Умственная способность: Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

Умственные способности. Структура, уровни и диагностика умственных способностей

В статье даны рекомендации как определить свой уровень умственных способностей, описана структура умственных способностей.

Говоря об умственных способностях, стоит остановиться на определении интеллекта. В психологии существует три разных взгляда на определение интеллекта:

  • Как аналог обучаемости, вид приобретения знаний (Полони).
  • Как способность к применению имеющихся знаний в процессе решения текущих жизненных задач (Пиаже).
  • Как способность приспосабливаться к новым, изменяющимся условиям жизни (Штерн).

Объединить эти взаимодополняющие формулировки попробовал Векслер, определив интеллект как способность, объединяющую рациональное мышление, целесообразное поведение и эффективное взаимодействие с миром. На сегодняшний день по вопросу определения интеллекта в психологии нет единого мнения.

Таких определений существует несколько. Так, интеллектом называют наиболее сложные умственные способности личности. Есть и такое определение: интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей личности, в которую входят все полученные ею знания, весь опыт, а также способность к дальнейшему их накоплению и использованию в процессе мыслительной деятельности. Объём знаний и круг интересов – факторы, определяющие интеллектуальные качества человека. В более широком понимании интеллектом называют умственные способности человека, весь набор присущих ему познавательных процессов в совокупности. В узком понимании интеллект – это мышление, ум.

Следует различать умственные способности и интеллект. Умственные способности человека составляют набор знаний и умений, которыми он владеет, сюда же входит набор умственных действий, которые человек на протяжении жизни сформировал, получая знания. А интеллект – это всё то, что благоприятствует успешному усвоению знаний, умений и навыков. Это суммирующий итог всех познавательных процессов.

В психодиагностике, измеряя интеллект, измеряют структуру познавательных свойств человека. Эта структура возникает на основе наследственных задатков и формируется в процессе взаимодействия с ними.

Структура умственных способностей

Структуру совокупности умственных способностей человека пробовали представить многие учёные, в результате появились структурные модели интеллекта Спирмена, Терстоуна, Гилфорда, Кетелла и др.

Структура умственных способностей человека разными исследователями рассматривалась по-разному. Так, структура Т. Гарднера основывалась на потенциале личности и складывалась из целого ряда способностей:

  • лингвистических, демонстрирующих понимание смысла слов и текста, речевую беглость, и проявляющуюся в быстроте нахождения слова по заданному принципу;
  • логико-математических;
  • пространственных, позволяющих в уме моделировать нахождение предмета в пространстве и использовать эту модель;
  • натуралистических;
  • музыкальных;
  • телесно-кинестетических;
  • интраперсональных, предусматривающих формирование и использование правильной модели самого себя.

Структура М. М. Холодной описывает четыре основных типа умственных способностей:

  1. Конвергентные. Они демонстрируют, насколько эффективен процесс обработки информации, что прежде всего выражается в показателе скорости нахождения правильного ответа.
  2. Дивергентные, выражающиеся в креативности, в генерации оригинальных идей. Рассматриваются оригинальность и беглость, образность мышления, восприимчивость к необычным деталям. Для творческих достижений необходим высокий интеллект, но высокий интеллект – не показатель высокой креативности.
  3. Обучаемость – в широком смысле это способность впитывать новые знания, а в узком – скорость и величина показателя роста эффективности умственной деятельности при разных обучающих воздействиях.
  4. Познавательные стили – это разные способы восприятия информации, её оценивания, структурирования по категориям. Например, аналитичность или синтетичность, рефлективность или импульсивность.

Структура умственных способностей человека в обыденном понимании не так строга. Группируясь, интеллектуальные способности проявляются в разных сферах жизни человека: учебной и профессиональной, научной и творческой. Мы находим проявление умственных способностей человека в его социальном статусе (в стиле жизни и социальной роли, в образовании и избранной профессии, в уровне владения речью).

Умственные способности отражаются и в морально-нравственном начале, присущем человеку, демонстрируя его идеалы, его видение добра и зла, ответственности и совести, тактичности и справедливости.

Умственные способности человека складываются из множества взаимосвязанных составляющих, которые проявляются в разных сферах человеческой жизни.

