Умственные отклонения у детей: список, симптомы и признаки отклонений, описание заболеваний

Психические расстройства детского возраста (до 10 – 12 лет)

©  Рассказывает Андрей Аркадьевич Шмилович, доктор медицинских наук, врач высшей категории, заведующий кафедрой психиатрии и медицинской психологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач клиники «Альтер»:

Сегодня в цикле сравнительно-возрастные аспекты психических расстройств мы поговорим о психических расстройствах детского возраста.

Речь пойдет о допубертатном возрасте, то есть примерно до 10 – 12 лет, во время которого ребёнок проходит несколько этапов своего психофизического развития. Это очень важный возраст с точки зрения становления его психических функций, его личности, характера. В этом возрасте тоже есть свои наиболее значимые периоды. Они отличаются особой уязвимостью психики ребенка к внешним социальным, иногда патогенным факторам. Эти периоды особой уязвимости называются возрастные кризы.

В детском возрасте возрастные кризы хорошо известны врачам-психиатрам, психологам, педагогам — это возраст 3 года и 7 лет.

Формирование первых коммуникативных связей

В возрасте 3 года ребёнок оказывается на пороге детского сада. Когда в один из радостных дней 1 сентября мама отводит его в какое-то странное заведение, в котором надо находиться почему-то без родителей в течение достаточно длительного времени, в окружении очень странных, похожих на него людей, да ещё и какая-то тётя, называющая себя «воспитатель»,  требует, чтобы он выполнял требования, которые необходимы.

Этот возраст очень важен с точки зрения формирования первых коммуникативных связей ребенка со сверстниками.  Именно в этом возрасте, в 3 года, появляются первые зачатки ролевого самосознания. Ребёнок начинает осознавать себя личностью и идентифицировать себя как личность, отдельную от окружающих. Находит в себе те черты, которых нет в других, и находит в других те черты, которых нет у него. Он начинает понимать разницу между собой и другими, у него формируются первые признаки его индивидуальности.

Это очень важный период, и лично я категорически не советую игнорировать дошкольные учреждения, детские сады, спортивные секции, кружки, где ребенок имеет возможность формировать у себя достаточное количество коммуникативных навыков.

Домашние дети, которые сидят с бабушками и дедушками круглосуточно,  и выходят только при хорошей погоде в песочницу во дворе, гораздо хуже адаптированы к школе, чем те дети, которые в дошкольном возрасте имели возможность устанавливать коммуникативные связи и формировать свою социальную роль.

Невротические расстройства детского возраста

В этот период ребенок стрессует, у него может быть большое количество различного рода невротических расстройств. И мы эти расстройства хорошо знаем. В этом возрасте внезапно может появиться энурез – недержание мочи, мы можем наблюдать обгрызенные ногти у этих детей. Эти дети могут испытывать большое количество страхов, они отказываются спать в отдельной комнате с выключенным светом, они, даже если их силой всё-таки укладывают спать в детской, всё равно находят возможность ночью пробраться в спальню родителей и залезть к ним под одеяло.

У этих детей очень часто появляются проблемы с поведением в случае, если они сталкиваются с довольно большим количеством стрессовых факторов. И на эти проблемы с поведением обращают внимание воспитатели детского сада. Может появиться расстройство сна, плохое настроение, плаксивость, капризность, крикливость, иногда излишняя демонстративность, позерство  – всё это мы называем неврозами детского возраста или детскими неврозами.

Дети не обнаруживают таких невротических симптомов, какие мы привыкли видеть у взрослых, потому что у них ещё не созрела аффективная эмоциональная сфера, и они не могут переживать так, как взрослые ту или иную сложную жизненную ситуацию, поэтому чаще всего они реагируют телом.

У детей очень развито психосоматическое реагирование. У них неврозы, как правило, носят такой соматический характер. Как я уже сказал, энурез – один из видов детских неврозов. Есть ещё заикание – это тоже в 90% случаев относят к психологическим невротическим проблемам ребенка. Сюда же можно отнести и различного рода условные заболевания, скорее всего, их можно найти в виде симптомов со стороны желудочно-кишечного тракта. У детей могут появляться болевые симптомы, которые никак не подтверждаются на обследованиях.

Иногда у детей возникает так называемый аспирационный синдром, когда в момент именно вот такого очередного бурного эмоционального реагирования они вдруг начинают задыхаться, у них появляется бронхоспазм, возникает вопрос о том, что возможно это бронхиальная астма. Ну и много-много чего ещё такого полиморфного, необычного, что бывает у детей именно в период их возрастных кризов.

Проблемы школьной дезадаптации

Есть еще криз 7-летнего возраста. Это возраст, когда ребенок приходит в школу. И здесь он получает ещё больше самостоятельности, здесь он начинает понимать что такое ответственность, начинает получать задатки представлений о дееспособности, то есть представление о том, что его действия имеют какие-то последствия, и эти последствия связаны именно с ним.

В этом возрасте ребёнок тоже достаточно уязвим. Первоклашки могут спотыкаться уже в первые месяцы учёбы, это мы называем проблемой школьной дезадаптации. У них не получается установить связи с одноклассниками, возникают постоянные недоговоренности с учителем, они отказываются идти в школу, они устраивают истерики прямо на уроке, мешают всем учиться, вставая со своего места, не понимая, что ходить по классу нельзя. Реакция учителей для них ничего не значит, это приводит к серьезному конфликту со многими участниками школьного процесса, не только с одноклассниками и учителями, но и с директором школы. И родители в этом тоже начинают принимать участие.

