«Нас тошнит от подобных разговоров»: в чем суть заповеди о любви к врагам?
О любви к врагам говорит Евангелие, а значит, это важно. Но не всегда понятно – какие заклятые враги могут быть у обычного человека? Зачем любить того, кто тебя не любит и даже, может быть, тебе вредит? И вообще – нужна ли нашим врагам наша любовь?
«Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк. 6: 27–28)»? Эти слова выходят далеко за пределы обычной человеческой логики. За ответом на вопрос о том, как применить эту заповедь к жизни, мы обратились к современным христианским мыслителям.
Митрополит Антоний Сурожский: «Мир всем людям злой воли!»Митрополит Сурожский Антоний был врачом, много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Что они вынесли из многолетнего опыта страданий, как относились к своим обидчикам?
Владыка Антоний в книге «Человек перед Богом» приводит два уникальных свидетельства. Это молитва, написанная погибшим узником концлагеря Дахау, и рассказ человека, который четыре года был заключенным лагеря.
«Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников. Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату.
Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли – мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…»
***
«Второй пример – человека, которого я очень близко знал.
И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но, когда я говорю теперь: „Господи, прости, они не знают, что творят“, вдруг Бог мне ответит: „А чем ты докажешь искренность своего прощения? Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить…“» Вот это тоже герой прощения.
Клайв Льюис: Что было бы, если мы с каким-нибудь немцем на войне одновременно убили друг друга?И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого».
Клайв Стейплз Льюис – христианский писатель, который в юности прошел Первую мировую войну. Поэтому о любви к врагам в книге «Просто христианство» он говорит в том числе на основе собственного опыта. По его мнению, заповедь о любви к врагам тесно связана с прощением. Он называет ее «самой непопулярной добродетелью».
«Есть добродетель еще менее популярная, чем целомудрие. Она выражается в христианском правиле: „Возлюби ближнего своего, как самого себя“.
Каждый человек соглашается, что прощение – прекрасная вещь, до тех пор, пока сам не окажется перед альтернативой прощать или не прощать, когда прощение должно исходить именно от него. Мы помним, как оказались в такой ситуации в годы войны. Обычно само упоминание об этом вызывает бурю, и не потому, что люди считают эту добродетель слишком высокой и трудной. Нет, просто прощение такого рода кажется им недопустимым, им ненавистна самая мысль о нем. „Нас тошнит от подобных разговоров“, – заявляют они.
Я пытаюсь показать вам, что представляет из себя христианство. Не я его придумал. И в самой сердцевине его я нахожу эти слова: „Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим“. Здесь нет ни малейшего намека на то, что прощение дается нам на каких-то других условиях. Слова эти совершенно ясно показывают, что если мы не прощаем, то не простят и нас. Двух путей здесь нет. Так что же нам делать?
… Если мы действительно хотим (а все зависит именно от нашего желания) научиться прощать, нам, наверное, следует начать с чего-то полегче, чем гестапо. Например, с того, чтобы простить мужа, или жену, или родителей, или детей, или ближайших соседей за что-то, что они сказали или сделали на прошлой неделе. Это, возможно, захватит наше внимание.
Затем нам надо понять, что значит „любить ближнего, как самого себя“. А как я люблю себя?
Вот сейчас, когда я подумал об этом, я понял, что у меня нет особой нежности и любви к себе самому. Я даже не всегда люблю свое собственное общество. Значит, слова „возлюби ближнего своего“, очевидно, не означают „испытывай к нему нежность“ или „находи его привлекательным“. Впрочем, так и должно быть, потому что, конечно же, как бы вы ни старались, вы не заставите себя почувствовать нежность к кому бы то ни было.
Хорошо ли я отношусь к самому себе? Считаю ли я себя приятным человеком? Что ж, боюсь, что минутами – да (и это, несомненно, худшие мои минуты). Но люблю я себя не поэтому; не потому, что считаю себя славным парнем. На деле все наоборот, а именно: любовь к себе заставляет меня думать, что я, в сущности, славный парень.
Следовательно, и врагов своих мы можем любить, не считая их приятными людьми. Это великое облегчение. Потому что очень многие думают, что простить своих врагов значит признать, что они, в конце концов, не такие уж плохие, тогда как на самом деле всем ясно, что они действительно плохи.
