Умственные способности человека умение размышлять делать выводы: 1. Умственные способности человека, умения размышлять, делать выводы 2. Под этим словом подразумевают широту интересов, познаний. 3. Сообщение на какую либо тему.4. Свод кратких наставлений, правил

Содержание

IQ, память и еще кое-что важное: рекомендации нейрохирурга

Действительно ли тесты IQ верно определяют умственные способности человека? От чего зависит процесс запоминания? Что влияет на достижение целей в любой сфере? На эти вопросы нашел ответы американский нейрохирург Рахул Джандиал. Он уверен в том, что хорошая память и умение думать важны, но помимо этого нужно развивать и другие способности. Т&Р публикуют отрывок из книги Рахула Джандиала «Нейрофитнес. Рекомендации нейрохирурга для улучшения работы мозга», в котором автор делится секретами эффективного запоминания и предлагает выполнить упражнения для умственной гимнастики.

Рахул Джандиал
Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2021

Эффект Флина

В 1984 году новозеландский ученый Джеймс Флинн сделал любопытное открытие. Исследуя исторические данные теста на IQ начала ХХ века, он установил, что средний коэффициент интеллекта демонстрирует тенденцию к росту и за каждое десятилетие увеличивается на три пункта. Так, IQ, считавшийся средним в 1920-м, по современным меркам расценивался бы как легкая степень умственной отсталости. Интеллектуальные способности среднестатистического человека, проходящего сегодня тест на IQ, в 1920 году позволили бы ему набрать 130 баллов, что близко к уровню «гений». Ученые отделываются поверхностным объяснением так называемого эффекта Флинна, заявляя, что люди просто поднаторели в решении тестов. Определенно, с 1920-го методы обучения шагнули далеко вперед, появились детские сады, дошкольное обучение, возрос процент окончивших школы, и в результате, как утверждается, современная молодежь просто приспособилась лучше решать задачки в тестах на IQ.

Но Флинн возражает и настаивает, что современные дети в прямом смысле поумнели, отчасти благодаря школе, но не в последнюю очередь из-за того, что лучше питаются и меньше страдают детскими болезнями, чем их бабушки и дедушки. Но что еще важнее, утверждает Флинн, мир стал требовательнее к нашим познавательным способностям и нередко проверяет их на прочность. Еще сотню лет назад почти треть американцев жили на фермах, а сегодня — менее 2%. Или взять радио: только в 1920-х годах оно получило широкое распространение, а телевидение пришло в каждый дом лишь в конце 1950-х годов.

Еще в 2000-м доступ к интернету имели менее половины американских семей, а смартфон с привычными сегодня функциями не существовал, пока Apple в 2007 году не представила на рынок первую версию iPhone. «Таким образом, мы стали первыми представителями нашего вида, которым выпало жить в мире, где преобладают категории, гипотетические возможности, невербальные символы и визуальные образы, рисующие альтернативную реальность, — писал Флинн. — Мы эволюционировали до уровня, позволяющего уверенно взаимодействовать с миром, хотя предшествующим поколениям он показался бы совершенно чуждым».

Никем не опровергнутый эффект Флинна показывает, что человеческие существа способны умнеть и становиться сообразительнее, а сила интеллекта определяется не одной только унаследованной ДНК.

На протяжении почти всего ХХ века ученые считали, что каждое воспоминание в мозге человека хранится в виде сети связей между нейронами — но не в каком-то одном или группе, а в характере образованных нейронами взаимосвязей. По общему мнению, эту точку зрения неопровержимо доказал в знаменитой статье от 1950 года психолог Карл Лешли. В ходе сотен экспериментов на крысах он обучал их запоминать путь в лабиринте, трюк или объект. Затем Лешли выполнял хирургические разрезы в разных точках мозга, нарушая взаимосвязи между нейронами. Но, где бы ни делались рассечения, крысы все равно помнили то, чему он их обучил, — правда, несколько хуже. Так, после двух разрезов они становились немного забывчивее; после трех забывчивость усиливалась и т. д. Лешли не выявил ни одной точки мозга, разрыв связей в которой имел бы большее значение для механизма запоминания, чем какие-либо другие. «В мозге не предусмотрено конкретных клеток для хранения определенного рода воспоминаний», — заключил Лешли.