Уровень умственных способностей

Группа тестов для определения уровня умственных способностей носит название «тесты интеллекта».

Цель тестирования умственных способностей – определение готовности к обучению в школе, выявление причин неуспеваемости, выявление одарённых детей, обеспечение индивидуального подхода к обучению, определение сложностей и отклонений в развитии.

Тесты на интеллект измеряют уровень умственного развития, но не показывают того, каков врождённый интеллект, природные возможности и того, какова была степень обученности испытуемого, несомненно отражающаяся на результате тестирования.

Однако результаты тестов предоставляют ценные сведения, отражающие уровень развития тех или иных способностей, а это может быть с успехом использовано при решении воспитательных задач и способствовать повышению эффективности обучения.

Уровни умственных способностей разных учеников неодинаковы, и существует классификация, позволяющая разделять учащихся на определённые категории. Основывается такое разделение на определении коэффициента интеллекта (IQ), поскольку принято считать, что именно он способен наиболее полно показать уровень умственных способностей. Коэффициент представляет собой соотношениям умственного возраста к фактическому, и если ученик, согласно результатов теста, демонстрирует умственный возраст выше, чем у средних учеников-сверстников, считается, что его коэффициент интеллекта высок. Если умственный возраст низок для соответствующего хронологического возраста, то и IQ низок. Формула такова: умственный возраст делим на хронологический возраст и умножаем на 100. Учащихся по уровню IQ делят на четыре категории:

1.Высокие умственные способности:

— от 110 баллов до 119 – способные ученики

— от 120 до 139 – незаурядные

— от 140 – одарённые.

2.Средний уровень:

от 90 до 109 баллов.

3. Ниже среднего (70 – 89 баллов):

80-89 – сюда входят дети с задержкой в умственном развитии

70-79 – дети с пограничными нарушениями интеллекта.

4. Низкий уровень (ниже 70 баллов):

50 – 69 – дети, поддающиеся обучению

25 – 49 – дети, поддающееся привитию элементарных навыков

ниже 25 – дети, нуждающиеся в постоянной опеке.

Высокие умственные способности – желанная цель, но сверхвысокие значения IQ могут означать личностные проблемы испытуемого, его недостаточность в области эмоциональных способностей, коммуникации, ориентации на ценности.

Диагностика умственных способностей

Исходя из когнитивного подхода к анализу способностей и психики человека, В. Н. Дружинин выделил три типа общих умственных способностей:

  1. Обучаемость (способность усваивать новые знания).
  2. Ителлект (способность применять знания на практике).
  3. Креативность (способность к преобразованию имеющихся знаний и открытию новых).

Мотивы их различны: в первом случае – познавательный, во втором – достижения (адаптивное поведение), в третьем – творческий, мотив самореализации.

С. Л. Рубинштейн, основатель деятельностного подхода к развитию умственных способностей в психологии, считал, что центром общих умственных способностей человека является качество протекающих процессов анализа и обобщения, и особенно обобщение отношений. Дело в том, что любая деятельность сопряжена с выполнением операций, а операции реализуют отношения и основываются на них. Обобщение этих отношений, по мнению Рубинштейна, является основой формирования способности и главным компонентом общих умственных способностей ребёнка.

На обобщение опирается и перенесение имеющихся знаний в новые условия (а это умение считается надёжным показателем умственного развития). По мнению английского психолога Ч. Э. Спирмена, наилучшим образом определить общие умственные способности помогают «q» тесты, требующие навыка выделения и обобщения абстрактных связей, например тесты на аналогию. За рубежом широко используются тесты Томсона (тесты числового ряда), тесты Ровена (в их основе лежит обобщение отношений). Задачи Пиаже также требуют выделения и обобщения отношений.

В нашей стране, изучая умственное развитие ребёнка, используют задания, требующие переноса знаний в новые условия, а значит – и выделения общности отношений, скрытой за внешним различием.

По мнению части психологов, тесты, измеряющие интеллектуальные способности, на сегодняшний день не могут считаться идеальным средством измерения общих умственных способностей или группы способностей. Они считают, что оценить, диагностировать умственные способности можно, опираясь на длительное наблюдение за действиями человека в разных ситуациях, путём анализа путей, которыми он двигается к успеху в разных видах деятельности. Большинство психологов считает, что тесты на интеллект диагностируют только то, насколько сформированы некоторые интеллектуальные навыки, зависящие от природных возможностей и степени обученности человека. Они не измеряют интеллект, но могут выявить особенности мышления человека и, кроме того, определить объём и содержание его знаний в некоторых областях.

