Психология управления временем
Шлеин Е.А., Колесникова Е.Н.
Актуальность исследования — время представляет собой ценный ресурс особенно в управление, на современном этапе специалисты по тайм-менеджменту используют системы хронометража для борьбы с дефицитом времени, но психологи выделяют болезнь — прокрастинация, актуальность, в изучении которой в конце ХХ в. выросла.Состояние разработки проблемы — Дуайт Дэвид Эйзенхауэр — «Матрица Эйзенхауэра», Джозеф Джуран — «Принцип Парето» (1941), А.А. Любищев «Система учета времени Любищева» (1916-1972), Ноаха Милграма «Прокрастинация: болезнь современности» (1992), Стивен Кови «Управление временем по Франклину».
Управление временем — это действие или процесс тренировки сознательного контроля над количеством времени, затраченного на конкретные виды деятельности, при котором специально увеличиваются эффективность и производительность [1].
Дефицит рабочего времени — нехватка временного ресурса, вызванный неправильной организацией своей деятельности, что приводит к спешке, затягивание выполнения работ, некачественной работы, что существенно влияет на эффективность и результаты работы всего предприятия [1].
Современная научная организация труда (НОТ) предлагает использовать такие методы для управления временем: 1. Составление планов дня с помощью метода «Альпы» 2. Установление приоритетов с помощью анализа ABC 3. Ускоренный анализ по принципу Эйзенхауэра.
Специалисты по тайм-менеджменту считают, что проблема вовсе не в нехватке времени, и выделяют такие проблемы [2]
1. Важность. Времени всегда не хватает на важные дела, поэтому необходимо правильно распределять дела на срочные и важные и вообще не нужны. Совет: использовать матрицу Эйзенхауэра.
2. Объемы. Планировать было так же плохо, как планировать много. Поэтому необходимо адекватно относиться к планированию своего дня. С этой целью можно воспользоваться системой учета времени Любищева.
3. Эмоции. Очень часто сосредоточиться на выполнении важных задач нам мешают эмоции. Совет: научиться отгораживаться от посторонних мыслей (выключить телефон, закрыть окна и т.д.).
5. Рутинная работа. Очень часто сосредоточиться на важном, главном мешает большое количество мелких рутинных задач, в результате чего теряется время на выполнение важной работы. Совет. Стараться делать рутинную работу как только она появиться и использовать для этого образованные интервалы времени между большой работой.
6. Мотивация. Очень вероятно, что люди слишком долго «раскачиваются» и работают медленно из-за низкой мотивации.
Но психологи в отличие от специалистов по тайм-менеджменту утверждают, что результат нехватки времени — это результат психологической болезни.
Прокрастинация — понятие в психологии, обозначающее склонность к постоянному «откладыванию на потом» неприятных мыслей и дел, проявляется в том, что человек, осознавая необходимость выполнения вполне конкретных важных дел (например, своих должностных обязанностей), игнорирует эту необходимость и отвлекает свое внимание на бытовые мелочи или развлечения.
Впервые исторический анализ феномена прокрастинации был сделан в работе Ноаха Милграма «Прокрастинация: болезнь современности» (1992). А широкие научные дискуссии о данном феномене начались двадцатью годами ранее. Однако упоминания о прокрастинация и описания этого явления можно встретить гораздо раньше, в том числе в работах времен расцвета индустриальной революции в середине XVIII века, и в Оксфордском словаре 1548 года. Более глубокие исторические исследования показали, что еще римский консул Марк Цицерон в 40 году до н. е. жаловался на проявления прокрастинации в высших кругах власти; Гесиод, греческий поэт, в 800 году до н. е. пишет о «откладывают на завтра».
Таким образом, можно сделать вывод, что прокрастинация была всегда. Но в конце XX века актуальность проблемы возросла настолько, что появилась необходимость ее изучения, были созданы теории и методики измерения уровня прокрастинации, техники ее ослабление.
1. Беспокойство.
