Факультативный протокол об обязательном разрешении споров — Конвенции и соглашения — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принят резолюцией 2530 (XXIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 8 декабря 1969 года
Государства — участники настоящего Протокола, а также Конвенции о специальных миссиях, которая ниже называется «Конвенцией», принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 8 декабря 1969 года,
выражая желание обращаться по всем затрагивающим их вопросам в любом споре относительно толкования или применения Конвенции к обязательной юрисдикции Международного Суда, если стороны в споре не могут в течение разумного срока урегулировать его иным способом,
согласились о нижеследующем:
Статья I
Споры относительно толкования или применения Конвенции подлежат обязательной юрисдикции Международного Суда и, следовательно, могут передаваться в Суд по письменному заявлению любой стороны в споре, являющейся участником настоящего Протокола.
Статья II
В течение двух месяцев после того, как одна сторона уведомила другую о том, что, по ее мнению, существует спор, стороны могут договориться о передаче спора не в Международный Суд, а в арбитражный суд. По истечении указанного срока спор может быть передан Международному Суду по заявлению любой из сторон в споре.
Статья III
1. В течение тех же двух месяцев стороны в споре могут договориться о применении согласительной процедуры до передачи спора в Международный Суд.
2. Согласительная комиссия должна сделать свои рекомендации в течение пяти месяцев со дня ее создания. Если ее рекомендации не будут приняты сторонами в споре в течение двух месяцев со дня сообщения им этих рекомендаций, то спор может быть передан в суд по письменному заявлению любой из сторон в споре.
Статья IV
Настоящий Протокол открыт для подписания всеми государствами, которые могут стать участниками Конвенции, до 31 декабря 1970 года в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке.
Статья V
Настоящий Протокол подлежит ратификации. Ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья VI
Настоящий Протокол открыт для присоединения всех государств, которые могут стать участниками Конвенции. Документы о присоединении сдаются на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций.
Статья VII
1. Настоящий Протокол вступает в силу в тот же день, что и Конвенция, или на тридцатый день после сдачи на хранение второй ратификационной грамоты или документа о присоединении к Протоколу Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, в зависимости от того, какая из этих дат окажется более поздней.
2. В отношении каждого государства, которое ратифицирует настоящий Протокол или присоединится к нему после вступления его в силу в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Протокол вступает в силу на тридцатый день после сдачи на хранение этим государством своей ратификационной грамоты или документа о присоединении.
Статья VIII
Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, которые могут стать участниками Конвенции:
a) о подписании настоящего Протокола и о сдаче на хранение ратификационных грамот или документов о присоединении в соответствии со статьями IV, V и VI;
b) о дате вступления в силу настоящего Протокола в соответствии со статьей VII.
Статья IX
Подлинник настоящего Протокола, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которого являются равно аутентичными, будет сдан на хранение Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций, который направит его заверенные копии всем государствам, перечисленным в статье IV.
В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные соответствующими правительствами, подписали настоящий Протокол, открытый для подписания в Нью-Йорке 16 декабря 1969 года.
Механизм решения споров в рамках ВТО.
Досье10 марта 2015, 13:55
ТАСС-ДОСЬЕ. Механизм решения торговых споров между государствами был создан в 1947 г. в рамках Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) — предшественника Всемирной торговой организации (ВТО).
В ГАТТ эта система работала недостаточно эффективно: в частности, вердикты должны были приниматься только на основании общего консенсуса, из-за чего большинство споров могли оставаться без решения десятилетиями.
При учреждении ВТО в 1994 г. механизм решения споров был изменен. В настоящее время регулируется особой Договоренностью о правилах и процедурах урегулирования споров. Согласно документу, любая страна в ответ на ущемление своих интересов (например, демпинг) со стороны государства-торгового партнера или нарушение ранее достигнутых договоренностей может направить на него жалобу в ВТО.
Согласно регламенту, рассмотрение жалобы состоит из четырех последовательных этапов: консультаций, экспертного рассмотрения, вынесения вердикта и возможной апелляции. Спор может быть урегулирован на любом из этих этапов.
Этап консультаций длится минимум 60 дней. На нем сторонам спора дают время договориться между собой самостоятельно или с привлечением посредника, например, генерального директора ВТО. Если консультации не приводят к урегулированию разногласий, участники спора могут подать заявку на создание группы разрешения спора (иногда ее называют экспертной или третейской группой, а также панелью арбитров).