Давайте продвинемся еще на шаг вперед. В моменты просветления я не только не считаю себя приятным человеком, но, напротив, нахожу себя просто отвратительным. Я с ужасом думаю о некоторых вещах, которые я совершил. Значит, мне, по всей видимости, дозволяется ненавидеть и некоторые поступки моих врагов. И вот уже мне вспоминаются слова, давно произнесенные христианскими учителями: „Ты должен ненавидеть зло, а не того, кто совершает его“. Или иначе: „Ненавидеть грех, но не грешника“.
Долгое время я считал это различие глупым и надуманным; как можно ненавидеть то, что делает человек, и при этом не ненавидеть его самого? Но позднее я понял, что годами именно так и относился к одному человеку, а именно к самому себе.
Как бы я ни ненавидел свою трусость, или лживость, или жадность, я тем не менее продолжал любить себя, и мне это было совсем не трудно. Фактически я ненавидел свои дурные качества потому, что любил себя. Именно поэтому так огорчало меня то, что я делал, каким я был.
Следовательно, христианство не побуждает нас ни на гран смягчить ту ненависть, которую мы испытываем к жестокости или предательству. Мы должны их ненавидеть. Ни одного слова, которое мы сказали о них, не следует брать обратно. Но христианство хочет, чтобы мы ненавидели их так же, как ненавидим собственные пороки, то есть чтобы мы сожалели, что кто-то мог поступить так, и надеялись, что когда-нибудь, где-нибудь он сможет исправиться и снова стать человеком.
Проверить себя можно следующим образом. Предположим, вы читаете в газете историю о гнусных и грязных жестокостях. На следующий день появляется сообщение, где говорится, что опубликованная вчера история, возможно, не совсем соответствует истине и все не так страшно. Почувствуете ли вы облегчение: „Слава Богу, они не такие негодяи, как я думал“. Или будете разочарованы и даже попытаетесь держаться первоначальной версии просто ради удовольствия думать, что те, о ком вы читали, – законченные мерзавцы? Если человек охвачен вторым чувством, тогда, боюсь, он вступил на путь, который – пройди он его до конца – заведет его в сети дьявола. В самом деле, ведь он хочет, чтобы черное было еще чернее.
Стоит дать волю этому чувству, и через какое-то время захочется, чтобы серое, а потом и белое тоже стало черным. В конце концов появится желание все, буквально все – Бога, и наших друзей, и себя самих – видеть в черном свете. Подавить его уже не удастся. Атмосфера безудержной ненависти поглотит такую душу навеки…
Я часто думаю про себя, что бы случилось, если бы, когда я служил в армии во время Первой мировой войны, я и какой-нибудь молодой немец одновременно убили друг друга и сразу же встретились после смерти. И, знаете, я не могу себе представить, чтобы кто-то из нас двоих почувствовал обиду, негодование или хотя бы смущение. Думаю, мы просто рассмеялись бы над тем, что произошло».
Алексей Ильич Осипов: Любить врагов – это поступать по справедливости
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов обращает внимание на то, что слово «любовь» в Библии многозначно. Он объясняет, что же в Писании понимается под любовью к врагам.
«Когда мы произносим слово „любовь“, то должны понимать, что это слово очень многозначно. Я уже не говорю о разновидностях любви. В греческом языке, например, есть четыре обозначения разновидности любви: филео – дружеская любовь, сторге – любовь родителей и детей друг к другу, агапэ – любовь возвышенная (недаром вечерние собрания древних христиан называются агапы). Эта любовь – жертвенная, со смирением, с упованием на Бога. И эрос – эротическая любовь. Вот только четыре вида любви. На самом деле – их гораздо больше.
В данном случае речь идет о любви к врагам, которая тоже имеет несколько ступеней. Когда нам говорят о такой любви, то надо обязательно учесть: наша любовь к врагам заключается в том, чтобы не мстить за то зло, которое они нам причинили. Насколько в наших силах – не желать им зла. Поступать по отношению к ним – справедливо. Я обращаю ваше внимание на это „справедливо“, потому что мы постоянно поступаем несправедливо. Тем, кто нам нравится или кого мы любим, – мы прощаем такие вещи, за которые надо строго наказывать, и, напротив, кого мы не любим – придираемся к таким мелочам, что подчас и слушать стыдно. Только и ищем, чем бы можно было причинить человеку зло. На нашем уровне любовь к врагам – быть справедливым в отношении той жизненной ситуации, в которой мы находимся. Не желать зла, не делать зла – это уже самая первая стадия любви к врагам. И надо еще учесть и то, что справедливость – это самая низшая ступень любви!