2. Самоограничение. По этой теории, прокрастинатор ограничивает себя из подсознательного страха стать успешным, выделиться из массы и показать себя лучше, чем другие.
3. Неповиновение (дух противоречия). Согласно данной теории, людей раздражают навязанные роли, программы, планы, и они откладываем дело, чтобы продемонстрировать окружающим, руководству, миру свою самостоятельность и способность действовать в соответствии со своим собственным решением.
4. Теория временной мотивации. Согласно этой теории, субъективная полезность действия (Utility), которая и определяет желание человека его осуществлять, зависит от четырех параметров: уверенности в успехе (Expectancy), ценности, то есть предполагаемого вознаграждения (Value), срока до окончания работы (Delay) и уровня нетерпения, то есть чувствительности к задержкам (G). Человек считает более полезным дело, если уверен в его удачном завершении и ждет его результатам большого вознаграждения. Напротив, субъективно менее полезными кажутся дела, до завершения которых осталось еще много времени. Кроме того, чем больнее мы переносим задержки, тем менее полезными нам кажутся дела, на завершение которых требуется некоторое время.
В рамках дисциплины «Time management» («Управление временем») существует целый ряд методик, позволяющих в большей или меньшей степени снизить уровень прокрастинации.
1. Категоризация использования времени. Эта техника рекомендуется для людей у которых не возникает особых проблем в борьбе с прокрастинация, ее автор Люси Макдональд рекомендует ссылаться на идеи Дуайта Эйзенхауэра и Стивена Кови автора методики Franklin Time Management («Управление временем по Франклину») [3].
2. Воспитание трудолюбия. Человеку следует поддерживать позитивный настрой, находя позитивный настрой от выполнения любого предыдущего действия. Вариантом этой техники будет составление расписания, в котором центральное место занимают не дела с перерывами на отдых, а отдых, перемежающийся с делами.
3. Распределение усилий. Эта техника знакома всем спортсменам — необходимо научиться распределять свои силы, планировать свою деятельность так, чтобы все задуманное было осуществлено без надрыва. Энергия тратится впустую, если мы не осуществляем то, что запланировали, и планируем то, чего никогда не осуществим. Поэтому суть техники можно выразить следующими словами — не планируй вперед, если есть незаконченные дела.
Но необходимо акцентировать внимание на 2-х методиках борьбы с прокрастинация, которые в основном не используются в научном тайм-менеджменте.
4. Планирование дел. Одной из полезных для борьбы с прокрастинации методик планирования является Getting Things Done, GTD («Доведение до результата» или «тайм-драйв»), разработанная Дэвидом Алленом в 2002 году — методика повышения личной эффективности.
Методология GTD. В тайм-менеджменте приоритеты обычно играют центральную роль. GTD предлагает 2 других элемента — контроль и видение, используя три базовые модели:
1. Управление рабочим процессом; (используется для, того чтобы взять под контроль все задачи и поручения) состоит из пяти фаз: сбор; обработка; организация; осмотр; действия.
2. 6-уровневая модель обзора работы; используется для видения перспективы задач и поручений. По восходящей линии — текущие дела; текущие проекты; круг обязанностей; ближайшие годы (1-2 года) пятилетняя перспектива (3-5 лет) ; жизни.
3. Естественный метод планирования; Аллен отмечает, что первых двух моделей достаточно для получения контроля и видения. Однако существуют случаи, которые требуют более глубокого обдумывания и размышления. Для этого используется третья главная модель. Модель планирования состоит из 5 стадий: определение цели и принципов; видение желаемых результатов; мозговой штурм, организация, определение следующего конкретного действия.
GTD облегчает этот процесс, основываясь на хранении, отслеживание и использовании подробной информации, связанной с задачей, которая выполняется.
В качестве материальных носителей информации Аллен предлагает использовать систему «43 папок», 31 из папок используется на каждый день месяца и 12 на каждый месяц года. Для удобного поиска и структурирования информации, Аллен рекомендует, использовать папки, таким образом, чтобы все документы, относящиеся к одному проекту, находились в одном месте. Даже если к проекту принадлежит лишь один документ.