В такую группу входят от 3 до 5 специалистов, которые не являются официальными представителями государств и не имеют гражданства заинтересованных сторон конфликта. Страна-истец и страна-ответчик представляют группе свои аргументы, в случае сложных ситуаций группа приглашает экспертов. По истечении 6 месяцев после создания группа вносит в Орган решения споров ВТО (ОРС) свой проект заключения.
ОРС, фактически, является генеральным советом ВТО. Поэтому жалобы, достигшие этапа рассмотрения на его уровне, могут рассматривать все страны-члены организации. Вердикт по конкретным жалобам выносится на основании «отрицательного консенсуса»: доклад третейской группы принимается, если хотя бы одна страна не возражает против его принятия.
Если участники спора не удовлетворены вердиктом ОРС, они имеют право подать апелляцию. Ее рассматривает группа из трех членов постоянного апелляционного органа. Доклад апелляционного органа принимается ОРС по тому же принципу «отрицательного консенсуса», данное решение обжалованию уже не подлежит.
В совокупности дело в рамках разрешения споров рассматривается не меньше года (или года и трех месяцев в случае подачи апелляции). В ходе всего рассмотрения ответчик и истец могут продолжать консультации и пытаться решить спор самостоятельно.
Проигравшая сторона обязана привести свое законодательство в соответствие с решением ОРС, при этом страны должны договориться о компенсации. Например, проигравшая сторона может понизить тарифы на ввоз конкретной группы товаров. Если та этого не сделает, выигравшему дело государству могут позволить в ответ ввести квоты или повысить тарифы.
При этом правила ВТО требуют, чтобы подобная ответная мера была временной и, по возможности, касалась только сектора экономики, затронутого в данном споре. В Договоренности о правилах и процедурах урегулирования споров подчеркивается, что цель системы разрешения споров в рамках ВТО — не наказание виновных, а поиск решения конфликта.
Всего с 1995 г. в ВТО поступило 490 жалоб, из них 93 удалось решить на уровне консультаций, и лишь четыре жалобы закончились разрешением введения ответных мер. Остальные жалобы остаются на этапе консультаций и рассмотрения. Например, 4 иска в ВТО находятся на стадии консультаций с 1995 г.
Больше всего жалоб направили и получили США (108 и 123 жалоб соответственно). Среди наиболее известных из них — дело о запрете поставок в ЕС генно-модифицированных продуктов из Аргентины, США и других стран. По итогам трехлетнего рассмотрения ОРС объявил запрет незаконным, но потребовал от импортеров наносить маркировку «содержит ГМО» на соответствующую продукцию.
По состоянию на март 2014 г. Россия (член ВТО с 2012 г.) выступала истцом по двум искам и ответчиком по пяти делам. Из других стран СНГ споры с помощью ВТО решали Украина (3 раза в качестве истца, 2 раза в качестве ответчика), Молдавия (по 1 в качестве истца и ответчика) и Армения (1 иск в качестве ответчика).
ВТО | Споры — Разрешение споров CBT — Участие в разбирательствах по урегулированию споров — Стороны и третьи лица и принцип конфиденциальности
СИСТЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ: ГЛАВА 9
Нажмите +, чтобы открыть элемент.
Здесь откроется дерево навигации по сайту, если вы включите JavaScript в своем браузере.
Навигация внутри этого модуля |
Введение в систему разрешения споров ВТО |
Историческое развитие системы разрешения споров ВТО |
Органы ВТО, участвующие в процессе разрешения споров |
Правовая основа для спора |
Возможный объект жалобы — юрисдикция групп и апелляционного органа |
Процесс — Этапы типичного дела ВТО по урегулированию споров |
Юридическая сила докладов коллегий и апелляционных органов, а также рекомендаций и постановлений DSB |
Урегулирование споров без обращения к комиссиям и апелляционному органу |
Участие в разбирательствах по урегулированию споров |
Правовые вопросы, возникающие в рамках разбирательства ВТО по урегулированию споров |
Развивающиеся страны в разрешении споров ВТО |
Оценка системы разрешения споров ВТО: результаты на сегодняшний день |
Дополнительная информация |
Приложения |
Содержание |
Справка |
В предыдущих главах уже объяснялось, что только (ВТО) правительства-члены имеют прямое доступ к системе разрешения споров в качестве сторон или третьих лиц.