Многие родители встают на сторону ребёнка, считая его незаслуженно обиженным. Видят проблему в некомпетентности учителей, начинают обвинять учителей, часто подливая масло в огонь этих невротических симптомов и расстройств поведения, о которых я уже говорил.

Ранние психические заболевания.

Умственная отсталость

Кроме невротических расстройств в детском возрасте могут начинаться и довольно серьезные психические заболевания, среди которых на сегодняшний день, пожалуй, два заболевания мы можем отнести к наиболее распространённым из всех других психических расстройств детского возраста.

Первое заболевание называется умственная отсталость. К сожалению, встречается достаточно часто. Если мы говорим о тяжелых формах умственной отсталости, то она обращает на себя внимание еще в первые годы жизни. Если мы говорим о ее легких или пограничных формах, то это проявляется только тогда, когда ребёнок идёт в школу, и уже с первых дней не успевает за своими сверстниками в усвоении материала.

Умственная отсталость может быть различной, причин её возникновения очень много. Среди них много разного рода неврологических или терапевтических, педиатрических заболеваний, которыми ребёнок страдает с самого раннего грудного возраста. Или которые начались чуть позже.

Это и черепно-мозговые травмы, и какие-то нейроинфекции, возможно, какая-то генетическая, наследственная, хромосомная патология, которая приводит к недоразвитию центральной нервной системы и соответственно к психическим расстройствам в виде умственной отсталости.

Дети с умственной отсталостью в большей степени оказываются уязвимы в отношении как раз невротических симптомов, поскольку они в случае легкой умственной отсталости понимают и осознают факт своей несостоятельности, видят, как они отстают от сверстников. И они оказываются очень часто в центре так называемого буллинга. Сверстники начинают над ними издеваться, болезненно подшучивая над их странностями поведения.

В этих ситуациях, когда мы имеем дело с умственной отсталостью, очень важно своевременно решить вопрос о форме обучения,  насколько эта форма в обычной общеобразовательной школе будет комфортна для самого ребенка, если он там не успевает. И насколько ему будет легче учиться в той школе, где требования к учебному процессу несколько иные, и они близки к индивидуальным, как мы говорим, вальдорфским требованиям.

Расстройства аутистического спектра

Вторым наиболее распространённым расстройством психики в детском возрасте является расстройство аутистического спектра. Сокращённо РАС. В структуру этих расстройств входит очень много различного рода клинических единиц. Одно из самых ярких и классических проявлений расстройства аутистического спектра описали в свое время отечественный психиатр Груня Ефимовна Сухарева и её зарубежный коллега Ганс Аспергер.

Эта форма на сегодняшний день носит название синдром Аспергера, то есть синдром раннего детского аутизма, при котором происходит довольно выраженная асинхрония психического развития ребенка. В его развитии мы видим значительное ускорение в отношении сверстников интеллектуальных, когнитивных функций, и в значительной степени отставания в отношении эмоциональных и волевых функций.

Личность такого ребенка формируется деформированным образом, он в конечном итоге оказывается лишённым психических возможностей для коммуникации со сверстниками. Ему ничего не остается делать, как замыкаться в своем собственном внутреннем мире, который носит название «аутистического мира». Мир аутиста – это мир его фантазий, установок,  известных очень часто только ему. Помощь такому ребёнку может оказать только тот специалист, которому удалось в этот мир хоть как-то заглянуть, не говоря уже о том, чтобы пробраться в этот мир и понять его законы.

Атипичный детский аутизм

Помимо синдрома Аспергера в расстройства аутистического спектра входят и другие его варианты: синдром Каннера, синдром Геллера – это так называемый атипичный детский аутизм. Про  атипичный детский аутизм мы начинаем говорить, когда у ребёнка на фоне аутистических проявлений начинают проявляться какие-то психопатологические феномены, указывающие нам на начало какой-то психической болезни. Например, у него появляются какие-то галлюцинации,  или он становится отрешенным от происходящего настолько, что вообще перестает реагировать на происходящее вокруг и «застывает»  – это так называемый синдром кататонии. Однако целостной картины психического заболевания не возникает. И эти симптомы  оказываются в конечном итоге обратимыми.

Надо помнить о том, что ранний детский аутизм и все расстройства аутистического спектра в прогностическом отношении очень неоднозначная группа. В частности, есть варианты, которые имеют довольно благоприятный прогноз, в буквальном смысле полностью исчезают все проявления аутизма с возрастом и соответствующим лечением. На другом полюсе находятся те формы детского аутизма, которые с возрастом, к сожалению, трансформируются уже в текущие психические заболевания, более характерные для подросткового или для зрелого возраста.

Начало взрослых психических болезней. Детская форма шизофрении

Кроме этого, в детском возрасте мы можем наблюдать, к сожалению, и начало взрослых психических болезней. Редко, тем не менее бывает, что в этом возрасте развивается детская форма шизофрении. Протекает она, как правило, очень тяжело, неблагоприятно и злокачественно. В этих случаях ребенок оказывается во власти очень тяжелых болезненных симптомов, когда он слышит голоса или видит какие-то зрительные образы, вызывающие у него те или иные страхи. Когда он, находясь в этом психотическом состоянии, прячется от этих призраков, которые кажутся ему очень опасными и присутствующими где-то рядом.