Электронные носители. До 2008 года состоялся «виртуальный взрыв» и элементы системы GTD поддерживали уже около 100 приложений. Некоторые из таких приложений Things, Remember The Milk, OmniFocus, MyLifeOrganized и LeaderTask.
5. Управление целями. Системы хронометража, которым учат на курсах управления временем, «направлены назад» — это учет уже использованного. Система Франклина «направлена вперед» — она работает с тем, что должно быть сделано. Визуально выглядит ступенчатой пирамиды, а процесс ее применения — как процесс строительства этой пирамиды, состоит из:
1) Главные жизненные цели (чего хочет от жизни) — список жизненных ценностей;
2) Глобальная цель (достойная цель творческого человека) — цель жизни, максимум которого хочет достичь человек;
3) Главный план достижения цели — поставив перед собой цель, следует составить генеральный план достижения цели;
4) Долгосрочный план (на год) — промежуточный план с указанием конкретных целей и конкретных сроков.
5) Долгосрочный план — план на срок от полумесяца до 3-х месяцев, будет исходным для осуществления долгосрочного плана; (см. рис. 1)
Рис.1. Пирамида Системы Франклина
6) План на день. В рамках одного дня Франклин использовал другой способ управления временем. Все задания делятся на три категории: первоочередные, второстепенные и малозначительные. (см.рис.2)
Рис.2. План на день по Франклину
Все планы необходимо периодически пересматривать и раз в необходимо критически взглянуть на поставленную глобальную цель. Многие, те кто применял систему Франклина, отмечают, что она помогает значительно повысить эффективность работы. Одновременное использование системы Франклина и любой системы хронометража позволяет взглянуть и «вперед» и «назад».
Вывод. С точки зрения борьбы с прокрастинации вышеупомянутые системы «управления по Франклину» и GTD, не гарантируют стопроцентного результата, но они необходимы для того, чтобы при выполнении любого действия люди хотя бы отдаленно, в перспективе, представляли, для чего (в масштабах всей жизни) это делается и на что влияет. Люди учатся понимать, чего они хотят, чего добиваются, что нужно для этого сделать, каждое действие наполняется конкретным личным содержанием, в результате люди реже откладывает по-настоящему важные дела.
Литература:
1. [Електронний ресурс] — Режим доступа: http://Wikipedia.org
2. [Електронний ресурс] — Статья: Марина Тумовская: Нехватка времени — Режим доступа: http://womanwiki.ru/w/Нехватка_времени
3. Lucy Macdonald, «Learn to make time», 2006. – 1 электрон. опт. диск (DVD-ROM): цвет. ; 12 см. — Систем. Требов.: Pentium ; 32 Mb RAM ; Windows 95, 98, 2000, XP ; MS Word 97-2003. – Название с контейнера.
4. Аллен Д. Как привести дела в порядок: искусство продуктивности без стресса = Getting Things Done: The Art of Stress-Free Productivity. — М.: Вильямс, 2007. — С. 368. — ISBN 978-5-8459-1234-3.
5. [Електронний ресурс] — Стаття: Александр Левитас: Управление временем по методу Франклина — Режим доступа: http://www.levitas. ru/franklin.htm
Как управлять временем эффективно и успевать больше?
Наверняка вы не раз замечали таких людей вокруг, которые все время что-то делают, куда-то бегут, чем-то заняты, без конца разговаривают по телефону и решают задачи…Такие постоянно занятые люди. Но успевают ли они все сделать? Если их спросить в конце дня, все ли намеченные планы они сделали, они скажут, что целый день были заняты, но все равно не успели. Это значит, что у них не развит навык правильного распределения времени. В этой статье мы поговорим о том, что такое тайм-менеджмент, как грамотно распределять свое время, чтобы успевать больше и дадим несколько советов, как эффективно управлять временем.
