Умеренная дезадаптация: Дезадаптация | Понятия и категории

Школьная дезадаптация | Медицинский центр Здоровый ребенок

Опыт работы специалистов центра «Здоровый ребенок» по целенаправленному многофункциональному подходу в решении проблем школьной дезадаптации у младших школьников.

 Кислицына Е.В., Пономарева Т.В., Киреева Е.И., Фалеева Ю.И.  г. Воронеж.

 

Дошкольная жизнь ребенка с  гиперактивностью,  минимальными мозговыми расстройствами может протекать вполне благополучно. Но ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования предъявляются к тем свойствам, которые изначально нарушены. Недостаток внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления начинают играть роковую роль в  их судьбе. По мнению Буториной Н.Е., среди детей, обучающихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования, что объединяется термином  школьная дезадаптация (ШД).

По данным Шац И.К. и Н.Н Заваденко (2003 год) более половины случаев школьной дезадаптации  обусловлены СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и сборной группой различных патологических состояний, основными проявлениями которых были: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузная неврологическая  микросимптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, нарушение поведения, несформированность навыка интеллектуальной деятельности (навыка реализации интеллекта).  Второй по распространенности причин ШД являлись неврозы и невротические реакции (27%).  11,2 %  составили умственная отсталость и  аффективные расстройства. Небольшой процент пришелся на неврологические заболевания (ЧМТ, нейросенсорная тугоухость, эпилепсия, ДЦП).

Таким образом, можно выделить 3 группы этиологических факторов ШД: биологические, психологические (аномальные типы семейного воспитания, несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя), социальные (жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, перегруженность школьной программы и тд).

Как правило, первый специалист, к которому обращаются  дошкольники и младшие школьники с подобными жалобами —  это детский невролог. В условиях центра «Здоровый ребенок» разработан алгоритм помощи данной категории пациентов.

Если в этиологии ШД имеет место биологический фактор (перенесенная перинатальная патология, ЧМТ, нейроинфекции;  текущие неврологические заболевания, астения на фоне соматической, эндокринной или наследственной патологии), то неврологом назначается необходимое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга, спондилограммы ШОП, УЗДГ БЦС и ТКДГ, осмотр глазного дна и тд).

Для уточнения психологических причин ШД проводится консультация детского психолога. Специалист использует различные диагностические методики, оценивает особенности семейного воспитания, взаимоотношение ребенка с учителем и сверстниками, психологические особенности личности, оценивает психосоматические заболевания.  В зависимости от психологических проблем ребенку и родителям предлагаются коррекционные мероприятия: специальные беседы, работа с семьей, индивидуальные или групповые занятия для детей.

Психокоррекционные группы («Группы общения») формируются на протяжении всего учебного года. За 2013 год было организовано  6 групп.  Общее количество участников группы — не более 10 человек. Курс занятий состоит из 10 встреч продолжительностью 1,5 часа. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Участники включаются в ролевые и деловые игры, рассуждения, дискуссии. Используются техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы коррекции, используется воображение для решения задач общения. При учете результатов у всех детей выявлено снижение уровня тревожности, улучшение поведения,  взаимоотношения со сверстниками и родителями, повышение учебной мотивации.

Увеличение числа неуспевающих детей в последние десятилетия потребовало обратиться к исследованию когнитивных процессов у дошкольников и школьников младших классов. Нарушение школьных навыков, речи, чтения, письма, счета, а на практике и сочетание нескольких нарушений, требует консультации нейропсихолога.

Нейропсихологический метод исследования позволяет дать качественную квалификацию развития высших психических функций и выявить индивидуальные особенности, связанные с их неравномерным развитием у детей. Выраженная неравномерность развития функций, достигая степени парциальных нарушений, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой школьной успеваемости.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неправомерности развития ребенка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в области височной доли левого полушария находятся области, “отвечающие” за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики, тесты выполняются неправильно, то можно не только диагностировать ее незрелость, но и спрогнозировать появление определенных типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

У большинства обратившихся в центр «Здоровый ребенок» детей наблюдались: повышенная утомляемость, замедленность при выполнении заданий, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия и слухоречевой памяти, трудности пространственной организации движений и действий, трудности вхождения в задание, недостаточное развитие функций программирования и контроля, квазипространственные трудности, сниженный уровень словесно-логического  мышления и понимание причинно-следственных связей, дети испытывают трудности при выполнении мыслительных операций, не всегда осуществляют самостоятельные логические умозаключения, не могут грамотно составить рассказ по картинке.