Верно, что члены могут использовать свое право на обнародование своих материалов (статья 18.2 DSU и параграф 3 Рабочих процедур в Приложении 3 к DSU). Отчеты комиссий и Апелляционного органа также содержат описание разбирательства, в том числе позиции, занятые различными участниками. Однако это не дает неучастникам какой-либо возможности внести свой вклад в процесс урегулирования спора, пока он продолжается (т.е. до принятия решений). По этой причине большой интерес вызывает вопрос о том, кто может участвовать в разбирательствах по урегулированию споров.
Примечания:
1. Подробнее об участии третьих лиц на различных стадиях рассмотрения спора см. в разделе Третьи лица в консультации, раздел о третьих лицах перед комиссией и раздел о Третьи участники на апелляционной стадии.
Отказ от ответственности
Этот интерактивный учебный модуль основан на «Руководстве по Системе разрешения споров ВТО», опубликованном в 2004 г. Второе издание этого справочника опубликовано в 2017 г. можно найти здесь.
Выполнено глав:
Для просмотра пройденных глав необходимо включить сценарии…
WTO | Споры — Разрешение споров CBT — Введение в систему разрешения споров ВТО — Участники системы разрешения споров
СИСТЕМА УРЕГУЛИРОВАНИЯ СПОРОВ УЧЕБНЫЙ МОДУЛЬ: ГЛАВА 1
Нажмите +, чтобы открыть элемент.
Здесь откроется дерево навигации по сайту, если вы включите JavaScript в своем браузере.
Навигация внутри этого модуля |
Предисловие |
Введение в систему разрешения споров ВТО |
Историческое развитие системы разрешения споров ВТО |
Органы ВТО, участвующие в процессе разрешения споров |
Правовая основа для спора |
Возможный объект жалобы — юрисдикция групп и апелляционного органа |
Процесс — Этапы типичного дела ВТО по урегулированию споров |
Юридическая сила докладов коллегий и апелляционных органов, а также рекомендаций и постановлений DSB |
Урегулирование споров без обращения к комиссиям и апелляционному органу |
Участие в разбирательствах по урегулированию споров |
Правовые вопросы, возникающие в рамках разбирательства ВТО по урегулированию споров |
Развивающиеся страны в разрешении споров ВТО |
Оценка системы разрешения споров ВТО: результаты на сегодняшний день |
Дополнительная информация |
Приложения |
Содержание |
Справка |
Стороны и третьи лица
Единственными участниками системы разрешения споров являются правительства стран-членов ВТО, которые могут участвовать либо в качестве сторон, либо в качестве третьих лиц. Секретариат ВТО, страны-наблюдатели ВТО, другие международные организации, а также региональные или местные органы власти не имеют права инициировать процедуры урегулирования споров в ВТО.
DSU иногда называет члена, подающего жалобу, «истцом» или «истцом» (в данном руководстве в основном используется термин «истец»). Для «стороны, которой адресован запрос на консультации» не используется эквивалентный короткий термин. DSU иногда также говорит о «заинтересованном члене». На практике обычно используются термины «ответчик» или «ответчик»; в этом руководстве в основном используется термин «респондент».
Нет неправительственные организации вернуться к началу
Поскольку только правительства стран-членов ВТО могут возбуждать споры, из этого следует, что частные лица или компании не имеют прямого доступа к системе разрешения споров, даже если они часто могут быть теми, кто (как экспортеры или импортеры) наиболее непосредственно и неблагоприятно затронуты меры, предположительно нарушающие Соглашение ВТО.
Из Конечно, эти организации могут и часто оказывают влияние или даже давление на правительство члена ВТО в отношении инициирования спора. Действительно, несколько членов ВТО официально приняли внутреннее законодательство, в соответствии с которым частные лица могут обращаться в свои правительства возбудить спор ВТО. 1
Члены расходятся во мнениях относительно того, могут ли неправительственные организации играть роль в процедурах ВТО по урегулированию споров, например, путем подачи представления amicus curiae в органы ВТО по урегулированию споров. Согласно судебной практике ВТО, комиссии и Апелляционный орган имеют право по своему усмотрению принимать или отклонять эти представления, но не обязаны их рассматривать.