Упражнения аутогенной тренировки: Больше, чем спокойствие. Основы аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка для детей

Способность человека к саморегуляции состояния, психической перестройке обеспечивает и его эффективную адаптацию в окружающем мире и результативность любой деятельности. Обучать управлять своим психофизическим состоянием надо начинать с детских лет. Большинство упражнений по психической саморегуляции предлагается детям в игровой форме. Исключение составляет аутогенная тренировка, обучение которой осуществляется по специальной программе.

Аутогенная тренировка является научной психологической дисциплиной. Она имеет свою теорию и практику и дает возможность переносить представления, образы, эмоциональные состояния, поведенческие намерения человека на деятельность его органов, управляемых вегетативной нервной системой. Аутогенная тренировка позволяет с помощью специальных упражнений приводить себя в гипноидное состояние, в котором человек может управлять органами и системами, не подчиняющимися в обычном состоянии разуму.

Ключевым моментом в аутогенной тренировке является способность достичь аутогенного погружения (полудремы), в котором образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную нервную систему, не управляемую волей человека.

Существует набор приемов, позволяющих саморасслабиться, чтобы, сняв мышечный тонус, прийти к состоянию релаксации.

Значение освоения детьми приемов аутогенной тренировки переоценить трудно. В ряду самых необходимых человеку навыков здорового образа жизни они стоят в числе первых. Человек, владеющий приемами аутогенной тренировки, в состоянии не только «охранять» свою нервную систему, но и научиться впоследствии, осво-ив формулы цели, регулировать с их помощью некоторые отклонения в своем здоровье, недовольство собой, свой сон, корректировать вредные привычки.

Упражнения аутогенной тренировки должны проводиться хотя бы один раз в день. Именно поэтому целесообразно включить их в режим дня детей.

Программа освоения детьми приемов аутогенной тренировки рассчитана на весь период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. В младшей и средней группе осваиваются позы, дыхательные упражнения. В группах старшего дошкольного возраста и начальной школе, когда у детей уже сформированы первые представления о строении тела и его внутренних органах, их внимание фиксируется на своем самочувствии, на функционировании своего организма, своих достижениях в плане развития физических качеств и физической подготовленности.

Полный курс аутогенной тренировки, как показал опыт, дети способны успешно освоить в шесть лет. Когда будет разучен весь комплекс, то по полной программе достаточно тренироваться еще 4-6 недель, а затем можно перейти к сокращенному варианту. Именно с этого момента аутогенная тренировка может стать составляющей режима дня детей.

В режим дня детей такие тренировки включаются после занятий или перед ними, утром, днем или вечером. При этом следует помнить, что ее можно проводить не ранее, чем через час после еды.

Время тренировки зависит также и от характера запланированной воспитателем или учителем деятельности детей. Если предстоит ответственная и волнующая деятельность соревновательного характера, то аутотренинг организуется до се начала. Сеанс аутогенной тренировки лучше проводить в затемненной комнате.

Методы самообучения аутогенной тренировке

Обучение приемам аутогенной тренировки проводится в три этапа:
1) разучивание поз, которые используются при ее проведении;
2) освоение формул самовнушения и команд выхода;
3) освоение сокращенного варианта тренировки.

1 этап обучения
На этом этапе детей обучают принимать позы кучера, лотоса, пассивную позу и позу лежа. Обучение тгпм позам лучше всего проводить на физкультурных и музыкальных занятиях.

Принимая позу кучера, дети салятся на стул, выпрямляют спину, стараются расслабить все скелетные мышцы. Следует следить за тем. чтобы дети не особенно наклонялись вперед, иначе диафрагма станет давить на желудок. Голова должна быть опушена на грудь, ноги расслаблены и согнуты под тупым углом, носки чуть раздвинуты. Нужно обращать особое внимание на положение носков ног. Если носки направлены прямо или приподняты, то расслабления не получится.

Руки следует положить на колени так, чтобы они не касались друг друга, локти слегка округлить.

Глаза нужно закрыть, нижнюю челюсть расслабить, язык расслабить (его основание должно казаться тяжелым), но рот должен быть закрыт. При использовании пассивной позы дети садятся на мягкий стул с подлокотниками или в кресло. Спиной и затылком они должны опираться о спинку кресла, руки расслабить и положить на подлокотники. В остальном эта поза совпадает с позой кучера. Иногда, если дети сидят неудобно, у них могут возникнуть неприятные ощущения в груди. В этом случае надо под спину подложить подушку. При неприятных ощущениях в пояснице — подложить под колени валик из одеяла.

В позе лотоса ребенок сидит на полу, скрестив ноги наподобие буддийского монаха, его спина выпрямлена, а все скелетные мышцы расслаблены. Нужно проследить, чтобы дети не наклонялись вперед. Руки следует положить на ноги у основания живота ладонями вверх, кисти рук слегка согнуть. Голову опустить на грудь. Можно слегка покачиваться вправо-влево, наподобие маятника часов. Очень удобна и комфортна для маленьких детей поза лежа. Дети лежат на спине на коврике, их руки свободно располагаются ладошками вверх вдоль туловища, ноги слегка разведены.

В течение всего начального курса позу детей менять не следует. Когда курс будет освоен полностью, можно предложить детям самим выбирать позу, в которой они чувствуют себя комфортнее.

Чтобы дети могли достаточное время сохранять позу, следует это действие сделать для них привлекательным. Например, на фоне спокойной расслабляющей музыки можно рассказывать детям сказку, предложив при этом вообразить себя сказочным персонажем. Или проговаривать текст, активизирующий воображение детей. Например, представить себя плывущим на пушистых белых облаках или по большой спокойной реке на лодке. Разумеется содержание текста должно соответствовать опыту и знаниям детей.

После того как дети научатся принимать и сохранять в течение определенного времени правильную позу (обычно на это уходит две недели), можно переходить ко второму этапу обучения.

2 этап обучения

На этом этапе дети осваивают формулы самовнушения, команды выхода и тренируются в приведении себя в гигшоидное состояние. Другими словами, они учатся приемам саморегуляции.

Самая главная задача этого этапа — освоение формул самовнушения. При этом психологу необходимо помнить, что управление функционированием мышц и внутренних органов в аутогенной тренировке не опирается на волевые усилия.

Более того, сознательный волевой приказ вызывает противоположный эффект.

Психолог, обучая детей приемам аутогенной тренировки, должен стараться помочь ребенку сконцентрироваться на чувствах, образах, представлениях и ощущениях, не обращаясь к его воле, которая автоматически повышает уровень напряжения и делает расслабление невозможным. Важно научить детей отдаваться потоку представлений.