С этим ребёнком практически не удаётся на вербальном уровне установить какой-то контакт. Единственный способ помочь – это госпитализировать его в детскую психиатрическую больницу. Такие больницы существуют, они специализируются как раз именно на психических заболеваниях детского возраста, когда специалисты в этом случае имеют опыт работы именно с детьми.

Благоприятный прогноз лечения

Есть ещё и много других психических заболеваний, всего охватить практически невозможно. Единственное, что нужно сказать, что дети с теми или иными психическими расстройствами, как правило, достаточно хорошо лечатся, то есть с ними удается достигнуть порой гораздо больших результатов, чем со взрослыми. Но только при одном условии: если их родственники, прежде всего родители, которые чрезвычайно озабочены здоровьем своего ребёнка, соглашаются с врачами-психиатрами о том, что их любимому чаду необходима помощь детского психиатра.

Детская психиатрия, как правило, использует не только медицинские, то есть чисто психиатрические технологии, с лекарствами или какими-то другими методами лечения. В большей степени в детской психиатрии участвуют психологи.  В оказании помощи участвуют семейные психологи, проводящие групповую психотерапию, педагоги, различного рода воспитатели, дефектологи, логопеды, педиатры. Как правило, это целая полипрофессиональная бригада, которая берется за здоровье ребёнка, и которая сообща решает разные аспекты его проблемы.

Обращение за медицинской помощью в такой ситуации в значительной степени облегчит задачу диагностики, поскольку в детской психиатрии существует много способов, в том числе, очень точные почти 100% способы диагностики тех или иных психических заболеваний.

Очень широко применяют, например, генотипирование, когда мы можем с высокой долей вероятности поставить диагноз того или иного заболевания, ассоциированного с мутацией, с генетикой. Главное, чтобы ребёнок оказался в поле зрения профильных специалистов. Главное, чтобы он вовремя получил медицинскую помощь, которая ему так необходима для того, чтобы дальнейшая его жизнь была здоровой.


НЕРВНЫЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ: ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ

Необычное поведение ребенка мы привыкли списывать на капризы, плохое воспитание или переходный возраст. Но все может быть не так безобидно, как кажется на первый взгляд. Так могут маскироваться симптомы нервного расстройства ребенка. 

Специалисты программы «Сиротству – нет!» Фонда Рината Ахметова предлагают всем родителям, усыновителям, опекунам, приемным родителям принять во внимание советы психолога Татьяны Маркиной, которые помогут распознать психологическую травму у ребенка и рекомендации, как с ней работать.

Здоровье ребенка – естественный предмет тревоги родителей часто уже с периода беременности. Кашель, сопли, температура, больной живот, сыпь – и мы бежим к врачу, ищем информацию в интернете, покупаем лекарства. Но есть и неочевидные симптомы нездоровья, на которые мы привыкли закрывать глаза, считая, что ребенок перерастет, «это все неправильное воспитание» или просто у него такой характер. 

Ребенок не смотрит в глаза, не разговаривает, часто впадает в истерики, все время плачет или грустит, не играет с другими детьми, агрессивен по малейшему поводу, гипервозбудим, плохо удерживает внимание, игнорирует правила поведения, пуглив, чересчур пассивен, имеет тики, навязчивые движения, заикание, энурез, частые кошмары.  

Симптомы нервного расстройства у ребенка 

В подростковом возрасте это могут быть постоянно плохое настроение или апатия, резкие перепады настроения, нарушения пищевого поведения (обжорство, отказ от еды, странные предпочтения продуктов), намеренное причинение себе ран (порезов, ожогов), жестокость и опасное поведение, ухудшение школьной успеваемости из-за забывчивости, невозможности сосредоточиться, регулярное употребление алкоголя и психоактивных средств.  

Также характерны повышенная импульсивность и низкий самоконтроль, повышенная утомляемость в течение долгого периода, ненависть к себе и своему телу, идеи о том, что окружающие враждебны и агрессивны, суицидальные настроения или попытки, причудливые убеждения, галлюцинации (видения, звуки, ощущения). 

Могут случаться приступы паники, страхи и сильная тревога, мучительные головные боли, бессонница, психосоматические проявления (язва, нарушение артериального давления, бронхиальная астма, нейродермиты). 

Список симптомов психических и нервных расстройств, конечно, шире. Необходимо обращать внимание на все необычные, странные и настораживающие моменты в поведении ребенка, учитывая их стойкость и длительность проявления. 

Помните: то, что нормально для одного возраста, может быть указанием на проблему в другом. Например, отсутствие речи или бедный словарный запас не характерны для детей старше 4–5 лет. 

Бурные истерики и слезы – способ 2-3-летнего ребенка испытать родителей на прочность и узнать границы допустимого, но неадекватное поведение для школьника.  

Боязнь чужих людей, потерять маму, темноты, смерти, стихийных бедствий естественны согласно возрастным нормам, вплоть до младшего подросткового возраста. Позднее фобии могут указывать на неблагополучие психической жизни.  

Убедитесь, что вы сами не требуете от ребенка быть взрослее, чем он есть на самом деле. Психическое здоровье детей дошкольного возраста во многом зависит от родителей. 

Внимательно наблюдайте, как ведет себя ребенок в разных ситуациях и разной обстановке, какой он дома, и как играет с детьми на площадке, в детском саду, есть ли проблемы в школе и с друзьями. 