Эта точка зрения господствовала до 1984 года, пока ее экспериментально не опроверг нейробиолог Ричард Томпсон. Он выработал у подопытных кроликов условный рефлекс моргать в ответ на музыкальный тон определенной высоты, при этом звуке всякий раз направляя кроликам в глаза струйку воздуха, от чего они рефлекторно моргали. В результате воздух стал так прочно ассоциироваться у кроликов со звуком, что они моргали, едва он раздавался, даже когда им не прыскали в глаза воздухом.

Вот тогда-то Томпсон в противовес общепринятой точке зрения Лешли обнаружил, что после удаления всего нескольких сотен нейронов из участка мозжечка, расположенного близко к мозговому стволу, кролики забывают рефлекс и больше не моргают в ответ на условный звук. Томпсон сделал вывод, что воспоминание, связывающее условный музыкальный тон с дуновением в глаза, хранилось где-то среди удаленных нейронов.

К 2005 году ученые сумели установить, что конкретные нейроны задействованы в узнавании тех или иных знакомых подопытному лиц. Так, в ответ на предъявленную фотографию Дженнифер Энистон реагировал один конкретный нейрон в гиппокампе, а фотография Хэлли Берри активировала совсем другой нейрон.

С тех пор ученые разработали целый спектр нейромолекулярных инструментов, позволяющих внедрить в мозг мышей ложные воспоминания — наподобие того, как это проделывают герои в фильме Кристофера Нолана «Начало». Другого рода методы применяются для устранения страхов, ассоциированных со специфическими стимулами, — такое лечение в один прекрасный день принесет облегчение тем, кто страдает различными фобиями или расстройствами, вызванными посттравматическим стрессом.

Не интеллектом единым

Хорошая память и вычислительные способности, безусловно, важны, но если вы не планируете избрать математическую стезю, вам, скорее всего, понадобятся и кое-какие другие свойства мозга, помимо умения думать.

Эмоциональный интеллект

На жизненном пути от детской песочницы до кабинета руководителя — с панорамными окнами и живописными видами — колоссальную роль играет умение хорошо ладить с людьми. Научный журналист Дэниел Гоулман в одноименном бестселлере охарактеризовал эмоциональный интеллект как способность «сдерживать свои эмоциональные побуждения, понимать глубинные чувства другого; искусно поддерживать гладкие межличностные отношения».

Какими бы эфемерными и неуловимыми ни казались нам эти качества, у них имеется в мозге отдельная основа — преимущественно в лобной доле. Пусть ее традиционно воспринимают как штаб-квартиру умственных способностей человека, но отсюда же, из лобной доли, проистекает и наша способность к эмоциональному и социальному самоконтролю. Если повредишь этот участок мозга, рискуешь сделаться эмоциональным калекой. Лобно-височная деменция тоже лишает человека способности управлять эмоциями, что ведет к неадекватным реакциям: такой больной расплачется, если с него слетит шляпа, но будет смеяться на похоронах и рискует без всякой причины впасть в неистовый гнев.

При всем великом значении эмоционального интеллекта нам хорошо известны личности, которые прекрасно обходились без него и даже преуспевали. Многие деятели искусств и выдающиеся бизнесмены, каким был, например, Стив Джобс, прославились дурным нравом, оскорбительными, унижающими достоинство нападками в адрес коллег, приступами тяжелой депрессии с интеллектуальной и двигательной заторможенностью. А что делать, если ты эмоциональный калека? Каким еще путем утверждаться и достигать успеха?

Сила воли и настойчивость

Психолог Анджела Дакуорт, удостоенная стипендии Макартура, которая известна как «грант для гениев», запустила в оборот идею, что в достижении успеха усердие и настойчивость играют гораздо большую роль, чем все другие качества. В любой отдельно взятой группе, утверждает она, самый сообразительный никогда не сможет добиться того максимума, который под силу самому старательному и усердному. Студентка, неукоснительно выполняющая домашние задания; ученый, который никогда не сдается, — вот те из нас, кто пойдет дальше остальных. Если придется выбирать между лентяем с гениальными мозгами и неутомимым зубрилкой-отличником, всегда ставьте на последнего, убеждает Дакуорт: не ошибетесь. Одно из немногочисленных исследований с целью определить, в какой из структур мозга обитает сила воли, выявило крохотный участок в правой префронтальной коре. Именно он, как установлено другими учеными, задействован в таких функциях, как регулирование собственного поведения, планирование, постановка целей и размышления, как превратить поражения в успех.