На сегодняшний день западные интеллектуальные тесты в основном используются с целью прогнозирования будущих достижений в школьном обучении, для распределения учащихся по разным типам школ. Например, для того, чтобы попасть в школу для одарённых детей, ребёнок должен получить IQ минимум 135 (согласно теста Стэнфорд – Бине). Однако и в этом случае прогноз не всегда верен, ведь тест не учитывает фактор влияния семьи, личность ученика, географические наблюдения, анализ методов обучения и другие моменты. Чтобы правильно интерпретировать результаты, нужно знать, например, какова степень тренированности испытуемого в прохождении теста; каково его эмоциональное состояние; не влияет ли оценивание личность экспериментатора и другие факторы.

Для диагностики умственных способностей различают вербальные и невербальные тесты.

  • Невербальные содержат графики, рисунки или предметы. Инструкции в таких тестах обязательно просты и кратки. Тесты оценивают наглядно-образное и наглядно-действенное логическое мышление.
  • Вербальные тесты демонстрируют показатели словесного логического мышления.

Интересна диагностика умственных способностей с помощью шкалы Д. Векслера. Это исследование очень популярно в англоязычных странах: данная диагностика умственных способностей охватывает диапазон от 3 до 74 лет и позволяет заметить изменения умственных характеристик человека на протяжении жизни. Кроме того, данная методика позволяет диагностировать некоторые расстройства психики, такие как эмоциональные нарушения, болезнь Альцгеймера. Кроме того, наличие в шкалах Д. Векслера и вербальных, и невербальных субтестов дает возможность диагностировать умственные способности с разных сторон: и понятийное, и наглядное мышление, и особенности зрительного восприятия, и память, и внимание, и сенсомоторную координацию.

Человек на протяжении жизни способен совершенствовать когнитивные функции мозга, благодаря такому его свойству как пластичность. Тренировать мозг онлайн с помощью специальных игр, тренажеров и упражнений, Вы можете ежедневно занимаясь на нашем сайте.

Искренне желаем Вам успехов в саморазвитии!

Поделиться

FacebookTwitterRedditPinterestLinkedInStumbleUponvKontakte

Перечень умственных способностей

Перечень умственных способностей

Нижеследующий список есть только частичный перечень качеств разума, обнаруживаемых людьми.

1. Абстрактное мышление — способность постигать абстрактные понятия, идеи и их соотношения. В этом сведущи логики, ученые, философы и теологи.

2. Логическое умение — способность обнаруживать ошибки и делать выводы, вычислять и составлять. Это умение особенно демонстрируют математики и логики.

3. Тонкая наблюдательность — способность постигать факты ясно и отчетливо. Наблюдениями постоянно занимаются репортеры, эксперты и ученые.

4. Острота восприятия — способность отыскивать проблемы или расиозновать глубинные основания вещей. Эта способность развита у ученых и философов.

5. Интуиция —

сила разума открывать и понимать значения и причины фактов. Ее проявляют ученые, поэты и философы.

6. Интерпретативная способность — способность выделять и связывать отдельные события и интерпретировать их. Этим умением владеют ученые, сыщики, юристы и критики.

7. Умение разрешать головоломки — способность находить решения загадок всего лишь с помощью намеков или сопутствующих указаний. Графической иллюстрацией этого являются разгадка кроссвордов или детективных тайн.

8. Ясность — способность выражать свои мысли отчетливо и понятно. Этот талант особенно демонстрируют великие писатели и ораторы.

9. Поэтическая метафоричносщь — умение выражаться образами, символами и метафорами.

Особенно используется писателями и поэтами.

10. Эрудиция — дотошная ученость и культивирование знания литературы, истории и языка в своей области. Примерами эрудированности могут служить педанты и профессора колледжей.