Если воспитатели, преподаватели, другие родители жалуются вам на поведение вашего ребенка, не принимайте близко к сердцу, но уточняйте, что именно их беспокоит, как часто это происходит, каковы детали и обстоятельства. 

Не думайте, что вас хотят унизить или обвинить в чем-то – сопоставляйте информацию и делайте самостоятельные выводы. Возможно, взгляд со стороны окажется необходимой подсказкой, и вы сможете вовремя помочь своему ребенку: посетить психолога, психотерапевта, психиатра, невролога. Нервно-психические расстройства у детей поддаются лечению, главное – не запускать ситуацию. 

Стигматизация психических проблем и расстройств в нашем обществе все еще распространена. Это причиняет дополнительную боль людям, которые ими страдают, и их родственникам. Стыд, страх, растерянность и тревога мешают обратиться за помощью, а время идет и проблемы усугубляются. 

По статистике в США, где психиатрическая и психологическая помощь поставлена значительно лучше, чем в Украине, в среднем 8-10 лет проходит между появлением первых симптомов и обращением за помощью. Тогда как около 20% детей имеют те или иные психические расстройства. Половина из них их, действительно, перерастают, адаптируются, компенсируются. 

Причины нервного расстройства у детей 

Психические расстройства часто имеют генетическую, органическую основу, но это не приговор. С помощью воспитания в благоприятной среде их можно избежать или существенно уменьшить проявления. 

К сожалению, верно и обратное: насилие, травматический опыт, в том числе сексуальный, эмоциональная и педагогическая запущенность, травля, неблагополучное или криминальное семейное окружение очень сильно вредят развитию детей, причиняя им незаживающие психологические раны.  

Отношение родителей к ребенку с самого рождения и до 3 лет, то как проходила беременность и первые месяцы после родов, эмоциональное состояние матери в этот период закладывают основы психического здоровья ребенка.  

Самый чувствительный период: от рождения до 1-1,5 лет, когда формируется личность малыша, его дальнейшая способность адекватно воспринимать окружающий мир и гибко адаптироваться к нему. 

Серьезные болезни матери и ребенка, ее физическое отсутствие, сильные эмоциональные переживания и стрессы, так же как и заброшенность малыша, минимальные телесные и эмоциональные контакты с ним (кормить и менять памперс недостаточно для нормального развития) – факторы риска появления нарушений. 

Что же делать, если вам кажется будто ребенок странно себя ведет? То же самое, что и при температуре: искать специалиста и обращаться за помощью. В зависимости от симптомов помочь может либо врач-невролог, психиатр, либо психолог или психотерапевт. 

Лечение нервного расстройства у детей 

Доктор пропишет лекарства и процедуры, психолог и психотерапевт с помощью специальных занятий, упражнений, разговоров научит ребенка общаться, контролировать свое поведение, выражать себя социально приемлемыми способами, поможет разрешить внутренний конфликт, избавиться от страхов и других негативных переживаний. Иногда может понадобиться логопед или коррекционный педагог. 

Далеко не все проблемы требуют вмешательства врачей. Иногда ребенок болезненно реагирует на внезапные для него изменения в семье: развод родителей, конфликты между ними, рождение братика или сестрички, смерть кого-то из близких родственников, появление у родителей новых партнеров, переезд, начало посещения садика или школы. 

Часто источником проблем является система отношений, сложившаяся в семье, между матерью и отцом, стиль воспитания. 

Будьте готовы, что консультация психолога может понадобиться и вам самим. Причем бывает достаточно работы именно со взрослыми, чтобы ребенок успокоился и его нежелательные проявления сошли на нет. Возьмите ответственность на себя. «Сделайте с ним что-нибудь. Я больше не могу», – это не позиция взрослого человека. 

Сохранение психического здоровья детей: необходимые навыки 

• Эмпатия – способность считывать и понимать чувства, эмоции и состояние другого человека без того, чтобы сливаться с ним, воображая двоих единым целым.  

• Умение выражать словами свои чувства, потребности, желания. 

• Умение слышать и понимать другого, вести диалог. 

• Способность устанавливать и поддерживать психологические границы личности. 

• Склонность видеть источник управления своей жизнью в самом себе без впадения в вину или всемогущество. 

Читайте литературу, посещайте лекции и семинары по воспитанию детей, занимайтесь собственным развитием как личности. Применяйте эти знания в общении с ребенком. Не стесняйтесь обращаться за помощью и консультациями. 

Потому что основная задача родителей – любить ребенка, принимать его несовершенства (так же, как свои), защищать его интересы, создавать благоприятные условия для развития его собственной индивидуальности, не подменяя ее вашими мечтами и амбициями об идеальном ребенке. И тогда ваше маленькое солнышко вырастет здоровым и счастливым, умеющим любить и заботиться. 

Поделиться советом:

Психическое здоровье: психические заболевания у детей

Написано редакционными авторами WebMD

Медицинский обзор Дэна Бреннана, доктора медицины, 24 апреля 2022 г.