Все это замечательно. Кто же будет оспаривать ценность усердного труда и настойчивости? Но неужели вы и вправду ожидаете, что усидчивая бездарность напишет гениальное полотно, проникнет в тайны глубокого космоса или прооперирует вам мозг? Разве врожденный талант не играет роли?

Практика, практика и еще раз практика

Если верить психологу Андерсу Эрикссону, такого феномена, как врожденная гениальность, не существует. С его точки зрения, гениальность — просто результат многолетнего упорного труда и целенаправленной размеренной практики.

В подтверждение своей теории Эрикссон обнародовал исследования, подтверждающие, что человек с обычной памятью способен выучиться сверхспособности в запоминании чисел. Среднестатистический учащийся колледжа, доказывает ученый, способен освоить запоминание до 90 случайных чисел подряд исключительно за счет многомесячной тренировки. Правда, обнаружилась одна нестыковка: на запоминание слов — или чего угодно другого, кроме серий случайных чисел, — упражнения никак не повлияли, и во всех прочих аспектах память испытуемого осталась на том же уровне, как и до начала тренировок. Таким образом, единственное, что улучшилось в результате практики, — конкретный навык, который вырабатывался посредством повторений. Более того, Эрикссон утверждает, что точно так же практике принадлежит ключевая роль в достижении гроссмейстерского уровня в шахматах и профессионального мастерства в игре на скрипке. Пока не преодолен некий пороговый уровень практики, ни талант, ни общая одаренность просто ничего не значат.

Малкольм Гладуэлл в книге «Гении и аутсайдеры» продвинул понятие «Правило десяти тысяч часов». Согласно этому так называемому правилу, все, что вам необходимо, чтобы добиться совершенства в каком-либо занятии — будь то игра в шахматы, или на гитаре, или что угодно еще, — это десять тысяч часов целенаправленной практики. Неужели правда? А если ты целенаправленно практиковался 9738 часов, то что?

Разумеется, все это ерунда. Спору нет, практика оттачивает навыки всякого, кто ею занимается, и в определенных областях она обязательна. Но возьмем олимпийские медали: их что, раздают, исходя из того, насколько долго и упорно тренировался спортсмен? И всякий ли журналист, не покладая рук печатающий статейки в течение десяти лет, сможет удостоиться Пулитцеровской премии? Нет. Есть хирурги, которые провели десяток тысяч операций (что там часов!), но так и не поднялись выше посредственного уровня. Так что отрицать значение таланта никак нельзя.

Моя точка зрения проста: к успеху (или провалу) ведет столько путей, сколько людей живет на свете. Чем ты сообразительнее, тем выше у тебя шансы. Чем устойчивее твое эмоциональное равновесие, тем лучше. Чем крепче воля и решимость преодолевать препятствия и чем дольше ты практикуешься, тем большего добьешься. И пусть лобная доля коры мозга или некое зернышко в правой префронтальной коре играют ключевую роль как усилители этих способностей, ничто не изменит той простой истины, что достичь наилучшего результата можно лишь в одном случае: если весь мозг функционирует как гармоничное единое целое.

Гимнастика для мозга

Инструкции или буклетика на тему «как получить Нобелевскую премию» пока не придумали, зато разработаны хорошо зарекомендовавшие себя методики — как научиться лучше и быстрее запоминать любой объем информации.

В отдаленной перспективе подобная тренировка памяти не сделает вас намного умнее, зато определенно поможет осваивать материал за максимально короткое время.

Предположим, требуется заучить список слов на иностранном языке, названия всех мышц человеческого тела или поколения всех правивших в Древнем Египте фараонов. Как вы подойдете к делу? Если вы из большинства, то будете читать и перечитывать материал, который необходимо выучить, или, может быть, составите список или конспект и будете заучивать его. Практика — путь к совершенству, да? А вот и нет.

Заучивать и долбить снова и снова один и тот же материал — занятие куда менее продуктивное с точки зрения улучшения памяти, чем самопроверка

Так утверждают на основании своих исследований психологи Генри Редигер Третий и Джеффри Карпик из Университета имени Вашингтона в Сент-Луисе.

Они показали, что единожды хорошенько прочтенный материал гораздо лучше закрепится в памяти, если потом несколько раз проверить себя, чем снова и снова заучивать его. Так что проверяйте себя, чтобы определять, в каких границах вы усвоили знания: так, собственно, и происходит обучение.

