Выделяют три фазы развития личности (социализации)
⇐ Предыдущая1234
1) адаптация
2) индивидуализация
3) интеграция
1. Адаптация – длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.
Адаптация — активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся в новую группу свою индивидуальность, человек не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.
Например: есть пословица, поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».
Возникает объективная необходимость «быть таким как все», максимально адаптироваться в обществе, в частности, в классе или группе.
В групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые есть у других членов группы и соответствуют уровню группового развития, но, к сожалению, бывает и наоборот.
2. Индивидуализация – когда у человека появляется желание выделить себя среди других, возникает критическое отношение к общественным нормам и правилам поведения. Индивидуализация порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. (Ребенок хочет теперь выделиться). Нарастает поиск средств и способов для достижения своей индивидуализации и ее фиксации. Например: каждый ребенок – школьник ищет собственные средства и способы выделиться (поведение, поступки, внешний вид, речь и т.д.).
Личность, справившись с трудностями адаптационного периода, начинает осознавать, что как «личность» утрачивает себя. Человек мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности, ищет других людей, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.
3. Интеграция – когда у человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество, группу. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.
Если не принимаются, возможные следующие исходы:
— сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
— изменение себя, «стать как все»;
— конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.
Интеграция детерминируется противоречиями между стремлением субъекта показать свою индивидуальность и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые соответствуют ее ценностям и способствуют успехам совместной деятельности.
Когда человек проявляет свою индивидуальность, окружающие присматриваются, выявившиеся положительные качества принимаются и поддерживаются, следовательно, происходит интеграция личности в общности. Общность тоже трансформирует свои потребности в соответствии с потребностью индивида, которая занимает в этом случае позицию лидера.
Взаимная трансформация личности и группы происходит всегда, но по — разному.
Если противоречия между личностью и группой не устраняются, возникает дезинтеграция. Из этого следует, что личность либо вытесняется (изолируется) из общности, т.е. человек, увольняется, переходит в другую группу, либо на другую должность и т.д., что ведет к эгоцентрической индивидуализации (сам себе лидер) или возврат личности на стадию адаптации.
Часто это сопровождается воспитательными мерами, что обеспечивает эффективную адаптацию (например: беседа, убеждение и др.).
В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида появляются черты, которых не было не только у него, но может быть и у других членов общности, но которые отвечают необходимости и потребности группового развития и собственной потребности индивида осуществлять “значимый” вклад в жизнь группы.
На протяжении жизни человек входит в разные стабильные и референтные группы. Адаптация или дезадаптация, индивидуализация или дезиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция множество раз воспроизводится, а соответственно новообразования в личности закрепляются: у человека складывается устойчивая структура его индивидуальности.
Источником развития и утверждения личности выступают противоречия между потребностью индивида в персонализации и объективной закономерностью референтной группы принимать лишь те индивидуальные особенности, которые соответствуют нормам, условиям функционирования и развития данной группы. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе и в системе общественных отношений.
Но социальная среда лишь относительно стабильна, она сама находится в динамике развития, поэтому с внутренней динамикой развития личности нужно учитывать объективную динамику, развития группы, в которую включена личность и их специфические особенности.
Развитие личности определяется процессом развития группы, в которую она интегрирована.
Если представить социальную среду в глобальных характеристиках, то в развитии личности обозначают три эпохи:
I эпоха — детство (рождение до 10 лет) относительное преобладание адаптации над индивидуализацией.
II эпоха — отрочество (подростковый период) преобладание индивидуализации над адаптацией.
III эпоха — юность (ранняя юность в школе 15-16 лет до 21-22 года) доминирует интеграция над индивидуализацией.
⇐ Предыдущая1234 |
Дата добавления: 2015-06-04; Просмотров: 4898; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Развитие личности в обществе | 3 фазы социализации личности
Содержание статьи
Развитие личности в обществе основан на плановом вливании и адаптации человека в социальном коллективе. Формирование индивидуальной личности считается комплексным явлением развития и состоит из нескольких плановых этапов.