  • Психическое здоровье у детей
  • Какие психические заболевания Наиболее распространены у детей?
  • Каковы симптомы психического заболевания у детей?
  • Что вызывает психические расстройства у детей?
  • Как диагностируются психические заболевания у детей?
  • Как лечат психические заболевания у детей?
  • Каковы побочные эффекты лечения психических заболеваний?
  • Каковы перспективы для детей с психическими расстройствами?
  • Какие исследования психических расстройств у детей проводятся?
  • Можно ли предотвратить психические расстройства у детей?
  • Подробнее

Почти 5 миллионов детей в США страдают тем или иным типом серьезного психического заболевания (которое значительно мешает повседневной жизни). Каждый год у 20% американских детей диагностируют психическое заболевание.

Термин «психическое заболевание» не совсем точен, поскольку существует множество «физических» факторов, включая наследственность и биохимию мозга, которые могут быть связаны с развитием психического расстройства. Таким образом, многие психические расстройства можно эффективно лечить с помощью лекарств, психотерапии (разновидность консультирования) или их комбинации.

Выявление психических расстройств у детей может быть сложной задачей для медицинских работников. Дети отличаются от взрослых тем, что они испытывают множество физических, психических и эмоциональных изменений по мере своего естественного роста и развития. Они также находятся в процессе обучения тому, как справляться, адаптироваться и взаимодействовать с другими людьми и окружающим миром.

Кроме того, каждый ребенок взрослеет в своем собственном темпе, и то, что считается «нормальным» у детей, относится к широкому диапазону поведения и способностей. По этим причинам любой диагноз психического расстройства должен учитывать, насколько хорошо ребенок ведет себя дома, в семье, в школе и со сверстниками, а также возраст ребенка и симптомы.

Существует несколько различных типов психических расстройств, которые могут поражать детей и подростков, в том числе:

  • Тревожные расстройства: Дети с тревожными расстройствами реагируют на определенные вещи или ситуации страхом и ужасом, а также физическими признаками беспокойства (нервозности), такими как учащенное сердцебиение и потливость.
  • Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ): Дети с СДВГ обычно имеют проблемы с концентрацией внимания или концентрацией внимания, не могут следовать указаниям, быстро утомляются и/или разочаровываются в задачах. Они также склонны постоянно двигаться и импульсивны (не думают, прежде чем действовать).
  • Деструктивные расстройства поведения: Дети с этими расстройствами склонны игнорировать правила и часто ведут себя агрессивно в организованной среде, например в школе.
  • Первазивные расстройства развития: Дети с этими расстройствами путаются в своем мышлении и, как правило, имеют проблемы с пониманием окружающего мира.
  • Расстройства пищевого поведения: Расстройства пищевого поведения связаны с сильными эмоциями и отношениями, а также с необычным поведением, связанным с весом и/или пищей.
  • Расстройства элиминации: Расстройства, влияющие на поведение, связанное с использованием туалета. Энурез, или ночное недержание мочи, является наиболее частым из расстройств выделения.
  • Нарушения обучения и коммуникации: Дети с этими расстройствами имеют проблемы с хранением и обработкой информации, а также с изложением своих мыслей и идей.
  • Аффективные (аффективные) расстройства: Эти расстройства включают постоянное чувство грусти и/или быстро меняющееся настроение, а также депрессию и биполярное расстройство. Более поздний диагноз называется разрушительным расстройством регуляции настроения, детским и подростковым состоянием, сопровождающимся хронической или постоянной раздражительностью и частыми вспышками гнева.
  • Шизофрения: Это расстройство связано с искаженным восприятием и мышлением.
  • Тиковые расстройства: Эти расстройства вызывают у человека повторяющиеся, внезапные, непроизвольные (непреднамеренные) и часто бессмысленные движения и звуки, называемые тиками.

Некоторые из этих расстройств, такие как тревожные расстройства, расстройства пищевого поведения, расстройства настроения и шизофрения, могут встречаться как у взрослых, так и у детей. Другие начинаются только в детстве, хотя могут продолжаться и во взрослой жизни. Нет ничего необычного в том, что у ребенка более одного расстройства.

Симптомы у детей различаются в зависимости от типа психического заболевания, но некоторые из общих симптомов включают:

  • Злоупотребление наркотиками и/или алкоголем
  • Неспособность справляться с повседневными проблемами и активностью
  • Изменения сна и/или пищевые привычки
  • Чрезмерные жалобы на физические недомогания
  • Игнорирование авторитетов, прогулы в школе, воровство или порча имущества
  • Интенсивный страх набрать вес
  • Длительное негативное настроение, часто сопровождающееся плохим аппетитом и мыслями о смерти
  • Частые вспышки гнева
  • Изменения в успеваемости, такие как плохие оценки, несмотря на хорошие усилия
  • Потеря интереса к друзьям и занятиям, которые им обычно нравятся
  • Значительное увеличение времени, проводимого в одиночестве
  • Чрезмерное беспокойство или тревога деятельность
  • Постоянные кошмары или ночные страхи
  • Постоянное неповиновение или агрессивное поведение
  • Слышание голосов или видение вещей, которых нет (галлюцинации)

Точная причина большинства психических расстройств неизвестна, но исследования показывают, что может быть задействовано сочетание факторов, включая наследственность, биологию, психологическую травму и стресс окружающей среды.