А давайте-ка проверим прямо сейчас, сколько фактов вы запомнили из вышеприведенного раздела о тренировке мозга:

  1. На сколько Федеральная комиссия по торговле оштрафовала Lumosity?

  2. Сколько дорожных аварий совершили пожилые люди, с которыми проводились тренинги на ускорение быстродействия мозга, по сравнению с теми, кто такой тренировки не проходил?

  3. Что означает аббревиатура ТКМП?

  4. Через сколько лет исследований ученые зафиксировали у испытуемых, тренирующих скорость реагирования мозга, положительный эффект, связанный с риском развития деменции?

Проверьте, правильно ли вы ответили на вопросы, а потом переходите к чтению следующей главы. Когда закончите, вернитесь на эту страничку и снова ответьте на вопросы. Не сомневайтесь, самопроверка — мощное подспорье, когда нужно что-либо запомнить.

В рубрике «Открытое чтение» мы публикуем отрывки из книг в том виде, в котором их предоставляют издатели. Незначительные сокращения обозначены многоточием в квадратных скобках.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

Как развить интеллект взрослому. Как повысить уровень интеллекта умственно и морально

Как развить интеллект взрослому. Как повысить уровень интеллекта умственно и морально

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.Об авторе

Дата публикации: 7 апреля, 2022

Интеллект

– это уникальная способность человека, позволяющая познавать окружающий мир и адаптироваться к нему, а также требующая постоянного развития.

Человек рождается со способностями, однако разовьются ли они, уже зависит от желания и условий жизни. От разносторонности развития ума зависит, насколько человек будет успешен в жизни. Без регулярных упражнений, тренировок постепенно даже высокоорганизованный ум растеряет силу, способности, может прийти возрастная деградация.

Содержание статьи:

  • 1 Виды интеллекта
  • 2 Факторы, влияющие на развитие ума
  • 3 Занятия по развитию интеллекта
  • 4 Простые способы незаметно улучшить ум
  • 5 Дополнительные рекомендации по развитию интеллекта
  • 6 Список использованной литературы

Виды интеллекта

Развитие памяти, ума, интеллекта у взрослого человека – не только повышение знаний или тренировка мышления. Дело в том, что наше сознание включает в себя много аспектов, которые на первый взгляд не кажутся такими же важными, как знания, однако без их развития не достичь серьезного прогресса в жизни.

Виды интеллекта:

  • Аналитический. Позволяет сравнивать информацию, выделять логические блоки, находить взаимосвязь между явлениями, дробить на подгруппы данную информацию или находить сходство разных явлений.
  • Логический. Способность рассуждать и анализировать, выстраивая цепочку умозаключений, подверженных формальной логике. Это помогает делать логически верные выводы, даже не зная части информации изначально.
  • Критический. Способность подвергать полученную информацию здоровой критике. Этот навык позволяет не верить ложной информации, отсеивать ненужную, находить правдивые доказательства.
  • Дедуктивный. Это способность находить в потоке информации конкретные части, сопоставлять с другими и формировать целостную картину происходящего.
  • Прогностический. Главный талант аналитика. Позволяет планировать, предполагать события, реакции на него и выбирать наиболее приемлемый вариант поведения. А также это удерживание в голове одновременно разных решений одной задачи и сравнение результативности.
  • Абстрактное мышление. Позволяет вникнуть в абстрактные процессы, создавать и решать сложнейшие математические и философские задачи, проводить сложные вычисления в уме за кратчайший срок. Сильно этот тип мышления развит у гениев точных наук.
  • Образное мышление.
    Самый сложно тренируемый аспект. Позволяет сопоставлять сложные явления из областей знаний, создавать метафорические образы и трактовать переносное значение слов, изображений. Этот вид мышления необходим для того, чтобы понимать сложные идеи, расшифровать и объяснить их доступными для других средствами выразительности.
  • Умение концентрироваться. Этот навык требует воспитанной дисциплины, внутренней воли и интеллектуальных способностей для сосредотачивания внимания на решении конкретной задачи.

Существуют различные способы, как поднять свой интеллектуальный уровень, повысить у взрослого способность к мышлению, поднять iq самостоятельно или при помощи препаратов и физиотерапии.

Каждый из них комплексно помогает улучшить способности к нескольким видам одновременно [2].

Факторы, влияющие на развитие ума

Когда мы развиваем интеллект взрослого человека, необходимо подбирать упражнения, методы повышения и интеллектуального улучшения, развития памяти и внимания с учетом особенностей  взросления и тех факторов, которые на протяжении жизни влияют на формирование мозга  [3].