Социальное развитие личности
Фазы формирования личности в обществе:
- Становление человека как личности в обществе;
- Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности;
- Принятие обществом индивидуальных особенностей личности.
Далее рассмотрим каждую фазу подробнее.
Переход из одной фазы в другую возможен только при условии стабильного протекания жизни в социуме.
Другими словами, если социальная среда всегда находится на одном постоянном уровне, а субъекты общества не оказывают агрессивное воздействие на личность, тогда она имеет все предпосылки для прохождения каждой из трех стандартных фаз.
Основные фазы развития личности в обществе
Фаза №1. Становление человека как личности в обществе
Нормы морали. На этом этапе личности предстоит усвоить стандартные нормы морали и этичного поведения в обществе.
Развитие навыков. Человек в этот период максимальными темпами развивает свои практичные навыки и умения общения с каждым членом социума.
Адаптация к среде. Каждая форма деятельности личности подвергается адаптации под конкретную среду социального общества.
Влияние общественного мнения. Логичный вывод в этой ситуации заключается в том, что человек в первой фазе максимально подвержен влиянию общественного мнения, поскольку для него важно показать свою лояльность и приверженность сложившимся устоям.
Усвоение общественных норм. Даже невзирая на то, что каждая личность, попадая в социальную среду, имеет свои индивидуальные особенности, проявить свои качества и характер она не в состоянии, поскольку сперва необходимо усвоить общественные нормы и приемы поведения, которыми досконально владеют другие члены социума. Подобный аккуратный подход является наиболее эффективным способом проявить себя в дальнейшем.
Индивидуальность. «Свое творческое и индивидуальное «Я» вместе с персональным мировоззрением предстоит раскрывать и внедрять в коллектив постепенно, стараясь детально изучить все примеры поведений других членов». Согласитесь, что большинство примеров с «белой вороной» воспринимается обществом крайне негативно.
Фаза №2. Противоречие и невозможность подчеркнуть индивидуальность личности
Противоречия. На этом этапе личность переживает конфликт внутренних противоречий, которые состоят из адаптации к обществу и невозможностью опять же выразить свою индивидуальность.
Проявление индивидуальных качеств. Как только субъект осознает свою похожесть на других, он всячески старается подчеркнуть индивидуальные качества и выделиться на фоне остальных. Особое внимание к своей персоне личность может привлекать разными способами. Это и выдвижение кардинально новых идей, смена поведения или же проявление лидерских качеств. Каждая личность в обществе старается проявить себя по-особенному.
Это является следствием естественного развития и становления личности. Подобный этап проходит каждый из нас. Главным мотивирующим фактором во время этой фазы становиться страх. Именно он подталкивает человека выделяться на общем фоне, поскольку боязнь стать чьей-то тенью превышает все другие мысли.
«Внутренние противоречия и желание самовыражения – переломный момент в развитии личности»
Самовыражение. Каждый человек регулярно продолжает поиски способов самовыражения. Зачастую бывает так, что такие способы кардинально идут вразрез с нормами общественного поведения. Это может говорить о некотором отчаянии со стороны личности, поскольку она не может найти правильного подхода и возможность привлечь к себе внимание.
Как правило, случается следующее. С одной стороны человек по факту доволен своим положением, а общество полностью удовлетворено его пребыванием внутри группы. А с другой стороны, каждый внутри себя желает выделиться на фоне остальных и сделать так, чтобы его заметили или воспринимали отличным от других в положительном русле. По аналогии с личной жизнью, человек ищет свою вторую половину и партнера, который будет восторгаться его индивидуальными качествами на протяжении всей жизни.
Подобный процесс внутреннего противоречия между личностью и его восприятия общества может протекать достаточно долгое время. Затяжной период противоречия и вовсе может подавить естественную личность индивида.