Планирование времени. Зачем нужно это умение
Грамотное распределение времени называется тайм-менеджмент. Это прямой перевод с английского означающий управление временем.
Контролировать свое время и уметь правильно планировать ресурсы — это один из ключевых навыков современного успешного человека. Даже если вы не ходите в офис, не участвуете во встречах и переговорах и вообще не работаете, а сидите дома с ребенком, или вы — студент, то способность использовать свое время (ресурсы) эффективно вам тоже пригодится.
Освоив навык тайм-менеджмента, вы сможете успевать больше, достигать лучших результатов, справляться с более трудными задачами, меньше уставать, а, значит, вы будете сохранять свое психологическое состояние и избежите выгорания.
Пример Виктор — студент последнего курса медицинского университета. Он обратился за советом к психологу, потому что стал замечать, что у него появилось нервное перенапряжение. Каждый день он приезжает после лекций уставший и вымотанный, сил на подготовку диплома не остается, хотя еще совсем недавно он получал удовольствие от учебы и каждый день шел на занятия с удовольствием. Сейчас он все сдает в последний момент, откладывает срочные дела, ленится. Он хочет научиться управлять временем (освоить навык тайм-менеджмента) чтобы как раньше получать удовольствие от учебы. Психолог пришел к выводу, что Виктор не справляется с нагрузкой и дал ему персональные советы, как распоряжаться временем эффективно.
Чтобы не испытывать постоянную нехватку часов в сутках, не торопиться и не спешить при выполнении задач, а также забыть про «горящие» дедлайны и ограниченные сроки, надо изучать способы управления временем (тайм-менеджмент).
Важно! С точки зрения психологии состояние подавленности, усталости и лени возникает тогда, когда мы тратим свою энергию и время на те задачи, которые вызывают негативные чувства и эмоции. Так возникает сильный стресс и сопротивление организма, которые могут привести к депрессии.
Плюсы домашнего менеджмента
Организация времени состоит из 4 равных блоков: контроль и учет времени, эффективное планирование дня (недели, месяца, квартала и т.д), оптимизация ресурсов и разработка мотивации.
Использовать свои ресурсы и грамотно управлять пространством вокруг — не значит делать больше дел, «забивая» на качество (хотя многие так и воспринимают тайм-менеджмент, как способ увеличить скорость и снизить качество). Тайм-менеджмент дает возможность повышать личную результативность и продуктивность, зная основы эффективного планирования и устраняя «пожирателей времени».
Очень часто мы отвлекаемся от важных дел на бесконечное множество мелких и второстепенных задач, и сами того не замечая, обрекаем себя на «гонку с дедлайнами», так как обнаруживаем, что день почти закончился, а количество дел не уменьшилось.
Среди таких «пожирателей» можно выделить:
- постоянный просмотр почты
- прокрутка новостной ленты в социальных сетях
- общение со знакомыми, друзьями и коллегами во время рабочего дня
- частые перекуры и паузы для отдыха и т.д.
Научившись простым техникам тайм-менеджмента, вы сможете:
- влиять на собственный распорядок дня, управлять собой и своими решениями
- больше успевать, не жертвуя качеством выполненной работы
- расставлять приоритеты, определяя, что важно для вас, а что имеет второстепенное значение
- научиться ставить цели и достигать их
- совершать более обдуманные и осознанные поступки
Можно составить себе план задач и пытаться его выполнить, называя это эффективным тайм-менеджментом, но только планирование не поможет высвободить ваше время. Важно также иметь внутренние ресурсы для достижения поставленных целей. А вот эти самые ресурсы у нас не бесконечны — у человека бывают периоды активности и «затишья». Но часто впадать в апатию, лень и прокрастинацию — плохо. Если вам нужен профессиональный взгляд на эффективное использование ресурсов, то вам поможет психолог.
