Тревожность у дошкольников: Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение

Содержание

Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение

  • Определение и объяснение проблемы тревожности
  • Чем опасна повышенная тревожность
  • Типы
  • Причины возникновения
  • Диагностика
  • Что делать: советы родителям

Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.

Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:

И. И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.

В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.

Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка

Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию

. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.

Чем опасна повышенная тревожность

Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.

Типы тревожности

Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.

Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  • Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
  • Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
  • Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
    О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.

Диагностика тревожности

Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.

Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.

Что делать: советы родителям

Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.

Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.

Прежде всего:

  • Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др.
    ). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
  • Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
  • Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
  • Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
  • Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
  • Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
  • Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
  • Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
  • Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
  • Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.

Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.

Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.

В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.

Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.

Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.

Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.

Источники:

  1. И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.
  2. О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста

Библиографическое описание:

Кирьянова, О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного возраста / О. Н. Кирьянова. — Текст : непосредственный // Психология в России и за рубежом : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2011. — С. 23-25. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/32/1035/ (дата обращения: 05.07.2023).

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Возникновение и закрепление тревожности связано с неудовлетворением возрастных потребностей ребенка.

Тревожность имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающиеся в ее источниках, содержание, формах проявления компенсации и защиты. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Например, дошкольники  боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое.

В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности, хотя большинство исследователей сходятся в признании необходимости рассматривать его дифференцированно — как ситуативное явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его динамики.

Так, А.М.Прихожан указывает, что тревожность — это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [5,c.143].

Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента.

По определению А.В.Петровского: “Тревожность — склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности” [6,c. 354].

Ч.Спилбергер выделяет два вида тревожности: личностная и ситуативная (реактивная).

Личностная тревожность предполагает широкий круг объективно безопасных обстоятельств как содержащих угрозу (тревожность как черта личности).

Ситуативная тревожность обычно возникает как кратковременная реакция на какую-нибудь конкретную ситуацию, объективно угрожающую человеку [1,c.51].

Также в психологии выделяют две основные формы тревожности:

открытая – сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;

скрытая – в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем – через специфические способы поведения [3,c.46].

Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Одна из ее форм условно названа «неадекватное спокойствие». В этих случаях ребенок, скрывая тревогу, как от окружающих, так и от самого себя, вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так и собственных переживаний.

 Обращает на себя внимание то, что у некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью индивида характер [4,c15].

Выяснение причин возникновения тревожности у ребенка дошкольного возраста является важной задачей для педагога, известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность) нервной системы. Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становится тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком. В большинстве случаев они могут быть причиной развития тревожной личности. Существует прямая зависимость между количеством страхов у детей и родителей, особенно матерей. Мать, находящаяся в состоянии тревоги, непроизвольно старается оберегать психику ребенка от событий, так или иначе напоминающих о ее страхах. Усилению в ребенке тревожности могут способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны взрослых, так как они вызывают ситуацию хронической не успешности. Еще один фактор, способствующий формированию тревожности, — частые упреки, вызывающие чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед родителями. Часто причиной тревожности у детей является и сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных предостережений.

По мнению психолога М.Кузьминой существует несколько причин тревожности, кроющихся в семье:

Традиционализм отношений в семье. В этих семьях взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан».

Открытые посылы и прямые угрозы. Обычно в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди…» или «Если ты не пойдешь в детский сад, то я…».

Недоверие ребенку. Многие родители проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с кем дружить [3,c.49].

Отдаленность родителей. Многие родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких детей появляется страх одиночества. Тревожность ребенка вызывает и непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя, зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить в том или ином случае.

Тревожность возникает в ситуациях соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов. Еще одна ситуация – ситуация повышенной ответственности. Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым. Возможен также вариант, когда ребенок находит психологическую защиту, уходя в мир фантазий. В фантазиях ребенок разрешает свои неразрешимые конфликты, в мечтах находят удовлетворение его невоплощенные потребности [2,c.54].