Формулы самовнушения сначала произносятся вслух. Здесь очень важна точность. Нужно создать образ состояния, затем дается формула выхода из этого состояния. Детям на первых порах бывает довольно трудно сконцентрироваться, они плохо представляют себе смысл деятельности, поэтому надо проявить терпение и настойчивость. Следует учесть и специфику мышления ребенка. Если, например, он слышит фразу: «Моя рука теплая», то к себе эти слова не относит. Также на первой стадии обучения формулам самовнушения он не относит к себе фразы типа «твоя рука теплая». Как правило, он вступает с тренером (или диктором) во внутренний диалог, отрицая эти установки в силу конкретики своего мышления.

Эффективно использование образов сказочных персонажей, любимых детьми зверюшек, с которыми они легко и с удовольствием себя отождествляют. Поэтом)1 психологу следует научшься составлять соответствующие возрастному восприятию детей 1сксты, чтобы они легко могли войти в нужный образ. Кроме того, эти тексты должны содержать завуалированные в образах команды входа в состояние релаксации и выхода из нее. Если удается достичь хо-рошего уровня представления действия в сознании ребенка, то мысли его превращаются в действительность и происходит релаксация.

Обычно дети хорошо реагируют на такие и подобные им тексты:

«Зайки серые устали и на травку прилегли. И серенький зайчик Ваня прилег, и пушистый зайчик Света прилегла, и шустрый зайчонок Миша прилег. Лапки зайки вытянули, лапки у заек тяжелые, теплые: и у зайки Тани теплые, и у зайчика Оли теплые, и у зайчонка Андрюшн теплые и тяжелые, никак не поднять. Ласковый теплый ветерок нежно гладит зайчишек: и зайчика Катю, и заиньку Сашу.

Закрываются глазки зайчат: заснул зайчонок Никита, слипаются глазки у заиньки Марины. Спят зайки. Снится им зеленая полянка, сладкая морковка… Отдохнули зайки, вытянули лапки, глубоко вздохнули и открыли глазки!«

Приемам саморегуляции состояния с использованием классических формул аутогенной тренировки лучше учить детей во время укладывания на дневной сон. При этом формулу выхода произносить не нужно. По тому, как скоро дети начнут засыпать. можно судить о степени их релаксации. О процессе выхода можно не беспокоиться, поскольку спокойный, здоровый сон в этом случае является выходом.

Когда психолог убедится, что дети достигают определенной степени расслабления, понимают его и охотно подчиняются командам, можно переходить к собственно аутогенной тренировке методом самовнушения.

Комплекс тренировки методом самовнушения состоит из следующих составляющих:

    1. принятия соответствующей позы,
    2. произнесения формулы самовнушения,
    3. гипноидпого состояния или расслабления,
    4. команды выхода.
Начинается тренировка методом самовнушения с выяснения, какие образы создают у детей ощущения тепла, тяжести, покоя. Это может быть представление о пуховом одеяле, теплой норке, мягком кресле, теплом котенке и т. ц.

Программа обучения приемам самовнушения состоит из шести серии занятий.

  • В первой серии занятий детей учат расслаблению мыши конечностей и тела.
  • Вторая серия занятий направлена на то, чтобы ребенок научился ощущать тепло в нужной области или во всем теле.
  • Задачей третьей серии занятий является освоение упражнений, помогающих нормализовать работу сердца.
  • Четвертая серия помогает детям освоить упражнения, нормализующие дыхание;
  • Пятая учит детей концентрироваться на ощущении тепла в солнечном сштетснии;
  • Шестая — на ощущении прохлады лба.
Количество занятий в серии зависит от того, как дети осваивают приемы самовнушения. Обычно на первую серию отводится две недели, а па остальные достаточно от одной недели до двух-трех дней.

Первая серия занятий начинается с упражнений на расслабление мышц конечностей и тела.

Первое упражнение формулируется так: «Моя правая рука тяжелая». Нужно, чтобы дети смогли это себе представить. Представления о тяжести у детей субъективны. Поэтому следует вспомнить, когда детям приходилось испытывать ощущения тяжести, сконцентрироваться на них. Главное, чтобы они не были связаны с негативными переживаниями. Если нужный образ не создается, то можно предложить детям подержать в руках тяжелые предметы (набивные мячи, мешочки с песком, например).

Формулу самовнушения «Моя правая рука тяжелая» дети мысленно повторяют пять-шесть раз, затем включают формулу: «Мне хорошо, я спокоен».

К занятиям второй серии нужно приступать не позднее, чем через две недели, независимо от того, как достигнута цель первого упражнения. Произносится формула: «Правая рука теплая». Все упражнения для правой руки, учитывая и первую формулу, приобретают следующий вид:

Мне хорошо, я спокоен (1 раз).
Правая рука тяжелая (6 раз).
Мне хорошо, я спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6 раз).
Мне хорошо, я спокоен (1 раз).
Правая рука теплая (6 раз).

Далее следует формула выхода Следует знать, что формулы произносятся ребенком мысленно Взрослый уже не вмешивается в этот процесс. Но по окончании упражнения нужно поговорить с детьми о том, что они ощущали.

Правильное произнесение формулы выхода имеет большое значение. Сначала детям дается команда на напряжение мышц (согнуть руки, напрячь руки), затем на дыхание (дышать глубоко) и, наконец, команда открыть глаза Если сначала открыть глаза и только потом активизировать мышцы и дыхание — выход из состояния релаксации замедлится Может сохраниться чувство тяжести, появиться ощущение покалывания, похожее на то, когда затекут руки или ноги. Мысленный приказ выхода должен отдаваться решительно.

При правильных и регулярных тренировках ощущение тепла и тяжести возникает рефлекторпо сразу при мысленном произнесении формул. Это легко проверить объективными методами. Температура руки, в которой ощущается тепло, действительно повышается примерно на 2 градуса. Это может быть зафиксировано термометром. Ощущение тяжести появляется из-за расширения сосудов и интенсивной циркуляции крови.

При первом упражнении повышается содержание кислорода в крови; при втором происходит усиление кровообращения, приводящее к повышению температуры. Эти процессы напрямую связаны с психическим состоянием ребенка: расслабленность мышц ведет к снижению эмоционального напряжения.

В занятиях третьей серии осваивается формула: «Сердце работает равномерно, как хороший мотор. Мне приятно н хорошо». В комплексе аутогенной тренировки она занимает 8-е место после формулы «Я спокоен».

Формула упражнении четвертой серии : «Мое дыхание спокойно».