Когда же мы коснемся той любви, которая бывает у человека, достигшего состояния любви, то здесь мы встречаем яркие примеры. Как, например, писал святой Исаак Сирин: „Если бы я десятикратно в день был сжигаем за любовь к людям – не удовлетворился бы этим“. И это уже – состояние сердца! Когда сердце пылает любовью.
Но еще раз повторю: на нашем уровне о сердце и речь не идет. Просто поступи справедливо! Не мсти ему! Это уже будет началом любви к врагу. На нашем уровне на большее вряд ли кто способен… Но, если возможно, – сотвори ему благо. Сделай этому человеку добро.
Как мы читаем в Писании: „Аще убо алчет враг твой, ухлеби его“. Ухлеби – то есть дать ему хлеба. Дать ему какие-то дары. Сделать ему что-то доброе, ибо очень часто в истории случалось так, что в ответ на этот акт твоего напряжения враг становился твоим лучшим другом. Ты ухлебил его – и с человеком произошло превращение. Он оказывается таким, что ты сам готов его целовать! Любовь покоряет, а не месть, не зло! И мы должны использовать именно это орудие, а не сатанинское».
Коллажи Татьяны Соколовой
Использованы фотографии: митрополит Сурожский Антоний, 1970 год. Фото Бориса Трепетова (фотохроника ТАСС). С сайтов: https://www.longlongtrail.co.uk/, wikipedia.org. А также произведения мировой живописи
6 признаков человека, который лишь притворяется добреньким, а на деле имеет злое сердце
Какого бы белого и пушистого человек из себя ни строил, он не может контролировать поведение постоянно и на 100%. Приглядитесь к следующим сигналам, которые указывают на то, что перед вами на самом деле не добряк, а жестокая личность со злым сердцем. Заодно и себя проверьте на количество совпавших пунктов.
Человек — плохой друг
Злые люди обычно не откликаются на зов о помощи. Фото © Freepik
Обычно человек со злым сердцем общается с кем-то только в те моменты, когда у обоих всё хорошо. Ему абсолютно неважно, притворяется ли друг, говоря, что «всё нормально», или у того действительно нет никаких проблем. Злюка всё равно не откликнется на зов о помощи, даже если его об этом попросить. В такие моменты люди-змеи, наоборот, могут на время исчезнуть.
Злой человек никогда не скажет о реальном положении дел
Человек со злым сердцем часто недоговаривает и лжёт. Фото © Freepik
Станет обманывать, вводить в заблуждение или просто недоговаривать. Злому человеку важно чувствовать превосходство над другими, поэтому он всеми силами постарается сделать так, чтобы знать чуточку больше. Для использования информации в своих коварных целях, разумеется.
Человек ненавидит ответственность
Жестокий человек легко подставит другого. Фото © Freepik
И всячески старается её избежать. Человек со злым сердцем постоянно находит тысячу отговорок и оправданий, почему не сдержал слово или не выполнил обещанное. Такая личность легко и без зазрения совести подставит кого-то другого, чтобы не погореть самому.
Человек со злым сердцем часто манипулирует
Тираны, абьюзеры, психопаты и просто злые люди часто прибегают к манипуляциям. Фото © Freepik
Тираны, абьюзеры, психопаты и просто злые люди часто прибегают к манипуляциям. Таким способом они самоутверждаются за счёт обманутых или использованных в собственных целях людей. Если вы замечаете за собой тягу к подобным действиям, это опасный сигнал.
Злой человек становится провокатором конфликтов
Злодеи обожают провоцировать конфликты, в которых не участвуют сами. Фото © Freepik
Злодей подпитывается энергией конфликта, поэтому часто сталкивает людей друг с другом. Он не станет участвовать в ссоре, но с удовольствием посмотрит на распри со стороны. Человек со злым сердцем даже может специально накалять обстановку, если оппоненты вдруг решат разойтись с миром.