Каждый человек индивидуален, а условия жизни делают различия более заметными. Поэтому, перед тем как заниматься саморазвитием, усилением ума, рекомендуется пройти консультацию с специалистом, который подберёт наиболее эффективные методы в зависимости от индивидуальных особенностей.

Факторы, влияющие на развитие мышления:

  1. Генетический фактор. Изначальные способности передаются от родителей или близких родственников.
  2. Особенности внутриутробного развития. Женщинам крайне важно вести здоровый образ жизни в период беременности, чтобы не допустить проблем при формировании мозга.
  3. Постоянное негативное воздействие окружающей среды сильно сказывается в юном возрасте.
    Загрязненный воздух
    – способ интоксикации тканей мозга и замедленного их развития.
  4. Семья. Первые навыки по развитию разума закладывает семья. Если с детьми не занимаются с первых дней, то уже в скором времени начнется отставание.
  5. Образование. Важную роль играет не только уровень полученного образование самого человека, но и то, насколько развито его окружение. Ведь оно является обстоятельством, при котором либо формируется, либо нет мотивация к постоянному улучшению когнитивных способностей.
  6. Питание. Мозг – орган, употребляющий много энергии и полезных веществ для полноценного развития, поэтому ему требуется постоянная подпитка. Человеку жизненно необходимо полноценное питание, а иногда приём витаминных комплексов.

 

Каждый умный человек знает, что даже развитый интеллект требует постоянного повышения, улучшения и тренировки, поэтому исключает из жизни факторы, негативно влияющие на работу мозга, и включает в нее то, что развивает и повышает интеллект.

Занятия по развитию интеллекта

Есть много упражнений и книг по развитию мышления детей, однако и взрослые нуждаются в том, чтобы поддерживать свой ум в рабочем состоянии. Для них разрабатываются методы развития интеллектуальных способностей, включающие занятия для повышения уровня интеллекта и специальные тренировки на развитость мышления человека.

Наиболее эффективными занятиями считаются:

  • Логические задачи. Умение логически мыслить, сопоставлять факты и строить теории необходимо в жизни. Поэтому решение логических задач из специальных сборников станет отличной тренировкой для коры головного мозга.
  • Математические примеры. Решение простейших повседневных задач (например, определение полной стоимости продуктовой корзины) без калькулятора, только в уме или с помощью ручки и листка – отличная тренировка для мозга. Дополнительно можно купить сборник математических задач с подвохом, чтобы тренироваться не только в счете, но и во внимательности.
  • Сочинения. Пишите на любую тему. Лучше выбрать вопрос, который вас волнует. Подобное упражнение помогает облачать мысли и чувства в слова, развивает умение логично и последовательно излагать мысли, находить аргументы для подтверждения своих слов. Одновременно развивается мелкая моторика.
  • Задания на внимание и кропотливый труд. Найти различия в картинках или собрать пазл из нескольких тысяч кусочков – не такая легкая задача, как кажется вначале. Однако такие упражнения позволяют сконцентрироваться, работать с мельчайшими деталями и анализировать визуальную информацию, делая вас внимательным.
  • Медитативные упражнения [4].

Простые способы незаметно улучшить ум

Часто взрослые люди, окончив университет, через несколько лет замечают, что память и острота ума постепенно снижаются. При этом большого количества свободного времени для целенаправленных тренировок нет. И в этот момент они и задаются вопросом, как можно поднять свой уровень интеллекта, развиваться умственно и морально каждый день, чтобы прокачать мыслительные способности, знания и мышление, заставить себя не потерять ум.

В последние десятилетия подобным вопросом задавались исследователи, изучающие особенности работы мозга. Были найдены занятия до 40 минут в день и при этом плодотворно влияющие на мозг, позволяющие поддерживать и развивать уровень когнитивных способностей.