При выполнении этого упражнения создатель аутотренинга И. Шульц советовал представить себя во время плавания на спине. Поскольку многие дети не умеют плавать, мы советуем им представить себя лежащими на лужайке или на пляже и смотрящими в бескрайнее высокое синее небо, по которому плывут облака. Иногда, на первых этапах обучения, дети лежат с закрытыми глазами и пальчиками рисуют в воздухе представляемые ими облака. В комплексе аутогенной тренировки эта формула ставится после формулы упражнения для сердца (после фразы «Я спокоен»).

Во время этого упражнения регулируются окислительные процессы в организме, что влияет на уровень психической и физической авктивности человека.

В пятой серии занятий дети осваивают формулу «Живот теплый».

Быстро получить желаемый эффект помогают, например, представления теплой грелки, лежащей на животе, или теплого пушистого котенка.

Формула шестого упражнения аутогенной тренировки: «Лоб прохладный». Дети, как правило, осваивают это упражнение быстрее других.

Для получения нужного эффекта можно предложить детям повернуться к стене, выходящей на улицу. Обычно она холоднее, и человек чувствует это. Образные представления помога-ют детям быстрее освоить это упражнение. Дети могут, например, представить, как они ополаскивают лицо прохладной водой, или представить холодное полотенце на лбу и т. п.

При появлении первых результатов у психолога возникает вочможность наблюдать со стороны за тем. как ребенок погружается в состояние релаксации. Вот тогда можно переходить к третьему этапу обучения детей аутогенной тренировке.

3 этап обучения

На этом этапе дети обучаются приходить в состояние релаксации по сокращенному варианту аутогенной тренировки. Формула самовнушения в ней краткая: «Покой — тяжесть — тепло. (Сердце и дыхание спокойны. Живот теплый. Лоб прохладный. Руки напряжены. Дыхание глубокое. Открыть глаза». Эффект будет точно таким же.

С этого уровня подготовленности релаксационные паузы могут стать органичной составляющей режима дня н проводиться не реже двух раз в день, способствуя нормализации психического состояния детей. Причина неуспеха в этой деятельности педагогов может быть только одна — бессистемность и перерывы в работе.

Тэги : аутотреннинг детские игры расслабление

#

Тэги : #

Высшая ступень аутогенной тренировки.

Аутотренинг

Высшая ступень аутогенной тренировки

Аутогенная медитация Шульца

Упражнения низшей ступени (АТ-1) воздействуют по преимуществу на вегетативные функции. С целью оптимизации высших психических функций И. Шульц разработал высшую ступень аутогенной тренировки (АТ-2), упражнения которой должны научить вызывать сложные переживания, приводящие к излечению от невроза через «аутогенную нейтрализацию» и «самоочищение» (катарсис).

Стандартные упражнения низшей ступени аутогенной тренировки Шульц считал лишь подготовкой к основному лечению, высшей ступени – аутогенной медитации – с помощью которой достигается аутогенная нейтрализация. Приемы такого самоочищения Шульц заимствовал из древнеиндусской системы йоги.

Шульц считал, что приступать к упражнениям в аутогенной медитации можно только после того, как тренирующийся научится вызывать ощущения, свойственные упражнениям первой ступени, уверенно и быстро за 20–30 секунд. После этого следует удлинять время «переживания» стандартных упражнений и научиться удерживать себя в состоянии аутогенного погружения длительное время – по 1 часу и более. Во время такого переживания («пассивной концентрации») у тренирующегося возникают различные визуальные феномены (облакообразные тени, линии, простейшие формы, цветовые пятна, различные статические и движущиеся объекты и образы). Шульц полагал, что этот подготовительный период к собственно медитативным упражнениям должен занимать 8 месяцев тренировки. Визуальные феномены возникают первоначально еще во время выполнения упражнений стандартной серии.

Дальнейшая подготовка состоит в длительном (30–60 минут) выполнении стандартных упражнений при наличии «раздражающих помех» – яркого света, шума, звучащего радио. Тренирующийся должен научиться, невзирая на помехи, вызывать и удерживать состояние «пассивной концентрации». Это достигается через 17–18 недель тренировки. И только не ранее 20-й недели можно приступать к систематизированной серии медитативных упражнений.

Первое упражнение медитации заключается в фиксации спонтанно возникающих цветовых представлений. После 2–4 недель такой тренировки тренирующийся начинает «видеть» вначале беспорядочно чередующиеся цвета, а затем на фоне перемежающихся цветовых бликов – один какой-либо цвет, доминирующий в поле зрения.

Второе упражнение медитации состоит в вызывании определенных цветовых представлений, «видений» заданного цвета, внушаемого психотерапевтом. Каждый цвет вызывает определенные переживания. Так, например, пурпурный, красный, оранжевый, золотистый и желтый цвета вызывают ощущение тепла. Синий цвет является холодным, голубой вызывает прохладу в области лба; черный и темно-пурпурный ассоциируются с неприятным чувством угнетения и общей тревоги. Второе упражнение осваивается за 2–16 недель. За это время пациенту следует научиться

вызывать у себя заданные цвета и связанные с ними эмоциональные ассоциации.

Третье упражнение медитации заключается в визуализации конкретных предметов. Шульц отмечал, что лишь немногие тренирующиеся могут легко вызывать у себя четкое «видение» конкретных объектов. Большинство представляют себе такие объекты «в общем» или в виде их характерных деталей. Тем не менее, если условия тренировки соблюдаются тщательно, то тренирующийся может научиться «видеть» конкретные предметы уверенно и ясно. Вначале это предметы, возникающие в воображении непроизвольно, а в дальнейшем – заданные объекты. Третье упражнение разучивается после 20–30 недель тренировки. В конце этого периода тренирующийся может «увидеть» среди неодушевленных конкретных предметов и самого себя.

Четвертое упражнение медитации К нему следует переходить после того, как тренирующийся уверенно овладеет «видением» при закрытых глазах. Тренирующийся фиксируется на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как «справедливость», «счастье», «истина» и т. п. Во время выполнения этого упражнения возникает поток представлений, строго индивидуальных, но поддающихся определению. Например, «свобода» ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии, понятие «детство» вызывает в памяти молоко, «энтузиазм» – образ Жанны д’Арк. Конкретные зрительные образы, ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению Шульца, выявиться подсознательному. Этот этап тренировки длится до 6 недель.

Пятое упражнение медитации. При длительном (30–60 минут) выполнении четвертого упражнения «пассивное внимание» концентрируется на определенных специфических ощущениях – «переживании некоторых ситуаций, связанных с возникновением желаний», «мощных и облагораживающих эмоций». Тренирующийся видит себя на берегу штормового моря или на вершине горы во время восхода солнца. Такие переживания возникают вначале спонтанно, следует научиться вызывать их произвольно и целенаправленно. Во время выполнения пятого упражнения тренирующийся нередко «видит» себя в центре воображаемой ситуации.