Следует постоянно обращать особое внимание на состояние детей, их настроение. Можно спросить, например, было ли у них что-нибудь веселое, смешное, кто сегодня чему-то обрадовался, кого что-нибудь огорчило, а кто плакал и почему. Если дети не знают, что ответить, нужно помочь — напомнить какой-нибудь забавный эпизод или детскую ссору, спросить, из-за чего она возникла, простили ли дети друг друга. Когда подобные беседы станут привычными, дети сами будут откладывать в памяти разные эпизоды и охотно рассказывать о них. И, следовательно, тревожность детей будет низкая.

Работа с тревожным ребенком сопряжена с определенными трудностями и, как правило, занимает достаточно длительное время.

Специалисты рекомендуют проводить работу с тревожными детьми в трех направлениях:

1.Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения [5,c.147].

Конечно же, повысить самооценку ребенка за короткое время невозможно. Необходимо ежедневно проводить целенаправленную работу. Обращайтесь к ребенку по имени, хвалите его даже за незначительные успехи, отмечайте их в присутствии других детей. Однако ваша похвала должна быть искренней, потому что дети остро реагируют на фальшь. Причем ребенок обязательно должен знать, за что его похвалили. В любой ситуации можно найти повод для того, чтобы похвалить ребенка.

Как правило, тревожные дети не сообщают о своих проблемах открыто, а иногда даже скрывают их. Поэтому если ребенок заявляет взрослым, что он ничего не боится, это не означает, что его слова соответствуют действительности. Скорее всего, это и есть проявление тревожности, в которой ребенок не может или не хочет признаться.

В этом случае желательно привлекать ребенка к совместному обсуждению проблемы. Можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их чувствах и переживаниях в волнующих их ситуациях. Желательно, чтобы каждый ребенок сказал вслух о том, чего он боится. Можно предложить детям нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о нем. Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как им казалось, только для них [2,c.56].

Таким образом, работая с тревожным ребенком, избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость, не сравнивайте ребёнка с окружающими, чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию, старайтесь делать ребёнку как можно меньше замечаний, не заставляйте его вступать в незнакомые виды деятельности (пусть он сначала просто посмотрит, как это делают его сверстники) и, наконец, не предъявляйте завышенных требований, демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всём примером ребёнку.

Литература:
  1. Дети с аффективным поведением — М., Просвещение, 1966 — с.48-55.

  2. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте / Психологические полследования — Тбилиси, изд-во: Мецнисреба, 1960 — с.54-57.

  3. Коломенский Я.Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969

  4. Макшанцева Л.В. Тревожность и возможности ее снижения у детей // Психологическая наука и образование — 1988 №2 — с.15

  5. Прихожан А.М. Психологический справочник, или как обрести уверенность в себе: Кн. для учащихся. — М.: Просвещение, 1994 — 191с.

  6. Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990 — 494с.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, неадекватное спокойствие, ситуация, тревожность, детский сад, повышенная чувствительность, причина тревожности, ситуация соперничества, тревожный ребенок, черт личности.

Тревожный ребенок. Как помочь дошкольнику управлять своим…

ребенок, неадекватное спокойствие, ситуация, тревожность, черт личности, ситуация соперничества, причина тревожности, тревожный ребенок, детский сад, повышенная чувствительность.

Проблема ситуативной

тревожности в психолого-педагогических…

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Особенности поведения в конфликтных

ситуациях старших…

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Изучение страхов и

тревожности у детей старшего дошкольного…

продуктивное решение, уровень тревожности, вербальное решение, ребенок, ситуация, уход, агрессивное решение, детский сад, детская тревожность, высокий уровень тревожности.

Особенности формирования и коррекции

тревожности

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Влияние стиля

детско-родительских отношений на школьную…

Ключевые слова: тревожность, школьная тревожность, стиль детско-родительских отношений, внутренний конфликт.

