличный способ сделать это. В этом стиле обсуждения, похожем на форум, учащиеся могут обмениваться идеями с помощью видео и изображений, помимо текста, для более динамичного и интерактивного обучения.
Поскольку человеческий мозг обрабатывает изображения в 60 000 раз быстрее, чем текст, а 90 процентов информации, передаваемой в мозг, является визуальной, изображения и видео имеют более высокую степень взаимодействия и удержания. Это также позволяет учащимся свободно выражать свои мысли в открытом формате, что укрепляет связь между учащимися.
Улучшите учебный процесс с помощью EdApp.
Зарегистрируйтесь бесплатно!
Упражнение №2 по обучению общению. Упражнения на активное слушаниеУпражнения на активное слушание предназначены для того, чтобы помочь людям улучшить свою способность слушать других и эффективно реагировать на них. В этом упражнении один человек говорит, а другой активно слушает, перефразируя сказанное и резюмируя ключевые моменты. Это упражнение помогает людям развивать свои навыки слушания и улучшать их способность понимать точки зрения других людей.
Упражнение №3 по обучению общению — ролевые упражненияУпражнения по ролевым играм — это популярное упражнение по обучению общению, в котором отдельные лица или группы играют разные роли и взаимодействуют друг с другом для отработки коммуникативных навыков. Эта деятельность помогает людям развивать свою эмпатию и понимание точек зрения других людей. Например, участники могут играть роль представителя службы поддержки клиентов и клиента, где клиент предъявляет жалобу, а представитель отвечает на жалобу.
Упражнение № 4 по обучению общению — имитация презентацииОбучение навыкам презентации — это упражнение по обучению общению, которое помогает людям развивать свои способности проводить привлекательные и эффективные презентации. Это задание посвящено тому, как научиться структурировать презентации, создавать убедительные визуальные эффекты и уверенно выступать с речами. Одним из самых больших преимуществ использования макетов презентаций в качестве учебного занятия является то, что они позволяют участникам практиковать свои навыки публичных выступлений в безопасной и благоприятной среде.
Выступая перед группой коллег, участники могут получать отзывы об их стиле подачи, языке тела и содержании. Эта обратная связь может быть использована для улучшения их навыков презентации и повышения уверенности в себе.
Упражнение №5 по обучению общению — Упражнения по разрешению конфликтовУпражнения по разрешению конфликтов предназначены для того, чтобы помочь людям развить способность эффективно разрешать конфликты. Эта деятельность включает в себя моделирование конфликтной ситуации и просьбу людей работать вместе, чтобы найти решение. Упражнения по разрешению конфликтов могут помочь людям развить навыки общения, сотрудничества и решения проблем.
В дополнение к своим упражнениям вы можете освежить знания своей команды в области разрешения конфликтов, попросив их пройти бесплатные онлайн-курсы по разрешению конфликтов с сертификатами. В EdApp есть редактируемые и настраиваемые курсы, такие как «Управление трудными разговорами», «Работа с возражениями с помощью эмоционального интеллекта» и «Решение проблем».
Упражнение № 6 по обучению общению. Игра «Угадай эмоцию»Игра «Угадай эмоцию» представляет собой эффективное упражнение по обучению общению, развивающее эмпатию и эмоциональный интеллект. По очереди описывая эмоцию, не используя название эмоции, участники вынуждены внимательно слушать и понимать, что чувствует говорящий.
Это побуждает к активному слушанию и может помочь участникам лучше распознавать эмоции других. Кроме того, игра требует, чтобы участники представляли, что могут чувствовать другие, что может улучшить эмпатию и способность поставить себя на место другого человека.
Упражнение № 7 по обучению общению — обучение культурной чувствительностиОбучение культурной чувствительности — важное коммуникативное упражнение, которое может помочь людям лучше понять различные культуры. Это также может улучшить навыки общения с людьми из разных слоев общества. Здесь они могут узнать о различных культурных нормах, ценностях и убеждениях, а также о том, как эти различия могут повлиять на общение. Они также могут изучить стратегии эффективного общения с людьми из разных культур, задавая вопросы и избегая предположений или стереотипов.
Чтобы легко усвоить эти знания, вы можете использовать микрообучение. Это позволяет вашим учащимся взаимодействовать с короткими целенаправленными уроками, разработанными с учетом человеческих ограничений, таких как объем внимания и память. Это также облегчает усвоение ключевых концепций и повышает эффективность практического применения новых знаний на 17 процентов.
С помощью приложения для микрообучения EdApp учащиеся могут получать доступ к небольшим курсам со своего смартфона, когда у них есть 5 минут свободного времени — будь то в дороге, между встречами или во время перерыва. Для команд или отдельных лиц, у которых нет постоянного доступа к WiFi, EdApp также имеет автономный режим. Эта функция позволяет учащимся загружать свои курсы всякий раз, когда у них есть доступ в Интернет, и автоматически синхронизировать свои результаты, когда они вернутся в зону действия.
Упражнение №8 по обучению общению – Семинары по рассказыванию историйСеминары по рассказыванию историй могут быть очень эффективным учебным мероприятием по обучению общению. Благодаря этому упражнению участники узнают, как рассказывать увлекательные, убедительные и актуальные для своей аудитории истории. Здесь они могут открыть для себя различные приемы повествования, такие как использование ярких описаний, сенсорных деталей и сильных персонажей. Совершенствуя навыки рассказывания историй, ваша команда может повысить свою способность эффективно общаться в различных условиях, таких как публичные выступления, маркетинг или межличностное общение.
Упражнение № 9 по обучению общению. Пробная встречаКак и пробные презентации, проведение пробных встреч можно использовать для отработки и совершенствования коммуникативных навыков в реалистичной обстановке. В фиктивной встрече участники имитируют реальную встречу и берут на себя разные роли, например докладчика или участника. Встреча может быть основана на конкретной теме или проблеме или может быть более открытой. Здесь они также могут практиковать стратегии управления конфликтами и разногласиями, такие как нахождение точек соприкосновения и реагирование на разные точки зрения.
Упражнение №10 по обучению общению. Семинары по письмуСеминары по письму включают в себя изучение различных приемов письма, таких как использование ясного и лаконичного языка, увлекательное повествование и эффективное структурирование. Также можно научить различным типам письма, таким как деловое письмо, академическое письмо или творческое письмо, а также тому, как адаптировать свой стиль письма к разным аудиториям и целям.
Совершенствуя свои навыки письма, участники могут повысить свою способность эффективно общаться с помощью письменного общения, такого как электронные письма, отчеты, предложения и сообщения в социальных сетях. Они также могут развивать способность ясно и увлекательно излагать сложные идеи и концепции.
Функция «Задания» в EdApp идеально подходит для этого занятия. Вы можете задать вопрос или тему для написания вашей команды.