Шестое упражнение медитации. По контрасту с такой «эгоцентрической» картиной на следующем, шестом, этапе тренировки тренирующийся должен научиться вызывать образы других людей. Вначале следует концентрировать внимание на сравнительно безразличных образах (почтальон, торговец, шофер автобуса и т.  п.), так как отмечено, что визуализация лиц, связанных известными отношениями с тренирующимся (отрицательными или положительными), затруднена. Такие образы возникают труднее и являются неустойчивыми. Однако по мере освоения этого упражнения следует научиться вызывать образы не только «нейтральных» лиц, но и эмоционально окрашенные образы приятных и неприятных пациенту людей. Шульц отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько шаржированно, карикатурно, то есть их свойства, приятные или неприятные пациенту, подсознательно подчеркиваются, гиперболизируются. Постепенно эти образы становятся все более спокойными, «бесстрастными», смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации. Это служит показателем успешного освоения упражнения, начавшейся «аутогенной нейтрализации». Шестое упражнение считается окончательно освоенным после того, как тренирующийся научится вызывать в своем представлении одинаково «реалистично» как безразличных ему людей, так и симпатичных и неприятных.

В отличие от техники аутотренинга первой ступени описанные шесть упражнений не повторяются; по мере их освоения тренирующийся переходит к следующему этапу медитации. Например, освоив визуализацию конкретных предметов, нет необходимости вызывать бессюжетные цветовые представления.

Седьмое упражнение медитации , названное Шульцем «ответ бессознательного», завершает серию медитативных упражнений и является важнейшим в этой серии. На этой окончательной стадии медитативной тренировки тренирующийся достаточно овладел способностью к «пассивной концентрации», чтобы спросить себя: «Чего я хочу?», «Кто я такой?», «В чем моя главнейшая проблема?» и т. п. В ответ на такие вопросы подсознательное отвечает потоком образов, помогающих увидеть себя «со стороны» в разнообразных, в том числе и тревожащих ситуациях. Так возникает ситуация катарсиса, самоочищения и наступает «аутогенная нейтрализация», то есть излечение.

В качестве примера Шульц приводит один из протоколов выполнения седьмого медитативного упражнения. В ответ на вопрос

«Кто я?» тренирующаяся видит себя девочкой-дошкольницей, играющей в песке во время летних каникул. Играет она в одиночестве и у нее возникают мысли, что каждый, в сущности, одинок. Затем тренирующаяся видит своего отца на смертном одре, затем распятого Иисуса Христа, далее – своего друга, которого не видела много лет, различные сценки из прожитой ею жизни. Все эти быстро сменяющиеся картины «удивительным образом формируются в представлении истины» и дают «понимание истинного смысла реальной жизни и моего места в ней».

Приемы аутогенной нейтрализации Шульц заимствовал из древне-индусской системы раджа-йоги. Интересно, что описание упражнений АТ-2 в статье «Высшие ступени аутогенной тренировки и Раджа-йога» Шульц опубликовал раньше, чем сформулировал комплекс упражнений АТ-1. С помощью специально разработанных упражнений АТ-2 он стремился научить своих пациентов управлять эмоциями, оставаться спокойными, гасить волнение, владеть собой в непредвиденных ситуациях, то есть нейтрализовать аффект, успокаиваться.

Но вот интересный факт: упражнения АТ-1 («приготовительный класс», предварительная подготовка) получили широкое распространение во всем мире, а АТ-2, основной, по мнению Шульца, метод психического самовоздействия, ради которого, по его мысли, только и стоит затевать всю тренировку вообще, такого распространения не имеет. АТ-1 в различных модификациях применяется едва ли не во всех странах земного шара, и применяется с бесспорным успехом, а АТ-2 по Шульцу практически не используется ни в нашей стране, ни за рубежом, поскольку все попытки оказались безуспешными. Шульц считал, что нейтрализовать аффект и порождаемый им невроз можно, только изжив его, освободившись от него, «очистившись» от неприятных переживаний. Так же считал и З. Фрейд, разработавший несколько раньше свой метод психоанализа на основе катарсиса («катарсис» по-гречески – очищение).

Приемы, помогающие самоочищению, Шульц заимствовал из древнеиндусской религиозной и философской системы йоги. Сейчас трудно установить, чем руководствовался Шульц, сделав именно такой выбор. Не исключено, что известное влияние на него оказала мода – в начале прошлого века широкое распространение среди так называемой «культурной публики» получили различные мистические и оккультные течения, в том числе и философия йоги.

Именно в эти годы известный представитель школы йоги свами Вивекананда совершил триумфальное лекционное турне по городам Соединенных Штатов и Западной Европы, пропагандируя идеи йоги в противовес узкому «западному рационализму». Отголоски этих идей можно уловить у Р. Роллана, Р. Эмерсона, Дж. Лондона (в романе «Скиталец по звездам» или «Смирительная рубашка» он пытался описать технику, близкую к АТ-2). Приемы йоги использовал и К. С. Станиславский, создавая свою систему. Как бы то ни было, можно предположить, что, заимствуя приемы йоги для своей АТ-2, Шульц исходил из того, как они должны действовать, а не из того, как они действуют на самом деле, то есть его конструкция оказалась умозрительной.

Следует иметь в виду, кроме того, в чем сами йоги видели цель нейтрализации. Понимая жизнь в любых ее проявлениях как цепь страданий, они ставили перед собой задачу избавиться от страстей, привязанностей и тому подобных чисто человеческих «слабостей», обрести «нирвану» и с помощью такого состояния «бытия-небытия» (кстати, никем и никогда еще не достигнутого) избежать жизненных страданий. Даже если предположить на минуту, что такая цель достижима, правомерна ли она для человека, желающего оставаться человеком? Весьма сомнительно. Кто из нас захочет превращаться в бесчувственное бревно?

Приемы АТ-2 по Шульцу учат не бороться с препятствиями, а уходить от них, не укрепляют личность, а делают ее слабее, пассивней.

По мнению Г. С. Беляева, В. С. Лобзина, И. А. Копыловой и других специалистов в области аутогенной тренировки, приемы АТ-2 по Шульцу оказались терапевтически неэффективными, а попытки приспособить их для лечебной практики – безрезультатными. Авторы убеждены в существенной пользе, которую приносит тренировка первой ступени, как в лечебном, так и психопрофилактическом применении, однако, имея богатейший опыт в практическом применении аутогенной тренировки, они не знали людей, которые при помощи АТ-2 добились бы сколько-нибудь значимых результатов (олимпийского спокойствия, устойчивости к психотравмирующим факторам и т.  п.). Более того, они не знали никого, кто сумел бы овладеть АТ-2 или хотя бы изучить этот сложнейший комплекс приемов. Обычно энтузиасты АТ-2 останавливаются на стадии разговоров и намерений, а «достоверные» сведения о чудодейственном влиянии АТ-2 напоминают детскую игру в «испорченный телефон».