Программа нейропсихологического развития  детей  направлена на стимуляцию различных зон головного мозга, развитие творческого начала, формирование основы для успехов в школе и жизни. Детский  нейропсихолог  строит коррекционные занятия исходя из индивидуальных особенностей функционирования головного мозга ребенка.

В программу включены специально подобранные физические упражнения на стимуляцию развития нужных функций головного мозга. Моторное развитие направленно на межполушарное взаимодействие и  произвольную саморегуляцию.  Растяжки  помогают  напряженным мышцам расслабиться, расслабленным прейти в тонус.  Дыхательные упражнения улучшают общий тонус тела и снабжение мозга кислородом. Глазодвигательные упражнения помогают расширению зрительного поля и развивают  координацию системы “глаз – рука”. Рисование сразу двумя руками— одно из самых эффективных упражнений  на развитие межполушарного взаимодействия (письмо будет грамотным и красивым), а пальчиковые упражнения позволяют развить мелкие движения кисти. Язычковые упражнения позволяют развивать мышцы, участвующие в звукопроизношении и звукообразовании.

Эти курсы позволяют восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дают возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.  Нейросихологом  проводятся групповые занятия с детьми  с периодичностью 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 45- 50 минут в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста, при этом обязательным условием является выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдением родителями рекомендаций нейропсихолога.   В результате данных занятий у детей улучшается  внимание и память, повышается умственная работоспособность, улучшаются навыки саморегуляции и поведения, улучшаются навыки письма, чтения, математических способностей, снижается утомляемость.

В дальнейшем все данные неврологического обследования и заключения психолога и нейропсихолога поступают к неврологу. При повторной консультации врач назначает соответствующее ситуации медикаментозное лечение.

Далее индивидуальная тактика складывается из целенаправленной работы психологов, педагогов, нейропсихологов, логопедов. Работа должна быть обязательно совместной с возможностью обратной связи.

Выводы о том, что дети с ММД (минимальной мозговой дисфункцией)  или СДВГ не успевают в школе из-за большого объема или слишком высокого уровня сложности общеобразовательной программы, несостоятельны.  Необходимо уточнить проблемы ребенка, оптимизировать режим, формы и методы обучения, организовать медикаментозную поддержку, психологическое сопровождение.

Елена Кислицына

Школьная дезадаптация у детей: причины, диагностика, профилактика

Дошкольная жизнь ребенка с гиперактивностью, минимальными мозговыми расстройствами может протекать вполне благополучно. Но ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования предъявляются к тем свойствам, которые изначально нарушены. Недостаток внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления начинают мешать детям.

Гиперактивность у детей. Что делать?

Дошкольная жизнь ребенка с гиперактивностью, минимальными мозговыми расстройствами может протекать вполне благополучно. Но ситуация резко меняется с момента поступления в школу. С первого дня повышенные требования предъявляются к тем свойствам, которые изначально нарушены. Недостаток внимания, повышенная отвлекаемость и утомляемость, слабость самоуправления начинают мешать детям. По мнению Н.Е. Буториной, среди детей, обучающихся в 1-2 классах общеобразовательных школ, около 30% обнаруживали признаки академической неуспеваемости и нарушений социального функционирования, что объединяется термином школьная дезадаптация (ШД).

Школьная дезадаптация. Что скрывается за ней?

По данным И.К. Шац и Н.Н Заваденко (2003 год) более половины случаев школьной дезадаптации обусловлены СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью) и сборной группой различных патологических состояний, основными проявлениями которых были: повышенная возбудимость, эмоциональная неустойчивость, диффузная неврологическая микросимптоматика, умеренные сенсомоторные и речевые нарушения, расстройства восприятия, отвлекаемость, нарушение поведения, несформированность навыка интеллектуальной деятельности (навыка реализации интеллекта).

Ребенок грызёт ногти? Со слезами собирается в школу? Читайте материал по теме «Мама, школа или детский сад: кто виноват в неврозе у детей?» 

Второй по распространенности причиной, приводящей к школьной дезадаптации, являлись неврозы и невротические реакции (27%). 11,2% составили умственная отсталость и аффективные расстройства. Небольшой процент пришелся на неврологические заболевания (ЧМТ, нейросенсорная тугоухость, эпилепсия, ДЦП).  

Причины школьной дезадаптации

Таким образом, можно выделить 3 группы этиологических факторов ШД (причин, приводящих к школьной дезадаптации):

— биологические,

— психологические (аномальные типы семейного воспитания, несоответствие когнитивных стилей ученика и учителя),

— социальные (жесткость социальных стандартов поведения ученика в школе, перегруженность школьной программы и т.д.).