Фаза №3 Принятие обществом индивидуальных особенностей личности
Польза качеств и навыков человека для общества. Третья фаза является логическим продолжением предыдущего этапа. В ней происходит оценка и принятие всех способов самовыражения с точки зрения полезности индивидуальных качеств для самого общества. Человек сможет проявить свои черты характера и особенности как личность в том случае, если общество решит, что его навыки и умения являются полезными и необходимыми составляющими нормального функционирования между индивидами.
Если социум не воспринимает человека как индивидуальность и считает его особенности ненужными для себя, тогда человек усердно старается навязать себя и свое поведение. Успеха в подобных мероприятиях достигают только те, кто обладают поистине сильными моральными принципами.
Нужда общества в конкретной личности не является обязательной. Бывает так, что в полноценном коллективе появляется всеми признанный лидер, который оказывается способным вести за собой остальных и принимать ответственное решение за всех в критических ситуациях. Однако и без него социум прекрасно бы справился с любыми трудностями. Просто его лидерские и организационные качества воспринимаются нужными для общества и способны значительно улучшить внутреннее взаимопонимание и координацию действий всех участников.
Не каждый человек способен сформироваться как личность в обществе подобным образом. Ярко продемонстрировать свою особенность способны только сильные и морально-устойчивые люди. Однако в каждом сложившемся коллективе присутствуют уникальные участники, которые хоть как-то, но выделяются на фоне остальных, получая всеобщее признание с их стороны.
Социализация личности – финальный этап в становлении человека
Последовательное прохождение каждой из трех фаз способно привести к успешному завершению всего процесса развития личности в обществе.
Современные социологические исследования выделяют три стадии становления человека в социуме:
- дотрудовая стадия;
- трудовая стадия;
- послетрудовая стадия.
Процесс становления начинается с момента рождения и протекает до окончательного периода созревания.
В зрелом возрасте может произойти переосмысление взглядов и переоценка человека как личности.
С 18-ти до 30-ти лет начинаются перегруппировываться инстинкты, и большая часть социализации перенаправляется в сторону работы и взаимоотношений. Любое неправильное понимание подобных вещей может привести к значительным трудностям и проблемам в дальнейшей жизни.
Человеку будет сложно найти свое место в обществе, если он не сумеет правильно в нем адаптироваться и запустить процессы личностного роста.
5 1 vote
Рейтинг статьи
Концепция и этапы процесса социализации
Статьей поделились:РЕКЛАМА:
Социализация: понятие и этапы процесса социализации!
Некоторые считают индукцию и социализацию синонимами. Тем не менее, два отличаются друг от друга. На самом деле индукция — это только часть социализации. Введение ограничивается только новобранцами, в то время как социализация охватывает также перевод и продвижение по службе.
Проще говоря, социализация – это процесс адаптации. Разные мыслители по-разному определяли социализацию. Например, Фелдоман определил социализацию как «приобретение рабочих навыков и способностей, принятие соответствующих ролевых моделей поведения и приспособление к нормам и ценностям рабочей группы».
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
По мнению Маанена и Шейна, «социализацию можно представить как процесс, состоящий из трех стадий: до прибытия, встречи и метаморфозы». Таким образом, социализацию можно определить как процесс адаптации, который происходит по мере того, как люди пытаются усвоить ценности и нормы рабочих ролей.
Процесс социализации включает следующие три этапа:
1. До прибытия
2. Встреча
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
3. Метаморфозы
Интересно отметить, что эти фазы обнаруживают поразительное сходство с фазами теории модификации поведения, предложенной Куртом Левиным, т. е. с размораживанием, изменением и повторным замораживанием.
Далее следует краткое описание фаз социализации:
1. До прибытия:
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
На этапе до прибытия четко признается, что все новобранцы поступают в организацию с набором ценностей, взглядов, ожиданий и знаний. Другими словами, предварительная подготовка относится ко всему обучению, которое происходит до того, как новый член присоединится к организации.