Если отношения в семье свободные и доброжелательные, то и сам ребенок будет проявлять спокойствие и уравновешенность.

Взаимосвязь успешности обучения и переживания ощущения…

тревожность, личностная тревожность, ситуативная тревожность, тревога, ситуация, черт личности, состояние тревоги, проблема тревожности, эмоциональное состояние, автономная нервная система.

Проблема

детской тревожности в условиях семейного. ..

В настоящее время наблюдается увеличение числа тревожных детей из неблагополучных семей, отличающихся неуверенностью в себе, повышенным волнением, эмоциональной нестабильностью. Поэтому проблема детской тревожности среди неблагополучных семей…

Работа школьного психолога с

тревожными детьми

К сожалению, повышенная тревожность негативно отражается и на школьной мотивации.

Следует отметить, что уровень притязаний необходимый элемент в деле правильного воспитания личности ребенка.

Беспокойство у детей — Harvard Health

Лето предлагает детям дошкольного и младшего школьного возраста желанный перерыв и возможность найти новых друзей и занятия, оно может вызвать тревогу у детей, расстроенных неструктурированным временем, изменениями в рутине и группах друзей, а также переходами, связанными с новые лица и места. Тревога разлуки, социальная тревога и специфические фобии легко распознаются: рыдающий ребенок цепляется за родителя, отказываясь ступить в детский сад; социально тревожный ребенок беспокоится о посещении дня рождения, потому что «со мной никто не будет играть»; или ребенок настолько напуган насекомыми, что простые летние развлечения, такие как прогулка на природе, копание в грязи или пикник в парке, невозможны.

Общие симптомы тревоги у детей

Учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, потливость, напряжение мышц, тошнота и страх — знакомые симптомы тревоги, которые сопровождают реакцию «бей, беги или замри», вызванную реальными или воображаемыми угрозами, такими как рычащая собака или новый социальный опыт. Тревожные дети могут быть прилипчивыми, легко пугаться, плакать или впадать в истерики, плохо спать, страдать от головных болей или болей в животе.

Но тревога не все плохо. «Это может мотивировать нас или помочь нам избежать опасности», — говорит доктор Мона Поттер, медицинский директор McLean Anxiety Mastery Program и McLean Child and Adolescent Outpatient Services. «Проблема в том, что тревога выходит из-под контроля и принимает за нас решения, которые больше не помогают — может быть, даже парализуют». К этому моменту обычное беспокойство может стать тревожным расстройством.

Какие виды беспокойства распространены у детей?
  • Тревога разлуки: Очень беспокоится и расстраивается при разлуке с родителями и опекунами; отказ от посещения лагеря, ночевок или игр; беспокоиться о том, что в разлуке с вами или близкими могут случиться плохие вещи.
  • Социальная тревожность: Сильный страх социальных ситуаций; очень беспокойный и застенчивый вокруг других; беспокоиться о том, что вас осудят или унизят.
  • Специфическая фобия: Сильный, иррациональный страх, вызванный ситуацией или событием, например, грозой, беспокойством по поводу рвоты или насекомыми.

Что делает некоторых детей более уязвимыми к тревоге?

Беспокойство может пустить глубокие корни из-за сочетания

  • биологических факторов, таких как гены и структура мозга
  • психологические факторы, такие как темперамент и стратегии выживания
  • факторов окружающей среды, таких как тревога родителей или тревожные переживания и окружающая среда в раннем детстве.

Иногда беспокойство является побочным эффектом лекарств. Спросите своего врача о такой возможности.

Лечение тревоги у детей

Периодическая тревога — это нормально. Но поговорите со своим педиатром, если беспокойство заставляет вашего ребенка ограничивать активность, часто волноваться или избегать детского лагеря или детского сада. Серьезное тревожное расстройство может задержать или помешать развитию ребенка.