Можно ли повысить уровень интеллекта, увеличить свой словарный запас, углубить знания, повысить коэффициент производительности мозга девушке или юноше и как это сделать, рассказано в 5 простых способах:

  • Читайте. Один образовательный материал в день уже станет пищей для размышлений и поддержит ум в рабочем состоянии. А прослушанная ли прочитанная на ночь научно-популярная или хорошая художественная книга не только разовьет словарный запас, но и заставит задуматься над сложными проблемами.
  • Изучайте новое. Язык полюбившейся страны или необычное хобби позволят ежедневно нагружать нейронные связи необходимой информацией, поддерживать их активность.
  • Тренируйте память, запоминая стихи, прозаические тексты, ряды цифр. Это тренировка, позволяющая долго избегать возрастной деградации мозговых клеток.
  • Изучайте глубже. Важно не только узнавать новые данные о различных вещах, но и углублять знания в определенной области. Выберите такое направление и задайтесь целью стать в нем экспертом. Обычно это касается профессиональной деятельности. Чем глубже вы будете погружаться в нее, тем больше информации осмыслить и систематизировать должен будет ваш мозг.
  • Расширяйте кругозор. Чем больше нового будет попадать вам на глаза, тем лучше. Найдите новый путь на работу, знакомьтесь или регулярно смотрите документальные и образовательные видео об интересных вещах. Раздвигая границы знаний о мире, вы провоцируете мозг анализировать необычную информацию.

Для достижения лучшего результата комбинируйте советы, периодически меняйте виды деятельности. Больше внимания стоит уделять занятиям, дающим лучший результат или направленным на самую слабую сферу человека. Попробуйте все способы и поймите, как вам больше нравится тренировать свой ум, увеличивать память и повышать уровень знаний.

Дополнительные рекомендации по развитию интеллекта

Человеческий организм – это сложная система, в которой составные элементы влияют друг на друга. Поэтому особое внимание стоит уделять явлениям, напрямую не связанным с тренировкой мозга и при этом оказывающим воздействие на работу мозга [5].

Для общего развития интеллекта необходимо:

  • Регулярно заниматься спортом.
  • Составлять меню с учетом необходимых витаминов и микроэлементов.
  • Регулярно проходить обследование здоровья.
  • Соблюдать график сна.
  • Стараться избегать сильного стресса.
  • Откажитесь от сигарет и алкоголя.

Если вы хотите добиться значительных результатов, то останавливаться на домашних занятиях не стоит. В специализированной клинике вам расскажут, как развить разум человека, повысить свои интеллектуальные способности, увеличить знания, улучшить память и правильно развивать умственное мышление с учетом индивидуальных особенностей.

Список использованной литературы

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Ваш e-mail

Согласен (-на)с политикой конфиденциальности и обработки персональных данных
Please leave this field empty.

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Please leave this field empty.

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Критическое мышление и принятие решений: что такое критическое мышление?

Урок 1: Что такое критическое мышление?

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление — это термин, который часто используется. Вы, наверное, слышали, как его часто использовали на протяжении многих лет, будь то в школе, на работе или в повседневном разговоре. Но когда вы перестаете думать об этом, что такое критическое мышление и как вы это делаете ?

Посмотрите видео ниже, чтобы узнать больше о критическом мышлении.

Определение

Проще говоря, критическое мышление — это акт преднамеренного анализа информации с тем, чтобы вы могли принимать более обоснованные суждения и решения . Это включает в себя использование таких вещей, как логика, рассуждение и творчество, чтобы делать выводы и в целом лучше понимать вещи.

Это может показаться довольно широким определением, и это потому, что критическое мышление является широким навыком, который можно применять в самых разных ситуациях. Вы можете использовать его, чтобы подготовиться к собеседованию, лучше управлять своим временем, принимать решения о покупке вещей и многое другое.

Процесс

Как люди, мы постоянно думаем . Это то, что мы не можем отключить. Но не все это критическое мышление. Никто не мыслит критически 100% времени… это было бы довольно утомительно! Вместо этого это преднамеренный процесс , который мы сознательно используем, когда сталкиваемся с трудными проблемами или важными решениями.

Улучшение вашего критического мышления

Чтобы стать лучшим критическим мыслителем, важно задавайте вопросы , когда вам предлагают проблему или решение, прежде чем делать поспешные выводы. Вы можете начать с простых, таких как Что я сейчас знаю? и Откуда мне это знать? Они могут помочь вам лучше понять, с чем вы работаете, и, в некоторых случаях, упростить более сложные задачи.

Реальные приложения

Давайте посмотрим, как мы можем использовать критическое мышление для оценки онлайновой информации . Скажем, ваш друг публикует новостную статью в социальных сетях, и вас привлекает ее заголовок. Если бы вы использовали свое повседневное автоматическое мышление, вы могли бы принять его как факт и двигаться дальше. Но если бы вы мыслили критически, вы бы сначала проанализировали имеющуюся информацию и задать несколько вопросов :

  • Каков источник этой статьи?
  • Может ли заголовок вводить в заблуждение?
  • Каковы общие убеждения моего друга?
  • Объясняют ли их убеждения, почему они могли поделиться этим?