  • Наследственность (генетика): Многие психические расстройства передаются по наследству, что позволяет предположить, что расстройства или, точнее, предрасположенность к расстройствам могут передаваться от родителей к детям через гены.
  • Биология: Как и у взрослых, многие психические расстройства у детей связаны с аномальным функционированием определенных областей мозга, которые контролируют эмоции, мышление, восприятие и поведение. Травмы головы также могут иногда приводить к изменениям настроения и личности.
  • Психологическая травма: Некоторые психические расстройства могут быть вызваны психологической травмой, такой как сильное эмоциональное, физическое или сексуальное насилие; важная ранняя потеря, например, потеря родителя; и пренебрежение.
  • Экологический стресс: Стрессовые или травматические события могут вызвать расстройство у человека с предрасположенностью к психическим расстройствам.

Как и у взрослых, психические расстройства у детей диагностируются на основании признаков и симптомов; однако диагностика психического заболевания у детей может быть особенно сложной. Многие виды поведения, которые рассматриваются как симптомы психических расстройств, такие как застенчивость, тревога (нервозность), странные привычки в еде и вспышки гнева, могут возникать как нормальная часть развития ребенка. Поведение становится симптомом, когда оно происходит очень часто, длится долго, происходит в необычном возрасте или вызывает серьезные нарушения в жизни ребенка и/или семьи.

При наличии симптомов врач начнет обследование, собрав полную историю болезни и истории развития, а также осмотр. Хотя лабораторных тестов для конкретной диагностики психических расстройств не существует, врач может использовать различные диагностические тесты, такие как нейровизуализация и анализы крови, чтобы исключить физическое заболевание или побочные эффекты лекарств как причину симптомов.

Если соматического заболевания не обнаружено, ребенок может быть направлен к детскому и подростковому психиатру или психологу, специалистам в области здравоохранения, специально обученным для диагностики и лечения психических заболеваний у детей и подростков. Психиатры и психологи используют специально разработанные инструменты для проведения интервью и оценки, чтобы выявить у ребенка психическое расстройство. Врач основывает диагноз на отчетах о симптомах ребенка и наблюдениях за отношением и поведением ребенка. Врачу часто приходится полагаться на отчеты родителей ребенка, учителей и других взрослых, потому что детям часто трудно объяснить свои проблемы или понять свои симптомы. Затем врач определяет, указывают ли симптомы ребенка на определенное психическое расстройство.

Целевая группа профилактической службы США теперь рекомендует скрининг на тревожность у детей и подростков в возрасте от 8 до 18 лет и скрининг на большое депрессивное расстройство (БДР) у подростков в возрасте от 12 до 18 лет.

Психические заболевания, как и многие медицинские расстройства, такие как диабет или болезни сердца, требуют постоянного лечения. Хотя в лечении взрослых с психическими расстройствами достигнут значительный прогресс, лечение детей изучено не так хорошо. Эксперты все еще изучают, какие методы лечения лучше всего подходят для каких состояний у детей. На данный момент многие варианты лечения, используемые для детей, в том числе многие лекарства, такие же, как и для взрослых, но с другими дозировками. Наиболее распространенные варианты лечения включают:

  • Лекарства: Препараты, часто используемые для лечения психических расстройств у детей, включают нейролептики, антидепрессанты, успокаивающие средства, стимуляторы и препараты, стабилизирующие настроение.
  • Психотерапия: Психотерапия (разновидность консультирования, часто называемая просто терапией) направлена ​​на эмоциональную реакцию на психическое заболевание. Это процесс, в котором обученные специалисты в области психического здоровья помогают людям справиться с их болезнью, часто рассказывая о стратегиях для понимания и преодоления их симптомов, мыслей и поведения. Типы психотерапии, часто используемые с детьми, включают поддерживающую, когнитивно-поведенческую, межличностную, групповую и семейную терапию.
  • Творческая терапия: Некоторые виды терапии, такие как арт-терапия или игровая терапия, могут быть полезны, особенно для маленьких детей, у которых могут возникнуть проблемы с выражением своих мыслей и чувств.

Различные лекарства имеют разные побочные эффекты, и некоторые дети не переносят определенные лекарства. Хотя лекарства, одобренные FDA для лечения психических расстройств у детей, обычно считаются безопасными, врачу может потребоваться изменить лекарства или дозы, чтобы свести к минимуму побочные эффекты. Чтобы найти лекарства, которые лучше всего подходят для конкретного ребенка, может потребоваться некоторое количество проб и ошибок.

Без лечения многие психические расстройства могут продолжаться во взрослом возрасте и приводить к проблемам во всех сферах взрослой жизни человека. Люди с нелеченными психическими расстройствами подвержены высокому риску многих проблем, включая злоупотребление алкоголем или наркотиками и (в зависимости от типа расстройства) насильственное или саморазрушающее поведение, вплоть до самоубийства.

При правильном и раннем лечении многие дети могут полностью выздороветь от своего психического расстройства или успешно контролировать свои симптомы. Хотя некоторые дети становятся взрослыми с инвалидностью из-за хронического или тяжелого расстройства, многие люди, страдающие психическими заболеваниями, такими как депрессия или тревога, могут жить полной и продуктивной жизнью.

На сегодняшний день большинство исследований психических заболеваний сосредоточено на взрослых. Тем не менее, сообщество психиатров в настоящее время начало уделять особое внимание психическим заболеваниям у детей. Исследователи рассматривают развитие детей с точки зрения того, что является нормальным и ненормальным, пытаясь понять, как факторы, влияющие на развитие, могут влиять на психическое здоровье. Цель состоит в том, чтобы попытаться предсказать и, в конечном итоге, предотвратить проблемы развития, которые могут привести к психическим заболеваниям. Ключевой частью этого исследования является выявление факторов риска, повышающих шансы ребенка на развитие психического расстройства. Кроме того, сообщество психиатров призывает к дополнительным исследованиям лекарств, используемых для лечения детей с психическими расстройствами.