Например, выпускник MBA знает от профессоров, что такое бизнес, чего ожидать от карьеры в бизнесе, и приобретает отношение, которое поможет вписаться в организацию. Он также узнает об организации и работе в процессе отбора. Основываясь на этих предварительных знаниях, человек формирует некоторые ожидания от организации.
2. Встреча:
При вступлении в организацию новый член вступает в стадию встречи. Здесь начинается ролевая игра. Участник начинает сравнивать ожидания, образ организации, который у него сформировался на этапе до прибытия, с реальностью. Если ожидания и реальность совпадают, встреча проходит гладко. Но редко когда это совпадало. Когда они различаются, возникают стресс и разочарование. За этим следует умственный процесс приспособления.
ОБЪЯВЛЕНИЯ:
В процессе адаптации человек пытается заменить свои собственные ценности и нормы ценностями и нормами организации. С другой стороны, член просто не может примириться с этими ценностями и нормами организации, разочаровывается и бросает работу.
3. Метаморфозы:
На этом этапе участник овладевает навыками, необходимыми для приспособления к нормам и ценностям организации. Это этап изменений. Следовательно, это называется стадией метаморфоза. Это, конечно, добровольный процесс и сознательное решение, которое позволяет новому члену стать совместимым с организацией. Это сигнализирует о завершении процесса социализации.
Социализация
Ввод в должность: Краткий абзац о вступлении в должность
Вводные программы: концепция, цели и этапы вводной программы
От аутсайдера к инсайдеру: 3 стадии социализации
Потратив время и ресурсы на борьбу за таланты, организациям необходимо быстро ввести новых сотрудников в курс дела. Однако удержание этих новичков является наиболее сложной задачей, поскольку большая часть текучести кадров происходит в течение первых нескольких месяцев работы. По этой причине текучесть новых сотрудников может быть проблематичной, поскольку у организаций мало возможностей окупить отдачу от инвестиций в увольняющихся новых сотрудников.
Вот почему организациям крайне важно сделать переход от аутсайдера к инсайдеру как можно более плавным. Для этого организации должны социализировать новичков, чтобы они приобрели надлежащее отношение, поведение и знания, необходимые для успешного участия в качестве члена организации. Он представляет собой осмысленный процесс, который помогает новым сотрудникам адаптироваться, формировать рабочие отношения и находить свое место в организации. Типичный процесс социализации состоит из трех этапов; предвосхищение, встреча и метаморфоза.
Стадия №1: Предварительная
Эта стадия возникает перед тем, как в организацию приходят новые сотрудники. Через взаимодействие с представителями компании, а также независимые исследования. Поступая таким образом, они формируют ожидания в отношении компании и работы до поступления в организацию. Для организаций крайне важно быть открытыми и прозрачными для новичков, чтобы избежать неоправданных ожиданий.
Этап №2: Столкновение
Это когда новые сотрудники начинают новую работу, они начинают узнавать о рабочих задачах и проходить обучение. Именно здесь люди сопоставляют свои ожидания относительно своей работы, своих коллег, руководителей и организации в целом с реальной реальностью работы. Если ожидания оказываются более или менее точными, этап встречи вновь подтверждает сформированные ранее ожидания. Однако часто это не так, и новые сотрудники должны пройти социализацию, которая отделит их от их прежних предположений и заменит их стандартами организации. Это можно сделать с помощью программы ориентации, а также наставничества сверстников.
Этап №3: Метаморфозы s
На этом этапе новые сотрудники начинают чувствовать себя комфортно со своими требованиями к работе и социальными отношениями. На этом этапе они привыкнут к нормам организации и своих коллег; и они понимают и принимают эти нормы. Новички будут чувствовать себя принятыми своими сверстниками как доверенные и ценные люди. Они также получат понимание организационной системы; не только свои собственные задачи, но и правила, процедуры и неофициально принятые практики. Успешно управляя этим процессом, организации с большей вероятностью сохранят сотрудников из-за эмоциональной привязанности, а также преданности организации и людям в ней.