Проанализировав всю эту информацию, вы сможете сделать вывод о том, заслуживаете ли вы доверия к статье.

Критическое мышление имеет широкий спектр приложений в реальном мире . Это может помочь вам принимать более взвешенные решения, стать более востребованным и в целом лучше понимать окружающий мир.

Продолжать Вернуться к плейлисту: критическое мышление и принятие решений

Следующая:Почему так сложно принимать решения?

/en/problem-solving-and-decision-making/why-is-it-so-hard-to-make-decisions/content/

Критическое мышление | SkillsYouNeed

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это способность ясно и рационально мыслить, понимая логическую связь между идеями. Критическое мышление было предметом многочисленных споров и размышлений со времен ранних греческих философов, таких как Платон и Сократ, и продолжает оставаться предметом обсуждения в современную эпоху, например, способность распознавать фальшивые новости.

Критическое мышление можно описать как способность к рефлексивному и независимому мышлению.

По сути, критическое мышление требует, чтобы вы использовали свою способность рассуждать. Речь идет о том, чтобы быть активным учеником, а не пассивным получателем информации.

Критически мыслящие люди строго подвергают сомнению идеи и предположения, а не принимают их за чистую монету. Они всегда будут стремиться определить, представляют ли идеи, аргументы и выводы полную картину, и готовы обнаружить, что это не так.

Критически мыслящие люди выявляют, анализируют и решают проблемы систематически, а не интуитивно или инстинктивно.

Кто-то с навыками критического мышления может:

  • Понимать связи между идеями.

  • Определение важности и актуальности аргументов и идей.

  • Распознавать, строить и оценивать аргументы.

  • Выявление несоответствий и ошибок в рассуждениях.

  • Подходите к проблемам последовательно и систематически.

  • Поразмышляйте над обоснованием собственных предположений, убеждений и ценностей.

Критическое мышление — это размышление о вещах определенным образом, чтобы прийти к наилучшему возможному решению в обстоятельствах, о которых думает мыслитель. Говоря более повседневным языком, это способ думать о том, что в настоящее время занимает ваш разум, чтобы прийти к наилучшему выводу.

Критическое мышление это:


Способ мышления об определенных вещах в определенное время; это не накопление фактов и знаний или чего-то, что вы можете выучить один раз, а затем использовать в этой форме навсегда, например, таблицу умножения на девять, которую вы изучаете и используете в школе.


Навыки, необходимые для критического мышления

Навыки, необходимые для критического мышления, разнообразны и включают наблюдение, анализ, интерпретацию, размышление, оценку, вывод, объяснение, решение проблем и принятие решений. .

В частности, мы должны уметь:

  • Думать о теме или проблеме объективно и критически.

  • Определить различные аргументы в отношении конкретного вопроса.

  • Оцените точку зрения, чтобы определить, насколько она сильна или обоснована.

  • Признать любые слабые стороны или отрицательные моменты, которые есть в доказательствах или аргументах.

  • Обратите внимание, какой смысл может скрываться за утверждением или аргументом.

  • Обеспечить структурированное обоснование и поддержку аргумента, который мы хотим выдвинуть.



Процесс критического мышления

Вы должны знать, что никто из нас не думает постоянно критически.

Иногда мы думаем почти любым образом, но не критически, например, когда на наш самоконтроль влияет гнев, горе или радость, или когда мы чувствуем себя просто «неуравновешенными».

С другой стороны, хорошая новость заключается в том, что, поскольку наши способности к критическому мышлению различаются в зависимости от нашего текущего мышления, в большинстве случаев мы можем научиться улучшать свои способности к критическому мышлению, развивая определенные рутинные действия и применяя их ко всем проблемам. которые представляют себя.

Как только вы поймете теорию критического мышления, улучшение ваших навыков критического мышления потребует настойчивости и практики.

Попробуйте это простое упражнение, которое поможет вам начать мыслить критически.

Подумайте о чем-то, что кто-то недавно сказал вам. Тогда задайте себе следующие вопросы:

Кто это сказал?

Кто-то, кого вы знаете? Кто-то в положении власти или власти? Какая разница, кто тебе это сказал?

Что они сказали?

Они предоставили факты или мнения? Они предоставили все факты? Они ничего не упустили?

