Злой человек и самого себя ненавидит: Что означает пословица «Злой человек и самого себя ненавидит»?

Содержание

«Нас тошнит от подобных разговоров»: в чем суть заповеди о любви к врагам?

О любви к врагам говорит Евангелие, а значит, это важно. Но не всегда понятно – какие заклятые враги могут быть у обычного человека? Зачем любить того, кто тебя не любит и даже, может быть, тебе вредит? И вообще – нужна ли нашим врагам наша любовь?

«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6: 27–28)»? Эти слова выходят далеко за пределы обычной человеческой логики. За ответом на вопрос о том, как применить эту заповедь к жизни, мы обратились к современным христианским мыслителям.

Митрополит Антоний Сурожский: «Мир всем людям злой воли!»

Митрополит Сурожский Антоний был врачом, много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Что они вынесли из многолетнего опыта страданий, как относились к своим обидчикам?

Владыка Антоний в книге «Человек перед Богом» приводит два уникальных свидетельства. Это молитва, написанная погибшим узником концлагеря Дахау, и рассказ человека, который четыре года был заключенным лагеря.

«Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату.

Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли – мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…»

***

«Второй пример – человека, которого я очень близко знал.

Он был старше меня значительно, участник Первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации – Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: „Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись?“ – „Я вернулся с ужасом и тревогой на душе.“ – „Вы что, потеряли веру?“ – „Нет, – говорит, – но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: „Господи, прости им, они не знают, что творят!“

И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но, когда я говорю теперь: „Господи, прости, они не знают, что творят“, вдруг Бог мне ответит: „А чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить…“» Вот это тоже герой прощения.

И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого».

Клайв Льюис: Что было бы, если мы с каким-нибудь немцем на войне одновременно убили друг друга?

Клайв Стейплз Льюис – христианский писатель, который в юности прошел Первую мировую войну. Поэтому о любви к врагам в книге «Просто христианство» он говорит в том числе на основе собственного опыта. По его мнению, заповедь о любви к врагам тесно связана с прощением. Он называет ее «самой непопулярной добродетелью».

«Есть добродетель еще менее популярная, чем целомудрие. Она выражается в христианском правиле: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“.

Непопулярна она потому, что христианская мораль включает в понятие „твоего ближнего“ и „твоего врага“… Итак, мы подходим к ужасно тяжелой обязанности прощать своих врагов.

Каждый человек соглашается, что прощение – прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем. „Нас тошнит от подобных разговоров“, – заявляют они.

Я пытаюсь показать вам, что представляет из себя христианство. Не я его придумал. И в самой сердцевине его я нахожу эти слова: „Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим“. Здесь нет ни малейшего намека на то, что прощение дается нам на каких-то других условиях. Слова эти совершенно ясно показывают, что если мы не прощаем, то не простят и нас. Двух путей здесь нет. Так что же нам делать?

… Если мы действительно хотим (а все зависит именно от нашего желания) научиться прощать, нам, наверное, следует начать с чего-то полегче, чем гестапо. Например, с того, чтобы простить мужа, или жену, или родителей, или детей, или ближайших соседей за что-то, что они сказали или сделали на прошлой неделе. Это, возможно, захватит наше внимание.

Затем нам надо понять, что значит „любить ближнего, как самого себя“. А как я люблю себя?

Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова „возлюби ближнего своего“, очевидно, не означают „испытывай к нему нежность“ или „находи его привлекательным“. Впрочем, так и должно быть, потому что, конечно же, как бы вы ни старались, вы не заставите себя почувствовать нежность к кому бы то ни было.

Хорошо ли я отношусь к самому себе? Считаю ли я себя приятным человеком? Что ж, боюсь, что минутами – да (и это, несомненно, худшие мои минуты). Но люблю я себя не поэтому; не потому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно: любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень.

Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи.

Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступки моих врагов. И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: „Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его“. Или иначе: „Ненавидеть грех, но не грешника“.

Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого? Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе.

Как бы я ни ненавидел свою трусость, или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был.

Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которое мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.

Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: „Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал“. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, – законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который – пройди он его до конца – заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее.