Изучение предложенных Шульцем приемов АТ-2 чрезвычайно громоздко и длительно (1–1,5 года). Если соотнести это с минимальным КПД в результате огромной затраты времени и усилий, то станет совершенно понятным, почему АТ-2 не может быть рекомендована для широкого применения. В лучшем случае они окажутся бесполезными, а в худшем – могут спровоцировать зрительные галлюцинации. Г. С. Беляев предлагает другой путь: приняв за основу понятный (и вполне доказанный) курс АТ-1, дополнить и разнообразить его другими упражнениями, имеющими целью тренировки высших психических функций, например упражнениями по моделированию эмоций, применительно к конкретной жизненной ситуации (активирующие, мобилизующие, успокаивающие, «сюжетное воображение», «репетиции успеха».

Аутогенная регуляция эмоциональных состояний

Отечественными авторами (Г. С. Беляев, В. С. Лобзин, И. А. Копылова, А. Г. Панов) разработан оригинальный комплекс упражнений высшей ступени аутогенной тренировки. Концепция авторов высшей ступени АТ базируется в первую очередь на данных психофизиологии эмоций. Основными в комплексе АТ являются приемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделирования эмоций.

Настроение и эмоции человека формируются главным образом под влиянием сведений из внешнего мира, прямых или косвенных. Информацию извне доставляют органы чувств – зрение, слух, осязание, обоняние, вкус, а также память, при известных обстоятельствах способная заменить любой из этих органов. Однако эти органы чувств доставляют мозгу различное количество информации и, следовательно, принимают неодинаковое участие в формировании эмоций.

Не менее 80 % информации люди получают с помощью глаз. Не вдаваясь в тонкости физиологии зрения, из этого обилия зрительной информации хотелось бы выделить цвет.

Цвет обладает строго определенным действием на нервную систему даже примитивных по сравнению с человеком живых организмов, например насекомых. Ученые изучали двигательную активность мушек-дрозофил в лучах различных частей спектра. Оказалось, что в красных и оранжевых лучах их активность наибольшая, а в голубых и фиолетовых – наименьшая. Как действует красный цвет на быка, знают не только матадоры. Почему это так, а не иначе, мы не знаем, но определенную закономерность вывести можем.

Вспомним семь цветов радуги в том порядке, в каком они расположены, и присловье, помогающее запомнить этот порядок: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый цвета. Располагаются они в порядке убывающей длины световой волны – самая длинная волна у красного цвета, самая короткая – у фиолетового.

Установлено, что длинноволновая часть видимого спектра действует возбуждающе (или мобилизующе), а коротковолновая – угнетающе (или успокаивающе). Красный, оранжевый и желтый цвета – цвета активности, а голубой, синий и фиолетовый – цвета покоя. Зеленый цвет нейтрален. Люди чувствуют себя беспокойно в помещениях, оклеенных красными обоями, а в комнатах с темно-синими обоями даже говорить стараются тихим голосом. «Багровый гнев», «тоска зеленая», «серая скука», «голубая мечта» – эти обиходные выражения лишний раз подтверждают, что цвет обладает не только мощным, но и определенным эмоциональным действием. Влияние цвета на эмоциональную сферу можно использовать в АТ.

Но одним только цветом зрительные впечатления человека не ограничиваются. Люди воспринимают и могут репродуцировать с помощью памяти куда более сложные картины. Это также способствует формированию эмоций по определенным правилам. Зная правила, можно их использовать. Находясь в узком стесненном пространстве (ущелье, узкая улица с высокими домами, тесная комната), люди испытывают состояние тревоги. Наоборот, широкие открытые пространства (степь, морской горизонт, просторное небо, широкая площадь), как правило, вызывают чувство покоя и уверенности.

Слух – следующий по значению и объему доставляемой информации орган чувств. Из многообразия звуковых впечатлений выберем музыкальные. Эмоциональное значение музыки бесспорно и общеизвестно. Его учитывали еще древние греки, когда пытались лечить нервные расстройства музыкой. С незапамятных времен в состав воинских частей входят военные оркестры; их задача подбадривать, воодушевлять солдат.

Широко используется музыка в церковной службе. Как много превосходной музыки написали великие композиторы прошлого по заказу церкви! А в наши дни разве не приводят в неистовство аудиторию ритмы современной молодежной музыки? Итак, музыка – генератор эмоций. Как она их вызывает? Мы делим музыку на грустную и веселую, полагая мелодию носителем эмоционального заряда музыки. Это не совсем так. Основной эмоциональный заряд музыки несет в себе ее ритм. Не только бравурный, но и грустный марш возбуждает, а вальс, веселый или грустный, успокаивает. Это хорошо знали создатели джаза, чья музыка в максимальной степени основана на ритме.

В отдельных случаях можно считать, что джазовая музыка – обнаженный ритм, ничего, кроме ритма. Недаром основная фигура в джаз-ансамбле – не скрипач и даже не пианист – исполнители мелодии, а ударник – хранитель ритма.

Ярким подтверждением этой мысли может служить «Грустный вальс» Я. Сибелиуса, созданный композитором под впечатлением смерти матери. Желая выразить музыкой печаль, Сибелиус так и назвал свое произведение – «Грустный вальс». Но не грусть навевает он на слушателей, а покой; и все психотерапевты, не сговариваясь, включают «Грустный вальс» в программу «Мелодии спокойного сна».

При использовании музыки в качестве средства, вызывающего заданные эмоции, нужно учитывать, что пользоваться проигрывателем или магнитофоном во время тренировок можно не всегда. Чаще человеку приходится вспоминать нужные мелодии. Но вспоминать можно только то, что известно, то есть знакомую музыку.

Нужно знать, что, вспоминая излюбленные мелодии, человек невольно будет вспоминать обстоятельства, при которых он их когда-то слышал. Вот эти-то «вторичные» воспоминания и будут тем рычагом, который может перевернуть его настроение.

Запахи также обладают эмоциогенным действием, не таким сильным и бесспорным, как цвет и музыка, но все же достаточным. Восприятие запахов и их оценка строго индивидуальны. Запах, который раздражает одного, может нравиться другому. Кроме того, с тем или иным запахом может быть связано приятное или неприятное воспоминание, отсюда и отношение к нему.