Где они это сказали?

Это было публично или в частном порядке? Были ли у других людей возможность ответить или предоставить альтернативную учетную запись?

Когда они это сказали?

Это было до, во время или после важного события? Важно ли время?

Почему они это сказали?

Объяснили ли они причину своего мнения? Они пытались заставить кого-то выглядеть хорошо или плохо?

Как они это сказали?

Были ли они счастливы или грустны, злы или равнодушны? Они это написали или сказали? Вы могли понять, что было сказано?



К чему вы стремитесь?

Одним из наиболее важных аспектов критического мышления является определение того, чего вы хотите достичь, а затем принятие решения на основе ряда возможностей.

После того, как вы прояснили для себя эту цель, вы должны использовать ее как отправную точку во всех будущих ситуациях, требующих обдумывания и, возможно, дальнейшего принятия решений. При необходимости сообщите своим коллегам по работе, семье или окружающим о своем намерении преследовать эту цель. Затем вы должны дисциплинировать себя, чтобы не сбиться с пути, пока изменившиеся обстоятельства не заставят вас вернуться к началу процесса принятия решений.

Однако есть вещи, которые мешают простому принятию решений. Все мы несем с собой целый ряд симпатий и антипатий, усвоенных моделей поведения и личных предпочтений, выработанных на протяжении всей нашей жизни; они являются отличительными чертами человека. Важным вкладом в обеспечение того, чтобы мы мыслили критически, является осознание этих личных характеристик, предпочтений и предубеждений и учет их при рассмотрении возможных следующих шагов, независимо от того, находятся ли они на стадии рассмотрения перед действием или как часть переосмысления, вызванного неожиданными действиями. или непредвиденные препятствия для дальнейшего прогресса.

Чем яснее мы осознаем себя, свои сильные и слабые стороны, тем больше вероятность того, что наше критическое мышление будет продуктивным.


Польза предвидения

Возможно, самым важным элементом критического мышления является предвидение.

Почти все решения, которые мы принимаем и реализуем, не оказываются катастрофическими, если мы находим причины отказаться от них. Однако процесс принятия решений будет намного лучше и с большей вероятностью приведет к успеху, если, придя к предварительному заключению, мы остановимся и подумаем о том, как это повлияет на окружающих нас людей и деятельность.

Элементы, требующие рассмотрения, как правило, многочисленны и разнообразны. Во многих случаях рассмотрение одного элемента с другой точки зрения обнаружит потенциальные опасности при принятии решения.

Например, перемещение предприятия в новое место может значительно повысить потенциальный объем производства, но также может привести к потере квалифицированных рабочих, если расстояние перемещения слишком велико. Что из этого является более важным соображением? Есть ли способ уменьшить конфликт?

Это своего рода проблемы, которые могут возникнуть из-за неполного критического мышления, возможно, демонстрация критической важности хорошего критического мышления.



Дополнительная литература из раздела «Навыки, которые вам нужны»


Руководство по необходимым навыкам для учащихся

Развивайте навыки, необходимые для максимально эффективного использования времени в качестве студента.

Наши электронные книги идеально подходят для учащихся всех уровней образования, школ, колледжей и университетов. Они содержат простую практическую информацию, которая поможет вам учиться более эффективно и получать более высокие оценки.


Вкратце:

  • Критическое мышление направлено на достижение наилучших возможных результатов в любой ситуации. Для этого необходимо собрать и оценить информацию из как можно большего числа различных источников.

  • Критическое мышление требует четкой, часто неудобной оценки ваших личных сильных и слабых сторон и предпочтений, а также их возможного влияния на принимаемые вами решения.

  • Критическое мышление требует развития и использования предвидения, насколько это возможно. Как пела Дорис Дэй, «будущее не в наших руках».

  • При реализации решений, принятых в результате критического мышления , необходимо учитывать оценку возможных результатов и способов избежать потенциально негативных последствий или, по крайней мере, уменьшить их влияние.

  • Критическое мышление включает анализ результатов применения принятых решений и внедрение изменений, где это возможно.

Можно подумать, что мы преувеличиваем наши требования к критическому мышлению, ожидая, что оно может помочь сконструировать сфокусированное значение, вместо того, чтобы исследовать предоставленную информацию и знания, которые мы приобрели, чтобы посмотреть, сможем ли мы, если необходимо, сконструировать значение, которое будет приемлемым и полезным.

Добавить комментарий