Большинство психических расстройств вызываются комбинацией факторов и не могут быть предотвращены. Однако, если симптомы распознать и начать лечение на ранней стадии, можно предотвратить или, по крайней мере, свести к минимуму многие неприятные и инвалидизирующие последствия психического расстройства.

Наиболее популярные

Обзор психических расстройств в Дети и подростки — Педиатрия

By

Жозефина Элиа

, доктор медицинских наук, Nemours/A. I. Больница Дюпон для детей

Пересмотрено/пересмотрено, май 2023 г.

Посмотреть обучение пациентов

Тематические ресурсы

Хотя иногда считается, что детство и юность — это время беззаботного блаженства, до 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее дистресс и функциональные нарушения (1 Общие ссылки. Хотя иногда предполагается, что детство и юность времена беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее дистресс… читать дальше). С возрастом увеличивается распространенность психических расстройств. В сумме примерно 27,9Сообщается, что % подростков в возрасте от 13 до 17 лет в США соответствуют критериям 2 или более расстройств (2 Общие ссылки). расстройство, вызывающее дистресс… читать дальше ). Исследования, которые наблюдают за детьми от рождения до взрослой жизни, показывают, что большинство психических расстройств у взрослых начинаются в раннем детстве и в подростковом возрасте (3, 4). подростки имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее дистресс… читать далее ). Сообщалось, что гены, связанные с психическими расстройствами, демонстрируют высокую экспрессию на протяжении всей жизни, начиная с плода во 2-м триместре и влияя на процессы развития нервной системы, что может объяснить ранний возраст начала (5 Общие ссылки. Хотя иногда предполагается, что детство и юность времена беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее дистресс… читать далее ). Большинство этих расстройств можно рассматривать как преувеличение или искажение нормального поведения и эмоций.

Как и взрослые, дети и подростки различаются по темпераменту. Некоторые застенчивы и сдержанны; другие социально активны. Некоторые методичны и осторожны; другие импульсивны и небрежны. Ведет ли ребенок как обычный ребенок или у него психическое расстройство, определяется наличием нарушения и степенью дистресса, связанного с симптомами. Например, 12-летнюю девочку может напугать перспектива выступить с докладом о книге перед своим классом. Этот страх можно рассматривать как социальное тревожное расстройство Социальное тревожное расстройство у детей и подростков Социальное тревожное расстройство — это постоянный страх перед смущением, насмешками или унижением в социальной среде. Как правило, больные дети избегают ситуаций, которые могут спровоцировать общественное внимание… читать далее, только если их страхи достаточно сильны, чтобы вызвать значительный стресс и избегание.

Симптомы многих расстройств и сложное поведение и эмоции нормальных детей во многом совпадают. Таким образом, существует множество стратегий, полезных для управления поведенческими проблемами у детей. Лечение Многие виды поведения, демонстрируемые детьми или подростками, беспокоят родителей или других взрослых. Поведение или поведенческие паттерны становятся клинически значимыми, если они часты или настойчивы и неадекватны… Читать далее также можно использовать у детей с психическими расстройствами. Кроме того, надлежащее лечение детских поведенческих проблем может снизить риск развития клинического расстройства у уязвимых по темпераменту детей. Кроме того, эффективное лечение некоторых расстройств (например, тревоги) в детстве может снизить риск расстройства настроения в более позднем возрасте.

наиболее распространенных психических расстройства детского и подросткового возраста подразделяются на следующие категории:

  • Тревожные расстройства Обзор тревожных расстройств у детей и подростков нормально функционировать, что несоразмерно сложившимся обстоятельствам. Тревога может привести… читать дальше

  • Расстройства, связанные со стрессом Острые и посттравматические стрессовые расстройства (РАС и ПТСР) у детей и подростков Острые стрессовые расстройства (АСР) и посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) являются реакцией на травмирующие события. Реакции включают навязчивые мысли или сны, избегание напоминаний о событии. .. читать далее

  • Аффективные расстройства Депрессивные расстройства у детей и подростков Депрессивные расстройства характеризуются грустью или раздражительностью, которые являются достаточно тяжелыми или постоянными, чтобы мешать функционированию или вызывать значительный дистресс. Диагноз ставится на основании клинических критериев… читать далее

  • Обсессивно-компульсивное расстройство Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) и связанные с ним расстройства у детей и подростков Обсессивно-компульсивное расстройство характеризуется навязчивыми идеями, компульсиями или тем и другим. Навязчивые идеи — это непреодолимые, настойчивые идеи, образы или побуждения что-то сделать. Компульсии патологически… читать далее

  • Нарушения поведения (например, синдром дефицита внимания/гиперактивности [СДВГ] Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВ, СДВГ) Синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ) — это синдром невнимательности, гиперактивности и импульсивности. 3 типа СДВГ: преимущественно невнимательность, преимущественно гиперактивность/импульсивность… читать далее , расстройство поведения Расстройство поведения Расстройство поведения — это повторяющаяся или стойкая модель поведения, которая нарушает права других людей или основные соответствующие возрасту социальные нормы или правила. Диагноз ставится на основании клинических критериев… читать далее и оппозиционно-вызывающего расстройства Оппозиционно-вызывающее расстройство (ОВР) Оппозиционно-вызывающее расстройство — это повторяющаяся или стойкая модель негативного, вызывающего или даже враждебного поведения, направленного на авторитетных лиц. Диагноз ставится по клиническим критериям. Лечение… читать дальше )

  • Нарушения развития нервной системы

Шизофрения Шизофрения у детей и подростков Шизофрения — это наличие галлюцинаций и бреда, вызывающих значительную психосоциальную дисфункцию и продолжающихся ≥ 6 месяцев. (См. также Шизофрения у взрослых. ) Начало шизофрении… читать далее и связанные с ним психотические расстройства встречаются гораздо реже.