Стоит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, чтобы серое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов появится желание все, буквально все – Бога, и наших друзей, и себя самих – видеть в черном свете. Подавить его уже не удастся. Атмосфера безудержной ненависти поглотит такую душу навеки…

Я часто думаю про себя, что бы случилось, если бы, когда я служил в армии во время Первой мировой войны, я и какой-нибудь молодой немец одновременно убили друг друга и сразу же встретились после смерти. И, знаете, я не могу себе представить, чтобы кто-то из нас двоих почувствовал обиду, негодование или хотя бы смущение. Думаю, мы просто рассмеялись бы над тем, что произошло».

Алексей Ильич Осипов: Любить врагов – это поступать по справедливости

Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов обращает внимание на то, что слово «любовь» в Библии многозначно. Он объясняет, что же в Писании понимается под любовью к врагам.

«Когда мы произносим слово „любовь“, то должны понимать, что это слово очень многозначно. Я уже не говорю о разновидностях любви. В греческом языке, например, есть четыре обозначения разновидности любви: филео – дружеская любовь, сторге – любовь родителей и детей друг к другу, агапэ – любовь возвышенная (недаром вечерние собрания древних христиан называются агапы). Эта любовь – жертвенная, со смирением, с упованием на Бога. И эрос – эротическая любовь. Вот только четыре вида любви. На самом деле – их гораздо больше.

В данном случае речь идет о любви к врагам, которая тоже имеет несколько ступеней. Когда нам говорят о такой любви, то надо обязательно учесть: наша любовь к врагам заключается в том, чтобы не мстить за то зло, которое они нам причинили. Насколько в наших силах – не желать им зла. Поступать по отношению к ним – справедливо. Я обращаю ваше внимание на это „справедливо“, потому что мы постоянно поступаем несправедливо. Тем, кто нам нравится или кого мы любим, – мы прощаем такие вещи, за которые надо строго наказывать, и, напротив, кого мы не любим – придираемся к таким мелочам, что подчас и слушать стыдно. Только и ищем, чем бы можно было причинить человеку зло. На нашем уровне любовь к врагам – быть справедливым в отношении той жизненной ситуации, в которой мы находимся. Не желать зла, не делать зла – это уже самая первая стадия любви к врагам. И надо еще учесть и то, что справедливость – это самая низшая ступень любви!

Когда же мы коснемся той любви, которая бывает у человека, достигшего состояния любви, то здесь мы встречаем яркие примеры. Как, например, писал святой Исаак Сирин: „Если бы я десятикратно в день был сжигаем за любовь к людям – не удовлетворился бы этим“. И это уже – состояние сердца! Когда сердце пылает любовью.

Но еще раз повторю: на нашем уровне о сердце и речь не идет. Просто поступи справедливо! Не мсти ему! Это уже будет началом любви к врагу. На нашем уровне на большее вряд ли кто способен… Но, если возможно, – сотвори ему благо. Сделай этому человеку добро.

Как мы читаем в Писании: „Аще убо алчет враг твой, ухлеби его“. Ухлеби – то есть дать ему хлеба. Дать ему какие-то дары. Сделать ему что-то доброе, ибо очень часто в истории случалось так, что в ответ на этот акт твоего напряжения враг становился твоим лучшим другом. Ты ухлебил его – и с человеком произошло превращение. Он оказывается таким, что ты сам готов его целовать! Любовь покоряет, а не месть, не зло! И мы должны использовать именно это орудие, а не сатанинское».


Коллажи Татьяны Соколовой

Использованы фотографии: митрополит Сурожский Антоний, 1970 год. Фото Бориса Трепетова (фотохроника ТАСС). С сайтов: https://www.longlongtrail.co.uk/, wikipedia.org. А также произведения мировой живописи

6 признаков человека, который лишь притворяется добреньким, а на деле имеет злое сердце

Какого бы белого и пушистого человек из себя ни строил, он не может контролировать поведение постоянно и на 100%. Приглядитесь к следующим сигналам, которые указывают на то, что перед вами на самом деле не добряк, а жестокая личность со злым сердцем. Заодно и себя проверьте на количество совпавших пунктов.

Человек — плохой друг

Злые люди обычно не откликаются на зов о помощи. Фото © Freepik

Обычно человек со злым сердцем общается с кем-то только в те моменты, когда у обоих всё хорошо. Ему абсолютно неважно, притворяется ли друг, говоря, что «всё нормально», или у того действительно нет никаких проблем. Злюка всё равно не откликнется на зов о помощи, даже если его об этом попросить. В такие моменты люди-змеи, наоборот, могут на время исчезнуть.