Человек-злюка хочет всё контролировать
Люди со злым сердцем хотят руководить и управлять, чтобы как можно больше людей им подчинялись. Фото © Freepik
И снова про идею, что только они должны быть значимыми. Такие личности хотят руководить и управлять, чтобы как можно больше людей им подчинялись. Из-за того что сам по себе злой человек чувствует невероятное бессилие, хочет тотальным контролем избавиться от этого чувства. С точки зрения психологии злюки просто боятся всего вокруг, включая окружающих. Поэтому стараются сделать так, чтобы никаких неожиданностей с ними не случалось. Но даже с контролем невозможно уберечь себя от разных форс-мажоров.
Спасайтесь!: 10 опасных звоночков, что у вас токсичные любовные отношения
9 фраз, которыми мужчина завуалированно признаётся в любви, а вы и не замечаете
26 августа 2022, 08:00
5 историй о том, как дети травмировали психику родителей, и это ломает все шаблоны
25 августа 2022, 10:00
Женщины этих семи типов рискуют навсегда остаться в одиночестве
25 августа 2022, 09:05
Грустная, вечная борьба за любовь к мужчине, который ненавидит себя
Да, конечно, жизнь прекрасна, величественна, чудесна и все такое прочее, но да ладно. Время от времени, вероятно, полезно признаться себе, что жизнь — это и серия бесконечных ударов по горлу.
Все усложнилось в моей жизни, когда мне исполнилось 11 лет. Мой отец расстался на следующие несколько десятилетий. Я не слышал о нем снова, пока мне не исполнилось почти 30.
Я не родился богатым (и даже близко к нему), но это не помешало мне хотеть вещи/стремиться к вещам/мечтать о времени, когда я мог будь парнем с деньгами, снаряжением и прочим дерьмом, просто чтобы я нравился людям. Просто чтобы другие определяли меня как ценного и существенного человека.
Моя жизнь не была ужасной; Во многих отношениях я был американским подростком из учебника. Но мне не хватало направления, и отсюда началось мое недовольство. Я начал чувствовать себя некомфортно в собственной шкуре.
СВЯЗАННЫЕ С: 8 вещей, которые делают мужчины, когда они серьезно не уверены в себе
Я был пухлым ребенком. Девушкам я никогда не нравился. К 13 годам я был сообразительным — и, может быть, даже умным, — попадал в классы для одаренных. отстой во всех трех из них больше, чем я могу даже сказать вам.
Да, спорт был «веселым» так же, как смотреть, как другие люди занимаются сексом, «забавно».
Мне нравилось смотреть, как мои друзья совершают хоумраны в течение первого часа или около того в моей карьере, но потом это надоело.
Потом я начал курить травку. Потом я ушел из команд.
К тому времени, когда я учился в старшей школе, я был интересным молодым человеком, которым не интересовалась ни одна девушка на Земле.
СВЯЗАННЫЕ: Осторожно! Если ваш мужчина делает эти 15 вещей, он в значительной степени неуверен в себе
Я был книжным червем и несгибаемым меломаном и охотником на белок, и у меня была машина, и те же трое друзей путешествовали в ней вместе со мной — так что мы либо запеклись на парковке торгового центра, либо пошел в Guitar Center играть на гитарах (в то время как чувак, похожий на C. C. DeVille из Poison, сглазил нас из-за прилавка).
К тому времени, когда я был исключен из колледжа, когда мне было 18 или 19 лет, я большую часть времени не мог видеть себя.
Потом случилась война в Персидском заливе, и мне снились кошмары, что меня призвали в армию. Я попытался представить себя в пустынном камуфляже. Где бы я взял травку в Ираке? Я был так напуган. И страх понизил мою самооценку и заставил меня ненавидеть себя еще больше.
Нелегко любить чувака, который ненавидит себя, потому что большинство людей, которым некомфортно с собой, не знают, откуда исходит дискомфорт, и поэтому их партнерам или супругам труднее понять это. .
СВЯЗАННЫЙ: Моя жена развелась со мной, потому что я оставил посуду у раковины
Я был раздражительным и капризным.
Испуганный и неуверенный.
Я никогда не был спокоен в своих эмоциях.
Я буду злиться и разочаровываться, потому что
Я не мог справиться с настоящими бурями в моем сердце.
Потом я встретил свою будущую жену.