В зависимости от стадии развития, уровня и типа беспокойства лечение может включать в себя изменения, которые вы и ваш ребенок делаете по отношению к себе. Или вы можете работать со специалистами по детскому психическому здоровью, такими как психиатр, психолог или социальный работник. Эти специалисты могут помочь родителям и детям научиться применять когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), высокоэффективное лечение, направленное на устранение тревожных мыслей и поведения. «Например, мы можем поощрять детей практиковать «детективное мышление» до 9 лет. 0011 поймать , проверить и изменить тревожные мысли, — говорит доктор Поттер. — Мы также поощряем их приближаться, а не избегать провоцирующих тревогу триггеров».

способов, которыми родители могут помочь детям научиться справляться с тревогой
  • Персонализация и экстернализация: Попросите ребенка дать беспокойству имя. Ваш ребенок тоже может нарисовать тревогу. Затем помогите ребенку признать тревогу, когда он встанет на дыбы: «Этот фиолетовый Бобо с острыми зубами говорит вам, что никто не хочет с вами играть?» Навешивание ярлыков и дистанцирование тревоги может помочь вашему ребенку научиться управлять ею.
  • Просмотр вызывающих тревогу ситуаций . Заранее подумайте о встрече с вожатыми лагеря или о поездке в новые места.
  • Модель уверенности: Дети — эмоциональные счетчики Гейгера. Они регистрируют беспокойство, исходящее от родителей. Старайтесь помнить о том, что вы моделируете с помощью слов и языка тела. Работайте над сдерживанием чрезмерно тревожных реакций, когда это уместно.
  • Рассказать об их мире: «Дети кодируют мир. Особенно в раннем детстве их мозг — просто губка, впитывающая все», — говорит доктор Поттер. «Мы можем помочь им с нарративом, который они строят: «Является ли мир безопасным местом или опасным местом, где я должен все время быть начеку?»
  • Разрешить страдание: Избегание неприятных ситуаций позволяет временно ослабить тревогу, но только для того, чтобы проявиться в другом месте. Рациональные объяснения тоже не сработают. Бурлящий эмоциональный центр мозга, известный как лимбическая система, требует времени и инструментов, чтобы успокоиться настолько, чтобы позволить мыслительному (когнитивному) центру мозга вернуться в оперативный режим . Вместо этого попробуйте инструменты стрессоустойчивости: один ребенок может ополоснуть лицо холодной водой, другой может бегать вверх и вниз по лестнице, чтобы сбросить тревожную энергию, или напрягать и расслаблять мышцы, или отвлекать себя, оглядываясь, чтобы найти каждый цвет в радуга.
  • Практическое воздействие : Постепенное воздействие помогает перепрограммировать тревожный мозг и показывает ребенку, что он может пережить тревожные моменты. Допустим, ваш ребенок боится говорить на публике, наклоняет голову и корчится, если к нему обращаются. Выберите приятный, неторопливый ресторан для веселого еженедельного свидания. Затем научите ребенка брать на себя ответственность за заказ продуктов, которые ему нравятся, небольшими шагами. Сначала он может прошептать вам заказ, и вы передадите его официантке. Затем он может заказать только свой напиток или десерт и, наконец, полноценный обед по мере роста терпения к бедствию и уверенности в себе.

Несколько полезных ресурсов

Американская ассоциация тревоги и депрессии

Основные выводы CDC: Отчет о психическом здоровье детей (2018 г.)

Основные выводы: американские дети с диагнозом тревоги и депрессии (2018 г. )

Вы и ваш тревожный ребенок , Энн Мари Альбано, доктор философии, с Лесли Пеппер (Эйвери: 2013 г.)0001

Говоря о здоровье

Темы в этом сообщении

  • Семейная медицина
  • Детское здоровье (педиатрия)
  • Детская медицина

Каждый рождается со способностью испытывать тревогу. Американская психологическая ассоциация определяет тревогу как эмоцию, характеризующуюся чувством напряжения, тревожными мыслями и физическими изменениями, такими как повышение артериального давления и частоты сердечных сокращений.