С целью моделирования настроения авторы разработали «упражнения сюжетного воображения» и так называемые «упражнения самоутверждения».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

2.6.2. Прикладные модификации аутогенной тренировки

2.6.2. Прикладные модификации аутогенной тренировки По форме организации процесса обучения различные методики аутогенной тренировки могут отличаться преобладающей ориентацией в способе подачи текста. В одних случаях преобладает направленность на использование во

2.7. Различные варианты методик аутогенной тренировки

2.7. Различные варианты методик аутогенной тренировки Как следует из приведенной выше характеристики метода аутогенной тренировки, в настоящее время он включает достаточно обширный набор различных версий и модификаций. Представляется важным привести несколько

2.7.3. Методики аутогенной тренировки в форме гетеротренинга

2.7.3. Методики аутогенной тренировки в форме гетеротренинга В качестве примера методики аутогенной тренировки, проводимой в форме гетеротренинга, приводится разработанный нами вариант одного из этапов по формированию навыков произвольной регуляции состояния с целью

Сеанс аутогенной тренировки

Сеанс аутогенной тренировки Слово «аутогенный» состоит из двух составных частей сложных слов: «ауто» (авто) — свой, собственный или основа «само…» и «генный» — связанный с происхождением (соответствует русскому «родной»). В целом переводится, как «возникающий в самом

Эффекты аутогенной тренировки

Эффекты аутогенной тренировки 1. Аутогенная тренировка является эффективным средством преодоления стресса, снятия эмоционального и физического напряжения. Это имеет огромное значение для профилактики психического переутомления (эмоционального выгорания,

Основной курс аутогенной тренировки (низшая ступень)

Основной курс аутогенной тренировки (низшая ступень) Прежде чем приступить к аутогенной тренировке, необходимо подготовить место для занятия: уменьшить освещенность комнаты, постараться оградить ее от посторонних звуков. Наиболее благоприятное время для тренировки –

Применение аутогенной тренировки в лечебных целях

Применение аутогенной тренировки в лечебных целях При освоении первых двух стандартных упражнений (тяжесть и тепло), как уже упоминалось, возникает особое состояние «аутогенного погружения», названное Шульцем «переключением», которое он определял как «понижение

Блог: Аутогенная тренировка — Школа социальной работы

Опубликовано: 28 апреля 2022 г.
Автор: Алисса К. Снид, магистр искусств, TLLP, геронтолог, сертифицированный студент

Описание аутогенной тренировки (АТ)

9 0003 Что такое АТ ?

Аутогенная тренировка — это метод самогипноза для релаксации, который может помочь уменьшить симптомы многих проблем со здоровьем, включая депрессию, тревогу и хроническую боль. Аутогенный означает «генерируемый изнутри» и использующий разум для расслабления тела (Бенор, 19 лет).96). Аутогенная тренировка позволяет человеку влиять на связь между телом и разумом, что, в свою очередь, влияет на реакции организма, такие как кровяное давление, сердцебиение и т. д., которые обычно не поддаются контролю (Payne, 2010).

Как вы это делаете?

Аутогенная тренировка завершается шестью стандартными упражнениями с целью вызвать тяжесть в теле, теплоту в теле, спокойствие в сердце и дыхании, мягкость и теплоту в желудке и, наконец, охлаждение лба (Шульц и Люте). , 1959). Формулировка фраз может быть изменена в соответствии с вашими предпочтениями (расслабление, спокойствие, умиротворение и т. д.), но цель каждого набора должна оставаться неизменной.

Набор 1: Тяжесть

Моя правая рука тяжелая,
Моя левая рука тяжелая,
Обе мои руки тяжелые.
Моя правая нога тяжелая,
Моя левая нога тяжелая,
Обе мои ноги тяжелые.
Я спокоен.

Набор 2: Тепло

Моя правая рука теплая,
Моя левая рука теплая,
Обе мои руки теплые.
Моя правая нога теплая,
Моя левая нога теплая,
Обе мои ноги теплые.
Я спокоен.

Комплект 3: Спокойное сердце

Мои руки тяжелые и теплые,
Мои ноги тяжелые и теплые,
Мои руки и ноги тяжелые и теплые,
Я в покое.
Мое сердцебиение спокойное и теплое,
Мое сердцебиение спокойное и размеренное,
Я спокоен.

Набор 4: Спокойное дыхание

Мои руки тяжелые и теплые,
Мои ноги тяжелые и теплые,
Мои руки и ноги тяжелые и теплые,
Я в покое.
Мое сердцебиение спокойное и теплое,
Мое дыхание спокойное и успокаивающее,
Мое дыхание дышит мной,
Я спокоен.

Комплект 5: Мягкий и теплый живот

Мои руки тяжелые и теплые,
Мои ноги тяжелые и теплые,
Мои руки и ноги тяжелые и теплые,
Я спокоен.
Мое сердцебиение спокойное и теплое,
Мое дыхание спокойное и успокаивающее,
Мой живот мягкий и теплый,
Я спокоен.

Набор 6: Холодная голова

Мои руки тяжелые и теплые,
Мои ноги тяжелые и теплые,
Мои руки и ноги тяжелые и теплые,
Я спокоен.
Мое сердцебиение спокойное и теплое,
Мое дыхание спокойное и успокаивающее,
Мой живот мягкий и теплый,
Мой лоб прохладный.

Историческое и культурное происхождение

Аутогенная тренировка была разработана немецким психиатром и неврологом Йоханнесом Шульцем в 1920-х годах и с самого начала широко использовалась в европейских странах (Benor, 1996). AT попал в Соединенные Штаты в 1963 году Вольфгангом Люте, который в 1959 году написал книгу AT в соавторстве с Йоханнесом Шульцем, и его популярность росла. AT происходит от гипноза, который популяризировал Франц Месмер в 1770-х годах (McKenna, 1993). Однако самые ранние упоминания о гипнозе были обнаружены в древних обществах Египта и Греции. На самом деле термин «гипноз» произошел от греческого слова «hypnos», что означает «спать». Индуистские Веды, религиозные тексты, возникшие в древней Индии, упоминают гипнотические методы около 1500 г. до н.э. (McKenna, 1993).