Как правило, первый специалист, к которому обращаются дошкольники и младшие школьники с подобными жалобами, это — детский невролог. В условиях центра «Клиника Эксперт» разработан алгоритм помощи данной категории маленьких пациентов.

Какое обследование необходимо пройти детям со школьной дезадаптацией?

 

Если в этиологии школьной дезадаптации имеет место биологический фактор (перенесенная перинатальная патология, ЧМТ, нейроинфекции; текущие неврологические заболевания, астения на фоне соматической, эндокринной или наследственной патологии), то неврологом назначается необходимое обследование (ЭЭГ, МРТ головного мозга, спондилограммы ШОП, УЗДГ БЦС и ТКДГ, осмотр глазного дна и т. д.).

Для уточнения психологических причин школьной дезадаптации проводится консультация детского психолога. Специалист использует различные диагностические методики, оценивает особенности семейного воспитания, взаимоотношение ребенка с учителем и сверстниками, психологические особенности личности, выясняет, есть ли психосоматические заболевания. В зависимости от психологических проблем ребенку и родителям предлагаются коррекционные мероприятия: специальные беседы, работа с семьей, индивидуальные или групповые занятия для детей.

Общее количество участников группы обычно составляет не более 10 человек. Курс занятий состоит из 10 встреч продолжительностью 1,5 часа. Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. Участники включаются в ролевые и деловые игры, рассуждения, дискуссии. Используются техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы коррекции. Такая психокоррекция приводит к снижению уровня тревожности у детей, улучшению поведения, взаимоотношений со сверстниками и родителями, повышению учебной мотивации.

Когда ребёнку со школьной дезадаптацией необходима консультация нейропсихолога?

Увеличение числа неуспевающих детей в последние десятилетия потребовало обратиться к исследованию когнитивных процессов у дошкольников и школьников младших классов. Нарушение школьных навыков, речи, чтения, письма, счета, а на практике и сочетание нескольких нарушений, требует консультации нейропсихолога.

Детский нейропсихолог – кто он и когда поможет?

Нейропсихологический метод исследования позволяет дать качественную квалификацию развития высших психических функций и выявить индивидуальные особенности, связанные с их неравномерным развитием у детей. Выраженная неравномерность развития функций, достигая степени парциальных нарушений, может изменять нормальное развитие других психических процессов, приводя в конечном счете к трудностям в обучении и низкой школьной успеваемости.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неправомерности развития ребенка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. Например, в области височной доли левого полушария находятся области, “отвечающие” за звуковой анализ речи. Если в ходе нейропсихологической диагностики тесты выполняются неправильно, то можно не только диагностировать незрелость того или иного участка мозга, но и спрогнозировать появление определенных типов ошибок в устной речи, при письме, чтении и запоминании информации.

Что за что отвечает в головном мозге? Читайте здесь

У большинства детей со школьной дезадаптацией наблюдаются: повышенная утомляемость, замедленность при выполнении заданий, сниженная работоспособность, недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия и слухоречевой памяти, трудности пространственной организации движений и действий, трудности вхождения в задание, недостаточное развитие функций программирования и контроля, квазипространственные трудности, сниженный уровень словесно-логического мышления и понимание причинно-следственных связей. Дети со школьной дезадаптацией испытывают трудности при выполнении мыслительных операций, не всегда осуществляют самостоятельные логические умозаключения, не могут грамотно составить рассказ по картинке.

Программа нейропсихологического развития детей направлена на стимуляцию различных зон головного мозга, развитие творческого начала, формирование основы для успехов в школе и жизни. Детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования головного мозга ребенка.

В программу нейропсихологического развития детей со школьной дезадаптацией включаются специально подобранные физические упражнения, направленные на стимуляцию развития нужных функций головного мозга.

Моторное развитие направленно на межполушарное взаимодействие и произвольную саморегуляцию. Растяжки помогают напряженным мышцам расслабиться, а расслабленным — обрести тонус.  Дыхательные упражнения улучшают общий тонус тела и снабжение мозга кислородом. Глазодвигательные упражнения помогают расширению зрительного поля и развивают координацию системы “глаз – рука”. Рисование сразу двумя руками — одно из самых эффективных упражнений на развитие межполушарного взаимодействия (письмо будет грамотным и красивым), а пальчиковые игры позволяют развить мелкие движения кисти. Язычковые упражнения позволяют развивать мышцы, участвующие в звукопроизношении и звукообразовании.

Такие коррекционные программы позволяют восполнить недостающие звенья в развитии, а значит, дают возможность ребенку быть успешным как в обучении, так и в дальнейшей жизни.