Правила эффективного планирования
Начать управлять личным временем можно в любом месте. Не ждите особенного повода, подходящего случая, понедельника и т.д. Вы можете прямо сейчас распланировать свои дела и проверить эффективность тайм-менеджмента на собственном опыте. Только не торопитесь и не ждите мгновенных результатов — ведь вы должны привыкнуть к новым условиям. Любое изменение для нашей психики — это неизвестность и некий стресс, а на адаптацию и привыкание нужно время.
Секреты тайм-менеджмента |
На что нужно обратить внимание |
Сформулируйте и напишите, чего вы хотите достичь |
Поставьте себе цели на год, полгода, и ближайший месяц. Эти цели будут вашим ориентиром на будущее — эта ваша «дорожная карта», с которой вы будете сверяться. Цели лучше ставить для каждой жизненной сферы |
Разбейте цели на задачи |
Все глобальные цели разбейте на более мелкие промежуточные этапы с понятным результатом, который вы сможете оценить. |
В первую очередь делайте главное |
Каждый день ставьте перед собой 2-3 задачи, которые имеют наибольшую важность. Начинайте день с их выполнения. |
Важные и сложные задачи делайте постепенно |
Глобальную задачу нашему мозгу сразу не осилить. Поэтому сложное дело разбейте на несколько маленьких, которые легче будет выполнить. |
Контролируйте время, которые вы тратите на соцсети, телевизор, гаджеты |
Это главные «пожиратели» вашего времени, поэтому на период работы выключайте телевизор, чтобы не отвлекаться, выходите из соцсетей, чтобы не видеть оповещения, убирайте звук телефона, чтобы не слышать звонков. |
Устанавливайте себе лимит на выполнение каждой задачи |
Чтобы ваш мозг мог сконцентрироваться, а вы — сосредоточиться на одном деле, ставьте себе таймер на 30 минут или час. И только это время занимайтесь важным делом. Не отвлекайтесь. После того как отведенный лимит истечет, сделайте перерыв на 5 минут (или на 10, если вы работали целый час), затем снова включайте таймер или переходите к другому делу, если вы успели его сделать. |
Планируйте, чем вы займетесь в перерыве между делами |
Да, перерыв тоже нужно планировать. Это тоже часть тайм-менеджмента. Бесцельное шатание по дому, «зависание» в соцсетях и просмотр телевизора не даст вам ощущение отдыха. Вы можете прогуляться, помедитировать или сделать какое-то легкое промежуточное дело (меняя вид нагрузки). То есть если вы занимались умственным трудом, вы можете переключиться на физическую нагрузку. |
Используйте свободное время по максимуму |
Пока вы едете в транспорте, стоите в очереди, ждете приема в поликлинике, занимаетесь на беговой дорожке в зале, вы можете читать, слушать аудиокниги, проверять почту, совершать мелкие рутинные дела, на которые никогда не хватает времени. Подумайте, что вы могли бы делать в это незаполненное время. |
Неприятные и сложные дела решайте первыми. |
У всех есть такие дела, которые так не хочется решать, мы постоянно откладываем их. Если у вас есть такая задача — заведите таймер и приступайте к работе. Так вам будет легче психологически — начало дня, а дело вы уже сделали. |
Еще один удобный способ тайм-менеджмента, который мы бы хотели вынести отдельно, — это матрица Эйзенхауэра. Суть этого метода состоит в том, чтобы все задачи разделить на группы:
- А — срочные, важные;
- Б — важные, несрочные;
- В — срочные, неважные;
- Г — неважные, несрочные.
В первую очередь вам надо выполнять задачи из группы А, потом Б. Задачи из группы В вы можете делегировать, а из группы Г вы можете все вычеркнуть.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы боитесь делегировать задачи или у вас есть страх с чем-то не справиться. Волнение и переживание — не лучший помощник в освоении навыка тайм-менеджмента. Наши психологи помогут вам справиться с тревогой и расскажут, как снять излишнее напряжение при планировании дел.