Беспокойство является нормальным явлением и может возникать в разное время на протяжении всей жизни. Важно испытывать тревогу, так как она помогает распознавать и реагировать на угрозы опасности и мотивировать выполнение задач. Например, беспокойство во время вождения в снежную бурю полезно, потому что это приводит к изменению поведения при вождении, чтобы безопасно добраться до места назначения. Кроме того, беспокойство перед важным тестом полезно, потому что оно мотивирует вас учиться. Однако у некоторых людей тревожность может стать чрезмерной, продолжительной и подавляющей и привести к значительным трудностям в повседневной жизни. Это признаки тревожного расстройства.

Признаки и симптомы беспокойства

Дети и подростки могут испытывать такие же беспокойства, как и взрослые, но также они могут чрезмерно беспокоиться об успеваемости в школе или спортивных мероприятиях, адаптации, социальном опыте, безопасности, своевременности, своем будущем, естественном стихийные бедствия или другие катастрофические события. Некоторые признаки значительного беспокойства включают усталость; изменения в привычках сна, например, слишком много или слишком мало сна; раздражительность; злость; трудности с концентрацией внимания; отсутствие доверия; поиск уверенности; избегание; и пониженные оценки.

Наиболее распространенные физические симптомы у детей и подростков, испытывающих сильную тревогу, включают боли в животе и головные боли. Они также могут испытывать учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, беспокойство или нервозность, дрожь или ощущение «подергивания», головокружение, диарею, тошноту и стеснение в груди или боль.

У многих детей тревога может развиваться как парная ассоциация, что означает, что симптомы тревоги становятся связанными с чем-то, что обычно не вызывает тревогу, например с ситуацией, событием или объектом. Например, представьте, что ребенок в школе впервые переживает приступ паники, который представляет собой внезапное начало сильного беспокойства или страха, который часто включает сильную реакцию организма, такую ​​как учащенное сердцебиение, учащенное дыхание, ощущение сходства с ума. или потеря контроля. В этот день ребенок был в стрессе из-за большой презентации, но из-за этой панической атаки мозг ребенка может начать ассоциировать школу с сильным беспокойством, особенно если ребенок переживает еще одну паническую атаку в школе. Поэтому всякий раз, когда ребенок идет в школу или даже думает о том, чтобы пойти в школу, мозг может воспринимать это как угрожающую ситуацию, которая может спровоцировать постоянную тревогу или частые панические атаки.

Что можно и чего нельзя делать, чтобы уменьшить тревогу

Многие инструменты могут помочь вашим детям справиться с тревогой. Это стратегии, которые лицензированные клиницисты по психическому здоровью используют с людьми, проходящими терапию, и исследования показали, что эти стратегии полезны при лечении и управлении тревогой.

Если вы уверены, что можете использовать эти инструменты со своим ребенком — отлично. Однако, если вы не чувствуете себя уверенно или хотите получить дополнительную поддержку, подумайте о том, чтобы поговорить с лечащим врачом вашего ребенка, который может связать вас с врачом-психиатром для получения помощи. При необходимости врачи или клиницисты могут использовать дополнительные инструменты, не перечисленные здесь.

Сделать:

1. Определите триггеры.

Первый полезный шаг для вас и ваших детей — узнать и распознать, что вызывает у них сильную тревогу. Как только эти триггеры определены, вы можете применить многие из приведенных ниже советов.

2. Подтверждайте и сопереживайте.

Детские мысли, эмоции и переживания реальны для них. Независимо от того, что вы думаете или чувствуете по поводу их опыта, важно, чтобы ваши дети чувствовали себя услышанными, одобренными и понятыми. Сопереживайте своим детям, представьте, каково это быть на их месте, признайте и подтвердите, что их мысли, чувства и опыт имеют ценность и важность.