Нейросихологом проводятся групповые занятия с детьми с периодичностью 1-2 раза в неделю; продолжительность каждого занятия 45-50 минут, в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка и его возраста. При этом обязательным условием является выполнение ребенком несложных домашних заданий и соблюдение родителями рекомендаций нейропсихолога. В результате данных занятий у детей улучшаются внимание и память, повышается умственная работоспособность, улучшаются навыки саморегуляции и поведения, улучшаются навыки письма, чтения, математические способности, снижается утомляемость.

Что дальше?

В дальнейшем все данные неврологического обследования и заключения психолога и нейропсихолога поступают к неврологу. При повторной консультации врач назначает соответствующее ситуации медикаментозное лечение.

Далее индивидуальная тактика складывается из целенаправленной работы психологов, педагогов, нейропсихологов, логопедов. Работа должна быть обязательно совместной, с возможностью обратной связи.

Выводы о том, что дети с ММД (минимальной мозговой дисфункцией) или СДВГ не успевают в школе из-за большого объема или слишком высокого уровня сложности общеобразовательной программы, несостоятельны. Необходимо уточнить проблемы ребенка, оптимизировать режим, формы и методы обучения, организовать медикаментозную поддержку, психологическое сопровождение. И проблема школьной дезадаптации будет преодолима.

Редакция рекомендует:

Непривитые дети – самые здоровые? 

Бенджамин Спок: революционер-новатор или лицемер? 

Как подготовиться к школе после летних каникул: советы детского психолога 

 

Глоссарий ключевых терминов

Адаптация  Антропогенные корректировки экологических, социальных или экономических систем или политических процессов в ответ на фактические или ожидаемые климатические стимулы и их последствия или последствия (LEG, 2011). Можно выделить различные типы адаптации, в том числе упреждающую и реактивную адаптацию, частную и общественную адаптацию, а также автономную и запланированную адаптацию (Четвертый оценочный отчет МГЭИК (ДО4), 2007 г.).

 

Преимущества адаптации Устраненные затраты на ущерб или накопленные выгоды после принятия и осуществления мер по адаптации (ДО4 МГЭИК, 2007 г.).

 

Расходы на адаптацию Расходы на планирование, подготовку, содействие и реализацию мер по адаптации (ДО4 МГЭИК, 2007 г.).

 

Способность к адаптации (в отношении последствий изменения климата) Способность системы приспосабливаться к изменению климата (включая изменчивость климата и экстремальные явления) для уменьшения потенциального ущерба, использования возможностей или преодоления последствия (ДО4 МГЭИК, 2007 г.).

 

Дезадаптация Любые изменения в природных или антропогенных системах, которые непреднамеренно повышают уязвимость к климатическим воздействиям; адаптация, которая не снижает уязвимость, а наоборот увеличивает ее (Третий оценочный отчет МГЭИК, 2001 г. ).

 

Изменение климата Относится к любому изменению климата с течением времени, будь то из-за естественной изменчивости или в результате деятельности человека (ДО4 МГЭИК, 2007 г.).

 

Изменчивость климата Изменения климата (измеряемые путем сравнения со средним состоянием и другими статистическими данными, такими как стандартные отклонения и статистика экстремальных явлений) во всех временных и пространственных масштабах, помимо масштабов отдельных погодных явлений. Изменчивость может быть связана с естественными внутренними процессами в климатической системе (внутренняя изменчивость) или с вариациями естественного или антропогенного внешнего воздействия (внешняя изменчивость) (ДО4 МГЭИК, 2007 г.).


 

Устойчивость Способность социальной или экологической системы поглощать возмущения, сохраняя при этом ту же базовую структуру и способы функционирования, способность к самоорганизации и способность адаптироваться к стрессу и изменениям (ДО4 МГЭИК, 2007 г. ).

 

Уязвимость Степень, в которой система восприимчива или неспособна справиться с неблагоприятными последствиями изменения климата, включая изменчивость климата и экстремальные явления. Уязвимость является функцией характера, величины и скорости изменения климата, которым подвергается система, ее чувствительности и способности к адаптации. Поэтому адаптация также будет включать любые усилия по решению этих компонентов (ДО4 МГЭИК, 2007 г.).

 

Актуализация или интеграция Интеграция (адаптация) целей, стратегий, политики, мер или операций таким образом, чтобы они стали частью национальной и региональной политики, процессов и бюджетов в области развития на всех уровнях и этапах (Lim and Spanger-Siegfred, 2005).