Философские и теоретические основы

Вегетативная нервная система (ВНС) состоит из двух основных ветвей: парасимпатической (ПНС) и симпатической нервной системы (СНС), которые обычно называют системами «отдых-и-переваривание» и «бегство-или-борьба». «ответы соответственно. ПНС — это система релаксации организма, которая, как следует из названия, способствует функциям организма в состоянии покоя и пищеварения, частота сердечных сокращений и артериальное давление ниже, а дыхание в этой системе спокойное (Waxenbaum, Reddy, & Varacallo, 2021). СНС представляет собой систему реакции организма на стресс, при этом в организме повышается кровяное давление и частота сердечных сокращений, прекращаются или прерываются пищеварительные процессы, а дыхание поверхностное, более быстрое, нерегулярное; ответ SNS активируется стрессом, будь то опасность, тревога или повседневный стресс. Долгосрочная активация ответа СНС может вызвать хронические заболевания физического здоровья, включая сердечно-сосудистые заболевания, такие как гипертония, болезни сердца и инсульты (Waxenbaum, Reddy, & Varacallo, 2021).

Считается, что аутогенная тренировка работает аналогично гипнозу и биологической обратной связи. Гипноз — это похожее на транс состояние, напоминающее сон, обычно вызываемое терапевтом, которое включает в себя уровень осознания, повышающий отзывчивость и восприимчивость (Orne, 2005). Биологическая обратная связь — это техника релаксации, используемая для управления функциями тела, которые обычно не в состоянии контролировать сознательно (Husney, 2021). AT влияет на ВНС и позволяет человеку контролировать функции тела, которые не контролируются сознательно, и позволяет телу выйти из СНС и вернуться в ПНС (Benor, 19).96).

Обзор литературы: влияние АТ на пожилых людей (в возрасте 60+)

Влияние на артериальную гипертензию b полезно для улучшения здоровья пожилых людей. Результаты показывают, что до и после применения АТ у пожилых людей наблюдалось значительное снижение артериального давления, что указывает на то, что АТ полезна для снижения активации ответа СНС (Sumantry & Limbong, 2020). Одним из ограничений, отмеченных в исследовании, была смешанная выборка. Исследование проводилось среди студентов-медсестер, родителей и пожилых людей из-за более высоких показателей гипертонии среди трех групп. Для повторения результатов необходимы дальнейшие исследования, специально изучающие влияние АТ на пожилых людей с гипертонией. Кроме того, в исследовании наблюдались группы до и после проведения лечения, но не было контрольной группы для сравнения результатов, чтобы точно получить представление об эффектах АТ по сравнению с отсутствием лечения (Sumantry & Limbong, 2020).

Воздействие на познание и эмоции

Согласно Krampen, 1996, AT оказывает значительное краткосрочное и долгосрочное воздействие на эмоции, связанные с развитием, и повышает позитивное отношение к старению, увеличивает чувство контроля и расширения возможностей в отношении старения, эмоциональной самости. -регуляция, уменьшение психосоматических жалоб и усиление внутреннего локуса контроля. Внутренний локус контроля — это вера в то, что результаты чьих-либо действий являются результатом их собственных способностей («хозяин своей судьбы») (Крампен, 19 лет).96). Двумя существенными ограничениями исследования были место проведения исследования и изолированная выборка. Исследование проводилось в Европе, и в выборку входили немецкие пожилые люди (расовая принадлежность не указана), которые не получали психиатрического или психофармацевтического лечения, жили в собственном доме и относились к среднему социально-экономическому классу. Повторное исследование с более разнообразной выборкой необходимо, чтобы по-настоящему понять влияние AT на когнитивно-эмоциональный статус пожилых людей.

Требуется обучение

Руководящим органом АТ-терапевтов является Британская ассоциация аутогенного обучения и терапии (BAFATT), созданная в 1984 г., но с 1999 г. известная как Британское аутогенное общество (BAS). В BAS есть стандартизированный метод обучения АТ и подготовки терапевтов АТ. Ранее, чтобы стать терапевтом АТ, нужно было иметь степень в области медицины, психологии, консультирования, ухода за больными или социальной работы, а также пройти трехлетний курс с частичной занятостью для развития клинической компетентности (Бенор, 19 лет).96).

Однако с 1999 г. сертификация AT не требуется для применения метода в США. Выполняя шесть подходов для достижения желаемого эффекта, АТ можно применять в ежедневной рутине ухода за собой. Однако существуют некоторые ограничения по возрасту, конкретным хроническим соматическим заболеваниям и тяжелым и стойким психическим расстройствам.

Самопомощь для социальных работников

Аутогенная тренировка также может быть применена в повседневной жизни социальных работников! Профессии, связанные с социальной работой и здоровьем человека, испытывают статистически больший стресс, чем любая другая профессия, а уровень выгорания на протяжении жизни составляет 75% (Autonomous, 2021). Как уже упоминалось, длительная активация СНС может увеличить риск сердечных заболеваний, гипертонии и инсульта, а также бессонницы, ожирения и психических расстройств, таких как депрессия и тревога (Autonomous, 2021; Waxenbaum, Reddy & Varacallo, 2021). . Было показано, что АТ эффективно снижает активацию ответа СНС и в долгосрочной перспективе снижает риск физических и психических расстройств (Benor, 19).96).

Практическое применение

Противопоказания и модификации

АТ не рекомендуется применять лицам, не испытывающим ориентированности на реальность, в том числе в состоянии активного психоза, бредовых состояниях, паранойе и диссоциативных состояниях. Кроме того, АТ не рекомендуется лицам с тяжелыми заболеваниями сердца или детям до 5 лет без медицинского наблюдения (Benor, 1996). Некоторые модификации практики AT включают в себя вариации языка и установок, закрытые или открытые глаза с опущенным взглядом, а также положение лежа или сидя в наиболее удобном положении.

Применение в социальной работе

AT можно применять на практике лично или профессионально с учетом ограничений. AT соответствует значению NASW Достоинство и ценность человека , поскольку оно «повышает способность и возможности клиента измениться и удовлетворить свои собственные потребности» (Национальная ассоциация социальных работников, 2022). Было показано, что AT расширяет возможности пожилых людей в отношении старения и увеличивает их внутренний локус контроля, следовательно, повышает их способность меняться и удовлетворять свои собственные потребности (Krampen, 19).96).

Просмотреть другие сообщения в блоге и ссылки, указанные выше.

Аутогенная тренировка, занятие 1 | Good Medicine

Дорожек нет, дорожки проложены ходьбой. Д — поговорка австралийских аборигенов

Вот раздаточные материалы и упражнения на аутогенную релаксацию из первого «урока» из восьми занятий по аутогенной тренировке (АТ). Этот первый «класс» концентрируется на расслаблении произвольных мышц рук и ног. Вероятно, имеет смысл сосредоточиться на этом как минимум на неделю или две, прежде чем переходить к следующему упражнению в последовательности. Последующие уроки учат расслаблять еще несколько систем организма. Пожалуйста, прочтите вводный пост об аутогенике, прежде чем приступать к любому из этих упражнений. Если вы надеетесь изучить АТ, чтобы помочь с физическими или психологическими симптомами, возможно, имеет смысл сначала поговорить с врачом, чтобы проверить диагноз и другие варианты лечения. Пока вы изучаете эти навыки, не практикуйте их, если вы управляете автомобилем или другими опасными механизмами.