Злой человек никогда не скажет о реальном положении дел

Человек со злым сердцем часто недоговаривает и лжёт. Фото © Freepik

Станет обманывать, вводить в заблуждение или просто недоговаривать. Злому человеку важно чувствовать превосходство над другими, поэтому он всеми силами постарается сделать так, чтобы знать чуточку больше. Для использования информации в своих коварных целях, разумеется.

Человек ненавидит ответственность

Жестокий человек легко подставит другого. Фото © Freepik

И всячески старается её избежать. Человек со злым сердцем постоянно находит тысячу отговорок и оправданий, почему не сдержал слово или не выполнил обещанное. Такая личность легко и без зазрения совести подставит кого-то другого, чтобы не погореть самому.

Человек со злым сердцем часто манипулирует

Тираны, абьюзеры, психопаты и просто злые люди часто прибегают к манипуляциям. Фото © Freepik

Тираны, абьюзеры, психопаты и просто злые люди часто прибегают к манипуляциям. Таким способом они самоутверждаются за счёт обманутых или использованных в собственных целях людей. Если вы замечаете за собой тягу к подобным действиям, это опасный сигнал.

Злой человек становится провокатором конфликтов

Злодеи обожают провоцировать конфликты, в которых не участвуют сами. Фото © Freepik

Злодей подпитывается энергией конфликта, поэтому часто сталкивает людей друг с другом. Он не станет участвовать в ссоре, но с удовольствием посмотрит на распри со стороны. Человек со злым сердцем даже может специально накалять обстановку, если оппоненты вдруг решат разойтись с миром.

Человек-злюка хочет всё контролировать

Люди со злым сердцем хотят руководить и управлять, чтобы как можно больше людей им подчинялись. Фото © Freepik

И снова про идею, что только они должны быть значимыми. Такие личности хотят руководить и управлять, чтобы как можно больше людей им подчинялись. Из-за того что сам по себе злой человек чувствует невероятное бессилие, хочет тотальным контролем избавиться от этого чувства. С точки зрения психологии злюки просто боятся всего вокруг, включая окружающих. Поэтому стараются сделать так, чтобы никаких неожиданностей с ними не случалось. Но даже с контролем невозможно уберечь себя от разных форс-мажоров.

Спасайтесь!: 10 опасных звоночков, что у вас токсичные любовные отношения

  • 9 фраз, которыми мужчина завуалированно признаётся в любви, а вы и не замечаете

    26 августа 2022, 08:00

  • 5 историй о том, как дети травмировали психику родителей, и это ломает все шаблоны

    25 августа 2022, 10:00

  • Женщины этих семи типов рискуют навсегда остаться в одиночестве

    25 августа 2022, 09:05

Грустная, вечная борьба за любовь к мужчине, который ненавидит себя

Да, конечно, жизнь прекрасна, величественна, чудесна и все такое прочее, но да ладно. Время от времени, вероятно, полезно признаться себе, что жизнь — это и серия бесконечных ударов по горлу.

Все усложнилось в моей жизни, когда мне исполнилось 11 лет. Мой отец расстался на следующие несколько десятилетий. Я не слышал о нем снова, пока мне не исполнилось почти 30. 

Я не родился богатым (и даже близко к нему), но это не помешало мне хотеть вещи/стремиться к вещам/мечтать о времени, когда я мог будь парнем с деньгами, снаряжением и прочим дерьмом, просто чтобы я нравился людям. Просто чтобы другие определяли меня как ценного и существенного человека.

Моя жизнь не была ужасной; Во многих отношениях я был американским подростком из учебника. Но мне не хватало направления, и отсюда началось мое недовольство. Я начал чувствовать себя некомфортно в собственной шкуре.

СВЯЗАННЫЕ С: 8 вещей, которые делают мужчины, когда они серьезно не уверены в себе

Я был пухлым ребенком. Девушкам я никогда не нравился. К 13 годам я был сообразительным — и, может быть, даже умным, — попадал в классы для одаренных. отстой во всех трех из них больше, чем я могу даже сказать вам.