12. Артистический талант — совершенствование и тренировка способностей в сфере искусства. К ней относятся музыканты, композиторы, скульптуры, художники и танцоры.  Техническое умение — существует множество специализированных направлений технического дела, требующих сноровки и умения. Примеры многочисленны: хирурги, зубные врачи, баскетболисты, боксеры и т.д.

13. Инженерные специальности — способность понимать физические взаимосвязи, создавать, изменять, исправлять и использовать приборы и машины. Список специальностей также бесконечен: инженеры, механики.

14. Способность к изобретательству и творчеству — открытие и создание новых форм, новых решений и объектов. Особенно эти дары присущи изобретателям, инженерам, поэтам, архитекторам и артистам.

15. Дар предвидения — способность оценивать возможные будущие события на основе знания прошлого и настоящего. Этим владеют брамины, журналисты, некоторые политики и историки.

16. Способность к предпринимательству — способность правильно оценивать финансовые дела, знание того, как делать деньги. Люди, обладающие этими качествами, становятся экономистами, бухгалтерами, менеджерами и финансистами.

17. Эмпатия — понимание других людей, их намерений, чувств и потребностей. Эта способность особенно требуется адвокатам, министрам, психиатрам и супругам.

18. Политическая проницательность

— способность вести дела с людьми и убеждать их, умение достигать и удерживать власть. Это искусство политиков, государственных деятелей, глав компаний и начальников образовательных институтов.

19. Моральное понимание — способность понимать моральные ценности и принципы и решать моральные дилеммы. Мы ожидаем этого от адвокатов, психиатров, моралистов и этических философов.

20. Здравый смысл — практический опыт и мудрость, позволяющая оценивать ситуации. Этой способностью обладали Перикл, Марк Аврелий, Бенжамин Франклин, Авраам Линкольн.

Здравость суждения —

способность оценивать и понимать обстоятельства, альтернативы и принимать мудрые решения. Это особенно необходимо судьям, психиатрам и семейным психологам.

Очевидно, что можно проявлять таланты и способности одного или более перечисленных видов, но не все из них. Хотя эти умения отчасти пересекаются, специализация в современном мире усиливается, и многие профессии и специальности требуют углубленной детализации умений. Можно быть, например, умелым архитектором или инженером, получить образование в лучших школах, однако не иметь никакого знания в других областях. Можно быть высоко интеллектуальным и талантливым поэтом, но ничего не понимать в науке. Можно быть великим математиком, но вести неустроенную и хаотичную жизнь, или философом, специализированным в какой-то узкой области, но быть лишенным философской или практической мудрости.

Можно стать высоким профессионалом в своей узкой области знания, но это знание и навыки никогда не потребуются в других областях. Крайняя специализация знания отчасти обусловлена существованием такого огромного количества знания, которое ни один человек совершенно не в состоянии усвоить за свою короткую жизнь. Если можно достичь успеха в какой-то профессии, то и нужно сосредоточенно заниматься ею. Великая трагедия современной культуры состоит в том, что мы, как отметил Эмерсон, являемся частями, а не целым. Это обусловлено не только углублением специализации, но также определенными психобиологическими фактами. Лишь немногие люди по широте своих интересов и способностей могут сравниться с Аристотелем, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Обладание талантами и способностями в одной области не означает того, что человек владеет ими и в других сферах; так же общая информированность не означает владения конкретным знанием. Если кто-то сведущ в своей специальности, то из этого не следует, например, что он обладает моральной мудростью или здравомыслием.
Можно быть абстрактно любящим человечество гуманитарием и вместе с тем презирать конкретных живых людей. Можно обладать проницательностью и ловкостью, но в то же время быть злым мошенником, обладать добродушием и чувствительностью, но быть глупцом, уметь решать абстрактные уравнения, но быть неспособным водить автомобиль.

Тем не менее, критический интеллект является всеобщей способностью разума, которая может быть привита и совершенствоваться у большинства людей, даже если допустить, что природная склонность к ней распределена среди них неравномерно. Если кто-то достиг совершенства в своей специализированной области, то значит он уже развил некоторые свои профессионально направленные критические качества. Если мастер является хорошим механиком, то он должен уметь ловко управлять своими пальцами и руками, иметь хороший глазомер и способности в механике, но он также должен обладать здравым смыслом, критическим интеллектом и некоторой долей скептицизма в отношении того, как механизмы могут быть устроены и работать.