Частые вопросы
Что нужно сделать, чтобы не было выгорания на работе?
+
Переутомление и постоянная концентрация на работе — это прямой путь к выгоранию и депрессии. Чтобы этого не случилось, надо уметь планировать, разделять дела на важные и не очень (то есть работать с приоритетом важности), и не отвлекаться на «пожирателей» времени.
Что такое ошибка планирования в тайм-менеджменте?
+
С точки зрения психологии, это вид когнитивного искажения, когда человек неправильно рассчитывает ресурсы для выполнения задачи (как правило, значительно уменьшая время и планируемые усилия, думая, что это легкое дело и он быстро справится). А в итоге задача не выполняется, а сроки сдвигаются.
Что навык тайм-менеджмента? Можно ясно и коротко, как для «чайников»?
+
Это навык планирования, который помогает вам быстрее достигать целей, восстанавливать силы, успевать больше, но при этом тратя меньше сил и времени.
Заключение эксперта
В качестве заключение хотелось бы сказать, что не все наши цели бывают достижимы, жизнь вносит свои коррективы, а мы должны, как зрелые люди, проявлять гибкость. План в тайм-менеджменте — это не жесткая схема действий, это — ваша «дорожная карта», чтобы вы понимали, куда вы идете и могли свериться с курсом. Для достижения целей нужно концентрироваться только на важных делах и не забывать хвалить себя за уже пройденный путь. Праздновать даже промежуточные «победы» — хорошая практика с точки зрения психологии. Так у вас не пропадет мотивация идти дальше.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 339
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Тайм-менеджмент | Психология сегодня
Отзыв от Psychology Today Staff
Тайм-менеджмент — это способность планировать и контролировать то, как человек тратит часы в день для эффективного достижения своих целей.
Содержимое
- Как оптимизировать свое время
- Интеграция работы и жизни
Как оптимизировать свое время
Пытаясь совмещать различные сферы жизни — работу, дом, общественную жизнь, хобби — важно установить четкие цели и приоритеты, чтобы отложить второстепенные задачи, которые могут отнимать время, и следить за тем, где на самом деле остается время. идет.
В 1970-х в моде был метод расстановки приоритетов ABC. Любой проект или элемент действия, попавший в список А, считался наиболее важным, при этом вторые по важности элементы появлялись в списке В, а элементы С помечались как наименее важные. Различные итерации этой формулы продолжают существовать, и все они направлены на распределение приоритетов и часто на выполнение самых сложных или обременительных задач в первую очередь.
Как можно структурировать рабочее место, чтобы помочь справляться с задачами?
Плохое управление временем может быть связано с прокрастинацией, проблемами с концентрацией внимания или трудностями с самоконтролем. Чтобы противостоять такому поведению, организационные психологи продвигают идею создания рабочей среды, повышающей эффективность и производительность. Ключевым моментом является оптимальное окружение, подчеркивающее благоприятное рабочее пространство.
Что такое эффективные навыки тайм-менеджмента?
Прекращение сна и попытки увеличить количество часов в день не помогут, равно как и составление длинного и беспорядочного списка дел. Тем не менее, рационализация жизни и знание своих сильных и слабых сторон являются лучшими отправными точками. Например, прокрастинатор должен столкнуться со своей склонностью откладывать дела, а не прятаться от нее.
Влияет ли постановка целей на оптимизацию времени?
Постановка цели важна, но еще важнее поставить достижимую цель. В любой конкретный день важно выяснить, достаточно ли времени, чтобы посвятить этой конкретной цели. После определения и выделения необходимого времени сделайте эту цель главным приоритетом дня.
Как совместить работу и жизнь
США уникальны тем, что ориентированы на круглосуточную работу. По шкале от 1 до 10 Дания имеет показатель качества жизни 9,8, а США — 5,3. Неудивительно, что продленная рабочая неделя распространяется только на 2 процента населения Нидерландов. Но разве датчане и голландцы менее продуктивны? Одним словом: нет.