Да, спорт был «веселым» так же, как смотреть, как другие люди занимаются сексом, «забавно».

Мне нравилось смотреть, как мои друзья совершают хоумраны в течение первого часа или около того в моей карьере, но потом это надоело.

Потом я начал курить травку. Потом я ушел из команд.

К тому времени, когда я учился в старшей школе, я был интересным молодым человеком, которым не интересовалась ни одна девушка на Земле.

СВЯЗАННЫЕ: Осторожно! Если ваш мужчина делает эти 15 вещей, он в значительной степени неуверен в себе

Я был книжным червем и несгибаемым меломаном и охотником на белок, и у меня была машина, и те же трое друзей путешествовали в ней вместе со мной — так что мы либо запеклись на парковке торгового центра, либо пошел в Guitar Center играть на гитарах (в то время как чувак, похожий на C. C. DeVille из Poison, сглазил нас из-за прилавка).

К тому времени, когда я был исключен из колледжа, когда мне было 18 или 19 лет, я большую часть времени не мог видеть себя.

Потом случилась война в Персидском заливе, и мне снились кошмары, что меня призвали в армию. Я попытался представить себя в пустынном камуфляже. Где бы я взял травку в Ираке? Я был так напуган. И страх понизил мою самооценку и заставил меня ненавидеть себя еще больше.

Нелегко любить чувака, который ненавидит себя, потому что большинство людей, которым некомфортно с собой, не знают, откуда исходит дискомфорт, и поэтому их партнерам или супругам труднее понять это. .

СВЯЗАННЫЙ: Моя жена развелась со мной, потому что я оставил посуду у раковины

Я был раздражительным и капризным.

Испуганный и неуверенный.

Я никогда не был спокоен в своих эмоциях.

Я буду злиться и разочаровываться, потому что

Я не мог справиться с настоящими бурями в моем сердце.

Потом я встретил свою будущую жену.

СВЯЗАННЫЕ С: Я позволила мелочам ускользнуть, и он развелся со мной — 10 вещей, которые я пропустил

Я хотел, чтобы она любила меня безусловно, чтобы спасти меня от самого себя своим обожанием. Я был уверен, что подписал контракт со спасением и что моя жена станет моим спасителем. Но, честно говоря, это слишком много, чтобы просить другого человека.

Любовь не вечна, и у любви есть свои пределы. (Тогда я этого не знал.)

Оглядываясь назад, это звучит безумно. Но когда вам не хватает уравновешенности и спокойствия человека, которому комфортно с самим собой, вы настраиваете себя на огненные аварии на каждом шагу.

Но потом, как ни странно, все начало меняться — и в этом заслуга моих троих детей.

Я выползла из-под обломков развода Я была слишком слепа, чтобы предвидеть приближение, и я просто продолжала страдать от взгляда моих детей.

В конце концов, однажды утром на 42-м году жизни мне пришлось взглянуть на них и исправить ситуацию.

СВЯЗАННЫЙ: Дорогие чертовы мужья, это ваш звонок для пробуждения

Мне нужно было забыть о своем прошлом. Мне нужно было пережить для них и для себя. Но я не мог выжить без удовлетворенного ума.

Я прочитал кое-что о буддизме, начал усердно заниматься спортом — не по какой-то конкретной причине, кроме того, чтобы наконец-то позволить себе контролировать свой разум.

Я устал от боя, чтобы нравиться себе; Я был искалечен пушками моего собственного извращенного разума.

Я смотрел, как мои дети будут играть в летней траве и хотя я прекрасно понимал, что этот развод может сильно навредить им, я знал, что это не то, что я когда-либо мог допустить.

Я начал отдаляться от проецируемого изображения моего собственного призрака, несправедливого гуля, которого я так долго мелькал на своем собственном экране.

Я перестал убеждать себя в том, что я и есть этот нежелательный тип, чье отсутствие богатства или тусклая внешность позволили ему тянуть его вниз.

По сути, я должен был сказать себе, чтобы я перестал халтурить, немного повзрослел. Или много.

Может быть, я все время был трусом.