Точно также компетентный бухгалтер точен, имеет хороший математический ум, в состоянии составлять балансовый отчет, знает налоговое законодательство и может дать хорошие советы клиентам. Хороший хирург обладает знанием того, как делать операции и передавать свое мастерство другим. Он понимает общие принципы и знает, как их применять к конкретным случаям. Он должен уметь принимать правильные решения о нужности операции или лечения и знать, как лучше их проводить.

Таким образом, критический интеллект так или иначе является всеобщим качеством разума во всех областях человеческой деятельности. Очевидно, что каждому нужен интеллект, чтобы схватывать факты, понимать принципы и применять свои умения, оценивать альтернативные суждения и представления других. Специалист, демонстрирующий свое умение и понимание, будет в конечном счете признан своими коллегами. Обычно (но не всегда) он учится в престижных школах, имеет степень и признается профессионалом, если он удовлетворяет принятым стандартам.

Когда область деятельности быстро меняется или в ней происходят радикальные трансформации, эти стандарты могут иметь неопределенный характер. Профессиональные дипломы и рекомендации сами по себе недостаточны, тем не менее, они являются одним из объективных стандартов и свидетельством профессиональной пригодности. И последнее. Быть компетентным в своей сфере деятельности означает способность применять критический интеллект к своему собственному мастерству.

Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. умственные способности способность учиться или сохранять знания

  2. умственные способности умственные способности

  3. умственная способность одна из врожденных когнитивных или перцептивных способностей ума

  4. 41″>

    понятность качество языка, которое понятно

  5. психическое здоровье психологическое состояние человека, функционирующего на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой адаптации

  6. манипулируемость качество управляемости с помощью искусных движений рук

  7. метастабильность: качество физической системы, сохраняющееся в существующем равновесии, когда его не нарушают (или лишь слегка возмущают), но способное перейти к более устойчивому равновесию, если его достаточно потревожить

  8. пластичность свойство материала, которому можно придать форму без разрушения

  9. психический блок неспособность вспомнить или подумать о том, что вы обычно можете сделать; часто вызвано эмоциональным напряжением

  10. 54″>

    управляемость, способная управляться или контролироваться

  11. неприятный вкус свойство быть неприемлемым для ума

  12. безошибочность качество никогда не совершать ошибок

  13. неизменность свойство неизменяемости

  14. психиатрическая больница больница для душевнобольных или неуравновешенных лиц

  15. нековкость отсутствие пластичности

  16. маневренность качество маневренности

  17. неразборчивость неразборчивость как следствие неразборчивости

  18. 65″>

    менталитет привычное или характерное состояние ума

  19. недоступность качество недоступности при необходимости

  20. маневренность качество маневренности

Самый быстрый словарь в мире | Словарь.com

ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ

  1. умственная способность способность учиться или сохранять знания

  2. психическое равновесие здоровое психологическое состояние человека с здравым смыслом

  3. психическое заболевание любое психическое заболевание

  4. 06″>

    психическое здоровье психологическое состояние человека, функционирующего на удовлетворительном уровне эмоциональной и поведенческой адаптации

  5. зубной аппарат устройство для восстановления зубов или замены отсутствующих зубов

  6. манипулируемость качество управляемости с помощью искусных движений рук

  7. мысленный образ ясный и красноречивый мысленный образ

  8. психический блок неспособность вспомнить или подумать о том, что вы обычно можете сделать; часто вызвано эмоциональным напряжением

  9. обязательства все, что должно кому-то другому

  10. 64″>

    зубная пластина зубной аппарат, который искусственно заменяет отсутствующие зубы

  11. психический процесс выполнение некоторой сложной когнитивной деятельности

  12. психическое отношение сложное психическое состояние, включающее убеждения, чувства, ценности и предрасположенность действовать определенным образом

  13. управляемость, способная управляться или контролироваться

  14. безошибочность качество никогда не совершать ошибок

  15. каминная полка полка, выступающая из стены над камином

  16. пластичность свойство материала, которому можно придать форму без разрушения

  17. ментальный телепат Кто-то, кто может напрямую передавать мысли

Добавить комментарий