Что такое хороший баланс между работой и личной жизнью?
Конечно, многие сотрудники должны отвечать на электронные письма в любое время суток. Но более осознанное отношение к тому, как человек проводит свободное от работы время, может помочь сделать время в целом более ценным. Конечно, есть определенные обязательные действия, которые должны быть совершены, важнейшее из которых – потребность в оптимальном уходе за собой.
Как человек поддерживает хорошие границы между работой и семейной жизнью?
Чрезвычайно важно четко сообщать о своих предпочтениях: например, иметь отдельные учетные записи электронной почты, одну для работы и одну для дома. Кроме того, желаемая граница должна быть доведена до сведения семьи и коллег.
Как человек может лучше справляться со стрессорами, связанными с заданием?
В этом, как и во многих других областях, хорошим практическим правилом является сосредоточение внимания на частностях, а не на общих чертах. Может помочь разбивка задач и выполнение одной задачи за раз; сосредоточение внимания только на одном задании до его завершения поможет двигаться к следующей задаче.
Основные материалы для чтения
Последние сообщения
Тайм-менеджмент | Консультации и психологические услуги
Многие студенты колледжей не осознают необходимости развития навыков эффективного управления временем, пока не столкнутся с проблемами.
Успешное управление временем может дать вам больше шансов выполнить то, что для вас важно.
Когда время на вашей стороне, вы можете меньше нервничать и проявлять больше творчества.
Иррациональные представления о тайм-менеджменте
Часто у нас есть собственные «причины», по которым мы не можем или не хотим организовать свое время. Давайте посмотрим на некоторые из них.
«Я лучше работаю в условиях цейтнота»
Факт: Нехватка времени обычно создает больше стресса, особенно когда вы сталкиваетесь с неожиданными инцидентами. Вместо того, чтобы полагаться на внешнее давление времени, вы можете разработать свой собственный график, чтобы мотивировать себя.
«Я не контролирую свою жизнь»
Факт: Вы не можете контролировать все, что происходит в вашей жизни, но вы можете контролировать многие ее аспекты. Важная задача — разграничить, что вы можете контролировать, а что — нет, и решить, что можно сделать в данных обстоятельствах.
«Я должен делать все идеально»
Факт: У вас нет сверхспособностей. У всех есть пределы, и нужно научиться работать в этих пределах. Когда вы не осознаете этих ограничений, вы будете чувствовать себя истощенным и разочарованным.
«Я не должен говорить «нет»
Факт: Многим людям трудно сказать «нет» другим, потому что мы не хотим разочаровывать других или задевать их чувства. Однако их требование может быть несвоевременным, весьма сомнительным или просто невозможным. Сосредоточившись на потребностях других, вы можете игнорировать то, что нужно вам и что важно для вас.
Стратегии тайм-менеджмента
Шаг №1: Познайте себя
- Оцените свою текущую модель тайм-менеджмента, отслеживая, как вы тратите свое время.
- Знай свой стиль. Найдите время и места, где вы сможете максимально раскрыть свой потенциал. Кто-то лучше работает ночью, кто-то предпочитает утро. А ты?
Шаг № 2: Приобретите навыки тайм-менеджмента
Проанализируйте свои задачи. Два критических фактора при анализе — срочность и важность.
Задачи могут быть «срочными и важными», «срочными и неважными», «несрочными и важными» или «несрочными и неважными».
Стресс возникает из-за «срочных и важных» задач. При заблаговременном планировании некоторые вещи станут срочными.
- Приоритезация задач. Поскольку вы уже знаете важность и срочность задач, легко сделать приоритет задач.
- Составляйте планы и запасные планы. Всегда есть шанс, что случится что-то неожиданное. Не расстраивайтесь из-за отсутствия контроля, но заранее составляйте запасные планы.
- Держите основное расписание для всех ваших занятий, чтобы вы были в курсе общей картины.
Что нужно помнить:
- Управляйте временем, а не им вами.