Может быть, я таскал с собой около тысячи тонн детской боли. Возможно оба. Хотя на самом деле это не имело значения, потому что я почувствовал сейсмический сдвиг в своих внутренностях в тот момент, когда решил отпустить старые пути. Я изменился за пресловутую копейку. Я должен был – иначе, думаю, меня бы здесь больше не было.

СВЯЗАННЫЕ С: 4 способа, которыми детская травма преследует вас во взрослом возрасте (и как двигаться дальше)

Не буду врать: это была медленная затяжка. После развода я перепробовала тысячу новых париков для мышления и до сих пор не определилась, какой из них мне подходит.

Истории по теме YourTango:

Женщина готовит для своего мужа отдельные блюда, потому что иначе «он буквально не будет есть» — люди говорят, что она заслуживает лучшего, но она удваивает

Свадебный фотограф поделился текстом от клиента, который хочет Возврат через 4 года, потому что брак распался

Бывший боец ​​UFC случайно оскорбил внешность жены, заявив, что поиск жены, которая станет прекрасной матерью, «на 500% важнее», чем внешность приглушенный прогресс, которого я достиг во имя трех маленьких сердец.

Я иду дальше. Я разговариваю сам с собой новыми и нежными тонами. Я не сумасшедший и не неудачник. Я не боюсь, если мне не нужно.

Как оказалось, я не тот человек, за которого так долго притворялся.

Как оказалось, я плохой человек.

И даже лучше: мне действительно нравится этот наполовину прилично выглядящий, наполовину грустный человек с сердцем размером с 50 солнц и мозгом размером с клещ гремучей змеи.

СВЯЗАННЫЕ: Я ушла от мужа и случайно изменила образ

И я возьму сердце над головой в любой день недели.

А я папа. Я чертов папа!

А я неплохой писатель.

И я довольно хороший брат и сын, и я рок-н-рольщик, и я этот чувак, который приходит в себя после многих лет «не может стоять» и падает на ноги как какой-то рваный мяч для хоумрана, который я даже не знал, что ударил.

Будь я проклят. Хочешь взглянуть на это? Я начинаю любить себя.

СВЯЗАННЫЕ: 4 большие ошибки, которые я совершил как муж (Psst! Я теперь бывший муж)

Больше для вас:

Huffington Post, Mom. me и Yahoo.

Притчи 9:7-8 Если ты пытаешься исправить высокомерного циника, ждите в ответ гневного оскорбления. И если вы попытаетесь противостоять злому человеку, не удивляйтесь, если все, что вы получите, это пощечина! Так что даже не утруждайте себя исправлением. Обличающий кощунника сам навлекает на себя позор: И кто обличает нечестивого, тот наносит себе пятно. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя: Упрекни мудреца, и он полюбит тебя. Кто поправляет насмешника, тот вызывает оскорбления; кто обличает нечестивого, тот навлекает на себя оскорбления. Не укоряйте насмешников, иначе они возненавидят вас; обличай мудрых, и они будут любить тебя. Если вы будете рассуждать с высокомерным циником, вы получите пощечину; противостоять плохому поведению и получить пинок под голени. Так что не трать время на насмешника; все, что ты получишь за свои старания, — это насилие. Исправляющий насмешника навлекает на себя бесчестие, А кто обличает нечестивого, тот навлекает на себя оскорбления.

Не обличай насмешника, а то возненавидит тебя, Обличи мудреца, и он полюбит тебя. Тот, кто упрекает насмешника, получит в ответ оскорбление. Кто исправит нечестивого, тот пострадает. Так что не утруждайте себя исправлением насмешников; они будут только ненавидеть вас. Но исправь мудрых, и они скажут: «Если ты поправишь того, кто насмехается над мудростью, ты будешь оскорблен. Если вы исправите злого человека, вам будет больно. Не исправляйте тех, кто насмехается над мудростью, иначе они возненавидят вас. Но исправит Тот, кто наставляет кощунника, сам становится злословящим; И обличающий нечестивого наносит себе пятно. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя: Обличи мудреца, и он полюбит тебя: «Кто наставляет кощунника, тот постыдится сам, И тот, кто упрекает нечестивого человека, только вредит себе. Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; Упрекни мудреца, и он полюбит тебя. Кто исправляет и наставляет кощунника, тот позорит себя, А кто обличает нечестивца, тот навлекает на себя оскорбления.

Добавить комментарий