При обучении этим навыкам в группах я обычно настаиваю на проведении первоначального индивидуального занятия с потенциальными участниками, чтобы проверить, подходит ли им изучение аутогенной тренировки. Если это так, я обычно рекомендую им оценить, с чего они начинают, заполнив несколько анкет, которые затем можно будет повторить в конце курса, чтобы увидеть, какого прогресса они достигли. Я спрашиваю, с какими целевыми симптомами или трудностями они больше всего нуждаются в помощи, и призываю их написать краткое описание на листе первоначальной оценки целевых симптомов и примерно оценить, насколько эти симптомы/трудности неприятны для них. В зависимости от того, как они себя чувствуют, я, вероятно, также попрошу их заполнить шкалы депрессии, беспокойства и, возможно, самочувствия. Есть много хороших стандартных вопросников, которые можно использовать — см., например, страницы этого веб-сайта на «Оценка депрессии» , различные формы «Оценка тревоги» ,   и варианты оценки «Благополучие и внимательность».

Сначала я призываю участников сосредоточиться на том, чтобы научиться вызывать реакцию расслабления, хотя я также упоминаю некоторые недавние открытия о важности позитивных эмоциональных состояний (см. ниже). Я говорю им, что снижение скорости обмена веществ (насколько быстро работает их «внутренний двигатель») можно измерить по потреблению ими кислорода. Как видно из диаграммы релаксации, вы довольно быстро сможете перейти в спокойное состояние, при котором уровень метаболизма будет меньше, чем в состоянии, которого вы достигли бы при полноценном сне! Это одна из причин, почему я подчеркиваю, что практика аутогеники совсем не похожа на «дремоту». Это может быть намного полезнее, чем это.

Я преподаю основные тренировочные позиции (см. лист «Основные замечания» ниже) и подчеркиваю, что все обучение представляет собой задачу и возможность для обучения навыкам (см. «Какого прогресса вы можете ожидать» ниже). Я провожу слушателей по самому первому упражнению (скачайте и проиграйте 11-минутный MP3-файл «Тяжесть рук») и попросите их практиковаться два раза в день в течение нескольких дней, прежде чем переходить ко второму упражнению (скачайте и проиграйте 13-минутный MP3-файл «Тяжесть рук и ног»). .

Я объясняю, что у большинства людей реакция релаксации проявляется как растяжка и тяжесть в крупных произвольных мышцах рук и ног. Однако некоторые люди могут ощущать расслабление как легкость, покалывание или какое-либо другое ощущение. Я говорю, что конкретный субъективный опыт не важен — просто относитесь к моим замечаниям о «тяжести» как к кодовому слову того, что вы лично испытываете, когда позволяете углубляющейся реакции расслабления. Я прошу людей вести записи своей практики (см. таблицу ниже) и время от времени практиковаться, не используя записанный мной голос. Это обучение практике без моего голоса не имеет решающего значения (некоторые исследования полностью полагались на практику релаксации, просто слушая записи), но это облегчает развитие прикладной практики во время повседневной деятельности в дальнейшем в курсе.

Неудивительно, что вы получите от этой практики ровно столько, сколько в нее вложите. Под этим я подразумеваю, что изучение нового навыка всего тела — это гораздо больше, чем просто развитие интеллектуального понимания. Рационально знать, как играть на фортепиано, и действительно уметь играть на нем — это очень разные вещи. Пока вы учитесь, старайтесь практиковаться не менее двух раз в день: первый раз перед тем, как приступить к работе, а второй раз на каком-то этапе во второй половине дня или вечером. Интересно, что вы должны бодрствовать, чтобы практиковать. Сеансы AT в постели не засчитываются в пару ваших ежедневных тренировочных упражнений — это потому, что будет слишком легко потерять концентрацию. Так что во что бы то ни стало практикуйтесь, чтобы помочь вам заснуть, но на этом этапе обучения постарайтесь также провести две формальные практики в течение дня.

Это требует решимости — причина, по которой может быть проще заниматься с учителем или в группе. Однако учтите: время — одна из самых демократичных вещей. У всех нас одинаковое количество часов и минут в сутках. «Недостаток времени для практики» не является корректным объяснением. Правда заключается в том, что мы, возможно, не поставили изучение АТ на достаточное место в нашем списке приоритетов. Думать об этом. Вы действительно хотите изучить этот вид практики? Как вы думаете, это могло бы помочь вам достойным образом? Если да, пожалуйста, поработайте над этим хотя бы несколько недель. Тогда у вас будет гораздо лучшее представление о том, стоит ли делать это частью вашей повседневной повседневной жизни.

На этом раннем этапе обучения может быть лучше практиковаться в то время, когда вы уже достаточно расслаблены. См. лист «Какого прогресса вы можете ожидать». Когда мы учимся водить машину, мы начинаем с тихого переулка. Позже, конечно, мы будем водить машину в часы пик — и, когда мы наберемся опыта, мы будем использовать Autogenics, чтобы помочь в периоды сильного стресса. Шаг за шагом. Определяется. Наслаждайся этим!

Autogenics слайды 1-6 — первые 6 слайдов Powerpoint в виде раздаточных материалов по 6 слайдов на страницу. Во время занятий я обычно проецирую эти и последующие слайды на стену, чтобы проиллюстрировать те моменты, которые я делаю в течение двухчасового тренинга.

Аутогенные слайды 7-14 — PowerPoint слайды 7-14.

Таблица начальной серьезности целевых симптомов — я часто спрашиваю людей, начинающих аутогенную тренировку, на что они больше всего надеются, что изучение этих методов поможет им. Я призываю их придерживаться одного или двух ключевых целевых симптомов/трудностей, кратко описывать их на этом листе и делать приблизительную оценку того, насколько они обычно неприятны. В конце курса хорошо повторить эту анкету.

Аутогеника, основные замечания — дает подробные сведения о позициях для практики тела и другие простые начальные советы.

Автогеника, какого прогресса можно ожидать? — в этой ознакомительной брошюре подчеркивается, что курс аутогенной тренировки связан с обучением навыкам, и проводятся параллели с другими видами деятельности по обучению навыкам, такими как обучение вождению или набору текста.

Аутогеника, реакция релаксации — на этом первом занятии по аутогенике я знакомлю людей со способом, которым мы можем замедлиться, снижая скорость метаболизма за несколько минут на больший процент, чем мы можем достичь за целую ночь сна.

Добавить комментарий