 

Источники:  

McCarthy JJ, Canziani OF, Leary NA, Dokken DJ, White KS (ред.). 2001 г. Изменение климата 2001 г.: воздействия, адаптация и уязвимость. Вклад Рабочей группы II в Третий доклад об оценке Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

 

Парри М.Л., Канциани О.Ф., Палутикоф Дж.П., ван дер Линден П.Дж. и Хэнсон К.Е. (ред.). 2007. Воздействие, адаптация и уязвимость. Вклад Рабочей группы II в Четвертый оценочный отчет Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

 

Лим, Б., и Спангер-Зигфред, Э. (ред.). 2005. Основы политики адаптации к изменению климата. Разработка стратегий, политики и мер. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. Доступно в

http://www.preventionweb.net/files/7995_APF.pdf.​

 

Экспертная группа по наименее развитым странам. 2012. Национальные планы адаптации. Технические рекомендации для процесса планирования национальной адаптации
. Бонн: секретариат РКИК ООН. Бонн, Германия. Декабрь 2012 г.

Группа экспертов по наименее развитым странам. 2012. Процесс национального плана адаптации: краткий обзор. Бонн: секретариат РКИК ООН. Бонн, Германия. Декабрь 2012 г.

VOL 2 Выпуск 1 Стр. 91

JMBS 2017, 2 (1): 91–95

https://doi.org/10.26693/jmbs02.01.091

Клиника

988

. Дезадаптация студентов-медиков в современных условиях

Кожина Г.М., Маракушин Д.И., Зеленская К.О., Хаустов М.М., Зеленская Г.М.0106

  • Реферат

    В комплексное психодиагностическое и физиологическое исследование включено 603 студента Харьковского национального медицинского университета обоего пола в возрасте от 17 до 24 лет. По результатам оценки адаптации студентов к учебной деятельности 4,5 % обследованных студентов имели высокий уровень дезадаптации, 13,3 % — значительный, 36,2 % — умеренный и 20,2 % — низкий уровень дезадаптации; и около 25,8% — не имели признаков дезадаптации. Студенты с высоким, значительным и умеренным уровнем дезадаптации составили 1-ю группу исследования, студенты с низким или без признаков дезадаптации — 2-ю группу.

    По результатам психодиагностического исследования 15,8% студентов первой группы не имели клинических признаков тревоги, 16,3% студентов имели субклинические проявления по сравнению с 3,5% и 8,2% студентов 2-й группы соответственно. Клинические проявления депрессии были характерны для 5,4% студентов 1-й группы и 2,1% студентов 2-й группы; субклинические проявления депрессии отмечены у 20,1% и 90,5% студентов соответственно. Студенты 1-й группы имели более высокие средние показатели выраженности астении (54,12 ± 1,98, р

    Ключевые слова: студента, дезадаптация, психологическое состояние, физиологическое состояние

    Полный текст: PDF (Укр) 171K

    Литература

    1. Zoríy AÍ. Vzaêmozv’yazok osobistísnikh ris studentív-medikív í pokaznikív vegetativnoí̈ nervovoí̈ sistemi píd chas skladannya íspitív. Medichna psikhologíya. 2010; 1: 15-8.
    2. Kíosêva OV. Psikhopatologicheskaya kharakteristika emotsional’noy sfery u studentov mladshikh kursov , Украинский вестник психоневрологии, 2016. 24 (1-86): 60-3.
    3. Кожина Г.М., Маркова М.В., Гриневич Е.Г., Зеленская К.О. К проблеме адаптационного синдрома студентов младших курсов ВУЗов III-IV уровня аккредитации. Архив психиатрии. 2011 г.; 17 (4-67): 32-5.
    4. Кожина Г.М., Гуменюк Л.М., Зеленская Е.А. Психопрофилактика направлена ​​на адаптацию персокурсников до начального обучения у высшему начальному закладу в умовах кредитно-модульной системы финансирования. Медицинская психология. 2011 г.; 4 (24): 78.
    5. Зеленская КО. Сравнительный анализ особенностей адаптации к учебной деятельности студентов первокурсников. Таврический журнал психиатрии. 2011 г.; 15 (2-52): 22.
    6. Лобунец ГЮ. Проблема развития психической сферы студентов, которые могут быть инвалидами. Медицинская психология. 2012 г.; 4: 48-50.
    7. Малахов П.С., Асева Ю.О., Харитонова А.С. Проблема адаптации студентов-медиков. Медицинская психология. 2016; 2: 3-5.
    8. Маркова М.В. Система психогигиены та психопрофилактики направлена ​​на функционирование студенческой молодежи.
  • Добавить комментарий