3. Бросьте вызов бесполезному мышлению.

Попросите детей рассказать вам о мыслях, которые они испытывают, которые бесполезны и причиняют им страдания, например: «Я провалю тест, а затем провалю урок». Как только вы узнаете, какие мысли говорят себе ваши дети, вы сможете работать с ними, чтобы определить более реалистичные и полезные мысли. Задавайте вопросы, чтобы заставить их думать о своей ситуации по-другому и снизить их заинтересованность в своих бесполезных мыслях, например: «Вы когда-нибудь раньше провалили тест или урок?» или «Что вы делали в прошлом, чтобы пройти тест? сделал эти вещи сейчас?»

Эти вопросы позволяют детям обдумать все факты и сделать выводы самостоятельно. Самореализация гораздо сильнее, чем родители, учителя или сверстники, говорящие детям, что они не подведут. Как только бесполезные мысли вашего ребенка будут оспорены, поощряйте их развивать более реалистичные, полезные мысли, например: «Хотя я чувствую, что могу провалиться, я подготовился к этому тесту и сделаю все, что в моих силах» или «Даже если я провалю этот тест». тест, это не значит, что я провалю урок». Преувеличенные идеи, такие как «Я обязательно пройду и у меня все получится», не нужны и, как правило, бесполезны, поскольку большинство детей не верят в эти нереалистичные представления.

4. Практикуйте глубокое дыхание.

Глубокое дыхание животом помогает успокоиться, переориентироваться и мыслить яснее. Он повышает уровень кислорода в крови и снижает частоту сердечных сокращений, частоту дыхания, мышечное напряжение и уровень стресса. Попросите детей положить руки на живот и грудь. Скажите им, что цель состоит в том, чтобы сделать глубокий вдох животом, что приведет к тому, что рука на животе будет двигаться вверх и вниз, когда воздух входит и выходит из их тел. Когда руки на груди больше двигаются, значит, они дышат грудью. Поощряйте их использовать живот для дыхания. Попросите их сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание и медленно выдохнуть через рот. Повторите это несколько раз. Забавный способ провести это упражнение: притвориться, что нюхает цветок, а затем выдуть мыльные пузыри или задуть свечи на день рождения.

5. Разбивка задач.

Разбивайте задачи на более мелкие шаги, чтобы общий процесс не казался пугающим. Для детей младшего возраста давайте случайные награды на протяжении всего процесса, чтобы положительно закрепить их поведение. Для детей старшего возраста хвалите их положительно и поощряйте вознаграждать самих себя.

6. Ролевая игра.

Если ваших детей беспокоят определенные ситуации, разыграйте их по ролям, чтобы помочь им подготовиться. Примеры могут включать заказ в ресторане, покупку билета в кино, обращение к учителю за помощью или приглашение друзей.

7. Укрепите общую уверенность.

Попросите детей выполнять задания по дому, чтобы внести свой вклад в семью и укрепить уверенность в себе. Предложите своим детям возможность справиться с трудностями. Важно хвалить их усилия и меньше сосредотачиваться на результатах. Если они застряли, спросите своих детей о навыках, которые они использовали для преодоления подобных препятствий в прошлом.

Не надо:

8. Назовите эмоции плохими.

Не называйте их мысли, эмоции и переживания хорошими или плохими. Например, не говорите: «Плохо думать, что ты потерпишь неудачу». Когда дети слышат это, их мысли плохие, они часто усваивают это и думают: «Я плохой».

9. Минимизируйте беспокойство.

Не преуменьшайте опыт ваших детей и не говорите им: «Просто сделай это» или «Смирись с этим». Их чувства беспокойства реальны, и они страдают. Хотя сталкиваться с вещами, вызывающими беспокойство, полезно, встреча с детьми с сочувствием, состраданием и добротой более полезна и эффективна при столкновении с пугающими вещами.

Добавить комментарий