PODCAST

PODCAST

Детская кататония встречается чаще, чем детская шизофрения. Оно может представлять собой психическое расстройство, но часто возникает при медицинских состояниях (например, при инфекциях, нарушениях обмена веществ, аутоиммунных состояниях) и часто не выявляется педиатрами (6). около 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее дистресс… читать далее ).

Однако чаще всего дети и подростки имеют симптомы и проблемы, выходящие за рамки диагностики. Например, > 25% детей с СДВГ также имеют тревожное расстройство, а 25% соответствуют критериям аффективного расстройства.

Нарушения развития нервной системы влияют как на психическое здоровье, так и на общее развитие детей. Некоторые из этих расстройств включают

  • 1. Мерикангас К.Р., Хе Дж. П., Бурштейн М. и др. Распространенность психических расстройств в течение жизни у подростков в США: результаты Национального исследования сопутствующих заболеваний – Приложение для подростков (NCS-A). J Am Acad Child Adolesc Psychiatry 49(10):980-989, 2010.

  • Репликационная добавка для подростков (NCS-A). Psychol Med 42(9)1997-2010, 2012.

  • 3. Dalsgaard S, Thorsteinsson E, Trabjerg BB, et al: Уровень заболеваемости и кумулятивная частота полного спектра диагностированных психических расстройств в детском и подростковом возрасте. JAMA Psychiatry , 77(2):155-164, 2020. doi: 10.1001/jamapsychiatry.2019.3523

  • 4. Caspi A, Houts RM, Ambler A, et al: Продольная оценка психических расстройства здоровья и сопутствующие заболевания 4 десятилетия среди участников исследования возрастной когорты Данидина. JAMA Netw Open 3(4):e203221, 2020

  • психические расстройства. Cell 2019. doi.org/10. 1101/528117

  • 6. Dhossche DM, Wachtel LE: Кататония скрыта на виду среди различных детских расстройств: обзорная статья. Pediatr Neurol 43(5):307-315, 2010. doi: 10.1016/j.pediatrneurol.2010.07.001

Оценка психиатрических симптомов у детей и подростков существенно отличается от таковой у взрослых: 900 03

  • Контекст развития имеет решающее значение для детей. Поведение, нормальное в молодом возрасте, может указывать на психическое расстройство, если оно проявляется в более старшем возрасте.

  • Дети существуют в контексте семейной системы, и эта система оказывает сильное влияние на их симптомы и поведение; нормальные дети, живущие в семье, в которой присутствуют расстройства, связанные с насилием и употреблением психоактивных веществ. Обзор злоупотребления психоактивными веществами Расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, связаны с веществами, которые непосредственно активируют систему вознаграждения мозга. Активация системы вознаграждения обычно вызывает чувство удовольствия; специфические характеристики… читать далее может внешне показаться, что у него одно или несколько психических расстройств.

  • Дети также существуют в условиях стрессовых факторов окружающей среды (например, COVID-19 COVID-19 COVID-19 — это острое, иногда тяжелое респираторное заболевание, вызванное новым коронавирусом SARS-CoV-2. Профилактика осуществляется путем вакцинации и меры инфекционного контроля (например, ношение масок для лица, мытье рук… читать далее пандемия, военный конфликт) Вызванное этим нарушение критически важного распорядка и изоляция от расширенной семьи, сверстников, учителей, культурных и религиозных групп оказывают значительное влияние, особенно на наиболее уязвимые группы (1 Ссылка на оценку Хотя иногда считается, что детство и юность — это время беззаботного блаженства, целых 20% детей и подростков имеют диагностируемое психическое расстройство, вызывающее дистресс… читать далее) 9. 0003

  • Дети часто не обладают когнитивными и лингвистическими способностями, необходимыми для точного описания своих симптомов. Таким образом, клиницист должен очень сильно полагаться на прямое наблюдение, подтвержденное наблюдениями других людей, таких как родители и учителя.

Во многих случаях проблемы развития и поведения (например, плохая успеваемость, задержки в овладении языком, дефицит социальных навыков) трудно отличить от проблем, связанных с психическим расстройством. В таких случаях формальные тесты на развитие и нейропсихологическое тестирование должны быть частью процесса оценки.

Из-за этих факторов обследование детей с психическим расстройством обычно сложнее, чем обследование взрослых. Тем не менее, большинство случаев не являются тяжелыми и могут быть успешно вылечены соответствующим образом подготовленным практикующим врачом первичной медико-санитарной помощи. Тем не менее, неопределенные или тяжелые случаи лучше лечить в консультации с детским и подростковым психиатром.

Добавить комментарий