СВЯЗАННЫЕ С: Я позволила мелочам ускользнуть, и он развелся со мной — 10 вещей, которые я пропустил
Я хотел, чтобы она любила меня безусловно, чтобы спасти меня от самого себя своим обожанием. Я был уверен, что подписал контракт со спасением и что моя жена станет моим спасителем. Но, честно говоря, это слишком много, чтобы просить другого человека.
Любовь не вечна, и у любви есть свои пределы. (Тогда я этого не знал.)
Оглядываясь назад, это звучит безумно. Но когда вам не хватает уравновешенности и спокойствия человека, которому комфортно с самим собой, вы настраиваете себя на огненные аварии на каждом шагу.
Но потом, как ни странно, все начало меняться — и в этом заслуга моих троих детей.
Я выползла из-под обломков развода Я была слишком слепа, чтобы предвидеть приближение, и я просто продолжала страдать от взгляда моих детей.
В конце концов, однажды утром на 42-м году жизни мне пришлось взглянуть на них и исправить ситуацию.
СВЯЗАННЫЙ: Дорогие чертовы мужья, это ваш звонок для пробуждения
Мне нужно было забыть о своем прошлом. Мне нужно было пережить — для них и для себя. Но я не мог выжить без удовлетворенного ума.
Я прочитал кое-что о буддизме, начал усердно заниматься спортом — не по какой-то конкретной причине, кроме того, чтобы наконец-то позволить себе контролировать свой разум.
Я устал от боя, чтобы нравиться себе; Я был искалечен пушками моего собственного извращенного разума.
Я смотрел, как мои дети будут играть в летней траве и хотя я прекрасно понимал, что этот развод может сильно навредить им, я знал, что это не то, что я когда-либо мог допустить.
Я начал отдаляться от проецируемого изображения моего собственного призрака, несправедливого гуля, которого я так долго мелькал на своем собственном экране.
Я перестал убеждать себя в том, что я и есть этот нежелательный тип, чье отсутствие богатства или тусклая внешность позволили ему тянуть его вниз.
По сути, я должен был сказать себе, чтобы я перестал халтурить, немного повзрослел. Или много.
Может быть, я все время был трусом.
Может быть, я таскал с собой около тысячи тонн детской боли. Возможно оба. Хотя на самом деле это не имело значения, потому что я почувствовал сейсмический сдвиг в своих внутренностях в тот момент, когда решил отпустить старые пути. Я изменился за пресловутую копейку. Я должен был – иначе, думаю, меня бы здесь больше не было.
СВЯЗАННЫЕ С: 4 способа, которыми детская травма преследует вас во взрослом возрасте (и как двигаться дальше)
Не буду врать: это была медленная затяжка. После развода я перепробовала тысячу новых париков для мышления и до сих пор не определилась, какой из них мне подходит.
Истории по теме YourTango:
Женщина готовит для своего мужа отдельные блюда, потому что иначе «он буквально не будет есть» — люди говорят, что она заслуживает лучшего, но она удваивает
Свадебный фотограф поделился текстом от клиента, который хочет Возврат через 4 года, потому что брак распался
Бывший боец UFC случайно оскорбил внешность жены, заявив, что поиск жены, которая станет прекрасной матерью, «на 500% важнее», чем внешность приглушенный прогресс, которого я достиг во имя трех маленьких сердец.
Я иду дальше. Я разговариваю сам с собой новыми и нежными тонами. Я не сумасшедший и не неудачник. Я не боюсь, если мне не нужно.
Как оказалось, я не тот человек, за которого так долго притворялся.
Как оказалось, я плохой человек.
И даже лучше: мне действительно нравится этот наполовину прилично выглядящий, наполовину грустный человек с сердцем размером с 50 солнц и мозгом размером с клещ гремучей змеи.
СВЯЗАННЫЕ: Я ушла от мужа и случайно изменила образ
И я возьму сердце над головой в любой день недели.
А я папа. Я чертов папа!
А я неплохой писатель.
И я довольно хороший брат и сын, и я рок-н-рольщик, и я этот чувак, который приходит в себя после многих лет «не может стоять» и падает на ноги как какой-то рваный мяч для хоумрана, который я даже не знал, что ударил.
Будь я проклят. Хочешь взглянуть на это? Я начинаю любить себя.
СВЯЗАННЫЕ: 4 большие ошибки, которые я совершил как муж (Psst! Я теперь бывший муж)
Больше для вас:
Huffington Post, Mom. me и Yahoo.